Нет дня, чтобы душа не ныла, не изнывала б о былом, искала слов, не.

Овстуг - родовое имение Тютчевых. Литография Г. Бодмера с портрета работы Й. Штилера. Эрнестина Федоровна Тютчева с дочерью Марией Федоровной. Элеонора сумела создать уютный и гостеприимный дом. Ф.И. Тютчев в детстве. Из первого стихотворения Ф. И. Тютчева «На новый 1816 год». Тютчев переводит на русский язык стихотворение Гейне «С чужой стороны».

«Поэзия Тютчева» - Отсюда интерес поэта к «текучим» состояниям жизни человека и природы. Но точнее все-таки считать любовную лирику Тютчева философско-любовной. Постоянными являются осознание и переживание «двойного бытия» лирическим героем Тютчева. Основные темы, мотивы и образы поэзии Ф. И. Тютчева. «Летний вечер» «Видение» «Сон на море» «День и ночь» и другие.

«Лирика Тютчев» - Тютчев о любви. В последнее десятилетие жизни Тютчев писал немного. Детство и ранняя юность прошли в родном селе и в Москве. Как нас не угнетай разлука, Но покоряемся мы ей… Правила пользования проектом. Словарь терминов. Лирика-род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания.

«Тютчев о любви» - Элеонора Тютчева, первая жена поэта. Эрнестина Дернберг. ...И самого себя, краснея сознаю, души твоей кумиром... Я встретил Вас... Лирика любви в произведениях Ф.И. Тютчева. Фёдор Тютчев, 20 лет. Амалия Лерхенфельд. Не стою я любви твоей... Ф. И. Тютчев, 1850-е годы. Е. А. Денисьева. Времена года.

«Анализ стихотворения Тютчева» - Олицетворения. Части речи. "Весна идет! Выводы. Весна идет!". Сравнительный анализ стихотворений. Вывод: В стихотворении Ф.И. Тютчева глаголы более динамичные, чем в стихотворении А.А. Фета. Действие стихотворения Ф.И. Тютчева более динамичное, подвижное. Глаголы, которые характеризуют изменения, происходящие в природе.

«Природа в лирике Тютчева» - Природа в лирике И. Ф. Тютчева. Заключение. Отец поэта. Строфа- группа стихов, объединённых повторяющимся размером, способом рифмовки. Весенние воды. Осень. Весна в окно стучится И гонит со двора. И. И. Шишкин « Ручей в берёзовом лесу». Цели урока: Тренинг. Цели урока О Тютчеве. Словарная работа. Эрнестина Фёдоровна Тютчева (Пфеффель) вторая жена поэта.

Всего в теме 32 презентации

Тютчев стал мастером любовной лирики, каждое его стихотворение с точностью передаёт эмоции и мировоззрение влюблённого человека, создаёт особое настроение и влияет на читателей. Самым романтичным и удачным считается «Денисьевский цикл», посвящённый любимой женщине поэта - Елене Александровне Денисьевой.

В июле 1850 Тютчев познакомился c Еленой Денисьевой, воспитанницей Смольного Института благородных девиц. В эти годы он создаёт цикл стихотворений – шедевры любовной лирики - обращённый к Денисьевой, своеобразный "роман в стихах", в котором поэт рассказал о гордой молодой женщине, бросившей вызов светскому обществу.

Все стихотворения «Денисьевского цикла» в хронологическом порядке

Пошли, господь, свою отраду
Тому, кто в летний жар и зной
Как бедный нищий мимо саду
Бредет по жесткой мостовой –

Кто смотрит вскользь через ограду
На тень деревьев, злак долин,
На недоступную прохладу
Роскошных, светлых луговин.

Не для него гостеприимной
Деревья сенью разрослись,
Не для него, как облак дымный,
Фонтан на воздухе повис.

Лазурный грот, как из тумана,
Напрасно взор его манит,
И пыль росистая фонтана
Главы его не осенит.

Пошли, господь, свою отраду
Тому, кто жизненной тропой
Как бедный нищий мимо саду
Бредет по знойной мостовой.

И опять звезда играет
В легкой зыби невских волн,
И опять любовь вверяет
Ей таинственный свой челн.

И меж зыбью и звездою
Он скользит как бы во сне,
И два призрака с собою
Вдаль уносит по волне.

Дети ль это праздной лени
Тратят здесь досуг ночной?
Иль блаженные две тени
Покидают мир земной?

