Притупились чувства и эмоции. Как вернуть остывшие чувства девушки

Никому не хочется испытывать дискомфорт. Мы искусно подавляем его, отрицаем, пытаемся притупить. Под маской дискомфорта кроется страх неудачи или отказа, критики или несовершенства. Слишком сильные чувства страшат нас, мы боимся, что не сможем справиться с ними. Но, заглушая эмоции, мы уходим от самих себя. Чтобы жить в гармонии с собой, нужно научиться принимать свои чувства. Сделать это помогут несколько шагов.

1. Назовите то, что чувствуете

Вы не знаете, с чего начать. Вы отдалились от тела и не понимаете, что чувствуете. Начните останавливаться, успокаиваться и прислушиваться к себе. Выберите одно слово, которое описывает то, что вы чувствуете: «грусть», «обида» или «тревога». Проанализируйте ощущения в теле, прочувствуйте, что происходит в каждой его части. Сигналами могут быть стесненность в груди, напряжение в плечах, пульсация в голове.

2. Выделите время для чувств

Понадобится время, чтобы восстановить связь с эмоциями. Отправьтесь туда, где чувствуете себя в безопасности, включите приятную музыку, переберите старые письма или фотографии, которые помогут проанализировать воспоминания. Когда они нахлынут, не сдерживайтесь, рыдайте или кричите.

3. Клубок эмоций - это нормально

Возможно, вы будете испытывать разные чувства. Одна эмоция может сменяться другой, это может привести в замешательство. Стоит быть готовым.

4. Признайте важность чувств

Мы часто убеждаем себя: «Все не так плохо, справляюсь потихоньку. Мои проблемы ерунда по сравнению с тем, что происходит у других». Кажется, чувства недостойны того, чтобы их испытывать. Но, подавляя эмоции, вы никому не помогаете.

5. Не поддавайтесь влиянию

Не позволяйте другим влиять на то, что чувствуете. Принимайте свои эмоции, даже если окружающие говорят, что вы не должны их испытывать. Чувствуете обиду, раздражение, злитесь или волнуетесь? Вы имеете на это право.

Деперсонализация личности – это аномальное состояние, характеризующееся нарушением самосознания личности индивида, отчуждением проистекающих в психике всех процессов или нескольких, ощущением собственной нереальности. Иначе говоря, субъект себя прекращает ощущать в качестве целостной личности. При данном недуге личность как бы раздробляется на две составляющие «Я» индивида: одна это наблюдающая часть, а другая – действующая. Та часть, которая наблюдает, воспринимает часть, которая действует, в качестве изолированной от себя, чуждой. Иными словами, субъект полагает, что его голос и физическое тело, думы и чувства относятся к кому-то постороннему. Однако индивидуум при подобном состоянии не лишается способности подвергать объективному оцениванию обстановки и ощущения реальности.

Данный синдром патологическим расстройством психики может являться далеко не всегда. Эпизодически подобное состояние отмечается практически у семидесяти процентов индивидов и обнаруживается в качестве ощущения нереальности совершающегося, кратковременного ощущения чувства непринадлежности себе. Такое состояние более часто обнаруживается у личности во время формирования ее самосознания. Случаи деперсонализации, даже при систематическом возникновении, не считаются патологией. К психическим аномалиям личности относят данное состояние исключительно только при устойчивой форме протекания, а также, когда ее проявления на протяжении сравнительно долгого периода не проходят.

Причины деперсонализации

В психологии деперсонализация характеризуется изменением состояния сознания, которое, прежде всего, выражается в нарушениях аффективной сферы. При более тяжелом течении может наблюдаться расстройства и в интеллектуальной сфере. Другими словами, субъект прекращает ощущать то, что обычно чувствовал раньше при аналогичных обстоятельствах и начинает ощущать то, чего ранее не чувствовал. Отсюда деперсонализацию нередко называют также и дезориентацией. Так как течение данного недуга бывает затяжным, хроническим и вследствие того, что им страдали многие выдающиеся творцы культуры, то существует деперсонализация деятельности в творчестве (например, деперсонализационная живопись или музыка и даже наука).

Причины деперсонализации личности чаще всего скрыты за интенсивным стрессовым воздействием, нередко имеющим связь с прямой угрозой жизни субъекта или опасностью для жизни ближайших родственников. Часто у женщин возможные травмы и угроза здоровью их ребенка могут спровоцировать возникновение деперсонализации.

Возникновение данного синдрома также может зависеть от следующих причин:

— нарушений гормонального характера, который провоцируют дисбаланс эндокринной системы (например, расстройства функционирования гипофиза и дефекты в работе надпочечников);

— пережитых стрессовых состояний;

— перенесения таких недугов, как эпилепсия или ;

— наличия поражений головного мозга органического характера (например, опухолью);

— употребления веществ, влияющих на психику, а у предрасположенных субъектов и спиртосодержащих напитков.

Довольно характерными считаются проявления деперсонализации вследствие воздействия каннабиса.

У многих заболевших индивидов были обнаружены разные предрасполагающие факторы для развития деперсонализации, такие как наличие в анамнезе неврологической патологии, вегетососудистой дистонии, обмороки, подверженность увеличению артериального давления.

Многие больные лица с данным синдромом перенесли в детском возрасте случаи судорог, родовые или черепно-мозговые травмы, тяжелые заболевания инфекционного характера с очень высокой температурой тела и спровоцированными таким состоянием неврологическими симптомами.

Специалистами было доказано, что синдром «деперсонализация личности» чаще обнаруживается у лиц женского пола, моложе тридцати лет, чем у мужской части населения.

Одним из ведущих факторов, провоцирующих возникновение чувства деперсонализации, считается перенесение сильнейших стрессовых ситуаций, которые вызвали тревожно-паническое эмоциональное расстройство или депрессивное состояние. При подобных состояниях рефлекторно включаются механизмы защиты психики, которые заставляют индивидов как бы скрываться от воздействия внешней опасности или внутренних боязней.

Причины деперсонализации личности также нередко скрываются во внутриличностных конфликтах, создающих психологическую рассогласованность и делящих психику на две, враждебные половины или чуждые друг другу.

Можно вычленить несколько вариаций течения описанного недуга, зависящих от направленности чувства фантастичности и нереальности: соматодеперсонализацию, аутодеперсонализацию и дереализацию.

Соматодеперсонализация представляет собой расстройство в восприятии размеров собственного тела или нарушение ощущения его. Например, конечности кажутся асимметричными, а тело – произведенным из дерева, опухшим и тяжелым. Однако при этом , ощущающий перечисленные проявления, осознает нереальность испытуемых ощущений.

При аутодеперсонализации пациенты жалуются на видоизменение себя, зачастую, затрудняясь объяснить, какая конкретно модификация произошла. Отмечаются пропадание или обесцвечение эмоциональных переживаний. Такие проявления довольно сильно тревожат пациентов. Вследствие отчуждения от собственной особы они теряют личное мнение, количество друзей уменьшается. При продолжительном течении данного вида деперсонализации страдает интеллектуальная сфера.

Дереализация заключается в модификации в восприятии пациента всего окружающего. Больные лица жалуются на наличие некоей невидимой преграды между собственной персоной и окружающим миром, на видоизменение его внешнего облика, маловыразительность, тусклость и бесцветность. Зачастую пациенты отмечают, что условия изменились, но описание каким именно образом трансформировались условия для них затруднено.

Некоторые специалисты выделяют также следующие виды деперсонализации: анестетический и аллопсихический.

Анестетическая деперсонализация заключается в понижении реагирования на чувство боли вследствие наличия продолжительно воздействующих болевых ощущений. Аллопсихическая деперсонализация представляет собой нарушение процессов восприятия собственной личности, напоминающее раздвоение личности.

Симптомы деперсонализации

Сегодня данный синдром довольно широко распространен. Деперсонализация личности считается третьим по распространенности психиатрическим симптом. Некоторые специалисты рассматривают описанное расстройство в качестве симптома тревожности. Но существует и другая категория экспертов, считающих, что данное состояние является не простой или тревогой, хотя и не отрицают близкой взаимосвязи с этими состояниями. Они утверждают, что данный синдром характеризуется четкими отличиями, хотя и имеет ряд общностей.

Депрессия и деперсонализация считаются в отношении этиологии неспецифическими типовыми патологическими реакциями запрограммированного характера, имеющими определенное значение для адаптации.

Практически каждый индивид может испытывать проявления данного синдрома разной интенсивности в различные жизненные периоды. В большинстве случаев возникновению деперсонализации предшествует травмирующие обстоятельства, например, авария или смерть близкого человека, . Чаще всего проявления данного заболевания исчезают по завершению действия травмирующих факторов или немногим позже, однако для некоторой категории лиц, длится более продолжительно.

Дереализация и деперсонализация обычно «поражают» субъектов, переживающих травмирующую ситуацию. Но делают они это ради благой цели, которая заключается в эмоциональном перемещении индивидов от прямой опасности, позволяя им игнорировать ощущения и другие чувства (то есть игнорировать те состояния, которые обычно подавили бы личность), и действовать целесообразно (например, выбраться из горящего помещения, разбившейся машины и т.п.).

Дереализация и деперсонализация у большинства субъектов, как писалось выше исчезают, когда завершается действие травмирующей ситуации. Но некоторые индивиды могут чувствовать ощущение «пребывания вне собственного тела» или нереальности, которые провоцируют дереализация и деперсонализация, зациклиться на таких ощущениях и постоянно задаваться вопросом, почему они это испытывают. Подобное беспокойство только лишь приумножает тревожное состояние и боязнь, присутствующие и так вследствие симптоматики деперсонализации. В результате этого, проявления данного синдрома не могут исчезнуть, и получается так называемый замкнутый круг. В этом случае депрессия и деперсонализация, ощущения страха, в большинстве своем, лишь усиливаются, словно круги на водной глади, что ведет к шаблонности мыслительной деятельности, свойственной данному состоянию.

Аналогичным образом индивиды, страдающие паническими атаками, могут войти в состояние деперсонализации. Так как видимой опасности вокруг них не существует, то им начинает казаться, что ощущения нереальности не должно быть, как в случаях с действительной опасностью. Именно поэтому часто индивиды боятся этих ощущений и даже начинают считать, что они сходят с ума, находясь на самом деле в здравом уме. Причин продолжительного пребывания в данном состоянии существует множество, но их всех объединяет сосредоточенность индивидов на самом ощущении и стремление уразуметь происходящее, что усугубляет деперсонализацию.

Вначале развития синдрома пациенты понимают, что воспринимают собственную личность не так, как необходимо, вследствие чего болезненно переживают свое состояние. Они постоянно стараются анализировать собственное душевное состояние и живописуют его без перепутанности, адекватно оценивая факт наличия внутреннего разлада. Первоначальные симптомы данного состояния могут обнаруживаться в жалобах субъектов на их нахождение где-то в неведомом месте, на то, что их тело, эмоции и мысли принадлежат другим индивидам. Нередко у них может появляться устойчивое ощущение нереальности происходящего вокруг них, окружающего мира. Ранее привычные предметы или объекты в восприятии индивидов, страдающих деперсонализацией, кажутся неизвестными, безжизненными, реально несуществующими, схожими с театральными декорациями.

Ключевым симптомом данного недуга в начальной форме, не связанной с иными заболеваниями психики, является нахождение больного в ясном сознании. Больные осознают, что происходит и чувствуют потрясение вследствие невозможности регулировать свои ощущения. Это ухудшает душевное состояние и провоцирует прогрессированию нарушения.

Люди, страдающие синдромом деперсонализации, прекращают остро ощущать обиду, раскаяние, радость, сострадание, чувства печали или гнева.

Индивиды с деперсонализацией характеризуются слабым реагированием на какие-нибудь неприятности. Они ведут себя, таким образом, словно присутствуют в ином измерении. Мир глазами таких пациентов выглядит неярким и неинтересным. Больные воспринимают окружающую среду словно во сне. Их настроение практически не подвержено сменам, оно всегда нейтральное, то есть не бывает отличным или плохим. Но при этом для них характерно адекватное и логичное оценивание реальности.

К симптомам деперсонализации тяжелой формы в целом можно отнести:

— притупление или совершенную потерю чувств к родным лицам, ранее горячо любимым; безразличное отношение к пище, телесному дискомфорту, произведениям искусства, погоде;

— спутанное временное и пространственное ощущение;

— сложность при попытках вспомнить что-либо, даже происходящее совсем недавно;

— утрату интереса к жизни в целом;

— подавленность состояния;

— отрешенность и замкнутость.

Поскольку индивиды, страдающие данным синдромом, остаются полностью вменяемыми, то им зачастую довольно сложно перенести свое состояние, вследствие чего у них могут появиться суицидальные склонности. Поэтому люди, подверженные продолжительным состояниям деперсонализации, нуждаются в специализированной профессиональной помощи.

Нередко у больных с симптоматикой деперсонализации может наблюдаться необычный феномен, который заключается в дублировании. То есть пациент чувствует, что то место, которым он ощущает свое эго и самого себя, находится вне его физического тела, зачастую, на сантиметров 50 выше головы. С этой позиции он наблюдает за самим собой, словно является абсолютно другим лицом. Часто пациентам может казаться, что они находятся в двух местах одновременно. Такое состояние известно как двойная ориентация или удвоенная парамнезия.

Явление деперсонализации также может наблюдаться и в социальной сфере. Так, например, деперсонализация деятельности представляет собой циничное отношение к работе, снятие ответственности за полученное дело.

Деперсонализация деятельности предполагает холодное, негуманное, бесчувственное отношение к индивидам, приходящим с целью получения терапевтической помощи или образования, а также других услуг социального характера.

Лечение деперсонализации

Часто деперсонализация личности может являться одним из проявлений многих различных синдромов, наблюдающихся в психиатрической науке. Постоянное возникновение симптоматики деперсонализации у субъектов, страдающих депрессивными состояниями, и у больных шизофренией должно насторожить терапевта. Так как пациенты, которые изначально жалуются на ощущение нереальности происходящего и неузнаваемости предметов, могут в действительности страдать одним из названных, наиболее часто встречаемых недугов. Скрупулезный анализ анамнеза и тщательное изучение психического статуса в большинстве случаев должно помочь выявить специфичные особенности этих двух болезней.

Многие психотомиметические препараты часто провоцируют видоизменения ощущений, характеризующиеся длительностью и устойчивостью, поэтому для правильной диагностики следует получить сведения, касающиеся употребления таких веществ пациентом. Также в первую очередь при диагностике необходимо учитывать наличие других проявлений клиники у субъектов, жалующихся на чувство нереальности. Таким образом, диагноз «деперсонализационное расстройство» можно ставить при таких состояниях, в которых симптоматика деперсонализации является основным и доминирующим проявлением.

Необходимость более тщательного исследования неврологической клиники подчеркивает то обстоятельство, что деперсонализация может являться следствием серьезных нарушений функций мозга. Особенно это актуально в случаях, когда деперсонализации не сопутствуют другие проявления, наблюдающиеся более часто в психиатрии. В первую очередь диагностика предполагает необходимость исключения эпилепсии или опухолевого процесса в мозге. Так как ощущение деперсонализации сигнализирует на самых ранних стадиях о наличии неврологической патологии. Именно поэтому пациентов, жалующихся на деперсонализацию, необходимо подвергать тщательному обследованию.

У значительного большинства пациентов данное состояние характеризуется вначале внезапным развитием и только лишь у немногих субъектов отмечается постепенное начало. Зачастую данное заболевание начинается в возрастном интервале от 15 лет и до 30, но порой оно может наблюдаться даже у малышей десятилетнего возраста. После 30 лет деперсонализации встречается менее часто, а после пятидесяти практически никогда. Ряд исследований, которые были посвящены наблюдению в течение продолжительного времени за категорией лиц, страдающих деперсонализацией, свидетельствуют, что данный недуг характеризуется тенденцией к затяжному, хроническому течению. У большинства пациентов симптомы остаются без изменений на одном уровне выраженности, без существенных колебаний в интенсивности, однако они также могут обнаруживаться и эпизодически, чередуясь с бессимптомными периодами.

Как справиться с деперсонализацией? Многие терапевты советуют занимать свой мозг, отвлекаться, например, читать книги, смотреть телефильмы, слушать музыку, общаться с приятными людьми и т.п. или заниматься самогипнозом. Сегодня отсутствуют сведения относительно определенного успешного подхода в использовании фармакологических средств.

Лечение деперсонализации в основном заключается в симптоматической терапии. Так, например, при тревожности хорошим эффектом обычно обладает прием анксиолитиков. Наряду с этим так же мало изучены и психотерапевтические подходы.

В тяжелых ситуациях применяется длительное лечение в условиях стационара, где применяется целый комплекс мероприятий, направленный на ликвидацию причин страха и панических состояний. Успешно используется медикаментозная терапия, назначают успокаивающие средства, транквилизаторы и нейролептики, снотворные препараты, а также антидепрессанты. Нередко применяют массаж и физиотерапию.

Также известен гомеопатический подход в терапии синдрома деперсонализации. Гомеопатия базируется на убеждении, что одни те же вещества способны спровоцировать симптомы определенного характера у здоровых индивидов и исцелить аналогичные симптомы у больных субъектов.

Также психологи рекомендуют особам, которых волнует вопрос: как справиться с деперсонализацией, обратить внимание на собственный образ жизни. Регулярный бесперебойный сон, систематические физические нагрузки и употребление здоровой пищи помогут устранить проявления деперсонализации, связанной с невротическими состояниями, тревожностью и паническими атаками.

Деперсонализация – это синдром, при котором нарушается нормальное восприятие себя и окружающего мира. Сознание человека будто раздваивается: одна часть личности становится нейтральным наблюдателем, который смотрит на все происходящее со стороны, а вторая часть испытывает дискомфорт и панику из-за кажущегося ощущения потери контроля над собственным телом и разумом.

Подобное состояние нередко возникает как защитная функция психики на сильное потрясение и стресс, может быстро пройти само собой, не вызывая патологии, и не требовать специального лечения. Однако затяжной синдром опасен неадекватным поведением, причинением вреда себе и окружающим и склонностью к суицидальному настроению. При глубоком неврозе человеку требуется медикаментозная и психотерапевтическая помощь.

Описание синдрома

Деперсонализацию личности описывали французские психиатры в начале XIX века. Ученые того времени обращали внимание на чувство отчуждения от своего тела, на которое жаловались пациенты. Такая диссоциация собственному «Я» и стала основой для изучения странного синдрома.

В современной диагностике деперсонализация входит в симптоматику клинической картины целого ряда психических расстройств. Например, таких заболеваний как:

  • депрессия;
  • биполярное расстройство;
  • шизофрения и др.

Синдром часто наблюдается после панических атак, фобий или при каком-либо неврозе. Но нередко возникает и сам по себе, как ощущение нереальности происходящего. Особенно в состоянии физического переутомления, эмоционального потрясения или резкого испуга.

Стремясь абстрагироваться от возникшей стрессовой ситуации, мозг человека переключается в «защитный» режим, снижая эмоциональную окраску и сенсорную чувствительность: краски кажутся поблекшими, звуки – приглушенными, предметы – странными на ощупь. Из-за всего этого появляется ощущение неузнаваемости окружающей обстановки и необычности собственного восприятия мира.

Эпизодически такое чувство возникает более чем у 75% людей. Лечить его нет нужды, оно не относится к расстройствам психики.

Настоящую же патологию определяет длительность периода деперсонализации и определенные «стойкие» симптомы, которые со временем не исчезают, а только усиливаются.

Клиническая картина

Деперсонализация характеризуется по целому ряду признаков, которые условно делятся на три группы:

  • снижение эмоциональной окраски восприятия окружающего мира;
  • притупление сенсорно-физических ощущений;
  • состояние психической невосприимчивости.

Первая группа – это симптомы эмоциональной «холодности»:

  • отсутствует чувство радости от общения с детьми, родителями, близкими друзьями;
  • равнодушие к страданиям окружающих людей;
  • невозмутимость и отстраненность в ситуациях, в которых раньше человек испытывал гнев и раздражение;
  • потеря чувства юмора и восприимчивости к музыке.

Из всех чувств ярко могут проявиться только страх перед дезориентацией в пространстве и потерей контроля над собственным телом. Человек испытывает растерянность, не узнавая привычных мест, не понимая, как он здесь оказался и что ему нужно сейчас делать. Это чувство со временем гложет и угнетает все больше.

К нарушениям нормального физического восприятия мира относят следующие симптомы:

  • яркие краски могут казаться серыми, в некоторых случаях даже появляется дальтонизм;
  • отдельные предметы будто размыты и не имеют четких границ;
  • звуки воспринимаются приглушенными, словно человек находится в воде;
  • снижается чувствительность к холодному и горячему;
  • может отсутствовать боль при незначительных уколах и порезах;
  • нарушаются вкусовые ощущения.

К физическим проявлениям патологии относят дезориентацию в пространстве, нарушение координации и потерю аппетита из-за отсутствия чувства голода.

Психические симптомы синдрома выражаются в следующем:

  • Частичная потеря индивидуальности: человек не помнит, что ему нравится, а что нет.
  • Дезориентация во времени: человек может просидеть без действия несколько часов и не знать, сколько времени прошло. В некоторых тяжелых случаях люди не ориентируются, который наступил день недели или месяц.
  • Потеря мотивов и стимулов. Люди, страдающие деперсонализацией, не желают ходить на работу, в магазин, стирать свои вещи и готовить еду, так как не видят в этом необходимости.

Человеку при подобном неврозе постоянно кажется, что он играет какую-то роль в скучной пьесе. Он видит свою жизнь со стороны, словно сновидение.

Одним из главных признаков деперсонализации психологи называют чрезмерную погруженность человека внутрь себя. На первых этапах синдрома, люди ясно осознают, что как-то неправильно воспринимают собственную личность, и испытывают по этому поводу душевное смятение, которое сильно угнетает. Они пытаются понять, что с ними происходит, но еще больше укрепляются в личном ощущении нереальности или нелепости действительности и избегают общения.

Причины возникновения

Деперсонализация практически всегда связана со стрессовыми ситуациями, в которых психика сопротивляется, переключая внимание человека на взгляд «извне». Это помогает снизить эмоциональную нагрузку, но оставляет возможность мыслить логически. Отсюда и притупленное сенсорное восприятие мира, и глубокая рефлексия.

Исключением является клиническая шизофрения, при которой раздвоение личности имеет несколько иные причины. В случае этого серьезного психического расстройства деперсонализация является лишь одним из симптомов недуга, лечить который довольно сложно.

Физиологические процессы, как причины возникновения синдрома, описываются следующим образом: в ответ на сильный стресс организм вырабатывает повышенное количество эндорфинов, которые усиленно атакуют рецепторы. В результате система, отвечающая за эмоции (лимбическая система), не в состоянии справляться с хаотической стимуляцией и частично отключается.

Причины запуска описанного механизма – это реакция не только на стресс психоэмоциональный, но и физический:

  • приступ эпилепсии;
  • травма головы;
  • нейрохирургическая операция;
  • опухоль мозга;
  • инсульт или микроинсульт.

Интенсивную выработку эндорфинов может спровоцировать интоксикация организма. В первую очередь – прием наркотиков. Потому в Америке изучением феномена деперсонализации занимается специальная национальная организация по вопросам наркотической зависимости.

В более редких случаях причины деперсонализации скрыты в генетической предрасположенности или патологиях нервной системы.

Виды деперсонализации

В современной психологии синдром подразделяется на разновидности:

  • аутопсихический;
  • аллопсихический;
  • соматопсихический.

Эти виды отличаются друг от друга акцентами своеобразного восприятия себя и окружающего мира.

Аутопсихическая деперсонализация.

Человек сильно страдает из-за внутреннего самоотталкивания и раздвоения личности. Ему кажется, что внутри него живет еще один, незнакомый человек, который «хозяйничает» в душе по своему усмотрению. Этому виду расстройства присущи признаки:

  • внешняя эмоциональная бесчувственность, сочетающаяся с внутренней ранимостью;
  • в толпе человек видит себя со стороны и ощущает одним из многочисленных винтиков в огромной бездушной машине;
  • частичная потеря памяти (пациент не помнит отдельные эпизоды из своей жизни, некоторых людей и т. д.);
  • нелюдимость, уединенный образ жизни и нежелание общаться;
  • ощущение нереальности происходящего и механичности собственных действий.

Акцент аутопсихического невроза направлен на патологическое ощущение собственного «Я».

Аллопсихическая деперсонализация.

В психологии аллопсихическое состояние человека обычно называют дереализацией, то есть патологическое восприятие окружающего, как нечто нереальное (например, сон). Пациенты жалуются на то, что видят мир, словно через пелену или мутное стекло:

  • звуки раздаются гулко или глухо;
  • предметы теряют очертания или цвет;
  • прохожие кажутся на одно лицо;
  • преследует ощущение дежавю;
  • наблюдается дезориентация в знакомом пространстве.

Основной акцент в ощущениях при подобном неврозе – чувство растерянности: мир кажется чужим и враждебным.

Соматопсихическая деперсонализация.

Этот вид – самый необычный, он сопровождается странными жалобами пациентов:

  • человеку кажется, что каждая часть его тела живет своей, отдельной жизнью;
  • пропадает чувство голода или появляются серьезные проблемы с приемами пищи, так как «горло отказывается проталкивать еду»;
  • больному может казаться, что на нем нет одежды или волос;
  • снижается чувствительность к изменению температуры воздуха или воды;
  • появляются ложные вкусовые ощущения (соленое кажется горьким, сладкое – кислым и т. д.).

То есть, соматопсихический синдром – это патологическое восприятие собственного тела и отдельных его функций.

Современная диагностика

Деперсонализация обычно выявляется на основании жалоб пациента, описании его поведения родственниками и специального тестирования. Физический осмотр и анализы не дают никакой пищи для подозрения в душевной патологии. Напротив, человек с подобным синдромом кажется абсолютно здоровым, имеющим прекрасный иммунитет и крепкий организм, не обремененный хроническими заболеваниями.

Однако функциональная магнитно-резонансная томография показывает явные изменения в активности отдельных частей головного мозга. А специальные лабораторные исследования могут подтвердить нарушения в работе гипофиза, модификации белковых рецепторов и другие патологии, на основании которых и ставится точный диагноз.

Лечение

Деперсонализация в каждом случае индивидуальна, а потому и ее лечение требует различных подходов. В случаях, когда человек пожаловался на непродолжительный период дискомфортных ощущений, терапия сводится к психоанализу. В качестве дополнительного, не основного лечения, врач может прописать:

  • принимать антидепрессанты;
  • пройти курс успокоительного массажа;
  • иглоукалывание;
  • физиотерапию;
  • фитотерапию.

А вот при затяжном неврозе, особенно когда у пациента наблюдаются суицидальные наклонности, лечение проводится в стационаре, под постоянным наблюдением психоневролога, так как в тяжелых случаях прописываются нейротропные препараты или сильнодействующие транквилизаторы, нейролептики и седативные лекарства, причем в больших дозах.

Популярные препараты, которые применяются для комплексного лечения деперсонализации при депрессии:

  • «Клопирамин», «Амитриптилин», «Кветиапин» и «Сонапакс» в сочетании с витамином С;
  • ноотропы с антиоксидантным эффектом («Кавинтон» или «Цитофламин»);
  • «Налтрексон» или «Налоксон» (для нормализации работы опиоидной функции головного мозга);
  • сочетание «Анафранила» с «Сероквелем» (для устранения паники и тревоги);
  • антидепрессанты-ингибиторы обратного захвата серотонина;
  • «Декортен» для устранения нарушений работы надпочечников и др.

После того как удается устранить симптоматические проявления синдрома в виде патологических ощущений себя и окружающего мира, пациенту прописывается психотерапия. На сеансах специалист выявляет психологические причины, приведшие к деперсонализации, и учит пациента справляться с похожими приступами в случае рецидива.

Основное направление в лечении психотерапией считается переключение внимания человека с себя на других людей или окружение: расширение круга общения, посещение театров и выставок и т. д.

Одной из эффективных методик борьбы с синдромом считается приучение человека не бояться появляющихся ощущений. Врач просит пациента запоминать (а лучше записывать) те чувства, которые кажутся странными и описывать их на сеансах. Со временем человек замечает, что таких признаков становится все меньше, пока и вовсе не отпадает необходимость посещать психолога.

Что делать, если знаешь что чувства есть, что они прекрасны и приятны, но ты их не чувствуешь, не понимаешь, что они есть внутри. Много можешь рассказать о них, но какого-то наполнения внутри нет, ощущения нет. Можно конечно, сделать вывод, что я не чувствителен/не чувствительна и пойти с этим жить дальше. Можно, но хороший ли это вариант и насколько полезный? Жить с притупленными чувствами конечно можно и даже иногда удобно, но ни о какой полноте жизни, о влюбленности до кончиков пальцев или глубокой любви и близости речи быть не может. Что же делать, давайте разбираться, потому что выход есть.

Начнем с начала и с того, что такое чувства?

Чувства - это что-то сложное, сложнее, чем просто реакция. Это то, что в теле и в голове одновременно. Это то, что дает нам ощущение жизни, понимание себя и окружающих нас людей. Это отношение к ним и к себе. Чувства бывают разные по интенсивности и одно и то же чувство отличается у разных людей.

И если перевести на язык более конкретный и понятийный, то чувство - это отношение человека к тому или иному человеку, явлению или ситуации, которое проявляется в телесной реакции и восприятии этой реакции нашим сознанием. Т.е. чувство не возможно без тела и головы. Оно не может возникнуть без движения и не может быть рождено без осознания его.

ЧУВСТВО НЕ ВОЗМОЖНО БЕЗ ТЕЛА И ГОЛОВЫ.

Чувства также связаны с эмоциями. По теории А.Лоуэна, американского телесно-ориентированного психотерапевта, эмоция – всегда есть чувство. Но чувство, не всегда является эмоцией. Например любовь, гнев, печаль и радость - это эмоциональные чувства, а ощущение тепла, холода, вкуса и обоняние - это чувства, но не эмоции.

Существуют различные классификации чувств, а также понятия эмоций и чувств, но в данной статье я буду придерживаться выше описанных категорий.

Где же возникают чувства в человеческом теле ?

Выше я уже упоминала о том, что чувство – это телесная реакция и ее восприятие. И эта реакция проявляется в движении тела к объекту или от него.

ЧУВСТВО – ЭТО ДВИЖЕНИЯ К ИЛИ ОТ.

Движение «к» выражает стремление человека к удовольствию. А движение «от» проявляется как страх, в ответ на боль или ожидание ее. Т.е. ожидая любви, тело стремится к ней, чтобы наслаждаться и жить, а чувствуя угрозу оно отдаляется, чтобы сохранить себя.

Если копнуть еще глубже, то понимание чувства на уровне всего организма касается высшей нервной деятельности. Где рецепторы воспринимают стимулы окружающей среды и через нервы передают информацию о них в г­­­оловной мозг, где с помощью сознания эта информация обрабатывается. И так организм может реагировать на внешние стимулы. ­­­­ Но этой информации, не сопутствует никакое чувство. Чувство зависит от наших реак­ций. Если наша реакция позитивна - стимул вы­зывает в теле расширяющее движение - мы почувствуем удовольствие и возбуждение. Если реакция негативна - стимул провоцирует сжатие тела - мы почувствуем страх или боль.

Но чувства возникают не только в ответ на внешние стимулы и реакцию организма. Они появляются и в ответ на внутренние импульсы тела. Такие, как наши потребности и инстинкты. Потребность в еде вызывает импульс к поиску пищи. И достигая поверхности тела, эти импульсы вызывают чувства, которые воспринимает мозг, отдавая команды к выполнению.

Команды воспринимаются скелетной мускулатурой и тело двигается. У человека, скелетные мышцы контролируются сознанием. И тут-то начинается самое интересное.

Как нарушается процесс чувствования?

В ответ на импульс, движение может быть индуцировано или блокировано сознательной реакцией. Т.е. не все импульсы, достигая поверхности тела реализуются. Но что в этом такого особенного.

А то, что если импульс подавлен осознанно, но он при этом воспринят и осознан, то ничего плохого. Например, в ответ на грубое замечание в транспорте, вам хочется ударить обидчика, но вы понимаете, что насилие не уместно в данной ситуации и может повредить вам и другому человеку, вы блокируете это движение. Но вы при этом все равно осознаете всю ту злость и гнев, которые вызвал обидчик и отвечаете, например словестно на его действия.

И для сравнения, возьмем другую ситуацию. Как вы догадываетесь, не очень хорошую.

Например, ребенок в ответ на замечание мамы испытывает злость и ему хочется кричать в ответ на не справедливое отношение. Он делает это, высказывая свои чувства, но в ответ получает ругательство и порицание того, что он сделал, а также словесный запрет на то, что так делать нельзя. Угрозы о том, что будет, если он еще раз крикнет на маму, усугубляют ситуацию ожиданием наказания. И в следующий раз ребенок в подобной ситуации, испытывает все ту же злость и гнев и ему хочется кричать, но помня слова мамы и угрозы, он из-за страха наказания, не делает этого. Т.е. сознательно блокирует импульс, но чувство злости при этом испытывает. На уровне реакции тела – его скелетная мускулатура напрягается, но не получает разрядки, т.к. крик не издается. Более того, напряжение добавляется, т.к. этот крик нужно сдерживать.

После повторения такой ситуации многократно, и с течением времени, скелетные мышцы из-за частого напряжения, переходят в состояние хронического напряжения и импульсам становится очень сложно пробиваться на поверхность. Спонтанное движение в результате не просто блокируется, оно из сознательного блокирования переходит в неосзнанное. Тело и мозг уже не работают содружественно – нет чувства гнева и злости, и соответственно нет крика в ответ на замечания, оно молчит в ответ.

И самое в этом печальное то, что блокирование одного чувства, вызывает снижение общей чувствительности организма и другие чувства тоже притупляются. Мы перестаем доверять реакциям своего тело и не прислушиваемся к ним, вернее даже игнорируем. И тогда возникают такого рода вопросы, как “что я к нему чувствую, я люблю или нет?”, “хочу я этого или нет?”, “ мне нарвится эта работа или уже надоела?”. И главные, конечно вопросы о том, как я себя чувствую сейчас и что я чувствую.

Что делать с притупленными чувствами?

Для начала нужно признать, что мне сложно дифференцировать чувства, сложно понимать их внутри себя и не понятно как отслеживать. Это должно стать проблемой для вас, чтобы вы захотели ее решать и прикладывать для этого усилия.

Совет №1 – признайте, что у вас есть проблемы с выражением и пониманием чувств.

Начните прямо сегодня что-то для этого делать. И это что-то должно быть направлено на углубление контакта с телом, понимание своих телесных реакций, движений и желаний вашего тела. И я приведу несколько упражнений телесного психотерапевта А.Лоуэна, для этого.

Упражнение 1

Уделите себе 5 минут времени, позаботьтесь, чтобы вас никто не тревожил, сядьте или лягте удобно и задайте себе несколько вопросов.

Чувствуете ли вы свое лицо? Осознаете ли вы его выражение? Сможете ли вы почувствовать, напряжены ли ваши губы? Можете ли вы почувствовать напряжение в своей челюсти? Можете ли вы двигать ею свободно вперед, назад и в стороны, не чувствуя боли?

Чув­ствуете ли вы какое-либо напряжение в шее или в затылке? Можете ли вы двигать головой свободно влево - вправо, вверх - вниз? На­пряжены ли ваши плечи? Сможете ли вы дви­гать ими легко вперед-назад, вверх-вниз?

Чувствуете ли вы свою спину? Жесткая она или гибкая? Естественно ли вы держите свою грудную клетку в позиции вдоха и выдоха? Движется ли ваша грудная клетка во время дыхания? Расслаблена ли ваша диафрагма? Дышите ли вы животом? Расслаблены ли ваши бедра? Двигаетесь ли вы во время ходьбы? В вашей обычной позе они выдвинуты вперед или назад? В то время, когда вы сидите, чувствуе­те ли вы, как ягодицы прикасаются к креслу?

Чувствуете ли вы, как ваши стопы прикаса­ются к земле, когда вы стоите или ходите? Хорошо ли вы чувствуете свои стопы?

Не обязательно задавать все вопросы за один раз. Можно в течении дня несколько раз себе устраивать такие «внимательные к телу» минуты, которые помогут отвлечься и расслабиться, а также обратят большее внимание на ваши телесные ощущения.

Упражнение 2

Нарисуйте женщину и мужчину на двух отдель­ных листах бумаги. И сначала нарисуйте, а потом прочтите обьяснение к этому упражнению.

Обьяснение:

Степени сложности рисунков и сходства с живыми людьми указывают на степень осознавания своего тела и на те области, которые вы чувствуюте лучше. Напри­мер, рисунок человека может быть без ла­доней и стоп или без глаз, без какого-либо выра­жения лица. И это выразительно свидетельствует о недостатке чувствительности в этих местах. Некоторые рисуют схематично, прямыми линиями из черточек, что указывает сильный недостаток чув­ствительности в теле: это говорит о сложности ассоции­ровать с телом такие чувства, как печаль, радость или страх

Совет №2 – начните узнавать свое тело прямо сегодня.

И третье, самое важное – делайте это регулярно. Сделав пару упражнений, а потом через неделю и получив кратковременный результат, не думайте что он сохранится на долго. Так же долго, как ваше тело вырабатывал защитные реакции и притупляло чувство, что вас обезопасить, так же долго ему нужно и восстанавливаться. Сначала вы увидите первые результаты, если начнете работать, но если не остановитесь и продолжите, вы удивитесь той легкости в теле, которая может быть, той ясности чувств и полноте их проживания. Разве не это полноценная и яркая жизнь, когда тело находится в гармонии и грации.

Совет №3 – делайте это регулярно.

Если вы чувствуете, что сами не справитесь, сейчас есть много вариантов получить поддержку в этом не легком труде. Я имею в виду не только индивидуальную и групповую психотерапию, которые эффективны при работе с проблемами в сфере чувств, но и различного формата мастерские и группы по танцевально-двигательной терапии, аутентичному движению и подобные им, связанные с телесностью и движением.

Написано по материалам книги А.Лоуэена «Психология тела ».

Игра ролей

Толкование бессилием

Экранирование

Оглушен ие

Преимущества Недостатки

Благодаря алкоголю или нар- Зависимость от алкоголя и котикам устраняются конф- наркотика. Изменение орга-ликты, фрустрации, страхи, нических структур организ-вина, достигается ощущение ма, болезнь. силы. Это спасение от пуга­ющей действительности.

Преимущества Недостатки Отгораживание от психи- Симптомы исчезают без ус-ческих нагрузок, депрессив- транения причин. Это приво-ных настроений, страхов, дит к накоплению отрица-беспокойства происходит в тельных переживаний. короткий срок. Возникает преходящее чувство покоя, стабильности, расслабления, уравновешенности и как след­ствие - удовлетворительное временное освобождение.

Преимущества Недостатки «Я ничего не могу сделать - Психологические проблемы таковы обстоятельства» - не устраняются, а распрост-таким образом человек из- раняются дальше. Появляет-бегает решения проблем, ся опасность манипуляций.

Преимущества Недостатки

Маска роли приносит безопас- Неспособность найти наде-ность. Потребность в безопас- той, запрограммированной ности сильнее, чем блокирован- ролью. ная свобода самовыражениял я, индивидуальности. 101


Преимущества Недостатки

Деловая маска, картина пол- Межличностные контакты

ной безэмоциональности и обедняются, подавленные

психической невозмутимо- чувства ложатся грузом на

сти Панцирь на чувствах не органы и мускулы. Кто не

позволяет им проявляться позволяет себе быть эмоци-

вовне и попасть вовнутрь ональным, тот становится

Человек ориентируется на больным телесно и психи-

поведение автомата чески

Важными механизмами самозащиты являются так­же фиксации (задержка на одной стороне развития), регрессия (возврат при угрозе стресса на более ран­нюю стадию развития), перенос бессознательных пе­реживаний в физическую сферу (например, в голов­ную боль), провокационное поведение (вести себя таким образом, чтобы человек был вынужден обнару­жить чувства, на которые неспособен сам провоциру­ющий, например, высказать гнев или любовь).

В процессе интервью психолог, работающий на основе психодинамической теории, использует следу­ющие приемы.

1. Анализ символов повседневности, например, на­правленная ассоциация клиента на заданное сло­во.

2. «Фрейдовская ошибка» - это ошибки, описки, об­молвки клиента, которые рассказывают подсозна­тельные чувства клиента. Свободное ассоциирова-ние является лучшим способом понять смысл этих ошибок.

3. Анализ сновидений через поток свободных ассо­циаций по поводу содержания сна.

4. Анализ сопротивления как проявление более ши­рокого механизма вытеснения.



Осознание своих чувств по отношению к клиенту и умение обращаться со своими чувствами - состав­ная часть работы практического психолога любого направления.

Итак, свободное ассоциирование - основа всех техник, применяемых психологами, использующими психодинамическую теорию

Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуоз­ного владения техниками, что достигается путем дли­тельного систематического обучения, при бессистемном использовании психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает «дикий» психо­анализ, который не приносит клиенту облегчения.

Б ихеви оральное направление в психологическом. консультировании.

Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении

Исторически это направление идет от работ Д. Уотсо-на и Б. Скиндера. Это весьма оптимистическое направ­ление, основанное на научном прагматизме его при­верженцев. Психолог вместе с клиентом пытается вмешаться в жизненные условия клиента с целью их изменения. Это строится на следующих основных со­ставляющих бихевиоральной психологии. 1.Отношение психолога и клиента. Психолог-бихе-виорист делится своими планами с клиентом, на­деясь на активность клиента во взаимодействии с собой.

2 Определение проблемы через операционализацию поведения. Психолог-бихевиорист основывается на ясных и четких данных о поведении и поступках клиентов. Анализ предполагает ясное знание пси­хологом того, что клиент делает и как он себя ве­дет.

Цель операционализации поведения - перевести неясные слова в объективные, наблюдаемые действия. Психолог-бихевиорист задает себе и решает вопрос:

«Могу ли я видеть, чувствовать, осязать понятия, кото­рые употребляет мой клиент? »

7 Абрамова Г С


3. Понимание контекста проблемы через функцио­нальный анализ. Функциональный анализ предпо­лагает исследование событий, предшествующих поступку, сам поступок и его последствия, то есть результат. Так выясняются причинно-следствен­ные связи в последовательности событий, опреде­ляющих внешнее поведение клиента.

4. Установление социально важных целей для кли­ента. Установление социально важных целей для клиента обязательно предполагает участие клиен­та. Психолог выбирает и вырабатывает с клиентом достижение для него цели, предполагающие конк­ретный план действий на будущее. Бихевиоральный анализ - это акцент на конкрет­ных действиях и поступках человека. Психолог-бихе-виорист делает упор на действиях человека, а не на его размышлениях по поводу действий.

Точно определив проблему, психолог готов пред­лагать клиенту ответы на решения.

Психолог-бихевиорист пользуется многими техни­ками. Среди них наиболее популярной является трени­ровка настойчивости. Тренировка настойчивости позво­ляет большинству клиентов преодолеть беспомощность и неадекватность, а это наиболее часто встречающиеся у клиентов типы проблем.

При тренировке настойчивости в ходе интервью, кроме открытых и закрытых вопросов, психолог ис­пользует ролевые игры, в ходе которых с помощью директив задает направление интервью.

Вопросы, ролевые игры и перечисление альтерна­тив для принятия решения - это арсенал психолога-бихевиориста, способствующий изменению поведения клиента.

Среди процедур изменения поведения психолог-бихе-виорист использует, кроме тренировки настойчи­вости, тренировку релаксации, целенаправленное уменьшение тревожности (фобии), основанное на обу­чении глубокой релаксации, построении иерархии страхов и увязыванием объекта тревоги с иерархией страхов на фоне упражнений на релаксацию.

Моделирование поведения и поощрение за жела-| емое поведение - это тоже бихевиористские методы " обучения клиентов новому поведению.

Психологи-бихевиористы широко используют днев­никовые и иные записи клиентов, которые они ведут во время работы с психологом.

В бихевиоральном консультировании широко ис­пользуются психологические стратегии, направленные на поддержание у клиента нужного поведения в по­вседневной жизни; это стратегии предотвращения ре­цидивов.

Рецидивы, срывы случаются у большинства кли­ентов. Задача психолога состоит в том, чтобы на обоб­щающей стадии интервью построить программу, кото­рая помогла бы справиться с рецидивом.

Эта стратегия дает возможность клиенту контро­лировать себя в трудных ситуациях. Стратегии пре­дотвращения рецидивов разделяются по следующим категориям: предвидение трудных ситуаций, регули­рование мыслей и чувств; выявление нужных допол­нительных навыков, выстраивание благоприятных последовательностей.

Исследования показывают эффективность про­грамм предотвращения рецидивов. Основные пункты программы предотвращения рецидивов выглядят сле­дующим образом:

1. Выбор подходящего поведения. Описание его в де­талях, решение клиентом вопроса о том, насколько часто еще ему будет нужно это поведение и как он поймет, что произошел срыв.

2. Стратегия предупреждения рецидивов: страте­гия поведения состоит в том, что клиент фикси­рует происшедший рецидив и описывает, в чем он состоит. Затем анализирует, в чем разница между обучением трудному поведению и его ис­пользованию в трудных ситуациях. Затем анали­зируется, кто из известных клиенту людей может помочь ему придерживаться желаемого поведе­ния. Затем обсуждаются ситуации с высоким уровнем риска, люди, события, места, которые провоцируют срыв.

3. Стратегия рационального мышления предлагает анализ эмоционального отклика клиента на вре­менный срыв или рецидив, а также анализ того, что поможет ему мыслить более эффективно в трудных ситуациях или после срыва. 7*


4. С клиентом обсуждается практика, направленная на поддержку выработанных навыков. Обсуждает­ся вопрос о том, какие дополнительные навыки ему нужны, чтобы удержаться в рамках выработанно­го поведения.

5. При стратегии определения желаемых выводов психолог и клиент обсуждают будущие выгоды его нового поведения, способы вознаграждения им себя за выполненное действие.

6. Стратегия предсказания последствий первого ре­цидива направлена на описание в деталях первого

рецидива - людей, мест, времени, возможного

эмоционального состояния.

Техника предотвращения рецидива важна не толь­ко для психологии бихевиоризма. Проблема рецидивов существует в работе психологов всех направлений, решение ее психологами-бихевиористами заслужива­ет огромного внимания всех практических психологов.

Гуманистическое направление в психологии.

Оно ставит в центр своей методологии личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решений. Это отличает это на­правление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздей­ствие окружения на личность.

Гуманистическое, или экзистенционально-гума-нистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом.

Их основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека - жить и действо­вать, определяя свою судьбу, сосредоточение контро­ля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении.

Основные понятия, в которых это направление пси­хологии анализирует жизнь человека, это понятие чело­веческого существования, принятие решения или выбор и соответствующее ему действие, облегчающее тревож­ность; понятие интенциональности - благоприятной возможности, утверждающей, что человек, действуя в мире, должен ясно осознавать воздействие мира на него.

Задача клиента и психолога состоит в том, чтобы как можно полнее понять мир клиента и поддержать его во время принятия ответственного решения.

Революция, которая в практической психологии связана с работами К. Роджерса, состоит в том, что он стал подчеркивать ответственность самого человека за свои действия и решения. В основе этого - вера в наличие у каждого человека изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.

Психолог поддерживает у клиента состояние пси­хического здоровья, давая человеку возможность со­прикасаться со своим внутренним миром. Основное понятие, с которым работают психологи этого направ­ления, - мироощущение конкретного клиента. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внима­ния и выслушивания, качественной эмпа-тии. Психо­лог должен уметь работать с противоречием реально­го и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтнос­ти с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к кли­енту заведомо положительно и безоценочно.

В ходе интервью психолог пользуется открытыми и закрытыми вопросами, отражением чувств, переска­зом, самораскрытием и другими приемами, позволяю­щими клиенту проявить свое мироощущение.

Используя в общении с клиентом методы взаимо­действия, позволяющие клиенту снять тревожность и напряжение, психолог показывает клиенту, как надо общаться с людьми. Клиент, услышанный и понятый психологом, может измениться.

В гуманистическом направлении психологии осо­бое место занимает гештальттерапия (Ф. Перлз), отли­чающаяся разнообразием воздействующих на клиента приемов и микротехник. Перечислим некоторые из техник гештальттерапии: восприятие «здесь и теперь», директивность; речевые изменения; метод пустого кресла: беседа с частью своего «Я»; диалог «верхней собаки» - авторитарной, директивной, и «нижней собаки» - пассивной с чувством вины, ищущей про­щения; фиксированное ощущение; работа со снами.

Кроме того, благодаря работам В. Франкла, в гума­нистической психологии используются техники пере­мены отношения; парадоксальные намерения; пере­ключение; метод убеждений (призыва). Осуществление этих техник требует от психолога красноречия, точнос-


ти словесных формулировок, ориентации на мироощу­щение клиента.

Гуманистическое направление практической пси­хологии постоянно ориентируется на индивидуальный рост клиента.

Практический психолог, работающий с клиентом, вносит в интервью с ним собственное мировоззрение. Если психолог склонен навязывать свою точку зрения клиенту, то это может привести к неспособности слы­шать клиента, что разрушит ситуацию взаимодействия. Психолог, чтобы работать эффективно, не должен начи­нать работу с предвзятыми идеями о том, как должен быть устроен мир его клиента. Практическая работа психоло­га - это работа с конкретной индивидуальностью чело­века. В том числе и с собственной индивидуальностью - составной частью его профессиональной позиции.

Психологу необходимо постоянно изучать свои личностные и профессиональные возможности, чтобы избежать ригидности или излишней свободы в разви­тии личных понятий.

Психолог и клиент - два разных человека - встре­чаются во время интервью. Независимо от его успеш­ности оба участника его, в результате взаимодействия, изменяются.

§ 2. Интервью как основной метод псишогичвскогр консультирования

Описывая интервью как основной метод психоло­гического консультирования, мы исходим из следую­щих предварительных соображений: психолог-кон­сультант работает с заказом клиента. Если этот заказ предполагает диалогическую работу, то она проводит­ся в специально назначенное время или другим спе­циалистом-психодиагностом. Психолог-консультант не занимается постановкой диагноза, он анализирует си­туацию клиента как уникальную, применяя для этого анализа специальные знания.

Интервью и является одним из специальных методов анализа уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него альтернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, целей, то есть с целью создания большей мобильности его внутреннего мира.

Что отличает интервью от других методов работы практического психолога? Прежде всего, интервью всегда индивидуализировано, оно предполагает пост­роение предмета взаимодействия психологом и клиен­том. Предметом взаимодействия будет внутренний мир клиента, модальности, в которых он будет описан, со­ставят тему взаимодействия психолога и клиента.

Например, темой могут стать переживания клиен­та или отдельной могут стать действия клиента.

Но существенно важным для проведения интер­вью является то, что предметом взаимодействия, опре­деляющим отношения клиента и психолога, будет внут­ренний мир клиента. Процесс интервью направлен на то, чтобы в обсуждении различных тем изменить отно­шение клиента к его внутреннему миру - сделать его более динамичным.

Тема интервью задается клиентом в определенном, строго индивидуальном жизненном контексте, одна и та же тема, например, переживание своей родительской некомпетентности, может быть задана в разном контек­сте; например, неполной семьи, повторного брака или у человека с правами попечителя, а не родителя.

Восстановление контекста появления темы отлича­ет интервью от других методов психологической помо­щи тем, что не только объективные данные о контексте, но отношение к ним клиента, его роль в этом контексте являются важной составной частью заявленной темы.

Психолог, работающий с темой заказа и ее контек­стом, должен постоянно контролировать в ходе интер­вью собственные личные проекции на содержание темы, их мы обозначим так - подтекст интервью. Этот подтекст может быть привнесен в интервью самим психологом, если он не вычленяет содержание своих личностных проекций в ходе интервью.

Это ситуации, когда во взаимодействии с клиен­том в ходе интервью психолог решает свои личные проблемы через проекцию, перенос, сублимацию и другие варианты защитных механизмов своей лично­сти и не осознает их (см. примеры в заданиях для самостоятельной работы).

Итак, в ситуации интервью психолог должен реф-лексировать на тему заказа клиента, контекст ее появ­ления и на подтекст своих действий, для построения предмета взаимодействия с клиентом.


Интервью предполагает оказание воздействия на клиента с помощью вопросов и специальных заданий,:

раскрывающих актуальные и потенциальные возмож ности клиента. Вопросы - основной способ воздей ствия психолога на клиента в ходе интервью.

В литературе обычно описывается пятишаговая мо дель процесса интервью. Остановимся на ней подробнее

Первая стадия интервью - структурирование, до стижение взаимопонимания или как ее часто марки­руют - «Привет!».

Какие цели решаются психологом и клиентом на этой первой стадии, которая может длиться от нескольких секунд до десятка минут? Психолог структурирует ситу­ацию, определяя, что будет темой его взаимодействия с клиентом. Он дает клиенту информацию о своих возмож­ностях. При этом психолог решает проблемы установле­ния контакта, соответствия, раппорта с клиентом. Конк­ретные варианты решения этих проблем зависят от" индивидуальных и культурных особенностей клиента.

Клиент на этой стадии интервью решает задачи до­стижения психологического комфорта, то есть задачи эмоционального и когнитивного принятия ситуации интервью и личности психолога.

Эта стадия интервью заканчивается, когда достиг­нуто соответствие психолога и клиента, которое может быть выражено ими примерно в следующей формули­ровке: «Я его чувствую, понимаю» (психолог), «Меня слушают, я доверяю этому человеку» (клиент).

Вторая стадия интервью обычно начинается ее сбора информации о контексте темы: происходит вы­деление проблемы; решается вопрос об идентифика­ции потенциальных возможностей клиента. Маркиров­ка этой стадии интервью: «В чем проблема?»

Психолог решает следующие вопросы: зачем кли­ент пришел? Как видит свою проблему? В чем его возможности в решении этой проблемы? На материа­ле заявленной темы психолог уясняет позитивные воз­можности клиента в решении проблемы.

Когда цели клиента будут четко поняты, психолог возвращается к определению темы.

После этого начинается третья стадия интервью, которую можно обозначить так - желаемый резуль­тат. Маркировка этой стадии интервью - «Чего вы хотите добиться? »

Психолог помогает клиенту определить свой иде­ал, решить вопрос о том, каким он хочет быть. Обсуж­дается также вопрос о том, что произойдет, когда же­лаемый результат будет достигнут.

Некоторые клиенты начинают именно с этого эта­па. Если психологу уже ясны цели клиента, то реко­мендации должны быть даны немедленно.

Четвертая стадия интервью представляет собой выработку альтернативных решений. Маркировка этой стадии - «Что еще мы можем сделать по этому поводу?»

Психолог и клиент работают с различными вариан­тами решения проблемы. Поиск альтернатив осуществ­ляется с целью избежания ригидности и выбора среди альтернатив. Психолог и клиент исследуют личностную динамику клиента. Этот этап может быть длительным.

Психолог должен учитывать, что верное для него решение может быть неверным для клиента, в то же время для некоторых клиентов нужны четкие дирек­тивные рекомендации.

Пятая стадия интервью - обобщение предыду­щих этапов, переход от обучения к действию. Марки­ровка этого этапа - «Вы будете делать это?». Психо­лог предпринимает усилия по изменению мыслей, действий и чувств клиентов в их повседневной жизни вне ситуации интервью. Из практики консультирова­ния известно, что многие клиенты ничего не делают для изменения.

Обобщение, которое делает психолог, учитывает индивидуальные и культурные особенности клиента, выявленные на первых стадиях интервью. Остано­вимся поподробнее на каждой стадии интервью. Первая стадия «Привет!» - это установление кон­такта и ориентирование клиента на работу. Если в течение 5 минут отношения не сложились, то ситуа­цию консультирования, как показывает практика, исправить трудно.

На этой стадии психолог показывает клиенту свою позицию во взаимодействии. Она может быть, как лю­бая позиция в общении, описана в понятиях равенства и неравенства. Варианты здесь могут быть следующие:

1) психолог занимает позицию над клиентом;

2) психолог занимает позицию равенства с клиентом;


Г12В1VI

3) психолог предлагает клиенту занять позицию над ним, то есть он готов следовать за клиентом.

В ходе интервью может осуществляться измене­ние позиций, но это будет ситуация профессионально­го интервью, если психолог рефлексирует на тему взаимодействия с клиентом и дает ему возможность отслеживать логику интервью.

Обычно к признакам хорошего интервью относят­ся следующие: клиент понимает логику беседы, это повышает его активность. Клиенту интересно в ситу­ации интервью.

Позиция психолога может быть реализована с помо­щью тестов, игровых приемов, проективных ситуаций.

Установление контакта представляет собой ситу­ацию пространственной организации взаимодействия психолога и клиента. Для консультирования необхо­димо иметь отдельный кабинет или искусственно ог­раниченное пространство. Оптимальный вариант про­странственного расположения - два одинаковых кресла, разделенные журнальным столиком (1,5 мет­ра друг от друга) при неярком освещении.

Темп ведения интервью должен совпадать и у клиента, и у психолога. Многие практические психо­логи, занимающиеся консультированием, выходят из-за стола навстречу клиенту, провожают его до кресла. Затем следует предложение: «Устраивайтесь» и после паузы происходит знакомство.

Давая клиенту возможность установить позицию на равных. Психолог первым не представляется. Пер­вым представляется клиент. Если у клиента низкий культурный уровень, то психолог представляется сам и разъясняет свои профессиональные возможности, произнося несколько коротких, внятных фраз. Что в них должно быть? Психолог должен прояснить, кто он, что делает, при этом категорически отказаться от ле­карств и советов.

Большое значение будет иметь выбор лексики. Все оценочные модальности («случилось», «беспокоит», «произошло» и т. п.), а также близкие к научным тер­мины (среди них наиболее пугающий клиентов тер­мин - «проблема», но это бывают и такие термины:

! «отношения», «средства» и т. п.).

Интервью может начаться с вступления, заданно­го вопросом-предложением психолога:

Слушаю вас, или:

Расскажите о себе, или:

Что привело ко мне...

Создается возможность для разговора о себе, то есть задается предмет взаимодействия - клиент и события его жизни.

Психологу при установлении контакта необходи­мо использовать имя клиента в обращении к нему. Как известно, имя и его употребление - это средство уп­равления клиентом. Повторение имени создает усло­вия как для индивидуализации контакта, так и для воздействия на клиента.

Есть клиенты, которые не идут на контакт. Если в течение десяти минут такой клиент не заговорил, то желательно не идти у него на поводу и не задавать вопросов, о которых он мечтает. Таким образом, психо­лог берет на себя ответственность за клиента и его активность в ситуации интервью, что противоречит целям консультирования.

На втором этапе интервью, когда происходит сбор информации о клиенте, решается вопрос о том, «В чем проблема?».

Психолог на этом этапе интервью может и часто должен выступить в роли следователя, стремясь узнать о клиенте как можно больше, восстанавливая все дета­ли исследуемого контекста, в котором появился заказ клиента. При этом психолог задает конкретные вопро­сы о ходе событий, об участниках событий и их конк­ретных действиях. Вся информация направлена на осознание клиентом контекста заказа и своей роли в происхождении психологической информации. При­мерно 15-20 минут идет широкий рассказ клиента о себе.

В это время психолог выдвигает предположения о строении внутреннего мира клиента, о том, какими Модальностям этого внутреннего мира владеет клиент. Как мы уже отмечали, через анализ контекста психо­лог может выяснить:

Что знает клиент о возможностях своих действий;

Что знает клиент о своих целях;


ГМ11 VI i

Что знает клиент о своих чувствах;

Что знает клиент о своих мыслях,

а также решить вопрос о том, что надо знать кли­енту о содержании своего внутреннего мира, чтобы сделать его более мобильным.

Задавая вопросы, психолог ориентируется на текст клиента, где есть ключевые слова, отражающие содержа­ние проблемы клиента. Как во всем тексте, произнесен­ном клиентом, так и в каждой его фразе есть эти клю­чевые слова, фиксирующие тему взаимодействия в предмете - внутреннем мире клиента, событиях его жизни.

Ключевое слово в любом тексте может быть опре­делено по следующему критерию: оно не может быть заменено синонимом. Если его заменить, то смысл все­го текста или отдельной фразы в тексте нарушается. Ключевое слово - это фиксация темы взаимодействия. Психолог, задавая вопросы, производит ориентацию анализа ситуации жизни клиента на предмет профес­сионального взаимодействия с ним. Он говорит с ним о его внутреннем мире, о его роли в происхождении со­бытий его жизни. Психолог в своем профессиональном воздействии показывает клиенту его собственное учас­тие в событиях его жизни. При этом он идентифициру­ет потенциальные возможности клиента, специально обращаясь к нему с оптимистическими суждениями:

«Изменяясь сами, вы будете изменять других», «Нужно время и терпение, чтобы изменился тот, кто рядом» и т. п.

В ходе интервью психолог выдвигает несколько гипотез о внутреннем мире клиента и проверяет их своими вопросами.

Отвечая на вопросы психолога, клиент анализиру­ет свое поведение и поведение других в этой ситуации и осознает их.

Гипотезы, которые психолог будет обсуждать с клиентом, должны быть просто и адекватно выражены для клиента. Это еще раз выдвигает на передний план проблему адекватного языка интервью, который дол­жен отвечать следующим правилам построения, обра­щенным к психологу:

Не надо сгущать краски, употребляя оценочные сужде­ния;

Ориентируйтесь на ключевое слово - тему клиента;

Не навязывайте свою точку зрения;

Употребляйте простые слова и образы для передачи ин­формации;

Говорите кратко.

Во время консультирования не надо объяснять клиенту о нем все, что узнал Психолог. Достаточно четко изложить одну проверенную фактами гипотезу, чтобы показать клиенту вариант логики в его поведе­нии. Для сообщения содержания гипотезы психолог демонстрирует клиенту разные стороны проблемы через содержание своих вопросов, чтобы клиент мог эту информацию принять и проверить. Для этого ис­пользуется известный принцип обратной связи, кото­рый для психолога проявляется в виде вопроса по высказыванию клиента, а для клиента - в виде отве­та на этот вопрос.

На этом этапе интервью психолог прибегает к по­вторению основных параметров решаемой им задачи. Повторение - один из принципов консультирования, который позволяет продемонстрировать клиенту раз­ные стороны его проблемы, чтобы он мог эту инфор­мацию принять и поверить.

Консультирование - это в известном смысле уп­рощение поведения клиента по заданной логике, это структурирование его внутреннего мира. Оно не будет эффективно без эмоциональной включенности челове­ка в рассказ о себе. Психологу важно собрать факты, подтверждающие гипотезу и упрощающие ее для кли­ента.

Эмоциональная включенность клиента в эту си­туацию определяет процесс структурирования. Раз­говор психолога с клиентом на основе выдвинутой гипотезы, по мнению многих авторов, не должен пре­вышать 10 минут. Рекомендуется прервать рассказ клиента, если психологу уже ясна рабочая гипотеза. Когда цели клиента четко поняты психологом, следу­ет вернуться к определению проблемы. Это позволя­ет клиенту увидеть свою проблему и уточнить его по­зитивные возможности.

Третья фаза интервью может быть обозначена как фаза осознания желаемого результата: «Чего вы хоти­те добиться?» Психолог вместе с клиентом определяет идеал клиента - каким он хочет быть; что в его жизни


произойдет, когда проблемы будут решены. Если клиен­ту и психологу все ясно, то рекомендации должны быть даны немедленно. Некоторые клиенты начинают имен­но отсюда.

Эта фаза интервью предполагает воздействие пси­холога - основное содержание консультирования. Для клиента она не выглядит как-то по-особому. В интер­вью с психологом происходит как бы «инсайт» - кли­ент переживает изменения, происходящие с ним как результат его собственных усилий («Я сам все понял»). Опора психолога на потенциальные возможности кли­ента приводит к тому, что переживаемые клиентом из­менения в ситуации интервью приведут и к измене­нию его поведения.