Святые отцы о малодушии. Что такое малодушие

Блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого; кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли (свт. Василий Великий , 5, 162).

* * *

Не малодушествуй, смотря на настоящее, но ожидай той блаженной и нескончаемой жизни, ибо тогда увидишь, что праведнику служит во благо и нищета, и бесславие, и лишение наслаждений (свт. Василий Великий , 5, 318).

* * *

Не малодушествуй, видя, что ты в этой жизни в бесславии или в болезни, или в глубокой старости и нищете. Питающий птиц небесных не оставит и тебя без Своего промышления (прп. Ефрем Сирин , 30, 501).

* * *

Которые души поддаются робости и страху, не вытерпев скорбей, даже доходят до нерадения, нетерпеливости и отчаяния, совращаются с праведного пути, и не ожидают до конца Господней милости; те, как оказавшиеся неправедными, как возмогут улучить вечную жизнь? Ибо всякая душа, ради Господа за нас умершего, до самой смерти бывает обязана великодушествовать, терпеть до конца и сохранять упование на Него, чтобы таким образом сподобиться вечного спасения (прп. Ефрем Сирин , 31, 528).

* * *

Не предавайтесь лености оттого, что ненавидит вас мир; ненавидящие весьма злосчастны, а ненавидимые ради Христа блаженны. Ибо Он придет и воздаст каждому по делам его (прп. Ефрем Сирин , 32, 150–151).

* * *

Малодушному и богатство не может принести пользы, великодушному и бедность никогда не повредит (свт. Иоанн Златоуст , 45, 176).

* * *

Будем избегать... малодушия, поспешим в пристань долготерпения, чтобы и здесь обрести покой душам своим... и достигнуть будущих благ... (свт. Иоанн Златоуст , 52, 635).

* * *

...<Малодушие> бывает причиной погибели, подобно беспечности. Малодушен не переносящий обид, малодушен не переносящий искушений... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 558).

* * *

Гнев мужа укрощает раб разумный: малодушна же человека кто стерпит? (). Говорит это <царь Соломон> потому, что малодушие хуже гнева. Последний может утишить и раб, не имеющий смелости свободного человека, а того <малодушия> не (может уничтожить). Как Господь называется нападающим тигром в отношении к грешникам и камнем соблазна – для неверующих, так и малодушный между согрешающими (свт. Иоанн Златоуст , 55, 1124–1125).

* * *

Вооружая себя надеждою, что будущие блага даны будут воздвигшим славные победные памятники над пороком, прекрасно ограждая себя отовсюду, и молитвами сооружая сию крепкую стену, отражай нападение малодушия; потому что оно сильно овладеть и мужественною душою, если, непрестанно мечтая о венцах, не будет переносить горестей (прп. Исидор Пелусиот , 62, 48).

* * *

Есть некоторые люди, до того изнемогающие при случающихся скорбях, что они отказываются и от самой жизни и считают сладкою смерть, лишь бы только избавиться от скорбей, но это происходит от малодушия и многого неразумия, ибо таковые не знают той страшной нужды, которая встречает нас по исходе души из тела (прп. авва Дорофей , 29, 137).

* * *

Не будем... плакаться и малодушествовать, смотря на то, что жизнь наша печалит и томит сердце... (прп. Феодор Студит , 92,226).

* * *

Не будем малодушествовать, смотря на то, как мало можем мы сделать своими силами (прп. Феодор Студит , 92, 310).

* * *

Малодушие и смущение рождаются от неверия; но только что подвижник прибегнет к вере – малодушие и смущение исчезают, как тьма ночи от восшедшего солнца (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 148).

* * *

Один праведный пустынножитель, заметив, что больной ученик его частыми вздохами изъявлял нетерпение, сказал ему: «Не малодушествуй, сын мой! Тело твое, изнуренное недугом, может быть спасительным врачевством для души твоей. Если ты подобен железу по делам твоим, то огонь страдания очистит тебя от ржавчины; если же ты золото, то сей огонь придаст более блеска твоей добродетели» (116, 79).

Беседа с председателем Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым в эфире телеканала «Союз»

– Здравствуйте, уважаемые телезрители.

Наш гость – протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.

Батюшка, хотелось бы поднять, мне кажется, очень важную для каждого христианина тему – поговорить о грехе малодушия. К сожалению, этим грехом мы все страдаем, никто не может назвать себя воином Христовым, как были первые мученики христианства. Что такое малодушие, как оно проявляется в нашей жизни, в чем его причины?

Изнеженность портит человека

– Есть множество причин. Это и определенные свойства человеческого характера, и результаты воспитания, есть и маловерие. Начнем с характера. Есть люди от природы отважные, а есть малодушные. Если малодушный победит свое малодушие, совершит подвиг, то его подвиг будет в глазах Божиих более значителен, чем если бы это сделал человек отважный. Ведь люди разделяются и по силе ума, и по силе души, и по способности на подвиг.

Теперь по поводу воспитания. Наша национальная трагедия – малодетность. Поэтому мамы стараются своих единственных детей от всего оберегать. Они их кутают бесконечно, что приводит к простудам – ребенок потеет и простужается. Они охраняют их от общения со сверстниками. Они всегда защищают ребенка, независимо от того, прав он или не прав, они всегда на его стороне, и это очень часто укрепляет молодого человека в состоянии безнаказанности. Они стараются освободить ребенка от физкультуры, все время говорят, что надо побольше отдыхать, все время спрашивают, не болит ли чего; если ребеночек упал, сразу бегут его поднимать.

При таком воспитании человек вырастает малодушным. Это стало настоящей трагедией – трудно при таком воспитании ждать от людей подвига, ответственности и так далее. То есть душа становится как бы мелкой. Такой человек не способен на благородный поступок – великодушный, как мы говорим, то есть от всей души простить, от всей души помочь человеку. Малодушному трудно вступиться, когда обижают слабого, ему трудно вступиться за правду, великодушному же – наоборот.

– Мне кажется, малодушие мешает и семьи создавать.

– Конечно, ведь возникает нерешительность: а что из этого выйдет, а что будет потом, а как тогда жить? Малодушный старается жить за счет кого-то, как он привык с мамочкой: «чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было». При малейшей трудности малодушный надламывается и все бросает.

– Как связаны малодушие и страх?

– Малодушный более пуглив.

– Может быть, действительно, человек в детстве был так напуган суровым воспитанием или несправедливым отношением к себе, что в результате стал малодушным?

– Суровое воспитание не может испугать и испортить ребенка, его портит только изнеженное воспитание. А если воспитание суровое, но с любовью, то ребенок с удовольствием покоряется.

– Но у нас-то с любовью очень редко это делается, чаще всего с жестокостью.

– Жестокость – вещь противоестественная. Человек по природе своей добр, и нужно очень много потрудиться, чтобы вырастить из него жестокого человека.

– Но, батюшка, сейчас посмотришь на поведение некоторых детей и не скажешь, что они существа добрые.

– У них просто еще не все чувства развиты. Я наблюдал сцену, которая поразила меня чрезвычайно. Трехлетняя девочка брала кошку, которая лежала на травке, и стаскивала на асфальт, говоря при этом: «Что ты делаешь, зачем ты лежишь на травке? Ей же больно». Это говорит о том, что ребенок чувствует даже боль травы, но эти чувства настолько еще неразвиты, что она не может понять, что кошке некомфортно лежать на асфальте, а травка, после того, как киска полежит, может подняться. И эта сцена была настолько яркой, что я ее запомнил на всю жизнь. Девочка по природе добрая, но у нее нет еще опыта жизни, она не понимает, что киска тоже хочет на травке полежать, что травка Богом создана, в том числе и для того, чтобы киска на ней лежала. Это все ей еще нужно объяснять, но вот порыв – пожалеть травку, это удивительно в таком маленьком ребенке.