Ты, разлитая как море,
Пышноструйная волна,
Приюти в твоем просторе
Тайну скромного челна!

Как ни дышит полдень знойный
В растворенное окно,
В этой храмине спокойной,
Где всё тихо и темно,

Где живые благовонья
Бродят в сумрачной тени,
В сладкий сумрак полусонья
Погрузись и отдохни.

Здесь фонтан неутомимый
День и ночь поет в углу
И кропит росой незримой
Очарованную мглу.

И в мерцанье полусвета,
Тайной страстью занята,
Здесь влюбленного поэта
Веет легкая мечта.

Под дыханьем непогоды,
Вздувшись, потемнели воды
И подернулись свинцом –
И сквозь глянец их суровый
Вечер пасмурно-багровый
Светит радужным лучом,

Сыплет искры золотые,
Сеет розы огневые,
И – уносит их поток...
Над волной темно-лазурной
Вечер пламенный и бурный
Обрывает свой венок...

Не говори: меня он, как и прежде, любит,
Мной, как и прежде, дорожит...
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу... им, им одним живу я –
Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно...
Не мерят так и лютому врагу...
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу.

Не раз ты слышала признанье:
"Не стою я любви твоей".
Пускай мое она созданье –
Но как я беден перед ней...

Перед любовию твоею
Мне больно вспомнить о себе –
Стою, молчу, благоговею
И поклоняюся тебе...

Когда порой так умиленно,
С такою верой и мольбой
Невольно клонишь ты колено
Пред колыбелью дорогой,

Где спит она – твое рожденье –
Твой безымянный херувим, –
Пойми ж и ты мое смиренье
Пред сердцем любящим твоим.

О, как убийственно мы любим,

Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

Давно ль, гордясь своей победой,
Ты говорил: она моя...
Год не прошел – спроси и сведай,
Что уцелело от нея?

Куда ланит девались розы,
Улыбка уст и блеск очей?
Все опалили, выжгли слезы
Горючей влагою своей.

Ты помнишь ли, при вашей встрече,
При первой встрече роковой,
Ее волшебный взор, и речи,
И смех младенчески-живой?

И что ж теперь? И где все это?
И долговечен ли был сон?
Увы, как северное лето,
Был мимолетным гостем он!

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь ее она легла!

Жизнь отреченья, жизнь страданья!
В ее душевной глубине
Ей оставались вспоминанья...
Но изменили и оне.

И на земле ей дико стало,
Очарование ушло...
Толпа, нахлынув, в грязь втоптала
То, что в душе ее цвело.

И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез!

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..

Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен.

Но и в избытке упоенья
Нет упоения сильней
Одной улыбки умиленья
Измученной души твоей...

О вещая душа моя!
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..

Так, ты – жилица двух миров,
Твой день – болезненный и страстный,
Твой сон – пророчески-неясный,
Как откровение духов...

Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые –
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть.

Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь – его струи
По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,
И начала прислушиваться к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с собой,
Сознательно она проговорила
(Я был при ней, убитый, но живой):
"О, как все это я любила!"
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Любила ты, и так, как ты, любить –
Нет, никому еще не удавалось!
О господи!.. и это пережить...

Когда на то нет божьего согласья,
Как ни страдай она, любя, –
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Но может выстрадать себя...

Душа, душа, которая всецело
Одной заветной отдалась любви
И ей одной дышала и болела,
Господь тебя благослови!

Он, милосердный, всемогущий,
Он, греющий своим лучом
И пышный цвет, на воздухе цветущий,
И чистый перл на дне морском.




Как всю себя перелила в меня.

И вот уж год, без жалоб, без упреку,
Утратив всё, приветствую судьбу...
Быть до конца так страшно одиноку,
Как буду одинок в своем гробу.

Нет дня, чтобы душа не ныла,
Не изнывала б о былом,
Искала слов, не находила,
И сохла, сохла с каждым днем, –

Как тот, кто жгучею тоскою
Томился по краю родном
И вдруг узнал бы, что волною
Он схоронен на дне морском.

Эти стихотворения были написаны под впечатлением от внезапной, сильной и разрушительной любви. В цикле начала описываться не только любовь сама по себе, но и то, как она может восприниматься окружающими, появился мотив страдания, не характерный раннему творчеству.

Из биографии

На 47-ом году жизни поэт познакомился с юной выпускницей института благородных девиц. К тому моменту Тютчева уже знали, как поэта и семейного мужчину. У него была жена и дети, однако это не смогло удержать страсть к Елене, которая была почти ровесницей его дочерей. Между взрослым поэтом и девушкой 24-х лет вспыхнула запретная страсть.

Роман продолжался на протяжении 14 лет и стал губительным для молодой Елены. Общество не могло принять такого открытого проявления чувств. О Тютчеве и его избраннице говорили везде, их больше не принимали в свете. Даже отец Денисьевой отказался от дочери. Для девушки это был тяжёлый удар. Её характер сильно изменился. Елена стала раздражительной и нервной, но не бросила любимого.

Их любовь продолжала расцветать, несмотря на осуждение общества. Тютчев понимал, что натворил и как испортил жизнь молодой девушке, но ничего не мог сделать.

Вскоре Елена заболела туберкулёзом и быстро слегла. Фёдор Иванович сидел с ней до самой смерти. К тому времени у них уже было трое детей, которых Тютчев признал и записал под своей фамилией.

Поэт хорошо запомнил последний день жизни своей возлюбленной. Она внимательно осматривала все предметы вокруг кровати, словно понимала, что скоро уйдёт из жизни. Это послужило мощным толчком к написанию особенного цикла, который должен был отразить всю тяжесть их любви.

Когда не стало Елены, Фёдор Иванович долго не мог прийти в себя. Он продолжал работу над стихотворениями и часто писал друзьям, говоря, что ему не хватает Елены. Вскоре поэт вернулся к семье и закончил цикл, в котором отразились его переживания и вина за всё произошедшее. Стихотворения, подкреплённые чувствами, получились сильными и несли укор обществу, которое не смогло принять такой любви.

Особенности «Денисьевского цикла»

Некоторые литературоведы считают, что цикл очень похож на роман в стихах. Его можно разделить на главы, сшитые между собой общей идеей и темой. В основу стихотворений ложились настоящие переживания автора и реальные чувства, испытываемые к Елене. Почти весь «роман» повествует о тяжёлой любви. В некоторых стихотворениях лирическим героем выступает сама Денисьева и всё рассказывается от её имени.

В цикле отразились все этапы совместной жизни возлюбленных. Тютчев стремился описать, как любовь может быть одновременно и добром и ужасным злом. Она сама по себе окрыляет и уничтожает всё, что было построено до этого. Фёдор Иванович не забыл упомянуть об обществе, которое контролирует эти чувства, оценивает их. Каждый шаг возлюбленных отслеживается и разносится сплетнями. Осуждение и обсуждение всюду - заставляет любовь становиться ядом для самого слабого из пары.

Для цикла характерно сравнение любви с природными явлениями, воспевание чувств и эмоций, изображение романтических моментов. Стихи можно поделить на две части: одни описывают трагическую сторону влюблённости, все неприятности и преграды, которые встречаются на пути, другие - глубину и нежность запретных чувств.

Герои цикла словно противостоят сразу всему миру, который ставит себе цель разрушить союз. Общество изображается как совокупность преград и злости, оно не способно понять мотивы и простить страсть. Героям приходится отстаивать своё право на счастье. Вместе они одновременно и счастливы и несчастны. Понимают всё, что происходит и теряются в чувствах. Они способны здраво рассуждать и оценивать ситуацию, но не могут ничего с собой поделать.

В некоторых стихотворениях цикла постоянно повторяется слово «роковой», создавая нужный оттенок, указывая на особенность отношений главных героев, на их обречённость. Поэт словно проклинает и одновременно радуется тому дню, встрече, слиянию, взору, который свёл его с Еленой. Сливая эти слова с эпитетом «роковой», он даёт собственную оценку происходящему, делает акцент на реальности пережитых чувств.

Весь цикл состоит из романтических поэзий, изображающих его отношения с Еленой Александровной, однако среди них есть и глубоко трагические. Последние стихотворения описывают грусть потери близкого человека. Поэт даже изобразил последний день жизни своей возлюбленной, каждое её движение и тени, что окутывали умирающую.

Заканчивается цикл стихотворениями разлуки. В них описывается тяжёлая судьба Елены, её преждевременный уход из жизни и сожаление. Поэт говорит, что уже минуло много лет, а он всё ещё не смог забыть своей возлюбленной. Его душа сохнет и изнывает без поддержки, хочет найти свою былую силу, но уже не может этого сделать.

