Анализ стихотворения «Тени сизые смесились» Тютчева.

МАОУ «СПШ № 33»

(10-11 класс)

Подготовила и провела учитель

русского языка и литературы

Криводерева Л.В.

Старый Оскол

2012

Тема. Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения "Тени сизые смесились..."

Цель урока. Знакомство с особенностями философской лирики Тютчева. Освоение навыков анализа философской лирики. Познание мира человека

Оборудование. Портрет, сборники стихотворений Тютчева, памятки разбора лирического стихотворения

Тип урока. Урок освоения новых знаний с элементами развития речи

Метод. Коллективная работа учителя с классом

Ход урока

    Организационный момент

    Сообщение темы и цели урока

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Ф.И.Тютчева, особенностями философской лирики поэта и на примере стихотворения "Тени сизые смесились..." познакомимся с некоторыми элементами анализа лирического произведения.

Запишите тему урока

III . Работа на уроке
L . Слово учителя

Поэзия Ф.И.Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятым.

На память приходят слова И.С.Аксакова, одного из его горячих поклонников, он писал: "Трудно принять историческую точку зрения на Тютчева, трудно отнести его творчество к одной определённой эпохе в развитии русской литературы. Для него настала история. Возрастающий для нас смысл его поэзии внушает нам как бы особую, внеисторическую точку зрения на него".

Каждый должен будет выработать свою точку зрения на творчество Тютчева в контексте эпохи. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.

2. Вопрос на восприятие ранее изученного

Учитель. Ребята, в чем, по вашему мнению, особенность изображения природы у Тютчева

Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и, пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира

3. Начальное знакомство с особенностями философской лирики Тютчева Учитель. Человек инструмент для постижения природы. Но!! И природа служит Тютчеву инструментом постижения человека. Использование метафор типа "душевная буря " было присуще поэзии, но Тютчев возвёл метафору в метод , наполнив художественный приём философским содержанием

С произведениями такого метода мы и познакомимся на наших уроках и увидим, как Тютчеву удаётся через природу передать чувства и переживания человека, т.е. его душевного мира.

Вот как описывал И.С.Тургенев творческий метод Ф.И.Тютчева: "Каждое его стихотворение начиналось мыслию, но мыслию, которая, как огненная точка, вспыхивала под влиянием Глубокова чувства или сильного впечатления: вследствие этого...мысль г.Тютчева никогда не является читателю нагою и отвлечённую, но всегда сливается с образом, взятым из мира души или природы, проникается им, и сама его проникает нераздельно и неразрывно".

Давайте запишем эти слова в тетрадь, они являются ключевыми в этом методе и будут эпиграфом к нашему уроку.

4. Знакомство с основными моментами философских понятий поэта

Учитель. (Краткая запись в тетради).

    Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы
    нашло своё специфическое выражение в поэзии Тютчевских стихов
    философского характера

    Причем особенность поэтики Ф.Тютчева заключается в вариантности
    оценки: то, что в одном тексте выступает как отрицательное, каком-либо
    другом может получить противоположную оценку.

    Исходя из этого, стихотворения Тютчева можно читать как единое целое.
    Примером являются стихотворения "Проблеск" (1825), "Видение" (1829),
    "Тени сизые смесились...", условно они отнесены к "ночным
    стихотворениям" поэта.

    Человек, по мысли поэта, есть место встречи двух бездн, он граница между
    двумя мирами, он - соединение и объединение этих двух миров - бездн
    (внутреннего и внешнего).

    Истина у него постигается в противопоставлении, в противоборстве.

Поэтому очень многие стихотворения философского характера имеют двухчастную композицию с чётким разделением содержания по строкам.

Рассмотрим стихотворение "Тени сизые смесились..." (неписано в 1836 году), где более отчётливо можно увидеть эту особенность лирики Тютчева

5. Анализ стихотворения "Тени сизые смесились..."

1) Чтение стихотворения (учителем или учеником)

Тени сизые смесились,

Цвет поблекнул, звук уснул -

Жизнь, движенья разрешились

В сумрак зыбкий, в дальний гул...

Мотылька полёт незримый

Слышен в воздухе ночном...

Час тоски невыразимой!..

Всё во мне, и я во всём!..

Сумрак тихий, сумрак сонный, Сейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Всё залей и утиши.

Чувства - мглой самозабвенья Переполни через край!..

Дай вкусить уничтоженья,

С миром дремлющим смешай! (1835 год)

Ф.И.Тютчев

2) Какое настроение вызывает стихотворение?

Желание покоя, отречения от дневного мира, грусти, одиночества...
(По ходу анализа делайте запись рабочего материала).

Учитель Стихотворение состоит из двух строф.

3) Анализ I части

а) Какой образ возникает перед нами в первой строфе?

Образ реальных сумерек на реальном исходе дня.

б) Выпишите ключевые образы, создающие мир сумерек.

    тени сизые

    сумрак зыбкий

    гул дальний

    полёт незримый

    тоска невыразимая

Какой художественный приём использовал автор для создания образа сумерек?

Эпитеты

в) Работа с эпитетами

Нет, их нельзя заменить. Они лучше передают сумерки: точные, единственно возможные

Рассмотрим каждый из них:

    Тени, действительно, "сизые" (что это значит?) - они переливаются
    множеством оттенков, поэтому сумрак "зыбкий"

    О чём говорит "гул дальний"? (об уходе дневной жизни, внешней
    жизни). Точнее не выразить

Проанализируем значение глагола "смесились" ("смесились" -
устаревшая форма глагола "смешиваться")

    не столько механически, сколько слияние
    Учитель Сумерки - это слияние чего? в какое время?

    Слияние дня и ночи на исходе реального дня.

г) Анализ других художественных средств.

Учитель Помимо эпитетов, какое художественное средство помогает услышать приближение ночи, тишины, т.е растворение реалий дневного мира?

    олицетворение "звук уснул"

    многосмысловые слова "цвет поблекнул" - т.е. наступление вечера, закат.
    "Мотылька полёт незримый" - темно очень тихо, слышен полёт

д) Анализ звукового оформления

Учитель. Какое значение имеет звуковое оформление

Аллитерация на свистящее "с"

сизые, сместились, звук уснул, сумрак, час, слышен, тоски, всё во всём

Создание какого-то неясного, сказанного шёпотом, но вполне ощутимого
откровения

Шепотом делятся чем-то откровенным.

е) Учитель. На фоне сумерек как показано бытие (присутствие, жизнь)
человека? В каких строчках?

- "Жизнь, движенье разрешились

в сумрак зыбкий, в дальний гул..."

Учитель . Каким становится бытие человека?

- "зыбким, тоскливым"

ж) Учитель. Для лучшего понимания связи человека с сумерками
проанализируем значение глагола "разрешились"

Разрешиться можно от бремени. Мы знаем, что у Тютчева сквозь одно значение часто "мерцает" другое

Как вы понимаете в этом стихе значение слова разрешиться -превратиться в сумрак, в дальний гул

Учитель.

Так возникает ощущение начала драмы

з) Учитель. А чем символичен образ "полёта незримого мотылька?"
Обратите внимание особое на слово "незримый".

Незримый, но существует, где такое можно найти? - Внутри чего-то.

В данном случае - в сумерках, в её внутреннеё реальности.

Он является кульминационным в создании образа сумерек, его внутренней сущности: с одной стороны слух в сумерках утончается так, что трепет крыльев мотылька; с другой - такая тишь говорит о глубоком одиночестве человеческой души.

Найдите строки, подтверждающие эту мысль

- "Час тоски невыразимой!.."

и) Прокомментируем последний стих первой строфы.

    "Всё во мне, и я во всём!.."
    Учитель . Что значит "я во всём!"?