– Какие грехи порождают малодушие?

– Себялюбие, конечно. Если говорить о духовной части, то маловерие. Каждый христианин должен знать, что все, что с ним произойдет, – это не без воли Божией, поэтому все нужно принять. Хотя есть очень мудрая пословица: «Береженого Бог бережет», то есть на рожон не надо никогда лезть, это чревато неприятными последствиями. Осторожность нужна всегда, безусловно. И Сам Господь предупреждал учеников Своих: «Глядите, как опасно ходите», поэтому все необходимые меры предосторожности нужно всегда соблюдать. Но, тем не менее, когда требуется ради правды Божией поступок твердый, мужественный, надо, укрепляясь силой Честного Животворящего Креста и молитвой ко Господу, идти вперед.

– Батюшка, а как преодолеть нерешительность, которая является чертой характера человека?

– Только молитвой, обращенной к Господу с просьбой о помощи. И еще постоянными упражнениями: если человек долгое время будет пребывать в нерешительности, то он может оказаться в таком положении на всю жизнь. Поэтому, когда ему предоставляется случай проявить великодушие, он должен это великодушие проявлять, молясь Богу, а потом благодаря Его. И так постепенно он будет преодолевать малодушие, а потом и совсем забудет про него.

По молитве святых помощь придет быстрее

– Батюшка, есть звонок, давайте ответим на вопрос.

– Недавно я узнала, что есть особый день, когда мы можем обратиться к умершим родственникам и попросить их о помощи. Правда ли это?

– Нет, неправда. Но мы можем обращаться с просьбой к усопшим, конечно, в этом нет ничего особенного, они могут нас слышать. Но в Церкви другой обычай – мы обращаемся за помощью к тем людям, которые прославлены Церковью как святые, потому что их помощь гораздо более действенна. Они помолятся Богу за нас, и Господь по их молитве скорее сделает. Это гораздо эффективнее, и те, кто имеет опыт молитвенного обращения к Матери Божией, ко всем святым, в первую очередь обращаются за молитвенной помощью к ним.

– Батюшка, однажды ко мне в слезах пришла женщина и сказала: «У меня мама умерла три месяца назад и ни разу мне не приснилась. Вот моей подруге все время снится, а мне нет. Видимо, я ее обидела, что-то не так сделала?». Человек ждет явления, хотя бы во сне, умершего любимого человека.

– Ну, это предрассудок, суеверие называется.

– А те, кто видит своих умерших, им что делать?

– Да ничего не делать, жить как жили.

– Батюшка, то, что приснилось, это лишь образ, продукт ума человеческого, его душевного переживания?

– А по-разному бывает. Очень редко, но бывает, что во сне является душа усопшего. Обычно во сне отражаются переживания дня, просто они так преломляются, что человек их не очень узнает.

– Мы знаем, что по Воскресении Христа многие тела усопших святых воскресли и явились людям в городе. То есть все-таки могут души усопших являться нам?

– Это был особый случай в Иерусалиме, когда многие их видели, а так вообще-то совсем нечасто это бывает. Мне, например, отец пару раз приснился, мать – ни разу.

– А если такие видения все-таки были, значит, утром встал, Богу помолился…

– Святой водички выпей и готовься к Причастию в ближайшее воскресенье. А когда уже причастился, когда Господь уже с тобой, в твоем сердце, помяни усопшего.

Метать бисер перед свиньями бесполезно

– Должен ли мирянин как-то отвечать на выпады в адрес Церкви, вступать в словесные перепалки, или же он должен отойти в сторону и промолчать? Не будет ли такой отход малодушием?

– Смотря по ситуации. Если рядом находятся люди, которые ждут от нас того, что мы вступимся, то это необходимо сделать, а если наедине с кем-то, то незачем метать «бисер перед свиньями» , это совершенно бесполезно.

– Как правило, это бывает в коллективах неверующих людей.

