Введенская л риторика культура речи.

Серия: "Высшее образование"

В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений умению вести конструктивный диалог. Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Может быть использовано в работе школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно. Прежнее название книги - "Культура и искусство речи. Современная риторика" . 13-е издание, стереотипное.

Издательство: "Феникс" (2014)

ISBN: 5-222-03467-4, 5-222-07682-2, 978-5-222-12167-2, 978-5-222-12847-3, 978-5-222-13779-6, 978-5-222-15032-0, 978-5-222-17063-2, 978-5-222-19445-4, 978-5-222-22692-6

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Введенская Л., Павлова Л. В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных… - Феникс, (формат: Твердая глянцевая, 537 стр.) 2014
    337 бумажная книга
    Людмила Павлова От издателя:В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов… - (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 544стр. стр.) Высшее образование 2014
    282 бумажная книга
    Введенская, Людмила Алексеевна, Павлова, Людмила Григорьевна Риторика и культура речи _ 12-е изд., стер. В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных… - Феникс, (формат: 200.00mm x 130.00mm x 25.00mm, 538 стр.) высшее образование 2014
    642 бумажная книга
    Людмила Введенская Риторика и культура речи: учебное пособие В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой - Феникс, (формат: Твердая глянцевая, 537 стр.) 2014
    269 бумажная книга
    И. Б. Голуб, В. Д. Неклюдов Русская риторика и культура речи Изложены наиболее важные сведения о классической риторике. Освещена история риторических учений. Раскрыто понятие ораторской речи. Рассмотрены риторические каноны. Проанализированы составляющие… - Логос, (формат: 60x90/16, 328 стр.) Новая университетская библиотека 2011
    941 бумажная книга
    Елена Борисовна Берг Учебник «Культура речи и риторика для юристов» поможет студентам избегать типичных ошибок, распространенных в современной устной и письменной речи, замечать дефектные фрагменты в текстах различных… - ЮРАЙТ, (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 544стр. стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга 2016
    689 электронная книга
    Юшкова Н.А. Культура речи и риторика для юристов. Учебник и практикум для академического бакалавриата Учебник «Культура речи и риторика для юристов» поможет студентам избегать типичных ошибок, распространенных в современной устной и письменной речи, замечать дефектные фрагменты в текстах различных… - Юрайт, (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 544стр. стр.) Бакалавр. Академический курс 2016
    1142 бумажная книга
    Юшкова Н.А. - Отв. ред. Культура речи и риторика для юристов. Учебник и практикум для академического бакалавриата Учебник&171;Культура речи и риторика для юристов&187;поможет студентам избегать типичных ошибок, распространенных в современной устной и письменной речи, замечать дефектные фрагменты в текстах… - ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 537 стр.) Бакалавр. Академический курс 2016
    1432 бумажная книга
    Юшкова Н.А. Культура речи и риторика для юристов. Учебник и практикум для академического бакалавриата Учебник Культура речи и риторика для юристов поможет студентам избегать типичных ошибок, распространенных в современной устной и письменной речи, замечать дефектные фрагменты в текстах различных… - ЮРАЙТ, (формат: Твердая глянцевая, 537 стр.) Бакалавр. Академический курс 2016
    1432 бумажная книга
    А. П. Панфилова, А. В. Долматов Культура речи и деловое общение. Учебник и практикум. В 2 частях. Часть 1 Данное издание состоит из двух частей. В первой части рассматриваются основные аспекты деловой коммуникации (культура речи, риторика, письменные формы общения), деловое общение как… - Неизвестный, (формат: Твердая глянцевая, 537 стр.) 2017
    1276 бумажная книга
    Панфилова А.П. Культура речи и деловое общение в 2-х частях. Часть 1. Учебник и практикум для СПО Профессиональное образование 2016
    875 бумажная книга
    Панфилова А.П. Культура речи и деловое общение в 2-х частях. Часть 2. Учебник и практикум для академического бакалавриата Бакалавр. Академический курс 2016
    949 бумажная книга
    Панфилова А.П. Культура речи и деловое общение в 2-х частях. Часть 1. Учебник и практикум для академического бакалавриата Настоящий учебник всесторонне охватывает такие вопросы, как современная деловая риторика и этика делового взаимодействия; культура устной и письменной форм общения; роль делового общения в… - Юрайт, (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 544стр. стр.) Бакалавр. Академический курс 2017
    700 бумажная книга
    А. П. Панфилова Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 2. Учебник и практикум для СПО Настоящий учебник всесторонне охватывает такие вопросы, как современная деловая риторика и этика делового взаимодействия; культура устной и письменной форм общения; роль делового общения в… - ЮРАЙТ, (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 544стр. стр.) Профессиональное образование электронная книга 2016
    579 электронная книга
    А. П. Панфилова Культура речи и деловое общение в 2 ч. Часть 2. Учебник и практикум для академического бакалавриата Настоящий учебник всесторонне охватывает такие вопросы, как современная деловая риторика и этика делового взаимодействия; культура устной и письменной форм общения; роль делового общения в… - ЮРАЙТ, (формат: 84x108/32 (130х200 мм), 544стр. стр.) Бакалавр. Академический курс электронная книга

