Стрессы в школьном обучении и стрессоустойчивость. Причины возникновения стрессов у школьников, их влияние на организм и пути выхода из стрессовых ситуаций

Министерство образования и науки Республики Казахстан

ГУ «Рудненский городской отдел образования» акимата города Рудного

ГУ «Гимназия №5»

Школьный стресс: как его преодолеть?
Направление : науки о человеке
Выполнила : Колпакова Алина,

6 а класс
Научный руководитель:

Хорошева Ирина Викторовна,

учитель самопознания

г. Рудный

2012 г.
Оглавление:


  1. Аннотация……………………………………………………………………. 3

  2. Введение.………………………………………………………………………4

  3. Основная часть:………………………………………………………………...6
3.1.Обзор литературных источников

3.2.Экспериментальная часть:…………………………………………………9

Цели и задачи исследования………………………………………….............9

Описание экспериментальных методов…………………………………….10

Описание экспериментальных данных………………………………………11

4. Заключение………………………………………………………………….....18

5. Список используемой литературы…………………………………………. 20

6. Приложение

7. Отзыв руководителя

АННОТАЦИЯ
В современной жизни стрессы играют значительную роль. Они влияют на поведение человека, его работоспособность, здоровье, взаимоотношения с окружающими и в семье. Что же такое стресс? Как он возникает, как влияет на организм человека и как с ним бороться? Что поможет предотвратить многие стрессовые ситуации с минимальным психологическими и физиологическими потерями. Ведь именно стресс является причиной многих заболеваний, как физических: мигрень, гипертония, сердечные боли, так и психологических: раздражительность, потеря аппетита, депрессия.

Предметом нашего исследования стали стрессы в школе, так как специалисты считают, что 20-40% негативных влияний, ухудшающих физическое и психическое здоровье детей, связано со школой, с некомфортными условиями процесса обучения.

В данной работе проведено исследование переживания школьного стресса учащимися 6 и 7 класса гимназии № 5, обработка результатов теста на школьную тревожность, сопровождающую школьный стресс, сделаны выводы о подверженности школьному стрессу учащихся и признаках его проявления, определены факторы, которые способствуют возникновению школьного стресса, сделаны практические рекомендации, проведено обобщение полезных советов для учащихся, учителей и родителей по профилактике стресса.

ВВЕДЕНИЕ

Школа одна из первых открывает перед ребенком мир социально-общественной жизни. Параллельно с семьей берет на себя одну из главных ролей в воспитании ребенка. Многие основные его свойства и личностные качества складываются в этот период жизни, от того, как они будут заложены, во многом зависит все его последующее развитие.

Удивительно, но еще два десятилетия назад понятия «детский стресс» не существовало. Однако последние исследования доказали, что дети, так же как их родители, страдают от страхов, избыточных нагрузок, сильного психологического давления…, в итоге каждый третий ребенок испытывает стресс. Причины могут быть самые разные: потеря близкого родственника, развод родителей, пропажа дорогих вещей, переход в другую школу, завышенные требования значимых людей к ребенку…

Но, конечно, самый сильный – это школьный стресс. Школа сегодня - серьезный психогенный фактор. По данным Института возрастной физиологии РАО, за последние пять лет заболеваемость детей выросла на 25 процентов. При этом число страдающих хроническими заболеваниями в старших классах увеличилось более чем на 50%. Свыше 70% школьников испытывают значительные трудности в усвоении школьной программы. Каждый пятый ученик к окончанию школы становится хронически больным. И только 5% выпускников могут быть признаны практически здоровыми.

Отсюда возникает закономерный вопрос, а есть ли методы борьбы со стрессом, как его предотвратить или хотя бы уменьшить негативное воздействие? Таким образом, возникла идея проведения исследования состояния учащихся с точки зрения переживания стресса в школе. Были определены объект, предмет, цели и задачи исследования, гипотеза.

Объект исследования – проявление школьного стресса в процессе обучения детей среднего школьного возраста.

Предмет исследования – причины возникновения школьного стресса у учащихся 6 и 7 класса.

Целью работы является

Гипотеза:

Цель, гипотеза, объект и предмет исследования определили задачи исследования:

Методы исследования:




  1. Статистические
База исследования: В нашем исследовании принимали участие 50 детей 6 и 7 классов гимназии № 5 по 25 человек в каждом.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1. Обзор литературных источников
Стресс - это напряжение состояния организма человека как психическое, так и физическое. Так, В.В. Суворова изучала стресс, полученный в лабораторных условиях. Она определяет стресс как состояние, возникающее в экстремальных условиях, очень трудных и неприятных для человека. В.С. Мерлин определяет стресс, как психологическое, а не нервное напряжение, возникающее в “крайне трудной ситуации”.

При всех различиях в толковании понимания “стресса”, все авторы сходятся в том, что стресс – это чрезмерное напряжение нервной системы, возникающее в весьма трудных ситуациях.

Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО (1) позволили выявить школьные факторы риска, которые провоцируют стресс, негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей. Директор Института возрастной физиологии РАО М. М. Безруких (2) выделяет следующий комплекс педагогических факторов риска (ранжированы в зависимости от силы влияния):

 стрессовая педагогическая тактика;

 интенсификация учебного процесса;

 несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;

 нерациональная организация учебной деятельности;

 функциональная неграмотность педагога;

 отсутствие системы работы по формированию здоровья и здорового образа жизни.