– «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста», – давайте Псалтирь читать, первый псалом.

– То есть если коллеги по работе вдруг затеяли богословский спор, то нужно потихонечку от него уйти?

– Да, в нем не участвовать. Можно сказать: «Господа, открывайте интернет, там есть множество сайтов, читайте книги православные, и вы найдете все ответы на ваши вопросы».

– Батюшка, но ведь часто люди говорят не чтобы самим просветиться, а чтобы других просветить. Тут как раз идет обмен мнениями.

– Да на здоровье, но нам в этом не пристало участвовать. Апостол сказал: «Немощного в вере принимайте без споров о мнениях». Если человек немощен в вере (мы можем это оценить), так что же с ним разговаривать? Это означает не что мы его презираем, а что этот разговор бесполезен. Не будет же ученый-физик серьезно разговаривать о физике с дошкольником.

– А если человек начинает к нам приступать с явно провокационными вопросами?

– Тогда тем более, просто лучше молчать и смотреть ему в переносицу. Тот спрашивает: «Ты меня слышишь?» – «Слышу». – «А чего молчишь?» – «А я – свободный человек, хочу – молчу, хочу – говорю». – «А тебе интересно об этом говорить?» – «Нет, не интересно». И вопрос сам исчерпается.

– Батюшка, если человек стесняется как-то заявить о своей вере на работе, или как-то проявить в офисе или перед людьми неверующими свою веру, это тоже малодушие?

– Это должно проявляться в поступках. Есть в каждом народе, и в нашем тоже, понятие о том, что значит хороший и порядочный человек. Надо быть хорошим и порядочным и так свидетельствовать о своей вере. Потом они, в конечном счете, узнают, что самый порядочный и хороший человек в их коллективе, оказывается, в Бога верует: «Ах, вот почему он такой хороший и порядочный». Хорошего и порядочного всегда уважают. Всегда.

Бог слышит все молитвы

– Батюшка, еще есть вопрос от телезрителя.

– У меня такой вопрос: как нам наладить общение с людьми из дружественных республик, которые приезжают к нам в страну работать?

– Нужно действовать так же, как действовали все миссионеры. Изучить их язык, чтобы их понимать, и оказывать им всяческую любовь, приходить к ним, узнавать, не нужна ли им какая-то помощь, ходатайствовать за них перед работодателями, нашими соотечественниками. Тогда они полюбят нашу страну, и миссия может быть успешна только в этом случае, если мы хотим их как-то направить ко Христу. А если они будут спрашивать: «В вашей стране к нам относятся как к собакам, а мы приехали сюда от голода; почему вы вдруг относитесь к нам с такой любовью?», тогда и сказать им, что мы – верующие люди, христиане. Тогда они нас могут послушать.

– Батюшка, но ведь эти люди приезжают сюда со своей религией, со своими духовными ценностями, и они это все распространяют вокруг себя.

– Я об этом что-то никогда не слышал. Вот у нас таджики работают во дворе, я выхожу, говорю одному: «Салям алейкум», а он не знает, что ответить. У него прадедушка когда-то ислам исповедовал, но он-то ничего не знает, и большинство из них – постсоветские люди, которые ничего не знают о религии.

– Давайте ответим на звонок.

– Батюшка, как узнать, когда я молюсь, слышна ли моя молитва Богу, Богородице, святым?

– Ваша неуверенность – от маловерия. Когда бы вы ни помолились, ваша молитва слышна всегда, попробуйте в это поверить, а то, что вы начали сомневаться, это ваше недоверие к Богу. Конечно, бывает, что мы от Господа что-то такое требуем, что не согласно с Его волей, тогда Господь не будет выполнять или подождет. Но так, чтобы Бог не слышал молитвы, не бывает – Бог мысли ведает прежде того, чем мы об этом попросим.

– Но ведь бывает, что человек долго просит, – Иоакиму и Анне хватило веры пятьдесят лет просить ребенка и не разувериться. А как нам не разувериться?