Фёдор Иванович Тютчев сумел описать все переживания и волнения, которые человек испытывает на протяжении отношений. Это и радость первого свидания, и романтические будни и даже прощание с любовью и горечь одиночества.

Цикл по праву считают романом в стихах, ведь в нём есть развитие персонажей и действие, которое непреклонно ведёт к разрушению семьи и полному одиночеству. Даже можно найти силу, которая мешает достижению счастья - мнение общественности, которое словно своими руками свело самого слабого - Елену - в могилу.

Анализ стихотворения «О, как убийственно мы любим…»

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» задаёт тон всему циклу. Первая строчка даёт толчок к началу истории любви и в то же время завершает весь цикл. Стихотворение можно назвать первым и последним, ведь в нём обозначены не только главные проблемы, но и показана вся жизнь влюблённого мужчины.

Его можно условно разделить на три части, которые взаимосвязаны. Сначала поэт обращает внимание на свои воспоминания, которые терзают душу. Большое количество догадок и попыток найти ответы на сложные вопросы, которые делают его уязвимым. Он словно запутался сам в себе и теперь не может понять, что было к лучшему, а что к худшему.

Во второй части стихотворения герой уже знает ответы. Он пережил первую и самую сложную стадию влюблённости. Теперь у него есть уверенность в завтрашнем дне. Ему становится понятно, как именно получилось всё это. Герой уверенно рассказывает читателю о том, как и что произошло. Он без сомнения описывает всё произошедшее и легко рассказывает о решении, поменявшем его жизнь.

В третьей же части происходит оценка всех предыдущих историй. Герой говорит о результатах своей разрушительной любви, показывает её такой, какая она есть, но ничего не хочет менять. Он всё так же уверен в себе и своей правоте. Однако последние строчки заставляют задуматься о том, кто же виноват в гневе толпы, кто стал причиной всего произошедшего.

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

В главных героях стихотворения легко угадывается Елена и сам Фёдор Иванович. Это история их знакомства, влюблённости и падения. Поэт последними строками словно проводит линию, он отделяет ими стихотворение от философских поисков виновного.

Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» считается одним из лучших образцов любовной лирики. Оно самое узнаваемое из всего цикла благодаря хронологическому повествованию и большому количеству эпитетов. Знаки препинания указывают на нюансы, обращают внимание на то, что было бы незаметно без них. Это всё делает стихотворение уникальным, сочетающим в себе как романтическую линию, так и философский подтекст.

Анализ стихотворения «Последняя любовь»

Одно из немногих стихотворений, написанных от лица автора. Оно построено в особой манере диалога. В нём нет реплик и вопросов, но слова воспринимаются как поток речи. Можно услышать нарушенное дыхание, лёгкое разочарование и недовольство. Рифмы и ассонансы, размер стихотворения и некоторые эпитеты создают иллюзию живой речи, состоящую из ответов на несуществующие вопросы.

Диалогизм стихотворения создаёт впечатление, что рядом находится молчаливый слушатель, который участвует в разговоре, но не вмешивается напрямую. Все слова, написанные в стихотворении, отвечают на вопросы, которые никто так и не поставил.

Это поэзия контрастов, в которой любви небесной противопоставляется любовь роковая, югу - север, а грому - тишина. Поэт мастерски описывает природные явления, сравнивая их с состоянием своей души, говорит о проблеме, но не называет её прямо. Всё подаётся через образы и действия, которые служат отражением происходящего в реальности.

Поэт передаёт впечатления от предметов и явлений в настоящем времени, словно во время разговора видит и слышит всё, что происходит («день хрустальный», «море баюкает сны тихоструйной волною», «та кроткая улыбка увяданья»). Он передаёт прошедшие дни в настоящем, словно возвращаясь к приятным воспоминаниям, желая сделать их реальностью спустя долгое время.

Стихотворение кажется обрывком разговора в его середине, когда тема уже задана и остаётся только поддерживать диалог. Словно собеседник уже задал свои вопросы и просто ждёт на них ответы. «Последняя любовь» - образец любовной лирики, который показывает чувства не так, как прежде. Он создаёт имитацию общения, а не простого рассказа о чувствах, как часто было до этого.

Анализ стихотворения «Весь день она лежала в забытьи...»

