Подготовьте развернутое

Хочу обратить ваше внимание, уважаемые друзья, что на выполнение экзаменационной работы по истории дается 3,5 часа или 210 минут. Работа состоит из 3 частей, включающих 39 заданий.

Часть 1 (А) включает 21 задание с выбором ответа. К каждому заданию дается четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 (В) состоит из 12 заданий, на которые надо дать краткий ответ в виде слова (словосочетания) или последовательности цифр.

Часть 3 (С) включает 6 заданий с развернутым ответом.

Рекомендую выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте текущее задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям и ответить на поставленные в них вопросы.

Уверен, что изучив изложенный мною материал по истории и закрепив его в тестах, вы сможете выполнить наибольшее число заданий и набрать максимальное количество баллов. Успехов вам!

Часть A

1. Кто из названных пар были современниками?

1) Иван Грозный, митрополит Макарий

2) Иван III, Сергий Радонежский

3) Дмитрий Донской, патриарх Никон

4) Иван Калита, Иосиф Волоцкий

1) Иван Грозный, митрополит Макарий

2. Какое из названных событий относится к XVI в?

1) Северная война

2) Ливонская война

3) Семилетняя война

2) Ливонская война

3. Что из названного относится к итогам правления Ивана III?

1) свержение ордынского владычества

2) получение Россией выхода к Черному морю

3) присоединение к России Сибирского ханства

4) начало созыва Земских соборов

1) свержение ордынского владычества

4. Кто из названных лиц был знаменитым иконописцем XVII в?

1) Дионисий

2) Феофан Грек

3) Симон Ушаков

4) Андрей Рублев

5. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и назовите имена князей, о которых идет речь.

«Первые московские князья выступают смелыми хищниками… Первый московский князь Александрова племени по рассказу летописца… врасплох напал на своего рязанского соседа князя Константина, победил его «некоей хитростью», т.е. обманом взял его в плен и отнял у него Коломну. Сын его в 1303 г., напав на другого соседа, князя можайского, также взял его в плен и захватил можайский удел в самых верховьях р. Москвы, потом убил отцова пленника Константина и удержал за собой Коломну: теперь вся Москва-река до самого устья стала московской ».

1) Даниил, Юрий

2) Иван, Семен

3) Иван, Дмитрий

1) Даниил, Юрий

6. Какие из названных имен связаны с событиями на Сенатской площади 14 декабря 1825 г?

1) М.А. Милорадович, П.Г. Каховский

2) Александр II, С.Л. Перовская

3) Павел I, Н.И. Панин

4) К.П. Победоносцев, М.Н. Катков

1) М.А. Милорадович, П.Г. Каховский

7. Какое название в XIX веке получили сторонники особого, отличного от западного пути развития России?

1) социал-демократы

2) славянофилы

3) нестяжатели

2) славянофилы

8. Одной из причин Крымской войны (1853-1856) было стремление России

1) присоединить Южную Бессарабию

2) расширить влияние на Балканах

3) получить выход в Черное море

2) расширить влияние на Балканах

9. Прочитайте отрывок из официального документа XIX века и укажите имя монарха, при котором документ был принят.

«Если кто из помещиков пожелает отпустить благоприобретенных или родовых крестьян своих по одиночке или целым селением на волю и вместе с тем утвердить им участок земли или целую дачу: то сделав с ними условия, какие по обоюдному согласию признаются лучшими, имеет представить их в прошении своем… »

2) Александр I

3) Александр II

2) Александр I

10. Что было одной из особенностей промышленного развития России в 1880-1890-х гг?

1) широкое привлечение в экономику иностранного капитала

2) низкие темпы развития

3) невмешательство государства в экономику

4) начало промышленного переворота

1) широкое привлечение в экономику иностранного капитала

11. Что стало одним из результатов Крестьянской реформы 1861 года?

1) разделение крестьян на государственных и частновладельческих

2) установление трехдневной барщины

3) перевод крестьян на «месячину»

4) развитие системы крестьянского самоуправления

4) развитие системы крестьянского самоуправления

12. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о ком из деятелей общественного движения XIX веке идет речь.

«Жизнь его, как и его идеи, полна парадоксов. Кто бы мог подумать, что этот отпрыск родовитой дворянской семьи, проведший детские и юношеские годы в тиши и идиллии помещичьей усадьбы среди многочисленных братьев и сестер, станет потом призывать крестьян к бунтам и поджогам, к уничтожению дворянских гнезд? Кто бы мог подумать, что этот скромный, богобоязненный юноша станет ярым ниспровергателем Бога и религии? Кто бы мог подумать, что он, склонный к углубленным философским размышлениям, поклонник Фихте и Гегеля, скоро решительно порвет с «философской заумью» и станет человеком действия, решительных и безоглядно смелых поступков, теоретиком анархизма? Что формуле Гегеля «все действительное — разумно», которую он толковал буквально и консервативно, предпочтет мефистофельскую формулу «все действительное достойно гибели »?

