Темы соседних сочинений. Анализ стихотворения Ахматовой А

Первая строфа - важное начало стихотворения - содержит, как это не парадоксально, выводы, которые сделала героиня. Перед нами два своеобразных совета, следование которым влечет за собой «мудрую» и «простую» жизнь: «Смотреть на небо и молиться Богу…» и «И долго перед вечером бродить…».

Гармонию лирическая героиня находит именно в общении с Богом и с окружающей природой. Не случайно во второй и третьей строфах стихотворения Ахматова использует прием психологического параллелизма: внутренний мир героини описывается через природные объекты, окружающие ее.

Признаки наступления осени (поникшая гроздь рябины, шуршащие лопухи) вызывают у читателя светлую грусть и печаль, связанные с осознанием тленности, конечности всего существующего. А умильно-приятно мурлыкающий кот и загоревшийся на башне лесопильни огонь показывают нам, что героиня воспринимает окружающий мир ясно и правильно.

Родная природа показана в стихотворении с восхищением, кроткой нежностью и огромной любовью, а эпитеты и инверсия, используемые А.А. Ахматовой, лишь только подчеркивают это восхищение, отражают всю уникальность каждого временного отрезка жизни лирической героини: именно в унылой осенней поре она находит свое вдохновение.

Сближение героини с окружающим миром способствует тому, что все ей кажется гармоничным и понятным, закономерно движущимся к своему логическому завершению. Об этом свидетельствует оксюморон во второй строфе стихотворения:

«Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной».

Также этот прием помогает проиллюстрировать многообразие и противоречивость всей человеческой жизни, где зачастую соседствуют полярные величины.

Конечный аспект «простого» и «мудрого» существования представлен в четвертом четверостишии произведения:

«И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу».

Здесь тесно переплетены две темы: любви и уединения. Героиня стихотворения А.А. Ахматовой хочет покоя, а не безумных страстей, именно поэтому она готова променять свидание с любимым на минуты одиночества вместе с мурлыкающим котом.

Такое отстраненное состояние, отрешенность от земных проблем и страстей позволяет переосмыслить многие вопросы, найти на них «простые» и «мудрые» ответы, начать жизнь с чистого листа. А это возможно лишь в гармоничном существовании с природой Богом и самим собой.

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой

А. Ахматова на себе почувствовала, как непросто добиться признания в поэтическом обществе. Ее долгое время воспринимали просто как супругу уже известного в то время Николая Гумилева. Первые сборник стихотворений («Вечер») поэтесса издала в 1912 г. на собственные средства небольшим тиражом. Вопреки ожиданиям сборник приобрел большую популярность и известность. В него и вошло стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…».

Произведение Ахматовой свидетельствует о ее духовном становлении. Если в раннем возрасте будущая поэтесса часто мечтала, и жизнь рисовалась ей в исключительно радостных и счастливых оттенках, то с годами она становилась мудрее и спокойнее. Значительно повлиял на Ахматову и брак. Семейная жизнь требовала от нее создания уютной домашней атмосферы. Несмотря на холодное отношение к мужу, поэтесса чувствовала свой долг перед ним и стремилась упорядочить свою жизнь.

Ахматова убедилась в своем поэтическом даровании и решила посвятить ему всю жизнь. Поэтому она отбрасывает ненужные больше тревоги и спокойно воспринимает окружающее. Жизнь представляется ей медленным равномерным течением. В молодости Ахматова не отличалась особой религиозностью, но часто использовала христианские мотивы и символы в своих произведениях. Поэтому достижение внутренней гармонии она связывает со стремлением «молиться Богу».

Героиня подмечает мельчайшие детали окружающего («лопухи», «гроздь рябины»), которые в совокупности создают умиротворяющую атмосферу. Это атмосфера позволяет поэтессе писать «веселые стихи», посвященные красоте и радости бытия. Ахматова полностью погружается в себя, что не мешает ей воспринимать обычные радости жизни: мурлыканье «пушистого кота» и «огонь на башенке озерной».

В последних строках удивительно мягкого стихотворения возникает загадка в образе неизвестного, который может постучаться в дверь. Возможно, это просто неопределенный символ, означающий вторжение во внутренний мир героини внешнего человеческого общества. Некоторые исследователи считают, что в этом образе Ахматова имела в виду своего мужа, приход которого был ей неприятен.

В любом случае поэтесса достигает того состояния внутренней гармонии, при котором любое вмешательство извне может остаться просто незамеченным («я даже не услышу»).

«Я научилась просто, мудро жить…» Анна Ахматова

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

Анализ стихотворения Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…»

Анна Ахматова – одна из немногих русских поэтесс 20 века, которая в своих произведениях смогла доказать, что женщины в состоянии чувствовать окружающий мир гораздо глубже, а их личные переживания намного сильнее, чем у представителей сильного пола. Ее первый сборник стихов под названием «Вечер», увидевший свет в 1912 году, вышел небольшим тиражом, однако принес Ахматовой популярность в литературных кругах. Отныне ее перестали воспринимать исключительно как супругу поэта Николая Гумилева, с которым к тому времени у 23-летней Ахматовой сложились весьма непростые и даже враждебные взаимоотношения.

Одним из произведений, которое вошло в сборник «Вечер», стало стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…», которое является яркой иллюстрацией духовного становления поэтессы. Менее чем за год она из романтичной провинциальной девушки превратилась во взрослую и опытную женщину, готовящуюся стать матерью. Даже увлечение поэзией в этот период отходит на второй план, так как Анна Ахматова начинает ценить простые житейские радости, мечтает о семейном уюте и благополучии. Однако ее ждет жестокое разочарование, так как Николай Гумилев по своей натуре является романтиком и заядлым путешественником. Ему неинтересно постоянно сидеть подле молодой жены, изображая примерного семьянина, так как в мире еще столько всего неизведанного и удивительного! В результате Анна Ахматова постепенно учится самостоятельно справляться со всевозможными бытовыми проблемами и вести хозяйство, поэтому и рождаются строки: «Я научилась просто, мудро жить».

Развивая эту тему, поэтесса отмечает, что ее удел – «смотреть на небо и молиться Богу» . О чем эти молитвы? Судя по всему, о семейном счастье, которого так желала поэтесса, понимая при этом, что согласилась стать женой человека, для которого домашний очаг не представляет особой ценности. Она молится для того, чтобы «утомить ненужную тревогу», которая, судя по всему, вызвана очередной разлукой с мужем, отправившимся на поиски приключений. И осознание того, что теперь ей нужно учиться быть сильной и самостоятельной, вызывает у Ахматовой смешанное чувство решимости, грусти и разочарования. Но поэтесса понимает, что только так она сможет стать по-настоящему мудрой и свободной женщиной, способной управлять собственной жизнью.

Разрываясь между желанием обрести независимость и семейное счастье, в стихотворении «Я научилась просто, мудро жить…» Ахматова использует несколько символов, которые ассоциируются у нее с домашним очагом . В первую очередь, это пушистый кот, который дома лижет ей ладонь и «мурлыкает умильней». Кроме этого, в произведении упоминаются яркий огонь «на башенке озерной лесопильни», где, судя по всему, проживает чья-то семья. Однако самым ярким символом дома и семьи для Ахматовой является «крик аиста, слетевшего на крышу». На фоне подобных знаков судьбы поэтесса чувствует себя особенно одинокой и несчастной, хотя и не смеет признаться в этом открыто. Но то, что ее семейная жизнь неуклонно летит под откос, уже очевидно. И об этом свидетельствует последняя строчка стихотворения, в которой Ахматова отмечает: «И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу». Она адресована Гумилеву и может означать лишь одно – к собственному супругу поэтесса, и раньше не пылавшая страстью, теперь относится и вовсе с полным равнодушием. Ахматова словно бы предчувствует, что очень скоро они расстанутся навсегда, однако воспринимает это как неизбежность и даже необходимость, хороня в душе мечты о полноценной и счастливой семье.

Эти стихи А.А. Ахматова пишет в 1912 году. Ей всего двадцать три, но она уже автор своей первой поэтической книги «Вечер», любящая жена и мать. Она молода, привлекательна и, безусловно, талантлива. А вокруг революции, война, крах устоев и традиций. И ей нужны мудрость и молитва, потому что слишком тяжелый крест взвалила она на свои плечи.

Что мне поступь Железной Маски,

Я еще пожелезней тех…

«Железная» Ахматова гордилась тем, что даже в самые мрачные дни своей биографии «не переставала писать стихи».

