Теоретические основы урока. Методика проведения уроков теоретического обучения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НСО«МАСЛЯНИНСКИЙ МЕЖРАЙОННЫЙ АГРАРНЫЙ ЛИЦЕЙ»

МАСЛЯНИНО-2015

    Введение

    Формы проектирования урока

    Заключение

    Используемая литература.

ВВЕДЕНИЕ

ПРИНЦИПЫ ПРЕКТИРОВАНИЯ УРОКОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Типовая схема учебного занятия

    Постановка целей и задач

    воспитание толерантности.

    развитие мышления;

    учебно-наглядные пособия;

    средства контроля.

6.Групповая дискуссия

7.Самоконтроль и самооценка

8.Подведение итогов

9.Домашнее задание

10.Специальное повторение

11.Контроль усвоения знаний

Формы проектирования урока

    План –

    Конспект-

    Методическая разработка –

Примерная схема плана урока теоретического обучения

    Цели урока:

ХОД УРОКА

Этапы проведения урока

Время проведения

Уровень усвоения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучаемых

    вводный;

    обобщения и систематизации;

    контроля и проверки;

    комбинированный;

    интегративный;

    нетрадиционный.

Примерная схема плана урока производственного обучения

Цели урока:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ХОД УРОКА)

Этапы проведения урока

Время проведения

Уровень усвоения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучаемых

    вводный;

    контрольно-проверочный урок.

    Организационная часть.

    Вводный инструктаж.

    Заключительный инструктаж.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 77»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

специальных дисциплин по профессии

«Мастер отделочных строительных работ» Г.И. Сафронова

МАСЛЯНИНО-2014

    Введение

    Принципы проектирования теоретических уроков в системе НПО

    Типовая схема учебного занятия

    Формы проектирования урока

    Примерная схема плана урока теоретического обучения

    Примерная схема плана урока производственного обучения

    Заключение

    Используемая литература.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из профессиональных задач преподавателя или мастера производственного обучения является организация учебной деятельности в образовательном процессе.

Можно выделить три этапа любого профессионального действия, в том числе и педагогического. Это три сменяющих друг друга этапа: подготовительный, основной и заключительный. В педагогической деятельности – это:

    Проектирование учебной деятельности, включая прогнозирование результата, т.е. постановку целей.

    Непосредственно организация учебной деятельности.

    Оценка результата учебной деятельности и анализ.

Так как основной формой процесса обучения является урок, то рассматривая с точки зрения деятельностного подхода можно утверждать, что урок это определенный вид деятельности педагога и обучаемого. Следовательно организация урока как вида деятельности предусматривает все три вышеописанных этапа. Остановимся на одном из них – подготовительном. Подготовительный этап в данном случае – это проектирование урока.

ПРИНЦИПЫ ПРЕКТИРОВАНИЯ УРОКОВ ТЕОРИТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Организация освоения знаний путем рассмотрения условий их происхождения и развития.

    Приоритет дедуктивного способа усвоения знаний перед индуктивным.

    Определение места рассматриваемых понятий во всей системе профессионального образования.

    Формирование умений оперировать теоретическим материалом на практике, а так же умениями мысленно выполнять предметные практические действия.

Типовая схема учебного занятия

    Постановка целей и задач

Исходя из общественно-государственного заказа, педагог прогнозируя результаты своей деятельности определяет для себя задачу – максимально приблизиться к модели выпускника учебного заведения. А неотъемлемым компонентом модели, предполагаемой любым автором является профессионально обученная личность.

Государство осуществляет свой заказ через государственный стандарт, который педагог обязан реализовать в процессе учебной деятельности. Стандартом определены рамки минимальных требований к содержанию, следовательно заданы цели по содержанию (необходимый перечень дидактических единиц) и уровню подготовки (требования к знаниям, умениям и навыкам).

Таким образом, педагог, определив место преподаваемой им дисциплины в контексте с другими дисциплинами профессионального, общепрофессионального или академического типа формулирует учебную цель для дисциплины в целом и для каждого учебного занятия в отдельности, т.е. прогнозирует ожидаемый результат.