1) Б.Н. Чичерине

2) М.А. Бакунине

3) С.С. Уварове

2) о М.А. Бакунине

13. Какое понятие возникло в связи с процессом демократизации культуры в 1870-1890-х гг?

1) передвижники

2) романтизм

1) передвижники

14. Какие из названных событий относятся к периоду 1930-1934 гг?

1) создание Совета Народных Комиссаров, принятие Декрета о земле

2) введение паспортной системы, вступление СССР в Лигу Наций

3) хлебозаготовительный кризис, принятие первого пятилетнего плана

4) принятие второй («сталинской») Конституции СССР, столкновение у озера Хасан

2) введение паспортной системы, вступление СССР в Лигу Наций

15. Следствием корниловского мятежа был(о)

2) установление в стране военной диктатуры

3) выход из Временного правительства всех представителей социалистических партий

16. К начальному периоду Великой Отечественной войны (1941-1942) относится

1) проведение Висло-Одерской операции

2) Смоленское сражение

3) осада Кенигсберга

4) крупное танковое сражение под Курском

2) Смоленское сражение

17. Прочтите отрывок из воспоминаний и определите, о положении жителей в каком городе в годы Великой Отечественной войны в нем говорится.

«Сколько восторгов было, когда прибавили хлеба. В булочных кричали «ура». Восстановить разрушенные силы эта прибавка не может. Дело ясное. Народ валится… Но она принесла с собой надежду: будет лучше! Каждый упоминает Ладожское озеро. Ледовая дорога. Ледовая трасса. Дорога к жизни ».

1) Сталинград

3) Ленинград

3) Ленинград

18. Организация Варшавского договора была создана в

3) 1955 г.

19. Что из названного является результатом политических преобразований 1988-1990 гг?

1) усиление власти союзного центра

2) укрепление внутрипартийного единства в КПСС

4) начало разрушения однопартийного режима

4) начало разрушения однопартийного режима

20. Повесть «Оттепель», давшая название периоду правления Н.С. Хрущева, принадлежит писателю

1) И.Г. Эренбургу

2) М.А. Шолохову

3) А.И. Солженицыну

1) И.Г. Эренбургу

21. Экономическая ситуация в России в 1990-х гг. отличалась

1) большой зависимостью экономики от иностранных кредитов

2) высокими темпами развития тяжелой промышленности

3) снижением экспорта из страны газа и нефти

4) снижением импорта иностранных промышленных товаров

1) большой зависимостью экономики от иностранных кредитов

Часть В

1. Расположите имена представителей культуры в хронологическом порядке их жизни и деятельности. Запишите цифры, которыми обозначены имена, в правильной последовательности в таблицу.

1) зодчий Аристотель Фиораванти

2) летописец Нестор

3) художник Михаил Врубель

4) ученый Михаил Ломоносов

3. Установите соответствие между именами и событиями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Имена

А) патриарх Никон

Б) Василий Шуйский

В) Иван III

События

1) присоединение Великого Новгорода

2) восстание Ивана Болотникова

3) церковный раскол

4) битва на реке Калке

5. Установите соответствие между именами деятелей культуры и их произведениями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

Имена

А) А. Захаров

Б) К. Росси

В) В. Растрелли

Г) О. Бове

Произведения

1) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

2) Генеральный штаб в Санкт-Петербурге

3) здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

4) Большой театр в Москве

5) Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге

7. Какие три явления из перечисленных относятся к новой экономической политике?

1) всеобщая трудовая повинность

2) продразверстка

3) частная аренда мелких и средних предприятий

4) бесплатные коммунальные услуги

5) концессии иностранным предпринимателям

6) существование конвертируемой золотой валюты – червонца

9. Прочтите отрывок из документа и напишите название периода, к началу которого этот документ относится.

«Эшелоны с чехословацкими солдатами, направленные советской властью во Владивосток, по дороге в Златоуст-Челябинск дерзнули поднять мятеж против Российской советской республики, против железной дороги и телеграфа. Сообщение республики прервано. Тем самым они поставили себя в ряды величайших врагов республики, которым не будет пощады, если они не образумятся. Облеченный рабоче-крестьянским правительством властью в военных делах, приказываю чехословацким эшелонам, стоящим перед лицом кровавой кары – массовым расстрелом советскими войсками, немедленно сдать оружие ближайшему представителю советских войск ».

Гражданская война

10. Ниже приведен перечень названий партий и общественных течений XIX – начала ХХ в. Все они, за исключением одной (одного) относились к социалистическому направлению общественной мысли. Найдите и запишите название партии (общественного движения), представители которой (которого) не относились к социалистическому направлению общественной мысли.

