Все имена ильи муромца исследование. Русский богатырь илья муромец

В Киеве переименовывают парк Дружбы народов. Теперь, когда идет русско-украинская война, доставшееся от СССР название считают неактуальным. Отныне зона отдыха будет называться «Муромец». Скользкая тема, ведь происхождение воина не установлено.

Парк «Муромец» расположен на острове посреди Днепра. Согласно преданию, там стоял лагерь, откуда богатыри отправились наниматься на службу к . Остров на 100% украинский, а Илья чей?

Узнать это по останкам богатыря невозможно. Традиционно Илье Муромцу приписывались мощи, хранящиеся в пещерах Киево-Печерской лавры. Тридцать лет назад кости изучили судмедэксперты. Установлен рост покойника при жизни - 177 сантиметров, вполне богатырские габариты для Средневековья. Бугры на костях говорят о развитой мускулатуре, зажившие переломы - о боевом прошлом. Череп имеет признаки акромегалии. Такая патология прослеживается, к примеру, у боксера Николая Валуева.

По легенде, Илья лежал парализованным на печи 33 года, пока не был исцелен старцами. Действительно, эксперты рассмотрели на позвонках скелета следы спондилоартроза, который может приковать человека к постели и лечится костоправами.

Воспалительное заболевание, которое ограничивает подвижность позвоночника.

Кем и откуда был Илья, невозможно установить точно из-за скудости письменных источников. Поэтому WAS приводит набор фактов, которые используют сторонники различных версий:

1. Богатырь Илья - главный герой 15 русских и 4 украинских былин. Все они записаны не раньше середины 19 века.

2. Витязь Илья из Руси (Ilias von Riuzen) фигурирует в германских эпических поэмах 13 века. Древнерусские летописи не знают такого воина.

3. Первое упоминание Ильи Муромца найдено в письме, которое в 1574 году оршанский староста Филон Кмита отправил смотрителю Тракайского замка. Послание написано на языке Великого княжества Литовского, который в зависимости от своего гражданства ученые сейчас называют «старобелорусским», «староукраинским» или «западнорусским»:

Nieszczasnij ja dworanin, zhib jesmi w nendzy, a bolsz z žalu: ludi na kaszy perejeli kaszu, a ja s hołodu zdoch na storožy. Pomsti Bože hosudariu hrechopadenie, chto rozumiejet, bo prijdet czas, koli budiet nadobie Ilii Murawlenina i Sołowia Budimirowicza, prijdet czas, koli budiet služb naszych potreba.

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1881-1898 гг. Илья Муромец в центре. Источник: Третьяковская галерея

4. В письме Илья назван Муравлянином . Австрийский дипломат Эрих Ляссота, побывавший в Киеве в 1594 году, пишет о богатыре Моровлине . Известны другие варианты прозвища: Муравленин, Муровец, Муромлян, Мурин .

5. Русские былины говорят, что Илья происходит из «села Карачарово под Муромом», украинские - что из «города Муромля».

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Лубок, 1887 год. Источник: New York Public Library Digital Collections / nypl.org «Сильный и храбрый богатырь Илья Муромец». Русский лубок, литография Ивана Голышева, 1868 год.

Калин царь

Cкульптурный портрет Ильи Муромца, воссозданный криминалистом и скульптором С.Никитиным (реконструкции мягких частей лица по черепу)

Мощи Ильи Муромца

Легендарный герой русского эпоса Илья Муромец - самый знаменитый былинный богатырь. Любопытно, что он является главным героем не только множества русских былин, но и германских поэм XIII века, которые, в свою очередь, основаны на более ранних сказаниях. В них он представлен как могучий витязь Илья Русский…

Все что мы сегодня знаем о Илье Муромце, приблизительно: родился около 1143 года, в селе Карачарово под Муромом (Владимирская область), в семье крестьянина Ивана Тимофеева и его жены Евфросиньи. Его имя до сих пор не найдено в летописях. Возможно, упоминания о нем попросту не сохранились, поскольку Русь переживала тогда не самые легкие времена: орды завоевателей не раз полностью сжигали и разрушали города. Между тем богатырь реально существовал, а похоронен в пещерах Киево-Печерской лавры как один из 69 святых угодников

Русская православная Церковь почитает Илью Муромца как святого (он канонизирован в 1643 г.). По церковному календарю день памяти Ильи Муромца - 19 декабря по старому стилю, или 1 января по- новому. Илья Муромец - не мифологический персонаж, не собирательный образ русского богатыря, а реальная историческая личность.

Исцеление Ильи

В 1988 году ученые исследовали мощи Преподобного Ильи Муромца. Ученые утверждают, что Илья был крепко сложенным мужчиной огромного для тех времен роста - 177 см (средний рост мужчин тогда составлял 165 см, то есть Илья был на голову выше среднего мужчины).

Выяснилось, что умер этот человек в возрасте 45-55 лет. Тело Муромца, ученые обнаружили множественные переломы костей, ребер, следы от удара копья, сабли, меча. Это подтвердило легенды о том, что Илья был воином, участником жестоких сражений. Также они выяснили, что в юности у него был паралич конечностей и юноша долгие годы не мог двигаться, как говорится в былинах: «тридцать лет и три года сиднем сидел Илья и не имел в ногах хождения» .

Но когда Илье исполнилось 33 года, наступил день, который изменил всю его жизнь. В дом вошли вещие нищие странники — калики перехожие и попросили юношу подать им воды. Он объяснил, что не может ходить. Но гости настойчиво повторили просьбу - она звучала уже как приказ. И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги. Калики и благословили его на ратные подвиги.

ПОДВИГИ ИЛЬИ МУРОМЦА

Несмотря на фантастические сюжеты, в основе большинства былин лежат подлинные исторические события, причудливо переплетённые с вымыслом в памяти многих поколений. Самый известный подвиг Ильи Муромца - бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу - «ни конному, ни пешему». Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, он приказал организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине. В 10-15 километрах от Киева находится село Зазимье, возле которого грабил Соловей - Разбойник торговцев. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую. Если прямая дорога - пятьсот вёрст, то окольный путь - «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу. Освобождение былинным богатырём пути в Киев подтверждается историческими фактами.

Князья Владимир Мономах, Владимир Святославович и языческий ДажьБог, мифический предок всех князей, объединились в образе князя ВЛАДИМИРА, во всех былинах Владимир - князь Киевский рядом с Ильей, хотя Илья Муромец жил значительно позже Владимира. Но историческому Илье Муромцу покровительствовал князь СВЯТОСЛАВ, на которого старался быть похожим Илья Муромец, он восхищался Святославом и считал этого заступника людей русских лучшим воином всех времен и народов.

МОНАХ-БОГАТЫРЬ

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение, полученное в одном из жестоких боев с половцами. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах - переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. По-видимому, богатырь принял постриг в монахи незадолго до своей смерти. Согласно легенде, Илья дал обет уйти в монастырь и больше никогда не брать в руки меч.

Он стал монахом Печерской Лавры и все свои дни проводил в своей келье в молитвах. Для православных воинов это был вполне обычный шаг - сменить меч железный на меч духовный и проводить остаток жизни в сражении не за земные блага, а за небесные. При пострижении в монахи ему дали имя Илья, прозвище он тоже мог получить потом.

ПОСЛЕДНИЙ БОЙ БОГАТЫРЯ

Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! Исследование мумифицированных останков богатыря специалистами судебной медицины пролило свет на причину его смерти. Муромец умер от обширной раны в области сердца. Похоже, это случилось в 1204 году.

В первый день 1204 года, князь Рюрик Ростиславич, заключив союз с половцами, отобрал у своего зятя Романа Киев. Половцы ворвались в город, стали его грабить, разорять храмы и монастыри. Тогда монах Илья Муромец снова взял в руки оружие и отправился в свой последний бой. На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, из которых серьезной оказалась лишь одна - на руке от копья, а роковой - тоже копейная, но в области сердца. По-видимому, герой, защищаясь, прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.

Кстати, еще в 1701 году паломник Иван Лукьянов повествовал: "Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением".

Православные почитают Илью Муромца по сей день. Русское воинство считает его своим покровителем, а пограничники России считают его первым Русским пограничником. Но об Илье осталась не только народная память. Его тело нетленно и находится в состоянии мумификации. В православии считается, что если тело усопшего не разлагается, а превращается в мощи, это — особый дар Бога, который дается только святым.

Останки Ильи находятся в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря, под скромной надписью над гробницей "Илья из Мурома". Я был там дорогие ребята. Поклонился мощам Великого Русского человека, ЗАЩИТНИКА РУССКОЙ ЗЕМЛИ! Я, маленький Филиппок горд, что я Русский, такой же русский как Илья Муромец.

Некоторые исследователи до сих пор скептически относятся к реальности Ильи Муромца - уж слишком сказочной кажется учёным его биография, - рассказывает Сергей Хведченя, доктор географических наук, научный сотрудник Института истории Украины Национальной академии наук Украины (Киев).

Однако материалы, собранные исследователем, позволили не только полностью восстановить биографию святорусского богатыря, но и ответить на спорные вопросы о жизни Ильи Муромца, ставившие в тупик многих исследователей.

Исцеление Ильи

Согласно былинам Илью Бог послал родителям под старость лет. До 30-33 лет он, отличавшийся богатырским телосложением, «сиднем сидел на печи», потому что «не было в ногах хождения», пока не исцелили его «калики перехожие», после визита которых богатырь сразу поступил на ратную службу. Исследования останков святого Ильи из града Мурома, которые проводились в Киево-Печерской лавре учёными, полностью подтвердили былинную версию жизни Ильи Муромца.

Рост Ильи составлял 177 см - для того времени это был человек очень высокий (рост других святых из лавры - 160-165 см). На костях у мумии были обнаружены хорошо развитые бугристости - это значит, что у человека при жизни была хорошо развита мышечная система. При рентгенологическом исследовании обнаружены изменения, характерные для акромегалии - заболевания, нарушающего пропорциональный рост костей и внутренних органов), - такие люди имеют непропорционально большие конечности, большую голову, «косую сажень в плечах». Исследования показали, что у богатыря был и спондилоартроз - болезнь, похожая на радикулит и препятствующая передвижениям. Хороший мануальный терапевт может, вправив позвонки, быстро поставить человека на ноги. Калики перехожие были, скорее всего, костоправами, которые вернули Илье подвижность.

Бой с Соловьём-разбойником

Самый известный подвиг Ильи Муромца - бой с Соловьём-разбойником, который захватил прямую дорогу до Киева и не давал никому проходу - «ни конному, ни пешему». Освобождение былинным богатырём пути в Киев (1168 г.) подтверждается историческими фактами. Во время приезда Ильи в Киев престол занимал князь Мстислав, который поставил задачу организовать охрану торговых караванов, которые нещадно грабили половцы. Скорее всего, князь поручил это Илье Муромцу, состоящему в княжеской дружине.

Соловей, похоже, был разбойником, промышлявшим кражами на дороге, а Соловьём его прозвали за умение хорошо свистеть. Илья Муромец, победив свистуна, очистил дорогу прямоезжую, что имело огромное экономическое значение. Если прямая дорога - пятьсот вёрст, то окольный путь - «цельна тысяча». Очищение прямого пути от разбойников приравнивалось народом к подвигу.

Уход Ильи в монастырь

Если ратные подвиги Ильи нашли широкое отражение в былинах, то о монастырском периоде его жизни известно немного. Уйти в монастырь богатыря, скорее всего, заставило ранение. Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжёлых травмах - переломе правой ключицы и двух правых рёбер после удара боевой палицей. Учёные установили, что богатырь-монах погиб в бою! В конце XII в. участились нападения на Киев, и монахам приходилось становиться на защиту своей обители. Святорусский богатырь умер от раны в область проекции сердца, проникающей в грудную полость. Смерть, судя по всему, наступила мгновенно.

Богатырь Илья Муромец?

В Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры на протяжении восьми столетий бережно сохраняются нетленные мощи преподобного Ильи из града Мурома . Все, кто побывал здесь, задумываются: тот ли это знаменитый былинный богатырь Илья Муромец?

Несмотря на то, что Илья Муромец - самый главный герой богатырского эпоса и ему посвящено большое количество научных статей, этот образ по-прежнему окутан плотной пеленой тайн и загадок.

Имя богатыря до сих пор не найдено в летописях. Не известно точное место его рождения, временной интервал жизни и подвигов, время канонизации преподобного Ильи .

До сего дня не написано каноническое житие святого Ильи Муромца. На все эти и многие другие вопросы вы найдете ответы на страницах книги Хведченя Сергея Борисовича «Илья Муромец - святой богатырь»: Киев, 2005 г. (С благословения блаженнейшего Владимира Митрополита Киевского и всея Украины.. )

Для ее написания использовались неизвестные ранее исторические документы и сенсационные результаты современных научных изысканий.

Я взялся за сей титанический труд, так как в моих руках, волею судьбы, оказались материалы, которые ранеее никогда и нигде не публиковались.Они открыли новые горизонты, позволили по-новому взглянуть на известные факты, подвердить или опровергнуть существовавшие ранее гипотезы и версии.

К своему 50-летнему юбилею я решил издать часть собранных мной материалов отдельной книгой. В данной работе я поставил перед собой задачу на основе большого фактического материала постараться восстановить историческую биографию святорусского богатыря Ильи Муромца , создать его исторический портрет.

Мне понадобилось докопаться до первоисточников, вновь перечитать все исторические документы. Оказалось, что некоторые, неоднократно цитируемые документы, утратили свой первоначальный смысл или сильно искажены. Именно поэтому я привожу в своей книге все основные цитаты на языке оригинала.. Сделано это умышленно, чтобы начатое мною дело могли продолжить следующие поколения исследователей и еще ближе подобраться к раскрытию тайны Ильи Муромца.
Сергей Хведченя

Богатыри существовали в различных областях Русской земли, но главным их сосредоточием несомненно был Киев . Слава былинных богатырей, воспетых в народном эпосе, зародилась на могилах этих «божьих человеков». Они силой своей отстояли Святую Русь от поганой Степи.

Борьба с кочевниками началась еще при правлении князя Владимира, и поэтому былины причислили всех последующих богатырей к его времени. «Местная сага, историческая былина и религиозный миф являются только на почве истории».
Былинную биографию Ильи Муромца открывает «Исцеление Ильи» («Илья и калики перехожие»).

Анкетные данные богатыря Ильи достаточно хорошо известны широкому кругу читателей: по происхождению он крестьянский сын, отец - Иван Тимофеевич, мать - Евфросинья Яковлевна (иногда Епистимия). Лишь под старость послал им Бог сына.

Радость появления первенца в семье была омрачена тенью печали: сын-то - калека, «сиднем сидел цело тридцать лет». В разных вариантах былин по разному описывается его болезнь. «С печи не вставал 30 лет», «30 лет был больной, сидел на гноище», «сидел седуном».

В одном из вариантов былины записано, что Илья не имел ни рук, ни ног 33 года, таким образом он был наказан за грехи своего деда. Согласно якутской сказке, отцу Ильи было 82 года, а матери - 70 лет, а самому Илье на момент исцеления минуло 19 годков.

Крестным отцом будущего защитника земли Киевской был знаменитый богатырь Самсон Самойлович (Колыванович). Место действия былины про исцеление Ильи очень часто не определено или географические названия сильно искажены, имена его родителей не названы, описание очередности подвигов нарушено.

В белорусской сказке Илья Мурывич родом из села Карачива , города Мурова . Калики-старцы, застав Илью Муромца одного дома, попросили напоить их ключевой водой (пивом ядреным, хлебной брагой). Илья ответил, что нет ему «во ногах хождения». Калики велели встать на резвы ноги: «Встань и иди».
Будущий богатырь выполнил приказ, впервые в своей жизни встал на ноги и принес странникам напиться. Старцы напились и напоили Илью. Спросили его:
- «Что чувствуешь?».
- «Силу великую», - ответил богатырь: «Кабы было в сырой земле колечко, повернул бы земелюшку на ребрышко».
Тогда старцы велели Илье выпить из ковша еще раз, силы у него от этого поубавилось ровно наполовину.

Калики предрекли Илье Муромцу богатырские деяния: «Быть тебе, Илья - воином! Смерть тебе в бою не писана». Тем не менее, они предостерегли его от боя со Святогором, Самсоном, с родом Микуловым (Микулы Селяниновича) и с Вольгой Сеславичем. Пророчество старцев не было заклятьем, так как тогда бы терялся смысл его беспримерной храбрости. Это означало, что для Ильи смерти в бою не должно существовать, он ее может не бояться.

Бой Ильи с сыном. Былины уделяют аспектам личной жизни богатыря Ильи ничтожно мало внимания. Вернее будет сказать, что, согласно былинам, у него не было никакой личной жизни.

Эпические сказания настойчиво указывают на постоянное одиночество витязя и отсутствие у него семьи: «Нет у меня да молодой жены, да любимой семьи». Правда, в составе киевского цикла былин имеются сведения о любви Ильи к полянице-богатырке Златогорке (Маринке, Латымирке, царице Заорданской), родом с берега моря, от камушка Латыря.

От этой внебрачной связи родился сын , нареченный Сокольником . Повзрослев, сын приехал на Русь отомстить Илье за честь матери.

В этом эпизоде Илья показан как беспощадный воин. Иногда он был готов помиловать врагов, сдавшихся в плен (татар под Черниговом или лесных разбойников), но, убедившись в неисправимости черных намерений сына, представляющего реальную угрозу для Руси, отец недрогнувшей рукой убивает его.

В некоторых вариантах этой былины в роли мстителя выступает внебрачная дочь Ильи - «поляница удалая, родом из земли да из Тальянской». Тогда же мы узнаем, что богатырь служил у тамошнего короля три года.

Свои подвиги былинный богатырь совершал не только в Киеве, но и далеко за его пределами. Много времени он проводил вне стольного града, на заставе богатырской, охраняя границы Киевской Руси.

Однажды на заре Илья Муромец увидел как к их богатырскому стану приближается незнакомый молодец с соколом на руке. Илья разбудил витязей и послал навстречу незнакомцу Алешу Поповича, но тот вернулся ни с чем. Тогда Илья послал Добрыню Никитича, своего крестового брата. Вернувшись, тот сообщил, незнакомый богатырь едет завоевывать Киев.

Пришел черед самому Илье ехать на битву с неприятелем по имени Сокольник (Жидовин, Нахвальщик, Соловник, Королевич, Бориска). Долго бились-сражались они. Онемела правая рука Муромца, поскользнулась его левая нога, упал он наземь. Насел на него Сокольник, хотел вспороть белые груди богатыря, но Илья сбросил с себя врага и набросился на него сверху.

Стал расспрашивать он у побежденного, какого тот роду-племени. Оказалось, что это незаконнорожденный сын самого Ильи от «бабы Салыгорки». Илья вспомнил, как однажды он встретил в чистом поле удалую поленицу-богатырку (воительницу). Муромец победил ее в единоборстве, но не убил, а остался жить с ней. Через некоторое время он покинул ее, оставив свой нательный крест для сына или кольцо для дочери. Сын вырос и отправился искать отца, чтобы отомстить ему за поруганную честь матери.

Признав в незнакомом богатыре сына по своему подарку, Муромец повел его в свой шатер, славно угостил и уложил спать. Поздно ночью Сокольник бросился на Илью с копьем, коварно пытаясь заколоть его спящим, но лезвие попало в нательный крест. Илья Муромец убил своего только что обретенного сына, вынашивающего тайный замысел полонить Киев.

Жизнь и смерть Ильи Муромца. Согласно церковной традиции, богатырь-монах Илья Печерский умер в 1188 г. (по А. Кальнофойскому).
Возраст преподобного Ильи Муромца, по результатам современных научных исследований, составлял 40-45 лет, возможно, даже 55 лет.

Тогда год рождения нашего героя попадает в интервал между 1133-1148 гг . Кстати, если принять во внимание достаточно молодой возраст богатыря (40 лет), и что до 33 лет он был парализован, то на все его богатырские и церковные подвиги остается всего 7 лет.

Этого времени явно недостаточно, чтобы прославиться в веках и быть похороненным в святейшем месте Киевской Руси. Одновременно, православная церковь считает, что монашеские подвиги преподобного Ильи Муромца, хотя и укрыты от нас мраком столетий, тем не менее, были великими. Это подтверждают его святые мощи, которые на протяжении многих веков сохранялись нетленными.

Ученые установили, что преподобный Илья Муромец умер не от старости или болезни, а погиб от смертельного удара в область сердца . На этом основании можно сделать вывод, что богатырь-монах погиб в бою.

Ближайшая к 1188 г. битва за Киев с разорением и разрушением Печерского монастыря произошла в 1203 г. Именно этот год автор считает годом гибели былинного богатыря. Если от этого года отнять возраст богатыря, то получим временной диапазон его рождения 1148-1163 гг.

Поэтому, жизнь былинного богатыря Ильи Муромца приходится на период с 1148 по 1203 гг.
Определив хронологический диапазон жизни преподобного Ильи, попробуем шаг за шагом восстановить его жизненный путь на фоне исторических событий.

Илья Муромец родился в 1148 г. в селе Карачарове, возле города Мурома, на территории современной Владимирской области России. Его родители происходили из крестьян.

Не вызывает сомнения тот факт, что Илья Муромец с раннего детства страдал от тяжелой болезни суставов и костей. По преданиям, болезнь Ильи Муромца случилась из-за какого-то греха его деда. Замаливать свои грехи дед Ильи подался в Киев, в монастырь. Возможно, этим монастырем был Киево-Печерский, а приходить туда в конце земной жизни, была семейная традиция.

Тем не менее, весьма сомнительным кажется былинный сказ о параличе богатыря до 33 лет. Не случайно эта цифра совпадает с возрастом Иисуса Христа.

Существует былинная версия, по которой Муромец встал на ноги под Пасху, когда в храме запели «Христос воскрес». Более вероятно, предположить, что будущий богатырь тяжело болел до 20 лет, после чего получил чудесное исцеление от народных лекарей. Это событие произошло около 1168 г.

Именно тогда Илья Муромец осуществил свой первый подвиг - освободил от разбойников большой торговый путь к Киеву. Это произошло близ современного села Девять Дубов, которое расположено около города Карачева, на границе современных Брянской и Орловской областей России.

Дальнейший маршрут Ильи Муромца пролег через Чернигов, в котором тогда княжил Святослав Всеволодович (1164-1176) и дальше вдоль реки Десны к стольному Киеву.
Илья Муромец свои подвиги совершил на территории Киевской земли. Именно ее он так самоотверженно защищал на протяжении всей своей жизни.

Год рождения Ильи Муромца совпадает с княжением Изяслава II на киевском престоле (1146-1154). Его правление было наполнено междоусобными войнами. После смерти Изяслава II наступили тяжелые времена. Киев постепенно терял значение столицы большого государства, но оставался культурным и церковным центром, был объектом стремления князей, которые мечтали завладеть киевским престолом. В короткой борьбе за Киев победил Юрий Долгорукий, который княжил с 1154 по 1157 гг.

Во время правления Ростислава I (1158-1167) княжеские междоусобицы немного утихли, и он возглавил борьбу с половцами. В этой борьбе на стороне русских князей сражались черные клобуки (каракалпаки) - тюркоязычные племена (торки, берендеи, печенеги), которые поселились на южной границе Украины-Руси.
Не смотря на свой высокий авторитет среди князей, Ростислав не смог организовать походы, подобные тем, что велели Владимир Мономах и Мстислав I.

Во время приезда в Киев Ильи Муромца княжеский престол занимал Мстислав II (1167-1170). Этот князь продолжил начатую борьбу против половцев и богатырь Илья Муромец мог принимать непосредственное участие в боевых походах княжеской дружины.

В 1168 г. Мстислав II собрал черниговских, волынских и переяславских князей, разгромил половцев под Орелью и взял много пленных. Князь организовал охрану торговых караванов, которые проходили Железным, Соленым и Греческим путями, где их нещадно грабили половцы. Таким образом, датирование освобождения былинным богатырем пути из Мурома в Киев (1168) прямо подтверждается историческими фактами.

Некоторые исследователи попробовали привязать жизнь Ильи Муромца к периоду правления князя Владимира Мономаха. Они основывали свои предположения на том, что жизнь былинного богатыря должна быть неразрывно связана с именем если не князя Владимира Святославича (980-1015), то хотя бы Владимира Мономаха (1113-1125). Тем не менее, дата жизни богатыря по А.Кальнофойскому (1188) и его возраст по данным современных исследований опровергают это предположение. Жизнь и подвиги преподобного Ильи Муромца не совпадали во времени ни с одним из великих киевских князей по имени Владимир.

Илья Муромец мог быть не только свидетелем, но и непосредственным участником драматических событий 1169 г. и храбро защищать жителей стольного города от чужеземцев.

В начале того года сын Юрия Долгорукого, Андрей, князь суздальский и владимирский на Клязьме выслал во главе с сыном Мстиславом большое войско на Киев. К нему присоединились черниговские Олеговичи, смоленские Ростиславичи, Глеб Переяславский и еще несколько мелких князей.

Силы Киева были слишком малы, войско Мстислава пошло на помощь сыну Роману в Новгород и в городе осталась лишь небольшая часть дружины. Хотя и без достаточных сил, Мстислав решил обороняться. Однако измена черных клобуков позволила неприятелю обойти Киев. Мстислав оставил столицу и подался на Волынь.

В марте 1169 г. войска под предводительством Мстислава, сына Андрея Боголюбского взяли Киев «на щит»: «Смоляне, суздальцы, черниговцы ограбили Подол, Гору и монастыри, Софию, Десятинную Богородицу и не было никому, ниоткуда милосердия: церкви горели, христиан убивали и брали в неволю.
В церквях обдирали из икон ризы, книги и колокола все позабирали». Так описывает летописец разграбление Киева.

Новый поход на Киев Андрей Боголюбский совершил летом 1173 г. Летописец уделил этому походу большое внимание, насчитав в суздальском войске более 50 тысяч воинов. Андрей был слишком уверен в своей победе и отдал приказ своим воеводам привести киевского князя живым. Но Мстислав Ростиславович встретил врагов близ Вышгорода: «Был бой великий, и стоны раненых, и голоса нечеловеческие. И можно было видеть, как ломались копья, слышать, как бряцало оружие, а от пыли не был видно, где всадник, а где пеший воин». Осада Вышгорода продолжалась целых два месяца и закончилась поражением суздальцев.

Постепенно Великое Киевское княжество становилось номинальным титулом, лишенным реальной силы и власти. Киевские князья в своей борьбе за престол входили в соглашение с другими претендентами и уступали в их пользу киевские земли, отдавали им один город за другим. В конце концов, Киев остался почти без земель.

В особенности донимали половцы, которые в 1170-1180 гг. часто нападали на Киевщину и Переяславщину. Князья были вынуждены защищать от половецких набегов торговые караваны и охранять границы от нападений врагов.

Основные свои подвиги Илья Муромец осуществил в период с 1175 по 1185 гг. Святорусский богатырь вел борьбу не против татар, которые пришли на киевскую землю в 1240 г. (то есть после смерти Ильи Муромца), а против половецких захватчиков.

В это время на киевском престоле сидел Святослав III Всеволодович (1175-1194), но почти вся Киевщина досталась Рюрику Ростиславовичу, поэтому летопись называет обоих «великими князьями».

Киевские князья совместно бились против половцев, и богатырь Илья Муромец не остался в стороне от этой борьбы. На это время приходилось большее двадцати нападений и походов с обеих сторон, главным полем боя этой военной кампании стали земли по реке Роси на Киевщине и вся Переяславщина.

В битвах обрели славу князья Святослав, Рюрик Ростиславович с сыном Ростиславом, Владимир Глебович и Игорь Святославич. С половецкой стороны против них выступали хан Кобяк, Кончак и его сын.

Кампания началась с неудачного похода Кончака на Украину-Русь в 1184 г. Князья захватили половецкие кочевья и сильно их опустошили. В июле того же года князья пошли походом и за речкой Орелью разгромили половцев, захватив много добычи и половецкого хана Кобяка.

Весной 1185 г. Кончак двинулся на Переяславщину, но возле речки Хорол его разгромили князья Святослав и Рюрик. За беглецами пустились черные клобуки, которые разорили половецкие кочевья.

Противополовецкая кампания началась довольно удачно, и, если бы князья в дальнейшем выступали совместно и при полном согласии, она бы закончилась окончательной победой.

К сожалению, каждый князь желал личной славы и добычи на половецком поле. Игорь Святославич, договорился с несколькими князьями и в апреле 1185 г. пошел походом в половецкие степи. Удача была на стороне Игоря и в первой встрече он победил половцев. Но враги в скором времени мобилизовали «всю половецкую землю» и заступили Игорю дорогу на реке Каяле. Здесь состоялся бой, который лег в основу жемчужины древнерусской литературы - «Слова о полку Игореве» .

Илья Муромец мог быть участником битвы, которая описана в «Слове» . Возможно, именно тогда богатырь получил тяжелое ранение, которое заставило его прийти в Печерский монастырь и постричься монахом.

Святые мощи преподобного Ильи свидетельствуют о тяжелых травмах (перелом правой ключицы и двух правых реб страшного удара боевой палицей). Не исключено, что Илья Муромец даже утратил левый глаз, за что потом получил прозвище «Полифем», о котором упоминал А.Кальнофойский в 1638 г.

Крайне неудачный поход Игоря Святославича, князя новгород-северского с Всеволодом, князем трубчевским, Владимиром Путивльским и Святославом Рыльским на половцев в 1185 г. стал темой «Слова». К сожалению, в его текстах не посчастливилось найти прямые сведения об Илье Муромце. Тем не менее, в них воспета храбрость князей, в частности, Буйтура-Всеволода: «Куда он поскачет, сверкая своим золотым шлемом, везде катятся неверные головы половецкие».

Но геройство князей не помогло: «С утра до вечера, и с вечера до рассвета летят стрелы каленые, звенят сабли об шлемы, трещат копья булатные в неведомом поле. Черная пашня копытами изрыта, костями засеяна, кровью полита». Бились день, бились второй, а на третий день, в полдень поникли флаги Игоря. Князья были не в состоянии победить половцев. На реке Каяле тьма покрыла свет. Половцы разбежались по Киевской земле, как хищные волки из логова.

Поражение Игоря открыло половцам дорогу на Украину-Русь. С того времени не было и года, чтобы половцы не опустошали украинские земли. Ослабленные князья ограничивались только обороной своих владений и никогда не решались заходить в глубину половецких степей.

Теперь последние годы жизни Ильи Муромца вырисовываются перед нами со всей очевидностью. После успешной воинской карьеры, получив тяжелое ранение в битве с половцами 1185 г., Илья Муромец решил закончить свои дни монахом, и принял постриг в Киево-Печерском монастыре .

Многие отмечают, что это был традиционный шаг для православного воина - сменить меч стальной на меч духовный и проводить дни в боях не за земные блага, а за небесные.

Преподобный Илья - не первый и не последний воин, который поступил так. В этой связи можно вспомнить великого полководца, преподобного Александра Невского, а также православных воинов Пересвета и Ослябю, которые были послушниками, преподобного Сергея Радонежского , и героически погибли на Куликовом поле.

В Киево-Печерской Лавре, в Дальних пещерах есть погребение преподобного Тита, известного воина XIV в. Он также был храбрым дружинником и после тяжелого ранения пришел в Печерский монастырь, где постился и молился Богу до конца своих дней.

Богатырь Муромец принял постриг под именем Ильи , но сделал это не ради своей гордыни, а, возможно, в честь Ильи Пророка.

Отсутствие в «Киево-Печерском патерике» жития преподобного Ильи косвенно свидетельствует о том, что в монашеских подвигах святой воин успел провести немного времени. Некоторые исследователи предположили, что постриг Ильи Муромца приходился на время игуменства Поликарпа (1164-1182). Под началом этого великого подвижника будто бы происходило духовное возрастание нового воина Христова.
Известно, что преподобный Поликарп пользовался большим уважением великого князя Ростислава Мстиславовича. В Великий Пост князь имел обыкновение каждую субботу и воскресенье приглашать к себе на трапезу Печерского архимандрита вместе с двенадцатью старцами для душевных бесед. В Лазореву субботу к князю приглашались все Печерские старцы, они щедро наделялись милостынею.

Возможно, преподобный Илья также присутствовал на этих беседах. Однако, в 1168 г. архимандрит Поликарп попал в немилость Киевскому митрополиту Константину II и был осужден на заточение. Освобожден он был лишь после смерти митрополита, а умер в 1182 г.

Илья Муромец пришел в монастырь при игумене Василии (1182-1198), который упоминается в Киевской летописи под 1184 и 1197 гг. Василий из церкви на Щекавице был поставлен на игуменство в 1182 г. Его постриг митрополит Никифор в присутствии епископов Лаврентия Туровского и Николая Полоцкого.

Во времена игуменства Василия Печерский монастырь со всех сторон огородили высокими каменными стенами. Это было сделано согласно монастырскому уставу для защиты обители от нападений иноверцев и соблазнов светской жизни.

С самого начала своего существования Киево-Печерский монастырь был окружен деревянным частоколом. Тем не менее, довольно далекое местонахождение обители от укрепленного города и постоянная половецкая угроза требовали быстрейшего сооружения каменных стен.

В конце XII в. на верхней территории монастыря сосредоточилось большое количество сооружений, которым была крайне необходима защита в виде каменных стен. Первое упоминание о них встречается в послании Туровского епископа Кирилла к архимандриту Василию: «Тебе Бог даровал построить каменную стену вокруг Лавры, где жилища святых, келий преподобных». «Киевский синопсис» сообщал, что «монастырь окрест каменными стенами обведен бысть на два стрельбища, в толстоту же, или в ширину каменна стена бяше на сажень, и врата каменны еже, идеже ныне Церковь Троицы Пресвятой». В подтверждение этих слов в 1951 г. в старом монастырском саду обнаружили остатки фундаментов крепостной стены, разрушенной татаро-монгольским нашествием в 1240 г. Стену исследовали на 135 м, ее ширина составляла 2,2 м.

В смиренной обителе преподобный Илья молился, вел размеренный, аскетический образ жизни. Это подтверждается записью в рукописи 1667 г.: «Здесь лежат мощи преподобного Илии Муромца, богатыря и воина великого, который, пришовши потом в чувство, вспомнил себе иж воинство есть ремесло неспасенное... постригся в иночество, если его кто утешал лишь абы не плакал, отповедал - много я крови пролил невинной, треба ей слезами омети» (История русской литературы. - М., 1902. Т. III. - С. 103.).

Впрочем, целиком отречься от мира ему не удалось, так как вражеские нападения на стольный Киев в конце XII в. были довольно частым явлением. Монахам не раз приходилось с оружием в руках становиться на защиту своей обители и города. Богатырская сила не оставляла преподобного Илью до последнего дня.

Примером этому может служить подвиг, записанный Э.Лясотой, за который Муромец получил Чоботка. Не впервые Илье обороняться таким необычным оружием. В одной из былин, схватил он с головы шапку (шлем) и разбил ею разбойников без числа: И стал он тут шлемом помахивать, Как в сторону махнет - так тут и улица, Как в другую махнет - так тут и переулочек.

Преподобный Илья Муромец погиб в 1203 г. во время нападения объединенных войск Рюрика Ростиславича и половцев на стольный Киев..

Былинный богатырь верой и правдой служил киевскому князю, отдал жизнь за стольный Киев, за родную обитель. Последний его подвиг - еще одно доказательство безграничной преданности православной вере, своему народу, родному городу.

Трудно себе представить, что народная память оставила о нем только эпические сказания и не зафиксировала имя героя в топонимике древнего города.

К.Аксаков (Собрания сочинений. Т. 1. - С. 336.) писал, что память о богатырях Владимирова цикла сохранилась в названиях острова Муромца на Днепре и урочища Чуриловщина под Киевом. Подтверждение уважения минувших поколений киевлян к образу Ильи Муромца можно найти на старинных и современных картах Киева. Его именем был назван целый остров и урочище на нем. Сейчас это любимое место отдыха киевлян.

Преподобный Илья Муромец погиб более 800 лет назад, но память о нем жива по сей день на безкрайних просторах православного мира. В Украине и России вы не найдете ни одного человека, который бы не слышал о святорусском богатыре, его знают и стар, и мал. Очередным признанием заслуг святого Ильи Муромца перед Православием стало учреждение церковного ордена его имени.

Там, на верху бушуют страсти XXI века; здесь, под толщей земных пород, время навсегда остановилось. Тут властвует XII столетие, золотой век Киевской Руси.

Вот и цель моего визита в катакомбы Киево-Печерской Лавры. Снова останавливаюсь перед гробницей, надпись у изголовья которой гласит: «Илья из града Мурома». В мозгу мгновенно возникает до боли знакомый с детства образ могучего былинного витязя.

Сомнений больше нет, есть только твердая уверенность, что передо мной тот самый святорусский богатырь Илья Муромец .


Илья Муромец (полное былинное имя - Илья Муромец сын Ивана.) - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.
Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: "Илья Муромец и Соловей-разбойник", "Илья Муромец и Идолище Поганое", "Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром", "Бой Ильи Муромца с Жидовином". Большинством историков считается, что родина Ильи Муромца - село Карачарово под Муромом (Большинство былин про Илью Муромца начинаются со слов: "Того ли города онъ Муромля, Изъ того ли нунь села да Карачаева..." По данным некоторых историков Российской Империи и современных украинских историков его малой родиной было древнее селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев. Данное заключение основывается на возможности слияния в народном эпосе образа Ильи Муромца с преподобным Илией Печерским.

Былинная биография Ильи Муромца

Большое число сюжетов, посвящённых Илье Муромцу, даёт возможность представить в более или менее цельном виде биографию этого богатыря (как представлялась она сказителям).
Согласно былинам, богатырь Илья Муромец до 33-х лет (возраста, в котором погиб и воскрес Христос) "не владел" руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев (или калик перехожих). Кто они - во всех советских изданиях опущено; в дореволюционном же издании былины считается что "калики" были Христос с двумя апостолами. Калики, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: "Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище". Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы же велят Илье выпить воду. Илья выпил и выздоровел, после второго питья ощущает в себе непомерную силу, и ему дают выпить третий раз, чтобы уменьшить её. После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. После, Илья прощается со своими родителями, братьями и родными и отправляется "к стольному граду ко Киеву" и приходит сперва "к тому камени неподвижному". На камне был написан призыв к Илье сдвинуть камень с места неподвижного. Там он найдёт коня богатырского, оружие и доспехи. Илья отодвинул камень и нашёл там всё, что было написано. Коню он сказал: "Ай же ты конь богатырской! Служи-ка ты верою-правдою мне". После этого Илья скачет к князю Владимиру.

Исторический прототип

Дополнительная информация

Дата смерти, если взять основную теорию (силач Чобиток из Мурома), - 1188.
Возраст (по экспертизе мощей святого Ильи Муромца) - 40-55 лет.

Родина Ильи Муромца

Версия-1 (большинство историков) - село Карачарово под Муромом.
Версия-2 (По данным некоторых историков Российской Империи и современных украинских историков) - селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев.
Рассмотрим современную карту.

Версия-1.


Село Карачарово под Муромом (микрорайон города Мурома Владимирской области, ранее село на южной окраине Мурома). Расстояние до Чернигова по современным дорогам (через Москву) - 1060 км. Доспехи, оружие и коня Илья получил скорее всего в Москве. По современным дорогам расстояние Муром - Москва - 317 км, Москва-Чернигов - 738 км.
Первым достоверным летописным упоминанием считается указание Ипатьевской летописи на субботу 4 апреля 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий (1090-е годы - 15 мая 1157 года) принимал в городке под названием Москов своих друзей и союзников во главе с новгород-северским князем Святославом Ольговичем. В 1156 году здесь были построены новые деревянные укрепления.

Версия-2.


Селение Моровийск на Черниговщине (современное село Моровск, Козелецкого р-на, Черниговской обл. Украины), что ведет из Чернигова в Киев. Расстояние до Чернигова - 62 км по современным дорогам. Моровск-Киев - 94 км. Чернигов-Киев - 149 км.
Вопрос - Если ехал он в Киев к князю Владимиру, то зачем такой крюк делать? Чтобы отогнать врагов от Чернигова? Тогда где взял он воинскую справу? Неужели доспехи, оружие и конь, которые стоили целого состояния, под каждым камнем валялись?
К какому князю Владимиру ехал Илья Муромец?
Если исходить из даты смерти (1188г.) и возраста (50 лет), то дата рождения Ильи Муромца - 1138г. Тогда год исцеления (в 33 года исцелился)- 1171г. Тут необходимо внести корректировки на срок реабилитации - не сразу же ведь после 33 лет "сидения" стал богатырем. Также надо учесть, что приобретение воинских навыков не в одночасье приходит. Это еще несколько лет. Но в целом можно пока учитывать эти даты.
В 1171 году в Киеве престол занял князь Владимир Мстиславич - личность неоднозначная.
Владимир Мстиславич (1132 - 30 мая 1171) - князь Дорогобужский (1150-1154, 1170-1171), князь Владимиро-Волынский (1154-1157), князь Слуцкий (1162), князь Трипольский (1162-1168), великий князь Киевский (1171). Сын Мстислава Владимировича Великого от второго брака, Мачешич.
В 1171 г. после смерти Глеба Юрьевича Давыд и Мстислав Ростиславичи позвали своего дядю Владимира на великое княжение в Киев. Тайком от Ярослава Изяславича и от Андрея Боголюбского Владимир приехал в Киев, оставив Дорогобуж сыну Мстиславу. Андрей Боголюбский потребовал от Владимира покинуть Киев. Владимир умер, княжив менее трех месяцев, не дождавшись насильственного изгнания с великого стола.

Заключение

Если учесть, что Илья Муромец принял постриг до 1182г. (до 44 лет), то за 10 лет он совершил немало ратных подвигов, что о нем сложили столько былин:
Обретение силы Ильёй Муромцем(Исцеление Ильи Муромца)
Илья Муромец и Святогор
Илья Муромец и Соловей-разбойник
Илья Муромец и Идолище
Илья Муромец в ссоре с князем Володимиром
Илья Муромец и голи кабацкие(редко существует в виде отдельного сюжета, обычно прикрепляется к сюжетам о ссоре с Владимиром)
Илья Муромец на Соколе-корабле
Илья Муромец и разбойники
Три поездки Ильи Муромца
Илья Муромец и Батый-царь
Илья Муромец и Жидовин
Илья Муромец и Тугарин (о жене Ильи Муромца)
Илья Муромец и Сокольник
Илья Муромец, Ермак и Калин-царь
Камское побоище
Илья Муромец и Калин-царь
Поединок Добрыни Никитича с Ильёй Муромцем
Илья Муромец и Алеша Попович

Яркая была личность! Богатырь!