Речевые средства убеждения им воздействия судебной речи. Вопросы для самостоятельного изучения

На нашу жизнь влияют не только реальные факты и события, но и те слова, которыми мы их называем.

Психотерапевтическая истина

«Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за одним все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: "Повелитель, я должен сообщить тебе пе­чальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких". Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: "Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть -ты переживешь всех своих родных". Власте­лин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание. Придворные очень удивились. "Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предше­ственник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?" - спрашивали они. На что последовал ответ: "Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не только от того, что сказать, но и оттого, как сказать"» .

Одну и ту же информацию можно по-разному представить че­ловеку, и она окажет различное воздействие на него. Формы и при­емы трансформации содержания и контекста хорошо описаны в книге Р. Бендлера и Д. Гриндера «Рефреминг». Мы не будем оста­навливаться на смысловом содержании речи, а лишь рассмотрим ее частные характеристики.

8.1. КАЛИБРОВКА

ВЕРБАЛЬНОГО СООБЩЕНИЯ

В русском языке несколько сотен тысяч слов. Считается, что человеку для изложения своих мыслей и чувств достаточно и 6000 слов. У каждого человека есть свой базовый (активный) словар­ный запас, то есть тот набор слов, которым он пользуется наибо­лее часто и при помощи которого его мозг и сознание отражают мир и обрабатывают поступающую извне информацию. При этом важно понимать, что, несмотря на общую схожесть, базовые сло­вари различных людей - отличаются друг от друга.

Хотите лучше узнать человека? Послушайте, что и как он говорит.

В речи человека отражаются особенности его понимания окру­жающего мира. Язык человека, как система освоенных им вербаль­ных знаков, - это Карта его Модели мира. Именно благодаря язы­ку и речи одному человеку достаточно произнести слово «стул», и другой человек поймет, что тот имел в виду, найдя в своей Модели мира и представив соответствующий объект. Но каждый человек уникален. Помните? Каждый человек имеет свое индивидуальное представление об окружающем мире в совокупности всех объек­тов, явлений и событий, а также слов, которыми он их называет.

В некоторых случаях, соотнеся услышанное слово с соответствующим пониманием в вашей Модели мира, проверьте, это ли имел в виду человек. Соответствует ли ваше понимание данного слова тому смыслу, который вкладывает в него данный человек. Иначе может получить­ся так, что в группе вы будете работать не с реальными ситуациями и проблемами участников, а с вашими соб­ственными галлюцинациями по этому поводу или с ва­шими возможными проблемами, которые могли бы воз­никнуть у ВАС, окажись ВЫ на месте данного человека.

Важным фактором, влияющим на восприятие вашей речи, яв­ляется то, как вы говорите. Вы можете сделать вашу речь вырази­тельной, чувственной и эмоциональной, а можете говорить безли­ко и безразлично. Соответственно, она будет оказывать различное воздействие на слушателя.

Ваш голос - это средство, с помощью которого вы доносите ваше сообщение до группы. Возможно, вы довольны своим голо­сом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие. Это отчасти связано с тем, что во время произношения он слышит себя, в том числе и через воздушные каналы, соединяющие рот и уши". Поэтому нередко человек, ко­торый впервые слышит свой голос, записанный на пленку, не сра­зу узнает его. Вы можете использовать ваш голос правильно, и он может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации. А можете использовать его как инстру­мент пытки, делая монотонным и неприятным для слуха.

Можно метафорично сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознатель­ное (характеристики голоса). Для слушателя порой более важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы говорим. Замечено, что в состоянии тревоги или нервного напряжения у человека меняются его голосовые характеристики. Этот факт нашел достой­ное применение в бесконтактных (то есть всецело незаметных для собеседника) образцах «детектора лжи». Подсознание человека по­рой с успехом заменяет детектор лжи и может достаточно достовер­но определять неискренность собеседника. При этом достаточно ин­формативны и невербальные звуки, сопровождающие речь человека:

□ частое покашливание может интерпретироваться как лжи­вость, неуверенность в себе или обеспокоенность. (Хотя это может быть просто бронхит!);

□ несоответствующий моменту или несоответственно выра­женный хохот однозначно интерпретируется как напряже­ние, отсутствие контроля над ситуацией.