Стихотворение очень трагичное, лишённое всякой надежды на лучшее. Это описание последних часов Елены Александровны, её прощания с жизнью. Стихотворение можно условно разделить на несколько частей, объединённых общим мотивом страдания и горя потери любимого человека.

В первой части поэт описывает дождливый день, когда его возлюбленная уже чувствовала свою смерть. Она всё время была в забытье и лишь за несколько часов до смерти, наконец-то пришла в себя. Елена понимала, что её время на исходе и внимательно вслушивалась в звуки дождя. Она всё ещё тянулась к жизни, но уже не могла ничего изменить.

Вторая часть посвящена обстановке дома. Герой будто старательно всё запоминает, чтобы потом не раз воскресить в памяти этот день во всех подробностях. Он обращает внимание на мелочи, которые до этого были совсем незначительными, подмечает то, что раньше для него не было важным. Ему приходится создавать точную копию комнаты, в которой случилось большое горе.

А затем изображается состояние души мужчины. Он убит горем, он не хочет верить в то, что такое можно пережить. Его покинул очень важный человек, который любил так, как не каждая женщина сможет. Герою приходится мириться с этим, но сама мысль его ужасает.

О, господи!.. и это пережить...
И сердце на клочки не разорвалось...

В стихотворении много восклицательных предложений, которые передают настроение и приоритеты главного героя. Они выделяют важнейшие в тот момент эмоции, заставляют их доминировать над остальными. Так же часто встречаются троеточия, что делают акцент на нецелостность мысли. Это не сухое документирование фактов, а восприятие творческой души большой трагедии. Поэтому акценты меняются и главными в стихотворении становятся мелочи, которые до этого не имели значения. Все они собираются вокруг смерти и создают её портрет.

Частый повтор звуков «л», «с», «ш» имитирует шум дождя и создает музыкальное сопровождение к словам. Это позволяет погрузиться в момент, описываемый поэтом, почувствовать его, создать собственное впечатление от него.

Лил теплый летний дождь - его струи
По листьям весело звучали.

Стихотворение посвящено Елене Александровне, хотя оно с точностью передаёт скорбь любого человека, на глазах которого умирает любимый и создаёт печальное настроение, полное скорби и жалости.

Анализ стихотворений, написанных в первую годовщину смерти Елены

Стихотворение было написано перед первой годовщиной смерти Елены. Тютчев очень тяжело переживал этот день. Он постоянно винил себя во всём произошедшем, потому что думал, что мог спасти возлюбленную. В то время мужчине прощались любовные похождения охотнее, чем женщинам. И всю тягость осуждения толпы понесла на своих плечах Елена. Из-за её любви даже тёте пришлось уйти из Смольного института. Она осталась совсем одна, без поддержки. И Тютчев это знал, однако всегда отказывался узаконить их брак.

Он понимал, что если бы решился на этот шаг, то Елена не страдала бы так сильно. Каждый год перед годовщиной её смерти, Фёдор Иванович очень жалел, что не помог возлюбленной. Он написал два стихотворения с разницей в несколько дней, которые передавали его тёплые и нежные чувства к умершей.
Стихотворение «Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» сильно отличается от всех других произведений, входящих в цикл. В нём сознательно создаётся угнетающая атмосфера. Эпитеты «тихий свет», «гаснущий день» указывают на наступление ночи, которая появилась в душе поэта после смерти Елены. Использование звуков «р», «с» и шипящих делают атмосферу более мрачной и таинственной.

Поэт так же использует обращения, например, «ангел мой», которые переносят действия стихотворения в нереальный мир. Словно Елена всё ещё жива и слышит каждое слово, обращённое к ней. Она появляется как лучик надежды в тёмном царстве и рассекает собой темноту, окружающую героя.

Стихотворение «Как неожиданно и ярко…» сильно отличается от предыдущего. Оно более яркое и счастливое. В нём уже нет сгущения красок, мир не становится мрачным и враждебным, а наоборот, манит к себе, создаёт уют и тепло. Звонкие звуки создают ощущение счастья и спокойствия.

В стихотворении много эпитетов, которые делают его мягким и более ярким («радужное ведение», «воздушная арка»). Они показывают настроение Тютчева, создают картину мира, который его окружает, и который заслуживает доверия. Однако в стихотворении тоже отразилась печальная судьба Елены.
Из возвышенного и радостного тон переходит в грустный и трагический. Глагол «побледнело» полностью изменяет настроение всего стихотворения, вновь возвращает его к первоначальной теме. Смерть любимой не отпускает поэта.

