Как рационально распределить домашние дела. Распределение домашних обязанностей

Основные принципы, как рационально распределить домашние дела между вами и мужем, изложены в главе «Как приобщить мужа к домашним делам» . Если вы воспользуетесь этими подсказками, работы у вас намного поубавится. Теперь поговорим о вашем собственном распорядке.

После работы у вас есть как минимум 4 часа (если вы приходите в 7 вечера). За это время многое можно успеть.

Если вы сумеете приучить мужа покупать продукты, то вам не придется тратить на это время. Оптимально - делать основные закупки по выходным (желание мужа поваляться два дня перед телевизором в расчет не принимается), а в будни лишь молочные продукты, хлеб или то, что закончилось.

Не тратьте много времени на ужин, не затевайте блюд, которые нужно долго готовить и стоять рядом, чтобы помешивать или переворачивать. Минимум времени на приготовление еды!

Если материально вы не стеснены, - купите микроволновую печь, которая значительно облегчит вам приготовление еды, и пользуйтесь полуфабрикатами. Сейчас они есть во всех городах, причем, отечественного производства, без консервантов и всегда свежие (на всякий случай все же посмотрите дату на упаковке). Некоторые женщины против полуфабрикатов. Напрасно. Проводя ежедневно час и даже более за приготовлением ужина вы не только устаете, но и отнимаете время у своих детей и мужа - вы могли бы провести это время в общении с ними, сунув полуфабрикат в микроволновку. И гарнир в ней гораздо проще приготовить - залить крупу водой в пропорции один к двум, посолить и включить таймер на 15-20 минут, а за это время вы успеете приготовить мясо.

Современная техника настолько облегчила труд женщин, что у мужчин появилась уйма свободного времени. (Владислав Гжещик)

Женщина, которая имеет дома всю современную бытовую технику, прочтя этот совет, усмехнется: дескать, это же элементарно, сейчас все цивилизованные люди пользуются всеми достижениями цивилизации. Увы, сударыни, вы не правы. Все, что я пишу в этой книге, основано на опыте общения с тысячами моих пациентов, а большинство из них, между прочим, живут в Москве, казалось бы, оазисе цивилизации, и материальные возможности приобрести бытовую технику у них есть, однако они все ещё живут по-старинке, все делают вручную, затрачивая на это много времени и сил.

Просто-напросто некоторые женщины не умеют правильно организовать домашний труд.. Иногда они сами «ищут» себе работу, а потом чувствуют себя мученицами. Кстати, упиваться своими страданиями и ощущать себя «жертвой» - это черты мазохизма.

У меня столько хлопот по дому, что если завтра со мной случится что-то ужасное, я смогу начать огорчаться не раньше, чем через две недели.

Женщины сами создают себе трудности, чтобы потом героически их преодолевать.

Порой приходит измученная женщина с неврастенией (ее теперь стали именовать синдромом хронической усталости) и выясняется, что она после работы крутится дома как белка в колесе. В лучшем случае у неё есть стиральная машина. Когда я спрашиваю, почему бы ей не приобрести микроволновую печь (материальные возможности её семьи это позволяют), ведь это намного ускоряет процесс приготовления пищи, она пожимает плечами: «Говорят, от этой микроволновки какие-то вредные лучи исходят…». «И я, и мои подруги уже десять лет пользуемся ею и пока никаких вредных воздействий не обнаружила, к тому же, корпус надежно защищен», - говорю я. «Ладно, попробую», - без особого энтузиазма соглашается моя пациентка.

Или выясняется, что женщина по-старинке держит в морозилке большое количество мяса, потом оно долго своим ходом размораживается, а все это время женщина крутится на кухне - работа там всегда найдется. И получается, что на приготовление обеда-ужина у неё уходит не менее 2-3 часов. «Зачем вы это делаете? - спрашиваю я. - Ведь на каждом углу сейчас магазины, где в упаковках продается охлажденное мясо, все уже нарезано, остается лишь отбить его и кинуть на сковородку». Опять кивок: «Ладно, если вы считаете, что так проще…»

Или оказывается, что женщина до сих пор пользуется обычной мясорубкой, хотя у неё есть электрическая. Почему? «Моя электромясосорубка все время забивается. Пока её разберешь, почистишь, потом соберешь, и так не раз, - времени больше уходит, да и я злюсь, когда она все время забивается. На механической проще». «Нет, - возражаю я. - Просто нужно мясо резать помельче, и тогда не будет накручиваться на винт. А есть модели электромясорубок, которые перемалывают все, что угодно, и не забиваются. Не покупайте разрекламированных моделей, а лучше проконсультируйтесь со знающими людьми». «Да я уже привыкла к механической… - говорит моя пациентка. - Мне не трудно.» Но как же не трудно, если она довела себя до невроза, потому что каждый день ложится не раньше часа-двух ночи и хронически не высыпается?! В будни мелкую постирушку она делает вручную (зачем?!!!), потому что белья мало для того, чтобы загрузить стиральную машину. Почему же не собрать достаточное количество белья к выходным, а не возиться со стиркой каждый день?! «А почему не хотите купить посудомоечную машину? Ведь это так просто - после ужина сложить в неё всю посуду и вы свободны». «Да у моей приятельницы из-за этого слив засорился, соседей снизу залило…» И так далее.

Вот каким «ликбезом» мне порой приходится заниматься, хотя пациентка пришла ко мне с симптомами невроза, депрессией или иными психическими нарушениями. А многие из них имеют высшее образование, всю жизнь прожили в Москве. Что уж говорить о других женщинах, которые считают, что освоить эту технику им не по силам?! Потому я так и «разжевываю» все эти мелочи, которые женщине, привычной к бытовой технике, кажутся элементарными вещами.

Все это многие женщины знают. Знают и о том, что бытовая техника во многом облегчает труд и сокращает время на хозяйственные хлопоты, и деньги на приобретение хотя бы некоторых кухонных агрегатов у них есть, а на вопрос, почему же не используют их в своей повседневной жизни, пожимают плечами: «Да как-то руки не доходили…»

Зачем затевать возню с мясорубкой, ведь свежая отбивная и вкуснее, и полезнее, чем изделия из рубленного мяса?! Да и времени требует гораздо меньше. «Муж любит котлеты…» - приводит «аргумент» женщина. Это вряд ли, как говорил всеми любимый киногерой. Просто жена приучила его к котлетам. А мяса с кровью он, возможно, никогда и не пробовал. Многие люди все ещё живут по стереотипу советских времен, хотя теперь у них есть возможность жить иначе. Раньше мы пользовались лишь перемороженным в камень мясом, а из него отбивную не приготовишь. К тому же, котлеты «экономнее» - намешаешь хлеба, и продукции получается гораздо больше, чем при приготовлении чистого мяса. «Мне проще натереть овощи на терке, чем возиться, меняя насадки на электромясорубке», - говорят многие.

И так во всем. «Мне так проще», «Я так привыкла», «Мне это не трудно», - а в итоге женщина устает, переутомляется, не высыпается, и вот результат - пришлось обратиться к психиатру.

Иностранцы, если муж и жена работают, вообще тратят минимум времени на приготовление еды. Хотя не скажешь, что они не любят вкусно поесть. Но они люди рациональные, а многие наши соотечественники - просто неорганизованные. К примеру, многие иностранки тихо удивляются, сколько уходит у наших женщин на ручной труд, например, на приготовление салатов-винегретов. А ведь без них вполне можно обойтись или купить готовый - сейчас они продаются во всех городах.

Многие женщины сами ищут себе «головную боль», затевая всевозможные пироги, пирожки, пельмени и прочие трудоемкие блюда, а потом жалуются, что стряпня отнимает у них много времени. Как правило, это женщины, которые сами очень любят покушать, хотя говорят, что эти блюда любят дети или муж.

Обжорство, слава богу, не тайный порок. (Орсон Уэллс)

Кулинарным изыскам можно посвятить выходные дни. Да и то вряд ли это целесообразно - на выходные у вас и так стирка личного белья (если вы прислушаетесь к моему совету пользоваться услугами прачечной) и уборка. Да ещё надо отдохнуть и побыть с детьми, поговорить с мужем.

Уверяю вас, для нормального семейного микроклимата общение гораздо важнее, чем ваши кулинарные достижения или идеально чистая квартира.

Я всегда говорю, что путь к сердцу мужчины лежит отнюдь не через его желудок (это всего лишь чья-то шутка, которую многие люди восприняли буквально; возможно, поэтому книги, в заглавии которых супругам обещается счастье, наполовину состоят из еулинарных рецептов), а через умение слушать, через общение.

Вся беда в том, что отношение к еде у наших соотечественников, особенно у женщин, - сверхценное (что в переводе с психиатрического языка означает, что еде придается незаслуженно большое значение). Наши сограждане любят есть много и вкусно. Понятное дело, еда - одна из человеческих радостей. Но если сделать её основной радостью, то, простите, кто мы после этого? Человек все же существо разумное.

За повседневными хлопотами общение отходит на задний план. «Нам некогда поговорить», - говорят некоторые супруги. Конечно, будет некогда, если превратиться в рабов желудка. А спустя несколько лет оказывается, что супруги «не сошлись характерами», - большое количество совместно съеденных пельменей, увы, не помогает найти путь к сердцу друг друга.