    во всём мире, т.е. Вселенной

к) Сделаем вывод анализа первой строфы

ощущение, состояние?

Хотел показать одиночество, забвение, желание слиться с темнотой. Т.е.
показать душу в сумерках.

4) Анализ II части

Для полного понимания смысла данного стихотворения, проанализируем II

часть

Вторая строфа носит характер прямого обращения к сумраку

Учитель. Какие слова помогают понять это?

Вся глагольная лексика в повелительном наклонении: "лейся", "залей",
"утиши", "переполни", "дай".

Учитель. Как во второй строфе развивается поэтический образ сумрака? О
чём его просят?

- "лейся", "залей", "утеши" - сумрак обретает текучую природу

Учитель. Почему же человек просит об этом, к чему стремится его душа?

Человеческая душа стремится к покою, тишине.

Учитель. Призыв звучит не просто "сумраку литься", но "всё" залить. На что
указывает местоимение "всё", что под ним подразумевается?

Всё - это мир, Вселенная, а значит мир Вселенной равнозначен миру души.

Учитель. Сделайте вывод: чего ждёт лирический герой?

Покоя, тишины - самозабвения

Учитель. Как заклинанье звучит трагически торжественное

"Дай вкусить уничтоженье..." Что может вызвать уничтоженье?

Ужас, страх

В чём необычность этого стиха? Что, обычно, желают вкусить?

Вкушают, обычно, блаженство

    Опять возникает тютчевская "вибрация" смыслов: оказывается есть не
    только ужас уничтожения, но и сладость.

    Так в чём же особенность композиции стихотворения?

Какую роль играет последняя строчка, подводя итог всему размышлению?

- "С миром дремлющим смешай!"

Последняя строчка лишь одним словом "смешай" замыкает магическое кольцо стихотворению: сначала тени сизые смесились, а теперь и "я", уничтожаясь, смешивается с ними.

Происходит смешание души сумерек с душой лирического героя.

IV . Подведение итогов.

Вывод. Итак, мы видим соединение внешнего и внутреннего мира -всеобъемлющий мир "сумеречного" состояния Вселенной. Связь мира человека и мира природы

Учитель . Наследие великого русского поэта неисчерпаемо, охватить его полностью на нескольких уроках школьного анализа невозможно. Все наши попытки - есть лишь подступы к его постижению, лишь прикосновение к тайне

V . Выставление отметок

VI . Домашнее задание. Дать письменный анализ стихотворения Тютчева
"Тени сизые смесились..." (Можно взять другое произведение Ф.И.Тютчева)

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Тени сизые смесились…» было написано Ф.И. Тютчевым в 30-е годы. В начале мая 1836 г. поэт послал его Гагарину. Впервые оно было напечатано в журнале «Русский архив» за 1879 год и в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф.И. Тютчева» под названием «Сумерки». Известно, что это произведение очень любил Л.Н. Толстой. Вот как вспоминает об этом А.Б. Гольденвейзер: «На столике у него лежал том Тютчева…Заговорили о Тютчеве. На днях Льву Николаевичу попалось в «Новом времени» его стихотворение «Сумерки». Он достал по этому поводу их все и читал больной. Лев Николаевич сказал мне: «Я всегда говорю, что произведение искусства или так хорошо, что меры для определения его достоинств нет – это истинное искусство. Или же оно совсем скверно. Вот я счастлив, что нашел истинное произведение искусства. Я не могу читать без слез. Я его запомнил. Постойте, я вам сейчас его скажу»…Лев Николаевич прочел тютчевское «Сумерки» тихим, прерывающимся голосом, почти шепотом, задыхаясь и обливаясь слезами. Он менее всего «декламировал», но и не произносил стихи как прозу; чтение было мерным, и ритм стиха, несмотря на прерывистость, ясно ощущался».

Мы можем отнести это произведение к философской и пейзажной лирике, жанр его – лирический фрагмент. Стиль – романтический. Основная тема – вечерняя и ночная жизнь природы и человеческой души.

Первая строфа рисует картину погружения мира в сумерки. Жизнь с ее суетой и активностью, яркостью дневных красок, громогласием звуков, определенностью здесь как будто замирает, разрешаясь в неподвижность, в «сумрак зыбкий», в тишину. Все становится неопределенным, незримым, мир лишается четкости своих очертаний. Мир покрывает тишина, и лишь полет мотылька нарушает этот покой. Время здесь как будто вливается в душу лирического героя, который видит свое отражение во всем окружающем – в жизни и природе:

Тени сизые смесились,
Цвет поблекнул, звук уснул -
Жизнь, движенье разрешились
В сумрак зыбкий, в дальний гул…
Мотылька полет незримый
Слышен в воздухе ночном…
Час тоски невыразимой!..
Всё во мне, и я во всем!..

Исследователи отмечали здесь оксюморонность созданной поэтом картины. «Незримый» полет мотылька у Тютчева «слышен». Это противоречие символически передает разъединенность героя с окружающим миром. По Тютчеву, именно развитый индивидуализм не дает человеку ощутить себя частью природы. Чувства лирического героя противоречивы. Ночное время для него – «час тоски невыразимой». Но вместе с тем он жаждет полностью слиться с природой и временем. Только так он может открыть для себя истину, проникнуть в самую суть явлений.

Вторая строфа начинается спокойной, умиротворяющей интонацией. Лирический герой обращается к «сумраку», видя в нем спасение для своей измученной души:

Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши.

Затем тон стихотворения резко меняются. Интонации лирического героя становятся энергичными и напористыми:

Чувства – мглой самозабвенья
Переполни через край!..
Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай!

Ночное время суток для героя – «уничтоженье» ясности, четкости, гармонии дум и чувств. Но вместе с тем он жаждет приобщиться к этому Хаосу, полностью слиться с ночным миром и обрести желанную гармонию, преодолев собственное одиночество и индивидуализм. Таким образом, мироощущение лирического героя – романтическое.

Композиционно произведение делится на две части (построфно). Первая часть – это тихая и гармоничная картина ночной жизни. Однако заканчивается она мучительным восклицанием: «Час тоски невыразимой! Всё во мне, и я во всем!..». Во второй части лирический герой передает свою жажду обретения желанной гармонии со временем через «самозабвенье» и уничтоженье. Ночной мрак способен исцелить и утешить измученную душу, но способен и испугать, обнажить все дремлющие доселе чувства. Заканчивается вторая строфа также энергичным, решительным восклицанием: «Дай вкусить уничтоженья, С миром дремлющим смешай!». Таким образом, в основе композиции лежит противопоставление двух сторон ночной стихии: умиротворяющей и пугающей. Начинается и заканчивается стихотворение темой замирания мира: «Тени сизые смесились…» – «С миром дремлющим смешай!». В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, восьмистишиями, рифмовка – перекрестная. Поэт использует разнообразные средства художественной выразительности: эпитеты («полет незримый», «час тоски невыразимой», «сумрак сонный»), метафоры («звук уснул», «Сумрак тихий, сумрак сонный», «Лейся в глубь моей души», «дай вкусить уничтоженья»), аллитерацию («Тени сизые смесились»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте всего творчества поэта. Оно развивает традиционные для Тютчева темы и мотивы: дня и ночи, Хаоса и Космоса, человека и природы. «Тени сизые смесились…» перекликается с такими стихотворениями поэта, как «День и ночь», «День вечереет, ночь близка…», «Святая ночь на небосклон взошла…».

Ночь – это любимая пора многих поэтов-романтиков. Сумерки в их творчестве предстают чем-то мистическим, таинственным и будоражащим воображение. Следует отметить, что именно Федора Ивановича Тютчева называли «самой ночной душой русской поэзии». Стихотворение «Тени сизые смесились…» дает читателю возможность заглянуть во внутренний мир автора, проникнуться его переживаниями и будто самим оказаться среди сумеречного мрака.

Особенности лирики Тютчева

Ф. И. Тютчев, родившийся в 1803 году и заставший расцвет романтизма, сам стал одним из ярчайших его представителей. Примечательно то, что поэт никогда не видел себя в качестве профессионального деятеля искусства, куда больше его занимала карьера дипломата. Именно по этой причине творчество лирика не было подвержено модным веяниям, он не следовал каким-либо канонам. Его стихотворения способны передать истинное внутреннее состояние, размышления в них глубоки, а чувства искренни.

Пейзажную лирику Тютчева можно считать самой выдающейся частью его творческого наследия. В своих стихотворениях поэт размышляет над смыслом человеческого существования как части природы. Произведениям свойственна краткость и поразительная емкость. Поэту удается точно описать самые противоречивые и самые тонкие чувства, заставить читателя полностью окунуться в них, безошибочно понять тот посыл, который оставил автор.


Федору Ивановичу за свою жизнь довелось узнать многих людей, жить в разных странах, что, несомненно, еще больше расширило кругозор поэта. Вернувшись на родину, он продолжил творить, но его лирика все чаще носила политический характер. В этом не было ничего удивительного, ведь Тютчева волновала судьба страны, ее имидж на международной арене, а также внутренние проблемы. Одновременно поэт занимался активной публицистической деятельностью.

Возможно, именно дипломатическая работа помогла Тютчеву развить удивительную лаконичность. Он не только мог одним четверостишием выразить ясную, глубокую и законченную мысль, но и использовал настолько емкие эпитеты и метафоры, что любое созданное автором стихотворение приобретало собственную эмоциональную окраску.

История написания стихотворения


На создание стихотворения в некоторой мере повлияла трагедия, случившаяся с поэтом в 1835 году. Семья Тютчевых попала в кораблекрушение. Несмотря на то, что всем членам семьи чудом удалось выжить, это событие подорвало здоровье Элеоноры, жены поэта. Она месяцами не вставала с постели, не желала ни с кем общаться. Отчаявшийся Федор Иванович, который всеми силами пытался вернуть свою возлюбленную к полноценной жизни, днем еще мог отвлечься от мрачных мыслей благодаря работе, но когда на землю спускался сумрак, ему становилось все тяжелее продолжать надеяться и переносить то, в каком состоянии находится супруга.

Ночной мрак стирал все дневные заботы, размывал краски, ночью он мог острее чувствовать все то, что действительно волновало его разум, терзало душу. Именно поэтому поэт так часто в своих стихотворениях размышляет о ночи, приписывает ей человеческие качества.

В мае 1836 года Тютчев отослал стихотворение «Тени сизые смесились…» князю Григорию Ивановичу Гагарину, своему коллеге по поэтическому и дипломатическому цеху. Опубликовано оно было лишь спустя сорок с лишним лет в журнале «Русский архив», а также в сборнике «Новонайденные стихотворения Ф. И. Тютчева». Тогда произведение носило название «Сумерки».

Это стихотворение очень полюбилось Льву Николаевичу Толстому. А. Б. Гольденвейзер вспоминает разговор с Толстым. По его словам, писатель считал, что невозможно описать, насколько велики достоинства этого стихотворения. Он был счастлив, что нашел истинное произведение искусства, декламировал его почти шепотом, а в глазах его стояли слезы. Столь велико было впечатление, которое стих произвел на писателя.

Особенности стихотворения:

Жанр - философская пейзажная лирика;

Стиль - романтический;

Размер - четырехстопный хорей;

Рифма перекрестная (abab).

Особенности философии Тютчева

В первой строфе стихотворения весь окружающий мир погружается в сумеречный мрак. Яркие краски дня блекнут и сменяются мистическим вечерним сумраком, звуки активной дневной жизни затихают, а на смену им приходят ночная тишина и спокойствие. Вместе с дневным светом уходит ясность и определенность, лирический герой погружается в почти незримый мир, чьи очертания уже лишены четкости. Время будто замирает, всюду воцаряется неопределенность и тишина, нарушаемая лишь звуком полета мотылька.

Один только эпитет «сизый» уже задает тон всему стихотворению. Сизый - это цвет, которому сложно дать четкое определение. В. Даль описывает его так: «черный с просинью и белесоватым, голубоватым отливом, серо-синий с голубой игрою». Благодаря одному этому слову читателю становится понятно на интуитивном уровне, что чувствует лирический герой, а также какая картина разворачивается перед его глазами. Смысловая нагрузка эпитета еще более усиливается аллитерацией: «сизые смесились».

Стоит обратить внимание на то, что слова «жизнь» и «сумрак» начинают строку, находятся в сильной позиции, при этом можно заметить некое противопоставление. Однако это лишь кажущаяся особенность, ведь жизнь не исчезла, она лишь затихла, замерла на какое-то время.


Когда опускается сумрак, вокруг сгущаются тени и звенит тишина, пробуждаются скрытые человеческие чувства, появляются новые силы. Когда лирический герой находится в иной реальности, порожденной ночью, он, наконец, может признаться себе в самых смелых, искренних и безрассудных желаниях своего сердца. Когда реальность, созданная днем, постепенно растворяется во мраке, он остается один на один с собой и со всем миром, становится его частью, но все же он остро ощущает тоску.

В конце строфы лирический герой чувствует, как в него вливается этот сумрак и тишина, он ощущает себя частью ночной природы, чувствует себя неотделимым от нее.

Тютчев считал, что именно индивидуализм не дает человеку слиться с природой воедино. Все люди слишком заняты своими мелкими переживаниями, их поглощает рутина, а цели зачастую настолько далеки от чего-то поистине великого, что в глобальном смысле люди мало чем отличаемся от маленьких песчинок. Человек не может ощутить себя частью природы в полной мере, ведь природа - это нечто великое и всеобъемлющее, слишком сложное для понимания.
Здесь же мы видим противоречие. С одной стороны ночь - это «час тоски невыразимой», а с другой - лирический герой жаждет стать ее частью. Лишь так, несмотря на всю боль и печаль, он сможет проникнуть в глубинные тайны природы, познать суть явлений и понять, в чем все-таки смысл его существования.

Во второй строфе читатель может наблюдать довольно противоречивые чувства лирического героя. Вначале он спокоен и умиротворен, в сумеречном мраке он видит спасение для своей измученной души, конец метаний, достижение гармонии. К концу строфы вся умиротворенность и спокойствие улетучиваются, им на смену приходит энергичность и напористость.

Читатель видит одновременно созидание и разрушение, покой и страх. Ночь - разрушительница дневной суеты и определенности, она же - целебный эликсир для израненной души. Вся жизнь - это клубок противоречий, как и тютчевская ночь в стихотворении «Тени сизые смесились...». То, чего боится человек, может в итоге принести радость, а счастье со временем превращается в боль. Тихая мольба лирического героя сменяется страстным призывом.

Первая строфа стихотворения заканчивается словом «смесились», последняя – «смешай». Читатель видит замкнувшийся круг, но у круга нет начала или конца. Жизнь не заканчивается, начинается лишь новый ее цикл. Возможно, это еще одна причина, по которой лирический герой так страстно жаждет раствориться в ночном мраке. Человеческая жизнь коротка, тело недолговечно, а разум хрупок. Лишь став частью чего-то великого и вечного, можно достичь бессмертия и избавиться от того, что гнетет обычного человека.

Чтобы лучше понять Ф. И. Тютчева, его творчество стоит рассматривать как единое целое, каждое стихотворение само по себе не даст того глубокого понимания, которое возникает при более тщательном анализе наследия поэта. Изучая поэзию Тютчева, можно четко выделить основные образы и ту эмоциональную нагрузку, которую они несут, темы взаимодействия человека и природы, противостояния дня и ночи, космоса и хаоса.

Стихотворение «Тени сизые смесились…» согласно своей тематике, смысловому и эмоциональному наполнению перекликаются с другими произведениями лирика («День и ночь», «День вечереет, ночь близка…», «Святая ночь на небосклон взошла…»). В них Тютчев передает свое отношение к спокойной и тихой ночи, хранящей свои тайны, навевающей тоску и восторг, приносящей боль и спасение души.

Лирические произведения Федора Ивановича Тютчева полны глубины и душевности, для них характерна насыщенная эмоциональная окраска и образность. Не стало исключением и стихотворение «Тени сизые смесились», в котором отразились сильные душевные переживания поэта. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Тени сизые смесились» по плану, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания – Стих написан в 1836 году, в тяжелый период жизни Тютчева, когда его любимая жена находилась при смерти.

Тема стихотворения – Ночная жизнь природы, описанная сквозь призму переживаний человеческой души.

Композиция – Композиция кольцевая, состоит из двух частей: в первой части автор описывает наступление ночи и свои душевные переживания, во второй - наслаждается умиротворяющей ночной тишиной.

Жанр – Философская и пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

Метафоры - «мгла самозабвенья ».

Эпитеты – «незримый», «невыразимой», «сонный ».

Олицетворения – «звук уснул ».

История создания

Стихотворение было написано в 1836 году, и первоначально называлось «Сумерки». Это произведение стало отражением душевных мук, выпавших на долю Федора Ивановича и всего его семейства.

Дело в том, что в 1835 году Тютчевы отправились в Турин, где по дороге попали их ожидало серьезное испытание - кораблекрушение. Лишь чудом все члены семейства остались живы, однако это происшествие существенно подорвало и без того хрупкое здоровье супруги Федора Ивановича, Элеоноры. Женщина месяцами не вставала с постели, отказывалась разговаривать даже с самыми близкими людьми.

Днем жизнь поэта и дипломата была наполнена повседневной суетой, но с наступлением ночи его начинали одолевать гнетущие мысли: Тютчев самозабвенно бичевал себя за то, что настоял на злополучной поездке, и тем самым разрушил собственное счастье. В одну из таких ночей и был написан лирический стих, который поначалу автор назвал «Сумерки».

Впервые произведение было напечатано в 1879 году в литературном журнале «Русский архив».

Тема

Центральная тема - ночная жизнь, объединяющая человека и мироздание. Лирический герой страдает от мучительных раздумий, душевных терзаний, которые выливаются в тяжелую депрессию.

Однако тоска героя несколько ослабевает при созерцании ночной природы. Яркие цвета уже не режут глаз, утихают звуки, мир погружается в сон.

В попытке спастись от одиночества лирический герой стремится объединиться с окружающей его действительностью, раствориться в ней и, таким образом, избавиться от своих душевных мук.

Композиция

Сюжет стихотворения композиционно делится на две части, по одной строфе в каждой. В первой части автор рисует картину наступления ночи, созвучной его переживаниям, не дающим спокойно уснуть.

Во второй строфе лирический герой, страдающий от тоски, буквально упивается ночной тишиной, которая способна излечить его израненную душу.

Композиционно структура стихотворения представляет кольцо, поскольку слово из первой части « смесились » дублируется во второй строфе в видоизмененное слово « смешались ». Это указывает на вступление ночи в свои права.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной и философской лирики, поскольку наряду с описание ночной природы автор предается философским рассуждениям.

Стихотворный размер – четырехстопный хорей, с использованием перекрестной рифмовкой.

Средства выразительности

Для придания особой выразительности произведению автор использует различные художественные средства: эпитеты (« незримый», «невыразимой », « сонный »), метафоры (« мгла самозабвенья »), олицетворения (« звук уснул »).