Отвечает ли обстоятельство на вопрос как. Что такое обстоятельство: полисемантика слова

Обстоятельство - второстепенный член предложения, зависящий от других слов. Обозначает признак действия или признак другого признака. Как правило, обстоятельства выражены существительным в форме косвенных падежей или наречием. Другие обстоятельства могут быть выражены деепричастным оборотом, инфинитивом. Давайте посмотрим, на какие вопросы отвечает обстоятельство. Обстоятельства по значению делятся на несколько разрядов: обстоятельства времени, образа действия, места, меры и степени, причины, цели, условия и уступки.

Список вопросов и примеры

Итак, на какие вопросы отвечает обстоятельство? Чтобы лучше понять это, поговорим немного о разрядах, на которые подразделяются обстоятельства. Приведенные примеры помогут быстрее сориентироваться:

  • Обстоятельства времени дают временную характеристику действия: «когда?», «до каких пор?», «как долго?». Примеры: уезжаем завтра, вернемся в мае.
  • Обстоятельства образа действия дают качественную характеристику действия и способ его совершения: «как?», «каким образом?». Примеры: учиться усердно, жить припеваючи.
  • Обстоятельства места указывают на место действия, путь: «где?», «куда?», «откуда?». Примеры: он переехал сюда из Самары, альпинист взобрался на скалы.
  • Обстоятельства меры и степени говорят нам о степени проявления действия или признака: «в какой степени?», «насколько?». Примеры: очень самостоятельный, достаточно игривый.
  • Обстоятельства причины - повод: «на каком основании?», «почему?». Примеры: не пришел по причине болезни, прогулял из-за лени.
  • Обстоятельства цели подразумевают цель совершения действия: «зачем?», «с какой целью?», «для чего?». Пример: он принимает витамины для улучшения здоровья.
  • Обстоятельства условия - условие совершения действия: «при каком условии?». Пример: при усердии в учебе можно стать отличником.
  • Обстоятельства уступки - условие, вопреки чему совершается действие: «вопреки чему?». Пример: ехать, несмотря на плохую погоду, бежать вопреки усталости.

Обстоятельство – это один из членов предложения, который отвечает на вопросы Когда? Как? Почему? Зачем? где? с какой целью? и обозначающее меру, степень, цель, время и место действия. Они характеризуют другие составляющие предложения, как правило, глаголы. Например: Он шел играючи за мной. Здесь в роли обстоятельства выступает слово «играючи», которое относится к глаголу шел и дает ему соответствующую характеристику: шел как? играючи.

Чем выражено обстоятельство

В предложении обстоятельства могут быть выражены такими частями речи как:

  • существительное с предлогом и без: Мы идем в лес за грибами (в лес – обстоятельство (о.))
  • наречие: Хорошо бродить по свету (хорошо – о.)
  • глагол в неопределенной форме: Мы разместились у реки отдыхать и веселиться (зачем? отдыхать и веселиться – о.)
  • сравнение: Бесполезные слова так пусты, как будто в них нет смысла (на сколько? как будто в них нет смысла – о.)
  • деепричастие или деепричастный оборот: Гремят, бушуя, волны о причал (как? бушуя – о.)
  • пословицы и поговорки: Рука руку моет
  • фразеологизмы и их обороты: Вбежал на лестницу, едва дыша (как? едва дыша – о.)

Виды обстоятельств

  • обстоятельства места. Они обозначают пункт назначения, направление движения. Они дают ответы на вопросы куда? где? откуда? Везде зеленая трава.
  • времени. Говорят о времени действия. Их вопросы - с каких пор? когда? до каких пор? С детства помню запах новогодней елки вперемешку с ароматом апельсинов.
  • образа действия и степени. Говорят о качестве или способе совершения того или иного действия, о его мере. Вопросы для этих характеристик: как происходит действие? каким образом оно происходит? какиспособом? в какой мере? по какой цене? Радостно проходят дни в преддверии учебного года.Или:Бешено воя, глядят на луну голодные волки.
  • причины. Характеризуют причину того или иного действия. Вопросы таких обстоятельств -почему? отчего? зачем?
  • условия. Говорят об условии, при котором совершается действие. Вопросы - в каких случаях? при каких условиях? Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • уступки. Действие таких обстоятельств совершается независимо от препятствий и отвечает на вопросы: несмотря на какие обстоятельства? вопреки каким событиям? Примеры: Мы работаем, несмотря на жгучие морозы.
  • цели. Их роль - обозначить цель того или иного действия. Дают ответы на вопросы от чего? зачем? для чего? с какой целью? Родители сделали все для того, чтобы дочь получила достойное образование.
  • сравнения. Служат для сравнительных характеристик. Их вопрос подобно чему? Она прошла, словно ангел, осветив всех своим сиянием.