Но кроме государства, заказ осуществляют общество, родители, работодатели и др., и у всех у них свои различные цели. Педагог должен объединить их и трансформировать в триединую задачу – обучение воспитание и развитие. Следовательно, проектируя учебное занятие, педагог должен ставить на ряду с учебными целями, воспитательные и развивающие.

К воспитательным целям относятся:

К развивающим целям относятся:

щения, восприятие, память, воображение;

    развитие мышления;

    развитие интереса к изучаемому предмету, к профессии, к окружаемому миру и др.

2.Актуализация ранее изученного материала

Педагог должен помочь обучаемым включиться в работу, разбирая ряд вопросов на повторение, акцентируя внимание на связи уже изученного материала и предстоящего изучению на данном уроке. Большой эффект дает создание проблемных ситуаций, решение которых возможно после изучения нового материала.

Этот прием обеспечивает мотивацию профессиональной деятельности, если указать на связь изучаемой темы урока и профессии. На мотивацию работают примеры, приводимые педагогом, формирующие положительное отношение к будущей профессии посредством содержания темы урока.

3.Презентация нового материала

Учитель передает основную информацию обучаемым, выбрав средства обучения. Средства обучения – это средства выражения содержания обучения, которые используют прежде всего для непосредственной передачи учебной информации, а также для управления процессом обучения. В зависимости от выбранных методов обучения (словесный, наглядный, практический), можно использовать следующие методические средства:

    учебно-методическая литература;

    учебно-наглядные пособия;

    средства контроля.

Кроме предоставления информации, педагог структурирует и систематизирует материал таким образом, чтобы обучаемые могли использовать его.

4.Практика под руководством педагога

Педагог может подобрать небольшие практические задания для установления обратной связи. Это дает возможность своевременно обнаружить проблемы в усвоении материала и закрепить знания на начальном этапе. Этот прием достаточно хорошо рассмотрен в описании методики ориентированной на действие.

5.Независимая самостоятельная практика

Самостоятельное применение полученных знаний Заключительным этапом этой работы обучаемых может быть обмен мнениями между ними.

6.Групповая дискуссия

Организуя эту работу, педагог может выявить точки зрения обучаемых, собрать и обсудить различные мнения и подвести к принятию группового решения, единственно верного. Педагог должен помочь обучаемым самостоятельно сформулировать выводы.

7.Самоконтроль и самооценка

Здесь важно для педагога иметь на уроке и предоставить обучаемым четко разработанную критериальную систему, с помощью которой обучаемые могут самостоятельно проконтролировать и оценить результат своей деятельности. По этому вопросу тоже можно обратиться к методике ориентированной на действие.

8.Подведение итогов

Здесь педагогу необходимо дать краткий анализ деятельности обучаемых на уроке и полученного результата с точки зрения поставленных целей в начале урока.

9.Домашнее задание

В связи с полученным результатом на уроке педагог может домашнее задание связать с закреплением изученной темы, с углубление знаний по изученной теме, рекомендовав или предоставив источник информации. Кроме того, педагог может дать опережающее задание к следующей теме, тесно связанной с только что изученной. В этом случае педагогу необходимо иметь несколько вариантов домашнего задания.

10.Специальное повторение

Педагог вправе самостоятельно решать с какой периодичностью проводить такого рода повторение. Это может быть один раз в неделю или один раз в месяц. Важно, чтобы это была разработанная система.

11.Контроль усвоения знаний

Периодичность контроля также педагог определяет самостоятельно. Как правило, различные виды контроля используются на каждом учебном занятии. Кроме того осуществляется промежуточный контроль, т.е. по окончанию изучения каждой темы программы. Этот вид контроля, так же как итоговый предусмотрен при разработке рабочей программы по дисциплине.

Формы проектирования урока

    План – краткое изложение методической структуры урока. В плане фиксируются цели и задачи урока, его типы, реализуемые на уроке принципы и выбранные методы.

    Конспект- Подробное проектирование урока. В нем фиксируется не только все, что есть в плане, но и подробно излагается содержание дидактических единиц, приемы и методы каждого этапа, вся деятельность педагога и обучаемых.

