Предназначение души ньютон читать онлайн. Майкл Ньютон Предназначение души

Майкл Ньютон


Предназначение Души

Жизнь между жизнями


Введение

Кто мы такие? Почему мы здесь? Куда мы идем? Я пытался ответить на этот вечный вопрос в своей первой книге «Путешествия Души», опубликованной в 1994 году издательством Ллевеллин (Llewellyn). Многие люди говорили мне, что эта книга помогла им раскрыть их внутреннее Я, поскольку раньше им не приходилось читать книг с таким подробным описанием жизни в мире духа. Кроме того, изложенная в ней информация подтвердила и укрепила их глубокое внутреннее знание о существовании их души после физической смерти и о цели их возвращения на Землю.

Как только книга появилась на прилавках магазинов и позже, когда она переводилась на другие языки, я стал получать письма от читателей со всех концов мира, спрашивавших меня, будет ли продолжение книги. Долгое время я давал отрицательный ответ. Материалы моих многолетних исследований было нелегко обработать и, в конце концов, представить в виде объемной книги о нашей бессмертной жизни. И я полагал, что, написав «Путешествия Души», я уже сделал достаточно большую работу.

Во введении к книге «Путешествия Души» я писал, что с самого начала был традиционным гипнотерапевтом и скептически относился к использованию гипноза для метафизических регрессий. В 1947 году, когда мне было пятнадцать лет, я ввел в состояние гипноза своего первого Субъекта, и я определенно был приверженцем старой школы, а никак не «нью-эйджером». Поэтому когда, работая с пациентом, я нечаянно от крыл врата в мир духа, я был ошеломлен. Мне казалось, что большинство специалистов, занимавшихся регрессиями в прошлые жизни, полагали, будто наша жизнь в промежутке между жизнями - это просто период смутной неопределенности, служащий лишь мостиком из одной жизни к следующей. Вскоре я понял, что должен сам разработать пути пробуждения воспоминаний Субъекта о его существовании в загадочном мире духа. После многих лет методичных исследований я, наконец, смог выстроить рабочую модель этого мира, его структуры и закономерностей, и мне стало ясно, что процесс гипнотерапевтической регрессии может принести колоссальную пользу моим пациентам. Я также обнаружил, что не имеет значения, являются ли пациенты атеистами, глубоко религиозными людьми или придерживаются каких-либо иных философских убеждений. Когда они правильным образом погружены в сверхсознательное гипнотическое состояние, их отчеты не противоречат, друг другу именно по этой причине я стал - как я это называю - духовным регрессионистом, то есть гипнотерапевтом, специализирующимся на жизни после смерти.

Чтобы представить широкому кругу читателей базисную информацию об этом, я написал книгу «Путешествия души», в которой постарался четко и последовательно описать ход событий после физической смерти: кто встречает нас, куда мы идем, и что делаем как души в Мире Душ до того, как выбрать тело для нового рождения. Такая форма изложения была задумана как наглядное путешествие во времени с использованием реальных историй из практических сеансов с моими пациентами, которые подробно описывали мне свои переживания в промежутках между прошлыми жизнями. Таким образом, «Путешествия души» стали не столько очередной книгой о прошлых жизнях и реинкарнации, сколько новым прорывом в метафизических исследованиях духовных сфер, которые раньше, фактически, не исследовались при помощи гипноза.

На протяжении восьмидесятых годов, когда я формировал рабочую модель жизни между жизнями, я прекратил практиковать все другие формы гипнотерапии. Накопив большое количество случаев, я почувствовал огромное желание еще глубже проникнуть в тайны Мира Душ. Эти исследования укрепляли во мне уверенность в достоверности моих более ранних открытий. Многие годы таких специальных исследований Мира Душ я работал практически в уединении и лишь с теми своими пациентами, которые были информированы о характере моей работы и знали каждый только том, что касалось лично его и его друзей. Я даже обходил стороной эзотерические книжные магазины, потому что хотел быть абсолютно свободным от каких бы то ни было пристрастий или предубеждений. И сегодня я по-прежнему убежден в том, что моя добровольная изоляция и стремление не высказываться публично было правильным решением.

Покинув Лос-Анджелес и уединившись в горах Сьерра-Невады, что бы написать «Путешествия Души», я надеялся сохранить полную анонимность. Это оказалось нереальным. Большая часть материалов, представленных в книге, никогда ранее не публиковалась, и я стал получать большое количество писем через своих издателей. Я в долгу перед издательством Ллевеллин (Llewellyn) и благодарен им за прозорливость и смелость, которую они проявили, представив мое исследование широкой публике. Вскоре после издания книги мне пришлось разъезжать с лекциями и выступать на радио и телевидении.

Люди хотели знать больше подробностей о Мире Душ и постоянно спрашивали, нет ли у меня еще какой-то информации. Я вынужден был отвечать утвердительно. В действительности, у меня было большое количество различной необработанной информации, которая, на мой взгляд, была слишком серьезна, чтобы публика могла ее принимать от неизвестного автора. Несмотря на то, что людей очень вдохновляла книга «Путешествия Души», я не хотел писать продолжение. Однако мне пришлось пойти на компромисс. В пятом издании был добавлен указатель, а также новая обложка и несколько параграфов - для того, чтобы внести большую ясность по определенным вопросам. Но и этого было недостаточно. Поток писем, которые я еженедельно получал с вопросами о жизни после смерти, непрерывно возрастал.

Теперь люди стали разыскивать меня, и я решил снова начать небольшую гипнотерапевтическую практику. Среди своих новых пациентов я отметил высокий процент более развитых душ. Но теперь пациентам приходится долго ждать своей очереди, поскольку мой прием ограничен. Поэтому среди моих пациентов имеется лишь небольшое количество молодых душ, испытывающих серьезный психологический кризис, а в большинстве своем это люди, которые способны проявлять терпение. Они желают обратиться к своей духовной памяти, чтобы раскрыть смысл и суть каких-то определенных проблем и, в конечном итоге, выявить свое предназначение в жизни. Многие из них сами являются целителями и учителями, и им нравится делиться со мной информацией о жизни их души между воплощениями. Мне думается, что я, в свою очередь, также помог им в их исканиях.

