Сталин поднимает тост за елизавету вторую. О будущем России


"Как известно", Сталин поднял 24 мая тост за Великий Русский народ в ознаменование победы над чумой Запада - фашизмом. Менее известно, что он обращался к теме величия русского народа и раньше. Как минимум с 1917 года.
То, что нашёл сборнике сочинений Сталина (не все тома доступны оказались, к сожалению) и в других источниках.

«О Советах рабочих и солдатских депутатов»
Для того, чтобы разбить старую власть, достаточно было временного союза восставших рабочих и солдат. Ибо ясно само собой, что сила русской революции - в союзе рабочих и крестьян, переодетых в солдатские шинели.<…>
Ибо ясно для всех, что залог окончательной победы русской революции - в упрочении союза революционного рабочего с революционным солдатом. <…>
Солдаты! Организуйтесь в свои союзы и собирайтесь вокруг русского народа, единственного верного союзника русской революционной армии ! <…>
“Правда” № 8,
14 марта 1917 г.
Подпись: К. Сталин

***
Ещё в марте 1917 года, за несколько месяцев до Октябрьского переворота, Сталин в одной из своих статей писал о том, что великий русский народ - самый верный и лучший союзник прогрессивных революционных сил, и только русский народ может окончательно решить вопрос марксизма. О победе марксизма.

***
В 1933 г. на встрече с участниками первомайского военного парада он заявил:
«
Русские — это основная национальность мира, они первыми подняли флаг Советов... Русская нация — это талантливейшая нация в мире. Русских раньше били все — турки и даже татары, которые 200 лет нападали, и им не удалось овладеть русскими, хотя те были плохо вооружены. Если русские вооружены танками, авиацией, морским флотом — они непобедимы».

***
1939 г., ноябрь. Из беседы с Коллонтай:
В основном разговор велся вокруг обстановки, сложившейся с Финляндией. Сталин советовал усилить работу советского посольства по изучению обстановки в скандинавских странах в связи с проникновением Германии в эти страны, чтобы привлечь правительства Норвегии и Швеции и повлиять на Финляндию, дабы не допустить конфликта. И, как бы заключая, сказал, что
«если уж не удастся его предотвратить, то он будет недолгим и обойдется малой кровью. Время «уговоров» и «переговоров» кончилось. Надо практически готовиться к отпору, к войне с Гитлером».
<...>
«Все это ляжет на плечи русского народа.
Ибо русский народ - великий народ. Русский народ - это добрый народ. У русского народа - ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него - стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ - неодолим, неисчерпаем» .

Сталин И.В. Cочинения. - Т. 18. - Тверь: Информационно-
издательский центр «Союз», 2006. С. 606-611 (приложение).

***
И, 24 мая 1945 года, на торжественном приёме в Кремле по случаю Великой Победы. Сталин произнёс известный тост «За здоровье русского народа!»

«Товарищи, разрешите мне поднять ещё один, последний тост.
Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа.
Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны.
Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение.

У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 - 42 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду.
Но русский народ на это не пошёл, русский народ не пошёл на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что мы не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы всё-таки с событиями справимся.
Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое!
За здоровье русского народа!»

Буккер Игорь 24.05.2013 в 10:30

24 мая 1945 года на приеме в Кремле в честь командующих войсками Красной Армии с речью выступил Сталин. Эта речь имеет столь же непреходящее значение, как Фултонская речь Черчилля или выступление Кеннеди в Берлине. Может показаться странным, но определенные круги люто ненавидят Сталина за эту речь даже больше, нежели за его кровавые преступления.

На кровь русского народа, пролитую тираном, им наплевать, но публичная дань уважения русскому народу - их бесит.

Тост, поднятый Сталиным за русский народ, короткий. Вот его полный текст:

"Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост. Я хотел бы поднять тост за здоровье нашего Советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся из наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне общее признание, как руководящей силы Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение.

У нашего правительства было не мало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941–1942 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Прибалтики, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Иной народ мог бы сказать правительству: вы не оправдали наших ожиданий, уходите прочь, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Но русский народ не пошел на это, ибо он верил в правильность политики своего Правительства и пошел на жертвы, чтобы обеспечить разгром Германии. И это доверие русского народа Советскому правительству оказалось той решающей силой, которая обеспечила историческую победу над врагом человечества, - над фашизмом.

Спасибо ему, русскому народу, за это доверие!

За здоровье русского народа!"

Людям, которые любят свою Отчизну, такая высокая оценка была всегда приятна. Даже тем, кто хорошо помнил историю и знал, что Иосиф Виссарионович хотя и не блефовал, воздавая хвалу великороссам, но и терзал этот народ пуще, чем инородцев. Может быть, следовало бить своих, чтоб чужие боялись? Но тут мы вступаем на "терра инкогнита" исторической науки. Несмотря на обилие исторического материала, многое еще предстоит изучить.

Современный американский профессор Роберт Такер (Robert Tucker), написавший биографию Сталина, которая недавно вышла и в русском переводе, отмечает, что серьезные "исследователи едва приступили к анализу личности Сталина и тех психологических мотиваций, которые побуждали его с помощью чисток и террора добиваться неограниченной, автократической власти. Еще недостаточно изучен сложный механизм взаимодействия этих психологических мотиваций с политическими целями и идеями Сталина.

Не уделялось должного внимания и проблеме формирования политического облика Сталина в юности, хотя относящиеся к делу многочисленные факты давно были под рукой. Что сделало его марксистом? Почему он бросил духовную семинарию в двадцатилетнем возрасте и избрал карьеру революционера? Отчего стал большевиком, сторонником Ленина, в то время как большинство грузинских марксистов предпочли меньшевизм? Каковы были его личные цели в революционном движении? Все эти вопросы остаются открытыми. Но на них важно получить ответ, если мы хотим лучше понять поступки зрелого Сталина".

В 1888 году юный Сосо поступил в училище, где преподавание велось на грузинском языке, а русский изучали как иностранный. Через пару лет, в разгар проводившейся царским правительством политики русификации приграничных земель, обязательным разговорным языком в классах стал русский, а грузинский занял место иностранного. Всего два урока в неделю. Словоохотливые от природы грузинские ребята с трудом разговаривали по-русски и постоянно сбивались на свой родной язык. Как и средневековых школяров в Европе, чтобы те быстрее осваивали латынь, а не сбивались на разные варварские наречия, грузинских мальчишек наказывали: били кулаком или линейкой, ставили на один-два часа коленями на мелкие камешки или заставляли стоять в углу. Или же провинившийся должен был держать на вытянутой руке деревянную палку, иногда вплоть до обеда, если она не доставалась другому проштрафившемуся.

Такер далее пишет: "Некоторые из вновь назначенных государственных чиновников, похожих на инспектора училища Бутырского, еще больше накаляли обстановку, открыто демонстрируя свое презрение к грузинскому языку и вообще ко всему грузинскому. Грубые методы, с помощью которых власти пытались сделать из грузинских ребят русских мальчиков, лишь укрепляли в них чувство национальной гордости. Изучая русский язык, многие начали ненавидеть самих русских". Вот и удивительно, что после подобного будущий генсек возлюбил русский язык и самих великороссов! Во всяком случае, подавляющее большинство его сверстников от России отвернулись надолго.

Вот только, увлеченный идеями интернационализма Джугашвили, проявил проницательность и адекватно ответил на вызов времени. Американский историк и по совместительству психоаналитик находит следующее объяснение такого переворота в юношеских душах: "Россия первой совершила коммунистическую революцию и из фактической колонии Западной Европы превратилась в центр мирового движения, который породил среди некоторых русских коммунистов своего рода "русский красный патриотизм". Они не просто гордились своей принадлежностью к русской нации, но и смотрели на себя прежде всего как на русских и не столько дорожили советской властью и Советской федерацией, сколько тянулись к "единой, неделимой" России". Заметьте, это пишет автор, который со знанием дела анализирует русскую историю, а не кликушествует, как огромная часть сталинофобов или сталинолюбов. Эмоции оставьте для своих близких - нечего лезть со своей вкусовщиной в область недавнего прошлого. В противном случае писанина из научного исследования превращается в дурного толка публицистику, то и дело сбиваясь на уровень пасквиля.