1 Ли Дэвид. Практика группового тренинга.

Для того чтобы более эффективно владеть собственной речью и правильно использовать голос, рассмотрим следующие характери­стики,

ТЕМП РЕЧИ

Это понятие включает: быстроту речи в целом, длительность звучания отдельных слов и длительность пауз.

Слишком быстрая речь выдает внутреннее напряжение и не­рвозность говорящего. Эмоциональное напряжение часто приво­дит к стремлению завершить происходящее как можно быстрее. Чем больше напряжение, тем быстрее становится речь. Если вре­мени для изложения всей информации мало и вы пытаетесь ее дать с удвоенной скоростью, то все, чего вы добьетесь, -это уменьше­ние в два раза степени ее понимания участниками. Однако слиш­ком медленная и вялая речь может привести к тому, что вы по­теряете внимание и интерес группы. Кроме того, одной из опасностей, кроющихся в медленном темпе, является тенденция к появлению назидательных интонаций. Не позволяйте своим сло­вам превращаться в поучения.

Ведущий должен владеть своей речью и уметь подстраивать ее темп в соответствии с излагаемой информацией. Уверенная, со­держательная речь, как правило, имеет средний, ровный темп с четким разделением слов. Сложные идеи следует излагать в более медленном и равномерном темпе. Необходимо давать слушателю время для осмысления того, что вы говорите (если, конечно, вы не преследуете другие цели).

ПАУЗА В РЕЧИ

Пауза (молчание) - очень важный инструмент вашей речи, если его умело использовать. Она позволяет не смешивать смыслы раз­личных слов и предложений, выполняя функцию разделительного буфера между ними. Иногда человек пытается скрыть свою неуве­ренность, вытесняя паузы. Тем самым его речь становится тороп­ливой, сумбурной и менее понятной.

Многие известные ораторы с успехом используют искусство молчания. Пауза перед кульминационным пунктом - это изюмин­ка хорошего рассказа. Хотя без надобности затянутая, она может восприниматься как нерешительность.

Молчание в нужный момент воспринимается как признак ума!

Своевременное использование паузы подготавливает группу, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.

Использование пауз полезно в следующем ряде случаев.

Перед тем, как начать говорить.

Пауза дает возможность группе подготовиться к восприятию, настраивает участников на внимательное слушание и дает вам воз­можность собраться с мыслями.

Для управления вниманием и усиления значения.

Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно услышать или понять неправильно, применение пауз в нуж­ный момент подчеркивает значение. Использование паузы в дан­ном случае сравнимо с остановкой гида перед особой картиной.

Вместо знаков препинания.

В данном случае паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понимания.

При смене содержания работы (переход к новому упражне­
нию, новой теме).

В данном случае пауза разделяет процедуры, не позволяет сме­шивать различные смыслы и содержание.

ГРОМКОСТЬ

У каждого человека есть способность изменять громкость свое­го голоса в соответствии с условиями. Мы способны бессознатель­но оценивать расстояние до собеседника, уровень шума в аудито­рии и в соответствии с этим подстраивать громкость своего голоса. В зашумленной аудитории человек старается говорить громче. А так как шум и гам нередко сопровождают выполнение некоторых про­цедур в тренинге, то и ведущему группы приходится порой гово­рить громче. Следует учитывать, что громкий голос в сочетании с повышением его тональности и вибрацией воспринимается как неуверенный. Повышение громкости в сочетании с понижением

его тональности придает голосу силу, но в то же время может со­здавать ощущение агрессивности. Поэтому, пытаясь успокоить группу, не стоит чрезмерно повышать громкость голоса. На подоб­ные случаи есть другие средства для привлечения внимания груп­пы, например хлопок в ладоши. В некоторых случаях можно ис­пользовать свисток. И если после использования свистка вы будете говорить чуть громче, чем шепотом, то вы получите желаемый ре­зультат. Если ваш голос едва слышен, группе необходимо успоко­иться, замолчать и слушать очень внимательно, чтобы узнать, что вы хотите сказать.

Высота голоса является важным элементом передачи психичес­кого состояния говорящего и способна вызвать такое же состоя­ние у слушающего. Низкий голос (особенно бас) передает уверен­ность. Соответственно повышение высоты голоса (особенно в сочетании с повышением темпа речи) может восприниматься как утрачивание контроля над ситуацией. Если такое действительно происходит, придайте более низкую высоту вашему голосу и замед­лите темп, и вы почувствуете себя увереннее.

ИНТОНАЦИЯ

Интонации - это, пожалуй, наиболее важный элемент речи. Одни и те же слова, произнесенные с разной интонацией, могут передавать различные смыслы, вплоть до противоположных. В речи нет вопросительных или восклицательных знаков, их роль выпол­няет та интонация, с которой вы произносите определенные сло­ва. Во время общения человек использует от 10 до 20 различных нот. Интонации создают общий мелодичный рисунок речи и по­могают удерживать внимание. Чем более резко падает интонация, тем больше категоричности. Речь становится более монотонной при подчеркивании формальной ситуации. Медленно поднимаю­щиеся и неглубокие интонации выражают неопределенность, не-

доумение, сомнение. Глубокие эмоции - грусть, жалость, нежные чувства - передаются плавной сменой интонаций в речи.

Вы можете упражняться в произнесении одинаковых фраз с раз­личной интонацией, придавая им разный смысл. Например, по­тренируйтесь при помощи интонации передавать состояние заин­тересованности, равнодушия, любопытства, тревоги, гнева, умиротворенности и др.

8.8. СМЫСЛОВЫЕ УДАРЕНИЯ

Вы можете выделять некоторые участки своей речи, помечать важность отдельных ключевых слов, тем самым усиливая их воз­действие. Подобные смысловые ударения можно делать при по­мощи:

□ более медленного произнесения ключевых слов;
□ изменения громкости в момент их произнесения;

□ повышения или понижения интонации в процессе произ­ношения слова;

□ выделения паузой.

Однако следует понимать, что большее значение имеет не столько то, как вы выделите слово, сколько то, какое именно это будет слово. Если просто выделять каждое слово в своей речи, вы добьетесь этим не больше, чем если бы подчеркивали все слова, которые пишите.

Язык является основным инструментом ведущего тренинг. Ваш профессионализм прямопропорционален знанию этого инструмента и умению его использовать. Следует постоянно пополнять словарный запас, знать точное значение слов, которые вы используете, и от­четливо их произносить.

Неряшливое использование языка вызовет лишь пренебрежитель­ное отношение людей, с которыми вы общаетесь.

Литература к главе 8: .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Парадигма ведущих подходов к изучению речевого воздействия. Проблема разграничения прямого и косвенного речевого воздействия. Специфика репрезентации тактик, реализующих макростратегии манипулирования и суггестии. Тактики рациональной аргументации.

    дипломная работа , добавлен 13.11.2017

    Стратегии и тактики речевого общения в рамках речевой коммуникации, приемы воздействия на партнера по коммуникации, приемы манипуляции и операции над высказываниями. Речевое общение и взаимодействие, речевое воздействие с точки зрения когнитивистики.

    реферат , добавлен 14.08.2010

    Определение понятия стратегии в междисциплинарном аспекте. Сущность коммуникативных стратегий в лингвистике. Процесс речевого воздействия, составляющие структуры деятельности и ее классификация. Собственная и чужая мысль как предмет речевой активности.

    реферат , добавлен 10.08.2010

    Речевое взаимодействие в агональном жанре политического дискурса, как предвыборные теледебаты, организованого вокруг конфликта целей участников. Взаимодействие в агональном диалоге, речевого воздействия. Интродуктивная, варьирующая, аддитивная стратегии.

    реферат , добавлен 10.08.2010

    Определение понятия "ирреальность". Современная классификация форм ирреальности. Выделение и описание различных способов выражения ирреальности в английском языке. Анализ употребления средств выражения ирреальности в художественных текстах Конан Дойла.

    курсовая работа , добавлен 23.06.2009

    Способы направленного речевого воздействия. Определение подтекста в научной литературе. Эмоциональное воздействие политического текста, различие понятий "эмоциональность" и "эмотивность". Описание способов реализации эмоциональных состояний в тексте.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Теоретические основы речевых конструкций. Общая характеристика речевого воздействия: природа, предпосылки (психологические, когнитивные, логические, коммуникационно-семиотические), способы (убеждение, внушение) и сферы применения (политика, реклама).

    курсовая работа , добавлен 04.06.2012

    Рассмотрение языковых особенностей древненовгородского диалекта. Изучение случаев употребления гипокористических форм личных имен в новгородских берестяных грамотах. Обзор примеров употребления гипокористики в московских деловых и бытовых письмах.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2017

Слово риторика происходит от греческого rhetorike, что в переводе означает «ораторское искусство».

Риторика - это наука об ораторском искусстве, о мастерстве публичного выступления перед аудиторией. Риторика призвана научить, как эффективно воздействовать на аудиторию при помощи своей речи и как достичь успеха, выступая публично. Владение риторическими навыками позволяет научиться выступать публично, воздействуя при этом на чувства слушателей.

Согласно М.В.Ломоносову, риторика является наукой о всякой предложенной материи красно говорить и писать. (М. В. Ломоносов).М. В. Ломоносов Краткое руководство к красноречию

Представляется уместным отметить, что термин ораторское искусство имеет античное происхождение. Его синонимами являются термины риторика и красноречие. В Словаре русского языка риторика определяется следующим образом: теория красноречия, наука об ораторском искусстве; излишняя приподнятость изложения, напыщенность.

Традиционно красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским творчеством. Согласно М.М.Сперанскому, под красноречием понимается дар потрясать души и сообщать им образ своих понятий, а под риторикой понимается как обучать, как пользоваться этим божественным даром; каким образом драгоценные камни, чистое порождение природы, очищать от их коры, умножать отделкой их сияние и вставлять их в таком месте, которое бы умножало их блеск.

Специалистов разного профиля интересуют различные аспекты красноречия. Лингвисты разрабатывают теорию культуры речи, дают рекомендации, как говорить правильно. (К. Гаузенблас, В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Л. В. Щерба, Р. О. Якобсон) (Культура русской речи / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяева -- М., 1999) Так, Л.К.Грудина и Е.Н.Ширяева в книге Культура русской речи отмечали, что культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения.(Б.Т.Гарднер и Р.А.Гарднер Ф.Г.Паттерсон, Ж.Пиаже Д.Уотсон, Н.Хомский)Так, согласно теории Н.Хомского, у большинства языков базовая структура сходна. Так, в каждом предложении имеются подлежащее, сказуемое и дополнения. Из этого следует, что каждый язык - это лишь один, свойственный данной культуре вариант базовой модели, общей для всех людей. Другой психолог, Ж.Пиаже отмечал, что развитие языка не отличается от развития восприятия или памяти, ни даже от развития мыслительных процессов. Согласно его же теории наследуется лишь деятельность интеллекта, а познание мира, в котором язык служит лишь одним из способов отражения, формируется при взаимодействии ребенка со средой. Язык при этом не играет никакой роли в развитии мышления и интеллекта.

В традициях отечественной психологии, основывающейся на трудах Л.С. Выготского, язык по своей сути - это социальный продукт, который постепенно интериоризуется ребенком и становится главным “организатором” его поведения и таких когнитивных процессов, как восприятие, память, решение задач или принятие решения.

С психолингвистических позиций развитие речи, а также красноречия рассматривается как становление все более совершенной структуры. Из этого следует, что развитие речи представляет собой непрерывно и циклически повторяющиеся переходы от мысли к слову и от слова к мысли, которые становятся все более осознанными и содержательно богатыми (см. прил. 1).

На протяжении всей истории психологических исследований было выявлено, что речь и мышление непрерывно связаны между собой. Предполагались попытки разделения этих двух понятий и рассмотрения их как совершенно независимых элементов или же соединение этих двух элементов, вплоть до их абсолютного отождествления.