Другие значения слова «обстоятельство»

В словаре С.И. Ожегова дается еще два определения слову «обстоятельство». Помимо части предложения, это:

  • явление, предшествующее какому-либо событию и напрямую или косвенно связанное с ним. Например: Нашим планам помешало весьма нелепое обстоятельство.
  • определенные условия, в которых кто-либо или что-либо вынуждены находиться. Например: Состоится ли поездка, будет зависеть от обстоятельств.

Согласование - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное (крошечное создание, выросший цветок).
Управление - такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определенном падеже (интересоваться искусством , находиться при сторожке).
Примыкание - такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу (говорить улыбаясь, предложить войти).
Таким образом, грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога; неизменяемые слова связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу, т. е. грамматическая связь определяется морфологическими особенностями тех частей речи, из которых словосочетание состоит.
Словосочетания бывают свободные и несвободные. В свободных легко выделить главное и зависимое слова, они имеют единое значение: тенистый сад - предмет и его признак . Несвободные словосочетания не делятся на части: детский сад - значение предмета, а не предмета и его признака. Несвободные словосочетания сходны со словом, в предложении бывают одним членом предложения.
Словосочетание служит для того, чтобы называть (более точно, чем слово) предметы, их действия и признаки. Конкретизируя значение слова, словосочетание сужает его. Например, слово дом по значению шире, чем словосочетание кирпичный дом, а словосочетание - точнее, так как оно не только называет предмет, но и указывает на его признак.
Словосочетание, как и. слово, служит строительным материалом для предложения. Например, в предложении Снежинки падают на землю можно выделить слово снежинки, которое является подлежащим, и словосочетание падают на землю, которое представляет собой группу сказуемого.
Не образуют словосочетаний подлежащее и сказуемое, однородные члены предложения, слово с предлогом, например: идет дождь; светит, но не греет; у моря, возле моря.

Подлежащее - это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего

Способы выражения Примеры
1. Имя существительное в именительном падеже (или другая часть речи, употребленная в значении имени существительного) Метель надвинулась сразу. (Н. Островский) Собравшиеся обсуждали повестку дня.
2. Местоимение в именительном падеже Каждый отправился в комнату, ему предназначенную. (А. Пушкин)
3. Неопределенная форма глагола Охранять природу - значит охранять Родину. (К. Паустовский)
4. Фразеологизмы В поле вышли от мала до велика.
5. Собственное наименование Широкой полосой, от края до края, протянулся Млечный Путь. (В. Арсеньев)
6. Синтаксически цельное словосочетание Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак. (М. Горький)

Сказуемое

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др.
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Сказуемое может быть простым и составным .

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называетсяпростым глагольным сказуемым .
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.
Составное сказуемое может быть глагольным и именным . Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности.
В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение.
Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения.

Примечание:
В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.

Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.

Примечание:
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно , вносящие в сказуемое значение сравнения.

  • Простое глагольное
    • Глагол в форме какого-либо наклонения:

В синем небе звезды блещут .

    • Фразеологическое сочетание:

вышел из себя
бьет баклуши
пришел в негодование

Владимир начинал сильно беспокоиться .

  • Составное именное
    • глагол-связка + именная часть

Погода была хорошая .
Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок .

1. Если подлежащее выражено существительным, числительным в именительном падеже при этом сказуемое также выражено существительным или числительным в именительном падеже. И связка при этом нулевая, то есть, не выражена в сказуемом, она указывает на настоящее время изъявительного наклонения. Это можно проверить, подставляя «есть» после тире.

Например: Длительность урока – сорок минут . Мария Ивановна учитель . Дважды два четыре .

2. Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое выражено существительным или числительным в именительном падеже, или подлежащее выражено существительным или числительным в именительном падеже, при этом сказуемое – инфинитив, или оба главных члена предложения выражены инфинитивами.

Например: Парить над землей – привилегия птиц. Долг каждого гражданина – соблюдать законы страны. За все браться не сделать ничего.

3. Используются слова «это», «это есть», «значит» (которое использовано в значении «это есть»), «это значит» при присоединении сказуемого к подлежащему. Тире ставится перед словами-указателями.

Например: Мама – это человек самый родной. Защищать свою Родину – вот поступок героя. Свобода – это есть проверка ответственности.

Когда тире не ставят

Тем не менее, существуют исключения из перечисленных случаев. Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, если:

1. Связка не нулевая, чаще всего выражена словами, указывающими на время. Например: Шарик был настоящий друг .

При сказуемом есть так называемые сравнительные союзы, такие как «будто», «словно», «точно», «как» и т.п. Например: Глаза будто изумруды .Роса точно россыпи алмазов.

Перед сказуемым есть частица «не». Например: Братья не близнецы .

Между подлежащим и сказуемым есть вводное слово. Например: Введение только начало работы. Оазис кажется мираж . Иван Иванович тожепреподаватель .

Перед сказуемым есть дополнения, которое относится к нему. Например: Андрей мне друг .

Сказуемое стоит перед подлежащим. Например: Выдающийся комик Юрий Никулин .

Подлежащее и сказуемое представляют собой устойчивый фразеологический оборот. Например: Два сапога пара .

2. При обратном порядке слов в случае, когда подлежащее и сказуемое выражены инфинитивами, или один из главных членов предложения – инфинитив, а второй – существительное или числительноев именительном падеже. При этом паузы между ними нет.

Например: Такое блаженство лежать на теплом песке.

Если пауза есть, то тире ставится даже при обратном порядке слов.

Например: Высшее искусство рассмешить весь зал.

3. Слово «значит» употреблено в значении «следовательно».

Например: На улице стало темнеть; значит, день клонится к вечеру.

Слово «значит» является глаголом в значениях:

Означать. Например: Хэллоу по-английски значит здравствуйте.

Свидетельствовать о чем-либо. Например: Обещать не значит жениться.

Иметь значение. Например: Талисман значит много для семьи.

Слово «Это» употреблено в качестве подлежащего, которое выражается местоимением.

Например: Это секретная информация . Это дороговато для нас.

В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

  • дополнения;
  • определения;
  • обстоятельства.

Приложения рассматриваются обычно как разновид­ность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа – лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:
а) выделить грамматические основы;
б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 – я убедился ; 2 – мы ожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?)вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:
Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Любое предложение в русском языке состоит из грамматической основы, включающей подлежащее и сказуемое (главные члены). Кроме того, в предложениях могут быть второстепенные члены (это касается распространенных конструкций). Известно, что каждый второстепенный член уточняет или распространяет главное слово. Они могут относиться к любому другому члену предложения. Определения отвечают на вопросы "Какой? Чей?", обозначают признак или принадлежность предмета. (Шарф (чей?) моего брата. Лестница (какая?) деревянная. Ступеньки (какие?) из камня. Она не выполнила обещание (какое?) вернуться.) Могут быть согласованными (деревянная ступенька) или несогласованными (ступенька из дерева

Обстоятельства отвечают на наречные вопросы, поясняют слова, которые имеют значение действия или признака. (Работать (как долго?) до заката. Найти (где?) в комнате, произойти (вопреки чему?) прогнозам). Дополнение. Этот член предложения (второстепенный) поясняет первенствующее слово, указывает на предмет или лицо, то есть объект, на который сказуемое направляет свое действие. Вопросы дополнения - это вопросы косвенных падежей. (Рассказывал (о чем?) о поездке. Далеко (от чего?) от истины. Любить (кого?) родителей. Довольствоваться (чем?) частью). Различают разные виды дополнений. Есть прямые и косвенные дополнения. Определить вид можно при помощи падежного вопроса, на который они отвечают. Прямое дополнение чаще всего выражается именной частью речи, стоящей при главном слове в винительном падеже, обязательно без предлога. (Мы слушали (что?) музыку. Мы увидели (кого?) друзей). При наличии отрицания прямое дополнение может выражаться именем существительным, стоящим в родительном падеже без предлога. (Сестра не оставила (чего?) записки. Она не произнесла (чего?) ни слова). Если этот член предложения частично охватывает предмет, то для его выражения может быть использован родительный падеж, обозначающий часть целого. (Мужчина выпил (чего?) воды. Отрежь ему (чего?) хлеба)