В отличие от глубоко уважаемого Сталиным вождя мировой революции Ленина (в том числе и Такер пишет о пиетете, который испытывал Иосиф Виссарионович перед своим старшим товарищем, и только перед ним одним, отметая всех прочих его ближайших соратников), которому был чужд "русский национализм", он "глубоко укоренился в характере Сталина". Приведем еще один пассаж из работы американского историка: "Сталин обрусел, еще будучи молодым революционером, считая большевиков "истинно русской фракцией" марксистского движения. По иронии судьбы человек, который, по мнению Ленина, являлся ценным для партии в качестве представителя малых народов и который в течение длительного времени соглашался с таким определением этой своей основной роли в партии, представлял собой формирующегося русского националиста еще до их встречи и за многие годы до того момента, когда, к своему ужасу, Ленин обнаружил у него вполне сформировавшиеся русские националистические взгляды.

Сталин отождествлял себя с Россией, в этом крылось его надменное отношение к культуре малых народов, прежде всего кавказских, обнаруженное нами в работе "Марксизм и национальный вопрос", - этим определялось то рвение, с которым он взял сторону Ленина и выступил против "национально-культурной автономии" в партии".

Очень примечательный абзац: "В представлении Сталина не существовало противоречия между классовой категорией "истинный пролетарий" и национальной категорией "настоящий русский". Наоборот, эти понятия совмещались. По мнению Сталина, большевизм, или ленинизм, являлся подлинно марксистским, классовым революционным движением интернационального характера и в то же время насквозь русским. В апреле 1926 года в одном из внутрипартийных меморандумов, адресованном Кагановичу и другим членам бюро компартии Украины, Сталин определял ленинизм как "высшее достижение" русской культуры".

Отсюда понятно, почему либералы образца горбачевской перестройки так рьяно накинулись на все, связанное с нашей революцией. Они благополучно пережили не одну европейскую революцию, в частности, Великую Французскую и после этого не перестали поклоняться всему французскому, а вот москали стали им поперек горла. Наряду с революционными эксцессами подобные "критики" попытались избавиться от любого проявления "русскости". Маркиз де Кюстин поносил царскую Россию, его нынешние наследники продолжают это проделывать с Россией сегодняшней, в промежутке издевались над властью Советов. В итоге некоторым не нравится не русский режим, а сама Великая Россия.

Историки до сих пор спорят, что на самом деле означает этот тост, произнесенный Сталиным после двух лет после Победы в Кремле. Тем более что существуют три существенно разнящихся варианта данного спича – зафиксированный стенограммой, отредактированный лично Верховным Главнокомандующим и опубликованный в центральной прессе в газетном отчете о мероприятии, где были произнесена историческая здравица.

Зачем Сталин правил свой текст?

Знаменитая речь во здравие русского народа прозвучала в Большом Кремлевском дворце во время приема в честь командования РККА. На следующий же день она была опубликована в советской печати. На протяжении десятилетий историкам был доступен лишь печатный вариант сталинского тоста, хотя все это время существовал и его исходник – только в конце 90-х годов рассекретили часть архивов Сталина и Молотова, где в числе прочего находились и машинописные копии текстов данной речи.

В архиве И. В. Сталина был обнаружен машинописный вариант его речи со сталинской правкой – Иосиф Виссарионович выбросил из текста слова о вынужденном отступлении Красной Армии в первые годы Великой Отечественной войны, о временной потере контроля над создавшимся положением. Правленая его рукой версия и была потом опубликована в печати.

