Русская литература XVIII века. Историческая эпоха


В русской литературе 18 века исследователи выделяют 4 периода: I.Литература петровского времени. II гг. III.1760-е – первая половина 70-ых годов. IV.Последняя четверть века.


Литература петровского времени Она ещё носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения» (т.е. замены литературы религиозной литературой светской). В этот период разрабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности: ораторская проза, повесть, политические трактаты, учебники, стихотворство.


Феофан Прокопович Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф.Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформировавший свои художественно- эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей.


Второй период (гг.) Данный период характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. Основой классицизма явилась ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон художественного творчества. Жанровые особенности: трагедия, опера, эпопея (высокие жанры) комедия, басня, сатира (низкие жанры)


Антиох Дмитриевич Кантемир () Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и др.). По словам В.Г.Белинского, он «первым свёл поэзию с жизнью».


Василий Кириллович Тредиаковский () Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму.


Михаил Васильевич Ломоносов () Один из первых теоретиков классицизма, учёный- экспериментатор, художник- автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трёх штилей.


Михаил Васильевич Ломоносов () Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразилась и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии – одах.


Александр Петрович Сумароков () Также вошёл в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное – борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (им написано 400 басен).


Третий период (1760-е – первая половина 70-х гг.) В данный период в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В.И.Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздражённый Вакх»), в жанре повести выступил М.Д.Чулков, издаются литературные журналы М.Д.Чулкова («И то, и сё»), В.В.Тузова («Смесь»), Н.И.Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). В это же время творил М.М.Херасков, создатель «Россияды» – русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).


Четвёртый период Литература последней четверти 18 века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвёртый период расцветает комическая опера, творчество Д.И.Фонвизина () – автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».


Гаврила Романович Державин () Его перу принадлежат многие стихотворения и знаменитые оды («Ода на день рождения Её Величества…», «Фелица»). Державин первым ввёл в поэзию разговорную лексику, просторечие, он укреплял демократические основы литературного языка.


Александр Николаевич Радищев () Иван Андреевич Крылов () Писатель, философ, поэт. Автор знаменитого «Путе- шествия из Петербурга в Москву». Протест против рабства, духовного порабощения составляет главный пафос этого произведения. Прославленный баснописец, среди произведений которого есть также трагедии («Филомела», «Клеопатра») и комедии («Модная лавка» и др.)


Николай Михайлович Карамзин () Н.М.Карамзин возглавил сентиментально- романтическую линию в литературе. Он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь».

краткое содержание других презентаций

«Литература эпохи классицизма» - Трагедия, героическая поэма, ода, эпопея. Становление новой литературы. Последняя четверть века. Истоки мирового классицизма - Франция ХVII века. В.И. Майков. Русская литература ХVIII века. Герои классицистических произведений. Период развития классицизма. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. Черты классицизма. Классицизм в русском и мировом искусстве. Урок - лекция.

«Литература XVIII в» - Притча о десяти девах. Поэтика слов. Лирика. Смена писательского типа. Дано лета Господня 1710. Старое и новое. Практические функции. Литература XVIII в. Светильники. Символы и эмблемата. Апологет царской власти. Анекдот. Строение и плавание карабельное. Благороднейшее сословие. Симы литеры. Слово на погребение. Творческое наследие Феофана. Правительство синодальное. Феофан Прокопович. Слово на погребение Петра Великого.

«Литература России 18 века» - Классицизм. Штили. Французский классицизм. Ода на день восшествия. Дворянство. Жанрово – стилевая реформа. Ф.Шубин. Задание к повести «Бедная Лиза». Обращённость к образам и формам античного искусства. Любовный треугольник. Великие завоевания. Н.М.Карамзин. Черты классицизма. Русская литература 18 века. Смутная пора. Сентиментализм. Жанр оды.

«Литература 18-19 века» - Сентиментализм. «Каин». Литературные направления. Особенности классицизма в России. Николай Михайлович Карамзин. М.Ю.Лермонтов поэма «Демон». Романтизм. Основные черты романтического героя. Поэма «Мцыри». Своеобразие русского сентиментализма.

«Сентиментализм» - Бернарден де Сен-Пьер. Сентиментализм. Лоренс Стерн. Николай Михайлович Карамзин. Черты русского сентиментализма. Сентиментализм в Англии. Романы Сэмюэла Ричардсона. Сентиментализм во Франции. Русский сентиментализм. Новая Элоиза. Томас Грей.

«Писатели 18 века» - Обращает на себя внимание обилие традиционно-книжных архаизированных элементов в произведении. Сатира журналов Новикова была направлена против крепостничества. А.С.Шишков против Н.М.Карамзина. Русский литературный язык во второй половине xviii века. Сия мысль всю кровь во мне воспалила. Старославянизмы используются Радищевым и с иной целью – создания юмористического эффекта. Вклад Н.М.Карамзина в развитие русского литературного языка.