При разделении членов предложения нужно помнить, что прямое дополнение отвечает исключительно на падежные вопросы. Это важно, потому что с дополнением часто путают обстоятельство времени. В конструкции «Ночь целую читала» слово «ночь» отвечает на вопрос «сколько?», поэтому является обстоятельством. Косвенное и прямое дополнение может распространять самые разные части речи. Косвенные выражаются существительными, наречиями, числительными и прочими частями речи. Приглагольные - относятся к глаголам (Компот пьют (из чего?) из стакана. Говорили (о чем?) о любви). Приглагольные дополнения разделяют на прямые и косвенные. Принаречные и приименные косвенные дополнения, примеры: На кухне гремели посудой (сущ.). Мы всегда надеемся на хорошее (субстантивированное прил.). К этому (местоим.) у всех возник повышенный интерес. Мы долго ждали двоих (числит.) из школы. За покупками послали брата с сестрой (именное сочетание слов). В нашем языке нередко встречаются конструкции, в которых косвенное дополнение выражается инфинитивом (Гости попросили Ивана спеть). Независимо от способа выражения, вопросы дополнения всегда должны соотноситься с вопросами падежей (Его просили (о чем?) рассказать о себе). Языковеды неоднократно говорили о необходимости разделения косвенного дополнения и определения (несогласованного). В большинстве случаев данное разграничение возможно. Например, если косвенное дополнение выражено существительным, образованным от глагола, родительный падеж субъекта указывает на несогласованное определение (встреча коллег - встречаются коллеги; посадка лайнера - лайнер сел). Родительный падеж объекта всегда указывает на дополнение (уборка яблок - убирают яблоки; чтение книги - читают книгу). Однако нередко случается так, что параметры разграничения приименного дополнения и определения (несогласованного) не удается установить (член бригады, командир дивизиона, стакан с компотом, сообщение о конференции, мечта о будущем). В этих случаях недостаток ясно видимых грамматических параметров для разграничения определения и дополнения дает возможность двойственного толкования

Обстоятельство в русском языке: 7 видов

Обстоятельство это второстепенный член предложения который обозначает, как и при каких обстоятельствах происходит действие.

Существует 7 видов обстоятельств:

1.Обстоятельство времени (указывает на время и дату действия)

А.Работать с утра до вечера

В.Уйти поздно

2.Обстоятельство места (указывает на место или направление происходящего)

А.Двигаться влево

В.Жить в лесу

3.Обстоятельство меры и степени (обозначает вес, меру и степень происходящего)

А.Дважды выстрелить

В.Триста тридцать два килограмма

3.Обстоятельство образа действия (указывает на образ совершения действия)

А.Отвечать чётко

В.Жить спокойно

4.Обстоятельство причины (указывает на причину действия)

А.Не прийти из за болезни

В.Проспать из за кино

5.Обстоятельство цели (указывает на цель)

А.Ехать отдыхать

В.Прийти учиться

6.Обстоятельство условия (указывает на условие действия)

А.Не приехать из-за снегопада

В.Не плавать из-за холода

7.Обстоятельство уступки (указывает на условие вопреки которому действие совершается)

А.Ехать вопреки воли

В.Несмотря не на что прибежать первым

Назывные или номинативные предложения - это тип односоставных предложений, главный член которых выражен формой именительного падежасуществительного или словосочетания, включающего именительный падеж. В принципе возможно и использование местоимений, обычно в разговорной речи: Вот и я! . Их смысл - сообщение о событии, наличии какого-либо явления или действия. Могут в русском языке стоять только в настоящем времени, в других временах им соответствуют двусоставные с глаголом «быть»: Ночь. - Была ночь.

Назывные бытийные констатируют факт существования предмета. Подлежащее выражено именительным падежом любой именной части речи: Мама, каша, кошка, ложка, книжка, яркая обложка…

Назывные указательные указывают на предмет. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются указательные частицы ВОТ или ВОН: Вот вам софа, раскиньтесь на покой (Гр.).

Оценочно-назывные оценивают предмет с точки зрения говорящего. В грамматической основе помимо подлежащего, выраженного именительным падежом любого имени, появляются различные экспрессивно-эмоциональные частицы: Ну и ночка!, Вот тебе, бабушка, и Юрьев день.

10Определённо-личные предложения - односоставные предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите.

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, подставив в предложение подлежащие я, мы, ты, вы. в. з.

Неопределённо-личные предложения - это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель вграмматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии. Глагол в этих формах выражает действие, которое важно само по себе, и не имеет значения, кто совершает это действие.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени, изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется...

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать:

· группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости.

· одно лицо: Мне принесли эту книгу.

· и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут.

· лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат. На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределён­но-личные предложения, как правило, распространённые.

В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов:

· Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля:

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния. к безличным также относят инфинитивные предложения (то есть предложения с главным членом-сказуемым, выраженным независимым инфинитивом).

Неполные предложения - это предложения, в которых отсутствуют какие-либо структурно необходимые члены, главные или второстепенные.

Возможность пропуска членов предложения объясняется тем, что они ясны из контекста, из ситуации речи или из структуры самого предложения. Таким образом, смысл неполных предложений воспринимается с опорой на ситуацию или контекст.

Неполными могут быть как двусоставные, так и односоставные предложения .

Неполные предложения характерны прежде всего для разговорной речи и широко используются в художественной литературе при передаче диалога:

- А дом этот давно стоит?

- Давно. (И. Тургенев)

- Вы прочитали?

- Что?

- Записку (К. Федин).

Ответная реплика в первом примере - неполное предложение , в котором опущено подлежащее, сказуемое и определение.

Во втором примере все три реплики являются неполными предложениями : в первой реплике пропущено дополнение, в двух других - грамматическая основа.

Неполные предложения встречаются и в письменной монологической речи, где они восстанавливаются из контекста:

Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я - доволь­но плохо, по обыкновению (И. Тургенев).

Во второй части этого сложного предложения пропущено сказуемое стрелял, которое легко восстанавливается из предыдущего предложения.

Особой разновидностью неполных предложений являются эллиптические предложения.

Эллиптические предложения являются структурно неполными (в них отсутствует глагольное сказуемое, которое не упоминается в контексте), однако смысл такого предложения ясен и вне контекста. Эта понятность объясняется тем, что общее значение пропущенного глагола-сказуемого подсказывается имеющимися членами предложения. Наиболее часто в эллиптических предложениях отсутствуют глаголы движения, речи и глаголы со значением, близким к давать и брать: Тёркин - дальше, автор -вслед (А. Твардовский); «Ты о войне?» - с невинным любо­пытством спросила Юлия Павловна (К. Федин); «Бабы, воды!» - кричал он (А. Чехов).

Не являютсянеполными предложения с нулевой связкой в составном именном сказуемом: Книга - источник знаний.

осложненные предложения

1) предложения с однородными членами;

2) предложения с обособленными членами;

3) предложения с вводными и вставными конструкциями;

4) предложения с обращениями. Центр осложненных предложений занимают предложения собособленными членами. Конструкции, включаемые в осложненные предложения, не имеют единогокритерия для объединения их в одну систему.

дноро́дные чле́ны предложе́ния - главные или второстепенные члены предложения, связанные в нём с одной и той же словоформой и выполняющие одну и ту же синтаксическую функцию. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления, как правило, располагаются контактно (непосредственно один за другим) и часто допускают перестановку. Однако перестановка возможна не всегда, поскольку первым в ряду однородных членов обычно называется то, что является первичным с логической или хронологической точки зрения или важнее для говорящего .

Присутствие однородных членов осложняет простое предложение. Отмечается также, что значительная часть предложений, осложнённых однородными членами, может быть представлена как результат «сочинительного сокращения» ряда самостоятельных предложений или сложносочинённого предложения: рус. Миша вышел погулять, и Маша вышла погулять - Миша и Маша вышли погулять

Однородные определения напрямую связаны с определяемым (главным) словом, тогда как между собой они находятся в отношениях перечисления (они произносятся с перечислительной интонацией и между ними можно поставить союз и ):

Синие, зелёные шары. – Синие шары. Зелёные шары. Синие и зелёные шары.

Неоднородные определения не произносятся с перечислительной интонацией, между ними обычно нельзя поставить союз и . Неоднородные определения иначе связаны с определяемым (главным) словом. Одно из определений (ближайшее) непосредственно связано с определяемым словом, тогда как второе связано уже со словосочетанием, состоящим из главного слова и первого определения:

Длинный товарный поезд. С главным словом поезд непосредственно связано ближайшее к нему определение – товарный . Определениедлинный связано со всем словосочетанием – товарный поезд . (Товарный поезд является длинным ).

Сочинительные союзы - это союзы, которые соединяют только равноправные компоненты, т. е.:

· однородные члены предложения;

· части сложного предложения;

· предложения в тексте;

· абзацы текста.

Сочинительные союзы имеют следующие разряды по значению :

1) соединительные (значение «и это, и то»): и, да (в значении «и»), ни...ни, как...так и, и...и, не только...но и, как... так и, тоже, также ;

2) разделительные (значение «или это, или то»): или, либо, то...то, не то...не то, или...или, то ли... то ли ;

3) противительные (значение «не это, а то»): а, но, да (в значении «но»), однако, зато.

4) градационные : не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а;

5)пояснительные : то есть, а именно;

6) присоединительные : тоже, также, да и, и, притом, причём.

Примечание. В школе изучаются только первые три разряда.

Анализ примеров с сочинительными союзами, составление схемы и вывод правила. Аналогичная работа выполняется по остальным группам союзов. По окончании работы по таблице в тетради изученная тема выглядит следующим образом:

Запятая между однородными членами ставится, если: Примеры
1. О, О Русскую прозу создали “Капитанская дочка”, “Станционный смотритель”, “Пиковая дама”. (Д.Лихачев)
2. О, но (а) О Ты уже так много знал, уже приобретал характер, привычки, научился говорить, а еще научился понимать речь. (Ю. Казаков)
3. не только О, но и О Не только обычного рода ошибки исполнителей, но и малейшего рода неточности улавливал и фиксировал он в любом звучании. (М. Багриневский)
4. и О, и О, и О И пустырю споет, и нам, и домику. (И. Шмелев)
5. то О, то О Ее движения то лебедя пустынных вод напоминают плавный ход, то лани быстрые стремленья. (А.Пушкин)
6. Или О, или О Но может дверь открыть Нина, или Сергей Владимирович, или соседи. (А.Битов)
7. О, и О, и О Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну. (А. Пушкин)

– Вывод по изученной теме делают сами ученики:

Однородные члены предложения произносятся с интонацией перечисления, отвечают на один и тот же вопрос, поясняют одно и то же слово, запятые между однородными членами ставятся всегда, кроме того случая, когда они соединены одиночными союзами и; или; либо; да(а).

18 Обобщающее слово - это слово или сочетание слов, которое является общим обозначением для слов называются однородные члены предложения. Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них. В роли обобщающих слов обычно выступают либо существительные, либо местоимения и наречия. Они отчётливо обнаруживают те значения, которые заключены в перечне однородных членов, показывают, какое ло­гическое основание заложено в перечисление, обозначают родовое понятие, под которое подводятся понятия, обозна­ченные однородными членами. Например:

  • Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности

  • Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает место, время, цель, способ, меру, степень действия (признака) и отвечает на вопросы где? когда? зачем? почему? как? и др. Например: Дни поздней осени бранят обыкновенно (А. Пушкин). Обстоятельства чаще относятся к сказуемому, реже - к другим членам предложения. Способы выражения обстоятельств:

    1. наречие:

    Глядишь вокруг — и на душе легко, И зреет мысль так вольно, широко, И сладко песнь в честь Родины поется. (И. Никитин)

    2. существительное в косвенном падеже с предлогом и без него:

    Ночью над рекой опустился туман (К. Паустовский);

    3. инфинитив (со значением цели):

    Путники расположились у ручья отдыхать и кормить лошадей (А. Чехов);

    4. сравнительный оборот:

    Что ж так имя твое звенит, словно августовская прохлада? (С. Есенин);

    5. деепричастие (деепричастный оборот):

    Ручей, бурля, бежит к ручью (А. Фет);

    6. цельное словосочетание:

    Семь раз отмерь, один раз отрежь (Пословица);

    7. фразеологический оборот:

    …спешу к вам голову сломя (А. Грибоедов).

    Основные виды обстоятельств

    По значению обстоятельства делятся на следующие группы:

    1. Обстоятельства места . Обозначают место, путь движения и т. д. Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и др.

    Примеры: Повсюду зеленели травы (И. Тургенев); И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам… (А. Грибоедов).

    2. Обстоятельства времени . Обозначают время действия. Отвечают на вопросы когда? с каких пор? до каких пор? и др.

    Примеры: С утра дом Лариных гостями весь полон (А. Пушкин).

    3. Обстоятельства образа действия и степени . Обозначают качество или способ совершения действия, меру, степень действия (признака). Отвечают на вопросы как? каким образом? каким способом? в какой мере? насколько? в какую цену? и др.

    Примеры: Печально склоняется ива у братских солдатских могил (М. Дудин). Как-то Сережа упал во дворе, ссадил колени в кровь и пришел домой плача (В. Панова). До станции оставалось с версту (М. Лермонтов). Каждый такой кусок весит сотни пудов (В. Гаршин). Дерзок он был до сумасбродства (И. Тургенев).

    4. Обстоятельства причины . Обозначают причину совершения действия или возникновения признака. Отвечают на вопросы почему? отчего? из-за чего? по какой причине? и др.

    Примеры: Отчего волна морская так мне дорога? (А. Жаров); Нескошенные травы так душисты, что с непривычки туманится и тяжелеет голова (К. Паустовский); Ему стало стыдно из-за его сомнений (И. Тургенев).

    5. Обстоятельства условия . Обозначают условие, при котором может совершиться действие. Отвечают на вопросы при каком условии? в каком случае?

    Примеры: Что было бы с ней в случае моей болезни! (А. Чехов); Не посеяв, не жди урожая (Пословица); Не увидевши горького, не узнаешь и сладкого (Пословица).

    6. Обстоятельства уступки . Указывают на то, что действие совершается, несмотря на препятствия. Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?

    Примеры: Вопреки моему желанию они познакомились (В. Гаршин); Нежданов сознавал себя одиноким, несмотря на преданность друзей (И. Тургенев); Работа, несмотря на ранний час, уже шла вовсю (В. Набоков).

    7. Обстоятельства цели . Обозначают цель совершения действия. Отвечают на вопросы зачем? для чего? для какой цели?

    Примеры: Мария Трофимовна делает все, что в ее силах, для украшения и обогащения земли (К. Паустовский); Ради его спасения было отдано все: счастье, любовь, была отдана жизнь (К. Паустовский).

    8. Обстоятельства сравнения . Обозначают сравнение. Отвечают на вопрос подобно чему?

    Примеры: Как очарованное, дремлет на возвышении село (Н. Гоголь); Снег лежал волнами и блестел как сахар (Л. Толстой); Мой спутник мурлычет, точно кот, какую-то песню (М. Горький); Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень (М. Горький).

    Обстоятельство в предложение обозначается пунктиром с точкой. Чтобы легко запомнить вопросы обстоятельств, можно выучить считалочку: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

    Давайте сделаем разбор предложений:

    1. Вечером у озера громко квакали лягушки.

    (Кто?) лягушки - это подлежащие.

    (Что делали?) квакали - это сказуемое.

    Квакали (где?) у озера - это обстоятельство места.

    Квакали (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

    Квакали (когда?) вечером - это обстоятельство времени.

    2. Сова вылетает на охоту ночью.

    (Кто?) сова - это подлежащие.

    Сова (что делает?) вылетает - это сказуемое.

    Вылетает (куда?) на охоту - это обстоятельство места.

    Вылетает (когда?) ночью - это обстоятельство времени.

    3. Громко барабанит дятел в лесной тишине.

    (Кто?) Дятел - это подлежащие.

    Дятел (что делает?) барабанит - это сказуемое.

    Барабанит (как?) громко - это обстоятельство образа действия.

    Барабанит (где?) в тиши - это обстоятельство места.

    В тиши (какой?) лесной - это определение.

    Раздавались (где?) за рекой - это обстоятельства места.

    Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

    Присоединяйтесь к нам в Facebook !

    Смотрите также:

    Подготовка к экзаменам по русскому языку:

    1. Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает время, место, причину, образ действия и. т.д и отвечает на вопросы когда? где? почему? как? и.т.д

    Например: Моя сестра потащила его куда то.
    2. Обстоятельства чаще всего выражены:

    Существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога;

    Жил (где?) в горах; творил (как?) с воодушевлением.
    наречием;

    Жил (как?) убого.

    местоимением-наречием;

    Поехал (куда?) в Киев.
    деепричастием;

    Сидел (как?) подбоченившись.
    инфинитивом.

    Вышел (с какой целью?) искупаться.

    3. Обстоятельство обычно поясняет:

    Идти на работу.
    прилагательное;

    Крайне замученный, усталый до потери пульса.
    наречие.

    Слишком медленно.

    4. Обстоятельства могут быть разнообразны по значению. Данные значения можно определить по вопросам.

    Виды обстоятельств
    1) места. Отвечает на вопросы: где? куда? откуда?
    Например: Хорошо (где?) тут.
    Я уезжаю (куда?) в город.
    Я приехал (откуда?) издалека.
    2) Времени. Отвечает на вопросы: когда? с каких пор? до каких пор? как долго?
    Например: Он встал (когда?) вечером.
    С весны (с каких пор?) от мамы нет писем.
    До завтрашнего дня (до каких пор?) не управимся.
    Пять лет (как долго?) от матери писем не было.
    3) Образа действия, меры и степени. Отвечает на вопросы: как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько?
    Например: Она смотрела (как?) недружелюбно.
    Они решили идти (как? каким образом? каким способом?) лесом.
    Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело.
    Он (в какой степени? насколько?) совершенно забыл правила русского языка.
    4) Сравнения. Отвечает на вопросы: как? подобно кому? подобно чему?
    Например: Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась на краешке.
    За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики, сверчок.
    5) Причины. Отвечает на вопросы:почему? отчего? по какой причине?
    Я молчал (почему?) из вежливости.
    Он умер (отчего? по какой причине?) от страха.
    Он повеселел (почему? по какой причине?) от вина.
    6) Цели. Отвечает на вопросы: зачем? для чего? с какой целью?
    Например: Она сделала это (зачем? с какой целью?) специально.
    Они остановились (для чего? с какой целью?) отдохнуть.
    Она пошла (с какой целью?) навестить больного.
    7) Условия. Отвечает на вопросы:при каком условии?
    Например: Она просила позвать ее (при каком условии?) в случае необходимости.
    Чуден Днепр (при каком условии?) при тихой погоде.
    Обратите внимание!
    8) Уступки. Отвечает на вопросы: вопреки чему? несмотря на что?
    Например: Она вернулась (вопреки чему?) вопреки всем ожиданиям.
    Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили продолжать работать

    1) Обстоятельства очень часто выражаются существительными в косвенном падеже с предлогом или без предлога. К любому существительному (как части речи) можно задать падежный вопрос. Однако синтаксический вопрос и морфологический вопрос могут не совпадать.

    Например: Я восхищаюсь их (чем?) добротой. – Он пошёл (как?) быстрым шагом; Я (как? подобно кому?) волком бы выгрыз бюрократизм;

    2) иногда обстоятельство может совмещать несколько значений или характеризовать обстановку, ситуацию в целом (в этом случае обстоятельство обычно обозначает состояние природы, погоды, окружающей среды и т.п.).

    Например: Речка весело блестит на солнце. К обстоятельству на солнце очень трудно задать один из названных выше вопросов (где? когда? при каком условии?). Наиболее точным будет вопрос в какой ситуации? в какой обстановке?

    Такие обстоятельства часто называют обстоятельствами обстановки (ситуации). Наиболее регулярно такое значение выражают формы: в тишине, при свете, во мгле,в тумане,на солнышке, среди тишины и т.п.

    План разбора обстоятельства

    Указать разряд обстоятельства по значению.
    Указать, какой морфологической формой выражено обстоятельство.

    Образец разбора

    Здесь даже ели с горя поседели.

    Здесь – обстоятельство места, выраженное наречием.

    С горя – обстоятельство причины, выраженное существительным в родительном падеже с предлогом с.