Происхождение ярослава мудрого. Кратко о годах правления ярослава мудрого

Ярослав Мудрый – один из величайших князей эпохи Древнерусского государства. В Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) Киевская Русь расширилась территориально, были установлены связи с иностранными государствами и заключены династические браки. Ярослав Мудрый – победитель печенегов – степных кочевников, долго хозяйничавших в Причерноморских степях. Победа над ними под Киевом на два десятка лет освободила территорию степи от гнета кочевников. Во время правления Ярослава был избран первый русский, а не греческий митрополит Иларион, своего расцвета достигла культура – был построен знаменитый Софийский собор в Киеве, митрополитом Илларионом было написано «Слово о законе и благодати».

До ведения подробного разговора о великом княжении Ярослава Владимировича стоит рассказать, каким образом он пришел к киевскому престолу.

С 1010 г. Ярослав княжит в Новгородской земле. Новгород являлся вторым после Киева городом, то есть Ярослав непосредственно подчинялся лишь своему отцу Владимиру Святославовичу.

В 1014 г. Ярослав восстал против отца, отказавшись выплачивать дань Киеву. Владимир начал собирать войско для похода на мятежного сына, а Ярослав призвал варяжскую дружину, чтобы воевать с отцом. Но вскоре Владимир Святой умер, и кровавую междоусобицу удалось ненадолго отвратить.

В 1015 г. разразилась междоусобная война между сыновьями Владимира Святого – Святополком Окаянным и Ярославом Мудрым. По официальной версии, Святополк предательски убил двух своих братьев Бориса и Глеба, которые являются первыми русскими святыми.

В 1016 г. Святополк и Ярослав сошлись у местечка Любеч. Ярослав привел варягов и новгородцев, а Святополк – свою дружину и печенегов. Оба войска стояли напротив друг друга 3 месяца и все не решались перейти реку. Но, в конце концов, реку перешло войско Ярослава, смяло дружины Святополка и победило. Таким образом, Ярослав стал великим киевским князем. Но Святополк не собирался сдаваться.

В 1017 г. Святополк совместно с печенежскими войсками осаждает Киев. Осада успеха не принесла, и Святополк был вынужден бежать в Польшу к своему тестю, польскому королю Болеславу Храброму. В 1018 г. Ярослав был разгромлен в битве при Буге. Святополк Окаянный занял киевский престол. Разгневанные жители Киева подняли восстание против поляков Болеслава и выгнали их из города. За помощь в занятии престола Болеслав получил от Святополка Червенские города.

Бежавший в Новгород Ярослав собрал новое войско в 1019 г. для борьбы с братом. Узнав о размере войска Ярослава Владимировича, Святополк спешно покинул Киев, бежал к печенегам и сдал престол без боя.

В 1019 г. Святополк собрал новую дружину и схлестнулся в решающем сражении междоусобной войны у реки Альты. В жестоком и кровопролитном сражении Святополк потерпел поражение, бежал из Руси в Польшу и умер по дороге. Таким образом, с 1019 г. начинается киевское княжение Ярослава Владимировича.

Победив Святополка, Ярослав все еще не был единственным правителем единой Руси. Его главным конкурентом был его брат Мстислав. В битве при Листвене (1024 г.) войско Ярослава потерпело поражение, и между ним и Мстиславом был заключен договор, согласно которому Ярослав княжит по правой стороне Днепра, а Мстислав – по левой. Этот договор соблюдался обеими сторонами до смерти Мстислава в 1036 г. Только в этот год Ярослав становится единоличным правителем Киевской Руси.

Стоит отметить следующие события во внешней политикеЯрослава Мудрого: присоединение Червенских городов, полный и окончательный разгром печенегов в 1036 г. (Причерноморская степь стала безопасной территорией), поход на литовские племена, основание сильной крепости Ярославль, основание г. Юрьева (Дерпт), что укрепило положение Руси в Прибалтике, проведение последней войны с Византией (1043 г.), которая закончилась полной неудачей. Ярослав вел последовательную внешнюю политику, которая позволила существенно укрепить Древнерусское государство.

Ярослав Мудрый был первым правителем Руси, создавшим письменный свод основных законов, получивший название «Русская правда». У неё есть три редакции – Краткая, Пространная и Сокращенная. Ярослав является автором первых 17 статей «Краткой правды». Основные источники первого русского законодательства - это обычное (право, основанное на обычае) и византийское право. «Русская правда» содержит нормы процессуального, торгового, уголовного и наследственного права. Правда Ярослава в своей первой статье разрешает кровную месть: «Убьет муж мужа, то мстит брат за брата, или сын за отца, или сын брата, или сын сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен за убитого». Однако в Правде Ярослава уже заметны тенденции к замене кровной мести выплатой штрафа (так называемая «вира»).

Прозвище «Мудрый» Ярослав Владимирович получил по следующим причинам: он был очень образованным человеком своего времени, имел богатую библиотеку, а самое главное – он покровительствовал культуре и искусству. При Ярославе Мудром был создан еще один крупный храм – Киево-Печерская лавра.

Самое главное культурное достижение эпохи Ярослава – строительство величественного Софийского собора в Киеве. Софийский собор, выполненный в крестово-купольном стиле, был построен в 1037 г. по случаю победы над печенегами. Этот великолепный храм входит во всемирное наследие ЮНЕСКО.

При Ярославе активно открывались школы при церквях, монахи составляли летописи и переписывали книги. Было осуществлено избрание первого русского митрополита Иллариона, являющегося автором «Слова о законе и благодати», которое является философско-религиозной проповедью.

Династические браки и отношения с иностранными государствами

В течение правления Ярослава Владимировича было заключено множество династических браков с крупными и влиятельными государствами того времени: Польша, Германия, Венгрия, Византия, Норвегия и Франция. Заключение многочисленных династических браков свидетельствует о том, что Русь в правление Ярослава считалась сильным и могущественным государством.

Изяслав Ярославич был женат на дочери короля Польши, Всеволод Ярославич был женат на византийской царевне. От этого брака был рожден великий князь Владимир Мономах, достойный продолжатель дела своего деда.

Игорь Ярославич был женат на германской принцессе. Дочь Ярослава Елизавета была замужем за королем Норвегии Харольдом, дочь Анастасия стала женой короля Венгрии.

Но больше всего известно об Анне Ярославне, которая была женой короля Франции.

Посредством заключения множества династических браков Ярослав добился существенного усиления положения Древнерусского государства на политической арене.

Лествичный порядок престолонаследия. Удельная система княжения

К середине X века династия Рюриковичей существенно увеличилась. Количество молодых князей росло, и им нужно было выделять земли под управление. Земли, которыми владели князья, назывались «уделами». Ярослав был прекрасно осведомлен о последствиях междоусобных войн: еще его отец Владимир Святославович завоевал киевский престол в жестокой борьбе с Ярополком Святославичем, да и сам Ярослав заполучил престол в результате междоусобной войны со Святополком Окаянным, а единоличным правителем Руси он смог себя назвать лишь после смерти Мстислава Удалого в 1036 г.

Ярослав прекрасно понимал, что после его смерти сыновья начнут вести войну за абсолютную власть. Свое завещание Ярослав составил так: в Киеве и Новгороде был посажен Изяслав, в Чернигове – Святослав, в Переяславле – Всеволод, во Владимире – Игорь, в Смоленске – Вячеслав.

Ярослав завещал своим сыновьям жить в мире, не нарушать границы своих княжеств и не погружать Русь в страшную пучину междоусобиц. К сожалению, практически сразу же после смерти Ярослава Мудрого начался раздор между его сыновьями. Эта длительная междоусобица привела к окончательному оформлению феодальной раздробленности. Она фактически была закреплена на Любечском съезде князей, где было провозглашено следующее: «Каждый да держит отчину свою». Исходя из этого принципа, каждый князь обосновывался в определенной земле и становился там единоличным правителем. После смерти Ярослава начался распад Древнерусского государства, которое было вновь ненадолго объединено Владимиром Всеволодовичем Мономахом и его сыном Мстиславом Великим. После кончины этих великих князей на Руси окончательно утвердилась раздробленность.