    Культура мышления - высокий уровень развития познавательных процессов и познавательной деятельности, характеризующийся достоверным восприятием текстов (устных и письменных) в соответствии с замыслом, соблюдением законов построения речевых произведений, владением… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей … Википедия

    Риторика - (греч. rhetorike) наука о законах красноречия и практическом их применении. В Древней Греции р. возникла в V в. до н.э., но как наука сложилась в III в. до н.э. В Древнем Риме р. достигла своего расцвета в I в. до н.э. Римляне учились… … Античный мир. Словарь-справочник.

    История Древнего Рима Основание Рима Царский период Республиканский период Ранняя Республика Пунические войны и экспансия на Востоке Братья Гракхи Союзническая война Марий и Сулла Заговор Катилины Пе … Википедия

    Коммуникативная культура - совокупность знаний законов межличностного общения, умений и навыков пользования его средствами в различных жизненных и производственных ситуациях и личностных коммуникативных качеств. Коммуникативная культура – это часть базовой культуры… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Культура Рим. республики (5 1 вв. до н. э.) и Рим. империи (1 в. до н. э. 5 в. н. э.), одна из значительнейших культур рабовладельч. формации. Понятие Д. к. в узком смысле слова относится только к культуре рим. Италии, в широком смысле слова к… … Советская историческая энциклопедия

    Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический - – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    История Древнего Рима Основание Рима … Википедия

    Римская культура республиканского периода - Глубокие социально экономические сдвиги, сопутствовавшие превращению Рима в великую средиземноморскую державу, не только вызвали кризис старой политической системы, но и оказали огромное влияние на идеологическую жизнь римского общества. В конце… … Всемирная история. Энциклопедия

    Риторика и культура речи. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.

