Аргумент на тему равнодушие по произведению преступление и наказание. Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо

Бернард Шоу считает, что «худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно». О том, почему равнодушие страшнее ненависти, рассуждает архимандрит Мелхиседек (Артюхин), настоятель храма святых апостолов Петра и Павла и храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.

Не «отвалить», а «привалить»

— Отец Мелхиседек! Равнодушие существует испокон века. Как в притче о милосердном самарянине: на дороге лежал избитый хулиганами человек, и все шли мимо него — и левит, и священник… Откуда равнодушие в людях?

— От поврежденной грехом природы человека.

Муж купил йогурты, положил в дальний угол холодильника, туда, куда не смогут дотянуться, а потом втихаря их съел. Жена увидела такое отношение, — а в семье было двое детей, — и спрашивает: «Ты можешь это объяснить? Твои же собственные дети?!». Апостол Павел говорит: Духом умерщвляйте дела плотские, и живы будете. Ибо дух желает противного плоти, а плоть — противного духу (ср. Рим. 8, 11-13). Какие дела плотские? Себялюбие, комфорт, спокойствие, чтоб «никто меня не трогал».

Под тот закон, по которому ты живешь, сам потом и попадаешь

Как у молодежи: «Отвалите от меня!». А мы должны иметь устроение не отвалить, а «привалить». Раньше, когда у нас году в 1971-1972 появился телефон, люди снимали трубку и говорили не «Алё», а «Чем могу быть полезен?.. Потрясающе! Ты еще даже не знал, о чем идет речь, но уже вступал в разговор с готовностью помочь. Отвечал не равнодушно или нейтрально: «Алё?», а наоборот, открыто и с участием. Ты говорил это не из-за вежливости, это была общая высокая планка сопереживания, вовлеченности в судьбу другого человека. А сейчас? Высвечивается имя на телефоне, и мы уже знаем: брать или не брать. А вдруг чего-то попросят, а вдруг к чему-то подвяжут, а вдруг?.. И что интересно, — твой телефон тоже высвечивается. И под тот закон, по которому ты живешь, сам потом и попадаешь.

— Куда ведет пофигизм? То есть если человек живет по закону — «отвалите», то «отвалите» и получит?

— Да, он на это же и нарвется. Апостол Павел говорит: сеющий скупо — скупо и пожнет, сеющий щедро — щедро и пожнет. Сеющий злое пожнет злое: он однажды сам попадет в ту же ситуацию. Сначала все герои: мне никто не нужен, мне все «пофиг». Но наступит момент, когда этот человек обратится к людям и в ответ услышит те же слова: «А мне пофиг», потому что вокруг него сформируется соответствующая среда, соответствующий мир и соответствующее отношение. Это контрпродуктивно.

Если ты равнодушен к себе — к своему быту, к одежде, к обстановке в квартире, к ботинкам, если у тебя беспорядок в портфеле, на столе и по жизни, то у тебя такое же отношение будет и к людям. Ты будешь думать, что и для них это нормально — гора невымытой посуды, куча нестиранного белья, сверху паутина… Твое внутреннее равнодушие распространится на обстоятельства жизни другого человека.

Какого другого человека? Если ты не один, то вы уже семья: необязательно это муж и жена, а может, ты живешь с мамой или папой, бабушкой или дедушкой, остался с братом, сестрой или племянником, — вы уже двое или более. Человека, лишенного родных и близких, редко встретишь! Минимум двое есть. И к этому «другому» человеку ты не имеешь права быть равнодушным. Ты в ответе за тех людей, с которыми вырос, с которыми тебя свела жизнь. Иначе — горе. Знаю примеры, когда между родными братом и сестрой, бабушкой и внуком, дедом и внуком — просто разорваны отношения. Из-за чего? Из-за бредового эгоизма, который начался с равнодушия, равнодушие переросло в непонимание, непонимание — в ненависть, а ненависть — в злопамятность.

Закон семейной жизни — делиться лучшим

Я вспоминаю свое детство. В те времена конфеты «Мишка на севере» мы видели только на Новый год. И вот мама как-то принесла с работы конфету. Я взял и съел ее один. Меня спросили: «Павлик, а как ты думаешь, маме хотелось попробовать? А брату Коле хотелось попробовать?». Я не знал, как эту конфету достать обратно, — настолько это было укоризненно и неприятно для детской совести. Вот это тоже неравнодушие. Закон семейной жизни — делиться лучшим. Никто не заставляет картошкой или капустой делиться, но более деликатесные вещи — сервелат или пол-торта — ты не можешь открыть холодильник и зарубать один втихаря, как те йогурты.

Равнодушие хуже ненависти

— Бернард Шоу говорит, что худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, — это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно. Почему равнодушие хуже ненависти?

— При ненависти хоть человек для человека существует, а при равнодушии человека нет. Порой нам свойственно не выяснять отношения с людьми, а молчанием подчеркнуть, что что-то случилось. Молчание — может быть, и не совсем равнодушие, но оно к нему близко. Через молчание мы показываем, что человек для нас не существует. Потому что — с кем мы не разговариваем? Даже с животными разговариваем! Мы не говорим с вещью. Мы не говорим с мебелью, мы не говорим со стулом, мы не говорим со шкафом. И человек становится «вещью», когда с ним не говорят.

Я все время подчеркиваю: в семейной жизни или среди людей — умейте разговаривать! Если ты не можешь сказать, не хватает сил по чрезвычайной обиде,— ну тогда напиши, чтобы человек хоть понимал, из-за чего ты обиделась и замолчала, потому что он может этого не понимать. Как не понимать? Допустим, для него это была мелочь, а тебя этим словом ранили в детстве, и он, сам того не зная, наступил на больную мозоль!

Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо

У меня был чрезвычайный случай. Когда я был в Оптиной Пустыни, приехал один близкий человек. Она помолилась рождественским постом, мы встретили светлый праздник Рождества. Ей нужно было возвращаться в Москву. И я, понимая, как ей тяжело расставаться с Оптиной и ехать в московскую кутерьму, провожая ее, сказал: «Радость наша!» — и хлопнул дверью машины. Через месяц я оказался в Москве проведать маму, и когда мы встретились — а она ее знала, — говорит: «Батюшка (ко мне родная мама так обращается — «батюшка»), я понимаю, что этого не могло быть, но что ты ей сказал, когда она садилась в машину? Она после этого плачет целый месяц!». Господи, что я сказал?! Начал вспоминать. Помолившись, вспомнил: «Александра, радость наша!». Мама улыбается, трижды крестится и говорит: а ей послышалось — «Александра, ты не наша!». Я ей позвонил, мы выяснили ситуацию. Но вот что такое — замолчать, вот что такое — обидеться, вот что такое — вогнать себя в это состояние. Это не из области равнодушия, а скорее, из области бестолковости наших отношений. Тебе что-то показалось, так ты сперва поговори с человеком! Поэтому недавно мы выпустили магнитик и теперь его всем раздаем, на магнитике такие слова: «Прежде чем подумать плохо, подумай хорошо!»

Делай что должно и еще чуть-чуть

Я сам с равнодушием сталкиваюсь на каждом шагу. Не сказали — не сделал, дали инструкцию — согласно инструкции сделал, и не более того. А про неравнодушие даже в мелочах старец Паисий говорит: «Если человек делает что должно и еще чуть-чуть, за это Бог дает двойную благодать». А что такое — «еще чуть-чуть»? Жена приготовила мужу овсяную кашу - это то, что должно, а на овсяную кашу положила ягодку или вишенку или кусочек банана, а на капустный салат — листик петрушки. Вот это «чуть-чуть».

Когда я был в Италии, то слышал на улице, в кафе, в магазине: супруги — молодые, средние и пожилые, — общаясь между собой, называли друг друга: «Amore». Это — «любовь моя»! Меня поразило такое возвышенно-трепетное, любовное отношение. Тоже свидетельство неравнодушия! Ведь все начинается со слова: И Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1,14). Слова имеют огромную силу! Если человека называть «ангел мой», даже в совершенно несоответствующих этому слову ситуациях, то человек, уязвленный совестью, умом, обстоятельствами, в конце концов изумится: «Да я вроде бы ничего и не сделал, а меня так называют»!

Все время «сверх»: что должно — и еще чуть-чуть

Поэтому, если мы хотим иметь рядом нормальных людей, то нужно подбирать, творчески продуцировать слова, которые бы вдохновляли, быть и в этом плане неравнодушным. В христианской жизни ненормально просто ровно относиться друг к другу. Сам Господь сказал: если вы любите любящих вас, какая вам за то награда, ибо и грешные любят (ср. Мф. 5,46). Все время «сверх»: что должно — и еще чуть-чуть.

Мне радостно радовать

Будем любить друг друга не словом и языком, но делом и истиною (1 Ин. 3,18). Я часто говорю людям: если мы еще не можем любить делом и истиною, то давайте любить хотя бы словом, не скупиться говорить друг другу добрые слова. Это тоже свидетельство неравнодушия. Кто-то из умных людей говорил — «мне радостно радовать». Ты не видел знакомого долго, так скажи ему при встрече: «Слушай, братан, сто лет тебя не видал! Как я рад!». Ты послал настроение, и оно к тебе вернется. Можно, конечно, сказать просто «Привет!», но этого мало. Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя была неординарная обстановка, ты должен неравнодушно относиться к окружающим! Иначе так и будут серые будни: от тебя ничего — и к тебе ничего. Есть замечательное стихотворение: «Я не устану славить Бога за долготу прожитых дней, что так была моя дорога полна светящихся людей. За то, что ими был обласкан, общался с ними, говорил — без опасения, без маски, и радость сердцу находил».

— А если у тебя черствое сердце?

—Тут на помощь приходит отец Амвросий Оптинский. К нему приходили и спрашивали — сейчас такой вопрос могу задать миллионы: «Батюшка, любви не имею. А хочу ее иметь». Любовь — это доброта, это сердечность, это горение. Любовь — это высший пик правильных человеческих отношений. И батюшка отвечал: «Если видишь, что не имеешь любви, твори дела любви, и придет любовь». Ты помог — пусть без сердца, но ты понимаешь, что так правильно.

Сегодня князь, а завтра в грязь

И с каким чувством ты принимаешь участие в жизни других людей, ты это чувство и порождаешь. И если хочешь кому-то помочь, сопереживай! Если будешь сопереживать, то в конце концов у тебя дойдут мозги — что можно сделать. Равнодушие не даст возможности сделать ничего, ты просто об этом не думаешь, ты понимаешь: это тяжело или это невозможно, и поэтому я сделать ничего не могу. А кто-то сказал: если человека нельзя вылечить, это не значит, что ему нельзя помочь. Человек болеет раком, вылечить мы его не можем, а помочь — сколько угодно.

«Надо помогать без разбора, чтобы не пропустить Христа»

Был такой случай — к нам приезжали бомжи, и их было такое количество, что я поинтересовался у одного: «А как вы узнали о нашем храме?» — «Мне сказали, что у вас помогают». А кто сказал-то? И он в простоте достает памятку, которую ему дали на Казанском вокзале, там десять храмов в столбик, и четыре пункта по горизонтали — еда, одежда, работа, деньги. И напротив каждого храма — крестики. Напротив нашего храма стояли все четыре крестика. Я с этим вопросом обратился к отцу Лаврентию, духовнику лаврскому: «Батюшка, каждый день: ограбили, дом сгорел, не заплатили, онкологическая операция, билет на поезд не ближе Хабаровска или Иркутска, — как быть?» — «А есть возможность помочь?» — «Ну, пока есть». — «Тогда надо помогать без разбора, чтобы не пропустить Христа». Ничего себе! И потом, я все время боюсь оказаться на их месте: сегодня князь, а завтра в грязь. Это тоже лично мне помогает быть неравнодушным.

Как будто это ты

Вспоминаю одного святого. Он сказал в молитве Христу: «Господи, делай со мной то, что я делал с людьми». О-о! Кто из нас может такое сказать?!

Мы каждый день общаемся с людьми. И наше отношение к ним должно быть по возможности участливым. Когда участие станет доброй привычкой, оно перестанет быть для нас напрягом. Меня спрашивают: «Вот вам не тяжело — храм, богослужения, обязанности»? А я отвечаю: «А как вы думаете, рыбе тяжело в воде плавать?». Нет, не тяжело, потому что это — ее среда.

Человечность должна стать твоей средой. И не думай, что «я делаю что-то духовное, высоконравственное, великое». Все это дребедень. Если ты даешь себе оценку, твое внутреннее устроение — дешевое. У митрополита Антония Сурожского есть слова: «Человек должен своего доброделания не замечать». Оценка допустима только со знаком «минус»: я мог сделать большее, но не сделал. Живи и почаще задумывайся о том, что на месте другого можешь оказаться сам. Живи, глядя на другого так, как будто это ты!

Тема: Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть »

Введение : Что такое равнодушие? Каково его влияние на жизнедеятельность человека. Равнодушие — это непроницаемая стена между человеком и окружающим миром. Человек, испытывающий равнодушие ко всему вокруг, теряет возможность не только воспринимать внешнее бытие, но и самовыражаться. Равнодушие разрушает способность человека чувствовать и уничтожает в нем лучшие черты, которые он приобретал на протяжении жизни.

А что значит лишиться способности чувствовать для человека (стать равнодушным ко всему)? Это значит перестать быть живым существом и окунуться в мир, полный серых, однообразных, мучительно болезненных оттенков и цветов. Становясь равнодушным, человек, буквально утопает в собственном мире, выбраться из которого ему уже крайне тяжело.

Аргумент : Литература знает множество примеров того, как равнодушие негативно отражалось на жизни человека. Один из таких, наиболее наглядный и показательный, запечатлен в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Второстепенный герой романа — Петр Петрович Лужин погряз в равнодушии не только к внешнему миру, но и к близким людям. Он желал жениться на Дунечке, сестре Родиона Раскольникова, преследуя низменную цель: взять бедную, измученную судьбой девушку, чтобы быть для нее благодетелем и спасителем, которому она должна покорно служить и уважать.

Лужин, требуя переезда в Петербург, не утруждает себя заботами о переезде Дунечки и ее мамы, Авдотьи, и находит интерес только в своих деньгах, при этом безразлично относясь к близким людям. Равнодушие Лужина сыграло с ним злую шутку: он потерял невесту и получил серьезный удар по самолюбию. Достоевский в противовес Лужину ставит таких персонажей как Родион Романович Раскольников, Соня Мармеладова, Разумихин. Их образы являются геометральными противоположностями образу Петра Петровича и соответственно их судьбы в романе «Преступление и наказание» имеют счастливый конец. Таким образом, Федор Михайлович показывает, что отсутствие равнодушия к людям и любовь к ближнему являются залогом счастья для человека.

Вторым аргументом хотелось бы привести роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени», главный герой которого Печорин Григорий Александрович — пример человека, буквально поглощенного равнодушием. Разглядывая жизнь с различных сторон, он видит лишь пустоту, бессмысленность и вечное страдание. Путешествуя по Российской Империи, молодой офицер не находит в жизни ничего, что могло бы наполнить его жизнь счастьем и душевным теплом, напротив все ему кажется каким-то отчужденным. Даже последнее решение, погубившее его — отправиться на войну в Персию было сделано от скуки, порожденной тотальным безразличием к жизни и собственной судьбе.

Заключение : Подводя итоги вышесказанному, хочется сделать вывод о том, что равнодушие, словно раковая опухоль в теле больного, медленно, но верно уничтожает человека и его любовь к жизни, тем самым, разрушая и ломая жизнь его жизнь и жизни близких ему людей. Именно поэтому каждый человек обязан проявлять должное внимание и заботу, питать живой, человеческий интерес хотя бы к судьбам тех, кого он горячо и искренно любит!

www.ote4estvo.ru

Чем опасно равнодушие? (Итоговое сочинение)

Равнодушие – это одна из проблем общества. Безразличие может проявляться к самому себе, к стране, к семье, к незнакомому человеку. Чем же опасно хладнокровие людей?

В литературе много примеров равнодушных людей, которые впоследствии получили то, что заслужили. В рассказе Антона Павловича Чехова «Крыжовник» главный герой Николай Иванович всю жизнь мечтал о поместье с крыжовником. Все свои силы он потратил на исполнение мечты. Он был равнодушен к чувствам и проблемам людей. Его волновало только собственное счастье. Безразличие ко всему, кроме своего благополучия, погубило его душу. Николай копил деньги на исполнение своей мечты. Он женился на богатой вдове. Вскоре она умерла, не вынесла жизни с таким жадным человеком.

Но Николай не расстроился, купил себе желанное поместье и посадил крыжовник. Его брат (рассказчик) решил навестить его. Николай Иванович заметно постарел и потолстел. Он угощал гостя крыжовником, который оказался кислым. Но барин ел его с удовольствием. Николай достиг своей мечты путем скупости и равнодушия. Что же он получил? Усадьбу да кислый крыжовник? Он погубил в себе человека, сделав свою мечту смыслом жизни. Безразличие ко всему, кроме своей цели привело к жалкому существованию.

Еще один пример можно привести из романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Второстепенный герой Лужин равнодушен ко всем.

Он хочет взять в жены Дуню, потому что она умная и образованная, но бедная. Он считает, что жениться нужно на бедных девушках, так как они потом всю жизнь будут благодарны «своему спасителю». Под этим он подразумевает, что хочет использовать будущую жену в своих целях. Он собирается зарабатывать на ее труде. Лужин был равнодушен к людям и их чувствам. Он кладет в карман Соне 100 рублей, а после обвиняет ее в воровстве. Но благодаря Родиону его разоблачают. Клевета, холодность к людям, любовь к деньгам, эгоистичность – всё это убило в Лужине человека. Он способен думать только о своей выгоде. Именно это делает его «бездушным существом».

Равнодушие убивает в человеке гуманность и доброту. Эгоистичные люди думают только о своих целях и мечтах, а это приводит к жалкому существованию. Мы должны творить добро и помогать друг другу. Именно тогда мы станем по-настоящему счастливыми, а безразличие в людях будет медленно умирать.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

Равнодушие это преступление

В последние десятилетия в нашей стране наблюдается моральное падение, которое растёт в геометрической прогрессии. Россия, некогда славившаяся своими высокими морально-нравственными качествами и убеждениями, стала стремительно избавляться от прежних принципов, возводя в ранг безнравственность, эгоизм и равнодушие. «Бери от жизни всё», «Живи для себя», «Получай удовольствие», «Наплюй на всех» — вот девизы современной действительности. Печально, что под этими лозунгами стало жить и взрослое поколение, воспитанное при социализме, где, казалось, все были равны и где считали за честь помочь ближнему своему – эдакие «христиане» без Царя в голове. В детстве они слушали добрые сказки, где Добро побеждало Зло, переводили старушек через дорогу, брали шефство над отстающими в школе, с упорством грызли гранит науки и делали массу других полезных дел. Что же произошло со многими из них сейчас? Почему люди стали равнодушными не только к себе, но и к своим родным, друзьям и соседям? Почему многие безразлично проходят мимо чужой беды и не протягивают руку помощи нуждающимся? К каким последствиям может привести это тотальное безразличие и какими способами можно бороться с ним? Давайте попробуем поразмыслить над этим.

Несомненно, огромный отпечаток накладывает ускорившийся темп жизни людей, в особенности в мегаполисах. Всего за один день современный человек получает колоссальный объём информации, который его предок из 18 века узнавал за три месяца. И если наши предшественники по большей части могли самостоятельно выбирать то, что им было интересно, на нас выливается целая тьма грязи и пошлости, перемешанная со всеми возможными человеческими пороками и приправленная цинизмом и кровью.

Мы стали воспринимать убийства, насилие и другие преступления как нечто обыденное и повседневное, даже если они происходят за соседней дверью. Нас уже не удивляет то, что дети начинают пить и курить ещё в начальной школе, что они принимают наркотики, напротив, многие продавцы и даже фармацевты, призванные вроде бы стоять на страже здоровья граждан, без зазрения совести продают им ядовитое зелье.

Нас не трогает человек, неподвижно лежащий на грязной улице или в переходе. «А-а-а, пьяный, что с него взять?»,- думаем мы и равнодушно проходим мимо. «Мамочка, не бей меня!», — раздаётся за стенкой, — а мы лишь делаем звук телевизора погромче. А по нему, кстати, транслируют очередную порцию «скандалов, интриг и расследований», которую мы с удовольствием вбираем в себя, требуя добавки в виде жёлтой прессы и сомнительного творчества «гламурных писателей». На телефон, купленный в кредит за N-ную сумму, приходит сообщение: «В «…» беспрецедентные скидки 50%! Только завтра!» Это приятно будоражит кровь и рождает предвосхищение от грядущей покупки. От аналогичной новости о том, что, скажем, ветеран войны умирает от голода в холодной квартире, наше артериальное давление остаётся прежним. Если что и рождается от подобных неприятных известий, так лишь недовольство тем, что кто-то осмелился вторгнуться в наш маленький уютный мирок и нарушить наш мнимый покой, принеся с собой тревогу и смятение.

Подобным образом многие стали относиться и к своим профессиональным обязанностям, беспечно протирая штанишки на службе, особенно на государственной: у «частника» ведь особо не разбалуешь! «Хозяин» задавит всевозможными штрафами, начислит кучу баллов за мелкие и крупные прегрешения, да и вообще зарплаты может лишить – получай свою «серую» часть, раз не нравится, да катись восвояси!

А вот многим чиновникам и другим представителям государственной службы открывается широкий простор для самоуправства: наплевать, что человеку плохо, что он обратился за помощью, что корчится от боли; всё равно, что детям нужно давать знания и сеять «разумное, доброе, вечное», подумаешь, что нужно всего-то подпись на какой-то бумажке поставить! Пусть сначала денег заплатят, да побольше, побольше! Напился и сел за руль или пересёк двойную сплошную? Не беда, это стоит столько-то. Любой каприз за ваши денежки.

Малолетки пьют пиво под окнами и шумят? Ну и ладно, у них свои родители есть. Меня не трогают, и ладно. К девушке хулиганы пристали? Да ну, ещё чего доброго и мне от них достанется – чего ввязываться-то? Бабушка в магазине копейки считает и думает, что на них лучше купить – молока или хлеба? А раньше что она думала, как детей своих воспитывала? Эта бесконечная череда подобных вопросов и ответов преследует нас ежедневно, лишь укрепляя нас в мнении о том, что былые принципы отошли в сторону и остались в прошлом и что теперь «человек человеку – волк». Но даже многие виды животных помогают друг другу! Почему же многие из нас считают, что помощь другим уже не в моде? Почему всё чаще слышатся подобного характера разговоры: «Я же не меценат, чтобы всем налево-направо делать добро!»

Своим бешеным ритмом жизнь в крупных городах напоминает большой андронный коллайдер, двигающийся со страшной скоростью навстречу неизвестности. Люди — в транспорте, на улицах, в магазинах, подобно мельчайшим атомным частицам, ежедневно сталкиваются друг с другом, наступают на ноги, пихаются, ругаются, сквернословят, дерутся, строят козни, сыплют проклятиями. Частенько даже не осознавая этого, мы обижаем своих ближних, не обращаем внимания на чужое горе, идём по головам других в угоду себе.

Чем дальше в лес, тем больше дров. Необходимо менять сложившиеся убеждения общества по этому вопросу, иначе это может привести к непредсказуемому результату. К сожалению, бытует мнение о том, что каждый должен отвечать за себя, однако оно в корне неверно. Катастрофические последствия того, что каждый отвечает только лишь сам за себя, можно наблюдать на улицах и в домах нашей необъятной Родины. Многочисленные источники СМИ наглядно подтверждают этот факт, а холодная статистика также красноречиво свидетельствует об этом. К слову, в 2007 году в России были зарегистрировано 3 582 500 преступлений. Вдумайтесь только — три с половиной миллиона преступлений за один год! И это только те, что были зарегистрированы. А сколько их на самом деле? А сколько из них удалось бы избежать и предотвратить?