– Вот так и не разувериться: взирая на Иоакима и Анну, и на то, какой Плод их молитва дала.

– Как раз малодушие-то и мешает нам. Без видимого результата молитвы у людей все-таки возникают сомнения.

– Сомнения – вещь естественная для падшего разума, и поэтому наша вера – это как зрение через тусклое стекло. Это факт, и апостол Павел про это сказал. Но разве мало было в нашей жизни уверений, что Господь нас знает, нас слышит? Даже сам факт, что мы пришли к Богу, к вере, к Церкви – разве этого мало? Тут нужно прежде всего смирение.

Каков мотив – таков поступок

– Приходит человек на Исповедь либо в унынии, либо в слезах. И начинаешь ему перечислять: «Тебе Бог это дал, о том позаботился, здесь простил, там помог, что же ты в Нем сомневаешься?». И он говорит: «А правда, батюшка, спасибо: открыли глаза». А сам-то человек почему упускает эту память?

– Для того священник и существует, чтобы по-пастырски дать человеку совет, указать путь. Жизнь – это вообще-то не курорт, это очень серьезный труд.

– Многие люди стесняются перекреститься, проходя мимо храма, – это тоже проявление малодушия? Как связаны малодушие и стеснительность?

– Может быть, связаны, может, и не связаны. Просто иной человек как-то не хочет демонстрировать свою веру, потому что нет такой заповеди – креститься на храм. Просто храм – это лишний повод вспомнить о Боге, но можно вспомнить и не осеняя себя крестным знамением, кто как привык.

– Но все-таки остановиться, перекреститься и поклониться – это проявление уважения к храму Божию.

– А для некоторых это проявление своего собственного фарисейства: вы все дураки, один я умненький.

– Батюшка, давайте не будем брать эту крайность.

– Но ведь это же есть. Все дело в мотиве – каков мотив поступка; один и тот же поступок может быть благочестивым и богопротивным. В зависимости от того, какой мотив был для этого поступка.

– Батюшка, если вернуться к стеснительности, его природа – тоже греховное малодушие?

– Не обязательно. Может быть, это свойство характера, но его нужно стараться преодолевать.

– Ответим на еще один вопрос.

– Как нам, православным людям, относиться к такому понятию, как толерантность? Я слышал, что священнослужители отрицательно относятся к этому. Прокомментируйте, пожалуйста.

– Толерантность – это просто орудие того строя, который сейчас общепринят в Европе. Цель которого в глубине его – уничтожение христианства как такового, уничтожение христианского взгляда на мир. Толерантность запрещает человеку добро называть добром, а зло – злом. Должна быть толерантность, то есть спокойное равнодушие.

– Но ведь равнодушие тоже связано с малодушием, как вы считаете?

– Вообще, вся греховная жизнь взаимосвязана. Например, сребролюбие связано с гордостью, и так далее. Есть, конечно, страсти, которые прямо противоположны, к примеру, пьянство и сребролюбие.

– А равнодушие от чего рождается? От страха постоять за свою идею, веру?

– Нет, равнодушие – это следствие греховной жизни: все, что меня не касается, мне не интересно, мне интересны только мои желания, хотения, мои вкусы и удовольствия.

– Но ведь это неприемлемо для православного христианина. Спасибо, отец Димитрий, за ваши ответы.

Архипастырь

Беседовал игумен Димитрий (Байбаков)

– Здравствуйте, дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в эфире внеочередной выпуск программы «Архипастырь», а поскольку он внеочередной, то мы надеемся, что будет особо интересным; у нас в гостях Владыка, которому мы очень признательны за поддержку телеканала «Союз».

Люди церкви

Беседовал Олег Петров

– Угрожают ли европейские псевдоценности православным устоям Молдовы – об этом в программе «Люди Церкви» с митрополитом Кишиневским и всея Молдавии Владимиром. Владыка, жизнь в Молдове сегодня достаточно непростая. Удается ли вам в этих нестабильных условиях удерживать стабильность церковной жизни?