Октябристы, народники, эсеры, меньшевики, анархисты, большевики .

Октябристы

11. Напишите пропущенное понятие (термин).

В XVII веке лично свободных крестьян, владевших общинными землями, несших государственные повинности, называли…

черносошные

12. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

Событие Дата Участник(и)
Создание Совета Народных Комиссаров (А) В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий
Штурм Перекопа (Б) (В)
(Г) 1922 г Г.В. Чичерин
Подписание Пакта о ненападении с Германией (Д) (Е)

Пропущенные элементы :

4) Генуэзская конференция

5) Кронштадтский мятеж

6) М.В. Фрунзе

7) А.В. Колчак

8) В.М. Молотов

Часть C

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-СЗ. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

Из статьи историка В.Г. Чернухи: «Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития и оценивал реформы, проведенные его отцом, с точки зрения их совместимости с абсолютной властью. На судебной контрреформе он настаивал именно потому, что в его глазах это было детище конституционалистов, начавших с ограничения судебной власти царя. Другой бьющей в глаза идеей (императора) была идея национальная, сказывавшаяся и в его внешней политике, и в политике по отношению к национальным окраинам, у которых он начал отбирать остатки автономии… Сильно отразился на его политике и сословный принцип, им исповедуемый. Этот принцип пришел на смену бессословному подходу предыдущего царствования и особенно сильно сказался на дворянской политике (императора), поставившего своей целью поддержать и возродить поместное дворянство в России, отвергая все доводы о бесперспективности такой цели ».

С1. Напишите имя императора, политика которого охарактеризована в данном тексте. Укажите годы его царствования.

1) Александр III ; 2) годы его царствования – 1881-1894 годы либо конец XIX века.

С2. На основе текста и знаний по истории укажите не менее четырех задач, которые ставил перед собой данный император во внутренней политике.

1) сохранение самодержавия; 2) пересмотр политики предыдущего царствования, корректировка проведенных Александром II реформ; 3) восстановление сословного начала, покровительство дворянству; 4) русификаторская политика, ограничение прав национальных окраин; 5) борьба с революционным движением и с либералами.

1) автор относится негативно (критически) к политике Александра III; 2) «Он закрывал пред Россией возможности конституционного развития…» и «отвергая все доводы о бесперспективности» поддержки помещичьего землевладения.

С4. Согласно летописной легенде перед князем Владимиром стоял вопрос о выборе религии между христианством западным, восточным (православием), исламом и иудаизмом. В результате он остановился на православии. Дайте не менее трех объяснений такого выбора.

1) при выборе религии решающую роль сыграли прочные связи Руси с Византией; 2) Византия была самым развитым обществом того времени, наследницей античной цивилизации, что предопределило выбор религии, исповедуемой византийцами; 3) принятие христианства позволяло использовать церковную организацию в интересах княжеской власти. Кроме этого, можно сослаться на летопись, согласно которой: 1) Владимир отверг иудаизм, как религию, исповедуемую народом, лишенным своей государственности, и исповедуемую потерпевшими разгром хазарами; 2) Владимир посчитал невозможным для Руси отказаться от «пития», что требовал ислам; 3) Владимира привлекла торжественность, красота православного богослужения.

С5. Ниже приведены две точки зрения на причины «застоя» в общественно-политической и экономической жизни СССР:

1. Отказ от реформирования системы был вызван прежде всего тяжелой болезнью лидера Л.И. Брежнева.

2. «Застой» стал закономерным итогом развития советской системы к 1970-м гг., был вызван сознательным отказом от коренных реформ этой системы.

Какая из точек зрения представляется вам более предпочтительной? Используя исторические знания, приведите три аргумента, подтверждающих избранную вами точку зрения.


1) Прежде всего Ваша личная позиция: выбор первой или второй точки зрения; аргументируйте свою позицию, например:
2) При выборе первой точки зрения может быть сказано, что 2.1) в начале правления Л.И. Брежнева были проведены экономические реформы А.Н. Косыгина, что свидетельствует о первоначальном реформаторском потенциале правления, утраченном в результате болезни; 2.2) от лидера, и, соответственно, его состояния, в советской системе традиционно многое зависело; 2.3) болезнью Брежнева воспользовалась консервативно настроенная партноменклатура, которая и несет ответственность за «застой».
3. При выборе второй точки зрения может быть сказано, что 3.1) все реформы были фактически свернуты еще до болезни Брежнева; 3.2) Л.И. Брежнев отличался консервативными взглядами, был против резких перемен, не был реформатором по натуре; 3.3) с самого начала Л.И. Брежнев был марионеткой в руках партийной номенклатуры, не желавшей перемен, он был выходцем из нее; 3.4) отказ от реформ был вызван тем, что в результате реформирования система могла разрушиться (что показала перестройка), а отказаться от нее правящая элита тогда была не в состоянии.