Виды школьного стресса (3)

1) Экзаменационный стресс, или «стресс получения оценки». При этом следует различать дистресс и естественное состояние волнения, напряжения, мобилизации, сопровождающее ребенка при ответе у доски, выполнении контрольной работы и т.п., которые не достигают непривычной для организма силы. При неправильной организации процедуры опроса, экзамена у ребёнка возникают негативные эмоции, чрезмерное для его организма напряжение, сопровождающиеся соответствующими психофизическими реакциями с их внешними проявлениями.

2) Информационно-временные дистрессы обусловлены перегрузкой учебных программ, заставляющей самих учителей постоянно спешить и торопить учащихся. Особенно травматична эта ситуация для флегматиков и учеников, отстающих по многим предметам. 45-минутный формат урока часто не позволяет учителю выполнить все необходимые процедуры: опросить, объяснить, дать задание, проверить, пронаблюдать, провести физкультминутку, воспитательную работу, проявить индивидуальный подход, восстановить дисциплину.

3) Коммуникативные дидактогении обусловлены психологически неграмотным построением общения с отдельными учениками или всем классом. Педагогическая техника способна оказать выраженное негативное воздействие на учащихся, которое вначале будет незаметно (латентные психогенные воздействия). Это приводит к отклонениям в поведении, появлению воспитательных проблем, к патологическим реакциям и психосоматическим нарушениям у ребенка.

4) Фрустрационные дидактогении обусловлены несправедливым отношением учителя, невозможностью ученика получить желаемую оценку, добиться ожидаемой похвалы учителя. При характерном для нашей системы образования приоритете негативных оценок, запретов, упрёков, порицаний многие школьники часто или практически постоянно находятся в школе в состоянии фрустрации, обусловленной нечуткостью отношения к ним взрослых, педагогической и психологической неграмотностью учителей, воспитателей.

5) К школьным стрессам можно отнести патогенные психофизиологические, эмоциональные состояния учащихся, обусловленные неблагополучным психологическим климатом в классах, конфликтами между учащимися, дидактогенным воздействием учителей, неправильно организованной системой проверки и оценки знаний учащихся (опросы на уроках, контрольные работы, тестирование, экзамены).

Следует различать два вида стресса по длительности и интенсивности воздействия: 1 - кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 - длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз. К сожалению, именно со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.

Важным является тот факт, что при стрессе исследователи отмечают у субъекта эмоциональное неблагополучие, которое выражается в тревоге, беспокойстве, растерянности, страхе, неуверенности (4).

Одно из направлений в исследовании беспокойства, тревоги идет по линии изучения тех физиологических и психологических особенностей личности, которые обуславливают степень данного состояния. Большое число авторов считают, что тревога является составной частью состояния сильного психического напряжения – “стресса” (5).

Школьный стресс сопровождает усиление проявлений личностной тревожности. Тревожность – это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации (6).

Так, А.М. Прихожан (7) указывает, что тревожность – это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности”. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. По определению Р.С. Немова (8): “Тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях”. Особую обеспокоенность психологов в последние годы вызывает процесс формирования тревожных состояний в условиях школы. Следствием такого неблагоприятного воздействия часто является нарушение психологического здоровья обучающихся.

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Переживание неблагополучия в условиях школы обозначается по-разному: «школьный невроз», «школьная фобия», «дидактогения». Каждое из определений указывает на отдельные состояния школьников, характеризующиеся комплексом переживаний, ведущих к эмоциональной неустойчивости, лабильности и дезадаптации.

Основные причины школьной тревожности: конфликт между потребностями ребенка; противоречивые требования со стороны родителей и педагогов; неадекватные требования, не соответствующие психофизиологическому развитию ребёнка; конфликт воспитательной системы школы; негибкая, догматическая система воспитания в школе.

К основным проявлениям школьной тревожности, в частности, относят такие: учащийся часто отвечает не по существу, не может выделить главное; долго переживает неудачи в течение урока; с трудом настраивается на занятия после перемены, подвижной игры; при неожиданном вопросе учителя учащийся часто теряется, но, если дать время на обдумывание, может ответить хорошо; долго выполняет любое задание, часто отвлекается; требует к себе постоянного внимания со стороны учителя; по малейшему поводу отвлекается от выполнения задания; заметно не любит урок, томится, активность проявляет только на переменах; не умеет прилагать усилия, если что-то не получается, прекращает работу, ищет какие-то оправдания; почти никогда не отвечает правильно, если вопрос поставлен нестандартно, если требуется проявить сообразительность; после объяснения учителя с трудом выполняет аналогичные задания; затрудняется применять ранее усвоенные понятия.

3.2. Экспериментальная часть

Цели и задачи исследования

Целью работы является исследование школьного стресса в условиях образовательного процесса.

Гипотеза: – выявление факторов стресса у учащихся поможет учителю, родителю и самому учащемуся в преодолении стресса и профилактике стрессовых ситуаций.