краткое содержание других презентаций

«Литература эпохи классицизма» - Герои классицистических произведений. Принцип «трех единств» вытекает из требования подражания природе. Последняя четверть века. Черты классицизма. В.И. Майков. Период развития классицизма. Классицизм в русском и мировом искусстве. Русская литература ХVIII века. Трагедия, героическая поэма, ода, эпопея. Истоки мирового классицизма - Франция ХVII века. Становление новой литературы. Урок - лекция.

«Сентиментализм» - Русский сентиментализм. Новая Элоиза. Томас Грей. Бернарден де Сен-Пьер. Романы Сэмюэла Ричардсона. Сентиментализм во Франции. Лоренс Стерн. Черты русского сентиментализма. Сентиментализм в Англии. Николай Михайлович Карамзин. Сентиментализм.

«Литература 18-19 века» - Романтизм. «Каин». Особенности классицизма в России. Своеобразие русского сентиментализма. Поэма «Мцыри». Сентиментализм. Основные черты романтического героя. М.Ю.Лермонтов поэма «Демон». Николай Михайлович Карамзин. Литературные направления.

«Литература России 18 века» - Классицизм. Н.М.Карамзин. Обращённость к образам и формам античного искусства. Жанр оды. Русская литература 18 века. Смутная пора. Французский классицизм. Штили. Ода на день восшествия. Дворянство. Задание к повести «Бедная Лиза». Жанрово – стилевая реформа. Любовный треугольник. Ф.Шубин. Великие завоевания. Черты классицизма. Сентиментализм.

«Писатели 18 века» - Всем взяла… Русский литературный язык во второй половине xviii века. Полемика вокруг “нового” и “старого” слога. Сатира журналов Новикова была направлена против крепостничества. Особенности языка комедий д. И. Фонвизина на примере комедии “недоросль” . Особенности языка и стиля «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Вклад Н.М.Карамзина в развитие русского литературного языка. Столь же достоверно Радищевым воспроизводится мещанское просторечие.

«Литература XVIII в» - Старое и новое. Литературная культура Петровского времени. Благороднейшее сословие. Практические функции. Анекдот. Литература XVIII в. Поэтика слов. Притча о десяти девах. Смена писательского типа. Правительство синодальное. Дано лета Господня 1710. Символы и эмблемата. Светильники. Апологет царской власти. Творческое наследие Феофана. Стефан Яворский. Феофан Прокопович. Симы литеры. Слово на погребение.


В начале XVIII века, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Укрепилась независимость России. Возросла её военная мощь. Произошло культурное сближение со странами Европы.


Русское общество достигло в XVIIIвеке огромных результатов в области культуры и литературы г. – «Ведомости» 1708 – замена церковнославянского шрифта светским (гражданским Организация системы образования, упор на естественнонаучные и технические предметы, просвещение как практическая ценность 1725 г. – создание Академии наук 1719 г. – Кунсткамера 1 января 1700 г. – новое летоисчисление Изменения в быту (брадобритие, европейский костюм, курение табака, проведение ассамблей (1718 г.)) 1717 г. – «Юности честное зерцало»


Литература XVIII века была связана с лучшими традициями древнерусской литературы (представление о важной роли литературы в жизни общества, её патриотическая направленность). Реформаторская деятельность Петра I, обновление и европеизация России, широкое государственное строительство, превращение страны в сильную мировую державу при жестокости крепостнической системы - всё это нашло отражение в литературе того времени. Ведущим литературным течением 18-го века стал классицизм. С 60-х гг. 18-го века в русской литературе складывается новое литературное направление - сентиментализм.


Классицизм От латинского слова «классикус» - образцовый. Стиль и направление в искусстве XVII- начала XIX в.в., ориентировавшиеся на наследие античной культуры как на норму и идеальный образец. Классицизму свойственна строгая организованность логичных, ясных и гармоничных образов. Жанры классицизма: Ода, трагедия, высокая сатира, басня.


Своего расцвета классицизм достиг во Франции во второй половине 17- го века. В произведениях писателей- классицистов нашли отражение идеи сильного независимого государства с абсолютной властью монарха. Основной конфликт в произведениях классицизма - конфликт между долгом и чувством. В центре этих произведений - человек, подчинивший личное общественному. Для него превыше всего долг гражданина, служение интересам родины, государства. Таким гражданином должен быть в первую очередь монарх. Классицисты считали высшим критерием истинного и прекрасного разум.


В русской литературе классицизм был тесно связан с идеями европейского Просвещения, такими как: установление твёрдых и справедливых законов, просвещение и образование нации, стремление проникнуть в тайны мироздания, утверждение естественного равенства людей всех сословий.



Особенности русского классицизма: Сильная связь с современной действительностью. Образы положительных героев, неспособных примириться с социальной несправедливостью. Конфликт(например, долга и страсти) разрешим и может закончиться счастливо для героев. На первое место выходит лирический жанр.























Сентиментализм Sentiment (фр.чувство, чувствительный) Возник в Западной Европе в 20-е гг. 18 века, в России в 70-е гг. 18 века, а в первую треть 19 века занял ведущее положение. Особенности направления: Искренний интерес к личности, характеру человека, его внутреннему миру. Умение чувствовать!!! – достоинство человеческой личности. Прославление вечных ценностей – любви, дружбы, природы. Жанры – путешествие, дневник, очерк, повесть, бытовой роман, элегия,переписка, «слезная комедия». Место действия – небольшие города, деревни. Много описаний природы. Утешение людей в страданиях и горестях, обращение их к добродетели, гармонии и красоте.


Как и классицисты, писатели-сентименталисты опирались на идеи Просвещения о том, что ценность человека зависит не от принадлежности его к высшим классам, а от его личных достоинств. Классицисты всё подчиняли разуму, сентименталисты - чувствам, переживаниям и всевозможным оттенкам настроений. Образцы произведений сентиментализма на Западе: "Кларисса" С. Ричардсона, "Страдания юного Вертера" И.В. Гёте. Главой русского сентиментализма принято считать Н.М. Карамзина. В повести "Бедная Лиза" Карамзин впервые открыл мир чувств человека, глубину и силу любви простой крестьянки. Раскрывая мир чувств, литература сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям независимо от положения в обществе.

Слайд 1

Обзор тематики и жанровых особенностей. Основные представители русской литературы 18 века.
Русская литература 18 века

Слайд 2


В русской литературе 18 века исследователи выделяют 4 периода:
Литература петровского времени. 1730-1750гг. 1760-е – первая половина 70-ых годов. Последняя четверть века.

Слайд 3


Литература петровского времени
Она ещё носит переходный характер. Основная особенность – интенсивный процесс «обмирщения» (т.е. замены литературы религиозной литературой светской). В этот период разрабатывается новое решение проблемы личности. Жанровые особенности: ораторская проза, повесть, политические трактаты, учебники, стихотворство.

Слайд 4


Феофан Прокопович
Наиболее яркой фигурой, одним из самых образованных людей этого периода был Ф.Прокопович («Поэтика», «Риторика»), ясно сформировавший свои художественно- эстетические взгляды. Он считал, что поэзия должна учить не только рядовых граждан, но и самих правителей.

Слайд 5


Второй период (1730-1750гг.)
Данный период характеризуется формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углубленной разработкой литературного языка. Основой классицизма явилась ориентация на высокие образцы античного искусства как эталон художественного творчества. Жанровые особенности: трагедия, опера, эпопея (высокие жанры) комедия, басня, сатира (низкие жанры)

Слайд 6


Антиох Дмитриевич Кантемир (1708-1744)
Автор сатир, в которых отмечается национальный колорит, связь с устным народным творчеством, в их основе современная ему русская действительность («На хулящих учение», «На зависть и гордость дворян злонравных» и др.). По словам В.Г.Белинского, он «первым свёл поэзию с жизнью».

Слайд 7


Василий Кириллович Тредиаковский (1703-1769)
Выступил подлинным новатором в искусстве слова. В своём трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» он подготовил почву для дальнейшего развития русской поэзии. Кроме того, Тредиаковский ввёл новые литературные жанры: оду, элегию, басню, эпиграмму.

Слайд 8



Один из первых теоретиков классицизма, учёный-экспериментатор, художник-автор мозаичной картины о Полтавской баталии, создатель торжественных од, реформатор языка и автор «Письма о правилах российского стихотворства», «Краткого руководства к красноречию», «Грамматики», теории трёх штилей.

Слайд 9


Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
Просветительские взгляды и демократическая настроенность Ломоносова отразилась и в его поэтической деятельности, в содержании его произведений. Тема родины была основной в главном жанре его поэзии – одах.

Слайд 10


Александр Петрович Сумароков (1717-1777)
Также вошёл в историю литературы как один из теоретиков русского классицизма, как автор любовной лирики (песни, эклоги, идиллии, элегии), как автор трагедий (9 трагедий, в которых главное – борьба страсти и разума, долга и личных чувств), автор комедий, басен (им написано 400 басен).

Слайд 11


Третий период (1760-е – первая половина 70-х гг.)
В данный период в обществе возрастает роль меркантильных отношений, усиливается господство дворянского класса. В литературе активно развиваются пародийные жанры, написаны шутливые поэмы В.И.Майкова («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздражённый Вакх»), в жанре повести выступил М.Д.Чулков, издаются литературные журналы М.Д.Чулкова («И то, и сё»), В.В.Тузова («Смесь»), Н.И.Новикова («Трутень», «Пустомеля», «Живописец»). В это же время творил М.М.Херасков, создатель «Россияды» – русской национальной эпопеи, а также ряда трагедий и драм («Венецианская монахиня», «Борислав», «Плоды наук» и др.).

Слайд 12


Четвёртый период
Литература последней четверти 18 века развивалась в период потрясений, социальных взрывов, зарубежных революций (американской, французской). В четвёртый период расцветает комическая опера, творчество Д.И.Фонвизина (1745-1792) – автора многих басен («Басни нравоучительные с изъяснениями господина Гольберга»), пьесы «Бригадир» и знаменитой комедии «Недоросль».

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
Н.М.Карамзин возглавил сентиментально-романтическую линию в литературе. Он положил начало журналистике, критике, повести, роману, исторической повести, публицистике. Ему принадлежат переводы Шекспира, такие значительные произведения, как «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь».