Карабанова психология семейных отношений и основы консультирования. Карабанова психология семейных отношений

Карабанова Ольга Александровна (р. 14.03.1952, Нижний Новгород) - психолог. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1974 г. Кандидат психологических наук (1979), доктор психологических наук (2002). С 1990 г. - доцент, с 2003 г. - профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ. С 2001 г. - учёный секретарь специализированного диссертационного совета по социальной психологии, психологии развития и акмеологии при МГУ (2001). Член ISSBD (Международного общества по изучению развития поведения) и РПО (1993). Лауреат Ломоносовской премии за педагогическую работу (2001).

Опубликовала около 70 научных работ по проблемам развития личности в детском и подростковом возрасте, развития Я-концепции и самосознания, морального развития, психологии семейных отношений, диагностики и коррекции детско-родительских отношений, возрастно-психологического консультирования, коррекции психического развития ребенка. Ведёт исследование по теме «Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции».

В МГУ читает курсы лекций: «Возрастная психология», «Патология семейных отношений», «Коррекция психического развития ребёнка», «Диагностика и коррекция детско-родительских отношений», «Возрастно-психологическое консультирование». Научный редактор сборника программ общих и специальных дисциплин учебного плана подготовки дипломированных специалистов-психологов «Психология развития и возрастная психология» (совм. с А.И. Подольским) (1998). Подготовила 11 кандидатов наук.

Книги (3)

Возрастная психология. Конспект лекций

Возрастная психология и психология развития - современная, быстро развивающаяся отрасль науки.

Ее отличительной особенностью является социальная востребованность: ни одна проблема воспитания подрастающего поколения не решается без ориентации на фундаментальные научные теории и исследования в этой области. Практическая ориентированность, социальная значимость, быстрое внедрение результатов, расширение сфер приложения теоретических положений, - все это налагает особую ответственность на специалистов, работающих в этой области.

Психология семейных отношений и основы семейного консультирования

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.

Название: Психология семейных отношений и основы семейного консультирования.

В учебном пособии рассматриваются проблемы генезиса, развития и функционирования семьи как целостной системы в единстве ее структурно-функциональных компонентов. Даны основные характеристики супружеских отношений (эмоциональные связи, ролевая структура семьи, особенности общения, сплоченность), гармоничных и дисгармоничных семей. Особое внимание уделено детско-родительским отношениям и проблемам воспитания детей в семье, эмоциональным отношениям родителей и детей, включая специфику материнской и отцовской любви, привязанности ребенка, параметры семейного воспитания.
Адресовано студентам психологических и педагогических ВУЗов, специалистам, работающим с семьями, практическим психологам, педагогам, социальным работникам, а также родителям.

Психология семьи - относительно молодая отрасль психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической помощи семье и семейного консультирования, практике психологического консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности супружества и детскородительских отношений, решение проблем воспитания детей в семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. Предмет и задачи психологии семьи 5
ГЛАВА 1. Культурно-историческая природа семьи 9
§ 1. Определение семьи. Брак и семья 9
§ 2. Функции семьи 11
§ 3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества 14
§ 4. Стадии жизненного цикла семьи 25
§ 5. Период выбора брачного партнера. Мотивы заключения брака 39
§ 6. Типология семьи 49
Вопросы и задания 57
ГЛАВА 2. Основные характеристики семьи. Супружеские отношения 59
§ 1. Семья как целостная система 59
§ 2. Характер эмоциональных связей в семье. Любовь как основа построения супружеских отношений 60
§ 3. Развитие любви как чувства 67
§ 4. Искажения и нарушения чувства любви 70
§ 5. Виды любви 74
§ 6. Социально-психологический подход к любви в контексте проблемы аттракции 77
§ 7. Ролевая структура семьи 79
§ 8. Семейное самосознание 88
§ 9. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушения общения 93
§ 10. Конфликты в семье 98
§ 11. Сплоченность семьи 106
§ 12. Субъективная удовлетворенность браком 109
§ 13. Дисгармоничные (дисфункциональные) типы семей 112
Вопросы и задания 116
ГЛАВА 3. Детско-родительские отношения 117
§ 1. Семья как институт первичной социализации ребенка 117
§ 2. Основные характеристики детско-родительских отношений 118
§ 3. Характер эмоциональных отношений 119
§ 4. Характер эмоционального отношения ребенка к родителю 140
§ 5. Мотивы воспитания и родительства, 150
§ 6. Степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения 153
§ 7. Уровень протекции, забота и внимание родителя. Удовлетворение потребностей ребенка 154
§ 8. Стиль общения и взаимодействия с ребенком. Особенности проявления родительского лидерства и власти 156
§ 9. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и наказания); родительский мониторинг 169
§ 10. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания 189
§ 11. Родительская позиция 190
§ 12. Типы семейного воспитания 194
§ 13. Типы дисгармоничного воспитания 197
§ 14. Дисгармоничные типы воспитания как фактор риска в развитии ребенка 204
§ 15. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций. Поддержка автономии ребенка 207
§16. Психологические особенности отношений родителей с детьми-подростками 2t4
§ 17. Сиблинговая позиция (порядок рождения ребенка в семье) как фактор развития личности ребенка 237
Вопросы и задания
ГЛАВА 4. Ненормативные кризисы семьи 246
§ 1. Развод 246
§ 2. Повторный брак 268
§ 3. Психологические проблемы усыновления приемных детей 273
Вопросы и задания 279
ГЛАВА 5. Основы семейного консультирования 280
§ 1. Развитие практики семейного консультирования. Семейная психотерапия и семейное консультирование 280
§ 2. Теоретические основы семейного консультирования 285
§ 3. Основные принципы семейного консультирования 291
§ 4. Основные этапы психологического консультирования семьи 296
§ 5. Консультирование по проблемам семьи 301
Вопросы и задания 309
ЛИТЕРАТУРА

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Психология семейных отношений и основы семейного консультирования - Карабанова О.А. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

В 2011 году О. А. Карабанова награждена медалью К. Д. Ушинского и знаком «Почётный работник высшего профессионального образования» Министерства образования РФ в 2001 году.

О. А. Карабанова является лауреатом Ломоносовской премии за педагогическую работу (2001) и заслуженным профессором МГУ имени М. В. Ломоносова (2013).

Основные научные работы

  1. Карабанова О. А., Подольский А. И., Подольская Т. А. Психолого-педагогическая подготовка облучающего персонала учебных подразделений в энергетике. Место издания ВИПКэнерго Москва, 1989
  2. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. Место издания Издательство МГУ Москва, 1990, 136 с.
  3. Heymans P.G., Podolskij A.I., Ter Laak J.J.F.(Ed), Hautamaki J., Zacharova E.I., Klinkien T., Karabanova O.A., Churbanova S.M., Romanova O.L., Theunissen N.C.M., Eterman E., Brugman G.M. Voronovo Thoughts on Development Tasks. Research Development Psychology. Utrecht-Moscow. Место издания Utrecht University Netherlands, 1994, 127 с.
  4. Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Под ред. А. И. Подольского, Я. Я. Ф. Тер Лаака, П. Г. Хейманса. Нидерландский фонд поддержки фундаментальных исследований (NWO) по проекту «Задачи развития». Хейманс П. Г., Подольский А. И., Тер Лаак Я. Я.Ф, Хаутамяки Я., Захарова Е. И., Клинкин Т., Карабанова О. А., Чурбанова С. М., Романова О. Л., Тениссен Н. С.М, Брюгман Г. М. Место издания Москва, 1995, ISBN 5-88125-005-2, ISBN 5-88125-00502 (ошибоч.), 146 с.
  5. Игра в коррекции психического развития ребёнка. Карабанова О. А. Место издания Российское педагогическое агентство Москва, 1997.
  6. Психология семейных отношений. Карабанова О. А. Место издания СИПКРО Самара, 2001, 132 с.
  7. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Место издания Издательский центр «Академия» Москва, 2002, 416 с.
  8. Возрастная психология: Конспект лекций. Карабанова О. А. Место издания Айрис-Пресс Москва, ISBN 5-8112-1353-0, 2005, 240 с.
  9. Роль семьи в моральном развитии ребёнка. Карабанова О. А., Молчанов С. В. Место издания НКО Дар Москва, 2007, 156 с.
  10. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. Карабанова О. А. Место издания Гардарики Москва, ISBN 5-8297-0189-8, 2007, 320 с.
  11. Возрастно-психологический подход консультировании детей и подростков. Учебное пособие для вузов. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Место издания Московский психолого-социальный институт Москва, 2007, 480 с.
  12. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А., и др. Место издания Просвещение Москва, 2009, ISBN 978-5-09-021464-3, 215 с.
  13. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение Москва, 2009, 152 с.
  14. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. (пособие для учителей). Асмолов А. Г., Бурменсая Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение Москва, 2010, 159 с.
  15. Как подготовить ребёнка к школе. Гризик Т. И., Карабанова О. А., Соловьева Е. В., Якобсон С. Г. Место издания Просвещение Москва, 2011, 128 с.
  16. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками в обществе риска. Зинченко Ю. П., Логинов А. В., Карабанова О. А., и др. Место издания Москва, 2011, ISBN 978-5-212-01220-1, 608 с.
  17. Развитие игровой деятельности детей. Карабанова О. А., Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. Место издания Просвещение Москва, 2011, 96 с.
  18. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии (монография в 2-х частях). Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Марцинковская Т. Д., Гусельцева М. С., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Глебкин В. В., Левит М. В. Место издания Федеральный институт развития образования Москва, 2011, 339 с.
  19. Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования и социокультурной модернизации России. Асмолов А. Г., Карабанова О. А., Гусельцева М. С., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Пастернак Н. А., Глебкин В. В., Левит М. В. Место издания Федеральный институт развития образования Москва, 2012, ISBN 978-5-85630-067-2, 252 с.
  20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ под ред. Асмолова А. Г. М. Просвещение.2014.159с. Асмолов А. Г., БурменскаяГ В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение М, 2014, 159 с.
  21. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение Москва, 2014, ISBN 978-5-09-031191-5, 978-5-09-033536-2, 152 с.
  22. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г., Молчанов С. В. Место издания Просвещение М, 2014, 152 с.