Цель и гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. изучить феномен стресса и школьного стресса в психологии;

2. проанализировать проблемы и причины школьного стресса;

3. провести диагностику школьного стресса у учащихся 6 и 7 классов;

4. исследовать факторы, влияющие на подверженность школьному стрессу с помощью теста Филипса;

Описание экспериментальных методов

Методы исследования:

  1. Теоретические - анализ и обобщение: изучение и анализ научных источников по проблеме исследования;

  2. Эмпирические - экспериментальное исследование школьного стресса у детей среднего школьного возраста с помощью теста, предназначенного для определения школьной тревожности Филлипса.

  3. Статистические (математические)

Методика Филлипса

Для выявления факторов тревожности, влияющих на эмоциональное состояние ребенка, его учебу и деятельность, взаимоотношения с окружающими, был проведен тест Филлипса на выявление уровня школьной тревожности.

Опросник школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые предлагались школьникам в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.
Описание экспериментальных данных
Результаты нашего исследования среди учащихся 6 и 7 класса гимназии № 5 отражены в таблице 1 и таблице 2.

Таблица 1
Результаты

7 класс


Факторы

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

Общая тревожность в школе

18

6

1



23

1

1



20

4

1

Страх самовыражения

18

2

5



21

3

1



19

6

0



23

2

0



18

6

1

Как мы видим, по результатам исследования (таблица 1) тревожности в школе с помощью теста Филлипса у учащихся 7 класса, повышенный и высокий уровень по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 7 подростков, т.е. 28% испытуемых. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

Нормальный уровень тревожности в школе имеют 18 школьников, что составляет 72% испытуемых. Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

Высокий процент испытуемых, 92% (23 человека), не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные. Однако, есть 2 семиклассника, переживающих социальный стресс на повышенном и высоком уровне. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.

Сравнительно небольшой процент школьников, 20% – 5 человек, испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на повышенном и высоком уровне. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют школьника на неудачу, а успехи его воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в свои силы и способности. Однако, влияние этих факторов у учащихся с повышенным уровнем фрустрации, не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.

У 20% испытуемых (5 человек) присутствует страх самовыражения. Этот факт свидетельствует о том, что они переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя.

Несколько повышен уровень страха самовыражения у 2-х школьников в связи с чем мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми.

18 школьников 7 класса не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии. Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.

Кроме того, сюда примешивается еще несколько повышенный уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих, который выявлен у 6 школьников (24 %). Это, скорее всего, свидетельствует о том, что школьники в некоторой степени ориентированы на мнение и оценку окружающих, но не зависимы от нее.

76% испытуемых данной выборки (19 человек) не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих. Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.

1 школьник испытывает сильный, и 3 школьника – менее сильный страх в ситуации проверки знаний. Скорее всего, это объясняется тем, что эти школьники несколько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.

У 28% испытуемых (7 школьников) повышенное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями.

Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе, что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.

Небольшое число школьников (2 человека, 8%) имеют высокую тревожность вследствие сниженной физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом.

92% испытуемых, 23 школьника, имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу, что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.

Таблица 2
Результаты школьной тревожности по методике Филипса

6 класс


Факторы

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

Общая тревожность в школе

15

7

3

Переживание социального стресса

20

3

2

Фрустрация потребности достижения успеха

18

5

2

Страх самовыражения

18

2

5

Страх ситуации проверки знаний

19

4

2

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

19

3

3

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

21

2

2

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

16

6

3

По результатам исследования (таблица 2) тревожности в школе с помощью теста Филлипса у учащихся 6 класса, установлено, что фактически все показатели школьной тревожности у шестиклассников выше, чем у семиклассников. Появляются в большем количестве учащиеся, имеющие показатели высокой тревожности.

Повышенный и высокий уровень по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 10 младших подростков, т.е. 40% испытуемых. Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а так же, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

Выше показатель социального стресса у учащихся 6-х классов. Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным. Можно предположить, что в классе еще продолжается формирование школьного коллектива и межличностных отношений, тем более что класс сформирован в прошлом учебном году (с 5 класса дети обучаются в гимназии).

Повышен также сравнительно уровень фрустрации достижения успеха. Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в поведении таких детей наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов.

Более выражен и страх ситуации проверки знаний. Возможно, это связано с тем, что эти школьники несколько неуверенны в себе, собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции. Здесь может присутствовать и недостаточный уровень развития учебных навыков и проблемы подготовки домашних заданий.

Большее число школьников (4 человека, 16 %) имеют высокую тревожность вследствие сниженной физиологической сопротивляемости стрессу. То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом.

У 36% испытуемых (9 школьников) повышенное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями. Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе, что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.

На основании всех результатов проведенного исследования школьной тревожности как проявления школьного стресса можно сказать о более выраженных его признаках у учащихся 6 класса. Особенно тревожными остаются ситуации общения с учителем, ситуации проверки знаний и страх самовыражения, что создает более высокую общую тревожность шестиклассников в школе.

Таблица 3

Результаты школьной тревожности по методике Филипса

в 6 и 7 классах


Факторы

Нормальный уровень

Повышенный уровень

Высокий уровень

6 кл.

7 кл.

6 кл.

7 кл.

6 кл.

7 кл.

Общая тревожность в школе

15

18

7

6

3

1

Переживание социального стресса

20

23

3

1

2

1

Фрустрация потребности достижения успеха

18

20

5

4

2

1

Страх самовыражения

18

18

2

2

5

5

Страх ситуации проверки знаний

19

21

4

3

2

1

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

19

19

3

6

3

0

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

21

23

2

2

2

0

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

16

18

6

6

3

1

Заключение

Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что высокий и повышенный уровень школьной тревожности, сопровождающий переживание школьного стресса, выражен у учащихся 6 и 7 классов, в 56 % случаев.

Если проанализировать, сколько учащихся не проявили ни по одному из показателей повышенного или высокого уровня, то можно сделать выводы, что 13 учащихся 7 классов и 17 учащихся 6 класса, то есть, 60% от всего числа испытуемых, расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п., что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для многих детей является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.

Стоит заметить тот факт, что процент школьников, испытывающих общую тревожность в школе и страх самовыражения, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей в школе тревожит оценка учителя, как взрослого, их возможностей и достижений, их индивидуально-личностных особенностей. И отсюда у учащихся появляется страх в самовыражении, негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Гипотеза нашего исследования полностью нашла свое подтверждение. Пользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван:

1. Плохой подготовкой к урокам;

2.Боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;

3. Заниженной самооценкой;

4. Предъявлением со стороны учителя высоких требований;

5. Домашними неприятностями;

6. Высокими требованиями родителей;

7. Недостаточным вниманием и поддержкой родителей;

8. Отсутствием реакции учителя и родителей на успехи ребенка.

Выявление указанных факторов стресса у учащихся в каждом из индивидуальных случаев поможет учителю, родителю и самому учащемуся в преодолении стресса и профилактике стрессовых ситуаций. В целях практического применения в обучении и воспитании детей младшего подросткового возраста нами предложено пособие по профилактике школьного стресса.

Литература:


  1. Л.Г.Федоренко. Психологическое здоровье в условиях школы. – С-Пб.: КАРО, 2003.

  2. М.М.Безруких. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.

  3. Вестник практической психологии образования. – Дек. 2004. - № 1.

  4. Здоровье школьника. - Март 2006. , № 3

  5. Е.В. Козлова. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 1997.

  6. Б.Кочубей, Е. Новикова. Лики и маски тревоги / Воспитание школьника – 1990, № 6.

  7. А. М. Прихожан. Причины, профилактика и преодоление тревожности // “Психологическая наука и образование”. – 1998, № 2.

  8. Р. С. Немов. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: “ВЛАДОС”. – 1999, 287 с.

социального педагога МБОУ СОШ № 55 города Краснодара

Гайдадиной Т.П.

по теме: «Профилактика школьного стресса и формирование жизнестойкости у подростка»

В условиях социально- экономических преобразований в Российской Федерации обостряется противоречие межу растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и значительно ухудшающимся здоровьем детей и подростков.

Культура здоровья должна не изучаться, а воспитываться.

Психологическая основа этого - мотивация на ведение здорового образа жизни. Неотъемлемой частью культуры здоровья является информированность в вопросах здоровья и здорового образа жизни. Как добиться успеха в жизни, как приобщиться к культуре здоровья -ответы на все эти вопросы ребёнок хочет получить от взрослого. И тогда полученная информация имеет максимальные шансы быть использованной на практике. Обучение вопросам здоровья, воспитание культуры здоровья, использование здоровьесберегающих технологий составляет единое целое- дорогу к здоровью.

Подростковый период, несмотря на относительную кратковременность, один из наиболее сложных периодов жизни человека. Именно в этот период преимущественно происходит формирование характера и разнообразных жизненных навыков, к одним из них относится формирование жизнестойкости.

Сегодня в сохранении здоровья человека особенно важную роль играет его поведение. Действительно, условия жизни большинства людей не идеальны: растут психологические нагрузки, стресс становится привычным явлением. Поведение человека способно воздействовать на здоровье, либо улучшая, либо ухудшая его.

Подростковый возраст (пубертатный период) считается одним из кризисных этапов в становлении личности человека. Именно в это время подросшему ребёнку тяжелее всего бороться со стрессом, а вызвать его может что угодно. Иногда стресс помогает «держать удары судьбы» и упорно добиваться поставленных целей. Но если стрессовые ситуации на прекращаются, становятся постоянными и переходят в хроническую фазу, последствия могут быть очень неприятными.

По данным исследователей к десятому классу 45-50% школьников имеют различные формы неврозов, отклонения со стороны нервной системы. В последние годы наблюдается значительное ухудшение нравственно-психологического климата в школах. У подростков наблюдается высокий уровень тревожности, снижение оптимистического восприятия будущего, переживания душевного дискомфорта, агрессивность, конфликтность поведения. У большей части (около65%) школьников доминирует низкий уровень настроения, у трети- средний, высокий – у менее 10%.Многие семиклассники и девятиклассники переживают разочарование и жизненный пессимизм.

По классическому определению Г. Селье стресс – это неспецефический ответ организма на предъявленное ему требование. Этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникших трудностей и приспособление к возросшим требованиям.

Часто в школе может возникнуть эмоциональный стресс- это состояние напряжения физиологических функций организма, вызванное длительным воздействием эмоционально значимого для индивида раздражения. Основной причиной эмоционального стресса являются так называемые конфликтные ситуации, в которых человек по тем или иным причинам длительное время не может удовлетворить ведущую жизненно необходимую социальную и биологическую потребность. Это приводит к формированию непрерывного эмоционального возбуждения отрицательного характера.

Распространённые причины стресса у подростков.

Переход в другую школу . Когда родители переезжают из одного района города в другой или уезжают вовсе в другой регион, дети вынуждены следовать за ними и оставлять привычное для себя окружение ребёнок должен поменять школу, найти новых друзей, адаптироваться к новому окружению и вписаться в новые социальные группы. Бывает так, что дети трудно адаптируются к таким измене6ниям, и это может стать причиной тяжёлого стресса в жизни подростка.

Издевательства в школе. Запугивание одних детей другими- извечная школьная проблема. Обязательно найдётся один человек, который будет прилагать дополнительные усилия, чтобы удовлетворить свои эгоистические интересы. Чтобы получить то, что ему сильно хочется, он может прибегнуть к физическому насилию или словесным оскорблениям Если ребёнок стал жертвой издевательств, то для него это означает постоянный стресс. Он будет чувствовать себя загнанным в глухой угол, из которого нет выхода, и жить в постоянном страхе.

Трудности с учёбой. Неспособность понять определённые темы или трудности в изучении некоторых школьных предметов являются одной из распростанённых причин стресса у подростков. НЕ каждый ребёнок обладает способностями, позволяющими схватывать всё на лету. Некоторые дети нуждаются в дополнительном внеклассном обучении, чтобы ухватить суть темы или предмета.

Низкая успеваемость подростка может стать причиной высокомерного отношения к нему или насмешек как со стороны одноклассников, так и учителей. В результате подросток будет чувствовать себя изгоем. А если родители дома будут оказывать дополнительное давление, то всё это в совокупности даст стресс очень высокого уровня напряжённости, что ещё больше усугубит проблемы ребёнка.

Вопросы взаимоотношений. Стрессы, вызываемые результатами определённых взаимоотношений или событий, встречаются часто. Развод родителей, начало их раздельного проживания, смерть члена семьи и другие события могут спровоцировать стрессовое состояние. Неожиданные «открытия», когда подросток впервые узнаёт о том, что скрывалось отнего до сих пор, приводит к эмоциональным потрясениям.

Перегибы с внешкольной деятельностью. Занятия в спортивных секциях, музыкальных школах, кружках, студиях или посещение других внеклассных занятий, несомненно, оказывает воздействие на нервную систему подростка. Постоянное балансирование между школой и внеклассными занятиями может оказаться тяжёлым бременем для неокрепшего мозга ребёнка. Когда подросток, желая преуспеть везде, в конце концов, не выдерживает давления, наступает хроническая усталость, и все попытки сконцентрироваться не дают результатов.

Старание оправдать надежды. Старание постоянно соответствовать высоким ожиданиям родителей. «Ты должен быть лучшим во всём!», также может стать причиной хронического стресса. Несправедливо и неправильно ожидать, что ребёнок должен преуспеть в любом виде деятельности. Постоянные требования и мониторинг со стороны родителей2 всего, чем занимается ребёнок, может истощить его эмоционально и физически.

Различают следующие виды симптомов, которые указывают на возможное воздействие стрессовых факторов на школьника:

Эмоциональные – раздражительность, тревожность, различные страхи, низкий эмоциональный фон и др.

Поведенческие - отсутствие последовательности в действиях, неспособность сконцентрироваться на каком –либо занятии, проявление неуважения или повышенной агрессивности по отношению к другим людям.

Познавательные- нарушение концентрации внимания, снижение интеллектуальных способностей.

Заметив у подростка один из перечисленных признаков, мы не можем быть полностью уверены в стрессовом воздействии, необходимо более подробное изучение и наблюдение за школьником. Вместе с тем сочетание нескольких симптомов указывает на возможное стрессовое состояние, в котором находится подросток. В этом случае возникает необходимость снижения остроты переживаний трудных жизненных ситуаций, и превращение их в собственные ресурсы. И здесь неоценимую помощь может оказать такой мощнейший личностный ресурс как жизнестойкость. Он есть у каждого человека, однако не каждый может его обнаружить и использовать.

Используемая литература:

- «Профилактика наркомании среди детей и подростков в образовательных учреждениях». Информационно-методические материалы Краснодар 2014.

- «Формирование здорового образа жизни и безопасного поведения детей и подростков». Информационно-методические материалы Краснодар 2015.

Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди школьников. Авт. М.Ю.Григорьева, Е.В.Топоркова. Москва. «Школьная пресса, 2012

Совсем недавно психологи считали стресс проблемой исключительно взрослых, Специалисты все чаще говорят о случаях возникновения такого психологического состояния и у детей, что стало причиной введения термина «школьный стресс».

Детская психика слабее психики взрослого, поэтому стресс у школьников возникает и проявляется иначе.

Современная жизнь школьников полна информационных и психологических нагрузок, которые их организмы не могут самостоятельно перенести.

Первый день в школе -большой стресс для ребенка

Школа и психологическое воспитание

Психологическое состояние ребенка, идущего в 1 класс, претерпевает значительные изменения. Это волнующий момент для ребенка и его родителей. Попав в новое для себя окружение, ребенок не должен замкнуться в себе. Первоклассник еще не умеет находить контакт со сверстниками. Помочь ему адаптироваться в школе должны родители и педагог.

Учащимся в 1 классе очень сложно перейти на новый социальный уровень. Связано это с расширением круга общения. Теперь ребенка окружают не только близкие люди, но и сверстники. К нему предъявляются новые требования. Ребенок становится жертвой стресса, начинается его психологическое воспитание.

Роль учителя — помочь адаптироваться к школе

Психическое состояние человека отражается на его здоровье. Существует гипотеза стрессовых ситуаций, появившаяся благодаря Г. Селье. Ученый установил влияние накопления стрессов с процессом старения. Адаптивный синдром как истощение организма в результате накапливания переживаний и плохих эмоций, становится причиной возникновения патологических изменений в работе внутренних органов. Те люди, которые регулярно подвергаются стрессовым ситуациям, чаще подвергаются заболеваниям.

Избежать первокласснику появления стрессовых ситуаций самостоятельно очень сложно.

Родители и педагоги закладывают стрессоустойчивость ребенка, или могут сделать стресс первоклассника менее опасным.

Памятка для родителей первоклассника

Классный час

Формирование подготовленной к новым социальным условиям личности складывается из большого количества нюансов. Подготовка школьников к правильному восприятию учебного процесса и коммуникабельности лежит на плечах классного руководителя. Прибывшие в учебное заведение дети, чужие друг другу, плохо адаптируются к тем требованиям, которые перед ними ставит школа. Поэтому классный руководитель должен поближе узнать каждого ребенка, его способности и умения.

Для выявления всех личностных особенностей важна открытая беседа с детьми. Лучше всего использовать классные часы. Следует проводить беседы с учащимися на тему общего представления о стрессах. Учитываются личные переживания учащихся, а также сформированные на примерах и словах родителей. Школьники воспринимают стресс как психологическое состояние, полученное из-за воздействия негативных эмоций.

Кроме разговора о стрессах, следует касаться и других важных вопросов психологии. Хорошим примером является сила воли, воспитать которую в ребенке должны как родители, так и преподаватель.

Факторы риска

Учащиеся младших и средних классов ежедневно страдают от физической и умственной усталости, поддаются определенным эмоциональным нагрузкам. Иногда это приводит к серьезным психологическим проблемам, стрессу.

Фактор стресса — детские конфликты

Вредоносные факторы:

  • отсутствие взаимопонимания со сверстниками;
  • боязнь преподавателя;
  • боязнь получить низкую оценку;
  • предстоящие контрольные работы и экзамены и др.

Признаки стресса у школьников

Когда у ребенка стресс от школы, заметить это просто. Симптомы этого психологического состояния чаще всего проявляются в поведении. У ребенка может быть психологическая подавленность, приступы агрессии и т. д. Специалисты уверены, что психологическая картина состояния человека всегда имеет более широкий спектр признаков:

  1. Физиологические. Проблемы со сном, утомляемость и психосоматические заболевания.
  2. Эмоциональные. Раздражительность, тревожность, заниженная самооценка и др.
  3. Поведенческие. Агрессия, проблемы с концентрацией на учебе, неуважение в отношении другого человека и т. д.
  4. Познавательные. Отсутствие интереса к учебе, снижение интеллектуальной деятельности.

Нежелание идти в школу — признак стресса

Заметив один из признаков стресса, родители или учитель должны понаблюдать за изменением психологического состояния малыша. Длительное присутствие одного из признаков или же их комплексное проявление требуют профессиональной диагностики. Задача преподавателя – помочь учащемуся бороться с психологическими проблемами.

Диагностика стресса у детей и подростков

Родители могут узнать только примерные причины возникновения стресса. В этом поможет методика диагностики стрессоустойчивости, составленная психологами в виде опроса или интервью, а также же способ «Поговорим молча».

Интервью-тест

Такая диагностика состоит из 4 важных этапов, по итогам которых проводится оценка психологического состояния пострадавшего.

Беседа психолога с ребенком

Установка контакта

  • Беседа с ребенком. Психолог спрашивает о травматических событиях, повлиявших на его психологическое состояние. Такое общение помогает предрасположить ребенка к доверию, снять его тревожность, а также усталость.
  • Скрининг. Детальный сбор информации о травматических ситуациях, в результате которых определяются основные факторы стресса, вносимые в протокол в виде шкалы клинической диагностики (отмечается буквами A, В, С, D).
  • Опрос. Пострадавшему задаются вопросы, на которые следует дать простые ответы – да или нет. В тест входят 42 вопроса. Задается чаще всего только часть из них – те, что имеют существенное значение для определенного клинического случая. Данные заносятся в протокол.
  • Оценка. После полного сбора информации производится ее оценка и определяется характер стресса. Также важно провести завершающую беседу с ребенком. Чаще всего она проводится в неофициальной форме, развитие которой позволит предотвратить усталость, подавить негативные эмоции, полученные от воспоминания психологических травм.

Метод «Поговорим Молча»

Этот метод диагностики наиболее популярен для выяснения конфликтный ситуаций у детей и подростков. Преимущество метода – возможность использовать его с любыми людьми в совершенно разных условиях. Он позволяет получить новый опыт взаимодействия пострадавшего с обидчиком, что делает его терапией. Все, что нужно – это один чистый лист и 2 разных фломастера.

Психологическая помощь для ребенка очень важна

Для проведения эксперимента необходимо посадить рядом друг с другом двух школьников и выдать им 1 листик бумаги на двоих, положив рядом фломастеры. Все это делается молча. Пара должна:

  • Определиться с фломастерами.
  • Рисовать на одном листе не менее 5 минут.
  • Совместно придумать название для рисунка.

С первых мгновения проведения теста необходимо тщательно следить за школьниками. Учитывается то, как производится выбор фломастера – идет ли кто-то на уступки, доволен ли собственным выбором и т. д. После того как рисунок будет готов, его обследуют на разделение пространства и преобладание 1 из 2 цветов. Важно и то, что изображено на рисунке, совпадают ли фигуры и т. д.

Если результат терапии не дал четкого результата, психолог может задавать дополнительные вопросы о том, как работалось тому или другому человеку в паре, какие идеи у них возникали во время рисования и др.

Как избавиться от стресса

Некоторые дети хорошо идут на контакт со своими близкими, не скрывая причины стресса. Но чтобы ребенок поделился беспокоящими его проблемами, важно обеспечить подходящие для этого условия:

  1. Увести ребенка подальше от возможного источника стресса. Можно отправиться на прогулку в парк, в кино или кафе.
  2. Отвлечь его от негативных признаков стресса играми или свободным общением в развлекательной форме.
  3. Завести разговор о беспокойствах, которые мучают ребенка.

Не стоит оказывать психологическое давление на пострадавшего. Близкий человек всегда должен контролировать себя и свои эмоции, уступая ребенку. Спасителями школьника могут оказаться школьный психолог и классный руководитель.

Педагоги решают такие проблемы чаще всего познавательными играми, общением, активными физическими упражнениями и постоянной сменой тактики общения. Цель такой терапии – внушить доверие и оказать поддержку. Терапия способствует улучшению стрессоустойчивости.

По данным института возрастной физиологии, школа является причиной до 40% всех факторов, ухудшающих условия жизни детей. Известно, что в школу приходят около 20% детей с нарушениями психического здоровья пограничного характера, а уже к концу первого класса их оказывается 60–70%.

Ведущую роль в таком быстром ухудшении здоровья детей играет школьный стресс. Одна из главных причин его возникновения — проблемы с адаптацией у детей. Поступление в первый класс, переход в среднюю школу (5 класс), «профилизация» в старшей школе или переход из одной школы в другую в связи с переездом приводят к серьезным проблемам: ребенок лишается поддержки старых друзей, ему приходится привыкать к новым одноклассникам и педагогам.

Функция начальной школы – не только развить индивидуальные способности детей, научить необходимому, но помочь им адаптироваться. Адаптированный ребенок болеет гораздо реже. Специалисты по детскому здоровью отмечают, что в российских школах часто оказываются дети, просто не получившие элементарных навыков общения. Ситуация, когда ребенок из богатой семьи почти не общается со своими сверстниками, так как родители считают это «вредным», не так уже редка. Поэтому при выборе школы необходимо обращать внимание на социализацию маленьких детей в дошкольном отделении и начальной школе. Такая социализация ребенка в коллективе с самого раннего возраста – очень важный фактор сохранения его здоровья в последующих классах».

Однако даже адаптировавшийся к коллективу учащийся не всегда готов заниматься в режиме «нон-стоп». Непродуманная структура учебных курсов, острая нехватка времени, сопровождающая школьную жизнь детей с первого до последнего года учебы и другие факторы тоже ведут к стрессу и болезням. По данным Министерства образования, за последние 60 лет ежемесячная учебная нагрузка увеличилась на 100%. Еще один деструктивный фактор – «школьное соревнование», следствием которого становится стремление к успеху любой ценой. Хорошо, если учеба дается ребенку легко, и он учится с интересом. Но иногда участие в таком «соревновании» дается ценою огромного напряжения сил или превращается в унизительное «вымаливание» хорошей оценки. Учащиеся нередко становятся «заложниками» таких явлений, как настроение учителя, его отношение к данному ребенку или субъективности его личных представлений о критериях оценивания.
Некоторые склонны полагать, что на здоровье ребенка в школе влияет сопутствующее медицинское сопровождение. Однако это лишь верхушка айсберга. Корни проблем здоровья ребенка редко бывают исключительно медицинскими. Если дети перегружены, они заболевают быстрее. Некоторые школы (в основном частные) применяют специальные методики, развивающие память, внимание, мышление, воображение, предметно-речевые навыки (слушание, говорение, чтение, письмо).

В то же время далеко не только стресс становится причиной болезней школьников. Часто за это «ответственны» хирургическая и ортопедическая патология (нарушение осанки, плоскостопие), а также ЛОР-патология и глазные болезни. Довольно часты вегето-сосудистая дистония, неврологические нарушения, аллергические заболевания, эндокринные нарушения. Установлено пятикратное увеличение распространенности нарушений осанки у школьников от начала до окончания обучения. Считается, что 64% случаев сколиоза формируется из-за неудобной школьной мебели.



Понятие «школьный стресс» появилось давно, пожалуй, с возникновения первых школ. Ведь стресс это неотъемлемая часть нашей жизни. Он возникает тогда, когда человек сталкивается с требованиями, которые превышают нашу способность к ответу. Состояние стресса вызывает эмоциональную напряженность, страх, тревогу.

Следует различать два вида стресса: 1 — кратковременный, активизирующий внутренние резервы организма, заставляющий двигаться к новым достижениям, изучать новое, находить ответы на сложные вопросы, задаваемые самой жизнью; 2 — длительный, разрушающий, дезорганизующий, такой стресс со временем может перерасти в невроз или психоз. К сожалению, именно со вторым видом чаще всего в настоящее время сталкиваются школьники.

Со школьным стрессом дети сталкиваются буквально с первых дней пребывания в школе. Это связано с тем, что часто дети не готовы к новой для них роли школьника, к выполнению требований учителя как к пониманию и запоминанию нового материала, так и к поведению во время урока и на переменах. Также источниками школьных стрессов являются: постоянный рост потока информации; трудности в отношениях с одноклассниками, учителями, особенно это касается детей, которые до школы не посещали детский сад, какие-либо кружки или секции, в которых они могли бы приобрести необходимый опыт общения. Проблемой является также чрезмерная укомплектованность классов, что ведет как к эмоциональной перегрузке, так и к снижению успеваемости и появлению стрессовой ситуации.

Часто школьный стресс бывает вызван неадекватным отношением родителей к процессу обучения. Многие, не учитывая физических и психических особенностей своего ребенка, желая видеть его круглым отличником, отдают его в школу с углубленной или расширенной программой, заставляют целыми днями сидеть над уроками не поднимая головы, или помимо школы, таскают по многочисленным кружкам, призывая и там быть лучшим. В результате такие родители получают не великолепные результаты и золотую медаль, а больного, изможденного ребенка. Ни иностранный язык, ни математика в разумных количествах не перегрузят ребенка, но если родители расписали по секундам весь день ребенка только интеллектуальными занятиями, не оставив ему времени на необходимые детям игры и прогулки с друзьями, спорт, занятия любимым делом, т.е. лишив обычных детских радостей, то стресс такому ребенку обеспечен.

Исследования, проведенные среди учащихся средних школ, показали, что в связи с неудачами в школе, к концу первого класса количество постоянно возбужденных детей увеличивается в полтора раза. В 11-15 лет число детей, ощущающих себя неудачниками, возрастает до 50%.

Для детей одаренных, склонных к учебе, физически здоровых углубленная программа не проблема. Таким детям скучно и неинтересно учиться по стандартной школьной программе, но, к сожалению, как показывают исследования медиков, в настоящее время становится все меньше детей, которых можно считать практически здоровыми.

Симптомами стресса могут быть: утомляемость, вялость, беспокойный сон или повышенная сонливость, головная боль или боль в животе, что является показателем переживания стресса на телесном уровне, а отнюдь не притворством, как считают некоторые родители. Может появиться капризность, плаксивость, снижается аппетит, обостряются хронические заболевания, ослабляется иммунная система. Ребенок, находящийся в состоянии стресса, может отказаться не только делать уроки, но и вообще идти в школу, причем отказ может выражаться в форме бурного протеста. Если ребенку не удается преодолеть школьный стресс, то он может перерасти в невроз, с такими проявлениями как истерика, повышенное упрямство, мышечные подергивания, заикание и т.д.

Говорить о том, что перегрузка грозит учащимся всех средних учебных заведений не стоит, так как все зависит от индивидуальных особенностей школьников. Но в большей степени перегрузка грозит школам, с переполненными классами и работающим по пятидневной системе, при которой дети по 8-9 уроков проводят в школе, а потом еще выполняют
домашние задания, при этом большинство школьников, особенно старших классов, посещают также подготовительные курсы при различных институтах.

Чтобы избежать лишних волнений, чаще обращайте внимание на своего ребенка. Не стоит стремиться как можно раньше отдавать ребенка в школу, так как если он не получил необходимый игровой опыт, он не сможет с легкостью начать обучение более сложным вещам. Человек в своем развитии должен пройти все ступени, а не прыгать через одну (если конечно ваш ребенок не вундеркинд). Необходимо посмотреть, легко ли ему общаться со сверстниками, насколько понятны ему нормы поведения, принятые в обществе. В случае возникших неудач в учебе не ругайте ребенка, а спокойно, может быть в игровой форме, разберитесь вместе с ним в проблеме и вместе найдите наиболее эффективный способ решения. Если у ребенка не получается получить признание в школе, то стоит вместе с ним найти то место, может быть это родная семья, может это кружок по интересам, или компания во дворе, или что либо ещё, где ребенок получит необходимое признание, чтобы не пострадала его самооценка. Если вы боитесь, что ребенок после школы все время будет торчать во дворе, свяжется с плохой компанией, будет бездельничать, то лучше запишите его в спортивные, танцевальные или театральные кружки. В подобных кружках, секциях он в адекватной форме сможет выплеснуть накопившуюся за день энергию, получить навыки общения в неформальной обстановке и уверенность в себе. Поддерживайте инициативу своего ребенка, обсуждайте интересующие его вопросы. В любом случае, никакие оценки не стоят здоровья и счастья вашего ребенка! А в случае появления симптомов стресса приходите за помощью к специалистам.