Астронавт Тома Песке: «У нас был шанс увидеть то, что трудно осознать.

Во вторник, 10 октября, французский астронавт Тома Песке был гостем RFI. З9-летний космонавт вернулся 2 июня 2017 года с орбиты Земли после шести месяцев научной работы на Международной космической станции. В интервью нашим коллегам из французской редакции Хуану Гомезу и Симону Розе он рассказал о своей работе в космосе и о профессии астронавта.

RFI: Вы вернулись с орбиты четыре месяца назад. Удалось ли вам теперь войти в ритм нормальной жизни?

Тома Песке: Почти. Чувствую себя хорошо, физическая форма восстановлена. Я был, конечно, под наблюдением врачей в Европейском центре астронавтов в Кельне. После возвращения летом нужно было завершить начатую на орбите работу: участвовать в научных исследованиях на земле, выполнять упражнения по восстановлению физической формы, общаться по этой теме со специалистами.

Вы теперь скучаете по космосу?

Скучаю. Тем более, что я уехал со станции раньше других, поэтому у меня сложилось ощущение, что я бросил своих коллег. Но это было не мое решение - вернуть меня на Землю в момент, когда на орбите оставалось еще много работы. Я переживал, но мы оставались в контакте, и им на орбите удалось провести замечательную работу. Теперь уже и они вернулись.

Тома, вы стали очень популярным - нам, во время эфира, пишут и звонят многочисленные слушатели, задают вопросы. Как вы понимаете этот интерес к вам, к вашей личности? Вы видите, даже в нашей студии, со стороны режиссера, собрались десятки работников радио. Как объяснить такой интерес?

Вы с детства мечтали о космосе?

Да, я мечтал стать астронавтом. Но и мечтал о массе других вещей. У меня был широкий круг интересов. Интересовало многое, в том числе очень интересовал космос. Были у меня в комнате постеры, как у всех детей, про космос. Я вырос и постепенно ориентировался именно на эту область. Выбрал научную специализацию, стал инженером в области космических технологий, потом работал пилотом, много занимался спортом, много путешествовал за рубежом, потому что космос - область, где идет широкая международная кооперация. Нужно владеть иностранными языками. А потом, в один прекрасный день в 2008 году, когда Европейское космическое агентство объявило о наборе астронавтов, я был в числе 8500 кандидатов. На этой основе был сделан отбор.

Подождите, из 8500 кандидатов отобрали только шестерых…

Правда, после отбора осталось мало кандидатов. Но отбор шел по этапам. На каждом этапе надо было выложиться и показать, на что ты способен. Под конец было много психологических тестов. В течение всего процесса проверяли состояние здоровья, выносливость. А в конце — в основном психологию. Это важно потому, что сегодня продолжительность пребывания на орбите большая - до шести месяцев. А в будущем полеты будут длиться еще больше, поэтому важно уметь работать в команде, быть терпеливым и общительным.

Да, у космонавта должно быть много положительных качеств. И одно из них - умение говорить по-русски. Русский язык обязателен, если мы собираемся на МКС?

Да! Когда я прошел отбор, я практически по-русски не говорил. У меня было только 10 уроков русского, когда я был инженером в Центре космических исследований во Франции. Но Россия остается большой космической державой. И первое, о чем меня попросили в Европейском космическом агентстве ЕКА, это выучить русский. И мы начали заниматься в классе, с тетрадками, записывать склонения. Я совершенно не ожидал этого, когда подписывал контракт на работу в качестве астронавта. Но ведь «Союз», который доставляет экипаж на МКС - российский корабль. Все надписи в корабле на русском, процедура запуска корабля происходит на русском.

И в ходе полета мы общаемся с центром управления полета в Москве на русском. Поэтому надо говорить хорошо, чтобы обеспечить безопасность полета.

С того момента, Тома, как вы оказались в числе отобранных для участия в космических миссиях Европейского космического агентства, у вас семь лет ушло на тренировки. Часто задают вопрос о том, как собирают международную станцию в космосе и как проходит полет с земли на МКС?