Лествичная же система престолонаследия представляла собой специфический порядок восхождения на престол, существовавший в Киевской Руси и введенный Ярославом Мудрым. Согласно этому порядку, наследовал старший брат, следом – младшие братья, затем – сыновья старших братьев, потом – сыновья младших братьев и так далее. В этой системе была следующая особенность: если один из братьев умер, так и не успев получить княжения, то все его сыновья и последующие потомки лишались всех прав на княжение. Таких князей называли «изгоями». Понятно, что князья-изгои тоже желали получить собственную землю для завоевания власти и увеличения доходов. Желание собственного удела подвигло князей на междоусобную борьбу. Яркий пример такого князя – Олег Гориславич, описанный еще в «Слово о полку Игореве», который привел половцев (кочевников-степняков, пришедших в Причерноморье вместо половцев в 1054 г.) с собой для завоевания княжества. Действия Олега привели к тому, что Русь погрязла в еще больших междоусобицах.

Лествичная система не была эффективным способом для успешного осуществления престолонаследия. Она была запутанной, порядок старшинства часто нарушался. Эта система приводила к дроблению единой Руси на княжества, а затем княжества дробились на еще меньшие удельные княжества. Чем больше было князей, тем больше было княжеств. Все это ослабляло Русь в политическом смысле, что и стало главнейшей причиной монгольского завоевания.

Правление Ярослава Мудрого недаром зовется рассветом Древнерусского государства: значительное расширение территорий, укрепление международных связей посредством династических браков, получение церковной автономии от Византийской , расцвет культуры, повсеместное строительство школ и храмов, создание первого нормативно-правового свода. Безусловно, Ярослав Мудрый сделал все возможное для процветания Киевской Руси. За 34 года его правления были достигнуты впечатляющие успехи. Роль Руси в мировой политике была существенна, это доказывает то, что к русским принцессам сватались иностранные принцы. Ярослав положил конец междоусобицам, изгнал печенегов, разорявших русские границы Руси.

В годы правления Ярослава МудрогоКиевская Русь достигла истинного процветания. Однако не стоит забывать о том, что Ярослав не смог помешать возникновению феодальной раздробленности. В действительности, это вовсе не вина Ярослава, что единое Древнерусское государство распалось на отдельные части, воюющие между собой. Династия Рюриковичей очень разрослась, количество князей, алчущих престол, существенно возросло, и Ярославу надо было что-то делать. Он выбрал вариант с лествичной системой престолонаследия. К сожалению, она оказалась неэффективной. Но современные историки смотрят на процесс раздробленности как на естественное явление: росли крупные города, развивались местные центры, полное господство натурального хозяйства и отсутствие серьезной внешней угрозы не способствовали единению Руси под руководством одного князя, свое значение утратил знаменитый торговый путь «из варяг в греки». Поэтому будет несправедливо обвинять Ярослава в том, что произошло дробление единой Руси на мелкие княжества-осколки. Это был естественный процесс, которого никак нельзя было избежать в тот момент времени.

ЯРОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ по прозванию Мудрый (978−1054) — князь ростовский, великий князь киевский и новгородский. Основатель Ярославля.

Благоверный князь Ярослав Мудрый. Художник С.Н.Гусев. Иконописная мастерская "София" (Ярославль). 2009

Четвертый сын Владимира I Святославовича от Рогнеды, княжны полоцкой. Княжил в Ростове с конца X в. или самого начала XI в. и до 1010, когда принял новгородское княжение по смерти Вышеслава, старшего сына Владимира I. В годы княжения в Ростове на устье речного пути от Волги к Ростову как военный княжеский форпост основал Ярославль , в окрестностях которого располагались военно-торговые фактории союзных Ярославу скандинавов и словен-новгородцев.

Легенда об основании Ярославля, дошедшая в списке XVIII в.(публикуется ниже ), показывает Ярослава в роли князя-жреца в ритуале жертвоприношения священного племенного медвежьего культа и одновременно как князя-христианина, обратившего местных язычников в христианскую веру. Данные легенды говорят в пользу ранней даты возникновения Ярославля в конце X — начале XI в., в пору христианизации Руси при жизни Владимира I Святославича, когда Ярослав контролировал Ростов и верхневолжский путь к Новгороду. По старо-ярославскому преданию построил первую в Ярославле деревянную церковь во имя св. пророка Илии на Волге при устье оврага Медведица.

Опираясь на наемные скандинавские дружины и новгородцев, с 1016 утвердился на великокняжеском столе в Киеве, одержав победу над старшим братом Святополком — убийцей братьев-князей Бориса и Глеба. Создал предпосылки их будущей канонизации как страстотерпцев, первых святых патронов Русской земли. Будучи новгородским князем, Ярослав совершил в 1024 поход в Суздальскую землю для подавления антихристианского и антифеодального выступления жрецов старого языческого племенного культа.

В 1026 Ярослав утвердился в Киеве, «разделиста по Днепръ Русьскую землю» с братом Мстиславом, а после его смерти в 1036 «перея власть его всю и бысть самовластець Русьстеи земли». В 1037 построил собор св. Софии в Киеве, при котором учредил митрополию, книгописную школу и библиотеку. Покровительствовал распространению книжно-христианской культуры на Руси, за что получил прозвание« Мудрый». Летописная статья« Повести временных лет» под 1037 содержит похвалу книгам и князю Ярославу Мудрому.

Способствовал поставлению митрополитом в Киеве первого митрополита-русина Илариона, проповедь которого на освящение св. Софии в Киеве — «Слово о законе и благодати» — стала программным манифестом русского младохристианства.

Благоверный князь Ярослав Мудрый начал почитаться на Руси сразу после смерти, хотя формально не входил в число святых Русской православной церкви. 9 марта 2004 года, в связи с 950-й годовщиной смерти, он был внесён в святцы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, а в следующем году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II, 20 февраля(5 марта) было внесено в месяцеслов как день памяти благоверного князя Ярослава Мудрого. Определением Архиерейского собора РПЦ от 3 февраля 2016 года установлено общецерковное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого.

ПУБЛИКАЦИИ

Сказание о построении града Ярославля

(По книге: А. Лебедев. Храмы Власьевского прихода г. Ярославля. — Ярославль, 1877. )

В тех летех, егда великий князь Киевский Володимир просвети землю русску светом христианския веры, тогда сей христолюбивый князь даде сыном своим каждому град во одержание, и град великий Ростов со областию предаде сыну своему Борису, а последи брату его Ярославу. Во области же сей не на мнозе пути от града Ростова, яко на 60 поприщ при брезе рек Волги и Которосли лежаше некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль. И сие место бысть зело пусто: зане высокая древеса растуща, да травяны пажити точию обретахуся. Человек же обители единой бысть. И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганыя веры языцы, зли суще. И вельми страшно место сие бысть, зане онии человецы живяше точию по своей воли, яко мнози и грабления и кровопролития верным твориша. В делание же смысленна прилепляхуся егда на зверя или лов рыб исходише, держаше же сии людии и мнозии скотии, и сими себя насыщаху.

Идол, ему же кланястася сии, бысть Волос, сиречь скотий бог. И сей Волос, в нем же бес живя, яко и страхи мнози твори, стояше осреди логовины, нарицаемой Волосовой, отселе же и скотии по обычаю на пажити изгоняше. Сему многокозненному идолу и кереметь створена бысть и волхв вдан, а сей неугасимый огнь Волосу держа и жертвенная ему кури. Такое гда прииде первый спут скотия на пажити, волхв закала ему тельца и телицу, в обычное же время от диких зверей жертвенное сожига, а в некиих зело больных днех и от человек. Сей волхв яко пестун диавола, мудрствуя силою исконнаго врага, по исходищу воскурения жертвенного разумева и вся тайная и глагола словеса приключившимся ту человеком, яко словеса сего Волоса. И вельми почтен бысть сей волхв у языцев. Но люто и истязуем бываше, егда огнь у Волоса преста: волхва по том же дне и часе реши керемети, и по жребию избра иного, и сей закла волхва и, ражже огнь, сожига в сем труп его, яко жертву точию довольну возвеселити сего грозна бога. Тако исконный враг рода человеческого омрачи сердце сих человеков, и тако сии человецы жиша мнози леты.

Но в некоем лете прилучися благоверному князю Ярославу плыти на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у праваго берега оной, идеже стоя то селище, зовомое Медвежий угол. Князь узре, яко некии люди жестоци наноси гибель судом, шествовавшим с товары по Волге; купцы же на суднех сих крепко обороняшеся, но невозможе одолети силу окаянных, яко разбойницы сии и суда их предаваху запалению огненну. Согляда вся творимая, благоверный князь Ярослав повеле дружине своей устрашити и разгнати шатание сих беззаконных, да спасутся неповиннии. И дружина Князя храбро приступи на врагов, яко сии окаяннии нача от страха трепетати и в велии ужасе скоро помчеся в ладиях по Волге реце. Дружина же Князя и сам Князь Ярослав погнася за неверными, да оружием бранным погубит сих. И, о велия Божия милости, и сколь неизреченны и неисследимы судьбы его, и кто исповесть милость его к христианам! молитвами пречистыя Богородицы и святых угодников его княжее воинство победи врагов на месте, идеже некое сточие водно исходи в Которосль, за ним же и селище то стояше. И Благоверный Князь поучи людей оних, какожи ти и обиды не творити никому же, а наипаче, дозна богомерзку веру их, моли их креститися. И людии сии клятвою у Волоса обеща князю жити в согласии и оброцы ему даяти, но точию не хотяху креститися. И тако Благоверный Князь отыде в престольный град свой Ростов.

Не по мнозем же времени Князь Ярослав умысли паки прибыти в Медвежий угол. И прибы семо со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники, мастеры и с воины; но егда входи в сие селище, людие сего испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут Князя и сущих с ним, Но Господь сохрани Благоверного князя; сей секирою своею победи зверя, а пси, яко агнцы, не прикоснулися никомуждо от них. И виде безбожнии и злии людии вся сия, ужасеся и падоша ниц Князю и быша аки мертвы. Благоверный же Князь мощным гласом сим людем возгласи: кто убо вы, не суть ли тии людии, кои клятвою уверяше пред вашим Волосом верно служить мне, Князю вашему? Кий же он бог, яко и клятву при ним створенну сами преступи и попра? Но весте, яко аз не на потеху зверину или на пир многоценна пития испивати пришед, но победу сотворити. И слыша глаголы сия, невернии людии невозможе отвещевати ни единаго словесе.

По сем Благоверный Князь опасно согляда все место пусто, на утрии же из шатра своего изнесе икону Богоматери с предвечным Ея Младенцем Господом нашим Иисусом Христом, и со епископом, и со пресвитеры, и со всем духовным чином, и с мастеры и с воины прииде на брег Волги, и тамо на острову, его же учреди реки Волга и Которосль и проточие водное, постави на месте уготованном икону Богоматери и повеле епископу сотворити пред нею молебное пение и святити воду и сею кропити землю; сам же Благоверный Князь водрузи на земле сей древян крест и ту положи основу святому храму пророка Божия Илии. A храм сей посвяти во имя сего святаго угодника, яко хищнаго и лютаго зверя победи в день его. По сем христолюбивый Князь повеле народу рубити древеса и чистити место, идеже умысли и град создати. И тако делатели нача строити церковь св. пророка Илии и град созидати. Град сей Благоверный Князь Ярослав назваво свое имя Ярославлем, насели его христианами, а в церкви постави пресвитеры, диаконы и клирики.

Но егда же и построися град Ярославль, насельницы Медвежияго угла не приобщашеся граду, живяше особь и кланяшеся Волосу. Бысть же во дни некия во области сей велия засуха, яко от люта зноя и травы и всяк злак сельный погоре, и бысть в тое время скорбь велия в людех, понеже и скотии к смерти от глада доходиша. В сицевой печали невернии сии человецы моли слезно своего Волоса, да низведет дождь на землю. В сие время, по некоему случаю, проходи у керемети Волосовой един от пресвитер церкви пророка Божия Илии, и сей, узре плачь и воздыхание многое, рече к народу: о несмысленная сердцем! Что слезите и жалостно вопите богу вашему? Или слепи есте, яко Волос крепко успе, тако возбудят ли его моления ваша и воня жертвенная? Вся сия суетно и ложно яко и сам Волос, ему же вы кланяетесь, точию есть бездушный истукан. Тако тщетно трудите себе. Но хощете ли зрети силу и славу Бога истиннаго, ему же мы кланяемся и ему же служим? Сей Бог и небо и землю сотвори, такочесо не может сотворити и дати? Идем во град, да узрим силу и славу Его.

И невернии хотяху посрамити пресвитера, яко ложь проглагола, пойдево град. И егда прииде ту, благочестный пресвитер народу неверному повеле стати особь от храма св. пр. Илии, а сам соедини весь священный духовный чин и с ним затворисяво храме. Оболчшася тамо во одежды священны, и много и слезно молишися в Троице славимому Богу, пречистей Матери Господа нашего Иисуса Христа и святому славному пророку Божию Илии, да обратятся невернии сии людии ко истинной вере Христовой и просветятся светом крещения. И, сотворив молитвенная, пресвитер повеле ударяти в тяжкия била церковныя и изнести из храма св. иконы и поставити сии на аналогии у места, где стояше невернии. Вся сия устрои, благочестный пресвитер с крестом, в руце держимом, возгласи; аще предстательством пресвятыя Богородицы и святого пророка Илии, их же начертание зрите, Господь восприимет моление нас, грешных раб своих, яко в день сей дождие излиется на землю, то уверуете ли в истиннаго Бога и крестится ли кийджо от вас во имя Отца и Сына и Святаго Духа? И сии люди рекоша: уверуем и крестимся!

И тако пресвитер со иными пресвитры и диаконы и клиром церковным и со всеми христианы пред иконы сотвори молебныя службы и, преклонь колена с плачем и воздыханием велиим, яко и руце свои к небу воздевающе, моли Господа и творца всяческих, да повелит дождю излиятися на землю. И той час бысть туча чревата и грозна зело, и пролияся дождь велий; видев же пресвитеры и вся христианы бывшее вкупе прослави Бога и Пречистую Матерь Господа нашего Иисуса Христа и св. пророка Божия Илию. Невернии же людии, зряще сие чудо, взываху: велий Бог христианский! И изшед из града, много пакости сотвори Волосу, яко и плююще нань и растеса его на части и кереметь сокруши и предаде огненну запалению. Последи же людии сии с радостию идяху на реку на Волгу и тамо пресвитеры, на брезе реки стояше и молитвенная возгласше, крести всяки возраст и пол мужеск и женск во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Тако благодатию Божиею вера истинная воссия зде и жилище безбожное обителию христианскою соделася.

Но по некоем времени, егда восприя сии человецы христианскую веру, ненавистник всякаго добра диавол, не хотя зрети веры сия в людех, чини им мнозии страхования на месте, идеже некогда стояше Волос: ту и сопели и гусли и пение многажды раздавашеся и плясание некое видимо бываше; скотии же, егда на месте сем хождаху, необычно худобе и недугу предавашеся. И о сем человецы сии велие скорбя, поведа пресвитеру бывающая, и молвиша, яко вся сия напасть бысть гнев Волоса, яко сей претворися в злаго духа, да он сокрушит людии, скотие их, како сокрушиша его и кереметь. Пресвитер же уразуме ту прелесть диавола, яко сим злокозненным омрачением и страхом и недугом скотия сей исконный враг токмо хощет погубити людии Христовы. И пресвитер не мало поучи народ, а последи совет сотвори, да просят сии человецы Князя и епископа на месте, идеже стоя кереметь, построити ту храм во имя святаго Власия, епископа Севастийскаго, яко сей угодник Божий вельми силен своим ходатайством к Богу разорити наветы диавола и сохранити скотие людей христианских.

И тако людии сии моли Князя, да повелит построити храм, а Князь моли епископа дати благословение построити церковь древяну во имя священномученика Власия. И, о велие чудо! Егда освяти храм, бес преста страхования творити и скотие на пажити сокрушати и за сие зримое чудо людие восхвалиша Бога, тако благодеющего, и благодариша его угодника святаго Власия чудотворца.

Тако построися град Ярославль и создася сия церковь великаго угодника Божия Власия, епископа Севастийского.

ПУБЛИКАЦИИ

Ярослав I Владимирович Мудрый

(Статья из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона )

Ярослав — сын св. Владимира и Рогнеды, один из наиболее знаменитых древнерусских князей. Еще при своей жизни произведя первый раздел земель между сыновьями, Владимир посадил Ярослава в Ростове, а потом, по смерти старшего сына Вышеслава, перевел его в Новгород, помимо старшего — Святополка Туровского, который, по свидетельству Дитмара, был тогда под гневом отца и даже в заключении.

Будучи князем новгородским, Ярослав хотел порвать всякую зависимость от Киева и стать совершенно независимым государем обширной Новгородской области. Он отказался(1014 г.) платить отцу ежегодную дань в 2000 гривен, как делали все посадники новгородские; его желание совпадало и со стремлением новгородцев, которые всегда тяготились зависимостью от южной Руси и налагаемой на них данью. Ярослав был недоволен еще тем, что отец оказывал предпочтение младшему его брату, Борису. Разгневавшись на Ярослава, Владимир готовился лично идти против него и велел уже исправлять дороги и строить мосты, но вскоре заболел и умер. Великокняжеским столом завладел старший в роде Святополк, который, опасаясь любимого тевлянами Бориса и желая сделаться единодержавным правителем всей Руси, умертвил трех братьев(Бориса, Глеба и Святослава); такая же опасность грозила и Ярославу.

Между тем Ярослав поссорился с новгородцами: причиной ссоры было явное предпочтение, которое Ярослав и его жена, шведская принцесса Ингигерда(дочь шведского короля Олава Скёткокунга), оказывали наемной варяжской дружине. Варяги, пользуясь своим влиянием, возбуждали против себя население жестокостью и насилиями; дело доходило до кровавого возмездия со стороны новгородцев, а Ярослав в таких случаях обыкновенно принимал сторону наемников и однажды казнил многих граждан, заманив их к себе хитростью. Считая борьбу со Святополком неминуемой, Ярослав искал примирения с новгородцами; последние легко согласились идти с ним против брата; отказать Ярославу в помощи и вынудить своего князя к бегству — значило бы возобновить зависимые отношения к Киеву и принять оттуда посадника; кроме того Ярослав мог вернуться из-за моря с варягами и отомстить Новгороду. Собрав тысяч 40 новгородцев и несколько тысяч варяжских наемников, которых нанял раньше для войны с отцом, Ярослав двинулся против Святополка, призвавшего себе на помощь печенегов, в злой сече одолел его под г. Любечем, вступил в Киев и занял великокняжеский стол(1016 г.), после чего щедро наградил новгородцев и отпустил их домой.

Бежавший Святополк возвратился с полками своего тестя, польского короля Болеслава Храброго, который рад был случаю вызвать смуту на Руси и ослабить ее; вместе с поляками пришли еще дружины немцев, венгров и печенегов. Сам польский король шел во главе войск. Ярослав был разбит на берегах Буга и бежал в Новгород; Болеслав отдал Киев Святополку(1017), но сам вскоре ушел из Киева, узнав о новых приготовлениях Ярослава и потеряв много поляков, убитых киевлянами за насилия. Ярослав, получив опять помощь от новгородцев, с новым большим войском разбил наголову Святополка и его союзников-печенегов, на р. Альте(1019), на том месте, где был убит Борис. Святополк бежал в Польшу и по дороге умер; Ярослав в том же году стал великим князем киевским.

Только теперь, по смерти Святополка, Ярослав прочно утвердился в Киеве и, по выражению летописца, «утер пота со своею дружиной». В 1021 г. племянник Ярослава, кн. Брячислав Изяславич полоцкий, объявил притязания на часть Новгородских областей; получив отказ, он напал на Новгород, взял и разграбил его. Услышав о приближении Ярослава, Брячислав ушел из Новгорода со множеством пленников и заложников. Ярослав нагнал его в Псковской обл., на р. Судоме, разбил его и освободил пленных новгородцев. После этой победы Ярослав заключил с Брячиславом мир, уступив ему Витебскую волость.

Едва окончив эту войну, Ярослав должен был начать более трудную борьбу со своим младшим братом Мстиславом тмутараканским, прославившимся победами над касогами. Этот воинственный князь требовал от Ярослава раздела русских земель поровну и подошел с войском к Киеву(1024). Ярослав в то время был в Новгороде и на севере, в Суздальской земле, где был голод и сильный мятеж, вызванный волхвами. В Новгороде Ярослав собрал против Мстислава большое войско и призвал наемных варягов, под начальством знатного витязя Якуна Слепого(см.). Войско Ярослава встретилось с ратью Мстислава у местечка Листвена(близ Чернигова) и в жестокой сече было разбито. Ярослав снова удалился в свой верный Новгород. Мстислав послал ему сказать, что признает его старшинство и не добивается Киева. Ярослав не доверял брату и воротился лишь собрав на севере сильную рать; тогда он заключил с братом мир у Городца(вероятно, близ Киева), по которому земля русская разделена на две части по Днепру: области по восточную сторону Днепра отошли к Мстиславу, а по западную — к Ярославу(1025).

В 1035 г. Мстислав умер и Ярослав стал единовластно править русской землей(«был самовластцем», по выражению летописца). В том же году Ярослав посадил в «поруб»(темницу) брата своего, кн. Судислава псковского, оклеветанного, по словам летописей, перед старшим братом. Причина гнева Ярослава на брата неизвестна; вероятно, последний изъявлял притязания на раздел выморочных волостей, переходивших целиком к Ярославу В руках Ярослава были соединены теперь все русские области, за исключением полоцкого княжества.

Кроме указанных войн, связанных с княжескими междоусобицами, Ярославу пришлось еще совершать много походов против внешних врагов; почти все его княжение наполнено войнами. В 1017 г. Ярослав успешно отразил нападение печенегов на Киев и затем боролся с ними, как с союзниками Святополка Окаянного. В 1036 г. летописи отмечают осаду Киева печенегами, в отсутствие Ярослава, отлучившегося в Новгород. Получив об этом известие, Ярослав поспешил на помощь и наголову разбил печенегов под самыми стенами Киева. После этого поражения нападения печенегов на Русь прекращаются.

Известны походы Ярослава на север, против финнов. В 1030 г. Ярослав ходил на Чудь и утвердил свою власть на берегах Чудского озера; он построил здесь город и назвал его Юрьевым, в честь своего ангела(христианское имя Ярослава — Георгий или Юрий). В 1042 г. Ярослав отправил сына Владимира в поход на Ямь; поход был удачен, но дружина Владимира вернулась почти без коней, вследствие падежа.

Есть известие о походе русских при Ярославе к Уральскому хребту, под предводительством какого-то Улеба(1032).

На западных границах Ярослав вел войны с Литвой и ятвягами, по-видимому — для прекращения их набегов, и с Польшей. В 1022 г. Ярослав ходил осаждать Брест, успешно или нет — неизвестно; в 1030 г. он взял Бельз(в сев.-вост. Галиции); в следующем году с братом Мстиславом взял червенские города и привел много польских пленников, которых расселил по р. Роси в городках для защиты земель от степных кочевников. Несколько раз Ярослав ходил в Польшу на помощь королю Казимиру для усмирения восставшей Мазовии; последний поход был в 1047 г.

Княжение Ярослава ознаменовалось последним враждебным столкновением Руси с греками. Один из русских купцов был убит в ссоре с греческими. Не получая удовлетворения за обиду, Ярослав послал к Византии большой флот(1043), под начальством старшего сына — Владимира Новгородского и воеводы Вышаты. Буря рассеяла русские корабли; Владимир истребил посланный для его преследования греческий флот, но Вышата был окружен и взят в плен при г. Варне. В 1046 г. был заключен мир; пленные с обеих сторон возвращены, и дружественные отношения скреплены браком любимого сына Ярослава, Всеволода, с греческой царевной.

Как видно из летописей, Ярослав не оставил по себе такой завидной памяти, как его отец. По отзыву летописи, «он был хромоног, но ум у него был добрый и на рати был храбр»; при этом прибавлено еще, что он сам книги читал — замечание, свидетельствующее об его удивительной для того времени учености.

Княжение Ярослава важно как эпоха высшего процветания Киевской Руси, после которого она быстро стала клониться к упадку. Значение Ярослава в русской истории основывается главным образом не на удачных войнах и внешних династических связях с Западом, а на его трудах по внутреннему устройству земли русской. Он много содействовал распространению христианства на Руси, развитию необходимого для этой цели просвещения и подготовки священнослужителей из русских. Ярослав основал в Киеве, на месте своей победы над печенегами, храм св. Софии, великолепно украсив его фресками и мозаикой; построил там же монастырь св. Георгия и монастырь св. Ирины(в честь ангела своей супруги). Киевский храм св. Софии построен в подражание цареградскому. Ярослав не щадил средств на церковное благолепие, приглашая для этого греческих мастеров. Вообще он украсил Киев многими постройками, обвел его новыми каменными стенами, устроив в них знаменитые Золотые ворота(в подражание таким же цареградским), а над ними — церковь в честь Благовещения.

Ярослав прилагал немало усилий и для внутреннего благоустройства православной церкви и успешного развития христианской веры. Когда в конце его княжения надо было поставить нового митрополита, Ярослав велел собору русских епископов поставить митрополитом священника с. Берестова Илариона, родом из русских, желая устранить зависимость русской духовной иерархии от Византии. Чтобы привить в народ начала христианской веры, Ярослав велел переводить книги рукописные с греческого на славянский и много сам их покупал. Все эти рукописи Ярослав положил в библиотеку построенного им Софийского собора для общего пользования. Для распространения грамоты Ярослав велел духовенству обучать детей, а в Новгороде, по позднейшим летописным данным, устроил училище на 300 мальчиков. При Ярославе приехали в Русь из Византии церковные певцы, научившие русских осьмогласному(демественному) пению.

Наиболее известным остался Ярослав потомству как законодатель: ему приписывается древнейший русский памятник права — «Устав» или« Суд Ярославль» или« Русская Правда». Большинство ученых(Калачев, Бестужев-Рюмин, Сергеевич, Ключевский) по весьма веским соображениям полагают, что« Правда» есть сборник действовавших тогда законов и обычаев, составленный частными лицами. Как видно из самого памятника, «Правда» составилась не при одном Ярославе, но и после него, в течение XII в.

Кроме« Правды» при Ярославе появился церковный устав или Кормчая книга — перевод византийского Номоканона. Своей законодательной деятельностью, заботами о распространении христианства, о церковном благолепии и просвещении Ярослав так возвысился в глазах древнерусских людей, что получил прозвание Мудрого.

Немалую роль в деятельности Ярослава играли и заботы о внутреннем благоустройстве земли, ее спокойствии и безопасности: он был князем-«нарядником» земли. Подобно отцу, он заселял степные пространства, строил города(Юрьев — Дерпт, Ярославль), продолжал политику предшественников по охране границ и торговых путей от кочевников и по защите интересов русской торговли в Византии. Ярослав огородил острожками южную границу Руси со степью и в 1032 г. начал ставить здесь города, поселяя в них пленных поляков.

Время Ярослава было эпохой деятельных сношений с государствами Запада. Ярослав был в родственных связях с норманнами: сам он был женат на шведской принцессе Ингигерде(в православии Ирина), а норвежский принц Гаральд Смелый получил руку его дочери Елизаветы. Некоторые сыновья Ярослава также были женаты на иностранных принцессах(Всеволод, Святослав). Принцы и знатные норманны находили приют и защиту у Ярослава(Олав Святой, Магнус Добрый, Гаральд Смелый); варяжские торговцы пользуются его особым покровительством. Сестра Ярослава Мария была замужем за Казимиром Польским, вторая дочь его Анна — за Генрихом I Французским, третья, Анастасия — за Андреем I Венгерским. Есть известия иностранных летописцев о родственных связях с английскими королями и о пребывании при дворе Ярослава двух английских принцев, искавших убежища.

Столица Ярослава, Киев, западным иностранцам казалась соперником Константинополя; ее оживленность, вызванная довольно интенсивной для того времени торговой деятельностью, изумляла писателей-иностранцев XI в.

Ярослав умер в Вышгороде(под Киевом), 76 лет от роду(1054), разделив землю русскую между сыновьями. Он оставил завещание, в котором предостерегал сыновей от междоусобиц и убеждал жить в тесной любви.

Каждой исторической вехе соответствует какая - либо выдающаяся личность. Так, и на заре становления Руси, известны князья, объединявшие народ и территории, крестившие русский народ и укрепляющие христианскую веру. С именем Ярослава Владимировича, князя киевского связано появление «Русской правды», документа, определяющего по каким законам должно существовать государство Российское, основы будущего законодательства государства. Известно, что он родился около 972 года, а умер 2 февраля 1054 года.

Сын Владимира Красное Солнышко

Великого князя Владимира в народе называют Крестителем за его деяния, связанные с появлением христианства на Руси. Красным солнышком назвал его народ за то,что он, по словам Н.И.Карамзина был отцом для бедного народа.
Георгий, а так звали Ярослава I при рождении, был рожден наложницей, а затем и женой Владимира Святославовича Рогнедой. Сын полоцкой княжны, Ярослав был одним из многочисленных детей Великого киевского князя. И так же как и другие сыновья, он получил вотчину, в которой мог княжить - город Ростов, названный впоследствии Ярославлем. Княжил Ярослав так же и в Новгороде Князем он был непокорным. Будучи нелюбимым сыном Владимира, он не подчинялся его воле, отказываясь платить дань. В планах отца было покарать непослушного сына, но этому помешала смерть Владимира.

Ярослав - великий князь

Главный престол Руси Киев, должен был достаться любимым сыновьям князя Владимира Борису и Глебу. Но киевским князем стал племянник Владимира Красное Солнышко - Святополк Ярополкович, названный в народе Окаянным. Хитростью встав на престол, он вероломно убил любимых сыновей Владимира, после чего они были причислены церковью к лику святых - первых святых на Руси.
Такая же участь ждала и Ярослава, но он, объединившись с братом Мстиславом, названным в народе Удалым, завоевал Киев. В этом ему помогли жители Новгорода, возмущенные действиями Святополка. Интересно, что новгородцы не всегда относились с уважением к Ярославу, возмущаясь его предпочтению воинов - варягов. Это было связано с тем, что жена князя, крещенная Ириной, была дочерью короля Норвегии. Новгородцы изменились и стали поддерживать Ярослава после того, как он изменил свое отношение к жителям свободного Новгорода.
На собранные горожанами средства Ярослав нанял варягов, что и решило судьбу киевского престола после сражения со Святополком. Спустя несколько лет, уже после смерти племянника Владимира Крестителя, Ярослав стал полноправным государем киевским. Брат Ярослава Мстислав оставался в Новгороде, он не препятствовал единоличной власти киевского князя.
Изменения во внутренней и внешней политике за годы правления Ярослава Мудрого
Первыми достижениями Ярослава считается его полная победа над печенегами. В честь этого события в Киеве был воздвигнут собор, названный Софийским. За этим последовало покорение чудских племен и воздвижение города Юрьева. Не только мечом происходил возврат прежних земель и присоединение новых. Князь мудро вел внешнюю политику, без лишнего кровопролития, используя свои родственные связи. Ярослав приходился родственником многим правителям западных стран благодаря своей жене Ингегерде и второй жене - Анне -византийской принцессе. Но он еще и укреплял родственные связи через заключение браков между своими детьми и детьми шведских, норвежских и польских правителей.

Достижения князя

Правление Ярослава Владимировича привело к расцвету Киевской Руси, время когда Русь становится сильнейшим европейским государством. Могущественные государства стремились к союзу с Киевской Русью, а сама Русь догоняла прочие государства в развитии социальных, политических и культурных отношений.
При Ярославе появились первые христианские монастыри Руси: Киево - Печерский и Юрьев Новгородский. По приказу князя вокруг Киева была поставлена каменная стена, а около нее воздвигнуты Золотые ворота.
Князь поставил митрополитом Иллариона - создателя «Слова о благодати и законе».
Деяния Ярослава Мудрого способствовали росту грамотности народа на Руси, благодаря открытию первых монастырских школ.
Князь был дважды женат и имел девять детей. Прожив 73 года, прокняжив 37 лет, Ярослав был захоронен в Киевском Софийском соборе, но в настоящее время неизвестно, где находятся его останки.
В летописях князь характеризуется как человек с добрым умом и храбрым на рати. Человек, любивший читать, много сделавший для появления книг для россиян, переписанных с греческого языка монахами.
В народе прозван полководец и князь киевский Мудрым, именно так можно назвать все его деяния, в том числе и устройство государства Российского и почетного места Киевской Руси среди других стран.

Князь Ярослав Мудрый был одним из самых выдающихся государственных деятелей эпохи средневековья. Родился будущий правитель всей земли русской приблизительно в 988 году. Получил отличное домашнее образование, знал несколько языков. Несмотря на небольшое увечье, князь показал себя отличным воином, храбрость и отвагу которого ставили в пример. В зрелые годы показал себя мудрым политиком и отличным дипломатом. В годы его правления Киевская Русь пережила небывалый расцвет в культуре, образовании, письменности и архитектуре.

Киев после смерти Владимира

Смерть Владимира Великого стала причиной жестокой борьбы за власть между его сыновьями. В 1015 г. киевский престол занял Святополк. Князь Новгорода Ярослав выступил против него и разгромил в бою под Любичем. Святополк запросил помощи у тестя - польского короля Болеслава Храброго. Тот согласился и, возглавляя многочисленную рать, вторгся в пределы Руси. В бою под Волынью, в 1018 г. Ярослав потерпел поражение и отошел к Новгороду. Власть в Киеве снова принадлежала Святополку. Но бесчинства войска польского, грабежи и мародерства возмутили киевлян, и те подняли восстание. Болеслав Храбрый вернулся в Польшу, присоединив к своему королевству червенские города - небольшую территорию в Волыни с городами Шеполь, Червен, Волынь.

Приход к власти

Собрав собственное войско, Ярослав пошел в Киев. Святополк, которого исторические хроники отныне прозовут Окаянным, обратился за помощью к печенегам. Решающая битва состоялась летом 1019 г. на р. Альте под Переяславом. Победа была за Ярославом. Эта дата считается началом его правления, как князя всей Руси. Но в 1021 году Ярослав был вынужден признать независимость Брячеслава - владыки Полоцкого княжества. А через год против Ярослава выступил тмутараканский князь Мстислав, который победил князя киевского. Начались переговоры, которые завершились в 1026 г. По итогам земли было решено разделить. Мстиславу досталась левобережная Русь с Черниговом, Ярославу - правый берег Днепра с Киевом, Брячеслав подтвердил свои права на княжение в Переяславле. Позже Брячеслав признает верховенство Киева. Только после смерти Мстислава в 1036 г. Ярослав получает полную власть над Киевской Русью.

Развитие Киева

Понимая значение Киева как духовного и политического центра всего государства, князь Ярослав Мудрый приступил к масштабному строительству и укреплению свой столицы. Правитель задумал претворить русский стольный град во второй Константинополь. Укрепить город должны были валы длиной 3,5 км. Насыпанные вручную, они составляли около 14 м высоты и 30 м ширины в основании. Эти укрепления предназначены были для защиты Киева от набегов кочевников. Украшением города стали Золотые Ворота - главный въезд стоящей поблизости церкви Благовещения Богородицы. Территория нового города расширилась, его площадь увеличилась до 70 га. Появились новые храмы - в 1037 г. был открыт Софийский собор - выдающийся памятник мировой архитектуры, в 1051 открывается мужской Киево-Печерский монастырь. В эти же годы были построены храм Св. Георгия и церковь Св. Ирины. Золотые Ворота и храм Св. Софии стали символами «державности» Киева, а архитектурно-художественный ансамбль раскрывал идею божественного происхождения княжеской династии.

Правда Ярослава

Развитие общества требовало придать законность изменениям отношений между различными слоями населения. Великий князь Ярослав Мудрый решил упорядочить существующие правовые нормы. В 1016 году свет увидела «правда Ярослава» - грамота, выданная Новгороду, в котором начиналось правление князя Ярослава Мудрого. Грамота входила в состав «Русской правды» - устава правовых норм и законов древнерусского общества.«Правда Ярослава» содержала 18 статей. В документе шла речь о наказаниях за убийство и причинение увечья, за порчу чужого имущества, езду на чужой лошади и прочее. Отдельно рассматривался вопрос кровной мести. Закон оставлял право мстить обидчикам, но вместе с тем предлагал заменить убийства денежным штрафом. Около 1025 г. издается указ «Покон Вирный», в котором определяются размеры дани, собираемой с населения на содержание дружины.

Церковная деятельность князя Ярослава Мудрого

Внутренняя политика князя Ярослава Мудрого уделяла большое внимание деятельности Русской православной церкви. Продолжительные переговоры с Византией не дали желаемых результатов - Восточная империя не предоставила Киеву автокефалию, т.е церковную независимость. Великий князь Ярослав Мудрый вынужден был согласиться на приезд в Киев византийского епископа. Тот, впрочем, вскоре уехал домой. В 1051 г., по распоряжению Ярослава, пост митрополита занимает русич Илларион, про жизнь и деятельность которого сохранилось очень мало данных. Но константинопольский патриарх отказался утвердить Иллариона, и князь Ярослав Мудрый через некоторое время согласился принять нового византийского митрополита.

Развитие образования и письменности

Русский князь Ярослав Мудрый был одним из самых образованных людей на Руси. Он любил и почитал книги, приближал к себе так называемых книжников - мудрецов того времени. Деятельность книжников велась в Софийском Соборе. По решению князя были собраны около 960 книг, которые стали основой первой государственной библиотеки. Открывались библиотеки и в других городах - известны собрания книг в Белгороде, Чернигове, Переславле.

Деятельность князя Ярослава Мудрого не обошла вниманием проблемы образования. До него дети получали домашнее образование. В правление Ярослава большое внимание уделяется школам. Открываются учебные заведения, частные и церковные, появляются первые церковные училища. Заметными были успехи и в литературе. Например, в 1039 г. завершилось работа над летописным Киевским сводом. Илларион написал известное произведение «Слово про закон и благодать», в котором обосновал идею равноправности Руси среди других христианских государств.

Внешняя политика

Великий князь Ярослав Мудрый в межгосударственных отношениях придерживался политики своего отца. Он отдавал предпочтение не военным действиям, а взаимовыгодным политическим союзам. В конце 40-х гг. основное направление деятельности князя Ярослава Мудрого - возвышение Руси среди европейских государств. Устанавливаются дружеские взаимоотношения с Венгрией, Францией, Германией, Норвегией, налаживаются отношения с Англией. Самым ярким примером международного признания Киевской Руси были стремления европейских монархов наладить династические брачные отношения с домом Ярослава. Таким образом, дочь Ярослава Анна стала французской королевой, Анастасия заняла венгерский престол, а Елизавета вышла замуж за норвежского короля. Трое сыновей Ярослава Мудрого сочетались браком с представительницами самых благородных семейств Европы. Не зря Ярослав Мудрый, киевский князь, получил у современников прозвище «тесть Европы».

Отношения с Византией складывались для Ярослава не очень хорошо. В 1043 г. началась война с империей, в которой Русь потерпела поражение. Князь Ярослав Мудрый согласился на подписание соглашения, согласно которому Византия была обязана возместить ущерб, нанесенный империей русским купцам в Константинополе и русскому монастырю в Афоне. Беспокоился князь и об обороне южных рубежей государства - на кордонах с печенегами и половцами строились города крепости и насыпались валы.

Русский князь Ярослав Мудрый проводил взвешенную и последовательную внешнюю политику, направленную на укрепление международного положения государства и поддержание авторитета своей страны.

Завещание, которое написал Ярослав Мудрый

Киевский князь прекрасно понимал неизбежность борьбы между своими сыновьями за главный, Киевский престол. Чтобы как-то предотвратить эту трагедию, Ярослав Мудрый, великий князь киевский, составил завещание, в котором обрисовывались главные положения о престолонаследии. Также в документе говорилось о разделении между сыновьями русской земли на отдельные владения - уделы. Завещал Ярослав сыновьям уважать, любить и поддерживать друг друга, иначе «землю отцов и дедов погубите». Внедренная система унаследования власти предусматривала, что верховная власть будет принадлежать группе князей - родственников, связанных между собой вассально-иерархическими отношениями. Согласно завещанию, киевский престол должен быть унаследован старшим сыном Ярослава.

Благодаря внешней и внутренней политике Ярослава Мудрого Киевская Русь пережила политический и культурный расцвет. Мудрое правление князя укрепило политические позиции древнерусского государства на долгие годы.

Отец, дед, дядя некоторых правителей Европы. В бытность его правления в Киеве издается первый на Руси свод законов, который вошел в историю государства как «Русская правда». Причислен к лику святых и почитается РПЦ «благоверным».

Рождение

Князь Ярослав Владимирович, известный в истории как Ярослав Мудрый, родился в семье крестителя Руси, князя новгородского и киевского Владимира Святославовича и предположительно полоцкой княжны Рогнеды в 979 году. Он из рода Рюриковичей. Год рождения, как и мать князя, достоверно не установлены. Известным историком Н. Костомаровым высказывалось сомнение по поводу Рогнеды, как матери Ярослава.

Историк из Франции Арриньон был уверен, что матерью Ярослава была византийская царевна Анна. Его уверенность подтверждается вмешательством Ярослава Владимировича во внутриполитические дела Византии в 1043 году. Официальной считается версия, по которой именно Рогнеда была матерью Владимира, так большинство источников указывают на это. Именно ее придерживаются большинство российских и мировых историков.

Если сомнения по поводу матери можно объяснить отсутствием надлежащей информации, чередой определенных событий, которые исследователям необходимо каким-либо образом объяснить, то спор о дате рождения подтверждает предположение историков о том, что борьба за великое княжение киевское была нелегкой и братоубийственной.

Следует напомнить, что правление Киевом давало звание Великого князя. В лествинничной форме этот титул считался главным, и его передавали старшим сыновьям. Именно Киеву платилась дань всеми остальными городами. Поэтому нередко в борьбе за старшинство использовались всевозможные уловки, в том числе изменение даты рождения.

Год рождения

Историками на основе летописей было установлено, что Ярослав Владимирович был третьим сыном Рогнеды, после Изяслава, Мстислава. После него шел Всеволод. Это подтверждается в летописи «Повесть временных лет». Самым старшим сыном, предполагается, был Вышеслав, матерью которого считается первая жена Владимира, варяжка Олова.

Между Мстиславом и Ярославом шел еще один сын князя Владимира, Святополк, рожденный от гречанки, вдовы его брата, киевского князя Ярополка Святославовича. Он погиб в борьбе с князем Владимиром за киевский престол, а его жена взята последним в наложницы. Отцовство было спорным, но князь Владимир считал его за родного сына.

На сегодня точно установлено, что Святополк был старше Ярослава Владимировича, его год рождения приходился на 979 г. Это подтверждает и ряд летописей. Было установлено, что бракосочетание князя Владимира и Рогнеды было в 979 году. Принимая во внимание, что он является третьим сыном Рогнеды, можно предположить, что дата рождения установлена не верно.

Многие ученые, в том числе и С. Соловьев, считают, что Ярослав Владимирович не мог родиться в 979 или 978 годах. Это подтверждают и исследования костных останков в XX веке, они свидетельствуют о том, что предположительно останки принадлежали человеку в возрасте от 50 до 60 лет.

Еще историк Соловьев высказывал сомнения относительно продолжительности жизни Ярослава - 76 лет. Исходя из этого, можно сделать вывод о неправильно установленной дате рождения. Это сделано с целью показать, что Ярослав был старше Святополка, чем и обосновать его право на киевское правление. По некоторым данным, дата рождения Ярослава должна соответствовать 988 или 989 годам.

Детство и юность

Князь Владимир даровал в правление сыновьям различные города. Князю Ярославу Владимировичу достался Ростов. На это время ему было только 9 лет, поэтому к нему был прикреплен так называемый кормилец, который был воеводой и назывался Будый или Буда. О ростовском периоде практически ничего не известно, так как для правления князь был достаточно молодым. После гибели в 1010 году князя новгородского Вышеслава, правителем Новгорода назначается ростовский князь Ярослав, которому на тот период было 18-22 года. Это еще раз подтверждает, что время его рождения в летописи временных лет указано неправильно.

Основание Ярославля

С историей возникновения Ярославля связана легенда, согласно которой князь Ярослав Владимирович Мудрый основал город во время своего путешествия из Ростова в Новгород по реке Волге. Во время стоянки князь со своей свитой отправился на большой утес, вдруг из чащи леса на него выскочил медведь. Ярослав, при помощи секиры и подбежавших слуг, убил его. На этом месте была построена небольшая крепость, из которой впоследствии вырос город, названный Ярославлем. Может это просто красивая легенда, но, тем не менее, дату своего рождения Ярославль считает от 1010 года.

Князь Новгородский

После гибели Вышеслава встал вопрос о правлении в Новгородском княжестве. Так как Новгород был вторым по значимости городом после Киева, где княжил Владимир, то управление должно было перейти по наследству к старшему сыну, Изяславу, который был в опале у отца, да и к моменту назначения правителя Новгорода скончался.

После Изяслава шел Святополк, но он сидел в темнице по обвинению в измене против отца. Следующим сыном по старшинству был князь Ярослав Владимирович Мудрый, которого князь Владимир поставил княжить в Новгороде. Этот город должен был выплачивать Киеву дань, которая составляла размер, равный 2/3 от всех собираемых налогов, остальных денег хватало только на то, чтобы содержать дружину и князя. Это вызывало недовольство новгородцев, которые ждали повода, чтобы восстать против Киева.

В краткой биографии Ярослава Владимировича Мудрого период Новгородского правления не достаточно известен. Все поколения Рюриков, правящие в Новгороде, проживали в Городище, расположенном недалеко от населенного пункта. Но Ярослав поселился в самом городе в торговом месте «Ярославово дворище». К этому периоду относят историки и женитьбу Ярослава. Его первую жену, по некоторым источникам, звали Анна (дословно не установлено). Она по происхождению была норвежкой.

Восстание против Киева

Под конец жизни Великий князь Владимир приблизил к себе своего младшего сына Бориса, которому передал управление войском и собирался оставить ему киевский престол, вопреки правилам наследования старшими сыновьями. Против него и выступил Святополк, на то время старший брат, которого Владимир бросил в тюрьму.

Ярослав решается идти войной против отца за отмену дани Киеву. Не имея достаточного войска, он нанимает варягов, которые прибыли в Новгород. Узнав это, Владимир собрался идти походом против восставшего Новгорода, но сильно приболел. Кроме того, в середине лета 1015 года на киевскую Русь вторглись печенеги. Вместо того, чтобы идти против Новгорода, Борис был вынужден сражаться против кочевников-степняков, которые разбежались под натиском армии Руси.

В это время в Новгороде варяги, изнывающие от безделья, занялись грабежом и насилием, что подняло против них местных жителей, которые перебили их. Ярослав был в своем загородном селе Ракоме. Узнав о случившемся, Ярослав приказал доставить к нему зачинщиков побоища, пообещав простить их. Но едва они появились, приказал схватить их и казнить. Чем навлек на себя гнев большей части Новгорода.

К этому моменту он получает письмо от своей сестры, которая сообщила ему о смерти Владимира. Понимая, что нельзя оставлять неразрешенные проблемы, Ярослав просит мира у новгородцев, пообещав выдать за каждого убитого определенный денежный размер виры (откупа).

Борьба со Святополком за престол в Киеве

Князь Владимир умирает в городе Берестове 15 июня 1015 года. Правление принял на себя старший из братьев Святополк, которого народ прозвал Окаянным. Чтобы обезопасить себя, он убивает своих младших братьев: любимого киевлянами Бориса, Глеба и Святослава. Та же участь ждала Ярослава Владимировича, время новгородского правления укрепило его как политика, и он представлял опасность для Святополка.

Поэтому Ярослав при поддержке новгородцев и призванных варягов в 1016 году разбил под Любичем войско Святополка и вступил в Киев. Окаянный несколько раз подступал к городу в союзе с печенегами. В 1018 г. ему на помощь подоспел король Польши Болеслав Храбрый - тесть Святополка, который вошел в Киев, захватил там жену Ярослава Анну, его сестер и мачеху. Но вместо того, чтобы передать престол Святополку, решил его захватить сам.

Опечаленный Ярослав вернулся в Новгород и решил бежать за границу, но горожане не отпустили его, объявив, что сами пойдут против поляков. Так же снова были призваны варяги. В 1019 году войска двинулись к Киеву, где местные жители, поднялись на битву с поляками. На реке Альте Святополк был разгромлен, ранен, но сумел убежать. Ярослав Владимирович - великий князь киевский воцарился на престоле.

Личная жизнь Ярослава

Историки так же расходятся во мнении, сколько у Ярослава было жен. Большинство склонно считать, что у князя была одна жена Ингигерда - дочь короля Швеции Олафа Шетконунга, на которой он женился в 1019 году. Но часть историков предполагает, что у него было две жены. Первая - норвежка Анна, от которой у него был сын Илья. Они, якобы, с сестрами и мачехой Великого Ярослава Владимировича были взяты королем Болеславом в полон, и увезены в Польские земли, где бесследно пропали.

Есть и третья версия, согласно которой, Анна - это имя Ингигерды в иночестве. В 1439 году инокиня Анна причислена к лику святых и является покровительницей Новгорода. Ингигерде отцом в дар были дарованы земли, которые прилегали к городу Ладога. Они позднее были названы Ингерманландия, где Петром I был построен Санкт-Петербург. У Ингигерды и князя Ярослава было 9 детей: 3 дочери и 6 сыновей.

Киевское правление

Годы правления Ярослава Владимировича были полны военных противостояний. В 1020 году родной племянник князя Брячислав вторгся в Новгород, взяв в нем много пленных и добычи. Дружина Ярослава настигла его на реке Судоме недалеко от Пскова, где он потерпел поражение от князя, бросив пленных и добычу, бежал. В 1021 году Ярослав отдает ему в удел города Витебск и Усвят.

В 1023 г. на земли Киевской Руси вторгся тмутараканский князь Мстислав, младший брат Ярослава. Он под Лиственным разбил войско Ярослава, захватив все левобережье. В 1026 году, собрав войско, Ярослав возвращается в Киев, где заключает с братом договор, о том, что будет править на правобережье, а левобережье будет принадлежать Мстиславу.

В 1029 году вместе с Мстиславом совершили поход в Тмутаракань, где разгромили и изгнали ясов. В 1030 году, покорил чудь на Балтике и заложил город Юрьев (Тарту). В этом же году он ходил на город Белз в Галиции и покорил его.

В 1031 году к Ярославу бежит король Норвегии Харальд III Суровый, который в последствие станет его зятем, женившись на дочери Елизавете.

В 1034 году Ярослав ставит Новгородским князем своего любимого сына Владимира. В 1036 год принес ему печальное известие - внезапно умер Мстислав. Обеспокоенный возможностью оспорить киевские владения последним из братьев - Судиславом, он заключает князя Пскова по наговору в темницу.

Значение правления Ярослава

Великий князь Ярослав Владимирович Мудрый правил данными в управление землями как рачительный хозяин. Он постоянно приумножал территории; укреплял границы, расселяя по степным просторам южных пределов пленных поляков, которые защищали Русь от степных кочевников; укрепил западные рубежи; прекратил навсегда набеги печенегов; строил крепости и города. За время его правления не прекращались военные походы, которые позволили сохранить государство от врагов и расширить его территории.

Но значение правления заключалось не только в этом. Время его правления - высший расцвет государства, эпоха процветания Киевской Руси. Прежде всего, он помогал распространению православия на Руси. Строил храмы, содействовал просвещению в этой сфере и подготовке священников. При нем были открыты первые монастыри. Его заслуга и в освобождении русской церкви от греческой и византийской зависимости.

В месте окончательной победы над печенегами он построил собор святой Софии, разукрашенный фресками и мозаикой. Там же были построены два монастыря: святого Георгия, в честь своего покровителя Георгия Победоносца и святой Ирины, во имя ангела жены. Киевский храм святой Софии был построен по подобию цареградского, это можно увидеть на фото. Ярослав Владимирович Мудрый способствовал возведению соборов Киевско-Печерской лавры и устройству монастыря.

Весь Киев был обнесен каменной стеной, в которой устроены Золотые ворота. Ярослав, будучи человеком просвещенным, приказал приобретать книги, и переводить их с греческого и других языков. Он сам много покупал. Все они собирались при Софийском соборе и были доступны для общего пользования. Он приказывал священникам обучать людей, при нем были образованы училища в Новгороде и Киеве.

Почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым?

Особое значение историки придают составленным при Ярославле сборникам законов, которые действовали в Киевской Руси. Свод законов «Русская правда» был первым правовым документом, положившим основу законодательству Российского государства. Кроме того ее дополняли и разрабатывали в позднее время. Это говорит о том, что законами пользовались в обыденной жизни.

Был составлен церковный устав, он переведен с византийского языка. Ярослав заботился о распространении христианства, делал все, чтобы церкви сияли благолепием, а простые христиане были обучены основным православным законам. Он заботился о процветании городов и спокойствии людей, населяющих земли Киевской Руси. Именно за эти дела было дано Ярославу Владимировичу прозвище Мудрый.

Во времена Киевской Руси династические браки играли важное значение. Именно они помогали налаживать внешнеполитические связи. Он породнился со многими знатными родами Европы, что позволило ему решать многие дела без кровопролития. Его политика позволила наладить добрые отношения с братом Мстиславом и вместе с ним участвовать в новых походах.

Умер князь Ярослав Мудрый, как принято считать, 20.02.1054 года на руках Всеволода, своего сына. Им был дан завет своим детям: жить в мире, никогда не воевать друг с другом. Многие известные историки не согласны с датой смерти, но, тем не менее, это общепринятая дата. Похоронен в соборе святой Софии в Киеве. В XX веке склеп трижды вскрывали, в 1964 году при вскрытии его останки не были обнаружены. Считается, что их вывезли в 1943 году украинские приспешники фашистов. Останки, якобы, находятся в США.