Много есть вредно, а мало - скучно. (А. Карабичевский)

Если позволяют средства и если вы живете в крупном городе, то можно в выходные сходить всей семьей куда-нибудь (исходя из ваших материальных возможностей) и вкусно поесть. Сейчас много разных заведений, где можно поесть быстро, вкусно и сравнительно дешево. Можно захватить что-то с собой и разогреть дома на ужин. Так что вы убьете сразу двух зайцев: избавитесь от необходимости готовить обед-ужин в выходной день и позволите детям развлечься совместной прогулкой.

Сбалансированное питание в представлении детей: гамбургер в правой руке и гамбургер в левой.

В будни откажитесь от стирки и уборки, отложив все на выходные. А в выходные делайте все вместе с мужем.

Мытье полов - крайне противное занятие, а особенно когда болит поясница, трудно наклоняться или «ползать на карачках». Эту проблему тоже можно решить просто. Сейчас продается очень простое и недорогое приспособление из легкой пластмассовой емкости (объемом примерно с ведро), в котором сверху есть специальное углубление с прорезями, и длинной палки с бахромчатой тканью на конце. Вам не придется даже мочить руки и не нужно наклоняться. Набрали в емкость воды (можно даже не таскать её за собой, если вам нельзя поднимать тяжести, и оставить в туалете или ванной), обмакнули конец палки с тканью в воду, сделали несколько вращательных движений в углублении, чтобы отжать ткань, и быстро протерли пол. Вы можете достать даже до труднодоступных мест (например, за холодильником, под кухонным диваном), куда трудно залезть рукой с тряпкой. Вся процедура мытья полов займет от силы минут пять-десять в зависимости от площади пола.

Для тяжелой работы (например, мытья окон, генеральной уборки, чистки ванны) приглашайте помощницу, если материальное положение семьи это позволяет. Наверняка среди ваших соседей можно найти женщину, которая не против немного подработать. если вы её хорошо знаете, можете оставить ключ от квартиры, и она наведет порядок в вашей квартире, когда вы на работе. Почему я рекомендую эти прописные истины? Да потому что женщины, у которых денег вполне достаточно, почему-то предпочитают заниматься домомазохизмом сами. Зачем? Вот это порой понять трудно. А потом, потеряв здоровье, женщина тратит немало денег на врачей и лекарства.

Я работала в коммерческом медицинском центре, где все врачи были профессионалами высокого класса, как минимум, кандидаты наук, с большим опытом. Консультация такого специалиста стоила недешево. Вместо того, чтобы тратить эти деньги на врачей, женщине было бы проще найти помощницу по хозяйству. Уверяю вас, это гораздо дешевле, чем лечиться у дорогих врачей (а дешевые врачи хорошими не бывают). Так что учтите мои советы, пока не поздно. Может, и у врачей работы поубавится, и вам станет полегче жить.

Если в последнее время вы стали замечать за собой, что стали раздражительны, плаксивы, болезненно реагируете на то, что раньше вас не задевало, стали плохо засыпать, постоянно ощущаете вялость, слабость, усталость, - это означает, что у вас есть проявления астенического невроза (другие названия - неврастения, раздражительная слабость). В этом случае вам тем более нужно упорядочить режим труда и отдыха. Как упорядочить? Ответ напрашивается сам собой: поменьше труда и побольше отдыха. Если есть возможность, - постарайтесь снизить нагрузку на работе. Если такой возможности нет, - то хотя бы освободите себя от ведения домашнего хозяйства.

Чтобы заставить мужа помыть посуду, заведите разговор, что вам пора обновить гардероб.

Мне приходилось слышать высказывания некоторых ученых, что с возрастом человеку требуется все меньше сна; якобы в 30-40 лет уже вполне достаточно спать 7 часов. Так вот, пусть господа ученые спят столько, сколько сами рекомендуют (мужчинам, кстати, можно спать поменьше, хотя, в среднем, сильный пол гораздо больше времени проводит в объятиях морфея, чем слабый пол). А для того, чтобы женщина сохранила свое здоровье и привлекательность, ей нужно спать не менее 9 часов. Обязательно! Так что запомните: вы должны спать минимум 9 часов, и гори оно все огнем, а тем более, если у вас уже есть проявления неврастении.

Некоторые женщины не хотят приглашать помощницу по хозяйству, боясь, что муж начнет упрекать: «Сама все сделаешь, не барыня! Нечего зря деньги тратить!» На эту тему мы с вами уже говорили в главе «Как решить проблемы с деньгами». Повторю ещё раз: если вы работающая женщина, а не домохозяйка, вы не обязаны делать домашнюю работу! Вы можете её делать лишь при условии, что таково ваше собственное желание.

Но если домашние дела вам тягость, если вы устаете на основной работе, если у вас уже есть проявления астенического невроза, - то ваша задача - заставить мужа заработать на оплату труда помощницы в домашних делах. Как это сделать, - вы уже узнали. А если ваш муж патологический лентяй (а это свидетельство аномалии личности - неустойчивой психопатии), то мой вам совет - гоните его прочь. Не оправдывайтесь тем, что лучше такой муж, чем никакого, и пусть у детей будет родной отец. Ничему хорошему ваши дети от отца-бездельника не научатся, скорее всего, вырастут такими же лентяями (психопатия передается по наследству, к тому же, образ жизни отца влияет и на ребенка). Лучше никакого мужа, чем муж - аномальная личность. А прокормить себя и ребенка гораздо легче, чем это прожорливое существо под названием «муж-трутень».

Откажитесь от привычки стирать постельное белье сами. Сейчас на каждом углу есть приемные пункты прачечных на любой вкус - можно сдать в срочную (это дороже) или обычную стирку. Многие женщины, даже имея материальные возможности, не пользуются услугами прачечной. «У меня хорошая стиральная машина, - говорят они. - Белье выдает полусухое». А развешивать его, гладить, - это разве не труд? В семье из четырех человек - это четыре пододеяльника, четыре простыни, четыре наволочки и куча полотенец. И что хорошего, когда ванная комната и кухня увешаны бельем и вся семья дышит влажными испарениями?! Некоторые женщины не пользуются прачечной из чувства брезгливости: «Там все белье кидают в один котел. Может, кто-то сдал из-под больного человека… Мне противно, что мои полотенца будут крутиться в одном барабане с бельем какого-нибудь туберкулезника». Нет, уважаемые женщины, белье каждого клиента сейчас стирают отдельно (если вы сдадите не два полотенца, а обычный комплект) - прачечные тоже не хотят возиться, подбирая потом белье по меткам. В прачечную можно сдавать и многое из одежды - сейчас есть такие прачечнуе, где не порвут и не деформируют одежду.

У меня фантастическая сила воли: я могу совершенно ничего не делать! (Хенрик Ягодзиньский)

Некоторые женщины говорят: «Но я не могу откладывать стирку на целую неделю, дети каждый день пачкают одежду, мне приходится стирать ежедневно». Это означает, что женщина не сумела приучить детей быть аккуратными. Этому нужно учить их с ранних лет.

Порой я вижу, как дети разного возраста, от 3-4-летних до 10-12-летних топают по лужам, забрызгав и брюки, и куртку, валяются на земле, кидаются друг в друга комьями земли или ещё чем-то. Конечно, когда такой «поросенок» приходит домой, по уши мокрый и грязный, его маме приходится стирать каждый день. Но есть и другие дети и другие мамы.

Когда ребенку нечем себя занять, он предпочитает примитивные занятия или неуемную, бессмысленную двигательную активность. «Но дети есть дети, - возразят мне некоторые читатели. - Они должны двигаться.» Верно. Они должны двигаться, играть, придумывать что-то интересное, а не валяться на земле, в луже, драться и кидаться друг в друга грязью или предметами.

Если ребенок не умеет играть со сверстниками в нормальные детские игры, скорее всего, рано или поздно придется проконсультировать его у психиатра. Это может быть следствием определенной психической патологии, а может быть и результатом неправильного воспитания, точнее, отсутствия такового.

Примечательно, что чаще всего жалуются на то, что дети постоянно дерутся, пачкают и рвут одежду, женщины низкого интеллектуального и социального статуса. И такими же примитивными растут и их дети, будучи неспособны найти себе интересное занятие, не умея нормально общаться со сверстниками.

Через три дома от нашего живут двое братьев, 9 и 10 лет, с которыми не хотят играть другие дети - братья не умеют даже разговаривать нормально и все время орут, выкрикивая друг другу и сверстникам оскорбления, используя ненормативную лексику, дерутся, замахиваются на других палкой. Одну девочку один из братьев ударил по голове, и та получила сотрясение мозга, а 8-летнему мальчику тот же 10-летний хулиган чуть не выбил глаз.

Мамы других детей не раз обращались к мамаше братьев-сорванцов, чтобы та их вразумила. Но она и сама такая же - с мужем постоянно скандалит, почему-то предпочитая делать это при открытых окнах, и весь двор слышит их мат-перемат и оскорбления. Нет ничего удивительного, что их сыновья переняли точно такой же стереотип поведения. Их мать встречает жалобы других матерей на её сыновей в штыки: уперев руки в боки, она выливает на них ушат оскорблений.

Нет ничего удивительного, что ей приходилось стирать одежду своих сорванцов каждый день. Она не работает и весь двор завешан её бельем. Двор, конечно, это не украшает, к тому же, мешает другим соседям и играющим детям, дети его задевают то мячом, то головой, когда бегают. Мамаша зорко следит со своего балкона и периодически разражается руганью в их адрес.

