Храмы-памятники воинских побед.

9 августа в России отмечается День воинской славы, посвященный первой в отечественной истории морской победе русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут в ходе Северной войны (1714).
9 августа в России отмечается День воинской славы, посвященный первой в отечественной истории морской победе русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут в ходе Северной войны (1714). Установлен в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года "О днях воинской славы (победных днях) России".

Северная война между Россией и Швецией продолжалась с 1700 года по 1721 год. В этой войне Россия боролась за возвращение захваченных шведами в XVI-XVII веках русских земель и выход к Балтийскому морю.

Одним из важнейших этапов борьбы за выход к Балтийскому морю было Гангутское сражение, произошедшее между русским и шведским флотами 6‑7 августа (26‑27 июля по старому стилю) 1714 года севернее полуострова Гангут (полуостров Ханко, Финляндия) на Балтийском море.

К весне 1714 года южная и почти вся центральная Финляндия была занята русскими войсками. Русское командование планировало перенести военные действия на территорию Швеции, главную роль в которых должен был играть русский флот.

В конце июня 1714 года русский гребной флот, состоящий из 99 галер и скампавей (малая галера), с 15-тысячным войском под командованием генерал-адмирала Федора Апраксина сосредоточился у восточного побережья полуострова Гангут (в бухте Тверминне) с целью прорваться к Або-Аландским шхерам и высадить войска для усиления русского гарнизона в городе Або (100 километров северо-западнее мыса Гангут, нынешнее финское название Турку). Путь русскому флоту преградил шведский флот (15 линейных кораблей, три фрегата и отряд гребных судов под командованием вице-адмирала Густава Ватранга), занявший позицию у южной оконечности Гангута.

Соотношение сил не позволяло вести бой в открытом море. По решению прибывшего к Гангуту Петра Первого началось сооружение в узкой части перешейка (2,5 километра) переволоки (деревянный настил) для перевозки скампавей в обход шведов. Получив об этом сведения, шведский вице-адмирал Ватранг направил к месту спуска скампавей отряд контр-адмирала Нильса Эреншельда, состоящий из фрегата, шести галер, трех шхерботов (судно для плавания между шхерами), а другой отряд из восьми линейных и бомбардирского кораблей во главе с вице-адмиралом Лиллье - для нанесения удара по главным силам русского флота.

Петр Первый воспользовался разделением сил противника. Утром 6 августа (26 июля по старому стилю) 1714 года, когда из-за отсутствия ветра шведские парусные корабли утратили маневренность, авангард русского флота в составе 35 скампавей совершил стремительный маневр, обойдя шведов с моря вне дальности корабельной артиллерии, и блокировал суда Эреншельда около острова Лаккисер. Надобность в переволоке отпала. Полагая, что другие отряды русских кораблей будут продолжать прорыв этим же путем, Ватранг отозвал отряд Лиллье, освободив прибрежный фарватер. Воспользовавшись этим, Апраксин с главными силами гребного флота прорвался по прибрежному фарватеру к своему авангарду.



На предложение о сдаче шведы ответили отказом, и днем 7 августа (27 июля по старому стилю) авангард русских в составе 23 скампавей под началом Петра Первого атаковал отряд Эреншельда, построившего корабли по вогнутой линии, оба фланга которой упирались в острова. Две первые атаки шведы отбили огнем корабельных орудий. Третья атака была предпринята против фланговых кораблей отряда, что не позволило шведам использовать преимущество в артиллерии.

После жестокого боя все вражеские корабли были захвачены. В Гангутском сражении шведы потеряли 10 кораблей с 116 орудиями, 361 человек убитыми, 350 ранеными и 237 во главе с Эреншельдом пленными. Потери России составили 127 убитых и 342 раненых.
Главные силы шведского флота 8 августа (28 июля по старому стилю) 1714 года ушли к Аландским островам.

Захваченные шведские корабли были доставлены в Петербург, где 20 сентября (9 сентября по старому стилю) 1714 года состоялась торжественная встреча победителей.