Все это время среди читателей сохранялось мнение, что я не раскрыл им все имевшиеся у меня секреты. В конце концов, я стал склоняться к тому, чтобы написать вторую книгу. В результате родилась книга «Предназначение Души». Моя первая книга «Путешествия Души» представляла собой путешествие в Мир Душ по великой Реке вечности. Путешествие начиналось с момента физической смерти и заканчивалось в том месте Мира Душ, откуда мы вступаем в новое рождение. Я поднялся вверх по Реке в сторону Источника настолько далеко, насколько это было возможно в то время. И дальше продвинуться не удалось. Хотя память о таких путешествиях, совершаемых несметное количество раз, хранится в уме каждого человека, кажется, никто из тех, кто все еще воплощается, не способен пройти или провести меня дальше.

Предназначение Души
Жизнь между жизнями

Введение

Кто мы такие? Почему мы здесь? Куда мы идем? Я пытался ответить на этот вечный вопрос в своей первой книге «Путешествия Души», опубликованной в 1994 году издательством Ллевеллин (Llewellyn). Многие люди говорили мне, что эта книга помогла им раскрыть их внутреннее Я, поскольку раньше им не приходилось читать книг с таким подробным описанием жизни в мире духа. Кроме того, изложенная в ней информация подтвердила и укрепила их глубокое внутреннее знание о существовании их души после физической смерти и о цели их возвращения на Землю.

Как только книга появилась на прилавках магазинов и позже, когда она переводилась на другие языки, я стал получать письма от читателей со всех концов мира, спрашивавших меня, будет ли продолжение книги. Долгое время я давал отрицательный ответ. Материалы моих многолетних исследований было нелегко обработать и, в конце концов, представить в виде объемной книги о нашей бессмертной жизни. И я полагал, что, написав «Путешествия Души», я уже сделал достаточно большую работу.

Во введении к книге «Путешествия Души» я писал, что с самого начала был традиционным гипнотерапевтом и скептически относился к использованию гипноза для метафизических регрессий. В 1947 году, когда мне было пятнадцать лет, я ввел в состояние гипноза своего первого Субъекта, и я определенно был приверженцем старой школы, а никак не «нью-эйджером». Поэтому когда, работая с пациентом, я нечаянно от крыл врата в мир духа, я был ошеломлен. Мне казалось, что большинство специалистов, занимавшихся регрессиями в прошлые жизни, полагали, будто наша жизнь в промежутке между жизнями - это просто период смутной неопределенности, служащий лишь мостиком из одной жизни к следующей. Вскоре я понял, что должен сам разработать пути пробуждения воспоминаний Субъекта о его существовании в загадочном мире духа. После многих лет методичных исследований я, наконец, смог выстроить рабочую модель этого мира, его структуры и закономерностей, и мне стало ясно, что процесс гипнотерапевтической регрессии может принести колоссальную пользу моим пациентам. Я также обнаружил, что не имеет значения, являются ли пациенты атеистами, глубоко религиозными людьми или придерживаются каких-либо иных философских убеждений. Когда они правильным образом погружены в сверхсознательное гипнотическое состояние, их отчеты не противоречат, друг другу именно по этой причине я стал - как я это называю - духовным регрессионистом, то есть гипнотерапевтом, специализирующимся на жизни после смерти.

Чтобы представить широкому кругу читателей базисную информацию об этом, я написал книгу «Путешествия души», в которой постарался четко и последовательно описать ход событий после физической смерти: кто встречает нас, куда мы идем, и что делаем как души в Мире Душ до того, как выбрать тело для нового рождения. Такая форма изложения была задумана как наглядное путешествие во времени с использованием реальных историй из практических сеансов с моими пациентами, которые подробно описывали мне свои переживания в промежутках между прошлыми жизнями. Таким образом, «Путешествия души» стали не столько очередной книгой о прошлых жизнях и реинкарнации, сколько новым прорывом в метафизических исследованиях духовных сфер, которые раньше, фактически, не исследовались при помощи гипноза.

На протяжении восьмидесятых годов, когда я формировал рабочую модель жизни между жизнями, я прекратил практиковать все другие формы гипнотерапии. Накопив большое количество случаев, я почувствовал огромное желание еще глубже проникнуть в тайны Мира Душ. Эти исследования укрепляли во мне уверенность в достоверности моих более ранних открытий. Многие годы таких специальных исследований Мира Душ я работал практически в уединении и лишь с теми своими пациентами, которые были информированы о характере моей работы и знали каждый только том, что касалось лично его и его друзей. Я даже обходил стороной эзотерические книжные магазины, потому что хотел быть абсолютно свободным от каких бы то ни было пристрастий или предубеждений. И сегодня я по-прежнему убежден в том, что моя добровольная изоляция и стремление не высказываться публично было правильным решением.

Покинув Лос-Анджелес и уединившись в горах Сьерра-Невады, что бы написать «Путешествия Души», я надеялся сохранить полную анонимность. Это оказалось нереальным. Большая часть материалов, представленных в книге, никогда ранее не публиковалась, и я стал получать большое количество писем через своих издателей. Я в долгу перед издательством Ллевеллин (Llewellyn) и благодарен им за прозорливость и смелость, которую они проявили, представив мое исследование широкой публике. Вскоре после издания книги мне пришлось разъезжать с лекциями и выступать на радио и телевидении.

Люди хотели знать больше подробностей о Мире Душ и постоянно спрашивали, нет ли у меня еще какой-то информации. Я вынужден был отвечать утвердительно. В действительности, у меня было большое количество различной необработанной информации, которая, на мой взгляд, была слишком серьезна, чтобы публика могла ее принимать от неизвестного автора. Несмотря на то, что людей очень вдохновляла книга «Путешествия Души», я не хотел писать продолжение. Однако мне пришлось пойти на компромисс. В пятом издании был добавлен указатель, а также новая обложка и несколько параграфов - для того, чтобы внести большую ясность по определенным вопросам. Но и этого было недостаточно. Поток писем, которые я еженедельно получал с вопросами о жизни после смерти, непрерывно возрастал.

Майкл Ньютон Предназначение души Жизнь между жизнями

Корпоративные души


В эту категорию душ входят члены вторичной группы, принадлежащие разным первичным группам, расположенным в одной и той же духовной зоне. Как я упоминал в главе 5 в комментарии к рисунку 1, группы, окружающие нашу собственную и составляющие вместе с нами одну вторичную группу, могут включать в общей сложности до 1000 душ и больше. Многие из этих групп работают в классных комнатах по соседству с нами. В других группах есть определенные души, с которыми мы работаем вместе и которых мы узнали за многие совместные воплощения, в то время как остальные души лишь кратковременно появляются в наших жизнях. Довольно часто наши родители приходят из одной из таких соседних групп.

В смысле дружеского общения в Мире Душ, а также контакта во время физических воплощений, души одной первичной группы могут иметь мало общего или вообще ничего общего со многими душами из других групп. В более широком смысле, все души вторичной группы являются корпоративными в том или ином аспекте, но они не считаются родственными душами. Хотя их по большому счету нельзя назвать душами-компаньонами, они действительно образуют большую совокупность людей, из которых наши руководители могут набирать исполнителей тех или иных ролей в нашей жизни. Такая корпоративная душа, или душа-компаньон, может обладать особыми качествами, которые как раз годятся для того, чтобы мы могли получить определенный кармический урок. Они могут воплощаться в качестве людей, которые своим общением с нами вносят сильную позитивную или негативную энергию в нашу жизнь. Что касается благоприятных или неблагоприятных сторонах этих ролей, то все решения предварительно согласовываются между всеми участниками и их Учителями.

Роль может быть очень мимолетной. Читатель может вспомнить случай на автобусной остановке, произошедший с Субъектом 39. Помощь, оказанная женщине в том Случае, была скорее всего спонтанным актом сострадания, и мне кажется, эта женщина не была для Субъекта такого рода ролевой душой. Я приведу пример краткого позитивного контакта другого Субъекта, который определенно встретил такую корпоративную душу-компаньона.

«Я бродил в одиночестве по пляжу, совершенно отчаявшись после того, как меня уволили с работы. Появился человек, и у нас завязался разговор. Я не знал его и больше никогда в своей жизни встречал. Но в тот день он без всякого подошел ко мне, и мы раз говорились. Я излил свои проблемы этому незнакомцу. Он успокоил меня и помог увидеть мою ситуацию с работой совершенно в другом свете. Примерно через час мы расстались. Теперь я пони маю, что он был моим знакомым из другой группы в Мире Душ. Мы столкнулись в тот день не случайно. Он был послан мне».

Однако наиболее значительные контакты мы устанавливаем со свои ми родственными душами. В то время, когда я обдумывал эту книгу, люди просили меня привести подробный случай любовной истории между первичными родственными душами. Будучи сам романтиком, я не мог устоять перед этой просьбой.

СЛУЧАЙ 46


Когда Морин позвонила мне, в ее голосе было что-то такое, что указывало на острую потребность в безотлагательной встрече. Тогда у меня еще не было длинного списка желающих, записавшихся на прием за год вперед. Морин жила недалеко от моего офиса в Калифорнии и спросила, не сможет ли она приехать ко мне вместе со своим другом, который как раз ехал к ней из Нью-Йорка на их первую встречу. Я спросил ее об этом друге, которого она еще ни разу не видела, и она рассказала мне следующую историю.

За три месяца до этого группа из двадцати пяти человек, интересовавшихся жизнью после смерти, организовали на вебсайте своего рода «переговорный пункт», называемый на компьютерном жаргоне «чат-рум» («chat room»). Люди, имеющие общие интересы, проводят таким образом беседы прямо в Интернете. Все это мне подробно объяснили, потому что я плохо разбираюсь в компьютерах. Морин сказал, что она и мужчина по имени Дэйл обнаружили, что они очень единодушны в обсуждениях на тему родственных душ, и почувствовали, что странным образом связаны друг с другом. Она добавила, что было что-то сверхъестественное в том, как Дэйл буквально воспроизводил ее мысли. Они решили организовать свой собственный «приватный чат-рум» для дальнейших компьютерных бесед.

Морин и Дэйл выяснили, что они родились в одном и том же году пятьдесят лет назад с разницей в несколько месяцев, недалеко от Сан-Франциско. Они рассказали друг другу о том, что у каждого из них был неудачный брак и общее чувство необъяснимой печали из-за того, что они никак не могли найти нечто, что открыло бы их сердце. Их беседы вращались, главным образом, вокруг темы жизни после жизни, и Дэйл упомянул о том, что прочитал мою книгу. Вскоре они решили встретиться в Калифорнии и приехать ко мне для совместного, комбинированного сеанса регрессии.

Мы назначили сеанс как раз на следующий день после их первой встречи. Когда они прибыли ко мне, они были словно не от мира сего, и я заметил, что они уже были в состоянии транса и не нуждались во мне. Как только они встретились, они тут же узнали друг друга. Морин сказала: «То, как мы улыбались друг другу, выражение наших глаз, звуки нашего смеха, связующие нас вибрации, когда мы пожимали друг другу руки — все это породило состояние эйфории, которая была настолько сильна, что мы тут же забыли обо всем на свете».

Я изложу этот случай от имени Морин, поскольку первоначально я установил контакт с ней. Во время собеседования я узнал, что на протяжении своей жизни она иногда испытывала чувство «deja vu» (чувство, когда нам кажется, что мы это уже видели или слышали), когда она слышала музыку 20-х годов двадцатого века или видела танцующих чарльстон в свободных одеждах того времени. Морин также рассказала мне, что с детства ее мучили повторяющиеся ночные кошмары о неожиданной смерти.

У меня есть правило вводить Субъектов в Мир Душ после сцены смерти в их прошлой жизни для того, чтобы они не упустили естественное переживание чуда вступления в Мир Душ. Есть много преимуществ у такого приема в регрессивном гипнозе, в том числе возможность узнать, не произошло ли переноса в нынешнее тело пациента отпечатков разрушенного физического тела прошлой жизни. Если же сразу вводить Субъекта прямо в Мир Душ, скажем, из утробы их матери, то он может быть дезориентирован. Это подобно тому, как если подвести кого-то к тыльной стороне дома и попросить его описать фасад. Такая ускоренная процедура вхождения в Мир Душ может также привести к тому, что они «обойдут» ряд пунктов «ориентирующей настройки». Эти пункты могут быть жизненно важными, если предшествующая жизнь была трагически оборвана. Пройдя через сцены смерти, пациент, в действительности, оказывается лучше защищенным от болезненных физических воспоминаний.

Когда я стал направлять Морин к самым значительным сценам ее прошлой жизни, она обратилась к событиям, приведшим к ее смерти. Это часто бывает сигналом к тому, что впереди ожидается нечто тревожное, и гипнотерапевт должен быть готов иметь дело со сценой смерти, которая может быть ужасающей. Ниже следует сокращенный вариант рассказа Морин.

Д-р Н.: Вы мужчина или женщина?

СУБЪЕКТ: Девушка, на самом деле.

Д-р Н.: Как Вас зовут?

СУБЪЕКТ: Саманта. Коротко — Сэм.

Д-р Н.: Где Вы находитесь и что делаете?

СУБЪЕКТ: Я в своей спальне у туалетного столика и собираюсь на вечер.

Д-р Н.: Что это за вечер?

СУБЪЕКТ: (пауза и затем легкий смех) Это... устроено для меня, сегодня мне исполняется восемнадцать лет, и родители организовали выездной вечер.

Д-р Н.: Тогда с днем рождения, Сэм. Какое сегодня число?

Д-р Н.: Поскольку Вы находитесь у своего туалетного столика, я бы хотел, чтобы Вы посмотрели в зеркало и описали мне, что Вы видите.

СУБЪЕКТ: У меня светлые волосы, и сегодня вечером они стянуты вверх. Я одета в белое шелковое платье. Это мое первое по-настоящему взрослое вечернее платье. Я собираюсь надеть мои новые белые, на высоких каблуках туфли.

Д-р Н.: Кажется, Вы великолепно выглядите.

СУБЪЕКТ: (лукаво улыбаясь) Вот бы Рик думал так же.

Д-р Н.: Кто такой Рик?

СУБЪЕКТ: (теперь смутившись и покраснев) Рик... это мой парень... у меня с ним сегодня вечером свидание. Я должна закончить приготовления, он скоро придет.

Д-р Н.: Послушайте, Сэм, я уверен, что Вы можете говорить со мной, продолжая приводить себя в порядок — я не хочу задерживать Вас. Скажите, Вы серьезно относитесь к Рику?

СУБЪЕКТ: (опять краснеет) Да... Но я не хочу показывать это. Я разыгрываю девушку, чье расположение нелегко добиться. Я знаю, что он хочет быть со мной.

Д-р Н.: Похоже, что это важный вечер. Я предполагаю, что он скоро посигналит, приглашая Вас в свой автомобиль?

СУБЪЕКТ: (раздраженно) Вовсе нет! Ну, он, может быть, и хотел бы, но он позвонит в дверь, как полагается, и служанка впустит его и попросит подождать внизу.

Д-р Н.: Итак, вечер состоится далеко от дома?

СУБЪЕКТ: Не очень далеко — в шикарном особняке в нижней части Сан-Франциско.

Д-р Н.: Хорошо, Сэм, теперь переместитесь вперед во времени, на сам вечер. Расскажите мне, что там происходит.

СУБЪЕКТ: (восторженно) Так здорово! Рик, конечно, выглядит великолепно. Мои родители и их знакомые говорят мне, как я по взрослела. Музыка, танцы... много моих друзей, они поздравляют меня... и (лицо Субъекта на мгновение мрачнеет) там много спиртного, о котором мои родители не знают.

Д-р Н.: Вас это беспокоит?

СУБЪЕКТ: (отгоняет мрачные чувства, быстро проводя рукой по волосам, и возвращается к вечеринке) Ах... выпивка всегда бывает на таких мероприятиях — это помогает нам расслабиться. Я тоже пью... Рик и некоторые из его друзей потягивают спиртное.

Д-р Н.: Теперь перейдите к следующему важному событию этого вечера и расскажите мне, что происходит.

СУБЪЕКТ: (лицо Субъекта смягчается, и она говорит запинаясь) Рик и я танцуем... он так тесно прижался ко мне... мы... горим... он шепчет мне в самое ухо, что нам нужно сбежать с вечеринки, чтобы побыть какое-то время наедине.

Д-р Н.: И что Вы почувствовали, Саманта?

СУБЪЕКТ: Восторг... но что-то, казалось, удерживало меня... я пре одолела это... я своевольна. Я предполагаю, что я опасаюсь возможного неодобрения моих родителей... хотя, мне кажется, здесь что-то большее. Я отгоняю эти мысли ради волнующего чувства.

Д-р Н.: Оставайтесь с этими эмоциями. Что происходит дальше?

СУБЪЕКТ: Мы вышли через черный ход, чтобы нас никто не заметил, и направились к машине Рика. Это прекрасный, новый красный двухместный автомобиль. Ночь удивительная, и верх (машины) опущен.

СУБЪЕКТ: Мы садимся в машину. Рик вытаскивает шпильки из моих волос, чтобы они свободно развевались. Мы целуемся. Рик хочет порисоваться... мы мчимся по длинному проезду и выезжаем на улицу.

Д-р Н.: Вы можете описать эту дорогу и в каком направлении Вы едете?

СУБЪЕКТ: (все более нервничая) Мы направляемся на юг вдоль океана по Пасифик Коуст Роуд, за пределы Сан-Франциско.

Д-р Н.: Как Вам нравится езда, Сэм?

СУБЪЕКТ: (Субъект оживляется, на мгновение забыв о своих предчувствиях) Я чувствую себя так бодро! Ночь теплая, и ветер разметал пряди волос по моему лицу. Рик обнимает меня одной рукой. Он сжимает меня и говорит, что я самая прекрасная девушка на свете. Мы оба знаем, что влюблены друг в друга.

Д-р Н.: (Я заметил, что руки Субъекта начинают дрожать и тело напрягается; я беру ее за руку, потому что подозреваю, что сейчас произойдет) Теперь, Саманта, я хочу, чтобы Вы поняли, что все время, каждый Ваш шаг, пока Вы рассказываете, я буду с Вами и смогу быстро переместить Вас через все, что может случиться. Вы знаете это, не так ли?

СУБЪЕКТ: (слабо) Да...

Д-р Н.:.Перейдите к моменту, когда в Вашей поездке с Риком начи нает что-то меняться, и опишите, как все происходит.

СУБЪЕКТ: (теперь Субъект начинает дрожать всем телом) Рик слишком много выпил, и дорога становится все более извилистой. Повороты круче, а Рик держит баранку только одной рукой. Мы едем по холмистому участку… близко к океану… там обрыв... (Теперь кричит) РИК, ТОРМОЗИ!

Д-р Н.: Затормозил?

СУБЪЕКТ: (плача) О БОЖЕ, НЕТ. ОН НЕ ЗАТОРМОЗИТ! ОН СМЕЕТСЯ И СМОТРИТ НА МЕНЯ, А НЕ НА ДОРОГУ.

Д-р Н.: Теперь быстро, Сэм — продолжайте.

СУБЪЕКТ: (навзрыд) Мы пропускаем следующий поворот — машина в воздухе — мы падаем в океан... я умираю... вода... такая холодная... не могу дышать... О, Рик... Рик...

Мы остановились на какое-то момент, и я начинаю быструю десенсибилизацию этого травматического воспоминания, выводя в то же самое время душу Саманты из ее физического тела. Я напоминаю ей, что она уже переживала физическую смерть много раз, и все будет в порядке. Саманта объясняет, что не хочет уходить, потому что только начала жить. Она не хочет оставлять Рика, но некая сила, увлекающая ее прочь от океана, «слишком сильна».

Когда я начинал свои исследования о путешествиях душ, я полагал, что, когда два человека, таких как Саманта и Рик, умирают вместе, они вступают в Мир Душ также вместе. Но я обнаружил, что это не так, с одним лишь исключением. Маленькие дети, которых убивают вместе с теми, кто их любит, поднимаются вместе с этим человеком. Я рассмотрю это дальше, в главе 9. Даже первичные родственные души, погибающие одновременно, обычно уходят каждый своим путем, по своей собственной вибрационной линии. Мне казалось эта утрата дружеской связи родственных душ немного грустной, пока мне не стало ясно, что в нужный момент и в нужном месте их встречают их Гиды и друзья в Мире Душ. Каждая душа проходит восхождение со своей скоростью и по своему маршруту, что включает остановки для ориентации и восстановления энергии, даже если они возвращаются в одну и ту же группу душ. Так и произошло с Риком и Самантой.

Д-р Н.: Вы видите Рика?

СУБЪЕКТ: Нет, я пытаюсь сопротивляться силе, которая пытается повернуть меня прочь от океана. Я хочу видеть океан... я хочу помочь Рику.

Д-р Н.: Переворачивает ли Вас, в конце концов, эта сила в нужном направлении, прочь от Тихого Океана?

СУБЪЕКТ: (Субъект теперь успокоилась и смирилась, но печальна) Да, я теперь высоко над Землей.

Д-р Н.: (это обычный вопрос, который задаю пациентам) Вы не хотите попрощаться с родителями, прежде чем отправитесь дальше?

СУБЪЕКТ: О... нет... не сейчас... позже я попрощаюсь... сейчас я хочу идти.

Д-р Н.: Я понимаю. Скажите, что Вы видите дальше, Саманта?

СУБЪЕКТ: Глаз тоннеля... открывающийся и закрывающийся... координирующий свои движения с моими движениями. Я прохожу его насквозь и чувствую намного легче. Сейчас так ярко. Кто-то в одеждах выходит ко мне навстречу.

На сеансе с Дэйлом мы узнали, что он был Риком, и его воспоминания соответствовали воспоминаниям Морин. Если Саманта жила несколько секунд после крушения и поднялась из океана, душа Рика вышла из тела, пока машина была еще в воздухе. Когда я рассказывал эту историю аудитории в Далласе, одна женщина громко проворчала: «Вот такие эти мужчины!» Я сказал ей, что когда ум знает, что нет шанса спастись от неминуемого разрушения тела, душа может покинуть тело за мгновения до настоящей смерти. Таким образом, душа с ее энергиями подвергается меньшему воздействию.

После сеансов с Дэйлом и Морин я встретился с этими родственными душами, чтобы подвести итог тому, что мы узнали. Морин объяснила, что всякий раз, когда она ездит вниз по первому шоссе к югу от Сан-Франциско, она на определенном участке дороги вдоль побережья чувствует необъяснимую нервозность и страх. Теперь она знает, почему. Я надеялся, что перепрограммированная мною сцена ее смерти в 1923 году также освободит ее от повторяющихся кошмарных снов о внезапной кончине. Месяц спустя Морин написала мне и подтвердила, что эти кошмары окончательно прошли.

Другим удивительным подтверждением синхронности в этом Случае стали слова Дэйла о том, что он уехал из родных мест из-за того, что чувствовал себя дискомфортно, когда приходилось ездить в окрестностях Сан-Франциско. Вы, возможно, думаете; что время, которое мы проводим в Мире Душ между жизнями, должно уничтожить все остаточные эффекты переживаний нашей прошлой жизни. В большинстве случаев так и бывает, но, как я уже говорил, некоторые люди действительно переносят физические и эмоциональные отпечатки старого тела из одной жизни в другую. Это особенно верно, если этот отпечаток имеет отношение к кармическому уроку в новой жизни.

Почему эти первичные родственные души были разъединены в нынешней жизни в течение пятидесяти лет? Чтобы понять это, мы должны рассмотреть динамику их группы душ. Дэйл и Морин принадлежат группе душ Уровня 1. В той или иной степени все двенадцать душ этой группы являются активными борцами и всегда идут на риск. Их Гид регулярно направляет их в соседние группы, чтобы они могли посмотреть, как другие группы функционируют в большем мире и гармонии. Дэйл и Морин рассказывали мне, что эти посещения были интересными, но эти мирные души казались им «несколько скучными». Конечно, в их группе имеются души, менее неугомонные, но Рик/Дэйл не из таких. В своей нынешней жизни он был военным-десантником, прошедшим через всю войну во Вьетнаме. «Я не надеялся вернуться назад, — рассказывал он, — и это было бы нормально». Поскольку он любит жить на грани опасности, он оставил службу после войны, так как быть солдатом в мирное время было слишком глупо.

