Цветоведение и колористика учебное. Цветоведение – основа колористики

Мы убеждены в том, что... молодое поколение архитекторов будет уверенно прибегать при решении задачи к той или иной цветовой гамме на базе вполне научных данных, которые могут накопить объединенные усилия психофизиологов, колористов, производственников и архитекторов.

М. Гинзбург

1.1. Цвет в различных научных дисциплинах

Цветоведение - это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии о природном феномене цвета, а также данных философии, эстетики, истории искусства, филологии, этнографии, рассматривающихцветкакявлениекультуры.

Колористика - это раздел цветоведения, изучающий закономерности применения цвета в различных областях человеческой деятельности, где цвет используется как одно из выразительных средств, формирующих архи- тектурно-пространственную среду. Колористика мыслится как цветовая среда или полихромия формирующих ее объектов, которые удовлетворяют человека эстетически и утилитарно в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения. Такое понимание позволяет говорить о колористике города, архитектурного ансамбля, отдельного произведения архитектуры чаще всего как о результатах профессионального действия * .

Проблемы цвета и колористики с глубокой древности интересовали ученых. Ряд научных дисциплин (философских, естественнонаучных и гуманитарных) изучает цвет в определенных аспектах. Так, физику прежде всего интересует энергетическая природа цвета; физиологию - процесс восприятия света органами зрения и превращение его в цвет; психологию - проблемы восприятия цвета и воздействия его на психику человека, способность вызывать различные эмоции; биологию - значение и роль цвета в жизнедеятельности живых организмов и растений; математика осуществ-

ляет количественную оценку цветов и определяет по соответствующим координатам цветовых графиков цветовой тон и насыщенность требуемого цвета (колориметрия); химия исследует свойства веществ и их соединений для разработки рецептур красителей, адекватных требуемым цветам и их сочетаниям, смесям; философия рассматривает цвет в рамках метафизики света; эстетика исследует законы гармонизации цветовых сочетаний с позиций определенных идеалов общественного сознания в соответствии с мерой человека, мерой вещи, гармонизируемой цветом, и мерой среды, в которой объект функционирует и воспринимается .

В современном мире есть еще целый ряд научных дисциплин, изучающих роль цвета в более узких сферах человеческой деятельности, например полиграфия, криминалистика и др. Совокупность таких наук и определяют как цветоведение. Интегрируя знания, полученные из цветоведения, колористика дает на вооружение архитектору и дизайнеру определенный набор приемов и средств для отображения композиционного замысла в цвете.

1.2. Осмысление цвета в процессе развития человечества

Отношение человека к цвету менялось в зависимости от уровня развития материальной, духовной и художественной сфер жизни общества. Важное значение для осмысления роли цвета имел постепенный переход от мифологического сознания к научному знанию о природе цветовых явлений.

В истории систематизации и классификации цветов можно выделить два больших периода: первый - донаучный - с доисторических времен до конца XVI в., второй - научный - с XVII в. до настоящего времени .

В первый период вырабатывались основные понятия человека о цвете

и зарождались главные традиции применения цвета во всех видах жизнедеятельности. Так, первобытные люди отождествляли цвета с наиболее ценными для них веществами и жизненно важными стихиями (кровь, молоко, огонь, земля), которым соответствовали красный, белый и черный цвета. Цвета и краски были очень важными элементами магических ритуалов: цвет выполнял функцию слова порождающего или убивающего, доброго или злого. Мифологичность мышления доисторического общества унаследуют первые цивилизованные государства. С развитием земледелия, скотоводства

и формированием пантеона к основным цветам добавились другие. Например, у древних греков и китайцев - желтый, у китайцев и египтян - синий цвет неба, а у всех народов - зеленый цвет растительности . Цвет приписывался каждому из сонма богов. При этом не только одежды, но и тела имели свою окраску.

Более сложные общественные отношения и развитие науки в эпоху ан-

тичности внесли изменения в классификацию цветов и правила их сочетаний: цвета стали делить на благородные и низкие, культурные и варварские, темные и яркие. Люди все больше начинали осознавать красоту как таковую, важнейшей категорией стало понятие гармонии. В это время появилось деление на цвета архитектурной полихромии и цвета живописи. Кроме того,

существовала и классификация цвета на основе мифологической традиции. В соответствии с античной мифологией выделялись цвета, символизирующие стихии, свет и тьму.

Христианская религия и ее догматы в средневековой Европе подразделяют цвета на «божественные» и «богопротивные»: первые - это главные, почитаемые и прекрасные, остальные - второстепенные, или презираемые . К «божественным» цветам относились золотистый, красный, голубой, белый, зеленый, пурпурный; серые, коричневые, многие смешанные цвета считались будничными и прозаичными .

В странах Ближнего Востока большое влияние на классификацию цвета оказывал ислам. В соответствии с Кораном, содержащим догматы веры ислама, начала философии, этики и эстетики, к благородным, красивым цветам относились белый, золотой, красный, голубой, зеленый, жемчужный. Остальные цвета считались некрасивыми. Идеал культуры ислама - это райский сад, поэтому мавзолеи, гробницы, храмы (мечети), богословские школы (медресе) украшались цветочным орнаментом .

В эпоху Возрождения в Европе получили распространение античная

и средневековая классификации цвета, дополненные Леонардо да Винчи. Его система цветов основывалась на минимальной палитре живописца. В качестве четырех главных цветов в природе он выделил желтый, синий, красный

и зеленый . В недрах культуры Возрождения также началось зарождение объективного физико-оптического знания о цвете и цветовом зрении. В конце XVI в. в связи с развитием естественных наук феномен цвета перекочевал из философских трудов, где он занимал незавидное место, в лаборатории физиков, которые «разъяли его по частям» методами экспериментальноматематического естествознания .

С середины XVII в. меняются представления о природе цвета. Основы современных научных понятий о цвете заложены И. Ньютоном в опубликованной им в 1672 г. работе «Новая теория света и цвета». Ньютон впервые разделил науку о цвете на две части - объективную (физическую) и субъективную, связанную с чувственным восприятием. Он установил, что солнечный свет имеет сложный состав и состоит из излучений с различными показателями преломления, что однородное излучение не может изменить своего первоначального цвета, каким бы преобразованиям оно не подвергалось. Получив солнечный спектр и дав объяснение его природе, Ньютон положил начало линейной систематизации цветов. Цвета он разделил на однородные (первичные или простые) и неоднородные (производные). Семь «простых» спектральных цветов и один - пурпурный, образованный смешением крайних цветов спектра, - послужили основой для систематики цветов в виде круга. Ньютон дал правильное объяснение цветам естественных тел, поверхностей предметов. Ему принадлежат первые опыты по оптическому смешению цветов . Спектральная система цветовой классификации Ньютона стала основой систематики цвета в наше время.

В конце XVIII в. В. Гете, не согласный с теорией Ньютона, создал новый способ классификации цветов - по физическому принципу. Построенный им цветовой круг состоит из трех пар контрастных цветов. Основой круга служит треугольник главных цветов. Желтый и синий соответствуют светлому и темному и являются первичными цветами, так как возникли из противоположностей. Красный цвет Гете рассматривал как усиление желтого, фиолетовый - синего . Работа Гете «Учение о цвете» (1810) заложила основы двух новых ветвей науки о цвете - физиологической оптики и учения о психологическом воздействии цвета.

В 1772 г. немецкий ученый И. Ламберт попытался построить классификацию цветов, отображающую изменение цвета по светлоте и насыщенно-

сти. В 1810 г. свою теорию цвета опубликовал немецкий живописец О. Рунге, в которой впервые был затронут вопрос о малонасыщенных цветах. Благодаря его трудам цветовая система приобрела третье измерение. Немецкий художник построил цветовой шар, в котором соединились спектральные и ахроматические цвета, разбеленные и зачерненные .

В XIX в. немецкий ученый Г. Гельмгольц в своих работах уточнил вопрос об основных цветах (красном, зеленом и синем), дающих в слагательных смесях все остальные цвета спектра в любой насыщенности. Физиологическая оптика приняла эту триаду за основу. Однако не утратила своего значения и триада основных красок - красной, желтой и синей, которые составляют основу цветового круга. Также Гельмгольц установил три компонента для характеристики цветов: цветовой тон, насыщенность и светлоту. Немецкий физиолог Э. Геринг определил три области исследования цвета - физическую, физиологическую, психологическую. А работы по изучению восприятия цветов английского физика Дж. Максвелла заложили основы трехкомпонентной теории зрения .

В XIX в. научную систематику цвета стали использовать уже живописцы. Французский художник Э. Делакруа одним из первых начал решать колори-

стические задачи живописи при помощи цветового треугольника, круга

и шкал смешений . Достижения точной науки о цвете затем нашли отражение в произведениях импрессионистов и неоимпрессионистов. Интересны

и актуальны исследования чешского ученого Я. Пуркине в области восприятия цвета в зависимости от угла зрения и адаптации глаза.

Начало XX в. - новый период создания научных систем, разработки способов количественной оценки и измерения цвета. Огромная работа в области систематизации цветов была проделана рядом ученых: В. Оствальд - «цветовое тело» Оствальда; А. Манселл - пространственная модель, основанная на цветовом шаре Рунге; Ж. Гилдон и В. Райтон - точные исследования по определению функций сложения цветов (данные, полученные конгрессом Международной комиссии по освещению в 1931 г., были положены в основу международной системы измерения цвета) и др.

Свое теоретическое обоснование и признание в качестве одной из веду-

из основных композиционных средств цвет получает благодаря представителям первой высшей школы художественного конструирования Баухауз в Германии, крупнейшими представителями которой были И. Иттен, В. Кандинский, П. Клее и др. В России эффективные методы обучения наработаны представителями ВХУТЕМАС: А. Родченко, В. Татлиным и многими др. Однако в дальнейшем это положение практически не подкрепляется деятельностью конструктивистов и рационалистов в области архитектуры.

С середины XX в. большое развитие получили прикладные науки о цвете. Исследованиями психологов, физиологов, эргономистов было доказано, что цвет - важнейший компонент среды обитания и жизнедеятельности человека. Это стимулировало появление огромного количества исследований, экспериментов в этой области .

В связи с оформлением и успехами гуманитарных наук в XX в. цвет стал объектом исследования различных направлений гуманитарной мысли в таких областях, как лингвистика, психология, культурология, искусствоведение. В лингвистике исследуются вопросы, связанные со словообразованием наименований цветов, особенностями цветосемантики и лексики цветообозначений, категоризации цветов. В психолингвистическом аспекте изучаются вопросы, связанные с символической, подтекстовой природой цвета в языке художественной литературы. В культурологических исследованиях особое внимание уделяется вопросам семантики и символики цвета в различных культурах. В эстетике цвет рассматривается как эстетическое явление, способствующее достижению гармонии и красоты. В психологии изучается воздействие цвета на физиологические и эмоциональные состояния, психодиагностические возможности цветовых тестов. Для искусствоведения представляет интерес изучение закономерностей цветового строя, модели цветовых сочетаний в изобразительном искусстве: цветовая гармония, колорит, цветовые контрасты. В рамках гуманитарной мысли особо следует отметить ряд авторских теорий, специально посвященных исследованию цвета: теорию взаимосвязи цвета и психики Б. А. Базымы, теорию хроматизма Н. В. Серова, психосемантику цвета П. В. Яньшина .

На сегодняшний день ведущим отечественным специалистом в области архитектурной колористики является А. В. Ефимов, доктор архитектуры, заведующий кафедрой дизайна МАрхИ. Уже в конце 1970-х гг., осознавая насущную потребность архитекторов в знаниях по цветоведению, он разработал и ввел в учебную программу МАрхИ дисциплину «Архитектурная колористика».

Исследования последних лет позволяют существенно скорректировать воззрения ХХ в. на механизмы зрения, в частности механизмы цветовосприятия. Возникло новое научное направление, связанное с экологией визуальной среды и красотой, - видеоэкология, разработанная в России на основе многолетнего изучения механизмов зрительного восприятия в норме и патологии В. А. Филиным.

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА

Учебная программа дисциплины

Министерство по образованию Российской Федерации

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса

Институт сервиса, туризма и дизайна

Кафедра дизайна и искусств

ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА

Учебная программа дисциплины

по специальности

070601.65 «Дизайн»

Владивосток

ББК 85.158.б

Учебная программа по дисциплине «Цветоведение и колористика» составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

Предназначена студентам специальности 070601.65 «Дизайн».

Составитель: , доцент кафедры дизайна и искусств.

Утверждена на заседании кафедры дизайна от 01.01.2001 г., протокол № 15.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время актуальность дисциплины «Цветоведение и колористика» достаточно велика. Преподавание данной художественной дисциплины немыслимо вне связи с историей искусства и духовной культуры.

Необходимость введения дисциплины «Цветоведение и колористика» обусловлена потребностью в изучении колорита как важнейшего компонента окружающей человека природной и искусственной среды. Изучение данной дисциплины тесно связано с такими дисциплинами, как композиция, история искусств, история дизайна, проектирование в дизайне среды. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для развития у них «глобального» цветового мышления, а также индивидуальных, творческих возможностей каждого.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1.2. Цель и задачи учебной дисциплины

Целью настоящей дисциплины является формирование таких профессиональных качеств как умение самостоятельно превращать теоретические знания в метод профессионального творчества и способность выражать творческий замысел с помощью условного языка цвета.

Основные задачи дисциплины: ознакомление студентов с основными закономерностями цветовой композиции, привитие им профессиональных навыков работы с цветом в сочетании с любой формой и любым пространством, выработка у них «глобального» цветового мышления и развитие индивидуальных, творческих возможностей каждого.

1.2 Перечень компетенций, приобретаемых
при изучении дисциплины

Дисциплина направлена на формирование следующих профессиональных качеств: умение работать с цветом в сочетании с любой формой; способность и готовность к изображению объектов предметного мира, пространства на основе законов цветоведения и колористики.

1.3. Основные виды занятий и особенности
их проведения

Дисциплина «Цветоведение и колористика» общим объемом 204 час. изучается в течение 2-х семестров.

Лекции
(час)

Лаб. Занятия
(час)

Самост.
работа

Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных занятий, выполнение курсового проекта .

Лекционный курс содержит основные понятия физических свойств цвета, вопросы символического значения цвета, его связи с формой и возможностями эмоционального воздействия.

Практический курс построен таким образом, что все основные теоретические понятия прорабатываются в упражнениях и заданиях. В связи с тем, что обучение теории композиции включает изучение основных видов формальной композиции (фронтальной, объемной, пространственной), курс «Цветоведения и колористики» содержит также цикл упражнений по изучению основных формообразующих свойств цвета, характеристик и приемов построения и выявления всех видов композиции с помощью цвета.

1.4. Виды контроля и отчетности по дисциплине

В университете установлены следующие виды контроля:

Текущая аттестация – регулярная проверка уровня знаний студентов и слушателей и степени усвоения учебного материала соответствующей дисциплины в течение семестра по мере её изучения (результаты СРС, выступлений на практических занятиях, тестирования по отдельным темам и т. п.);

Тема 10. Построение цветовой звезды И. Иттена. Построение гармоничных цветовых сочетаний.

Тема 11. Пространственные свойства цвета. Факторы, от которых за­висит пространственное действие цвета.

Тема 12. Форма и цвет.

Тема 13. Типы цветовых контрастов. Контраст цветовых сопоставлений, контраст светлого и темного, холодного и теплого, дополнительных цветов, цветового насыщения, цветового распространения, симультанный контраст.

Тема 14. Психологические свойства цвета. Особенности восприятия цвета (общие и индивидуальные). Функциональная пригодность цвета. Субъективные свойства цвета, связанные с различными ассоциациями.

Тема 15. Характеристика основных цветов Василия Кандинского. Классификация цветов по их психологическому воздействию. Восприятие человеком сложной цветовой среды.

Тема 16 .Символика цвета Природа символических характеристик. Формирование цветовой символики в различных культурах.

Тема 17. Сравнение цветовой символики разных народов (сходство, различие). Роль цветовой символики в современной цветовой культуре.

2.2. Перечень тем лабораторных работ

Тема 1. Выдача задания, подготовка литературы по теме, выполнение композиции. Построение 9-ти ступенчатой ахроматической растяжки.

Тема 2. Выполнение 2-х тоновой и 3-х тоновой ахроматических композиций;

Тема 3. Построение 4-х однотоновых хроматических растяжек.

Тема 4. Выполнение на их основе соответственно: 1-но тоновой, 2-х тоновой хроматических композиций.

Тема 5. Выполнение 3-х тоновой и 4-х тоновой хроматических композиций;

Тема 6.

Тема 7. Построение хроматического круга.

Тема 8. Выполнение выкрасок гармонических сочетаний 4-х групп родственных цветов.

Тема 9. Построение хроматической композиции на основе родственных сочетаний цветов;

Тема 10. Выполнение выкрасок гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов: диады, триады.

Тема 11. Построение композиции на основе одного из сочетаний родственно-контрастных цветов.

Тема 12. Выполнение выкрасок гармонических сочетаний контрастных цветов.

Тема 13. Построение контрастной композиции.

Тема 14. Построение цветовой звезды. И. Иттена.

Тема 15. Построение цветовой звезды И. Иттена.

Тема 16.

Тема 17. Построение гармоний по цветовой звезде И. Иттена.

3.1. Перечень и тематика
самостоятельных работ студентов по дисциплине

В качестве самостоятельной работы студентам предлагается выполнить задание по изучению цветовых закономерностей в природе.

3.2. Методические рекомендации
по организации самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа предусматривает ознакомление с существующими аналогами, поиск примеров гармоничных цветовых сочетаний природных и искусственных форм.

Закономерности цветового строя есть не что иное, как переработанные творческим сознанием художника некоторые закономерности действительности. Цветовая гармония, колорит, контрасты представляют собой абстракцию цветовых сочетаний, которые существуют в действительности и которые художник воспринимает, обобщает и интерпретирует по-новому или по-своему. В этом смысле действительность, природа являются источником, оригиналом.

В основе композиции должен лежать избранный природный образец (ракушка, лист дерева, цветок, кора дерева, перо птицы и т. д.) на основе которого проводится анализ цветовой природной гармонии.

Цель задания: научиться анализировать природные образы, раскладывая сложную цветовую гамму на простые составляющие.

Основная задача заключается в выполнении ряда цветовых растяжек и стилизованной композиции на основе цветового пятна.

Дисциплина «Цветоведение и колористика» занимает особое место в системе развития творческого мышления и художественно-проектного мастерства будущего дизайнера.

Влияние светоцветовой среды на жизнедеятельность человека, замеченное еще в далеком прошлом, остается предметом постоянного внимания и в наше время, что обусловлено стремлением к эстетизации окружающей людей обстановки. Трудно назвать область человеческой деятельности, к которой цвет не имел бы никакого отношения. Этим и объясняется столь сложный и синтетический характер науки о цвете. Предложенная литература поможет студентам разобраться и успешно решать поставленные учебно-методические задачи.

В книге Гармония цвета. – М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2006 – рассмотрены основы теории цвета, способы и методы построения различных цветовых моделей. Теоретические положения подкреплены обширным иллюстративным материалом, позволяющим понять, как с помощью цвета можно передать различные состояния природы и эмоциональное настроение человека.

Композиция в дизайне: учеб. пособие. – М.: АСТ: Астрель, 2006. посвящено раскрытию особенностей построения формальной композиции, составляющей важнейшую часть дизайнерского творчества. Раскрываются средства, приёмы и принципы этого построения. Даётся развёрнутый ряд методических указаний по практическому применению предлагаемого материала в учебном процессе.

В книге Цветоведение. – Минск: Высш. шк., 1984 с. сделана попытка собрать воедино разрозненные сведения о цвете как элементе культуры различных времен и народов и на этой основе воссоздать некоторую общую картину возникновения и развития науки о цвете, а также показать ее современное состояние.

Книга «Искусство цвета» Иоханнеса Иттена – швейцарского художника, крупнейшего исследователя цвета и одного из ведущих преподавателей Баухауза написана на основе наблюдений художника за цветом в природе и произведениях искусства различных времен и народов. Автор разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования. Книга адресована архитекторам и дизайнерам самых разнообразных сфер деятельности.

Книга Агранович – Пономарёвой Е. С., Литвиновой колористика: практикум. – Мн.: УП «Технопринт», 2002. – 122 с. Содержит сведения по основам цветоведения и колористики, позволяющие студентам изучить закономерности цветового воздействия на человека и применить эти знания при решении всего многообразия дизайнерских задач.

В учебном пособии Цвет в интерьере – изложены общие теоретические основы архитектурной полихромии в интерьере жилых и общественных зданий , а также даны рекомендации о практическом применении цвета в интерьере.

3.4. Контрольные вопросы
для самостоятельной оценки качества освоения
дисциплины

1. Что такое цвет. Определите его роль в жизнедеятельности человека.

2. Расскажите о символике цвета.

3. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов. Построение диады.

4. Назовите основные характеристики цвета. Хроматические и ахроматические цвета. Расскажите о цветовом тоне, светлоте и насыщенности.

5. Назовите типы контрастов. Охарактеризуйте их.

6. Какую характеристику локальным цветам дает В. Кандинский.

7. Последовательный контраст. При каких условиях он возникает. Приведите примеры.

8. От чего зависит пространственное действие цвета. Проанализируйте возможность эффекта глубины в цветовых комбинациях.

9. Расскажите о формообразующих свойствах цвета.

10. Контраст цветов. Симультанный контраст. Условия возникновения и нейтрализации симультанного контраста.

11. Сколько цветов различают в спектре. Что получается, если подавлен один из цветов спектра. Почему? Объясните суть открытия И. Ньютона.

12. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов. Расскажите о специфических особенностях пар дополнительных цветов.

13. Расскажите о психологии воздействия цвета на человека.

14. Однотоновые гармонические сочетания. Три условия построения ахроматических композиций.

15. Расскажите о субъективных характеристиках цвета, связанных с различными ассоциациями.

16. Хроматический круг. Порядок образования. Первичные, вторичные цвета.

17. Построение трехтоновых ахроматических композиций.

18. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов по цветовому кругу. Построение триад. Какие фигуры участвуют в их образовании.

19. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов по цветовому кругу. Построение гармонических сочетаний из 4-х компонентов цветового круга.

20. Объясните строение и работу глаза. Почему глаз воспринимает определенный диапазон волн.

21. Перечислите факторы, влияющие на восприятие цвета.

22. Расскажите о взглядах на гармонию художников прошлого.

23. Какова роль света в жизнедеятельности человека. Какие вы знаете.

24. Какие существуют оптические методы образования цвета.

25. Систематизация цветов В. Оствальда (двойная пирамида). Расскажите о цветовом шаре Отто Рунге.

26. Для чего дизайнеру необходимо знание психологических свойств цвета.

27. Расскажите о гармонических сочетаниях теневых рядов в композиции.

28. Цветовая звезда И. Иттена. Принцип построения.

29. Какую разновидность гармонии имеют ввиду, когда говорят о колорите?

30. Построение цветовых гармоний по цветовой звезде И. Иттена. Какие фигуры участвуют в образовании гармоний.

31. Какие цвета в оптической смеси дают ахроматический тон. Расскажите об их свойствах.

1. Буймистру Т. Колористика: цвет-ключ к красоте и гармонии. Издательство: Ниола-пресс, 2013 г.

2. Иттен Иоханнес: искусство цвета 9-е издание. М.: Издательство: Д. Аронов, 2014 г.

3. Кравцова цветоведения: учебно-методическое пособие/ , . – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002 – 64 с.

4. Устин в дизайне: учебное пособие / . – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 239 с.

4.2. Дополнительная литература

1. Степанов в интерьере / . – К.: Вища шк. Головное изд-во, 1985.-184 с.

2. Власов композиции декоративно-прикладного искусства / . – СПб.: Образование, 1997

3. Чидзиева Хидеяки: гармония цвета, руководство по созданию цветовых комбинаций: пер с англ./ . – М.: АСТ», 2003. – 142 с.: ил.

4. Цветовая гармония интерьера / Советы профессионалов: пер с англ. 2000. – 128 с.

4.3. Полнотектовые базы данных

1. Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rucont. ru/

2. Электронная библиотека BOOK. ru [Электронный ресурс]/ ЭБС BOOK. ru. Режим доступа: http://www. book. ru/

3. ЭБС «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. biblioclub. ru/

4. Электронная библиотечная система eLIBRARY. RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aclient. integrum. ru/

5. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ

Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте.

Блестящие поверхности – поверхности, имеющие блики, кажущиеся с различных направлений различно яркими.

Восприятие – субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины "образ восприятия", "перцептивный образ"); процесс формирования этого образа (употребляются также термины "перцепция", "перцептивный процесс").

Выразительность – качество художественного произведения, связанное с умением художника заострить, подчеркнуть характерное в изображаемом явлении, сконцентрировать его с целью воздействия на зрителя.

Гармония (от греч. "harmonia" – "связь", "стройность", "соразмерность").

Цветовая гармония – закономерное сочетание цветов на плоскости, в пространстве, вызывающих положительную психологическую оценку с учетом всех их основных характеристик: цветового тона, светлоты, насыщенности, формы, фактуры и размера. Выделяют следующие признаки цветовой гармонии: связь, единство противоположностей, мера, пропорция, равновесие, ясность восприятия, возвышенное, прекрасное, целесообразность, порядок.

Доминанта (от лат. "преобладание", "господствование") цветовая – это преобладание какого-либо цвета в работе, выбранного для определенных целей. Например, для создания и передачи настроения, времени суток, поры года. Доминирующий цвет воздействует на зрителя совместно с композицией.

Декоративность – качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем.

Динамика цветовая – это отношения нарастания, усиления какого-то качества цвета.

Цветовое зрение, цветовосприятие – способность глаза различать цвета, то есть ощущать отличия в спектральном составе видимых излучений и в окраске предметов.

Иррадиация – кажущееся изменение площади цветового пятна, окруженного фоном, отличающимся от пятна по светлоте.

Колористика (от латинского "Color" – цвет) – раздел науки о цвете, изучающий теорию применения цвета на практике в различных областях человеческой деятельности.

Колорит (итал."Сolorito", от лат. "Color" – краска, цвет) – система цветовых тонов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении искусства, образующая эстетическое единство. Колорит – важнейший компонент художественного образа. Колорит является одним из средств художественной выразительности в произведении искусства, т. к. отражает индивидуальность и внутреннее состояние художника, его эмоционально-эстетическое отношение к предмету изображения. Выделяют следующие основные виды колорита: разбеленный, зачерненный, приглушенный, насыщенный.

Комбинаторика (от лат. "соединять") – тип упражнений в которых различные сочетания, составляются из заданных элементов (напр. цветовых) по определенным условиям

Константность восприятия – тенденция воспринимать устойчивыми и неизменными предмет, его размеры, форму, светлоту, цвет независимо от происходящих с ним изменений (удаление от зрителя, изменение освещения, влияние среды и др.).

Контраст (от французского "соntraste") – резко выраженная противоположность. Контраст – сопоставление двух противоположных качеств, способствующее их усилению. Контраст – мера индукции (см. индукция), т. е. мера различия цветов. Большой контраст – большое влияние цветов друг на друга. Чем больше контраст, тем больше индукция. Контрасты разделяются на два вида: ахроматические и хроматические (цветовые). Темное пятно рядом со светлым представляется еще более темным, и наоборот, светлое от соседства с темным как бы светлеет (ахроматический контраст). Если расположить рядом два дополнительных цвета, их цветовая насыщенность будет более интенсивна (хроматический контраст).

Круг цветовой – система цветов, в которой цветовое многообразие упорядочено на основании объективной закономерности. Он может быть использован как инструмент для ориентировочного расчета результатов смешения цветов, для определения интервалов между цветами при подборе сочетаний.

Локальный цвет – цвет, характерный для данного предмета (его окраска) и не претерпевший никаких изменений. В действительности так не бывает. Предметный цвет постоянно несколько изменяется под воздействием силы и цвета освещения, окружающей среды, пространственного удаления и называется он уже не локальным, а обусловленным. Иногда под локальным цветом подразумевают не предметный цвет, а однородное пятно обусловленного цвета, взятого в основных отношениях к соседним цветам, без выявления мозаики цветовых рефлексов, без нюансировки этих основных пятен.

Матовые поверхности – поверхности, диффузно отражающие свет, кажущиеся одинаково яркими с различных направлений

Моделировка – в изобразительном искусстве: передача объемно-пластических и пространственных свойств предметного мира посредством светотеневых градаций (живопись, графика) или соответствующей пластикой трехмерных форм (скульптура и рельеф). Моделировка обычно осуществляется с учетом перспективы, в живописи же, с помощью неразрывно связанных со светотенью цветовых градаций.

Насыщенность цвета – степень отличия хроматического цвета, от равного по светлоте ахроматического, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до ахроматического.

Нюанс (франц. "nuance" – "оттенок", "переход") – тонкий переход одного цветового тона в другой, одной светотеневой градации в другую. Совокупность оттенков (нюансировка) применяется для достижения более тонкой моделировки объекта изображения.

Одновременный контраст – изменение цвета под влиянием окружающих цветов.

Основные цвета – три цвета (красный, зеленый и синий). Путем смешения этих трех цветов можно получить наиболее насыщенные цвета всех остальных цветовых тонов.

Отношения цветовые – это количественные различия между цветами во всех их характеристиках, во всех их свойствах (по яркости, тону, насыщенности, плотности и др.).

Оттенок – небольшое отличие в красках по светлоте, насыщенности и цветовому тону.

Поверхностный цвет – цвет, воспринимаемый в единстве с фактурой предмета; как правило, это почти всегда цвет переднего плана. Поверхностный цвет позволяет отобразить свойства поверхности предмета с наибольшей достоверностью.

Пограничный контраст – цветовой контраст, наблюдаемый по граням соприкосновения цветовых пятен.

Плоскостной цвет – принадлежащий какой-либо поверхности, особенности фактуры которой не ощущаются глазами. Например, цвет стены на заднем плане.

Последовательный контраст – изменение цвета в результате предварительного воздействия на глаз других цветов.

Пространственный цвет – бесфактурный цвет, характеризующий предметно-пространственные ситуации. Например, цвет удаленных объектов и среды (небо, вода), пленэрная живопись, валёры.

Пурпурные цвета – цвета, получающиеся от смешения крайних спектральных – красного и фиолетового.

Равновесие цветовых пятен – это такое их соотношение, которое вызывает впечатление устойчивости всего цветового построения.

Ритм – равномерное расположение размерных элементов, порядок, сочетание линий, объемов, плоскостей цветовых оттенков. Ритм – это одна из особенностей композиционного построения произведений. Простейший вид ритма представляет собой равномерное чередование или повторение каких-либо частей (предметов, форм, цветовых пятен и т. д.). В произведениях искусства проявление ритма бывает более сложным. Здесь он часто способствует созданию определенного настроения в картине, благодаря ему достигается большая целостность и согласованность частей композиции, усиливается её воздействие на зрителя.

Цветовой ряд – это последовательность цветов, у которой хотя бы одна характеристика общая, а остальные изменяются. Выделяют следующие виды рядов: ряды по яркости (светлоте); ряды по насыщенности (чистоте); ряды по цветовому тону.

Свет – лучистая энергия, воспринимаемая глазом, делающая окружающий мир видимым. Свет – элктромагнитное волновое движение.

Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения n от данного цвета до черного. Светлота – это признак, определяющий цвет как светлый или темный. В цветовом круге наибольшей светлотой обладает желтый цвет, а наименьшей – фиолетовый.

Синестезия (от греч. "synaisthesis" – "соощущение") – явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другим органам чувств. Например, при звуках музыки возникает ощущение цвета, или при наблюдении цвета представляются какие-либо звуки, осязательные или вкусовые ощущения и т. д.

Спектр – последовательность цветов, на которые разлагается световой поток, проходящий через призму. Впервые получен И. Ньютоном.

Статика цветовая – частный случай равновесия, для которого характерна полная остановка движения, состояние покоя или неподвижности.

Теплые цвета – цвета красные, краснооранжевые, оранжевые, желтооранжевые, желтые и желтозеленые.

Тон цветовой – качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных. Цветовой тон – это качество цвета, позволяющее дать ему название (красный, синий и т. д.). Измеряется длиной волны преобладающего в спектре данного цвета излучения. Ахроматические цвета не имеют цветового тона.

Фактура (лат. "faktura" – "обработка", "строение") – характер поверхности художественного произведения, ее обработки.

Холодные цвета – цвета голубозеленые, голубые, голубосиние, синие и синефиолетовые.

Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном, к ним относятся все спектральные и многие природные цвета.

Цвет – ощущение, возникающее в органе зрения человека при воздействии на него света. Цвет – свойство любых материальных объектов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Цвет (от лат. "color" – "цвет") – один из основных средств изобразительного искусства, который в единстве со светлотою передает материальные свойства, (качества) предметного мира.

Цветоведение – это комплексная наука о цвете, включающая систематизированную совокупность данных физики, физиологии и психологии и смежных с ними, изучающих природный феномен цвета, и совокупность данных философии, эстетики, теории и истории искусства, этнографии, филологии, теории и истории литературы, изучающих цвет как явление культуры. Круг наук, на которых базируется цветоведение расширяется, со временем в него добавляются химия, биология, педагогика и т. д.

Цветовая композиция – это сочетание цветовых пятен на плоскости, в пространстве, организованное в определенной закономерности и рассчитанное на эстетическое восприятие. Выделяют четыре типа цветовых композиций:

ü полярная, которая строится на двух контрастных или дополнительных цветах;

ü трехцветие, в которой основными являются три хроматических цвета;

ü многоцветие, которое строится на четырех и более цветах.

Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые цвета – спектральные. По отношению к краскам чистоту цвета определяют как долю чистого пигмента данного цвета в красочной смеси.

Шкала цветовая равноступенчатая – ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания или убывания какого-либо цветового качества.

Эффект Пуркине – изменение относительной яркости цветов при усилении или ослаблении освещения.

– При очень больших яркостях (соответствующих прямому солнечному свету в южных широтах) цветовой тон сохраняется без существенных изменений только у желтого и голубого, остальные "выцветают".

– Спектр нормальной яркости (соответствует рассеянному дневному освещению). Ясно различаются все цвета.

– При сильном потемнении различаются только три основных цвета: красный, зеленый и синий.

Рассмотрены основные теоретические аспекты научного цветоведения и колористики: физические факторы, влияющие на восприятие цвета зрительным аппаратом человека; психологическое и физиологическое воздействие цвета окружающей природной и антропогенной среды; проблемы цветовой гармонизации и целенаправленного использования возможностей цвета как средства художественной выразительности в изобразительном искусстве и архитектурном дизайне. Даны практические рекомендации для создания колористического решения проекта архитектурного экстерьера и интерьера.

Для студентов бакалавриата, изучающих дисциплины блока «Архитектурное проектирование», и магистратуры, изучающих дисциплины «Живопись» и «Цветоведение» по направлению «Архитектура». Может быть полезно студентам и специалистам направлений, в которых практическая деятельность связана с использованием цвета.

Физические факторы, создающие феномен восприятия цвета.
Влияние различных источников света и световоздушной среды на восприятие цвета.

Современная наука объясняет феномен восприятия цвета способностью человеческого сознания перерабатывать в цветовые ощущения воздействие на зрительный аппарат потоков лучистой энергии, испускаемой различными источниками. От источника лучистая энергия распространяется во всех направлениях в виде потока особых частиц - фотонов, имеющих различную энергию, обусловленную различной частотой колебаний. Потоки фотонов с различной частотой колебаний имеют и различную длину электромагнитных волн, при этом частота колебаний и длина волны находятся в обратно пропорциональной зависимости. В узком диапазоне с длиной волн от 380 до 760 нм эти излучения воспринимаются зрительным аппаратом как видимый свет различной окрашенности, а смешение всех этих излучений (полный спектр) воспринимается как белый свет. Таким образом, в природе не существует собственно цвета как физического явления, а существуют свойства материальных объектов, вызывающие осознанные зрительные ощущения.

В физиологии и психологии цвет - качественная субъективная характеристика электромагнитных излучений оптического диапазона, определяемая па основании осознанного зрительного ощущения и зависящая от ряда физических, физиологических и психологических факторов.

Введение
Лекция 1. Физические факторы, создающие феномен восприятия цвета. Влияние различных источников света и световоздушной
среды на восприятие цвета
Лекция 2. Цветовой спектр. Цветовой круг как основа графического изображения системы цветов. Законы смешения цветов. Аддитивное и субтрактивное смешение цветов. Основные и дополнительные цвета
Лекция 3. Основные характеристики цвета - цветовой тон, насыщенность, светлота. Основные субъективные (психологические)
и объективные (психофизические) характеристики цвета
Лекция 4. Систематика и классификация цветов. Цветовые системы. Цветовые атласы
Лекция 5. Колориметрический способ описания цветов. Цветовые координатные системы (ЦКС). Модели электронных цветовых пространств. Электронные системы управления цветом
Лекция 6. Психофизиологические свойства цвета
Лекция 7. Цветовые ассоциации и цветовые предпочтения.
Цвет как индикатор стиля и эстетической ориентации общества
Лекция 8. Феномен цветовой культуры. Символика цвета. Использование ассоциативных качеств цвета в знаковых цветовых системах
Лекция 9. Типы цветовых контрастов
Лекция 10. Цветовая композиция. Цветовая гармония, колорит, цветовая гамма
Лекция 11. Основные принципы теории цветовой гармонии и типология цветовой гармонизации
Лекция 12. Анализ исходных данных и формирование материала для эскизного проекта колористического решения архитектурного
экстерьера
Лекция 13. Анализ исходных данных и формирование материала для эскизного проекта колористического решения интерьера
Библиографический список

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Основы цветоведения и колористики, цвет в живописи, архитектуре и дизайне, курс лекций, Рац А.П., 2014 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Точечная роспись, Мастер-классы для начинающих, Зайцева А.А., 2014
  • Методические указания к лабораторным работам по дисциплине, Теория и методика руководства изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста, Русак Т.Н., 2014

Цвет — один из фундаментальных признаков, на которых основан дизайн. В руках профессионала он может стать мощным инструментом. Он влияет на многие факторы, которые играют большую роль в визуальном восприятии. Цвет оказывает огромное воздействие на наше сознание, он меняет наше отношение к любому предмету буквально за секунды, а также заставляет людей реагировать на него и даже предпринимать определенные действия.

На первый взгляд учение о цвете может показаться не таким уж и сложным для освоения, но если углубиться в детали, становится понятно, что необходимо учитывать множество тонкостей. В статье «Теория цвета: краткий гид для дизайнеров» затронуты основы этого учения, помогающие дизайнеру в работе. А в этой статье мы собрали все основные термины теории цвета в удобный глоссарий, который поможет графическим и UI-дизайнерам лучше понимать принципы работы цвета.


Цвет

Прежде чем идти дальше, важно понять саму суть цвета. В словаре Уэбстера он определяется как световое явление (например, красное, коричневое, розовое или серое) или явление визуального восприятия, позволяющее человеку различать объекты, которые в противном случае казались бы одинаковыми. Проще говоря, цвет — это признак объекта, который возникает из-за света, излучаемого или отражаемого этим объектом. Цвет можно визуально «проверить», оценив его свойства (тон, насыщенность, хроматичность и яркость). Для полноценного понимания значения цвета давайте дадим определения его характеристикам.

Свойства цвета

К основным свойствам цвета относятся тон, яркость, хроматичность и насыщенность.

Тон (hue)

Термин «тон» часто путают с «цветом», поэтому придется остановиться на этих определениях поподробнее. Во-первых, нужно понимать, что «цвет» — это обобщенное понятие, которым пользуются люди для обозначения всех тонов, полутонов и тональностей. С другой стороны, тон — это именно то, что мы имеем в виду, спрашивая «какого цвета эта вещь?». В целом, тон — это совокупность двенадцати чистых и ярких цветов, представленных на цветовом круге.

Тон — это базовый материал, который можно изменить тремя разными способами: затушевать, затенить и тонировать. В зависимости от применяемой техники тон превращается в оттенок, тень или тональность.

Различить их легко. Оттенок создается смешением какого-либо тона с белым, в то время как тень — это смешение какого-либо тона с черным. Тон представляет собой более тонкий процесс, так как оно требует добавление как черного, так и белого цвета, и поэтому результат будет выглядеть более естественным по сравнению с полутонами и оттенками.

Яркость (Value)

Как уже говорилось, у цветов есть определенные характеристики, по которым их можно узнать. Яркость — это свойство, указывающее, насколько светлым/темным является цвет. Этот признак определяется степенью белизны. Чем больше белого было добавлено в тон, тем выше его яркость.

Хроматичность (Chromacity)

Хром, или хроматичность, показывает чистоту тона. Этот признак оценивается на основе наличия белого, серого или черного в цвете. Двенадцать основных тонов, описанных ниже, имеют самую высокую степень хроматичности, так как не содержат никаких дополнительных элементов. Цвета с высоким хромом яркие и живые.

Насыщенность (Saturation)

Этот признак имеет много общего с яркостью и хромом, поэтому иногда их могут путать. Тут очень важно понимать разницу. В отличие от двух предыдущих свойств, насыщенность не предполагает смешение тонов с другими цветами. Насыщенность — это то, как выглядит цвет в разных световых условиях, насколько ярким или бледным кажется цвет при дневном или слабом освещении. Это свойство еще называют интенсивностью цвета.


Цветовой круг

Если вы когда-либо посещали занятия по живописи, вы точно видели окружность, состоящую из разных цветов. Она называется цветовым кругом и помогает понять, как цвета взаимосвязаны между собой и как их лучше сочетать. Цветовой круг состоит из первичных, вторичных и третичных цветов, которые также известны как тоны.

Цветовой круг был придуман Исааком Ньютоном в 1666 году и поначалу выглядел как схема. С тех пор он претерпел множество трансформаций, но по-прежнему остается главным инструментом для работы с сочетаемостью цветов. Согласно задумке, цветовой круг должен работать так, чтобы вам было легче грамотно смешивать цвета.


Типы цвета

По типу цвет делится на первичные, вторичные и третичные; а также на холодные, теплые и нейтральные.

Первичные цвета (Primary)

Они представляют собой три пигментных цвета, которые не могут быть созданы при помощи смешения других цветов. Они — основа всей цветовой системы. Первичные цвета варьируются в зависимости от типа цветовой системы. В основе субтрактивной цветовой модели CMYK лежат голубой, фиолетовый и желтый цвета, аддитивную цветовую модель RGB образуют красный, зеленый и синий. А в историческую цветовую модель художников RYB входят красный, желтый и синий.

Вторичные цвета (Secondary)

Эти цвета появляются при помощи смешения двух первичных. Так как у каждой системы свои основные цвета, вторичные цвета также варьируются. Ниже приведено схематичное пояснение, какие вторичные цвета могут быть образованы в каждой из моделей.

зеленый + красный = желтый

красный + синий = фиолетовый

синий + зеленый = голубой

желтый + фиолетовый = красный

фиолетовый + голубой = синий

голубой + желтый = зеленый

желтый + красный = оранжевый

красный + синий = фиолетовый

синий + желтый = зеленый

Третичные цвета (Tertiary)

В результате смешения первичных и вторичных получаются третичные цвета, которые обычно имеют составные названия, например, красно-сиреневый или желто-оранжевый.

Холодные, теплые и нейтральные цвета

Все описанные выше цвета можно также разделить на три вида: холодные, теплые и нейтральные.

Холодные цвета находятся на сине-зеленой части цветового круга. Их называют холодными, так как они создают ощущение прохлады. Теплые цвета являются их противоположностью из-за ассоциаций с теплом. Желтый, оранжевый и красный — это тоны, относящиеся к виду теплых цветов. И последнее, но не менее важное: нейтральные цвета не являются частью цветового круга. Среди них — серый, коричневый и бежевый.


Приложение по прогнозу погоды (Tubik)

Цветовые модели

Существует несколько цветовых моделей: RGB, RYB, CMY, CMYK.

RGB

Первичными цветами модели RGB являются красный, синий и зеленый. Данная модель является основой для всех цветов, использующихся на экране. Сочетание первичных цветов этой модели в равных пропорциях в результате дает вторичные цвета — голубой, фиолетовый и желтый, однако необходимо помнить: чем больше вы добавляете света, тем ярче и светлее становится цвет. Результаты, полученные после смешения добавочных цветов, часто неожиданны для людей, привыкших к субтрактивной цветовой модели красок, красителей, чернил и других осязаемых объектов.

RYB и CMY

RYB (R — красный, Y — желтый, B — синий) — еще одна цветовая модель, которая часто используется в художественном образовании, особенно в живописи. Она послужила основой для современной научной теории цвета, в которой было установлено, что голубой, фиолетовый и желтый являются наиболее удачным трехцветным сочетанием для смешения. Таким образом появилась цветовая модель CMY.

CMYK

Модель CMY была видоизменена с появлением фотомеханической печати. Ее ключевым компонентом стали черные чернила, и модель была переименована в CMYK (C — голубой, M — фиолетовый, Y — желтый, K — черный). Без этого дополнительного пигмента ближайший к черному оттенок был бы грязно-коричневого цвета. В настоящий момент данная цветовая модель чаще всего используется в печати.


Цветовые палитры

В дизайне цветовой баланс имеет огромное значение, так как впечатление о сайте или приложении у пользователей складывается с первого взгляда, и цвета оказывают на это сильное влияние. Дизайнеры определили основные и наиболее эффективные цветовые палитры, или цветовые гармонии.

Монохромная

Она основана на одном цвете и его различных тонах и оттенках. Монохромная палитра всегда представляет собой беспроигрышный вариант, так как тут придется постараться, чтобы ошибиться и сделать все безвкусно.


Аналоговая

Для создания аналоговой палитры используются цвета, расположенные рядом друг с другом на цветовом круге. Этот вид цветовой палитры используется там, где не нужен контраст, в том числе на фоне веб-страниц или баннеров.


Комплементарная

Комплементарная палитра представляет собой смешение цветов, которые находятся друг напротив друга на цветовом круге. Эта схема противоположна аналогичной и монохромной, так как ее целью является создание контраста. Например, в любом интерфейсе сложно будет не увидеть оранжевую кнопку на синем фоне.


Раздельно-комплементарная

Данная палитра работает по аналогии с предыдущей, но использует больше цветов. Например, при выборе синего цвета необходимо еще добавить два смежных оттенка его противоположного цвета, то есть, желтый и оранжевый. Здесь контраст будет не таким резким по сравнению с комплементарной схемой, но зато можно использовать больше цветов.


Триадическая

Когда дизайну требуется больше красок, можно прибегнуть к триадической схеме. Она основана на трех отдельных равноудаленных друг от друга цветах. Для сохранения баланса в схеме рекомендуется использовать один цвет в качестве доминирующего, а два других как акцентные.


Четвертичная/Сдвоенно-комплементарная

Четвертичная цветовая схема предназначена для использования опытными дизайнерами, так как в ней сложнее всего достичь баланса. Она задействует четыре цвета из круга, которые составляют комплементарные пары. Если соединить точки на выбранных цветах, они образуют прямоугольник. В этой схеме достаточно сложно достигнуть гармонии, но если все делать правильно, результаты будут поразительными.

