Нужны ли сомнения. Что вынуждает вас сомневаться

Добрый день, уважаемые читатели! Выстроить гармоничные отношения бывает не всегда так просто, ведь порой нас одолевают различные сомнения: любит ли он меня; действительно ли она хочет быть вместе; не врет ли человек; не бросит ли она меня ради другого и так далее. Сегодня я хочу поговорить с вами о том, как выстроить здоровые отношения, откуда берется недоверие и как перестать сомневаться в любимом человеке.

Залог гармонии

Отношения строятся на взаимном уважении и доверии. Если у вас есть эти две составляющие, то все проблемы вам будут нипочем, вы с легкостью пройдете любые испытания, будете всегда искать компромисс, сможете слушать друг друга и лучше понимать желания и поступки своей второй половинки. Как достичь такого понимания вы можете узнать в книге Томаса и Аманы Троуб «В поисках любви. От ложного доверия к доверию истинному ».

Конечно, есть люди, которые с большим доверием относятся к окружающим. А есть и те, кто не доверяют даже собственной тени. Но в отношениях между мужчиной и женщиной должно быть взаимное доверие, иначе и появляются те самые сомнения, которые рушат все хорошее, что есть между людьми и зачастую без повода.

Причина сомнений

Откуда берутся сомнения и подозрения? Первый вариант - вы просто мнительный человек и относитесь подобным образом ко всем окружающим. С этим вам поможет справиться только психолог. Ибо причина вашего недоверия к окружающему миру может скрываться в далеком прошлом, куда без сопровождения вам не попасть.

А жить в постоянном недоверии к миру очень опасно. В итоге ваша мнительность настолько отравит вас, что может привести к , и психическим проблемам.

Второй вариант - вас жестоко предал бывший партнер. Этот опыт может никогда не оставить вас и вы так и будете подозрительно относиться ко всем своим будущим пассиям. И из-за прошлой измены теперь вы сомневаетесь в искренности, чувствах своей второй половинки.

Что делать? Понять, что это другой человек. Никто вас не убережет от новых трудностей и проблем. Но вы сами можете стоять на пути своего счастья. Стройте новые отношения с чистого листа, не перетаскивайте свое прошлое в них. Сказать конечно легко, а вот сделать это будет трудно. Поэтому, лучше заниматься со специалистом, его свежий и не заинтересованный взгляд прояснит картину событий.

Третий вариант - человек уже подвел вас однажды. ; вы обличили девушку во лжи; парень серьезно и так далее. Но ведь все мы не застрахованы от ошибок. Если такая ситуация произошла всего лишь один раз, то вполне можно идти дальше. Вы и сами, я уверена, делали в своей жизни ошибки, за которые потом приходилось расплачиваться. Так не будьте палачом.

А вот если ситуация повторяется второй, третий, десятый раз, тогда уже можно поддаться своим сомнениям и серьезно поговорить с человеком. Но на мой взгляд, наилучшим выходом будет уйти от человека, который постоянно вас предает и поступает неподобающим образом. Но не стоит бросаться из огня, да в полымя, если ситуация произошла единожды и дальше не повторяется.

Поймите, доверие между людьми выстраивается за долгие годы, а теряется за мгновение. И возвратить доверие бывает крайне тяжело к человеку, .

Гоните прочь сомнения, доверяйте и будьте счастливы. Но если ваша интуиция начинает кричать, то стоит к ней прислушаться.

Что за сомнения у вас относительно своей второй половинки? Почему вы не можете полностью довериться человеку? Что мешает вам поверить в него?

Учитесь доверять людям и относитесь к ним с уважением.
Счастья вам!

Можно ли сомневаться в том, что интонация присуща речи с начала ее зарождения? Думаем, что нет. А вот на вопрос, когда на нее обратили внимание, когда она стала объектом научного изучения и почему, ответить без знания истории науки трудно.

Интонация заинтересовала прежде всего теоретиков ораторского искусства еще в античные времена. Оратор должен уметь говорить четко, ясно, чтобы все понимали, о чем он ведет речь. Кроме того, оратор должен воздействовать не только на разум, но и на чувства слушателей, должен уметь завоевать их симпатию, склонить на свою сторону, вызвать нужную ему

реакцию. Он должен знать, как это сделать, какие средства звучащей речи необходимо для этого использовать. Вот почему ораторы Древней Греции и Древнего Рима, закладывая основы ораторского искусства, писали и об интонации.

В их трудах, дошедших до нас, описана речевая мелодия, определено ее отличие от музыкальной, охарактеризованы ритм, темп, паузы, говорится о важности разделения потока речи на смысловые части. Можно, действительно, сказать, что интонацией стали интересоваться со времен легендарного Ромула, основавшего Рим.

Проблема интонации привлекла теоретиков публичной речи и в средние века. Но для нас больший интерес представляют работы, появившиеся в России в 18 столетии. Именно в это время формулируются основные теоретические положения ораторского искусства, которые остаются актуальными и в наши дни. Одним из таких теоретиков был М. В. Ломоносов. Часть четвертая его «Краткого руководства к риторике» называется «О произношении». Здесь он пишет о том, что произношение «имеет великую силу», поэтому «кто подлинный ритор быть желает, тот в приличном слову произношении должен часто упражняться и наблюдать следующие правила».

Каковы же они? М. В. Ломоносов советует:

Слово произносить должно голосом чистым, непрерывным, не грубым, средним, то есть не очень кричным или весьма низким, равным, то есть не надлежит вскрикивать вдруг весьма громко и вдруг книзу опускаться, и, напротив того, неприлично произносить одним тоном, без всякого повышения или понижения, но, как произносимый разум требует: умеренно повышать и понижать должно и голос. В вопрошениях, в восклицаниях и в других сильных фигурах надлежит оный возносить с некоторым стремлением и отрывом. В истолковании и в нежных фигурах должно говорить равнее и несколько пониже; радостную материю веселым, плачевную плачевным, просительную умильным, высокую великолепным и гордым, сердитую произносить гневным тоном. И словом, голос свой управлять должен ритор по состоянию и свойствам предлагаемыя материи.

