Что такое личность человека? Дуальность. Дуальность - это основное условие земных уроков человека

ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ. ДУАЛЬНОСТИ

Выход за пределы дуального ума (дуального восприятия)

Цели первого уровня:

1. Дать человеку простые и эффективные техники для самостоятельной работы.

2. Научить пользоваться ими для решения проблем.

3. Привести к некоторому пониманию дуального (двойственного) строения человеческого ума.

4. Получить хороший результат применения техник, убрав, по крайней мере, остроту своих основных проблем.

5. Улучшить способность принимать КАК ЕСТЬ .

ТЕОРИЯ

ДУАЛЬНОСТИ

Все техники первого уровня (указанные на этой странице) построены на использовании дуальностей.

Дуальность (двойственность, дихотомия) – это пара противоположностей (полярностей, полюсов) в уме человека . Например, добро и зло, любовь и ненависть, хорошо и плохо. Дуальностей огромное количество, и у каждого свой набор. Есть более общие и абстрактные, как те, что я перечислил (они актуальны для большинства людей), и более индивидуальные, конкретизированные, которые для одного весьма актуальны, а для другого вообще не имеют значения.

Все дуальности существуют исключительно в уме человека. Один полюс дуальности противоположен другому (дополняет его, уравновешивает) – но только в уме человека.

Весь ум (включая подсознание) построен на базе дуальностей. Любое понятие в уме человека имеет свою противоположность. Часто это выражается просто с помощью отрицания. Например «купить газету – не купить газету», «выйти замуж – не выйти замуж», «горячее – не горячее». Последняя дуальность демонстрирует, что конкретное понятие может иметь несколько противоположных. То есть «горячее» имеет уже две противоположности: «не горячее» и «холодное». Кто-то согласится с этим, кто-то нет – потому что у каждого свой набор дуальностей , с которыми человек согласился в процессе жизни.

Следует понимать, что если какая-либо дуальность для вас реальна или актуальна, то это потому, что когда-то вы ее сами создали, либо согласились с ней (согласились, что она имеет место). Согласиться с дуальностью означает создать ее для себя. Это тоже ваше творение, даже если вас принудили или убедили ее создать. Поэтому никогда не забывайте, что творец дуальностей – вы сами . Это ускорит работу. Когда вы прорабатываете дуальность, вы выходите за пределы дуального ума.

Все, что существует в уме (и подсознании), держится там исключительно за счет существования дуальностей. Дуальности – это основа, на которой наслаивается опыт. Так устроен ум (далее под словом ум я также буду подразумевать и подсознание , потому что оно тоже построено на дуальностях).

Работая с крайними точками дуальности (с полярностями), вы затрагиваете весь материал, находящийся между ними! Это наиболее эффективно. Менее эффективно (но оправданно в некоторых случаях) – работать с единичными эпизодами из жизни.

Пример нахождения дуальности. Допустим, на вопрос «чего я хочу?», я нахожу ответ «иметь свой бизнес». Таким образом, «я хочу иметь свой бизнес» — это половина моей актуальной дуальности. Теперь надо найти вторую половину, противоположную, противостоящую. Часто она образуется за счет отрицания, с помощью частицы «не». В итоге я получаю готовую дуальность «я хочу иметь свой бизнес – я не хочу иметь свой бизнес». Прежде чем запускать ее в работу, нужно убедиться, что дуальность сформулирована наиболее правильно. Возможно, правильнее будет так: «я намерен иметь свой бизнес – я намерен не иметь свой бизнес», или так: «я должен начать свой бизнес – я не должен начинать свой бизнес». Смысловые оттенки разные, поэтому и выбрать нужно наиболее соответствующий. Следите за тем, чтобы второй полюс был абсолютно противоположен первому. «Я хочу иметь свой бизнес – я не очень хочу иметь свой бизнес» — это неправильная формулировка, т.к. второй полюс не является полностью противоположным (он где-то между крайними точками). Неправильно сформулированная дуальность даст меньше результатов, или вообще не даст.

Все, что для вас актуально, может быть сформулировано в виде дуальности и проработано.

Отвечая на приведенные вопросы, вы найдете множество своих убеждений. Любое убеждение или суждение имеет свою противоположность, образуя дуальность, и прорабатывается как любая другая дуальность. Вы не сможете полностью разделаться с убеждением, не затрагивая его противоположность.

СПИСОК ДУАЛЬНОСТЕЙ

Итак, ответив себе на вопросы и письменно составив список ваших дуальностей (очень рекомендую), выберите то, что наиболее актуально (беспокоит или интересует), и начните работу с этим. Со временем список будет пополняться новыми дуальностями, а старые, проработанные, будут вычеркиваться. Каждый раз выбирайте наиболее актуальную дуальность, и работайте с ней.

Само по себе составление и пополнение списка имеет терапевтический эффект, так как позволяет увидеть картину как набор дуальностей, а не отдельных полюсов. Вы сразу же почувствуете разницу, и это будет полезно. Кроме того, этот список останется в вашем уме; и в жизни, когда вы будете иметь дело с каким-либо полюсом из списка, вы будете также видеть и противоположный полюс, что немного удержит от погружения (интроверсии) в один из них.

ПРАКТИКА

А здесь я приведу парочку эффективных техник (упражнений, процессов), с успехом опробованных на себе и других. Их достаточно для целей первого уровня. Они полностью адаптированы для самостоятельного применения, и сравнительно быстро выводят сознание за пределы дуального ума.

Для проработки каждой дуальности нужно будет выбирать наиболее подходящую технику. Если вам кажется, что конкретная дуальность может быть проработана любой техникой, выбирайте любую. У каждой техники есть свои плюсы и свои минусы. Разберетесь.

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЮСОВ

Суть заключается в поочередном создании и удержании вниманием полюсов.

1. Создай идею, что ________ (полюс 1) и удерживай ее.

2. Создай идею, что ________ (полюс 2) и удерживай ее.

«Создать идею» означает сделать эту идею существующей или подумать эту мысль. Желательно удерживать ее хотя бы несколько секунд , что поначалу может оказаться весьма затруднительным занятием – поскольку будет всплывать материал из прошлого, связанный каким-либо образом с удерживаемым полюсом. К концу проработки дуальности удерживать полюса станет легко, без неприятных ощущений – ничего всплывать уже не будет.