Я бы хотел закончить прозаичной цитатой Ру Пола: «Весь смысл в том, чтобы проживать жизнь и быть — использовать все цвета из коробки карандашей». Научитесь эффективно пользоваться цветами как в жизни, так и в работе, и результаты вам придутся по душе.

Видимые и невидимые лучи солнечного света. Явление радуги. Понятие цвета и спектра. Определение освещенности. Отражение, поглащение, пропускание и рассеивание световых лучей, зависимость от характера поверхности.

Понятие ахроматических цветов. Зависимость белых, серых и черных оттенков от коэффициента отражения лучей. Матовые и глянцевые поверхности. Характеристика ахроматических оттенков. Коэффициент яркости. Понятие «серой шкалы», варианты ее выполнения. Назначение «серой шкалы» и ее использование в живописи.

Виды цветов. Понятие хроматических цветов. Зависимость цветовых оттенков от коэффициента отражения лучей. Физические основы цветового зрения. Характеристики хроматических оттенков. Коэффициенты яркости и насыщенность.

Основные понятия цветоведения – яркость и светлота, насыщенность и светлота, их определение. Закономерности цветового восприятия. Определение цветового ряда, виды цветовых рядов.

Яркостный и хроматический контраст. Эффекты одновременного и краевого контрастов. Взаимодополнительные и недополнительные цвета. Пары контрастных и взаимодополнительных цветов как основа цветового круга.

Синтез цветов. Вычитательное смешение цветов. Формирование различных видов цветового круга. Сплошной и ступенчатый цветовые круги. Физический цветовой круг И. Ньютона и его продолжателя Грассмана. Цветовой круг И.В. Гете и его модификация В. Бецольдом. Значение цветового круга для определения гармоничных цветовых сочетаний.

Оригинальные цветовые системы. Теория цвета В.Кандинского. Цветовой шар Ф.О. Рунге. Двойной конус В. Оствальда. Система цветов П.Мондриана. Базовый колористический квадрат по В. Б. Устину.

Эстетическое восприятие цвета. Различие цветов по основным композиционным свойствам. Прием ассоциаций при выборе цветовых сочетаний. Теплые и холодные оттенки. Варианты деления цветового круга. Выступающие и отступающие цвета. Типы колорита.

Ахроматические и хроматические малоконтрастные сочетания. Интервалы в цветовом круге и ахроматическом ряду. Малый интервал. Гармония цветовых отношений. Нюансное цветовое сочетание.



Ахроматические и хроматические резкоконтрастные сочетания. Интервалы в цветовом круге и ахроматическом ряду. Большой интервал. Гармония цветовых отношений. Контрастное цветовое сочетание. Триада цветовых оттенков.

Равноступенный ахроматичекий ряд. Подбор коэффициента яркости. Гармоничное сочетание ахроматических оттенков. Ахроматическая цветовая композиция.

Многотоновые цветовые композиции. Гармоничное сочетание ахроматических и хроматических (теплых и холодных) оттенков. Однотоновые сочетания. Подбор коэффициента яркости и постоянного контраста по однотоновому треугольнику. Монохромия.

Гармоничное сочетание двух хроматических оттенков. Контрастные и нюансные цветовые решения. Подбор коэффициента яркости и насыщенности. Полярная цветовая композиция.

Многотоновые цветовые композиции. Гармоничное сочетание трех хроматических оттенков. Использование триад цветового круга. Контрастные и нюансные цветовые решения, с использованием доминирующего цвета и корректировки площадей тональных поверхностей. Трехцветная композиция.

Гармоничное сочетание четырех хроматических оттенков. Контрастные и нюансные цветовые решения, с использованием доминирующего цвета. Средняя яркость цветовой композиции. Многоцветие. Использование контура изображения. Декоративная цветовая композиция.

Формирование гармоничных цветовых сочетаний в художественной практике искусства и дизайна. Свойства доминирующего цвета и площадь цветовых компонентов. Принципы выбора доминирующего цвета.

Понятия фактуры и текстуры. Применение декоративных поверхностей в станковом искусстве, интерьере и дизайн - проектировании. Специфика ручной проектной графики. Свойства красок и графических материалов. Приемы получения декоративных фактур и текстур (примеры). Особенности восприятия фактуры и текстуры.

Рисунок. Живопись.

Понятие рисунок. Станковый, академический и учебный рисунок. Разновидности рисунка по назначению и методам, технике и характеру рисования, жанрам и темам. Формирование навыков изображения объектов предметного мира, пространства и человеческой фигуры с помощью изучения основ построения, конструкции и пространства. Развитие у дизайнера конструктивного мышления, способности к анализу и синтезу пространственных форм.

Различные графические материалы, которые используются для выполнения рисунка: карандаш, уголь, соус, пастель, сангина, фломастер. Описание их, форма изготовления. Область применения. Сочетание с разными типами бумаги. Особенности техники рисования различными материалами: цветовая тональность, характер штриха, текстура, тональная градация. Возможность комбинирования материалов.

Учебное рисование с натуры, отличие от рисунков по памяти и воображению. Прорисовка формы и выявление её характера. Выявление пространственного положения формы, светотеневая проработка. Поиск пропорциональных отношений. Применение набросков, зарисовок и эскизов, специфика их выполнения.

Элементы формообразования. Простые и сложные формы. Конструкция – основа формы. Обобщение и геометризация. Каркас рисунка симметричных тел - линии «осевая» и образующие, круги вращения. Контур (абрис) предмета.

Реалистический метод изображения предметов. Передача объема на плоскости. Определение линейной перспективы. Фронтальная и угловая перспективы. Основные понятия перспективы. Выбор линии горизонта и точки зрения. Эффект воздушной перспективы. Достижение плановости в композиции.

Светотень как средство изображения предметов, их объема и положения в пространстве. Выявление объема предметов с помощью освещения, прокладка светотени. Зависимость освещенности предмета от падения луча света. Определение света, блика, полутени, рефлекса. Собственная и падающая тени.

Общее композиционное размещение элементов натюрморта на плоскости бумаги. Выбор композиционного центра. Определение пропорциональных отношений, перспективного положения, тональных отношений предметов. Согласованность и уравновешенность деталей, обобщение рисунка.

Выбор вида перспективы, местоположения зрителя. Возможные перспективные искажения и корректировка интерьера. Передача естественного и искусственного освещения. Использование воздушной перспективы в изображении экстерьера. Формирование первого, второго и третьего планов пейзажа.

Понятие пленера. Материалы и инструменты для работы на пленере. его значение в художественной подготовке художника и дизайнера. Особенности передачи освещения и колорита пейзажа.

Материалы для живописных работ: акварель, гуашь, масло, темпера, акрил. Описание, форма изготовления, способы разведения. Сочетание с разными типами бумаги и холста. Область применения. Инструментарий. Особенность нанесения изображения различными материалами и инструментами: характер пятна, фактура и текстура, потечность. Прозрачные и глухие краски. Цветовая палитра.