МКС, как большой конструктор, сегодня состоит из 13 модулей. Каждый из них был доставлен в космос и установлен индивидуально. Сегодня МКС весит 400 тонн. На Земле нет ракет-носителей, способных поднять такой вес за один раз. Поэтому станцию собирали модуль за модулем. Когда я говорю о большом конструкторе, то в реальности задача сборки гораздо сложнее. Собирать в космосе, где большие перепады температуры, где мы работаем в безвоздушном пространстве, — трудно. Все это усложняет задачу. Поэтому в основном монтажные работы ведутся специальной механической рукой. Строительство станции, модуль за модулем, идет с 1998 года. МКС уже использовали во время сборки. Но полностью ствоительство завершилось только в 2012 году.

А можно к МКС присоединить дополнительные модули? У России был такое проект. Планируется ли его реализовать в ближайшие годы?

Продолжать монтаж можно. Россияне действительно планируют создание нового модуля, это записано в планах. Но он относится к разряду «nice to have», то есть необязательных. Станция уже сейчас полностью функциональна. Не знаю, какое решение будет принято российской стороной в зависимости от их бюджета и степени продвижения разработки. Но в свое время шла речь о том, чтобы создать станцию большую, где была бы центрифуга для воссоздания гравитации. Сделано это не было из соображений экономии, мы ограничились самым необходимым.

А в том, что касается взлета. Вы рассказывали о «Союзе»… На что похож космический корабль?

Я часто говорю, но не надо это воспринимать в негативном плане, что «Союз» похож немного на старую кастрюлю. Когда вы в космосе, критерии аэродинамики вам не важны. Не обязательно иметь аппарат красивой аэродинамической вытянутой формы. Но если говорить о моменте старта, для взлета важно преодолеть силу притяжения земли. Это сложно. Именно поэтому нам нужна ракета, которая взлетает вертикально. «Союз» находится в капсуле под верхней ступенью ракеты, он защищен теплозащитным экраном. Мы внутри. После запуска, во время полета, от ракеты отделяются отработавшие ступени. Третья ступень - это, собственно, космический корабль «Союз». Мы прилетаем на орбиту после где-то восьми минут ускорения. И тут мы разворачиваем солнечные батареи. Корабль состоит из трех отсеков. Центральный - командный, в котором мы сидим пристегнутые в момент взлета и посадки.

Удобно сидите?

Нет. Ощущение, что ты привязан к баллистической ракете. Полет сложный, больно коленкам - я не очень гибкий. Но после восьми минут взлета вы попадаете в зону невесомости. И тут действительно удивительное состояние. Вы начинаете плавать в воздухе. И понимаете, что вы в космосе. Но потом нужно еще два дня маневрировать, чтобы подсоединиться к МКС, открыть люк и войти на станцию.

Операция подсоединения проходит на скорости 28 000 км/час?

Да, но у космонавтов ощущение, что все происходит медленно, но в реальности станция и космический корабль движутся по орбите Земли со скоростью пушечного ядра.

Когда вы находились на станции, вы ощущали эту скорость? После тренировок в бассейне в центре подготовки вы отдавали себе отчет в том, что скорость так высока?

Да, когда смотришь в иллюминатор и видишь с какой скоростью движутся внизу континенты. Узнаешь, например, из космоса города. Однажды я увидел очертания побережья Америки, а через семь-восемь минут увидел Париж. Тогда и понял, что скорость очень, очень высокая.

Когда вы вернулись на землю, вам было трудно ходить. И это нормально…

Нормально, потому что в безвоздушном пространстве мы не чувствуем земного притяжения. Двигаться там просто. Но незадействованные без земного притяжения мускулы атрофируются. И это несмотря на то, что мы имеем регулярные физические нагрузки. Возвращаясь на Землю, мы испытываем на себе четырехкратное давление своего веса, капсулу трясет, приземление — не самый простой момент. И вдруг мы оказываемся в зоне земного притяжения, каждый жест требует больших усилий. Кажется, что ноги у земли удерживает резиновый жгут. Мне даже казалось, что голова того гляди перевесит, и я упаду. Вестибулярный аппарат тоже разрегулирован. После космоса надо привыкать жить на Земле. На это уходит несколько дней. В самом начале и спать на кровати тоже было странно. На МКС мы перемещаемся, легонько отталкиваясь. Иногда легкого толчка достаточно, чтобы переместиться в другой конец модуля. А дома я оттолкнулся, и ничего не произошло. Нужно было приложить огромное усилие, чтобы встать.

А как космос влияет на психику?

Много говорят об эффекте «over vue». Человек не создан для понимания вещей недоступных ему масштабов. Но нам представился шанс увидеть и почувствовать то, что трудно понять разумом, осознать. Увидеть, что это существует. Что касается психики, нет особенных изменений нет. Просто вы долгое время никого не видели, и тут вдруг сразу 200 человек. Раз, и вы в пробке в городе - это очень странно видеть. К этому нужно снова привыкать.

39-летний французский астронавт Тома Песке провел на борту МКС без малого 200 дней. За это время он провел около сотни научных экспериментов и дважды выходил в открытый космос. Для самого молодого астронавта ЕКА это был первый полет на околоземную орбиту. Тома Песке, авиаинженер и бывший гражданский летчик, стал десятым французом, побывавшим в космосе.

В настоящее время находится в космическом полёте. Стартовал 17 ноября 2016 года в качестве бортинженера экипажа транспортного пилотируемого корабля «Союз МС-03 » и бортинженера экипажа Международной космической станции по программе МКС-50 / основных космических экспедиций. Является самым молодым астронавтом ЕКА.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В 1998 году окончил лицей Пьера Корнеля в Руане.

    С 13 сентября по 14 ноября 2010 года проходил тренировочную сессию в Центре подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина . Программа стажировки включала: изучение русского языка, ознакомительную подготовку по российскому сегменту МКС , кораблю «Союз » и скафандру «Сокол », а также полёты на спецсамолете Ту-134 для проведения визуально-инструментальных наблюдений.

    В январе 2012 года проходил тренировки по отработке действий после приземления в лесисто-болотистой местности зимой .

    В сентябре 2013 года Т. Песке принял участие в тренировках, имитирующих работу в открытом космосе, которые проходили на дне Атлантического океана в подводном научно-тренировочном центре «Аквариус» .

    С ноября 2013 проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС‑45/46/ЭП-18 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-18М» и бортинженера МКС ЭП-18. В 2014 году назначен бортинженером дублирующего экипажа Союз ТМА-18М . С сентября 2015 года проходит подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-48/49 в качестве бортинженера ТПК «Союз МС» и бортинженера МКС-48/49.

    11 февраля 2016 года в составе экипажа вместе с Олегом Новицким и Пегги Уитсон прошел тренировку по действиям в случае аварийной посадки в лесисто-болотистой местности зимой. Члены экипажа успешно справились со всеми заданиями: построили два вида укрытий (односкатный шалаш и вигвам), обозначили для поисково-спасательных сил своё местонахождение с помощью светосигнального патрона и костра и оказали медицинскую помощь «раненому» коллеге на этапе перехода к месту встречи со спасателями.

    26 мая 2016 года в Центре подготовки космонавтов вместе с космонавтом Олегом Новицким и астронавтом Пегги Уитсон сдал экзаменационную тренировку на тренажере корабля «Союза МС». 27 мая 2016 года экипаж сдал предполетную экзаменационную тренировку на российском сегменте МКС. 6 июля 2016 года на заседании Государственной комиссии по проведению лётных испытаний пилотируемых космических комплексов на космодроме Байконур утвержден в качестве бортинженера дублирующего экипажа корабля «Союз МС». 7 июля 2016 года во время старта корабля «Союз МС » был бортинженером дублирующего экипажа.

    24 октября 2016 года сдал экзаменационную тренировку на тренажере российского сегмента МКС, а 25 октября 2016 года комплексную зачетную тренировку на тренажере ТПК «Союз». 26 октября 2016 года на заседании Межведомственной комиссии в Центре подготовки космонавтов экипаж в составе Олега Новицкого, Тома Песке и Пегги Уитсон был рекомендован для продолжения предстартовой подготовки на космодроме Байконуре в качестве основного экипажа.

    24-25 октября 2016 года основной и дублирующий экипажи ТПК «Союз МС-03 » выполнили программу комплексных экзаменационных тренировок в ЦПК имени Ю. А. Гагарина . 26 октября Межведомственная комиссия в Центре подготовки космонавтов рекомендовала экипажи МКС-50/51 для продолжения предстартовой подготовки на космодроме Байконур .

    Первоначально старт космического корабля «Союз МС-03» был запланирован на 16 ноября 2016 года, 27 октября Совет главных конструкторов по российскому сегменту МКС установил новую дату запуска - 17 ноября 2016 года в 23:20 мск, с площадки № 1 («Гагаринский старт ») космодрома Байконур. С учётом последнего переноса старта на сутки, стыковка с МКС запланирована на 20 ноября .

    1 ноября 2016 года основной и дублирующий экипажи МКС-50/51 прилетели на Байконур и приступили к предстартовой подготовке . 2 ноября экипажи ТПК «Союз МС-03» провели первую тренировку на космодроме Байконур. Космонавты и астронавты прошли вводный инструктаж по мерам безопасности, провели примерку скафандров и проверку их на герметичность, ознакомились с размещением грузов на космическом корабле, проверили работоспособность систем радиосвязи .

    3 ноября на 17-й площадке Байконура состоялась церемония поднятия флагов стран, участвующих в запуске пилотируемого корабля «Союз МС-03» и длительной экспедиции на МКС. Традиционное мероприятие символизирует официальный старт заключительного этапа подготовки космонавтов к пилотируемому запуску .

    Космический полёт

    Стартовал 17 ноября 2016 года в 23:20:13 мск с «Гагаринского старта » космодрома Байконур в качестве бортинженера-1 экипажа космического корабля «Союз МС-03» (позывной - Казбек) и бортинженера экипажа Международной космической станции по программе МКС-50 / основных космических экспедиций. Командир экипажа «Союз МС-03» - космонавт Роскосмоса Олег Новицкий , бортинженер-2 астронавт (НАСА) Пегги Уитсон .

    Полёт ТПК проходил по 34-витковой (двухсуточной) схеме сближения с МКС . 20 ноября 2016 года в 01:01 мск «Союз МС-03» причалил к стыковочному узлу малого исследовательского модуля «Рассвет » (МИМ-1) российского сегмента Международной космической станции. После проверки герметичности стыковки и выравнивания давления между кораблём и станцией новый экипаж перешел на борт МКС .

    Увлечения

    Тома Песке говорит на пяти языках - французском, английском, испанском, немецком и русском языках. В настоящее время учит шестой - китайский .

    Он с детства увлекается спортом, имеет чёрный пояс по дзюдо , занимается плаванием , бегом трусцой ,

    ПЕСКЕ Тома

    Астронавт ЕКА (Франция)

    Опыта космических полетов не имеет

    СЕМЕЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ: не женат.

    ОБРАЗОВАНИЕ :

    • В 1998 г. окончил лицей им. Пьера Корнеля в г.Руане (Франция).
    • В 2001 году получил степень магистра в области разработки и управления космической техники в Национальном аэрокосмическом институте (Ecole Nationale Superieure de I’Aeronautique et de I’Espace) в г. Тулузе (Франция). Последний год обучения провел в Политехнической школе г.Монреаль (Канада) по программе обмена студентов, изучающих аэронавтику и космонавтику.
    • В 2006 году окончил Французскую летную школу, где получил лицензию пилота транспортной авиации ATPL-IR (Airline Transport Pilot License).

    ОПЫТ РАБОТЫ :

    • С апреля по сентябрь 2001 года проходил стажировку в качестве инженера в Thales Alenia Space в г.Каннах (Франция).
    • С октября 2001 г. работал инженером по динамике космических кораблей в компании GMV S.A. в г. Мадриде, Испания.
    • С 2002 г. по 2004 г. работал инженером-исследователем во Французском космическом агентстве (CNES), где занимался вопросами автономности космических миссий.
    • В 2002 г. являлся представителем Национального центра космических исследований (CNES) в Международном консультативном комитете по космическим информационным системам передачи данных (CCSDS).
    • В 2004 г. будучи пилотом-любителем, был отобран для подготовки летчиков авиакомпании Air France. С 2006 года работал пилотом самолета Airbus A320 в авиакомпании Air France. Налетав более 2300 часов на пассажирских самолетах, стал инспектором-инструктором Airbus A320 и инструктором по управлению ресурсами экипажа.
    • Прошел отбор в астронавты Европейского космического агентства в мае 2009 года. В ноябре 2010 г. завершил общекосмическую подготовку. Работал руководителем полетами в Центре управления полетами в г.Мюнхене (Германия). Кроме того, в Европейском центре астронавтов отвечал за разработку планов по будущей кооперации с новыми партнерами, в частности, с коллегами из Китая.
    • Тома Песке участвовал в тренировках в экстремальных условиях CAVES, организованных ЕКА, и в экспериментах SEATEST 2, проводимых НАСА в подводной научной лаборатории.
    • С ноября 2013 г. по сентябрь 2015 г. проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-45/46/ЭП-18 в качестве бортинженера ТПК «Союз ТМА-18М» и бортинженера МКС ЭП-18.
    • С сентября 2015 года проходил подготовку в составе дублирующего экипажа МКС-48/49 в качестве бортинженера ТПК «Союз МС» и бортинженера МКС-48/49.
    • С июля 2016 года проходит подготовку в составе основного экипажа МКС-50/51 в качестве бортинженера ТПК «Союз МС-03» и бортинженера МКС-50/51.

    ЧЛЕНСТВО В ОРГАНИЗАЦИЯХ:

    УВЛЕЧЕНИЯ: баскетбол, бег, плавание, сквош, катание на горном велосипеде, серфинг, лыжный спорт, альпинизм, дайвинг, прыжки с парашютом, путешествия, игра на саксофоне, чтение. Имеет черный пояс по дзюдо.

    Перед полетом на МКС в ноябре 2016 года Тома Песке (Thomas Pesquet) думал о том, что сделал его возвращение в спускаемом аппарате «Союз» станет одним из самых ожидаемых моментов своей миссии. «Это как последний круг на карусели», — весело заявил он. Вместе с российским космонавтом Олегом Новицким, который управлял капсулой диаметром 2,2 м и высотой 2,1 м, французский исследователь проделал спуск на бешеной скорости в 28 тысяч км/ч! Посадка произошла в расчетное время в казахской степи, спустя три с лишним часа после того, как их корабль оторвался от МКС.

    Через несколько минут после его приземления, он обменялся несколькими словами с Эммануэлем Макроном, находившемся в Национальном центре космических исследований в Париже. Тома Песке сказал президенту, что он собирается в Кельн. Глава государства назначил ему встречу 19 июня и отметил, что все французы гордятся им.

    Уже во вторник молодой человек собрал свой чемодан размеров в две обувных коробки. Это было необходимо, чтобы ничего там не оставить. Время от времени МКС загромождена разными предметами. Не ясно, можно ли будет взять с собой на землю саксофон, который был доставлен на грузовом корабле на его день рождения, 27 февраля. Помимо личных вещей, на «Союзе» отправляются данные научных экспериментов (образцы или жесткие диски). Грязная одежда будет уничтожена в мусорном грузовом аппарате.

    Миссия Proxima десятого французского астронавта подошла к концу спустя шесть с половиной месяцев, проведенных в замкнутом пространстве МКС, с обитаемой площадью в 400 м3 для астронавтов. Это сравнимо с размером квартиры в 130 м2 с трехметровым потолком, в которой проживают 4-5 человека. В течение 196 дней (рекордная длительность полета для французского космонавта). При подведении итого своего путешествия, бывший пилот авиакомпании Air France подчеркнул, что то, чего ему больше всего не хватало, конечно, кроме семьи, это чувство свободы: «Выйти на улицу, покататься на велосипеде, сходить в горы, на море, ощутить на себе животные ощущения: ветер, дождь, разные запахи». Он не сетовал на пищу («ничего особенного»)ни на «кемпинг-туалет», который ему пришлось чинить на второй день пребывания на борту.

    Контекст

    Как сделать космос снова великим

    Wired Magazine 18.12.2016

    Мечты россиян о космосе продолжают жить

    Aftenposten 28.04.2016

    Шеф-повара завоевывают космос

    Le Figaro 18.11.2016 Но в основном, у Тома Песке остались только положительные эмоции. Это и незабываемое ощущение старта с Байконура, и ежедневная встреча шестнадцати рассветов на МКС, и жизнь в невесомости, а также два выхода в космос в скафандре в январе и марте для работ по техническому обслуживанию, во время которого он держал станцию одной рукой и видел, как вращается Земля в 400 км под его ногами. 39-летний астронавт чувствовал себя прекрасно в этой работе, чем вызвал восхищение своих коллег.

    «Работа на МКС — это огромный коллективный труд»,- сказал Тома. В общей сложности, француз из Нормандии участвовал в сотнях научных экспериментов, в том числе в шестидесяти по заказу Европейского космического агентства (ЕКА) и французского CNES. Пассажиры МКС — настоящие ковбои, подвергнутые многочисленным опытам, чтобы лучше понять влияние невесомости на организм человека. Но они также проводят фундаментальные эксперименты по физике, в том числе изучают поведение жидкостей и материалов в условиях невесомости, и по биологии, такие как выращивание овощей.

    Тома рассказывает об эксперименте на специальном тренажере MARES (Muscle Atrophy Research and Exercise system rack), который позволил участникам экспедиции проверить работу семи суставов и оценить силу мускулов, связанных с этими суставами. (Во время продолжительного нахождения в условиях минимальной гравитации многие мышцы ослабевают — прим.ред.).

    Большая часть проводимых опытов должна помочь подготовить будущие иностранные миссии в Солнечной системе. Будь то создание лунной деревни, полет на один из астероидов или на Марс. Тома Песке «мечтает» полететь к Красной планете. «Но если это буду не я, это не имеет значения. Важно, чтобы это был европейский или даже другой французский астронавт. «После своего пребывания в космосе, астронавт более остро ощущает экологическую хрупкость. «Есть вещи, которые мы можем понять умом, но не сердцем. Мы не понимаем, насколько хрупка атмосфера, что в один миг можно навредить всей планете, и что необходимо ее защищать. Планета — это драгоценный камень». Молодой астронавт провел большую часть своего свободного времени за фотографированием Земли с разных ракурсов. Он разместил сотни великолепных снимков и видео с изображением пейзажей, северного сияния, известных мест и освещенных городов в социальных сетях на протяжении всего своего путешествия. «Это было моей мечтой — оказаться так высоко, и было бы эгоистичным не рассказать другим, как это было круто». В свободное от экспериментов время Тома Песке общался с публикой, в частности в Твиттере, много разговаривал со школьниками и студентами.

    И последнее. «Я сделал небольшое отступление в моей нормальной жизни, чтобы оказаться в космосе. Это было просто великолепно. Мне немного грустно покидать эту среду, так как я не знаю, смогу ли однажды туда вернуться. И в то же время, я счастлив, потому что шесть месяцев — это большой срок. И я с нетерпением жду встречи с родными и хочу снова окунуться в жизнь на Земле!»

    Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.