С6. Напишите исторический портрет Екатерины II.

Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности.

1) 1729-1796 или 60-90-е годы XVIII либо вторая половина XVIII века . 2) укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления; расширение прав и свобод русского дворянства; создание условий для экономического развития страны; распространение знаний; развитие европейских форм культуры и образования; повышение авторитета России за границей, укрепление ее международного положения.

Вопрос 01. Используя знания по истории и литературе, охарактеризуйте романтизм, критический реализм, натурализм.

Романтизм воспевал идеал, к которому действительность даже не должна была стремиться. Идеал обычно выражался в жизни сильной личности, с сильными страстями и переживаниями, зачастую бунтарской. Такой герой редко является лидером, он не ведёт за собой людей, он скорее противопоставляет себя обществу. Литератор романтик не стремился изменить общество, максимум он надеялся, что поможет кому-то мечтать, а больше изливал на бумагу мечты собственные. Потому романтизм так часто обращался к прошлому, например, фактически заново открыл для литературы Средневековье.

Критический реализм наоборот стремился изменить общество, указав на неприглядные стороны жизни. Это направление показывало всю грязь, неустроенность и бедность низших слоёв населения. Писатели этого направления надеялись, что открыв глаза читающей публики на судьбу этих людей, они поспособствуют реформам в социальной сфере, которые облегчат жизнь самых обездоленных.

В то время, как романтизм приукрашивал своих героев, а реализм старался показать наоборот самые тёмные стороны, натурализм в противоположность им стремился показать жизнь такой, какая она есть, без прикрас или сгущения красок. Именно эти литераторы во многом бесплодностью своих попыток доказали, что даже если творец не пытается как-то исказить изображаемое, полной объективности он всё равно добиться не может, потому что её не существует: каждый человек, включая писателя, видим мир по-своему. Одновременно это направление в рамках «показа жизни, какой она есть» также, как и реализм, поднимала тему уродливости бытия, потому что действительность включает и уродливость.

Вопрос 02. Как вы считаете, есть ли нечто общее во взглядах на жизнь и роль искусства у романтиков и реалистов и в чём различие?

Ответ. И романтики, и реалисты видели, что реальная жизнь далека от идеала, но реалисты активно показывали, выпячивали это, а романтики наоборот описывали идеальных героев, лишь подчёркивая, либо невостребованность такого героя обществом и действительностью в целом, чуждость его основной массе людей, либо нереальность своих героев в современной писателю действительности.

Вопрос 03. Можете ли вы назвать исторические события, которые повлияли на творчество романтиков? Как они воплотились в их произведениях?

Ответ. Толчком к появлению реализма стала Великая Французская революция. Идеалы, которые провозглашались тогда, были похожи на сон, на мечту. Герои революции были теми самыми сильными личностями, которых стали воспевать романтики. Однако революция почти сразу показала и свою неприглядную сторону, включая массовые казни, герои революции в основном погибли на гильотине, не принятые, не понятые большинством. Те события и сформировали романтизм. У поэтов и писателей этого направления часто осталось восхищение перед планами переустройства общества, хотя в большинстве их произведений и показан идеал не достижимый. Например, борьбу греков за свободу (ещё до начала их знаменитой войны против Турции) известный английский поэт Джордж Байрон показал в своём «Корсаре».

Вопрос 04. Прокомментируйте высказывание К. Маркса о произведениях Бальзака, что они «раскрыли миру больше политических и социальных истин, чем все профессиональные политики, публицисты, вместе взятые».

Ответ. Бальзак показывал неустроенность и даже абсурдность бытия в современной ему действительности, получается, в капитализме. Маркс имел в виду, что книги Бальзака призывают к реформированию действительности. Однако по моим впечатлениям в этот писатель показывал больше не социальную неустроенность, а несовершенство человека как такового.

Вопрос 05. Кто из названных в параграфе деятелей литературы был активным участником общественной жизни? Как социально-политическая активность отразилась в его творчестве?

Ответ. Активным участником социально-политической деятельности был Виктор Гюго, именно из-за неё он находился в изгнании всё время правления Наполеона III. Потому во многих своих произведениях он буквально в виде манифестов излагает свои идеи отдельно, вне сюжета. Пассажи, воспевающие прогресс есть в «Отверженных», рассуждения о народе, который свергает тирана есть в «Человеке, который смеётся» и других произведениях. Фактически, политические взгляды Гюго видны во всех его романах, исключением не является даже «Бюг-Жаргаль», который писатель создал в 24-летнем возрасте, ещё будучи ярым монархистом.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ

В начале параграфа была отмечена универсальность исторического процесса. Поскольку он охватывает все проявления человеческой деятельности, в круг исторических личностей входят деятели различных сфер общественной жизни: политики и ученые, деятели искусства и религиозные лидеры, военачальники и строители - все те, кто наложил свой индивидуальный отпечаток на ход истории. Историки и философы используют различные слова, оценивающие роль той или иной личности в истории: историческая личность, великий человек, герой. Отражая заметный вклад определенного деятеля в историю, эти оценки вместе с тем зависят от мировоззрения, политических взглядов исследователя и в значительной мере носят субъективный характер. «Понятие «великий» есть понятие относительное», - писал русский философ Г. В. Плеханов.
Деятельность исторической личности может быть оценена с учетом особенностей того периода, когда этот человек жил, его морального выбора, нравственности его поступков. Оценка может быть отрицательной или положительной, но чаще всего она бывает многозначной, учитывающей положительные и негативные стороны этой деятельности. Понятие «великая личность», как правило, характеризует деятельность людей, ставших олицетворением коренных прогрессивных преобразований. «Великий человек, - писал Г. В. Плеханов, - велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени... Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берет на себя почин удовлетворения этих нужд».

Впечатляющие образы исторических деятелей давал в своих лекциях В. О. Ключевский. И хотя он вел речь о людях сравнительно далеких веков, выявленные им качества этих личностей и поныне представляют значительный интерес, ибо, как он писал, в трудные минуты пример добрых людей не только ободряет, но и учит, как действовать. Историческим личностям, по мнению В. О. Ключевского, свойственны стремление служить общему благу государства и народа, беззаветное мужество, необходимое для этого служения; стремление и умение вникнуть в условия русской жизни, в самые основы сложившихся общественных отношений, чтобы здесь найти причины пережитых бедствий, отрешенность от национальной замкнутости и исключительности; совестливость во всех делах, в том числе в дипломатии; стремление сообщать преобразовательным порывам и помыслам вид таких простых, отчетливых и убедительных планов, в разумность и исполнимость которых хотелось верить, польза которых была очевидна всем.
Основные понятия: исторический процесс, типы социальной динамики, факторы социальных изменений, субъекты исторического процесса.
Термины: философия истории, эволюция, революция, реформа, народные массы, историческая личность.

1. Отражает ли соотношение между исторической наукой и философией мысль древнегреческого историка Фукидида (около 460-400 гг. до н. э.): «История - это философия в примерах»? Свою точку зрения аргументируйте.
2. В 1999 гг. социологи провели опрос, в ходе которого каждому опрошенному предлагалось назвать десять выдающихся людей всех времен. В результате чаще всего называли: Петра I - 46%, Ленина - 42%, Пушкина - 42%, Сталина - 35%, Гагарина - 26%, Жукова - 20%, Наполеона - 19%, Суворова - 18%, Ломоносова - 18%, Менделеева - 12%. Составьте свой список из десяти выдающихся людей и сопоставьте его с приведенным выше. Аргументируйте свой выбор и объясните его вероятное расхождение с результатами исследования социологов.
3. Исходя из позиций, изложенных в параграфе, проанализируйте деятельность наиболее известного вам исторического деятеля.
4. Как вы относитесь к высказыванию Н. А. Бердяева: «Все исторические эпохи, начиная с малых первоначальных эпох и кончая самой вершиной истории, эпохой нынешней, - все есть моя историческая судьба, все есть мое»? Аргументируйте свою позицию.
5. Какой период истории вы изучаете одновременно с данной темой обществоведения? Проанализируйте изменения, происходившие в обществе в этот период. Попытайтесь ответить на вопросы: каков характер этих изменений? Какой тип социальной динамики имел место? Каким образом действовали различные факторы общественного развития? Как проявили себя субъекты исторического процесса?

Поработайте с источником

Русский историк и философ Л. П. Карсавин о философии истории.

Философия истории определяется тремя основными своими задачами. Во-первых, она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки. Во-вторых, она рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания, т. е. указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию. В-третьих, задача ее заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса. Поскольку философия истории ограничивает себя первою задачею, она является «теориею» истории, т. е. теориею исторического бытия и теориею исторического знания. Поскольку она преследует решение второй задачи, она - философия истории в узком и специальном смысле термина «философия». Наконец, в области, определенной третьей задачей, она предстает перед нами как метафизика истории, причем, конечно, в термине «метафизика» мною не мыслится отвлечение от конкретной эмпирии, но - конкретное познание исторического процесса в свете наивысших метафизических идей.
С первого же взгляда очевидна глубокая органическая, нерасторжимая связь проблем теории истории и философии истории. Невозможно определить основоначала истории иначе, как чрез отношение их к основоначалам бытия и знания вообще, а следовательно - и без уяснения связи их с Бытием абсолютным. Всякий теоретик истории, если только он искусственно не замыкает себя в круг вопросов так называемой технической методологии, неизбежно должен выяснить: в чем заключается специфичность исторического бытия и существует ли эта специфичность, каковы основные категории исторического познания, основные исторические понятия, те же ли они, что и в области познания природы, или другие, и т. д. Все это делает настоятельно необходимым рассмотрение теоретико-исторических и философско-исторических проблем во взаимосвязи.
Вопросы и задания: 1) В чем, по мысли автора, состоят задачи философии истории? Как вы понимаете смысл каждой из задач? 2) Как соотносятся историческое бытие и историческое знание? 3) Какую задачу призвана решать философия истории в узком смысле? 4) Почему автор объединяет рассмотрение теоретических и философских проблем истории? 5) Какова связь изучения конкретного исторического процесса и философии истории? 6) К какой из задач философии истории можно отнести вопросы, рассмотренные в данном параграфе?

Районно-городская олимпиада по истории, 2006-2007 учебный год, 11 класс

1. Тест

    Кто из названных пар исторических деятелей были современниками? 1 балл

1) Юрий Долгорукий и хан Ахмат 2) Александр Невский и хан Батый

3) Чингисхан и Владимир Мономах 4) Андрей Боголюбский и Мамай

    Соотнесите название славянского союза племен и центрального города его земли:

2 балла

    Вставьте вместо пропусков: 2 балла

Хан _____________ не являлся потомком ________________________, поэтому, чтобы укрепиться на ханском престоле, он должен был восстановить прежнее господство Орды над Русью.

    Установите правильное соответствие: 2 балла

А) Взятие Казани русскими войсками

Б) Начало опричнины

В) Поход Ермака в Сибирь

Г) Принятие Судебника

Д) Начало Ливонской войны

    Что такое «парсуны»? 1 балл

1) часть экипировки военных 2) портретные изображения в живописи

3) парусиновые мануфактуры 4) элементы храмовой архитектуры

    «Генеральный регламент», изданный в годы правления Петра I, вводил: 1 балл

1) коллегиальную систему органов центрального управления государством

2) генеральские звания в армии России

3) новую систему чинов в гражданской, придворной и военной службах

4) новый свод законов Российской империи.

    Впишите пропущенное слово: 2 балла

Крестьяне, которых разрешалось покупать владельцам мануфактур в соответствии с указом Петра I от 1721 года, считавшиеся собственностью предприятия;

    При Петре I в России открылись начальные школы нового типа: 1 балл

1) земские 2) цифирные 3) уездные училища 4) церковно-приходские

    Подчеркните, кто является лишним в ряду, кратко поясните ответ: 2 балла

И. Чика-Зарубин, Салават Юлаев, А. Бибиков, И. Белобородов - ________________________

_______________________________________________________________________________

    Заполните пропуски в таблице «Судебная система России в правление Екатерины II»:

Сословие

Губерния

Дворянство

Уездный суд

Горожане

Губернский магистрат

Городской магистрат

Государственные крестьяне

Верхняя судебная расправа

2 балла

Д.С. Бортнянский, В.А. Пашкевич, Е.И. Фомин - ______________________________

_________________________________________________________________________

    Руководитель Первой Камчатской (1727-1730 гг.) и Второй Камчатской (1733-1743 гг.) экспедиций, в честь которого назван пролив между Азией и Северной Америкой 1 балл

1) Василий Прончищев 2) Семен Челюскин 3) Витус Беринг 4) Семен Дежнев

    Какое из названных событий Отечественной войны 1812 г. произошло позже других:

1) Смоленское сражение 2) Совет в Филях 1 балл

3) Бородинское сражение 4) Тарутинский марш – маневр

    Определите последовательность осуществления этапов крестьянской реформы:

А) Составление уставных грамот помещиков с крестьянами 2 балла

Б) Предоставление крестьянам личной свободы и гражданских прав

В) Переход крестьян на выкуп Г) Переход крестьян на положение временнообязанных

Д) Заключение выкупной сделки помещиков с крестьянами

    Прочитайте отрывок из письма декабриста Г.Е. Батенькова и назовите имя государственного деятеля, о котором идет речь. 2 балла

«Граф имел обширную и непреклонную волю… Деятель он был неутомимый, и хотя главное его предприятие – военные поселения – общим мнением не одобрялись и были причиною неумолимого на него негодования, однако же, он несмотря ни на что и мерами слишком крутыми дал ему обширное развитие»

Ответ ______________________________________________

    Соотнесите фамилию композитора с музыкальным произведением. 2 балла

Композитор

Произведение

1) А.Г. Рубинштейн

2) Н.А. Римский-Корсаков

3) П.И. Чайковский

4) М.П. Мусоргский

А) «Хованщина»

Б) «Демон»

В) «Садко»

Г) «Зимние грезы»

    Какое морское сражение относится к событиям русско-японской войны1904-1905 г.?

1) Ютландский бой 2) Битва у острова Мидуэй 1 балл

3) Цусимское сражение 4) Синопский бой

    Представителями символизма в русской литературе были 1 балл

    1. А.А. Ахматова, Н.С. Гумилев, М.А. Волошин, О.Э. Мандельштам

      В.Я. Брюсов, А.А. Блок, А. Белый, З. Н. Гиппиус, Д.С. Мережковский

      В.В. Хлебников, Н. Крученых, Д.Д, Бурлюк, И. Северянин, В.В. Маяковский

      Л.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Г. Короленко, А.П. Чехов

    Какое из событий 1917 г. произошло раньше остальных? 1 балл

    1. Корниловский мятеж

      Отречение царя Николая II от престола

      Выступление В.И. Ленина с «Апрельскими тезисами»

      Принятие Декрета о мире

    Соотнесите фамилию министра Временного правительства с должностью, которую он занимал: 2 балла

    Впишите пропущенное слово: 2 балла

Сдача государственной собственности по договору частным фирмам, в том числе и иностранным

    «Демократической контрреволюцией» называют период: 1 балл

1) существования правительства А. Колчака

2) образования региональных эсеровских правительств

3) между Октябрем 1917 года и разгоном Учредительного собрания

4) существования Временного правительства

    Вставьте вместо пропуска название статьи. 2 балла

2 марта 1930 года И.В. Сталин выступил в газете «Правда» со статьей, которая называлась «________________________________________________», где принуждение к вступлению в колхоз и раскулачивание середняков осуждались как «перегибы». Вина за это целиком возлагалась на местных работников.

    Заполните пропуски в схеме «Высшие органы управления СССР по Конституции 1936 г.» 2 балла

Верховный Совет СССР

Совет Союза

Верховный суд

Президиум Верховного Совета

Генеральный прокурор

Наркоматы

    Укажите принцип образования ряда: 2 балла

Г.В. Чичерин, М.М. Литвинов, В.М. Молотов - _________________________________

2. Задание с развернутым ответом, 11 класс, (9 баллов)

Сравните систему государственного управления (в том числе систему органов власти) в России до 1905 г. и в 1906 - 1914 гг. укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что различным (не менее трех различий)

3. Задание на анализ источника, 11 класс

Перед вами 8 изображений.

    Определите жанры. Сгруппируйте предложенные изображения в соответствие с жанрами живописи. Результаты оформите в таблицу.

1 2 3


4 5

6

7 8

Жанры

Номера рисунков в группе

4. Задание на анализ статистических данных, 11 класс

Ознакомьтесь с таблицей. Выполните задания.

Рост мирового промышленного производства

Производство

в целом (%)

Ежегодный прирост

1. Укажите периоды, когда происходил наибольший рост мирового промышленного производства, и объясните, с чем это связано.

2. Проанализируйте изменения ежегодного прироста. Какие(-ой) из приведенных ниже выводов можно сделать на основе анализа таблицы? Выпишите букву(-ы), обозначающую(-ие) такие утверждения.

А) Отсутствие глубоких экономических кризисов привело к удвоению ежегодного прироста в 1913 г. по сравнению с 1900 г.

Б) В период 1928-1938 гг. отмечался прирост промышленного производства, что связано с выходом европейских государств из экономического кризиса

В) Высокие темпы экономического развития стран Западной Европы в послевоенный период, процесс становления государства «всеобщего благоденствия» привели к удвоению ежегодного прироста в 1953 г. по сравнению с 1938 г.

5. Эссе, 11 класс

1. Проанализируйте высказывание В.В. Розанова: «Не могу быть зависимым!» - бились сердца. «Не могу иметь рабов!» - бились благородные сердца. Вот два великих чувства, которые создали 1812 год и 1861 год». Согласны ли вы с ним , сформулируйте собственное суждение к данному утверждению? Свое мнение аргументируйте конкретными историческими фактами.

2. Проанализируйте высказывание Г.В. Вилинбахова: «Россия должна сохранить исторические государственные символы, так же, как она сохраняет свое историческое название. Сохранение государственной геральдики – это признак стабильности государства, а герб и флаг – это то же, что и название государства. Это – знаковое обозначение нашей общности» . Согласны ли вы с ним , сформулируйте собственное суждение к данному утверждению? Свое мнение аргументируйте конкретными историческими фактами. деятель ­ ... тест (ТАТ). Из стандартного комплекта таблиц были ... у названных групп...

  • Тест для измерения масштаба вашего мышления помните, что масштабное мышление выгодно всегда и во всем! 5 Как научиться мыслить и мечтать творчески

    Документ

    ... были правы?» - спросите вы. Доказательством их правоты служат истории жизни наших современников ... в 120 баллов . Способность... под названием ... парой , ... была тоска! Он просто перечислял один исторический ... из десяти - активационисты, деятели . Те, кто ... тест был ...

  • Зиновьев Александр глобальный человейник

    Документ

    ... тесты и были ... название «холодной войны». Это была война за историческое ... из общей связи явлений только пару ... из ряда вон выходящее, что потрясло бы воображение их современников . И выдумывали. И их современники ... оценочный балл . После... деятелей . У тех, кто ...

  • I основы исторического знания

    Документ

    ... Кто -то становился земледельцем, кто -то строителем, кто ... Балла , -- одна из ... Современник Леонардо да Винчи Микеланджело Буонарроти был ... из пар ­ ... Милославский, тесть царя... названием «Кровь и почва», романы и повести на исторические сюжеты, сюжеты из ... деятелей , ...

  • ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич (1711 - 1765) - ученый-энциклопедист, поэт и мыслитель. Философию изучал в Марбурге у X. Вольфа. Своеобразно трансформировал монадологию Г.В. Лейбница в физическую теорию корпускул механистическо-материалистического толка. Энциклопедизм Л. проявился в разработке широкого круга проблем физики, химии, геологии, минералогии, климатологии, экономической географии, истории, психологии, логики, эстетики. Филос. работу Л. немного: «Физическая диссертация о различии смешанных тел, состоящем в сцеплении корпускул, которую для упражнения написал Михайло Ломоносов, студент математики и философии, в 1739 г., в марте месяце»; «Элементы математической химии»; «Заметки по физике и корпускулярной философии».
    Л. был убежден, что между теорией и практикой существует самая тесная, непрерывная связь и поэтому истинный ученый должен быть также и философом, поскольку научная теория истинна лишь в том случае, если она опирается на правильные филос. основы. В ряду филос. дисциплин особое место занимает логика, т.к. каждая наука лишь постольку наука, поскольку она доказывает то, что утверждает. «Элементам математической химии» Л. предпослал филос. обоснование теоретических основ естествознания в форме описания двух основных законов мышления: закона противоречия и закона достаточного основания. «Одно и то же не может одновременно быть и не быть», а также: «Ничто не происходит без достаточного основания». Эти законы Л. называл аксиомами или высшими филос. принципами бытия и познания. Развиваясь в русле вольфианской философии, Л. все же сумел выйти за ее рамки, противопоставив сверхрационализированному миру нематериальных монад учение об атомах и корпускулах. В соч. «О нечувствительных частицах тела» Л. дал определение материи: «Материя есть то, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность». Онтология Л. была тесно сопряжена с его гносеологией. Логические же проблемы излагались им в связи с риторикой. В 1743 было написано «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия», которое впоследствии было расширено и переработано в «Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, т.е. оратории и поэзии, сочиненная на пользу любящих словесные науки». Свое логическое учение Л. начинал с понятия, которое у него обозначилось термином «простая идея». Идеи суть «представления вещей или действие в уме нашем» и бывают простые и сложные. Рассматривая категории свойств и вещей, Л. делил последние на материальные и «жизненные». К материальным свойствам относились те, которые одинаково присущи как одушевленным, так и неодушевленным телам. Не проводя различий между первичными и вторичными качествами тел, Л. придавал т.н. вторичным качествам статус характеристик, объективно присущих самим вещам.
    В качестве особой и специфической категории Л. выделял понятие «имена», выказав тем свое отношение к номиналистам и реалистам. Первых он называл «именниками», а вторых - «вещественниками». Л. не отождествлял мышление и язык, но ставил их в определенную связь и писал о двух логических функциях слов: одни из них способны выражать лишь термины, другие же обозначают связи между мыслями. Т.о., Л. критиковал, с одной стороны, номинализм, ставящий знак равенства между понятием и словом, а с другой - реализм, признающий реальным существование понятий самих по себе и приписывающий им первичность по отношению к вещам материального мира. Для познания и правильного поведения, писал Л., необходим природный рассудок, подкрепленный «логикой, которая после грамматики есть первая предводительница ко всем наукам». Л. ощущал острую связь не только с философией Нового времени, но и с филос. культурой Киевской и Московской Руси, что нашло определенное отражение в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке».
    В сфере общественно-социальных идей Л. привлекали идеалы западноевропейского Просвещения: прогресс общества связывался им с развитием образования, просвещения и ремесел; развитие государственности сопрягалось с борьбой с теократическими тенденциями рус. церкви; развитие личности - с формированием независимого и влиятельного гос-ва. Основными темами филос. поэзии Л. были Бог, Природа и Человек. По инициативе Л. при попечительстве кн. И.И. Шувалова был создан императорский Московский ун-т (1755). Л. был академиком Шведской и Болонской академий наук. В советский период научное и филос. творчество Л. было одним из центральных объектов историко-философских исследований. Оно безоговорочно характеризовалось как филос. материализм и ведущая тенденция рус. филос. мысли 18 в.