Победа у Гангута (первая крупная победа русского регулярного флота) обеспечила русскому флоту свободу действий в Финском и Ботническом заливах, эффективную поддержку русских войск в Финляндии, создала условия для перенесения военных действий на территорию Швеции.
За участие в Гангутской битве 130 русских офицеров были награждены золотыми медалями, 3284 нижних чина - серебряными.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников
(Дополнительный

Для жителя исторической части Петербурга арки — такая же рутинная деталь городского ландшафта, как светофоры. Арками привычно называют любые домовые подворотни, и свежий человек, увидев «парадную у арки», может сильно удивиться: так вот они какие, «арка» и «парадная»… Если же без шуток, то искателей торжественной красоты Петербург порадует, как мало какой другой город: за три века в разных его частях вырос десяток великолепных парадных арок и ворот. Одни знаменуют военные победы, другие просто организуют пространство, причем первая триумфальная арка появилась при царе-основателе, а последняя — пару лет назад.

Петровские ворота Петропавловской крепости

Как ни странно, подлинных памятников времен Петра Великого в городе Святого Петра осталось совсем мало. Точнее, это не странно — это нормально: живая столица не консервировалась, а развивалась, и классический образ «Петра творенья» сложился в XIX веке. Петр, естественно, нашего города не видел, за исключением отдельных точек. Важнейшая из них — Петровские ворота Петропавловской крепости , единственное сохранившееся триумфальное сооружение XVIII века.

Петровские ворота Петропавловской крепости. Фото: Евгений Птушка / сайт

Это парадные ворота на великом туристическом пути в крепость, к полдневной пушке и царским могилам. Перед ними есть еще Иоанновские ворота за деревянным мостом, у которого стоит обстреливаемый монетками героический заяц. Дальше — Иоанновский равелин и искомые триумфальные ворота Петровской куртины. Чувствительный человек поневоле замедляет шаг перед этой старинной красотой, пышной и немного наивной. В общем, образцовое петровское барокко.

Первую деревянную арку в честь победы над шведами Доменико Трезини создал в 1708 году, когда городу Петербургу было всего пять лет. Через восемь лет ее перестроили в камне, повторив основные элементы богатого декора, переполненного символами. Количество статуй, украшавших деревянную арку, уменьшилось с семи до двух, помещенных в боковые ниши. По одной версии, это разные ипостаси одной богини: Афина Полиада, покровительница городов, и Афина Паллада, небесная воительница. По другой версии, это Минерва, богиня мудрости, и Беллона, богиня войны. По третьей — аллегории Благоразумия и Храбрости. «Благоразумная» фигура держит в руках змею, символ мудрости, и зеркало, назначение которого хорошо поймут автомобилисты: в нем отразятся приближающиеся к крепости корабли. «Храбрая» окружена укрощенными монстрами: на ее шлеме сидит саламандра, похожая на дракончика, на плече видна голова Медузы Горгоны, а латы на груди украшает поверженный шведский лев.

В центре аттика ворот, над кованым черно-золотым государственным орлом, помещен барельеф «Низвержение Симона Волхва». Он тоже насыщен символами победы и Северной войны, хотя забавен и просто так, сам по себе: тут тебе и летающие в облаках черти, и Господь бог Саваоф, и ажитация публики внизу, и дерзкий маг Симон, опрометчиво взлетевший в небеса и сброшенный оттуда головой вниз.

Невские ворота Невской куртины

Невские ворота крепости, через которые туристы выходят к прогулочным катерам на пристани, сегодня трудно признать за триумфальную арку, но они ею были. Через Невские ворота в крепость торжественно «вошел» ботик Петра — легендарное судно, с которого начался русский флот.