Эти два стихотворения сильно отличаются друг от друга. Это можно объяснить тем, что они был написаны по разные стороны критического числа - 4 августа. Дата словно исполняет роль барьера, через который каждый год приходится проходить поэту. До неё он в печали, не может простить себе многое. Он готов раскаиваться за каждую совершённую ошибку. После 4 августа, Тютчев вновь становится самим собой. Принимает всё то, что произошло. Он сожалеет об утраченных возможностях, но не ставит их превыше всего.

Поэтому эти два стихотворения такие разные и сильно отличаются друг от друга. Они показывают разного поэта, который борется со своими эмоциями и желаниями, вопреки всему.

Анализ стихотворения «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…»

Стихотворение было написано через год после смерти Елены Денисьевой. В нём поэт вспоминает о счастливой жизни с возлюбленной и трагическую смерть девушки. Это стало для него потрясением, которое невозможно забыть. Поэт думает, что Елена дала ему возможность любить, вдохнула в него свою душу.

Воспоминания о ней только светлые, в них есть лишь тень печали, но они не перестают радовать поэта.
Это стихотворение, словно дань уважения Елене, которая смогла пробудить чувства и заставить вновь полюбить. Она дарила свои эмоции, не переживая, что они могут быть губительны для неё самой. Это Тютчева и подкупало. Он знал, что далеко не каждая женщина способна так же жертвенно отдаваться любви и идти на всё, только бы быть рядом с любимым.

Поэт написал стихотворение, стараясь донести это до адресата. Он в восьми строчках сумел изобразить всю свою счастливую жизнь с Еленой и передать боль из-за её смерти.

Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло
С того блаженно-рокового дня,
Как душу всю свою она вдохнула,
Как всю себя перелила в меня.

В стихотворении вновь появляется эпитет «роковой день», который не раз встречается на протяжении всего цикла. Он указывает сразу и на радость, и на печаль от встречи с возлюбленной. Вторая строфа рассказывает о потере. Герой несчастен и раздавлен, он верит в своё вечное одиночество и больше не может найти себе места. Его любовь разбилась о судьбу, и больше нет пути назад.

Заключение

«Денисьевский» цикл Тютчева собрал в себе радость первого свидания, страсть запретной любви и горькую судьбу. В каждом стихотворении сплетаются противоположности и препятствия. Общество не позволяет в полной мери обрести душевную гармонию. Герой понимает это и постоянно восклицает: «О, как убийственно мы любим!», чтобы передать судьбу тех, кто посмел нарушить запреты и попытаться найти счастье. Каждое стихотворение одновременно трагичное и радостное, ведь в них сочетается всё, что пережил сам автор. Он вложил свой опыт в строки, стараясь как можно точнее передать собственные переживания и волнения на бумаге. Именно поэтому его стихотворения до сих пор вызывают отклик в сердцах, ведь они наполнены реальными эмоциями, которые сложно скрыть.

Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь...

Ф. И. Тютчев

Иван Алексеевич Бунин ... Он прожил сложную, полную испытаний жизнь, которая вся до последних дней была отдана скитаниям и творчеству.

Несмотря на то что он покинул Россию, писатель был неотделим от страны, давшей ему жизнь. Как личность, как творец Бунин был рожден отечественной культурой. Где бы он ни находился, он продолжал ее святые традиции. И сам чувствовал себя частью той духовной атмосферы, которая была создана и выражена гением Пушкина и Лермонтова, Л. Толстого и Чехова, Бородина и Рахманинова, Поленова и Нестерова. Именно так мы воспринимаем И. А. Бунина. Наиболее, пожалуй, ёмко и кратко влечение к Бунину определил Ю. Бондарев, который увидел в его произведениях соединение «дыхания земли» с «напряженным дыханием мысли», углубление в «душевную тайну» личности. Точно сказано, не правда ли?

Я очень люблю творчество И. А. Бунина, особенно его « ». Из этого цикла наиболее привлек меня рассказ с таким же названием. Эпиграфом я взяла строки из стихотворения Ф. И. Тютчева. Это не случайно, ведь в рассказе тема любви, мотив воспоминания перекликается с основной темой поэзии Тютчева. Вспомним:

Нет дня, чтобы душа не ныла.

Не изнывала б о былом...

А знаменитое «Я встретил вас, и все былое...»!

