План-конспект урока на тему: Что такое текст. Каковы основные признаки текста? Признаки текста в русском языке

Не только филологи и лингвисты регулярно создают или читают тексты. Исходя из этого, текст можно считать феноменом, который неразрывно связан с жизнью каждого человека.

Понятие текста

Современная лингвистика немыслима без понимания структуры и стилистических особенностей текста. Само слово "текст" имеет латинские корни и переводится как "ткань, сплетение, соединение". Каждый текст – это переплетение предложений, абзацев, разделов и т.д. и т.п. В современной науке существует несколько подходов к трактовке текста как термина. Отсутствие единого мнения в понимания текста как лингвистической категории создает широкое поле для трактовки данного термина с разных сторон от "эволюционного зеркала" до "произведения речетворческого процесса".

Самыми распространенными считаются подходы Н.С. Валгиной и И.Р. Гальперина. По мнению Н.С. Валгиной, текст, прежде всего, представляет собой "информационное единство" . И.Р. Гальперин дает следующую трактовку термина "текст":

Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа, произведение, состоящее из названия и ряда особых единиц, объединённых разными типами лексической, грамматической, логической, стилистической связи, имеющее определённую целенаправленность и прагматическую установку.

Изучение теории текста позволяет понять сущность и смысловую структуру характерную для текста, как коммуникативной единицы. Текст несет в себе не только смысловую нагрузку. Особенности текста отражают менталитет, уровень образования и мировоззрение автора.

В настоящее время, в науке по-прежнему остро стоит вопрос продолжительности текста. Можно ли считать одну реплику текстом? Сколько слов может включать текст: минимальное и максимальное количество. Например, ряд современных ученых считают минимальной единицей текста не слово, а абзац. Свою точку зрения они обосновывают тем, что предложение не может соответствовать всем признакам текста.

Признаки текста

Текст обладает рядом признаков, которые выделяют его как отдельное явление в рамках коммуникаций. Прежде всего, текст характеризуется смысловой целостностью и единством структурных элементов. Кроме того, для текста характерна связанность и информативность.

Отдельно рассмотрим такой признак как членимость текста. Благодаря своей структуре, любой текст может быть разбит на более мелкие составляющие, такие как:

  • части
  • главы
  • параграфы
  • абзацы
  • предложения

Виды текста

Классификация текстов по стилистической принадлежности

Помимо стилистической принадлежности тексты делят на виды в соответствии содержанием:

  1. Повествование
  2. Рассуждение
  3. Описание

Для осознания важности данной классификации текстов следует рассмотреть каждый пункт отдельно. Начать нужно с повествования, так как он является самым распространенным.

Под повествованием понимается изложение и систематизация фактов, событий или факторов в определенной последовательности в рамках литературного произведения.

Текст, относящийся к категории рассуждения, представляет собой цепь логических умозаключений, фактов или гипотез объединенных единой проблемой и направленных на формулировку единого вывода.

Описание – это монологическая авторская речь, которая раскрывает читателю красоты природы, особенности той или иной ситуации, характеризует внешность человека. К описанию также относят текст, в котором перечислены одновременно существующие явления или действия. Для описания характерно использование выразительных средств: эпитеты, сравнения, метафоры.

Литература

  1. Валгина Н.С. Теория текста – М.: Логос, 2003
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования – М.: КомКнига, 2007

Данный урок по русскому языку можно провести в 10 классе или на 1 курсе СПО. Это занятие поможет познакомить учащихся с признаками текста и его функционально-смысловыми типами; активизировать умение определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности; умение строить текст по его признакам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Что такое текст»

Тип занятия - комбинированный.

Цель: познакомить с признаками текста и его функционально-смысловыми типами; активизировать умение определять тему, основную мысль текста, анализировать структуру и языковые особенности текста; создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности; умение строить текст по его признакам.

Задачи:

  1. связывать предложения в тексте смысловой связью;
  2. выдерживать в тексте композиционное единство: начало, основную часть и заключение;
  3. соединять предложения и части текста с помощью грамматической связи: цепной параллельной.

Методы: эвристическая беседа, исследовательский, самостоятельная работа, создание эмоционально-нравственных ситуаций, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Объявление темы, целей и задач занятия.

  1. Повторение.

Словарный диктант:

А кк ордеон, аксе сс уар, кань о н, инфинитив, иммунитет, баррикада, метафора, ностальгия, вермишель, орфоэпия, пескарь, пессимист, сарафан, гардероб, университет, диктофон, чемпион, фейерверк.