    Методическая разработка – комплекс всех материалов, обеспечивающих проведение урока, а также описание используемых технологий.

Примерная схема плана урока теоретического обучения

    Тема программы_________________________________________

    Тема урока______________________________________________

    Цели урока:

    обучающая____________________________________

    воспитательная_________________________________

    развивающая___________________________________

    Тип и виды урока__________________________________________

    Методы обучения_________________________________________

    Средства обучения________________________________________

    Литература______________________________________________

ХОД УРОКА

Этапы проведения урока

Время проведения

Уровень усвоения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучаемых

Виды и типы уроков теоретического обучения:

    вводный;

    усвоения новых знаний и умений;

    повторения и закрепления знаний и умений;

    обобщения и систематизации;

    контроля и проверки;

    комбинированный;

    интегративный;

    нетрадиционный.

Примерная схема плана урока производственного обучения

В группе_________ Профессия_______________

Мастер___________________________

Тема программы п о № _________________

Тема урока_____________________________

Цели урока:

Обучающая____________________

Воспитательная_________________

Развивающая___________________

Тип и вид урока____________________________

Методы проведения_________________________

Учебно-производственные работы_____________

Материально-техническое оснащение__________

Средства наглядности и ТСО__________________

Литература_________________________________

ХОД УРОКА

Этапы проведения урока

Время проведения

Уровень усвоения

Деятельность преподавателя

Деятельность обучаемых

Виды и типы уроков производственного обучения:

    вводный;

    урок упражнений в трудовых операциях и приемах;

    урок выполнения комплексных работ;

    контрольно-проверочный урок.

Структура урока производственного обучения:

    Организационная часть.

    Вводный инструктаж.

    Основная часть – упражнения и самостоятельная работа.

    Заключительный инструктаж.

План урока по теме: «Заполнители»

Преподаватель: Червова Наталья Викторовна

ОУ: ГПОУ с. Тарасово

Профессия: «Штукатур»

Дисциплина: Материаловедение

Тема урока: «Заполнители»

Тип урока: изучение новых знаний

Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме: «Заполнители».

Задачи:

Образовательная:

1.способствовать обобщению знаний по теме «Роль и свойства заполнителей»;

2. систематизировать и углубить знания по теме «Классификация заполнителей»;

3. применять полученные знания в конкретных ситуациях.

Развивающая:

    содействовать формированию причинно-следственных связей, умений анализировать, делать выводы, вносить предложения;

    обеспечивать развитие речи учащихся.

    развивать образное мышление, фантазию, воображение, творческий подход к выполняемой работе.

Воспитательная:

    Способствовать развитию ответственности, товарищества;

    Повышать интерес к выбранной профессии.

    Закреплять навыки коллективной деятельности.

Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: работа в микрогруппах, практическая работа (упражнения), демонстрация слайдов, беседа.

Междисциплинарные связи: Специальная технология, производственное обучение.

Материально-техническое оснащение: ТСО (проектор)

Учебно-методическое обеспечение:

    инструкционные карты;

    рабочие тетради учащихся;

    учебник В.А.Смирнов «Материаловедение»;

    карточки – задания;

    образцы материалов.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие, сверка списочного состава, активизация учащихся к выполнению работы, целеполагание.

2. Проверка ранее усвоенного материала

Выяснит степень усвоения ранее изученного материала (карточка - задание)

Варианты ответов

Правильный

1. К «вяжущим» относят:

а) песок, гальку, опилки

б) гипс, известь, жидкое стекло

в) цемент, глину, песок

2. Кгидравлическим вяжущим относят:

а цемент, гидравлическую известь

б) цемент, глину

в) гипс, глина гипс, жидкое стекло

3. Портландцемент-это... вяжущее

а) воздушное

б) гидравлическое

в) штукатурное штукатурное

4. Раствор – это:

а) смесь вяжущего, воды и песка

б) смесь вяжущего и воды

в) смесь вяжущего, заполнителя и воды рационально подобранная смесь вяжущего, воды, песка и необходимых добавок

5. Растворная смесь это:

а) смесь вяжущего, заполнителя и воды

б) смесь вяжущего, заполнителя и воды до начала схватывания

в) смесь вяжущего, заполнителя и воды после затвердения.

6. Какое вяжущее при твердении увеличивается в объёме?

а) цемент

б) известь

Устный опрос.

    Охарактеризуйте общие свойства портландцемента?

    Что такое активность и марка цемента?

    Укажите разновидности портландцемента?

    Активные минеральные добавки для портландцемента?

4. Актуализация опорных знаний, необходимых для изучения новой темы

Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; обозначить его практическую значимость.

5. Объяснение нового материала

а) мотивация введения новых понятий.

б) объяснение нового материала с использованием ТСО и средств наглядности.

    Общие сведения о видах и назначение заполнителей;

    Роль и свойства заполнителей;

    Классификация заполнителей;

    Показатели качества заполнителей;

Конспект нового материала.

1. Общие сведения о видах и назначение заполнителей

Для приготовления бетонных, растворных, мастичных и клеевых смесей на минеральных вяжущих применяют заполнители и наполнители, специальные добавки, которые вводятся в смесь в сухом виде или при затворении водой.

1.1 Заполнители – рыхлая смесь зерен природного или искусственного

происхождения, имеющих определенные размеры.

2. Роль и свойства заполнителей.

2.1 Объем заполнителя – 85% от общего объема бетона;

70% от общего объема раствора.

2.3 Роль заполнителей:

Чем больше заполнителя в бетоне или растворе, тем дешевле бетон, раствор;

Снижается усадка раствора, бетона;

Повышается трещеноспособность раствора, бетона;

Определяют свойства бетона, раствора (легкие бетоны или растворы, хорошие теплопроводные свойства, декоративные свойства).

2.3 Свойства заполнителей.

Применение пористых заполнителей, получаем легкие бетоны и растворы, обладающие хорошими теплоизоляционными свойствами.

Применение дробленого мрамора, андезита, цветного стекла, слюды, получаем декоративные растворы и бетоны для отделочных работ.

3. Классификация заполнителей.

3.1 От размера зерен: различают мелкие (0,16 – 5 мм) и крупные (5-70 мм)

3.2 По форме различаю: круглые и шероховатые.



растворы


Мелкий заполнитель

Крупный заполнитель


Гравий – частицы гладкие округлой формы

Щебень – частицы неправильной формы, шероховатые



3.3 По происхождению заполнители подразделяют:

1. На природные;

2. искусственные;

3. на отходы промышленности.

Заполнители



Отходы промышленности

(топливные шлаки, грубодисперсные золы ТЭЦ, золошлаковые смеси)

Искусственные заполнители

Природные заполнители


Термическая обработка природного сырья и отходов промышленности

(керамзит, термолит, шлаковая пемза)

    Механическая обработка

Горные породы (гранит, диабаз, известняк, вулканический туф, гравий, кварцевый песок, мрамор


Попутно добываемые породы


Отходы обогащения


4. Показатели качества заполнителей.

Насыпная плотность

Мелкие (пористые)

Тяжелые (плотные)


Более 1200 кг/м3

Менее 1200 кг/м3


Марка 200……800


Марка: 1200


4.2 Зерновой состав – чем меньше зерно, тем меньше пустот в растворе или бетоне.

4.3 Минеральный состав – характеристика горной породы, оценка трещин, степень выветривания, данные о примесях, о радиации.

4.5 Прочность – характеризуется маркой от 8-24, чем слабее гравий, тем больше зерен.

4.6 Морозостойкость – оценивается маркой от F 15 до F300.

6. Закрепление изученного материала

1. Умение учащихся соотносить между собой понятия о видах и свойствах заполнителей. 2. Закрепить полученные знания на уроке (учащиеся, составляют по два вопроса по новой теме урока друг другу и записывают их на листе, затем обмениваются листами с вопросами друг с другом, затем оценивают ответы друг друга).

7. Подведение итогов урока

Самооценка и оценка учащихся и группы. Аргументация выставленных оценок, замечания по уроку.

8. Домашнее задание

Информация о домашнем задании.

Тема урока теоретического обучения ____________________________________________________

№ группы _____________________профессия_____________________________________________

Ф.И.О. педагога, проводившего урок_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Показатели Критерии Весовой коэффициент Оценка в баллах
1. Цель 1.1. Соответствие требованиям програм­мы и потребностям учащихся а) соответствует содержанию теми урока, предполагает обеспечение условий для развития и саморазвития учащихся; б) соответствует содержанию темы урока, не предполагает обеспечение развития и саморазвития учащихся; в) соответствие требованиям программы и потребностям учащихся отсутствует
1.2. Соответствие возможностям учащихся а) ориентирована на физические, интеллектуальные (психические), социальные возможности учащихся; б) ориентирована только на общеучебные умения учащихся; в) соответствие возможностям учащихся отсутствует
1.3. Соответствие времени, отведенному на урок а) поставленную цель можно достичь в отведенное для урока время; б) поставленную цель можно частично достичь в отведенное для урока время; в) поставленную цель за урок достичь нельзя
2. Структура урока 2.1. Связь этапов учебной деятельности и их задач с целью урока а) задачи на каждом этапе соответствуют общей цели, не перегружают ее; б) сформулированные задачи не позволяют полностью достичь цели урока; в) цели урока и его задачи рассогласованы
2.2. Полнота учебных действий для решения целей урока а) на каждом этапе учебной деятельности педагог стимулирует и организует самостоятельную деятельность учащихся; б) самостоятельная деятельность учащихся ограничивается, педагог в готовом виде предъявляет учебную информацию и способы работы с ней; в) педагог не ориентируется на потенциал учащихся. Выполняет все действия сам, принуждая учащихся повторять за ним
2.3. Рациональность распределения этапов учебного занятия во времени а) педагог дифференцировано распределяет время с учетом сложности учебных задач на каждом этапе; б) время на разрешение учебных задач на отдельных этапах урока недостаточно четко определено; в) педагогом не зафиксировано время на каждый этап урока
2.4. Соответствие уровня умственной работоспособности учащихся их физиологическим особенностям а) полное соответствие б) частичное соответствие в) соответствие отсутствует
3. Содержание, формы, методы учебного занятия а) содержание, формы и методы соответствуют целям урока (обучающей, воспитывающей, развивающей); б) наблюдается частичное соответствие; в) содержание, методы, формы урока нецелесообразны
4. Результаты учебного занятии а) полное соответствие результата поставленной цели; 6} результат и цель соотносятся частично; в) результат не соответствует поставленной цели
5. Эмоциональный характер урока а) обстановка спокойная, учащиеся работают заинтересованно, старательно, педагог доброжелателен; б) обстановка спокойная, учащиеся пассивны, не проявляют интереса, педагог равнодушен; в) педагог и учащиеся раздражены, контакт между ними отсутствует
6. Педагогическая техника 6.1. Актерское мастерство, ораторское искусство а) мимика, жесты, движения в пространстве, темп речи, дикция, интенсивность, эмоциональность преподавателя направлены на развитие чувств, эмпатии учащихся, их внимания, культуры речи; б) актерские и ораторские качества педагога не­достаточно проявляются на учебном занятии, не являются воспитывающими факторами урока; в) педагог не владеет актерскими и ораторскими качествами. Эмоционально зажат
6.2. Оптимальность выбранного стиля руководства деятельностью уч-ся на учебном занятии а) педагог демонстрирует демократический стиль (тактичен, доброжелателен, вступает в диалог с учащимися, опирается на их жизненный опыт); б) педагог демонстрирует либеральный стиль (равнодушен, идет на поводу у учащихся, не обращает внимания на их затруднения и т.д.); в)педагог демонстрирует авторитарный стиль (диалог с учащимися отсутствует, в речи использует повелительное наклонение, в жесткой форме делает замечания, нарушает этические нормы взаимодействия)
Максимальное число баллов

При 0,85 ≤ k ≤ 1 - высокий уровень проведенного урока (занятия)

При 0,70 ≤ k < 0,85 - хороший уровень проведенного урока (занятия)

При 0,60 k < 0,70 - удовлетворительный уровень проведенного урока (занятия)

При k < 0,60 - низкий уровень проведенного урока (занятия)

Ф - фактическое количество баллов

N - максимальное количество баллов

Схема анализа недостатков урока и их причин

Типичные недостатки при проведении урока Причины недостатков
Не знает, как Знает, но не умеет Не имеет возможности Не подготовился Другие причины
Организация урока; нерациональная структура; неправильно определено время на элементы урока (подчеркнуть)
Методы и методические приемы активизации учащихся: не применяются: применяются недостаточно (подчеркнуть)
Контроль знаний учащихся: не прово­дится; не применяются фронтальные формы; приводится формально (подчеркнуть)
4 Самостоятельная работа учащихся по ходу изучения материала: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть)
Самостоятельная работа учащихся по закреплению знаний: не проводится; проводится неэффективно (подчеркнуть)
Наглядные пособия: не применяются; применятся педагогически неправильно (подчеркнуть)
Технические средства обучения: не применяются; применяются педагогически неправильно (подчеркнуть)
Не осуществляются межпредметные связи
Не отражаются современные достижения науки и техники
Использование воспитательных возможностей материала урока: не используются; используются недостаточно (подчеркнуть)
Закрепление материала урока: не проводится: носит формальный характер (подчеркнуть)
Домашние задания: не выдаются; выдаются формально без инструктажа; не содержат элементов творческой работы учащихся (подчеркнуть)
Педагогическая техника преподавателя: слабо владеет техникой речи; нарушения педагогического такта; нет установившегося стиля в работе (подчеркнуть)
Другие недостатки урока

Приложение 7

Структура плана урока по дисциплине

Тема № 2 «Название темы по перспективно-тематическому плану»

Урок № 12 (2 часа)

Цели урока:

§ Обучающая (цели преподавания и цели учения) -

§ Развивающая -

§ Воспитательная –

Тип урока:

Вид занятия:

Методы преподавания:

Методы учения:

Учебно-методическое обеспечение:

Материально-техническое оснащение:

Программное обеспечение компьютера (по мере необходимости):

Основные понятия, подлежащие усвоению (перечень учебных элементов):

План-конспект урока (расписать подробно по пунктам, представленным ниже)

1. План изучения новой темы (вопросы темы)

2. Конспект по теме (согласно вопросам плана изучения темы)

3. Этапы конкретного типа урока (описание этапов) с учетом приведенных схематической структуры типов уроков и возможных этапов проведения занятий в соответствии со структурой.

Этапы урока освоения и первичного закрепления новых знаний

1. Организация начала занятия

2. Проверка домашнего задания

3. Подготовка учащихся к усвоению нового материала (актуализация знаний)

4. Изучение нового материала

5. Первичная проверка знаний

6. Первичное закрепление знаний

7. Контроль и самопроверка знаний

8. Подведение итогов занятия, рефлексия.

9. Выдача и объяснение домашнего задания

Схематическая структура урока по типу освоения и первичного закрепления новых знаний

(см. этапы урока)

Другие варианты схематической структуры занятия:

План хода урока по этапам

(заполнить в табличной форме на основе обобщения и систематизации содержания плана-конспекта урока)

Этап урока (название) Деятельность педагога Деятель-ность учащихся Время, отводимое на данный этап (в минутах) Предполага-емые результаты (на уровне учащихся) Оценоч-ные механиз-мы (для этапа проверки знаний)
1. Организационная часть
2. Проверка домашнего задания
3. Подготовка к изучению нового материала

В данном пункте мы рассмотрим некоторые подходы к понятию урока.

Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса. Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество подготовки .

Урок рассматривается как многовариантная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) преподавателей и учащихся определённого состава, систематически применяемая на определённом этапе учебно-воспитательного (в определённые отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач образования, развития и воспитания .

Под уроком понимается занятие, проводимое преподавателем с группой учащихся постоянного состава и одинакового уровня подготовки .

Урок - это такая форма организации педагогического процесса, при которой педагог в течении точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся с учётом особенностей каждого из них, используя виды, средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в процессе обучения, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников .

Урок остается ведущей организационной формой обучения. Более 300 лет назад Я. А. Коменский в книге «Великая дидактика» описал классно-урочную систему обучения. На протяжении нескольких столетий урок видоизменялся (лекция, лабораторная работа, семинар и т.д.), но оставался удобной формой организации учебного процесса. В уроке взаимодействуют все компоненты структуры учебного процесса (рис. 1) .

Взаимосвязь этих структурных компонентов происходит благодаря деятельности преподавателя и учащихся .

В уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. В форме урока возможна эффективная организация не только учебно-познавательной, но и других развивающих видов деятельности учащихся .

Преимущества урока как формы организации педагогического процесса состоят в том, что он имеет благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы; позволяет преподавателю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся; стимулирует другие виды деятельности учащихся, в том числе внеклассную и домашнюю; на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности; урок позволяет эффективно решать воспитательные задачи через содержание и методы педагогической деятельности .

Проведение качественного урока является непростым делом даже для опытного преподавателя. Многое зависит от понимания и выполнения педагогом требований к уроку, которые определяются социальным заказом, личными потребностями учащихся, целями и задачами обучения, закономерностями и принципами учебного процесса .

Среди общих требований, которым должен отвечать качественный современный урок, выделяются следующие:

1. Использование новейших достижений науки, передовой педагогической практики, построение урока на основе закономерностей учебно-воспитательного процесса.

2. Реализация на уроке в оптимальном соотношении всех дидактических принципов и правил.

3. Обеспечение надлежащих условий для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их интересов, наклонностей и потребностей.

4. Установление осознаваемых учащимися межпредметных связей .

5. Связь с ранее изученными знаниями и умениями, опора на достигнутый уровень развития учащихся.

6. Мотивация и активизация развития всех сфер личности.

7. Логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности.

8. Эффективное использование педагогических средств.

9. Связь с жизнью, производственной деятельностью, личным опытом учащихся.

10. Формирование практически необходимых знаний, умений, навыков, рациональных приёмов мышления и деятельности.

11. Формирование умения учиться, потребности постоянно пополнять объём знаний.

12. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока .

Каждый урок направляется на достижение триединой цели: обучить, воспитать, развить. С учётом этого общие требования к уроку конкретизируются в дидактических, воспитательных и развивающих требованиях.

К дидактическим требованиям относятся:

1. Чёткое определение образовательных задач каждого урока.

2. Рационализация информационного наполнения урока, оптимизация содержания с учётом социальных и личностных потребностей.

3. Внедрение новейших технологий познавательной деятельности.

4. Рациональное сочетание разнообразных видов, форм и методов.

5. Творческий подход к формированию структуры урока.

6. Сочетание различных форм коллективной деятельности с самостоятельной деятельностью учащихся.

7. Обеспечение оперативной обратной связи, действенного контроля и управления.

8. Научный расчёт и мастерство проведения урока.

Воспитательные требования к уроку включают:

1. Определение воспитательных возможностей учебного материала, деятельности на уроке, формирование и постановку реально достижимых воспитательных целей.

2. Постановку только тех воспитательных задач, которые органически вытекают из целей и содержания учебной работы .

3. Воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости, аккуратности, ответственности, исполнительности, самостоятельности, работоспособности, внимательности, честности, и др. .

4. Внимательное и чуткое отношение к учащимся, соблюдение требований педагогического такта, сотрудничество с учащимися и заинтересованность в их успехах.

К постоянно реализуемым на всех уроках развивающим требованиям относятся:

1. Формирование и развитие у учащихся положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интересов, творческой инициативы и активности.

2. Изучение и учёт уровня развития и психологических особенностей учащихся, проектирование «зоны ближайшего развития».

3. Проведение учебных занятий на «опережающем» уровне, стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии.

4. Прогнозирование «скачков» в интеллектуальном, эмоциональном, социальном развитии учащихся и оперативная перестройка учебных занятий с учётом наступающих перемен .

Таким образом, мы рассмотрели подходы к определению понятия урока, на основе которых можно сделать вывод, что урок - это форма организации педагогического процесса, строго определённая во времени, с определённым составом учащихся, систематически применяемая на определённом этапе учебно-воспитательного процесса.

Также в данном пункте были рассмотрены основные требования к проведению урока, а именно дидактические, воспитательные и развивающие.

Всё это способствует пониманию, каким должен быть урок, что должен включать в себя и каким требованиям должен удовлетворять, это позволит нам создать наиболее качественный проект урока.

В каждом уроке можно выделить его основные этапы, которые хар-ся различными видами деятельности преподавателя и учащихся. Эти элементы могут выступать в различных сочетаниях и определяют, таким образом, построение урока, взаимосвязь между этапами урока, то есть его структуру

Под структурой урока следует понимать соотношение элементов урока в их определённой последовательности и взаимосвязи между собой.

Проведение любого урока состоит из трёх фаз: подготовительной, фазы активного обучения , фазы оценивания результатов урока . Содержание этих фаз можно представить следующей схемой, разработанной Э. Стоунсом

Ι. Подготовка:

1. Определение целей урока в терминах научения учеников

2. Анализ цели урока с тем, чтобы выявить его основные элементы.

3. Определение ключевых характеристик, понятий и навыков, которым будут научаться ученики.

4. Проверка наличного уровня владения учениками предметом, которому их будут учить.

5. Принятие решения о том, как обеспечить постепенное научение, гарантирующее ученику высокий уровень успешности.

6. Принятие решения о типе осуществляемых учениками действий, о характере обратной связи, которую следует обеспечить, о способах предъявления учебного материала и оценке степени его усвоения.

ΙΙ. Обучение:

7. Объяснение в начале урока характера нового материала, которым ученики должны овладеть.

8. Обеспечение примеров, дающих представление обо всём диапазоне ключевых характеристик изучаемых понятий.

9. Упорядочивание примеров с тем, чтобы обучение понятиям было экономичным и эффективным.

10.Приведение контрпримеров, не относящихся к утопическим понятиям.

11.Приведение новых примеров с тем, чтобы расширить понимание понятия.

12.Помощь учащимся на начальных этапах научения. Сначала она значительна, но постепенно сходит на нет, когда учащиеся могут продемонстрировать научение без посторонней помощи.

13.Поощрение учеников теми или иными способами, позволяющие им почувствовать, что научение идёт успешно, и повышающие их заинтересованность в обучении.

14.Стимулирование учеников к самостоятельному объяснению новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения гипотез и т.п.

15.Увеличение уровня мотивации всех учеников посредством обеспечения высокого уровня успешности в научении.

16.Обеспечение обратной связи с деятельностью учеников на всех стадиях их научения.

17.При обучении двигательным навыкам упорядочивание контрольных практических занятий относительно меняющихся условий выполнения навыка.

18.При обучении двигательным навыкам обеспечение плавного перехода от одного поднавыка к другому.

19.Поощрение учеников к самостоятельным, аналитическим и эвристическим решениям проблем.

ΙΙΙ. Оценивание :

20.Проверка умения учеников применять усвоенное научение в новых ситуациях (перенос на меняющиеся условия).

21.Оценка заинтересованности учеников в изучаемом ими предмете.

22.Сравнение достижений учеников с целями данного урока.

Многообразие структур урока, методов их организации и дидактических целей предполагает разнообразие их типов

Приведём классификацию уроков по Б.П. Есипову с рассмотрением их структурных особенностей:

1.Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сообщения новых знаний . Структура такого урока: повторение предыдущего материала, который является основой для изучения нового; объяснение учителем нового материала и работа с учебником; проверка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

2.Урок закрепления знаний . Его структура: проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений; проверка выполнения заданий; задание на дом.

3.Урок выработки и закрепления умения и навыков . Предполагает воспроизведение теоретических знаний; выполнение практических заданий и упражнений; проверка самостоятельно выполненных работ; задание на дом.

4.Урок обобщения и систематизации знаний . Такие уроки проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов, учебных курсов. Их обязательными элементами являются вступление и заключение учителя, а само повторение и обобщение материала проводится в форме кратких сообщений и беседы учителя с учащимися

5.Урок проверки знаний, умений и навыков . Основные задачи такого урока - выявление уровня обученности учащихся и установление недостатков в овладении материалом. При этом могут использоваться письменные или устные формы контроля