Демонстрационный вариант егэ по биологии. Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологии. Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

Экзамен по биологии попал в пятерку самых популярных предметов ЕГЭ. По статистике его сдает более 20% всех абитуриентов. Биология предмет не обязательный, она понадобится тем, кто собрался поступать в медицинские ВУЗы, а также для будущих биологов и психологов.

Как прошла сдача ЕГЭ по биологии в 2013 году

В прошлом году биологию сдавали более 160 тысяч человек. Средний бал сдававших, по данным 2013 года, составил 54,89. Как показывают результаты, большинство абитуриентов набирает свыше 40 баллов, но набрать максимальное количество баллов очень сложно, поэтому стать стобальниками смогли лишь единицы.

Что ждать от ЕГЭ по биологии в 2014 году?

  • Изменений в КИМах по этому предмету не предвидится.
  • Время на сдачу экзамена составляет 180 минут. Несмотря на небольшое количество отведенного времени, заданий в ЕГЭ по биологии достаточно много – 50.
  • Минимальный проходной балл – 36.
  • Планируемая (пока ориентировочная) дата сдачи экзамена – 30 мая 2014 года.

Структура экзамена

Структура экзамена будет той же, что и в прошлом году:

  • Всего 50 заданий, которые поделены на три части.
  • Часть А состоит из 36 заданий, рассчитанных на базовый уровень знаний.
  • В части В 8 заданий повышенного уровня сложности.
  • Часть С включает в себя 6 заданий высокой сложности.
  • Тесты части А оцениваются в 1 балл. За задачи части В можно получить максимально 2 балла, сделавшим одну ошибку – начисляется 1 балл, а при большем количестве ошибок, баллов не будет вообще. Максимально возможные баллы за часть С – 3.
  • Общее количество возможных баллов – 69. Для того чтобы набрать проходной минимум в прошлом году требовалось всего 17 первичных баллов, которые и соответствовали 36 тестовым.
  • Первое, на что следует обратить внимание – это тот факт, что при небольшом количестве времени, вопросов достаточно много. Поэтому на задание части А рекомендуется тратить не больше пары минут, минут пять уделите вопросам части В, тогда у вас вполне хватит времени для решения задач части С.
  • Для того чтобы принимать быстрые и правильные решения, придется освоить огромный объем информации. Не стоит оставлять это на последний момент, лучше всего начать подготовку заранее.
  • Чем больше правильных ответов вы успеете дать, тем больше шансов набрать приличный балл. Не следует задерживаться на вопросах, на которые не знаете ответ. Идите дальше, а пропущенный тест рассмотрите позже, если хватит времени.

Демоверсия ЕГЭ 2014 по биологии

Ежегодно ФИПИ разрабатывает не только тесты для ЕГЭ, но и их демонстрационные варианты, которые предназначены для подготовки абитуриентов к сдаче экзамена. Они позволяют оценить уровень своих знаний, а также вычислить пробелы в своем образовании. Скачать демоверсию можно по ссылке на нашем сайте:

  • Демоверсия ЕГЭ по биологии 2014 (pdf, 443Кб)
  • Спецификация КИМ 2014 (pdf, 210Кб)
  • Кодификатор элементов содержания по биологии 2014 (pdf, 162Кб)

Как подготовиться к сдаче ЕГЭ по биологии

Несмотря на то, что экзамен по биологии многие считают не очень сложным, подготовиться к нему не так-то просто. Придется освоить много информации, причем не только из школьного курса. Можно готовиться к ЕГЭ самому, черпая недостающий материал из дополнительной литературы или интернета или воспользоваться помощью репетитора.

Полезные материалы

Полноценно подготовиться к сдаче экзамена можно лишь в полном объеме владея всей информацией. Здесь мы будем размещать материалы, которые смогут помочь вам в подготовке.

Нужна помощь в учебе?

ЕГЭ по биологии сдается по желанию учащихся для получения образования по медицинским и некоторым другим специальностям. В 2013 году его выбрали 21,8% выпускников 11 классов, при этом неудовлетворительную оценку получили 6% из них, что говорит о высокой сложности экзамена.

Средний тестовый балл за прошедший год – 58,6; число стобалльников – 466.

Правила проведения экзамена и выставления оценок определены в спецификации ФИПИ для ЕГЭ 2014 года. Согласно этому документу по результатам теста нужно получить не меньше 36 баллов . в 2012 и 2013 году имели то же значение.