Мне близка поэзия А.А. Ахматовой, полная глубокого психологизма и чувственности, утверждающая права обыденных вещей. В ее стихах душа оживает «для великой земной любви», она «поет» «о великой щедрости Божией» и о России. Ее философия – это философия любви и искренности, поэтому так притягательны пленительные ахматовские строки.

Как поэт А.А. Ахматова сформировалась под влиянием классической литературы и новых модернистских веяний, став неким звеном, соединяющим культуру прошлых десятилетий с нынешним веком. Она не дискутировала по поводу традиций в литературе и нового искусства, а создавала их. Ее стихи отличаются законченностью формы, неповторимостью образов, глубиной переживаний лирического героя, мудростью и философичностью.

У А.А. Ахматовой своя философия – философия любви. Поистине, любить по-настоящему способен только талантливый человек. Ведь это чувство вечное, как сама жизнь. По признанию поэтессы, «должен на этой земле испытать каждый любовную пытку».

В стихотворениях А.А. Ахматовой лирическая героиня – страдалица, и оттого «словно тронуты черной, густою тушью тяжелые веки» ее. Перед нами образ женской души, которая приняла любовь как сладкую боль, лихорадку. Ей нужна мука, трудно представить себе героиню счастливой:

Я не плачу, я не жалуюсь,

Мне счастливой не бывать…

Героиня многолика. Она хочет быть прирученной, покоренной, почти рабыню видим мы в стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым, вдвое сложенным ремнем», в другом – картина почти не меняется:

И висит на стенке плеть,

Чтобы песен мне не петь.

«Как соломинкой» пьют ее душу, но она «пытки мольбой не нарушит». Беззаветна, отреченна, смиренна ее любовь, но одновременно и страстна:

Не любишь, не хочешь смотреть…

О, как ты красив, проклятый!

Когда же страдания почти невыносимы, возникает протест, исступленный крик:

Я к тебе никогда не вернусь

Или грустный полушепот опустошенного сердца:

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Стихи А.А. Ахматовой о любви – это ее жизнь, исповедь, вышедшая за пределы личного, остающаяся в сердце навсегда.

Однако любовные переживания все чаще соединяются с мыслями о державном Петербурге («Стихи о Петербурге»), войне 1914 года («Утешение»), революции («Для того ль тебя носила…»), Боге («Библейские стихи»). И это тоже философия Ахматовой – философия смысла жизни. Происходит наполнение традиционных мотивов новым содержанием. Дом, родная земля, Отечество все чаще тревожат сознание героини. Личная драма не сводится только к горечи переживаний, скорее дает представление о безграничных возможностях человека. В стихах о России как-то почти незаметно, но очень естественно сближаются драма личной жизни и подвиг человека.

История и современность у А.А. Ахматовой переплетаются. Данное единство направлено на то, чтобы выразить свое понимание взаимоотношений человека и обстоятельств. Очень показательно в этом плане стихотворение «Лотова жена». Нравственная сила, тяга к добру, идеалу способны соперничать с неблагоприятными, драматическими обстоятельствами. Логическим завершением авторской мысли станет представление о возможности счастья, которое укладывается в один миг жизни, равный подвигу, и остается в памяти на века. Такова история Лотовой жены. Особую силу в этом произведении приобретают, на мой взгляд, два заключительных стиха:

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Аллегорический образ жены приобретает новое философское звучание в годы войны, когда поэтесса с болью и мужеством заговорила о возможности подчинить все свои чувства общенародной цели:

И та, что сегодня прощается с милым, –

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянемся, клянемся могилам,

Что нас покориться никто не заставит.

Перед нами другая героиня, другая Ахматова, и все-таки она та же. В тяжелое пятилетие голос поэтессы приобрел особую силу, стал звучать как торжественная клятва, проповедь взамен лирической исповеди. Вместе с тем, как и в начале века, так и во время войны драма человека неразрывно связана у А.А. Ахматовой с его мужеством. Пророчество «Клятвы», «Ветра войны» нашло свое продолжение в послевоенной лирике. Груз житейских забот не заглушил голос сердца, разума, честного и гордого человека.

Ахматовская философия любви, жизни, истории необычна, поэтому так притягательны для меня ее стихи.

Серебряный век - это время, когда жили и творили Николай Гумилёв, Марина Цветаева, Анна Ахматова. Последнюю поэтессу часто называют одной из ярчайших представительниц русской литературы прошлого столетия. Некоторые произведения, в том числе «Я научилась просто мудро жить» Анны Ахматовой, стали образцом литературы того периода.

Биографическая справка

Будущая поэтесса родилась в 1889 году в дворянской семье. С 1905 года жила в Евпатории. Мать увезла сюда её и сестру после расставания с мужем. В этом городе Ахматова сильно тосковала по родным местам. Именно здесь она пережила первую любовь и пыталась свести счёты с жизнью. В 1910 году поэтесса стала женой Николая Гумилёва, а через два года родила сына Льва. В Петербурге Ахматова была очень популярна. Людей привлекали её внешность, манера держать себя и литературное творчество. 1912 год ознаменовался выходом первого сборника, принесшего поэтессе известность. Одно из вошедших в него стихотворений назвала Ахматова «Я научилась просто мудро жить» (анализ представлен ниже).

Войну и последовавшие за ней гонения на тех, кто решил не эмигрировать и остаться в России, Анна Ахматова встретила с честью. Поистине с королевским достоинством пережила она расстрел первого мужа, неоднократные аресты сына, трагическую судьбу друзей. Скончалась поэтесса в Москве в 1966 году.

Ахматова и акмеизм

Анна Ахматова, как и некоторые другие принадлежала к акмеистам. Это новое привлекло поэтессу вниманием к слову и форме. Однако манера написания стихов у акмеистов была простой и ясной, что сильно отличало их от приверженцев других направлений, например, символизма. Один из ярчайших образцов лирики акмеистов - стихотворение А. А. Ахматовой "Я научилась просто мудро жить". Оно наглядно демонстрирует отличительные черты этого течения: стройность, лаконичность и образность. Темы, которые поднимала Ахматова в своих стихах, были самые разные. Любовь, семья, родина, война, смерть - о чём бы она ни писала, везде сквозили её величие, мужество и честность.

Ахматова: "Я научилась просто мудро жить". Анализ одноимённого произведения

Поэтесса за свою жизнь создала много произведений, некоторые из них пользуются особой популярностью среди читателей. По мнению некоторых почитателей творчества писателей и поэтов того времени, одним из ярчайших образцов лирики Серебряного века является «Я научилась просто мудро жить» (Ахматова). Анализ позволяет показать многогранность таланта русской поэтессы и богатство литературы того периода в целом. Произведение было создано в 1912 году, в год рождения сына Льва.

Ахматова представляет читателям лирическую героиню - простую женщину, которую не волнуют бытовые неурядицы. Она может позволить себе философские мысли. Лирическая героиня размышляет о скоротечности человеческой жизни и уготованной всем смерти и неизвестности. Посреди печальных мотивов ясно слышны светлые и жизнерадостные ноты.

Данный образ не был списан с самой поэтессы, которая в то время была молода и ещё не столкнулась с главными испытаниями своей жизни. В то же время описанная в стихотворении история вполне жизнеспособна. Она позволила раскрыть перед читателями женское естество. Однако многие ценители творчества Анны Ахматовой всё равно ставят в одну плоскость лирическую героиню и личность поэтессы.

«Я научилась просто мудро жить» Анны Ахматовой - одно из произведений, в котором нашла отражение тема русской природы. Она возникла потому, что после замужества Ахматова долгие годы жила в имении мужа Николая Гумилёва, и близость природы не могла не сказаться на творческой душе. Описание природы позволило автору раскрыть внутренний мир героини и её переживания. Оно пропитано чувством любви и нежности к малой родине.

На свою создательницу лирическая героиня похожа верой в Господа, которая вселила в неё надежду и дала утешение. Стихотворение может служить образцом преодоления жизненных трудностей. Одиночество, природа и вера в Бога - вот универсальный рецепт стойкости ко всем испытаниям, которые уготованы человеку.

После замужества и рождения сына говорила Ахматова: «Я научилась просто мудро жить». Анализ одноимённого произведения раскрывает душу женщины, которая в годы гонений смогла найти утешение в природе и вере в Бога.

Выводы

Никто не возьмётся оспорить тот факт, что очень талантлива была Анна Ахматова. «Я научилась просто мудро жить» − анализ этого произведения ещё раз демонстрирует читателям мудрость и мужество этой прекрасной женщины, которая даже в самые тяжёлые для России годы оставалась её верной дочерью. Она не отказалась от родной страны и была вместе с простыми людьми даже тогда, когда Родина в лице советских властей от них отрекалась.