Читайте «Православную газету»


Подписной индекс: 32475

Пояснения:
Малодушие выражается в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед трудностями или из неверия в собственные силы.

Почву для развития в людях Малодушия обычно создают социальная несправедливость, господство эгоистических интересов, угнетенное и бесправное положение человека, подавление инициативы в массах. Все эти явления неотъемлемо присущи классово-эксплуататорскому обществу, где люди постоянно сталкиваются с тем, что грубая сила одерживает верх над правотой, преступления против нравственности остаются безнаказанными, борьба со злом, принципиальность и честность обращаются против самого человека. В такой обстановке, естественно, создаются условия для процветания беспринципности, попустительства злу; люди утрачивают чувство ответственности за свои поступки, веру в силу нравственных принципов и в собственную способность проводить эти принципы в жизнь.
Поэтому при оценке проявлений Малодушия надо исходить из социальных условий жизнедеятельности людей.

Малодушие проявляется прежде всего в зависимости личности от мнений и действий других людей.
Сочтите малодушного человека глупым - и более абсурдных поступков, чем те, которые последуют от него, вы не увидите. Скажите ему, что он зауряден, бездарен, труслив - и точно: все его проявления станут невыносимо скучны, примитивны и отвратительно робки.
Не малодушный человек виновен в своих недостатках; не сам по себе его душевный изъян приводит к постоянной уступчивости, слабости духа и унижающим достоинство поступкам. В неприглядных проявлениях малодушного характера виновны, прежде всего, окружающие, использующие во зло природную податливость и мягкость его душевного склада.

Малодушие означает, что человек в себе самом не имеет опоры и потому непрестанно нуждается в поддержке других. Только от чужого мнения и внушения обретает он веру в собственные силы. Но уж если малодушный получил столь необходимую ему поддержку, более вдохновенного человека тогда трудно сыскать. Мысли его становятся гибки и остроумны, действия - дерзки и отважны, а характер - стойким и сильным. Если вы отнесетесь к малодушному человеку уважительно, он продемонстрирует редкие образцы ума, самоотверженности, мужества. Внушите ему, что он смел, и перед вами явится герой, изумляющий своей доблестью и отвагой. Глядя на него, вы не сможете поверить, что сами, собственным влиянием вызвали на свет столь яркие проявления человеческого характера.

Многие люди в наши дни совсем не считают малодушие грехом. Они думают, что слабоволие является простительным для человека. На самом же деле малодушие может привести к очень серьезным последствиям, особенно если это качество присуще человеку, занимающему ответственную должность. Чем же так опасно малодушие? Как побороть в себе это качество?

Что такое малодушие?

Малодушие - это черта человеческого характера, проявляющаяся в душевной слабости, нестабильности, подверженности чужому влиянию, трусости и боязни поступать согласно своим убеждениям и понятиям. Это качество не является временным состоянием человеческой психики. Если оно присуще индивиду, то сопровождает его постоянно в течение всей жизни.

Малодушные люди постоянно нуждаются в одобрении и поддержке со стороны окружающих. Они готовы легко подстроиться под чужие интересы, сделать так, как будет выгодно в данной ситуации. В конфликтах и спорах малодушный человек всегда встает на сторону большинства.

Почему люди становятся малодушными?

Так как малодушие - это одно из свойств характера, можно предположить, что его задатки заложены в человеке еще при рождении. Кто-то от природы смелый и отважный, а кто-то робкий и трусливый. Для одного человека совершить подвиг не так уж сложно, а для другого это является непосильной задачей.

В раннем детстве родители могут как подавить зачатки, так и поспособствовать тому, чтобы у ребенка развилось малодушие. Значение воспитания в формировании этого качества личности играет огромную роль. Если постоянно стремиться защитить и оградить ребенка от всех бед и проблем, гасить проявления самостоятельности, оставлять безнаказанными проступки малыша, не стоит удивляться, что, повзрослев, он станет малодушным человеком. Люди, воспитанные подобным образом, не способны на благородные поступки, они всегда ждут, что кто-то сделает за них всю работу, не умеют сами принимать решения и брать на себя ответственность.