Невские ворота Петропавловской крепости. Фото: Юрий Белинский/ТАСС

Как и Петровская арка, изначальные Невские ворота были созданы Трезини, но в конце XVIII века их перестроили, и мы видим строгий классицистский вариант Николая Львова. Морскую славу символизирует якорь на фронтоне, увенчанный пальмовыми ветвями. Пристань за воротами долгое время была местом мрачным: с нее увозили заключенных в Шлиссельбург. Теперь же каждый может парадно прошагать под аркой славы русского флота, вдохнуть балтийский ветер и ощутить, как раскрывается «простор меж небом и Невой».

Арка Главного штаба

Главная арка Петербурга — кто не проходил под ней на Дворцовую площадь , тот в городе не был. К тому же в арке расположен вход в реконструированное восточное крыло Главного штаба — самое интересное на сегодняшний день музейное пространство Петербурга.

Арку придумал Карло Росси, однако наиболее выразительная, в нашем восприятии, ее часть — колесница Славы — появилась сверх плана, как царское дополнение к первоначальному замыслу. Росси собирался увенчать арку четырьмя аллегорическими статуями с воинскими атрибутами в руках, по паре фигур в каждую сторону, к Невскому проспекту и к Дворцовой площади. Однако Николай I пожелал вместо них целую римскую колесницу, несущуюся к Зимнему дворцу . Проект оперативно доработали, и в результате возникла скрытая от глаз публики инженерно-техническая драма: вся композиция (колесница, шесть лошадей, богиня Славы и два возничих) оказывалась гораздо тяжелее, чем перекрытие арки могло выдержать без деформации.

Триумфальная арка Главного штаба. Фото: Евгений Птушка / сайт

Пришлось делать фигуры полыми, из очень тонкой медной фольги на металлическом каркасе. Такая конструкция роднит Колесницу Славы с мухинскими Рабочим и Колхозницей , причем несовершенство технологии и в этом случае чуть не погубило памятник. Фигуры не закреплялись неподвижно, колесница колебалась от ветра, теряя отдельные детали, и к началу XX века уже сильно нуждалась в ремонте. Богиня утратила лавровый венок и ногу, лошади — хвосты, государственный орел — одну голову; опись увечий, процитированная реставратором Владимиром Сориным уже в наши дни, рисует душераздирающую картину. В 1906–1907 годах колесницу отремонтировали, фактически пересоздав заново, с отступлениями от попорченного оригинала. После чего триумфальный кортеж Славы еще почти сто лет ждал новой научной реставрации, позволившей изучить и исправить ошибки прошлого.

Теперь фигуры на арке не рискуют потерять венок или оружие — накладных деталей больше нет, оболочки статуй созданы из единого медного листа, закреплены на усиленных стальных каркасах, заполнены специальной пеной для устойчивости и консервации, снабжены маятниками, которые гасят колебания, и громоотводом. Во всей красе колесница видна со стороны Дворцовой — кони несут Славу к Эрмитажу.

Нарвские ворота

Триумфальная арка на площади Стачек вписана в живое городское движение: проехать под ней, конечно, нельзя, но пройти пешком вполне можно. Ее можно считать обозначением южной границы исторического Петербурга. Главное — через эту арку и в начале XIX века, и в середине XX в город возвращались воины-победители.

Нарвские триумфальные ворота на площади Стачек. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

Первая триумфальная арка, спроектированная Кваренги, была поставлена на Нарвской заставе у начала Петергофского шоссе еще в 1814 году, к возвращению русских полков из Европы. В 1927 году это значимое, но обветшавшее деревянное сооружение решено было перестроить в камне и передвинуть чуть южнее, к берегу речки Таракановки (сейчас она на две трети засыпана). Архитектор каменной Нарвской арки — Василий Стасов, а через скульпторов, создавших триумфальную колесницу, она породнилась с аркой Главного штаба — над композицией работали те же Пименов и Демут-Малиновский. Важное отличие: коней сотворил Петр Клодт, и это его первые монументальные кони.