Культура и искусство речи -

мснснис тона, его повышение или понижение, на силу звучания, пишет об особенностях интонации вопросительных и восклицательных предложений, о тембре при передаче различных эмоций. В следующем параграфе речь идет о членении высказывания на смысловые отрезки, о паузах, которые оформляют это деление, и наконец, о темпе речи. Процитируем М. В. Ломоносова:

Каждый период должно произносить отдельно от прочих, то есть, окончив оный, несколько остановиться: части его, разделенные двоеточиями и запятыми, отделять малою переменою голоса и едва чувствительною остановкою: каждое речение, склад и литеру выговаривать чисто и ясно и в один дух из-лишно не захватывать, ибо сие понуждает часто в непристойном месте остановиться или, несколько складов не договоря, пропустить. Не надобно очень спешить или излишнюю протяжность употреблять, для того, что от первого слова бывает слушателям невнятно, а от другого скучно.

В 18-19 веках с развитием театрального искусства интонацию начинают рассматривать как важный элемент сценической речи. Для актера, как и для оратора, звучащая речь - основное средство передачи мыслей, чувств, средство воздействия на зрителей, поэтому актер должен уметь использовать все возможности языка, знать его законы.

Специалисты по выразительному чтению, актерскому мастерству, сравнивая сценическую речь с обыденной, определили особенности ее интонации. На примере анализа художественного произведения они показали, какую функцию выполняет интонация, каковы ее составляющие, с какой интонацией следует читать то или иное произведение.

Особое внимание уделялось связи пунктуации с характером произношения текста, подчеркивалось, что знаки препинания определяют место пауз и их длительность, указывают границы речевых отрезков, требуют повышения или понижения тона. Важно знать, что уже в то время правильно определили зависимость интенсивности произношения от логического ударения, от порядка слов в предложении, от того, к какой части речи принадлежит слово, каким членом предложения является и какое место в нем занимает.

Теоретические высказывания о характере русской интонации и советы по практическому ее использова-

Звучащая речь и ее особенности нию в сценической речи обобщил и развил дальше К. С. Станиславский. В сочинениях «Работа актера над собой», «Работа актера над ролью», «Моя жизнь в искусстве» он неоднократно обращается к вопросу о звучащей речи, высказывает ряд интересных суждений и всегда облекает их в живую, красочную, увлекательную форму.

Читать его сочинения - одно удовольствие. Многое иначе начинаешь воспринимать и понимать. Вот, например, как он описывает нашу речь, наше произношение:

Я понял еще, что все люди как в жизни, так и на сцене говорят ужасно. <..>

Мы не чувствуем своего языка, фраз, слогов, букв и потому легко коверкаем их: вместо буквы Ш произносим ПФА, вместо Л говорим УА. Согласная С звучит у нас, как ЦС, а Г превращается у некоторых в ГХА. Прибавьте к этому оканье, аканье, шепелявость, картавость, гнусавость, взвизгивание, писки, скрипы и всякое косноязычие. Слова с подменными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа.

Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом напоминает мне человека с ампутированными ногами. <..>

Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане.

Аритмия в речи, при которой слово или фраза начинается медленно, а в середине вдруг ускоряется, для того чтоб в конце неожиданно точно шмыгнуть в подворотню, напоминает мне пьяного, а скороговорка - пляску святого Витта [ 10, 56 ].

Проводя эксперименты со своим голосом, следя за его изменениями в результате специальных упражнений, внимательно прислушиваясь к интонации драматических и оперных актеров, беседуя с мастерами сцены об их работе над голосом, Станиславский пришел к выводу: характер интонации, окраска голоса зависит как от звучания гласных, так и согласных. Он любил повторять фразу: «Гласные - река, согласные - берега». Пение с рыхлыми согласными, по образному вы-

Культура и искусство речи -

Звучащая речь и ее особенности

ражению Станиславского, уподобляется реке без берегов, превратившейся в разлив с болотом, с топью, в которых вязнут и тонут слова.

Разрабатывая теорию интонации, он стремился осмыслить роль и функцию согласных в звучащей речи, их отличительные физиологические и акустические особенности. Так, о сонорных и звонких шумных согласных пишет:

В этих звуках ясно различаешь тянущуюся ноту гортанного происхождения, которая поет почти так же, как гласные. Разница лишь в том, что звук не выходит наружу сразу и беспрепятственно, а задерживается зажимом в разных местах, от которых и получает соответствующую окраску. Когда же этот зажим, задерживающий гортанные звуковые накопления, лопается, то звук вылетает наружу. Так, например, при Б накопляемое гортанное гудение задерживается сжатием обеих губ, которые дают звуку характерную для него окраску. После разжатия зажима происходит лопание, и звук свободно вылетает наружу [ 10, 62 ].

По глубокому убеждению Станиславского, чтобы Овладеть в совершенстве интонацией, необходимо знать, При каком положении рта, губ, языка они образуются, то есть знать устройство речевого аппарата, его резонаторов. И не только знать его устройство, но и четко представлять, какой оттенок приобретает звук в зависимости от того, в какой полости он резонирует, куда направлен. Например, специалисты по вокалу считают, что звук, который «кладется на зубы» или посылается «в кость», то есть в череп, приобретает металл и силу, звуки, которые попадают в мягкие части нёба ЕЛИ в голосовую щель, резонируют, как в вате.

А губы? Насколько важна для образования звуков хорошо развитая их артикуляция. Вот какой, по словам Станиславского, она бывает у натренированного артиста:

Я внимательно следил за его губами. Они напоминали мне тщательно пришлифованные клапаны духового музыкального инструмента. При их открытии или закрытии воздух не просачивается в щели. Благодаря этой математической точности звук получает исключительную четкость и чистоту. В таком совершенном речевом аппарате артикуляция губ производится с невероятной легкостью, быстротой и точностью,

Затем Станиславский сравнивает с артикуляцией своих губ:

У меня не то. Как клапаны дешевого инструмента плохой фабрики, мои губы недостаточно плотно сжимаются. Они пропускают воздух, они отскакивают, у них плохая пришлифовка. Благодаря этому согласные не получают необходимой четкости и чистоты.

Заканчивается рассуждение о роли артикуляции губ словами:

Когда вы это поймете так же, как теперь понял это я, вы сами сознательно захотите заняться и развить артикуляцию губного аппарата, языка и всех тех частей, которые четко вытачивают и оформляют согласные [ 10, 65-66 ].

Конечно, не у каждого человека бывает сильный, гибкий, с большим диапазоном голос. Он может быть хриплым, гнусавым, очень слабым, блеклым, невыразительным. Станиславский предупреждает, что некоторые недостатки вокала неисправимы, таково их природное свойство или результат болезни голоса. Но чаще всего голосовые изъяны можно устранить с помощью правильной постановки звука, а при болезни - с помощью лечения. В любом случае надо использовать все средства, чтобы быть всегда «в голосе», то есть «чувствовать, чт*% можешь управлять своим звуком, что он повинуется тебе, что он звучно и сильно передает все мельчайшие детали, переливы, оттенки творчества».

«Как же этого добиться?» - спросите вы, дорогой читатель. Ведь вам тоже нужно знать это. Особенно если вы мечтаете служить искусству, быть актером или станете ученым и ваш долг - нести знания народу, выступать с лекциями. Да кем бы вы ни стали, политиком, бизнесменом, врачом, учителем, юристом, священником - следует научиться владеть и управлять своим голосом.

Известная французская актриса Марина Влади вспоминает, как В. Высоцкий готовился к выступлениям:

Тело свое ты разогреваешь перед каждым спектаклем, делая специальную гимнастику актера. .. Тебе такая гимнастика просто необходима. В «Гамлете» ты теряешь за один спектакль два-три килограмма. В «Жизни Галилея» - еще больше, потому что четыре

Культура и искусство речи -

часа ты не покидаешь сцену. Именно благодаря этим упражнениям твой знаменитый голос, хриплый, когда ты поешь, становится по-настоящему ясным и сильным на сцене. Я не помню, чтобы у тебя хоть раз совершенно пропал голос, а ведь это - постоянный страх артистов.

Примечателен и такой факт. Станиславский, приступив к занятиям по исправлению своей речи, дал обет:

Буду все время, постоянно следить за собой и за постановкой голоса! Превращу жизнь в сплошной урок! Таким путем я разучусь говорить неправильно.

Не следует ли и всем нам прислушаться к этому совету?

Контрольные вопросы и задания

1. На что обращал внимание М. В. Ломоносов, говоря о звучащей речи?

2. О каких недостатках устной речи писал К. С. Станиславский?

3. От чего зависит характер интонации?

4. Что необходимо знать, чтобы в совершенстве овладеть интонацией?

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание 1. Исходное положение. Основная стойка - пятки соприкасаются, носки несколько развернуты, спина прямая, голова держится прямо, руки по швам.

На счет «раз» - вытянуть руки перед собой на одном уровне с плечами, ладони касаются друг друга.

На счет «два» - подняться на носки, одновременно откидывая руки назад на уровне плеч.

На счет «три» - опуститься на всю ступню, руки идут вверх, делают хлопок.

На счет «четыре» - принять основную стойку.

Темп медленный. При подъеме на носки - вдох, при опускании - выдох. Следите за тем, чтобы" руки не были напряжены. Повторить четыре раза.

Задание 2. Основная стойка. Руки на поясе. На счет «раз» - подняться на носки, отводя локти назад.

Звучащая речь и ее особенности -

На счет «два» - опуститься на всю ступню, локти вперед.

Задание 3. Исходное положение. Основная стойка.

На счет «раз» - подняться на носки, руки развести в стороны.

На счет «два» - присесть на носках, колени вместе, руки вперед, спина прямая.

На счет «три» - подняться на носки, развести руки в стороны.

На счет «четыре» - вернуться в основную стойку.

Темп медленный. При подъеме на носки - вдох при опускании - выдох. Повторить четыре раза.

Задание 4. Исходное положение. Основная стойка. Ноги на ширине плеч.

На счет «раз» - наклонить туловище вперед до горизонтального положения. Спина прямая, руки в стороны, голова приподнята (смотреть вперед).

На счет «два» - возвратиться в исходное положение.

Темп медленный. При наклоне вперед - выдох, при выпрямлении - вдох. Повторить четыре раза.

Задание 5. Исходное положение. Ноги на ширине плеч, руки на поясе.

На счет «раз» - наклон туловища влево.

На счет «три» - наклон туловища вправо.

Темп средний. Наклоняться в сторону до предела. При наклоне - выдох, при подъеме - вдох. Повторить по четыре раза в каждую сторону.

Задание 6. Исходное положение. Основная стойка.

На счет «раз» - подняться на носки с одновременным подъемом рук вперед и разведением их в стороны.

На счет «два» - наклониться вперед, руки касаются носков, медленно опуститься на всю ступню.

Темп медленный. При подъеме на носки - вдох, при опускании - выдох. Повторить четыре раза.

Задание 7. Исходное положение. Ноги на ширине плеч, руки перед грудью, ладони вниз.

На счет «раз» - поворот корпуса вправо, правая

Культура и искусство речи -

рука в сторону, левая - перед грудью.

На счет «два» - вернуться в исходное положение.

На счет «три» - поворот корпуса влево, левая рука- в сторону, правая - перед грудью.

На счет «четыре» - вернуться в исходное положение.

Темп средний. В исходном положении - вдох, при повороте выдох. Повторить по четыре раза в каждую сторону.

Задание 8. Исходное положение. Ноги на ширине плеч, руки на бедрах.

На счет «раз» - наклон вправо, правая рука скользит по ноге вниз, левая - по туловищу вверх.

На счет «два» - вернуться в исходное положение, сохраняя скольжение рук.

На счет «три» - наклон влево, левая рука скользит по ноге вниз, правая - по туловищу вверх.

На счет «четыре» - вернуться в исходное положение, сохраняя скольжение рук.

Темп медленный. В исходном положении и при подъеме - вдох, при наклонах - выдох. Повторить по четыре раза в каждую сторону.

Упражнения можно включить в ежедневную утреннюю зарядку. Со временем можно доводить каждое упражнение до пяти-шести повторений.

Задание 9 («.Надувной жилет»). Представьте себе, что на вас надет резиновый надувной жилет или даже корсет. Он плотно обхватывает нижние ребра и, постепенно наполняясь воздухом, не сжимает, а равномерно расширяет вперед и в стороны нижний отдел грудной клетки.

Накачивайте в него воздух энергично, но плавно. Вдох свободный, глубокий. Воздух легко вливается в легкие через нос.

Теперь энергично выдохните воздух через чуть напряженные (сложенные как для свиста) губы (вы вынули пробку в жилете): «ффф-ффф-фффууу...». Выдувайте воздух постепенно, а не выбрасывайте его сразу. Следите за тем, чтобы у вас не раздувались щеки!

Проделайте упражнение два-три раза.

Это упражнение можно соединить с упражнением «Насос» (см. с. 338) и делать это вдвоем. Один накачивает жилет, надетый на другого, затем открывает пробку и воздух медленной струей активно выходит из него: ФФф-ффф-фффу!». Затем исполнители меняются места-

Звучащая речь и ее особенности -

Задание 10 («Прачка»}. Прачка стирает белье на стиральной доске. Движения рук по доске вниз и при наклонах корпуса сопровождаются энергичным выдохом: «фффу!».

При распрямлении корпуса и сокращении рук на себя вверх - вдох.

Повторить три-четыре раза.

Упражнения делайте легко, свободно, не перенапрягаясь. Осваивайте их постепенно. Не стремитесь освоить все упражнения за один раз!

Задание 11 («Бумажный кораблик»). Сделайте из плотной бумаги кораблик и, поставив его на гладкую поверхность стола, подуйте на него. Вы увидите, как ваш кораблик легко заскользит по столу.

Расставьте на пути кораблика три-четыре спичечных коробка и заставьте его, управляемого струей выдыхаемого воздуха, обойти, не задев препятствия.

Теперь введите кораблик в «гавань», отгороженную на другом конце стола.

Выдох должен быть сильным, точно сфокусированным. Следите за тем, чтобы у вас не раздувались щеки, не напрягались шея и плечи.

Задание 12 («Морской бойъ). В нем могут участвовать два-три человека.

Устройте морской бой, пытаясь одним корабликам загородить вход в «гавань», а другим обойти его или таранить увертывающиеся кораблики противника.

Не сдувайте «вражеские» кораблики, их можно только таранить своим.

Следите за четко сфокусированным выдохом. Не раздувайте щеки, не напрягайтесь. Плечи и шея должны быть свободными от напряжения.

Задание 13 («Очищающее дыхание»). Внимание! Упражнение очень сильное! Прежде чем начинать его, внимательно прочтите описание и мысленно примерьтесь к нему.

Делайте только один раз!

1. Медленно, но энергично втягивайте воздух через нос, пока легкие не будут целиком (не чрезмерно!) заполнены воздухом.

2. Задержите воздух на 2 - 3 секунды.

3. Сложив губы, как для свиста, короткими энергичными толчками выдувайте воздух, перекрывая вы-

Культура и искусство речи -

дох после каждого толчка, не делая добора между ними. Выталкивайте воздух до конца.

4. Не делая выдоха, еще раз сделайте паузу на 2 - 3 секунды.

5. После паузы попытайтесь еще одним сильным толчком выдохнуть остатки запасного воздуха.

6. Медленно вдохните воздух через нос. Вдох в конце упражнения делайте через нос, очень медленно. Не хватайте воздух ртом, может закружиться

Это упражнение хорошо делать в конце утренней зарядки перед открытой форточкой или выходя из помещения на свежий воздух. Можно делать его на ходу.

Прежде чем переходить к следующим упражнениям, запомните элементы, которые необходимо отработать.

1. Глубокий, энергичный, короткий вдох, в основном через нос, направленный в нижние доли легких (воспитание смешанного, диафрагмально-реберного

дыхания) .

2. Равномерный, активный, не ослабевающий к

концу выдох.

3. «Фокусировка» выдоха - организация его на кончиках слегка собранных (как для свиста) губ.

Задание 14 (^Блочные свечки»}. Представьте себе, что перед вами пять елочных свечек, которые располагаются на разном расстоянии друг от друга и от вас.

Погасите их по очереди резкими толчками выдыхаемого воздуха, добирая воздух после каждого толчка.

Продолжайте упражнение еще раз, но погасив семь, десять свечек.

А теперь снова пять свечек, но на разном расстоянии от вас.

Попробуйте погасить все пять свечек, расположенных на разном расстоянии от вас, не добирая воздуха. Когда получится, увеличьте количество задуваемых свечек - семь, десять..

Задание 15. Прочтите отрывок из поэмы А. С. Пуш-кинл «Полтава» вслух, громко, не теряя связности мысли, производя добор сначала в середине и в конце каждой строки. Следите за тем, чтобы люфтпаузы (паузы для добора дыхания) не разрывали течение мысли.

Швед, русский - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, крики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

Звучащая речь и ее особенности _

И смерть и ад со всех сторон.

Попробуйте прочесть отрывок, делая паузы (без добора) в середине строки, производя добор лишь в конце каждой.

Задание 16. Читайте стихотворение А. С. Пушкина «Царскосельская статуя», делая смысловые паузы без добора дыхания, производя добор только в конце каждой длинной строки.

Следите за тем, чтобы между словами и в паузах не происходила «утечка» воздуха.

Не торопитесь! Держите внутренний четкий, торжественный ритм.

Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.

Дева печально сидит, праздный держа черепок. Чудо! не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой-

Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.

Задание 17. На какие особенности звучащей речн указывают пословицы, поговорки, устойчивые выражения/ Какие из них характеризуют темп речи?

Эка понесла: ни конному, ни крылатому не догнать. За твоим языком не поспеешь босиком Горлом не возьмешь. Горлом изба не рубится. Замолола безголова. Бормочет, как глухарь. Пищит, как цыпленок. Кричит, как выпь. Говорит, словно в стену горохом сыплет. У него слово слову костыль подает. Слово за словом на тараканьих ножках ползет. Он речь сквозь зубы цедит. Говорит, что в цедилку цедит. Слово к слову приставляет, словно клетки городит. Слово за словом в перебой идет. Слово за слово цепляется. Говорит, что родит. Слово вымолвит, словно жвачку прожует. Говорит, как клещами на лошадь хомут тащит. Строчит, как из пулемета. Тысячу слов в минуту.

Задание 18. В каком темпе должны быть произнесены выражения и от чего он зависит в данном случае?

Работу сделаем за два дня. Работу не сделать и за тысячу лет! Помогите! Человек тонет! Как медленно вертится колесо. Он идет то туда, то сюда, то назад то вперед. Какой длинный сегодня день!

Культура и искусство речи -

Задание 19. В книге Е. Эткинда «Разговор о стихах» (М., 1970) две главы имеют названия: «Медленное слово «медленно» и «Быстрое слово «быстро». Можно ли согласиться с автором в его оценке слов? Если да или нет, то почему?

Задание 20. Прочтите, что пишет К. С. Станиславский о междометии ба, выражающем удивление. Какую мысль проводит автор, давая такую характеристику слову?

«Прислушайтесь сами. - БА Вы чувствуете, как у меня внутри, в тайниках души, зародилось, забурлило гортанное б, как мои губы едва сдерживали напор звука вместе с чувством - изнутри. Так, наконец, препятствие прорвалось и из распахнутых губ, наподобие объятий рук или дверей гостеприимного дома, к вам навстречу вылетел, точно хозяин, встречающий дорогого гостя, широкий, хлебосольный, пропитанный приветливым чувством звук А. Б-б - A-a-d. Разве вы не чувствуете в этом восклицании кусочек моей собственной души, который летит к вам в сердце вместе с радостным звуком?»

Задание 21. Прочтите цитаты из книги В. П. Морозова «Занимательная биоакустика» и скажите, в чем проявляется зависимость между состоянием, настроением человека и его голосом?

«..у человека, находящегося в гневе, вся мышечная система, в том числе и голосовые связки и дыхательный аппарат, сильно напряжены, что неизбежно и отражается на характере звука. Общее мышечное расслабление человека, «убитого горем» также приводит к характерным изменениям голоса. При выражении радости чувствуется, что человек говорит или поет, как бы улыбаясь чему-то. И деист зительно, на лице его светится улыбка, влияющая на (Ьизические свойства звука».

«..оказалось, что для каждой эмоции характерен свой набор отличительных акустических признаков голоса. Так, для горя - небольшая длительность слога, медленное нарастание и спад силы звука, характерные «подъезды» и «съезды» в высоте звуков нот, создающие плачущую интонацию и др. Гнев, наоборот, характеризуется резкими, «рублеными» фронтами и обрывами звука, большой силой голоса, зловещим звенящим или «шипящим» тембром. Для страха отличительными оказались резкие перепады силы голоса, сильное нарушение ритма мелодии, резкое увеличение пауз и т. д.»

Звучащая речь и ее особенности -

Задание 22. Объясните, как зависит интонация речи от состояния говорящего (крайнее возбуждение, восторг, апатия, испуг, равнодушие, радость, безразличие, покой, взволнованность, гнев).

Задание 23. Влияет ли характер интонации на адресата? как? при каких ситуациях?

Задание 24. Понаблюдайте за речью людей, когда они чем-то расстроены, на что-то негодуют, чему-то радуются, от чего-то пришли в восторг. Определите, как эмоциональное состояние человека отражается в его речи.

Задание 25. Продолжите ряд определений, характеризующих тональность голоса:

Крикливый, пронзительный, резкий...

Задание 26. Сгруппируйте глаголы, прилагательные, наречия, учитывая, на какие особенности звучащей речи они указывают. Дополните каждую группу новыми словами.

Чеканить, рубить, мямлить слова, канючить, захлебываться словами, рапортовать, растягивать слова, завораживать словами, усыплять своим разговором, сюсюкать, однотонная речь, прерывистая речь, взволнованная, крикливая, размеренная, невнятная, отчетливая, затрудненная, спокойная, плавная, певучая, мягкая, странная, теплая, пламенная, захватывающая, тихая, громкая, сухая, высокопарная; говорить тихо, громко, быстро, медленно, спокойно, вежливо, грубо, решительно, с жаром, с трудом, с увлечением, с гордостью; любезно, откровенно, охотно, задушевно, приветливо, пламенно, эмоционально, живо, восторженно, гневно, зло, вызывающе, миролюбиво.

Задание 27. По рисунку интонации определите ее

Где проходили бо и. Где проходили бо и?

Он предупре дил их? Он предупре дил их. Какие там са ды. Ка кие там сады! (т. е. плохие.)

Кулыгура и искусство речи -

Всем идти! Всем идти? Во ды! Во ды?

Ка кой сегодня день? Ка кой сегодня день!

А что мы знаем? А что мы зна ем!

Ког да он вернется? Ког да он вернется! (т. е. нескоро.)

Г - U - А не во втор ник? А не во втор ник?

(_) _ (__) Мол чит? Мол чит! Дав но? Дав но!

Сколько де вушек? Сколь ко де вушек!

Де вушек сколько?______ Ка ка я у него специальность? Ка ка я у него специальность!

ЛИТЕРАТУРА

1. Андроников И. X. К музыке. Изд. 4. М., 1992.

2. Бельчиков Ю. А. Говорите ясно и просто. М.г 1980.

3. Бернштейн С. Н. Языковая сторона радиолекции. - В сб.: Речевое воздействие. М., 1972.

4. Ветвицкий В. Г. Занимательное языкознание. М.-Л., 1966.

5. Моисеев А. И. Звуки и буквы, буквы и цифры... М., 1987.

6. Морозов В. П. Тайны вокальной речи. Л., 1967.

7. Морозов В. П. Занимательная биоакустика. Изд. 2, доп., перераб. М., 1987

8. Русский язык. Энциклопедия. М., 1979.

10. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3. М, 1990.

11. Чихачев В. П. Речевое мастерство пропагандиста. My 1987.

12. Шапиро А. Б. Русское правописание. Изд. 2. М., 1961.

Не сказать конечно, что сомнения нам совершенно ни к чему, ибо именно они заставляют нас действовать более или менее обдумано, но их в нашей жизни должно быть минимум, как соли в пище. Сомнения вызваны страхом перед неудачей, перед негативным результатом, который может быть. Но негативный результат – это тоже результат, и хотя конечно хочется иметь дело только с позитивом, без негативного опыта прожить эту жизнь не получится. У подавляющего числа людей, сомнения возникают именно из-за установки, что ошибаться и допускать ошибки – это плохо. Так воспитывают нас самого детства, отучая ошибаться, а значит, и действовать, порождая в нашей голове миллионы сомнений. Неуверенность в себе оказывает прямое влияние на сомнения, коих в таком случае просто великое множество, и человек скорее найдет вам массу аргументов почему он что-то не может, чем просто пойдет и сделает. Что тут скажешь, так разумеется быть не должно, сомневаться мы должны очень редко, да и то, только для детального обдумывания своих действий, а не использовать сомнения как тормоз. Это самое страшное, когда ты тормозишь, а когда мы сомневаемся, то безусловно тормозим.

Сомневаться я вам скажу можно всю жизнь, думая и гадая, как оно могло бы быть, но я рекомендую вам больше экспериментировать, то есть действовать, даже когда есть сомнения. Ну ведь все равно вы не можете быть уверенными в чем-то на все сто процентов, это же не причина ничего не делать. Теория останется лишь теорией, если ее не проверить с помощью практики, и поэтому не надо, слишком много думать, надо просто узнать. Если вы относитесь к тому подавляющему большинству, о котором я говорил выше, то вам необходимо поменять свое мировоззрение. Вы должны понять, что ошибки и неудачи – это такое же нормальное явление как и успех. Не надо их боятся, не надо пытаться их избежать, если неудача вас настигла, значит надо пытаться извлечь из этого урок, посредством простого осмысления того, что произошло и почему. Если вы не откажетесь от установки, что проблема это плохо, вы никогда не вырастите, а так и останетесь на том уровне, на котором находитесь сегодня. Ну что может произойти страшного в вашей жизни, если вы примите решение, в котором сомневаетесь? Если вас за это не убьют – то ничего, хотя и смерть неизбежна, это лишь вопрос времени.

Но все равно, я уверен, что большая часть того в чем вы сомневаетесь, вам совершенно не угрожает в плане жизни, а раз так, вам нечего терять. Любые позиции в этой жизни можно отыграть, надо только иметь для этого смелость, а сомнения – это удел трусов. Вы ведь не сомневаетесь, если знаете, что негативный результат не возможен? Вы сомневаетесь лишь в том случае, если есть возможность негативного сценария развития событий, а этого вы боитесь. Вернее на самом деле вы не боитесь, на самом деле вам интересно самим узнать, работает ли ваша теория или нет, правильно ли вы поступаете. Но вас научили этого бояться, дабы у вас случайно не выросли крылья, и вы, не выбились бы, из общего стада. Ваши интересы заключены не в сомнениях, это вам необходимо понимать, ваши интересы в активности и в деятельности. Пришла вам в голову мысль, ее необходимо реализовать, обдумать если надо, спланировать, но реализовать.

Если же вам в голову часто приходят мысли, но вы сомневаетесь, и только гоняете их по голове, рассуждая о том, как может быть, мне вас жаль, ваша жизнь примитивна. Негативный результат, может негативно сказаться только на вашей уверенности в себе, но и это не является естественным, ведь если вы ошиблись, это не трагедия, зато вы сделали, вы показали – что вы человек, который может, если захочет. Потому у настоящего человека, великого и всемогущего, места в голове для сомнений просто нет, слишком уж много места они там занимают. Сомнения как трусость, должны быть лишь защитным фактором, как сигнализация, но не как ориентир по жизни.

В качестве ориентира советую вам использовать уверенность, смелость, целеустремленность, веру в себя, и желание иметь больше. С таким багажом вас вряд ли кто напугает, а проблемы и неудачи, вам надо полюбить, без них вы как без топлива для движения. Именно проблема заставляет нас действовать более активно, а вера в себя, позволяет преодолевать последствия своих ошибок. Гоните прочь сомнения из вашей головы, они там не нужны, ведь в вас их искусственно поместили, когда вы появились на свет, сомнений в вашей голове не было, ибо они там не нужны. Сомнения мы приобретаем в процессе воспитания, как часть того, что вроде бы должно помочь нам выжить, но это в умеренных дозах. В больших количествах, сомнения как алкоголь, являются для нас ядом.

Нужны ли сомнения.
О сомнениях в разных психологических заметках написано чаще всего с отрицательной стороны, но так ли уж плохо позволить себе усомниться?, и может ли быть такое, что от сомнений, определённо, есть какая-то польза? Попробуем разобраться.
Да, вопрос о пользе сомнений двойственный: с одной стороны, если человек постоянно сомневается, и это становится уже выработанной чертой характера, то в таком случае, разумеется, сомнения ослабляют волю личности, она становится слабой. Вечно сомневающаяся личность не достигнет успеха. Такой человек не в состоянии принять никакое ответственное решение (особенно, когда это надо сделать быстро), он часто труслив и консервативен. В таком случае, в одной из вариаций линии судьбы, сомнения делают жизненную позицию очень неуверенной, шаткой, размытой, в другой вариации – человек может стать закостенелым скептиком (часто – желчным и очень злостным), который, никогда, никому и ничему не верит, вечно сомневается во всём и пускает свои колкости, часто раня при этом других людей.
Однако, сомнения не так уж и плохи, особенно если эффект от сомнений продуктивный. В таком случае, это уже не столько сомнения, сколько уже размышления. Сомневаться для человека вполне естественно, и даже необходимо, когда требуется принять решение по вопросу, предполагаемому два или более варианта, и человек взвешивает все «за» и «против», размышляет о том, какой из вариантов подходит ему более всего, просчитывает дальнейший исход ситуации, и только после этого принимает решение. В данной ситуации сомнения не показатель неуверенности, как черты характера, или слабости, это в первую очередь логический анализ ситуации при недостаточности информации. Размышления – нормальный психологический процесс, протекающий в сознании. «Сомнение активизирует, дисциплинирует мысль, делает ее более ответственной», А. Лень.
Сомнения такого рода помогают выждать время, лучше понять карту событий, не сделать неверных и поспешных выводов, которые могут привести к нежелательным последствиям. Сомнения возникают, когда у человека нет уверенности в его дальнейшем ходе, особенно когда этот ход очень ответственный. В этом случае сомнения – не есть какой-либо соблазн, это качественный преобразователь личности. Здесь надо сделать поправку: сомнения полезны лишь тогда, когда данный ход еще не сделан. Но когда решение уже принято и шаг сделан, здесь сомневаться уже поздно: колесо запущено, и цепь причин-следствий образовалась.
Чем выше у человека уровень понимания, чем больше у него развито вИдение ситуации, тем меньше у него как догматики, так и сомнений. Но пока личность не достигла должного уровня развития сознания, то сомнения (в качестве размышлений) могут послужить хорошую службу. Каждый человек наверняка сомневался относительно разных жизненных вопросов: по поводу кого-то из друзей, выбора спутника жизни, ситуации на работе, или о каком-то своем поступке, шаге, и это неплохо: ведь в данном случае подобные размышления выступают в роли мотивации к ответственности за последствия. Убивают ли сомнения наши желания, веру, мечты? Если сомнения стали основной чертой личностной характеристики – то да, безусловно. Но только в этом случае. Если же сомнения способствуют рассуждению, типа «а действительно ли это моё желание, или мечта», «на самом ли деле я хочу заложить свою энергию, силы, иногда и всю жизнь, чтобы у меня было то-то и то-то», «стоит ли так рисковать чем-то дорогим мне, чтобы получить желаемое», то в этих вариациях от сомнений лишь польза. В таком случае сомнения помогают глубже понять себя, свою натуру, своё скрытое «я». Кроме того, сомнения служат своего рода предохранителем ничего не принимать на слепую веру. Это послужит для сознания защитой от разного рода манипуляций и манипуляторов, но здесь главное, чтобы сомнения не превратили человека в сплошного негативиста-нигилиста.
Incertus animus dimidium sapientiae est - Сомнение - половина мудрости...

Сомневайся…
Раздумьями проложен путь,
Только глупый не знает сомнений…
Пытайся…
Настойчивым, упорным будь,
Свободным от чужих воззрений…
Встань!
Если упал – отдышись и вставай,
Просчитывай ход свой на шахматном поле…
Знай!
Поверишь в себя – и удача твоя,
Без веры в себя нет ни силы, ни воли…

Вот эти "веские причины" мы и излагаем вдвоем с Телушкиным - моим закадычным другом еще со школьной скамьи. Позвольте заметить, что идеи, которые мы излагаем в этой книге, отнюдь не новы. Мы просто пытаемся воссоздать для наших сверстников, для нашего поколения все то, что Исайя и другие пророки уже давно провозгласили - для ВСЕХ поколений.

"Еврейский народ, - сказал Абрахам Джошуа Хешель - это вестник, который забыл свою весть". Предлагаем вам эту весть - устами двух людей, двух отпрысков иудаизма и западной мысли.

ДЭНИС ПРЕЙГЕР

Как-то мы летели с Дэнисом рейсом дальнего следования, и Дэнис спросил стюардессу, знает ли она, что такое кошерная пища. "О, это просто продукты, благословленные раввином", ответила девушка. Заинтригованный таким объяснением, я обратился с тем же вопросом к другой стюардессе на обратном пути. И получил тот же ответ. Правда, на этот раз девушка поинтересовалась: "А что если раввин благословит свинью, свинина тоже станет кошерной?" Стараясь казаться серьезным, я ответил: "Нет, свинья не станет кошерной, но раввин перестанет быть кошерным". Стюардесса рассказала нам, что имеет некоторое представление о законах кашрута: когда-то она встречалась с евреем…

Я находился в раздумье весь остаток полета. Законы кашрута, думал я, предписывают евреям вот уже многие тысячи лет, что убивать животное для пищи следует как можно менее болезненно (для животного), что еврею нельзя есть ЛЮБУ Ю живность по прихоти и что еврею нельзя быть ОХОТНИКОМ. Сегодня, думал я, кашрут, как, впрочем, и иудаизм в целом, после трехтысячелетнего традиционного стремления к нравственности, превратился просто в мистический ритуал: многие искренне верят в то, что где-то в США куры маршируют мимо раввина, благословляющего их для "кошерной пищи". Смешно и грустно… Иудаизм для меня - суть и соль жизни. В шестилетнем возрасте я поступил в еврейскую школу, где изучал иврит и иудаизм по четыре часа в день. В юношеском возрасте я освоил Закон, еврейскую теологию, историю еврейства. Любовь к иудаизму была привита мне еще моим дедом, раввином Ниссеном Телушкиным. благословенна память о нем. Я никогда не забуду, как дед поцеловал меня в макушку за несколько недель до своей кончины, когда я объявил о своем намерении учиться на раввина. Дед был раввином с 1902 по 1970 год. Для меня он был олицетворением иудаизма. И я мечтал продолжить семейную традицию…

Вторым вдохновляющим примером были мои родители. создавшие вокруг меня атмосферу широты мышления и глубокого интереса к иудаизму. Ну, а третьим вдохновляющим фактором был мой однокашник Дэнис Прейгер: эмоционально и интеллектуально мы всегда были с ним "на одной волне". В течение семнадцати лет мы пробирались вместе сквозь дебри жизненных трудностей, проникая все глубже и глубже в бездны премудростей иудаизма…

Должен признаться, что я не всегда в ладах с Богом. Любой религиозный еврей, познавая трагические аспекты еврейской истории, непременно будет отвечать меткому определению Эли Визеля: "Еврей может любить Бога или ссориться с Ним, но он не может Его игнорировать ".

К сожалению, большинство современных евреев отличаются именно последним", они игнорируют и Бога, и иудаизм. Они забывают смысл слов, повторяемых тысячелетиями". "Миссия евреев заключается в совершенствовании мира по закону Бога". Смысл еврейского существования отнюдь не в том, чтобы есть еврейские блюда и рассказывать еврейские анекдоты, пересыпая речь выражениями на идише. Смысл - в борьбе против зла, в уменьшении страданий человечества. Мне больно видеть, как часто забывается эта простая заповедь… Наша книга - попытка напомнить о ней. Напомнить всем - евреям и неевреям. Стюардессам и их кавалерам.

ИОСИФ ТЕЛУШКИН

ВОПРОС ПЕРВЫЙ.

МОЖНО ЛИ СОМНЕВАТЬСЯ В СУЩЕСТВОВАНИИ БОГА И ВСЕ-ТАКИ БЫТЬ ХОРОШИМ ЕВРЕЕМ

"Бог, возможно, имеет свои соображения, не давая нам уверенности в своем существовании. Одним из таких, очевидных для нас, соображений является способность человека сотворять себе кумиры из любой уверенности и обращать эти кумиры себе во зло. Догматики - фашисты, коммунисты и даже некоторые догматики-ученые - продемонстрировали это явление человечеству нынешнего века…"

Эмануэль Ракман "Состояние еврейской веры"

"Если верующий человек с трудом объясняет себе причину существования зла, то атеист сталкивается с гораздо большим числом необъяснимых вещей. Реальность подавляет атеиста своей вездесущей необъяснимостью: законы природы. инстинктивная мудрость насекомых, мозг гения и прозорливость пророка… Вот тут, пожалуй, и заложен рациональный смысл веры в Бога. Вера в Него является пока наилучшим объяснением загадок мироздания".

Милтон Стайнберг "Анатомия веры"

СОМНЕНИЕ

Существует ли Бог? Это, пожалуй, самый сложный вопрос бытия человеческого. В зависимости от ответа на этот вопрос коренным образом меняются судьбы отдельных людей и целых народов.

Но, невзирая на всю важность этого вопроса, серьезная дискуссия о Боге обычно остается делом теологов и философов. Мы, простые смертные, приходим к примитивному ответу на этот вопрос еще в раннем детстве и, как правило, придерживается нашего мировоззрения - бездумно и безоговорочно - в течение всей остальной жизни.

Поэтому, на наш взгляд, разговор об иудаизме следует начать именно с вопроса о существовании Бога. Прежде всего рассмотрим отношение иудаизма к наиболее распространенному сегодня представлению о Боге, которое можно выразить одним словом: сомнение. Итак, можно ли сомневаться в существовании Бога и оставаться хорошим евреем? Да! Верить в Бога временами трудно. Кризис веры - явление вполне закономерное, и признание такого кризиса не является для еврея чем-то "антирелигиозным". Мы насчитали четыре важные причины, по которым сомнение в существовании Бога не является препятствием на пути к становлению "хорошим евреем".

1. Иудаизм ставит ДЕЙСТВИЕ выше ВЕРЫ

Поведение, конкретные дела человека значат больше, нежели провозглашаемая им вера. Талмуд приписывает

Богу высказывание, уникальное среди религиозных писаний: "Пусть лучше евреи забудут Меня, но будут следовать Моему Закону" (ибо, добавляет Талмуд, следуя законам иудаизма, евреи все равно вернутся к Богу. Иерусалимский Талмуд Хаггига 1:7) Согласно иудаизму, еврей может сомневаться в существовании Бога, но оставаться хорошим евреем, пока он следует еврейскому Закону. И наоборот, как бы свято еврей ни верил в Бога, он не будет "хорошим", если действует против Закона. Мы, конечно, не отрицаем уверенности в существовании Бога в рамках иудаизма. Мы просто отмечаем, что иудаизм можно исповедовать и практиковать вне зависимости от степени веры в душе отдельного человека. Вы можете органически вплести иудаизм в вашу повседневную жизнь, изучая его и следуя его законам, одновременно сомневаясь в существовании Бога. Еврейское образование и следование еврейским традициям сами по себе являются важными и ценными как для отдельного человека, так и для общества в целом. Более того, наш собственный опыт подтверждает существующее мнение, что, изучая иудаизм и живя в нем, человек приходит к вере в Бога гораздо более органично и естественно. Талмуд подчеркивает, что мужчина или женщина могут обратиться к иудаизму по причинам, весьма далеким от веры в Бога (по этическим или рациональным соображениям), но в конечном итоге они придут к Нему. (Песахим, 50-6)