Тестирование по биологии необходимо выполнить за 180 минут. Применять дополнительные материалы выпускникам не разрешается. Подготовку к единому государственному экзамену по биологии 2014 года ФИПИ рекомендует проводить при помощи специальных , полностью аналогичных КИМам. Они помогут повторить программу по этому предмету и усвоить порядок заполнения бланков. Перечень тем для ЕГЭ по биологии 2014 года, в соответствии с которым составляется банк заданий, можно посмотреть в кодификаторе ФИПИ. Необходимо подчеркнуть, что некоторые из них не охватываются вопросами демоверсии, поэтому при подготовке нужно обязательно использовать учебник.

Основная сложность этого экзамена заключается в ограниченном количестве времени и достаточно большом числе заданий (50 шт.) Поэтому выпускникам нужно не только хорошо изучить материал, но и правильно организовать свою работу с тестом. На вопросы целесообразно отвечать по порядку. Если какие-либо из них вызывают проблемы, их стоит пропустить. В том случае, если времени на решение всего теста не хватает, нужно постараться полностью сделать первые два раздела и хотя бы некоторые из заданий части С1-С3.

Варианты ЕГЭ по биологии

Структура вариантов ЕГЭ по биологии 2014 года :

Часть А – 36 теоретических вопросов, ответ выбирается из четырех вариантов. 26 из них имеют начальный уровень сложности, 10 – средний. Они проверяют знания базовых основ школьного курса биологии.

Часть В – 8 вопросов, ответ дается в виде числовой последовательности. Уровень сложности этих заданий – средний. Для выполнения заданий В1-В7 и В8 необходимо уметь сопоставлять данные, выстраивать логические последовательности, классифицировать информацию, объяснять причины возникновения биологических явлений.

Часть С – 6 вопросов с подробными ответами, которые записываются в форме аргументированного рассуждения. Первое из них относится к категории средней сложности, остальные – к высокой. Этот раздел ЕГЭ по биологии 2014 года проверяет умение учеников оперировать теоретическими знаниями, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, решать практические задачи, грамотно использовать терминологию при объяснении своей точки зрения.

На нашем сайте выпускники могут скачать задания ЕГЭ по биологии c решением .

Памятка ученику

ВВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое пособие адресовано старшеклассникам и абитуриентам для подготовки к Единому государственному экзамену по биологии. Экзамен по биологии относится к числу экзаменов, которые выпускник средней полной общеобразовательной школы сдает по выбору. ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы - контрольных измерительных материалов (КИМ), которые проверяют биологические знания за весь школьный курс с 5 по 11 классы.
Содержание проверки на Едином государственном экзамене составляют знания и умения по всем разделам школьного курса биологии. Они объединены в 7 содержательных блоков.

Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» включает материал о достижениях биологии, методах исследования, роли ученых в познании окружающего мира, об общих признаках биологических систем, основных уровнях организации живой природы, роли биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Второй блок «Клетка как биологическая система» содержит задания, проверяющие знания о строении и функциях клетки, ее химической организации, гене и генетическом коде, метаболизме, многообразии клеток, их делении; умения устанавливать взаимосвязь строения и функций органоидов клетки; распознавать и сравнивать клетки разных организмов, процессы, протекающие в них.

Третий блок «Организм как биологическая система» контролирует усвоение знаний о вирусах, об организменном уровне организации жизни, присущих ему закономерностях, о вредном влиянии мутагенов, алкоголя, наркотиков, никотина на генетический аппарат клетки, защите среды от загрязнения мутагенами, наследственных болезнях человека, их причинах и профилактике, селекции организмов и биотехнологии; овладение умениями сравнивать биологические объекты, процессы, явления, применять знания биологической терминологии и символики при решении задач по генетике.

В четвертом блоке «Система и многообразие органического мира» проверяются знания о многообразии, строении, жизнедеятельности и размножении организмов различных царств живой природы; умения сравнивать организмы, характеризовать и определять их принадлежность к определенному систематическому таксону, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функцией органов и систем органов организмов разных царств, взаимосвязи организмов и среды обитания.

Пятый блок «Организм человека и его здоровье» выявляет уровень усвоения системы знаний о строении и жизнедеятельности организма человека, лежащих в основе формирования гигиенических норм и правил здорового образа жизни, профилактики травм и заболеваний; овладения умениями обосновывать взаимосвязь органов и систем органов человека, особенности, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью; делать вывод о роли нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности и особенностях высшей нервной деятельности человека.

В шестой блок «Эволюция живой природы» включены задания, направленные на контроль знаний о виде и его структуре, движущих силах, направлениях и результатах эволю­ции органического мира, этапах антропогенеза, биосоциальной природе человека; умений выделять существенные признаки вида, популяции, характеризовать критерии вида, причи­ны и этапы эволюции, объяснять основные ароморфозы в эволюции растительного и живот­ного мира, устанавливать причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания, приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными.

Седьмой блок «Экосистемы и присущие им закономерности» составляют задания, направленные на проверку знаний об экологических закономерностях, цепях питания, круговороте веществ в биосфере; умений устанавливать взаимосвязи организмов, человека и окружающей среды; объяснять причины устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимость сохранения многообразия видов, защиты окружающей среды как основы устойчивого развития биосферы; анализировать и оценивать глобальные изменения в биосфере.

Значительное место в работе отводится контролю теоретических знаний, общебиологических закономерностей, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. К их числу следует отнести теории: клеточную, хромосомную, эволюционную; законы наследственности и изменчивости; экологические закономерности развития биосферы. Из ос­новной школы проверяется материал о классификации, строении, жизнедеятельности организмов разных царств живой природы, их роли в природе и жизни человека. Кроме того, в тестовых заданиях проверяется материал практического характера, такой как последствия влияния деятельности человека на окружающую среду, соблюдение мер профилактики забо­леваний и правил здорового образа жизни, норм поведения в природе, решение биологических задач и др.

Необходимо отметить, что разные типы заданий проверяют не только овладение выпускниками содержанием курса биологии, но и их биологическую грамотность и компетентность, умения применять полученные знания в новых нестандартных ситуациях, для обоснования опасности глобальных изменений в биосфере, анализа и оценки эволюционной теории, происхождения жизни, человека.
В содержание проверки включены задания, проверяющие информационную компетентность: умения работать с рисунками и текстом, извлекать из них необходимую информацию, находить в тексте ошибки, исправлять их, давать верный ответ.

Содержание проверки не зависит от того, по какой программе и по какому учебнику ве­дется преподавание в школе, так как учебный материал не выходит за пределы требований, предъявляемых к содержанию школьного биологического образования. Каждый вариант работы включает 50 заданий различного уровня сложности: базового - 26, повышенного - 19, высокого - 5. Задания в работе располагаются в порядке нарастания их сложности.

Экзаменационная работа состоит из трех частей.

  • Часть 1 (А) включает 36 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 26 - базового и 10 - повышенного уровня. Задания А36 предусматривают выбор верного (неверного) суждения. Они контролируют знания общебиологических закономерностей, умения анализировать, сравнивать и определять правильные суждения. Необходимо иметь в виду, что в задании может быть одно или два верных суждения, или одно или два неверных суждения.
  • Часть 2 (В) - 8 заданий повышенного уровня: 3 - с выбором нескольких верных ответов из шести, 4 - на установление со­ответствия между биологическими объектами, процессами и явлениями, 1 - на определение последовательности явлений и процессов.
  • Часть 3 (С) состоит из 6 заданий со свободным развернутым ответом: 1 - повышенного и 5 - высокого уровня. Все задания части 3 (С) контролируют умения учащихся самостоятельно излагать свои мысли, решать биологические задачи, объяснять факты, использовать их для формулирования вывода, обобщения. В части 3 (С) выделены следующие линии; С1 - практико-ориентированные задания, С2 - задания на работу с текстом или рисунком, СЗ - задания на проверку уровня освоения материала по основной школе, С4 - задания по эволюции и экологии, С5 - решение задач по цитологии, С6 - решение задач по генетике. С 2013 г. в линию заданий С5 включен новый тип задач на определение хромосомного набора в половых и соматических клетках организмов, хромосомного набора и числа молекул ДНК в разных фазах митоза и мейоза.
    В заданиях линии С6 при решении генетических задач требуется объяснить полученные результаты и указать закон, который проявляется в конкретном случае.

Варианты экзаменационной работы эквивалентны по содержанию, видам учебной деятельности, характеру и форме заданий. Каждый вариант отражает содержание всего курса биологии, включает все типы заданий. Равноценность всех вариантов обеспечивается одина­ковым распределением заданий в соответствии с планом экзаменационной работы и статистическими характеристиками заданий.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом

При оценивании работы, используется цифровая символика. Прежде всего учитывается степень трудности задания.
Верное выполнение каждого из заданий с выбором ответа оценивается в один балл. За правильное выполнение заданий с множественным выбором выставляется два балла. Порядок цифр не важен. Проверяется наличие каждой цифры в ответе тестируемого. Верным считается ответ, в котором есть все цифры из эталона и отсутствуют другие цифры. Пример: Если правильный ответ «235», то ответы «325», «523» и т.п. будут засчитаны верными. 1 балл ставится, если одна из цифр, указанных в ответе, не соответствует эталону; отсутствует одна из цифр, указанных в эталоне ответа; наряду с верными цифрами указана одна лишняя. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
За правильное выполнение заданий на соответствие выставляется два балла. В этом случае порядок цифр имеет принципиальное значение. Если количество цифр в ответе пре­вышает количество цифр в эталоне, то выставляется 0 баллов. Верным считается ответ, полностью соответствующий эталону. 1 балл выставляется, если на любой одной позиции ответа записана не та цифра, которая представлена в эталоне ответа. Во всех других случаях задание оценивается в ноль баллов.
Задания на определение последовательности оцениваются в два балла. Порядок цифр имеет принципиальное значение. Если количество цифр в ответе превышает количество цифр в эталоне, то выставляется 0 баллов. Верным считается ответ, полностью соответствующий эталону. 1 балл ставится, если на любых двух позициях записана не та цифра, которая представлена в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется О баллов.
Ответы на задания части 1 (А) и части 2 (В) автоматически обрабатываются после сканирования бланков ответов №1 и проверяются с помощью компьютера.
Ответы на задания части 3 (С) проверяются экспертной комиссией, в состав которой входят методисты, опытные учителя биологии, преподаватели вузов. Оценка заданий части 3 проводится путем сопоставления работы экзаменуемого с эталоном ответа. При этом учиты­вается правильность ответив (наличие или отсутствие биологических ошибок), их полнота. При выполнении заданий со свободным ответом следует обращать внимание на указания: «Объясните полученные результаты» или «Ответ поясните». Отсутствие пояснений в ответе снижает его качество и соответственно понижает баллы.

Максимальное число баллов за всю работу - 69.

Баллы, которые фиксируются в свидетельстве о результатах ЕГЭ для поступления в ссузы и вузы, подсчитываются по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы.
В свидетельство выставляются результаты ЕГЭ по биологии при условии, если выпускник набрал количество баллов не ниже минимального. В 2014 г. минимальное количество баллов ЕГЭ по биологии составит 36 тестовых, или 17 первичных баллов. Минимальная граница ЕГЭ- минимальное количество баллов, на основании которого принимается решение о выдаче свидетельств.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут), из которых примерно 1/3 времени - на выполнение первой части работы, 2/3 времени - на выполнение более сложных второй и третьей частей.
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий:

  1. для каждого задания части 1 (А) - 1-2 минуты;
  2. для каждого задания части 2 (В) - до 5 минут;
  3. для каждого задания части 3 (С) -- 10-20 минут.

Предлагаемое пособие включает 10 вариантов экзаменационной работы с ответами в формате ЕГЭ по биологии. Работа с вариантами экзаменационных тестовых заданий даст возможность лучше подготовиться школьникам к итоговой аттестации и набрать наибольшее количество баллов на экзамене.

Для подготовки к итоговой аттестации в форме Единого государственного экзамена (ЕГЭ) следует ознакомиться с содержанием предстоящей проверки знаний, т.е. перечнем тем, которые включены в измерительные материалы. Это темы: многообразие живых организмов (растения, животные, грибы, бактерии, вирусы), человек и его здоровье, общие биологические закономерности. Необходимо повторить материал, обращая особое внимание на вопросы, вызывающие затруднения. Отметим, что объективную трудность для восприятия пред­ставляют такие темы, как характеристика систематических категорий организмов, нейрогуморальная регуляция и функционирование анализаторов человека, биохимический состав клетки, цитологические основы наследственности и изменчивости.
Для закрепления изученного материала желательно использовать формы тестовых за­даний, предлагающиеся в вариантах ЕГЭ: выбор одного верного ответа, множественный выбор, задания на соответствия и установление последовательности, задания, предусматривающие свободный ответ. Задания ЕГЭ проверяют не только знания, но и умения, сформированные в процессе изучения курса биологии: сравнивать, анализировать, характеризовать, доказывать, выбирать главное и др.
Выполнять тестовые задания можно отдельными линиями или целым вариантом. При этом нужно уложиться в отведенное для экзамена время- три часа. Поэтому следует решать задания последовательно, сосредоточенно вчитываться в текст и давать обдуманный ответ, заносить ответ в бланк в соответствующей форме. Тренировочные варианты окажут помощь в подготовке к предстоящему экзамену.