После крушения 1923 года Рика встретил старший Гид группы, и ему пришлось потратить больше времени на собеседование и ориентацию чем Саманте. Когда он вернулся в группу, он был очень огорчен. В нежной сцене встречи Рик рассказал своей подруге, как он сожалеет, что оборвал ее молодую жизнь. Из сеанса не было понятно, насколько они оба знали о возможности аварии. Они были возлюбленными в многочисленных прошлых жизнях, многие из которых были беспорядочными. Хотя Дэйл и Морин воплотились в одно и то же время в этой жизни и в том же месте, где жили в 20-е годы, им не было предназначено встретиться молодыми. Один и тот же чувственный опыт и эмоциональная энергия этого географического места являлись просто частью условий для более поздней их встречи в нынешней жизни.

Эти парные души, принимая новую жизнь, знали, что условия долго не будут позволять им встретиться. Дэйлу особенно нужно было почувствовать разочарование за годы поиска «своей» женщины. Он сегодня не является беззаботным, безответственным человеком. Саманта/Морин так же должна была обрести зрелость, которой у нее не было в ее отношениях с Риком в 20-е годы. Ни Дэйл, ни Морин не относились к жизни, как к легкому дару, на этом этапе их соединения. Они оба прошли через испытание сердечной болью, живя друг без друга. Моя работа с этой парой закончилась их общим высказыванием. Морин сказала: «Мы завершили свое исцеление, проникшись уважением к неприкосновенности жизни и поняв важность прощения. Теперь, когда мы оба знаем, что такое утрата, мы собираемся дорожить временем, которое осталось у нас для совместной жизни».

Прежде чем закончить тему родственных душ, я должен добавить, что многие парные души имеют предварительную встречу непосредственно перед их следующим воплощением. Суть этой генеральной репетиции с вашими Гидами заключается в окончательном просмотре важнейших вопросов предстоящей жизни. Это подготовительное занятие может также включать в себя момент, когда две родственные души уходят вдвоем, посылая друг другу визуальные образы того, как они будут выглядеть в своих новых человеческих телах и в каких обстоятельствах они встретятся.

В книге «Путешествия Души» есть целая глава, в которой я привожу различные примеры такого рода подготовки к воплощению. Парные души не всегда оказываются вместе непосредственно перед рождением. Кроме того, в зависимости от их кармы, иногда одна душа знает больше, чем другая, об их будущей встрече и о том, как эта личность будет выглядеть. Вот краткий рассказ одной из родственных душ об особенностях предстоящей встречи с ее будущей женой.

«Мне разрешили увидеть мою жену в экранной комнате просмотра будущих жизней. Она была привлекательным инструктором по аэробике, и я должен встретить ее в гимнастическом зале. Я внимательно изучал ее телесные черты, потому что не хотел все испортить, как в предыдущей жизни. В моем уме запечатлелся смешанный с потом запах ее тела... ее жесты... ее улыбка... и больше всего ее глаза. Момент, когда я увидел ее в этой жизни, был подобен тому, как два магнита притягиваются друг к другу».

Кто мы такие? Почему мы здесь? Куда мы идем? Я пытался ответить на этот вечный вопрос в своей первой книге «Путешествия Души», опубликованной в 1994 году издательством Ллевеллин (Llewellyn). Многие люди говорили мне, что эта книга помогла им раскрыть их внутреннее Я, поскольку раньше им не приходилось читать книг с таким подробным описанием жизни в мире духа. Кроме того, изложенная в ней информация подтвердила и укрепила их глубокое внутреннее знание о существовании их души после физической смерти и о цели их возвращения на Землю.

Как только книга появилась на прилавках магазинов и позже, когда она переводилась на другие языки, я стал получать письма от читателей со всех концов мира, спрашивавших меня, будет ли продолжение книги. Долгое время я давал отрицательный ответ. Материалы моих многолетних исследований было нелегко обработать и, в конце концов, представить в виде объемной книги о нашей бессмертной жизни. И я полагал, что, написав «Путешествия Души», я уже сделал достаточно большую работу.

Во введении к книге «Путешествия Души» я писал, что с самого начала был традиционным гипнотерапевтом и скептически относился к использованию гипноза для метафизических регрессий. В 1947 году, когда мне было пятнадцать лет, я ввел в состояние гипноза своего первого Субъекта, и я определенно был приверженцем старой школы, а никак не «нью-эйджером». Поэтому когда, работая с пациентом, я нечаянно от крыл врата в мир духа, я был ошеломлен. Мне казалось, что большинство специалистов, занимавшихся регрессиями в прошлые жизни, полагали, будто наша жизнь в промежутке между жизнями - это просто период смутной неопределенности, служащий лишь мостиком из одной жизни к следующей. Вскоре я понял, что должен сам разработать пути пробуждения воспоминаний Субъекта о его существовании в загадочном мире духа. После многих лет методичных исследований я, наконец, смог выстроить рабочую модель этого мира, его структуры и закономерностей, и мне стало ясно, что процесс гипнотерапевтической регрессии может принести колоссальную пользу моим пациентам. Я также обнаружил, что не имеет значения, являются ли пациенты атеистами, глубоко религиозными людьми или придерживаются каких-либо иных философских убеждений. Когда они правильным образом погружены в сверхсознательное гипнотическое состояние, их отчеты не противоречат, друг другу именно по этой причине я стал - как я это называю - духовным регрессионистом, то есть гипнотерапевтом, специализирующимся на жизни после смерти.

Чтобы представить широкому кругу читателей базисную информацию об этом, я написал книгу «Путешествия души», в которой постарался четко и последовательно описать ход событий после физической смерти: кто встречает нас, куда мы идем, и что делаем как души в Мире Душ до того, как выбрать тело для нового рождения. Такая форма изложения была задумана как наглядное путешествие во времени с использованием реальных историй из практических сеансов с моими пациентами, которые подробно описывали мне свои переживания в промежутках между прошлыми жизнями. Таким образом, «Путешествия души» стали не столько очередной книгой о прошлых жизнях и реинкарнации, сколько новым прорывом в метафизических исследованиях духовных сфер, которые раньше, фактически, не исследовались при помощи гипноза.

На протяжении восьмидесятых годов, когда я формировал рабочую модель жизни между жизнями, я прекратил практиковать все другие формы гипнотерапии. Накопив большое количество случаев, я почувствовал огромное желание еще глубже проникнуть в тайны Мира Душ. Эти исследования укрепляли во мне уверенность в достоверности моих более ранних открытий. Многие годы таких специальных исследований Мира Душ я работал практически в уединении и лишь с теми своими пациентами, которые были информированы о характере моей работы и знали каждый только том, что касалось лично его и его друзей. Я даже обходил стороной эзотерические книжные магазины, потому что хотел быть абсолютно свободным от каких бы то ни было пристрастий или предубеждений. И сегодня я по-прежнему убежден в том, что моя добровольная изоляция и стремление не высказываться публично было правильным решением.

Покинув Лос-Анджелес и уединившись в горах Сьерра-Невады, что бы написать «Путешествия Души», я надеялся сохранить полную анонимность. Это оказалось нереальным. Большая часть материалов, представленных в книге, никогда ранее не публиковалась, и я стал получать большое количество писем через своих издателей. Я в долгу перед издательством Ллевеллин (Llewellyn) и благодарен им за прозорливость и смелость, которую они проявили, представив мое исследование широкой публике. Вскоре после издания книги мне пришлось разъезжать с лекциями и выступать на радио и телевидении.

Люди хотели знать больше подробностей о Мире Душ и постоянно спрашивали, нет ли у меня еще какой-то информации. Я вынужден был отвечать утвердительно. В действительности, у меня было большое количество различной необработанной информации, которая, на мой взгляд, была слишком серьезна, чтобы публика могла ее принимать от неизвестного автора. Несмотря на то, что людей очень вдохновляла книга «Путешествия Души», я не хотел писать продолжение. Однако мне пришлось пойти на компромисс. В пятом издании был добавлен указатель, а также новая обложка и несколько параграфов - для того, чтобы внести большую ясность по определенным вопросам. Но и этого было недостаточно. Поток писем, которые я еженедельно получал с вопросами о жизни после смерти, непрерывно возрастал.

Теперь люди стали разыскивать меня, и я решил снова начать небольшую гипнотерапевтическую практику. Среди своих новых пациентов я отметил высокий процент более развитых душ. Но теперь пациентам приходится долго ждать своей очереди, поскольку мой прием ограничен. Поэтому среди моих пациентов имеется лишь небольшое количество молодых душ, испытывающих серьезный психологический кризис, а в большинстве своем это люди, которые способны проявлять терпение. Они желают обратиться к своей духовной памяти, чтобы раскрыть смысл и суть каких-то определенных проблем и, в конечном итоге, выявить свое предназначение в жизни. Многие из них сами являются целителями и учителями, и им нравится делиться со мной информацией о жизни их души между воплощениями. Мне думается, что я, в свою очередь, также помог им в их исканиях.

Все это время среди читателей сохранялось мнение, что я не раскрыл им все имевшиеся у меня секреты. В конце концов, я стал склоняться к тому, чтобы написать вторую книгу. В результате родилась книга «Предназначение Души». Моя первая книга «Путешествия Души» представляла собой путешествие в Мир Душ по великой Реке вечности. Путешествие начиналось с момента физической смерти и заканчивалось в том месте Мира Душ, откуда мы вступаем в новое рождение. Я поднялся вверх по Реке в сторону Источника настолько далеко, насколько это было возможно в то время. И дальше продвинуться не удалось. Хотя память о таких путешествиях, совершаемых несметное количество раз, хранится в уме каждого человека, кажется, никто из тех, кто все еще воплощается, не способен пройти или провести меня дальше.

Книга «Предназначение Души» будет сопровождать путников во второй экспедиции, которая пройдет вдоль той же Реки и по ее главным притокам - для более детального обследования. Во время этого нашего совместного путешествия я намерен представить некоторые скрытые аспекты маршрута, чтобы дать людям более значительную картину целого. Я построил эту книгу, в основном, по тематическому принципу и не всегда придерживался последовательности событий. Таким образом, я сместил временные рамки стандартного продвижения души от одного пункта духовной области к другому, чтобы более полно проанализировать этот опыт. Я также попытался предложить читателям взглянуть на одни и те же элементы жизни души в контексте различных Случаев. Книга «Предназначение Души» призвана расширить наше понимание того потрясающего смысла существующего Высшего плана и структуры Мира Душ, которые предназначены для блага всех человеческих существ.

киринеянин / 11.02.2019 Зачем так много пустого о душе... Дух, духовность это на основе того что описывал Л, Гумилев (пассионарность...) наконец от идеологии допустим русских или немцев..., места проживания... ДУША в славян (христиан) в индусов - карма т. е. накопление деяний во время деятельности человека.... (см. Блаватскую и др.) Технологии нам не доступны, но ДУША сравнима с видеокамерой (запись) Ездра 2 гл. 7 там, что бывает с ДУШОЙ после смерти тела.... По логике мы под контролем высших по интеллекту в Космосе. А творение по Библии имеет последовательность, которая очччень проста в разумении даже 10 кл. По сему вывод Бог с него надо начинать, это человечество в будущем с 100% интеллектом. Мы Такого состояния достигнем через 1 млрд. 24 млн. лет с лишним (О космических циклах.. Блаватская) . Так зачем выдумывать о очистке кармы, (души) коррекции и пр. пр. . А Храм Иезекииля для снятия информации с Души.... Длина 2 000 м. пальмы - антенны, переодевание одежд, два ограждения по периметру, три этажа... Неужели кто то думает, что это все писали в Библии не люди.... Между прочим мы по Неемии 7: 66 ОСЛЫ (3 % интеллекта), строители пирамид - ПЕВЦЫ = 78 000 лет назад.

Сергей / 11.08.2017 "Книги очень понравились, но никто из Вас не обратил внимание на такой факт, что практически все субъекты были в прошлой жизни УБИТЫ, лишь единицы из описанных случаев умерли своей смертью. :)"

Вы невнимательны. Не раз упоминается о том, что пациентов спрашивают, чтобы вспомнили самые важные для этого их воплощения моменты прошлых жизней. На одно убийство приходится десятки жизней без оного. Но приходят к доктору, когда болит, не правда ли? И он должен определить причину, вызвавшую данное кармическое следствие.

Мануков / 22.11.2016 Мне тоже понравилось читать его книги

Ольга / 2.08.2016 Давно искала ответы на многие вопросы относительно смерти и жизни. Благодарю автора за ценные для меня исследования. Я нашла то, что помогло мне переосмыслить мою жизнь и то, к чему должна стремиться моя душа.

Людмила / 30.03.2016 Книги Майкла Ньютона ответили почти на все мои внутренние вопросы, которым я не находила ранее нигде ответа, хотя я очень много занималась эзотерикой...

Нина / 22.03.2016 Как жаль,что есть еще люди,которые сомневаются в реальности существования души.

Ольга / 28.09.2015 Книги Майкла Ньютона- это просто находка для среднестатистического человека, который хочет что-то новое знать, но брать с философских трудов- это тяжело, это надо посоображать. Это первая ступен к знаниям! Люди-читайте!!! Познавайте, задумывайтесь!!!

Наталья / 1.09.2015 Сколько вокруг интеллектуальных, глубоких людей! Это радует и вдохновляет. А по поводу существования души после смерти (точнее, перехода, так правильнее), нисколько не сомневаюсь, что это именно так. Об этом, как ни странно, говорит опыт. Когда уходит в мир иной близкий человек (прежде всего, духовно близкий), ты словно в какой-то степени проникаешь вместе с ним за грань. Начинаешь понимать больше,чем раньше. Чувствуешь, видишь душой. Это трудно объяснить. У Ошо есть термин "чувствознание". Действительно, мозг не такая уж совершенная машина. Для чувств доступно гораздо больше (советую прослушать "вечерние медитации Ошо).
Непосредственно о книге. Вещь, конечно, увлекательная. Только вряд ли информация достоверна во всех подробностях. Однако не в них суть. В духовном мире другой принцип: там события - ощущения, а наше стремление к фактам попросту остается в материальном существовании.

Наталья из Донбасса / 29.08.2015 Попробуйте взглянуть на жизнь реально.По существу, обыденности не существует, как мы привыкли её понимать. Мы сами для себя - загадка. До конца не понимаем, как устроены. Мир развивается по законам, которые только в какой-то степени ощущаем. Мы лишь гости, но никак не хозяева этого бесконечно чудесного мира.
Возьмите любое растение. Из семени рождается цветок, и запрограммировано это не нами. Всходит солнце...В этом нет ничего банального. Но не каждый может жить чудом.

Альберт / 12.08.2015 Интересно, что курит или кушает уважаемый Майкл? Может "волшебные" грибочки? Сказки для взрослых.

Мирур / 4.08.2015 Эта книга - еще одно предположение о том что может быть из того, что знать нам не дано. В глубине души(в том самом темном подсознании) многие задают себе важные вопросы, а задавшись вопросом, человек так или иначе находит ответ. Является ли правильным тот ответ, что предлагает автор нашему вниманию? и если да, то следующий вопрос, логично проникает в Подсознание Что делать? и каким способом? и с кем, и когда.. бесконечная вопросов чехарда)

Юрий / 22.05.2015 Эта книга "маяк" в "тумане" жизни.

Владимир / 23.03.2015 Духовный мир глазами простых землян. Именно этим и интересна книга. Читается запоем) Очень рекомендую.

Оксана / 19.09.2014 Подпишусь под словами тех, кто почувствовал истинность духовного света книг Майкла Ньютона. Это обязательно к прочтению всем стремящимся к осознанности душам. Хочу, впрочем, внести одну поправку. Я связывалась со специалистом из нашей страны,которому довелось поработать с Майклом в Америке. Конечно, они обменивались опытом, наш соотечественник задавал вопросы. Естественно возник вопрос о существовании чистилища и ада. Так вот, МАйкл ответил, что не хотел пугать людей и сгладил острые моменты. Естественно, чертей с вилами вы ТАм не увидите. Но чистка некоторым душам предстоит серьезная

Дмитрий / 13.01.2014 Владислав

Он не управляет душой, он управляет воспоминаниями только свершившихся фактов. То есть субъект перемещается в рамках своих воспоминаниях

Владислав / 19.11.2013 Объясните пожалуйста, может быть я не очень проникся технологией гипноза, но мне непонятен один момент, в большинстве случаев Ньютон управляет действиями "души" субъекта, то есть он говорит ей что ей надо сделать, куда пойти и что посмотреть или спросить? Я почему-то думал, что под гипнозом можно только констатировать уже совершенные факты, то есть например человек умер и душа может рассказать обо всем как бы просматривая все это как "фильм" без возможности участия как героем. Очень прошу, кто разбирается в теме, ответьте. Спасибо.

Евгений С. / 18.11.2013 Да, но, возможно, автору показались такие случаи более интересными, и он просто выбрал их из множества других?

Владислав / 17.11.2013 Книги очень понравились, но никто из Вас не обратил внимание на такой факт, что практически все субъекты были в прошлой жизни УБИТЫ, лишь единицы из описанных случаев умерли своей смертью. :)

Евгений / 20.08.2013 Советую каждому прочитать. Очень интересно и познавательно.

ИРИНА / 27.02.2013 По истине увлекательнейшее чтение! Редко когда на страницах открываешь то что с тобой происходит в повседневности, или происходило недавно...да....я склонна верить в эту книгу!

тимофей / 21.02.2013 Название книги в точности совпадает с категорией "этнелехия" у Аристотеля - в отношении человека. Предназначение человека состоит в свершении своего призвания, т.е. того высшего, что устойчиво проходит через всю его жизнь. Это не еда, не поездки, не приобретательство, не семья, а тот главный мотив души, на который направлены все эти стороны. Если такого мотива не воспитано, не создалось, а человек живёт просто ради сиюминутных, сугубо практических удовлетворений - значит у него как у человека энтелехия отсутствует. Он как человек - вовсе не живой. Помните, в буддизме, индуизме понятие "дважды рождённый"? Это и есть тот, у кого проявилась энтелехия, т.е. призвание, предназначение души.