Люблинская уния 1569 года причины. Люблинская уния (1569 г.)

16 веке карта Европы претерпела некоторые существенные изменения: вместо двух независимых государств – Великого княжества Литовского и Польского Королевства появилась новая федеративная держава Речь Посполитая.

Это произошло в 1569 году, когда два соседних государства заключили между собой союз, названный Люблинской унией.

Основные предпосылки к заключению Люблинской унии

Сближение Великого княжества Литовского и Польши началось задолго до подписания соглашения на сейме, который был созван в польском Люблине. Эти два государства на протяжении почти 300 лет были связаны королевской династией Ягеллонов – польские короли одновременно были и великими князьями литовскими, хотя Литва не входила в состав Королевства Польского. Эти страны имели похожий государственный строй, проводили общую международную политику, оказывали помощь друг другу – объединенные силы этих государств успешно противостояли рыцарям Тевтонского ордена во время Великой войны 1409-1411 годов.

К средине 16 века появились объективные предпосылки для объединения двух соседних государств Литвы и Польши в единую державу:

  • В результате неудачных действий Великого княжества Литовского во время Ливонской войны, страна оказалась в катастрофическом положении – появилась реальная угроза порабощения её земель Московским государством.
  • Многочисленная литовская шляхта не могла участвовать в управлении своей страной на уровне с магнатами, поэтому стремилась получить такие же вольности, которыми была наделена польская шляхта в своей стране, ведь именно она была основной политической силой в Польше. Представители магнатских родов Литвы изо всех сил противились ограничению своих владений и привилегий, но их сил оказалось недостаточно, чтобы они могли сорвать заключение подобного союза.
  • Король Польши и Великий литовский князь Сигизмунд II Август не имел наследников. Поэтому он был обеспокоен тем, что после его смерти польско-литовская династия Ягеллонов прервется, поскольку Великое Княжество Литовское может избрать себе другого монарха и отделиться от Королевства Польского.

Люблинский сейм

В 16 веке литовские шляхтичи стали бороться за расширение своего политического влияния в делах управления государством. На Витебском сейме 1562 года они впервые выдвинули требование о заключении военного союза с Польшей. На Виленском сейме 1563 года начались переговоры о подписании унии, но только на выгодных условиях для Великого княжества Литовского, то есть Литва не хотела быть поглощенной Польским Королевством и стремилась сохранить некоторую независимость: иметь свою административную и судебную систему, собственное законодательство и сейм для решения вопросов внутреннего значения. На сейме 1565 года был принят ряд реформ, которые приблизили государственное устройство Литвы к польской государственной системе.

10 января 1569 года в Люблине после долгого процесса переговоров началась работа объединенного польско-литовского сейма. Заседания делегаций Польши и Литвы проходили отдельно.

Литовские представители во главе с канцлером Николаем Радзивиллом требовали, чтобы выборы единого короля и великого князя происходили на общем сейме, который бы собрался на границе двух стран, сеймы должны проводиться поочередно в каждой стране, должности в Литве должны занимать только лишь уроженцы этой страны.

Польская сторона представила свои условия: коронование короля в Польше, общие сейм, сенат и денежная единица. Но, ни одна из сторон не хотела идти на уступки, поэтому единый проект соглашения выработать так и не смогли. Тогда Сигизмунд II Август приказал представителям обеих сторон собраться на совместное заседание сейма, и посоветовал делегатам от Литвы согласиться с требованиями польской стороны. Протестуя против такого предложения, литовская делегация отказалась участвовать в дальнейших заседаниях и покинула Люблин. Но своим отъездом они только усугубили положение. Сигизмунд II Август в марте 1569 года при поддержке польской шляхты принял решение присоединить к Польскому Королевству часть великокняжеских земель, а именно Волынь, Подляшье, Подолье и Киев.

Поляки претендовали еще на Брест, Кобрин и Пинск, и, чтобы избежать дальнейшего аннексирования своих земель, 5 апреля литовские представители вернулись в Люблин. В этот раз делегацию Великого Княжества Литовского возглавлял не Николай Радзивилл, а маршалок Ян Ходкевич. Переговоры по обсуждению условий унии вновь продолжились, но тактика их ведения полностью изменилась. Литовцы уже не выдвигали жестких требований, они только просили о возврате отобранных территорий и ждали милости от короля, литвина по национальности. Но их просьбы не были поддержаны, причем даже представителями аннексированных воеводств. К тому же Литве пришлось смириться с потерей еще двух воеводств – Брацлавского и Киевского, и в результате территория Великого княжества существенно уменьшилась.

Послы из Литвы вынуждены были принести присягу на верность Польскому Королю, и произошло это 24 мая 1569 года.

Условия Люблинской унии

После длительных переговоров текст соглашения был полностью согласован, и 28 июня 1569 года Люблинская уния, наконец, была подписана. Через два дня депутаты польского сейма и литовские послы ратифицировали этот документ, а 4 июля он был утвержден королем и великим князем Сигизмундом II Август.

Этот союз двух государств был подписан на следующих условиях:

  • В результате объединения Польского Королевства и Великого княжества Литовского создавалось одно государство – Речь Посполитая.
  • Во главе страны должен стоять единый государь, которому присваивался титул короля Польского и великого князя Литовского.
  • Границы между странами ликвидировались.
  • Сейм и Сенат должны быть едины, но собираться они должны только на польской территории.
  • Внешняя политика провозглашалась общей.
  • Шляхтичи получили возможность приобретать владения, как в Польше, так и в Литве.
  • Польша и Литва могли иметь собственные армии, но для защиты общего государства воинские силы нужно было объединять
  • Великое княжество Литовское смогло сохранить свое название, законодательство, судебную и административную системы, а также свой государственный язык.

Люблинская уния была компромиссным решением, на которое согласились обе стороны. И в результате было создано сильное многонациональное федеративное государство — Речь Посполитая, которое в течение 200 лет играло важную роль в мировой политике.

Последствия Люблинской унии

Мнение историков по поводу заключения Люблинской унии разделились: одни считают это событие величайшим достижением, а другие наоборот – ужасным поражением.

Самым главным положительным аспектом данной Унии было создание нового, более сильного и влиятельного государства, которое получило название Речь Посполитая. Благодаря этому союзу, Литве удалось избежать порабощения своей страны Московским царством. Также произошло приобщение восточных территорий к западноевропейской культуре и системе образования.

К негативным аспектам можно отнести активное насаждение польского языка и католической веры, что в результате привело к полонизации большой части литовских территорий. Многие литовцы пытались сохранить свой национальный язык, но через некоторое время он был официально заменен польским.

Уния способствовала усилению влияния шляхты и увеличению её численности. В результате административной реформы местная власть получила большие полномочия, что в результате привело к возрастанию коррупции.

Принятие Люблинской унии способствовало закрепощению крестьян. Шляхтичи получили возможность устанавливать новые налоги, поборы и повинности, а также распоряжаться не только имуществом, но и жизнью крестьян.

Несмотря на официальное равенство двух объединившихся государств, произошла дискриминация литовского населения. В Сейме и Сенате было соответственно 48 и 27 литовцев против 114 и 113 поляков.

Кто знает, как сложились бы судьбы Литвы и Польши, если бы их на 200 лет не объединила Люблинская уния. И может благодаря этому союзу, сегодня на карте Европы мирно сосуществуют два независимых сильных государства.

21 декабря 1568 г. Сигизмунд Август выдал литовским представителям указание касательно плана работы совместного польско‑литовского сейма. Заседания сейма начались в январе 1569 г.

В начале первого совместного заседания посланники польской шляхты потребовали, чтобы во всех дискуссиях участвовали обе стороны, и никто не проводил отдельных совещаний. Поляки на опыте прежних сеймов опасались, что литовские вельможи, собираясь отдельно, смогут подавить оппозицию со стороны своей шляхты. Литовцы отказались принять польское требование, и на первом своем самостоятельном собрании попытались сформулировать свой план унии. Как того и опасались посланники польской шляхты, окончательным вариантом литовской программы стала программа вельмож. В итоге каждая из двух сторон – поляки и литовцы – представляла на рассмотрение совместных заседаний свой собственный проект унии, и существенные расхождения обеих сторон в отношении характера унии приводили в тупик.

Поляки настаивали на полном включении Великого княжества Литовского в состав Польши. Даже само название Литва должно было быть исключено, и у монарха должен был быть единственный титул – «король Польши».

Литовцы, наоборот, предлагали тесную федерацию Польши и Литвы. Общего правителя должен выбирать совместный сейм, который следует проводить на границе между двумя странами, и в Кракове монарха будут короновать королем Польши, а в Вильно – великим князем литовским. Для решения вопросов внешней политики, войны, и других важных дел, касающихся интересов обеих стран, должен будет собираться по очереди то в Польше, то в Литве совместный польско‑литовский сейм. Местные дела каждого из государств должны будут обсуждаться отдельно на польских и литовских сеймах. Литва сохранит свои собственные законы и систему правосудия. Только коренные жители великого княжества смогут быть назначены на официальные должности в великокняжеском правительстве и администрации. Однако полякам и литовцам будет позволено покупать земельные угодья в другой стране‑участнице договора.

Литовский план вызвал у польских депутатов негодование. Поляки доказывали, что во времена первой унии между двумя государствами, принятой в 1385 г., Литва входила в состав Польши, и что последующие изменения статуса унии и уступки Литве отменили основного принципа этой унии. Польский подход к проблеме, таким образом, был скорее юридическим, нежели практическим. Польский делегат Иероним Оссолинский заявил, что «уния Великого княжества Литовского (с Польшей) была установлена и скреплена клятвой давным‑давно. Польские короли на этом основании правили Литвой и даровали ей различные свободы. Нам остается только внести такие коррективы (в детали договора об унии), которые представляются необходимыми, а затем провести в жизнь все положения прежней унии».

Двумя главными ораторами от литовской делегации были воевода Вильно Николай Радзивилл Рудый и судебный исполнитель Ян Иеронимович Ходкевич. Во время совещания между польскими сенаторами и литовскими членами совета вельмож Ходкевич сказал, что «наши народы (т.е. литовцы и русские) и мы (т.е. члены совета вельмож) – честные и достойные люди, а что касается наших свобод, то мы равны любому другому народу, включая и вас, господа поляки. Нам бы не хотелось заключать унию, прежде чем мы установим добрый порядок в нашем содружестве и покажем вам, что вы заключаете союз с друзьями, равными вам по достоинствам и внутреннему устройству. В первую очередь, мы должны решить этот вопрос с нашим собственным государем (т.е. Сигизмундом Августом, как великим князем литовским). Только после этого мы будем рады обсудить унию с вами. Король (т.е. Сигизмунд Август, как король Польши) ничего в вопросе об унии нерешает. Это исключительно наше дело, поскольку мы свободные люди и христиане. Никто не может вести наших дел, кроме нас самих как это делали наши предки».

Николай Радзивилл, отвечая Оссолинскому, прибавил и замечание исторического характера: "Ваша честь, вы сказали, что польские короли долгое время правили Литвой. Я не думаю, что уже отпет реквием по усопшему великому князю литовскому или что Литва получила свободы только тогда, когда король Польши начал править ею".

Защита литовской автономии Ходкевичем и Радзивиллом сильно разгневала поляков. Как отмечает автор «Дневника» сейма, «такие беседы приносили больше взаимного раздражения, чем результатов».

Положение литовцев действительно было серьезным, поскольку большинство поляков не желало идти на какие‑либо уступки, а сложная военная и дипломатическая ситуация диктовала необходимость немедленного соглашения с ними. 29 января Николай Радзивилл сказал с горечью: «Когда мы уезжали на сейм, враг (т.е. московиты) был у нас за спиной. Мы мечтали о том, что уния с вами будет скреплена взаимной любовью. Мы почти бежали сюда, чтобы заключить ее, в то время как наши праотцы в таких же случаях обычно ходили медленно».

В феврале, чтобы выйти из тупика, король приказал литовцам прекратить их сепаратные совещания и провести общее заседание с поляками. Вместо того, чтобы подчиниться приказу, литовские вельможи решили бойкотировать дальнейшие собрания. Один за другим они начали уезжать домой. Большинство делегатов от литовской шляхты последовало за ними. К 1 марта на сейме остались одни поляки.

Вскоре выяснилось, что литовцы недооценили возникшую ситуацию. Поляки были полны решимости и так просто дела оставлять не собирались. Кроме того, что было более существенно, готовность отделиться от великого княжества выразила русская (украинская) шляхта Волыни и Подляшья.

Возможно, что в то время как все еще шли заседания сейма, между поляками и посланниками от украинской шляхты из этих двух областей велись тайные дружеские переговоры. Во всяком случае, поляки были хорошо осведомлены о теплом отношении к унии делегатов Волыни и Подляшья и решили воспользоваться этим.

5 марта Сигизмунд Август выпустил Эдикт о «возвращении» Польше Волыни и Подляшья и немедленном включении этих двух областей в состав Польши. Через три дня он отдал приказ вельможам и посланникам шляхты Волыни и Подляшья 27 марта явиться на сейм и присягнуть на верность польской короне.

Первой реакцией литовцев было желание оказать королю вооруженное сопротивление. В Подляшье и Волынь советом вельмож, были разосланы приказы о мобилизации на войну с Польшей. Поляки также собрались объявить военный сбор. Однако вскоре литовцы поняли, что их сил недостаточно, особенно после того, как шляхта тех двух областей, которые у них были отняты, отказалась сотрудничать с ними.

Утрата Волыни и Подляшья стала для Литвы суровым ударом, лишившим великое княжество значительной части его военных и финансовых ресурсов. Более того, многие литовские вельможи владели в тех областях земельными угодьями и занимали там административные должности. От них незамедлительно потребовали принести клятву верности Польше на основании указа Сигизмунда Августа от 8 марта.

Наиболее показательным примером противоречия указа Сигизмунда желаниям литовских вельмож был случай с Остафием Воловичем, помощником канцлера великого княжества. Когда литовцы в феврале покинули сейм, они оставили Воловича и помощника казначея великого княжества Николая Нарушевича в Вильно в качестве наблюдателей. Волович не владел наследственными поместьями в Подляшье, но ему было даровано там три бенефиция в качестве награды за его заслуги перед великим княжеством. Сразу же после указа от 8 марта король приказал Воловичу принести присягу верности Польше. Волович умолял короля «открыть свое второе ухо» (т.е. выступить в качестве великого князя литовского) и позволить ему (Воловичу) посоветоваться другими литовскими вельможами. Сигизмунд остался глух к его просьбам, и Волович отказался принести присягу, за что был наказан конфискацией его бенефициев в Подляшье.

Литовские вельможи решили сделать последнюю попытку защитить права великого княжества. 5 апреля польский сенат принял особую литовскую делегацию, состоявшую из Яна Ходкевича, Остафия Воловича и еще трех вельмож. Они выступили с протестом против решения короля присоединить к Польше Подляшье и Волынь и потребовали нового избрания депутатов и всестороннего обсуждения этой проблемы другим сеймом. Поляков не устраивали срочные выборы и возобновление заседаний сейма к 29 мая, но, хотя и неохотно, они согласились, потребовав «возвращения» Польше еще двух областей – Киева и Браслава. 6 июня Сигизмунд Август издал указ о возвращении Киевской земли и включении ее в состав Польши. Что касается Браслава, король решил, что специально предпринимать что‑либо не имеет смысла, поскольку раньше Браслав был частью Волыни и его включение в состав Польши являлось всего лишь делом административного порядка. 16 июня шляхта из Браславской и Винницкой земель дали присягу верности польской короне.

К 6 июня, когда литовские вельможи и посланники шляхты вернулись на сейм, Великое княжество Литовское уже лишилось всех своих украинских владений – то есть, примерно трети своего населения. Дальнейшее сопротивление Польше было невозможно. Представ перед сеймом, Ходкевич слезно просил о возвращении Литве незаконно отобранных областей и настаивал на некоторых изменениях в пользу Литвы в польском проекте договора; но дело великого княжества было проиграно. Отчаяние литовских вельмож в полной мере проявляется в письме Николая Радзивилла Нарушевичу, в котором автор горько сожалеет о «похоронах и уничтожении навсегда ранее свободного и независимого государства, известного как Великое княжество Литовское».

1 июля 1569 г. договор об унии был подписан как поляками, так и литовцами. 4 июля Сигизмунд Август утвердил его.

В своей основе договор представлял собой польский план унии. Пожелания литовцев были приняты в расчет только в некоторых деталях. Основные принципы были следующими:

1. Польша и Литва должны были составить единое содружество (res publica), единое государство (unum regnum), единый народ (unus populus).

2. Они должны иметь единого суверена, с титулом «король Польский, Великий князь Литовский».

3. Суверен должен избираться сенатом и шляхтой объединенного народа.

4. Избирательный сейм должен будет собираться в Польше, а не в Литве.

5. Вновь избранный король, после того как примет корону, должен дать клятву защищать свободы обоих народов.

6. Король должен быть коронован в Кракове. Отдельной церемонии посажения на великое княжение литовское не будет.

7. Будет существовать лишь один сенат и один сейм; и тот и другой будут установлениями польской короны («коронными»).

8. Внешняя политика будет одной и той же для обоих народов.

9. Земельные угодья могут приобретаться поляками в Литве и литовцами в Польше.

Легче было провозгласить эти принципы, чем воплотить их в реальную действительность. Полностью Литва в состав Польши так и не вошла и сохранила свою автономию даже после Люблинской унии.

Показательно, что противоречия в этом отношении были в самом тексте договора. Хотя слияние двух народов – поляков и литовцев и было провозглашено, в договоре все‑таки упоминались «два народа», пусть и объединенные. Все еще продолжал использоваться титул «Великий князь Литовский». Все должности в правительстве и высшей администрации великого княжества остался нетронутыми. Великое княжество все еще сохраняло свой государственный герб. Литве было позволено пользоваться ее собственным сводом законов (статутом), хотя ей и были даны указания, пересмотреть его для координации с польским законодательством.

Примечательно также, что на сейме было решено определи статус Ливонии, как включенной и в Польшу и в Литву. Такое решение тоже подразумевало существование двух разных государств, хотя и объединенных.

В дальнейшем развитии взаимоотношений между Польшей и Литвой автономия последней подтверждалась часто и во многих аспектах. Договор об унии, как уже было сказано, запрещал дальнейшую деятельность литовского сейма. Фактически же, это учреждение было возрождено в качестве предварительного совещания литовских депутатов перед поездкой на совместный сейм в Польше. Это совещание называлось «Головной Сейм» великого княжества. Сейм принял характер конгресса польской и литовской делегаций, на котором должны были улаживаться их разногласия. Во многих случаях литовцы выражали свои «протесты» сейму. Автономный статус Великого княжества Литовского явно ощущался во время междуцарствия, когда литовский Головной Сейм фактически управлял страной.

Хотя, согласно Люблинской Унии, литовский свод законов, должен был быть пересмотрен для того, чтобы приспособить литовские законы к польским, эта ревизия была проведена в Литве литовско‑русскими юристами и продолжала традиции первых двух статутов. Новый статут – третий – был одобрен королем Сигизмундом III в 1588 г. Характерно, что существование унии даже не было упомянуто в Третьем Статуте. Как и первые два, Третий Статут был написан по‑русски (по‑западнорусски). Впервые его напечатали в Вильно сразу же после принятия.

В своем предисловии к первому изданию Третьего Статута его издатель, Лев Сапега, писал: «Из всех народов нам было бы особенно стыдно не знать своих законов, поскольку они написаны нами на нашем собственном, а не на иностранном языке».

Русский язык оставался официальным языком правительства, администрации и законотворчества Великого княжества Литовского на протяжении более чем столетия после Люблинской унии. Только в 1697 г. литовское правительство повелело заменить в официальных документах русский язык на польский.

Даже после совершенной полонизации в конце XVII века Литва сохраняла свою автономию еще на протяжении почти столетия. Лишь в соответствии с положениями польской конституции от 3 мая 1791 г. остатки литовской конституции были аннулированы, и полное вхождение Литвы в состав Польши состоялось окончательно. Однако это произошло накануне падения самой Польши. Оба народа пережили свое возрождение после первой мировой войны в качестве двух отдельных государств.

Хотя Литва и оставалась автономной после Люблинской унии, ее мощь значительно ослабла из‑за присоединения к Польше украинских областей великого княжества. Последнее сохранило за собой только белорусские земли.

Что касается взаимоотношений между социальными группами в Литве, то привилегированное положение вельмож в значительной степени поколебалось. Теперь в политическом отношении на передний план выдвинулась шляхта, и совет вельмож вынужден был с этим смириться.

Но, как это ни странно, главный удар был нанесен унией по русским. До нее только Галиция и часть Подолии находились под непосредственным господством Польши. Теперь вся Западная Русь была разделена на две части, одна из которых оставалась присоединенной к Литве, а другая находилась под властью Польши. Белоруссия и Украина в политическом отношении были отделены друг от друга.

Постепенно полякам удалось распространить свое влияние на основную часть украинского дворянства, но они не смогли добиться того же с украинскими казаками и крестьянами. Вскоре стало очевидным, что в Люблине Польша «проглотила» больше чем она могла «переварить».

Люблинская уния 1569 г. - соглашение об объединении Польши и Великого княжества Литовского в единое федеративное государство - Речь Посполитую.

1. Основные предпосылки подписания соглашения. Основные предпосылки подписания польско-литовской унии были такими:

Стремление к унии значительной части украинцев, белоруссов, литовской шляхты, которая: а) хотела ограничить произвол магнатов - крупных землевладельцев (в Польше главной политической силой были не магнаты, а шляхта), б) стремилась к облегчению своей воинской повинности (в Польше, в отличие от Литвы, шляхта не была обязана нести военную службу из-за наличия наемного войска);

Обессиленное длительными войнами с Россией, Великое княжество Литовское постепенно потеряло почти треть своей территории (Чернигово-Северщину в начале XVI века, в 1513 г. - Смоленск). Ситуация осложнились, когда вспыхнула очередная война - Ливонская (1558-1583 гг.) Военные неудачи, прежде всего потеря Полоцка в 1563 г., поставили Великое Княжество Литовское на грань катастрофы, появилась угроза его поглощения Москвой.

Против унии выступали украинские, литовские и белорусские магнаты, которые не хотели ограничения своих прав, привилегий и земельных владений. Однако их позиция оказалась недостаточно сильной для того, чтобы не допустить унии.

2 Подписание соглашения. В начале XVI в. стали интенсивно формироваться условия для заключения унии (союза, объединения) между Польшей и Великим княжеством Литовским. На протяжении XV-XVI вв. Польское королевство превратилось в своеобразную благородную республику. Власть короля была ограничена сеймом (польским парламентом), который выбирал короля; Король не мог принимать важные решения без согласия сейма.

Рассмотрение вопроса о заключении унии началось в январе 1569 г. на совместном польско-литовском сейме в Люблине (отсюда и название соглашения). В июне 1569 г. Люблинская уния была подписана. 1 июля 1569 г. ее утвердили раздельно депутаты польского и литовского сеймов.

3. Основные положения соглашения. Люблинская уния завершила процесс объединения двух государств, начавшийся с заключения Кревской унии. По Люблинской унии Польское королевство и Великое княжество Литовское объединялись в единое федеративное государство - Речь Посполитую (буквально-республика) с выборным королем, общим сеймом и сенатом, единой внешней политикой. Литовцы, украинцы и польская шляхта уравнивались в правах и приобретали права владения имениями на всей территории Речи Посполитой. Ликвидировались таможенные границы, была введена единая денежная единица.

Великое княжество Литовское, как и Польское королевство, оставалось самостоятельным политическим организмом со своей высшей администрацией, собственной казной, войском, судебно-правовой системой. Платой за государственную суверенность, которую удалось сохранить обессиленному Великому княжеству Литовскому, стали украинские земли, которые переходили под юрисдикцию Польской короны.

Еще до подписания унии польский сейм, используя поддержку литовской и украинской шляхты, которая была недовольна господством крупных землевладельцев в Великом княжестве Литовском и пыталась получить такие же права, как и польская шляхта, санкционировал акты короля Сигизмунда II Августа о отторжении от Литвы и присоединения к Польше ряда украинских земель. Украинские земли в состав Польши вошли как шесть новых воеводств: Русское (с центром во Львове), Белзкое, Волынское (с центром в Луцке), Киевское, Подольское (с центром в Каменце), Брацлавское (с центром в Брацлаве).

4. Противоречивые последствия подписания Люблинской унии. Люблинская уния была важным историческим событием, которое имело противоречивые последствия для судьбы Украины.

Негативные последствия. Это соглашение способствовало:

а) усилению польской экспансии на украинские земли, наступлению католицизма;

б) полонизации (ополячиванию) украинской знати;

в) закрепощению крестьян, было окончательно утверждено Литовским уставом 1588 г., который ввел 20-летний срок поимки крестьян-беженцев и предоставил право шляхтичам самим устанавливать все повинности, распоряжаться крестьянской жизнью и имуществом.

К позитивным последствиям унии можно отнести:

а) сближение украинских земель с западноевропейской культурой: через Польшу в Украину попадали идеи Возрождения, Реформации и Контрреформации; распространялась западноевропейская система образования: украинцы учились в европейских университетах, приобщались там к западноевропейским научным и художественным идеям, обогащали ими родную культуру;

б) мощный подъем культурно-просветительского движения, способствовал зарождению и развитию украинского национального самосознания; при отсутствии государства культура оставалась единственной сферой, в которой украинцы могли защитить свою самобытность.


  • Введение
    • Заключение
    • Библиография

Введение

Касаясь темы о западной части Украины в истории, следует понимать своеобразность развития этой части. Так как развитие этого края происходило немного под другим углом, в отличии от восточной (так как Украина большую часть времени была разделена и находилась в составе других держав). То отблески развития или нахождения Украины в составе разных княжеств дали о себе знать.

В том числе пребывание Украины в составе Польско-Литовского княжества, ознаменовало положение её в тот период.

1. Польско-Литовский период и Украина

Польско-Литовский период или эпоха начинается с двух разных стран таких как Литва и Польша. Это древняя история, которая включает непосредственно и историю Украины. Так как она имеет собой границу Польшу, то и история Украины была очень связана с этим государством. Но в истории существует разделение на эпохи и поэтому пребывание Украины под властью других княжеств знаменует и период в истории Украины.

После нападения кочевников в XIII-XIV, на Севере над Балтикой образовалась новая государственная организация - Литва. Которая объединяла не только свои земли, но и делала наступления на белорусские, а также на украинские земли.

В середине XIII, после того как образовалось Литовское государство, князь литовский Мендовг (1230г) занял Новгородок, что привело к столкновению с Даниилом Романовичем, но в 1254 году был заключён мир и они даже породнились: Мендовг отдал свою дочь за сына Даниила. Но междоусобная война привела Литву к распаду. И во второй раз объединил её в 1316 году Гедимин, получивши белорусские и украинские земли. Так начинался новый период в истории, который ознаменовал дальнейшее Украины, а также определял её положение на тот момент. Гедимин старался наладить отношения с князьями тех земель, которые взял, то есть для улучшения прочности своего государства. Он делал это через женитьбу своих детей с детьми князей. Также содействовал укреплению украинской культуры в Литве.

Так началась длительная история, которая через определённый период имела воздействие на Украину и которая направила ход украинской истории в тот период.

1.1 Заключение Люблинской унии в 1569 году

Соединение Литвы с Польшей в одно государство, состоявшееся на сейме в г. Люблине было вызвано из-за опасения польско-католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда-Августа литовско-польской династии Ягеллонов, отделится от Польши. Вопрос об унии обсуждался еще на варшавском сейме 1563-64 гг., на котором король отрекся от своих наследственных прав на Литовское государство в пользу польской короны; здесь же был издан "варшавский рецесс", послуживший основой последующих переговоров. Литовские магнаты были против унии, не желая утратить наследственных прав заседания в королевском совете и в то же время допустить распространение на земян и бояр прав польской шляхты; боялись они, кроме того, наплыва поляков. В 1565 г. глава литовской партии Николай Черный Радзивилл умер и литовская оппозиция ослабела. На 23 декабря 1568 г., после разных мелких сеймов, был созван большой, или вальный, сейм в Люблине, но литвины съезжались очень неохотно и медленно, и открытие сейма состоялось лишь 10 января 1569 г. Представители Литвы поставили свои условия: общий сейм для выбора короля на границе Литвы и Польши, коронование короля в Вильно литовской короной, созыв сеймов попеременно в Литве и Польше, назначение на должности в Литве лишь ее уроженцев. Эти условия вызвали сильные возражения с польской стороны, и ни одно из них не было принято. Польский проект унии был составлен еп. краковским Падневским. Его условия были: избрание и коронование в одной Польше, один вальный сейм, сенат, также монета. Это разногласие заставило литовских послов сначала заседать отдельно, а в конце февраля без всякого оповещения внезапно уехать из Люблина. Удаление их не имело желанного воздействия на короля и польских послов, которые прибегли теперь к мерам резким и незаконным: сейм (почти исключительно из поляков) решил отделить от Литвы Волынь и Полесье и "воссоединить" их с Польшей.

Несмотря на протесты литовских сенаторов и неудовольствие части населения, эта мера была приведена в исполнение и королевские универсалы угрозой отнятия поместий заставили сенаторов и послов этих земель вернуться в Люблин.5 апр. на сейм явилось литовское посольство, прося отмены универсалов, "отрезывавших у Литвы крылья", и снова указывая на ранее дарованные Литве привилегии; эти просьбы были отклонены, причем особенно усердно против них выступали послы вновь присоединенного Полесского воеводства, радовавшиеся приобретению "польских вольностей". В течение мая присягнули королю представители Волыни. Литовские послы тем временем снова вернулись на сейм, отвечали на требования польской стороны лишь мольбами и наконец 27 июня выразили согласие на все пункты предложенной с польской стороны унии, прося лишь о смягчении некоторых выражений.1 июля 1569 г. совершилась торжественная присяга обеих сторон; некоторые частные вопросы заняли еще около месяца, при чем много споров было из-за распределения. 12 августа сейм закончился. На нем в последний раз были городские представители (2 от Кракова); здесь же совершилось окончательное распадение сейма на две палаты - сенаторскую и посольскую; посольская или шляхетская демократия, с этого времени выступает с явными претензиями на преобладающее значение в государстве. "1 июля 1569 года в городе Люблине Актом Объединительного Сейма всех сословий Польской Короны и Великого княжества Литовского было провозглашено образование Речи Посполитой - федеративного государства "двух народов", которые сливались в "единое неразрывное тело".

1.2 Положение Украины в период унии

С утверждением Люблинской унии заканчивается литовско-русский период в истории Украины. Это немного иной период (как и все) дающий понимание тому что Украине необходимо иметь своё независимое существование и процветание государства, но к сожалению она не имела своего суверенного положения на тот момент.

Люблинская уния 1569 года стала для украинцев событием большого значения. Украинские земли в составе Польской короны имели такие административные единицы: воеводства Русское, Белжское, Подольское, Волынское, Братславское, Киевское, также Черниговское. В них действовал "Литовский статут" и был русский язык господствующим, но его вытесняли польская и латинская. В социальной структуре панов-магнатов было уровнено со шляхтой. Украинскую шляхту уровняли в правах с польской. Также с приходом польской шляхты происходят значительные перемены в религии, население старались направить принять католичество.

Но всё-таки с новыми польскими порядками улучшилось положение городского населения. А больше всего потерпело сельское население. Оно утратило право на землю, была увеличена панщина (в XVI веке на Волыни достигала трёх дней в неделю). Был ограничен переход от одного владельца к другому.

Наступление польского правительства и шляхты на украинские земли для окатоличевания, с одной стороны и социального порабощения, с другой, вызвало отпор украинского народа. А также против этого начало контрнаступление казачество. Но мало магнатов защищало свою веру, национальность и культуру. Все это дало свой толчок к тому чтобы бороться за независимость на протяжении многих лет. Эта борьба длилась очень длительное время и восходит ко временам Богдана Хмельницкого. Что говорит о том, как долго длилось управление княжества Литовского, и как долго народ хотел независимости своего государства.

Заключение

Итак, коснувшись темы о Люблинской Унии, сразу думаешь о том, что Украина была лишь только полем управления двух государств, которые вместе создали большое княжество. Ведь по большому счёту уния созданная между Польшей и Литвой была решением своих политических проблем, но никак Украина не входила в поле этих интересов.

То есть украинская жизнь строилась на польском образце и была ополячена. Это как бы полная перестройка сверху донизу, не оставлявшая камня на камне личной культуры и независимости. Полностью были отброшены все элементы украинские. Находясь в составе княжества, в Украине была изменена вся структура, как политическое, социальное так и религиозное положение. Украина была под властью, и она желала своего независимого положения, а также боролась за него очень длительное время, но никак не имела его до настоящего времени.

Библиография

1. Грушевский Михаил. Иллюстрированная история Украины. - К: МП "Левада", 1995. - 696с.: ил

2. Жуковский А., Субтельный О. Нарис истории Украины. -Л, 1992. - 230с.

Подобные документы

    Основные этапы экспансии литовцев на украинские земли. Процесс объединения литовских и польских феодалов в конце XIV века. Заключение Люблинской унии после разгрома Литвы Москвой. Украина под властью Речи Посполитой. Возникновение и эволюция казачества.

    контрольная работа , добавлен 06.03.2011

    Исторические и политические предпосылки обоснования и осуществления идеи церковной унии. Этапы ее заключения и распространения униатства на землях Речи Посполитой. Политические и идеологические позиции, которых придерживались противники Брестской унии.

    дипломная работа , добавлен 23.05.2014

    Усиление политико-социального и культурного влияния Польши на Беларусь в результате Люблинской унии 1569 г. Проблема противостояния католицизма и православия на территории государства. Идеологическое воздействие иезуитов на жизнь белорусского народа.

    реферат , добавлен 28.08.2011

    Изучение хода Северной Войны - длительной борьбы России со Швецией за побережье Балтийского моря. Подписание Брестской церковной унии как основного идеологического оружия экспансионистских устремлений польских феодалов в пределы Белоруссии и Украины.

    курсовая работа , добавлен 27.08.2011

    Рассмотрение негативных последствий заключения Флорентийской унии 1493 года: раскол общества на два лагеря, запрет построения новых православных церковь в Вильно и Витебске, закрытие всех храмов в Польше, отбирание имений и лишение мест духовных лиц.

    реферат , добавлен 17.05.2010

    Захват западных и южных руских земель Литвой и Польшей. Люблинская уния, возникновение нового государства - Речи Посполитой. Предпосылки формирования белорусского и украинского народов. Этногенез восточных славян, особенности древнеславянских племен.

    контрольная работа , добавлен 15.03.2010

    Изучение истории создания Речи Посполитой, правового и политического положения белорусских земель в ее составе. Внешняя политика государства, войны XVI-XVIII вв. Берестейская церковная уния 1596 г. Политический кризис Речи Посполитой и раздел территории.

    контрольная работа , добавлен 25.10.2015

    Заключение мира между Юрием и Василием. Нападение Витовта, отпор населения псковского города. Объявление Василия великим князем. Захват власти Шемякой. Конец правления Василия Темного. Начало переговоров о мире под контролем советского правительства.

    контрольная работа , добавлен 18.08.2014

    Кодекс феодального права, действовавшего в Великом Княжестве Литовском. Свод законов, подготовленный комиссией под руководством канцлера Остафия Воловича и подканцлера Льва Сапеги. III Статут Великого Княжества Литовского и акт Люблинской унии.

    реферат , добавлен 26.04.2012

    Предпосылки освободительной войны украинского народа. Развитие казачества. Запорожские казаки как движущая сила освободительного движения. Положение казачьей республики, ее отношения с Польшей. Освободительная война украинского народа и ее результаты.

Сигизмунд II, в интересах скорейшего решения этого вопроса, созвал "спульный" (срочный или внеочередной) сейм в Люблине (1569): он и явился завершением того политического плана, который столько веков приводился в исполнение. И на этом сейме шла упорная борьба сторонников и противников унии. Каждая сторона выставляла известные нам аргументы: одни ссылались на Мельницкий трактат 1501 года, другие на старые привилеи и прошлое государства. Польские послы не желали считаться ни с какими моральными и политическими соображениями литовцев. В конце концов литовцы уехали, в надежде, что без них дело унии не будет решено. Но в момент их отсутствия поляки присоединили к Польше Подляшье и Волынь, и, конечно, это присоединение было актом насилия по отношению к Литве: бывших на сейме подляшан заставили присягнуть под угрозой лишения имений. Не присягнул только староста Евстафий Волович, лишенный держав, полученных за разные государственные заслуги. Затем, по требованию короля, стали приезжать на сейм уехавшие подляшане и волыняне для принятия присяги. После присоединения поляками двух областей литовцы опять приехали на сейм, но их протест по поводу инкорпорации не имел практического значения. Присоединение двух областей и видимая невозможность для стороны Литвы активно этому противодействовать сделали поляков смелее: они таким же путем присоединили Киевщину.

Реформы 1564-1565 гг. приблизили общественно-политический строй ВКЛ к польскому. По мнению Ю. Бардаха, эти преобразования были обусловлены продуманной рецепцией польских образцов и поэтому они отличались большим рационализмом и последовательностью. Акт Люблинской унии от 1 июля 1569 г. очертил основные конструкции общественно-политического строя Речи Посполитой и сословные права шляхты. Присутствовавшие на сейме прелаты, светские и духовные паны, рада, князья, государственные чины, земские послы ВКЛ и Польши объявили, что во исполнение прежних соглашений они заключают новый договор о возобновлении и исправлении "частично нарушенной унии и самого соединения". Польское королевство и ВКЛ провозглашались "единым нераздельным и неразрозненным телом", общей Речью Посполитой, слившей "в один народ два государства и народа". В состав Короны, в значительной мере по желанию местной шляхты, вошли земли Волыни и Киевского воеводства.

Сигизмунд-Август созвал в Люблине общий сейм, в котором должны были принять участие, как представители Польши, так и представители Великого Княжества Литовского. Разумеется, магнаты, шляхта и высшее духовенство, ибо широкие народные массы в эту эпоху нигде не спрашивались и в решении вопросов о своей судьбе не участвовали.

Представители Польши предложили свой проект унии, который, в главном, состоял в следующем:

  • -- Польша и Великое Княжество Литовское составляют одно нераздельное государство -- "Речь Посполитую".
  • -- Они имеют одного короля, который выбирается совместно и коронуется в Польше.
  • -- Сеймы впредь должны быть общие, не раздельные Польши и Литвы, как было раньше.
  • -- Общая монета и финансовая политика.
  • -- Свобода поселения поляков в Литве, а литовцев в Польше.
  • -- Отторжение от Великого Княжества Литовского и присоединение непосредственно к Польше всех "русских" (украинских) земель Великого Княжества Литовского и южной части Белоруссии.
  • -- Сохранение автономии Великого Княжества Литовского, с отдельным войском и внутренним финансовым управлением (Литовская казна).

Проект вызвал негодование представителей Литвы, которые покинули сейм и уехали из Люблина. Но не все. Многие православные (русские магнаты и шляхта Великого Княжества Литовского) остались и подписали Люблинскую Унию.

Когда на основании этого Сигизмунд издал манифест об отторжении от Литвы русских земель, представители Литвы вернулись в Люблин и 1-го июня 1569 года подписали этот чреватый последствиями исторический документ. Во владении Литвы осталась только территория, населенная литовцами и большая часть Белоруссии.

Вся Украина-Русь, границы которой тогда простирались на юге -- по линии Каменец-Подольск -- Умань -- Днепр (с запада на восток); на востоке -- Новгород-Северский, Стародуб, Глухов, Гадяч, Полтава (несколько восточнее), на севере -- несколько южнее Припяти, а на западе -- по Карпатам -- все отошло к Польше.

Кончился более чем двухсотлетний период сосуществования Украины-Руси с литовцами и начался период непосредственного подчинения Польше

Акт унии предусматривал отказ от принятой ранее процедуры обособленного избрания и возведения на престол великого князя литовского - "чтобы никакого следа и ничего подобного прежним церемониям не было". Общий монарх должен был избираться совместно и короноваться в Кракове. Отсутствие одной из сторон не должно было стать препятствием для избрания монарха. Поскольку, однако, сохранялся государственный титул и отдельная администрация ВКЛ (urzеdy), то провозглашение избранного короля великим князем литовским, русским, прусским, мазовецким, жмудским, киевским, волынским, поляшским и инфляндским должно было осуществляться одновременно.

Уния вводила общий (вальный) коронный сейм для "обоих народов под королем польским", общее представительство "панов польских и литовских" в сенате, равно как и послов в "посольской избе". Оговаривались возможность обсуждения своих проблем на сеймовых сессиях и вне их, в самой Польше и в ВКЛ, глухо упоминалась взаимная помощь во всех возможных "невзгодах". Ликвидировались таможенные пошлины (кроме купеческих), устанавливалась единообразная монета. В отношениях с другими государствами РП выступала как единая держава, предполагалось осуществление единой политики в "делах важных для обоих народов", совместная организация посольств и подписание договоров. Сама Речь Посполитая была построена по федеративному принципу: Корона и ВКЛ сохраняли свою территорию, администрацию, скарб, войско, судебную и правовую системы. Признание специфических особенностей и интересов ВКЛ вскоре после Люблинской унии было зафиксировано также так называемыми литовскими конституциями. С 1581 г. нередко дополнявшими общие решения ("ухвалы") вальных сеймов.

Другие ключевые статьи оговаривали социально-правовые проблемы: новый монарх обязывался уже во время своего коронования публично подтверждать в одном акте права, привилегии и вольности обоих народов и государств. В особых статьях конкретизировались эти обязательства: сохранение действующих законов, уставов, судебных решений, касающиеся всех сословий и прежде всего "княжеского стана и шляхетских фамилий". Подтверждалось право собственности на движимое и недвижимое имущество, пожалования и доходы, связанные с высшими должностями, владение землей и угодьями на основе письменного и обычного права.

Магнаты ВКЛ добились включения в акт унии статьи, запрещавшей процесс экзекуции, осуществленной в середине XVI в. в Польше, проверки и пересмотра великокняжеских пожалований, привилеев, выданных разным народам, землям, поветам, обывателям, конкретным лицам и шляхетским родам, различных сделок с владениями и т. д. Прекращалась дальнейшая раздача господарских владений в ВКЛ, кроме тех, которые могли отойти к ним впоследствии из собственности князей, шляхты, вельмож. Эти имения король мог жаловать шляхте Короны и ВКЛ для обеспечения земской военной службы. Шляхта обоих народов получила возможность приобретать земли как в Польше, так и на территории ВКЛ.

Люблинская уния, как видим, была заключена на принципах правового равенства Польши и ВКЛ, но реальная политическая ситуация существенно изменилась. Среди 140 сенаторов на вальных сеймах только 27 были литвинами. Подобная диспропорция сохранялась и в дальнейшем, хотя численность членов высшей палаты несколько возросла после присоединения Инфляндии в 1598 г., завоевания Черниговской земли и воссоздания Смоленского воеводства в 30-х годах XVII в. В посольской избе из 114 послов литвинами было 48 .

Эти различия были обусловлены большей численностью соответствующих должностных и духовных лиц в Польше (воевод, каштелянов, министров, католических бискупов), тем более после инкорпорации Подляшья и украинских земель. Понятно, что вместе с монархом-католиком это давало определенные преимущества польским представителям в сейме при рассмотрении дел всеми сеймующими станами (король, сенаторы и послы Польши и ВКЛ).

От Люблинской унии и выиграли, и проиграли все стороны. Польша получила значительные территориальные приращения в виде земель, ранее входивших в ВКЛ, перспективу шляхетской колонизации огромных пространств и беспокойную межу с Великим княжеством Московским. Непомерно разросшееся юго-восточное подбрюшье обещало ей новые столкновения с Крымским ханством и его могущественным протектором - Оттоманской Портой. Отношения с казацкой вольницей, слава богу, представлялись еще туманными. Кроме того, воленс-ноленс, в актах унии было записано обоюдное обязательство сторон поддерживать друг друга в случае широких военных действий и других крупных политических осложнений. (Польше это обходилось дороже: черная дыра коронных расходов на квартовое войско, реестровое казачество, да и на большее посполитое рушенье.)

ВКЛ в результате подписания реальной унии потеряло украинские земли, но продлило существование на несколько столетий, почти полностью избавилось от постоянной угрозы крупных набегов крымчаков и масштабной войны с Турцией. Уния дала возможность добиться перелома в Ливонской войне, закрепить ленные права на Инфляндию совместно с Польшей (7).

В начале XVII в. возможности Речи Посполитой казались настолько значительными, что была предпринята попытка передела Восточной Европы. Иллюзии, порожденные масштабными "московскими экспедициями" и претензиями на московское царство рассеялись только после неудачных походов нового короля и великого князя литовского Владислава IV в 30-х годах XVII в.

С усилением польского влияния и культурно-конфессиональной полонизацией магнатерии и значительной части шляхты и городских верхов возросло также участие шляхты ВКЛ в политической и духовной жизни Короны и всей Речи Посполитой, расширились связи с польской и западной культурой. Правящая элита ВКЛ стремилась реально сохранить государственный суверенитет в тех пределах, что были оговорены унией, или даже расширить его, опасалась чрезмерного возрастания польского влияния, передела собственности, втягивания в опасные внешнеполитические акции, не отвечавшие собственным интересам Княжества. Статут ВКЛ 1588 г., завершивший интенсивный процесс кодификации общегосударственного права, не был представлен вальному сейму и был введен в действие благодаря личным связям подканцлера Льва Сапеги и привилею Сигизмунда III. Ничто так не разгораживало две державы на протяжении нескольких столетий, как разные правовые системы. Не очень спешила шляхта оказывать помощь Польше и в ее войнах с Портой, Швецией, крымчаками, в подавлении бунтов и восстаний на украинских землях; бдительно следила за соблюдением норм Статута о предоставлении государственных должностей только урожденной шляхте ВКЛ ("тубыльцам").

По завершении Ливонской войны оставались острые проблемы заключения длительного мира с Москвой. Часть московских бояр, эмигрировавших в ВКЛ, поддерживала партию войны в расчете на возвращение к своим отчинам. Упоминая в 1586 г. об одной из таких попыток беглого боярского сына, кн. Миколай Крыштоф Радзивилл с большим раздражением писал о "росказнях этого хлопа", подстрекавшего к продолжению Ливонской войны. "Да и что может дать она Литве? Хоть бы король овладел всем вплоть до золотой бабы что Литве с того? Что за права Литвы к русским землям? Разве что волчьи... А нас снова завоюют по-старому... Лучше лежать упитым, чем убитым" .Не вдаваясь в рассмотрение всех многозначных последствий альянса с Польшей, стоит отметить только, что для шляхты ВКЛ образование РП значило важный этап ее политической и социальной эмансипации.