Николай басов. Николай геннадиевич басов

Педагогика и практическая психология. Басова Н.В.

Ростов н/ Д: 2000. - 416 с.

В этой книге автор делится в форме дружеской беседы своим огромным педагогическим опытом, раскрывая самое существенное из опыта мировой и отечественной педагогики и практической психологии на основе богатого фактического материала.

Данное пособие поможет студентам и молодым преподавателям овладеть педагогическим мастерством, будет полезно психологам и всем, интересующимся педагогикой и практической психологией.

Формат: doc (1999 , 416с.)

Размер: 9,6 Мб

Скачать: yandex.disk

Формат: djvu (2000, 416с.)

Размер: 5,2 Мб

Скачать: yandex.disk

СОДЕРЖАНИЕ
От автора.................................................................. 3
1. Исторические корни современной педагогики.......... 4
1.1. Педагогика Древней Греции.............................. 4
1.2. Педагогика средних веков................................. 15
1.3. Педагогическое наследие Я.А. Каменского......... 16
1.4. Педагогика XVIII-XIX вв. ................................ 25
2. Азы педагогики и педагогической психологии........ 33
2.1. Основные понятия педагогики........................... 33
2.2. Структура учебного процесса............................. 41
2.3. Педагогическая психология............................... 42
2.4. Дидактические принципы обучения................... 47
3. Многоуровневая система образования...................... 49
4. Формы и методы обучения.......................................... 56
5. Педагогические технологии........................................ 67
5.1. Программированное обучение (ПО) .................... 72
5.2. Проблемное обучение........................................ 84
5.3. Деловые игры................................................... 92
5.4. Модульное обучение.......................................... 98
5.5. Другие, не менее полезные технологии обучения 103
5.5.2. Адаптивное обучение............................................... 103
5.5.2. Суггестивное обучение........................................... 106
5.6- Вальдорфская педагогика.................................. 108
5.7. Педагогическая система В.Ф. Шаталова............. 111
5.8. Интегральное обучение..................................... 115
5.9. Компьютерное обучение.................................... 116
5.10. Информационные технологии.......................... 126
5.11. Основные принципы педагогических технологий 134
6. Инновационное образование...................................... 138
7. Проблемы оптимизации процесса обучения............ 148
8. Психофизиологические закономерности восприятия информации.. 162
8.1. Воздействие центральной нервной системы на восприятие информации 162
8.2. Особенности памяти и мышления...................... 168
8.3. Роль способностей............................................. 177
8.4. Эмоции и мотивы деятельности. Внимание......... 179
8.5. Закономерности, связанные с восприятием визуальной и речевой информации. Единые законы подачи и управления информацией 184
8.6. Некоторые медико-биологические данные, которые полезно знать каждому педагогу 194
9. Педагогическое проектирование исследования....... 199
10. Подготовка и чтение лекций..................................... 207
11. Самостоятельная работа студентов.......................... 224
12. Развитие творчества студентов................................. 233
13. Контроль в учебном процессе.................................... 247
13.1. Тесты и тестовые задания................................ 260
13.2. Оценка, отметка как составная часть контроля. 273
14. Образ-характер преподавателя и студента.............. 288
15. Педагогическая этика................................................ 312
16. Педагогическое общение........................................... 341
17. Конфликты и их профилактика............................... 361
18. Оценка качества преподавания................................ 374
Заключение...............................................................594
Литература................................................................. 396

БАСОВ, НИКОЛАЙ ГЕННАДИЕВИЧ (1922–2001), русский физик. Родился 14 декабря 1922 в г.Усмань вблизи Воронежа в семье профессора Воронежского лесного института. В 1941 окончил школу, был призван в армию, служил ассистентом врача на Украинском фронте. После демобилизации в 1945 поступил в Московский инженерно-физический институт. С 1948 работал лаборантом в Физическом институте им. П.Н.Лебедева (ФИАН). По окончании института Басов поступил в аспирантуру (его научными руководителями были М.А.Леонтович и А.М.Прохоров). В 1953 защитил кандидатскую диссертацию по теме Определение ядерных моментов радиоспектроскопическим методом , а в 1956 – докторскую, посвященную теоретическим и экспериментальным исследованиям молекулярного генератора на аммиаке.

В 1952 Басов и Прохоров опубликовали первые результаты теоретического анализа эффектов усиления и генерации электромагнитного излучения квантовыми системами. Чтобы оптическая система генерировала мощный поток фотонов, необходимо, чтобы в среде была создана инверсная заселенность – неравновесное состояние, при котором более высоковозбужденных атомов меньше, чем более низковозбужденных. В 1955 Басов и Прохоров предложили эффективный «трехуровневый» метод получения инверсной заселенности, что позволило им создать квантовые генераторы принципиально нового типа – мазеры (это название – аббревиатура от англ. Microwave Amplification by Stimulated Emission Radiation, усиление микроволн стимулированным излучением). Независимо и практически одновременно работающий мазер создал американский физик Ч.Таунс, и в 1964 Басову, Прохорову и Таунсу за эти работы была присуждена Нобелевская премия по физике. В 1962 Басов был избран членом-корреспондентом, а в 1966 – действительным членом АН СССР.

В 1959 Басов и Прохоров предложили создавать в полупроводниках инверсную заселенность в импульсном электрическом поле и обосновали создание оптических квантовых генераторов – лазеров с оптической накачкой, инжекционных и с электронным возбуждением. Инжекционные лазеры были созданы в 1962 одновременно в СССР (в ФИАНе) и в США, а в 1964 в лаборатории Басова была получена генерация при возбуждении сульфида кадмия электронным пучком. К концу 1960-х годов в его лаборатории разрабатывались также мощные оптические лазеры на рубине и неодимовом стекле, мощный фотодиссоционный лазер на парах йода. В 1968 впервые при облучении лазерных мишеней были получены нейтроны, что сыграло большую роль в дальнейших работах по лазерному термоядерному синтезу. В 1971 в ФИАНе была создана первая «технологическая» лазерная установка на неодимовом стекле, предназначенная для сжатия лазерных мишеней.

Занимаясь в основном твердотельными квантовыми генераторами, Басов придавал большое значение также и лазерам газовым. В 1962 в его лаборатории впервые была получена генерация на смеси гелия с неоном; позже проводились исследования, целью которых было создание высокоточных стандартов частоты. В 1963 Басов совместно с А.Н.Ораевским обосновал получение инверсной заселенности при тепловой накачке, а в середине 1960-х годов в его лаборатории проводились исследования, связанные с созданием химических хлор-водородных и фтор-водородных лазеров. В конце 1960-х годов в лаборатории Басова велись исследования импульсных фотодиссоционных лазеров, в 1970 был создан первый эксимерный лазер. С 1973 Басов стал директором ФИАНа и оставался на этом посту до 1992. В 1990 был удостоен Золотой медали им. М.В.Ломоносова Академии наук СССР.

Басов преподавал в Московском инженерно-физическом институте и уделял большое внимание просветительской деятельности – в 1978–1990 был председателем Всесоюзного общества «Знание», в течение многих лет был главным редактором научно-популярного журнала «Природа». Басов являлся почетным членом академий наук многих стран мира, долгие годы был вице-председателем исполнительного совета Всемирной федерации научных работников.

В этой книге автор делится в форме дружеской беседы своим огромным педагогическим опытом, раскрывая самое существенное из опыта мировой и отечественной педагогики и практической психологии на основе богатого фактического материала.
Данное пособие поможет студентам и молодым преподавателям овладеть педагогическим мастерством, будет полезно психологам и всем, интересующимся педагогикой и практической психологией.

Педагогика Древней Греции.
Прежде всего остановимся на одной школе, охватывающей три поколения. Сократ, Платон, Аристотель - эти имена вам, конечно, знакомы.

Родоначальником педагогики Древней Греции совершенно справедливо считается Сократ. Он жил в 470/469-399 г. до н.э. в Афинах и известен как один из крупнейших философов своего времени, славился неотразимостью в споре, был первым космополитом, человеком мира, гражданином мира /1/. Будучи по профессии скульптором, Сократ имел много учеников, которых обучал не только ваянию, но и ведению диалога, полемике, беседуя с ними в процессе работы. Обладая прекрасным логическим мышлением, Сократ узил своих учеников логически мыслить (возьмем это себе на вооружение!). Он был страшным противником догматизма. Его девиз - все подвергать критическому анализу, т. е. думать и рассуждать, ничего не принимать на веру, во всем сомневаться (последнее было взято на вооружение К. Марксом).

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
1. Исторические корни современной педагогики
1.1. Педагогика Древней Греции
1.2. Педагогика средних веков
1.3. Педагогическое наследие Я.А. Каменского
1.4. Педагогика XVIII-XIX вв
2. Азы педагогики и педагогической психологии
2.1. Основные понятия педагогики
2.2. Структура учебного процесса
2.3. Педагогическая психология
2.4. Дидактические принципы обучения
3. Многоуровневая система образования
4. Формы и методы обучения
5. Педагогические технологии
5.1. Программированное обучение (ПО)
5.2. Проблемное обучение
5.3. Деловые игры
5.4. Модульное обучение
5.5. Другие, не менее полезные технологии обучения
5.5.1. Адаптивное обучение
5.5.2. Суггестивное обучение
5.6. Вальдорфская педагогика
5.7. Педагогическая система В.Ф. Шаталова
5.8. Интегральное обучение
5.9. Компьютерное обучение
5.10. Информационные технологии
5.11. Основные принципы педагогических технологий
6. Инновационное образование
7. Проблемы оптимизации процесса обучения
8. Психофизиологические закономерности восприятия информации
8.1. Воздействие центральной нервной системы на восприятие информации
8.2. Особенности памяти и мышления
8.3. Роль способностей
8.4. Эмоции и мотивы деятельности. Внимание
8.5. Закономерности, связанные с восприятием визуальной и речевой информации. Единые законы подачи и управления информацией
8.6. Некоторые медико-биологические данные, которые полезно знать каждому педагогу
9. Педагогическое проектирование исследования
10. Подготовка и чтение лекций
11. Самостоятельная работа студентов
12. Развитие творчества студентов
13. Контроль в учебном процессе
13.1. Тесты и тестовые задания
13.2. Оценка, отметка как составная часть контроля
14. Образ-характер преподавателя и студента
15. Педагогическая этика
16. Педагогическое общение
17. Конфликты и их профилактика
18. Оценка качества преподавания
Заключение
Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Педагогика и практическая психология, Басова Н.В., 2000 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать файл № 1 - doc
Скачать файл № 2 - djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Дата рождения:

Место рождения:

Усмань, Тамбовская губерния, РСФСР

Место смерти:


Научная сфера:

Место работы:

* Физический институт АН СССР
* Московский инженерно-физический институт

Учёная степень:

доктор физико-математических наук (1956)

Учёное звание:

академик АН СССР (1966), академик РАН (1991)

Альма-матер:

Московский инженерно-физический институт

Научный руководитель:

М. А. Леонтович А. М. Прохоров

Известен как:

один из основоположников квантовой электроники

Награды и премии:

Нобелевская премия по физике (1964)


Научная деятельность

Публикации

(14 декабря 1922, село Усмань Тамбовской губернии — 1 июля 2001) — советский физик, лауреат Нобелевской премии по физике (1964).

Иностранный член Болгарской АН (1974).

Биография

Басов родился в городе Усмань (ныне городе Липецкой области). Отец — Геннадий Фёдорович Басов. В 1927 году семья переехала из Усмани в Воронеж. Член ВЛКСМ с 1936 по 1950. В 1941 году Басов окончил воронежскую школу № 13, которая находилась у перекрёстка ул. Карла Маркса и ул. Фридриха Энгельса, после школы прошёл подготовку на ассистента врача в Куйбышевской военной медицинской академии. В 1943 году он ушёл на фронт, служил ассистентом врача на украинском фронте.

После войны Басов поступил в МИФИ, защитил диплом в 1950 году. С 1948 года он работал лаборантом в Физическом институте имени Лебедева АН СССР (ФИАН), где и продолжил работу после получения диплома под руководством М.А. Леонтовича и А. М. Прохорова. В 1953 году Басов защитил кандидатскую, а в 1956 году — докторскую диссертацию.

В 1958—1972 годах Басов являлся заместителем директора ФИАН, а с 1973 по 1989 годы был директором этого института. Здесь в 1963 году он организовал Лабораторию квантовой радиофизики, которую возглавлял до своей смерти. В 1962 году Басов был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1966 году — академиком АН СССР, впоследствии избирался в президиум Академии наук (член президиума АН СССР с 1967 по 1990 год, РАН с 1991).

Басов был главным редактором журналов «Наука», «Квант», «Квантовая электроника», «Природа», в 1978—1990 годах являлся председателем правления Всесоюзного просветительского общества «Знание», был сменён на этом посту К. В. Фроловым.

Семья

В 1950 году он женился на Ксении Тихоновне Назаровой, является отцом двух сыновей — Геннадия (род. 1954) и Дмитрия (род. 1963).

Научная деятельность

Работы Басова посвящены квантовой электронике и ее применениям. Вместе с А.М. Прохоровым он установил принцип усиления и генерации электромагнитного излучения квантовыми системами, что позволило в 1954 создать первый квантовый генератор (мазер) на пучке молекул аммиака. В следующем году была предложена трехуровневая схема создания инверсной населенности уровней, нашедшая широкое применение в мазерах и лазерах. Эти работы (а также исследования американского физика Ч. Таунса) легли в основу нового направления в физике — квантовой электроники. За фундаментальную работу в области квантовой электроники, которая привела к созданию лазера и мазера, Басов и А.М. Прохоров были награждены Ленинской премией в 1959, а в 1964 совместно с Ч. Х. Таунсом — Нобелевской премией по физике.

Совместно с Ю.М. Поповым и Б.М. Вулом Басов предложил идею создания различных типов полупроводниковых лазеров: в 1962 был создан первый инжекционный лазер, затем лазеры, возбуждаемые электронным пучком, а в 1964 — полупроводниковые лазеры с оптической накачкой. Басов также провел исследования по мощным газовым и химическим лазерам, были созданы фторводородный и йодный лазеры, а затем эксимерный лазер.

Ряд работ Басова посвящен вопросам распространения и взаимодействия мощных лазерных импульсов с веществом. Ему принадлежит идея использования лазеров для управления термоядерным синтезом (1961), предложил методы лазерного нагрева плазмы, проанализировал процессы стимулирования химических реакций лазерным излучением.

Басов разработал физические основы создания квантовых стандартов частоты, выдвинул идеи новых применений лазеров в оптоэлектронике (такие как создание оптических логических элементов), выступал инициатором многих исследований по нелинейной оптике.

Награды

  • Ленинская премия (1959)
  • Нобелевская премия по физике (1964, за выполненные основополагающие работы в области квантовой электроники)
  • Дважды Герой Социалистического Труда (1969, 1982)
  • Золотая медаль Чехословацкой академии наук (1975)
  • Золотая медаль А. Вольты (1977)
  • Государственная премия СССР (1989)
  • Большая золотая медаль имени М. В. Ломоносова (1990)
  • Пять орденов Ленина

Публикации

Книги

  • N. G. Basov, K. A. Brueckner (Editor-in-Chief), S. W. Haan, C. Yamanaka. Inertial Confinement Fusion , 1992, ISBN 0-88318-925-9. Research Trends in Physics Series founded by V. Alexander Stefan and published by the American Institute of Physics Press (presently Springer, New York)
  • V. Stefan and N. G. Basov (Editors). Semiconductor Science and Technology, Volume 1. Semiconductor Lasers. (Stefan University Press Series on Frontiers in Science and Technology) (Paperback). 1999. ISBN 1-889545-11-2
  • V. Stefan and N. G. Basov (Editors). Semiconductor Science and Technology, Volume 2: Quantum Dots and Quantum Wells. (Stefan University Press Series on Frontiers in Science and Technology) (Paperback). 1999. ISBN 1-889545-12-0