  1. Изучение нового материала (1 вопрос – теоретический материал).
  1. Слово учителя:

Термин « текст » (лат. textum – ткань, связь, соединение, сцепление) по-разному понимается в разных отраслях науки о языке и литературе. Например:

1) «Текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому» (Л. М. Лосева).

2) «Под текстом понимается логически и структурно организованная совокупность высказываний, характеризующихся единством тематики» (Е. С. Скобликова).

3) «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа» (И. Р. Гальперин).

4) «Текст – это законченное, завершённое произведение» (из учебника «Русский язык» 10 класс. Авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, О. В. Чиндилова).

5) «Текст – любое произведение словесности, выраженное в устной или письменной форме, а также законченный фрагмент произведения. Это и отдельный абзац, и целая книга. Текстом может быть даже одно предложение. Текст представляет собой единство содержания и словесной формы выражения этого содержания» (Р. И. Альбеткова) .

6) «Текст – это объединённая смысловой связью последовательность предложений, абзацев, глав и т. д., основными (категориальными) свойствами которой являются связность, целостность и единство» (из книги: Л. С. Степанова, И. Б. Маслова, А. В. Терентьева. Русский язык. Тематические тренировочные задания).

7) «Текст – это произведение письменной или устной речи, предназначенное для общения (коммуникации). Как коммуникативное произведение текст несёт в себе определённое сообщение, информацию. Собственно, текст и создаётся для того, чтобы автор мог передать читателю какую-то информацию» .

2. Фронтальный опрос.

Что такое текст? (ответ записать в тетради)

(Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.)

Рассматривая все определения слова «текст», можно выделить признаки текста.

Каковы они? (записать в тетради)

Информативность (содержанием любого законченного текста является информация по определённой тематике, проблематике. Весь текст пронизывает идея, основная мысль).

Членимость текста на определённые части (главы, микротексты), единицы (предложение, синтаксическое сложное целое, абзац). Деление на абзацы проясняет композицию (структуру) текста. Отсутствие абзацев сделало бы текст трудно воспринимаемым, лишённым композиционных ориентиров.

Связность (все части и единицы текста связаны между собой по смыслу и лексико-грамматически).

Целенаправленность – с какой целью данный текст написан, прочитан или рассказан.

В любом тексте есть тема – то, о чём говорится в произведении, и проблема – вопрос, который автор исследует в своём произведении. Совокупность таких вопросов является проблематикой произведения.

Функционально-смысловые типы речи(текста)

Описание. Цель описания - дать представление о наиболее существенных сторонах описываемого объекта, поэтому универсальными признаками описания являются: статичность, использование глаголов настоящего времени несовершенного вида, глаголов бытия и состояния.

Выделяются несколько разновидностей описания: предметное описание, описание персонажа, описание положения дел, теоретическое описание.

Повествование - это функционально-смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими языковыми средствами. Главное в повествовании - это сообщение о развивающихся действиях, поэтому оно противопоставлено описанию.

Основные способы выражения динамики повествования:

значение, вид и время глаголов. Ряды однородных глаголов способны выражать динамику, если они относятся к одному лицу. Разные временные формы глаголов и формы совершенного вида обозначают последовательность действий;

вспомогательные глаголы (стать, начинать и т. д.);

обстоятельственные слова со значением времени(сперва, вдруг, затем и т. д.);

союзы (то-то, и, едва, пока, в то время как)",

порядок слов. В повествовательных предложениях подлежащее обычно предшествует сказуемому, которое находятся в сильной позиции конца.

Рассуждение - это речевая форма, элементы которой организованы на основе равного рода логических отношений: обусловленности, противопоставления, сопоставления и т. п. Рассуждения характеризуются отходом от сюжета, они замедляют развитие текстовых событий.

Обычно в структуре рассуждения выделяют три части : тезис, доказательство и вывод в виде обобщения или заключения. В художественном тексте эта универсальная схема может быть неполной, но обязательным является вывод. Рассуждения автора в тесте обычно используются применительно к самым разным ситуациям, в то же время они носят вневременной. глобальный, обобщающий характер. В рассуждениях воплощаются идеи автора, его особое видение мира.

Предложения в тексте соединяются по определенным правилам.

Какие вы знаете типы связи между предложениями и частями текста?

(- цепная;

Параллельная .

Цепная связь может осуществляться:

Повтором ключевого слова (оно может обозначать субъект действия, действие, место действия, признак);

Заменой слова из предыдущего предложения его синонимом в последующем предложении;

Заменой слова местоимением;

Грамматическим повтором;

Семантическими и ассоциативными связями.

Параллельная , связь осуществляется через сопоставление одного предложения с другим.

Параллельная связь усиливается при помощи вводных слов.

При параллельной связи часто используются наречия места.

Как параллельная связь может сочетаться с элементами цепной связи, так и в цепную связь могут войти элементы параллельной.)

  1. Закрепление материала (практическая часть).
  1. Этап первичной проверки понимания изученного.

Работа с деформированным текстом.

Текст заранее отпечатан. Его получает каждый учащийся. Цель заключается в том, чтобы, опираясь на имеющуюся информацию, восстановить последовательность предложений, расставив пропущенные знаки препинания.

КУЦЫЙ

21. Он ласково свистнул.

24. Спустя несколько времени когда палуба была вымыта Кочнев вывел ее наверх и предложил матросам оставить ее на корвете.

25. Собака двинулась за ним и не без некоторого смущения вошла по сходням на корвет и вслед за матросом очутилась на баке среди толпы людей испуганная и будто сконфуженная своим непривлекательным видом.

26. Кличка понравилась.

Восстановленный текст.

КУЦЫЙ

Знакомство с Куцым произошло совершенно случайно. Это было в Кронштадте в один ненастный и холодный воскресный день, дня за три до отхода «Могучего», трехмачтового военного судна, в кругосветное плавание.

Выписывая ногами затейливые вензеля, матрос Кочнев возвращался на корвет, стоящий в военной гавани, и заметил в переулке собаку, прижавшуюся к водосточной трубе и вздрагивающую от холода. Жалкий вид этой бесприютной собаки тронул матроса.

– Ты, брат, чей будешь? – проговорил он, останавливаясь около собаки.

Собака подозрительно взглянула своими умными глазами на матроса, но несколько дальнейших ласковых слов, произнесенных доброжелательным тоном, успокоили ее насчет недобрых намерений, и она жалобно завыла. Матрос подошел ближе и погладил ее; она лизнула ему руку, тронутая лаской, и завыла еще сильней.

Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах. Этот жест возбудил в собаке жадное внимание.

Кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту бросил собаке куски черного хлеба и отрезки рубцов, купленных на свои копейки.

Собака с алчностью бросилась на пищу и в несколько секунд съела все и снова вопросительно смотрела на матроса. Он ласково свистнул. Собака двинулась за ним и не без некоторого смущения вошла по сходням на корвет и вслед за матросом очутилась на баке среди толпы людей, испуганная и будто сконфуженная своим непривлекательным видом.

Несчастный вид ее возбудил жалость в матросах. Ее стали гладить и повели кормить вниз. Скоро она, наевшись досыта, заснула недалеко от камбуза и, не веря своему счастью, часто тревожно просыпалась во сне.

Наутро, разбуженная чисткой верхней палубы, собака испуганно озиралась, но Кочнев значительно успокоил ее, поставив перед ней чашку с жидкой кашицей, которой завтракали матросы.

Спустя несколько времени, когда палуба была вымыта, Кочнев вывел ее наверх и предложил матросам оставить ее на корвете.

Предложение было принято с полным сочувствием. Обратились к боцману с просьбой испросить разрешение старшего офицера. Разрешение было получено. Поднялся вопрос, какую дать кличку псу. Все посматривали на весьма неказистую собаку, которая в ответ на ласковые взгляды повиливала обрубком хвоста и благодарно лизала руки матросов, гладивших ее.

– Окромя как Куцым, никак его не назвать! – предложил кто-то. Кличка понравилась. И с той же минуты Куцый был принят в число экипажа «Могучего». (По К. Станюковичу.)

  1. Беседа по восстановленному тексту.

– Как вы восстанавливали текст?

– Что помогало в работе?

– Какие знания по речеведению и грамматике вы привлекали для работы?

  1. Индивидуальная работа с карточкой.

- Прочитайте предложения, данные на карточках

1. Весь день паук ткал в травах.

6. Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу.

летучим багряным инеем.

4. Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали.


стороны, пока не ушла роса.

- Скажите, можно ли назвать их текстом? Обоснуйте своё мнение.

(Нет. Нарушена смысловая цельность, тематическое и композиционное единство)

- Что нужно сделать, чтобы из набора этих предложений получился текст?

(1) связать предложения смысловой и грамматической связью

2) создать композиционное единство: начало, основную часть, заключение

Задание: пронумеруйте предложения в нужной последовательности, установив связи между ними.

2) Работа в парах: сравните выполненную работу с работой соседа, придите к общему результату.

Проверка.

- Как устанавливаем связи?

(1) определяем чёткие временные указания, которые позволяют правильно определить последовательность событий (Весь день - к вечеру - с рассветом - пока не ушла)

2) Определяем тип речи: это повествование, значит глаголы помогают восстановить
последовательность происходящих действий: что было сначала, потом, чем всё закончилось)

  • Прочитаем, что у нас получилось.
  • Сравним с тем, что должно было получится (правильный вариант на интерактивной доске)
  • Докажите, что теперь это не просто группа предложений, а текст (вернитесь к признакам текста и обсудите ответ с соседом).

(Все признаки текста налицо: есть смысловая связь между предложениями; тип связи -цепная (лексический повтор ключевых слов: паук ткал, густой клубок, паутина, натянутые нити, они, клубок; грамматический повтор: сказуемые соседних предложений выражены одинаковыми формами глаголов прошедшего времени совершенного вида единственного числа, они могли бы быть однородными сказуемыми одного предложения; композиционное единство)

На ваш взгляд, закончили мы строить текст?
(Нет. Мы не разбили текст на абзацы)

Задание: работая в парах, разбейте текст на абзацы. Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия. Микротема - наименьшая составная часть общей темы)

Проверка.

  • Из скольких частей будет состоять текст? (Из трёх: начало, основная часть, заключение)
  • Сравним с правильным вариантом (на интерактивной доске)

(Теперь мы отчётливо видим композиционное единство текста. Мы с вами восстановили текст миниатюры Ю. Куранова.)

3) Работа в группах

(группы организуем, повернувшись к соседям, сидящим на другой парте. У нас получилось 9 групп. Каждая выберет себе вопрос по анализу полученного текста и в течение 2-3 минут будет с ним работать. Напоминаю правила работы в группе: а) выслушиваете мнение и аргументы каждого; б) обсуждаете предложенные варианты ответа и вырабатываете общую точку зрения; в) выбираете того, кто будет выступать от группы)

Вопросы для анализа текста:

1. Определить стиль речи (прокомментировать)

Художественный - стиль художественной литературы; его цель - воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин.)


(Справка. Типы речи: повествование, описание, рассуждение. Повествование - рассказ о действиях и событиях в определённом порядке (что было сначала, что потом... и наконец)

3. Какова тема текста?

  1. Какова основная мысль текста?
    (Справка. Основная мысль - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан).
  1. Какова композиция текста? Составить план текста.
  1. Какие образные средства делают текст выразительным?

Сравнение - определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с

другим.)

  1. Какие синонимические замены использует писатель, чтобы избежать повторов?
  1. Определить трудные случаи написания слов (орфограммы).
  1. Объяснить постановку знаков препинания (пунктуацию).

Выступление представителей групп.

  1. Подведение итогов.

Мы сегодня работали с текстом: сначала его строили, потом анализировали.

Работали индивидуально, в парах, в группах. Итогом совместной групповой работы стал

созданный нами текст (комплексный анализ текста).

Текст Ю. Куранова представляет собой художественное повествование с элементами описания (жанр - миниатюра). Писатель рассказывает о том, что произошло с обычной паутиной, в которую «пришла» роса и попал луч света. Он выражает восторг и удивление волшебным превращением обычного клубка паутины, в который осенним утром попали сразу и роса, и луч солнца, в клубок переливающегося света, похожий на все сказочные дворцы сразу. Свое отношение к изображаемому автор выражает с помощью образных средств: сравнения, эпитетов, олицетворений, что придает тексту эмоционально-экспрессивную окрашенность.

Композиция миниатюры соответствует тексту повествовательного типа речи: вступление, основная часть, заключение. Использование глаголов помогает выразить последовательность происходящих действий.

В тексте встретились трудные случаи написания слов: правописание суффиксов наречий, прилагательных, глаголов. Пунктуация в тексте несложная: запятая в ССП, СПП, в простом предложении с однородными членами.

Заканчивая наш урок, мне хотелось бы, немного поиграть с вами. Игра называется «Фруктовый сад». На партах у вас лежат лимончики и яблочки (разноцветные стикеры), необходимо на яблоках написать, что вам понравилось и запомнилось на сегодняшнем занятии, а на лимончиках – что было непонятно, вызывало затруднения или просто не понравилось.

  1. Домашнее задание.
  1. Выучить записи в тетради.
  2. Повторить орфографию и пунктуацию (будет диктант).
  3. Работа по карточкам (вариант 2, часть 2).

Вопросы для анализа текста:

1 .Определить стиль речи (прокомментировать)

(Справка. Стили речи: художественный, научный, публицистический, разговорный, деловой.

Художественный - стиль художественной литературы; его цель – воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин.)

2. Определить тип речи текста (прокомментировать)
(Справка. Типы речи: повествование, описание,рассуждение.

Повествование - рассказ о действиях и событиях в определённом порядке (что было сначала, что потом... и наконец)

3. Какова тема текста?
(Справка. Тема текста - это то, о чём говорится в тексте)

4. Какова основная мысль текста?
(Справка. Основная мысль - это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан)

5. Какова композиция текста? Составить план текста.
(Справка. Композиция - построение текста)

6. Какие образные средства делают текст выразительным?
(Справка. Эпитет - образное определение.

Метафора - переносное значение слова, когда одно явление уподобляется другому.

Олицетворение - уподобление неживого предмета живому существу.

Сравнение - определение одного предмета или явления при помощи сопоставления

с другим.)

7. Какие синонимические замены использует писатель, чтобы избежать повторов?
(Справка. Синонимы - слова, которые звучат и пишутся по-разному, но имеют сходное лексическое значение).

8. Определить трудные случаи написания слов (орфограммы).

9. Объяснить постановку знаков препинания (пунктуацию).

  1. К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках.
  2. С рассветом пришла в паутину роса.


5. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или
летучим багряным инеем.

7. Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со
стороны, пока не ушла роса.

1.К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках.

2.С рассветом пришла в паутину роса.

3. Весь день паук ткал в травах.

4. Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу.
5. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или
летучим багряным инеем.

6. Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали.

7. Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со
стороны, пока не ушла роса.

КУЦЫЙ

1. Этот жест возбудил в собаке жадное внимание.

2. Знакомство с Куцым произошло совершенно случайно.

3. Предложение было принято с полным сочувствием.

4. И с той же минуты Куцый был принят в число экипажа «Могучего».

5. Кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту бросил собаке куски черного хлеба и отрезки рубцов купленных на свои копейки.

6. Обратились к боцману с просьбой испросить разрешение старшего офицера.

7. Это было в Кронштадте в один ненастный и холодный воскресный день дня за три до отхода «Могучего» трехмачтового военного судна в кругосветное плавание.

8. Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах.

9. Несчастный вид ее возбудил жалость в матросах.

10. Разрешение было получено.

11. Собака подозрительно взглянула своими умными глазами на матроса но несколько дальнейших ласковых слов произнесенных доброжелательным тоном успокоили ее насчет недобрых намерений и она жалобно завыла.

12. Выписывая ногами затейливые вензеля матрос Кочнев возвращался на корвет стоявший в военной гавани и заметил в переулке собаку прижавшуюся к водосточной трубе и вздрагивающую от холода.

13. Окромя как Куцым никак его не назвать предложил кто-то.

14. Скоро она наевшись досыта заснула недалеко от камбуза и не веря своему счастью часто тревожно просыпалась во сне.

15. Матрос подошел ближе и погладил ее она лизнула ему руку тронутая лаской и завыла еще сильней.

16. Ее стали гладить и повели кормить вниз.

17. Поднялся вопрос какую дать кличку псу.

18. Ты брат чей будешь проговорил он останавливаясь около собаки.

19. Собака с алчностью бросилась на пищу и в несколько секунд съела все и снова вопросительно смотрела на матроса.

20. Жалкий вид этой бесприютной собаки тронул матроса.

21. Он ласково свистнул.

22. Все посматривали на весьма неказистую собаку которая в ответ на ласковые взгляды повиливала обрубком хвоста и благодарно лизала руки матросов гладивших ее.

23. Наутро разбуженная чисткой верхней палубы собака испуганно озиралась но Кочнев значительно успокоил ее поставив перед ней чашку с жидкой кашицей которой завтракали матросы.

Подписи к слайдам:

Что такое текст

Цели занятия: Познакомиться с признаками текста и его функционально – смысловыми типами; Активизировать умение определять тему, основную мысль текста; Развивать умение строить текст по его признакам.

Задачи занятия: Связывать предложения в тексте смысловой связью; Выдерживать в тексте композиционное единство: начало, основную часть и заключение; Соединять предложения и части текста с помощью грамматической связи: цепной и параллельной.

Термин «текст» от лат. textum – ткань, связь, соединение, сцепление.

1) «Текст можно определить как сообщение в письменной форме, характеризующееся смысловой и структурной завершённостью и определённым отношением автора к сообщаемому» (Л. М. Лосева). 2) «Под текстом понимается логически и структурно организованная совокупность высказываний, характеризующихся единством тематики» (Е. С. Скобликова).

3) «Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее завершённостью, объективированное в виде письменного документа, литературно обработанное в соответствии с типом этого документа» (И. Р. Гальперин). 4) «Текст – это законченное, завершённое произведение» (из учебника «Русский язык» 10 класс. Авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, О. В. Чиндилова).

5) «Текст – любое произведение словесности, выраженное в устной или письменной форме, а также законченный фрагмент произведения. Это и отдельный абзац, и целая книга. Текстом может быть даже одно предложение. Текст представляет собой единство содержания и словесной формы выражения этого содержания» (Р. И. Альбеткова). 6) «Текст – это объединённая смысловой связью последовательность предложений, абзацев, глав и т. д., основными (категориальными) свойствами которой являются связность, целостность и единство» (из книги: Л. С. Степанова, И. Б. Маслова, А. В. Терентьева. Русский язык. Тематические тренировочные задания).

7) «Текст – это произведение письменной или устной речи, предназначенное для общения (коммуникации). Как коммуникативное произведение текст несёт в себе определённое сообщение, информацию. Собственно, текст и создаётся для того, чтобы автор мог передать читателю какую-то информацию».

Что такое текст? Текст - это несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью. Предложения между собой соединены по смыслу и грамматически.

Признаки текста: Информативность Членимость текста на определённые части, единицы Связность Целенаправленность

Тема – то, о чём говорится в произведении. Проблема – вопрос, который автор исследует в своём произведении.

Функционально-смысловые типы речи(текста): Описание Повествование Рассуждение

Т ипы связи между предложениями и частями текста - цепная; - параллельная.

Цепная связь осуществляется: - повтором ключевого слова (оно может обозначать субъект действия, действие, место действия, признак); - заменой слова из предыдущего предложения его синонимом в последующем предложении; - заменой слова местоимением; - грамматическим повтором; - семантическими и ассоциативными связями.

Параллельная связь осуществляется через сопоставление одного предложения с другим. Параллельная связь усиливается при помощи вводных слов. При параллельной связи часто используются наречия места.

КУЦЫЙ Знакомство с Куцым произошло совершенно случайно. Это было в Кронштадте в один ненастный и холодный воскресный день, дня за три до отхода «Могучего», трехмачтового военного судна, в кругосветное плавание. Выписывая ногами затейливые вензеля, матрос Кочнев возвращался на корвет, стоящий в военной гавани, и заметил в переулке собаку, прижавшуюся к водосточной трубе и вздрагивающую от холода. Жалкий вид этой бесприютной собаки тронул матроса. – Ты, брат, чей будешь? – проговорил он, останавливаясь около собаки.

Собака подозрительно взглянула своими умными глазами на матроса, но несколько дальнейших ласковых слов, произнесенных доброжелательным тоном, успокоили ее насчет недобрых намерений, и она жалобно завыла. Матрос подошел ближе и погладил ее; она лизнула ему руку, тронутая лаской, и завыла еще сильней. Тогда Кочнев стал шарить у себя в карманах. Этот жест возбудил в собаке жадное внимание. Кочнев зашел в мелочную лавочку и через минуту бросил собаке куски черного хлеба и отрезки рубцов, купленных на свои копейки.

Собака с алчностью бросилась на пищу и в несколько секунд съела все и снова вопросительно смотрела на матроса. Он ласково свистнул. Собака двинулась за ним и не без некоторого смущения вошла по сходням на корвет и вслед за матросом очутилась на баке среди толпы людей, испуганная и будто сконфуженная своим непривлекательным видом. Несчастный вид ее возбудил жалость в матросах. Ее стали гладить и повели кормить вниз. Скоро она, наевшись досыта, заснула недалеко от камбуза и, не веря своему счастью, часто тревожно просыпалась во сне.

Наутро, разбуженная чисткой верхней палубы, собака испуганно озиралась, но Кочнев значительно успокоил ее, поставив перед ней чашку с жидкой кашицей, которой завтракали матросы. Спустя несколько времени, когда палуба была вымыта, Кочнев вывел ее наверх и предложил матросам оставить ее на корвете. Предложение было принято с полным сочувствием. Обратились к боцману с просьбой испросить разрешение старшего офицера. Разрешение было получено.

Поднялся вопрос, какую дать кличку псу. Все посматривали на весьма неказистую собаку, которая в ответ на ласковые взгляды повиливала обрубком хвоста и благодарно лизала руки матросов, гладивших ее. – Окромя как Куцым, никак его не назвать! – предложил кто-то. Кличка понравилась. И с той же минуты Куцый был принят в число экипажа «Могучего». (По К. Станюковичу.)

1.К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках. 2.С рассветом пришла в паутину роса. 3.Весь день паук ткал в травах. 4.Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу. 5.Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или летучим багряным инеем. 6.Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали. 7.Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со стороны, пока не ушла роса.

Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной микротемы к другой. Каждый новый абзац отражает тот или иной этап в развитии действия. Микротема - наименьшая составная часть общей темы.

Весь день паук ткал в травах. К вечеру между высокими листьями травы уже колыхался густой клубок на длинных тонких растяжках. С рассветом пришла в паутину роса. Остановился в паутине луч света, и тонкие, туго натянутые нити засверкали. Они покачивались от ветра, то светились голубизной, то наливались белым блеском или летучим багряным инеем. Этот маленький клубок переливающегося света был похож на все сказочные дворцы сразу. Это было так удивительно, что сам паук изумлённо припал к земле, да так и глядел со стороны, пока не ушла роса.

Домашнее задание: 1. Выучить записи в тетради. 2. Повторить орфографию и пунктуацию (будет диктант). 3. Работа по карточкам (вариант 2, часть 2).

Спасибо за внимание


Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
Цель художественной речи – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры, олицетворения).
Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться замыслом автора и основной мыслью высказывания.
СТИЛИ РЕЧИ.
Научный стиль. Р. С. — 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.

. Точным
. Доказательным + термины.
. Обобщенным (о группе предметов)
. Отношения автора нет.
4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.
Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
2. Задача речи:
. Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
. Дать точные указания, рекомендации.
3. Высказывание обычно бывает:
. Официальным
. Точным
. Бесстрастным (лишенным эмоций)
4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.

Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.
(Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
2. Задача речи:
. Сообщить информацию
. Воздействовать на массы
. Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
3. Высказывания бывают:
. Злободневными по теме
. Яркими, страстными, призывными
. Удачный заголовок
4. Языковые средства и приёмы построения текста:
. Прямое обращение к читателю
. Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
. Экспрессивный повтор и стандартная лексика
. Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
. Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
. Параллелизм в построении этих неполных предложений
. Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
. Сочетание книжной и разговорной речи
. Прямые обращения к собеседнику
. Обратный порядок слов (инверсия)
. Риторические вопросы

Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)
1. Заметка (в газету)
. Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
. Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
. Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
. Сообщение о каком-либо процессе как процессе
. Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
. Построение репортажа:
1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным

(односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)
. Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
. лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
. темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)

3. Статья – «объясняющий» жанр
. задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
. Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
. Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
. НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
. Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
. Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
4. Портретный очерк.
. Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
. Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
. Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
. Составные части очерка
1. Описание внешности
2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
3. Отдельные факты биографии
4. Характер, речь
5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.
Задача речи – воздействие.
Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
Описание – речь идёт об одновременных признаках.
Повествование – последовательность действий.
Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.

Список использованной литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://base.ed.ru

Работа начального звена в МСОШ №2 ведется по образовательной программе “Школа 2100”. Одним из дидактических принципов программы является личностно-ориентированное обучение, т.е. обучение, в котором центром педагогической системы становится ребенок, его интересы, потребности, устремления. Личностно-ориентированное обучение это не столько учет возрастных особенностей ребенка и его “ведущей личностной направленности”, сколько построение обучения на основе естественноисторического пути развития предметных знаний.

Предлагаю урок русского языка, проведенный во 2 классе, на этапе ознакомления с новым материалом.

Тема урока: “Текст – что это такое?”

Цель урока:

  • Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.
  • Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
  • Закрепить изученные орфограммы
  • Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

  1. “Вхождение” в тему урока.
  • Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу.

(Звучит музыка П.И. Чайковского)

  • Откройте глазки. Посмотрите на меня и послушайте стихи А.С.Пушкина

(Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта)

  • Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов?

(Я думаю, нам предстоит сегодня сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое)

  • Да, вам предстоит сегодня сделать сегодня несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
  • Исследуйте это предложение и объясните орфограммы.

(ЧУ - пиши с гласной У, ШИ – пиши с гласной И, Ь – показатель мягкости. Разделительный Ь. Имена отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы)

(Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их)

  • Значения каких слов вам непонятны?
Просвещенья, парадоксов, гений

(Учитель читает по словарю слова)

  • Гений
  • – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;
  • Парадокс
  • – (греч. “неожиданный, странный”) мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;
  • Просвещение
  • – распространение знаний, образование
  • Нас ждут на уроке неожиданности и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову ЧУДНЫЙ . Обозначьте корень.

(Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно)

  • Проверьте у доски слова:
  • Подберите антонимы (противоположные по значению слова) к слову чудный
  • Восстановите перепутанную логическую цепочку слов

(Учитель дает набор слов: предложения, слоги, звуки, слова. Ученик у доски восстанавливает цепочку:

звуки => слоги => слова => предложения)

  • Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки.
  • В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20, 6, 12, 19, 20) Вспомните алфавит, чтобы правильно выполнить задание.

(Учитель выставляет это слово)

  • Почему это слово выделено красным цветом?

(Я думаю, это тема нашего урока)

  1. Раскрытие темы урока.

1) Главный вопрос урока (прочитайте на доске)

  • Объясните каждый признак текста.

(Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте.

Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст.

Заголовок – заглавие, название.

Начало, основная часть, концовка – структура текста.

Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту в которой содержится новая мысль.

Ключевые (опорные) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста)

  • Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту
  • Какой признак должен быть обязательно в тексте?

(Тема. Основная мысль)

3) Работа с деформированным текстом .

Справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст.

  • Прочитайте предложения (справа) на доске.
  • Можно ли назвать это текстом?
  • (Я думаю это нельзя назвать текстом.)

    Дети определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске.

    • Посмотрите на эти предложения (слева)
    • Что вы заметили?

    (Это текст, но нет у него концовки, нет заглавия)

    • Придумайте название (Обезьяна. Обезьяна и горох)
    • Придумайте заглавие (Можно взять из текста справа. А придумал свое: “Обезьяне стало весело, и она стала играть горошинами”)
    • Докажите, что это текст (Есть все признаки текста, я назову их)
    • Объясните орфограммы в словах, подчеркните.
    • Кто сможет ответить на главный вопрос урока?

    (Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Это несколько предложений, связанных по смыслу)

    • Предлагаю задание по вариантам.

    Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 6 слов, разберите по членам, подчеркните главные члены.

    Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 3 слов, подчеркните главные члены.

    (Два ученика работают у доски, остальные в тетради)

    (Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина.)

    • Проверим предложения.

    4) Физкультминутка

    • Хотите удивиться и отдохнуть? (Да)

    (Дети встают, учитель показывает рисунок удивительного существа, которое состоит из частей разных животных; ученики называют и изображают их: корова, утка, кенгуру, олень, лошадь, петух, павлин).

    5) Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.

    • Перед вами на листочках текст. Прочитайте его.

    Никита-охотник.

    Есть у Никиты деревянный тигр еще есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет.

    (По Е. Чарушину)

    • Легко ли было читать текст? (Ничего не понятно)
    • Почему? (Нет знаков препинания, нет границ предложений)

    (Граница – линия раздела между предложениями. Знаки препинания человек придумал в XV веке после изобретения книгопечатания)

    • Представьте себе, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Поставьте знаки препинания, определите границы предложений, напишите заглавные буквы, где это нужно.

    (Самостоятельная работа учеников)

    • Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений.

    (Четыре предложения)

    • Прочитайте текст. Докажите, что это текст.

    (Есть у Никиты деревянный тигр. Еще есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет.)

    Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль.

    Вывод: Предложения в тексте имеют границы, они расположены в определенной последовательности.

    • Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили?

    (Два ученика работают у доски)

    • Проверка усвоения темы.

    Тест “Верные и неверные высказывания”

    1. Работа по учебнику “Русский язык” Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой II класс
    • Рассмотрите задание №30, №35
    • Спишите исправленный текст. Подчеркните опасные места.
    • Проверка задания
    1. Итог урока.
    • Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

    (Отгадали по цифрам слово ТЕКСТ. Узнали, что каждое предложение имеет границы. Запомнили признаки текста)

    1. Домашнее задание

    Дописать концовку к тексту “Никита-охотник”.

    Придумать и записать текст на любую тему