Что нужно сдавать на учителя начальных. Какие предметы сдавать на учителя начальных классов? Личные качества, необходимые для работы

В России учителей готовят в 167 университетах. В среднем в год их заканчивают около 100 тысяч будущих педагогов. При этом, по данным соцопросов, лишь 10 процентов выпускников согласны работать в школе. И стоит ли этому удивляться, если 80 процентов абитуриентов признались, что идут учиться вовсе не для того, чтобы потом сеять умное, доброе, вечное, а ради диплома и общего гуманитарного высшего образования, с которым всегда можно куда-нибудь устроиться на работу.

Чтобы изменить ситуацию, минобрнауки подготовило проект концепции поддержки развития педагогического образования, которое изменит всю систему подготовки учителей.

Великому физику Альберту Эйнштейну тоже не очень везло с учителями. Фото:ИТАР-ТАСС

Претензий к выпускникам - масса. Не умеют работать с коллективом, не готовы перейти на новые школьные стандарты, которые три года назад стали обязательными. И что вовсе удивительно, не любят детей. Вот что говорит, к примеру, директор школы N2 города Скопина Рязанской области Елена Иванова: "Школе не хватает учителей физики, математики, русского языка. Нам нужны учителя, но к пединститутам у меня много нареканий: учат по-старинке, и педпрактику организовывают тоже по-старинке. В итоге выпускники не имеют понятия даже о методике проведения урока".

Бывает, что в школу попадают ранее судимые люди и учителя, которых вообще лишили права преподавать за профнепригодность. Как выяснилось, в одной из московских школ работала учительница русского языка и литературы, которую в свое время в Калужской области признали профнепригодной. Устраиваясь на новую работу, она это скрыла. Чему эта женщина учила детей - большой вопрос.

Как избавить школу от плохих педагогов? Чем привлечь в систему образования лучших выпускников педвузов? Какой отбор проводить для абитуриентов-будущих учителей?

Вот что сегодня предлагается: учителям, которые получили хорошее образование, не ниже магистерского, дадут повышенные оклады, а студентам и стажерам оплатят всю педагогическую практику и стажировку в школе. Поступить в педвузы теперь будет сложнее. На педагогических специальностях введут дополнительные вступительные экзамены.

Целевой набор останется, но требования к абитуриентам - будущим учителям станут гораздо строже. Так что отучившись в педвузе, хочешь не хочешь - придется вернуться домой на практику. Или заплатить штраф, как это прописано в новом Законе "Об образовании в РФ". Кстати, штраф заплатит и тот, кто выдал направление, но не взял выпускника на работу.

В вузах появятся программы универсального и педагогического бакалавриата, будут развиваться магистерские программы для тех, кто уже имеет высшее образование и хотел бы преподавать в школе. Откроются программы педподготовки для студентов, которые захотели стать учителями.

Напомним, Константин Дмитриевич Ушинский вообще не получил педагогического образования. Он блестяще закончил юрфак МГУ. Антон Семенович Макаренко после школы сначала пошел в железнодорожное училище, а уж потом на педкурсы.

Появится магистратура для учителей-методистов и управленцев. Приоритет отдадут тем, кто уже работает в сфере образования.

В рамках эксперимента 25 лучших педвузов откроют свои кафедры в школах. А повысить квалификацию преподавателям пединститутов можно будет даже в Академии наук. Всего на первом этапе в программу включатся от 17 до 25 вузов. В в 2016-2017 годах опыт распространится на все вузы.

Учитель, кто он?

По данным последнего исследования Института педобразования РАО, портрет среднестатистического школьного учителя выглядит сегодня примерно так:

Женщина 47 лет;

Имеет высшее педагогическое образование (таких почти 82 процента);

Получает меньше 20 тысяч рублей;

В театре бывает редко;

Компьютером владеет не очень уверенно.

Компетентно

Какие педвузы надо закрыть? Кто будет платить за педагогическую стажировку студентам? Когда появится дополнительный экзамен для будущих учителей? Об этом "РГ" рассказывает заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Надежда Шайденко.

- Если будущим учителям придется сдавать дополнительный вступительный экзамен, как он будет проходить?

Надежда Шайденко: Это должна быть своеобразная проверка на профпригодность. Нельзя пускать в начальные классы учителя, который не выговаривает половину букв алфавита. Нельзя пускать в школу педагогов, которые не любят детей, там не место злым людям. В свое время я много лет была ректором педагогического университета и когда родители спрашивали, как выбрать для первоклашки хорошего учителя, я советовала: "Придите в школу во время урока и послушайте за дверью, как учитель общается с классом. Если кричит, топает ногами, выгоняет кого-то, надо бежать от такого педагога". Школа - не место для людей со слабыми нервами. Все это можно проверить с помощью психологических тестов.

По итогам первого мониторинга 71 процент педвузов был признан неэффективными. Зачем нам такие пединституты?

Надежда Шайденко: Каждый случай закрытия педвузов надо рассматривать отдельно. В Туле, например, осталось всего два государственных вуза - классический и педагогический университеты. И таких городов много. Многие педвузы в свое время "спрятались" за вывесками "гуманитарный институт" или "социальная академия", но продолжают готовить педагогические кадры. В мониторинге они не считаются педагогическими, но по сути такие и есть. И если раньше мы говорили о педвузах, то сейчас говорим о педагогическом образовании, которое действительно можно получить в разных вузах.

- В концепции оно будет делиться на прикладной и универсальный бакалавриат. Что это такое?

Надежда Шайденко: Прикладной педагогический бакалавриат будет открываться в колледжах, пединститутах и выпускать, например, учителей начальных классов. А универсальный бакалавриат откроется для учителей-предметников и станет более высокой ступенью квалификации педагога. Не всегда бакалавриат рассчитан на четыре года. Есть и пятилетний, допустим, для факультетов с двойными специальностями: физика-математика, биология-химия.

Следующий уровень - педагогическая магистратура и в концепции отдельно оговорено, что выпускники магистратуры будут получать более высокую зарплату. Такое образование потребуется, если педагог, например, готовится работать в инклюзивных школах или классах. Какой будет прибавка, как она будет рассчитываться, все это еще надо проговаривать и обсуждать. Если педагог пойдет учиться в магистратуру, нагрузку в школе ему уменьшат, а ставку оставят прежней.

- В концепции говорится о том, что вузы смогут открывать кафедры в школах. Как вы себе это представляете?

Надежда Шайденко: Надо учитывать, что вузы и школы финансируются из разных источников. Школа - из муниципального бюджета, а вузы - из федерального. Так что все детали сетевого взаимодействия должны быть детально проработаны и законодательно прописаны. Межбюджетное финансирование - очень сложный вопрос.

- Кто оплатит практику и стажировку студентов в школе?

Надежда Шайденко: Тут ничего нового нет. Практика оплачивалась всегда из кармана вуза и рассчитывалась по часам, которые провел студент или стажер в школе. Кстати, концепция предполагает разные виды стажировок. В том числе - трехлетнее сопровождение молодых учителей более опытными наставниками.

- Какие факультеты педвузов наиболее востребованы у абитуриентов?

Надежда Шайденко: Факультет информатики. Хорошо идут на биологию, химию. Традиционно много поступает на исторический, филологический факультеты. Реже выбирают физический факультет, потому что хуже знают физику и плохо сдают ЕГЭ по физике. Хотя учителей по этому предмету катастрофически не хватает.

В концепции говорится о том, что студенты смогут выбирать индивидуальные траектории - вот это по-настоящему ценная и новаторская вещь. У каждого будет возможность менять свои программы обучения и уже на этапе учебы менять будущую профессию. Для тех, кто вдруг понял, что хочет быть учителем, а не инженером или врачом, появится возможность получить педобразование.

Между тем, в России впервые разработан стандарт учителя. Каким же видится "эталон?" По мнению его авторов, теперь все школьные педагоги должны быть специалистами универсалами: освоить новейшие методики преподавания, знать психологию, разбираться в медицине, освоить коррекционную педагогику, компьютерную технологию и проектную деятельность, а также многое другое.

С одной стороны, все согласны с тем, что работать надо на максимальном уровне. Но сложно требовать от людей того, чему их никто никогда не учил. Или когда-то в вузе немного учили, но потом никогда в жизни эти знания они не использовали.

Евгений Ямбург, председатель рабочей группы по подготовке проекта педагогического стандарта, директор московского Центра образования N 109:

На самом деле стандарт должен сделать учителя свободным, освободить его от огромной бумажной работы, подготовки отчетов, проверок и дать возможность заняться своим прямым делом - обучению школьников. Главный риск для внедрения стандарта - активное использование административного ресурса и попытка провести "пятилетку за два года".

Чиновники на местах требуют внедрять то, что еще не утверждено и даже не до конца разработано. Есть регионы, где под лозунгом: "Мы за инклюзивное обучение, оно же прописано в профстандарте" - закрывают коррекционные школы для детей с психическими проблемами, а учеников с особенными потребностями переводят в обычные образовательные учреждения. На деле от этого страдают все: учителя, оперативно отучившиеся на месячных курсах повышения квалификации, просто не в состоянии обеспечить нормальную работу коллектива, в котором есть настолько разные ученики.

Исак Фрумин, научный руководитель Института образования Высшей школы экономики:

Профессиональный стандарт позволит учитывать качество работы учителя при начислении ему заработной платы. Сейчас по всей стране педагогам повышают зарплаты - это исполнение решения властей страны. Но происходит это в первую очередь за счет увеличения нагрузки. Сохраняется идеология "почасовки", когда главное провести как можно больше уроков. Стандарт позволит связать заработную плату с квалификацией, которую выявят при аттестации качества работы в соответствии с профессиональным стандартом. Но этот переход надо провести очень аккуратно. Вводить аттестацию учителей можно только одновременно с внедрением профстандарта в школьную жизнь.

Марат Алимов, учитель русского языка московской школы N 143, "Учитель года" Москвы 2006 года:

Этот стандарт в большей степени ориентирован на госзаказ, который мы обращаем к педагогическим вузам, говорим: вот такой учитель нам нужен. Но проблема заключается в том, что средний возраст учителя в школе устаревает. Возникает вопрос: а не подвиснет ли эта немного романтичная мечта? Удастся ли ее реализовать на практике?

В школу, как в космос

В Германии будущие учителя выбирают в университете два предмета, которые они хотят сделать основой обучения. Каждый студент обязан пройти курс "Науки о воспитании", включающий психологию, социологию, дидактику и практику. Стать учителем можно лишь после двух госэкзаменов, которые проводятся в специально созданных экзаменационных ведомствах. Там принимают экзамены у будущих учителей, врачей и юристов.

Для допуска к первому экзамену необходимо закончить магистратуру, это около пяти лет. Первый экзамен проверяет теоретические знания двух основных предметов и курса "Наука о воспитании". Потом будущему педагогу надо пройти двухгодичный практический курс подготовки в начальном или среднем учебном заведении. Студенты по-настоящему работают в школах и получают официальную государственную зарплату "учителя на подготовительной службе". После практики они должны сдать второй госэкзамен. Обычно - в виде коллоквиума.

Второй госэкзамен - более важный. Он дает возможность стать учителем, а подавляющее большинство немецких учителей получает статус госчиновника. Что означает пожизненное рабочее место, невозможность увольнения, оплату медстраховки, отпуска, высокую зарплату и госпенсию.

Правда, в последнее время в некоторых землях в школу стали принимать молодых учителей в статусе госслужащего - с меньшей зарплатой и без защиты от увольнения. Тем не менее, при приеме на работу к ним применяются такие же требования, как и к учителям в статусе госчиновника.

Строгая подготовка педагогов дает свои плоды: более 90 процентов детей учится в государственных школах. Там хорошее бесплатное образование, которому доверяют и родители, и дети.

Учитель начальных классов, пожалуй, одна из самых благородных и интеллигентных профессий. В преподавательской деятельности чаще всего добиваются успеха и работают в этой сфере на протяжении долгих лет. Для того, чтобы стать учителем начальных классов нужно иметь соответствующий уровень профессиональной подготовки и пройти обучение в рамках специализированной программы.

Кто может получить специальность "Учитель начальных классов"?

У нас преобладают три группы учащихся:

1) Выпускники школ, которые имеют результаты ЕГЭ и хотят получить первое высшее образование (возраст 17-22 лет)

2) Выпускники колледжа(техникума), которые желают получить высшее образование (возраст 21-35 лет)

3) Желающие получить второе высшее образование (возраст 25-40 лет)

Иными словами, чтобы получить специальность "Учитель младших классов", поступление после 11 класса вовсе необязательно. Вы можете получить данную специальность имея высшее образование, или диплом о среднем профессиональном образовании.

Обучение проводится по программам бакалавриата и магистратуры. Под бакалавриатом подразумевают начальную степень высшего образования. Для того, чтобы ее получить нужно учиться в от 3,5 и 4,5 лет. Магистратура осуществляется в рамках программ второго высшего образования и длится 2-3 года.

Как поступить на обучение по программам бакалавриата или магистратуры?

Для поступления достаточно предоставить документ об образовании (аттестат или диплом), данные о сдаче ЕГЭ и написать заявление на поступление в ВУЗ или колледж, предоставить копию паспорта. Кроме этого, нужно сдать внутренние экзамены для поступления на учителя начальных.

Предметы для поступления на учителя начальных классов это русский язык, биология и математика. При обучении применяются современные методики обучения с использованием дистанционных технологий.

Стоимость программы «Учитель начальных классов»

Цена за обучение начинается от 15 000 рублей за семестр (полгода).

Срок обучения: от 3 лет 6 месяцев

После обучения в нашем ВУЗе выпускник приобретет:

Теоретические знания, которые помогут в практической работе:

Высокая культура речи;

Глубокие знания по предметам обучения;

Понимание современных и передовых педагогических методик;

Изменение возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, которые влияют на поведение и усвоение учебного материала;

Практический опыт, без которого невозможно стать мастером в своем деле:

Умение понимать эмоции и состояние детей, мотивацию их поведения;

Способность вызвать у детей заинтересованность в изучении и достижении высокого результата;

Психологический анализ ребенка и климата в микрогруппах.

Выгоды дистанционного обучения:

Дистанционное обучение с применением интернет-технологий позволяет сэкономить много времени и снизить затраты на обучение. Кроме этого студент имеет возможность сам выбирать продолжительность занятий и их время. Большинство наших учащихся- это предприимчивые молодые люди, которые ведут активный образ жизни. Им важно свое время. Поэтому технология дистанционного обучения успешно применяется при обучении по специальности "Учитель начальных классов".

    На сайте педагогического университета нашего города Казани (КГПУ) в разделе абитуриенту указаны какие экзамены необходимо сдать при поступлении. На учителя начальных классов необходимо сдать экзамен по математике и русскому языку. Думаю и в вузах других городов такие же экзамены.

    Есть два способа получения этой профессии - педагогический колледж и педагогический институт. Экзамены разные в педучилище поступить легче, но честно не советую скоро педагоги будут только с высшим образованием. Всех заставят учиться дополнительно. Так лучше сразу готовьтесь к поступлению в ВУЗ.

    Вот порылась в инете нашла, что в колледж Санкт-Петербурга берут без экзаменов . Подробней . Откройте правила приема.

    Каждое учебное заведение трактует свои правила сдачи экзаменов,а соответственно и само ставит рамки на определенные дисциплины,основными из которых являются математика и русский язык.Следует отметить,что спросом сейчас зачастую пользуются в большинстве случает учителя начальных классов с высшим образованием,а с неохотой смотрят на тех,кто получил только среднее профессиональное.Поэтому именно на это нужно в первую очередь поставить свое внимание,перед тем,как выбирать,куда хотите поступать.

    Где я раньше училась, там были и студенты, которые учились на учителей начальных классов. Было это года три назад и сдавали они как я помню для поступления, русский язык, математику и сочинение. Сейчас точно не могу сказать, может что-то уже изменилось.

    К обязательным предметам для всех учителей относятся русский язык и математика. Эти предметы необходимо сдать и для получения аттестата. О дополнительных предметах Вам лучше узнать непосредственно в учебном заведении. Так, например, на учителя истории необходимо сдать ЕГЭ по русскому, истории и обществознанию, а ЕГЭ по математике - обязательно для получения аттестата. В других ВУЗах нужно сдавать биологию. Уточняйте, т.к. к ЕГЭ необходимо начать готовиться как минимум за полгода, чтобы сдать на хорошо или отлично.

    Кто не помнит свою учительницу младших классов.

    Многие хранят фотографии, где он или она вместе с первой училкой.

    А ведь, чтобы стать учителем младших классов, надо закончить обязательно педагогическое училище/колледж, как минимум.

    При поступлении после 11 классов надо предоставить сертификаты УЦОКО по таким предметам: украинский язык и литература, математика или история Украины (в некоторые УЗ).

    После 9-го класса надо сдавать экзамены (см. ниже):

    для поступления на преподавателя начальных классов вам будет необходимо сдать обязательные предметы - русский язык и математику. количество бюджетных мест и экзамены по дополнительным предметам определяет учебное заведение

    Я поступала в педагогический вуз в 2005 году на факультет начальных классов. Сдавала русский язык и литературу (сочинение) и математику (тест).

    А сейчас, наверное, русский и математику по ЕГЭ принимают и плюс еще какие-нибудь предметы.

    Наверное зависит оттого учителем какого предмета вы хотите быть. В любом случае нужно будет сдавать русский язык, литературу и наверное биологию.

    Чтобы бывший школьник поступил на учителя начальных классов, ему надо сдать обязательно два предмета. Эти предметы следующие: математика и русский. Как же без них. Ведь уважающий себя учитель просто обязан уметь читать, писать и считать.

    Касательно других предметов, я могу сказать только одно - при подаче документов в определенный институт вам скажут о них.

    Специальность Учитель начальных классов, как и учителя предметника, является одной из самых востребованных в Украине. Однако, в нашей стране, с данной важнейшей сферой деятельности, сложилась довольно парадоксальная ситуация. С одной стороны - мизерная заработная плата, от которой сейчас отнимают даже те крохи надбавок, разумеется отпугивает от работы в школе молодых талантливых педагогов. С другой же, даже устроившись по специальности, они сталкиваются с проблемой учителей пенсионного возраста, остающихся на рабочем месте до последнего, вследствие нищенской пенсии. Таким образом, часто-густо, ребята после пед.вуза, для того чтобы иметь полноценную ставку, вынуждены работать по совместительству, разрываясь между двумя школами, .

    Тем не менее, тот, кто по настоящему видит свое истинное предназначение в воспитании и обучении нашего подрастающего поколения, могут поступить на учителя начальной школы, как в педагогическое училище, так и в университет.

    В пед.училище на преподавателя начальных классов, необходимо сдать ВНО по украинскому языку и литературе, математике. В пед.институт (университет) - также украинский язык и литературу, математику - обязательно, и в зависимости от вуза - биологию или историю Украины.

    Всем кому не безразлична судьба нашего государства, если вы конечно любите возиться с малышами, и они тянутся к вам всей своей чистой душой, присоединяйтесь, несмотря ни на что, к нашей славной когорте педагогов!

Учитель начальных классов - это благородная и интеллигентная профессия. Обычно в данной сфере добиваются успеха и задерживаются надолго по призванию. Обязательно узнайте больше о специальности, если вам кажется, что вы прирожденный учитель начальных классов. Где получить образование и необходимую квалификацию для трудоустройства в рамках данной профессии?

Учитель описание профессии

На первый взгляд кажется, что главная задача и функция любого преподавателя - обучать своих подопечных. Это верное утверждение для большинства наук и областей знаний. И все же учитель начальных классов - профессия достаточно специфическая. В рамках данной должности сотрудник общеобразовательного учреждения должен являться одновременно воспитателем, педагогом и психологом. Научить читать, писать и воспитать своих подопечных должен учитель начальных классов. Где получить образование подобающего качества, следует подумать заранее. Работа с учениками начальной школы имеет массу тонкостей. К каждому из своих подопечных учитель должен найти индивидуальный подход. Помимо изучения общеобразовательной программы педагог начальной школы занимается с детьми художественной самодеятельностью, организует культурную жизнь класса, подготавливает своих учеников к участию в общешкольных и городских конкурсах. Вы думаете, что знаете, как работать учителем начальных классов? Не стоит забывать о том, что специфика данной профессии предполагает также работу с документами и продуктивное взаимодействие с родителями учащихся.

Плюсы и минусы учительской работы

Хорошо в должности учителя себя чувствуют люди, очень сильно любящие детей и получающие удовольствие от общения с ними. Возможно, именно по этой причине в нашей стране преподавателями в начальной школе работают преимущественно женщины. Если вы только думаете о том, как стать учителем начальных классов, вам полезно будет знать и о минусах этой профессии. Работа с детьми любого возраста требует хорошей выдержки, психоэмоциональной устойчивости и безграничного терпения. Учителям приходится множество раз повторять один и тот же материал, разрешать конфликты среди учеников. Выбрав эту профессию для себя, вы обязательно столкнетесь и с многообразием детских шалостей. Если вы не любите детей или считаете себя человеком вспыльчивым, не стоит даже подавать документы в педагогический университет.

Необходимо ли высшее образование

Получить специальность «учитель начальных классов» сегодня можно в учреждениях средне-специального и высшего образования. До недавнего времени устроиться на работу в школу по диплому колледжа или техникума действительно было возможно. Однако совсем недавно были утверждены новые стандарты образования, согласно которым высшее образование для учителей необходимо. Преподаватели со средне-специальным образованием, уже работающие в общеобразовательных учреждениях, могут без отрыва от работы повысить свою квалификацию. А что делать тем, кто только мечтает об этой профессии, как стать учителем начальных классов? Образованипе, необходимое для трудоустройства, можно получить в любом педагогическом университете. После девятого класса можно поступить в лицей или колледж на выбранную специальность. Однако не стоит забывать о том, что после получения диплома о средне-специальном образовании вам также придется подать документы в вуз. Сколько же времени займет обучение? Программа средне-специальных образовательных учреждений рассчитана на 3 года для учащихся, поступивших после 9-го класса. Для студентов, обучающихся на базе 11-ти классов - на 4 года. В вузе программа бакалавриата длится 4 года, а магистратуры - 2 года.

Обучение преподавателей начальной школы

Актуальный вопрос для абитуриентов: «Какие экзамены необходимо сдать для поступления на специальность "учитель начальных классов"?» Обучение в университете или колледже возможно для тех, кто сдал после окончания 9 или 11 классов русский язык, математику, иностранный язык и профильный предмет - биологию. Стоит заметить, что в последние годы данная специальность не пользуется высокой популярностью у абитуриентов. А это значит, что теоретически имеются шансы получить образование на бюджетной основе, даже имея средние баллы ЕГЭ. На практике все зависит от популярности конкретного учебного заведения. Учитель - это профессия, в которой сделать карьеру можно, только действительно обладая высоким уровнем знаний. В частных образовательных учреждениях заработная плата преподавателей достаточно высока. Но устроиться в них на работу и задержаться на выбранной должности надолго имеют возможность только самые талантливые специалисты, превосходно разбирающиеся в детской психологии.

Личные качества, необходимые для работы

Каким должен быть идеальный учитель начальных классов? «Мой ориентир - мой первый преподаватель!» - говорят большинство абитуриентов, выбирающих эту специальность. И действительно, многие взрослые помнят всю жизнь свою учительницу из начальной школы. Настоящий учитель должен отличаться уравновешенным характером и иметь навыки общения с аудиторией. Высокий уровень культуры, способность импровизировать и гибкость мышления - это также полезные качества для преподавателя. Желательно иметь хорошую дикцию. О любви к детям и безграничном терпении уже было сказано выше, и все же именно эти качества - самые главные для преподавателя начальной школы.

Карьерные перспективы, уровень заработных плат учителей начальной школы

Сколько зарабатывает учитель начальных классов? Где получить образование, чтобы получать больше? В нашей стране уровень заработных плат работников сферы образования все еще оставляет желать лучшего. Преподаватели начальной школы ежемесячно получают 8-25 тысяч рублей. Оплата труда зависит от региона, уровня учебного заведения и занятости конкретного специалиста. Перспективы карьерного роста в рамках данной специальности несущественные. Проработав в одной школе достаточно долго, можно получить должность завуча. Многие преподаватели стремятся устроиться в частные школы и центры образования. Обычно в таких учреждениях уровень заработных плат выше и перспектив для повышения больше. Кроме того, любой учитель начальной школы может без труда устроиться работать воспитателем в детский сад.