Кто ввел в научный оборот термин «социология»

2. Тип господства, основанный на целерациональном действии:
легитимный

харизматический
традиционный
авторитарный

3. В большей мере на принятие решения о самоубийстве по Э. Дюркгейму влияют …
особенности воспитания
социальные причины, например, степень интеграции человека в группу
особенности психики конкретного человека
расовая и национальная принадлежность

4. Целерациональный тип действия- это …
действие, основанное на точном расчете, когда субъект действия точно знает какова цель действия и каковы пути достижения этой цели

тип действия, основанный на привычке к определенному типу действия
действие основанное на эмоциях
тип действия, основанный на вере в ценность самого действия (действие, основанное на долге или чести)

5. Два типа социальных фактов по Э. Дюркгейму
первичные и вторичные
идеальные и реальные
материальные и духовные
совершенные и несовершенные

6. Традиционный тип господства по М.Веберу основан на …
личных и родственных связях, личной преданности

законе
страхе
принуждении

7. Социальное действие, по М.Веберу, обладает следующими существенными признаками:
смыслом
направленностью «на другого»
смыслом и направленностью «на другого»
эмоциональностью

Эта религия, по М.Веберу, склоняет человека к рациональности в наибольшей степени:православие католицизм конфуцианство протестантизм

9. Метод социологии, разработанный Э.Дюркгеймом, назывался …
социальная статика
каузальная статистика
социальная динамика
структурно-функциональный анализ

10 . Идеальный тип М.Вебера – это …
шаблон, идеальная конструкция с которым сравниваются реальные социальные явления

предмет социологии М.Вебера
предмет социологии Э.Дюркгейма
состояние общества

Социальный контроль по Г.Спенсеру держится на …принуждении доброй воле инвалидов убеждении страхе

2. О.Конт поставил в основание своей «иерархии наук» …
астрономию
социологию
математику
физику

3. Общество, по мнению Спенсера – это …
продукт эволюции малых человеческих сообществ в большие

группа индивидов, состоящих в родственной связи между собой
случайное скопление взаимодействующих между собой людей
достаточно длительное объединение самостоятельных индивидов, не вступающих в регулярные взаимодействия

Термин «социология» появился в … конце ХVIII века античности начале ХХ века первой половине ХIХ века

Суть позитивизма как социологического метода заключается в …признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды отрицании основных принципов негативизма признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла

6. Признанный основоположник социологического позитивизма
Ф. Энгельс
Г. Спенсер
О. Конт
Э. Дюркгейм

Эволюция, по Г.Спенсеру – это …интеграция материи с переходом из неопределенного состояния в определенное процесс плавного, постепенного накопления количественных изменений в состоянии материи процесс быстрого, скачкообразного перехода материи из одного состояния в другое синоним прогресса

8. Огюст Конт утверждает, что элементарной структурной единицей общества является …
малая группа
личность
род
семья

9. Если изменения в обществе постепенно и естественно вырастают из существующих в нём исторических условий, то имеет место…
эволюция

реформа
революция

10. Главное предназначение социальных институтов
обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость
удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность
гарантировать человеку права и свободы
обеспечивать всех членов общества

Вершиной пирамиды «иерархии наук» О.Конта является …биология математика астрономия социология

12. … первым ввел в научный оборот термин «социология».
О.Конт

Г. Зиммель
Э. Дюркгейм
Г. Спенсер

13. теоретическое направление социологии, основоположником которого является Герберт Спенсер
органическая аналогия

социологизм
концепция идеальных типов
исторический материализм

14. Общественный прогресс, по О.Конту, является предметом изучения …
социальной физики
социальной динамики
социальной статики
социометрии

15. Социолог, которому принадлежит наиболее развернутое определение эволюции
П. Сорокин
Г. Спенсер
К. Маркс
О. Конт

Под позитивизмом как социологическим методом понимается …сравнение социальных явлений с эталоном разработка качественных методов исследования социальных явлений и процессов толкование социальных явлений изучение социальных явлений с использованием методов, разработанных в рамках точных и естественных наук

2. Какое определение социологии более точное?
1. Социология – наука об обществе
2. Социология изучает поведение людей
3. Социология – наука о возникновении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностью и личностью
4.Социология изучает механизмы взаимодействия между организациями и социальными институтами
5. Вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных

3. Понятие «социальное действие» ввел в научный оборот…
1.О.Конт
2. Г. Спенсер
3. М.Вебер
4. Э. Дюркгейм
5. Т. Парсонс

4. Кто рассматривал общество как биологический организм?
1. Г. Спенсер

2. М. Вебер
3. В. Паретто
4. К. Маркс
5. Т. Парсонс

5. Как называется исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей?
1. Социальная группа
2. Гражданское общество
3. Социальный институт
4. Социальная общность.
5. Трудовой коллектив

6. Какое определение общества наиболее полно и корректно?
1. Общество – это то же, что и государство
2. Общество всегда совпадает с территорией определенной страны,
поэтому основной признак – это географические границы
3. Понятие «общество» совпадает с понятием «культура»
4. Общество – люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру
5. Общество – самая крупная группа людей

Для какого типа общества характерна социальная солидарность, сплоченность?1. Массовое общество 2. Индустриальное общество 3. Постиндустриальное общество 4. Постмодерное общество 5. Традиционное общество

8. Что, по мнению Т.Парсонса, сохраняет общество как стабильную систему?
1. Дифференциация и интеграция
2. Органическая солидарность, которая в процессе развития общества, пришла на смену механической солидарности
3. Определенные механизмы и структуры, которые выполняют функции адаптации, целеполагания, интеграции и поддержания образца
4. Социальные конфликты, которые сплачивают противоборствующие стороны
5. Всевозрастающая рационализация общества

Какому типу общества характерны такие черты, как разделение труда, усиление социального разнообразия, расширение возможностей личного выбора?1. Аграрное общество 2. Традиционное общество 3.Общество охотников и собирателей 4. Индустриальное общество 5. Индустриальное и постиндустриальное общество

10. Как называется процесс возрастающего влияния различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах?
1. Модернизация
2. Индустриализация
3. Информатизация
4. Глобализация
5. Интеграция

11. Методологический раздел программы эмпирического социологического исследования включает в себя:
1. Описание методы обработки и анализа данных
2. Описание цели, задач, объекта, предмета исследования, интерпретацию понятий
3. Обоснование выборки, обоснование методов сборки данных
4. Организационный план исследования
5.Распределение обязанностей между исполнителями и учет финансовых ресурсов

12. Что такое объект социологического исследования?
1. Это содержательная, методическая, организационная конкретизация цели
2. Это то, что существует вне зависимости от исследователя и на что может быть направлен процесс исследования
3. Это значимые свойства, стороны, особенности явления, которые подлежат непосредственному изучению
4. Это значимая сторона социального явления, подлежащая системному анализу
5. Определенные общественные отношения.

13. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является:
1. Опрос

2.Наблюдение
3. Эксперимент
4. Социометрический тест
5. Анализ документов

14. В социологическом исследовании перевод понятий в систему эмпирически проверяемых показателей, индексов и шкал это:
1. Теоретическая интерпретация понятий
2. Эмпирическая интерпретация понятий
3. Операционализация понятий
4. Анализ и интерпретация эмпирических данных
5. Системный анализ объекта исследования

15. Под репрезентативностью в социологическом эмпирическом исследовании понимают:
1. Предположение о свойствах изучаемых объектах
2. Часть объектов генеральной совокупности, отобранных с помощью специальных приемов для получения информации
3. Совокупность всех возможных социальных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы социологического явления
4. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности
5. Социальное противоречие, требующее разрешения

16. Какой принцип определения малой социальной группы является наиболее существенным?
1. Количество участников
2. Степень формализации статусов и ролей
3. Длительность существования
4. Тесные межличностные контакты, близость участников и взаимодействия
5. Наличие системы контроля

17. Что такое конформизм?
1. Тенденция к согласованности между членами группы, что приводит к узкому взгляду на тот или иной вопрос
2. Поведение, контролируемое посредством группового давления
3. Поведение, в котором проявляются способности группового лидера
4. Действия, направленные на поддержку социальных изменений
5. Вид группового мышления

18. Примером квазигруппы будет…
1.Толпа
2. Студенческая группа
3. Семья
4. Дружеская тусовка
5. Трудовой коллектив

19. Отождествления себя с другим субъектом, группой, социальным образом в процессе социализации называется…
1. Социализация
2. Идентификация
3. Институционализация
4. Приспособление
5. Ассимиляция

20. Кого нельзя назвать агентами первичной социализации?
1. Семья
2. Школа
3. Воспитатели
4. Трудовой коллектив
5. Сверстники

21. Вторичная социализация включает в себя…
1. Профессиональную социализацию
2. Воспитание в школе
3. Воспитание в семье
4. Нормы и правила поведения, которые ребенок узнает в кругу сверстников. 5. Нормы и правила поведения, которые человек получает от родителей, воспитателей, учителей

22. Социальный статус – это…
1. Совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий определенное место в социальной системе
2. Определенная позиция в социальном пространстве
3. Устойчивая связь элементов в социальной системе
4.Нормативно регулируемое участие индивида в конкретном процессе социального взаимодействия
5. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними

23. Какие из перечисленных статусов и ролей личности нельзя назвать предписанными?
1.Мужчина
2. Афроамериканец
3. Мужские и женские роли, характерные для данной культуры
4. Муж
5. Пожилой человек

24. Выберите наиболее полный набор важнейших дифференцирующих признаков слоя.
1. Национальность, вероисповедание, происхождение, доход
2. Образование, профессия, доход, престиж
3. Профессия, национальность, доход
4. Профессия, доход, половозрастные характеристики
5. Доход, образование, происхождение, характер потребления благ

25. Какое из перечисленных понятий не имеет прямого отношения к социальной структуре общества
1. Стратификация
2. Социализация
3. Социальная мобильность
4. Маргинальность
5. Социальный класс

Выберете наиболее точную формулировку такого явления, как социальная мобильность:1. Это получение человеком новой профессии 2. Это борьба социальных групп за улучшение своего собственного положения 3. Это переход общества как социальной системы на более высокую ступень развития 4. Это изменение условий жизни индивидов 5. Это продвижение по иерархической социальной вертикали или горизонтали социальных групп или индивидов

27. Как называется система упорядоченных взаимодействий, где появляется набор устойчивых социальных ожиданий.
1. Социальные действия
2. Социальная общность
3. Социальные отношения
4. Социальные институты
5. Социальная организация

28. Что такое девиантное поведение?
1. Поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм и ценностей

2. Система взаимообусловленных социальных действий
3. Поведение, ориентируемое на действия других людей
4. Поведение, которое характеризует лидера в группе
5. Поведение, направленное на социальные изменения

29. Социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур – это
1. Социальный институт
2. Социальная общность
3. Формальная группа
4. Организация
5. Институт социализации

30. Как называется процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности?
1. Социализация
2. Организация
3 Институционализация
4. Модернизация
5. Стратификация

1. Главное предназначение социальных институтов
гарантия человеку соблюдение его прав
создание стабильности в обществе, удовлетворении общественных потребностей
обеспечение социальные реформы
обеспечение материальной поддержки всем членам общества

Малая социальная группа – это группа людей, …состоящая из 2-7 человек которые имеют возможность непосредственного личного контакта которая занимается социально-значимой деятельностью и где все члены группы имеют возможность непосредственного личного контакта которая занимается социально-значимой деятельностью

3. Групповая динамика – это …
увеличение производительности труда группы
изменение групповой структуры в зависимости от характера деятельности группы
увеличение численности группы за определенный период времени
совокупность внутригрупповых процессов и явлений, которые характеризуют весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы (образование группы, формирование норм и ценностей, лидерство, коммуникации в группе и т.д.)

4. Субъективным, дополнительным критерием стратификации является …
престиж

власть
доход
образование

5. Социальная структура общества – это …
устойчивая связь элементов социальной системы
иерархическая связь элементов социальной системы
набор элементов социальной системы
социальный состав общества

На нашем сайте представлена лишь часть ответов из теста по дисциплине "Социология".

Если у Вас нет времени на подготовку к тестированию или Вы по какой-то другой причине не можете сдать тест самостоятельно, то обращайтесь за помощью к нам. Мы поможем решить тесты любых учебных заведений правильно и быстро.

Для ознакомления с условиями выполнения тестов и оформления заказа, перейдите в раздел " ".

1. Социальный контроль по Г.Спенсеру держится на …
принуждении
доброй воле инвалидов
убеждении
страхе

2. О.Конт поставил в основание своей «иерархии наук» …
астрономию
социологию
математику
физику

3. Общество, по мнению Спенсера – это …
продукт эволюции малых человеческих сообществ в большие
группа индивидов, состоящих в родственной связи между собой
случайное скопление взаимодействующих между собой людей
достаточно длительное объединение самостоятельных индивидов, не вступающих в регулярные взаимодействия

4. Термин «социология» появился в …
конце ХVIII века
античности
начале ХХ века
первой половине ХIХ века

5. Суть позитивизма как социологического метода заключается в …
признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества
утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды
отрицании основных принципов негативизма
признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла

6. Признанный основоположник социологического позитивизма
Ф. Энгельс
Г. Спенсер
О. Конт
Э. Дюркгейм

7. Эволюция, по Г.Спенсеру — это …
интеграция материи с переходом из неопределенного состояния в определенное
процесс плавного, постепенного накопления количественных изменений в состоянии материи
процесс быстрого, скачкообразного перехода материи из одного состояния в другое
синоним прогресса

8. Огюст Конт утверждает, что элементарной структурной единицей общества является …
малая группа
личность
род
семья

9. Если изменения в обществе постепенно и естественно вырастают из существующих в нём исторических условий, то имеет место…
эволюция
реформа
революция

10. Главное предназначение социальных институтов
обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость
удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность
гарантировать человеку права и свободы
обеспечивать всех членов общества

11. Вершиной пирамиды «иерархии наук» О.Конта является …
биология
математика
астрономия
социология

12. … первым ввел в научный оборот термин «социология».
О.Конт
Г. Зиммель
Э. Дюркгейм
Г. Спенсер

13. теоретическое направление социологии, основоположником которого является Герберт Спенсер
органическая аналогия
социологизм
концепция идеальных типов
исторический материализм

14. Общественный прогресс, по О.Конту, является предметом изучения …
социальной физики
социальной динамики
социальной статики
социометрии

15. Социолог, которому принадлежит наиболее развернутое определение эволюции
П. Сорокин
Г. Спенсер
К. Маркс
О. Конт

16. Под позитивизмом как социологическим методом понимается …
сравнение социальных явлений с эталоном
разработка качественных методов исследования социальных явлений и процессов
толкование социальных явлений
изучение социальных явлений с использованием методов, разработанных в рамках точных и естественных наук

Социальные сети стали не только средством общения, но и средством заработка. Набрав в поиске социальной сети «диплом на заказ», мы получим несколько десятков, а может и сотен предложений. Попытаемся разобраться у кого из них можно заказывать работы, а у кого — нет.

Ищите образец рецензии к диплому? Вы на верном пути! Наш бесплатный сервис “Рецензия на диплом онлайн” позволяет создать образец внешней рецензии за 5 минут. Для этого Вам достаточно заполнить необходимые поля и нажать клавишу “Сформировать”.

Диплом на заказ в правильной организации

Прочитав данную статью, Вы сможете: понять как выбрать исполнителя, который поможет Вам написать диплом; на что нужно обратить внимание при заключении договора. И, главное, у кого ни в коем случае не стоит заказывать написание диплома.

1. М. Вебер

2. К. Маркс

3. О. Конт

4. Э. Дюркгейм

7. Социология – это наука…

1. О принципах и механизмах взаимосвязи и взаимодействия общества и природы;

2. О социальных явлениях, изучаемых с точки зрения их неповторимых, индивидуальных характеристик;

3. О становлении, развитии и функционировании социальных общностей и механизмах их воздействия;

4. О поступках человека, обусловленных его инстинктами, желаниями, волей, темпераментом.

6.2. Организация самостоятельной работы студента

№ темы дисциплины Виды работ Контроль выполнения самостоятельной работы студента Оценка результата выполнения самостоятельной работы
Освоение теоретического материала
Тема 2 Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 рассмотрение отдельных теорий, изучение отдельных тем, отдельных вопросов темы Устный контроль, Сравнение отдельных теорий Выступление на семинаре Дискуссия
Закрепление знаний теоретического материала
Тема 1 Тема 2 Тема3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Составление схем. Ответы на вопросы Краткий письменный обзор Тестирование Контроль аналитического мышления Промежуточная аттестация
Применение полученных знаний и практических навыков для анализа ситуации и выработки правильного решения
Тема 3 Тема 4 Тема 5 Тема 6 Тема 7 Тема 8 Тема 9 Подготовка к групповой дискуссии, Подготовленная работа в рамках деловой игры, Разработка проектов и т.д. Участие в дискуссии Контроль аналитического мышления Решение конкретных задач Оценка в журнале преподавателя.
Применение полученных знаний и умений для формирования собственной позиции, теории, модели
Все темы подготовка и написание научных обзоров, статей, контрольной работы, курсового проекта (работы), выпускной, дипломной работы, научно-исследовательской работы студента др. Экзамен

6.3. Формы промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Перечень вопросов для подготовки к экзамену.

1. Роль социологии в будущей профессиональной деятельности (согласно направлению подготовки).

2. Общество как система.

3. Типология обществ.

4. Общество как социокультурная система.

5. Типы и функции культуры.

6. Субкультуры и контркультуры.

7. Массовая культура в современном обществе.

8. Социальные институты общества.

9. Процесс институционализации.

10. Функционирование социальных институтов.

11. Общественное мнение как институт гражданского общества.

12. Социальная организация: определение понятие, структура, формы, виды, функции.

13. Исторические типы стратификаций.

14. Социальное неравенство: классовый и стратификационный подходы.

15. Особенности стратификационных процессов в современном российском обществе.

16. Социальная мобильность.

17. Высшее образование и профессиональная квалификация как фактор социальной мобильности.

18. Малая социальная группа.

19. Средний класс в современной России.

20. Социальные группы бедных.

21. Социальные проблемы молодежи в трансформирующемся российском обществе.

22. Социальные движения.

23. Девиантное поведение в современном российском обществе.

24. Социализация личности.

25. Статусно-ролевая концепция личности.

26. Система социального контроля.

27. Социальное действие, взаимодействие и поведение.

28. Социальный конфликт как форма социального взаимодействия.

29. Модернизационные процессы в современной России.

30. Социальные изменения и развитие общества.

31. Место России в глобализирующемся мире.

32. Социальные реформы в современном обществе.

33. Проявление глобальных социальных изменений.

34. Социологическое исследование.

35. Методы социологического исследования.

36. Выборочный метод в социологическом исследовании.

37. Опрос как метод сбора социологической информации.

38. Использование метода контент-анализа в практической деятельности специалиста

6.4. Критерии оценок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Формирование оценки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины осуществляется с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента.

Цифровое выражение Словесное выражение Описание
Отлично Посещение не менее 85 % лекционных и практических занятий. Активное и инициативное участие в работе семинаров. Высокое качество выполнения учебных заданий, тестовых заданий. Студент знает весь изученный материал, умеет применять полученные знания на практике, на зачете не затрудняется дать ответ на видоизмененные вопросы преподавателя.
Хорошо Посещение не менее 70 % лекционных и практических занятий. Активное участие в работе семинаров. Хорошее качество выполнения учебных заданий, тестовых заданий. Студент освоил весь объем программного материала, на экзамене может выделить главные положения в изученном материале и ответить на дополнительные вопросы преподавателя.
Удовлетворительно Посещение не менее 60 % лекционных и практических занятий. Участие в работе семинаров. Выполнение учебных заданий, тестовых заданий в соответствии с программой. Студент усвоил основной материал, но на экзамене испытывает затруднение при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных и уточняющих вопросов преподавателя, предпочитает отвечать на вопросы воспроизводя­щего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизме­ненные вопросы.
Неудовлетворительно Посещение менее 50 % лекционных и практических занятий. Неучастие и неготовность на семинарских занятиях. Низкое качество выполнения учебных заданий и тестов. На экзамене студент демонстрирует полное отсутствие знаний по изучаемому предмету.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) основная литература:

1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И. и др. Социология: Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Изд. 3-е, испр. и доп. – М.: Гардарики, 2003.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований. М.,1988.

3. Давыдов С. А. Теория измерений. Методические указания по написанию контрольных работ для студентов специальности 020300 «Социология». - СПб: СПбГУСЭ, 2006.

4. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. Уч. пос. - 4-е изд. - М.: КДУ, 2006.

5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М: Инфра-М, 2004.

6. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15т. Т.З: Методикаи техника исследования. - М.: ИНФРА-М, 2004.

7. Елсукова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1997.

8. История социологии: Учеб. пособие / А.Н. Елсуков, Г.Н. Соколова и др.; Под общ. ред. А.Н.

9. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М., 1998.

10. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 3–е изд., доп. и перераб. –М.: ЮРАЙТ – Издат, 2005.

11. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. – 511 с.

12. Овсянников В.Г. Методология и методика в прикладном социологическом исследовании. Л., 1989.

13. Рабочая книга социолога / Отв. ред. Г.В. Осипов. 3-е изд. М., 2003.

14. Социальные исследования: построение и сравнение показателей. М. 1978.

15. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов / Отв. ред. акад. РАН Г.В. Осипов, действ, член РАЕН Л.Н. Москвичев. - М.: Изд. НОРМА, 2005.

16. Хеллевик О. Социологический метод / Пер. с норв. - М.: Изд-во «Весь мир», 2002.

17. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание. - М.: ИКЦ Академкнига, 2003.

б) дополнительная литература:

1. Уйти, чтобы остаться: Социолог в поле: Сб. ст. / Под ред. Виктора Воронкова и Елены Чикадзе. - СПб.: Алетейя, 2009. - 148 с. - (Серия «Качественные методы в социальных исследованиях»). ISBN 978-5-91419-255-3

2. Мягков А.Ю. Искренность респондентов в массовых опросах: Дис. ... д-ра социол. наук: 22.00.01 / А.Ю. Мягков. - Иваново, 2003. - 401 с.

3. Рогозин, Д. М. Когнитивный анализ опросного инструмента. М., 2002.

4. Федотова Л.Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. - М.: Научный мир, 2001. - 214с. Издание 2-е, исправленное и дополненное ISBN 5-89176-137-8

5. Рой О. М. Исследования социально-экономических и политических процессов: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 364 с: ил. - (Серия «Учебник для вузов»). ISBN 5-469-00062-1

6. Квале С.Исследовательское интервью. - М.: Смысл, 2003. --301 с. Перевод с английского М.Р. Мироновой по изданию:Kvale S. Interviews: An Introduction to Qualitative Research Interviewing.Thousand Oaks: Sage, 1996. Научное редактирование и предисловие Д.А. Леонтьева

7. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии (введение). Учебник для ВУЗов. «-е издание, исправленное. - NOTA BENE. – М. – 1999

8. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов / Ин-т социологии РАН. - М.: Добросвет, 1998. - 289 с.: ил. - Библиогр.: с. 231-240.

9. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем./Общ. ред. и предисл. Мансурова Н.С. - М.: Прогресс-Академия, Весь Мир, 1996. - 352

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. http://ecsocman.edu.ru

2. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/INDEX_SOCIO.php

3. http://socioline.ru/

4. http://sotsiologia.ru/

5. http://www.i-u.ru/biblio/archive/jadov_sociologija/default.aspx

6. http://socio.rin.ru/

7. http://soc.lib.ru/su/

8. http://www.isras.ru/socis.html

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Специальное оборудование для аудиовизуальной демонстрации материалов лекционных курсов, тиражирования дидактического материала к занятиям.

Изучение дисциплины производится в тематической последовательности. Каждому практическому занятию и самостоятельному изучению материала предшествует лекция по данной теме.

Для успешного усвоения материала необходимо предоставить каждому студенту в электронном виде материал, необходимый и достаточный для оформления презентации, отражающей основные положения теоретических основ и практических методов дисциплины.

В качестве примера оценочных средств для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации предлагается использовать тестовые задания.

Презентационные, тестовые материалы, вопросы по выполнению самостоятельных работ (по темам).

Методические указания по организации самостоятельной работы.

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ СОГЛАСОВАНИЕ

10.1. Тестовые материалы по темам предшествующих дисциплин

    Данная программа рассчитана на 2 часа обществознания в 10 классе в неделю, то есть на 68 час в учебный год. При составлении 1. Способами регулирования общественных отношений в первобытном обществе являются: Запрет, дозволение и позитивное обязывание (в, г,д) 2. Особенностью социальных норм первобытного общества Общество и государство Государство есть продукт общества на известной ступени его развития. Оно возникает в процессе общественного разделения труда, когда, 4) Голландии. 119. К социальным системам в Японии не относится: 1) система репутаций, 2) система пожизненного найма, 3) система социального обеспечения. 4) система оплаты труда Часть

Тест 1 социология

2. Какое определение социологии более точное? Социология – наука о возникновении, развитии и функционировании социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между этими общностями, между общностью и личностью

3. Понятие «социальное действие» ввел в научный оборот…М. Вебер

4. Кто рассматривал общество как биологический организм? Г. Спенсер

5. Как называется исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей? Социальный институт

6. Какое определение общества наиболее полно и корректно? Общество – люди, взаимодействующие на очерченной территории и имеющие общую культуру

7. Для какого типа общества характерна социальная солидарность, сплоченность? Традиционное общество

8. Что, по мнению Т. Парсонса, сохраняет общество как стабильную систему? Определенные механизмы и структуры, которые выполняют функцииадаптации, целеполагания, интеграции и поддержания образца

9. Какому типу общества характерны такие черты, как разделение руда, усиление социального разнообразия, расширение возможностей личного выбора? Индустриальное и постиндустриальное общество

10. Как называется процесс возрастающего влияния различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах? Глобализация

11. Методологический раздел программы эмпирического социологического исследования включает в себя:Описание цели, задач, объекта, предмета исследования, интерпретацию понятий

12. Что такое объект социологического исследования? Это то, что существует вне зависимости от исследователя и на что может быть направлен процесс исследования.

13. Наиболее распространенным методом сбора социологической информации является: Опрос

14. В социологическом исследовании перевод понятий в систему эмпирически проверяемых показателей, индексов и шкал это: Операционализация понятий

15. Под репрезентативностью в социологическом эмпирическом исследовании понимают:Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значительные элементы генеральной совокупности

16. Какой принцип определения малой социальной группы является наиболее существенным? Тесные межличностные контакты, близость участников и взаимодействия

17. Что такое конформизм? Поведение, контролируемое посредством группового давления

18. Примером квазигруппы будет…Толпа

19. Отождествления себя с другим субъектом, группой, социальным образом в процессе социализации называется…Идентификация

20. Кого нельзя назвать агентами первичной социализации? Трудовой коллектив

21. Вторичная социализация включает в себя…Профессиональную социализацию

22. Социальный статус – это…Определенная позиция в социальном пространстве

23. Какие из перечисленных статусов и ролей личности нельзя назвать предписанными? Муж

24. Выберите наиболее полный набор важнейших дифференцирующих признаков слоя. Образование, профессия, доход, престиж, происхождение, характер потребления благ

25. Какое из перечисленных понятий не имеет прямого отношеня к социальной структуре общества Социализация

26. Выберете наиболее точную формулировку такого явления, как социальная мобильность: Это продвижение по иерархической социальной вертикали илигоризонтали социальных групп или индивидов

27. Как называется система упорядоченных взаимодействий, где появляется набор устойчивых социальных ожиданий. Социальные отношения

28. Что такое девиантное поведение? Поведение, отклоняющееся от принятых в обществе норм и ценностей.

29. Социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных специфических целей и на формирование высокоформализованных структур – этоОрганизация

30. Как называется процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности? Институционализация

1. Социальный контроль по Г. Спенсеру держится на страхе

2. О. Конт поставил в основание своей «иерархии наук» …математику

3. Общество, по мнению Спенсера – это …продукт эволюции малых человеческих сообществ в большие

4. Термин «социология» появился в …первой половине ХIХ века

5. Суть позитивизма как социологического метода заключается в …признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественнонаучного цикла

6. Признанный основоположник социологического позитивизма О. Конт

7. Эволюция, по Г. Спенсеру – это …синоним прогресса

8. Огюст Конт утверждает, что элементарной структурной единицей общества является …малая группа

9. Если изменения в обществе постепенно и естественно вырастают из существующих в нём исторических условий, то имеет место эволюция

10. Главное предназначение социальных институтовудовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность

11. Вершиной пирамиды «иерархии наук» О. Конта является социология

12. О. Конт первым ввел в научный оборот термин «социология».

13. теоретическое направление социологии, основоположником которого является Герберт Спенсерорганическая аналогия

14. Общественный прогресс, по О. Конту, является предметом изучения …социальной динамики

15. Социолог, которому принадлежит наиболее развернутое определение эволюции Г. Спенсер

16. Под позитивизмом как социологическим методом понимается …изучение социальных явлений с использованием методов, разработанных в рамках точных и естественных наук

2. Тип господства, основанный на целерациональном действии:легитимный

3. В большей мере на принятие решения о самоубийстве по Э. Дюркгейму влияют …социальные причины, например, степень интеграции человека в группу

4. Целерациональный тип действия - это …действие, основанное на точном расчете, когда субъект действия точно знает какова цель действия и каковы пути достижения этой цели

5. Два типа социальных фактов по Э. Дюркгеймуматериальные и духовные

6. Традиционный тип господства по М. Веберу основан на …личных и родственных связях, личной преданности

7. Социальное действие, по М. Веберу, обладает следующими смыслом и направленностью «на другого»8. Эта религия, по М. Веберу, склоняет человека к рациональности в наибольшей степени:протестантизм

9. Метод социологии, разработанный Э. Дюркгеймом, назывался …каузальная статистика

10 . Идеальный тип М. Вебера – это …шаблон, идеальная конструкция с которым сравниваются реальные социальные явления

1. Главное предназначение социальных институтовсоздание стабильности в обществе, удовлетворении общественных потребностей

2. Малая социальная группа – это группа людей, …которая занимается социально-значимой деятельностью и где все члены группы имеют возможность непосредственного личного контакта которая занимается социально-значимой деятельностью

3. Групповая динамика – это …совокупность внутригрупповых процессов и явлений, которые характеризуют весь цикл жизнедеятельности группы и его этапы (образование группы, формирование норм и ценностей, лидерство, коммуникации в группе и т. д.)

4. Субъективным, дополнительным критерием стратификации является …престиж

5. Социальная структура общества – это иерархическая связь элементов социальной системы6. Тип поведения, не являющийся аномичным согласно теории аномии конформизм

7. Социализация – это …усвоение норм и правил, принятых в обществе, включение человека в социальную структуру8. Первичная социализация – это социализация, которая происходит …в детстве и ранней юности, основным агентом социализации являются семья и школа9. Школа является агентом вторичной социализации.

10. Социализация человека начинается с рождения

11. Референтная группа – это группа, нормы и ценности которой человек разделяет и принимает, группа значима для человека и может оказывать влияние на его поступки

1. Функция, которую выполняет экономическая структура согласно теории структурно-функционального анализа адаптации

2. Характеристика социальной мобильности, которая показывает, какое количество индивидов изменило свое социальное положение по вертикали интенсивность

3. Предписанный социальный статус – это статус, который человек получает при рождении (пол, возраст, национальная принадлежность)

4. Система личности, по Т. Парсонсу – это …социализированный индивид, который должен вписаться в социальную систему, принять ее нормы и ценности

5. Функция, которую, согласно Р. Мертону, выполняет политика целее достижения

6. Функциональные социальные явления согласно Р. Мертонутолько такие социальные явления, которые полезны для общества, способствуют сохранению его целостности

7. Согласно теории структурно-функционального анализа функции общества как системы определяются …потребностями общества

8. Понятие «латентная функция» обозначает:неявные, скрытые последствия социального явления или поступка

9. Основная функция реляционных социальных институтовопределения ролевой структуры общества

10. П. Сорокин считал, что в экономической стратификации действует …тенденция к выравниванию доходов и тенденция к стратификации

11. Система, не входящая в социальную систему Т. Парсонсафизическая

1. Предписанный социальный статус – это статус, …который человек получает при рождении (пол, возраст, национальная принадлежность)2. Система, которая не входит в социальную систему Т. Парсонсафизическая

3. Синонимом понятия «социальный статус» не является:Социальная роль

4. Основная функция реляционных социальных институтовопределения ролевой структуры общества

5. «Отцы-основатели» теории структурно-функционального анализаТ. Парсонс и Р. Мертон

6. Характеристика социальной мобильности, которая показывает, какое количество индивидов изменило свое социальное положение по вертикали интенсивность

7. Система личности, по Т. Парсонсу – этосоциализированный индивид, который должен вписаться в социальную систему, принять ее нормы и ценности

8. П. Сорокин считал, что в экономической стратификации действует …тенденция к выравниванию доходов и тенденция к стратификации9. Основное противоречие капиталистического общества по К. Марксу – это противоречие между …производительными силами и производственными отношениями

10. Постулат функционального единства общества гласит:все функции общества согласованы и взаимосвязаны

11. Функция политики, согласно Р. Мертону целее достижениявоспроизводстваинтеграции

13. Понятие «латентная функция» обозначает …неявные, скрытые последствия социального явления или поступка

14. Согласно теории структурно-функционального анализа экономическая структура выполняет функцию адаптации

15. Функциональные социальные явления согласно Р. Мертонутолько такие социальные явления, которые полезны для общества, способствуют сохранению его целостности

16. Функцию интеграции, по Р. Мертону, выполняет (ют) право, мораль, религия, культура

18. Согласно теории структурно-функционального анализа функции общества как системы определяются …потребностями общества

Ч. 1

Тест 1

1. Термин «социология» ввел в научный оборот


  1. Спенсер Г.

  2. Кон И.С.

  3. Конт О.

2. Предмет науки


  1. не может быть тождественен объекту.

  2. может быть тождествен объекту.

  3. общий у всех общественных наук.

3. Особая сторона или сфера социальной реальности, характеризующаяся социальными законами и закономерностями развития и функционирования этой реальности, вся совокупность социальных связей и отношений – это


  1. объект социологии

  2. цель социологии

A.предмет социологии

4. В социологии понятие «социальное» означает


  1. совокупность социально-психологических отношений, которые зависят от человека, от его восприятия и оценки этих отношений.

  2. совокупность общественных отношений данного общества, которые возникают в процессе совместной деятельности индивидов или групп индивидов в конкретных условиях места и времени.

  3. многообразие форм социальных живых организмов, их строение, функции, эволюции, индивидуальное развитие и взаимоотношения с окружающей средой.

5. Теорию об общественно-экономических формациях и их смене обосновал


  1. Огюст Конт.

  2. Макс Вебер.
  3. Карл Маркс

6. Основоположником теории социального действия считают


  1. Эмиля Дюркгейма

  2. Макса Вебера.

  3. Герберта Спенсера

7. Все многообразие реально существующих в обществе социальных явлений, процессов, отношений и взаимодействий, в которых участвуют реальные люди, а также само общество, его сферы, части, подсистемы является


  1. объектом социологии.

  2. предметом социологии.

  3. стратегией социологии.

8. Социальные законы и закономерности функционирования и развития социальных общностей, то есть то, что образует непосредственно предмет социологии и связано с категорией «социальное», «социальные отношения», «социальное взаимодействие», «социальная сфера» изучают:


  1. статистические теории.

  2. отраслевые социологические теории.

  3. специальные социологические теории.

9. Экономическая социология - это


  1. общесоциологическая теория.


10. Теории, изучающие формы проявлений и механизмы действия социальных законов и закономерностей в различных сферах жизни общества, объектом которых является не общество в целом, а отдельные его «части»: экономика, политика, право - называют:


  1. специальными.

  2. общими.

  3. отраслевыми.

11. Конт считал, что теория общественного порядка, организации, гармонии, изучающая условия существования и законы функционирования общественной системы, - это


  1. социальная динамика.

  2. социальная статика.

  3. позитивная политика.

12. Формационный подход изучения общества предполагает выделение исторических ступеней развития общества, которых насчитывается:


  1. пять.

  2. четыре.

  3. три.

13. Трехуровневая модель социологического знания была предложена


  1. Карлом Марксом.

  2. Эмилем Дюркгеймом.

  3. Робертом Мертоном.

14. В теории Конта законы развития и изменения социальных систем изучает


  1. социальная статика.

  2. социальная динамика.

  3. естественные науки.

15. В свою классификацию наук Огюст Конт включил:


  1. математику, астрономию, химию, биологию, психологию, социальную физику.

  2. математику, астрономию, физику, химию, психологию, социологию.

  3. математику, астрономию, физику, химию, биологию, социологию.

16. Основоположником теории, по которой общество, развиваясь, проходит теологическую, метафизическую, позитивную стадии, является:


  1. О.Конт

  2. Д.Белл

  3. К.Маркс

17. В зависимости от внутренней организации Г.Спенсер делил общества на


  1. военные и индустриальные.

  2. капиталистические и социалистические.

  3. монархические и демократические

18. Состояние общества, при котором наблюдается дезорганизация, негативное отношение индивидов к нормам и ценностям существующей системы, несоответствие, разрыв между социальными целями и социально одобренными средствами для их достижения, Дюркгейм назвал


  1. аномалией.

  2. аномией.

  3. анемией

19. Социология молодежи - это


  1. специальная социологическая теория.

  2. общесоциологическая теория.

  3. отраслевая социологическая теория.

20. В работе «Разделение общественного труда» Дюркгейм рассматривал типы солидарности:


  1. военную и индустриальную.

  2. механическую и органическую.

  3. идеологическую и экономическую.
ч. 1