В верхнем помещении Нарвских ворот, куда можно взобраться по двум винтовым лестницам, сейчас размещается Музей воинской славы. Надо сказать, что эта арка — ветеран войн и революций: рядом с ней начались события Кровавого воскресенья, она горела в 1917 году, выдержала артиллерийские обстрелы во время Великой Отечественной. Ворота выглядят строго и торжественно, они парадные и суровые: двенадцать колонн, четыре фигуры воинов, колесница Победы на 26-метровой высоте. Общее впечатление поддерживает и архитектура квартала — уже не петербургская, а ленинградская, советский классицизм Ноя Троцкого.

Московские ворота

Триумфальные ворота у Московской заставы были сооружены в честь успешного окончания Русско-турецкой войны 1828–29 годов, через пять лет после заключения Адрианопольского мира. К победам в Турции и Персии Николай I присовокупил еще и «усмирение Польши». Историческая надпись, составленная императором лично и сбитая в революционном 1918-м, была восстановлена только в 2003 году. Из-за этого многие подзабыли, в память чего, собственно, Московская арка была поставлена.

Московские Триумфальные ворота. Фото: Юрий Белинский/ТАСС

К тому же ставили ее дважды, потому что в 1936 году это творение Василия Стасова пало жертвой прогресса: ворота разобрали, следуя утопическому плану переустройства города, по которому центр Ленинграда переносился на юг. К счастью, ворота не разрушили, а именно разобрали, произведя перед этим тщательные обмеры сооружения и сохранив все детали уникальной конструкции. Помог и тот факт, что конструкция до сих пор остается уникальной: Нарвские ворота полностью сделаны из чугуна, это самый большой в мире чугунный монумент. Во время Великой Отечественной войны чугунные блоки «работали»: их использовали для создания противотанковых заграждений на южных рубежах Ленинграда. После войны, когда реформаторские планы были забыты, ворота сложили заново. Правда, не стали восстанавливать весь комплекс — раньше по бокам стояли караульные будки-кордегардии.

Сегодня Московские ворота, как и Нарвские, вписаны в живой пейзаж современного города. Они стоят на одной из главных магистралей Петербурга — на Московском проспекте у пересечения с Лиговским проспектом — и обозначают границу старого города для тех, кто едет к центру из Пулкова.

Арка Победы в Красном Селе

Арка Победы — самое свежее и неоднозначное триумфальное сооружение Петербурга. Она появилась в 2015 году на новой площади южного пригорода Петербурга, но сама идея ее не нова. Красносельские триумфальные ворота воссоздают одну из трех арок Победы, стоявших в Ленинграде летом 1945 года.

Арка Победы в Красном Селе. Фото: Александр Тарасенков / Фотобанк Лори

Войска Ленинградского гвардейского корпуса входили в город тремя колоннами, и для каждой колонны построили свою триумфальную арку. Арки были деревянные и буквально импровизированные — их спроектировали за сутки и возвели за неделю. Наиболее оригинальной с архитектурной точки зрения признана арка, стоявшая на Средней Рогатке — нынешней площади Победы, где находится монумент Героическим защитникам Ленинграда. Автор этой арки — Александр Гегелло, именитый советский архитектор (он проектировал и «Большой Дом» на Литейном проспекте, и гранитный «Шалаш» в Разливе).

Арку Гегелло решили воссоздать в граните к 70-летию Победы, однако место для этого выбрали спорное. Прежде всего потому, что ее не так просто увидеть: поездка в Красное Село, которое административно является частью Петербурга, — целая отдельная экспедиция. Кроме расположения, вопросы вызывает и воплощение проекта Гегелло. Если посмотреть на фотографии 1945 года, даже далекий от зодчества человек заметит, что новая арка — не воссоздание, а фантазия на тему старой арки. Триумфальные ворота стали проще, естественный пафос победных лет стих. Теперь декоративные мечи на одной стороне ворот превращаются в кресты, усиливая тему памяти и примирения.