Память дает радость свидания с тем, что дорого человеку. Память сохраняет очарование былого. Вот как сам Бунин писал об этом в одном из своих стихотворений:

Как, господи, благодарить

Тебя за все, что в мире этом

Ты дал мне видеть и любить...

Любовь... Она была темой многих произведений И. А. Бунина, Мотив загадочной и необыкновенной любви мы встречаем и в его рассказе «Темные аллеи».

Сюжет, на первый взгляд, очень прост. Через тридцать лет Николай Алексеевич, «стройный старик военный», встречает свою «первую любовь» - Надежду. В горницу вошла темноволосая, чернобровая, красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку». Из их разговора мы узнали, что Надежда «все одним жила»: любила она все тридцать лет только Николая Алексеевича («как я вас любила»), не была замужем («при такой красоте») и о прошлом вспоминает, как о самом добром, чистом и красивом, говоря: «Молодость у всякого проходит, а любовь - другое дело». Сколько раз она «хотела руки на себя наложить», но именно любовь останавливала ее это сделать. А для Николая Алексеевича любовь осталась в прошлом, он говорит: «Все проходит... Любовь, молодость». Неожиданно Николай Алексеевич понимает, что «потерял самое дорогое, что имел в жизни». И лишился самых «лучших минут... И не лучших, а истинно волшебных». Он вспоминает, «как она была прекрасна, горяча!»

Но и успокаивается Николай Алексеевич так же быстро. Да, он восхищается, восхищается красотой Надежды, но в то же время представляет ее лишь «содержательницей постоянной горницы», а не «женой, матерью, хозяйкой своего петербургского дома».

И тем не менее воспоминания об этой любви из его сердца все равно не исчезнут никогда.

Бунин писал, что происхождение «Темных аллей» пошло от стихотворения Н. П. Огарева «Необыкновенная ». Но у Огарева все заканчивается печальными строками о свидании молодых людей:

Осталось для людей закрыто,

Что было там говорено

И сколько было позабыто...

Бунин же решил показать, какой глубокий след оставляет любовь в человеческой душе. Не случайно я выбрала рассказ «Темные аллеи». Я убеждена и уверена в том, что были, есть и, я надеюсь, будут люди, преданные, верные своим чувствам, своей любви, как Надежда. «Не могла же ты любить меня весь век!» - «Значит, могла!» - отвечает она.

Бунин воспринимал любовь как часть большого, гармоничного мира, и если любовь была, то она останется и в душе, и в памяти навсегда.

Как и многие произведения Бунина, этот рассказ написан удивительным, неповторимым языком. Он прост, почти скуп, но разве можно рассказать обыденными, не бунинскими словами о том, что написано им с классической силой и четкостью. «Это все так же бесполезно, как поверять сухой алгеброй гармонии Моцарта», - писал К. Паустовский.

Что еще мне показалось удивительным в этом рассказе, так это то, насколько выразительно Бунин сумел передать встречу героев, их переживания, показать все так, что кажется, будто автор нам рассказал историю знакомых или близких ему людей. Он и сам признавался, что ему свойственно небывалое воображение: свободно видел он живыми картины, о которых писал. Поэтому мы так зримо, до мельчайших подробностей представляем облик героев, и не только в момент их встречи. Разве мы не видим необыкновенную красоту Надежды в пору ее молодости («Какой стан, какие глаза!»)?! Память Николая Алексеевича сохранила все это, ведь это особенная память - память о любимом человеке., и «тут не одно воспоминанье, тут жизнь заговорила вновь...»

Если домашнее задание на тему: » «НЕТ ДНЯ, ЧТОБЫ ДУША НЕ НЫЛА» (Цикл рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи») оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Не случайно книга рассказов, написанных во время второй мировой войны, в изгнании, в окупированной Франции, названа «Темные аллеи» (1937-1945 г). Сочинение по произведению на тему: Женские образы в рассказах И. А. Бунина. Тема любви в рассказе И. А.Бунина Темные аллеи. Писательская Сочинение по произведению на тему: "Незабываемое" в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи" Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина - судьба Сочинение по произведению на тему: Любовь в произведениях И. А. Бунина Иван Алексеевич Бунин - тонкий лирик, способный передать любые оттенки Сочинение по произведению на тему: Что волнует меня в рассказах о любви Куприна и Бунина? Что волнует меня в рассказах о

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое