Царь Лидии Крёз. След огненной жизни

Большая Советская Энциклопедия (КР) БСЭ

Крёз (царь Лидии)

Крёз (царь Лидии)

Крёз (греч. Kr?isos) (595-546 до н. э.), последний царь Лидии в 560-546. Значительно расширил территорию Лидийского царства: подчинил греческие малоазийские города (Эфес, Милет и др.) и захватил почти всю западную часть М. Азии до р. Галис. Богатство К. вошло в поговорку, о нём сложилось много легенд. К. был эллинофилом; посылал щедрые дары в греческие храмы (Дельфы, Эфес) и стремился приобщить Лидию к греческой культуре. В войне с персидским царём Киром II был разбит при Птерии (Каппадокия), столица Лидии Сарды была захвачена, а К. взят в плен (546). По одной версии (Геродот и большинство древне-греческих историков), К. был приговорён к сожжению, но помилован Киром; по другой (древне-восточные клинописные источники) - казнён.

Лит.: Доватур А., Повествовательный и научный стиль Геродота, Л., 1957.

Из книги Энциклопедический словарь (К) автора Брокгауз Ф. А.

Крез Крез (KroisoV) – сын Алиатта, последний лидийский царь из династии Мермнадов (560-546 до P. Хр.). Продолжая политику своего отца, К. стремился к обладанию побережьем Архипелага, для чего вел войны с тамошними греческими колониями (Эфесом и др.). Однако северное и сев.-зап.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КР) автора БСЭ

Крёз (департамент во Франции) Крёз (Creuse), департамент в центральной части Франции. Площадь 5,6 тыс. км2. Население 153 тыс. человек (1972). Административный центр - Гере. Поверхность возвышенная (плато Марш до 697 м, плато Мильваш до 984 м), изрезана глубокими долинами рек бассейна

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦА) автора БСЭ

Крёз (река во Франции) Крёз (Creuse), река во Франции, правый приток р. Вьенна (система Луары). Длина 267 км, площадь бассейна около 10 тыс. км2. Истоки в Центральном Французском массиве, в верховьях течёт в глубокой долине, ниже г. Аржантон выходит на равнину. Расход воды в среднем

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

Царь Царь (от лат. Caesar - цезарь, титул римских императоров), в России и Болгарии официальное название (титул) монархов. В России титул Ц. впервые принял Иван IV Грозный в 1547. С 1721 русские Ц. приняли титул императоров. В Болгарии монархи носили титул Ц. с конца 19 в. до

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

СЕМИРАМИДА - ЦАРЬ НИН Семирамида (ассирийское имя Шаммурамат) правила Ассирией в конце IX века до н. э. Эта царица известна не только своей красотой и завоевательными войнами, но согласно преданию, специально для неё было возведено знаменитое чудо света - «Висячие сады

Из книги Миллион блюд для семейных обедов. Лучшие рецепты автора Агапова О. Ю.

Богат, как Крез Из античной истории. Крез (первая половина VI в. до н. э.) - царь Лидии, рабовладельческого торгового государства, и, как пишет древнегреческий историк Геродот в своей «Истории», был обладателем несметных сокровищ.Правление Креза завершилось тем, что его

Из книги 100 великих курьезов истории автора Веденеев Василий Владимирович

В мире есть царь: этот царь беспощаден, / Голод - названье ему Из стихотворения «Железная дорога» (1864) Н. А. Некрасова (1821 - 1877).Цитируется, когда хотят оправдать какой-либо поступок, указывая на то, что он был совершен вынужденно, в силу тяжелых жизненных обстоятельств и т.

Из книги Сказочные герои автора Голдовский Борис Павлович

Крез Крез (595-546 до н. э.) - последний царь Лидии (царства в Малой Азии), который обладал, по сообщению древнегреческого историка Геродота («История»), несметными богатствами.Имя нарицательное для очень богатого человека.С именем Креза связано рождение других известных

Из книги Энциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии автора Кононенко Алексей Анатольевич

Я царь или не царь? Из трагедии«Царь Федор Иоаннович» (1868) Алексея Константиновича Толстого (1817-1875) (действ. 3, сцена «Покой царя Федора»): Г о д у н о в Государь, Дозволь тебе

Из книги 100 великих тайн Востока [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Царь-врачеватель Как известно, Петр I был очень многогранной личностью. Его интересовали различные стороны человеческой жизни. Все новое, необычное привлекало царя. Многое он стремился изучить и применять на практике.Одной из таких сфер деятельности была медицина.

Из книги автора

Царь (смотри Король) Живет или в «некотором царстве в некотором государстве» или в «Тридевятом царстве, тридесятом государстве». Фигура сложная и противоречивая. С одной стороны – добрый семьянин, хороший муж и отец, храбрый воин. С другой – может повести себя

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Где находятся Царь-пушка и Царь-колокол? Все, кто впервые посещает Московский Кремль, прежде всего спешат посмотреть на знаменитые Царь-пушку и Царь-колокол. Обе достопримечательности находятся рядом и поражают своей величиной. Что же мы знаем о них?Царь-пушка была

Если поискать во всемирной паутине, то можно найти очень достойные вещи от "Руми" до "Где же вы были, товарищ Хрущёв?". Однако следующие пять историй совершенно уникальны и потрясающи.

Александр Македонский. Завоевание мира

Говорят, что в тот день, когда Александр стал повелителем мира, он закрылся в комнате и плакал. Его военачальники были обеспокоены. Что случилось? Они никогда не видели, чтобы он плакал. Не таким он был человеком. Они были с ним в разных ситуациях: когда жизнь подвергалась большой опасности, когда смерть была очень близка, но никто не замечал на его лице следов отчаянья и безнадёжности. Он был примером мужества. Что же теперь случилось с ним, теперь, когда он победил, когда мир завоёван?
Они постучали, вошли и спросили:
— Что случилось, почему ты плачешь?
Он ответил:
— Теперь, когда я победил, я понял, что проиграл. Сейчас я нахожусь в том же месте, где и был, когда затеял это бессмысленное завоевание мира. Это стало ясно мне только теперь, потому что раньше я был в пути, у меня была цель. Сейчас мне некуда двигаться, некого завоевывать. Я чувствую внутри себя страшную пустоту. Я проиграл.

Александр умер в возрасте тридцати трёх лет. Когда его несли к месту погребения, его руки свободно болтались по сторонам носилок. Таково было его завещание: он хотел, чтобы все видели, что он уходит с пустыми руками.

Леонардо да Винчи. Создание "Тайной вечери" (Иисус и Иуда)

При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать его на этой трапезе. Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл идеальные модели.
Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
— Я уже видел эту картину раньше!
— Когда? — недоуменно спросил Леонардо.
— Три года назад, еще до того, как я всё потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

Солон и Крез

Во время своих странствий Солон побывал в Египте, на острове Кипре, а затем по просьбе лидийского царя Креза приехал в его столицу Сарды, в Малой Азии. Крез считался самым богатым из царей того времени. Его дворец блистал великолепием, одежды придворных — роскошью. Каждого встреченного им во дворце придворного Солон принимал за царя. Когда же, наконец, Солона привели к самому Крезу и царь приказал открыть перед афинянином свою сокровищницу, все ожидали, что изумлению Солона не будет границ. Однако Солон остался безразличным.
«Знал ли ты кого-либо счастливее меня?» — спросил царь.
«Да, конечно,— ответил Солон.— Моего земляка Телла. Он был честным и порядочным человеком, умер, сражаясь за родину, и детей своих воспитал так, что они стали хорошими и уважаемыми гражданами».
Крез был очень удивлен, что гость предпочитает судьбу ничтожного афинянина его судьбе. Надеясь, что тот одумается, он спросил: «Кто же, по-твоему, самый счастливый человек после Телла?» Теперь уж он не сомневался, что Солон назовет его имя. Но вместо этого Солон рассказал ему о двух братьях, Клеобисе и Битоне, мать которых была жрицей богини Геры. Юноши выросли могучими богатырями и всегда побеждали во всех состязаниях. Существовал обычай, что жрица Геры в праздник богини должна была торжественно подъехать к храму на колеснице, запряженной белыми волами. Как-то случилось, что в день праздника волов не смогли найти. Тогда юноши сами впряглись в тяжелую колесницу и привезли мать в храм. Все афиняне прославляли братьев, а мать обратилась к Гере с молитвой, прося наградить Клеобиса и Битона за их подвиг высшим счастьем, возможным для человека. Богиня исполнила просьбу матери. В ту же ночь, без боли и печали, они скончались во сне. Что может быть счастливее, чем умереть без страданий на вершине славы и почета?!
«А меня ты не считаешь счастливым?!» — воскликнул царь.
«Не знаю,— ответил Солон. Он не желал льстить царю, но и не хотел гневить его.— Боги наделили нас таким умом, который не позволяет предвидеть будущее. Счастливцем можно назвать только того, кто, прожив жизнь до конца, не познал горя и несчастья. Считать счастливым человека, еще живущего,— все равно, что провозглашать победителем воина, еще не закончившего поединка». С этими словами Солон удалился.

В это время в городе Сардах проживал знаменитый баснописец Эзоп. Встретив Солона, Эзоп сказал ему: «С царями, Солон, или вовсе не следует разговаривать, или надо стараться говорить им только приятное».
«А я думаю,— ответил Солон,— с царями или не стоит совсем разговаривать, или надо говорить им чистую правду».

Спустя некоторое время Крез потерпел поражение в войне с персидским царем Киром. Крез попал в плен, и по приказу победителя его должны были сжечь на костре. Связанного Креза возвели на костер в присутствии персидских вельмож и самого Кира. Когда языки пламени стали уже лизать сучья костра, Крез стал громко кричать: «О, Солон, Солон!..» Удивленный Кир велел погасить пламя и спросить, кто такой этот Солон, которого несчастный пленник призывает в последние минуты.
«Это — греческий мудрец,— ответил Крез.— Он предупреждал меня, что пока человек жив, его нельзя называть счастливцем, так как никто не знает, что с ним случится завтра...» И Крез рассказал Киру, что только на костре он понял, как глупо было похваляться перед Солоном своим богатством, которое он тогда считал равным счастью.
Кир помиловал Креза. Так сказанные некогда мудрые слова Солона спасли жизнь лидийскому царю и отвратили персидского от ненужной жестокости.

Знаменитые физики. Способы.

Преподаватель университета обратился к сэру Эрнесту Резерфорду, президенту Королевской Академии и лауреату Нобелевской премии по физике за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как тот утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба — преподаватель и студент — согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на Резерфорда. Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра?»
Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной верёвке, а затем втянуть его обратно и измерить длину верёвки, которая и покажет точную высоту здания».
Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний в этой области.
Резерфорд предложил студенту попытаться ответить ещё раз. Дав ему шесть минут на подготовку, он предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут студент так и не написал ничего в экзаменационном листе. Резерфорд спросил его, сдаётся ли он, но тот заявил, что у него есть несколько решений проблемы, и он просто выбирает лучшее.
Заинтересовавшись, Резерфорд попросил молодого человека приступить к ответу, не дожидаясь истечения отведённого срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу, вычислите высоту здания».
Тут Резерфорд спросил своего коллегу преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот, наконец, сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и его попросили открыть их.
— Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, — начал студент. — Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания.
— Неплохо, — сказал Резерфорд. — Есть и другие способы?
— Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берёте барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод.
— Если вы хотите более сложный способ, — продолжал он, — то привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами, в принципе, можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии.
— Наконец, — заключил он, — среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания».
Тут Резерфорд спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Тот признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления.
Студент этот был Нильс Бор (1885 - 1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.

Ошибка епископа Райта

Много лет назад епископ с восточного побережья Соединённых Штатов Америки посетил небольшой религиозный колледж на западном берегу. Его поселили в доме президента колледжа — прогрессивного молодого человека, профессора физических и химических наук.
Однажды президент пригласил членов кафедры пообедать с епископом, чтобы они смогли насладиться обществом мудрого, опытного человека. После обеда разговор коснулся Золотого века человечества. Епископ сказал, что он наступит совсем скоро. В качестве доказательства он привёл тот факт, что в природе уже всё было изучено и все возможные открытия сделаны.
Президент вежливо возразил. По его мнению, человечество, напротив, стояло на пороге величайших открытий. Епископ попросил президента назвать хотя бы одно. Президент ответил, что по его расчётам в течение ближайших пятидесяти лет люди научатся летать.
Это сильно рассмешило епископа.
— Ерунда, дорогой вы мой, — воскликнул он,— если бы Богу было угодно, чтобы мы летали, он дал бы нам крылья. Небо было отдано только птицам и ангелам.
Фамилия епископа была Райт. У него было два сына. Одного звали Орвилл, а другого Уилбер — именно они изобрели первый аэроплан.

Начало темы "Лучшие притчи о смысле жизни"

Именно благодаря грекам классического периода, в особенности историку" Геродоту, Лидия приобрела репутацию страны, интересы населения которой были сосредоточены на торговле. Начиная с 680 г. до н. э. и до поражения Креза в 546 г. до н. э. Лидия представляла собой грозную военную силу. В середине V в. до н. э. по этим краям Западной Анатолии много путешествовал Геродот, собирая сведения, которые позднее он использовал при сочинении своей знаменитой «Истории», описывающей греко-персидские войны.

Геродот был поражен сходством народных обычаев и верований лидийцев и собственного народа. Это неудивительно, если принять во внимание культурные контакты, а также войны между лидийцами и ионийскими греками, их соседями по Малой Азии, поселившимися на западном побережье современной Турции в городах Галикарнасе, Эфесе, Смирне (современный Измир), Эритрее и Милете.

Ионийские первопроходцы

Ионийский диалект стал общим языком для всех греков, а 700 г. до н. э. ионийцы стали отважными первооткрывателями и основали свои колонии на берегах Черного и Средиземного морей. В значительной мере их активность была обусловлена территориальными притязаниями Лидии: только в окрестностях Милета были основаны девяносто таких колоний.

Как всегда, вместе с колониями появилась торговля, и Иония превратилась в крупный центр по производству керамики, тканей и изделий из металла. Однако несмотря на такое бурное развитие, Геродот был поражен необыкновенным оживлением в торговле, царившим в лидийском обществе и отличавшим лидийцев от греков, где бы они ни находились.

Уроженец Галикарнаса, Геродот привык к культурному многообразию эллинской цивилизации, процветавшей вдали от материковой Греции. Она не была Грецией Афин или Фив, Спарты или Коринфа. Столетиями ионийские греки испытывали на себе культурное влияние как своих непосредственных соседей, так и других ближневосточных цивилизаций, особенно Сирии, Вавилонии и Персии. Если Геродот был поражен коммерческой жилкой лидийцев, отличавшей их даже от ионийских греков, то различие и в самом деле должно было быть весьма заметным.

Материковая Греция с ее скудными каменистыми землями не славилась большими урожаями, и это сильно отличало ее от плодородной Анатолии, где продовольствия было в избытке, что способствовало интенсивному экономическому развитию Лидии. Лидийские розничные лавки были для Геродота чем-то совершенно новым, поскольку они в корне отличались от хорошо знакомых ему базаров, приуроченных к определенному времени года и составлявших основу греческой торговли. В лидийской столице Сарды чеканили золотые и серебряные монеты и использовали их при торговых расчетах. Вероятно, греки заимствовали это изобретение у лидийцев уже ко временам Геродота, благодаря чему в VII-VI вв. до н. э. началась торговая экспансия Греко говорящего мира. Путешествия историка, растянувшиеся на много лет, после Лидии привели его в Египет и Ливию, в Сузы (в нынешнем Иране), Фригию (в современной центрально-западной Турции), Сирию и даже в Вавилон, который тогда был столицей богатейшей сатрапии Персидской империи. Однако Геродоту не представилось случая пересмотреть свои суждения о том, что интерес лидийцев к деньгам и выгоде представлял собой нечто исключительное, отличающее их от других народов, известных историку.

Возвышение Лидии

Превратиться в ведущую силу Малой Азии VII в. до н. э. лидийцам помогло падение Фригии. Фригия, лежавшая к северу от Лидии в центрально-западной Анатолии, получила репутацию экономически преуспевающей страны после падения в XII в. до н. э. Хеттской империи, до этого доминировавшей в своем регионе. Хотя царь Фригии Мидас фигура скорее мифическая, чем историческая, фригийские города Гордий и Мидас были хорошо известны в VIII в. до н. э. Фригийцы были искусны в резьбе по дереву, кузнечном деле и вышивании, а вытканные ими ковры были широко известны за пределами Фригии. Мастерством фригийцев можно объяснить и тот факт, что в более поздние времена фригийские рабы дорого ценились в Греции.

Ближе к концу VIII в. до н. э. из Предкавказья пришли киммерийцы, оттесненные скифами к Анатолии; в 696-695 гг. до н. э. они захватили Фригию. В возникшем вакууме власти лидийская династия Мермнадов установила свою гегемонию над Западной Анатолией, а в царствование Гига Лидия стала доминирующей военной силой. Союз Гига с Ассирией дал ему возможность дальнейшего продвижения на запад и захвата Ионии. Греческий город Милет подвергся нападению, а город Колофон был взят. Однако эта завоевательная кампания способствовала эллинизации Лидии, поскольку после ее окончания Гиг отправился к оракулу в Дельфы, чтобы принести жертвы богам. Его военная экспедиция в Египет - Гиг отправил войска на помощь мятежникам - сделала его уязвимым ко времени второго нашествия киммерийцев, во время которого он был убит.

Лидия контролирует Ионию

Несмотря на это, военная мощь династии была восстановлена, и царю Алиатту (ок. 610-560 гг. до н. э.) удалось отбить киммерийцев, сдержать напор Мидии в Иране и установить лидийское господство над Ионией, захватив хорошо укрепленный город Смирну. Особенно ожесточенным был конфликт с Милетом: пятилетняя война опустошила сельскохозяйственные районы, которые составляли основу экономики города. В то время Милет был самым большим греческим городом на востоке и имел славу не только экономического, но и культурного центра. Здесь процветали литература, наука и философия. Около 600 г. до н. э. в Милете жил математик и философ Фалес, а также его ученик Анаксимандр, чьи труды по астрономии и географии послужили основой первых космологических представлений о мире. К середине VI века до н. э. этот город признал свою вассальную зависимость от Лидии.

Взлет и падение креза

Крез вступил на лидийский престол после междоусобной войны со сводным братом, но свою воинскую доблесть он продемонстрировал еще при жизни отца, когда служил наместником и верховным военачальником. Как и Гиг, Крез воевал с ионийцами, почитая при этом греческих богов 550 г. до н. э. Крез взял приступом Эфес, основанный ионийскими греками около 600 г. до н. э., и эта победа означала, что теперь Лидия контролирует всю материковую Ионию, хотя отсутствие у Креза флота не позволило ему захватить ионийские острова Хиос и Самос. Щедрые пожертвования дельфийскому оракулу стали для греков символом богатства Креза. Но было бы вполне в духе греков, если бы они предвкушали грядущее возмездие, ожидая, что боги обрушатся на царя в зените его славы.

Обеспокоенный внезапным возвышением персидской династии Ахеменидов, Крез решился на союз с Набонидом, царем Вавилонии, которая могла утратить независимость и также опасалась персов. Заключение в будущем союзов со Спартой и Египтом должно было гарантировать Крезу безопасность на юге и на западе. Затем он двинулся на персов и вошел в Восточную Анатолию, в Каппадокию, где в 547 г. до н. э. состоялось сражение, исход которого был неясен. К этому времени Кир убедил вавилонян разорвать союз с Лидией и занял юго-восточную анатолийскую область Киликию, территорию, по которой проходили единственные сухопутные пути из Анатолии в Сирию. В результате лидийцы оказались отрезанными от любой военной помощи, которая могла бы прийти с востока.

Поскольку благоприятное для ведения военных действий время года заканчивалось, Крез решил, что дальнейших сражений пока не предвидится, отступил к Сардам и стал распускать свою наемную армию. Однако военные силы Кира неожиданно перешли в наступление и преследовали Креза вплоть до городских ворот. После осады в 546 г. до н. э. Сарды сдались, и Крез оказался в плену. Греческие города Ионии оказали захватчикам яростное сопротивление, но военное превосходство персов было очевидным. Лидийская культура не исчезла, однако звездный час Мермнадов близился к концу, и с концом династии закончилось политическое и военное господство Лидии на западе Малой Азии.

Визит к Крезу афинского политического реформатора и законодателя Солона есть не что иное, как результат греческой пропаганды и позднейшего мифотворчества. Геродот говорил о нем как об историческом факте, хотя в действительности он просто пересказал легенду, ставшую популярной у греков, поскольку они с ликованием восприняли известие о судьбе Креза и Лидии. Согласно легенде Солон посоветовал Крезу полагаться на удачу, а не на богатство и власть, если он хочет достичь счастья, доступного смертным в этой жизни. Более того, он сказал, что никто из живущих не может считать себя поистине счастливым. Эта история могла вызывать особый восторг у афинян середины V в. до н. э., когда их политическая уверенность достигла пика после поражения персов. Тот факт, что афиняне с радостью поверили во встречу Солона с Крезом, говорит об отношении греков к монархии и династическому правлению в период между реформами Солона и путешествиями Геродота.

Реформы Солона ограничили власть и урезали привилегии аристократических фракций, определявших политику Афин в начале VI в. до н. э. Солон учредил народное законодательное собрание, так называемую экклесию, где право голоса имели все граждане; оно стало основой последующего развития афинской демократии. Солон создал новый орган, так называемый Совет четырехсот, в ведении которого находились все текущие дела в перерывах между народными собраниями. В Совете по очереди в течение года заседали все граждане, кроме беднейших. Афинская демократия, основанная на этих институциях и культурных достижениях, стала считать ближневосточные монархии безнадежно реакционными и принадлежащими не будущему, но первобытному прошлому. Некоторое злорадство по поводу судьбы Креза, не избежавшего позорного поражения, несмотря на богатство, вполне могло иметь место.

Кир не стал мстить Астиагу. Он освободил его из темницы, позволил жить в своем доме и даже приказал почитать его как бывшего царя и как своего деда. Только не допускал его вмешательства в государственные дела и не слушал ни его советов, ни его порицаний.

Кир не поработил и не унизил Мидию. Он объединил ее с Персией, и оба народа стали одним государством.

Он не разорил и столицу побежденного царя, как это было в обычае у царей Азии. Экбатаны так и остались столицей наравне с большими персидскими городами Пасаргадами и Сузами.

Кир любил Пасаргады.

В этом городе, как наиболее укрепленном, хранились его сокровища, его государственная казна. Там же находились гробницы его персидских предков.

Но, став царем, Кир увидел, что эти города да и вся Персия лежат на окраине его большого государства. И что гораздо удобнее для его замыслов основать царскую резиденцию в Сузах, или в Шушане, как тогда говорили.

Область Сузиаиа находилась в глубине страны, ближе к Вавилонии, у моря, и побережье ее тянулось почти до самого устья Тигра.

Кир украсил и укрепил Сузы. Он возвел крепкие городские стены из обожженного кирпича и асфальта. Построил там дворец, который был роскошнее всех дворцов Персии и Мидии.

Сузиана была очень плодородная страна. В реке Хоасп, на которой стояли Сузы, была необыкновенно свежая и чистая вода.

Однако в Сузах Кир жил только зимой. Высокие горы на севере Сузианы перехватывали холодные северные ветры, и они проходили поверху, минуя Сузы. Поэтому в летние месяца там просто горела земля от зноя.

»…Летом, когда солнце сильнее всего припекает, около полудня, - рассказывает древнегреческий географ и историк Страбон, - ящерицы и змеи не успевают пересечь улиц в городе, а посреди дороги сгорают… Холодная вода для купанья, выставленная на солнце, тотчас нагревается, а рассыпанные на открытом для солнца месте ячменные зерна начинают прыгать, как зерна в сушильных печах».

Из-за этой жары жителям приходилось покрывать крыши толстым слоем земли, чтобы укрыться от солнца.

Кир, выросший в холодной гористой Мидии, не выносил этой жары и на лето переезжал в Пасаргады, а чаще всего в город своего детства - Экбатаны, где по-прежнему за семью стенами стоял царский дворец.

Три года после войны с Астиагом Кир занимался устройством своего государства. Он объединял вокруг себя мидийские провинции, старался договариваться с ними мирно, убеждал, что, объединившись, они все будут сильнее и защшцениее. Ему часто это удавалось. А когда не удавалось, он шел с войском и покорял несговорчивые племена.

Так, исподволь, готовился Кир к большой войне, к большим завоеваниям - к походу на Вавилон, который исстари грозил его родине войной и разорением.

Попытался он договориться и с эллинскими колониями, лежавшими на цветущем берегу неспокойного Эгейского моря. Эллины платили дань лидийскому царю Крезу, но жили в своих городах независимо.

Этот берег достался эллинам ценой войн и жестокости. Здесь раньше жили карийские племена - кары, лелеги… Жили тут и переселенцы с острова Крит, которых приняли к себе карийцы. И еще много разных племен, смешавшихся с карийцами.

Но приплыли из Афин ионяне и завоевали большой карийский город Милет. Они убили всех мужчин, а потом женились на их женах и дочерях и остались в Милете. Говорят, что милетские женщины не простили им этого. Они поклялись сами и передали эту клятву дочерям: никогда не сидеть за одним столом с мужьями и никогда не называть их по имени за то, что они сделали в Милете.

Теперь, когда Кир обратился к Ионийскому союзу двенадцати эллинских городов и предложил им отложиться от Креза и перейти на его сторону, на это согласился только один Милет.

Кир заключил с Милетом договор, а против остальных ионийских городов объявил войну.

За всеми действиями Кира с большой тревогой следил царь Лидии Крез. Он видел, как набирает военную силу Кир, как растет его держава. Кир еще не трогал его владений и не объявлял ему войны, но он захватывал земли, граничащие с Лидией. Кто поручится, что он завтра не перешагнет и лидийскую границу? Границей Лидийского царства была река Галис. Эта река начиналась в горах Армении и пересекала почти всю Азию. И древние историки и географы обычно так и говорили: «По ту сторону Галиса» или: «По эту сторону Галиса».

Теперь эта река называется Кызыл-Йармак, что значит «Красная вода». У нее и в самом деле вода красноватая, потому что в горах она размывает каменную соль и красные мергелинские глины.

Древние греки называли ее Халис, что значит «солончак». Красноватые воды Галиса текли среди земель, на которых было много солончаков. Солончаки сверкали резкой белизной на серых пустынных берегах.

По ту сторону Галиса начинались богатые плодородные долины Лидии. Щедрые урожаями пашни и сады, цветущие травами пастбища, изобилие озер и рек, изобилие жаркого солнца…

Лидийский царь Крез славился своим могуществом и богатством. Его отец Алиатт царствовал долго и много воевал. Крез после его смерти продолжал воевать и захватывать близлежащие земли. Вся страна к западу от Каппадокии была подвластна ему - мисяне, пафлагонцы, вифиняне, карийцы. Многие племена эллинов, поселившихся на азиатском берегу голубого Эгейского моря, платили ему дань. Поэтому и называли тогда Креза «Владыкой племен».

Столица Лидии - Сарды гордилась своим великолепием и неприступностью хорошо укрепленного кремля. Над Сардами сияла снежная вершина Тмола. Ее склоны, богатые лесами и пастбищами, наполняли город свежим дыханием сосны и бука. Река Пактол, бегущая с Тмола, приносила в Сарды обилие прозрачной воды. Пактол усердно размывала в горах золотую жилу и, будто служа Крезу, несла в его казну золотой песок.

Но не только золото Тмола обогащало Креза. Лидийское царство лежало на большом торговом пути между Западом и Востоком. Этот путь был более безопасен, чем морской, и поэтому здесь один за другим шли груженные разными товарами караваны.

Лидия торговала и с Западом, и с Востоком, и даже с греческими государствами - теми, что лежали в Малой Азии, и теми, что были в Европе.

Эта торговля так обогатила Креза, что богатство его вошло в поговорку, и когда в других азиатских странах еще не знали денег, в Лидии уже чеканили монеты.

Под Сардами далеко вокруг расстилалась цветущая равнина, полная красоты и спокойствия. Возделанные поля, оливы, виноградники приносили свои солнечные плоды. Были здесь и плантации морены, которой красили шерсть, а краска эта не уступала пурпуру и кошенили.

Реки, бегущие с гор, орошали равнину. Весной их разлив был так широк, что пришлось в сорока стадиях от Сард выкопать водоем для сбора полых вод. Так искусственно было создано круглое озеро Коло. Там, вокруг озера, в безмолвии гор и воды стояли могильные курганы лидийских царей - земляные холмы на круглых каменных основаниях. И самый высокий курган был могилой царя Алиатта.

Крез был царем сильного государства Лидия, расположенного в западной части Малой Азии. Само его имя стало в древности нарицательным («богат, как Крез»). У греков, как малоазийских, бывших подданными Креза, так и балканских, было распространено много легенд о Крезе на тему превратности человеческой судьбы.

Никогда еще с тех пор, как трон в Сардах занял Крез, там не помнили такого оживления. Из дворцовых ворот то и дело выбегали гонцы и, сев на коней, мчались к тем или другим городским воротам. Масса людей стекалась ко дворцу. По одеяниям можно было узнать халдеев, эллинов, каппадокийцев.

Причиной переполоха была весть, что некий , чье имя по-лидийски означает «пастух», сверг царя мидян Астиага и угрожает безопасности царства. Гонцы Креза направлялись ко всем царям - союзникам Лидии с предложением объединить силы для низвержения этого Кира и возвращения власти Астиагу. Одни двигались к Вавилонии, где правил Набонид, другие к царю Египта Амасису, третьи в далекую Италию, к этрусским царям, считавшим себя потомками лидийцев. Еще одно посольство с богатыми дарами было отправлено в Дельфы к пифии с вопросом, нужно ли ему, Крезу, идти на персов войной. Ответ оракула был благоприятен: «Если ты, царь, перейдешь Галис, падет великое царство».

Получив это предсказание, Крез, не дожидаясь подхода сил союзников, перешел с войском Галис и разбил близ Птерии, что в Каппадокии, лагерь. Кир же, собрав свое войско, двинулся в Каппадокию, присоединяя по пути отряды народов, через земли которых проходил. И впервые на земле Птерии лидийцы и персы померились силами. Битва была жестокой и кровопролитной, но ни одна из сторон не взяла верх. Перейдя Галис в обратном направлении, Крез возвратился в Сарды, где узнал, что в его отсутствие берега реки Герма, на которой стояла столица, заполнились невесть откуда взявшимися змеями. Лошади царских табунов напали на змей и их сожрали, и это было сочтено чудом. Для его объяснения было отправлено посольство в Тельмесс. Оракул Тельмесса дал чуду такое толкование: змеи - это порождения родной земли, а кони - пришельцы. Поэтому царю следует ожидать вторжения чужеземного народа, выращивающего коней, который сожрет его царство.

Так и случилось. Кир двинулся на Сарды немедленно, не дожидаясь, когда к Крезу подойдет подмога. Противники сошлись на лишенной растительности равнине под Сардами. Лидийцы выставили конное войско, вооруженное копьями из магнезийского железа. Кони, наевшиеся змей, все время ржали и рвались в бой. Слыша эти звуки, кони Кира испуганно поджимали хвосты. И призвал к себе Кир Гарпага, чтобы спросить его, как быть. Гарпаг посоветовал поставить впереди вьючный скот, мулов и верблюдов, и посадить на них пехотинцев в одеяниях всадников, но с акинаками. Гарпагу было известно, что кони боятся верблюдов, а в ближнем бою персы сильнее изнеженных лидийцев. Так и случилось. Конная атака Креза окончилась провалом. Напуганные верблюдами кони сбросили лидийских всадников. В ближнем бою персы одолели воинов Креза и двинулись к Сардам.

Трижды за полмесяца персы шли на приступ хорошо укрепленного города и откатывались с большими потерями. Тогда Кир объявил, что наградит по-царски первого, кто взойдет на городскую стену. Счастливчиком оказался Гиреад из разбойничьего племени мардов. Он обратил внимание на то место акрополя, где он был обращен к низине и обрывался крутой скалой. Из-за неприступности это место не охранялось. Лишь однажды там появился какой-то воин и стал что-то высматривать внизу. С головы у него свалился шлем. Спустившись, лидиец его подобрал. Этим же путем взошел на стену Гиреад, а за ним и другие воины. Так Сарды были взяты со стороны акрополя, а не нижнего города, где их ожидали.

Крез бежал из дворца вместе с глухонемым сыном. Перс, его преследовавший, не знал царя в лицо. Оглянувшись, мальчик увидел, что воин поднимает копье для броска, и в страхе впервые в жизни заговорил: «Человек! Не убивай Креза!»

Царь был отведен к Киру в оковах. Кир повелел с него оковы снять и посадил рядом с собой. Крез долгое время молчал, а затем обратился к Киру с таким вопросом: «Что там за дверью делает какая-то орда с такой яростью?» Кир отвечал: «Они грабят город и расхищают твои сокровища». «Нет у меня больше города и сокровищ,- сказал Крез.- Это они расхищают твое достояние». Кир подозвал гонцов, намереваясь послать их остановить грабеж. Крез его удержал. «Если тебе угодно выслушать мой совет, сделай так: поставь у ворот стражу, и пусть она отнимает у выходящих десятую часть для посвящения твоему богу Ахурамазде. Тогда они тебя не возненавидят, но поймут справедливость твоих действий и даже отдадут добычу добровольно».

Приняв этот совет, Кир понял мудрость Креза и сам спросил его: «Крез! Проси у меня милости, какая тебе угодна». «Владыка,- отвечал Крез.- Если ты так добр, то прикажи отослать эти вот оковы в Дельфы, к эллинскому богу, которого я чтил выше других, а он меня обманул». «В чем же заключался его обман?» - удивленно спросил Кир. «В том, что он побудил меня начать против тебя войну».

Кир выполнил просьбу Креза. Лидийцы, до того посылавшиеся с драгоценнейшими царскими дарами, появились с железными оковами и, вручая их верховному жрецу, напомнили о данном пророчестве. Жрец же оковы не принял, но сказал: «Предопределенного роком не может избежать даже бог. Царь же жалуется на данный ему оракул несправедливо. Ведь ему было сказано, что, перейдя через Галис, он разрушит великое царство. И он его разрушил. Этим царством была Лидия».

Дождавшись этого ответа, Кир покинул Сарды вместе с Крезом. На пути в Пасаргады его настигло известие о восстании лидийцев во главе с Пактием. Кир рассвирепел и вознамерился уничтожить Сарды, а лидийцев поголовно обратить в своих рабов. Крезу удалось его от этого отговорить. «Против тебя, царь,- сказал он,- восстали люди, а не дома, ты их и накажи, при этом только зачинщиков мятежа, а остальных не трогай». «Но они восстанут вновь!» - возразил перс. «Против этого есть верное средство,- продолжал лидиец.- Открой в Сардах торжища на всех перекрестках. И пусть горожане продают на них лук, морковь, яблоки и иную снедь, а также гвозди, ножи, одеяния и прочую мелочь. Прикажи им также носить пышные хитоны с длинными рукавами и высокую обувь, стесняющую движение. После этого,- поверь мне,- лидийцы вскоре превратятся в баб, и тебе не придется опасаться нового восстания». Кир последовал совету Креза, и все время, пока он покорял другие народы, лидийцы были спокойны.