Однажды младший из братьев сбежал из дома, его нашли сотрудники милиции в друом городе и направили в спецприемник для беспризорных детей - мальчик не назвал своего адреса. Но и в спецприемнике он отличался неуправляемым, агрессивным поведением, и его перевели в психиатрическую больницу. В конце концов он все же сказал, где живет, его перевели в московскую психиатрическую больницу, разыскали родителей. Сейчас он ведет себя потише, но старший брат все такой же. Скорее всего, и его ожидает госпитализация в психиатрическую больницу. Подобное поведение свидетельствует о психической патологии.

Для того, чтобы не заниматься стиркой каждый день, приучите своих детей не пачкать одежду. А раз перепачкался, - значит, оставьте его завтра дома, не позволив гулять на улице. Несколько раз вы так накажете, и ваш ребенок быстро все поймет. Дети вовсе не такие непослушные, как думают некоторые родители; это родители не умеют воспитывать своих детей.

Дети не могут сами придумать интересную игру. «Прятки», «догоналки», «вышибала», «классики» и прочие, - игры примитивные и быстро наскучивают детям. Приложите усилия, чтобы заинтересовать своих детей, придумайте для них увоекательные игры и занятия. Сейчас продаются книги, где вы найдете подсказки - как устроить игру дома, поиграйте с детьми сами или пусть он пригласит ровесников. Есть и много разнообразных игр на улице.

Ребенок занимается бессмысленной двигательной активностью на улице, потому что ему скучно дома, родители не уделяют ему достаточно внимания, будучи заняты домашними хлопотами. Мамы слишком заняты (точнее, придумывают себе ненужные занятия), а дети предоствлены сами себе и развлекаются как могут.

Если у вас ещё маленький ребенок, имейте виду, что дети, не умеющие интересно проводить время, став подростками, бесцельно болтаются по улице, начинают выпивать, принимать наркотики, ищут «острых ощущений» криминального характера. А это прямой путь к психиатру или в места лишения свободы. Если вы хотите уберечь своего ребенка от таких драматических последствий, лучше с малых лет уделять внимание ему, а не стряпне и уборке квартиры.

Со всей уверенностью могу сказать, что к психиатру попадают те дети и подростки, которым родители уделяли мало времени и внимания. Аргумент: «Сыт-одет-обут, у него все есть», - это самооправдание, а не забота о ребенке. Если у вашего ребенка не будет модной одежды и дорогих игрушек, но в вашей семье будут теплые отношения, эмоциональный и психологический контакт с сыном (дочерью), - потом вам не придется плакать в кабинете психиатра: «Доктор, спасите моего ребенка», - что я слышала от тысяч матерей, которые раньше занимались всем, чем угодно, но только не собственным ребенком.

Если вы возьмете на вооружение некоторые из этих советов, то вечером в будни у вас освободится масса времени, которое вы можете провести гораздо интереснее . Чем больше у вас будет свободного времени, тем меньше вы будете уставать и, соответственно, меньше будете срываться на муже и детях.

Самое главное - запомните, что даже вычищенная до блеска квартира и ежевечерний ужин не удержит вашего мужа рядом с вами, если нет психологического комфорта. Значение, которые мужчины якобы придают еде и чистоте в доме, - сильно преувеличено. Мужчинам нужен уют, но в большей степени, уют психологический.

А если вы сможете освободить побольше времени, чтобы уделять внимание мужу, - то уверяю вас, он никогда не сбежит от вас к другой женщине. А от жен-чистюль мужья нередко сбегают, причем, к женщинам, которые не столь рьяно драят квартиру, зато знают, что нужно мужчине.

Пожалуй, один из самых больных вопросов молодой мамы — где же взять время на все. Кто бы объяснил, как успевать делать домашние дела, когда у тебя маленькие дети и к вечеру все валится из рук и кажется, что ты худшая мать на свете… Знакомо? Тогда читайте дальше.

Перед прочтением статьи возьмите лист бумаги из блокнота и напишите на нём, что бы вам в жизни больше всего хотелось, но пока руки не доходят. Напишите и аккуратно положите в укромное место на кухне, под банку с рисом. Потому что…

Целый день крутишься, вертишься: «Вот, сейчас приготовлю обед, потом запишусь к врачу, потом еще я хотела прочитать про школы в округе, схожу в душ, если сильно повезет, т.е. если дети будут еще спать, соберу в сотый раз игрушки — и все! А, нет, еще нужно закинуть белье в стиральную машину, оплатить детский сад и отделить зерна от плевел, то бишь выковырять пластилин из кошачьей миски с едой. И мама что-то звонила уже 2 раза…» Пока засыпала стиральный порошок, закричал сын в спальне – хочет, чтобы я с ним полежала… наверное, надо выключить плиту, а то все сгорит. Когда же это кончится?.. Как все успеть?

Как успевать делать домашние дела маме

Выберите вариант ответа:

  • А) Никогда и никак.
  • Б) Нужно попробовать подойти к проблеме как-то по-другому.
  • В) Даже если у меня до конца моих дней не получится взять это под контроль, я всё равно буду пытаться.

Итак, давайте по порядку. Прежде, чем пытаться объять необъятное, предлагаю всерьез спросить себя:

Кто мне внушил, что я все должна успеть?

Возможно, в вас сидят какие-то стереотипы или растиражированные СМИ картинки о супер-женщине? Или такие ожидания сложились у вашего мужа в результате тех же растиражированных СМИ картинок? Так, супруг одной моей подруги, приходя домой с работы, часто был разочарован: его встречала жена в спортивном костюме, уставшая. Она провела целый день с грудным ребенком, оравшим от болей в животике и совсем не спавшим. Хоть в квартире было и прибрано, но не так хорошо, как он привык, ужин был, но, что называется, без души и фантазии: «Мясо по-французски? Как скучно!» Ну, за что ему все это?! Он же совсем иначе себе это представлял: он слезает с белого коня, распахивает дверь, а навстречу ему выходит красавица-жена в милом платье и с завитыми локонами, ниспадающими на плечи. Да, и еще к нему выбегают аккуратно одетые, звонко смеющиеся дети с криками: «Ура! Папа пришел!» Понятно, что про чистоту в доме и сервированный стол можно и не упоминать.

Нет, поймите меня правильно: я вовсе не хочу сказать, что муж не вправе ожидать чего-то подобного и, что на свой внешний вид не надо обращать никакого внимания. Важно понять, что и кому вы пытаетесь доказать. Может, вы сама по себе перфекционистка, а в детстве вас всегда и всем ставили в пример?

Чем я за это расплачиваюсь?

Страдают от этого ваша самооценка, настроение и здоровье. Вы становитесь раздражительной. А что происходит, если хозяйка домашнего очага становится уставшей, недовольной собой, ощущает себя задавленной обстоятельствами? Правильно – достанется всем!

Как успеть сделать все дела?

Осознать, что успеть все — это утопия. Но успеть многое вполне реально. Однако, неизбежно придется чем-то пожертвовать. И вам решать, что будет выполнено, а от чего следует отказаться. Согласитесь, что закончить день с пониманием, что удалось сделать самое главное, хотя не получилось посмотреть «Модный приговор», гораздо приятнее, чем засыпать с мыслью: «Эх, опять ничего не успела».

Ставим приоритеты, вычеркиваем все лишнее и поехали! Просто? Допустим, нужно покормить ребенка, оформить загранпаспорт, записаться к врачу, принять душ. Начинаешь взвешивать, и ответы приходят не так легко и однозначно…

Я делаю так. Запишите все дела, которые нужно выполнить. Во-первых, чтобы их не забыть, а, во-вторых, чтобы освободить голову (это создаст определенную легкость, если не бытия, то мыслей точно).

Подумайте, что вам действительно важно, что бы вам действительно хотелось. Представьте себя такой, какой хотелось бы себя видеть. Например, важными целями могут быть ваше здоровье, красота (физическая или духовная), карьера, ухоженный ребенок, его комплексное развитие, добрые отношения с мужем, или новый муж, если его нет. Размышление над этими вопросами дело серьезное, не торопитесь. Написали? Больше в голову ничего не приходит? Отложите листок и вернитесь к нему на следующий день, еще через пару дней, до тех пор, пока картинка не станет ясной. Оно того стоит. Можно подглядывать в листочек, который под банкой с рисом.

7 фишек тайм-менеджмента из личного опыта

1 Решите, что одно вы могли бы делать по каждому важному пункту, которые вы определили. Запишите.

2 Заведите ежедневник. Я, например, просто распечатываю шаблон недели или месяца (благо в интернете и в пакете офиса можно найти разные варианты календарей или сделать самостоятельно).

3 Запишите по одному — два дела на каждый день из этого списка. Мало? Начните с минимума. Фокус в том, что мы часто упускаем самые главные дела, стратегического характера, за стремительным калейдоскопом повседневной рутины. Она вся, как правило, срочная и засасывает по макушку. Выполняя каждый день по одному важному делу, но регулярно, вы продвинетесь гораздо дальше к своим целям, нежели будете долго ждать подходящего времени, чтобы всецело ему отдаться. Это, как с зарядкой: лучше по 10 минут каждый, чем 2 часа раз в неделю. Если со временем вы поймете, что легко справляетесь с этим объемом, берите утяжеление.

4 А теперь возвращайтесь к списку дел из первого пункта. Выделите из них регулярные (типа уборки, готовки и проч.) Разбейте их на части, а части раскидайте по дням недели. Например, понедельник: пропылесосить, вторник: помыть полы и т.д. Или, если больше нравится, так: понедельник: уборка кухни, вторник: прихожей и т.д.. На своем опыте могу точно сказать: находка простая и великолепная. Едим слона по кусочкам, вы, наверное, слышали эту метафору. Небольшой кусочек больше шансов прожевать, переварить и – что немаловажно – получить от него удовольствие, а не несварение желудка (читай: отвращение к уборке).

5 Я, когда раз в неделю затевала комплексную уборку, почти никогда не могла осилить, скажем, мытье люстры или вытирание пыли на верхних полках книжного шкафа. При новом подходе это можно запланировать и осуществить без лишнего напряжения. «Дробное» выполнение дел к тому же более естественно при наличие детей, особенно маленьких, тем более нескольких. Это дает возможность быстро переключаться с одной задачи на другую, менять их местами, комбинировать – короче, легче ориентироваться по ситуации.

6 Теперь у нас остались нерегулярные дела. Их тоже прикрепите к разным дням своего календаря.

7 И в завершении остается повесить этот календарь-ежедневник на видное место и начинать утро с его прочтения. Не забывайте периодически заглядывать в него в течение дня. Постепенно вы заметите, как неважные дела и, так называемые, «пожиратели времени» отпадают сами собой (или, по крайней мере, съеживаются до приемлемых размеров).

Просто попробуйте. Уверена, если удастся осуществить хотя бы 20% от вышесказанного, они вдохновят Вас на большее! И вы больше не будете мучиться от мыслей, как успевать делать домашние дела — у вас будут маленькие четкие цели и удовольствие от их достижения!

И последнее, специально для перфекционисток. Если в течение дня так и не получилось осуществить запланированное, то … ничего страшного! Не корите и не ругайте себя. Наоборот, посмотрите на галочки, или на зачеркнутые пункты (это дело вкуса) и похвалите себя за них. Еще, бывает, просыпаешься и понимаешь, что, ну, нет у тебя никакого желания сегодня разбирать шкаф в спальне. Вместо этого сделаю завтрашнее задание, например, помою окна, а на следующее утро, гляди, и вдохновение для шкафа придет.


Раньше я каждый день составляла список дел на день. Разумеется, не все из него я успевала выполнять, и список рос, как снежный ком. А вместе с ним росли и мое недовольство собой и усталость от погони за планом.

Казалось бы, домашних дел у домохозяйки не так и много. Однако я хочу не только содержать дом в чистоте и порядке, но и заниматься со своим малышом, делать для него игрушки и обучающие пособия, а также заниматься своими хобби – читать, вязать, танцевать. И я поставила перед собой задачу – так упорядочить домашние дела, чтобы нашлось время для всего задуманного.

Для начала я составила список всех дел, которые собираюсь выполнить в течение недели и месяца. После этого распределила занятия по дням недели. При этом каждый день получил свое условное название, эту идею я позаимствовала у Flylady. Вот что у меня получилось.

Понедельник – день уборки

  • Почистить стекла, зеркала, протереть пыль.
  • Поменять белье, полотенца.
  • Полить цветы.
  • В первый понедельник поменять книжки в детской библиотеке и обучающие плакаты на стене.
  • Поиграть с ребенком в логические игры.

Вторник – любить и баловать себя

  • Вязать, читать, смотреть кино, косметические процедуры в свое удовольствие.
  • Помыть холодильник.
  • Почистить микроволновку.
  • Поиграть с ребенком в музыкальные игры.

Среда – день отложенных дел

  • Починить одежду.
  • Погладить белье.
  • Сделать игрушку, обучающее пособие для сына.
  • Во вторую среду месяца расписать семейный бюджет.
  • Поиграть с ребенком в игры на тему неживой природы.

Четверг – поручения в городе

  • Составить список покупок на неделю.
  • Оплатить счета.
  • Сходить в библиотеку.
  • Полить цветы.
  • Позаниматься с ребенком развитием речи.

Пятница – свидание

  • Принять ванну.
  • Провести романтический вечер с мужем.
  • Погладить белье.
  • Поиграть с ребенком в творчество.

Суббота – день семейных развлечений

  • Семейный культпоход.
  • Сделать покупки на неделю.
  • Выкинуть старые газеты, журналы, ненужные вещи.
  • Поиграть с ребенком в игры на тему «Жизнь людей».

Воскресенье – день гостей

  • Сходить в гости или принять их у себя.
  • В последнее воскресенье запланировать семейные дела на следующий месяц.
  • Поиграть с ребенком в игры на тему живой природы.
  • Прогуляться всей семьей в парк или по набережной.

Встал вопрос, когда стирать, пылесосить и мыть полы. Делать генеральную уборку и стирку раз в неделю для меня слишком утомительно и занимает много времени.

Опытным путем я пришла к такому графику: стирка – каждый день небольшими партиями, уборка – каждый день в одной комнате. Получается, что и чистоту навожу каждый день, и устать от этого не успеваю, так как работаю маленькими шажочками.

Одним из самых эффективных методов ведения домашнего хозяйства, не затрачивая при этом много времени и сил, является метод разделения квартиры на зоны. Сегодня о нем мы и расскажем. Ведь тема экономии времени на уборке очень актуальна, так как у современных домохозяек иногда не остаётся и пары часов на домашние дела. Женщины работают, часто даже имеют свой бизнес, растят детей, а в свободное время им хочется просто посидеть лишний часок в социальной сети.

Метод, о котором мы поговорим сегодня, предполагает выделение отдельных областей квартиры (кухня, ванная, спальня, гостиная, прихожая и т.д.) и ежедневную уборку в каждой из них в течение одной недели. Подобная система подойдёт для тех людей, которые готовы менять свою квартиру к лучшему постепенно, не стремясь навести везде идеальный порядок за один день работы по дому.

Разделение квартиры для быстрой уборки на зоны

Я думаю, ни у кого не возникнет вопросов, как разделить квартиру на зоны. Обычно одна комната – это и есть одна зона. Поэтому представляется важным поговорить более подробно о разделении каждой зоны на небольшие «подзоны » — места, в которых каждый конкретный день будет проводиться уборка.

Сложность этого метода заключается в том, что о многих местах комнаты мы просто забываем: не обращаем внимания на верхние полки, заставленные различными предметами, не заглядываем за шкафчики и комоды, закрываем глаза на переполненные хламом ящики, и т.д.

Так случается из-за нашей постоянной спешки. Мы обычно стремимся за один раз убрать все видимое пространство квартиры, а на труднодоступные и не слишком заметные места элементарно не остаётся времени. Поэтому уборку в таких местах мы постоянно откладываем на потом, но в итоге просто забываем об этом.

Для того, чтобы эффективно разделить каждую зону на «подзоны», я советую пройтись по каждой отдельной зоне квартиры с блокнотом .

Внимательно осмотрите каждую зону. После чего запишите в блокнот название осмотренной области и каждую «подзону», включая те, в которых хозяйка по тем или иным причинам забывает провести уборку. Затем нужно выделить те самые «слепые» места и поставить себе на телефон (или отметить в календаре) напоминание, в какие конкретно дни этой недели хозяйка будет проводить там уборку.

Составление графика уборки по дому

Завершив разделение квартиры на зоны, а зон – на «подзоны», приступайте к следующему этапу – составлению графика уборки . Для этого подойдёт мобильный телефон либо большой настенный календарь, где нужно отметить, в какой зоне вы будете убираться каждую неделю и каким «подзонам» уделите внимание в каждый конкретный день.

Выходные дни следует оставить пустыми, так как метод разделения на зоны предполагает освобождение дней для вашего отдыха.

Для записи напоминаний я советую выбрать именно большой настенный календарь или мобильный телефон , а не блокнот либо маленький карманный календарик. Ведь, завертевшись в ежедневных привычных делах, мы запросто можем забыть, что записали в блокноте или отметили в затерявшемся в сумке календарике.

Мобильный же телефон напомнит нам о необходимых задачах звуковым сигналом, а пометки в настенном календаре будут постоянно попадаться на глаза.

Разумная уборка дома

Составив график работы в каждой конкретной зоне, приступайте к разумной уборке дома. Для этого следует взять таймер и выставить на нём 15 минут . После запуска обратного отсчёта можно приступать к уборке в одной (только одной!) «подзоне», работа в которой запланирована на сегодня.

Разберём процесс работы по дому в «подзоне» подробнее. Допустим, наша задача на сегодня – навести порядок на захламлённой верхней полке на кухне. Недостаточно будет просто смахнуть оттуда пыль дастером.

Обратите внимание на вещи, занимающие нашу «подзону». Ненужное следует безжалостно выбросить , а то, что по какому-то недоразумению обосновалось на полке, хотя быть там не должно – положить на своё место.

Саму полку протрите, желательно используя чистящее средство. И только потом поставьте оставшиеся вещи (разумеется, нужные и уместные) обратно. Как только прозвучит сигнал таймера, работу следует закончить, даже если вы не всё успели.

Тайм-менеджмент для домохозяек

Скорее всего, видя, какой чистой и сияющей стала «подзона» после уборки, вам захочется немедленно привести всю комнату в соответствие с ней. Вот здесь потребуется применить всю силу воли для того, чтобы не начать убираться в остальных «подзонах» прямо сейчас.

Помните: ваша главная задача на начальном этапе – ввести в привычку ежедневную 15 минутную уборку , а не навести идеальный порядок за один присест!

Да и вообще, чем домохозяйки хуже бизнесменов, которые с прекрасно успевают вести по 5-7 различных видов бизнеса одновременно? Пусть и домохозяйки начинают использовать некоторые приёмы тайм-менеджмента, тогда у них останется время и на фитнес, и на мужа, и на отдых.

Собственно, по такому принципу всю неделю следует продолжать уборку в других «подзонах» выбранной комнаты. Если за одну неделю вы не успели навести порядок во всей зоне, не беспокойтесь. На следующей неделе просто приступайте к уборке в другой комнате.

Через какое-то время вы всё равно вернётесь к первоначальной зоне и сможете уделить внимание «подзонам», которые не успели тщательно убрать в первый раз. Постепенность и постоянство, как и в бизнесе и саморазвитии, сделают своё дело.

Домашняя уборка быстро и с улыбкой

Главное достоинство данного революционного метода ведения хозяйства, и секрет того, как современные мудрые леди успевают делать всю домашнюю работу быстро и с улыбкой – это тщательная уборка во всех, даже труднодоступных местах вашей квартиры, не отнимающая при этом всё ваше время и энергию.

Ведь заниматься уборкой больше 15-ти минут в день вам запрещено, а за это время уборка не успеет вам надоесть, и каждый раз вы будете делать её с любовью и азартом, а не с кислым лицом приступать к многочасовым мероприятиям, как обычные отставшие от современных технологий домохозяйки.

Кроме того, постепенно вы избавитесь от ненужного хлама, который обосновался в «слепых» зонах либо «прикинулся» чем-то необходимым, следовательно, освободится много места для нужных и любимых вещей. Вам уже не будет стыдно выдвинуть ящик, открыть шкаф или кладовку перед друзьями или свекровью.

Плюс ко всему, вы всегда будете готовы принять гостей, и перед их приходом не придётся бросать все дела и срочно приводить квартиру хотя бы в относительный порядок.

Следуйте методу разделения квартиры на зоны, применяя тайм-менеджмент для «продвинутых» домохозяек, тогда через месяц-другой сами увидите, насколько чистым, сияющим и уютным стал ваш дом.

А после того, как в каждой зоне вашей квартиры будет проведена тщательная уборка, вам останется только , мы рассмотрим в следующей статье, кроме того, и

ПАМЯТКА СТАРШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЕ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ

Л А. КАРАСЕВА, профессор ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития РФ», Н.Н. КОСАРЕВА, президент Самарской региональной общественной организации медицинских сестер

Старшая медицинская сестра является в ЛПУ руководителем первого уров­ня. Многие аспекты планирования деятельности старшей медсестры могут быть специфичны, однако общепринятые правила рационального распреде­ления рабочего времени распространяются и на руководителя сестринско­го звена на уровне отделения. Рабочее время старшей медицинской сестры можно условно распределить на производительное и непроизводительное время.

К производительному времени относятся:


  • основная деятельность - контроль работы персонала, работа со вспомо­гательными службами;

  • административная работа - обмен информацией с различными служба­ми СОНД, главной медицинской сестрой, участие в комплексных и админи­стративных обходах;

  • работа с документами - составление планов, отчетов, требований, гра­фиков;

  • учебно-воспитательная деятельность - подготовка и проведение конфе­ренций, занятий;

  • хозяйственная деятельность - контроль качества ремонтных работ, хо­зяйственного состояния отделения;

  • служебные разговоры - распоряжения медицинскому персоналу, обмен информацией между отделениями, службами.
Непроизводительное время - это время приема пиши, личной гигиены, краткосрочный отдых.

Старшая медицинская сестра должна уметь планировать свою рабо­ту на год в соответствии с планами работы отделения, главной меди­цинской сестры и СОНД в целом. В план включают мероприятия по повышению квалификации медицинских сестер: проведение занятий в от­делении, изучение должностных инструкций, инструкций по санитарно- противоэпидемическому режиму, действиям при чрезвычайных ситуациях, выявлении больного с симптомами особо опасных инфекций, инструкции по охране труда и противопожарной безопасности. Необходимо включать в план мероприятий по повышению качества сестринской помощи внедрение новых технологий в наркологии. Для повышения эффективности рабо­ты и рационального использования рабочего времени необходимо состав­ление еженедельных и ежедневных планов, в которых по часам расписаны намеченные мероприятия.

Планирование работы старшей медсестры отделения включает:


  • составление графиков работы и табелей;

  • графика отпусков сотрудников отделения на следующий год;

  • учет движения пациентов.
К основным планам работы в деятельности старшей медицинской сестры относятся: годовой, квартальный месячный и ежедневный планы работы, а также дневной регламент. К дополнительным планам работы относятся: план работы Совета медицинских сестер, план проведения сестринских конфе­ренций, план занятий с резервом старшей медсестры, план повышения ква­лификации медицинского персонала в учреждениях повышения квалифика­ции, план подготовки сестринского персонала по вопросам профилактики внутрибольничных инфекций, ВИЧ/СПИДа, особо опасных инфекций, со­блюдению фармацевтического порядка.

Исходное начало планирования - структурирование времени. Планирова­ние времени включает в себя следующие стадии:


  • первая стадия - составление заданий, перечня основных дел дня и не­дельного (месячного) плана;

  • вторая стадия - оценка длительности акций (проставьте против каждого задания приблизительное время для выполнения, просуммируйте и опреде­лите ориентировочно общее время);

  • третья стадия - резервирование времени про запас, планом должно быть охвачено не более 60% времени и приблизительно 40% должно быть остав­лено в качестве резервного времени;

  • четвертая стадия - принятие решений по приоритетам, сокращениям и перепоручению с целью сокращения времени, отведенного на выполнение заданий;

  • пятая стадия - контроль и перенос несделанного.
Среди правил эффективного планирования личного времени руководите­ля можно выделить следующие:

  • планирование должно охватывать не более 60% рабочего времени, по­скольку каждый день приходится заниматься непредвиденными заранее де­лами;

  • все затраты рабочего времени должны документироваться и перепрове­ряться, как и на что использованы;

  • все невыполненные запланированные задания должны становиться осно­вой для составления плана на следующий временной период;

  • планирование личного времени руководителя должно быть регулярным и носить системный характер;

  • планироваться должен только тот объем задач, который реально может быть выполнен;

  • планы составляются не для успокоения совести, а для достижения лич­ных целей;

  • потери времени должны восполняться сразу, лучше дольше поработать, чем позже нагонять;

  • планирование личного времени необходимо осуществлять в письменной форме собственного образца;

  • в планах должны фиксироваться искомые результаты, а не какие-то дей­ствия;

  • каждый пункт плана должен иметь четкие временные рамки;

  • в плане должны быть установлены приоритеты (степень важности) в вы­полнении заданий;

  • при планировании необходимо отметить, какие задания необходимо вы­полнить лично, а какие допустимо и целесообразно делегировать другим лицам;

  • все непредвиденные дела и посетители являются «поглотителями» лично­го времени;

  • планирование должно охватывать как рабочее, так и свободное личное время руководителя;

  • при планировании необходимо учитывать время для подготовительной и творческой работы;

  • при планировании время на непродуктивную работу необходимо макси­мально сокращать;

  • планирование личного времени необходимо соотносить с планами ад­министрации, медперсонала в отделении, коллег по работе.
Советы по эффективному управлению временем

  • Пишите себе записки, памятки, помогающие упорядочить и системати­зировать все, что требует затраты сил.

  • Ведите календари, деловые ежедневники для планирования своей дея­тельности.

  • Делегируйте работу своим подчиненным, освобождаясь от рутинной ра­боты для решения задач, требующих высокой профессиональной подготов­ки.
Чтобы максимально эффективно использовать личное время, старшая медсестра разрабатывает недельный, месячный, годовой планы. Предлага­ем для ознакомления образцы таких планов.
План работы старшей медицинской сестры на неделю

Время, ч

Вид деятельности

ПОНЕДЕЛЬНИК

8.00-9.00

Проверка приема-сдачи смены, проверка текущей дезинфекции на посту медсестер, процедурного кабинета, проверка разведения дезинфицирующих средств

9.00-9.20

Утренняя планерка

9.20-10.00


10.00-11.00


11.00-11.30


11.30-12.00

Выписка пациентов

12.00-13.00


13.00-13.30


13.30-14.15

Контроль за правильностью оформления документации на вновь принятых пациентов, ведение документации на посту медсестры, соблюдение санэпидрежима в отделении

14.15-14.45

Проверка за проведением генеральной уборки в кабинете плазмафереза

14.45-15.15

Работа с документацией

ВТОРНИК

8.00-9.00

Проверка приема-сдачи смен

9.00-9.20

Утренняя планерка

9.20-10.00


10.00-11.00

Общий обход с зав. отделением

11.00-11.30

Контроль за медицинской аппаратурой

11.30-12.00

Выписка пациентов

12.00-13.00

Контроль за правильностью оформления документации на вновь принятых пациентов, ведение документации на посту медсестры, соблюдение санэпидрежима в процедурном кабинете

13.00-13.30

Контроль за раздачей пиши пациентам, хранением продуктов в холодильниках

13.30-14.15

Беседа с медперсоналом по санэпидрежиму, замечания по работе

14.15-14.45

Проверка за проведением генеральной уборки в процедурном кабинете

14.45-15.15

Работа с документацией

СРЕДА

8.00-9.00

Проверка приема-сдачи смен

9.00-9.20

Утренняя планерка

9.20-10.00

Хозяйственный обход отделения с сестрой-хозяйкой

10.00-11.00

Общий обход с зав. отделением (качество ухода за пациентами)

11.00-11.30

Выписка лекарственных средств

11.30-12.00

Выписка пациентов

12.00-13.00

Получение лекарственных средств от фармацевта, их учет по журналам, выдача в отделение

13.00-13.30

Контроль за раздачей пиши пациентам, хранением продуктов в холодильниках

13.30-14.15

Контроль за правильностью оформления документации на вновь принятых пациентов, ведение документации и соблюдение санэпидрежима в кабинете плазмафереза

14.15-14.45

Проверка за проведением генеральной уборки в буфетной

14.45-15.15

Работа с документацией

ЧЕТВЕРГ

8.00-9.00

Проверка приема-сдачи смен

9.00-9.20

Утренняя планерка

9.30-10.30

Конференции среднего, младшего персонала согласно плану

10.30-11.30

Общий обход с зав. отделением

11.30-12.00

Выписка пациентов

12.00-13.00

Контроль за правильностью оформления документации на вновь принятых пациентов, ведение документации младшим медперсоналом

13.00-13.30

Контроль за раздачей пиши пациентам, хранением продуктов в холодильниках

13.30-14.15

Контроль за учетом и списанием лекарственных средств по журналам и историям болезни

14.15-14.45

Проверка за проведением генеральной уборки младшим медперсоналом в палатах, санитарной комнате

14.45-15.15

Работа с документацией

ПЯТНИЦА

8.00-9.00

Проверка приема-сдачи смены

9.00-9.20

Утренняя планерка

9.20-10.00

Хозяйственный обход отделения с сестрой-хозяйкой

10.00-11.00

Обший обход с зав. отделением (качество ухода за пациентами)

11.00-11.30

Выписка лекарственных средств

11.30-12.00

Выписка пациентов

12.00-13.00

Получение лекарственных средств от фармацевта, их учет по журналам, выдача в отделение

13.00-13.30

Контроль за раздачей пиши пациентам, хранением продуктов в холодильниках

13.30-14.15

Контроль за правильностью оформления документации на вновь принятых пациентов, беседа с медперсоналом по санэпидрежиму, замечания по работе за неделю

14.15-14.45

Проверка учета хранения лекарственных препаратов, подлежащих предметно-количественному учету на посту медсестер

14.45-15.15

Работа с документацией

План работы старшей медицинской сестры на месяц

День недели

Наименования мероприятия

Понедельник

Обход отделения. Проверка санитарно-эпидемиологического режима в процедурном кабинете. Выписка лекарственных препаратов, перевязочного материала, спирта из аптеки СОНД, регистрация в журналах и выдача на пост

Вторник

Проверка работы медсестры кабинета плазмафереза: ведение документации, амбулаторных карт. Проверка знаний нормативных приказов.

Среда

Проверка работы палатной медсестры - контроль за хранением и использованием сильнодействующих лекарственных средств и их учет, проверка сроков годности медикаментов, соблюдение санэпидрежима. Проверка знаний нормативных приказов. Выписка лекарственных препаратов, перевязочного материала, спирта из аптеки СОНД, регистрация в журналах и выдача на пост

Четверг

Проверка работы санитарки-мойшицы. Проверка санитарно- эпидемиологического режима в отделении

Пятница


2-я неделя

День недели

Наименования мероприятия

Понедельник


Вторник

Проработка приказов 408, 16/9, ОСТ 42-2-21-85, 704, требований санэпидрежима с медсестрами

Среда

Контроль за оформлением медсестрами историй болезни, амбулаторных карт, ведением мед. документации согласно номенклатуре дел среднего медперсонала. Выписка лекарственных препаратов, перевязочного материала, спирта из аптеки СОНД, регистрация в журналах и выдача на пост

Четверг

Проверка журналов, санэпидрежима в буфетной. Проработка приказа № 330

Пятница

Выписка лекарственных препаратов, перевязочного материала, спирта из аптеки СОНД. Выдача лекарственных препаратов, перевязочного материала, спирта для работы на выходные дни. Работа с документацией. Составление актов проверок

3-я недедя

День недели

Наименования мероприятия

Понедельник

Обход процедурного кабинета, буфетной, палат отделения, проверка санитарно-эпидемического режима. Выписка лекарственных препаратов, перевязочного материала, спирта из аптеки СОНД, регистрация в журналах и выдача на пост

Вторник

Контроль за работой санитарок-мойщиц, проведением генеральных уборок. Проведение занятия по вопросам дезинфекции и противоэпидемического режима с санитарками- мойщицами

Среда

Выписка лекарственных препаратов, перевязочного материала, спирта из аптеки СОНД, регистрация в журналах и выдача на пост. Проверка качества предстерилизационной обработки инструментов в процедурном кабинете, кабинете плазмафереза

Четверг

Проведение занятий по санитарно-эпидемиологическому режиму со средним медперсоналом

Пятница

Выписка лекарственных препаратов, перевязочного материала, спирта из аптеки СОНД. Выдача лекарственных препаратов, перевязочного материала, спирта для работы на выходные дни. Работа с документацией. Составление актов проверок. Решение организационных вопросов

4-я неделя

День недели

Наименования мероприятия

Понедельник

Обход отделения. Проверка санитарно-эпидемиологического режима в отделении. Выписка лекарственных препаратов, перевязочного материала, спирта из аптеки СОНД, регистрация в журналах и выдача на пост

Вторник

Проверка работы медсестры кабинета плазмафереза

Среда

Сестринская конференция. Работа с документацией. Решение организационных вопросов. Выписка лекарственных препаратов, перевязочного материала, спирта из аптеки СОНД, регистрация в журналах и выдача на пост

Четверг

Проверка остатков сильнодействующих веществ, спирта, перевязочного материала, сроков годности всех медикаментов на посту

Пятница

Обход отделения с сестрой-хозяйкой. Взятие материала

На стерильность, средства на активность хлора. Выписка

Лекарственных препаратов, перевязочного материала,

Спирта из аптеки СОНД. Выдача лекарственных препаратов,

Перевязочного материала,

Спирта для работы на выходные дни.

Работа с документацией.

Составление актов проверок.

Подведение итогов месячной работы


План работы старшей медсестры на год

п/п

Наименование мероприятий

Срок исполнения

1. Организационные мероприятия

1

Проведение инструктажа по технике безопасности среднего и младшего медперсонала

Январь, июль

2

Проведение занятий по подготовке медсестер к аттестации

Ежемесячно

3

Участие в совещаниях, проводимых главным врачом, заместителем главного врача по лечебной части, главной медсестрой, в обходах руководителей ЛПУ

Ежемесячно

4

Составление аналитического отчета работы отделения

Ежеквартально

II. Мероприятия по улучшению качества сестринской помощи

1

Совместная работа с заместителем главного врача, главной медсестрой по закупке специальных средств зашиты для среднего и младшего медперсонала

Январь, июнь

2

Проведение занятий со средним и младшим медперсоналом по санэпидрежиму, принятие зачетов по итогам занятий

Ежемесячно

3

Обходы совместно с заведующим отделением, заместителем главного врача, главной медсестрой, помощником эпидемиолога

Ежемесячно

4

Проведение занятий по фармакологическому режиму

Ежеквартально

5

Проведение контроля предстерилизационной обработки инструментов

Еженедельно

Составление списка материально-технического оснащения для кабинета плазмафереза и поста медсестер для закупки на год

Январь

III. Работа с кадрами

1

Составление графика отпусков на следующий год

Ноябрь

2

Составление списка сотрудников, которые будут замешать основного работника во время отпуска

Ежемесячно

3

Составление графика работы и табеля рабочего времени

К 23-му числу каждого месяца

4

Составление списков сотрудников, готовящихся к проведению аттестации и получению сертификата по специальности «Сестринское дело»

1 раз в год

5

Составление списка сотрудников, подлежащих периодическому осмотру

Февраль

6

Составление списков сотрудников отделения

Январь, при поступлении на работу новых сотрудников

7

Составление списка детей сотрудников отделения

1 раз в год, при поступлении новых сотрудников

8

Ознакомление сотрудников с должностными инструкциями

Ежегодно

IV. Методическая и педагогическая работа

1

Обновление номенклатуры дел

Ежегодно и при поступлении новых приказов

2

Составление планов учебных занятий со средним и младшим персоналом

Январь

3

Аналитическая работа с нормативными документами

Еженедельно

4

Составление методических материалов для работы медсестер отделения на основании нормативных актов

В течение года

5

Анализ противоэпидемического состояния отделения по результатам проверок и бакпосевов

Ежемесячно

6

Проведение семинарских занятий по темам: профилактика ВБИ, гепатитов; профилактика ВИЧ- инфекции; особо опасные инфекции; другая тематика, принятие зачетов по итогам занятий

1 раз в квартал

ДОКУМЕНТИРОВАННОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРЫ-РУКОВОДИТЕЛЯ

А.А. КАРАСЕВА, профессор ГОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития РФ», Н.Н. КОСАРЕВА, президент Самарской региональной общественной организации медицинских сестер, Т.А. РЕМАЯНСКАЯ, старшая медицинская сестра стационара Самарского областного наркологического диспансера (СОНА); О.А, БЕАОНОЖКИНА, главная медицинская сестра Самарского областного наркологического диспансера
Содержание труда руководителя среднего медицинского звена специфич­но и существенно отличается от труда любого рядового специалиста. Оно определяется тем, что руководитель, в той или иной мере используя помощь своего коллектива, осуществляет руководство, организует и направляет де­ятельность работников подразделения на достижение поставленных целей. Он несет личную ответственность за своевременное принятие и реализа­цию управленческих решений.

В содержании труда руководителя любого подразделения лечебно- профилактического учреждения можно выделить три ключевые сферы дея­тельности:


  • организационно-управленческая;

  • социально-психологическая;

  • функциональная.
Все перечисленные профессиональные направления деятельности руково­дителя сестринских служб сопровождаются оформлением соответствующих документов. Делопроизводство занимает достаточно большое количество времени каждого рабочего дня. В связи с этим всегда актуальным является рассмотрение вопросов, связанных с организацией работы с документами сестры-руководителя (обращаем внимание на то, что имеется в виду не ре­гламент времени на работу с документами, а форма и содержание).

Самарская региональная общественная организация медицинских сестер провела конкурс на лучшую рабочую папку главной медицинской сестры и лучшую рабочую папку старшей медицинской сестры. По итогам конкурса были отмечены наилучшие работы, которые мы и хотим представить в дан­ном номере журнала.

Для составления рабочих папок конкурсантам было предложено сформу­лировать основные направления своей деятельности и показать сопрово­ждающие их документы.

Вашему вниманию представлено содержание рабочих папок главной и старшей медицинских сестер Самарского областного наркологического диспансера с показом некоторых документов.

1. Управление сестринским персоналом


  • Руководство Советом медицинских сестер

  • Подбор персонала

  • Ориентации и адаптация новых сотрудников

  • Наставничество

  • Трудовой потенциал

  • Обучение на рабочем месте

  • Материал к созданию учебно-методического кабинета

  • Подготовка резерва главной медсестры

  • Подготовка к проведению конкурса на «Лучшую медсестру»

  • Сотрудничество с СРООМС
2.Организация сестринской деятельности

      • Контроль и экспертная оценка профессиональной деятельности се­стринского персонала

      • Выполнение программы производственного контроля

      • Анализ деятельности главной медсестры за 2008 г.

      • Организация последипломной профессиональной подготовки спе­циалистов
3.Качество трудовой деятельности

      • Социальные гарантии

      • Уровень оптимизации рабочего места
4.Инновации в сестринском деле и локальные документы для сопрово­ждения деятельности сестринского персонала

5.Самоменеджмент

В качестве приложения предлагаем вашему вниманию некоторые из перечисленных документов.

План работы Совета медицинских сестер Самарского областного наркологического диспансера на 2009 г


п/п

Наименование мероприятий

Ответственный за исполнен**

Январь

1

1.1. Рейд по проверке вновь введенной документации на 2009 г.

Производственный сектор

1.2. Рейд по проверке санитарного состояния пищеблока, буфетных

Сектор диетического питания

1.3. Контроль организаций противопедикулезных мероприятий в отделениях



1.4. Трудовая дисциплина среднего медперсонала, графики работы, табеля рабочего времени

Производственный сектор

1.5. Совет медсестер



Февраль

2

2.1. Рейд по проверке соблюдения требований санэпидрежима в отделениях

Санитарно-профилактический сектор

2.2. Контроль хранения и учета медикаментов, подлежащих предметно- количественному учету, спирта, перевязочных материалов в отделениях

Аптечный сектор

2.3. Контроль за работой сестер-хозяек

Сектор сестер-хозяек

2.4. Совет медсестер

Председатель Совета медсестер

Март

3

3.1. Контроль действий медперсонала по обращению с медицинскими отходами

Санитарно-профилактический сектор

  1. Контроль проведения передачи дежурств в отделениях

  2. Эстетическое оформление отделений, внешний вид сотрудников

  3. Работа амбулаторно-поликлинических отделений

Производственный сектор

3.5. Совет медсестер

Председатель Совета медсестер

Апрель

4

4.1. Проверка укомплектованности аптечек неотложной помощи

Аптечный сектор

4.2. Рейд по проверке санитарного состояния прачечного, дезкамерного отделений, автоклавной, рентген кабинета

Санитарно-профилактический сектор

4.3. Контроль организации обучения младшего медперсонала в отделениях по вопросам санэпидрежима

Сектор сестер-хозяек

4.4.-Контроль за передачами больным, условиями хранения продуктов больных в холодильниках

Сектор диетического питания

4.5. Совет медсестер

Председатель Совета медсестер

Май

5

5.1. Полнота, своевременность и качество выполнения врачебных назначений, ухода за больными

Производственный сектор

5.2. Проверка наличия дезсредств, маркировка и обработка уборочного инвентаря

Санитарно-профилактический сектор

5.3. Контроль действий медицинской сестры в обращении с лекарственными средствами

Аптечный сектор

5.4. Контроль за работой приемного отделения

Производственный сектор

5.5. Совет медсестер

Председатель Совета медсестер

Июнь

6

6.1. Контроль наличия таблиц противоядий, знаний персонала по неотложной помощи

Аптечный сектор

6.2. Рейд по проверке организации лечебно- охранительного режима в отделениях

Производственный сектор

6.3. Рейд по проверке санитарного состояния кладовых сестер-хозяек, хранения белья

Сектор сестер-хозяек

6.4. Рейд по проверке пищеблока (закладка продуктов, бракеражный журнал, наличие посуды, их маркировка, обработка)

Сектор диетического питания

6.5. Совет медсестер

Председатель Совета медсестер

Июль

7

7.1. Проверка по соблюдению правил обращения с мед.отходами в отделениях

Санитарно-профилактический сектор

7.2. Рейд проверки полноты производственного контроля. Контроль за производственной программой (медосмотры сотрудников)

Производственный сектор

7.3. Контроль организации профилактики ОКИ в отделениях

Санитарно-профилактический сектор

7.4. Рейд по проверке санитарного состояния продуктового склада. Условия хранения продуктов

Сектор диетического питания

7.5. Совет медсестер

Председатель Совета медсестер

Август

8

8.1. Рейд по проверке расхода и использования дезинфицирующих и моющих средств

Сектор сестер-хозяек

8.2. Контроль проведения дезинфекции изделий медицинского назначения

Санитарно-профилактичесий сектор

8.3. Контроль ведения журналов инфекционного контроля

Производственный сектор

8.4. Контроль по соблюдению правил выписки, учета, хранения, списывания лекарственных средств

Аптечный сектор

8.5. Совет медсестер

Председатель Совета медсестер

Сентябрь

9

9.1. Контроль за работой клинико- диагностической лаборатории (санитарное состояние, утвержденная документация)



9.2. Рейд по проверке соблюдения отпуска норм продуктов питания и хранения хлеба

Сектор диетического питания

9.3. Проверка рабочих мест старших медсестер

Производственный сектор

9.4. Контроль состояния санитарных комнат. Соблюдение бельевого режима в отделении

Сектор сестер-хозяек

9.5. Совет медсестер

Председатель Совета медсестер

Октябрь

10

10.1. Контроль за работой экспертного отделения

Производственный сектор

10.2. Контроль знаний сестринского персонала по разделу: «Учет, хранение, списывание лекарственных средств»

Аптечный сектор

10.3. Контроль за санитарным состоянием пищеблока, буфетных

Сектор диетического питания

10.4. Контроль проведения генеральных уборок

Санитарно-профилактический сектор

10.5. Совет медсестер

Председатель Совета медсестер

Ноябрь

11

11.1. Контроль организации обучения младшего медперсонала в отделениях по вопросам санэпидрежима

Сектор сестер-хозяек

11.2. Контроль состояния комнат сестринского персонала

Санитарно-профилактический сектор

11.3. Рейд по проверке учета медикаментов в отделениях

Аптечный сектор

11.4. Контроль выполнения стандартов деятельности палатных, процедурных медсестер

Производственный сектор

11.5. Совет медсестер

Председатель Совета медсестер

Декабрь

12

12.1. Рейд по проверке своевременности проведения инструктажей по нормативной

базе


Производственный сектор

12.2. Контроль эстетического оформления отделений, внешнего вида сотрудников

Производственный сектор

12.3. Контроль выдачи ассортимента продуктов

Сектор диетического питания

12.4. Контроль работы автоклава, прачечного, дезкамерного отделений, рентген кабинета

Санитарно-профилактический и производственный секторы

12.5. Совет медсестер

Председатель Совета медсестер

Оценка трудового потенциала старших медсестер

В практической деятельности в сфере управления персоналом появляется необходимость применять методики оценки труда различных категорий ра­ботников. Для определения коэффициента профессиональной перспективы специалиста и уровня его трудового потенциала может быть использована следующая формула:

К = Ооб х (1 + С/4 + В/12) + Одлк +Окв, где

К - коэффициент профессиональной перспективы работника;

Ооб - оценка образовательного уровня специалиста с учетом следующих индикаторов:

0,15 - неполное среднее образование;

0,30 - среднее образование;

0,60 - среднее специальное образование;

0,75 - неполное высшее образование;

1,0 - высшее образование;

С - стаж работы по специальности;

В - возраст работника;

Одлк - оценка деловых и личностных характеристик специалиста (вели­чина, которая определяется индивидуально для специалистов различных подразделений, т.к. перечень деловых и личностных характеристик специа­листа может претерпевать коррекцию в зависимости от должности, выпол­няемой работы, специфики оказываемых медицинских услуг и т.п.)Г Для по­лучения объективных данных оценка деловых и личностных характеристик специалиста должна проводиться как в виде самооценки самим специали­стом, коллегами по работе, так и непосредственным руководителем с выве­дением среднего арифметического показателя. В нашем случае оценка де­ловых и личностных характеристик проводилась по пятибалльной системе. Требуемые характеристики были подобраны с учетом работы специалиста в наркологическом диспансере (это видение главной медицинской сестры).
Окв - оценка профессиональной квалификации;

Окв = Тр + 1,5 Д + 1,0 Сс + 0,2 Р, где

Тр - тарифный разряд специалиста; Д - кол-во освоенных дополнительных профессий;

Сс - кол-во освоенных смежных специальностей;

Р - кол-во поданных рац. предложений за последние 5 лет.

Пример из рабочей папки главной медицинской сестры СОНА О Л. Белоножкиной Оценка трудового потенциала старшей медицинской сестры М. Ооб = 0,60 Д = 0 С = 8 Сс = 0 В = 52 Р = 0 Тр = 12 Окв =12

Деловые характеристики: ответственность - 4 балла; целеустремленность - 5 баллов; дисциплинированность - 3 балла; предприимчивость - 3 балла; компетентность - 3 балла; коммуникабельность - 3 балла; решительность - 5 баллов; надежность - 3 балла; самостоятельность - 3 балла. Итого: 36 баллов. ч Личностные характеристики: обучаемость - 4 балла; эмоциональная устойчивость - 4 балла; внимательность - 3 балла; работоспособность - 4 балла; тактичность - 4 балла; оптимизм - 5 баллов; порядочность - 3 балла; уверенность - 5 баллов; эрудированность -1 балл; аккуратность - 3 балла. Итого: 26 баллов.

Все показатели вводятся в указанные выше формулы, и подсчитывается ко­нечный результат с учетом сотых долей.

Трудовой потенциал тестируемого специалиста: К = 19,48

Показатели трудового потенциала будут информативными в том случае, когда будет проанализирован, например, весь сестринский персонал какого- либо подразделения и проведено сравнение полученных показателей - чем выше полученный показатель, тем выше трудовой потенциал специалиста.
Инновации в организации противоэпидемической работы

Одним из наиболее важных вопросов внедрения инновационных техно­логий является зашита медицинского персонала от патогенного биологиче­ского агента и предотвращение биологических аварий. С этой целью при­обретаем и постоянно пополняем запас средств индивидуальной зашиты, одноразовых изделий медицинского назначения, а также вакуумных средств для забора венозной крови, что позволяет исключить инфицирование паци­ентов, ускорить, сократить и упростить рабочий процесс. Использование вакуумной системы имеет множество преимуществ:


  • полная безопасность медицинского персонала т.к. исключается контакт крови пациента с окружающей средой;

  • быстрота взятия крови (5-10 с);

  • наличие большого спектра пробирок с цветовыми кодами и предвари­тельно замеренным количеством реактивов для различных анализов;

  • непрерывность процесса забора крови при отсутствии мануального воз­действия;

  • снижение неприятных ощущений у пациента при выполнении мани­пуляции забора крови.
Аля утилизации медицинских отходов разных классов применяются одно­разовые пакеты соответствующей цветовой гаммы.

При выборе дезинфицирующих средств обращаем внимание на дополни­тельные факторы безопасности препарата: наличие сенсибилизирующего действия, а также необходимость создания особых условий для приготовле­ния рабочих растворов. Для упрощения производственного контроля приоб­ретены индикаторы контроля концентрации рабочих растворов. Применяем дезиконт ДХИ (на хлорсодержашие средства), дезиконт ПВ-01 -П-100 (на пе­рекись водорода), что позволяет уйти от проведения химико-аналитического метода определения концентрации дезинфицирующих средств.

Приобретен новый паровой автоматический стерилизатор, отвечающий современным требованиям стерилизации изделий медицинского назначе­ния, имеющий набор готовых программ стерилизации и возможность само­стоятельно программировать ход процесса стерилизации.

Приобретены новые химические индикаторы контроля паровой и воздуш­ной стерилизации - стериконты и стеритесты для закладки снаружи и вну­три упаковки соответственно.

В процедурных кабинетах имеются установки - «деструктор» для разруше­ния металлических игл, что сокращает время на проведение медсестрой де­зинфекции.

Работу медсестер UCO облегчает ультразвуковая ванна, она позволяет проводить дезинфекцию, предстерилизационную очистку, стерилизацию из­делий медицинского назначения автоматически.

Инновации в работе медсестер амбулаторного приема

В поликлинике проведена работа по организации труда и рабочих мест се­стринского персонала. Регистратура является основным звеном в коорди­нации деятельности поликлиники, и поэтому проведена реорганизация ра­боты регистратуры:


  • компьютеризированы рабочие места медицинских регистраторов;

  • установлена и функционирует программа «АРМ врача-психиатра- нарколога»;

  • обеспечено более рациональное хранение амбулаторных карт в картоте­ке в соответствии с территориальным принципом;

  • увеличено количество регистрационных окон, что сократило очереди при оформлении амбулаторных карт;

  • функционирует стол справок.
В поликлинике проведено оснащение всех рабочих мест сестринского персонала компьютерами, локальной телефонной связью для своевремен­ного обмена информацией, канцелярскими принадлежностями, унифици­рованными бланками.

В результате реорганизации и полной компьютеризации рабочих мест уда­лось достичь положительных изменений:

Введение

I.Управление сестринским и младшим медперсоналом
1. Участие в работе Совета медицинских сестер

Положение о производственном секторе Совета медицинских сестер

Состав производственного сектора

План работы производственного сектор

Акт проверки производственным сектором

2.Функционирование системы наставничества

-Положение о наставничестве в СОНД

-Соглашение о трудовом наставничестве

-План наставничества по работе с молодым специалистом

-Протокол занятий наставника с молодым специалистом

-Основные задачи адаптационного периода

-План адаптации и этапы процесса

3. Подготовка резерва старшей медсестры

-Список резерва старшей медсестры

-План занятий с резервом старшей медсестры

-Протокол занятий с резервом старшей медсестры

II.Организация сестринской деятельности
1.Контроль и экспертная оценка профессиональной деятельности медицинских сестер и младшего медперсонала

-Понятие о контроле и оценке качества работы

-Критерии оценки качества работы старшей медсестры

-Критерии оценки качества работы процедурной медсестры

-Критерии оценки качества работы палатной медсестры

-Критерии оценки качества работы санитарки-мойщицы (буфет)

-Критерии оценки качества работы сестры-хозяйки

-Критерии оценки качества работы санитарки-мойщицы

-Карта оценки качества работы процедурной медсестры

-Карта оценки качества работы палатной медсестры

-Карта оценки качества работы санитарки-мойщицы

-Карта оценки качества работы старшей медсестры

-Карта оценки качества работы сестры-хозяйки

2.Организация и обучение на рабочем месте
-План проведения конференций со средним медперсоналом

-План проведения конференций с младшим медперсоналом

3.Организация санитарно-эпидемиологического режима в отделении

-Инструкция по проведению текущих влажных и генеральных уборок

-Инструкция по соблюдению противоэпидемического режима работы в манипуляционных кабинетах

-Инструкция по предоставлению информации о случаях инфекцион­ных заболеваний

-Инструкция по обработке белья в СОНД -Инструкция по профилактике профессионального ВИЧ- инфицирования для среднего медицинского персонала в СОНД

-Памятка «Правила ВИЧ-безопасности для медицинского персонала»

-Нормативно-правовая документация по профилактике ВБИ

-План проведения занятий со средним медперсоналом по профилактике ВИЧ-инфекции

-Протокол принятия зачета по ВИЧ-инфекции

-Журнал учета подготовки и посещаемости занятий

-Инструкция по правилам обращения с медицинскими отходами

-Инструкция по обработки пациента при обнаружении педикулеза

4.Анализ деятельности за год
III. Качество трудовой деятельности
1. Социальные гарантии - Обеспечение защитными средствами -Организация мест отдыха сестринского персонала

IV.Инновации в сестринском деле

1. Деятельность медсестер в овладении новыми технологиями, внедряемыми в сестринскую практику - Альфа-Спа-капсула -Внедрение научной организации труда в отделении

V.Самоменеджмент

1.Планирование личного времени -Памятка старшей медицинской сестре по составлению планов

Этапы управления временем -Регламент работы старшей медсестры -План работы старшей медсестры на месяц -План работы старшей медсестры на год 2.Перспективный план 3.Вопросы самоподготовки - Тестовые вопросы для медсестер по наркологии -Тестовые вопросы для медсестер по санитарно-противоэпидемиологическому режиму -«Део-хлор» в вопросах для младшего медперсонала -Вопросы самоподготовки по наркологии

Подробнее знакомить вас с документами рабочей папки старшей медицинской сестры мы начнем со следующего номера - не пропустите!