Только в 90-х годах отечественные историки получили возможность сопоставить и проанализировать три документа, которые содержали речь Сталина в Кремле 24 мая 1947 года – стенографический отчет о мероприятии, текст, редактированный самим Иосифом Виссарионовичем, и собственно газетные публикации о том торжественном приеме. Оценки исследователей того, что хотел сказать и сказал Сталин, произнеся тост «За русский народ!», разнятся настолько, что на сегодняшний день существует до десятка самостоятельных версий смысла данного тоста.

Мнения историков

Главным камнем преткновения в спорах о смысле исторического тоста Сталина является его моноэтничность – глава государства почему-то захотел выпить именно за русский народ, хотя воевали в Великой Отечественной представители десятков национальностей СССР. По мнению профессора исторического факультета Саратовского госуниверситета Григория Бурдея, тостуемым был все-таки Советский Союз как таковой. Выводя на первый план долготерпение именно русского народа, Сталин тем самым принижал достоинства остальных этносов. На тот момент уже три года как была упразднена Чечено-Ингушская АССР, а ее население депортировано – по официальной версии, из-за неблагонадежности и коллаборационизма во время Великой отечественной войны. Сталин знал и о националистических движениях в Прибалтике, на Западной Украине и Западной Белоруссии. Как считает Бурдей, этот тост был началом будущей политики по возрождению националистической русской идеи.

Историк Вильям Похлебкин рассматривал сталинский тост как аналогию манифеста русского императора АлександраI, опубликованного в 1812 году – таким образом, считал Вильям Васильевич, Сталин проводил параллели между двумя Отечественными войнами, чтобы подчеркнуть их особую значимость. Но этот подтекст, по мнению Похлебкина, никто не разглядел, в основном при анализе речи Верховного Главнокомандующего ограничились «расфасовкой» советского народа на основной (русский) и второстепенные.

Как считает доктор исторических наук Владимир Невежин, серьезная редактура текста выступления перед отправкой ее в печать понадобилась Сталину, чтобы в очередной раз продемонстрировать собственную непогрешимость, для перекладывания вины за катастрофические промахи первых лет войны на советское правительство.

Что об этом думают журналисты и писатели

Кандидат философских наук старший научный сотрудник Института философии РАН С. Н. Земляной в своей статье «Прошлое, которое не проходит», опубликованной в «Литературной газете», высказывает мнение о том, что Сталин своим тостом вынужден был признать победу в ВОВ русского патриотизма (национализма), а не коммунистической идеологии. С этой точкой зрения солидарен председатель правления Союза писателей России Валерий Ганичев, который в той же газете в материале «Тогда и сейчас» утверждал, что Сталин своим тостом подтвердил особую роль русского народа в Победе.

В своей книге «Русский народ на переломе тысячелетия» ученый и публицист Игорь Шафаревич высказывает мнение о желании Сталина таким образом стимулировать национальные чувства русского народа. Хотя, как считал Игорь Ростиславович, этот тост был не более чем внешним эффектом, не затрагивавшим основ сложившегося строя.

Для многих окажется большим открытием, что эти слова о ложной теории марксизма, о личной свободе граждан, о великом русском народе, мировом сионизме и будущем России произносил Иосиф Сталин…

О том, как нужно жить:

“Необходимо добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможности получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития.

Чтобы они имели возможность свободно выбирать профессию, а не быть прикованными на всю жизнь, в силу существующего разделения труда к какой-либо профессии.

Что требуется для этого?

Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьёзного культурного роста членов общества без серьёзных изменений в нынешнем положении труда.

Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования.

Для этого нужно, дальше, коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную заработную плату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше, как путём прямого повышения денежной зарплаты, так и, особенно, путём дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления”.

Источник: И.В. Сталин “Экономические проблемы социализма в СССР”. (Замечания по эконом. вопросам, связанным с ноябрьской дискуссией 1951 г.) Госполитиздат 1952 г.

Также в этом его политическом завещании было выражено иное понимание социализма и дано руководящее указание советской экономической науке отказаться от понятийного и терминологического аппарата марксизма в политэкономии прежде всего:

О ложной теории марксизма:

“Более того, я думаю, что необходимо откинуть и некоторые другие понятия, взятые из “Капитала” Маркса, искусственно приклеиваемые к нашим социалистическим отношениям. Я имею в виду, между прочим, такие понятия, как “необходимый” и “прибавочный” труд, “необходимый” и “прибавочный” продукт, “необходимое” и “прибавочное” время.

Я думаю, что наши экономисты должны покончить с этим несоответствием между старыми понятиями и новым положением вещей в нашей социалистической стране, заменив старые понятия новыми, соответствующими новому положению.

Мы могли терпеть это несоответствие до известного времени, но теперь пришло время, когда мы должны, наконец, ликвидировать это несоответствие”

О будущем России:

“Многие дела нашей партии и народа будут извращены и оплеваны прежде всего за рубежом, да и в нашей стране тоже. Сионизм, рвущийся к мировому господству, будет жестоко мстить нам за наши успехи и достижения.

Он все еще рассматривает Россию как варварскую страну, как сырьевой придаток. И мое имя тоже будет оболгано, оклеветано. Мне припишут множество злодеяний.

Мировой сионизм всеми силами будет стремиться уничтожить наш Союз, чтобы Россия больше никогда не могла подняться. Сила СССР – в дружбе народов. Острие борьбы будет направлено прежде всего на разрыв этой дружбы, на отрыв окраин от России. Здесь, надо признаться, мы еще не все сделали. Здесь еще большое поле работы.

С особой силой поднимет голову национализм. Он на какое-то время придавит интернационализм и патриотизм, только на какое-то время. Возникнут национальные группы внутри наций и конфликты. Появится много вождей-пигмеев, предателей внутри своих наций.

В целом в будущем развитие пойдет более сложными и даже бешеными путями, повороты будут предельно крутыми. Дело идет к тому, что особенно взбудоражится Восток. Возникнут острые противоречия с Западом.

И все же, как бы ни развивались события, но пройдет время, и взоры новых поколений будут обращены к делам и победам нашего социалистического Отечества. Год за годом будут приходить новые поколения. Они вновь подымут знамя своих отцов и дедов и отдадут нам должное сполна. Свое будущее они будут строить на нашем прошлом.

Все это ляжет на плечи русского народа. Ибо русский народ – великий народ. Русский народ – это добрый народ. У русского народа – ясный ум. Он как бы рожден помогать другим нациям. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен.

У него – стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Потому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ – неодолим, неисчерпаем”.

Беседа с А.М. Коллонтай, ноябрь 1939 г.

Источник: Извлечения из дневников А.М. Коллонтай, хранящихся в Архиве МИД РФ, произведены историком М.И. Трушем. (c. 611)

О государственной монополии на производство водки:

“Правильно ли поступили мы, отдав дело выпуска водки в руки государства? Я думаю, что правильно. Если бы водка была передана в частные руки, то это привело бы:

во-первых, к усилению частного капитала,

во-вторых, правительство лишилось бы возможности должным образом регулировать производство и потребление водки, и,

в-третьих, оно затруднило бы себе отмену производства и потребления водки в будущем.

Сейчас наша политика состоит в том, чтобы постепенно свертывать производство водки. Я думаю, что в будущем нам удастся отменить вовсе водочную монополию, сократить производство спирта до минимума, необходимого для технических целей, и затем ликвидировать вовсе продажу водки”.

Источник: Сталин И.В. Сочинения. – Т. 10. Госполитиздат, 1949 г. стр. 206-238. Примечания 58-60: Там же. Стр. 386

О свободе:

“Мне трудно представить себе, какая может быть “личная свобода” у безработного, который ходит голодным и не находит применения своего труда.

Настоящая свобода имеется только там, где уничтожена эксплуатация, где нет угнетения одних людей другими, где нет безработицы и нищенства, где человек не дрожит за то, что завтра может потерять работу, жилище, хлеб. Только в таком обществе возможна настоящая, а не бумажная, личная и всякая другая свобода”

Беседа с председателем американского газетного объединения “Скриппс-Говард Ньюспейперс” Рой Говардом. 1 марта 1936 г.

Источник: Сталин И.В. Cочинения. – Т. 14. Издательство “Писатель”, 1997. С. 103–112.

“Не бывает и не может быть при капитализме действительных “свобод” для эксплуатируемых, хотя бы потому, что помещения, типографии, склады бумаги и т. д., необходимые для использования “свобод”, являются привилегией эксплуататоров.

Не бывает и не может быть при капитализме действительного участия эксплуатируемых масс в управлении страной, хотя бы потому, что при самых демократических порядках в условиях капитализма правительства ставятся не народом, а Ротшильдами и Стиннесами, Рокфеллерами и Морганами.

Демократия при капитализме есть демократия капиталистическая, демократия эксплуататорского меньшинства, покоящаяся на ограничении прав эксплуатируемого большинства и направленная против этого большинства”.

Источник: “Об основах ленинизма” Т.6, стр. 115

О национализме вообще и украинском национализме в частности:

“Нет, мы правильно поступаем, что так сурово караем националистов всех мастей и расцветок. Они лучшие помощники наших врагов и злейшие враги собственных народов.

Ведь заветная мечта националистов - раздробить Советский Союз на отдельные “национальные” государства, и тогда он станет легкой добычей врагов. Народы же, населяющие Советский Союз, в своем большинстве будут физически истреблены, оставшаяся же часть превратится в бессловесных и жалких рабов завоевателей.

Не случайно презренные предатели украинского народа - лидеры украинских националистов, все эти мельники, коновальцы, бандеры - уже получили задание от немецкой разведки разжигать среди украинцев, которые те же русские, ненависть к русским и добиваться отделения Украины от Советского Союза.

Все та же старая песня древних времен еще с периода существования Римской империи: разделяй и властвуй.

Особенно преуспели в деле разжигания национальной розни и натравливании одних народов на другие англичане.

Благодаря такой тактике, подкупая жалких и продажных вождей разных народов, капиталистическая островная Англия - первая фабрика мира, ничтожно маленькая по своим размерам

- сумела захватить огромные территории, поработить и ограбить многие народы мира, создать “Великую” Британскую империю, в которой, как хвастливо заявляют англичане, никогда не заходит Солнце.

С нами этот номер, пока мы живы, не пройдет. Так что напрасно гитлеровские дурачки именуют Советский Союз “карточным домиком”, который якобы развалится при первом серьезном испытании, рассчитывают на непрочность дружбы народов, населяющих сегодня нашу страну, надеются поссорить их друг с другом.

В случае нападения Германии на Советский Союз люди разных национальностей, населяющие нашу страну, будут защищать ее, не жалея жизни, как свою горячо любимую Родину.

Однако недооценивать националистов не следует. Если разрешить им безнаказанно действовать, они принесут немало бед. Вот почему их надо держать в железной узде, не давать им подкапываться под единство Советского Союза”.

Источник: Полное собрание сочинений. Т. 15, “Беседа с А. С. Яковлевым 26 марта 1941 года”, стр. 17.

Об абстракционизме:

“Сегодня под видом новаторства в музыкальном искусстве пытается пробиться в советской музыке формалистическое направление, а в художественном творчестве – абстрактная живопись.

Иногда можно услышать вопрос: “Нужно ли таким великим людям, как большевики-ленинцы, заниматься мелочами – тратить время на критику абстрактной живописи и формалистической музыки. Пусть этим занимаются психиатры”.

В такого рода вопросах звучит непонимание роли в идеологических диверсиях против нашей страны и особенно молодежи, которую играют эти явления. Ведь при их помощи пытаются выступать против принципов социалистического реализма в литературе и искусстве. Открыто это сделать невозможно, поэтому выступают под прикрытием.

В так называемых абстрактных картинах нет реальных образов людей, которым бы хотелось подражать в борьбе за счастье народа, в борьбе за коммунизм, по пути которых хотелось бы идти. Это изображение заменено абстрактной мистикой, затушевывающей классовую борьбу социализма против капитализма.

Сколько людей приходили во время войны вдохновиться на подвиги к памятнику Минину и Пожарскому на Красной площади! А на что может вдохновить груда ржавого железа, выдаваемая “новаторами” от скульптуры за произведение искусства? На что могут вдохновить абстрактные картины художников?

Именно в этом причина того, что современные американские финансовые магнаты, пропагандируя модернизм, платят за такого рода “произведения” баснословные гонорары, которые и не снились великим мастерам реалистического искусства”

Источник: Полное собрание сочинений, Том 16.

О литературе и искусстве в современном обществе:

“Перед иностранной агентурой поставлена задача добиваться в произведениях литературы и искусства пропаганды пессимизма, всякого рода упадничества и морального разложения.

Один ретивый американский сенатор сказал: “Если бы нам удалось показать в большевистской России наши кинофильмы ужасов, мы бы наверняка сорвали им коммунистическое строительство”. Недаром Лев Толстой говорил, что литература и искусство – самые сильные формы внушения.

Надо серьезно подумать, кто и что у нас сегодня внушает при помощи литературы и искусства, положить конец идеологическим диверсиям в этой области, до конца пора, по-моему, понять и усвоить, что культура, являясь важной составной частью господствующей в обществе идеологии, всегда классовая.

И используется для защиты интересов господствующего класса, у нас для защиты интересов трудящихся – государства диктатуры пролетариата.

Нет искусства ради искусства, нет и не может быть каких-то “свободных”, независимых от общества, как бы стоящих над этим обществом художников, писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, журналистов. Они просто никому не нужны. Да таких людей и не существует, не может существовать”.

Выступление на встрече с творческой интеллигенцией, 1946 г.

В конце декабря открылась как-бэ -историческая выставка о русской истории в Перми...

Сталин произносит тост: «За русский народ!»

На недавно открытой в Перми выставке «Россия моя история» в качестве цитаты Сталина представлен ее краткий пересказ, полностью извративший смысл изречения. На экспозиции, посвященной XX веку, на стенде, озаглавленном «Тост Иосифа Виссарионовича Сталина», размещен следующий текст: «Я пью за великий русский народ. Другой бы народ нас выгнал бы».

Однако в действительности знаменитый тост, произнесенный И. В. Сталиным на кремлевском приеме 24 мая 1945 года в честь командующих войсками Красной Армии, звучал совершенно по-другому:

«Товарищи, разрешите мне поднять еще один, последний тост. Я, как представитель нашего Советского правительства, хотел бы поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа. Я пью, прежде всего, за здоровье русского народа потому, что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза. Я поднимаю тост за здоровье русского народа потому, что он заслужил в этой войне и раньше заслужил звание, если хотите, руководящей силы нашего Советского Союза среди всех народов нашей страны. Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он — руководящий народ, но и потому, что у него имеется здравый смысл, общеполитический здравый смысл и терпение. У нашего правительства было немало ошибок, были у нас моменты отчаянного положения в 1941 — 42 годах, когда наша армия отступала, покидала родные нам села и города Украины, Белоруссии, Молдавии, Ленинградской области, Карело-Финской республики, покидала, потому что не было другого выхода. Какой-нибудь другой народ мог сказать: вы не оправдали наших надежд, мы поставим другое правительство, которое заключит мир с Германией и обеспечит нам покой. Это могло случиться, имейте в виду. Но русский народ на это не пошёл, русский народ не пошел на компромисс, он оказал безграничное доверие нашему правительству. Повторяю, у нас были ошибки, первые два года наша армия вынуждена была отступать, выходило так, что мы не овладели событиями, не совладали с создавшимся положением. Однако русский народ верил, терпел, выжидал и надеялся, что мы всё-таки с событиями справимся. Вот за это доверие нашему правительству, которое русский народ нам оказал, спасибо ему великое! За здоровье русского народа!»

Слова «выгнал бы», которые указаны как цитата, в реальной цитате Сталина отсутствуют. Текст, выдаваемый за изречение Сталина, таким образом, понимается в русофобском ключе: пассивный и самый недалекий из всех народов, русский народ готов терпеть над собой всё что угодно. В действительности же Сталин превозносит русский народ как руководящий, выдержанный, выдающийся из других народов.

Напомним, что ранее в Перми на выставке «Россия моя история», на экспозиции, посвященной XX веку, была найдена «цитата» Ленина, которая является фальшивой, в которой Ленин якобы призывает расстреливать духовенство. В действительности, источник данной «цитаты» — белоэмигрантский «Вестник Русского Студенческого Христианского движения» за 1970 год № 98, в реальных партийных архивах и собрании сочинений Ленина такие слова отсутствуют.

Тут некоторые могут подумать, вот мол, ошибочка вышла. Ну подумаешь, ну неправильно цитировали. Однако это не так, это явная намеренная дезинформация, по-просту ложь, с совершенно поределёнными вредоносными намерениями.

Война с нашей историей, как часть борьбы с Россией и русскими планомерно продолжается. Это из той-же серии, как и Уренгойский Мальчик, или мифы по одну винтовку на шестерых, и трупоми-закидали и выйграли вопреки, 60 миллонам расстрелянными лично Сталиным и прочем в том-же духе...

Фактически народ и государство черпает силы, мудрость, опыт, из своей истории, а она у нас - явная история успеха. Столетия поступательного развития, сотни побед над десятками захватчиков и противников с запада, юга и востока, экономическое, демографическое, научное развитие. Собственно лучший свидетель тому, даже сама территория России - до сих пор даже после двух развалов оставшейся одной девятой территории всей суши планеты.

Россия — крупнейшее по площади государство мира (17 075 400 км² или 11,46% (1/9) площади всей суши Земли, или 12,65% (1/8) заселенной человеком суши, что почти вдвое больше, чем у занимающей второе место Канады).
https://otvet.mail.ru/question/11294784

Учитывая сильную армию с массой компонентов, особенно ядерные силы и победить нас можно не военными методами , но психологическими спецоперациями - в том числе впервую очередь внушив нам, что все наши вожди и лидеры, особенно великие и успешные - исключительно отрицательные для страны и вообще человечества личности, извратить всё - белое объявить чёрным, забыв достижения преувеличить и даже придумать ужасные недостатки и так далее. Заставить каяться, стыдиться своей истории, великих предков, заставить в итоге вообще желать перестать быть русским и, клятыми "оккупантами" и "империалистами", (правда почему-то наоборот строившими "колониям" и переферии заводы и космодромы, за свой счёт, и гнавшими наши ресурсы им, но это-то писать в учебниках не будут.)

Именно достижения таких лидеров нашего государства в различные времена, таких как Грозный, Пётр Первый, Екатерина Вторая, Сталин, особенно бесят наших внешних оппонентов, и потому их и представляют как полных безумцев, жестоких тиранов, извращенцев и маньяков, всячески дезинформируя и мифологизируя их деятельность. В чём им помогают десятки и стони всевозможных Сванидз, Невзлинов, Солженициных и прочих "объективных историков"...

А потому надо стараться хорошо учить и знать свою историю. Это база для понимания и происходящего сегодня, в нашей стране и в мире в целом, для развития как индивидуума, как личности, так и общества в целом...

И конечно же по-хорошему первая важная задача для государства - именно что противодействие разъедающей основы национального самосознания псевдоистории, наподобии русофобских вкраплений в вышупомянутой выставке, или н. п. изображения фашисткого оружия на памятнике Калашникову в Москве, и наоборот просвящения и культивирования той более вменяемой, положительно-объективной истории России и русского народа...