Как должен мыслить лидер: советы от бывшего преподавателя Гарвардской школы бизнеса. Ключевые компетенции лидера

Лидер – человек, способный вести за собой других. В чем заключаются особенности психологии лидера?

Если вы хотите стать человеком, на которого будут равняться другие, вам должна быть присуща психология лидера.

Необходимо воспитать в себе лидерские качества, позитивное мышление. Только тогда вы сможете добиться успеха, изменятся и ваши действия, а, следовательно, и отношение к вам!

Как это сделать? Читайте внимательно, и вы узнаете секрет!

Психология лидера

1. Лидеры¹ используют только положительные образы и стараются создать картину, благоприятную для работы. В мрачном или тревожном состоянии невозможно добиться эффективности труда.

2. Лидеры осознают суть проблемы и стараются ее упростить. Если тигра уменьшить до размера кота, он будет вовсе не страшен. Обычно люди преувеличивают сложность проблемы, что приводит к действительным осложнениям.

3. Лидеры улыбаются. Попробуйте улыбнуться и в то же время думать о чем-либо плохом. У вас не получится. Или пропадет улыбка, или мысли изменятся на положительные. Другого не дано.

4. Лидеры могут казаться серьезными, но в душе они спокойны и расслаблены. Не будьте серьезным. Серьезность увеличивает важность и размер проблемы. Улыбка же, наоборот, разряжает обстановку, уменьшает важность, вследствие чего ситуация легче решается.

Важность блокирует мышление. Чем важнее задание, тем сильнее переживание. В состоянии переживания очень сложно адекватно реагировать на проблемы и решать их правильно. Лидеры это понимают, потому стараются уменьшить для подчиненных серьезность проблемы.

5. Лидеры используют большие образы. Они создают большое виденье и строят большие планы. Большие образы способны намного сильнее мотивировать людей, чем мелкие.

6. Лидеры смотрят вперед. Вместо того, чтобы смотреть, как много еще осталось пройти, лидеры смотрят на то, сколько уже пройдено. Это применимо к целям². Если вы будете смотреть на то, сколько еще осталось сделать, чтобы достичь цели, вы ее никогда не достигнете.

Когда вы смотрите на то, чего еще у вас нет, вы забираете у себя энергию и погружаетесь в негатив. Когда же, наоборот, вы смотрите, сколько уже сделано, то энергии прибавляется, ведь вы испытываете радость от количества сделанной работы. Лидеры это знают и стараются показывать людям, которых ведут, как много уже сделано работы.

7. Лидеры смотрят на то, какими дела могут быть в будущем, а не то, какие они теперь. Каждый бизнесмен, который начинает свое дело, видит его в период полного расцвета. Ради этого он работает и готов пройти все трудности. То, что есть теперь – это всего лишь переходный этап к цели. Ваша настоящая жизнь происходит у вас в сознании, а действительность – это всего лишь отражение событий.

8. Лидеры положительно относятся ко всем происходящим событиям. У них преобладает позитивное мышление. Лидеры видят все ситуации в благоприятном свете, даже если они такими вовсе не являются. Каждая ситуация несет в себе зерно следующей победы.

Наша жизнь – это последовательность выборов. Мы не в состоянии выбрать ситуации, которые с нами будут происходить, но мы можем выбрать, как на них реагировать.

Если вы реагируете негативно, вы притянете к себе еще больше негативных ситуаций. Реагируя позитивно, вы трансформируете негативные ситуации в позитивные. Если лидер не способен в трудные времена поддержать атмосферу позитива, то какой же он лидер?

Ключевые компетенции лидера: мышление лидера или лидерство в мышлении.

Критичный читатель может совершенно справедливо заметить: «А не одно ли это и то же?» И будет совершенно прав в своих сомнениях – так уж устроен наш язык, что простая перестановка слов, может вызвать серьёзное искажение смысла. Так давайте разбираться в этой ситуации на этом примере.

Поводом для появления этой статьи, стал отзыв одного знакомого. Я отослал ему на рецензию статью из июльского номера «Компетенций». Статья о теоретическом обосновании лидерства как явления. Суть его критики, в общем, сводилась к тому, что должен ли лидер уметь казаться лучшим среди своих людей, или на самом деле необходимо быть лучшим. Тогда появляется и вопрос о подлинном лидерстве или его изображении. То есть, переведя этот вопрос на управленческий язык мы получаем: (в том числе идеи собственной высокой компетентности в любой области) достаточно ли только этого навыка, или необходимо действительно обладать высокой компетентностью во всех сферах действия группы.

Ключевые компетенции лидера - быть или казаться?

Вернемся к понятийному аппарату, использованному в уже упомянутой статье:

Лидерство – положение индивида в группе определённое признанием высоких результатов деятельности другими членами группы
Лидерство – процесс внутреннего управления, основанный на инициативе членов группы
Итак, очевидно, что 1 определение это «…казаться…», 2 –«…быть…». Потому что – 1 это продажа идеи о собственном превосходстве, а 2 это управлением состоянием инициативности (направленности и качество) членов группы - это что мы привыкли считать истинным лидерством.

Как ни странно, но при таком подходе изначальное противоречие сливается в единую ключевую компетенцию лидера под условным названием «убедительность» и означает умение продать идею. При чём совершенно неважно какую, о собственной богоподобности как это делали фараоны Древнего Египта, или необходимости пожертвовать собой в борьбе за чужие идеалы как это делают современные лидеры, призывая митингующих на баррикады.

Компетенции лидера - мышление или восприятие?

Вернемся к нашему частному случаю с которого начали, и разберёмся с ним. Присвоим дефениции:

1.Мышление лидера – мышление при котором все решения обладают позитивной (конструктивной) направленностью – мышление при котором анализ ситуации приводит к заключению с возможностях.
2.Лидерство в мышлении – превосходство в мышлении.
Первое определение широко распространено и критично уже давно не воспринимается хотя для человека знакомого с когнитивными процессами на лицо понятийная путаница. Разберёмся- когнитивных процессов 5: внимание, восприятие, мышление, воображение, память – всё не больше, не меньше. Убавить или прибавить значит пойти против современной науки. Так вот определение №1 это определение восприятия как когнитивного процесса, не мышления - плохое неточное определение, но именно восприятия. В итоге все тренинги в парадигме этого определения учат лидерскому восприятию, а не мышлению. Это тоже открывает свои большие перспективы, это тоже весьма полезно - и это неоспоримо. С практической же точки зрения для нас (HR и T@D менеджеров) это не позволяет развивать лидерство как компетенцию целиком – поскольку кроме этого есть ещё что-то кроме этой составляющей. Полезный итог этого построения – лидер должен иметь особое лидерское восприятие действительности, то есть воспринимать сложившуюся ситуацию как поле будущей деятельности – оперативное пространство, и видеть окружающий мир как набор возможностей для достижения целей (его лидера).

Что же касается определения №2 то здесь всё достаточно просто – лидер должен, хотя бы периодически демонстрировать окружению своё превосходство в мышлении. Для этого уже очень давно человечеством разработаны и разрабатываются интеллектуальные инструменты, которые позволяют без воздействия на мозг с целью усилить его производительность, получать превосходные (относительно средних) результаты при решении задач на мышление. Тренинги на эту тему на рынке хоть и редко, но встречаются и нам (HR и T@D менеджерам) решить задачу по развитию мыслительного аппарата руководителей всех уровня на данный момент несложно.

В модели компетенций лидера обычно эта область называется «Креативность» (мне не понятно почему, но почему-то так), «Мышление руководителя» и тому подобное. Вывод: лидеру необходимо обладать превосходством в мышлении, но только лишь для того, что демонстрировать своё процессное превосходство в решении задач группы (обоснование ищите, в статье о лидерстве в июльском номере «Компетенций»).

Общее резюме всех наших построений:

Ключевые компетенции лидера:

1.Уметь продавать идеи.
2.Видеть окружающий мир как набор возможностей для достижения целей.
3. Обладать превосходством в мышлении.
И это ещё не всё…..

Если вы хотите стать настоящим лидером, перед вами стоит сложная задача: вы сможете узнать то, что вам нужно знать о своей работе и о себе, только когда начнете действовать как лидер, а не просто думать о лидерстве.

О том, как это сделать, рассказывается в книге профессора с мировым именем, преподавателя INSEAD, бывшего преподавателя Гарвардской школы бизнеса Эрминии Ибарры - «Действуй как лидер, думай как лидер» , которая вышла в издательстве «Эксмо».

Почему традиционный подход не принесет вам большой пользы

Большинство тренингов по лидерству направлено на изменение образа вашего мышления. Вас просят подумать о том, кем вы являетесь сейчас и кем хотели бы стать.


На этом основано целое направление обучения лидерству: есть тысячи книг и курсов, которые должны определить ваш стиль руководства и научить вас использовать ваши сильные стороны.


Если вы пробовали подобные методы, значит, вы знаете, насколько они ограничены. Они могут помочь вам выявить ваши сильные стороны и свой стиль лидерства. Но именно ваши представления о себе и своей работе и мешают вам стать лидером. Вам следует изменить свой настрой, а для этого нужно лишь одно: действовать по-другому.

Аристотель говорил, что люди становятся добродетельными, творя добрые дела: иными словами, поступая правильно, вы сами становитесь лучше. Его мысль находит подтверждение в большом числе социальнопсихологических исследований, доказывающих, что сознание человека меняется, когда он начинает вести себя по-новому. Проще говоря, внешние изменения влияют на внутреннее состояние, а не наоборот.

Ричард Паскаль, гуру менеджмента, формулирует эту мысль следующим образом: «Взрослые с большей вероятностью претворят новый образ действий в новое мышление, а не новое мышление в новый образ действий».



Точно так же обстоит дело и с лидерством. Наблюдения за тем, как учатся взрослые, демонстрируют, что логическая последовательность «думай, затем действуй» на практике работает совершенно противоположным образом в процессах личностных изменений, в частности, связанных с превращением человека в настоящего лидера.

Как это ни парадоксально, но наше самопознание растет только тогда, когда происходят перемены . Мы пробуем что-то новое, затем наблюдаем за результатами - своими ощущениями, реакцией окружающих - и лишь после этого задумываемся над тем, чему учит этот опыт, и, возможно, усваиваем урок. Другими словами, мы действуем как лидер и затем начинаем думать как лидер (поэтому эта книга так называется).

Как в действительности лидеры становятся лидерами

Вместе с ростом лидерского потенциала растет и вероятность того, что сотрудник получит поддержку со стороны организации. Например, ему будут поручать более ответственные задания. Подобный процесс носит циклический характер.

Когда человек сначала действует как лидер, а затем начинает думать как лидер, иными словами, когда внутреннее меняется под воздействием внешнего, возникает то, что я называю восприятием извне .

Принцип восприятия извне

Глубоко укоренившееся традиционное мышление не позволяет нам изменить свое поведение в соответствии с требованиями лидерства. То, как мы думаем, - то есть то, что мы замечаем, ценим, считаем правильным и важным, - напрямую влияет на наши действия. Фактически мышление «изнутри наружу» может препятствовать изменениям.

Наше мировоззрение трудно изменить, так как для этого требуется опыт в том, что мы менее всего склонны делать. Мы сами загоняем себя в рамки. Парадокс изменений в том, что единственный способ поменять наш образ мыслей - делать именно то, что привычное мышление нам делать не позволяет.


Согласно принципу восприятия извне , единственный способ научиться думать как лидер состоит в том, чтобы начать действовать как лидер: участвовать в новых проектах и мероприятиях, взаимодействовать с самыми разными людьми и экспериментировать с незнакомыми способами выполнения задач.


В результате привычные действия и мысли, которые ограничивают вас сейчас, трансформируются.

На переходных этапах и в периоды неопределенности размышления и самоанализ должны следовать за действиями и экспериментами, а не наоборот. Новый опыт не только меняет ваш способ мыслить, ваше мнение о том, что важно и что следует делать, но и вас самих. Он поможет вам отойти от прежних источников самооценки, старых целей и привычек.

Если использовать обратный подход к изменениям, то есть «изнутри наружу», вы ничего не добьетесь. Вопреки распространенному мнению излишний самоанализ удерживает нас в прошлом, ослабляет восприимчивость, не позволяет нам раскрыть свой лидерский потенциал и подготовиться к фундаментальным переменам в окружающей обстановке.

Это чем-то напоминает поиск потерянных часов под уличным фонарем, в то время как для решения новых задач требуется более широкий обзор: свежие, внешние точки зрения, с которыми мы знакомимся при выполнении различных действий.

Затерявшиеся в переходном периоде

Чтобы лучше понять принцип восприятия извне, я познакомлю вас с Джейкобом, менеджером по производству в компании, занимающейся выпуском продуктов питания. После того как эта компания была приобретена частным инвестором, первоочередной задачей Джейкоба стала серьезная модернизация производственного процесса. Но поскольку ему постоянно приходилось заниматься решением повседневных проблем, у него почти не оставалось времени, чтобы подумать о важных стратегических вопросах.


Когда сменился владелец компании, должность Джейкоба осталась прежней, а вот ожидания руководства по поводу него изменились. Но Джейкоб по-прежнему не делал ничего, чтобы стать лидером.


Это частая ситуация в наши дни. Раньше повышение или назначение на новую должность означало, что вам пришло время скорректировать или даже переосмыслить свою лидерскую роль. Сегодня же важные карьерные изменения не состоят лишь в получении солидно звучащей должности или переезде в новый кабинет. На первый взгляд незаметные (а также и более значительные) изменения в вашем деловом окружении создают новые, хоть и не всегда явно выраженные, ожидания руководства относительно того, что и как вы будете делать.

Подобные перемены в обязанностях весьма сложны и требуют соответствующего изменения подхода к управленческой работе. Тем не менее, согласно моему личному исследованию, лишь 47% из всех, кто сообщил о новых ожиданиях от их деятельности, получили повышение в течение двух лет, предшествовавших опросу. Что касается остальных, предполагалось, что они будут выполнять более значительную руководящую роль, оставаясь при этом на прежней должности. Именно это и произошло с Джейкобом.

С чего начать изменения?

Лучше всего - с изменения того, как вы выполняете свою работу, какие деловые контакты устанавливаете и как подходите к решению тех или иных задач. Никакой самоанализ не сможет привести к изменениям без существенных перемен в том, чем вы занимаетесь и с какими людьми при этом взаимодействуете.

1. Переосмыслите свою работу

Интуиция подсказала Джейкобу, что переход к более серьезной руководящей роли подразумевает прежде всего перемены в том, как он проводит свое время. Однако два часа в спокойной обстановке в офисе - это неправильный вариант. В действительности бóльшая часть требуемых изменений в действиях Джейкоба должна была побудить его находиться в других местах.

Чтобы добиться успеха, Джейкоб должен сначала переопределить свою работу, переключив свое основное внимание с улучшения текущих фабричных операций на понимание новых условий, в которых функционирует фирма, и создание совместного стратегического видения среди своих коллег, что позволит осуществляемому им управлению производством должным образом соотноситься с приоритетами организации в целом.

Джейкоб в своих действиях мог бы учитывать ряд факторов, например то, как меняется отрасль, в которой работает его фирма, как она создает нечто ценное для людей и как все это может измениться в будущем. И, конечно, ему следовало бы оказывать влияние на людей, играющих важнейшую роль в процессе создания этого ценного, независимо от того, находятся они в его группе или фирме.

Джейкоб хотел сосредоточиться на капиталовложениях, которые потребуются его фирме в течение следующих двух лет, но у него не было времени на подобные размышления. Он жаловался на необходимость постоянно следить за действиями своих подчиненных или производственными процессами. При этом он знал, что начальник ожидает от него создания стратегии, в которой бы учитывалось развитие всей фирмы как единого целого, а не одного или двух заводов, и активного привлечения соответствующих ресурсов.



До текущего момента Джейкоб действовал успешно, более того, выполнение подобных обязанностей типично для многих менеджеров, находящихся на таком же этапе развития карьеры. На ранних стадиях мы всегда действуем в области своей специализации. Работой других мы также обычно управляем в рамках тех функциональных или технических сфер, в которых являемся специалистами. Однако картина полностью меняется, когда мы начинаем играть более серьезную руководящую роль.

2. сеть деловых контактов

Трудно развить стратегическое предвидение, находясь в заводском цеху. Чтобы стать лидером, Джейкобу требовалось получить полное представление о ситуации, то есть взглянуть на нее со стороны, не находясь при этом в гуще событий. Чтобы проводить больше времени за пределами своего предприятия, Джейкобу следовало изменить круг своего делового общения.

С помощью деловых контактов Джейкоб обменивался связанной с работой информацией, решал проблемы, относящиеся к сфере его обязанностей, и подбирал подходящих людей для тех или иных групп сотрудников. Но эти связи не смогли подготовить Джейкоба к будущему, потому что они не выходят за рамки его текущего стиля мышления.


Столкнувшись с необходимостью мыслить вне рамок своей специализации и заниматься стратегическими вопросами, многие менеджеры не сразу понимают, что подобные вопросы - не просто аналитические задачи, а нечто требующее более широких деловых отношений.


Есть еще одна причина, почему деловые связи важны для развития наших лидерских качеств такова. Когда нам приходится учиться чему-то новому, помощь и поддержка более опытных людей совсем не будет лишней. Они смогут, подсказать, в каком направлении двигаться, и оценить наши усилия, способствуя нашему профессиональному росту.

3. Проявите к себе творческий подход

Сейчас Джейкобу необходимо перейти от привычного ему стиля руководства к стилю, в рамках которого он бы поручал больше повседневной работы своей команде и начал бы более широкое сотрудничество с другими подразделениями организации.


Люди, стремящиеся играть более значительную руководящую роль, должны не только переопределить свою работу и создать новую сеть профессиональных связей. В куда большей степени им следует переосмыслить собственную личность.


Им необходимо трансформировать свои ценности в работе, личностные цели, движущие их действиями, свои представления о себе, а также и то, как их воспринимают окружающие.

Хотя личная трансформация обычно включает изменения в стиле руководства, она представляет собой нечто гораздо большее. Когда менеджеров, подобных Джейкобу, просят подумать над тем, что мешает им расширить свой стилистический репертуар , многие почти всегда ссылаются на необходимость обеспечить достижение требуемых результатов любой ценой. Подобный подход не только помог им добиться успеха, но и лежит в основе их профессиональной идентичности. Менеджеры хотят меняться, но перемены не соответствуют их истинному «я» .

Когда вы начнете пробовать новые, непривычные для вас стили управления, вам придется перестать рассматривать это как «работу над собой» и прибегнуть к творческому подходу. Вы будете пробовать разные методы и смотреть, как они соотносятся с вашими представлениями о себе. Необходимо сосредоточиться прежде всего на самообучении, а не на достижении результатов. Если выбранный метод вам не подойдет, нужно будет попробовать что-то другое.

Статья называется: Ключевые компетенции лидера: мышление лидера или лидерство в мышлении. Критичный читатель может совершенно справедливо заметить: «А не одно ли это и то - же?» И будет совершенно прав в своих сомнениях – так уж устроен наш язык, что простая перестановка слов, может вызвать серьёзное искажение смысла. Так давайте разбираться в этой ситуации

Поводом для появления этой статьи, стал отзыв одного знакомого. Я отослал ему на рецензию статью из июльского номера «Компетенций». Статья о теоретическом обосновании лидерства, как явления. Суть его критики, в общем, сводилась к тому, что должен ли лидер уметь казаться лучшим среди своих людей, или на самом деле необходимо быть лучшим. Тогда появляется и вопрос о подлинном лидерстве или его изображении. То есть, переведя этот вопрос на управленческий язык, мы получаем: лидер должен обладать специальной компетенцией лидера в области продажи идей (в том числе идеи собственной высокой компетентности в любой области) достаточно ли только этого навыка, или необходимо действительно обладать высокой компетентностью во всех сферах действия группы.

Ключевые компетенции лидера - быть или казаться?

Вернемся к понятийному аппарату, использованному в уже упомянутой статье:

Лидерство – положение индивида в группе, определённое признанием высоких результатов деятельности другими членами группы

Лидерство – процесс внутреннего управления, основанный на инициативе членов группы

Итак, очевидно, что 1 определение это «…казаться…», 2 –«…быть…». Потому что – 1. это продажа идеи о собственном превосходстве, а 2.- это управлением состоянием инициативности (направленности и качество) членов группы - это что мы привыкли считать истинным лидерством.

Как ни странно, но при таком подходе изначальное противоречие сливается в единую ключевую компетенцию лидера под условным названием «убедительность» и означает умение продать идею. Причём совершенно неважно какую, о собственной «богоподобности», как это делали фараоны Древнего Египта, или необходимости пожертвовать собой в борьбе за чужие идеалы, как это делают современные лидеры, призывая митингующих на баррикады.

Компетенции лидера - мышление или восприятие?

Вернемся к нашему частному случаю с которого начали, и разберёмся с ним. Присвоим дефиниции:

1.Мышление лидера – мышление, при котором все решения обладают позитивной (конструктивной) направленностью – мышление при котором анализ ситуации приводит к заключению о возможностях.

2.Лидерство в мышлении – превосходство в мышлении.

Первое определение широко распространено, и критично уже давно не воспринимается, хотя для человека,знакомого с когнитивными процессами, налицо понятийная путаница.

Разберёмся: когнитивных процессов 5: внимание, восприятие, мышление, воображение, память – всё: ни больше, ни меньше. Убавить или прибавить - значит пойти против современной науки.

Так вот, определение №1 это определение восприятия, как когнитивного процесса, не мышления - плохое неточное определение, но именно восприятия. В итоге все тренинги в парадигме этого определения учат лидерскому восприятию, а не мышлению. Это тоже открывает свои большие перспективы, это тоже весьма полезно - и это неоспоримо. С практической же точки зрения, для нас (HR и T@D менеджеров), это не позволяет развивать лидерство, как компетенцию целиком – поскольку кроме этого есть ещё что-то кроме этой составляющей. Полезный итог этого построения – лидер должен иметь особое лидерское восприятие действительности, то есть воспринимать сложившуюся ситуацию, как поле будущей деятельности – оперативное пространство, и видеть окружающий мир, как набор возможностей для достижения целей (его лидера).

Что же касается определения №2, то здесь всё достаточно просто – лидер должен, хотя бы периодически демонстрировать окружению своё превосходство в мышлении. Для этого уже очень давно человечеством разработаны и разрабатываются интеллектуальные инструменты, которые позволяют без воздействия на мозг, с целью усилить его производительность, получать превосходные (относительно средних) результаты при решении задач на мышление. Тренинги на эту тему на рынке хоть и редко, но встречаются и нам (HR и T@D менеджерам) решить задачу по развитию мыслительного аппарата руководителей всех уровней на данный момент несложно.

В модели компетенций лидера обычно эта область называется «Системное мышление», «Инновационное мышление», «Креативность» (мне не понятно почему, но почему-то так), «Мышление руководителя» и тому подобное. Вывод: лидеру необходимо обладать превосходством в мышлении, но только лишь для того, чтобы демонстрировать своё процессное превосходство в решении задач группы.

Итак, ключевые компетенции лидера:

1.Уметь продавать идеи.

2.Видеть окружающий мир как набор возможностей для достижения целей.

3. Обладать превосходством в мышлении.

И это ещё не всё…..

«Стань позитивным. Неважно, насколько страшными кажутся вещи, или
такими являются, поднимите ваш взгляд и увидьте возможности – они
всегда видны, ибо они всегда есть»

Норман Винсент Пил

По-моему, отличительной особенностью, которая существует в сознании лидера, его жизненной установкой можно назвать то, что лидер способен . Он умеет создавать положительные образы и из самой негативной, на первый взгляд, ситуации, извлекать пользу. Среднестатистический человек, как правило, видит лишь поверхность ситуации или события, реагируя эмоционально.

Лидерами не рождаются...

Для обычного человека характерно принижать собственные достоинства и преувеличивать недостатки. Перспектива благоприятного будущего видится такому человеку тусклой, а проблемы, напротив, воспринимаются всерьез. Такой человек, конечно, опасается и не хочет негатива в своей жизни, но, при этом, верит, что ничего хорошего он в будущем не встретит. А лидер, напротив, воспринимает ситуацию разумно, умеет видеть ее такой, какая она есть на самом деле. Свои возможности и перспективы лидер видит в более радужном свете.

В этом и кроется секрет: если относиться к проблеме, не придавая ей излишней значимости, то она решается быстрее и проще . Все зависит от восприятия: если принимать все близко к сердцу, преувеличивать негативное значение той или иной ситуации, бросать все силы на ее решение, то эта проблема приведет за собой другие, которые способны еще более усложнить ситуацию.

Лидер в принципе не использует слово «проблема» . Само по себе это слово вызывает в человеческом мозге негативный импульс, который способен притянуть к себе, как магнитом, отрицательнее ситуации. Для того чтобы обозначить что-то неприятное, лидер использует слово «ситуация» . Вместо того, чтобы произнести: «у меня проблема» , лидер скажет «возникла интересная ситуация, которую я решу» . Эти два предложения означают, по сути, одно и то же. Но то, как они звучат, совершенно меняет восприятие возникшего вопроса.

Лидер следит за своей речью и старается не использовать в своем словаре слова и фразы, способные вызвать негативные ситуации и образы. Разум человека мыслит образами. Словами человек передает эти мысли окружающим. Эмоциональные слова не способны точно передать ощущение о восприятии конкретного человека. Поэтому, когда происходит подобный обмен информацией, необходимо закодировать образ правильными словами и передать его другому, который сможет раскодировать этот образ так, как нужно лидеру.


один из важных навыков любого Лидера - позитивное мышление

Слова – это посредник. Для передачи образа можно использовать множество слов. Лидер передает свои образы, используя те слова, которые представляют ситуацию в положительном свете. Один и тот же образ способен, как разрушать веру людей, так и мотивировать их на поступки. Все зависит от того, какими словами он передан. Когда лидер заявляет тем, кого ведет за собой: «у нас серьезные проблемы», что бы он ни сказал после этой фразы, у людей отложится негатив. А если сказать «Мы использовали возможность, которая сработала не совсем так, как мы ожидали. Мы используем другой метод» , то такая постановка, скорее всего, подвигнет к действию.

Ниже приведены варианты описания той или иной ситуации обычным человеком и лидером.

Обычный человек Лидер так изменяет типичные фразы
У нас возникли проблемы У нас возникла интересная ситуация
Это не сработает Нам следует приложить чуть больше усилий, чтобы получить результат
Очень сложная ситуация Ситуация проста: нам необходимо определить план по ее решению
Ниша заполнена на 85 процентов У нас есть 15 процентов свободного пространства
Я слишком стар (молод) Мое преимущество в моем возрасте
У них серьезные преимущества перед нами Да, они обладают преимуществами, но никто не может быть совершенен
Я сделал ошибку Я приобрел хороший опыт
Я проиграл Я проиграл эту схватку, но следующий шаг за мной

Вот несколько пунктов о том, как лидер думает?

  1. Лидер мыслит исключительно положительными образами , так как знает, что разум воспринимает мысленные образы, стараясь создать благоприятное поле для деятельности. В состоянии тревожности или неуверенности невозможно добиться эффективности осуществляемого мероприятия.
  2. Лидер, вникнув в суть проблемы , старается представить ее перед окружающими в более упрощенном виде , чтобы иметь возможность проще ее решить. «У страха глаза велики». Если руководствоваться этой пословицей и отбрасывать преувеличение проблемы, то ее решение не будет казаться таким уж сложным.
  3. Лидер использует улыбку . Лидеру свойственно с улыбкой встречать любую проблему. Вы можете испытать это на собственном опыте. Если вы, улыбаясь, подумаете о чем-либо негативном, то улыбка превратится в гримасу. Настоящая улыбка позволяет мыслить позитивно. Научитесь улыбаться и ваши мысли изменятся на положительные.
  4. Внешне лидер может выглядеть серьезно, но в его душе есть место расслабленности. Чересчур серьезное восприятие вещей усложняет и преувеличивает размер проблемы. А улыбка способна внести некую разрядку, преуменьшить значимость, тем самым открыть пути для простого и эффективного решения. Слишком серьезное отношение блокирует изворотливость мысли. Чем более серьезно вы относитесь к полученному заданию или возникшей проблеме, тем больше будете переживать. Это, в свою очередь, повлияет на принятие быстрого и адекватного решения. Понимая это, лидер, преподнося проблему своему окружению, несколько преуменьшает и упрощает ее значимость.
  5. Лидер применяет глобальные образы. Лидер способен видеть все в перспективе. Лидеру свойственно строить грандиозные планы вместо незначительных. Большой образ способен дать людям гораздо более сильную мотивацию, нежели мелкий.
  6. Лидер не говорит о том, сколько ему осталось преодолеть, он указывает на то, сколько уже пройдено и сделано . Это отлично работает, когда человек стремится достичь цели. Если все время думать о том, сколько еще предстоит сделать для того, чтобы прийти к цели, возможно, что вам так никогда и не удастся ее достичь. Когда вы думаете о том, чего еще не достигли, вы трансформируете позитивную энергию в негативную, а это отнимает у вас силы. А когда вы смотрите на то, сколько уже проделано, то от осознания совершенной работы, мысленно вы подбадриваете себя, добавляя позитивной и конструктивной энергии. Лидер, зная это, постоянно напоминает своему окружению о том, какая значительная часть работы уже проделана.
  7. Лидер обращает внимание не на то, как обстоят дела в настоящее время, а на то, как изменится ситуация в будущем. Каждый успешный предприниматель, начиная свое дело, видит вершину своего расцвета. Именно уверенность в том, что он достигнет этой вершины, помогает ему справляться с трудностями и решать сложные задачи. То, что «сейчас» — это лишь ступень к тому, что будет «потом», когда цель будет достигнута.
  8. Лидер положительно воспринимает любую возникающую ситуацию. Лидер умеет воспринимать любые обстоятельства как позитивные события, даже если они таковыми не являются.

Мне кажется, что в любой ситуации заложен стержень успеха. Человеческая жизнь состоит из постоянной необходимости делать выбор. Человек не может выбирать ситуацию, в которую он попадет, но он может выбрать свою реакцию на то или иное событие. Если человек реагирует негативно и видит только отрицательные стороны, таким образом, он усиливает плохую энергию, усугубляя положение. А положительная реакция, напротив, способна преобразовать негатив в позитив.

Такое свойство мышления и характеризующее настоящего лидера.

Свои мнения и изыскания по вопросу мышления лидера пишите в комментариях.