Арка Новой Голландии

Арка, поставленная над каналом Новой Голландии, не знаменует никакого триумфа, кроме победы вечной гармонии и красоты. Пожалуй, это самое загадочное место города, что чувствуют даже катера с туристами, которые как-то стихают, приближаясь к заросшим берегам искусственного острова. Торжественную таинственность и некоторую сумеречную жуть сооружения до сих пор не перебило ничто — даже большие перемены на самом острове, который сейчас пытаются превратить в хипстерский рай.

Арка Новой Голландии. Фото: Юлия Тэммо

Удивительно, но прекрасная арка, напоминающая то ли сон, то ли вечный классический Рим, - часть совершенно прозаических рабочих строений, памятник промышленной архитектуры XVIII столетия. В Новой Голландии были обустроены склады бревен для нужд адмиралтейства, создан опытный («опытовый») бассейн Ковш и морская тюрьма «Бутылка». Арка соединяет берега канала, ведущего к Ковшу из Мойки. Ее автор — Жан-Батист Валлен-Деламот, мастер раннего классицизма, создатель Большого Гостиного Двора и Малого Эрмитажа, оформлявший фасады Новой Голландии. Возможно, секрет загадочной красоты его творения — как раз в соединении несоединимого: гранит и голый кирпич, изысканное палладианство и чисто практическое назначение. Ведь арка не просто украшала фасады острова, но выполняла важную техническую функцию: сдерживала внутреннее давление на стены складов, где тяжелые корабельные бревна хранились стоймя. К тому же она всегда обозначала границу недоступного — ведь Новая Голландия и при царях, и при Советах была режимной территорией военно-морского министерства.

Прогулочные катера плывут мимо арки Деламота, но путь под ней по-прежнему закрыт, и это, возможно, даже хорошо. Потому что в белую ночь у Новой Голландии, глядя с воды на темный канал между тосканских колонн, можно ясно почувствовать: «тайна Петербурга» не придумана, она существует.

1 января 1702 г. русские войска под начальствованием Б. II. Шере­метева одержали у Эрестфера первую крупную победу в Северной войне, разбив восьмитысячный отряд шведов Под командованием Шлиппенбаха. Спустя несколько дней, в честь этой победы в Москве было организовано всенародное празднество. Вечером был сожжен фейерверк со множеством потешных огней. Об этом фейерверке сообщает некоторые подробности известный голландский художник и путешественник Корнилий де Бруин.

Фейерверк продолжался в течение трех часов, и одновременно с ним было произведено еще несколько пушечных салютов. По словам де Брунна, «невозможно было бы перечесть несметное множество парода, собравшегося па это зрелище со всех сторон ».

В фейерверке была представлена специальная декорация в виде трех транспарантов, установленных на высоких деревянных стеллажах. Об этих транспарантах де Бруин писал: «Рисунок этого потешного огненного увеселения был вновь изобретенный, совсем непохожий на все те, кото­рые я до сих пор видел. Посередине, с правой стороны, было изобра­жено Время, вдвое более натурального росту человека; в правой руке оно держало песочные часы, а в левой пальмовую ветвь, которую также держала и Фортуна, изображенная с другой стороны, с следующей надписью па русском языке: «Напред поблагодарим бога». На левой стороне… представлено было изображение бобра, грызущего древесный пень, с надписью: «Грызя постоянно, он искоренит пень». На третьем станке, опять с другой стороны, представлен еще древесный ствол, из которого выходит молодая ветвь, а подле этого изображения совершенно спокойное море и над ним полусолнце, которое, будучи освещено, каза­лось красноватым и било со следующей надписью: «надежда возро­ждается ».

В связи с рассказом де Бруина заслуживает внимания гравюра, выполненная в манере Шхонебека, па которой изображены, несомненно, упомянутые транспаранты. Это находит прямое подтвер­ждение в одной из памятных записок Петра I, где дается краткое опи­сание гравюры и указывается, что последняя изображает фейерверк, сожженный в честь победы при Эрестфере.