    Содержание
    К читателю 3
    РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА И ЭТИКА ОБЩЕНИЯ 4
    Глава 1. Общение и его слагаемые 5
    Глава 2. Бытовое общение 7
    § 1. Условия эффективности разговора 7
    § 2. Народные раздумья о собеседовании 12
    Глава 3. Деловое общение 16
    § 1. Особенности делового общения 17
    § 2. Виды делового общения 30
    Глава 4. Невербальные средства общения 44
    РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 63
    Глава 1. Что такое культура речи? 64
    Глава 2. Основные качества речи 72
    § 1. Богатство русского языка 72
    § 2. Точность - необходимое качество речи 78
    § 3. Чистота речи 81
    Глава 3. Ясность, понятность - существенные признаки культуры речи 86
    § 1. Слова ограниченного и неограниченного употребления 86
    § 2. Что такое иллюзия понятности 90
    § 3. Приемы объяснения терминов 94
    § 4. Особое внимание иностранным словам 99
    Глава 4. Правильность - важнейший признак культуры речи 103
    § 1. Нормативность речи 103
    § 2. Орфоэпические нормы 109
    § 3. Акцентологические нормы 114
    § 4. Грамматические нормы 120
    § 5. Лексические нормы 124
    Глава 5. Выразительность речи 127
    § 1. Что делает речь яркой и выразительной 129
    § 2. «Мысль выигрывает в силе...» 138
    § 3. Монолог становится диалогом 142
    § 4. Использование чужой речи 145
    § 5. Пословица недаром молвится 148
    § 6. Неиссякаемый источник - фразеология 153
    РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА 194
    Глава 1. Ораторское искусство как социальное явление 194
    § 1. 0 предмете риторики 194
    § 2. Что обусловило появление ораторского искусства 197
    § 3. Ораторское искусство и политика 200
    § 4. Ораторское искусство - явление историческое 204
    § 5. Виды ораторского искусства 205
    Глава 2. Из истории ораторского искусства 208
    § 1. Основные этапы развития западноевропейской риторики 208
    § 2. Развитие риторических традиций в России 217
    Глава 3. Вития, краснослов, речистый человек 232
    § 1. О слове оратор 233
    § 2. Риторические навыки и умения 234
    § 3. Индивидуальные особенности оратора 236
    § 4. Каждый ли может стать хорошим оратором 237
    Глава 4. Как готовиться к публичным выступлениям 241
    § 1. Чувство неуверенности и страха перед выступлением 241
    § 2. Повседневная подготовка к выступлениям 243
    § 3. Подготовка к конкретному выступлению 248
    § 4. Виды подготовки 258
    Глава 5. Как построить свою речь 267
    § 1. Что такое композиция речи 268
    § 2. План - основа композиции 269
    § 3. Составные элементы композиции 272
    § 4. Главная часть 279
    § 5. Недостатки композиции 284
    Глава 6. Контакт в публичном выступлении 288
    § 1. Что такое контакт с аудиторией 288
    § 2. Как определить, удалось установить контакт или нет 289
    § 3. Учет особенностей аудитории 291
    § 4. Форма преподнесения материала 295
    § 5. Как влияет на поведение оратора наличие или отсутствие контакта 299
    РАЗДЕЛ IV. ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 326
    Глава 1. Речевой аппарат 326
    Глава 2. Дыхание и его тренировка 332
    Глава 3. Голос и процесс его воспитания 338
    Глава 4. Дикция 351
    Глава 5. Интонация 360
    § 1. Акустические компоненты интонации 360
    § 2. Интонационные конструкции и их назначение 368
    Глава 6. Пауза 377
    Глава 7. Теоретики ораторского и сценического искусства о звучащей речи 384
    РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ПОЛЕМИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 400
    Глава 1. Спор, дискуссия, полемика 400
    § 1. Спор. Что это такое? 400
    § 2. Классификация споров 403
    Глава 2. Из истории искусства спора 408
    Глава 3. Культура спора: основные правила его ведения 426
    Глава 4. Как убедить оппонента 448
    § 1. Основные формально-логические законы 448
    § 2. Доказательство 457
    § 3. Логические ошибки 461
    § 4. Доказывание и убеждение 465
    § 5. Доводы в споре 467
    Глава 5. Полемические приемы 474
    Глава 6. Искусство отвечать на вопросы 485
    § 1. Классификация вопросов 486
    § 2. Виды ответов 491
    § 3. Нечестные приемы 494
    Глава 7. Уловки в споре 496
    Глава 8. Активные формы обучения полемическому мастерству 510
    § 1. Занятие-дискуссия 510
    § 2. Деловая игра «Политбой» 515
    § 3. Практикум «Ответы на вопросы» 517
    § 4. Тренинг «Диалог» 518

    Риторика и культура речи. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.

    12-е изд., стер. - М.: 2012. - 538 с.

    В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог. Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Может быть использовано в работе школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно. Прежнее название книги - «Культура и искусство речи. Современная риторика».

    Формат: pdf

    Размер: 5 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Содержание
    К читателю 3
    РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА И ЭТИКА ОБЩЕНИЯ 4
    Глава 1. Общение и его слагаемые 5
    Глава 2. Бытовое общение 7
    § 1. Условия эффективности разговора 7
    § 2. Народные раздумья о собеседовании 12
    Глава 3. Деловое общение 16
    § 1. Особенности делового общения 17
    § 2. Виды делового общения 30
    Глава 4. Невербальные средства общения 44
    РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 63
    Глава 1. Что такое культура речи? 64
    Глава 2. Основные качества речи 72
    § 1. Богатство русского языка 72
    § 2. Точность - необходимое качество речи 78
    § 3. Чистота речи 81
    Глава 3. Ясность, понятность - существенные признаки культуры речи 86
    § 1. Слова ограниченного и неограниченного употребления 86
    § 2. Что такое иллюзия понятности 90
    § 3. Приемы объяснения терминов 94
    § 4. Особое внимание иностранным словам 99
    Глава 4. Правильность - важнейший признак культуры речи 103
    § 1. Нормативность речи 103
    § 2. Орфоэпические нормы 109
    § 3. Акцентологические нормы 114
    § 4. Грамматические нормы 120
    § 5. Лексические нормы 124
    Глава 5. Выразительность речи 127
    § 1. Что делает речь яркой и выразительной 129
    § 2. «Мысль выигрывает в силе...» 138
    § 3. Монолог становится диалогом 142
    § 4. Использование чужой речи 145
    § 5. Пословица недаром молвится 148
    § 6. Неиссякаемый источник - фразеология 153
    РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА 194
    Глава 1. Ораторское искусство как социальное явление 194
    § 1. 0 предмете риторики 194
    § 2. Что обусловило появление ораторского искусства 197
    § 3. Ораторское искусство и политика 200
    § 4. Ораторское искусство - явление историческое 204
    § 5. Виды ораторского искусства 205
    Глава 2. Из истории ораторского искусства 208
    § 1. Основные этапы развития западноевропейской риторики 208
    § 2. Развитие риторических традиций в России 217
    Глава 3. Вития, краснослов, речистый человек 232
    § 1. О слове оратор 233
    § 2. Риторические навыки и умения 234
    § 3. Индивидуальные особенности оратора 236
    § 4. Каждый ли может стать хорошим оратором 237
    Глава 4. Как готовиться к публичным выступлениям 241
    § 1. Чувство неуверенности и страха перед выступлением 241
    § 2. Повседневная подготовка к выступлениям 243
    § 3. Подготовка к конкретному выступлению 248
    § 4. Виды подготовки 258
    Глава 5. Как построить свою речь 267
    § 1. Что такое композиция речи 268
    § 2. План - основа композиции 269
    § 3. Составные элементы композиции 272
    § 4. Главная часть 279
    § 5. Недостатки композиции 284
    Глава 6. Контакт в публичном выступлении 288
    § 1. Что такое контакт с аудиторией 288
    § 2. Как определить, удалось установить контакт или нет 289
    § 3. Учет особенностей аудитории 291
    § 4. Форма преподнесения материала 295
    § 5. Как влияет на поведение оратора наличие или отсутствие контакта 299
    РАЗДЕЛ IV. ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 326
    Глава 1. Речевой аппарат 326
    Глава 2. Дыхание и его тренировка 332
    Глава 3. Голос и процесс его воспитания 338
    Глава 4. Дикция 351
    Глава 5. Интонация 360
    § 1. Акустические компоненты интонации 360
    § 2. Интонационные конструкции и их назначение 368
    Глава 6. Пауза 377
    Глава 7. Теоретики ораторского и сценического искусства о звучащей речи 384
    РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ПОЛЕМИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 400
    Глава 1. Спор, дискуссия, полемика 400
    § 1. Спор. Что это такое? 400
    § 2. Классификация споров 403
    Глава 2. Из истории искусства спора 408
    Глава 3. Культура спора: основные правила его ведения 426
    Глава 4. Как убедить оппонента 448
    § 1. Основные формально-логические законы 448
    § 2. Доказательство 457
    § 3. Логические ошибки 461
    § 4. Доказывание и убеждение 465
    § 5. Доводы в споре 467
    Глава 5. Полемические приемы 474
    Глава 6. Искусство отвечать на вопросы 485
    § 1. Классификация вопросов 486
    § 2. Виды ответов 491
    § 3. Нечестные приемы 494
    Глава 7. Уловки в споре 496
    Глава 8. Активные формы обучения полемическому мастерству 510
    § 1. Занятие-дискуссия 510
    § 2. Деловая игра «Политбой» 515
    § 3. Практикум «Ответы на вопросы» 517
    § 4. Тренинг «Диалог» 518

    Слово риторика пришло к нам из греческого языка (устаревшее написание - реторика). Его синонимами яв- ляются латинское выражениеораторское искусство и рус- ское словокрасноречие .

    Еще в глубокой древности четко обозначились два под- хода к восприятию ораторского искусства. Одни считали, что главное в ораторском искусстве - это идея (логос), содержание, т. е. риторика - это искусство убеждать. На- пример, теоретик греческого красноречия Аристотель оп- ределял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предме- та» . Другие рассматривали риторику как искусст- во украшения речи, основным достоинством речи считали ее форму и стиль. Большой популярностью пользовалась формула известного римского оратора Квинтилиана ars bene dicendi - «искусство говорить хорошо». Он считал, что речь оратора должна быть чистая, ясная, красивая, уместная. «Нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие», - писал он .

    В русской риторической науке обычно подчеркивалось, что красота и выразительность речи нужны для ее убеди- тельности. Так, М.В. Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» отмечал:

    «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению» .

    У М. Сперанского в «Правилах высокого красноречия» читаем: «...красноречие есть дар потрясать души, пере- ливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий» .

    Разные взгляды на ораторское искусство становились причиной ожесточенных споров вокруг риторики, основа- нием для осуждения, которое сопровождало ее в течение ряда веков и тысячелетий.

    Например, В.Г. Белинский в своей статье «Общая ри- торика Н. Кошанского» очень резко выступал против ри- торики как науки:

    Но скажите, бога ради, зачем нужна риторика в новом мире? Зачем она даже в Англии и во Франции? <...> Ведь в наше время, когда вся общественная машина так многослож- на, так искусственна, даже и великий по таланту оратор не- далеко уйдет, если в то же время он не будет государствен- ным человеком. И каким образом риторика сделает кого-ни- будь красноречивым в Англии и во Франции и кто из анг- лийских и французских парламентских ораторов образовал- ся по риторике? Разве риторика дает кому-нибудь смелость говорить перед многочисленным собранием? Разве она дает присутствие духа, способность не теряться при возражениях, умение отразить возражение, снова обратиться к прерванной нити речи, находчивость, талант всемогущего слова «кста- ти»? <...> Какая риторика дает человеку бурный огонь воо- душевления, страсть, пафос? Нам возразят: конечно, не дает, но разовьет эти счастливые дары природы. Неправда! Их мо- жет развить практика, трибуна, а не риторика. <...> Итак, какую же пользу может приносить риторика? Не только ри- торики, даже теории красноречия (как науки красноречия) не может быть .

    И до сих пор слово риторика порой употребляется в не- гативном смысле. Толковые словари современного русского литературногоязыка, отмечают его переносное значение: «эф- фектность, внешняя красивость речи, напыщенность». Эти слова обычно характеризуют претенциозную, но бессодер- жательную речь политика, депутата, чиновника.

    Как отмечают исследователи, на протяжении многове- ковой истории понимание предмета риторики, ее задач, внутреннего строения и соотношения с другими областя- ми знаний не раз претерпевало коренное изменение.

    Не существует единого подхода к определению содержа- ния и современной риторики как научной дисциплины и учебного предмета. Не утвердилась терминология данной науки, нет четкого разграничения с другими науками.

    Плодотворной представляется точка зрения С.И. Гин- дина. Он считает, что невозможно сохранить за ритори- кой все те области и проблемы, которыми она занималась за все время ее существования без нарушения современ- ных представлений о единстве научной дисциплины. Вме- сте с тем неразумно порывать с традиционными представ- лениями о том, чем должна заниматься риторика. Иссле- дователь предлагает закрепить за термином риторика два смысла - узкий и широкий. В узком понимании предмет риторики - это ораторское искусство, так как у нас нет иного термина для названия комплексной дисциплины, изучающей это явление. Заметим, что для обозначения теории и практики ораторской речи некоторые авторы используют терминыоратория иораторика .

    «С другой стороны, объектом риторики могут быть лю- бые разновидности речевой коммуникации, рассмотренные под углом зрения осуществления некоторого (для каждого жанра своего) заранее выбираемого воздействия на полу- чателя сообщения. Иначе говоря, риторика есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации» .

    Риторика и культура речи. Введенская Л.А., Павлова Л.Г.

    12-е изд., стер. - М.: 2012. - 538 с.

    В пособии рассказывается о деловом общении, об ораторском искусстве, об основах полемического мастерства. Особое внимание уделяется речевой культуре, методам подготовки различных видов публичных выступлений, умению вести конструктивный диалог. Предназначено для студентов вузов, а также учащихся школ, лицеев, гимназий. Может быть использовано в работе школ менеджеров, на курсах повышения квалификации деловых людей. Представляет интерес для широкого круга читателей, всех, кто желает самостоятельно научиться говорить правильно и убедительно. Прежнее название книги - «Культура и искусство речи. Современная риторика».

    Формат: pdf

    Размер: 5 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Содержание
    К читателю 3
    РАЗДЕЛ I. КУЛЬТУРА И ЭТИКА ОБЩЕНИЯ 4
    Глава 1. Общение и его слагаемые 5
    Глава 2. Бытовое общение 7
    § 1. Условия эффективности разговора 7
    § 2. Народные раздумья о собеседовании 12
    Глава 3. Деловое общение 16
    § 1. Особенности делового общения 17
    § 2. Виды делового общения 30
    Глава 4. Невербальные средства общения 44
    РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ 63
    Глава 1. Что такое культура речи? 64
    Глава 2. Основные качества речи 72
    § 1. Богатство русского языка 72
    § 2. Точность - необходимое качество речи 78
    § 3. Чистота речи 81
    Глава 3. Ясность, понятность - существенные признаки культуры речи 86
    § 1. Слова ограниченного и неограниченного употребления 86
    § 2. Что такое иллюзия понятности 90
    § 3. Приемы объяснения терминов 94
    § 4. Особое внимание иностранным словам 99
    Глава 4. Правильность - важнейший признак культуры речи 103
    § 1. Нормативность речи 103
    § 2. Орфоэпические нормы 109
    § 3. Акцентологические нормы 114
    § 4. Грамматические нормы 120
    § 5. Лексические нормы 124
    Глава 5. Выразительность речи 127
    § 1. Что делает речь яркой и выразительной 129
    § 2. «Мысль выигрывает в силе...» 138
    § 3. Монолог становится диалогом 142
    § 4. Использование чужой речи 145
    § 5. Пословица недаром молвится 148
    § 6. Неиссякаемый источник - фразеология 153
    РАЗДЕЛ III. ОСНОВЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА 194
    Глава 1. Ораторское искусство как социальное явление 194
    § 1. 0 предмете риторики 194
    § 2. Что обусловило появление ораторского искусства 197
    § 3. Ораторское искусство и политика 200
    § 4. Ораторское искусство - явление историческое 204
    § 5. Виды ораторского искусства 205
    Глава 2. Из истории ораторского искусства 208
    § 1. Основные этапы развития западноевропейской риторики 208
    § 2. Развитие риторических традиций в России 217
    Глава 3. Вития, краснослов, речистый человек 232
    § 1. О слове оратор 233
    § 2. Риторические навыки и умения 234
    § 3. Индивидуальные особенности оратора 236
    § 4. Каждый ли может стать хорошим оратором 237
    Глава 4. Как готовиться к публичным выступлениям 241
    § 1. Чувство неуверенности и страха перед выступлением 241
    § 2. Повседневная подготовка к выступлениям 243
    § 3. Подготовка к конкретному выступлению 248
    § 4. Виды подготовки 258
    Глава 5. Как построить свою речь 267
    § 1. Что такое композиция речи 268
    § 2. План - основа композиции 269
    § 3. Составные элементы композиции 272
    § 4. Главная часть 279
    § 5. Недостатки композиции 284
    Глава 6. Контакт в публичном выступлении 288
    § 1. Что такое контакт с аудиторией 288
    § 2. Как определить, удалось установить контакт или нет 289
    § 3. Учет особенностей аудитории 291
    § 4. Форма преподнесения материала 295
    § 5. Как влияет на поведение оратора наличие или отсутствие контакта 299
    РАЗДЕЛ IV. ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ 326
    Глава 1. Речевой аппарат 326
    Глава 2. Дыхание и его тренировка 332
    Глава 3. Голос и процесс его воспитания 338
    Глава 4. Дикция 351
    Глава 5. Интонация 360
    § 1. Акустические компоненты интонации 360
    § 2. Интонационные конструкции и их назначение 368
    Глава 6. Пауза 377
    Глава 7. Теоретики ораторского и сценического искусства о звучащей речи 384
    РАЗДЕЛ V. ОСНОВЫ ПОЛЕМИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА 400
    Глава 1. Спор, дискуссия, полемика 400
    § 1. Спор. Что это такое? 400
    § 2. Классификация споров 403
    Глава 2. Из истории искусства спора 408
    Глава 3. Культура спора: основные правила его ведения 426
    Глава 4. Как убедить оппонента 448
    § 1. Основные формально-логические законы 448
    § 2. Доказательство 457
    § 3. Логические ошибки 461
    § 4. Доказывание и убеждение 465
    § 5. Доводы в споре 467
    Глава 5. Полемические приемы 474
    Глава 6. Искусство отвечать на вопросы 485
    § 1. Классификация вопросов 486
    § 2. Виды ответов 491
    § 3. Нечестные приемы 494
    Глава 7. Уловки в споре 496
    Глава 8. Активные формы обучения полемическому мастерству 510
    § 1. Занятие-дискуссия 510
    § 2. Деловая игра «Политбой» 515
    § 3. Практикум «Ответы на вопросы» 517
    § 4. Тренинг «Диалог» 518