Прокопий Кесарийский: биография, вклад в науку, произведения. Прокопий Кесарийский: «История войн»

Прокопия Кесарийского (ок. 500-560-е гг.) следует считать центральной фигурой ранневизантийской историографии. Он был автором многочисленных объемных сочинений в жанре исторической прозы: его «Истории», или «Войны», включают в себя два тома описаний войн с Сасанидским Ираном (530-532, 540-549), два тома войн с вандалами (533-534), три - с готами (535-550) и завершаются еще одной книгой. Строительной деятельности Юстиниана посвящено сочинение «О постройках».

На Прокопия ссылаются, его тексты используют, компилируют, цитируют все последующие поколения византийских историков вплоть до XIV-XV вв. Но дело не только в объеме написанного Прокопием и не только в уникальности его исторических свидетельств, имеющих исключительное значение для историка. Интересна неоднозначность его личности как автора: выдержанные в духе политической ортодоксии его основные исторические труды резко контрастируют с еще одной, очень важной его книгой. Это так называемая «Тайная история», в которой раскрытие истинной сущности описываемых событий, восхваляемых в официальной историографии, доходит до грани политического памфлета.

Подобно многим ранневизантийским литераторам, Прокопий происходил с востока - он родился в Палестине, в Кесарии Стратоновой, в знатной, по всей видимости, семье, а образование - риторическое и, возможно, юридическое - получил также в одном из главных центров культуры византийского Востока - в Бейруте. Его дальнейшая жизнь - секретаря, советника, посланника - тесно связана с судьбой могущественного полководца Велисария, с которым Прокопию довелось обойти многие земли - Сицилию, Карфаген в Африке, Италию, участвовать в многочисленных войнах и дипломатических переговорах - с вандалами, готами, персами. Естественно, Велисарий становится главным героем «Войн» Прокопия; его победы представлены решающими для судеб государства, а неудачи извинительными.

Напротив, император Юстиниан, воспринимаемый входившим в круг высшей сенаторской аристократии писателем, скорее всего, как парвеню, оценивается в значительно более сдержанных тонах, а в «Тайной истории» и резко критикуется. Причем Юстиниан здесь представляется не только виновником несчастий варварских вторжений, но и чуть ли не причиной природных катастроф.

Однако, при всей резкости оценок, Прокопий вполне привержен идее исключительности императорской власти в Византии. Действительно, византийские завоевания при Юстиниане вновь раздвинули пределы ромейских границ почти до размеров Римской империи Августов: вновь внутренними провинциями стали (пусть на время) и Италия, и Северная Африка, и Малая Азия, и Армения.

Существенным для оценки мировидения историка является то, что описываемые им земли и события он видел сам: принцип автопсии был для него основой «истины» - главной цели исторического познания, по утверждению автора (I.1,3), противопоставлявшего в духе античной традиции «миф» и «историю» (VIII. 1,13). Именно эффекту авторского присутствия обязаны мы и пространными экскурсами, описаниями народов, их обычаев, дальних земель; Прокопий донес до нас и уникальные сведения о древних славянах - склавинах и антах.

Древняя топика архаизированной этнонимии и образной стереотипии у Прокопия - дань литературным нормам историописания - не противоречит реальности свидетельств очевидца: этикетность словоупотребления при описании «этнического портрета» варвара лишь оттеняется характерными индивидуальными деталями, подмеченными историком в описываемом явлении. Это видимое противоречие снимается, если принять во внимание культивируемый Прокопием, как ученым литератором, принцип мимесиса (подражания) античным образцам прозы. Многочисленные параллели или скрытые цитаты из Геродота и Фукидида, его стилистический аскетизм не превращают в беллетристическую фикцию описание чумы (ср. аналог у Фукидида) или идеализацию мира варваров (ср. скифский экскурс у Геродота).

Но Прокопий, современник и участник восстановления имперских границ, укрепления государственного могущества, формирования идеологии верховной власти византийского императора, словом, - свидетель роста могущества сильного монарха Юстиниана, - напротив, проникнут скепсисом, критикой, не склонен к однозначному восхвалению власти и оружия. Прокопий стал одним из первых историков, создавших особые формы критики императоров в условиях византийского политического униформизма. Скорее всего, это также отвечало требованиям раскрытия «истины» исторического процесса, декларировавшимся автором «Войн». При всем традиционализме идеи римской государственности у Прокопия, им фактически осуждается юстиниановская политика реконкисты. Этим объясняются и его примирительные настроения по отношению к миру «варваров».

В качестве очевидца и современника описываемых событий Прокопий сообщает о ходе так называемой Готской войны Юстиниана I, об укреплении Дунайского лимеса Византии, о разрушении его вождем «скифов и массагетов» Аттилой. Наибольшее число свидетельств касается гуннов, так называемых «белых гуннов», или эфталитов, описываются кампании на Северном Кавказе, в районе Меотиды (Азовского моря). Кавказские гунны, называемые «массагетами», идентифицируются нередко с сабирами. Гуннские завоевания, по Прокопию, захватывают и Крым. Описывается и заключение мирного договора с гуннами в г. Боспоре (совр. Керчь) императором Юстином I в 523 г. Подробно излагаются события истории народов, населявших северное побережье Черного моря. Северопонтийские и приазовские народы, о которых Прокопий знает по рассказам участников готского посольства 547/48 г. к императору Юстиниану, называются «киммерийцами» и идентифицируются с утигурами и кутигурами. Утигуры локализуются на востоке от Дона и у Азовского моря, кутигуры - западнее. «Массагетами» названо одно из гуннских племен. Прокопий дает бытовые зарисовки характера, обычаев, одеяния и мод гуннов, военной тактики сабиров, нравов других народов Восточной Европы. Сведения о «варварах», к которым писатель относится с опасением, но без враждебности, следует считать в целом достаточно достоверными. Помимо личных наблюдений, устных рассказов послов, купцов, наемников, Прокопий использует и исторические труды - Приска Панийского, Евстафия Епифанийского, карты, отчеты, письма, другие материалы древних архивов. Важнейшими являются подробные сведения об антах и славянах. Немало говорится и о северокавказских народах - об аланах, авасгах, лазах, апсилиях и др.

  Издание: Procopii Caesariensis Opera omnia / Ed. J. Haury. Lipsiae, 962-1964. Vol. 1-4.

  Перевод: Прокопий Кесарийский. История войн; Тайная история; О постройках / Пер. и комм. Л.А. Гиндина, В.Л. Цымбурского, С.А. Иванова // Свод древнейших письменных свидетельств о славянах. М., 1991. Т. 1 (2-е изд. 1995); Прокопий Кесарийский. Война с готами / Пер. С.П. Кондратьева. М., 1996. Т. 1; Т. 2 (О постройках); Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер. А.А. Чекаловой. М. 1993 (2-е изд. СПб., 2001).

  Литература: Veh 1951-1952. Bd. 1-2; Rubin 1954; Moravcsik ВТ I. 496-500; Hunger 1978. I. 300; Иванов 1983; Иванов 1984; Cameron 1985; Иванов 1986; Иванов 1987; Курбатов 1991. С. 184-220; Чекалова 1997; Бибиков 1998. С. 57-62; Буданова 2000.

ВОЙНЫ

Война с готами
Книга 3

13. (Конец 545 г. Юстиниан готовится к новому походу в Италию.)

29. (весна 548 г.) Приблизительно в это время войско склавинов, перейдя реку Истр, произвело ужасающее опустошение всей Иллирии; вплоть до Эпидамна 22 , убивая и обращая в рабство всех попадавшихся навстречу, не разбирая пола и возраста и грабя ценности. Даже многие укрепления, бывшие тут и в прежнее время казавшиеся сильными, так как их никто не защищал, склавинам удалось взять; они разбрелись по всем окрестным местам, свободно производя опустошения. Начальники Иллирии с пятнадцатитысячным войском следовали за ними, но подойти к неприятелям близко они нигде не решались.

38. (549/550 г.) Около этого же времени войско склавинов, собравшись не больше чем в три тысячи человек, перешло через реку Истр, не встретив ни с чьей стороны противодействия, и затем без большого труда, перейдя реку Гевр 23 , разделилось на две части. В одной части было тысяча восемьсот человек, вторая включала всех остальных. Начальники римского войска в Иллирии и Фракии вступили с этими войсками в открытое сражение, но хотя эти части и были разъединены, однако римляне были разбиты благодаря их внезапному нападению, одни из них были убиты, другие в беспорядке бежали. После того как начальники римлян были таким образом разбиты обоими отрядами варваров, хотя варвары по численности были намного слабее римлян, один из неприятельских отрядов вступил в сражение с Асбадом. Это был воин из отряда телохранителей императора Юстиниана, зачисленный в состав так называемых кандидатов; он командовал регулярной конницей, которая издавна пребывала во фракийской крепости Тзуруле 24 и состояла из многочисленных отличных всадников. И их без большого труда склавины обратили в бегство и во время этого позорного бегства очень многих убили, Асбада же взяли живым в плен, а потом убили, бросив в горящий костер, предварительно вырезав из кожи на спине этого человека ремни. После этого они стали безбоязненно грабить и все эти местности и во Фракии, и в Иллирии, и много крепостей и тот и другой отряд склавинов взял осадой; прежде же склавины никогда не дерзали подходить к стенам или спускаться на равнину (для открытого боя), так как эти варвары никогда прежде даже не пробовали проходить по земле римлян. Даже через реку Истр, по-видимому, за все время они перешли только один раз, как я выше об этом рассказывал.

  Эти склавины, победители Асбада, опустошив подряд всю страну вплоть до моря, взяли также приступом и приморский город, по имени Топер 25 , хотя в нем стоял военный гарнизон. Город этот был первым на фракийском побережье и от Византии отстоял на двенадцать дней пути. Взяли же они его следующим образом. Большая часть врагов спряталась перед укреплением в труднопроходимых местах, а немногие, появившись около ворот, которые обращены на восток, беспокоили римлян, бывших на стене. Римские воины, находившиеся в гарнизоне, вообразив, что врагов не больше, чем те, которых они видят, взявшись за оружие, тотчас же вышли против них все. Варвары стали отступать, делая вид, что, испуганные их нападением, они обратились в бегство; римляне же, увлеченные преследованием, оказались далеко впереди укреплений. Тогда поднялись находившиеся в засаде и, оказавшись в тылу у преследующих, отрезали им возможность возвратиться назад в город. Да и те, которые делали вид, что отступают, повернувшись лицом к римлянам, поставили их между двух огней. Варвары всех их уничтожили и тогда бросились к стенам. Городские жители, лишенные поддержки воинов, были в полной беспомощности, но все же стали отражать, насколько они могли в данный момент, нападающих. Прежде всего, они лили на штурмующих кипящее масло и смолу и всем народом кидали в них камни; и они, правда, чуть было не отразили грозящую им опасность. Варвары, пустив в них тучу стрел, принудили их покинуть стены и, приставив к укреплениям лестницы, силой взяли город. До пятнадцати тысяч мужчин они тотчас же убили и ценности разграбили, детей же и женщин обратили в рабство. Вначале они не щадили ни возраста, ни пола, оба эти отряда с того самого момента, как ворвались в область римлян, убивали всех, не разбирая лет, так что вся земля Иллирии и Фракии была покрыта непогребенными телами. Они убивали попадавшихся им навстречу не мечами и не копьями или какими-нибудь обычными способами, но, вбив крепко в землю колья и сделав их возможно острыми, они с великой силой насаживали на них этих несчастных, делая так, что острие этого кола входило между ягодицами, а затем под давлением тела проникало во внутренности человека. Вот как они считали нужным обращаться с ними. Иногда эти варвары, вбив глубоко в землю четыре толстых кола, привязывали к ним руки и ноги пленных и затем непрерывно били их палками по голове, убивая их таким образом, как собак, или как змей, или других каких-либо диких животных. Остальных же вместе с быками или мелким скотом, который они не могли гнать в отеческие пределы, они запирали в помещениях и сжигали без всякого сожаления. Так сначала склавины уничтожали всех встречающихся им жителей. Теперь же они и варвары из другого отряда, как бы упившись морем крови, стали некоторых из попадавшихся им брать в плен, и поэтому все уходили домой, уводя с собой бесчисленные десятки тысяч пленных.


  (24) А с тех пор, как они вторглись в земли Колхиды 68 , до сего дня постоянно погибают и они сами, и лазы, и римляне.

  (25) Однако ни персам, ни сарацинам, ни гуннам, ни склавинскому племени, ни каким-либо другим варварам не случалось уходить из римских пределов без потерь.

  (26) Ибо в пору вторжения, а еще более во времена осад и сражений им приходилось сталкиваться с огромным противодействием, и погибало их ничуть не меньше, чем римлян.

  XXIII. (6) Далее, несмотря на то что мидийцы и сарацины разграбили большую часть Азии 69 , а гунны, славяне и анты - всю Европу, разрушив до основания одни города и тщательнейшим образом обобрав другие посредством денежных контрибуций; несмотря на то что они увели в рабство население вместе со всем его достоянием и своими едневными набегами обезлюдили всю землю, он [Юстиниан] ни с кого не снял податей, сделав единственное исключение для взятых приступом городов, и то лишь на год

Прокопий Кесарийский – самый крупный историк ранневизантийского времени. О биографии его известно сравнительно мало. Прокопий родился в конце V в. на Востоке, в Кесарии Палестинской. Получив прекрасное образование, Прокопий переселился в Константинополь, где в 527 году стал секретарём и юрисконсультом знаменитого полководца Велизария. Прокопий сопровождал Велизария во время Вандальской войны 533–534 , войны с остготами (с 535) и походов на персов. Прокопий умер, вероятнее всего, в 560-х годах, хотя точное время его кончины неизвестно.

Главные сочинения Прокопия

Ценность исторических произведений Прокопия Кесарийского создаётся прежде всего тем, что он всегда находился в самой гуще политических событий, был знаком со многими выдающимися государями и полководцами своего времени. Одним из важнейших сочинений Прокопия является «История» в 8 книгах (другое название – «Истории войн Юстиниана с персами, вандалами и готами»). Она излагает события войн эпохи Юстиниана I . Отдельные части этого произведения часть издаются под названиями «Война с вандалами » и «Война с остготами» и т. д. «История» Прокопия выстроена не по хронологическому порядку, а по странам, по военным театрам. Первые две её книги повествуют о войнах с персами , в 3 и 4 – о войнах с вандалами, в 5, 6 и 7 – с готами . Эти семь частей были опубликованы около 550–551 гг., а после 554 года автор издал и 8-ю книгу, которая является как бы приложением к первым семи, давая общий обзор событий 554 г. Прокопий далеко выходит за рамки военной истории. Он вложил в эту работу свои широчайшие жизненные наблюдения. Перед читателем проходят Северная Африка и Италия, Испания и Балканы, Иран и даже отдаленные страны Юго-Восточной Азии.

Император Юстиниан со свитой

Плодом глубоких раздумий, борьбы политических и личных страстей стало второе важнейшее произведение Прокопия Кесарийского – «Тайная история» – труд единственный в своем роде во всей византийской историографии. Написанная в глубокой тайне, он с полной откровенностью (а, по мнению многих, и с преувеличениями) обнажает пороки империи и ее правителей, обойденные молчанием в официальных работах Прокопия, где Юстиниан I изображается добрым гением империи и великодушным правителем. В «Тайной истории» Юстиниан, наоборот, выведен злодеем на троне, неумолимым тираном, злобным демоном, разрушителем Византии. Едко-сатирическая «Тайная история» появилась уже после смерти Прокопия. Её настоящее название – «Анекдоты». Прокопий в крайне мрачных красках изображает здесь деспотизм Юстиниана и развращенность его жены Феодоры . Язвительные стрелы выпускаются им и по адресу Велизария с его супругой Антониной. Эти яростные нападки сильно контрастируют со сдержанным тоном «Историй войн», поэтому в учёной литературе уже несколько веков идёт спор о том, действительно ли Прокопий был автором «Тайной истории». В XVI-XVIII веках этот спор осложнялся враждой католических и протестантских историографов. Первые из вражды к православному Востоку и к Юстиниану как одной из крупнейших его государственных фигур тенденциозно отстаивали достоверность «Тайной истории». Протестанты отрицали её лишь по причине религиозного соперничества с католиками. Прославленные Монтескье и Гиббон стояли за подлинность «Анекдотов» и достоверность содержащихся в них сведений. Ту же точку зрения занял и лучший исследователь Прокопия Кесарийского, Дан. В обширной монографии о Прокопии, основанной на сравнительной критике всех его сочинений, Дан показал, что ни главные факты, ни язык в «Тайной истории» и «Истории войн» не расходятся. Дан, правда, допускал, что «Тайная история» может содержать отдельные преувеличения, объясняемые страстным характером историка. Не исключено, что «Тайная история» – это неизданные при жизни личные мемуары Прокопия, в которых он дал выход негодованию, долго скрывавшемуся от двора под маской лести. Ещё один знаменитый историк, Леопольд Ранке считал «Тайную историю» компиляцией, где некоторые части принадлежали самому Прокопию, а другие заимствованы из памфлета, написанного после смерти Юстиниана I в духе оппозиции против закончившегося царствования. К Ранке примкнул крупный английский историк Бьюри (Bury), но их трактовка подверглась критике многих других учёных.

Третье сочинение Прокопия Кесарийского – «О постройках Юстиниана » – написано в совершенно ином тоне, чем «Тайная история». Оно отличается льстивым тоном и преувеличенными похвалами в адрес императора. Полагают, что Прокопий хотел смягчить этой книгой неудовольствие двора на его «Историю войн», где сдержанные выражения фразой часто едва маскируют тонкую иронию. При всем своём натянутом славословии трактат «О постройках» – весьма важный опус благодаря обилию материала по географии, этнографии и государственному хозяйству Византии VI века.

Мировоззрение Прокопия

Несмотря ни на что, громадный литературный талант, обширная эрудиция, знакомство с военным бытом, географией и этнографией, близость ко двору и к театру изображаемых событий ставят Прокопия Кесарийского на одно из высших мест в средневековой историографии. Высокопоставленному придворному Прокопию мир виделся сквозь призму острых конфликтов государств и народов, правителей Византии и варварских королей. На нем, как на писателе, лежит печать перехода от языческой древности к христианскому средневековью. По языку, исторической технике, критическим приемам, литературным вкусам и мировоззрению Прокопий, подобно большинству современных ему византийских писателей, стоит еще на почве античной классики. Он подражает Геродоту и особенно Фукидиду , даже переписывая у последнего слова и фразы. Прокопий заимствует у своих античных предшественников и идеи – например идею судьбы (тюхе). Она далеко не совсем совпадает с христианской телеологией, но этот духовный конфликт не вызывает у Прокопия особых коллизий. В его лице старый античный эллин как бы сочетается с христианином Средних веков.

Резко критическое отношение к современности и несколько рассудочное восхваление древнего, угасшего величия Рима роднит Прокопия с его известным старшим современником, Аммианом Марцеллином. И Аммиан, и Прокопий выражали взгляды знатной сенаторской аристократии: первый – старого Рима, второй – нового Рима, на Босфоре. Прокопий – сановный честолюбец – презирает народ и превозносит аристократию. Печать избранности для него всегда связана со знатностью происхождения, древностью рода. Он мечтает о власти и богатстве. Прокопий – больше политик, чем писатель. В его сочинениях политик всегда на первом месте, а моралист – лишь на втором.

Императрица Феодора, героиня «Тайной истории»

Государственный идеал Прокопия Кесарийского – монархия, ограниченная волей сената, составленного из высшей аристократии. Могучий, но скептический ум Прокопия бичует врождённые пороки человека. Он с наслаждением спускается в самые бездны человеческой души, показывает низменные страсти, разврат, прелюбодеяния, ревность, корысть, зависть, моральное растление своих героев.

Особенности литературного стиля

Рассказ Прокопия динамичен, красочен. Повествование течет свободно и раскованно. Прокопий свободно меняет время и место действия, вводит вставные новеллы, экскурсы, трагедийные сцены, героику, гиперболизацию, ядовитую насмешку и гротеск. Он ищет в истории не пепел ее, а огонь. Морализаторство чуждо его скептическому уму и желчному темпераменту. Его философия проникнута глубоким пессимизмом, а мировоззрение сумрачно и скептично. Фаталист Прокопий верит в безусловную и грозную силу слепого рока, который действует по непредсказуемому для людей капризу и произволу. Ядовитый, проницательный, изощренный ум Прокопия Кесарийского тонко подмечает не добрые качества, а пороки людей. Прокопий – личность сильная, но раздираемая мощными страстями. Под маской холодного царедворца в нём жил крайний честолюбец, обуреваемый жаждой власти. Прокопий не склонен к рефлексии и бездеятельности. Он всегда дело, порыв, борьба. Прокопий не прощает обид и беспощаден к врагам. Но, обличая лицемерие, он сам лицемер.

Литература о Прокопии Кесарийском

В. С. Тейффель «Исследования и характеристики» (Лейпциг, 1871)

Ф. Дан «Прокопий Кесарийский»

Л. фон Ранке «Всемирная история» (том 4)

Дебидур «Императрица Феодора», 1885

Бьюри «История поздней Римской империи» (Лондон, 1889)

О «Тайной истории» см. также статьи А. Димитриу (в «Летописи Историко-филологического общества при Императорском Новороссийском университете» за 1892) и Б. Панченко («Византийский Временник», 2, 1895).

Русские переводы Прокопия

Прокопий Кесарийский. «История войн римлян с персами, вандалами и готами». Перевод С. Дестуниса. Кн. 1, 2. СПб., 1876-80.

Прокопий. «Тайная история». Перевод С. П. Кондратьева. Вестник древней истории, 1938. № 4.

Прокопий. «О постройках». Перевод С. П. Кондратьева. Вестник древней истории, 1939. № 4.

Прокопий. «Война с готами». Пер. С. П. Кондратьева. М., 1950.

Прокопий Кесарийский. «Война с персами. Война с вандалами. Тайная история». Перевод и комментарии А. А. Чекаловой. Серия «Памятники исторической мысли». М., 1993.

Прокопий Кесарийский - писатель, ученый, который внес огромный вклад в историческую науку. Благодаря ему мы, потомки, подробнее знаем об истории могущественной Византийской империи. Однако этому ученому обязаны и русские: считается, что именно Прокопий Кесарийский впервые на официальном уровне сделал описание первых восточнославянских племен. Наша история начинает свой отсчет именно с событий, описанных в трудах данного историка. Подробнее о нем расскажем в данной статье.

Прокопий Кесарийский: биография

Прокопий родился в V веке. Кесария - его родной город в Палестине, благодаря которому он получил свое прозвище. В нем будущий ученый получил прекрасное образование, так как город являлся научным центром с множеством школ и библиотек. Будущий писатель родился в аристократической семье. Образование, происхождение, личные качества Прокопия - все это дало толчок в его карьерной лестнице.

В 527 году император Юстиниан назначает его советником к Флавию Велизарию. Получить такую должность сразу не могли даже дети крупных аристократов империи. Велизарий - полководец, известный громкими победами по всему миру, правая рука императора, фактически второе лицо в государстве. Благодаря своей должности Прокопий Кессарийский участвовал в наиболее важных событиях империи в VI веке. Он не просто стал важным свидетелем, который лично наблюдал за ходом истории, он еще и описывал все происходящее.

Споры о происхождении

Историки до сих пор спорят: к какому роду принадлежал Прокопий? Единое мнение только в одном: будущий писатель и историк из аристократической семьи. Одни исследователи считают, что он выходец из старой римской сенаторской знати, другие - что он из провинциальной аристократии, образовавшейся из слияния представителей военно-административного аппарата империи и аристократии древних греческих полисов.

Образование Прокопий получил не только классическое в своем родном городе, но и юридическое в Бейруте. Отсюда его тяга к юриспруденции.

Прокопий в центре политических событий

Византийская империя в VI веке переживала не лучшие времена: шли постоянные войны, внутренние конфликты, гражданские волнения. Потомкам очень повезло: Прокопий постоянно находился в гуще политических событий.

В 537-531 гг. он вместе с полководцем Велизарием находился на востоке империи. Как раз в это время начались боевые действия с персами, которые легли в основу первой части его трилогии «Война с персами».

В 531 году полководца вернули в столицу. Историк Прокопий Кесарийский, естественно, последовал за ним. Там ему снова «повезло»: в 532 году произошло кровавое восстание «Ника». Эти события также отразились в его трудах.

В 533-536 гг. Прокопий наблюдает сокрушительную победу Велизария над вандалами в Северной Африке, в результате которой их королевство присоединилось к Восточной Римской империи.

В 536 году наш герой находится в Риме, где прославленный полководец Велизарий ведет боевые действия с остготами.

В 541 году историк снова оказывается на восточных рубежах, где империя продолжает воевать с персами.

Закат политической карьеры Прокопия

Война с итальянскими остготами была неудачной для Византии в целом, а для Велизария в частности. После нее прославленный полководец потерял свою репутацию. Потом он еще появляется на восточном фронте против персов, однако вскоре и вовсе уходит в тень и больше не попадает на страницы истории. Вместе с окончанием карьеры Велизария заканчивается и политическая карьера его правой руки - Прокопия Кесарийского.

Потеря политического статуса не фатальна для историка: к 540 году он уже состоялся как известный публицист, его имя стало знаменитым не только внутри империи, но и далеко за ее пределами.

В 542 году Прокопий находится в столице. И снова историк в эпицентре важнейших событий: Византийская империя переживает ужаснейшую эпидемию чумы. Именно столица страдает от нее больше всех.

Отличительная черта работ

Византийский писатель Прокопий отличался масштабностью в своих трудах. Современники высоко оценивали его работы, называли его Геродотом своего времени. Помимо основных событий, в своих произведениях историк детально описывал географию регионов, этнический состав различных народов, происхождение и др. Прокопия больше интересовало не само событие, а его причинно-следственные связи. Некоторые его публикации наделали немало шумихи в будущем. В эту эпоху больше нет таких фундаментальных работ, как у Прокопия.

Труды

Прокопий Кесарийский известен такими произведениями, как: «О постройках», «История войн», «Тайная история». Именно последняя работа наделала много шума: в ней он критиковал первых лиц государства. «История войн» и «Тайная история» примерно описывают одни и те же события, но с диаметрально противоположными оценками автора. У многих возникнет желание объявить его в непоследовательности, в отсутствии своей ярко выраженной позиции. На самом деле причина в другом: историк создал две версии. Одна была «официальной», которая понравится властям, вторая - «тайной», для потомков. Политическая ангажированность автора, его пренебрежение к действующей власти никак не отменяет того факта, что его труды действительно самого высокого уровня.

Зачем Прокопий изучал варварские народы?

Прокопий и его произведения - единственные источники, которые содержат детальное описание германских и славянских народов в VI веке. В чем причина его заинтересованности? Почему его так детально интересуют варвары?

Исследователи считают, что причин несколько:

  1. Прокопий - сириец по происхождению. Жил в Палестине, принимая греческие нормы и язык. Он с рождения рос в среде соседства различных культур и языков.
  2. Подробное изучение народов имело практическую цель: империя вела постоянные контакты с соседями. Как советник величайшего полководца своего времени, он обязан был знать происхождение, культуру, языки различных народов.
  3. Как юрист он интересовался политической жизнью различных народов. Прокопий был сторонником системы управления, которая была в Западной Римской империи. Именно поэтому он критиковал своих правителей. Также ему было очень интересно в подробностях знать о политическом устройстве варваров - германцев и славян.

Труды Прокопия особенно ценны тем, что он лично наблюдал многие описываемые события своими глазами, часто путешествовал, бывал в гостях у варварских племен. Этим он превосходит всех других знаменитых историков всех времен и народов. Если взять, например, Тацита, то все его работы были описаны «по слухам». Сам он никогда не покидал своего города. Хотя умолять труды Тацита тоже не стоит. Прокопий же, наоборот, описывал только те факты, которые он имел честь наблюдать лично. Он сам не только писал, но и творил историю, являясь правой рукой одного из величайших полководцев своего времени.

«О постройках»

«О постройках» является уникальным сочинением для историков, археологов. В ней автор описывает всю строительную деятельность эпохи Юстиниана. Прокопий жил в эпоху наибольшего экономического могущества Византии: казна просто ломилась от золота. Причина была в том, что империя была единственной стабильной и безопасной землей, через которую шли торговые связи между Востоком и Западом. Огромная территория, сильная армия, соседство с варварскими разобщенными племенами - все это позволяло укреплять торговую монополию. До создания сильных европейских государств и мощного арабского халифата было еще далеко, поэтому Византия считалась мировым центром торговли, культуры, науки, искусства, архитектуры.

В VI веке по всей империи происходили стройки. Однако главная «стройка века» разворачивалась в Константинопле. Именно сюда было обращено большее внимание историка.

О славянах

Прокопий - первый историк, который подробно описал быт, нравы и некоторые особенности славянских племен. Кроме того, именно он впервые выделил из них племенной союз - антов. Считается, что анты - это первое упоминание восточных славян. В своих работах Прокопий четко разделяет их и остальных славян: работа так и называется «О славянах и антах». В данном труде Прокопий четко обозначает, что «в древности оба эти племена называли спорами ("рассеянными")». Во всем остальном историк не делает никаких различий между славянами и антами, но на протяжении всей работы пишет эти два названия через запятую.

Что говорит Прокопий Кесарийский о славянах? Из его работы видно, что наши предки в VI веке находились еще на стадии военной демократии, социального расслоения и появления знати еще не было. Славяне имели военную тактику: историк описал одно из нападений славянских племен на византийский город Топер. Единое войско было разделено на малую часть и основные силы. Малая группа выступила в качестве наживки: они подошли близко к городу и начали его осаждать. Византийский гарнизон, видя малочисленный отряд, решил наказать за смелую выходку варваров. Выйдя из города, римские солдаты атаковали славян. Те начали отступать, заводя неприятеля подальше от города. После того как римляне отошли на большое расстояние от города, ударили основные силы славян, полностью разбив поселение. Простые граждане попытались отстоять город, но славяне выпустили град стрел, заставив их спуститься со стен, после чего взяли город.

Прокопий говорит о крайней жестокости славянских племен: «они не щадили ни возраста, ни пола. Вся земля Иллирии и Фракии была покрыта непогребенными телами».

Прокопий Кесарийский: «История войн»

«История войн» - это фундаментальный труд из 8 томов, описывающий войны императора Юстиниана Первого. Первые два тома посвящены войнам с Персией, третий и четвертый - завоеванию вандалов, остальные - завоеванию остготов. Труд описывает события, произошедшие с 530 по 553 год.

Особенность работы заключается в том, что здесь не только описываются боевые действия, как это было принято в классических трудах историков предыдущих эпох, но и прослеживается глубокий анализ причинно-следственных связей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Прокопий Кесарийский

Выполнила:

Студентка 1 курса

Стряпчих А. П.

Проверил:

Профессор

А. П. Медведев

Воронеж 2016

  • Введение
  • 2. Используемые источники
  • 3. Исследовательская «кухня»
  • Заключение

Введение

Вторая половина VI века считается одним из важнейших периодов в истории Византии. С одной стороны это насыщенное значительными событиями, полное внешнего блеска правление императора Юстиниана I, во времена которого Византийская империя превратилась в оазис христианской цивилизации среди варварского мира. С другой это эпоха, являющаяся рубежом между античным рабовладельческим миром и новой феодальной формацией. Запечатлеть все это для потомков выпало на долю одного из наиболее ярких историков Византии -- Прокопия из Кесарии.

Эллинизированный сириец, Прокопий родился около 500 г. в административном центре Палестины Кесарии, цветущем торговом городе, где помимо других достопримечательностей имелась еще и хорошая риторическая школа. Византийцы считали Прокопия прекрасно образованным человеком, и младший его современник Агафий сказал о нем, что он «перерыл всю историю».

Определить точно этническую принадлежность Прокопия не представляется возможным. Кесария была городом с полиэтническим населением. Возможно, этим и объясняется знание им еврейского и сирийского языков.

От такой полиэтнической обстановки, по-видимому, и идет его интерес к этническим проблемам, языкам и обычаям разных народов, что в последствии нашло отражение в его труде «История войн».

Скорее всего, Прокопий Кесарийский был родом из аристократической семьи сенаторов. Во-первых, это также позволило ему легко войти в государственную управленческую систему Византии. Во-вторых, в своих сочинениях он подробно рассуждал о чиновничестве Империи и сравнивал его с римской системой.

Но все же детали начала административной карьеры Прокопия неизвестны, однако его назначение императором Юстинианом в 527 г. на должность секретаря и советника Флавия Велизария, одного из ведущих полководцев империи, говорит о достигнутой им высокой репутации: такое назначение мог провести только император или кто-то из его приближенных.

С 527 по 531 г. Прокопий находится вместе с Велизарием в восточных областях империи, принимая непосредственное участие в войне с Персией. В 532 г. он находится в Константинополе, являясь очевидцем грандиозного восстания Ника. В 533--536 гг. -- в Северной Африке, где Велизарий завоевал королевство вандалов; в 536--540 гг. -- в Италии, где Велизарий вёл войну с готами. В 541 г. -- опять в восточных провинциях, в которые в 540 г. вторглись персы, захватив столицу провинции Сирия Антиохию. В 542 г. -- в Константинополе, где разразилась эпидемия чумы, в 542--546 гг. -- снова в Италии.

Прокопий не только был очевидцем ключевых событий истории Византии того периода, но и благодаря своему положению имел доступ к информации, в том числе и секретной, на самом высоком уровне. Более того, в силу положения как секретаря Велизария, Прокопий вёл его переписку, составлял доклады Велизария Юстиниану и участвовал в переговорах с важнейшими государственными деятелями той эпохи -- и это придаёт особую ценность его произведениям, поскольку, когда Прокопий приводит текст речи или письма Велизария, можно быть уверенным, что с высокой степенью вероятности этот текст аутентичен -- поскольку сам Прокопий его записал, если не написал изначально.

Сведения о последних годах его жизни весьма скудны. Отход Велизария от активной военно-политической жизни сказался и на положении Прокопия. И в это время он начинает уделять большее внимание литературной деятельности. На его глазах прошла по сути вся юстинниановская эпоха. Прокопий Кесарийский умер около 562 года.

Он был великим историком, его даже называли «последним великим историком античности».

1. Проблематика исследований и научное творчество

Прокопий обладал незаурядным литературным талантом и распорядился своими записями, сделанными в период государственной деятельности, наилучшим образом. Подобно Гаю Светонию Транквиллу, который будучи секретарём Адриана использовал императорские архивы при написании своих сочинений, так и Прокопий оставил ценнейшее по литературным достоинствам и достоверности наследие: обширный труд «Войны», панегирический трактат «О постройках» и памфлет «Тайная история», содержащий критику императора Юстиниана и его жены Феодоры.

Его наиболее крупным по объёму творением являются «Войны» в 8 книгах, описывающие кампании Велизария, в которых автор принимал непосредственное участие: «Война с Персами», «Война с Вандалами» и «Война с Готами». В данных книгах помимо политических и военных сведений, затрагивающих Византию, содержится и множество данных по этнографии народов и географии областей, посещённых Прокопием, психологические портреты участников событий и бытовые зарисовки.

Путешествуя вместе с Велизарием, он интересовался всем: природой и диковинными животными стран, бытом и культурой народов, встречавшихся на его пути, преданиями и легендами. Но особенно интересовали его тайные пружины политических драм, разыгрывавшихся в различных областях империи, секреты дипломатических переговоров, заговоры, которые плелись при дворах варварских правителей и в константинопольском дворце.

Различные по своему нраву и содержанию, данные книги взаимно дополняют друг друга, воссоздавая довольно полную картину византийской цивилизации VI в.: не только её глянец и величие, поражавшее её подданных и соседей, однако и те гигантские потери, которыми было оплачено за все это величие. Восхваляя Юстиниана в панегирике «О постройках», Прокопий выступает как самый сильный его критик в «Тайной истории», необычайно откровенно показывая в этом произведении проникнутую интригами атмосферу византийского двора, где соперничество за власть, низкая клевета и погоня за удовольствиями зачастую являлись истинными двигателями важных политических событий.

2. Используемые источники

В своих произведениях Прокопий Кесарийский опирается на различные источники. Среди них преобладают письменные и этнографические. Информацию по последним он приобрел по большей части во время своих поездок, сопровождая Велизария.

Письменные же пестрят разнообразием. В его творчестве явно прослеживается, что он очень хорошо знал античных авторов. К примеру, Гомера, Геродота, Ксенофонта, Дионисия и других. Он также прекрасно знал греческую и римскую мифологии. И историю как таковую. Не гнушался работ старших современников.

3. Исследовательская «кухня»

То, как Прокопий Кесарийский работает с источниками можно рассмотреть на примере описания осады Рима Аларихом. Историк дает нам два варианта описания осады Рима Аларихом, хотя большинство исследователей подвергает сомнению достоверность его сообщений. Тщательное изучение текста Прокопия убеждает нас в справедливости предположения, что несмотря на анекдотическую форму, в сообщении Прокопия явственно прослеживается историческая основа; с другой стороны, можно увидеть, как влияла на манеру изложения этого автора античная литературная традиция. Два варианта описания Прокопием осады Рима весьма отличны друг от друга. Следует полагать, что они восходят к разным источникам. кесарийский византийский историография рим

Прокопий пользуется распространенным бродячим сюжетом о том, как один из осаждающих перебегает к защитникам города, входит к ним в доверие и под конец предаст вражеский город своим союзникам. Итак, литературным образцом для этого описания Прокопию служили Геродот и Дионисий Галикарнасский.

Так же осаде Рима в 410 г. н. э. уделил внимание ряд греческих и латинских историков. Из них Иордан, Идатий и Проспер лишь бегло упоминают об осаде; Олимпиодор, Созомен, Зосим, Филосторгий, Марцеллин Комес и Кедрин более подробно описывают за хват города; Орозий, Августин, Иероним и Кассиодор с церковной точки уделяют внимание отдельным фрагментам.

Таким образом, использовав легенды, сложившиеся вокруг событий 410 г., Прокопий объединил их, следуя античным литературным образцам, что, по-видимому, представляет собой прием, характерный для его писательской манеры. Установление исторической основы описания осады Рима весьма важно для оценки достоверности сообщений Прокопия. В конце прошлого века некоторые исследователи считали, что подобное следование античным образцам приводит к фальсификации, к заимствованию от античных историков явно фиктивных сюжетов. Однако, подражание античным образцам не уменьшает исторической достоверности сообщений этого автора, оно лишь помогает ему связать воедино отдельные события и дать им традиционное обрамление.

Заключение

В силу значимости материала, оставленного Прокопием, его характеристик не только императора, но и самой эпохи, а также народов того времени, труды его сохраняют свое значение и по сей день. Тому лишние доказательства, следующие высказывания.

А. Тойнби ставил Прокопия в один ряд с наиболее яркими учеными античности: «Два первых места по праву занимают Фукидид и Геродот; Полибию эллинисты отводят третье место, а четвертое автор этих строк отдал бы не Ксенофонту, а Прокопию» .

Другой выдающий историк, на сей раз отечественный, Ф.И. Успенский, в I томе «Истории Византийской империи» также высоко оценивает труды великого Кесарийца:

«Значение Прокопия в историографии VI в. обуславливается, с одной стороны, шириной затрагиваемой его трудом области, с другой - в высокой степени умными, подробными и основательными его сообщениями. Большая часть тогдашних германских племен имеет в нем лучшего знатока их истории. Славянская история и древность черпают у Прокопия единственные по своей важности известия о быте и верованиях славян. За Прокопием осталось громадное, непоколебимое и несравненное преимущество: он относился к современному ему варварскому миру если не с любовью, то без обычного, свойственного византийцам, пренебрежения. Иногда у Прокопия нет предшественников и руководителей в изучении предметов, о которых он пишет; тут ему помогали личные сношения, расспросы и наблюдения - таковы многие прекрасные главы о внутреннем быте варваров» .

Список использованной литературы

1. Античные писатели. Словарь. -- СПб.: Издательство «Лань», 1999.- 438 с.

2. Бенедетти Р. Взятие Рима Аларихом. (К вопросу об историографическом методе Прокопия Кесарийского) // Византийский временник. - М., 1961. - Т. 20.- 341 с.

3. Курбатов, Г. Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. -270 с.

4. Тойнби. А. Дж. Постижение истории.- М.: Айрис- Пресс, 2002.- 640 с.

5. Удальцова З.В. Мировоззрение Прокопия Кесарийского // Византийский временник. - М., 1971. - Т. 31.- 15 с.

6. Удальцова З.В. Прокопий Кесарийский и его «История войн с готами» // Прокопий Кесарийский. Война с готами. - М.: Ритол Классик, 2013- 524 с.

7. Успенский Ф. И. История Византийской империи, VI - IX вв. М.: Мысль, 1996.- 624 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Деятельность государства в изображении Прокопия Кесарийского. Внешняя и внутренняя политика Византии в конце V-VI веков. Структура византийского общества. Димы и другие общественные организации. Краткая характеристика положения женщины в Византии.

    дипломная работа , добавлен 12.10.2015

    Выяснение причин и последствий падения Константинополя в 1453 г. Рассмотрение и анализ исторических источников и историографии периода краха Византийской Империи. Усиление государства турок. Изучение хрисовулов, монастырских и частных актов, рукописей.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Кризис современной российской исторической науки, отечественной историографии. Марксистский подход к "типизации и периодизации исторического развития". Исследование истории российских представительных учреждений, истории местного самоуправления.

    контрольная работа , добавлен 19.09.2010

    1610 год в истории русской Смуты: польская интервенция против России, семибоярщина, вступление поляков в Москву. Ополчение Прокопия Ляпунова: просчеты и неудачи. Нижегородское ополчение: формирование, передвижение, боевые действия, освобождение Москвы.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Градоустройство Рима в период первых императоров. Перестройка Рима после "пожара Нерона". Городские центры и особенности хозяйственной деятельности периода империи. Достижения в строительстве Рима в III–IV вв. н.э. Образ жизни римлян периода империи.

    контрольная работа , добавлен 14.07.2011

    Основная проблематика исследований С.И. Руденко. Его археологические исследования в Минусинской котловине. Экспедиционная деятельность в Горном Алтае. Научное наследие профессора. Культура кочевого общества скифской эпохи. Обзор концепции истории скифов.

    курсовая работа , добавлен 29.11.2014

    Внутренние и внешние причины падения Византийской империи. Экономическое влияние иноземцев в Византии, господство крупного феодального землевладения. Взаимоотношение Восточной и Западной церквей и его влияние на развитие Византии. Процесс распада империи.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2014

    Субъективная научная категория истории. Логика, смысл, цель в истории. Анализ использования сослагательного наклонения в историографии. Изучение понятия исторического пространства и времени. Объективность истории и субъективность историка. Формула Ранке.

    реферат , добавлен 13.06.2013

    Марксистское и буржуазное направления отечественной историографии. Изучение отечественной истории эпохи феодализма. Проблемы капитализма и империализма в России. Изучение советского периода истории России. Российская историческая наука за рубежом.

    реферат , добавлен 07.07.2010

    Комплексное исследование историографии войны 1812 г. за период с 1920 по 2004 годы, вклад советских ученых в изучение темы. Периодизация историографии войны 1812 года, основные этапы ее развития. Влияние политики и времени на развитие исторической науки.

Теперь следует обратить внимание на жизненный путь Прокопия, не менее удивительный и насыщенный, чем его произведения.

Прокопий был родом из палестинской Кесарии, следовательно, эллинизированным сирийцем, родился около 500 г.

Этот город был основан финикийцами, со 2 в. до н.э. перешел под власть Иудеи. В правление Ирода Великого город был переименован и расширен; однако с падением иудейского владычества город стал резиденцией римских наместников Иудеи, в том числе и Понтия Пилата. Впоследствии Кесария становится епископией, со школой ученых и библиотекой. Кесария известна не только как родина Прокопия - до него там проживали Ориген и Евсевий . В эпоху Юстиниана Великого Кесария являлась не только административным центром, но и видным торговым городом. Сохранилась там и достойная риторическая школа .

Кесария являлась отличным местом для формирования такой одаренной творческой личности, какой стал Прокопий.

Однако вот что обращает внимание - и Прокопий (Кесария), и Псевдо-Захария (Амида), и Иоанн Эфесский (Амида), и Феофи- лакт Симокатта (Александрия) родом были исключительно с восточных провинций Империи. И все они сохранили ценнейшие предания о «росах» или славянах. Выше уже упоминалось об устных источниках информации Псевдо-Захарии, равно как и об общих ее источниках с известием о северных славянах Феофилакта Симокатты и Феофана Исповедника, о нескольких сходных характеристиках так называемых «росов» и славян. Однако как минимум две характеристики славян, подобные вышеназванным, встретим мы и у Прокопия в его знаменитом описании антов и склавинов:

«VII. 14. (22) Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, все и у тех и у других, и установлено исстари у этих варваров. (23) Ибо они считают, что один из богов - создатель молнии - именно он есть владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных. Предопределения же они не знают и вообще не признают, что оно имеет какое-то значение, по крайней мере, в отношении людей, но когда смерть уже у них в ногах, охвачены ли они болезнью или выступают на войну, они дают обет, если избегнут ее, сейчас же совершить богу жертву за свою жизнь; а, избежав смерти, жертвуют, что пообещали, и думают, что этой-то жертвой купили себе спасение. (24) Однако почитают они и реки, и нимф, и некоторые иные божества и приносят жертвы также и им всем, и при этих-то жертвах совершают гадания. А живут они в жалких хижинах, располагаясь далеко друг от друга и каждый меняя насколько можно часто место поселения. (25) Вступая же в битву, большинство идет на врагов пешими, имея небольшие щиты и копья в руках, панциря же никогда на себя не одевают; (26) некоторые же не имеют [на себе] ни хитона, ни [грубого] плаща, но, приспособив только штаны, прикрывающие срамные части, так и вступают в схватку с врагами. Есть у тех и других и единый язык, совершенно варварский. (27) Да и внешностью они друг от друга ничем не отличаются, ибо все они и высоки, и очень сильны, телом же и волосами не слишком светлые и не рыжие, отнюдь не склоняются и к черноте, но все они чуть красноватые. (28) Образ жизни [их] грубый и неприхотливый, как и у массагетов, и, как и те, они постоянно покрыты грязью, - впрочем, они менее всего коварны или злокозненны, но и в простоте [своей] они сохраняют гуннский нрав. (29) Да и имя встарь у склавинов и антов было одно. Ибо и тех и других издревле называли «спорами», как раз из-за того, думаю, что они населяют страну, разбросанно расположив свои жилища. (30) Именно поэтому они и занимают неимоверно обширную землю: ведь они обретаются на большей части другого берега Истра. Вот так обстоит дело с тем, что касается этого народа» .

Таким образом, анты и склавины Прокопия Кесарийского обладают многими качествами, коими наделил «росов» Псевдо-Захария, а северных славян - Феофилакт Симокатта - Феофан Исповедник:

Во-первых, согласно Прокопию, большинство славян сражается пешими. То же мы видим и в труде Сирийского Анонима, упомянувшего о не конном народе «hros».

Во-вторых, автор «Войн» считает славян высокими и очень сильными. Однако и у Псевдо-Захарии сообщается об огромных конечностях «росов»; у Феофилакта Симокатты император Маврикий изумляется размерами тел и огромности членов славян, обитавших у оконечности Западного Океана; а в редакции Феофана Исповедника - здоровью и величине их тела.

В-третьих, нравы антов и славян весьма идеализируются Прокопием: он считает их менее всего коварными и злокозненными, хотя и в простоте своей сохраняющими гуннский нрав. Псевдо-Захария также идеализирует «росов» - будто бы они не имеют оружия; то же сообщают Феофилакт Симокатта и Феофан Исповедник, объясняющие это необыкновенное миролюбие склонностью славян к мусиче- ским упражнениям.

В-четвертых, весьма показательно сравнение Прокопием образа жизни славян и антов, грубого и неприхотливого, с образом жизни мас- сагетов. Сравнение это далеко не случайно:

«Массагеты, скифское племя на территории Закаспия и Приаралья. Первая попытка их покорить, предпринятая персидским царем Киром II в 529 г. до н.э., окончилась неудачей. В результате походов Дария I в 518-514 гг. до н.э. их земли вошли в состав персидской державы, а после ее разгрома - в империю Александра Македонского. Антимакедонское восстание в 330-328 гг.

До н.э. потерпело поражение. Со временем массагеты слились с другими степными племенами» .

Массагеты - степняки; их сравнение со славянами, не кочевым, хоть и активно расселяющимся народом, в целом, не отражает реальной действительности. Однако недаром ведь Псевдо-Захария вспомнил об «амазонках», соседствующих с «росами». - Налицо общая тенденция использовать образы античности для описания «росов», антов и склавинов. Кроме того, этим подчеркивалась связь славянского мира и кочевого; в конечном счете, массагеты - скифы; «амазонки» же связываются античными географами и историками с «женоуправляемыми» сарматами, да и с теми же скифами.

Мы видим, что все три автора - Псевдо-Захария, Прокопий Кесарийский, Феофилакт Симокатта - как будто при описании «росов» и славян используют весьма сходные идеи и традиции. Даже сравнение их либо с амазонками («женоуправляемыми» сарматами) либо с массаге- тами (скифами) выдает наличие у всех вышеназванных авторов каких-то общих источников информации. При этом крайне примечательно, что все три автора происходят из восточных провинций Ромейской державы (Амида, Кесария, Александрия).

Итак, мы отметили некоторую общность источников Прокопия и других упомянутых ранее авторов, что является весьма существенным и примечательным фактом. Имеется в виду, конечно, только определенная общность идей, источников и традиций, однако ни в коем случае - форм изложения. В отличие от основной части сочинения Псевдо-Захарии, «Войны» Прокопия не являются компилятивным произведением. Правда, рассказ о народах Северного Кавказа и о росах Сирийского Анонима как раз является плодом обработки последним устного источника и не похож на обработку компилятора.

Прокопий, таким образом, воспитывался в той питательной среде, которая даровала Византии не одного талантливого автора. Кесари- ец был весьма образованным человеком: из его сочинений следует, что он блестяще знал таких античных авторов, как Гомер, Фукидид, Геродот, Ксенофонт и многих других историков и поэтов. Он блестяще знал греческую историю классического периода. Однако эпоху, последовавшую за Александром Македонским, он, видимо, знал недостаточно полно и ясно. Римская история известна ему значительно слабее, нежели греческая.

Особенно хорошо знаком он был с греческой и римской мифологией, с выдающимися поэмами Гомера «Илиадой» и «Одиссеей, а также с «Энеидой» Вергилия.

Все это было следствием особенностей византийского образования той эпохи, базировавшегося на изучении Гомера и классических авторов. Естественно, что эти особенности не могли не оказать влияния на стиль Прокопия, архаико-аттический, свойственный представителям ранневизантийской среды.

Существует несколько диаметрально противоположных точек зрения на социальное происхождение Прокопия. Одни исследователи возводят его род к старой римской сенаторской знати , другие видят в нем представителя служилой знати, однако не столичной, а провинциальной, сформировавшейся «в результате слияния представителей военно-административного аппарата империи и родовитой аристократии греческих полисов (куриалов)» .

Образование Прокопий получил, судя по всему, не только риторическое, но и юридическое, в Бейруте, являвшемся одним из культурных центров византийской цивилизации на Востоке. Отсюда и его внимание к законодательной деятельности Юстиниана, особо ярко прослеживаемое на страницах «Тайной истории».

Время появления Прокопия к имперской столице неизвестно, однако уже в 527 г. он был определен в качестве секретаря и советника к полководцу Велисарию. Подобное назначение мог, конечно, получить лишь человек, которому либо сам император, либо его ближайшее окружение, доверяло.

В 527-531 гг., вместе с Велисарием, он находится на восточных границах Империи, где в это время разразилась война с персами: там начинает закладываться основа I части его знаменитой трилогии - «Война с персами».

Непосредственный очевидец и участник событий, он без труда мог собирать о них ценнейшие материалы, недоступные кабинетным ученым.

В 531 г. Прокопий и Велисарий были возвращены в столицу, однако, как это ни парадоксально, как будто попали на очередной театр боевых действий - в 532 г. произошло знаменитое и кровавое восстание «Ника», также описанное Прокопием в книге о персидской войне.

После этого Прокопий находится в Северной Африке (533-536 гг.), где Велисарий сокрушил королевство вандалов и присоединил его прежние владения к Ромейской державе.

После отъезда оттуда Велисария Прокопий в качестве советника при наместнике Северной Африки Соломоне участвует в подавлении народных восстаний.

В 536 г. мы наблюдаем Прокопия в Италии, где он, вновь с Велисарием, участвует в войне Империи с италийскими остготами (536-541 гг.).

В 541 г. судьба посылает Прокопия на восточные рубежи, где вновь идет ожесточенная война с персами.

542 г. застает Прокопия в столице, где он с ужасом наблюдает, как ужасная эпидемия чумы опустошает Константинополь и всю Империю.

После этого он, вновь с Велисарием, направлен в Италию, где война с готами, как будто бы победоносно завершившаяся к 540 г., разгорелась с новой силой.

Неудачи в итальянских компаниях 540-х гг. стоили Велисарию потери статуса главного полководца Империи. Вместе с ним уходит в политическую тень и Прокопий.

Однако литературная его карьера в 540-550-е гг. превосходит по признанию современников его заслуги государственного деятеля.