Постарайтесь проследить какие инстанции пришлось посетить старушке.

Лесков – автор произведения «Старый гений», по которому нам нужно написать сочинение – рассуждение, отвечая на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?». Это произведение, как ни странно, актуально и по сей день, ведь и в наш двадцать первый век находятся доверчивые старушки, и в наше время имеются несовершенные, размытые законы, и в наше время правы лишь те, у кого власть, кто имеет полные кошельки.

Рассуждение кто виноват в страданиях героини

В произведении Лескова главная героиня — старушка, которая живет со своей дочкой и внучкой. В один из прекрасных дней к ней пришел сын женщины, которую она знала и попросил одолжить денег. Берет он их на время, «как только доедет до Петербурга» он божился все отдать, ведь это для него копейки. И старушка, заложив дом, выручает франта. И что получает? А ничего. Эти деньги никто и не собирал возвращать. Вот только, если для должника это копейки, то для женщины данная сумма – целое состояние. Без денег она не сможет выкупить дом, а значит, «дожить свой век в своем домишке» уже не получится. Страшное будущее рисуется, ведь теперь «в голоде и холоде» придется доживать свои дни.

Женщина отправляется в столицу за правдой, но все отказывают ей в помощи, должника все представители власти боятся. Все ему с рук спускается. Женщине лишь сочувствуют. Поэтому она сама хотела решить проблему, накинувшись на должника, за что еще и взыскание получила, «привлекли к ответственности за нарушение тишины». Отчаяние, страшное будущее, отсутствие поддержки.

Вот что чувствовала женщина и лишь случайность ей помогла решить проблему. Мелкий чиновник, который считал себя гением, помог женщине. Рассуждая на тему: «Кто виноват в страданиях героини», то скажем так. Если судить поверхностно, то виноват молодой столичный франт, который взял в долг, не собираясь его возвращать. Отсюда все беды, страдания и переживания женщины, которой не хотелось старость прожить на улице. Но, здесь затронута намного большая проблема. Нужно смотреть в корень и здесь мы видим, что в произведении Лескова ответ на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?» кроется в законах, которые пишут не для народа, а против него, в несовершенной судебной системе, в неравенстве людей перед законом.

КТО ВИНОВАТ В СТРАДАНИЯХ ГЕРОИНИ? (ПО РАССКАЗУ Н.С. ЛЕСКОВА «СТАРЫЙ ГЕНИЙ»)

Творчество Н.С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа «Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте», «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость». Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.

Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом («он всем нам надоел»), но остающимся безнаказанным, так как «было у него какое-то могущественное родство или свойство». Поэтому-то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая «мелочь жизнь» изображается Н.С. Лесковым. Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей «сны снятся» и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон «кто богаче, тот и прав». Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где «гений Иван Иванович» в этом рассказе. А в существование таких людей Н.С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа «Старый гений» не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: «по своей сердечной доброте и простоте», «выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость». Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.

Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом («он всем нам надоел»), но остающимся безнаказанным, так как «было у него какое то могущественное родство или свойство». Поэтому то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая «мелочь жизнь» изображается Н. С. Лесковым. Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей «сны снятся» и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон «кто богаче, тот и прав». Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где «гений Иван Иванович» в этом рассказе. А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

В произведении писатель раскрывает грустную правду повседневной жизни россиян того времени и выражает надежду на изменение к лучшему.

Основной персонаж рассказа – пожилая помещица, которая по доброте души решила помочь молодому человеку из знатной семьи погасить карточный долг. Женщина отдает в залог собственный дом, в котором кроме нее проживает больная дочь с маленькой внучкой, но молодой франт и не думает рассчитываться с долгом.

Отчаявшаяся старушка решается обратиться за защитой в суд и отправляется в столицу, где опытный адвокат выигрывает судебный процесс в пользу пострадавшей от мошенника женщины. Однако в связи с тем, что великосветский франт скрывается от старушки, ему никто не может вручить постановление суда. Бюрократическая государственная система в лице российских чиновников различных рангов отказывается пожилой женщине в помощи. Устав от бесконечных хождений по кабинетам, она вынуждена обратиться к помощи незнакомого ей таинственного человека Иван Ивановича, за пятьсот рублей согласившегося решить проблему старушки.

Иван Иванович нанял помощника для выполнения задуманного им плана. Проведя необходимую работу, частные сыщики выяснили, что молодой аферист в ближайшее время планирует покинуть страну со своей новой возлюбленной. Отправившись на вокзал, Иван Иванович разыгрывает ссору с юношей, в которую пришлось вмешаться полицейским. В этот момент должнику передают судебный документ, и ему ничего не остается, как вернуть деньги старушке. Помещица с облегчением осознает, что с помощью обычного человека ее проблема окончательно разрешена.

Автор задает читателю вопрос о том, кто же виноват в длительных страданиях главной героини рассказа. И это не только молодой повеса, имеющий благодаря семье значительный вес в обществе, и не сама старушка, которая из-за своей наивности поверила мошеннику, а отсутствие прав граждан перед прогнившей бюрократической общественной машиной, работающей только для высшего света и нежелающей по мелочам ради обычных людей выполнять служебные обязанности. Но, писатель верит в счастливое общество и именно поэтому раскрывает в образе Иван Ивановича самобытность русской души и гениальность российского характера, готовой прийти на помощь малоимущему человеку и достигнуть благородной цели.

Вариант 2

В произведении «Старый гений» Лесков раскрывает всю правду российского народа. Где-то в глубине души автор старается и надеется, что все совсем скоро поменяется, но пока изменений не предвидится.

Главной героиней стала одна пожилая женщина, вместе с которой жили больная дочь и внучка. Она решила помочь одному молодому парню, который попал в безысходное положение. Дело в том, что больше всего на свете ему нравилось играть в карты, и иногда он проигрывал все что заработал или все что давали ему родители. И практически постоянно уходил в минус и искал деньги для того чтобы рассчитаться с долгом, а потом продолжить свое занятие. Сначала родители выручали его и верили, что дальше он не будет этим заниматься. Но он продолжал играть и проигрывать деньги. И однажды они оставили его без денег и сказали, чтобы он зарабатывал теперь на жизнь самостоятельно. Когда об этом узнала одна женщина, то решила помочь. Да к тому же она ни разу раньше не видела этого парня. Она заложила дом в его долг. Кроме этого она думала, что после этого он отдаст ей все деньги и вернет дом. Но все оказалось совсем не так. После этого он просто пропал, а женщина осталась без дома.

Тогда женщина отправляется в Москву для того чтобы разыскать хорошего адвоката, который отыщет данного парня и вернет дом обратно женщине. Конечно же, суд играет в пользу старушки, вот только теперь этого парня нигде не могут разыскать и никто его нигде не видел.

Тогда она идет к чиновникам. Но там каждому из них был выплачено хорошее вознаграждение за то, что они просто молчат. И поэтому женщина опять осталась без всего.

В это время рядом со старушкой появляется один мужчина по имени Иван, который готов не только выслушать подробный рассказ, но и действительно помочь. Но только за дело ему нужно заплатить и сумма эта будет небольшая.

Сразу же после выплаты денег он начинает поиски и уже вскоре тот самый парень нашелся. Оказывается, он сидел у своей любовницы и прятался от всех и ждал, когда все уляжется, а потом он опять примется за дело. Но только на этот раз ничего не пройдет мимо. Они договорились встретиться на вокзале, а потом между ними возникает драка. И сразу же к ним подъехала полиция. Они хотели увезти их в отделении, но тут Иван объяснил всю причину и вручил парню постановление, где указано, что все, что он взял у старушки, он должен вернуть назад.

Виновных в этом произведении очень много и каждый по-своему. Чиновники виноваты в том, что не стали искать виновников, потому что им заплатили за тишину. А вот парень не искал пути разрешения своей беды, а пользовался чужими деньгами и всем что у них есть.

Несколько интересных сочинений

    Я долго не мог решить, что из лирики Пушкина я могу назвать любимым произведением. Александр Сергеевич известен любовной лирикой, его «Евгений Онегин» очень популярен, у него очень много стихотворений

Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова “Старый гений”)

Творчество Н. С. Лескова является важным этапом в формировании национального своеобразии русской литературы. Он не боялся говорить о своей стране и своем народе самую горькую правду, потому что верил в возможность их изменения к лучшему. В своих произведениях он уделяет особое внимание судьбе простолюдинов. И хотя героиня рассказа “Старый гений” не крестьянка, а помещица, но она бедная старушка, оказавшаяся в безвыходном положении. Изображается эта женщина с большой авторской симпатией: “по своей сердечной доброте и простоте”, “выручила из беды одного великосветского франта, заложив для него свой домик, составлявший все достояние старушки и ее недвижимость”. Потом писатель подчеркнет ее исключительную честность.
Судебное дело, затеянное героиней, решится быстро и благоприятно для нее. Но дальше этого власти не сдвинутся. Никто не захочет связываться с молодым человеком, ведущим себя откровенно бессовестным образом (“он всем нам надоел”), но остающимся безнаказанным, так как “было у него какое-то могущественное родство или свойство”. Поэтому-то даже судебную бумагу не могли ему вручить, советуя старушке бросить добиваться от него уплаты долга, хотя и сочувствовали ей. Вот такая “мелочь жизнь” изображается Н. С. Лесковым. Нет здесь ни яростного осуждения беспомощных властей, ни бесчестно молодого человека, ни простодушной старушки, верящей людям только потому, что ей “сны снятся” и предчувствие есть. Но за этой ситуацией, так просто и безыскусно переданной, встают серьезные и глубокие выводы автора. При чтении этого рассказа невольно напрашивается вопрос: если уж такое мелкое разбирательство не просто безответного крестьянина, а помещицы, и не Бог весть с какими значительными лицами, а с молодым франтом из знатной семьи не смогли ни низшие, ни высшие инстанции разрешить, то на что же вообще тогда годятся власти? И каково людям жить при таком бесправии? Рассказ написан о пореформенном времени, и писатель показывает, что сущность государственной системы осталась прежней, что судьбы людей мало заботят чиновников всех рангов, что продолжает управлять жизнью закон “кто богаче, тот и прав”. Поэтому и будут страдать от несправедливости простые люди, если не придут им на помощь другие такие же простые, но честные, порядочные и находчивые люди, где “гений Иван Иванович” в этом рассказе. А в существование таких людей Н. С. Лесков горячо верил и именно с ними связывал свои надежды на возрождение России, на ее великое будущее.

(No Ratings Yet)

  1. Смерть Катерины – это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова...
  2. Поэт гениально воплотил в трагедии дух своего времени, проникнутого безудержной жаждой самоутверждения, расчетливостью и жестокостью, и личную жизненную драму. Сюжет пьесы основан на легенде об отравлении известным венским композитором Антонио...
  3. В жизни каждого поэта были роковые встречи, и Константин Батюшков в этом вопросе не является исключением. В 1813 году, гостя у знакомых в Петербурге, поэт знакомится с Анной Фурман и...
  4. Габриэль Гарсия Маркес один из самых известных писателей современности, яркий представитель литературы “магический реализм”. Данное направление возникло как новое направление в латиноамериканской литературе в 30-40 гг. XX века. В ее...
  5. КТО ВИНОВАТ В ТОМ, ЧТО ПЕЧОРИН ПРЕВРАТИЛСЯ В “ЛИШНЕГО ЧЕЛОВЕКА”? На мой взгляд, ответ на подобный вопрос банален и прост: “Никто не виноват”. Поиски виновного всегда бессмысленны, если они не...
  6. Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно...
  7. Принято считать, что в романе “Война и мир” у Толстого одна любимая героиня – это Наташа Ростова. Толстой, безусловно, любил Наташу. Эта героиня на самом деле прекрасна и непредсказуема. Прототипом...
  8. Раскройте специфику русского национального характера в прозе Н. С. Лескова (на примере любого произведения). При ответе на вопрос, поставленный в задании, отметьте доминирующий характер заявленной темы в творчестве писателя. Укажите,...
  9. Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был “причислен” к классикам лишь во второй половине...
  10. Образ лирической героини в творчестве А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой Мы коронованы тем, что одну с тобой Мы землю топчем, что небо над нами – то же! М....
  11. Психологический портрет пушкинской героини Татьяны Лариной весьма интересен и достоверен. Автор создает гармоничный образ провинциальной девушки, к которой впервые в жизни пришла любовь. Татьяна предстает нежной, ранимой, впечатлительной и несколько...
  12. Чехов – мастер короткого рассказа. Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, которые живут в ограниченном футлярном мирке. Поэтому главной темой его рассказов стала тема смысла...
  13. Русская литература 2-й половины XIX века Тема человека в русской литературе. (По рассказу И. С. Тургенева “Певцы”) Тема человека – одна из главных в произведениях русской классической литературы. Эту тему...
  14. ЛЮБОВЬ К ЖИЗНИ (по одноименному рассказу Дж. Лондона) 1 вариант Произведения американского писателя Джека Лондона необыкновенно реалистичны. Они посвящены простым людям, на долю которых выпало много трудностей и испытаний. В...
  15. Иногда приходится слышать, что “о любви не говорят – о ней все сказано”. Действительно, тысячи лет, которые существует Человечество, люди говорят, пишут, поют о любви. Но сумеет ли кто-нибудь дать...
  16. В повести “Очарованный странник” Н. Лесков создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему...
  17. Не того ждала я, как шла к венцу. Н. А. Некрасов. Творчество Лескова отличается от творчества других русских писателей XIX века. Лескова интересуют те же проблемы, которые интересовали его современников,...
  18. Волк является героем многочисленных сказок, мифов, легенд и преданий. И везде его изображают злым, глупым, страшным. И это очень похоже на правду, ведь волк – это хищник. А хищники, как...
  19. Русская литература 2-й половины XIX века Поиски цели и смысла жизни человека в русской классической литературе. (По рассказу Л. Н. Толстого “После бала”) В чем смысл жизни? Для чего создан...
  20. ТРУДНОСТИ ПОСЛЕВОЕННОГО ВРЕМЕНИ (по рассказу В. Г. Распутина “Уроки французского”) 1 вариант Из рассказа В. Г. Распутина “Уроки французского” мы узнаем, насколько трудной и суровой была жизнь после окончания Великой...
  21. ГОСПОДИН СОБСТВЕННЫХ ИЛЛЮЗИЙ (по рассказу И. А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”) От жизни человечества, от веков, поколений остается на деле только высокое, доброе и прекрасное, только это. И. А. Бунин...
  22. Впечатления от посещения И. Буниным имения своего брата легли в основу и стали главным мотивом рассказа “Антоновские яблоки”. Произведение заслуженно считается вершиной творчества писателя. Рассказ неоднократно перерабатывался, синтаксические периоды сокращались,...
  23. Что определяет человека как личность? Как не потерять человеческое достоинство не на словах, а на деле? Эти и многие другие вопросы возникают, когда листаешь страницы произведений А. Чехова. А еще,...
  24. ЧЕМ МНЕ ПОНРАВИЛСЯ ГЕРАСИМ (по рассказу И. С. Тургенева “Муму”) Герасим – главный герой рассказа И. С. Тургенева “Муму”. Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой...
  25. Джек Лондон в своем творчестве всегда пытается найти ответ на вечный вопрос: в чем смысл жизни? Мне кажется, что для него это – борьба. В его рассказе “Любовь к жизни”... Виктор Петрович Астафьев прошел нелегкий жизненный путь. В детстве ему пришлось беспризорничать. Затем он попал в детский дом заполярного порта Игарка. Наверное, поэтому Астафьевым много было написано рассказов для детей....
  26. Размышления об образе Ивана Васильевича, от лица которого ведется повествование в рассказе Л. Н. Толстого “После бала”, заставляют читателя в должной мере оценить душевные качества главного героя. В юности Иван...
  27. “В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства…” (М. Ю. Лермонтов). (По рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) В каждом человеке живет герой. Но для того, чтобы...
Кто виноват в страданиях героини? (по рассказу Н. С. Лескова “Старый гений”)