Три транспаранта фейерверка в январе 1702 года в честь первой победы русской армии над шведами

Центральный транспарант, помещенный на гравюре вверху, напоминал об одержанной победе и выражал надежду на благоприятный исход дальнейшей борьбы. Показанные на нем аллегорические фигуры как бы соответствовали смыслу известной формулы: «время и счастье работают на нас».

Другой транспарант, представленный слева, в нижней части гравюры, интересен тем, что здесь показана аллегория, дававшая поэтическое осмысление отмечавшегося события. Подобно тому, как молодая поросль вселяет уверенность в возрождение жизненной силы пострадавшего дерева, гак первая победа укрепляла надежду на возрастание могуще­ства России. Это аллегорическое изображение на переднем плане компо­зиционно теснейшим образом связано с его фоном – спокойным морем и восходящим на горизонте солнцем, что являлось как бы олицетворе­нием ожидаемых успехов и благополучия.

Изображение третьего транспаранта напоминало о способностях бобра как в воле, так и на суше с редким упорством преодолевать трудности и достигать изумительных результатов. В аллегорическом смысле, при­менительно к празднуемому событию, оно говорило о том, что только постоянным упорством можно добиться намеченной цели. Иначе сказать, первая победа при Эрестферс должна быть продолжена следующими успехами русских, которые и приведут к окончательной победе над Швецией.

В фейерверке имели место и другие специальные декорации. Де Бруин отмечал, что «посреди площади представлен был огромный Нептун, сидящий на дельфине, и около него множество разных родов потешных огней на земле, окруженных колышками с ракетами, которые произво­дили прекрасное зрелище, частично рассыпаясь золотым дождем, частично взлетая вверх яркими искрами ». Несомненно, что возвышавшийся на площади Нептун символизировал стремление России добиться выхода к Балтийскому морю.

Помимо различных фейерверочных огней, горевших непрерывно и в огромном количестве, Красная площадь освещалась иллюминацией. Де Бруин отмечает, что на площади была воздвигнута «значительнейшая башня», освещенная огнями сверху донизу.

Союз благотворительных организаций России (СБОР) стал победителем Первого конкурса государственной поддержки некоммерческих организаций 2015 г., проведенного в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации № 79-РП от 01.04.2015 г. Хотя правильнее будет сказать, что победителем конкурса стал разработанный СБОРом проект - «Храмы-памятники воинских побед», на реализацию которого Общество «Знание» России (оператор грантового конкурса) поэтапно перечислит 3,5 млн рублей.

Посредством немалого гранта государство однозначно дает понять, что тема проекта, его цели и задачи достойны внимания и поддержки со стороны власти и общества, что проект «Храмы-памятники воинских побед» восполняет явный пробел в нашем историческом сознании, в нашей культуре. И это действительно так, поскольку проект СБОРа направлен на возрождение и популяризацию традиции воздвижения православных храмов-памятников, посвященных победам русского оружия, русского духа, увековечению памяти воинов - защитников Отечества.

Много веков назад в России зародилась и с течением времени укрепилась традиция сооружения храмов в память великих войн и сражений, в которых решалась судьба Отечества. Благодарственные и памятные храмы становились важными вехами не только военной истории страны, но и духовного роста ее народа, укрепления национального достоинства.

В честь первой воинской победы Московской Руси − в Куликовской битве − в Москве были построены первые же воинские храмы-памятники: Георгиевская церковь в Коломенском и церковь Всех Святых на Кулишках.

Благодарственным памятником взятия Казани Иваном Грозным стал Покровский собор в Москве, позднее названный храмом Василия Блаженного.

В честь победы над шведами и в память о погибших в 1761 г. был построен Сампсониевский храм в Санкт-Петербурге.

И на сегодняшний день, как это ни парадоксально, в стране нет храма, который был бы общепризнанным православным символом великой Победы. Равновеликим как значению этой Победы, так и скорби о десятках миллионов погибших в войне.

