Лингвистическое исследование на тему феномен койне. История Г

Койне (от греч. koine dialektos - общий язык, наречие) - наддиалектная форма общенародного языка, возникшая на базе одного или нескольких диалектов и служащая в качестве средства общения (преимущественно устного) между носителями разных диалектов или языков. Примером совр. К. может служить общебразильское К., к-рое бытует в Бразилии как средство общения между европейцами, африканцами и говорящими на разных племенных языках индейцами. Конкретные формы К. зависят от исторических, географических, экономических, социальных и других условий, в к-рых проходило его формирование. В разные исторические периоды понятие «К.» наполнялось разным содержанием.
Первоначально термином «К.» называли обще-греч. язык, сложившийся в позднеантичный, эллинистический период (4 в. до н. э.) на основе диалекта Афин, т. н. аттического диалекта, и служивший единым языком деловой, научной и художественной лит-ры Древней Греции до 2-3 вв. н. э. Др.-греч. К. имело две разновидности - разговорную и литературно-письменную. Эллинистическое К. послужило исторической основой развития среднегреч. и новогреч. языков.
В истории образования и развития рус. языка К. также сыграло существенную роль. Выделяются два периода - киевский и московский. В 10-11 вв. в столице др.-рус. государства Киеве под влиянием её центристской роли из пёстрого сплава диалектов постепенно сложился общий разг. язык - К., в к-ром одни черты были по происхождению южными, а другие - северными (см. История русского языка). К., сложившееся в Киеве, существовало в двух формах - устной и письменной. Живая разг. стихия др.-рус. языка нашла отражение в частной переписке, юридических памятниках и светской лит-ре, где К. употреблялось в обработанном («книжном») и упорядоченном виде. Киевское К. способствовало укреплению единства др.-рус. языка и др.-рус. народности.
С 14 в., после распада единого др.-рус. языка на три самостоятельных языка (русский, украинский и белорусский) и образования вокруг Москвы единого рос. государства - Моск. Руси, начинаются процессы формирования собственно рус. языка, в основе к-рого первоначально лежало ростово-суз-дальское наречие, а впоследствии - моек. К. (16-17 вв.), отразившее в силу срединного геополитического положения столицы языковые особенности и северного, и южного диалектов, впитавшее в себя их общие черты и постепенно становившееся образцовым. В Моск. Руси развивались оригинальная и переводная лит-ра разнообразных жанров, деловая письменность, однако единого лит. языка ещё не было. Моск. К., оказавшее сильное влияние на дальнейшие судьбы рус. языка, особенно литературного, легло в основу начавшего формироваться в 17 в. рус. национального языка. Лит. язык также развивался на основе моек. К.
В современной социолингвистике понимание термина «К.» значительно расширилось. Им обозначают любой «общий» язык с широким диапазоном коммуникативных сфер, служащий средством общения в определённом регионе. В качестве К. может использоваться один из родственных диалектов или языков, реже смешанный диалект или язык, нормализованная лит. форма языка или архаичная форма, общая для всех диалектов или языков, а также один из языков, наиболее распространённый в данном ареале. К. имеет социальную специализацию и своего носителя: если диалект - это язык сельских жителей, язык деревни, то К.- зто «мещанский» (городской) язык, язык города. Т. о., различаются городские (гл. обр. столичные) К. и К. ареала (страны). К. служит важной предпосылкой, а зачастую и основой формирования лит. языка (особенно городские, столичные К.). Устные К. занимают промежуточное положение между т. н. лингва франка (функциональным типом языка, к-рый используется в качестве средства общения между носителями разных языков в ограниченных сферах социальных контактов) и общенациональным лит. языком. Эти промежуточные формы языкового существования наблюдаются во многих странах с развитыми национальными языками. В русистике отмечают, что большинство совр. сельского населения в России говорит или на общенациональном лит. языке, или на своеобразных «переходных К.», к-рые являются промежуточными формами между прежними диалектными системами и общенациональным лит. языком. Кроме устных, возможны также письменные К., напр. латынь как научно-письменное К. в ср.-век. Европе.
В совр. условиях активных контактов и взаимовлияния языков (см. Контакты языковые) возникают различные функциональные типы языков, к-рые могут иметь сходные черты с К. Напр., говорят о сходстве К. и т. н. национальных вариантов развитых языков мира (ср. «национальные варианты» исп. языка в странах Лат. Америки, англ. языка в США, Канаде, Австралии, рус. языка в быв. республиках СССР, ныне странах ближнего зарубежья). «Национальные варианты» имеют много общего с К., начиная от их социальной функции быть языками повседневного общения всех ра^оязычных групп населения страны. Они несут в себе черты единого нормализованного языка государственности и имеют или могут иметь местную, локальную окраску, т. к. понятие над-диалектности в К. не означает полного исключения регионального варьирования языка. Иногда К. рассматривается в одном ряду с пиджинами (структурно-функциональным типом «смешан-
ных» языков, к-рые не имеют коллектива ис- 191 конных носителей и используются как средство межэтнического общения в среде разноязычного населения), однако процесс формирования К. принципиально отличается от пиджинизации, предполагающей или существенную модификацию - упрощение структуры языка-источника, или смешивание систем разных родственных или неродственных языков (напр., европейских и местных языков в Юго-Вост. Азии, Африке и др.). К. в процессе развития, как правило, не только сохраняет, но и обогащает язык-источник и складывается чаще всего на базе диалекта или диалектов одного языка или на базе близкородственных языков. Неправомерным является распространение понятия «К.», а также понятий «пиджины», «креольские языки», «лингва франка» и нек-рых других на языки межнационального общения или интернациональные международные языки (в частности, рус. язык, к-рый является и тем и другим; см. Русский язык в международном общении), имеющие глобальное распространение и обладающие широкими социально-политическими и историко-культурными функциями, в силу чего они являются особыми социолингвистическими категориями.

Койне

(греч. koina из koine dialektos - общее наречие). Общенародный язык, возникший в Древней Греции в III-I вв. до н. э. на базе аттического диалекта и вытеснивший из употребления другие диалекты страны. Койне легло в основу развития среднегроческого и новогреческого языков.

Встречается употребление термина "койне" в значении "язык, возникший на базе одного или нескольких диалектов и служащий средством междиалектного общения разноязычных групп населения страны"

Словарь лингвистических терминов

Койне

(др.-греч. κοiνή

1) Общенародный язык, возникший в IVв. до н.э. в Др. Греции на базе аттического с элементами ионического диалекта;

общий язык, возникающий на основе смешения ряда родственных диалектов;

пример естественного К. – латинский язык, вобравший в себя наречия итальянских племен;

пример искусственного К. – санскрит.

Словарь социолингвистических терминов

Койне

Устное средство междиалектного (реже - межнационального) общения, вырабатываемое при социальном и языковом контактировании разнообразных групп населения. Первоначально термин «койне» использовался для обозначения устной речи, возникшей при общении носителей различных диалектов в Древней Греции. В современной лингвистике под К. понимается средство повседневного общения, используемое людьми, говорящими на разных социальных и региональных вариантах языка (ср.: интердиалект). Исторически К. может предшествовать появлению письменности и служить базой для формирования литературного языка. Напр., среднерусский говор - это К., сформировавшееся в Москве и Подмосковье в результате длительного взаимодействия севернорусских и южнорусских диалектов, на базе которого создавался великорусский литературный язык. Как правило, К. - средство устного общения, однако иногда данный термин используется и применительно к письменным формам языка. Напр., лондонское городское К. выступало в качестве наддиалектной формы как в сфере бытового общения, так и сферах городского управления, судопроизводства и др. Термин «койне» применялся иногда по отношению к латыни, выполнявшей функцию межнационального средства общения в сфере науки, религии, юриспруденции, искусства в странах Западной Европы. Социальной предпосылкой появления междиалектного средства общения служит смешанный состав населения, проживающего на определенной территории и взаимодействующего в торговой, культурной, политической и др. сферах деятельности. Термину «койне» близок термин «торговый язык», поскольку исторически К., как правило, формировалось в результате торговых контактов.

городское К . - устный язык, формирующийся как средство общения для смешанного населения, проживающего в городе;

региональное К . - средство общения, распространенное на определенной территории: возникает на базе городского К. в силу влияния городов на экономическую, культурную и языковую жизнь прилегающих территорий;

эмигрантское К . - форма общения смешанного языкового коллектива, в результате массовой эмиграции носителей национального языка, представленного различными формами существования.

См. также: ,

Толковый переводоведческий словарь

Койне

язык, возникший на базе одного или нескольких диалектов и служащий средством междиалектного общения разноязычных групп населения страны.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Койне

♦ (ENG Koine)

(греч. koinê - общий)

повседневный греческий язык, бывший в ходу у жителей Римской империи, а также - язык, к-рым написан Новый Завет .

Значение слова КОЙНЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре

КОЙНЕ

(отгреч. koine dialektos — общий язык) — функциональный тип языка, используемый в качестве основного средства повседневного общения с широким диапазоном коммуникативных сфер в условиях регулярных социальных контактов между носителями разных диалектов или языков. Первоначально термин «К.» применялся в лингвистике лишь к общегрсч. яз., сложившемуся в эллиннстич. период (4— 3 вв. до и. з.) на ионийско-аттич. лиал. основе и служившему единым языком деловой, науч. и худож. лит-ры Греции до 2—3 вв., хотя уже в начале н.э. возникает движение чаттикистов» (Лукнан) против господства К., за возрождение норм старой аттич. лит-ры; эллинистич. К., вытеснившее древние греч. диалекты, послужило ист. основой совр. греч. диалектов, возникших после распада К. (см. Греческий язык). В совр. социолингвистике К. понимается шире — как любое средство общения (гл. обр. устного), обеспечивающее постоянную коммуникативную связанность иек-poro региона; различаются городские К. и К. ареала (страны). В роли К. может выступать наддиа-лектиая форма определ. языка, развивавшаяся на базе одного или неск. диалектов, а также одни из языков, представленных в данном ареале [напр., в многоязычной Респ. Мали в качестве К. распространился язык бамана (бамбара), имеющий иад-диал. форму, сложившуюся как столичное К. в Бамако]. Устные К. занимают промежуточное положение между лингва франка и общенац. лит. языком (см. Литературный язык); К. служит важной предпосылкой формирования лит. языка (особенно городское К.). Иногда К. рассматривается в одном ряду с пиджинами, однако процесс формирования К. существенно отличен от пиджинизации, предполагающей ощутимую структурную модификацию языка-источника, тогда как К. развивается, как правило, по линии сохранения и обогащения языка или диалекта, становящегося К.; пиджин формируется в условиях контактирования и взаимовлияния разных языков, тогда как К. чаще всего (хотя и не всегда) складывается на базе диалектов одного языка или на базе близкородств. языков, в отд. случаях пиджин может приобрести функции К., развиваясь затем в сторону креольского языка (см. Креольские языки). Кроме устных возможны также письменные К., иапр. латынь как иауч.-письменный К. в ср.-век. Европе. . Десннцкая А. В., Наддиалектные формы устной речи и их роль в истории языка. Л.. 1970; Me il let A., Apercu d"une histoire de la langue grecque, P., 197S.b. А. Виноградов.

Лингвистический энциклопедический словарь. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое КОЙНЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • КОЙНЕ
    (греч. koine от koinos - общий), 1) общенародный язык, возникший в 4 в. до н. э. в Др. Греции на …
  • КОЙНЕ
    (от греч. koine dialektos - общий язык), 1) общегреческий язык, сложившийся в 4 в. до н. э. на основе аттического …
  • КОЙНЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    (греч. koin;, от koinos - общий), общенар. язык, возникший в 4 в. до н.э. в Др. Греции на базе аттического …
  • КОЙНЕ в Словаре лингвистических терминов:
    (греч. koina из koine dialektos — общее наречие). Общенародный язык, возникший в Древней Греции в III—I вв. до н. …
  • КОЙНЕ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. koine koine dialektos общее наречие) лингв. общий язык, образующийся на основе смешения ряда родственных диалектов и заменяющий их …
  • КОЙНЕ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. koine лингв, общий язык, образующийся на основе смешения ряда родственных диалектов и заменяющий их все (напр., греческий в позднеантичную …
  • КОЙНЕ в словаре Синонимов русского языка.
  • КОЙНЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. нескл. Язык повседневного общения носителей родственных языков или диалектов, возникший на основе наиболее распространенного из них и вобравший черты …
  • КОЙНЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    койн`е, нескл., …
  • КОЙНЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    койне, нескл., …
  • КОЙНЕ в Орфографическом словаре:
    койн`е, нескл., …
  • КОЙНЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (греч. koine, от koinos - общий), 1) общенародный язык, возникший в 4 в. до н. э. в Др. Греции на …
  • КОЙНЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    койне ср. нескл. Язык повседневного общения носителей родственных языков или диалектов, возникший на основе наиболее распространенного из них и вобравший …
  • КОЙНЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • КОЙНЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    нескл. ср. Язык повседневного общения носителей родственных языков или диалектов, возникший на основе наиболее распространенного из них и вобравший черты …
  • НОВЫЙ ЗАВЕТ в Кратком религиозном словаре:
    Основной (наряду с Ветхим Заветом) литературный источник христианства. В Новый Завет входит (в последовательности канонизации церковью): Евангелия Деяния апостолов 21 …
  • ДЕЯНИЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Деяния святых Апостолов (греч. praxeis ton agion apostolon ; лат. Actus …
  • DIOD.
  • DIOD в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Диодор Сицилийский, I в. до н. э., греческий историк. В юности предпринял путешествие в Европу, Малую Азию и Южную Африку. …
  • ХРИСТИАНСТВО в Большом энциклопедическом словаре:
    [от греч. Христос - Помазанник Мессия; по свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов 11:26, образованное на основе греческого языка с употреблением …
  • ЯЗЫК (СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков (см. Знак языковой), предназначенная для целей коммуникации …
  • ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык греков, вместе с древнемакедонским языком входит в особую греческую группу (ветвь) индоевропейских языков. Число говорящих на Г. я. …
  • АРАБСКИЙ ЯЗЫК в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    язык, язык арабов в странах Зап. Азии и Сев. Африки. Принадлежит к семитской ветви семито-хамитской семьи языков. Число говорящих на …
  • НОВЫЙ ЗАВЕТ в Словаре Кольера:
    (греч. kaine diatheke, лат. novum testamentum) содержит 27 книг, составляющих вторую часть христианской Библии. Греческое слово diatheke означает "завет", "завещание"; …
  • СУАХИЛИ
    — один из банту языков. Распространен в странах Вост. и Центр. Африки (гл. обр. в Объединенной Республике Танзании, в Республике …
  • СОЦИОЛИНГВИСТИКА в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (социальная лингвистика) — научная дисциплина, развивающаися на стыке языкознания, социологии, социальной психологин и этнографии и изучающая широкий комплекс проблем, связанных …

  • условный термин, обозначающий утратившие коммуникативные функции языки письменных памятников различных тюркских народов. Временные рамки их существования достаточно широки. Наиболее …
  • ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    — один из индоевропейских языков (греческая группа). Распространен на Ю. Балканского п-ова и прилегающих к нему о-вах Ионийского и Эгейского …

ПРО СЛАВЯНСКОЕ КОЙНЕ.

Что такое "РУССКИЙ ЯЗЫК"?
Меня всегда занимал такой вопрос: почему так называемый "русский язык" так удивительно похож на болгарский? Пишу "русский" в кавычках, ибо ТАКОЙ НАЦИИ ИЛИ НАРОДА НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО В ПРИРОДЕ, но ТАКОЙ ФЕНОМЕН, как "РУССКИЙ ЯЗЫК" СУЩЕСТВУЕТ. Что это исторически такое? Когда ОН появился на свет? И почему ОН так похож на язык ПОДУНАВСКИХ БЪЛГАР? Почти 90-95% совпадающих слов. Почему ОН при этом гораздо менее похож на другие славянские языки, например, на украинский и белорусский (литвинский); тут совпадений процентов 40-45 (сами эти две мовы совпадают процентов на 80). Но, все равно, 40% – это очень много. И что это реально выражает?

История ПОДУНАВСКИХ БОЛГАР.
Посмотрим внимательно на ПОДУНАВСКИХ БЪЛГАР. В VII-м веке по Р.Х. под предводительством хана Аспаруха они, уходя от полчищ хазар, пришли из Фанагории (это там, где сейчас Тамань, а до болгар было БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО) в Подунавье, в Византийскую провинцию МИЗИЯ и сумели ея завоевать и там поселиться. Император Константин IV Бородатый (правил с 668 по 685 годы по Р.Х.), неплохой, в общем-то, стратег, не сумел их победить в сражении. Византия даже какое-то время даже платила дань болгарам, а потом МИЗИЯ-БОЛГАРИЯ стала для Византии дружеским буферным государством.
Но нас тут интересует другое. Кем были ФАНАГОРСКИЕ БОУЛГАРЫ? ТЮРКСКИМ народом, говорящем на языке тюркской группы. Похожим на тот, на котором говорят теперь родственные им ПОВОЛЖСКИЕ БОУЛГАРЫ. Это было в VII-м веке. А уже в IX-м, во времена солунских братьев, КОНСТАНТИНА и МЕФОДИЯ, все ПОДУНАВСКИЕ БЪЛГАРЫ говорили на языке СЛАВЯНСКОЙ группы. И язык этот был ВОВСЕ НЕ ЯЗЫК, а СЛАВЯНСКОЕ КОЙНЕ, т.е., что-то типа СЛАВЯНСКОГО ЭСПЕРАНТО.
Почему БЪЛГАРЫ поменяли язык? Есть множество причин: проходя через КИЕВСКУЮ РУСЬ, они подобрали с собой много русичей, якы розмовлялы слов’янскою, в МИЗИИ тоже было много славянских племен, которые будучи недовольны Византией, примкнули к Аспаруху. Но все же это – домыслы и не главное. А главное в том, что, придя в МИЗИЮ, храбрые, но диковатые Българы, победив в войне с Византией и завоевав себе Землю Обетованную, в культурном и религиозном отношении ничего не могли противопоставить Империи. ВИЗАНТИЙСКОЕ ХРИСТИАНСТВО оказалось МОЦНЕЕ БЪЛГАРСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА, а ПОПЫ вели проповеди в МИЗИИ отнюдь не на ГРЕЧЕСКОМ КОЙНЕ, как в Константинополе, а на КОЙНЕ СЛАВЯНСКОМ.
Хитрые были эти ВИЗАНТИЙСКИЕ ПОПЫ! Понимали, что РЕЛИГИЯ ДОЛЖНА ГОВОРИТЬ ЯЗЫКОМ НАРОДА, ИНАЧЕ ОТ НЕЯ ОТВЕРНУТСЯ. Не воспримут. Но переводить ВСЕ Евангелия, Деяния Апостолов, Послания, Апокалипсис на языки-мовы ВСЕХ СЛАВЯНСКИХ НАРОДОВ, населяющих ИМПЕРИЮ, и даже ея не населяющих, но зависящих от нея посредством КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА, дело ой какое занудное! Даже неподъемное. И решили ОНИ создать некое КОЙНЕ-ЭСПЕРАНТО, на котором бы ПОНИМАЛИ ПРОПОВЕДИ ВСЕ СЛАВЯНЕ-ХРИСТИАНЕ. И назвалось это СЛАВЯНСКОЕ КОЙНЕ – СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК. Точнее, мы его так сейчас так называем. А тогда просто СЛАВЯНСКИЙ. Это был КАБИНЕТНЫЙ ЯЗЫК, ВЫДУМАННЫЙ ХРИСТИАНСКИМИ ПОПАМИ для ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖБ и ПЕРЕВОДА НА НЕГО КНИГ, прежде всего, НОВАГО ЗАВЕТА ГРЕЧЕСКАГО КАНОНА.
Создано было это СЛАВЯНСКОЕ КОЙНЕ задолго до прибытия Българ в МИЗИЮ. Но сгодилось и для Българ! И Българы за век или два ПОЛНОСТЬЮ ЗАБЫЛИ свой ТЮРКОБОУЛГАРСКИЙ (простите за термин) и ЗАГОВОРИЛИ НА НЕМ. У других, у СЛАВЯНСКИХ народов, принявших ХРИСТИАНСТВО, это КОЙНЕ, этот СТАРОСЛАВЯНСКИЙ просто оставил ГЛУБОКИЙ СЛЕД в их родной мове, а Българы Подунавья ПОЛНОСТЬЮ ЗАБЫЛИ СВОЙ СТАРЫЙ РОДНОЙ ЯЗЫК и стали говорить на этом КОЙНЕ в его ЧИСТОМ ВИДЕ. Подобно МЕКСИКАНСКИМ ИНДЕЙЦАМ, заговорившим на ИСПАНСКОМ. Видно еще и потому так случилось, что это КОЙНЕ сильно ОТЛИЧАЛОСЬ от их старого ТЮРКОБОУЛГАРСКОГО, и, если в языки других славянских народов ОНО ОРГАНИЧНО ВОШЛО В ВИДЕ СОСТАВНОЙ ЕГО ЧАСТИ, то для тюрков-болгар ОНО ЗАМЕНИЛО их старый родной язык ПОЛНОСТЬЮ. Как, впрочем, и у индейцев майя.

О КОЙНЕ ВООБЩЕ.
Несколько слов об истории термина.
КОЙНЕ - особая языковая форма, служащая для общения носителей разных диалектов или близкородственных языков.
КОЙНЕ - (греч. koine, от koinos - общий):
1) общенародный язык, возникший в 4 в. до н. э. в Древней Греции на базе аттического с элементами ионического диалекта;
2) Язык межплеменного или междиалектного общения для ряда родственных племен или народов, образовавшийся на базе наиболее распространенного языка или диалекта, вобравшего черты других языков или диалектов.
В первоначальном смысле КОЙНЕ – это ОБЩЕГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК. Но его отличие от ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОГО КОЛОССАЛЬНО. Изначально КОЙНЕ – это СМЕСЬ РАЗНЫХ ГРЕЧЕСКИХ ДИАЛЕКТОВ, потом КОЙНЕ стали называть тот ЯЗЫК ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОГО МИРА, созданного империей Александра Македонского, продолженного Римской, а затем Византийской Империями. Это тоже было своего рода ЭСПЕРАНТО, искусственный язык МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ. Это КОЙНЕ понимали и в Риме, и в Македонии, и в Палестине. На этом КОЙНЕ были написаны Евангелия и весь НОВЫЙ ЗАВЕТ. Евангельский Иисус говорил на КОЙНЕ. На это КОЙНЕ был переведен и ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. На этом КОЙНЕ читались проповеди и писались богослужебныя книги. Но славяне ЭТОГО КОЙНЕ НЕ ПОНИМАЛИ. Поэтому для них пришлось выдумать СВОЕ, СЛАВЯНСКОЕ КОЙНЕ. Именно на НЕМ Я и пишу этот текст.

СЛАВЯНСКОЕ КОЙНЕ и МОСКОВИЯ.
Про КОЙНЕ Я еще продолжу рассказ, а теперь возвратимся в Историю. На территории Московской области еще в XI-м веке по Р.Х. была финская земля МОКСЕЛЬ, а название МОСКВА по-фински – ГНИЛАЯ ВОДА. Тухлая, болотистая местность. Славянами там и не пахло, а были разные мелкие угрофиннские поселения. "Приют убогого чухонца", – написал бы Пушкин; ну пусть не Чухонца, а Мокши, Мокселя, Тьмутаракана – большая ли разница? Короче, угрофинна. Потом туда пришли киевские завоеватели в лице Юрия Долгорукого, но сколько их было? Капля славян в море финнов? Потом эту землю захватили монголы (тоже этнически близкий к угрофиннам народ), появился Улус Джучи (Золотая Орда), потом из него выделился в качестве административной единицы Московский Улус, затем Московское Ханство(Царство) и только после 1700 года, введя новое летоисчисление, сир Питер Первый (мин Херц), так любивший все западное и справедливо считавший название Московия мракобесным, повелел называть свою Империю Россией или Русью, украв название у соседей-украинцев, ибо правопреемником КИЕВСКОЙ РОУСИ была отнюдь не МОСКОВИЯ, а ЛИТОВСКО-РУСЬКЕ КНЯЖЕСТВО Витовта, а после ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ, куда входили также и белорусы(литвины), и новгородцы. МОСКОВИЯ же была всегда враждебна этим народам, вспомним разграбление деспотом Иваном III (татарское имя Якуб) Новгорода, Ливонскую войну и пр. Уже в те времена московиты были заклятыми врагами славян.
Теперь обратимся к Филологии. Естественно, угрофинны до Долгорукого, да и при нем и после него, разговаривали на своем финском. Потом пришли киевские завоеватели, стали править, и, естественно, ЗНАТЬ ГОВОРИЛА ПО-КИЕВСКИ, т.е. на давньоруськой мове, ну а простой народ? Конечно же, нет! Но, подобно ПОДУНАВСКИМ БЪЛГАРАМ, но уже от БЪЛГАРСКИХ КНИГ на СЛАВЯНСКОМ КОЙНЕ, через ХРИСТИАНСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ, этот КАБИНЕТНЫЙ ЯЗЫК постепенно привился ФИННАМ-МОСКОВИТАМ. Они переставали говорить на своем ЯЗЫКЕ ЕРЗЯ и переходили на ЭТО КОЙНЕ. Этот процесс продолжался 6 веков и завершился лишь в царствование Екатерины II. (Българы справились за два века). И опять же, это КОЙНЕ вытеснило практически весь старофинский состав народного языка, как это произошло в случае с болгарами, ибо финский язык – не славянский. Остались практически только гидронимы и топонимы: Москва, Тверь, Наровчат, Муром, Ногайская степь и прочая, прочая. Зато КОЙНЕ обогатилось многими монгольскими и тюркскими словами, например: Алый, Батыр(Богатырь), Башка, Каны (от Кан – Кровь), Кирдык, Атаман (от тюрк. Ат – Конь) и т.п.
Вот это КОЙНЕ – де-факто "ДОТУРКАНЫЙ" СТАРОБЪЛГАРСКИЙ (времен КОНСТАНТИНА и МЕФОДИЯ) и есть тот самый ВЕЛИКОРУСКІЙ ЯЗЫКЪ, словари которого составляли потом датчанин Владимир Даль и германец Макс Фасмер. Своих, "русских", опять же, не нашлось.

О "БОГАТСТВЕ" САНСКРИТА И СЛАВЯНСКОГО КОЙНЕ.
История богата примерами КОЙНЕ. Вспомним САНСКРИТ. Это тоже КОЙНЕ, да еще какое! Всем КОЙНЕ КОЙНЕ!
Вот Михаил Задорнов нашел там Агни(Огонь), Тада(Тогда), Када(Когда) – и радуется. И сразу вывод: санскрит от "великоруского" произошел. Да большего бреда быть не может! Вот немец туда заглянет и увидит много слов, похожих на готские. И латыш найдет слова, похожие на латышские. И швед найдет, и англосакс. А вот финн не найдет. И эстонец – тоже. И венгр. Потому, что они не арийцы, а финно-угры. Но все индоевропейцы найдут в санскрите кучу слов, похожих на слова из их родных языках. А все потому, что САНСКРИТ – ЭТО АРИЙСКОЕ КОЙНЕ. Не знаю, как уж так получилось, но факт есть факт. Вот вам ссылка на англо-санскритский (и обратно) словарь: http://spokensanskrit.de/. Я набрал самое обычное слово Bird и оказалось что в САНСКРИТЕ около 500 слов, эту самую Птицу обозначающих, где-то 50 – просто Птица, а остальные: Ловчая Птица, Хищная Птица и т.п. 500 различных слов, обозначающих Птицу, это же ужас какой-то! А вывод один: САНСКРИТ – это то еще КОЙНЕ, почище СЛАВЯНСКОГО! Это дикая смесь языков разных народов. И неудивительно, что в САНСКРИТЕ можно отыскать корни древнего праязыка.
А так называемый "великорусский язык" – это СЛАВЯНСКОЕ КОЙНЕ. Оно было использовано для того, чтобы ославянить ПОДУНАВСКИХ БЪЛГАР, ославянить финское население средневековой Московии. Это КОЙНЕ было составлено из давньоруськой мовы (украинского), белоруського, польского, чешского, моравского, словацкого и других славянских автохтонных языков, ну, а также не без влияния византийского общегреческого (койне), латыни и арамейского (тоже койне). Впитав в себя так много языков, это КОЙНЕ, впитало в себя и древние арийские слова, точнее, корни арийских слов, кои входили в эти языки. Занимаясь поиском этимологий слов "русских", эти арийские корни можно сыскать, например, Га – Идти, Путь, отсюда Ладога – Путь к Ладе, но в явном виде, в виде слов, в "русском" эти корни встречаются все же реже, чем в САНСКРИТЕ.
Каково же главное отличие КОЙНЕ от языка НАРОДА-АВТОХТОНА? Оно в наличии чрезмерного, превышающего все пределы необходимости количества синонимов – раз, и в наличии нескольких РАЗНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ корневых, изначальных слов-источников, обозначающих различные, известные с древних времен предметы и понятия (например, части человеческого тела, землю, воду, верх-низ, etc), – два. Грубо, говоря, это, как если бы объединить несколько родственных языков в один. Штучно, искусственно. И потом насаждать с помощью религии, литературы, а в настоящее время и СМИ.
Койне всегда "БОГАЧЕ" отдельного АВТОХТОННОГО ЯЗЫКА. КОЙНЕ УДОБНО, более упорядочено, ибо создавалось НЕ СТИХИЙНО, а УЧЕНЫМИ МУЖАМИ.
Есть, безусловно, и недостатки: КОЙНЕ ОЧЕНЬ ТРУДНО ВЫУЧИТЬ ИНОСТРАНЦУ, а с САНСКРИТА, например, часто бывает ВООБЩЕ НЕВОЗМОЖНО ПЕРЕВЕСТИ НА НОРМАЛЬНЫЙ ЯЗЫК из-за многозначности перевода.
Все это так, и будто бы в этом нет ничего особенного, но надо всегда помнить одну вещь: ТЕ, КТО ГОВОРЯТ на одном из этих КОЙНЕ, например, на СЛАВЯНСКОМ или, скажем лучше, ПОНИМАЮТ ЭТО КОЙНЕ, вовсе не являются НАРОДОМ. Так что эти "русские" или "великоросы" – НЕ НАРОД. Это – разноплеменная общность, конгломерат разных этносов в основном УГРОФИННСКОГО ПРОИСХОЖЕНИЯ.
Ну и что с того, что она имеет СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ? Это о многом не говорит. Народ определяет КРОВЬ и ТОЛЬКО КРОВЬ. Алжирец – это что француз, что ли, живи он хоть в Париже? А еврей, живущий в Америке, все равно останется евреем, пусть даже он НЕ ЗНАЕТ ИВРИТ. А что такое "русский"? Украденное название соседнего народа? Кто такие "русские"? Да никто. Где, скажите, в России, в РФ находится ЗЕМЛЯ, ОБЛАСТЬ, КРАЙ, СЛОБОДА, наконец, где сами КОРНИ ИХ, откуда "РУССКИЕ" ПОШЛИ?
НЕТ ТАКОЙ ЗЕМЛИ И НЕ БЫЛО НИКОГДА.
ОНИ – ВООБЩЕ НЕ СЛАВЯНЕ.
О КАКОМ "РУССКОМ МИРЕ" ОНИ ГОВОРЯТ?

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Безусловно, Путин станет могильщиком его бредовой идеологии "русского мира".
Евреи во всем Мире могут в некотором смысле не нарадоваться на Путина: антисемитизм резко пошел на убыль, а руссофобия – резко возросла. Во всем мире теперь с каждым днем все сильнее ненавидят "русских", и за это Путину "большое комсомольское спасибо".
И вот еще две цитаты.
Одна графа Толстого, автора "Баньки", "Петра I", отъявленного сталиниста в конце жизни и мракобеса-националиста в начале. Но тоже был талантливый человек (без кавычек), иногда и его посещали правильные мысли. БЕЛЫЙ, а затем КРАСНЫЙ ГРАФ А.Н.Толстой писал:
"Есть две Руси. Первая Киевская имеет свой корень в мировой, а по меньшей мере в европейской культуре. Идеи добра, чести, свободы, справедливости, понимала эта Русь так, как понимал ее весь западный мир.
А есть еще вторая Русь – Московская. Это Русь Тайги, монгольская, дикая, звериная. Эта Русь сделала своим национальным идеалом кровавую деспотию и дикую ожесточенность. Эта Московская Русь, из давних времен была, есть, и будет полным отрицанием всего европейского и ожесточенным врагом Европы".
Вторая, правда, – не Русь, а Московия. А остальное – все так и есть.
А вот другая.
"В кровавом болоте московского рабства, а не в суровой славе норманской эпохи стоит колыбель России… Сменив имена и даты, увидим, что политика Ивана III и политика современной московской империи являются не просто похожими, а и тождественными... Россия порождена и воспитана в противной и униженной школе монгольского рабства. Сильной она стала лишь потому, что в мастерстве рабства была непревзойденной. Даже и тогда, когда Россия стала независимой, она и далее осталась страной рабов. Петр I соединил политическую хитрость монгольского раба с величием монгольского владетеля, которому Чингисхан завещал покорить мир. Политика России – неизменна. Русские методы и тактика менялись, и будут меняться, однако главная цель российской политики – покорить мир и править в нем – есть и будет неизменной. "Московский панславизм"– всего лишь одна из форм захватничества". (Карл Маркс. «Разоблачения дипломатической истории XVIII века». Глава 4-я.).

Литература.
1. The Oxford Dictionary of Byzantium, Oxford University Press, 1991.
2. Десницкая А. В. Наддиалектные формы устной речи и их роль в истории языка. Л., 1970.
3. Википедия http://wikipedia-info.ru/tag/kojne-vikipediya/.
4. Білінський В. – Країна Моксель, або Московія. Історичне дослідження. В 3-х книгах. К.: Видавництво імені Олени Теліги, 2012.

Эти термины часто употребляются как синонимы. Однако целесообразно разграничивать понятия, скрывающиеся за этими названиями: арго – это, в отличие от жаргона, в той или иной степени тайный язык, создаваемый специально для того, чтобы сделать речь данной социальной группы непонятной для посторонних. Как считают авторы современного словаря лингвистических терминов, "...в жаргоне преобладает выражение принадлежности к [данной] группе, в арго – языковая маскировка содержания коммуникации" [Васильева и др. 1995: 38]. Но такое противопоставление касается прежде всего истории формирования жаргонов и арго. Синхронно "секретность" уголовного арго весьма относительна; те, кто борется с преступностью, как правило, владеют этим языком вполне хорошо, а идея тайно договориться на арго в присутствии предполагаемой жертвы преступления выглядит вообще наивно. Для этой цели в рамках конкретных преступных сообществ создаются разовые коды того же типа, какими, судя по кинофильмам, пользуются в открытой переписке вражеские шпионы и советские разведчики.

Термин сленг более характерен для западной лингвистической традиции.

Арго, жаргон, сленг – это разновидности социолекта. Специфика каждого

из этих языковых образований может быть обусловлена профессиональной

обособленностью тех или иных групп либо их социальной отграниченностью

от остального общества. Компьютерный жаргон (сленг) – пример профессионально специфичных языковых образований, воровское арго, студенческий сленг – примеры социально специфичных субкодов. Иногда группа может быть обособлена и профессионально, и социально; речь такой группы обладает свойствами и профессионального, и социального жаргона (арго, сленга). Пример – солдатский жаргон, поскольку военное дело представляет собой профессию, люди, занимающиеся этой профессией, живут своей, достаточно обособленной от остального общества, жизнью.

9. Койне

В современной социолингвистике койне понимается как такое средство

повседневного общения, которое связывает людей, говорящих на разных региональных или социальных вариантах данного языка. В роли койне могут выступать наддиалектные формы языка – своеобразные интердиалекты, объединяющие в себе черты разных территориальных диалектов, – или один из языков, функционирующих в данном ареале. Понятие койне особенно актуально при описании языковой жизни больших городов, в которых перемешиваются массы людей с разными речевыми навыками. Межгрупповое общение в условиях города требует выработки такого средства коммуникации, которое было бы понятно всем. Так появляются городские койне, обслуживающие нужды повседневного, главным образом устного, общения разных групп городского населения.

Помимо городских койне выделяют койне ареала, т. е. определенной территории, на которой распространен данный язык (или языки). Так, в многоязычной республике Мали (Африка) в качестве койне используется язык бамана, имеющий наддиалектную форму [Виноградов 1990]. Понятие койне иногда применяется и к письменным формам языка – например, к латыни, использовавшейся в качестве языка науки в средневековой Европе.