Нашим согражданам, издревле славившимся своим добродушием и сердечностью, нужно избавляться от навязанного нам стереотипа о том, что никто никому ничего не должен.

Надо обращать внимание на тех, кому плохо, кто находится в беде. Особенно нуждаются в нашей помощи те, которые слабее нас – старики, дети, больные и обездоленные люди. Увы, мало людей осмелятся хотя бы позвонить в милицию, не говоря уж о том, чтобы взять дело под свой личный контроль — написать официальное заявление, обратиться в органы защиты и опеки, в службы помощи и т.д. Мы сидим в своих железных клетках и с позиции сторонних наблюдателей следим за тем, как рушится чья-то жизнь.

Конечно, легче всего переложить ответственность на других, на кого угодно, лишь бы не заниматься чем-либо лично. «Мне что, больше всех надо?», — интересуется среднестатистический обыватель, с молчаливой подачи которого совершаются очередные беззакония. Люди склонны списывать всё на действия, вернее, бездействия чиновников и ответственных органов. Мы жалуемся на тотальный беспредел, царящий в нашем государстве, забывая начать с себя и с со своих близких – каждый, я подчёркиваю, каждый из нас так или иначе принимает участие в приумножении анархии и вседозволенности. Каждый раз, проходя мимо факта нарушения правопорядка, мимо чужого горя, закрывая глаза на несправедливость, мы вносим свой вклад во всеобщий хаос. Позволяя себе или своим ближним грубить клиентам, проходить мимо курящего ребёнка, а то и разрешать ему «стрельнуть» у нас сигарету. Продавая алкоголь несовершеннолетним, подсовывая некачественный товар, вымогая взятку. Делая громче телевизор, когда у соседей очередная кровавая драка, проходя мимо бездомного, беспризорного, мимо выброшенного животного.

Существует мудрая поговорка — «Хочешь изменить мир — начни с себя». В нашей стране будет комфортно жить тогда, когда мы не увидим пьющую и курящую мать рядом с детской коляской, и не пройдём мимо соседского ребёнка, направляющегося неизвестно куда с неизвестным дядей. В цивилизованных странах это считается варварством, а у нас — нормой.

Нас научили смеяться над «тупыми американцами», которые своей человечностью во много раз превосходят нас, россиян. Американцы не тычут пальцами в инвалидов: «О-оо, глянь, какой урод!», напротив, инвалиды имеют возможность жить наравне с остальными гражданами страны. Американский продавец не продаст спиртное лицам младше 21 года. Хорошим тоном в этой стране считается посвящать один день недели на благотворительные нужды и трудиться где-нибудь в качестве волонтёра. Беременность для них считается радостью, и, придя в женскую консультацию, женщина не услышит отвратительное: «Оставлять будешь?»

Мы же продолжаем ржать над низкоинтеллектуальными жителями Дикого Запада, которые оказались намного сердечнее нас. В России мы видим лишь ту обёртку, которую показывают нам по ТВ – сплошь одни беспечные и стервозные прожигатели жизни, однако экранная картинка как всегда далека от истины. Рая на земле не существует, однако каждому из нас под силу сделать мир вокруг себя лучше и добрее.

dusha-orthodox.ru

Форум сайта Memoriam.ru

Как пережить смерть близкого человека

  • Список форумовЖизнь продолжается.«У самовара»
  • Изменить размер шрифта
  • Версия для печати
  • Memoriam.ru
    • Регистрация
    • Афоризмы о равнодушии и безразличии

      Афоризмы о равнодушии и безразличии

      Радуга » 20 сен 2010, 12:33

      * Мир погибнет от равнодушия. /Эмманюэль Мунье/

      * Ужасны расстрелы под Стеной Равнодушия. /Станислав Ежи Лец/

      * Равнодушные ко всему люди погружаются в спячку. /Эмманюэль Мунье/

      * Для религии нет ничего хуже безразличия, ведь безразличие - это шаг к безбожию./Эдмунд Бёрк/

      * Потеря родила Безразличие…. Безразличие родило Потерю. (.) /Ишхан Геворгян/

      * Знай, что твое неразумное, холодное, равнодушное слово может, обидеть, уязвить, огорчить, вызвать смятение, потрясти, ошеломить. /В.А. Сухомлинский/

      * Не бойся врагов — в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей — в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных — они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. /Бруно Ясенский/

      * Нервный срыв совсем необязательно бывает срывом, он может наступить так, что ты тихо и спокойно погружаешься в равнодушие. /Питер Хёг/

      * Люди, которых называют слабыми, всего лишь равнодушны, ибо у каждого найдется сила, когда окажется затронутым предмет его страстей. /Клод Адриан Гельвеций/

      * Прежде чем посетовать на то, что другие относятся к нам безо всякого интереса, давайте задумаемся, часто ли мы сами способствуем счастью других? Принимаем ли мы близко к сердцу чужие невзгоды? /Сэмюэл Джонсон/

      * Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру. /Н.С.Лесков/

      * Большой порок — это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце — будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу. /В. А. Сухомлинский/

      * Легко скрывать ненависть, трудно - любовь, а всего труднее - равнодушие. /К. Л. Бёрне/

      * Не доверяйте человеку, который все находит хорошим, который все считает дурным, а еще больше человеку, который безразлично относится ко всему. /Иоганн Лафатер/

      * Мне сладко спать, мне сладко камнем быть. О этот мир, печальный и постыдный, Не знать, не чувствовать - удел завидный. Прошу, молчи, не смей меня будить. /Микеланджело Буонаротти/

      * Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. /Джордж Шоу/

      * Там, где умеренность - ошибка, там равнодушие - преступление. /Георг Лихтенберг/

      * На свете нет такого понятия, как неинтересная тема. Зато есть такое понятие, как безразличный человек. /Гилберт Честертон/

      * Другая, не менее привлекательная сторона одаренности — пресыщенность, равнодушие, безразличие, . молчаливая безнадежность. /Томас Манн/

      * Что бы о тебе ни думали, делай то, что считаешь справедливым. Будь одинаково равнодушен и к порицанию и к похвале. /Пифагор/

      * Величайший грех человека — это не ненависть, а равнодушие к своим братьям. /Мать Тереза/

      * Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них — равнодушия. /Хелен Келлер/

      * Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. /М. Горький /

      * Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны..Неправда, равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть. /А.П. Чехов/

      * Как тягостно равнодушие к самому себе! /Александр Суворов/

      * У людей теперь нет времени друг для друга. /Рэй Брэдбери/

      * Нельзя рассекать любовь по живому острым ножом безразличия, а потом ожидать, что все вернется к прежнему благополучию. /Джин Сэссон/

      * …Да, глупость и безразличие довольствуются малейшим предлогом, чтобы отбросить всякое беспокойство. /Анри Барбюс/

      * Безразличие к себе - это перчатка, в которую дьявол легко просунет свою руку. /Ван Вайдлер/

      * Людям, которые ко всему безразличны, легко быть самоотверженными, потому что во всем мире нет ничего, чем бы они дорожили. /Этель Лилиан Войнич/

      * Рядом, в дух шагах от тебя кто-то гибнет, и мир рушится для него среди крика и мук… А ты ничего не ощущаешь. Вот ведь в чем ужас жизни… Вот почему мир так медленно движется вперед. И так быстро назад. /Эрих Мария Ремарк/

      * Желания — половина жизни; безразличие — половина смерти. /Джебран Халиль Джебран/

      * Если хотите нравиться другим, надо говорить о том, что они любят и что их трогает, избегать споров о вещах, им безразличных, редко задавать вопросы и никогда не давать повода думать, что вы умнее. /Франсуа де Ларошфуко/

      * Но какая в том польза, даже если знаешь, что другой человек прав? Разум дан человеку для того, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя, люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав. /Эрих Мария Ремарк/

      * Имеются три вида друзей: друзья, которые вас любят, друзья, которые к вам безразличны, и друзья, которые вас ненавидят. /Никола Себастиан Шамфор/

      * Безразличие и усталость плодят плутов. /Жорж Батай/

      * Говорят, смерть убивает человека, но не смерть убивает. Убивают скука и безразличие. /Игги Поп/

      Цитаты о грубости, черствости и равнодушии

      Самое тяжкое оскорбление - это то, что исходит от человека, которому ты не сделал ничего плохого. Абу-ль-Фарадж

      Когда бьют по одному честному лицу - все честные лица должны испытывать и боль, и негодование,и муку попранного человеческого достоинства. Л. Н. Андреев

      Моральное равнодушие - болезнь слишком образованных людей. В. Г. Белинский

      Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть равнодушие. Л. Бёрне

      Легче решает и осуждает тот, кто меньше вникает. Д. Бруно

      Грубость рождает ненависть. Ф. Бэкон

      Жестче всего тот, кто мягок из корысти. Л. Вовенарг

      Чувство сострадания и доброжелательности нередко заглушается безудержным себялюбием. Ф. Вольтер

      Прекрасно быть скромным, но не следует быть равнодушным. Ф. Вольтер

      О некоторых сердцах можно сказать, что они свойства непромокаемого: слезы ближних не пробивают их, а только скользят по ним. П. А. Вяземский

      Грубость - такое же уродство, как горб. М. Горький

      Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет. А. Данте

      Презрение - маска, которою прикрывается ничтожество, иногда умственное убожество; презрение есть признак недостатка доброты, ума и понимания людей. А. Додэ

      Из всех преступлений самое тяжкое - это бессердечие. Конфуций

      Там, где начинается равнодушие, там недалеко гибель. Кузьма Чорный

      Неучтивость - не особый порок, а следствие многих пороков: пустого тщеславия, отсутствия долга, лености, глупости, рассеянности, высокомерия, зависти. Ж. Лабрюйер

      Не питайте большого доверия к тому, кто восхваляет все, еще меньше заслуживает доверия тот, кто все осуждает, но меньше всего - тот, кто ко всему равнодушен. И. Лафатер

      Равнодушие есть молчаливая поддержка того, кто силен, того, кто господствует. В. И. Ленин

      Оскорбляя другого, ты не заботишься о самом себе. Леонардо да Винчи

      Там, где умеренность - ошибка, там, где равнодушие - преступление. Г. Лихтенберг

      Заурядный человек всегда приспосабливается к господствующему мнению и господствующей моде, он считает современное состояние вещей единственно возможным и относится ко всему пассивно. Г. Лихтенберг

      Нет и не может быть никакого компромисса между добром и злом, правдой и ложью, прогрессом и регрессом. Д. Мадзини

      Самая страшная вещь - безразличие. Если с ним не бороться, оно, как трясина, может погубить любого человека. Максим Танк

      Обругать человека недолго, но и пользы из этого выходит немного. Д. И. Писарев

      Презрение должно быть самым молчаливым из всех наших чувств. А. Ривароль

      Оскорбление - это довод неправых. Ж.-Ж. Руссо

      Давать обещания и не исполнять их означает, быть может, человека ловкого, но, конечно, человека нечестного. Ж.-Ж. Руссо

      Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека. Саади

      Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. М. Е. Салтыков-Щедрин

      Грубое и резкое обращение закрывает перед нами все двери и все сердца. С. Смайлс

      Нравственное уродство - равнодушие к плохим поступкам и словам. Теофраст

      Равнодушие - тяжкая болезнь души. А. Токвиль

      Некоторые возвышенные умы ошибочно принимают безразличие отчаяния за удовлетворенность. Н. Уиллис

      Равнодушие - есть наивысшая жестокость. М. Уилсон

      Быть грубым - значит забывать собственное достоинство. Н. Г. Чернышевский

      Часто нужнее скрывать презрение, чем злобу: обиды еще могут быть забыты, но презрение никогда не прощается. Ф. Честерфилд

      Материальный ущерб забывается значительно скорее, чем оскорбление. Ф. Честерфилд

      Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть. А. П. Чехов

      Издевательство над чужими страданиями не должно быть прощаемо. А. П. Чехов

      Никакая причина не извиняет невежливости. Т. Г. Шевченко

      Самый большой грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие - вот в чем существо бесчеловечности. Б. Шоу

      Грубость - это духовная слабость. М. Эбнер-Эшенбах

      Цитата дня

      Порядок, цель, закон суть не более как слова, которыми человек переводит дела природы на свой язык, чтобы понять их. В. И. Ленин о вселенной, мире и природе

      xn—-itbcbkbuedi0cs5c6cc.xn--p1ai

    Направление «Равнодушие и отзывчивость».

