Загадка эволюции: почему большинство людей - правши? Правая рука и эволюция. Перейдем к научным причинам леворукости

Психологи выделяют некоторые качества детей-левшей, которые в большинстве случаев отличают их от правшей:

Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.

Часто такие дети художественно одарены, они хорошо и с удовольствием рисуют, лепят из пластилина и глины.

У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.

Многие из таких детей начинают говорить позже, чем их сверстники, а также имеют трудности с произношением некоторых звуков.

Иногда проблемы возникают с письмом, чтением и математикой.

Дети-левши непосредственны, доверчивы, легко попадают под влияние сиюминутных чувств и настроений. Отсюда - плаксивость, капризность, подверженность ярости и гневу, настойчивость в осуществлении желаний.

Но психологи подчеркивают, что леворукость - это не патология, а индивидуальный вариант нормы.

Причины различий

Почему человек становится левшой или правшой? В нашем организме обычно доминирует одно из полушарий мозга.

Если левое (оно отвечает за правую часть тела), то такой человек - правша, а если доминирует правая часть мозга, которая отвечает за левую сторону тела, человек становится левшой.

Ученые выделили степени доминирования: сильно выраженная («сто-процентный» правша или ярко выраженный левша) и слабо выраженная (может быть 1-2 признака «левшества»: ведущие левый глаз и левое ухо, но ведущая рука - правая).

Каждое из полушарий мозга отвечает за конкретные способности человека.

Отчего он такой

Современная наука выделяет четыре основные причины леворукости:

Генетическая особенность. Доминанта правого полушария передается по наследству. И не только от родителей к детям, но также и через поколение, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам.

Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Но таким детям придется очень сложно. Ведь им будет одинаково трудно владеть и правой и левой рукой. Могут возникнуть задержки речи, психического и физического развития, нарушение моторики. На помощь придут занятия по определенной программе с нейропсихологом и логопедом.

«Вынужденное левшество». Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте.

Подражание. Бывает, что ребенок просто подражает, например, одному из родителей-левшей, и как следствие - леворукость входит в привычку.

Почему нельзя переучивать

Переучивая левшу, мы безуспешно пытаемся переделать биологическую природу ребенка. Мы можем заставить ребенка писать и есть правой рукой, но не в наших силах изменить ведущее полушарие мозга.

С какими проблемами можно столкнуться при переучивании маленького левши? Ваш малыш может получить самые разнообразные признаки невроза. Это может быть ухудшение зрения, боли в животе, энурез, различные нарушения сна, изменения аппетита, головные боли, заикание. Эти нарушения могут проявиться как поодиночке, так и в комплексе. Кроме того, переучивание чревато тем, что ваш ребенок будет плохо учиться в школе и как следствие - в институте, у него будут проблемы на работе.

Ищем подтверждение

Итак, ваш ребенок пишет, рисует и ест преимущественно левой рукой - можно ли по этим признакам назвать его левшой? Если вы ответите положительно, это будет не совсем верно. Ведь настоящий левша тот, у кого не только левая рука, но и левый глаз, левое ухо превосходят правые.

Устройте малышу небольшой тест.

Итак, с определением руки вы уже справились, ведь малыш берет предметы, пишет и рисует чаще левой рукой. А теперь определим, какое ухо он использует как ведущее. Попросите его взять будильник обеими руками и послушать, как тикают часы. Посмотрите, к какому уху он их поднесет. Так легко определить и ведущий глаз. Сверните лист бумаги в трубочку и дайте ее малышу в обе руки. Предложите поискать через эту «подзорную трубу» различные предметы.

Наверняка лист будет поднесен именно к ведущему глазу. Обратите внимание, на какой ноге малышу удобнее прыгать и какой ногой он бьет по мячу. Эти тесты надо проводить примерно в пять лет, потому что малыши до пяти лет могут одинаково часто использовать как правую, так и левую руки.

Помогаем развиваться

Ведущую руку ребенка-левши надо развивать с детства. В игровой форме это делать сподручнее. Предложите малышу ладошку плотно прижать к столу и по очереди отрывать от поверхности каждый пальчик - пусть пальчики поочередно посмотрят вверх и лягут обратно. Да и любое другое упражнение для развития моторики ребенка, несомненно, пойдет на пользу.

Чтобы изучение алфавита давалось легче, стоит опираться на образное мышление. Например, буква «Ф» похожа на вкусный крендель или очки, а «Х» - это шагающий человечек, «Ч» - перевернутый стул. Пусть ребенок сам придумает и другие ассоциации. И так с каждой буквой. Получится забавная и полезная игра. Бывает, что дети-левши при письме пишут буквы не в ту сторону, то есть «отзеркаливают» их. В таких случаях помогут специальные упражнения. Выберите буквы, которые ваш малыш «зеркалит», и сами напишите их в ряд, причем несколько букв в этом ряду пусть будут написаны в неправильную сторону, так, как пишет их обычно ребенок. Пусть он самостоятельно найдет «зеркальные» буквы.

Почерк у детей-левшей имеет наклон влево либо может не иметь его совсем.

Наша справка
>> До недавнего времени леворукость считалась патологией. Потом опыт показал, что переучивание леворуких детей приводит к существенному ухудшению их психического и физического здоровья. В 1985 г. Министерством здравоохранения, а в 1986 г. Министерством просвещения СССР были приняты официальные документы в защиту леворукого письма и охраны здоровья леворуких детей в Советском Союзе.

>> Международная конфедерация левшей в 1984 г. в знак протеста против переучивания леворуких людей под правосторонний мир провозгласила 13 августа Международным днем левшей. Всевозможные общественные организации левшей мира в этот день устраивают различные акции и праздники, на которых предлагают правшам делать все левой рукой.

Важно помнить, что при занятиях, связанных с письмом, у правшей свет должен падать слева, а у левшей - справа.

Помогите ребенку-левше правильно поставить руку при рисовании и письме левой рукой. Руки малыша должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола и рука свободно двигалась по строке, а правая лежала на столе и придерживала лист. Кисть левой руки должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для нее служат ногтевые фаланги несколько согнутых мизинца и безымянного пальца, а также нижняя часть ладони.

Авторучка кладется на верхнюю, ногтевую часть среднего пальца, а ногтевые фаланги большого и указательного пальцев придерживают ее на расстоянии 1,52 см от конца стержня. В процессе письма у левши происходит движение слева направо (направление ручки - влево, а движение кисти и пальцев - вправо). Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать руку, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Естественно, буквы будут писаться с наклоном влево. При этом тетрадь лежит с наклоном вправо, правый нижний угол страницы направлен к середине груди.

Ответ, казалось бы, прост: потому что большая половина человечества - правши. Без учёта небольших расхождений в зависимости от региона и временного периода, около 90% людей были и остаются правшами.

Чаще всего, когда речь заходит о преобладающей руке, всё внимание уделяется . Их меньше, и это считается необычным. На самом же деле мы не знаем, что считать обычным, а что нет, поскольку причины, вызывающие доминирование левой или правой руки, изучены мало. Раньше учёные полагали, что различия между левшами и правшами в наследственности, но в действительности это не так.

Асимметрия

Люди - очень асимметричные создания, и это относится не только к тому, как мы используем части своего тела, но и к тому, как они располагаются. Например, сердце обычно смещено влево, а печень - вправо. Кроме асимметрии, есть ещё и взаимосвязь между ними, причём не всегда прямая.

За работу правых конечностей отвечает левое полушарие мозга, а за работу левых - правое.

Эту связь можно проследить с помощью специальной методики, придуманной в 1950-х годах японским врачом Чоном Вадой (Juhn Atsushi Wada). Одноимённый тест используется для подготовки операций на мозге и позволяет выявить принадлежность тех или иных функций определённому полушарию. В ходе теста в одну из сонных артерий человека вводят анестетик, который в буквальном смысле отключает соответствующее полушарие мозга на несколько минут. Полученные результаты очень интересны.

Так, 90% правшей после отключения левого полушария перестают контролировать правую руку и теряют способность говорить. Но странно то, что 70% левшей также лишаются речи, когда парализована левая сторона их мозга. У остальных способность обработки речи правым полушарием или обеими распределена примерно поровну. Никто не знает, почему большинство правшей асимметричны, а большинство левшей - нет.

Гены

Раньше доминирование одной из рук считалось особенностью, которую просто объяснить. Одна из самых популярных генетических моделей была предложена в 1985 году психологом Крисом Макманусом (Chris McManus) и предполагала, что за это отвечает один-единственный ген, который бывает двух разновидностей: dextral (D) и chance (С). Первый отвечает за праворукость, а второй добавляет случайности в прямом смысле слова. Комбинация генов родителей определяет, будет ребёнок правшой или левшой: DD - правша, СС - левша с 50-процентной вероятностью, а CD - левша с 25-процентной вероятностью.

Однако в 2013 году в журнале Heredity было опубликовано исследование, показывающее, что на праворукость влияет не только наследственность. Проанализировав геномы 3 940 близнецов, учёные выяснили, что вероятность одинаковой доминирующей руки у однояйцевых близнецов с полностью идентичными генами практически не отличается от таковой у разнояйцевых, генетическое сходство которых не больше, чем у обычных братьев и сестёр. Более того, им даже не удалось найти ни одного общего гена у никак не связанных между собой людей, имевших одну и ту же ведущую руку.

Это говорит о том, что простые генетические модели уже устарели, но учёные не спешат списывать их со счетов. По их мнению, наследственность всё-таки влияет на праворукость, но не полностью, как предполагалось ранее, а всего лишь на 25%. И это очень необычно.

Для сравнения: группы крови, влияющие на совместимость при переливании, основаны на простой наследственности и почти на 100% зависят от родительских генов. - более сложная штука, на которую влияет более 300 различных генов. Самый сильный из них добавляет всего около 4 миллиметров роста. В разных исследованиях цифры немного различаются, но учёные сходятся во мнении, что на 60–80% рост человека зависит от наследственности. У индекса массы тела, цвета кожи, волос и глаз, а также других физических черт показатели наследуемости очень высоки и составляют 60–70% и выше.

Общество

Итак, если наша праворукость не зависит полностью от генов, то что же является её причиной? Известно, что на преобладание правшей или левшей воздействует общественное влияние. В большинстве западных культур в начале XX века левшей принудительно переучивали в правшей, иногда даже насильственными методами. Тогда как в Австралии, согласно проведённому в 1981 году исследованию, количество левшей среди населения в период с 1880 по 1969 год выросло с 2 до 13,2%. Учёные объясняют это тем, что быть левшой было удобнее и люди становились левшами.

Однако культурные различия полностью не объясняют праворукость.

Что касается ведущей руки у наших ближайших родственников - обезьян, то здесь учёные расходятся во мнениях. Некоторые исследователи, изучавшие шимпанзе и других обезьян, считают, что вероятность праворукости отдельно взятых особей - примерно 50 на 50. Другие не соглашаются с ними, ссылаясь на исследования более конкретного поведения животных, например использование инструмента. Их результаты указывают на то, что большинство обезьян - правши. Соотношение правшей и левшей среди обезьян гораздо ниже, чем среди людей, и составляет 2:1 против 9:1. Однако генетический фактор у обезьян выражен более ярко, поэтому они предположительно могут наследовать праворукость или леворукость своих предков.

Вывод

Собрать все эти свидетельства воедино и однозначно ответить на вопрос, является ли праворукость врождённой или приобретённой, очень сложно. По словам учёных, выходит так, что наследуемость не всегда зависит от одних только генов.

Мы правши из-за генов, из-за нашей культуры и других факторов, которые влияют на нас до и после рождения.

Более высокий уровень в утробе матери повышает вероятность того, что ребёнок будет левшой. После рождения дети копируют поведение своих родителей, что также влияет на определение доминирующей руки. Многое зависит и от окружения, в котором растёт и развивается ребёнок.

Так или иначе, праворукость - яркий пример того, как изменился наш взгляд на генетику. Раньше мы считали, что всё зависит от единственного волшебного гена, но на самом деле всё оказалось гораздо сложнее.

Узнав, что вы левша, люди начинают проявлять к вам несколько повышенный интерес, нежели к привычным представителям праворукого мира. По статистике, левши составляют примерно 20% населения планеты. До сих пор ученые не могут дать точного объяснения, почему одни люди владеют лучше правой рукой, а другие - левой.

Отмечается, что левшам жить труднее, так как все в мире рассчитано на правшей, и потому левшам часто приходится учиться владеть и правой рукой. Именно поэтому левши чаще попадают в неприятные ситуации, а вовсе не потому, что это люди с какой-то аномалией , как почему-то считают некоторые люди.

Как работают полушария мозга.
Если бы мы могли извлечь мозг из черепной коробки, мы бы увидели, что он состоит из двух почти одинаковых полусфер. Эти полусферы связаны мостом, состоящим из миллионов нервных волокон, - так называемым «корпус коллосум»- Этот мост позволяет полушариям мозга общаться друг с другом.

Чтобы работать в полную силу, каждое полушарие должно иметь возможность в первую очередь анализировать свой собственный вклад. Обмен информацией со вторым полушарием через этот самый мост происходит только тогда, когда большая часть процесса обработки информации уже проведена.

Так как каждое полушарие может работать самостоятельно, человек способен обрабатывать два потока информации одновременно. А затем мозг сравнивает и объединяет эту информацию, чтобы обрести более широкое и глубокое понимание изучаемого материала.

В начале 1960-х годов американский психиатр Роджер Сперри продемонстрировал, сначала на животных, чей «корпус коллосум» был поврежден, а потом и на пациентах (которым повреждали «корпус коллосум» для того, чтобы попытаться излечить их от эпилепсии), что каждое полушарие мозга приобрело в процессе эволюции специфические функции и совершенно независимо от противоположного полушария обладает своими собственными ощущениями, восприятием, идеями и мыслями.

Сперри продолжал свои эксперименты и в 1981 году получил за свои работы в этом направлении Нобелевскую премию по медицине. Его группа смогла установить еще многое относительно того, как каждое полушарие специализируется на выполнении определенных задач.

У большинства людей левое полушарие мозга занимается анализом, работает в режиме последовательности и логики и управляет языковыми функциями, приобретением академических знаний и рациональностью.
Правому же полушарию свойственны творческое мышление и интуиция, именно в нем, как правило, рождаются идеи произведений искусства и музыкальных произведений.
Функции левого полушария мозга.
- логика
- сознательное мышление
- внешнее осознание
- методы, правила
- письменная речь
- работа с числами
- рассуждения
- способности к науке
- агрессивность
- последовательность
- словесное мышление
- интеллект
- анализ

Функции правого полушария мозга.
- целостность
- интуиция
- подсознательное мышление
- внутреннее осознание
- творчество
- идеи
- трехмерные формы
- воображение
- музыка, искусство
- пассивность
- параллельность
- практическое мышление
- сенсорика
- синтез

Следует помнить, правое полушарие головного мозга управляет левой стороной тела и наоборот. То есть у левшей преобладает правое полушарие мозга, а не левое, как ошибочно принято считать.

Хотя у тех или иных людей одно полушарие может заметно превалировать над другим, это не значит, что у этих людей доминируют все функции данного полушария, потому что никто не является полностью только «правомозговым» или «левомозговым» существом.

Почему правшей больше.
Любопытную гипотезу о том, почему большинство из нас пользуется преимущественно правой рукой, выдвинул швейцарский доктор П. Ирвин. Изучая действие различных психоактивных медикаментов на энцефалограмму, Ирвин обнаружил, что у левшей, входивших в число его подопытных добровольцев, эти средства действовали на мозг сильнее, чем у правшей.

Отсюда и гипотеза Ирвина. Он предположил, что среди наших далеких предков были поровну представлены особи, предпочитавшие действовать левой или правой рукой. Человек тогда еще только начинал познавать окружающий его мир диких растений. Среди этих растений было немало ядовитых, токсины которых действуют на центральную нервную систему. Левша, съевший дозу ядовитых плодов или корней, погибал, так как его мозг больше подвержен действию нервных ядов. Правши выживали. Таким образом, наша праворукость - результат естественного отбора, действовавшего на заре истории человека, а никак не признак «нормальности».

Надо ли переучивать левшей.
Ошибочное мнение о том, что левша не совсем «нормален», иногда толкает родителей на насильственное «переделывание» ребенка-левши. Еще не так давно во многих школах детей-левшей переучивали писать правой рукой. Нужно понимать, что идти против природы, вмешиваясь в деятельность мозга, очень опасно. Это не только травмирует психику ребенка, но и может привести к следующим печальным последствиям:
- капризности;
- негативизму (восприятию окружающего мира в «мрачных тонах»);
- энурезу;
- трудностям произношения;
- нелюбви к чтению;
- заиканию;
- задержке навыков рисования, двигательной пластики.

Cтоит упомянуть, что левшами были: Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Жанна Д"Арк, Наполеон, А.С. Пушкин, Лев Толстой, Ф. Шопен, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо, Льюис Кэрролл и многие другие великие люди. Кстати, именно Левша подковал блоху!

Существуют и люди, между обоими полушариями мозга которых существует тот благодатный паритет, когда ни одно из них явно не превалирует над другим.
Но, хотя это, несомненно, большое преимущество, это не значит, что такие люди могут полностью успокоиться. Одним из побочных эффектов равновесия между полушариями является тот факт, что такой человек сильнее других может конфликтовать с определенно установленным доминированием. Иногда будет возникать конфликт между тем, что он чувствует, и тем, что думает, и этот конфликт может сказаться на его подходе к проблемам и его интерпретации информации.
Но тут есть и положительные стороны. Одно из преимуществ баланса между обоими полушариями со стоит в том, что, решая какую-либо задачу, можно одновременно и видеть картину целиком, и рассматривать ее основные детали. Например, архитектору, для того чтобы превратить идею в воспроизводимую реальность, необходим баланс между творчеством и логикой и детализированием.
Люди, чьи полушария работают сбалансированно, пользуются тем преимуществом, что благодаря огромной лабильности своего мозга обладают способностью добиваться успеха во многих областях деятельности. Если оба полушария головного мозга человека работают в унисон, мыслительный и познавательный процессы идут значительно легче и результативнее.

Как синхронизировать работу полушарий.
Для нас очень важно, чтобы полноценно работали оба полушария мозга. И логика, и интуиция, имеют одинаковое значение для жизни человека. Однако система образования западного мира в общем и целом направлена на развитие аналитических способностей левого полушария за счет недоразвития творческих способностей правого.

Пройдите простой тест:
Сложите кисти рук в «замок». Теперь посмотрите внимательно,: пальцы какой руки у вас сверху? Вы сейчас проделали это автоматически - так, как вам удобно, привычно. А теперь сложите руки наоборот: если сверху были пальцы правой кисти, то теперь, пусть будут левой. Ощущение появившегося неудобства и дискомфорта говорит о том, что одно из полушарий несколько более развито, чем другое.

Каждая рука связана со своим полушарием мозга и служит индикатором его деятельности.

Развить функции «отстающего» полушария можно с помощью простого упражнения.
Если вы правша, старайтесь делать все повседневные дела с помощью левой руки: держите вилку, чистите зубы, расчесывайтесь и, конечно, учитесь писать. Сначала обычные действия будут даваться вам с трудом, и правая рука будет перехватывать инициативу. Но постепенно навыки улучшатся, что положительно скажется на ваших способностях в целом. Включая левую руку в работу, вы будете активизировать работу правого полушария и, соответственно, его творческие функции.

Ответ, казалось бы, прост: потому что большая половина человечества - правши. Без учёта небольших расхождений в зависимости от региона и временного периода, около 90% людей были и остаются правшами.

Чаще всего, когда речь заходит о преобладающей руке, всё внимание уделяется . Их меньше, и это считается необычным. На самом же деле мы не знаем, что считать обычным, а что нет, поскольку причины, вызывающие доминирование левой или правой руки, изучены мало. Раньше учёные полагали, что различия между левшами и правшами в наследственности, но в действительности это не так.

Асимметрия

Люди - очень асимметричные создания, и это относится не только к тому, как мы используем части своего тела, но и к тому, как они располагаются. Например, сердце обычно смещено влево, а печень - вправо. Кроме асимметрии, есть ещё и взаимосвязь между ними, причём не всегда прямая.

За работу правых конечностей отвечает левое полушарие мозга, а за работу левых - правое.

Эту связь можно проследить с помощью специальной методики, придуманной в 1950-х годах японским врачом Чоном Вадой (Juhn Atsushi Wada). Одноимённый тест используется для подготовки операций на мозге и позволяет выявить принадлежность тех или иных функций определённому полушарию. В ходе теста в одну из сонных артерий человека вводят анестетик, который в буквальном смысле отключает соответствующее полушарие мозга на несколько минут. Полученные результаты очень интересны.

Так, 90% правшей после отключения левого полушария перестают контролировать правую руку и теряют способность говорить. Но странно то, что 70% левшей также лишаются речи, когда парализована левая сторона их мозга. У остальных способность обработки речи правым полушарием или обеими распределена примерно поровну. Никто не знает, почему большинство правшей асимметричны, а большинство левшей - нет.

Гены

Раньше доминирование одной из рук считалось особенностью, которую просто объяснить. Одна из самых популярных генетических моделей была предложена в 1985 году психологом Крисом Макманусом (Chris McManus) и предполагала, что за это отвечает один-единственный ген, который бывает двух разновидностей: dextral (D) и chance (С). Первый отвечает за праворукость, а второй добавляет случайности в прямом смысле слова. Комбинация генов родителей определяет, будет ребёнок правшой или левшой: DD - правша, СС - левша с 50-процентной вероятностью, а CD - левша с 25-процентной вероятностью.

Однако в 2013 году в журнале Heredity было опубликовано исследование, показывающее, что на праворукость влияет не только наследственность. Проанализировав геномы 3 940 близнецов, учёные выяснили, что вероятность одинаковой доминирующей руки у однояйцевых близнецов с полностью идентичными генами практически не отличается от таковой у разнояйцевых, генетическое сходство которых не больше, чем у обычных братьев и сестёр. Более того, им даже не удалось найти ни одного общего гена у никак не связанных между собой людей, имевших одну и ту же ведущую руку.

Это говорит о том, что простые генетические модели уже устарели, но учёные не спешат списывать их со счетов. По их мнению, наследственность всё-таки влияет на праворукость, но не полностью, как предполагалось ранее, а всего лишь на 25%. И это очень необычно.

Для сравнения: группы крови, влияющие на совместимость при переливании, основаны на простой наследственности и почти на 100% зависят от родительских генов. - более сложная штука, на которую влияет более 300 различных генов. Самый сильный из них добавляет всего около 4 миллиметров роста. В разных исследованиях цифры немного различаются, но учёные сходятся во мнении, что на 60–80% рост человека зависит от наследственности. У индекса массы тела, цвета кожи, волос и глаз, а также других физических черт показатели наследуемости очень высоки и составляют 60–70% и выше.

Общество

Итак, если наша праворукость не зависит полностью от генов, то что же является её причиной? Известно, что на преобладание правшей или левшей воздействует общественное влияние. В большинстве западных культур в начале XX века левшей принудительно переучивали в правшей, иногда даже насильственными методами. Тогда как в Австралии, согласно проведённому в 1981 году исследованию, количество левшей среди населения в период с 1880 по 1969 год выросло с 2 до 13,2%. Учёные объясняют это тем, что быть левшой было удобнее и люди становились левшами.

Однако культурные различия полностью не объясняют праворукость.

Что касается ведущей руки у наших ближайших родственников - обезьян, то здесь учёные расходятся во мнениях. Некоторые исследователи, изучавшие шимпанзе и других обезьян, считают, что вероятность праворукости отдельно взятых особей - примерно 50 на 50. Другие не соглашаются с ними, ссылаясь на исследования более конкретного поведения животных, например использование инструмента. Их результаты указывают на то, что большинство обезьян - правши. Соотношение правшей и левшей среди обезьян гораздо ниже, чем среди людей, и составляет 2:1 против 9:1. Однако генетический фактор у обезьян выражен более ярко, поэтому они предположительно могут наследовать праворукость или леворукость своих предков.

Вывод

Собрать все эти свидетельства воедино и однозначно ответить на вопрос, является ли праворукость врождённой или приобретённой, очень сложно. По словам учёных, выходит так, что наследуемость не всегда зависит от одних только генов.

Мы правши из-за генов, из-за нашей культуры и других факторов, которые влияют на нас до и после рождения.

Более высокий уровень в утробе матери повышает вероятность того, что ребёнок будет левшой. После рождения дети копируют поведение своих родителей, что также влияет на определение доминирующей руки. Многое зависит и от окружения, в котором растёт и развивается ребёнок.

Так или иначе, праворукость - яркий пример того, как изменился наш взгляд на генетику. Раньше мы считали, что всё зависит от единственного волшебного гена, но на самом деле всё оказалось гораздо сложнее.

Почему Правшей больше, чем Левшей

К настоящему времени накопилось уже довольно много ископаемых находок древнейших людей - австралопитеков. Находки датируются от 5 миллионов лет назад до 2,7 лет назад. По строению и развитию рук и внутренних полостей черепов этих находок был уверенно сделан вывод: с 5 миллионов лет назад и до 3 миллионов лет назад правшей и левшей было поровну! После 3 миллионов лет назад и до 2,7 миллионов лет назад правшей становилось все больше и больше и 2,7 миллионов лет назад правшей стало около 90% - практически все стали правшами. Далее количество левшей постепенно еще уменьшается и у современного человека это довольно большая редкость. Почему так произошло, палеоантропологии ответа не дают. Попробуем дать ответ исходя из новой теории происхождения человека. И обязательных свойств жизни из новой теории происхождения жизни физическим путем. В конце этой работы помещена таблица этих свойств. В дальнейшем по мере необходимости просто будем делать в некоторых местах ссылку ОСЖ N такой-то. И начнем с ОСЖ 14 - не начнет делать что-либо , попадая в новую для них экологическую нишу, изменяться в сторону улучшения свойств, помогающих это что-то делать, ни эта группа, ни вид в целом, не будут! Не позволяет естественный отбор улучшать не используемые организмом свойства . Значит, около 3 миллионов лет назад человек создал для себя новую экологическую нишу (или внезапно в нее попал, по независящим от него обстоятельствам), к которой стал приспосабливаться, усиленно развивая правую руку. Рассматривая развитие охотничьих умений и способов охоты можно найти эту новую экологическую нишу. С 5 до 3 миллионов лет назад человек охотился индивидуально не мелких животных, размером не более кролика, к которым целой компанией даже и не протолкнуться. Орудием охоты была довольно тонкая длинная палка, почти хлыст, которым крупное животное можно напугать, но не убить. Когда вся территория, где можно было так охотиться, была освоена - встал вопрос об охоте на более крупных животных, размером примерно с овцу. На бо льших по размеру не обращали внимания, так как были сами слабы и малорослы. А крупное животное можно убить только большой и крепкой палкой - это и в те времена все понимали. Но большую и крепкую палку не враз и поднимешь! И не очень то ей размахнешься - ведь она тяжелая и неудобная. Полено оно и есть полено. Размышляя об охоте на более крупных животных, толстую и тяжелую палку пришлось укоротить, чтобы она была легко управляема руками. Наши предки изобрели дубинку и получили возможность охоты на более крупных животных. Размером с овцу или около того. Дубинка представляла собой сильно укороченную и несколько утолщенную палку. Окружив животное, несколько мужчин забивали его насмерть множеством частых ударов дубинками. Количество пищи, добываемой на прежней территории, несколько возросло. Стало не нужным обходить все это огромное пространство. Появилась территория с совершенно не тронутыми запасами пищи, а роды наших предков заимели возможность чуть меньше кочевать в поисках пропитания. Стали вести чуть-чуть более оседлый образ жизни. Постепенно свободные земли заселялись. Количество родов увеличивалось, и находились они уже поближе друг к другу. Происходило это примерно так. Так как внутри стада существовали устойчивые дружеские группы, то нередко возникала ситуация, когда под влиянием подражания друг другу группа отправлялась на охоту целиком и не сразу распадалась в поисках добычи. Иногда такая группа натыкалась на крупную добычу, и тогда срабатывали несколько биологических факторов сразу. Во-первых, в виду индивидуального способа охоты, каждый член группы независимо от других начинал свою охоту, то есть начинал подкрадываться к зверю. Получалось, что к одному животному одновременно устремляется вся группа почти параллельными курсами. Так как животное не стоит на месте, а потихоньку движется, то пути, по которым подкрадываются к нему охотники, так же потихоньку изменяются, несколько расходятся, искривляются в зависимости от индивидуальных свойств охотников. В результате животное автоматически оказывается в полуокружении. Во-вторых, когда наиболее приблизившийся охотник бросался к животному для нанесения удара и становился заметным всем участникам охоты, срабатывал инстинкт сверхподражания. Все участники охоты устремлялись к животному одновременно с разных сторон и становились видимыми для животного. Одновременное нападение с разных сторон приводит объект охоты в состояние временного замешательства, ему требуется время на оценку ситуации и выбор линии поведения. Это время очень мало, но и его достаточно для безопасного нанесения первого удара, который если и не убивает животное, то на некоторое время обездвиживает его. За это время успевают собраться все остальные члены дружеской группы и под влиянием сверхподражания добивают добычу совместными, но не связанными действиями. То есть случайная групповая охота оказывается значительно более удачной, чем преднамеренная индивидуальная. Это не могло остаться не замеченным, тем более, что успех был подкреплен приятным действием - коллективным поеданием мяса. Налицо все предпосылки для выработки условного рефлекса на групповую, коллективную охоту. Постепенно такой рефлекс и выработался. Охота на мелких животных осталась индивидуальной и главной. Охота на относительно крупных животных стала групповой, но осталась вспомогательной по причине и трудности и опасности. С течением времени групповая охота постепенно отрабатывалась, становилась все более и более коллективной и занимала всё большее место, так как постепенно другие пищевые ресурсы оказывались вовлеченными в оборот, и кроме охоты на относительно крупных животных других ресурсов почти не оставалось. Но главным препятствием для переноса основных охотничьих усилий на добычу относительно крупных животных оставалась большая опасность такой охоты. Опасность исходила не только от животного, но и в большей мере от самих же охотников! Представьте себе группу из 4 человек - два правши и два левши. Они же машут дубинками в разные стороны! Дубинкой достается не только животному, но твоим друзьям. А животное в это время нагло убегает. И вы остаетесь с синяками и шишками, а то и с переломами подвернувшихся под дубинку соседа рук. И что тут делать? А придумывать, как всем вместе дружно махать дубинками в одну сторону! Не такая уж и сложная мыслишка! И реализация простая. Надо всем встать у камня или пня или просто у холмика и тренироваться. Тренироваться до тех пор, пока все не научаться дружно и одновременно махать дубинками в одну сторону. Может и по чьей то команде. Естественно, что при этом нужно, прежде всего, не мешать наносить удары самому сильному охотнику. Подстраиваться остальным, махать дубинками так же, как машет он. Совершенно случайно, в роду, где первыми до этого додумались, самым сильным охотником оказался правша. Под него и подстраивались остальные. То есть в этом конкретном роду все левши и взрослые и подростки стали переучиваться с левшей на правшей. Сколько времени ушло на первые тренировки - да кто его знает. Может быть, хватило 2-3 дней, а может быть, растянулось и на месяц. Ведь привычка - огромная сила и не так то просто сразу левше заучить намертво, что бить дубиной всегда надо справа налево, а не наоборот. Лишняя тренировка в таком деле, как охота не повредит. После тренировок, уверенные в своих силах, охотники на охоте дружно завалили какую-нибудь овечку. Вот было радости. Потому, что все получилось как надо. Это значит, что они и дальше продолжили свои тренировки на праворукость и такие тренировки и, само собой разумеется, охота становилась все более успешными. Теперь огромная цитата из произведения "Как и почему человек приручил собаку" для тех, кто это произведение не читал. Вопрос о "плановых" встречах соседних родов, то есть, фактически, о преднамеренном и взаимном хождении в гости (а зачем?) будучи не раскрытым, хотя бы частично, может подорвать доверие ко всей статье. Поэтому, вкратце, приходится его объяснить в данном приложении. Род у человека численно всегда был невелик. Человек 40-60, не более. Такая численность рода происходит от двух основных причин. Первая причина - происхождение от стадных человекообразных обезьян, у которых стадо насчитывало примерно такое количество особей. Вторая причина - совмещение возможностей прокормиться и оборониться от хищников. Большему количеству людей на определенной территории не прокормиться, а меньшему не отбиться от хищников. Так и жили наши предки родами по 40-60 человек в течение всего времени своего развития до освоения земледелия. Значит, каждый год рождалось новых людей 4-5, ну 6 человек всего. В каждом роду, статистически, в среднем за несколько лет, рождалось поровну мальчиков и девочек. Но в данный конкретный год либо девочек, либо мальчиков рождалось больше. Количественное неравенство полов налицо, к тому же детская смертность от болезней была колоссальной, ведь лекарств современной мощности в древности не было. О степени детской смертности может дать представление статистика 19 века, когда медицина была уже достаточно хорошо развита. Так вот, по этой медицинской статистике половина новорожденных умирала, не дожив и до года, а из оставшейся половины до 5 лет умирала ещё половина. Вот такая печальная статистика. В древние времена, о которых идёт речь, дела с детской смертностью от болезней вряд ли были лучше, чем в 19 веке. Статистически, за несколько лет от болезней умирало поровну девочек и мальчиков, но, сколько конкретно детей и какого пола в данном текущем году, умрет от болезней зависело от великого множества добавочных, конкретных обстоятельств в данном году и в данном роду. Поскольку неравномерность рождений и смертность от болезней накладывались друг на друга, то очень часто они друг друга взаимно усиливали (хотя иногда, довольно редко, они могли и взаимно компенсироваться). В результате этого, каждый год в роду был дефицит либо юношей, либо девушек, вступающих во взрослую жизнь. Мог быть и несколько лет подряд дефицит молодых людей, какого либо одного пола. А, поскольку человек жил семьями, то и размножение и удовлетворение половых потребностей происходило в семье и только в семье. И раз каждый год есть недостаток женихов или невест (он же - избыток невест или женихов, соответственно), то всё время в каждом роду были две проблемы: первая - не образуется нужное для воспроизводства рода количество семей; вторая - всегда есть избыток не пристроенных женихов или невест, которые не могут создать своей семьи т.к. их сверстники умерли ещё в детстве от болезней. Первая для рода весьма опасна и нужно где-то раздобыть нужное количество людей нужного пола и нужного возраста, чтобы снова стало необходимое для воспроизводства рода количество семей. Подчеркнем, что в роду этих людей нет. Ждать, когда кто-то из малышей подрастёт и выровняет дисбаланс полов нельзя - можно и не дождаться (не забывайте о болезнях). Вторая проблема - это проблема взаимоотношений между людьми уже имеющими семью и людьми, которым семью создать не удалось (не из кого). Излишние холостяки завидуют своим семейным сверстникам, завидуют рождению у них детей; к тому же, холостяки лишены возможности удовлетворять свои половые потребности. Всё это приводит холостых членов рода в состояние неудовлетворённости жизнью, вообще, и жизнью в собственном роду в частности. В свою очередь, женатые и замужние сверстники холостяков, которые одновременно являются родственниками и друзьями, братьями и сёстрами холостых молодых людей сочувствуют им, беспокоятся о них. Им хочется как-то устроить судьбу своих родных и друзей и помочь им создать свою семью. (Это желание у наших предков было столь сильным, что въелось прямо в организм человека и сейчас женатые или замужние люди всегда стараются переженить своих знакомых холостяков и частенько им это удаётся сделать). Такое положение было всегда и в каждом отдельном роду и во всех родах вместе. Каждому роду был необходим баланс семей, и в каждом роду были люди, которым хотелось, чтобы их друзья обзавелись семьями, т.е. каждому роду, в целом, хотелось пристроить своих холостяков. Поэтому, когда при постоянных кочёвках происходила встреча с соседями, то это был настоящий праздник для обеих родов. Для каждого рода, в целом, появлялась возможность выровнять баланс семей; для холостяков появлялась возможность подобрать себе подходящую по возрасту пару; для их друзей и родственников появлялась возможность переженить холостяков. Все были рады этому. Женихи или невесты переходили из рода в род, кому, где больше понравилось. Дисбаланс семей и избыток холостяков в каждом роду сокращался, но полностью не исчезал, так как совсем не обязательно дисбаланс холостяков одного пола в одном роду совпадал с аналогичным дисбалансом холостяков противоположного пола в другом роду. Требовалась ещё встреча с другим родом, где были бы подходящие для этого рода холостяки. И может быть не одна такая встреча. Только тогда в первом роду и во всех родах, вообще, устранялся избыток холостых молодых людей, и образовывалось нужное в каждом роду число семей. Естественно, что в самом начале развития человека, встречи соседних родов для обмена холостяками нельзя назвать плановыми. Они имели более-менее случайный по времени и месту характер. Но так как встречи родов для обмена холостяками были нужны всем, то с течением времени и довольно быстро, по историческим меркам, определились наиболее удобные места и времена для таких встреч. Хождение в гости к соседям для обмена холостяками стало преднамеренным и плановым и по месту, и по времени. Кстати, заодно, во время таких встреч можно было пообщаться с родными или друзьями, ранее перешедшими в другой род. Во время встреч можно было посмотреть, что нового освоили соседи и перенять полезное для себя. Обменяться с приятелем или родственником чем-либо заинтересовавшим тебя. Подарить кому-нибудь что-нибудь. Присмотреться подросткам друг к другу, чтобы, когда вырастешь не искать себе пару, как говорят "наобум, святых", а уже знать в каком роду живёт понравившийся тебе человек и т.д. и т.п. Таким образом, происходил не только обмен женихами и невестами, но и укрепление дружеских связей между родами, а также взаимный обмен опытом, что, вдобавок, ускоряло развитие тогдашней "науки и техники". То есть со всех сторон жизни человека, встречи родов были и плановыми, и мирными, и дружескими, и всем доставляли радость и удовольствие. На этом цитата кончается. Мы возвращаемся к правшам и левшам. Когда происходила очередная встреча с соседним родом, соседи начинали удивленно спрашивать - а откуда это у вас взялись такие большие и мягкие шкуры? Почему у вас так много разнообразного костяного инструмента? Что это за животное вам удалось добыть и отрезать от него такие большие куски мяса? Естественно им с гордостью отвечали. И не столько словами, из-за неразвитости языка, сколько показом своих тренировок. Может быть, и совместную тренировку организовали. А может и на охоту соседей взяли, чтобы те все увидели и поняли. То есть, хотели того соседи или нет, а их буквально затащили в тренировки на праворукость! Ну, а потом были встречи с другими родами. И эти рода встречались с другими и т.д. и т.п. Настоящая разветвленная цепная реакция. Как в атомной бомбе. Только результатом этой реакции был не взрыв, а поголовное вовлечение всех охотников и подростков в тренировки на праворукость. В течение нескольких десятков лет - территорию люди тогда занимали не очень большую - все люди стали учиться быть правшами! В соответствии с ОСЖ 10, 11, 12 стали накапливаться в организме соответствующие белки. Когда их набралось достаточно, произошла перезапись в ДНК, что все должны быть правшами. ОСЖ 8 - он же закон Геккеля - при этом ставится в ДНК метка отмены леворукости. А так как метки отмены или переделки в ДНК иногда плохо считываются, то и сейчас имеем основную массу людей правшами с небольшим количеством левшей. Все произошло по законам природы. Совершенно случайно, в роду, где первыми до всего этого додумались, самым сильным охотником оказался правша. Мог с таким же успехом самым сильным охотником оказался и левша. Тогда ученые сейчас бы думали, а почему все люди левши и не находили бы ответа, как сейчас не могут объяснить почему большинство правши. А оказывается все очень просто - так, как Вы только, что прочитали. Практический вывод из всего сказанного. Левши - небольшой атавизм. И для нормального развития ребенка с ним надо бороться. Аккуратно и не навязчиво. В результате будет как бы двойное развитие мозга и тела. Как минимум такие переученные левши чуточку умнее и чистых левшей и чистых правшей - это уже чистая медицинская статистика подтверждает для детей школьного возраста. Ну и еще маленькое дополнение. Все таки нашим предкам при помощи дубинки было трудно, очень трудно охотиться на животных с хорошей реакцией на обстановку и достаточно быстрых. Поэтому, в основном, старались охотиться на медленно двигающихся животных. В связи с еще не сильным развитием самого человека, додуматься до ограничения на охоту на малоподвижных животных, чтобы их ненароком полностью не истребить, вряд ли было возможно. Из-за этого в промежуток времени от 3 до 2,7 миллионов лет назад должно было произойти вымирание (считай невольное истребление человеком) некоторых тихоходных животных на востоке и юго-востоке Африке, где тогда и жили наши предки. Где-то я читал о таком вымирании, но теперь никак не могу вспомнить, какие виды животных вымерли в это время. Если заинтересуетесь, то и сами найдете этому подтверждение. А я продолжу писать о свойствах человека. Обязательные Свойства Жизни (ОСЖ)

1 Замкнутое, клеточное строение.
2 Обязательность периодического деления, размножения клетки на большой спиралевидной молекуле типа ДНК.
3 Обязательность предохранения от преждевременного деления с использованием хромосомного чехла, накопительных молекул типа РНК
4 Обязательность постоянных или периодических записей в ДНК, ее самопроизвольное удлинение, особенно в условиях длительного недоедания.
5 Периодическое добавление дополнительных хромосом.
6 Обязательное наличие клеточных молекулярных механизмов (КММ) для манипуляций с крупными молекулами.
7 Обязательное наличие КММ для контроля ДНК на гладкость рабочей ее стороны и ремонта испорченных участков ДНК.
8 Обязательность простановки меток отмены-переделки на ДНК. (Закон Геккеля, наличие атавизмов и рудиментов, случайное дублирование органов)
9 Обязательное изменение организма по измененной наследственности в течение его собственной жизни. Наличие периодически действующих связей от организма в целом к ДНК и обратно.
10 Инстинкты - программа готовых действий - записаны в организме в целом. В ДНК есть только косвенные указания того, как этот инстинкт реализуется в процессе роста организма
11 У белковой формы жизни - невероятное изобилие разных белков, синтезируемых без изменений в ДНК. Только скачкообразное изменение записей в ДНК в условиях длительного недоедания.
12 Перед процедурой полового размножения организм приводит все клеточные молекулярные механизмы в самую активную стадию и занимается полным самоконтролем!
13 Во время слияния клеток не только происходит изготовление новой ДНК, но и проверка ее на гладкость, и самоконтроль, и ремонт новой ДНК.
14 Пока какая-либо группа животных не начнет делать что-либо , попадая в новую для них экологическую нишу, изменяться в сторону улучшения свойств, помогающих это что-то делать, ни эта группа, ни вид в целом, не будут! Не позволяет естественный отбор улучшать не используемые организмом свойства тела!
15 Все многоклеточные живые существа, если они готовы к оплодотворению, активнейшим образом изображают Демонстративное Половое Поведение, которое заключается в наборе обязательных поз и часто сопровождается специально выделяемыми пахучими веществами.
16 У достаточно развитых животных в мозгу есть Центр Удовольствия. В процессе размножения центр удовольствия вырабатывает сигналы правильности действий и сигналы удовольствия от процесса размножения.
Небольшое пояснение к п. 11. Попав в новые для него условия, организм начинает синтез белков, которые помогут ему выжить. При этом несколько меняется и сам организм, работа которого идет по новому варианту. Несколько изменившийся организм вырабатывает еще сильнее изменившиеся белки, которые еще больше изменяют и сам организм. И так до тех пор, пока организм более-менее не приспособится к новым условиям. Когда изменившемуся организму в новых условиях станет жить более комфортно, чем на момент перехода на эти условия, то и происходит сброс всей накопленной на белках информации на ДНК, чтобы в последующем нужные белки изготавливались сразу, без перебора разных вариантов.