Общественный уклад также оказывает немалое влияние на формирование в человеке малодушия. Обстановка, при которой деньги побеждают над справедливостью, инициатива является наказуемой, кругом процветают взяточничество и беспринципность, способствует укреплению в человеке безволия и трусости.

Как определить малодушного человека?

Очень ярко первые признаки малодушия проявляются в подростковом возрасте. В этот период дети в большей мере подвержены влиянию окружающих. От того, в какую компанию попадет молодой человек, зависит его дальнейшее будущее.

Очень многие подростки из-за своего малодушия начинают курить, употреблять алкоголь или даже наркотики лишь потому, что все вокруг поступают подобным образом. Им не хочется потерять уважение сверстников, быть изгоем и «белой вороной».

Для взрослого человека малодушие - это не просто плохая черта характера, но и большой грех. Оно проявляется в нежелании принимать важные решения, перекладывании ответственности за свои поступки на других, постоянном поиске виноватых, стремлении избежать конфликтов путем лести и лицемерия. Малодушие тесно связанно с нерешительностью, страхом, эгоистичностью. Такие люди готовы на все, лишь бы выгородить себя, предстать для других в нужном свете.

Нужно ли бороться с малодушием?

Малодушие - это, прежде всего грех, поэтому бороться с ним нужно обязательно. Оно может привести к очень страшным последствиям, которые люди даже не в силах себе представить. Если малодушный человек занимает высокую должность и от него зависит судьба других людей, последствия принятого им не по совести решения могут привести к трагедии.

Примером проявления малодушия является осознанно неправильный приговор судьи, в результате которого невинный человек будет осужден на долгие годы заключения. Такое может произойти, если человек, выносящий вердикт, получил взятку, либо ощутил угрозу потерять свою должность со стороны вышестоящих людей. К сожалению, в современном мире это нередкая ситуация.

Малодушие мешает и в повседневной жизни даже самого обычного человека. Из-за нерешительности такие люди с трудом создают семьи, терпят неудачи на работе, имеют проблемы в общении с окружающими.

Как побороть малодушие в себе?

Если вы понимаете, что являетесь малодушным человеком, не стоит пускать проблему на самотек, и оставлять без внимания этот грех. Малодушие необходимо всеми силами пытаться искоренить в себе, приложить старание и проявить терпение в борьбе с ним.

Для начала необходимо понять, чего именно вы боитесь и почему, на чем основаны ваши страхи? В борьбе с малодушием могут помочь укрепление веры и каждодневные молитвы. Однако помимо этого человек должен развивать в себе качества, противоположные малодушию, пересиливать себя, стараться действовать по совести. Победить в себе это качество совсем не просто, но если вы сделаете это, то и ваша жизнь и жизнь окружающих станет намного лучше.

Многие люди в наши дни совсем не считают малодушие грехом. Они думают, что слабоволие является простительным для человека. На самом же деле малодушие может привести к очень серьезным последствиям, особенно если это качество присуще человеку, занимающему ответственную должность. Чем же так опасно малодушие? Как побороть в себе это качество?

Видео: Как побороть малодушие перед испытаниями за веру?

Что такое малодушие?

Малодушие – это черта человеческого характера, проявляющаяся в душевной слабости, нестабильности, подверженности чужому влиянию, трусости и боязни поступать согласно своим убеждениям и понятиям. Это качество не является временным состоянием человеческой психики. Если оно присуще индивиду, то сопровождает его постоянно в течение всей жизни.

Малодушные люди постоянно нуждаются в одобрении и поддержке со стороны окружающих. Они готовы легко подстроиться под чужие интересы, сделать так, как будет выгодно в данной ситуации. В конфликтах и спорах малодушный человек всегда встает на сторону большинства.

Почему люди становятся малодушными?

Так как малодушие – это одно из свойств характера, можно предположить, что его задатки заложены в человеке еще при рождении. Кто-то от природы смелый и отважный, а кто-то робкий и трусливый. Для одного человека совершить подвиг не так уж сложно, а для другого это является непосильной задачей.

Видео: Малодушие

В раннем детстве родители могут как подавить зачатки, так и поспособствовать тому, чтобы у ребенка развилось малодушие. Значение воспитания в формировании этого качества личности играет огромную роль. Если постоянно стремиться защитить и оградить ребенка от всех бед и проблем, гасить проявления самостоятельности, оставлять безнаказанными проступки малыша, не стоит удивляться, что, повзрослев, он станет малодушным человеком. Люди, воспитанные подобным образом, не способны на благородные поступки, они всегда ждут, что кто-то сделает за них всю работу, не умеют сами принимать решения и брать на себя ответственность.

Общественный уклад также оказывает немалое влияние на формирование в человеке малодушия. Обстановка, при которой деньги побеждают над справедливостью, инициатива является наказуемой, кругом процветают взяточничество и беспринципность, способствует укреплению в человеке безволия и трусости.

Как определить малодушного человека?

Очень ярко первые признаки малодушия проявляются в подростковом возрасте. В этот период дети в большей мере подвержены влиянию окружающих. От того, в какую компанию попадет молодой человек, зависит его дальнейшее будущее.

Очень многие подростки из-за своего малодушия начинают курить, употреблять алкоголь или даже наркотики лишь потому, что все вокруг поступают подобным образом. Им не хочется потерять уважение сверстников, быть изгоем и «белой вороной».

Для взрослого человека малодушие - это не просто плохая черта характера, но и большой грех. Оно проявляется в нежелании принимать важные решения, перекладывании ответственности за свои поступки на других, постоянном поиске виноватых, стремлении избежать конфликтов путем лести и лицемерия. Малодушие тесно связанно с нерешительностью, страхом, эгоистичностью. Такие люди готовы на все, лишь бы выгородить себя, предстать для других в нужном свете.

Нужно ли бороться с малодушием?

Малодушие – это, прежде всего грех, поэтому бороться с ним нужно обязательно. Оно может привести к очень страшным последствиям, которые люди даже не в силах себе представить. Если малодушный человек занимает высокую должность и от него зависит судьба других людей, последствия принятого им не по совести решения могут привести к трагедии.

Примером проявления малодушия является осознанно неправильный приговор судьи, в результате которого невинный человек будет осужден на долгие годы заключения. Такое может произойти, если человек, выносящий вердикт, получил взятку, либо ощутил угрозу потерять свою должность со стороны вышестоящих людей. К сожалению, в современном мире это нередкая ситуация.

Малодушие мешает и в повседневной жизни даже самого обычного человека. Из-за нерешительности такие люди с трудом создают семьи, терпят неудачи на работе, имеют проблемы в общении с окружающими.

Видео: Митр. Сергий - Малодушие

Как побороть малодушие в себе?

Если вы понимаете, что являетесь малодушным человеком, не стоит пускать проблему на самотек, и оставлять без внимания этот грех. Малодушие необходимо всеми силами пытаться искоренить в себе, приложить старание и проявить терпение в борьбе с ним.

Видео: Андрей Панасовец "Как преодолеть малодушие и пройти через поражения"

Для начала необходимо понять, чего именно вы боитесь и почему, на чем основаны ваши страхи? В борьбе с малодушием могут помочь укрепление веры и каждодневные молитвы. Однако помимо этого человек должен развивать в себе качества, противоположные малодушию, пересиливать себя, стараться действовать по совести. Победить в себе это качество совсем не просто, но если вы сделаете это, то и ваша жизнь и жизнь окружающих станет намного лучше.

Внимание, только СЕГОДНЯ!