Биография, Херасков Михаил Матвеевич. Полные и краткие биографии русских писателей и поэтов

ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич родился в семье, принадлежавшей к знатному роду валашских бояр Хереско - писа­тель.

В 1711 после Прутского похода Петра I семья деда поэта переселилась в Россию. С 1743-1751 Михаил Матвеевич получал образование в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Затем 3 года военной службы и кратковре­менное пребывание в Коммерц-коллегии.

В 1755 был определен на службу в Мос­ковский университет в чине коллежского асес­сора.

С 1763 до 1770 был директором университета. В Московском университете Xерасков развернул большую и полезную деятель­ность: добивался перевода преподавания с латинского на русский язык; ведал библиотекой, типографией, театром; сов­местно с объединившимися вокруг него молодыми писателями стал издавать пер­вые московские литературные журналы:

1760-62 - «Полезное увеселение»,

1763 - «Сво­бодные часы» (1763).

В 1770 его перевели в Петербург вице-президентом Берг-кол­легии, ведавшей горной промышленнос­тью.

В 1775 уволили в отставку, после чего Михаил Матвеевич вернулся в Москву. Возможно, что перевод в Петербург и его отставка были вызваны его масонскими связями.

Но с 1778-1802 Xерасков снова оказался в Москов­ском университете в должности куратора (что было выше должности директора. Вскоре после своего назначения добился открытия при Московском университете Благородного пан­сиона, где позже получили образование В. А. Жуковский , А. И. Грибоедов , В. Ф. Одоевский , М. Ю. Лермонтов , Ф. И. Тют­чев , и передал в аренду на 10 лет универ­ситетскую типографию Н.И.Новикову, широко развернувшему просветитель­скую издательскую деятельность.

Писать Xерасков М.М. начал еще в корпусе, где гос­подствовали литературные и театральные интересы.

В 1751 он напечатал «Оду на воспоминание победы Петра Великого над шведами» (указано В. С. Сопиковым в «Опыте российской библиографии»).

В 1755-56 в журнале «Ежемесячные сочи­нения» он опубликовал ряд басен, эпи­грамм, сонетов, «Оду Анакреонтову» и другие, наполнив их оптимистическим содержанием и следуя в этих жанрах за А. П. Сумароковым . Но вскоре Xерасков значительно отступил от канонов классицизма, и сделал это прежде всего в об­ласти драматургии.

В 1758 вышла первая тра­гедия «Венецианская монахиня» в вывел на сцену не высокопоставлен­ных особ, а обычных, рядовых людей, для которых любовь оказалась сильнее «долга», в основу сюжета положил дей­ствительное происшествие из современ­ности, ограничился тремя действиями вместо обязательных пяти. «Венециан­ская монахиня» была значительно бли­же к новому для того времени жанру сен­тиментальной «буржуазной» драмы, чем к классицистической трагедии. И в даль­нейшем, наряду с созданием трагедий в классицистическом роде он выступал в жанре «слезной драмы»

«Борислав» - 1774;

«Идолопоклонники, или Горислава» - 1782;

«Пламена» - 1786;

«Осво­божденная Москва» - 1798;

«Зареида и Ростислав» - (напечатана посмертно, в 1809),

«Друг нещастных» - 1771;

«Гонимые» - 1775;

«Школа добро­детели» и «Милана» - 1798).

В лирике Михаил Матвеевич и его литературное окружение (участники названных выше московских университетских журналов) поставили в центре своего творчества абстракт­ное морализирование, мотивы личного самоусовершенствования, темы житей­ской суеты, бренности земного. Xерасков откро­венно признавался, что ему «тихое вздыханье стенящих горлиц мило», а «ти­хие потоки», «рощи» и «долины» «прият­ней лирна гласа». При исключительном жанровом разнообразии лирики Xерасков М.М. охот­нее всего культивировал философские оды, элегии, дружеские послания, со­держащие в себе раздумья и нравоуче­ния. В лирике писатель, как и в его драматур­гии, заметно начали проявляться эле­менты сентиментализма. Он был также автором политико-нравоучительной повести «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» (1768), где отстаивал ряд принципов просве­тительной философии, масонского символико-аллегорического романа «Кадм и Гармония» (1786), с резкими выпадами против философов-материалистов, и лю­бовно-авантюрного и тоже аллегориче­ского романа «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), где враждебно изо­бразил французскую революцию.

Наибольшую известность у современ­ников Xераскова М.М. принесли его поэмы, среди ко­торых особо выделяется «Россияда» (1779), имевшая целью воспеть «знаменитые под­виги не только одного государя, но и всего российского воинства». Посвящен­ная важному историческому событию в жизни русского народа - взятию Ка­зани Иваном Грозным как завершающему этапу в свержении татарского ига, «Рос­сияда» вместе с тем на материале прош­лого одобряла современную ее автору борьбу России с Турцией, осуждала рас­пущенность царского двора Екатерины. Кроме «Россияды», Xерасковым был создан еще ряд поэм:

«Плоды наук» (1761),

«Чес­менский бой» (1771),

«Владимир» (1785),

«Вселенная» (1790),

«Пилигримы» (1795),

«Царь, или Спасенный Новгород» (1800),

«Бахариана» (1803).

В творчестве Xераскова Михаила Матвеевича отразились характер­ные изменения в литературном процессе 2-й половины XVIII в. «Творец бессмертной «Россияды», один из столпов русского классицизма, ученик и последователь Сумарокова, он в то же время оказался предшественником сентименталиста Ка­рамзина . Xерасков М.М. относится к числу тех «тру­долюбивых людей», которые, по выраже­нию Белинского , «размножали на Руси книги, а через книги - читателя.

Умер - , Москве.

ХЕРАСКОВ, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ (1733–1807) – русский поэт, прозаик, драматург.

Родился 25 октября (5 ноября) 1733 в городе Переяславле Полтавской губернии. Происходил из родовитой валашской семьи Хереско, переселившейся в Россию при Петре I. Мать Хераскова вторым браком была замужем за князем Н.Ю.Трубецким – вельможей, не чуждым ученых и литературных интересов, приятелем А.Д.Кантемира и адресатом его VII сатиры О воспитании .

В 1743–1751 учился в петербургском Сухопутном шляхетском корпусе, который шутя именовали «рыцарской академией». В корпусе действовал любительский театр под фактическим руководством А.П.Сумарокова , оказывавшего значительное влияние на литературные занятия и вкусы кадетов. Вероятно, тогда же, и главным образом под влиянием Сумарокова, приобщился к стихотворству, хотя его ранние опыты до нас не дошли. В 1751 был определен подпоручиком в Ингерманландский пехотный полк. В 1755 перешел на статскую службу в Коммерц-коллегию, но уже через несколько месяцев переехал в Москву, где в 1756 занял должность асессора (надзирающего за студентами) в только что открытом (1755) университете. Вскоре в его ведение были переданы также университетская библиотека (1756), типография (1757), минералогический кабинет (1759) и театр (1761). С 1761 уже исполнял обязанности директора университета, а в 1763 был официально утвержден в этой должности и занимал ее вплоть до 1770.

В 1758 дебютировал на литературном поприще с трагедией Венецианская монахиня , вышедшей отдельным изданием в университетской типографии (сведений о постановке ее на сцене нет). Вскоре он организовал издание при университете журналов «Полезное увеселение» (1760–1762) и «Свободные часы» (1763), вокруг которых объединились молодые литераторы (И.Ф.Богданович , В.И.Майков, А.А.Ржевский, В.Г.Рубан, В.Д.Санковский, Д.И.Фонвизин, П.И.Фонвизин и др.). Здесь же печатались и стихотворения его жены Елизаветы Васильевны, урожденной Нероновой (1737–1809), с которой у поэта, по свидетельствам современников, до конца его дней сохранялось трогательное взаимопонимание. Сам Херасков поместил в этих журналах 190 своих стихотворений. Вообще, в 1760-х сочинена большая часть его лирических стихотворений, объединенных в сборниках Новые оды (1762), Нравоучительные басни (1764) и Философические оды или песни (1769). Лирика Хераскова и поэтов его круга 1760-х преимущественно моралистична. Мораль, нравоучение у него повсюду – даже в жанрах, по своей природе, казалось бы, исключающих подобные мотивы: например, в любовной элегии и анакреонтической оде. Уже заглавия его Анакреонтических од (включенных в сборник Новые оды ) говорят об их далекой от традиционной анакреонтики тематике: О суетных желаниях , Истинное благополучие , О важности стихотворства , О разуме , О злате и т.п. Даже обычная в стихах этого рода тема владычества Эрота над сердцами юных и старых, глупцов и мудрецов у Хераскова в оде Сила любви разрешается весьма неожиданно:

Только в сердце, Богу верном,

Только в мыслях просвещенных

Он не смеет воцариться;

И, владея всех сердцами,

Сих сердец Эрот боится.

В 1770 Херасков был назначен вице-президентом Берг-коллегии и переехал на жительство в С.-Петербург. Здесь стал вдохновителем издания журнала «Вечера» (1772–1773), в котором печатались в основном все те же его московские знакомцы (Богданович, Майков, Ржевский и др.). К этому времени относятся первые опыты Хераскова в эпической поэзии, составившие его славу в потомстве (ранняя дидактическая поэма Плоды наук , опубл. в 1761 г., не имела большого успеха), – Чесменский бой (1771) и Россияда (1778). Если первая из них была еще только подступом к эпопее, то Россияда стала полномасштабным героическим эпосом, который должен был занять в русской поэзии место, подобное тому, что занимает Энеида Вергилия в латинской. Создать национальный эпос в соответствие с классическими требованиями, который обеспечил бы русской словесности достойное место в кругу европейских литератур, пытались и Ломоносов , подражавший Генриаде Вольтера в поэме Петр Великий , и Сумароков, сочинивший лишь вступление к своей Димитрияде , и др., но только Хераскову удалось довести дело до конца, с чем и связана специфическая и, на взгляд позднейших читателей, несколько преувеличенная известность Россияды в XVIII – начале XIX вв. Она соответствовала всем требованиям, предъявляемым теорией к сочинениям такого рода: повествовала о ключевом событии в русской истории (покорение Казани при Иоанне IV, которое, по мнению Хераскова, знаменовало окончание эпохи ордынского ига над Россией), изобиловала элементами фантастики (русским покровительствуют ангелы и святые, замученные в Орде; татарам – адские силы), была написана александрийским стихом и имела соответствующий зачин:

Пою от варваров Россию свобожденну,

Попранну власть татар и гордость низложенну,

Движенья древних сил, труды, кроваву брань,

России торжество, разрушенну Казань.

Из круга сих времян спокойных лет начало,

Как светлая заря, в России воссияло.

Наряду с «героическими» песнями, в которых говорится о сражениях, небесных явлениях и т.п., в Россияде есть и «романические» песни о любовных интригах при дворе казанской царицы Сумбеки. Причем их так много, что позднейшие критики (А.Ф.Мерзляков) упрекали Хераскова в нарушении единства поэмы, но именно эти песни сообщают Россияде некоторую занимательность.

Успех поэмы во многом был предопределен удачно выбранным сюжетом, пришедшимся как нельзя кстати в эпоху русско-турецких войн. Это оценила и императрица Екатерина II. Автору Россияды , находившемуся в отставке без содержания с 1775 (видимо, за его связи с масонством), была возвращена монаршая милость, и в 1778 он получил назначение на должность куратора Московского университета, которую бессменно (с перерывом в несколько месяцев) занимал вплоть до 1802 (все это время он был фактическим руководителем университета). Одно из первых его деяний на этом посту – основание университетского благородного пансиона (1778). Еще находясь в С.-Петербурге, в 1777 Херасков сблизился с Н.И.Новиковым и принял участие в издании масонского журнала «Утренний свет» (1777–1779, последние номера вышли уже в Москве). При посредничестве Хераскова Новиков в 1779 переехал в Москву и арендовал на 10 лет университетскую типографию. Известная книгоиздательская деятельность Новикова в 1779–1792 проходила под его покровительством. В 1781 в Москве была учреждена Директория масонов-розенкрейцеров. В ее состав вошел и Херасков. При его поддержке «московские мартинисты» (как их называли за приверженность учению французского мыслителя Сен-Мартена) открыли в университете Учительскую (1779) и Переводческую (1782) семинарии.

Для позднего творчества Хераскова характерно противопоставление веры и разума со скептической оценкой последнего, приверженность к жанру аллегорического путешествия в поисках истины. Эпическая поэма Владимир возрожденный (1785), пользовавшаяся известностью не меньшей, чем Россияда , была уже не героическим, а скорее психологическим эпосом («своеобразной масонской Одиссеей , по определению Л.В.Кулаковой). Речь в ней идет о князе Владимире, крестителе Руси, о его восхождении к высотам истины и нравственного совершенства. Внешние события в поэме служат лишь «знаком» того, что происходит во «внутреннем человеке». Отступление от образцов сказывается даже в количестве «песен»: если в Россияде их 12, как в Энеиде и др., то во Владимире – 15 (в 3-й ред. – 18). Тем не менее Россияда и Владимир воспринимались современниками как произведения, сходные по своей роли в русской поэзии.

После Владимира он сочинил еще несколько поэм: «Вселенная, мир духовный » (1790) – небольшая в трех песнях поэма о творении мира и грехопадении Адама, написанная в подражание Потерянному раю Дж.Мильтона и Мессиаде Ф.-Г.Клопштока ; Пилигримы, или Искатели счастья (1795) – поэма-аллегория; Царь, или Освобожденный Новгород (1800) – поэма, явившаяся как отклик на Французскую революцию и утверждающая принцип самодержавия; Бахариана (1805) – пространная, изобилующая приключениями с «прикровенным» нравоучением «богатырская сказка» (безрифменный стих с дактилическими окончаниями, имитирующий народное тоническое стихосложение, – подражание Илье Муромцу Н.М.Карамзина и Добрыне Н.А.Львова); Поэт (1805) – поэтический трактат о стихотворстве.

К жанру аллегорического путешествия близки и романы Хераскова, написанные витиеватым слогом (фактически, ритмической прозой), – Нума Помпилий (1768), Кадм и Гармония (1787) и Полидор, сын Кадма и Гармонии (1792). Современники особенно ценили второй из них (Кадм и Гармония ), а Карамзин даже именовал его «поэмой».

Преследования розенкрейцеров в начале 1790-х, когда был арестован Новиков и высланы из столицы Н.Н.Трубецкой и И.П.Тургенев, Хераскова не коснулись. Императрица удовольствовалась нарочито наивным заявлением последнего, что его «оклеветали какой-то мартинизмою». С восшествием на престол Павла I был награжден чином тайного советника (3 класс), орденом св. Анны 1-й степени и имением в 600 душ. Однако к концу его царствования (март 1801) в результате какого-то недоразумения вышел в отставку и вновь вступил в должность куратора университета уже при Александре I.

Однако уже в 1802, недовольный начавшимися реформами, Херасков подал в отставку. Сочинять продолжал до самой смерти. Последнее его произведение – трагедия Зореида и Ростислав – была опубликован уже после его смерти и получила премию Российской академии. Умер Херасков 27 сентября (7 октября) 1807 в Москве.

Творчество Хераскова разнообразно в жанровом отношении. Помимо множества стихотворений, поэм и романов (см. выше), ему принадлежат девять трагедий: Венецианская монахиня (1758), Пламене (1762, опубл. 1765), Мартезия и Фалестра (ок.1766, сюжет заимствован из трагедии Т.Корнеля Ariane ), Борислав (1772, опубл. 1774), Идолопоклонники, или Горислава (1782), Юлиан Отступник (нач.1790-х), Цид (нач.1790-х, переделка Сида П.Корнеля). Освобожденная Москва (1798), Зореида и Ростислав (1807); две комедии: Безбожник (1761), Ненавистник (1770); пять «слезных драм»: Друг несчастных (1774), Гонимые (1775), Милана (1786, «драма с песнями»), Школа добродетели , Извинительная ревность (обе 1796). Большая часть сочинений Хераскова собрана в его Творениях (ч. 1–12. М., 1796–1802). Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве.

Издания Избр. произведения . Л., 1961 (Б-ка поэта)

Владимир Коровин

Херасков Михаил Матвеевич (1733 - 1807), поэт, прозаик.

Родился 25 октября (5 ноября н.с.) в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр. Получил хорошее домашнее воспитание. Затем учился в Сухопутном шляхетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. С юности был серьезно увлечен творчеством.

В 1760 - 1762 издавал журнал "Полезное увеселение", в 1873 - "Свободные часы".

В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошел как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: "Плоды наук" (1761), "Чеменский бой" (1771), "Россияда" (1779), "Владимир Возрожденный" (1785), "Царь или Спасенный Новгород" (1800).

В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии "Пламена" (1765), "Борислав" (1774), "Освобожденная Москва" (1798); комедии "Безбожник" (1761), "Ненавистник" (1774).

Однако в драмах "Друг несчастных" (1774), "Гонимые" (1775) Херасков использует приемы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царем-философом на троне ("Нума Помпилий, или Процветающий Рим", 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой ("Кадм и Гармония", 1786).

Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы ("Истинное благополучие", "О разуме", "К А.Ржевскому" и др.).

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Жизнь и деятельность

Херасков (Михаил Матвеевич) - писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I ; родился 25 октября 1733 г. в городе Переяславле, Полтавской губернии. Учился в сухопутном шляхетском корпусе. Еще кадетом Х. начал под руководством Сумарокова, писать статьи, которые потом печатались в "Ежемесячных Сочинениях". Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами "Счастливая Россия" (1787), повесть "Кадм и Гармония" (1789), "Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей" (1793), повесть "Палидор сын Кадма и Гармонии" (1794), поэма "Пилигримы" (1795), трагедия "Освобожденная Москва" (1796), поэма "Царь, или Спасенный Новгород", поэма "Бахариана" (1803), трагедия "Вожделенная Россия". В 1802 г. Х. в чине действительного тайного советника за преобразование университета вышел в отставку. Умер в Москве 27 сентября 1807 г. Х. был последним типичным представителем псевдоклассической школы. Поэтическое дарование его было невелико; его больше "почитали", чем читали. Современники наиболее ценили его поэмы "Россиада" и "Владимир". Характерная черта его произведений - серьезность содержания. Масонским влияниям у него уже предшествовал интерес к вопросам нравственности и просвещения; по вступлении в ложу интерес этот приобрел новую пищу. Х. был близок с Новиковым, Шварцем и дружеским обществом. В доме Х. собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступавших Жуковского и Тургенева. Хорошую память оставил Х. и как создатель московского благородного пансиона. Последнее собрание сочинений Х. вышло в Москве в 1807 - 1812 гг. См. Венгеров "Русская поэзия", где перепечатана биография Х., составленная Хмыровым, и указана литература предмета; А.Н. Пыпин, IV том "Истории русской литературы".

Значение ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ

Херасков (Михаил Матвеевич) - писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I ; родился 25 октября 1733 г. в городе Переяславле, Полтавской губернии. Учился в сухопутном шляхетском корпусе. Еще кадетом Х. начал под руководством Сумарокова, писать статьи, которые потом печатались в "Ежемесячных Сочинениях". Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами "Счастливая Россия" (1787), повесть "Кадм и Гармония" (1789), "Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей" (1793), повесть "Палидор сын Кадма и Гармонии" (1794), поэма "Пилигримы" (1795), трагедия "Освобожденная Москва" (1796), поэма "Царь, или Спасенный Новгород", поэма "Бахариана" (1803), трагедия "Вожделенная Россия". В 1802 г. Х. в чине действительного тайного советника за преобразование университета вышел в отставку. Умер в Москве 27 сентября 1807 г. Х. был последним типичным представителем псевдоклассической школы. Поэтическое дарование его было невелико; его больше "почитали", чем читали. Современники наиболее ценили его поэмы "Россиада" и "Владимир". Характерная черта его произведений - серьезность содержания. Масонским влияниям у него уже предшествовал интерес к вопросам нравственности и просвещения; по вступлении в ложу интерес этот приобрел новую пищу. Х. был близок с Новиковым, Шварцем и дружеским обществом. В доме Х. собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступавших Жуковского и Тургенева. Хорошую память оставил Х. и как создатель московского благородного пансиона. Последнее собрание сочинений Х. вышло в Москве в 1807 - 1812 гг. См. Венгеров "Русская поэзия", где перепечатана биография Х., составленная Хмыровым, и указана литература предмета; А.Н. Пыпин, IV том "Истории русской литературы". Н. К-ка.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ
    (1733-1807) русский писатель. Эпическая поэма "Россияда" (1779), написанная в духе …
  • ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ
    Михаил Матвеевич , русский писатель. Окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1751). Издавал журналы …
  • ХЕРАСКОВ, МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I; род. 25 октября 1733 г. в г. Переяславле, …
  • ХЕРАСКОВ МИХАИЛ МАТВЕЕВИЧ
    писатель. Происходил из валахской семьи. выселившейся в Россию при Петре I; род. 25 октября 1733 г. в г. Переяславле, Полтавской …
  • МИХАИЛ в Словаре значений Цыганских имен:
    , Михаэль, Мигель, Михель (заимств., муж.) - «кто как Бог» …
  • ХЕРАСКОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ХЕРАСКОВ в Энциклопедии фамилий:
    Русский поэт и драматург XVIII в. Михаил Матвеевич Херасков принадлежал к знатному роду валашских (Румыния) бояр Хереску. В 1711 г. …
  • МИХАИЛ
    (кто, как Бог) АРХАНГЕЛ имя которого встречается три раза в кн. Даниила, однажды - в послании ап. Иуды и один …
  • МИХАИЛ в Библейской энциклопедии Никифора:
    Чис 13:14 - отец Сефура, одного из 12-ти соглядатаев земли Ханаанской. 1Пар 5:13 - один из кол. Гадова, живший в …
  • МИХАИЛ
    Михаил - митрополит Киевский. Упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. По словам надписи на его раке пришел в …
  • МИХАИЛ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ум. 992) митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • МИХАИЛ СЛЕЗКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    южно-русский деятель книгопечатания, родом белорус, с 1633 г. поселился в Львове и стал заведовать ставропигиальной братской типографией, затем открыл собственную …
  • МИХАИЛ МОНАСТЫРЕВ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Андрей Иванович Монастырев; 1815—1846) — воспитанник Орловской семинарии и Киевской акд., постригся в 1841 г. и получил …
  • МИХАИЛ ЛУЗИН в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    I Михаил (в мире Матвей Иванович Лузин; 1830—1887) — богослов. Учился в Нижегородской семинарии и Московской духовной акд., где и …
  • МИХАИЛ КОПЫСТЕНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    с 1591 г. епископ Перемышльский и Самборский, поборник православия, родом из знатной дворянской фамилии (герба Лелива). Когда уния была утверждена …
  • МИХАИЛ КОЗАЧИНСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире — Мануил Иванович Козачинский) — воспитанник Киевской акд. Много путешествовал по славянским землям и Германии, заводил училища …
  • МИХАИЛ ДЕСНИЦКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил (в мире Матвей Десницкий) — сын пономаря, род. в 1762 г. Образование получил в Троицкой семинарии и в филологической …
  • МИХАИЛ ГРИБАНОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    епископ Прилукский (с 1894 г.); образование получил в С.-Петербургской духовной акд. (1884 г.). Оставленный при акд., М., после защиты диссертации …
  • МИХАИЛ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Михаил Ярославич - вел. князь тверской. Родился в 1271 г., стол занялоколо 1285 г.; в 1286 г. успешно преследовал литовцев, …
  • ХЕРАСКОВ
    ХЕР́АСКОВ Мих. Матв. (1733-1807), рус. писатель. Директор (затем куратор) Моск. ун-та (1763-1802). Видный деятель рус. масонства. Эпич. поэмы, в т.ч. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ (1271-1318), князь тверской с 1285, вел. князь владимирский в 1305-17. Боролся с вел. князем московским Юрием Даниловичем за …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ЯРОСЛАВИЧ Хоробрит (?-1248), князь московский с 1247, вел. князь владимирский (1248), брат Александра …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ШИШМАН (?-1330), болг. царь с 1323. В 1324 вступил в брак с внучкой визант. имп. Андроника II; заключил воен. …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ФЁДОРОВИЧ (1596-1645), царь с 1613, первый царь из династии Романовых. Сын Ф.Н. Романова (см. Филарет) и К.И. Шестовой …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПСЕЛЛ (до пострижения в монахи - Константин) (1018 - ок. 1078 или ок. 1096), визант. полит. деятель, писатель, учёный, …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ПАВЛОВИЧ (1798-1849), вел. князь, мл. брат имп. Александра I и Николая I. С 1819 ген.-фельдцейхмейстер, с 1825 ген.-инспектор по …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ОБРЕНОВИЧ III (1823-68), серб. князь в 1839-42 и с 1860, из династии Обреновичей. Продолжал абсолютистскую политику своего отца Милоша …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ НИКОЛАЕВИЧ (1832-1909), вел. князь, четвёртый сын имп. Николая I, ген.- фельдм. (1878), поч. ч. Петерб. АН (1855). С 1852 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ КИРУЛАРИЙ (ок. 1000-58), патриарх Константинопольский с 1043. Отстаивал независимость визант. церкви от императорской власти, от папства. Конфликт в 1054 …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ ВСЕВОЛОДОВИЧ (1179-1246), князь черниговский. В 20-х гг. 13 в. неск. раз был князем в Новгороде. С 1238 вел. князь …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ БОРИСОВИЧ (1453 - ок. 1505), последний вел. князь тверской (1461-85). Участвовал в походах Ивана III на Новгород и в …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1878-1918), вел. князь, брат имп. Николая II, ген.-лейт. (1916). В 1898-1912 на воен. службе. В 1-ю мир. войну …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1333-99), вел. князь тверской с 1368. Вёл безуспешную борьбу с моск. кн. Дмитрием за вел. княжение владимирское, получал …
  • МИХАИЛ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХА́ИЛ VIII (1224-82), никейский император с 1259 (соправитель имп. Иоанна IV до 1261), с 1261, после отвоевания у Лат. империи …
  • МИХАИЛ в Словаре Кольера:
    (евр. Михаэль, "Кто как Бог?"), архангел, упоминаемый и в Ветхом, и в Новом Завете. В Книге Даниила он упоминается несколько …
  • МИХАИЛ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • МИХАИЛ в словаре Синонимов русского языка.
  • МИХАИЛ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Михаил, (Михайлович, …
  • ХЕРАСКОВ
    Михаил Матвеевич (1733-1807) , русский писатель. Эпическая поэма «Россияда» (1779), написанная в духе …
  • МИХАИЛ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ум. 992), митрополит Киевский и всея Руси (989), чудотворец. Память в Православной церкви 15 (28) июня и 30 сентября (13 …
  • ДЕБУ ИППОЛИТ МАТВЕЕВИЧ И КОНСТАНТИН МАТВЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    братья Ипполит Матвеевич и Константин Матвеевич (1810, Петербургская губерния, …
  • СИДОРОВ АФАНАСИЙ МАТВЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сидоров Афанасий Матвеевич (1912 - 1937), учитель. Родился 1 декабря 1912 года в деревне …
  • ЧИХАЧЕВ НИКОЛАЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Чихачев (Николай Матвеевич) - генерал-адъютант, адмирал. Родился в 1830 г., образование получил в морском кадетском корпусе; в 1853 - 1859 …
  • ЧЕРНЯЕВ ВАСИЛИЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Черняев (Василий Матвеевич, 1796 - 1871) - исследователь флоры Украины и вообще Южной России. Окончил курс на медицинском факультете Харьковского …
  • ЦЕХАНОВЕЦКИЙ ГРИГОРИЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Цехановецкий (Григорий Матвеевич) - экономист (1833 - 1898); был профессором политической экономии и статистики сначала в Киевском, затем в Харьковском …
  • ЦАЛАБАН ТИМОФЕЙ МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Цалабан (Тимофей Матвеевич, 1774 - 1824) - переводчик. По окончании курса в академической гимназии, служил в Преображенском полку; в 1795 …
  • ХИТРОВО БОГДАН [ИОВ] МАТВЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Хитрово (Богдан [Иов] Матвеевич, родился около 1615 г., умер в 1680 г.) - ближний боярин и дворецкий. В 1648 г., …

Херасков Михаил Матвеевич (1733 - 1807), поэт, прозаик.

Родился 25 октября (5 ноября н.с.) 1733 в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр, переселившихся в Россию при Петре I. Получил хорошее домашнее воспитание.

Затем учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. По выходе из корпуса Херасков недолгое время находился на военной службе, а затем поступил в только что открывшийся Московский университет «асессором». С юности был серьёзно увлечён творчеством.

В 1756 в «Ежемесячных сочинениях» были помещены его «Притчи» и эпиграммы, а в следующие годы он издаёт поэму в трёх частях «Плоды наук» , трагедию «Венецианская монахиня».

В 1760 - 1762 издавал (при университете) журнал «Полезное увеселение», в 1873 - «Свободные часы»; «Невинное упражнение», «Доброе намерение».

Состоял членом Российской Академии.

К 70-м годам Херасков становится деятельным масоном и активным помощником Новикова. В частности, он передаёт в распоряжение Новикова Университетскую типографию. Масонская деятельность сказалась и в его творчестве, в той философии нравственного самоусовершенствования, которая определяет его лирику.

Вокруг Хераскова группировалась талантливая литературная молодёжь. В 70-х годах, покинув на несколько лет университет и женившись в Петербурге, он вместе с женой, одной из первых русских поэтесс, устроил в своём доме литературный салон, участники которого читали там свои произведения, помещаемые в журнале «Вечера» (1772-1773).

В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошёл как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: «Плоды наук» (1761), «Чесменский бой» (1771), «Россияда» (1779), «Владимир Возрожденный» (1785), «Царь или Спасённый Новгород» (1800).

В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Освобождённая Москва» (1798); комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774).

Однако в драмах «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) Херасков использует приёмы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царём-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой («Кадм и Гармония», 1786).

Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие» , «О разуме» , «К А. Ржевскому » и др.).

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

ХЕРАСКОВ, Михаил Матвеевич - русский писатель. Из знатной семьи валашских бояр. Окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1751). Издавал журналы «Полезное увеселение» (1760-62), «Свободные часы» (1763). В 1763-1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. Видный деятель русского масонства. В историю русской литературы Херасков вошёл как крупнейший представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму, как автор эпических поэм. В дидактической поэме «Плоды наук» (1761) Херасков, споря с Ж. Ж. Руссо, вполне в духе классицизма доказывал практическую и моральную пользу науки. Поэма «Чесменский бой» (1771) посвящена современной теме. В полном соответствии с поэтикой классицизма находится поэма «Россияда» (1779). Поэма написана шестистопным ямбом, высоким слогом; в ней изображено важное событие из истории страны - покорение Иваном Грозным Казанского царства. Принятие Русью христианства лежит в основе сюжета поэмы «Владимир Возрожденный» (1785), однако «второй план» её - рассказ о внутренней жизни человека, «сокровенных чувствах души, с самою собою борющейся», отразил масонские взгляды поэта. Откликом на события Великой французской революции явилась поэма «Царь, или Спасённый Новгород» (1800), в которой автор стремился представить «ужас безначальственного правления, пагубу междуусобий, бешенство мнимой свободы и безумное алкание равенства». Некоторое влияние поэмы-сказки Хераскова «Бахариана» (1803) сказалось на поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Последователем классицизма Херасков выступил и в драматургии (написал 20 пьес, включая переводы-переделки): трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Идолопоклонники, или Горислава» (1782), «Освобождённая Москва» (1798), комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774, опубликована 1779) и др. Однако в первой и самой значительной трагедии Хераскова «Венецианская монахиня» (1758) заметны некоторые отступления от канонов классицизма: в трагедии три, а не пять актов, построена она на современном материале, в основе сюжета - любовная страсть, заставляющая героя трагедии решиться на позорную смерть ради спасения чести своей возлюбленной. В «слёзных драммах» «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) и других Херасков изображает жизнь страдающих людей, используя приёмы и мотивы сентименталисткой драматургии.

Проза Хераскова эволюционировала от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царём-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) к роману с запутанной любовно-авантюрной интригой, показывающему историю человеческой души в духе масонской символики («Кадм и Гармония», 1786). Герой романа Кадм сначала погрязает в пороках, затем становится добродетельным, обретает Гармонию (это и жена героя, и обозначение его душевного состояния). В романе «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794) содержится резкая критика французской революции: жители изображённого здесь острова Терзит (по имени отрицательного персонажа «Илиады» Гомера), находясь в безначалии, превратились в буйное стадо. Проза Хераскова тяготеет к ритмичности; она многословна, изобилует словесными украшениями. Лирика Хераскова, разнообразная по жанрам, медитативна, для неё характерны нравоучительная проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противопоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие» , «О разуме» , «К А. А. Ржевскому» и др.).

Соч.: Творения, ч. 1-12, М., 1796-; то же, 2 изд., М., 1807-12; Избр. произв. [Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. В. Западова], Л., 1961.

Лит.: Мерзляков А. Ф., Россияда, поэма эпическая г-на Хераскова, «Амфион», 1815, кн. 1-3, 5-6, 8-9; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955, с. 112-15; Розанов И. Н., М. М. Херасков, в кн.: Масонство в его прошлом и настоящем, т. 2, [М., 1915]; Гуковский Г. А., У истоков рус. сентиментализма, в его кн.: Очерки по истории рус. лит-ры и обществ. мысли XVIII в., Л., 1938; Кулакова Л. И., Херасков, в кн.: История рус. лит-ры, т. 4, ч. 2, М. - Л., 1947; Поспелов Г. Н., У истоков рус. сентиментализма, «Вестник МГУ», 1948, № 1; Соколов А. Н., Очерки по истории рус. поэмы XVIII и первой пол. XIX в., М., 1955, с. 144-87; Макина М. А., Поэмы М. М. Хераскова, «Уч. зап. Новгород. пед. ин-та», 1963, т. 9; Назаретская К. А., Сентиментальные и предромантич. мотивы в творчестве Хераскова и поэтов его школы 60-70-х гг., «Уч. зап. Казан. ун-та», 1967, т. 127, кн. 2; Серман И. З., Херасков и Курбский, «Тр. ОДРЛ», 1969, т. 24; Билинкис М., Пространство и система персонажей в повестях М. М. Хераскова, в кн.: Рус. филология, 3-й сб. науч. студенч. работ, Тарту, 1971; Thiergen P., Studien zu M. M. Cheraskovs Versepos «Rossijada», Bonn, 1970 (Diss.).

М. Г. Альтшуллер

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1975