    Равнодушие – это безразличие ко всему, что нас окружает, отсутствие интереса к проблемам общества, к вечным человеческим ценностям, безразличие к собственной судьбе и к судьбам других людей, отсутствие каких-либо эмоций по отношению к чему-либо. А.П Чехов сказал однажды: «Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть». Но чем же на самом деле так опасно подобное отношение к жизни?

    Гнев, как и любовь, как и смятение, как страх и стыд показывает заинтересованность человека к чему бы то ни было, эмоции становятся индикатором жизненной энергии, и потому поступающий к щекам румянец всегда ценится больше, чем безжизненная, холодная бледность и безразличный, пустой взгляд. Слегка заметные на первый взгляд проявления безразличия к происходящему неизменно перерастают в апатию, и по итогу приводят к деградации личности. В рассказе А.П. Чехова «Ионыч» автор вместе с читателем прослеживает путь человека, из которого постепенно утекала жизненная энергия и испарялось духовное начало. Описывая каждый этап из биографии героя, А.П. Чехов подчеркивает с какой стремительностью равнодушие проникало в судьбу Старцева и оставляло в ней определенный след. Из незаурядной личности и перспективного врача герой медленно, но верно превращался в кричащего на собственных больных, азартного, алчного, пополневшего обывателя, не замечающего хода времени. Для энергичного и живого когда-то героя теперь имели исключительную важность лишь его деньги, он перестал замечать страдания людей, с сухостью и эгоизмом глядел на мир, другими словами, стал равнодушен ко всему, в том числе и к себе, что привело к неминуемой деградации.

    Все мы живем в обществе и зависим друг от друга- такова природа человека. Именно поэтому безразличие каждой отдельной личности ведет за собой равнодушие всего общества. Другими словами, образуется целая система, организм, уничтожающий сам себя. Подобное общество описывает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Главная героиня, Соня Мармеладова, на уровне потребности ощущала важность самопожертвования и помощи людям. Глядя на равнодушие окружающих, она, наоборот, старалась помочь каждому нуждающемуся и сделать все, что было в ее силах. Возможно, если бы Соня не помогла Родиону Раскольникову справиться со своими нравственными терзаниями, если бы она не вселила в него веру, если бы не спасла свою семью от голодной смерти, то роман имел бы еще более трагичный финал. Но неравнодушие героини стало лучиком света в мрачном и сыром Петербурге Достоевского. Страшно представить, чем закончился бы роман, если бы в нем не было такого чистого и светлого героя, как Соня Мармеладова.

    Мне кажется, если каждый человек оторвет глаза от своих проблем, начнет оглядываться по сторонам и совершать добрые поступки весь мир засияет счастьем. Равнодушие опасно тем, что оно в любом случае несет за собой мрак, это антитеза к счастью, радости и добру.

    Как их воспринимать, нужно ли им помогать, жалеть, сочувствовать? Сами ночлежники равнодушны к судьбам друг друга. Он смеются над Настей, читающей любовные романы, над Актёром, спившимся, потерявшим свою профессию, никому не жалко умирающей Анны, даже её мужу Клещу, который дверь-то чуть приоткрыть не хочет, чтобы она подышала свежим воздухом. Злоба, безразличие, недоверие друг к другу, даже жестокость - вот что свойственно этим людям. Совсем иным показан Лука, странник. Он тоже многое пережил в жизни («..мяли много, потому мягок…). Он пытается каждому сказать доброе слово, успокоить, просто пожалеть, когда вокруг никто этого не делает. («…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…») Да, он многое обещает ночлежникам, обнадёживает их, заведомо зная, что этого не будет никогда.

    Равнодушие и отзывчивость в "преступлении и наказании". что писать?

    Интересно то, что бывший студент беспокоился не о собственной выгоде. Более того, герой был уверен, что на полученные деньги он сможет сделать много добрых дел.
    Готовясь к преступлению Раскольников столкнулся с внутренним противоречием. Уверенность в правильности своих мыслей временами сменялась чувством страха и отвращением к себе, герой метался между теорией и моралью.
    Решающую роль сыграл случайно услышанный Родионом разговор, из которого он узнал, что следующим вечером старуха останется дома одна. Он вдруг почувствовал, что “нет у него более ни свободы рассудка, ни воли и что всё вдруг решено окончательно”.

    Внимание

    Помимо Алены Ивановны, Раскольников убил и ее сестру Лизавету, неожиданно вернувшуюся в квартиру. После убийства герой продолжал терзать себя сомнениями, им овладел страх.


    Родион пришел к выводу, что он «точно такая же вошь, как и все».

    Читаем "преступление и наказание". аргументы для написания сочинения

    Литературные аргументы к темам направления «Равнодушие и отзывчивость Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Роман «Преступление и наказание» - многоплановое произведение.

    Важно

    Множество проблем – социальных, философских, нравственных - пытается поднять в нём автор. Одна из них – это проблема социального равнодушия, безразличия к судьбам других со стороны «власть имущих».


    Это результат несправедливых законов, а не только особенностей характеров людей. Унижение, оскорбление было так естественно по отношению к тем, кто стоял значительно ниже их по социальной лестнице.


    Поэтому и можно было Свидригайлову обвинить в краже Дуняшу, Лужину думать о женитьбе на женщине, которая всю жизнь была бы ему благодарна.

    Аргументы из литературы по направлению «равнодушие и отзывчивость»

    Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.

    Направление равнодушие и отзывчивость. аргументы часть 2 (итоговое сочинение)

    Человеческое равнодушие есть, на мой взгляд, самое опасное явление. Безучастное, пассивное отношение к окружающим, ко всему происходящему в мире – эти атрибуты равнодушия являются началом вселенского зла.

    Насколько равнодушны мы сегодня к бедам и проблемам многих людей?! Об этом трудно судить. Мы озабочены только своими проблемами. Но есть интересные факты, которые свидетельствуют о нашем участии, отзывчивости по отношению к другим людям.

    Например, сбор средств на лечение детям, нуждающимся в дорогостоящей помощи. Хотя нельзя считать эти факты всеобщим явлением, говорят, что к упавшему на улице человеку не подойдет девять человек из десяти.


    Такая проблема была и в прошлом и в позапрошлом веке. Об этом написаны книги. В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Раскольников Родион Романович показан как человек неравнодушный ко всему происходящему вокруг него.

    Примеры литературных аргументов к темам направления «равнодушие и отзывчивость»

    Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо»- девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь.

    Ведь он не мог рассказать отцу о своих отношениях с нищими ребятами. А отец понял Васю, стал ближе к нему, осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, а ребёнку так нужно его взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки.

    Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня.

    «преступление и наказание» — роман ф. м. достоевского

    Всё это - примеры искренней отзывчивости, милосердия, человечности. Именно такое поведение героев спасло других, помогло им, вселило надежду. Отдавая, человек больше получает. Писатель показал, что все, кто способен на сочувствие, на взаимопомощь, обретут счастье. Счастливы Разумихин и Дуня, полюбив друг друга, выдержала испытания любовь Раскольникова и Сони. А счастливы ли Лужин с его стремлением к наживе, Свидригайлов с его подлостью? Нет. О многом задумываются читатели романа, в том числе и о том, что жить надо с открытым сердцем, не проходить мимо чужой беды, не быть равнодушным человеком. Л.Н.Толстой «Война и мир» Настоящей «энциклопедией» можно назвать роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир». Кажется, нет ни одной стороны жизни, ни одной проблемы, которую в той или иной степени не затронул автор.
    Каким должен быть человек? Как нужно относиться к людям - к близким и совсем незнакомым? Каким должно быть поведение человека в трудные моменты истории страны и народа? Обо всём этом размышляет Л.Толстой. Многочисленные герои радуются и страдают, любят и разочаровываются, мечтают - живут каждый своей жизнью.

    Но всех их объединила одна трагедия - война. Именно она выявила сущность каждого, показала, насколько духовно богат или низок человек. Чистая, прямая, добрая, жизнерадостная Наташа Ростова и в сложные минуты жизни народа проявила лучшие свои качества.

    Она не осталась в стороне, не была равнодушна к происходящему на её земле. Сочувствие, сострадание толкнули её на то, чтобы организовать подводы для раненых во время отступления из Москвы, стать сестрой милосердия, помогая раненым, облегчая по возможности их боль.

    Аргумент на тему равнодушие по произведению преступление и наказание

    Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих.

    Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».

    Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом».
    Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде.

    Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.

    • Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И.

      Солженицына «Матрёнин двор».

    / / / Согласны ли вы с тем, что равнодушие – наивысшая жестокость?

    Равнодушие – пассивное отношение к тому, что происходит вокруг, безучастие. Почему же иногда его приравнивают к жестокости, считая наивысшей ее степенью? Известно ведь, что жестокость предполагает грубые поступки, которые приносят беды. Я считаю, что все дело в том, что равнодушие тоже способно стать причиной горя. Иногда равнодушие хуже бесчеловечных поступков.

    Из-за равнодушия люди теряют связь с друзьями, а иногда даже с братьями, сестрами, родителями. На душе остается очень неприятный осадок, от которого невозможно избавиться, у человека постепенно угасает желание жить. А сколько супружеских пар распадается из-за равнодушия.

    Равнодушие окружающих может оборвать человеческую жизнь. Известно много случаев, когда человеку становилось плохо на улице, но никто не спешил ему помочь. В таких случаях люди находят простые, но, как по мне, нелепые оправдания: спешили, думали, что перед ними нетрезвый человек, просто не придали значения. Но никто не признает, что виновато его безучастие.

    Проблема равнодушия всегда была актуальной, поэтому ее мы видим в произведениях многих писателей. Их герои подтверждают тезис: «Равнодушие – наивысшая жестокость». Ярким примером является рассказ К. Паустовского «Телеграмма». Его главная героиня Катерина Петровна жила одна. Дочка женщины выросла и уехала из деревни в Ленинград. К матери приезжала очень редко. Связь родные люди поддерживали телеграммами. По возможности Настя присылала Катерине Петровне деньги.

    Как-то девушка получила от матери телеграмму, с просьбой срочно приехать, так как Катерина Петровна чувствовала себя плохо. У Насти тогда было очень много работы, поэтому поездку она отложила. А когда смогла вырваться в деревню, матери уже не было в живых. Девушка осознавала, что все могло бы сложиться по-другому, поэтому во всем винила себя.

    Произведение К. Паустовского показывает, к каким серьезным последствиям может привести бездействие. Но самое главное то, что рассказ помогает осознать, что работа никогда не должна стоять выше, чем родные люди.

    Равнодушие общества показано в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание». Жителям Петербурга нет дела до таких людей как , Мармеладовы. Ведь что значат люди, у которых ни денег, ни связей, не власти? Ничего. Поэтому Соне приходится зарабатывать на жизнь своим телом, а Раскольников живет на копейки, выкраивая что-то еще и для своей семьи. Герои прекрасно понимают, что попросить помощи не у кого, поэтому пытаются решить свои проблемы сами. Равнодушие окружающих – одна из причин преступления Раскольникова. Если бы он знал, что кто-то подаст ему руку помощи, думаю, все сложилось бы по-другому.

    Так писатель показал, что равнодушие окружающих может запросто сломать судьбу человека. Общество изменится только тогда, когда каждый из нас задумается, а не равнодушен ли он к беде других.

    Таким образом, многочисленные примеры доказывают, равнодушие часто становится причиной горя, поэтому его и называют наивысшей жестокостью.