Удерживая идею, старайтесь прочувствовать ее максимально!

Делаем поочередно 1, 2, 1, 2, 1, 2 и т.д., принимая КАК ЕСТЬ любой вываливающийся из ума мусор, и продолжаем до конечного результата.

Это очень простая техника для проработки дуальностей, но вместе с тем довольно мощная. В своей практике я часто ее использовал, и всегда с хорошим результатом. Для большинства дуальностей она подходит идеально.

Примеры дуальностей:

1. Создай идею, что ты причина всего в своей жизни.

2. Создай идею, что ты следствие всего в своей жизни.

1. Создай идею, что ты особенный.

2. Создай идею, что ты такой же, как все.

1. Создай идею, что судьба есть.

2. Создай идею, что судьбы нет.

Примечание. Старайтесь при создании идеи наделять ее абсолютной уверенностью, насколько это для вас возможно, — это более эффективно. То есть, к примеру, если вы создаете мысль «судьба есть», то пусть эта мысль звучит уверенно, безо всяких сомнений. Затем так же уверенно «судьбы нет».

Вы прорабатываете первый полюс, затем второй, снова первый, снова второй, и так до конечного результата.

УПРОЩЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОЛЮСОВ

(Для тех, кому очень трудно дается вышеприведенный вариант)

1. Создай идею, что ________ (полюс 1).

2. Создай идею, что ________ (полюс 2).

Просто поочередно 1, 2, 1, 2, 1, 2 и т.д. Не нужно удерживать идею, не нужно стараться прочувствовать ее. Вы создаете одну мысль, затем сразу же другую и так продолжаете до тех пор, пока это не станет намного легче.

Затем нужно вернуться к первоначальному варианту и поработать с дуальностями как следует.

ОПИСАНИЕ ПОЛЮСОВ

Берем лист бумаги, делим вертикальной линией надвое. Сверху в первой колонке пишем один полюс, во второй другой. Проводим горизонтальную черту под ними.

Ниже под каждым полюсом, описываем его – максимально подробно. Как будто вы пытаетесь объяснить ребенку, что означает каждая полярность, какое значение имеет для вас . Насколько это важно, замечательно, грандиозно, отвратительно или нежелательно и т.д.

Проводим еще одну горизонтальную черту под описанием полюсов.

Далее под каждым полюсом пишем абсолютно все, что у вас с ним связано: эмоции, мысли, планы, решения, ожидания, неожиданности, цели, удачи, неудачи, переживания, людей, осознания и т.д. Как правило, поначалу материал всплывает сам, только бери и пиши. Не нужно ничего фильтровать, никто этого читать не будет. Задача в том, чтобы исчерпать ВСЁ, что связано с каждым полюсом.

Старайтесь по возможности заполнять обе колонки равномерно. Делайте до конечного результата. Исчерпав материал, листы можно уничтожить.

Примечание. Не все дуальности будут «вычищены» этими техниками на все 100%, но от негатива почистят хорошо. Некоторые из дуальностей придется «добивать» техниками более высоких уровней. Смотрите также другие техники на страницах этого сайта.

Когда Вы испробовали все техники первого уровня, получили хороший результат, разрешили остро стоявшие проблемы, или, по крайней мере, значительно ослабили их воздействие, можно идти на 2 уровень.

Дуальность

Не знание дуальной природы этой реальности не освобождает вас от ее воздействия.

Этот мир основан на двойственностях, и вы никуда от этого не денетесь.

Для того, чтобы взлететь надо опуститься.

Воин Света обладает мечом разделяющим, чтобы ясно увидеть обе стороны двойственности, а, увидев, соединить их.

Успех

Успешный является таковым только на фоне неуспешного. Поэтому они есть две стороны одной медали.

Негатив и позитив

Негатив и позитив - две стороны одной медали. Как рука моет руку. Скажите, пожалуйста, какая из ваших рук моет другую руку? Из одного рождается другое. Как вы узнаете, что такое свет, если вы не знаете, что есть тьма? Само представление о свете исходит из представления о тьме, и наоборот. Они вместе, они связаны. Так что, если вы признаёте и отстаиваете только одну сторону, вы не поймете целое.

Недостатки и достоинства

Наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Одно без другого не может существовать.

Суждение

Ты можешь узнать, что такое медленно, только по отношению к тому, что быстрее.

Хороший и плохой

«Хорошая девочка» будет с «плохим мальчиком». Если «хорошая девочка» становится плохой, то «плохой мальчик» начнет становиться хорошим.

Выход

Выход из дуальности находится в ее середине и является вертикальным вектором, направленным вверх.

Усталость

Есть психическая и физическая усталость. Физическая снимается расслаблением тела или сном. Психическая усталость бывает очень сильной и может закончиться депрессией. Она связана с западением на одну из сторон двойственности.

Понимание

В трехмерной реальности, построенной по дуальным законам, вы не найдете понимания, оно невозможно. Оно возможно только в других, качественно более высоких, состояниях сознания. Но чтобы перейти к ним, нам надо оттолкнуться от того, что есть здесь, то есть от дуальности.

Айсберг

Любые двойственности, которые существуют в этой реальности, находятся во внутреннем мире самого человека. Активизируя двойственность, человек сознательно проявляет только одну из ее сторон. Но столь же сильна и другая ее сторона, которая находится в его подсознании. Это как айсберг, у которого есть видимая и невидимая части. Вы притягиваете партнера, видимая часть которого противоположна вашей видимой части. Это создает возможность увидеть обе части этой двойственности и выйти из нее через осознание.

Подсознание

Тот, кто вызывает у вас наибольшее эмоциональное чувство - приятное или неприятное, очень важен для вас, потому что с его помощью вы можете увидеть двойственность в самом себе, ведь он проявляет вашу подсознательную сторону.

Психологическая ловушка

Вы не можете выйти из психологической ловушки до тех пор, пока не поймете механизм ее действия. Для этого вам надо увидеть в самом себе дуальность, создавшую эту психологическую ловушку, увидеть две стороны этой двойственности и принять их как две равноправные части. Как только вы их примете, мгновенно окажитесь в «золотой средине» дуальности и сможете из нее выйти. Выход из дуальности находится в ее середине.

Нейтральность

Дуальность можно сравнить с магнитом, у которого есть плюс и минус, что создает сильное напряжение между ними, и вас притягивает либо к минусу, либо к плюсу, либо мотает туда и сюда. Уравновесившись в середине, вы станете нейтрально заряженным и пройдете, не притягиваясь ни к одному из полюсов дуальности. Вот что необходимо обрести внутри самого себя - нейтральность по отношению к любым двойственностям. Ваши проблемы - это одна или несколько двойственностей, части которых тянут вас в разные стороны. Это и есть ваши уроки. Прежде всего, надо определить двойственность или ловушку, в которую вы попали. Другой человек, включённый в вашу проблему, как правило, выражает ее противоположную сторону. Гармонизировать с ним отношения, принять его, быть ему благодарным - значит достичь нейтральности внутри себя, то есть решить вашу проблему.

Дуальность веры

Человек - это своеобразное существо: ему нужно верить во что-то. Причем, любая вера основана на определенных убеждениях, которые отражают только одну сторону дуальности. Тогда убеждения, отражающие противоположную сторону этой дуальности, становятся для человека тем, с чем он будет бороться, отстаивая свою веру.

Дуальность социума

Борьба в социуме возникает между организациями, выражающими противоположные взгляды, то есть представляющими противоположные стороны определенных двойственностей. Например, борьба ислама и христианства, капитализма и коммунизма, преступников и полицейских и так далее.

Разведение дуальности

Набор человеческого опыта идет за счет разведения человеком противоположных сторон двойственностей, входящих в структуру его личности. В процессе самоисследования эти двойственности становится всё более и более ярко выраженными, и их можно осознать.

Активизация двойственностей

Активизация двойственности происходит через сознательное отождествление с одной из ее сторон и подсознательное отождествление с другой ее стороной.

Активизация двойственности - это увеличение интенсивности напряжения между ее противоположными сторонами, которое переживается как страх и приводит к усилению борьбы между ними.

Активизация двойственности приводит к увеличению амплитуды колебаний между ее противоположными сторонами, то есть человек начинает усиливать физическую реализацию программ как одной, так и другой стороны дуальностей своей личности.

Осознание дуальности

Только через осознание дуальной природы своей личности человек может выйти на более высокий уровень сознания, из которого он может наблюдать за игрой двойственностей в своей личности.

Осознание личности

Наш процесс идет через проживание и видение в себе различных двойственностей, формирующих характер нашей личности.

Закон

Вам необходимо понять основной закон работы двойственностей, если такое понимание начинает входить в вас, то вы имеете возможность осознавать себя.

Необходимое знание

Если вы не знаете о дуальном устройстве этой реальности и своей личности, то не сможете осознавать себя, то есть видеть себя таким, какой вы сейчас есть.

Есть много практик, конфессий, теорий, взглядов, но они не дают полного видения самого себя, так как каждая из них порождена определенными двойственностями.

Для того чтобы за одну жизнь выйти из всех дуальностей данной реальности, надо иметь знание, позволяющее это делать, и реализовать его в себе через собственное его проживание, то есть свой опыт.

Падение

Человек отделил себя от Духа, то есть от Бога, и попал в дуальность личности и обусловленного ума.

Шкала двойственности

Овладеть всей шкалой двойственности можно только через принятие в себе ее противоположных сторон.

Обусловленный ум

Человек видит своим обусловленным, фрагментарно воспринимающим умом, то есть он видит только то, что разрешает ему видеть его ум. Он не видит целостно то, что есть на самом деле, а видит только реальность, ограниченную его обусловленным умом.

Проблема

Когда мы полностью осознаём какую либо дуальность, на которую запрограммирован наш ум, мы устраняем напряжение между ее противоположными полюсами, то есть нейтрализуем ее. Остается просто память о том, что было связано с ней в нашей жизни, но она уже не переживается как проблема. Она, можно сказать, уже разминирована. Проблема перестает быть проблемой, остается только память о ней.

Решить проблему можно, только выйдя за уровень дуальных представлений, породивших ее. Но для этого надо осознать в самом себе, как рождаются ваши проблемы, через видение механизма функционирования дуальностей.

Если вы видите у себя некую проблему, то ищите противоположную сторону двойственности, которую вы не признаете и тем самым поддерживаете и укрепляете свою проблему.

Понимание

Для того чтобы понимать, услышанное или прочитанное, надо знать, о каких двойственностях этот материал. Понимать это очень непросто, для этого надо начинать видеть своей личности.

Парадоксальное мышление

Мыслить парадоксально, значит, видеть во всём, что здесь происходит, игру дуальностей.

Парадоксальное мышление - это целостное мышление. Его трудно выразить в существующей сейчас системе языка, так как в нём нет, и не может быть понятий, обозначающих недвойственное состояние.

Глупый - умный

«Глупый» и «умный» - это просто определения вашего ума.

Выход

Если вы выходите за рамки двойственных представлений, то вас уже ничего не может задеть, при этом вы видите всё так, как оно происходит на самом деле.

Духовный серфингист

Просто скользите на гребне двойственности.

Будьте серфингистами на волне своих переживаний и получите огромное удовольствие, скользя по их гребням.

Точки зрения

Парадокс дуальной реальности заключается в том, что ни одна из существующих в ней точек зрения не является истиной.

Принцип дуальности

Для того чтобы увидеть, как здесь всё происходит, надо понять дуальность этого мира. Здесь всё совершается по принципу двойственности. Одна часть двойственности перетекает в противоположную, создавая напряжение и раскачку, как при катании на качелях. Любые процессы, какие бы мы ни взяли: физиологические, политические, экономические, религиозные, следуют принципу дуальности.

Конфликт

Конфликт - это борьба противоположных сторон дуальности.

Война

Война противоположностей будет продолжаться до тех пор, пока вы не увидите взаимодействие полярностей в самом себе.

Процесс

Основной целью нашего Процесса является выход из дуального восприятия.

Положительное и отрицательное

В двойственной реальности невозможно быть только положительным или только отрицательным. Мы есть и то, и другое одновременно. Увидеть это в себе, значит, выйти за пределы двойственного восприятия.

Святые и злодеи

Злодеев создают святые, и наоборот.

Выше и ниже

Чем выше поднимаетесь, тем ниже опуститесь. Это так, пока вы находитесь в двойственности.

Мы это противоречие

Если мы отождествились с одной стороной полярности, то мы заведомо лжем, мы не можем не лгать. Мы называем это правдой, но это правда одной стороны полярности, а правда другой стороны - противоположная. И только понимание того, что в нас одновременно существуют две противоречивые идеи, может привести к просветлению. И то правда, и другое правда, хотя они взаимоисключающие, но и та, и другая существуют, и в той, и другой ты находишься, не видя этого.

Истина

Истина в том, что существуют две противоположные стороны полярности, и они составляют одно целое. Только увидев и признав это в себе, мы можем выйти на качественно иной уровень сознания. Непонимание этого держит нас в распятии на кресте трехмерной реальности. Истина многомерна, что обусловленный ум никак не хочет принять, тем самым, ограничивая наше восприятие.

Увидеть дуальность

Вам надо увидеть дуальность, которая присутствует в ваших представлениях о себе, других и мире.

Человек - три в одном

Вхождение в дуальный мир сопровождается отделением тела-ума от Души, то есть потерей памяти о самом себе как триедином существе.

Выход там же, где вход

Выйти к единству, целостности, безусловной любви и осознанию можно только через их противоположность, проживание которой и есть наш основной опыт присутствия в данном мире.

Гармония

Гармония достигается через уравновешивание полярностей внутри себя.

Отождествление

Выйти из отождествления с чем-либо можно, только видя обе стороны двойственности, породившей это отождествление.

Двойственность (дуальность) ума и материального мира

Проработка дуальностей и выход за пределы ума

Первое, что должен знать человек об уме - это то, что он им (умом) не является. Душа или сознание - не есть ум, но из-за отождествления с умом складывается именно такое впечатление, и это отождествление само по себе является результатом деятельности ума. Как душа (сознание) не является телом, так же она не является и умом. Сознание - это то, что воспринимает (или осознаёт) ум и тело, и каждый человек в основе своей является этим сознанием, .

Чтобы выйти из-под влияния и контроля ума, нужно перестать с ним отождествляться, а для этого нужно понять двойственную природу ума, о чем мы сейчас и поговорим.

Ум имеет такую же двойственную природу, как и весь этот материальный мир , состоящий из противоположностей. Например, жарко-холодно, светло-темно, добро-зло, правильно-неправильно и т.д. Все эти двойственности существуют в материальном мире, поэтому также отражены в уме индивида, и человек, хочет он того или нет, подвержен влиянию этих двойственностей.

На что вы направляете внимание, туда и устремляется ваш ум, так как ум движется вместе с вниманием. Если вы направляете внимание на негатив, ум этот негатив впитывает и начинает об этом думать, поэтому полезно уравновешивать позитивом. Например, если случилось неприятное событие, посмотрите на это с другой точки зрения - вы ведь не знаете, к чему ведет это событие. Возможно, именно благодаря этому плохому событию в вашу жизнь придет успех и счастье. Черная полоса не может длиться вечно, если, конечно, вы не думаете постоянно о плохом, не давая таким образом притянуть в свою жизнь что-нибудь хорошее.

Всё, что появляется в нашей жизни, берет свое начало в уме ; если мы думаем о негативном - притягиваем негатив. Думаем о позитивном - притягиваем позитив. Поэтому неправильный подход «я против войны, голода и т.п.», потому что таким образом в вашем уме постоянно крутится война, война, война, голод, голод…, и вы это притягиваете. Правильный подход - «я за мир и благополучие», и чем больше вы концентрируетесь на мире и благополучии, тем больше мира и благополучия входит в вашу жизнь. Чем более активно вы выступаете против какого-нибудь зла, тем больше в вашем уме собирается этого зла, оно обрастает подробностями, формируется, и рано или поздно это зло постучится в вашу собственную дверь и скажет «Вы меня вызывали, вот я и пришло. Теперь я с вами».

На чем вы концентрируете свое внимание, то и притягивается в вашу жизнь. Так можно контролировать ум и свою жизнь в материальном мире. Нужно научиться переключаться на позитивный полюс и не погружаться в негатив, а еще лучше - занимать нейтральную позицию, абсолютную толерантность, но это уже уровень мудрецов. Они знают, что «добро» и «зло» - это относительные понятия, существующие лишь в уме человека, причем именно для этого человека. Такие люди находятся выше двойственностей ума, они живут на платформе разума, это выше. И это свобода от влияния и контроля ума. Нужно хорошо понять и устройство человека вообще, включая понимание души и , и благодаря этому знанию мы можем избегать нежелательного и строить свою жизнь так, чтобы не жалеть потом о глупо прожитых годах.

Двойственности - это крайности, а человек, попадающий из крайности в крайность, не может быть спокойным, не может быть счастливым, он всегда напряжен, вынужден отстаивать ту или иную крайность, полярность (один из полюсов дуальности). Ум движется , такова его природа, он не может остаться посередине.

«Серединный путь» Будды - это состояние не-ума, это баланс, нейтральное состояние, это нахождение посередине двойственности, а не в каком-то ее полюсе. Это нулевая точка, точка разума, это бытие вне ума.

Как выйти за пределы дуального ума

Духовная жизнь начинается, когда человек выходит за пределы дуального ума, выходит из двойственности, перестает судить «хорошо» или «плохо», опираясь на свойства ума принимать или отвергать в зависимости от того, нравится или не нравится. Конечно, уму продолжает что-то нравиться или не нравиться, но так как человек перестал себя отождествлять с умом, он вышел из-под его влияния и перестал судить о вещах на основе симпатий или антипатий двойственного ума.

Контроль ума начинается с уравновешивания полюсов, что значит не залипать в одном полюсе надолго. Просто увидьте второй полюс, противоположную полярность, и осознайте себя душой или сознанием, которое находится вне их обоих (если вы видите обе полярности, значит вы, соответственно, не являетесь ни одной из них).

Ум человека склонен к самообману. Он говорит: «Чтобы стать счастливым, я должен купить то, съездить туда, сделать это, пятое, десятое». Конечно, это не приносит длительного счастья, лишь временное удовольствие, неизбежно сменяющееся разочарованием. И не все могут осознать, что ум обманывает сам себя, раз за разом, бесконечно. Люди продолжают гоняться за материальными удовольствиями этого бренного мира, думая «в этот раз я точно получу счастье!» и получая в награду немного удовлетворения, за которым неизбежно следует очередное разочарование и , так как материальные удовольствия и страдания есть две стороны одной монеты. Нельзя взять только одну сторону монеты: если ты хватаешь одно, ты автоматически получаешь и другое.

Вырваться из порочного круга двойственного ума - задача не из легких. Для этого нужно развивать разум, изучать мудрость, анализировать. А когда человек зациклен на материальном, ему не до этого. Многие даже не понимают, зачем вообще нужно выходить из двойственностей ума, они верят, что могут в материальном мире найти настоящее счастье, которое не повлечет за собой разочарование и страдания. В таком случае человек должен настрадаться «под завязку» и настолько разочароваться в материальном мире, что у него не останется никаких надежд найти в нем настоящее счастье. И тогда он начинает искать выход в эзотерике, читая соответствующие книги, слушая мудрецов и пробуя различные техники и практики.

Проработка дуальностей

Есть специальные техники для работы с умом, они основаны на проработке дуальностей (двойственностей) и предназначены для того, чтобы вытащить внимание человека, которое застряло (сильно погрузилось) в одном из полюсов дуальности. Существуют техники, предназначенные для работы в паре (схема психолог-клиент), что проще на начальных этапах работы с двойственностями ума, а также техники, адаптированные для самостоятельного применения, они описаны в статье «Проработка дуальностей - выход за пределы дуального ума » - это техники проработки дуальностей (полярностей) первого уровня (см. подробнее в статье по ссылке).

Используя такие техники, внимание человека высвобождается из полюса (полярности), в которой оно застряло, и таким образом человек обретает спокойствие, нейтральное состояние, "состояние не-ума" - как говорил Ошо. Техники проработки дуальностей универсальны и легко применимы ; они освобождают человека от накопленного негатива, ложных убеждений, фанатизма в той или иной сфере деятельности, а также сопутствующих психологических проблем, стрессов, депрессий и болезней, то есть от всех последствий застревания в одном полюсе двойственности.

Избавляясь от влияния двойственности ума, человек автоматически избавляется от влияния двойственности материального мира , потому что эти два явления напрямую взаимосвязаны и взаимозависимы - одно без другого не существует. Однако, несмотря на то, что эти техники освобождают и позволяют «держаться на плаву жизни», следует помнить, что они являются не целью, а средством, так как конечной , а не комфортное существование в этом физическом мире.

Выход за пределы ума позволяет человеку сосредоточить внимание на самом важном занятии - самопознании, познании своей вечной блаженной духовной природы.

Статья написана по материалам ведических лекций Серебрякова, в частности на основе лекции «Двойственная природа ума» из семинара «Тайны ума»; также использованы другие эзотерические тексты.

Вы можете почитать сотни удивительных отзывов о проработке дуальностей - на сайте автора по ссылке выше. Читая успехи других людей, испробовавших эти несложные техники, приходишь к выводу, что практически любая жизненная проблема может быть решена, если проработать ее описанным образом. Попробуйте и вы, вам понравится!


Обсудить на форуме эзотерики :

сложные физические системы, такие как звезды, горы и деревья, состоят из элементарных физических частиц.

Другая сущность по своей природе ментальна. По определению, «ментальное» – это нечто нефизическое, нечто скорее принципиально отличное от физического, нежели его часть или разновидность. Нет ясности в том, из чего именно состоит эта ментальная сущность, но представляется вполне естественным принять, что каким бы ни был этот «строительный материал», он такой же, как и тот, который образует нашу субъективную психологическую реальность. Следовательно, ментальность образована субъективными, качественными состояниями сознания, расположенными внутри ментального пространства,

в котором происходят осознаваемые события. Она непосредственно проявляется в наших ощущениях, восприятиях, мыслях, эмоциях, образах, субъективно переживаемых в потоке сознания. Как правило, нефизическую субстанцию изображают как некую призрачную ментальность, не зависящую не только от физической материи, но даже и от физических законов, которые правят физическим миром. Считается, что ментальность не поддается физическим измерениям и наблюдениям и, возможно, состоит из чрезвычайно деликатных, неосязаемых «атомов души», не похожих ни на какие физические частицы и существующих

в ментальном «пространстве души», лежащем за пределами физического пространства и времени.

Определение монизма

В отличие от дуалистических теорий все монистические теории исходят из того, что мир (Вселенная как единое целое) состоит исключительно из субстанции одного типа. Однако разные монистические теории расходятся в том, какова конечная природа этой фундаментальной субстанции. Согласно одним из этих теорий, сущность Вселенной материальна (материализм или физикализм), тогда как другие утверждают, что Вселенная состоит исключительно из ментальной субстанции (идеализм). Однако известны и теории, полагающие, что в своей основе Вселенная и не «ментальна», и не «материальна» (нейтральный монизм). В свое время мы вернемся к этим различиям, а сейчас более подробно рассмотрим дуалистические теории сознания.

Дуалистические теории сознания

Дуалистические теории считают само собой разумеющимся, что как физическая материя, так и субъективное сознание являются реальными феноменами, существующими независимо друг от друга. Они ничем не обязаны друг другу и существуют во Вселенной на равных. Просто они совершенно разные. Это – одна из привлекательных характеристик дуалистических теорий. Они демонстрируют одинаково уважительное отношение как к внешнему физическому миру, в основном принимая все естественные науки насколько это возможно, так и к нашему внутреннему, субъективному миру, признавая, что это особая реальность, находящаяся за пределами физической реальности.

Однако и дуалистическим теориям тоже присущи некоторые серьезные недостатки. Во-первых, они испытывают трудности, отвечая на вопрос, изкакого «материала» состоит нефизическая ментальная субстанция и где она располагается относительно физического пространства. Они говорят лишь о том, чем онане является: она не является физической. Но что значит быть нефизической или нематериальной? Если наше сознание основано на нефизической ментальной субстанции, тогда нам нужна проверяемая научная теория, описывающая и объясняющая точно, что такое ментальная субстанция, как она ведет себя и где ее можно найти. Следовательно, дуалистические теории не всегда способны

А. Ревонсуо. «Психология сознания»

предложить нам убедительные решения онтологических проблем, связанных с базовой природой сознания. Но еще хуже обстоят дела, когда они пытаются ответить на вопрос о взаимоотношениях: какие именно отношения существуют между нефизической ментальной субстанцией и физическим миром, такими как наш мозг и наше тело.

Если нам что-то и известно о связи между сознанием и физической реальностью, так это то, что, похоже, эти два мира гармонично сотрудничают друг с другом всякий раз, когда мы воспринимаем внешние объекты или выполняем преднамеренные действия. С одной стороны, сенсорные органы наших тел получают физическую энергию из внешнего мира и превращают ее в нейронные сигналы, которые каким-то образом трансформируются в субъективные ощущения и восприятие в нашем внутреннем психологическом мире. С другой стороны, мы формулируем мысли и строим планы и испытываем желания и пристрастия к чему-либо в своем сознании. Одним усилием воли мы можем заставить свои мышцы, конечности и тела передвигаться в физическом пространстве «под руководством» нашего сознания и намерения. Складывается впечатление, что взаимодействие сознания и физической реальности – это «улица с двусторонним движением»: сначала внешний мир «проникает» в наше сознание, которое благодаря этому воспринимает и ощущает его, а затем наше сознание обращается к внешнему миру и, таким образом, управляет поведением тела по своему желанию.

Как правило, дуалистические теории отличаются друг от друга тем, как они отвечают на вопрос взаимоотношений, а именно на вопрос о том, какие отношения существуют между нефизической ментальной субстанцией и физическим миром, в первую очередь между нашим мозгом и телом? Известны три основные альтернативы: интеракционизм, эпифеноменализм и параллелизм.

Интеракционизм

Как следует из названия этой теории, ее основная идея заключается в двустороннем причинном взаимодействии между внешней физической реальностью и субъективной психологической реальностью, или между мозгом и сознанием. Иными словами, физические стимулы во внешнем мире (например, электромагнитная энергия в виде света) сначала воздействуют на органы чувств (например, на сетчатку глаза), затем сигнал трансформируется в нейронные импульсы, которые поступают в мозг, в первую очередь – в зрительную зону коры в затылочной области головного мозга, после чего на какой-то стадии, покрытой тайной, физическая активация мозга приходит во взаимодействие с нефизической субстанцией, или сознанием, что позволяет нам получить субъективное переживание: мы видим. Это – причинный путь «снизу вверх», путь от физического входа до осознанного выхода. Причинный путь «сверху вниз», называемый также «ментальной причинностью», проходит в противоположном направлении от сознательного «входа» (мысль, желание или намерение совершить действие) до физического действия. Рассмотрим пример. Допустим, вы чувствуете внезапное сильное желание поесть шоколада. Это желание – осознанное переживание. Оно заставляет вас оглянуться по сторонам в поисках шоколадного батончика, быстро схватить его, сунуть в рот и вонзить в него зубы. Таким образом, осознанное переживание вызывает физические изменения сначала в вашем мозге, а затем и в нейронных импульсах, идущих от мозга к мышцам. В конце концов эти изменения приводят к физическим движениям вашего тела.

Часто в нашей повседневной жизни причинные пути «снизу вверх» и «сверху вниз» образуют интерактивные сенсомоторные петли. Наступив босой ногой на колючее растение, вы чувствуете боль и настоятельную потребность избавиться от нее. Потом вы пытаетесь определить болевую точку, смотрите на пораненное место и ощупываете его, а нащупав

А. Ревонсуо. «Психология сознания»

колючку, вы с облегчением выдергиваете ее. Прогуливаясь по засаженному клубникой полю

в поисках спелой красной ягоды и увидев такую (в результате нейронной активности по принципу «снизу вверх» от сетчатки глаза к зрительной коре, а далее в сознание), вы протягиваете руку, чтобы сорвать ее (в результате активности по принципу «сверху вниз», от осознанного восприятия и желания до явного физического действия).

Похоже, что причинное взаимодействие физического и нефизического миров протекает весьма гладко. Действительно, в нашей повседневной жизни нам вообще не приходится задумываться об этом. Как только мы открываем глаза, на нас начинают воздействовать физические стимулы, в результате чего возникают осознанные зрительные переживания. Мы используем свои физические тела для реализации наших намерений и для удовлетворения желаний, и, похоже, что все это работает без сбоев. Проблема заключается в том, чтобы объяснить, как именно два диаметрально противоположных мира – такие физические процессы, как нейрональная активность, и такие нефизические качественные вибрации души, как наши ощущения, мысли и желания, – вообще способны взаимодействовать друг с другом, не говоря уже о таком непосредственном взаимодействии. Иными словами, интеракционистский подход должен вооружить нас научной теорией, хотя бы предварительной, о механизмах взаимодействия двух миров.

Почему же тогда интеракционисты не предложили нам ни теории, ни хотя бы описания этих механизмов? Проблема заключается в том, что физический мир причинно замкнут

в себе, а нефизический мир, соответственно,причинно инертен (по крайней мере, по отношению к материальному). Причинная замкнутость физического мира означает, что физические события могут быть вызваны только другими физическими событиями и способны вызвать дальнейшие события, имеющие исключительно физическую природу, посредством чисто физических механизмов. Причинная обусловленность (причинность) требует механизмов, обладающих такими физическими свойствами, как масса, энергия, силовые поля, физическое движение в физическом пространстве и т. д. Причинная инертность сознания означает, что наши переживания, если они абсолютно нефизические, вовсе не обязательны для того, чтобы произошло какое-либо физическое событие, и их природа такова, что они не могут повлиять решительно ни на что в физическом мире, включая и нейронную активность в нашем мозге. Если сознание состоит из призрачной ментальной субстанции, значит, оно, как и призраки-прототипы, должно просто плавно перемещаться через все материальные предметы, не оказывая на них никакого влияния!

Проблема, с которой сталкивается дуалист, такова. Чтобы причинно взаимодействовать с физическим миром (например, с мозгом), некая сущность должна как минимум обладать некоторыми физическими свойствами. Следовательно, ментальная субстанция должна, в конце концов, иметь какие-то физические свойства, чтобы оказывать какое-то влияние на активность нашего мозга. Однако для дуалиста сознание по определению является чем-то нефизическим. Как нечто абсолютно нефизическое, лишенное массы, энергии, движения, силы тяжести, протяженности в пространстве, местоположения и всех мыслимых физических свойств, может вызвать какие-либо изменения в таком объекте физического мира, как мозг? Как именно ментальная субстанция оказывает физическое влияние на мозг и реализует физическое проявление своей свободной воли? Это тайна за семью печатями. До тех пор, пока не появятся убедительные научные гипотезы о механизмах взаимодействия души и мозга, интеракционизм остается чисто метафизической спекуляцией, имеющей значение исключительно для философии, но не играющей никакой роли в эмпирической науке о сознании.

Проблема, связанная с объяснением природы двустороннего взаимодействия сознания и мозга, – не единственная проблема интеракционизма, хотя, возможно, и самая трудная. Другие проблемы возникают, когда мы пытаемся «встроить» дуалистический

А. Ревонсуо. «Психология сознания»

взгляд на сознание в научное представление о мире, сформированное благодаря другим отраслям эмпирической науки, в том числе историей эволюционного учения (филогенезом), индивидуальным развитием (онтогенезом) и нейропсихологией. На каком этапе эволюционного развития нематериальная ментальная субстанция впервые оказалась причинно связанной с биологическими организмами? Как и почему это произошло, если исключить божественное вмешательство? Когда у первого живого создания появилась душа и оно превратилось в мыслящее существо, способное «видеть свет» и ощущать свое собственное существование? Предположительно, до этого величайшего в истории жизни на Земле момента каждое существо на этой планете было зомби, полностью лишенным сознания, простым биологическим механизмом без какой бы то ни было ментальной жизни. Аналогичный вопрос может быть задан и о человеческом зародыше или младенце: когда, как и почему возникает связь между ментальной субстанцией и его развивающимся мозгом? Когда младенец впервые «видит свет» или ощущает собственное существование?

Считается, что сама по себе ментальная субстанция способна превратить биомеханических зомби в мыслящие существа, обладающие внутренней субъективной жизнью. А это значит, что есть насущная потребность найти ответы на вопросы, касающиеся возникновения внутренней жизни в процессе эволюции и развития ребенка.

бы признать таким радикальным поворотным пунктом, или представить себе какой-то механизм, способный объяснить, как все это произошло. Все изменения, которые мы можем объективно зафиксировать на эволюционном пути, представляются чисто физическими, химическими и биологическими и образуют плавный, непрерывный континуум. С позиции биологии место, в котором душа якобы оказалась связанной с мозгом, представляет собой произвольную точку в континууме, в которой непостижимая сила связала вместе душу и мозг.

Другая проблема, с которой сталкивается дуалист, связана с нейропсихологией. Сегодня нам известен ряд неврологических расстройств, при которых повреждения ткани мозга или его функций, возникшие в силу разных причин, вызывают серьезные изменения сознания и личности. Вследствие мозговой травмы больной может частично утратить способность воспринимать, чувствовать изменения телесного образа или даже иметь внетелесные переживания, утратить память обо всей своей жизни или столкнуться с такими изменениями темперамента и личности, которые превращают его в совершенно другого человека. Следовательно, складывается впечатление, что структура и содержание субъективной психологической реальности должны напрямую и полностью зависеть от структуры и функций мозга (более подробно этот вопрос будет рассмотрен в разделе, посвященном нейропсихологии и сознанию, главы 4-6).

Однако если предположить, что нефизическая ментальная субстанция совершенно не зависит от физической субстанции – мозга, почему же такие признаки души, как сознание

и селф 1 человека, оказываются необратимо разрушенными в результате повреждения незначительных участков физического мозга? Ведь согласно дуализму, душа должна благополучно продолжать свое существование без каких-либо проблем и в отсутствие мозга. Однако все эмпирические доказательства, полученные из нейропсихологии, свидетельствуют о том, что всех нас ожидает заслуживающая сожаления судьба: разрушь

1 Селф (Я) – центральная часть сознания, обобщающая индивидуальный опыт человека. В русском языке нет различий между «я» активным и «я» пассивным. В английском я-субъекту соответствует «the I», или «я». Я-объекту соответствует «the self», т. е. «self» включает элементы рефлексии. Например, мы говорим: «Я задел себя», т. е. и объект

и субъект представлены одним рефлексирующим человеком. Таким образом, «self» означает личность, одновременно и

совершающую действие, и претерпевающую его. – Примеч. науч. ред.

Несколько слов о принципе построения дуального мира. Творец, как единое целое, в виде Шарика – Разума или сфероида «взял и разделил себя» на две составляющие: на Мужскую и Женскую части Самого Себя по типу того, как делится целая единая клетка. Может быть видели под микроскопом? (Я здесь ничего не придумал, я просто выстраиваю некую последовательность рассуждений). «Разделив» Единое целостное состояние Себя на «нецелостные состояния» – Мужское и Женское, Творец получил возможность стать ещё и «разъединённым».

Это предположение весьма условно. Принимайте эту теорию как один из вариантов передачи информации. Это просто такое видение Разумом (автором), ограниченным человеческим мышлением. И в случае планеты Земля – это три измерения X, Y,Z и ещё четвёртое измерение - время. Отсюда и вытекают понятия пространства и времени.

Но, что интересно, Творец это совершил только пока в своих мыслях и понял, что это деление не несёт в себе сильно окрашенных эмоций, т. к. мысленно мы можем делать всё, что угодно и от этого не становится более «сытно в животе» или более весело. И Творец пошёл дальше в своём творческом порыве. Он чётко сообразил, что будучи в мыслях разделённым на две половинки себя самого и при этом помня об этом, интереса и удовольствия не получить. Нет какого-то мощного чувства только в виртуальных наслаждениях и при полной памяти и знании. Надо сделать так, чтобы эти половинки самого Себя забыли о своём настоящем целостном состоянии (Себя) и начали процесс творческого самопознания и объединения в целостный единый «организм», абсолютно не понимая, для чего им это необходимо. И тогда, познавая себя в непознанном состоянии, возможно интересное и увлекательное времяпрепровождение. Тогда при дуальной системе построения разъединённого мира есть возможность сравнивать два неполных состояния и постоянно, при их сравнении, восстанавливать целостную единую картинку. И каждый раз эта картинка представлений будет всегда новая. Тем самым обеспечивается «пожизненная развлекаловка». Сравнивая разные состояния, Разум познаёт что-то новое, а это и есть творческое самопознание, основанное на дуальной системе сравнения в опыте с планетой дуальной системы организации жизнепонимания. Например, в курсе физики для средней школы Вам предложено будет измерить заряд. А как его измерить? Его можно только сравнить с другим зарядом. И тогда появляется такое понятие, как разность потенциалов или напряжение. В бытовой розетке, рассчитанной на 220 или 110 вольт, если хорошенько присмотреться, с удивлением можно обнаружить две небольшие дырочки (трёхфазная сеть не рассматривается в данном примере вообще). Так вот это совсем не означает, что через одну дырочку потечёт только ток, а через другую – только напряжение. Две дырки необходимы для сравнения потенциалов зарядов. Мир-то ведь у нас дуальный, поэтому и сравниваем только два состояния, да и ещё линейным мышлением, как в армии – по линейке.

Была бы организация мира как «триадного», то можно предположить, что и дырочек в розетке должно было быть три, не включая заземление. Так и в Универсуме, сначала происходит «Вспышка Жизни» и в этот момент вся Вселенная оживает и творит, а затем происходит «Затухание жизни» для того, чтобы проощущать общее удовольствие от результата творения всех Разумов, населяющих Универсум, принять это состояние и сравнить с прошлым состоянием, которое уже находится глубоко в памяти. Далее в итоге стать Единым по общему состоянию, как бы пройти перекличку и уже в новом состоянии последующего самопознания совершить «Вспышку жизни», опять повторить всё заново, и опять, и опять. «Вспышка Жизни», «Погашение Жизни», анализ нового состояния и сравнение его с предыдущим, опять «Вспышка Жизни» уже принципиально нового мира и «Погашение Жизни» для сравнения и т. д. «Простые движения» (группа «Тату»).

Итак, для более сильно окрашенных чувственных удовольствий игры в самопознание Творец решил уплотнить мысленные конструкции мужского и женского информационного потока до «вещественного состояния» и придал им формы – мужчины и женщины соответственно. Он «доуплотнил» эти две разнополярные информационные модели до «вещественности» (до реального физического тела, которое нам всем знакомо) только с одной целью – получать более сильно эмоционально окрашенные ощущения от взаимодействия плотных энергетических (материальных) форм. Здесь я осознанно упускаю очень много того, что не столь важно для описания теоретической части «Психологии Реальности». Я пропускаю целый пласт знания и понятий того, как происходит материализация информационных программ. Прямо как в писании: и создал Господь двух людей - мужчину и женщину.

Хотя, если посмотреть на наш «материальный» мир «сверху», как бы взглядом из информационного тонкого мира, то обнаруживается очень странная штука – наш материальный физический мир отсутствует, как таковой. Его просто нет в том виде, в котором мы – земляне - привыкли его видеть каждый день. Но не будем забегать вперед, а проанализируем всё по порядку, «сверху – вниз».
Для того, чтобы чётче себе представить, а зачем Творцу было необходимо перейти от информационно разделённых состояний ещё и к энергетическим состояниям, представим для примера апельсин. Если мы в мыслях будем вспоминать, как апельсин пахнет и какой имеет вкус, то мы, вроде бы, что-то ощутим, но если мы возьмём в руки настоящий апельсин, понюхаем его и положим его дольку в рот, то ощущения будут намного сильнее. Не так ли? Если кто-то не пробовал апельсин, то представьте тот же процесс с известным для Вас продуктом, который можно засунуть себе в рот, пожевать и нечто эмоциональное ощутить. Если Вы вообще ничего не едите, то …. даже не знаю, что и сказать. Позвоните мне лично по телефону, номер которого Вы найдёте в конце книги и мы лично для Вас придумаем понятный пример.

В памяти у нас есть мгновенное и чёткое воспоминание о том, что существует вибрация ощущения апельсинового вкуса и запаха, но нам это знание не интересно. Нам необходимо каждый раз проживать новое эмоциональное ощущение при дегустации апельсина. Это схоже с понятием эмоций посредством энергий. То же самое можно представить с поцелуем любимого человека или при прикосновении к нему. Вот разница между виртуальными отношениями, хранящимися в нашей памяти, и реально телесными, т. е. между энергетическими формами или плотно-материальными. Один из невоплощённых в плотный мир Разумов сообщил мне при «общении с ним», что он завидует нам людям в том, что мы можем друг к другу прикасаться. А мы завидуем друг другу по этому поводу? Я поспрашивал у народа и увидел некую усмешку и непонимание вопроса. Отсюда и фраза: «Что имеем - не храним, потерявши - плачем». Но расстраиваться не надо, у многих людей всё и так очень симпатичненько в жизни и без лишних прикосновений.
Следовательно, когда мы всё помним и всё знаем – это скучно и эмоционально пустовато. А вот когда мы вспоминаем заново то, что приносит нам вибрации радости, эмоциональности и наслаждения - вот для этого и есть смысл жить. Жизнь происходит только в момент «Вспышки Всего Сущего», т. е. в момент «Я здесь и сейчас». И в нашем случае организации восприятия дуального мира мы и живём созданием реальности, анализируя и эмоционируя при сравнивании двух граничных состояний Всего Сущего. Самое главное, что всё это шоу Творец сделал с Любовью. И раз уж «разъединил» себя с Любовью, так с Любовью и должен всё обратно соединить опять в целостное состояние самого Себя. Вот такая возникла в его сознании и Игра началась.