Имеющиеся немногочисленные храмы сооружены в связи с пусть и значительными, но все же локальными событиями войны: храм Всех Святых на территории памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы»; комплекс храмов под Прохоровкой, где произошло крупнейшее танковое сражение; храм в честь Успения Пресвятой Богородицы на Малой Охте в Санкт-Петербурге, посвященный жертвам блокады; храм вмч. Георгия Победоносца в Санкт-Петербурге на Средней Рогатке, где пролегал второй рубеж обороны города.

Отсюда со всей очевидностью вытекает необходимость сооружения в каком-либо знаковом месте города Москвы (возможно, на Поклонной горе или в «Новой Москве») грандиозного храма (вместимостью 7000 - 10000 человек), который будет иметь не меньшее значение по отношению к памяти о Великой Отечественной войне, чем Храм Христа Спасителя - по отношению к памяти об Отечественной войне 1812 г. Храм-памятник в честь Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. может быть сооружен в рамках реализуемой в Москве Программы строительства 200 храмов. При этом строительство храма-памятника, в силу его особой значимости для нашей страны и ее народа, будет способствовать популяризации Программы-200, притоку денежных средств на ее реализацию из всех регионов России. Первым шагом на пути к храму - Храму Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - и станет проект «Храмы-памятники воинских побед». Проект должен воздействовать - прежде всего информационно: через сайт проекта, публикации в СМИ, различную полиграфическую продукцию - на общественное сознание таким образом, чтобы идея сооружения Храма Победы, следуя классику, овладела массами и превратилась в материальную силу. Силу такую, которая сделает возможным - даже в условиях финансово-экономического кризиса, частичной международной изоляции страны - сооружение величественного памятника величайшей Победе нашего народа. И Храм Победы несомненно станет новой и мощной духовной опорой нашего народа, выдающимся православным и культурным символом России.

8 июля (27 июня по старому стилю) 1709 года произошло генеральное сражение Северной войны 1700-1721 годов — Полтавская битва. Русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII (Karl XII). Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне в пользу России.
В честь этой победы установлен День воинской славы России, который отмечается 10 июля . Федеральный закон "О днях воинской славы и памятных датах России" был принят в 1995 году. В нем указано, что 10 июля — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).

После поражения русской армии Петр I в 1700-1702 годах осуществил грандиозную военную реформу — фактически заново создал армию и Балтийский флот. Весной 1703 года в устье Невы Петр I основал город и крепость Санкт-Петербург, а позже — морскую цитадель Кронштадт. Летом 1704 года русские захватили Дерпт (Тарту) и Нарву и таким образом закрепились на побережье Финского залива. В то время Петр I был готов заключить мирный договор со Швецией. Но Карл ХII решил продолжать войну до полной победы , чтобы полностью отрезать Россию от морских торговых путей.

Весной 1709 года после неудачной зимней кампании на Украине войско шведского короля Карла ХII осадило Полтаву, в которой предполагалось пополнить запасы, а затем продолжить путь в направлении Харькова, Белгорода и далее на Москву. В апреле‑июне 1709 года гарнизон Полтавы в составе 4,2 тысячи солдат и 2,6 тысячи вооруженных горожан во главе с комендантом полковником Алексеем Келиным, поддержанный подошедшей на подмогу конницей генерала Александра Меншикова и украинских казаков, успешно отбил несколько штурмов противника. Героическая оборона Полтавы сковала силы Карла ХII. Благодаря ей Русская армия получила возможность в конце мая 1709 года сосредоточиться в районе крепости и подготовиться к битве с врагом.

В конце мая в район Полтавы подошли главные силы русской армии под командованием Петра I. На военном совете 27 июня (16 июня по старому стилю) было решено дать генеральное сражение . К 6 июля (25 июня по старому стилю) русская армия, численностью в 42 тысячи человек и имевшая 72 орудия, расположилась в созданном ею укрепленном лагере в 5 километрах севернее Полтавы.