В настоящее время, благодаря исследованиям П.К.Анохина, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии и других ученых, установлено, что основой всякой высшей психической функции являются не отдельные “центры”, а сложные функциональные системы, которые расположены в различных областях центральной нервной системы, на различных ее уровнях и объединены между собой единством рабочего действия.

Напомним, что речь - это особая и наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. В процессе речевого общения (коммуникаций) люди обмениваются мыслями и воздействуют друг на друга. Осуществляется речевое общение посредством языка. Язык - это система фонетических, лексических и грамматических средств общения. Говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывает их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляций речевых органов.

Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление.

Cознанию свойственно искать во всем систему, порядок -- логику. Логика развития явлений получает отражение в нашем мышлении. Логика как наука изучает законы мышления, пути и способы получения знаний о мире путем рассуждений.

Конечно, рассуждают все люди, даже не изучавшие логику. Но одни при этом более логичны, чем другие. Знание логики так же помогает правильно мыслить, как знание грамматики -- правильно говорить и писать. Оно необходимо и ученому, и оратору.

В своей книге Ораторское искусство и деловое общение О.А.Баева отмечает, что логика - наука, на которую опираются логика мышления и логика изложения, имеет две ветви. Диалектическая логика учит определенному подходу к явлениям и событиям: пониманию их объективного, закономерного характера, причинной обусловленности всех явлений, их связи с другими явлениями или событиями, поиску противоречий как источника развития процессов.

Представления о мире сознание отражает в конкретных формах, которые изучает формальная логика. Диалектическую логику часто называют диалектикой, а формальную логику -- просто логикой. Логика выделяет три формы мышления.

Понятие -- форма мышления, которая отражает общие и самые существенные свойства предмета или явления. Они представляют собой содержание понятия. Понятие характеризуется и объемом -- совокупностью предметов или явлений, относящихся к данному понятию. Например, содержание понятия «автомобиль» -- транспортная самодвижущаяся безрельсовая машина, а объем этого понятия чрезвычайно велик: всевозможные марки легковых, грузовых, спортивных и прочих автомобилей.

Умозаключение -- цепочка суждений, последнее из которых -- заключение -- является новым знанием, выводимым из уже известных суждений, называемых посылками.

В процессе своего выступления оратор раскрывает содержание того понятия, которому посвящена тема, и использует множество других; он высказывает определенные суждения и приходит к заключениям, порой неожиданным для аудитории. Если при этом оратор говорит ясно, последовательно, обоснованно, аудитория будет пленена «железной» логикой, которая порой оказывает гипнотизирующее действие.

Цель выступления перед слушателями -- подвести их к определенным выводам. При этом оратор не копирует ход своих мыслей, не воспроизводит логику рассуждений, а стремится к тому, чтобы управлять мыслительным процессом слушателей.

Логика изложения -- это «логика для аудитории».

Представляет определенный интерес проследить, в чем проявляется связь риторики и науки. Известно, что риторика пользуется открытиями и достижениями всех наук, широко их пропагандирует и популяризирует. Не вызывает сомнений тот факт, что многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме в публичных речах. Риторика опирается на систему следующих наук: философия, логика, психология, педагогика, этика, эстетика, литературоведение, лингвистика.

Риторика как учебный предмет определяется следующим образом: это филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи в разных жанрах письменной и устной речи.

В настоящее время известны различные науки, которые занимаются изучением языка. Среди них можно назвать психолингвистику, теорию речевой деятельности, социолингвистику, прагмалингвистику. Каждая из этих наук использует свои методы и пути исследования языка. Ряд работ теоретического и методического плана свидетельствует о возрастающем интересе лингвистов к проблеме речевого воздействия(Т.В. Гагин 2004, О. А. Филиппова Обучение эмоциональному воздействию Изд. "Наука, Флинта" (2012) О. С. Иссерс Речевое воздействие Изд. "Флинта, Наука" (2009),В. И. Шляхов Изд. "Красанд" (2010) Речевая деятельность. Феномен сценарности в общении, Андрей Донских: Убедить. Призвать. Добиться своего! Речевое воздействие на собеседника Изд. "Речь" 2011 др.)

(Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику Учебное пособие. - 3-е изд. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2010. - 152 с.)Представляет определенный интерес рассмотреть термин прагмалингвистика или прагматическая лингвистика. Этот термин достаточно отчетлив по своему содержанию: прагма-действие, прагмалинвистика-наука, изучающая язык как средство воздействия, интеракции (Киселева 1978).Другими словами, прагмалингвистика занимается изучением воздействия речи на человека. Так как современный человек живет в условиях постоянного речевого воздействия, оказываемого на него другими людьми, роли воздействия в общении людей придается такое большое значение.

В самом общем виде основную задачу прагмалингвистики можно сформулировать как изучение языка в его прагматической функции или как изучение вербального управления человеческим поведением, моделирование социально и индивидуального поведения людей посредством речи. Прагмалингвистика имеет своим предметом систему прагматических, то есть воздействующих средств языка и изучает закономерности их функционирования в речи.

Представляется уместным ответить, что основу любого устного выступления составляет понимание языка, реализованного в системе знаков. При этом, однако, необходимо различать собственно выступление и эффективное выступление, которое включает в себя прагматический компонент (Анощенкова 1977).

При анализе публичной речи особый интерес представляет именно эффективно целенаправленное речевое воздействие, при котором достигается положительный прагматический эффект, то есть когда регулятивное воздействие, оказываемое оратором на слушателей, достигает цели. Многолетий опыт изучения проблематики речевого воздействия показывает, что речь человека воздействует прежде всего своим фактическим материалом. Безусловно, любое публичное выступление будет иметь убеждающую силу, если представленный материал последовательно и логично организован.

Четкость, выразительность, эмоциональность речи также будет способствовать эффективному речевому воздействию на слушателей. Если оратор побуждает аудиторию своей речью к сознательным поступкам, действиям, если он влияет через свою речь на поведение слушателей, значит его слово обладает воздействующей силой (Артемов 1966).Что касается прагматически направленной публичной речи, то следует иметь ввиду, что прагматическая целеустановка речевого акта предполагает сознательное использование оратором эмоциональной речи при условии полной информированности о побуждениях и средствах достижения не только своих целей, но и целей слушателей (Тарасов 1977).

При исследовании данного вопроса необходимо также обратить внимание на следующие факторы, определяющие силу прагматического воздействия публичной речи на аудиторию: учет социальной и профессиональной принадлежности как оратора, так и слушателей; возрастные особенности; принадлежность к полу, так как общеизвестно, что речь мужчин и женщин и их восприяттие речи отличается и имеет свои определенные специфические черты; особенности интеллектуального, эстетического и эмоционального развития слушателей.

Одним из требований, предъявляемых к мастерству оратора, является дифференциированный подход к социальному, профессиональному, национальному и возрастному составу аудитории, что играет важную роль в эффективности целенаправленного речевого воздействия. Искусство всякого оратора состоит в том, чтобы наилучшим образом повлиять на данную аудиторию, делая свою речь более убедительной и более наглядной.

Следует отметить, что потребности оратора в выражении субъективного отношения к действительности и воздействия на психику (мысли, чувства, волю и поведение людей)посредством выражения эмоций, эмоциональной оценки, эстетической оценки, побуждения, посредством придания особой выразительной силы языковым средствам, а также потребность установления контакта порождают разновидности прагматической функции речи: эмоциональную, эмоционально-оценочную, эстетическую, побудительную, эксперессивную и контактную. Указанные разновидности прагматической функции публичной речи объединяются тем, что они обладают специально заданной направленностью на регуляцию поведения слушателей.

Побудительная функция рассматривается как предназначенность языковых средств для передачи волеизъявления оратора с целью побуждения слушателей к тому или иному действию и поведению(Киселева 1978)

Под термином эмоциональная функция понимается предназначенность языковых средств для выражения эмоций, чувств оратора с целью воздействия на поведение слушателей посредством “эмоционального заражения”.

Термин эмоционально-оценочная функция используется для передачи положительной или отрицательной эмоциональной оценки оратора с целью воздействия на оценочные установки аудитории и вследствие этого на поведение.

Под экспрессивной функцией понимается предназначенность языковых средств для воздействия на психику и поведение аудитории посредством их особых выразительно-изобразительных качеств, таких как образность, новизна и других.

Под термином контактная функция предлагается понимать предназначенность языковых средств для установления и поддержания контакта, т.е. установление, сохранение и укрепление связей и отношений между оратором и слушателями.

Все вышеуказанные функции публичной речи служат для создания прагматического эффекта на слушателей. Известно, что прагматический эффект может быть двух видов: 1) планируемый(целевой, направленный) и 2) непланируемый (ненамеренный, фактический)

Соотношение между ними различно:а) они могут совпадать, когда планируемый прагматический эффект публичной речи достигает полной реализации, в таком случае можно говорить о положительном прагматическом эффекте; б)между планируемым и реальным (непланируемым) прагматически эффектом может возникнуть отношение несовместимости: в конкретной речевой ситуации возникает прагматический эффект, прямо противоположный планируемому.Такой эффект квалифицируется как отрицательный. Очевидно, что конечной целью публичной речи оратора является оказание положительного прагматического эффекта на аудиторию.

Таким образом, основываясь на вышеизложенном, можно сделать вывод о том, что изучение проблематики речевого воздействия, а точнее прагматического аспекта речи является необходимым условием успешного воздействия оратора на чувства и разум аудитории при произнесении публичной речи. Оратор, как никто другой, имеет возможность эффективно воздействовать на слушателей своей речью, управлять их действиями и переживаниями.

Как уже было отмечено ранее, только то публичное выступление будет иметь силу, которое включает в себя прагматческий компонент речи. В связи с этим представляет определенный интерес рассмотреть структурно-стилистические особенности прагматически эффективной речи.


Подобные документы

    Киево-Могилянская Академия. Риторика в эпоху Ренессанса. Современная риторика. Судебная риторика. Правильность и коммуникативная целесообразность речи. Законы подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.

    реферат , добавлен 23.10.2008

    Ораторское искусство как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи, умение формулировать тезис и подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения. Функции судебной риторики. Понятие структуры речи.

    контрольная работа , добавлен 25.03.2012

    Понятие ораторской речи как разновидности публичной речи, ее сущность и особенности. Элементарные принципы и приемы риторики, форма подачи речи. Применение выразительных приемов. Номинативная, коммуникативная и экспрессивная функции парламентской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Понятие и виды публичного выступления. Определение и исследование основных качеств идеальной публичной речи. Влияние их на эффективность общения и уровень речевой культуры говорящего. Изучение грамматики языка и применение ее при построении речи.

    доклад , добавлен 26.09.2016

    Понятие публичной речи. Социально-политическое, академическое, жанрово-стилистическое красноречие. Передача основных идей, содержания доклада как цель публичного выступления. Составляющие техники речи: дикция, темп, интонация. Главные виды доказательства.

    контрольная работа , добавлен 24.09.2014

    Общая характеристика форм речи. Сущность доказательства. Ораторское искусство. Эвристическая риторика. Логика речи. Стилистические приёмы ораторской речи. Лексические приёмы ораторской речи.

    реферат , добавлен 10.09.2007

    История изучения канцелярита и канцеляризмов. Особенности применения речевых штампов и избитых выражений. Обстоятельства использования официального стиля речи, сфера его применения. Практический анализ употребления канцеляризмов в публичной речи.

    курсовая работа , добавлен 06.12.2015

    Анализ образца публичной речи с точки зрения композиции. Цель - привлечение внимания слушателей к собственной персоне. Использование оратором приемов, помогающих созданию теплой, дружественной атмосферы частной беседы. Воззвания, лозунговая часть речи.

    контрольная работа , добавлен 06.07.2009

    Аспекты культуры речи. Коммуникативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи. Правильность речи как коммуникативное качество. Устранение речевых ошибок в приведенных предложениях. Лексическое значение и стилистическая окраска фразеологизмов.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Характеристика состояние современного русского языка. Творческий подход и этапы подготовки к произнесению ораторской речи. Определение тематики выступления, поиск и отбор материала, изучение отобранной литературы. Виды вспомогательных материалов.