Поле перед лагерем шириной около 2,5 километра, прикрытое с флангов густым лесом и зарослями, было укреплено системой полевых инженерных сооружений из шести фронтальных и четырех перпендикулярных им четырехугольных редутов. Редуты находились друг от друга на расстоянии ружейного выстрела, чем обеспечивалось тактическое взаимодействие между ними. В редутах разместились два батальона солдат и гренадеров, за редутами — 17 кавалерийских полков под командованием Александра Меншикова. Замысел Петра I заключался в том, чтобы измотать противника на передовой позиции (линии редутов), а затем разбить его в открытом полевом бою.

Полтавская битва - переломный момент Северной войны Летом 1709 года произошло генеральное сражение Северной войны 1700-1721 годов – Полтавская битва. Русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII. Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне в пользу России.

В ночь на 8 июля (27 июня по старому стилю) шведское войско под командованием фельдмаршала Карла Реншильда (Carl Rehnskild, Карл ХII на рекогносцировке был ранен) численностью около 20 тысяч солдат и с четырьмя орудиями — четырьмя колоннами пехоты и шестью колоннами конницы — двинулось к позиции русских . Остальные войска — до 10 тысяч солдат находились в резерве и на охране шведских коммуникаций.

Могучий патриотический настрой вызвали у русских воинов обращенные к ним перед началом сражения слова Петра: "Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу Веру и Церковь…. Имейте в сражении перед собой Правду и Бога, защитника вашего. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога. Жила бы только Россия во славе и благоденствии для благосостояния вашего".

"И грянул бой! Полтавский бой!": помочь русской армии одолеть шведов 24 июля 1687 года Иван Мазепа был избран гетманом Левобережной Украины. Он долгое время оставался одним из ближайших сподвижников Петра I, однако в 1708 году перешел на сторону шведского короля Карла XII, поддержал его в генеральном сражении Северной войны 1700-1721 годов – Полтавской битве. Вы тоже можете принять участие в историческом бою!

В 3 часа ночи 8 июля (27 июня по старому стилю) русская и шведская конницы завязали упорный бой у редутов. К 5 часам утра шведская конница была опрокинута, но следовавшая за ней пехота овладела первыми двумя русскими редутами. В шестом часу утра шведы, наступая за отходившей русской конницей, попали своим правым флангом под перекрестный ружейный и пушечный огонь из русского укрепленного лагеря, понесли большие потери и в панике отошли к лесу. В это же время правофланговые шведские колонны, отрезанные в ходе боев за редуты от своих главных сил, отошли в лес севернее Полтавы, где были разгромлены двинувшейся за ними конницей Меншикова и сдались.

Около 6 часов Петр I вывел армию из лагеря и построил ее в две линии, где в центре разместил пехоту, а на флангах конницу Меншикова и Боура. В лагере был оставлен резерв (девять батальонов). Главные силы шведов выстроились напротив русских войск. В 9 часов утра завязался рукопашный бой. В это время конница Русской армии стала охватывать фланги противника. Шведы начали отступление, превратившееся к 11 часам в беспорядочное бегство. Русская конница преследовала их до берега реки, где остатки шведской армии сдались в плен.

Полтавская битва закончилась убедительной победой русской армии. Противник потерял свыше 9 тысяч убитыми, 19 тысяч пленными. Потери русских — 1345 человек убитыми и 3290 ранеными. Сам Карл был ранен и с небольшим отрядом бежал в Турцию. Военное могущество шведов было подорвано, слава о непобедимости Карла XII развеяна.

Полтавская победа определила исход Северной войны. Русская армия показала прекрасную боевую подготовку и героизм, а Петр I и его военачальники — выдающиеся полководческие способности. Русские первыми в военной науке той эпохи применили полевые земляные укрепления, а также быстро перемещающуюся конную артиллерию. В 1721 году Северная война закончилась полной победой Петра I. К России отошли старинные русские земли, и она прочно укрепилась на берегах Балтийского моря.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников