Дуальности (двойственности). Актуальные дуальности

Научные и духовные течения сходятся к тому, что дуальность мира мнима. Мир един, так как он произошел из единого начала. Это начало - точка отсчета, в которой пространство и время слиты в одно. Эта точка – ноль, зародыш, в котором существуют в потенции все варианты развития вселенной.

В Теории Большого Взрыва первоисток вселенной называют«точкой сингулярности». Это момент покоя, когда две дуальности: материя и энергия еще не начали своего взаимодействия.

В эзотерической системе этому состоянию космоса соответствует Сефира «Кетер» - корона. Кетер - это чистое существование, изначальный свет Сознания Творца.

Дуальности мира и Сознание Творца

В Сознании Творца все едино, но жизнь и течение времени начинается с разделения, когда Высшее Сознание отделяет свое бытие от небытия. Творец провозглашает о своем существовании и начинает процесс сотворения. Из точки сингулярности в один миг изливается вся энергия и материя космоса.

Каждая физическая форма мира материальной природы: атом, космическое тело или человек - есть результат взаимодействия дуальностей: энергии и материи. Потому, когда дуальность мира называют иллюзией, это так и не так. С уровня Высшего Сознания Кетер, весь мир - иллюзия. Но с уровня сознания человека, материальный мир дуальностей реален, а состояние Кетер - непостижимая Истина. Считается, что тот, кто полностью познает Кетер, тот потеряет свое физическое тело и покинет дуальный мир, растворившись в единстве с Творцом.

Состояние слияния с Творцом называют пассивным существованием. Это подобно тихому осознанию своего бытия, достигаемого при медитации.

Активное взаимодействие и развитие невозможно без существования неравномерности, которую создают дуальные пары. Потому, дуальности, проистекающие из Единого, вместе с Единым формируют Триединый мир. Пара противоположностей и объединяющий центр – вот, что в действительности лежит в основе любой системы. При этом, только Сознание может направить энергию в русло созидания. А до этого момента существует только темная мертвая материя и свет, который – есть та же тьма, если ему не от чего отразиться.

Дуальность человеческого восприятия

Подобно тому, как из одной точки появляется целая Вселенная, так и сознание человека однажды загорается, рассеивая тьму его отсутствия. Момент, в который человек отделяет свое сознание от мира внешнего, он отделяет тонкое от плотного, небо от земли.

Человеческий разум по своей природе делит мир на дуальности. Так происходит процесс познания: разделяя явление мира на дуальные пары, человек вновь соединяет их внутри своего сознания, формируя собственную картину мира. Таким образом объективный мир субъективно отражается в сознании каждого из нас.

Чем ближе картина мира к истине, тем выше уровень эволюции сознания и тем ближе сознание к изначальному Единству. Чем ближе картина мира к крайностям, тем сильнее сознание погружено в одну из дуальностей, и тем сознание дальше от Истины.

Категоричное оценочное мышление - это уход ума в дуальности. Любая оценка: плохо или хорошо, правильно или неправильно - носит субъективный характер. Проработкой дуальности будет осознание сути явления с позиции обоих сторон. Например, препятствие - это не только зло, которое тормозит движение. Препятствие - это еще и возможность стать сильнее, мудрее и опытнее.

Эволюция сознания

Путь от дуальностей к единству - это извечный путь эволюции сознания. И человек - первая осознанная суть на этом пути. Первая, но не единственная. Достигая пика эволюции в человеческом теле, сознание переходит в другую форму существования. С уровня физического мира эти формы жизни могут выглядеть как небесные тела: спутники, планеты и звезды.

Пиком развития Сознания является достижение уровня Архонта или Творца. В космосе такое событие знаменуется взрывом Сверхновой Звезды. Взрыв Сверхновой - это момент слияния всех дуальных пар в Единстве Высшего Разума. Это момент достижения и момент рождения новой параллельной Вселенной.

Вывод

Разделение - метод познания ума. Соответсвенно, дуальность мира существует лишь на уровне логического мышления. С уровня бессмертной души, дуальность мира мнима, поскольку бессмертная душа живет в вечности -за пределами первичных дуальностей: пространства и времени.

Во всяком нашем сновидении, в котором мы ставим вопрос и получаем на него вызывающий удивление ответ, обнаруживается двойственность лиц, которые, как показывает наступающее за этим пробуждение, образуют единый у нас субъект. В таких обычных нам сновидениях распадается на два лица только содержание нашего бодрственного сознания. Но если бы наше удивление полученному нами во сне ответу осталось и после нашего от него пробуждения, то, так как приобретенное нами в нем познание не входило в содержание нашего бодрственного сознания, на наше распадающееся в нем и сливающееся опять по нашем от него пробуждении в одно целое сознание надо бы было, в свою очередь, смотреть как на половину некоторого более пространного нашего сознания. То, что лишь вспоминается нами во сне вследствие совершающегося в нем драматического раздвоения нашего я, возбуждает в нас удивление только до нашего пробуждения потому, что, пробудясь, мы признаем в нем сделанное нами когда-то в бодрственном же состоянии приобретение; продукт же драматического ясновидения удивляет ясновидца и после его пробуждения потому, что он находит в нем такие элементы, присутствие которых в его сознании для него необъяснимо, к приобретению которых бодрственное его сознание неспособно и которые, следовательно, вошли в это его сознание из открывшегося у него во время его ясновидения и остающегося у него в другое время жизни его закрытым его трансцендентального сознания.

Признание существования нашего трансцендентального субъекта равнозначно признанию существования нечувственных наших отношений в природе, так как в противном случае наше чувственное самосознание исчерпывало бы все наше я, а следовательно, тогда не могло бы быть и речи о нашем трансцендентальном субъекте. Но явления нашей сомнамбулической жизни показывают, что эти наши отношения к природе гораздо глубже наших чувственных отношений к ней, так что возможно допустить, что все действует на все и все действует на человека. С точки зрения существующих исторических границ нашего естественного знания в природе действует только кое-что на кое-что точно так, как только кое-что действует на нас с точки зрения существующих биологических пределов нашего познания. Но так как с прогрессом наук исторические границы нашего познания постоянно расширяются, биологическое же развитие нашего сознания может совершаться только на почве уже существующего нашего трансцендентального отношения к природе, то мы вынуждены склониться на сторону воззрения, по которому в природе все влияет на все, а потому и на нас, вынуждены это сделать уже потому, что этим снимается с трансцендентальных способностей сомнамбул покров чудесности.

Для уяснения дуализма нашего сознания, а вместе с тем и дуализма нашего существа надо показать, что половины последнего находятся в антагонизме как 1) относительно времени их деятельности, так и 2) относительно их содержания.

Если я задам вопрос человеку, спящему магнетическим сном, спит он или нет, то получу от него отрицательный ответ, и этот ответ будет справедлив, потому что дающий его сновидец, как всякий сновидец вообще, внутренне бодрствует. Отсюда следует, что находящийся в таком состоянии внутреннего бодрствования сомнамбул считает себя нетождественным с лицом, которое с запертыми дверями чувств находится перед наблюдателем и тождество которого с ним бесспорно.

Существует и противоположное этому явление. Когда сомнамбул пробуждается к чувственной жизни от своего сна, оказывается, что у него отсутствует тот мост вспоминания, который мог бы соединить оба его состояния, дать ему возможность признать носителя трансцендентального его сознания тождественным с носителем его чувственного сознания и монистически слить оба его лица в один субъект (вследствие того, что объем нашего я определяется объемом нашей памяти, дуализм наших лиц является необходимым следствием дуализма нашего сознания).

Если мы отнесемся к этим двум явлениям сомнамбулической жизни человека без всякого предубеждения, возьмем их такими, какие они есть, и предоставим им говорить самим за себя, то мы услышим от них речи, которые могут показаться парадоксальными, так как стоит только дать этим явлениям точное словесное определение, а затем включить их в рамки аналитического суждения, и мы получим вывод, что человеческий субъект состоит из двух лиц. Отсюда для трансцендентальной психологии возникает задача доказать реальность двойственности лиц нашего субъекта, а затем, так как наш дух, стремящийся к отысканию причин всего существующего, не может найти успокоения ни в каком дуализме, отыскать связывающие их в один этот субъект нити.

От начала веков, от появления древнейшего памятника человеческой письменности до наших дней через все системы религии и философии красной нитью проходит, меняясь постоянно в своей форме, то утверждение, что в человеческом существе скрыто могущее быть у него вызванным к обнаружению зерно. Все употреблявшиеся для пробуждения внутреннего существа человека средства, несмотря на свое разнообразие, состояли всегда в ослаблении чувственной жизни его души. И вот в то время, как путем простого ослабления деятельности чувственного его лица вызывали к деятельности его трансцендентальный субъект и гашением чувственной его жизни создавали условие, а не причину разгорания его жизни трансцендентальной, между обеими половинами его существа обнаруживался антагонизм относительно времени их деятельности и взаимное отношение их уподоблялось взаимному отношению попеременно подымающихся и опускающихся чаш весов. Одни из употреблявшихся для пробуждения внутреннего человека средств были медленно действующими, например, умерщвление плоти, пост, уединение, и ими старались достигнуть, называемого в христианской мистике возрождением, перерождения нравственного существа человека; другие были наружными, моментально действующими средствами, например, растительные вещества и газы, и ими чрезвычайно быстро вызывалось условие внутреннего пробуждения человека: глубокий сон. А когда вследствие продолжительного употребления этих последних средств они утрачивали свою силу, для пробуждения внутреннего человека оставалось только погружение внешнего человека в состояние пассивности, бывшее в большей или меньшей степени обычным состоянием индийских йогов и христианских анахоретов. Уже согласно религиозному воззрению буддистов внешний человек не может познать сущности вещей; только йог может, благодаря своему экстазу и сосредоточению своих мыслей, достигнуть здесь, на земле, хотя и несовершенного, созерцания вечных начал.

И к этому искусственному сомнамбулизму можно применить слова апостола Павла: "Чем больше умирает наш внешний человек, тем больше оживает внутренний". И в этом, как и в исторически ему предшествующих аналогичных с ним состояниях человека, между обеими половинами его существа обнаруживается антагонизм по отношению ко времени их деятельности: величайшая пассивность чувственного человека ведет за собой высочайший экстаз, то есть яснейшее внутреннее пробуждение трансцендентального, или, как называет его Кант, умопостигаемого человека, и наоборот: энергичная в феноменальном мире деятельность внешнего человека погружает в полное усыпление человека внутреннего. В исполненном глубокого смысла мифе о Тейрезие, приобретшем дар пророчества только по ослеплении его Юноной; в словах Филона: "Когда является божественный свет, скрывается свет человеческий и не появляется снова, пока не скроется божественный; так бывает с пророками, дух которых как бы оставляет их, когда приходит к ним дух божества, и возвращается к ним по отходе от них последнего"; во влагаемых Платоном в уста Сократа словах: "Для меня воистину ясно вполне то, что когда мы желаем узнать что-либо во всей его чистоте, мы должны отрешиться от тела и созерцать вещи самой душой; только тогда мы и достигнем того, к чему стремимся теперь и обладателями чего, убеждены в том, будем после смерти, а именно мудрости"; наконец, в повторяемых на все лады христианскими мистиками словах, что "sensuum occasus veritatis exortus est", – во всем этом в различных формах выражается одна и та же мысль, справедливость которой подтверждается сомнамбулизмом и которая состоит в том, что внутреннее чувство человека обнаруживает свою деятельность только с притуплением его внешних чувств, что восход высшей жизни его души обусловлен закатом ее чувственной жизни.

В сущности мы бессознательно руководствуемся этой мыслью и в повседневной нашей жизни, когда, избегая всякой помехи нашему умственному труду, ищем тишины и одиночества или когда закрываем глаза, желая во что-нибудь глубоко вдуматься, и если посчитаем выдумкой рассказ о том, что Эмпедокл ослепил себя, дабы, освободясь от чувственного восприятия, быть более способным к мышлению, то все-таки этот рассказ останется исполненным глубокого смысла. Художники, поэты и философы согласны в том, что в результате полнейшего отрешения от нашей внешней жизни у нас появляется в конце концов бессознательное творчество, которое только и дает нетленные плоды не несмотря, но в силу того, что оно самое легкое, хотя, конечно, и не возникающее по нашему произволу. Хотя многие сочтут за парадокс, но можно утверждать смело то, что того никогда еще не посещала гениальная мысль, кто не в состоянии представить себе абсолютно бессознательного. Слепота бессознательного существует только для человека чувственного и рефлектирующего, только по степени бессознательности творчества человека и можно судить о степени оказываемой ему в нем трансцендентальным его сознанием помощи. В основании творчества гения лежит не достигшая высшей степени своего развития рефлексия, но качественно различный от нее способ познания, интуиция. Надо пропитаться насквозь материалистическим образом мыслей, чтобы думать серьезно, что механическими движениями молекул мозгового вещества человека можно объяснить замечательнейшее из всех явлений в мире – творчество гения.

Нередко предварительным условием обнаружения у нас деятельности нашего трансцендентального сознания могут служить даже болезни, как это выразила сомнамбула профессора Беккерса в следующих словах, сказанных ею в ее сомнамбулическом кризисе о двух лицах ее субъекта: "Чем слабее ее тело, тем я сильнее; чем оно крепче, тем мне труднее обнаружиться". То же самое рассказывает об одной своей сомнамбуле и доктор Майер. "Между прочим, – говорит он, – у нее наблюдалось то странное явление... что если она хотела разглядеть что-либо находящееся вдали от нее, или проникнуть взором в глубь чего-либо, или обдумать какой-нибудь важный предмет: исследовать состояние своего собственного тела или тела какого-нибудь другого больного и найти лекарство, то она погружалась в состояние отрешения внутреннего человека от внешнего, обнаруживавшееся у нее в виде глубокого обморока или мнимой смерти, продолжавшееся до четверти часа и оканчивавшееся обыкновенно глубоким вздохом, сопровождавшимся возвращением к ней жизни, цвета лица, речи и способности движения". История христианской мистики содержит в себе множество примеров того, что продолжительные болезни, истощающие жизненные силы наружного человека, содействуют обнаружению способностей трансцендентальных, способностей человека внутреннего; а Кант говорит, что восприятие нами впечатлений от мира для нас умопостигаемого, мира, к которому в качестве трансцендентальных субъектов принадлежим мы сами, невозможно, "пока все обстоит благополучно", то есть пока мы находимся в нормальном, здоровом, состоянии.
.
Явления, вызываемые у нас продолжительными болезнями, могут быть вызываемы и повреждениями нашего организма во время нахождения его в здоровом состоянии. В мартирологии говорится о том, что часто мученики под влиянием сильнейших мучений погружались в сопровождавшееся обнаружением в них трансцендентальных сил их души состояние восторга и внутреннего блаженства; это приписывали действию особенной благодати божьей. Хотя из средневековых процессов о ведьмах оказывается, что то же явление наступало у ведьм, когда они, вследствие мучительных пыток, погружались в спокойный, исполненный видений сон, но этот "сон ведьм" приписывали действию дьявола. Очевидно, что как у мучеников, так и у ведьм невыносимые страдания производили глубокий обморок, служащий условием внутреннего пробуждения нашего трансцендентального существа.

Если уже вышеуказанного антагонизма между двумя лицами нашего субъекта, сменяющимися подобно дню и ночи, достаточно для того, чтобы говорить об их обособленности, то наше право говорить о ней окажется еще неоспоримее, когда мы обратим внимание на то, что во время нашего пребывания в сомнамбулическом сне содержание нашего бодрственного сознания находится у нас отнюдь не в таком беспорядочном виде, в каком оно находится во время нашего пребывания во сне обыкновенном, что в этом глубоком сне у нас отнюдь не закатывается осознание нами нашей индивидуальности, что в нем наш индивидуум отнюдь не расплывается пантеистически (как это должно бы было иметь место в том случае, если бы наше земное существо погружало свои корни непосредственно во всеединую мировую субстанцию), но напротив, не только усиливается в нас осознание нами нашей индивидуальности, но и появляются психические функции, качественно отличные от функций нашего нормального бодрственного сознания. Одна из сомнамбул Вингольта говорит, что с переходом ее от обыкновенного сна ко сну сомнамбулическому в ее сознание мало-помалу проникают другие идеи, что сперва она слабее, а потом сознает себя все сильнее. А другая сомнамбула того же врача говорит, что нередко, находясь в обыкновенном сне, она погружается в сон магнетический, что это узнается ею по расширению ее сознания и по приобретению процессом ее представления правильности и живости. Еще большее значение имеет то ее показание, что в сомнамбулизме обнаруживается сильнее ее настоящий характер.
.
Наше право говорить о двойственности лиц нашего субъекта очевиднейшим образом вытекает из того, что антагонизм их распространяется и на содержание их деятельности. Заключения сомнамбул относительно болезней и лекарств, делаемые ими в кризисах, совершенно отличны от заключений, даваемых ими о том же в бодрственном состоянии. Так, одна из сомнамбул Делеза, находясь в кризисе, говорила, что ее можно вылечить только магнетизированием, находясь же в бодрственном состоянии, обнаруживала к этому способу лечения величайшее отвращение.* Другая выразила в кризисе сожаление о своем недоверии к магнетическому лечению и указала средство, при помощи которого можно было бы побороть в ней это недоверие. Третья, находясь в магнетическом сне, настаивала на том, чтобы ей произвели немедленно обильное кровопускание, предсказав, что если ей сделают предложение об этом по ее пробуждении, то встретят с ее стороны сильнейшее сопротивление и потратят без пользы время на ее уговаривание.

Пюисегюр рассказывает, что одна сомнамбула, находясь в состоянии бодрствования, постоянно встречала своего магнетизера с неудовольствием и порицала его за недейственность его лечения, погружаясь же в свой сон, со слезами просила у него прощения и называла его своим спасителем. Сомнамбула Кернера сказала, что хотя тотчас по пробуждении от сна она потребует кислого молока, но что ей безусловно должны отказать в нем.

Таким образом, сомнамбулы в состоянии бодрствования отказываются от того, чего требуют в состоянии сомнамбулизма, и наоборот; их симпатии и антипатии меняются со сменой этих двух их состояний так, что, находясь в одном из них, они порицают то, что делали в другом. Эти состояния противоположны до такой степени, что они, как говорится в отчете Парижской академии, только и могут быть состояниями различных лиц. Находясь в своем сне, сомнамбулы прописывают себе и требуют, чтобы их заставляли употреблять по пробуждении такие лекарства, к котором они в состоянии бодрствования питают сильнейшую антипатию, и наоборот: просят отказывать им во время нахождения их в состоянии бодрствования в том, что вредно для них, как бы сильно они его ни желали.* Кроме состояний сомнамбулического сна и бодрствования, сомнамбула Вингольта бывала еще и в третьем состоянии, которое она называла "необузданным страхом". В этом своем состоянии она часто требовала таких лекарств, на которые налагала для себя запрет, находясь в сомнамбулизме; но если ей давали их, то, не успев взять их в рот, она их выплевывала. Так бывало с вином, мясом, каштанами и пр. Значит, действие трансцендентальной ее воли продолжалось в ней и в этом состоянии.

Особенно замечателен рассказываемый в большинстве сочинений о сомнамбулизме случай с госпожой Плантен. У нее был потребовавший операции грудной рак. Находясь в бодрственном состоянии, она не могла без ужаса говорить о предстоящей ей операции; погрузившись же в вызванный у нее с целью безболезненного перенесения ею операции сомнамбулический сон, заговорила о ней спокойно, сняла с себя сама платье и села на стул. С тем же спокойствием продолжала она говорить и во время своей ужасной операции, причем ни болезненное выражение лица, ни ускоренное дыхание, ни неправильное биение пульса, ничто не обнаруживало в ней, чтобы она в течение ее испытывала от нее хоть малейшее ощущение. Такие явления показывают, что наше трансцендентальное существо относится к положению нашего чувственного я с полной объективностью, что оно взирает на его судьбу с таким же равнодушием, с каким взирало бы на судьбу постороннего ему лица. Так оно и должно быть, если принять во внимание, что половины нашего существа отделены друг от друга порогом нашего сознания. Существование объективности во взаимном отношении двух лиц нашего субъекта как со стороны представления, так и со стороны воли обнаруживается уже во время нашего нахождения в состоянии обыкновенного сновидения. На ней основывается как то явление драматического в обыкновенном сне раздвоения нашего я, когда мы удивляется высказываемым являющимся нам в нем посторонним лицом мыслям, так и то, когда мы остаемся равнодушными зрителями испытываемых этим лицом неприятностей.

Но если наш трансцендентальный субъект относится объективно к счастью и несчастью нашего чувственного я, взирая на них со своей особой точки зрения, то напрашивается сам собой вопрос капитальной философской важности: не распространяется ли равнодушное отношение к нам нашего трансцендентального субъекта на всю нашу жизненную судьбу? По-видимому, такое заключение не встречает ни в чем препятствия. Кроме того, так как нам известно, что плоды нашей земной жизни не пропадают даром для незнающего забвения нашего трансцендентального существа, то становится правдоподобным заключение, что трансцендентальное существо само же предопределяет свою земную судьбу: ведь его не трогают страдания нашей земной жизни, а между тем оно пользуется ее плодами. Стоит только, не смущаясь преобладанием в нашей земной жизни страданий, посмотреть на нее с такой точки зрения, то есть как на результат нашего трансцендентального самоопределения, и тогда, но только тогда, рассеются в миг все существующие противоречия как для теистических, так и для пантеистических систем между бедствием бытия и промыслом, смолкнут все людские жалобы на природу, жалобы, необоснованности которых еще ни разу не удалось вполне доказать ни одной философской системе.

Дуализм нашей души сказывается еще и в том, что во время нашего нахождения в сомнамбулическом состоянии наш субъект обнаруживает такие нравственные стороны, которые во время нашего нахождения в бодрственном состоянии им не обнаруживаются совсем или обнаруживаются не в такой степени. Доказательством этому служит уже столь часто наблюдаемое у сомнамбул облагорожение их речи. У Делеза была сомнамбула, которая, говоря в своих кризисах о религии, морали и метафизике, обнаруживала воззрения, совершенно непохожие на те, какие имела в бодрственном состоянии.* Одна желавшая посвятить себя театральной карьере сомнамбула Шарпиньона думала об этом совершенно иначе с погружением в сон. Спрошенная во время сна, зачем она хочет идти в актрисы, она ответила: это – не я, а она; а когда врач, подделываясь под ее речь, сказал ей, что она должна "ей" это отсоветовать, она возразила: "Что ж с ней можно поделать? Ведь она – дурочка". У Рейхенбаха была сомнамбула, которая скрывала от него, что ее сватает какой-то капитан, но которая во сне обнаружила большую откровенность и выдала ему свою тайну, присоединив, однако, просьбу не говорить ей об этом ничего по ее пробуждении.***. Следовательно, она знала, что, проснувшись, не только не будет откровенной, но и не будет помнить о сказанном во сне. Далеко не безгрешная во лжи Петерсен в высоком сомнамбулическом сне не позволяла себе сказать ни одного слова неправды: по ее заявлению, она была не в силах обмануть своего врача, находясь в этом состоянии. То же самое имело место и относительно почти беспричинно появлявшегося у нее в обыкновенное время гнева; находясь в высоком сне, она только однажды рассердилась по маловажному поводу.

Конечно, нельзя допустить, чтобы сомнамбулизм мог произвести повышение нашего нравственного уровня, качественно изменить нашу моральную субстанцию, но так как при смене у нас состояний бодрственного и сомнамбулического оказывается, что интересы лиц нашего субъекта не тождественны, то можно допустить, что со сменой нашего бодрственного состояния сомнамбулическим обнаруживаются скрытые в нас нравственные наши задатки. Так как с изменением нашего интеллектуального уровня изменяется и значение мотивов наших поступков, то уже одно происходящее у нас с нашим погружением в сомнамбулический сон повышение этого уровня могло бы породить дуализм и в области нашей морали. Наконец, к этому дуализму может привести нас и соединенное с наступлением у нас сомнамбулизма изменение симпатий и антипатий к нашим ближним, и вот каким образом. В бодрственном состоянии мы бываем склонны к преувеличению умственных качеств людей и к снисходительному суждению об их нравственности. Напротив, во время нахождения в сомнамбулизме эта, сообщаемая нашему воззрению на людей нашим земным лицом розовая окраска у нас исчезает, и только внутренняя моральная субстанция их трансцендентального существа определяет наши к ним симпатии и антипатии. Точно так же сомнамбулы судят и о химических веществах растительного и минерального царств: не по действиям, оказываемым ими на нормального человека, но по их действиям, в которых обнаруживается преимущественно их внутренняя природа.

Но если всякий мало-мальски определившийся сомнамбулизм производит в нас представляющую прогресс, по крайней мере для нашего земного лица, моральную перемену, то, по-видимому, это обстоятельство находится в противоречии с тем общеизвестным явлением, на которое уже жаловались не только отцы церкви, но и греческие философы и поэты, а именно, что во время сна мы гораздо безнравственнее, чем во время бодрствования.*. Я не могу согласиться ни с одним из существующих в литературе о сновидениях объяснений этого противоречия, но думаю, что то, что будет сказано мной сейчас, объяснит его в достаточной степени. Наше сновидение не терпит в нас отвлеченного мышления и бездеятельного желания. Во сне малейшие движения нашей мысли выражаются в образах, малейшие движения нашей воли – в действиях. Эти обыкновенно находящиеся у нас в исключительной зависимости от состояний нашего тела движения не могут быть приписаны деятельности в нас нашей моральной субстанции и подавляются нами во время нашего нахождения в состоянии бодрствования; с наступлением же у нас сна они вырываются на свободу и пользуются ею до тех пор, пока сновидение определяется у нас нашими физиологическими состояниями. Но, с углублением сна у нас ослабляется восприимчивость органа нашего смутного сновидения, и определявшееся нашими физиологическими состояниями сновидение постепенно уступает место видению, определяемому чистой деятельностью трансцендентальной половины нашего существа. Таким образом, резко отличающиеся своими качественными особенностями наши сомнамбулические видения представляют продукт деятельности нашего трансцендентального существа, а наши обыкновенные смутные сновидения – чувственного, почему на них должна отразиться и моральная противоположность, в которой находятся эти два существа. Значит, явление кажущегося понижения нашей нравственности во время нашего нахождения в состоянии смутного сновидения, понижения, усугубляемого имеющим у нас при этом место образным языком, и повышения ее во время нахождения нашего в состоянии сомнамбулического видения объясняется двойственностью лиц нашего субъекта и, в свою очередь, служит одним из наилучших доказательств этой двойственности. Если бы не существовало двух качественно различных родов сновидения, если бы с углублением сна в нас не совершалось смены наших лиц, то в таком случае наши сомнамбулические видения должны бы были представлять собой продолжение и даже усиление видений нашего легкого сна, и вышеупомянутое противоречие должно бы было быть не только кажущимся, но и действительным. Если бы человек был существом монистическим в материалистическом смысле этого слова, то углубление его сна не могло бы породить морального дуализма в области его сновидений; но это явление объяснится вполне удовлетворительно, если мы совместно с метафизическим монизмом нашей души допустим и некоторый ее дуализм. Этот дуализм подтверждается и самими сомнамбулами при расспросах их об этом, которые, понятно, должны знать о своих собственных состояниях больше, чем может знать о них стесненный узами чувственного сознания посторонний им человек. Все сомнамбулы имеют обыкновение говорить или о своем различно именуемом ими магнетическом я, или о видимом ими, часто же только слышимом, наставляющем их существе. Пока существует возможность объяснения вдохновений сомнамбул деятельностью их трансцендентального существа, было бы не логично, увлекаясь их показаниями, допустить существование существ трансцендентных. Подобно тому, как нельзя смотреть на имеющий место в нашем обыкновенном сне диалог иначе, как на монолог, то есть в являющемся нам в нем человеческом образе не видеть нашего двойника, так точно надо поступать и относительно сомнамбулизма, в котором только в большей степени обнаруживается существующее между нами и нашим двойником различие. Но сами эти вдохновения возбраняют нам доводить наше стремление к полному изгнанию вдохновителей сомнамбул до скептического отношения к самому драматическому раздвоению нашего я, до отрицания того, что это раздвоение служит метафизической формулой разгадки человека, внутреннее существо которого, подобно гению Сократа, в исключительных случаях может обращаться к нему с речью вдохновителя даже во время его бодрствования.

"О том, – говорит одна из сомнамбул Кернера, – что выходит из меня и входит в другое лицо, внутреннее существо которого хочется мне постигнуть, я не могу дать более точного понятия иначе, как назвав его моим магнетически я, совокупностью всех сил моей души".* Раздвоение сомнамбул обнаруживается даже в непроизвольном образе их действий. Одна сомнамбула Рейхенбаха заказала себе белье, которое во время ее нахождения в магнетическом сне и было ей доставлено. Поговорив с принесшей ей белье швеей и оставшись очень довольной ее работой, она начала будить себя, как если бы будила свою подругу совсем другая особа, желающая показать ей ее интересующее. Проснувшись, она ничего не знала о происшедшем во время сна, и ей должны были сказать, что ей доставлено белье.** Раздвоение сомнамбул обнаруживается и в их отношениях к солнечному сплетению их ганглиозной системы, как известно, считаемому ими органом их восприятия. Часто бывает, что они наклоняются к своему желудку, как если бы в нем находился посторонний им человек, ведущий с ними беседу.

К раздвоению сознания человека приводит и хлороформирование. Когда закричала одна нянька, захлороформированная зубным врачом при производстве ей операции, она, как рассказывала потом сама по своем пробуждении, задалась при этом вопросом: кто это так громко кричит? Сознание своей двойственности обнаруживается у сомнамбул, находящихся в высоком сне, с такой силой, что они говорят в нем о себе в третьем лице. На обращенный к одной из находившихся в таком состоянии сомнамбул вопрос: "Почему это говорится не тобой, а ею?" последовал с ее стороны ответ: "Она – тело, которое ты видишь и к которому ты прикасаешься; дух же это я, телом которого служит теперь душа, в остальное время заключенная в ее теле".* Эти слова служат вместе и ответом на вопрос, почему спящий раздвояющим его сном субъект говорит о себе в третьем лице.

Блаженный Августин, превознося чудесные свойства человеческой памяти, говорит, что его память – это его душа, это он сам, что без нее он не смог бы назвать самого себя.* Расхождение нити вспоминания равнозначно распаду субъекта на два лица. Вот почему Лейбниц говорит: "Если бы мы могли предположить, что два различных и ненаходящихся между собой в соединении сознания действовали попеременно в одном и том же теле и притом так, что одно действовало бы постоянно ночью, а другое днем, или что одно и то же сознание действовало бы разновременно в двух различных телах, то тогда пришлось бы задаться вопросом: в первом случае – о том, не представляют ли собой (если можно так выразиться) дневной человек и человек ночной два столь же различных, как Сократ и Платон, лица, а во втором – о том, не обитает ли в двух различных телах одно и то же лицо?"

Первый из этих вопросов находит себе обоснование и утвердительный ответ в доказывающем двойственность нашего субъекта сомнамбулизме. Осознание нами нашей личности держится на проходящей через все наши представления нити нашего вспоминания; а значит, всякий раз, как между нашими двумя психическими состояниями не существует моста вспоминания, логика обязывает нас говорить о двух в нас лицах.

Окончательное решение находит этот вопрос в том, что сомнамбулы при смене своих состояний чувствуют себя различными лицами. Вот что говорит на этот счет Кернер об одной из своих сомнамбул: "Прежде чем проснуться, она обыкновенно прощается со мной, как будто уходя и появляясь другим лицом по своем пробуждении; со мной как бы прощается вверившееся мне ее магнетическое я". Так же наивно и ясно обнаруживает свое раздвоение и та сомнамбула, о которой он говорит:

"Уже в течение нескольких дней она видится со мной, как только погружается в магнетический сон, и перед пробуждением другого, бодрственного, своего я со мной прощается".

Так как интересы лиц нашего субъекта не тождественны, то сомнамбулы очень заботятся и требуют такой же заботливости от своих врачей о поддержании существующего между их состояниями разобщения. Таким образом, по словам доктора Клуге, одна молодая дама, сомнамбула, имела обыкновение во время магнетического сна снимать с себя лишние при производившейся ею работе на пяльцах принадлежности туалета; но как только наступало время пробуждения, она всегда откладывала в сторону работу, надевала на себе все, с себя снятое, и принимала то самое положение, в котором находилась до отхода ко сну, чтобы не испугаться какой-нибудь в себе перемены.

На имеющей место у сомнамбул высшей ступени развития такой объективности у них наступает то замечательное явление, что они видят возле себя свое собственное тело. Это явление представляет только специальный вид явления, наблюдаемого у тяжело больных, преимущественно же у умирающих, и называемого двойничеством. Вот что рассказывает об одном из таких случаев, имевшим место во Франкфурте, Шопенгауэр: "Как вам теперь? – спросил недавно один врач своего, лежавшего пред ним в тяжелой болезни пациента. – Теперь лучше, с тех пор как мы оба в постели, – ответил последний, но затем вскоре умер".* Подобный же случай рассказал мне недавно д-р Биллингер из Мюнхена. Он лечил одного восьмидесятилетнего старика от pneumonia notha и, задав ему за несколько дней до его смерти вопрос: "Как ваше здоровье?" – получил от него в ответ: "Ну, один из нас вполне здоров, но здоровье другого – в плачевном состоянии". То же самое имеет место и на высшей ступени развития у нас сомнамбулизма, в так называемом высоком, или двойном сомнамбулическом сне. Так, одна сомнамбула, увидев лежащее перед собой распростертым собственное тело, сказала своему врачу, что вступить опять в соединение с этим телом ей что-то препятствует. Другая сомнамбула, описывая свой экстаз, сказала, что сперва она погружается в сомнамбулическое состояние, но затем видит свое тело удаленным от себя, неподвижным, охладевшим и мертвенно бледным, себя же – в виде дыма и также отдельно от своего тела. Находясь в таком состоянии, она, по ее словам, видит и понимает гораздо больше, чем когда находится в сомнамбулизме. По истечении, самое большее, четверти часа, этот дым, как прибавила она к своему рассказу, приближается к ее телу, она теряет сознание, и экстаз ее кончается.

Чтобы правильно судить о сомнамбулизме, надо постоянно иметь в виду следующие два обстоятельства. Во-первых, он отнюдь не усиливает ни в интеллектуальном, ни в моральном отношении нашего чувственного сознания, но скорее действует на него ослабляющим образом; далее, сам по себе он отнюдь не в состоянии породить в нас новых психических способностей, он способствует только обнаружению находящегося в нас в скрытом состоянии нашего трансцендентального лица, обладающего кажущимися нам вновь рождающимися в нас способностями. Таким образом, сомнамбулизм представляет условие обнаружения, а не причину возникновения в нас этих способностей; мы ими обладаем всегда, но они обыкновенно находятся у нас в скрытом состоянии и обнаруживаются только при наличии благоприятствующих тому условий. Но если мы обладаем скрытыми в нас психическими способностями, то ео ipso нормальное наше сознание не исчерпывает нашего я и за пределами этого сознания находится еще другое лицо нашего субъекта. Ван Гельмонт говорит, что в человеке спят магические силы, нуждающиеся только в пробуждении,* а мистик Таулер выражает то же самое следующими словами: "Когда человеку надо совершить какую-нибудь внутреннюю работу, он должен сосредоточить все силы своей души как бы в одном ее уголке, заперев двери своих чувств для всех форм и образов; он должен прийти в состояние забвения и полного неведения – только тогда он будет в состоянии сделать необходимое". Наоборот, трансцендентальное наше лицо скрывается опять с пробуждением нашего лица чувственного. "Действующее в нас в течение нашего земного существования наше чувственное сознание, – говорит Филон, – является на свет, подобно Еве, во время сна нашего духа, Адама".

Точно так же представляют дело и сами сомнамбулы, Пользовавшийся у своего брата и вместе с тем врача малолетний сомнамбул Рихард сделал несколько предсказаний насчет будущего; на вопрос родных, почему и они не обладают такими же, как он, познаниями, удачно ответил: "Собственно говоря, это знаете и вы, но вы не знаете того, что вы это знаете". Другими словами: трансцендентальный человек ясно видит то, чего совсем не видит земной человек, потому что его чувственное сознание скрывает от него ядро его существа.

Таким образом, у нас получается дальнейшее определение бессознательного: во-первых, оно – индивидуально, а не расплывается в мироздании подобно тому, как расплывается в море капля воды, как это думают пантеисты; во-вторых, оно само по себе независимо от нашего чувственного аппарата, сознательно. Неправда, как это думают дуалисты, что наш субъект в течение своей земной жизни занимается исключительно чувственно осознаваемыми нами отправлениями, а впоследствии предается всецело трансцендентальным функциям; нет, обе половины нашего существа действуют одновременно, хотя наша трансцендентальная деятельность остается скрытой для нашего земного лица.

Согласно дуалистическому учению о душе, чувственное сознание представляет временную функцию нашей души, орган же этой нашей функции – наши чувства и головной мозг – принадлежит нашему мертвому самому по себе телу. Если представим себе трансцендентальный наш субъект в виде круга, то по такому воззрению выйдет, что этот круг как бы отделяет нашу голову от туловища, что мы вместе с нашим чувственным сознанием находимся в этом круге, мертвая же масса нашего тела остается вне его.

Но если мы хотим монистически разрешить дуализм нашего тела и нашего чувственного сознания, мы не можем считать хотя и своеобразную, но все-таки телесную функцию душевной, а орудие этой функции телесным; нет, мы должны выводить и наше тело и действующую на земле нашу душу из общего начала, из нашего трансцендентального субъекта. Таким образом, мы должны – и в этом материалисты правы – смотреть на наше чувственное познавание как на функцию головного мозга и вместе с тем считать наш трансцендентальный субъект априорным по отношению к нашему телу, взятому со всеми его сознательными и бессознательными функциями. Для своего погружения в материальный мир этот субъект построил себе соответствующее орудие – наше тело и снабдил его необходимым для своего ознакомления с этим миром познавательным аппаратом. Упомянем при этом, что такое воззрение, представляющее только опыт метафизического объяснения биологических процессов, не может прийти в столкновение ни с одним из физических объяснений их, а следовательно, и с современной теорией развития.

Но если наш трансцендентальный субъект сам строит себе земное тело, то – повторяем опять – в высшей степени вероятно, что погружение его в земной мир вещей представляет собой его добровольный акт.

Дуальность

Дуальность

Не знание дуальной природы этой реальности не освобождает вас от ее воздействия.

Этот мир основан на двойственностях, и вы никуда от этого не денетесь.

Для того, чтобы взлететь надо опуститься.

Воин Света обладает мечом разделяющим, чтобы ясно увидеть обе стороны двойственности, а, увидев, соединить их.

Успешный является таковым только на фоне неуспешного. Поэтому они есть две стороны одной медали.

Негатив и позитив

Негатив и позитив - две стороны одной медали. Как рука моет руку. Скажите, пожалуйста, какая из ваших рук моет другую руку? Из одного рождается другое. Как вы узнаете, что такое свет, если вы не знаете, что есть тьма? Само представление о свете исходит из представления о тьме, и наоборот. Они вместе, они связаны. Так что, если вы признаёте и отстаиваете только одну сторону, вы не поймете целое.

Недостатки и достоинства

Наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Одно без другого не может существовать.

Суждение

Ты можешь узнать, что такое медленно, только по отношению к тому, что быстрее.

Хороший и плохой

«Хорошая девочка» будет с «плохим мальчиком». Если «хорошая девочка» становится плохой, то «плохой мальчик» начнет становиться хорошим.

Выход из дуальности находится в ее середине и является вертикальным вектором, направленным вверх.

Усталость

Есть психическая и физическая усталость. Физическая снимается расслаблением тела или сном. Психическая усталость бывает очень сильной и может закончиться депрессией. Она связана с западением на одну из сторон двойственности.

Понимание

В трехмерной реальности, построенной по дуальным законам, вы не найдете понимания, оно невозможно. Оно возможно только в других, качественно более высоких, состояниях сознания. Но чтобы перейти к ним, нам надо оттолкнуться от того, что есть здесь, то есть от дуальности.

Любые двойственности, которые существуют в этой реальности, находятся во внутреннем мире самого человека. Активизируя двойственность, человек сознательно проявляет только одну из ее сторон. Но столь же сильна и другая ее сторона, которая находится в его подсознании. Это как айсберг, у которого есть видимая и невидимая части. Вы притягиваете партнера, видимая часть которого противоположна вашей видимой части. Это создает возможность увидеть обе части этой двойственности и выйти из нее через осознание.

Подсознание

Тот, кто вызывает у вас наибольшее эмоциональное чувство - приятное или неприятное, очень важен для вас, потому что с его помощью вы можете увидеть двойственность в самом себе, ведь он проявляет вашу подсознательную сторону.

Психологическая ловушка

Вы не можете выйти из психологической ловушки до тех пор, пока не поймете механизм ее действия. Для этого вам надо увидеть в самом себе дуальность, создавшую эту психологическую ловушку, увидеть две стороны этой двойственности и принять их как две равноправные части. Как только вы их примете, мгновенно окажитесь в «золотой средине» дуальности и сможете из нее выйти. Выход из дуальности находится в ее середине.

Нейтральность

Дуальность можно сравнить с магнитом, у которого есть плюс и минус, что создает сильное напряжение между ними, и вас притягивает либо к минусу, либо к плюсу, либо мотает туда и сюда. Уравновесившись в середине, вы станете нейтрально заряженным и пройдете, не притягиваясь ни к одному из полюсов дуальности. Вот что необходимо обрести внутри самого себя - нейтральность по отношению к любым двойственностям. Ваши проблемы - это одна или несколько двойственностей, части которых тянут вас в разные стороны. Это и есть ваши уроки. Прежде всего, надо определить двойственность или ловушку, в которую вы попали. Другой человек, включённый в вашу проблему, как правило, выражает ее противоположную сторону. Гармонизировать с ним отношения, принять его, быть ему благодарным - значит достичь нейтральности внутри себя, то есть решить вашу проблему.

Дуальность веры

Человек - это своеобразное существо: ему нужно верить во что-то. Причем, любая вера основана на определенных убеждениях, которые отражают только одну сторону дуальности. Тогда убеждения, отражающие противоположную сторону этой дуальности, становятся для человека тем, с чем он будет бороться, отстаивая свою веру.

Дуальность социума

Борьба в социуме возникает между организациями, выражающими противоположные взгляды, то есть представляющими противоположные стороны определенных двойственностей. Например, борьба ислама и христианства, капитализма и коммунизма, преступников и полицейских и так далее.

Разведение дуальности

Набор человеческого опыта идет за счет разведения человеком противоположных сторон двойственностей, входящих в структуру его личности. В процессе самоисследования эти двойственности становится всё более и более ярко выраженными, и их можно осознать.

Активизация двойственностей

Активизация двойственности происходит через сознательное отождествление с одной из ее сторон и подсознательное отождествление с другой ее стороной.

Активизация двойственности - это увеличение интенсивности напряжения между ее противоположными сторонами, которое переживается как страх и приводит к усилению борьбы между ними.

Активизация двойственности приводит к увеличению амплитуды колебаний между ее противоположными сторонами, то есть человек начинает усиливать физическую реализацию программ как одной, так и другой стороны дуальностей своей личности.

Осознание дуальности

Только через осознание дуальной природы своей личности человек может выйти на более высокий уровень сознания, из которого он может наблюдать за игрой двойственностей в своей личности.

Осознание личности

Наш процесс идет через проживание и видение в себе различных двойственностей, формирующих характер нашей личности.

Вам необходимо понять основной закон работы двойственностей, если такое понимание начинает входить в вас, то вы имеете возможность осознавать себя.

Необходимое знание

Если вы не знаете о дуальном устройстве этой реальности и своей личности, то не сможете осознавать себя, то есть видеть себя таким, какой вы сейчас есть.

Есть много практик, конфессий, теорий, взглядов, но они не дают полного видения самого себя, так как каждая из них порождена определенными двойственностями.

Для того чтобы за одну жизнь выйти из всех дуальностей данной реальности, надо иметь знание, позволяющее это делать, и реализовать его в себе через собственное его проживание, то есть свой опыт.

Человек отделил себя от Духа, то есть от Бога, и попал в дуальность личности и обусловленного ума.

Шкала двойственности

Овладеть всей шкалой двойственности можно только через принятие в себе ее противоположных сторон.

Обусловленный ум

Человек видит своим обусловленным, фрагментарно воспринимающим умом, то есть он видит только то, что разрешает ему видеть его ум. Он не видит целостно то, что есть на самом деле, а видит только реальность, ограниченную его обусловленным умом.

Проблема

Когда мы полностью осознаём какую либо дуальность, на которую запрограммирован наш ум, мы устраняем напряжение между ее противоположными полюсами, то есть нейтрализуем ее. Остается просто память о том, что было связано с ней в нашей жизни, но она уже не переживается как проблема. Она, можно сказать, уже разминирована. Проблема перестает быть проблемой, остается только память о ней.

Решить проблему можно, только выйдя за уровень дуальных представлений, породивших ее. Но для этого надо осознать в самом себе, как рождаются ваши проблемы, через видение механизма функционирования дуальностей.

Если вы видите у себя некую проблему, то ищите противоположную сторону двойственности, которую вы не признаете и тем самым поддерживаете и укрепляете свою проблему.

Понимание

Для того чтобы понимать, услышанное или прочитанное, надо знать, о каких двойственностях этот материал. Понимать это очень непросто, для этого надо начинать видеть своей личности.

Парадоксальное мышление

Мыслить парадоксально, значит, видеть во всём, что здесь происходит, игру дуальностей.

Парадоксальное мышление - это целостное мышление. Его трудно выразить в существующей сейчас системе языка, так как в нём нет, и не может быть понятий, обозначающих недвойственное состояние.

Глупый - умный

«Глупый» и «умный» - это просто определения вашего ума.

Если вы выходите за рамки двойственных представлений, то вас уже ничего не может задеть, при этом вы видите всё так, как оно происходит на самом деле.

Духовный серфингист

Просто скользите на гребне двойственности.

Будьте серфингистами на волне своих переживаний и получите огромное удовольствие, скользя по их гребням.

Точки зрения

Парадокс дуальной реальности заключается в том, что ни одна из существующих в ней точек зрения не является истиной.

Принцип дуальности

Для того чтобы увидеть, как здесь всё происходит, надо понять дуальность этого мира. Здесь всё совершается по принципу двойственности. Одна часть двойственности перетекает в противоположную, создавая напряжение и раскачку, как при катании на качелях. Любые процессы, какие бы мы ни взяли: физиологические, политические, экономические, религиозные, следуют принципу дуальности.

Конфликт

Конфликт - это борьба противоположных сторон дуальности.

Война противоположностей будет продолжаться до тех пор, пока вы не увидите взаимодействие полярностей в самом себе.

Основной целью нашего Процесса является выход из дуального восприятия.

Положительное и отрицательное

В двойственной реальности невозможно быть только положительным или только отрицательным. Мы есть и то, и другое одновременно. Увидеть это в себе, значит, выйти за пределы двойственного восприятия.

Святые и злодеи

Злодеев создают святые, и наоборот.

Выше и ниже

Чем выше поднимаетесь, тем ниже опуститесь. Это так, пока вы находитесь в двойственности.

Мы это противоречие

Если мы отождествились с одной стороной полярности, то мы заведомо лжем, мы не можем не лгать. Мы называем это правдой, но это правда одной стороны полярности, а правда другой стороны - противоположная. И только понимание того, что в нас одновременно существуют две противоречивые идеи, может привести к просветлению. И то правда, и другое правда, хотя они взаимоисключающие, но и та, и другая существуют, и в той, и другой ты находишься, не видя этого.

Истина в том, что существуют две противоположные стороны полярности, и они составляют одно целое. Только увидев и признав это в себе, мы можем выйти на качественно иной уровень сознания. Непонимание этого держит нас в распятии на кресте трехмерной реальности. Истина многомерна, что обусловленный ум никак не хочет принять, тем самым, ограничивая наше восприятие.

Увидеть дуальность

Вам надо увидеть дуальность, которая присутствует в ваших представлениях о себе, других и мире.

Человек - три в одном

Вхождение в дуальный мир сопровождается отделением тела-ума от Души, то есть потерей памяти о самом себе как триедином существе.

Выход там же, где вход

Выйти к единству, целостности, безусловной любви и осознанию можно только через их противоположность, проживание которой и есть наш основной опыт присутствия в данном мире.

Гармония

Гармония достигается через уравновешивание полярностей внутри себя.

Отождествление

Выйти из отождествления с чем-либо можно, только видя обе стороны двойственности, породившей это отождествление.

В предыдущем разделе раскрыта только в общих чертах и, возможно, не всем понятна. Поэтому просьба такая: спрашивайте, кому что не понятно, я буду отвечать на вопросы и таким образом раскроем тему пошире. Она того стоит.

Итак, дуальность (двойственность, дихотомия) - это ментальная (умственная) конструкция, состоящая из двух противоположностей (полярностей, полюсов). Эта конструкция является изобретением (вымыслом) сознания, и обеспечивает возможность существования этого мира и игр.

Нельзя сказать, что дуальности - это основа всего, потому что основой является Сознание (непроявленное), и уже оно создает дуальности. Дуальности - это проявление сознания, как и всё остальное тоже является его проявлением. Неправда, что «Вначале было слово», - вначале было то, что создало это слово. Если еще точнее, то "создатель", "созданное" и "процесс создания" происходит одновременно, так как все это едино, а время - это просто иллюзия.

Поэтому, Сознание (непроявленное) - это нечто более базовое, чем дуальности, но нет техник для непосредственной работы с сознанием. Сознание (непроявленное) - не материально, его нельзя измерить, пощупать, описать, охарактеризовать; на сознание нельзя повлиять, изменить и т.д., соответственно, оно не может быть объектом исследования или работы.

В статье говорилось, что Сознание отождествляется с каждым индивидом, и в уме каждого индивида создаются те или иные дуальности. Эти дуальности в уме очень тесно взаимосвязаны. И с этими дуальностями можно очень успешно работать. Только не со всеми подряд, а с актуальными.

В каждый конкретный момент у человека та или иная дуальность является актуальной. Актуальная дуальность - это просто дуальность, которая в данный момент беспокоит человека, или же интересует. Можно сказать, что она захватила внимание человека и держит его. Часто человек не видит это как двойственность, просто потому что не привык рассматривать с такой позиции. Как в примере с человеком, который хочет свободы (см. "Первый уровень") и не понимает, что этим автоматически создает противоположный полюс двойственности - «быть несвободным».

Если человек хочет настоящей свободы, а не временного нахождения в иллюзорном полюсе этой дуальности, то нужно выйти из этой дуальности вообще, а не просто сменить полюс. Пребывание в иллюзии «я свободен» всегда сменится противоположным иллюзорным полюсом. Все дуальности иллюзорны, и все полюса (полярности) - тоже иллюзорны, временны. До тех пор, пока человек живет в двойственностях, жизнь всегда будет похожа на бесконечную зебру.

Следует понять, что не может быть свободы от одного полюса двойственности. Это иллюзия. Настоящая свобода () - это свобода от всей двойственности целиком! Нельзя быть свободным от зла, и при этом не быть также свободным от добра. Некоторые считают, что просветленные - это такие себе добрые милые люди, которые никогда не ругаются, всегда улыбаются, сама вежливость и добродетель. Другими словами, просветленных наделяют исключительно положительными свойствами, отрывая противоположности (как правило, характерные для «плохих» людей). На самом деле просветление находится вне обеих сторон дуальностей. Неправда, что просветленные - хорошие люди; неправда, что они плохие - просто они вне этого.

Нет ничего плохого в том, чтобы жить внутри двойственностей - это обеспечивает настолько насыщенный разнообразный опыт пребывания в этом мире в качестве якобы отдельного существа, что многим нравится. И даже когда начинается черная полоса, невозможно игнорировать столь впечатляющую графику, трехмерность, эффекты… Всё выглядит настолько потрясающе реальным!

Но если вы захотите настоящей свободы, а не иллюзорной, то вот совет: , потому что настоящая свобода лежит вне их, и вам нужно будет оставить оба полюса двойственности. Свобода появляется, когда исчезает двойственность восприятия.

Так получается, что для современного человека очень трудно оставить что-либо, не поработав с этим определенным образом. В противном случае, после прочтения этих материалов люди бы просто оставляли свои дуальности и становились свободными, . Поэтому и существуют всяческие техники, и в том числе техники по дуальностям.

Работайте всегда с тем, что беспокоит больше всего. Это правило для самостоятельной работы. Берите в работу только то, что актуально. Поступая таким образом, вы всегда тянете именно за ту ниточку, что надо. Этого правила бы не существовало, если бы не некоторые чудики, возомнившие, что им лучше знать, что не так с другими людьми, и с чем нужно работать, да еще и в каком именно порядке. Конечно же есть те, кто видят глубже, но таких мало. Вы сами найдете то, что лежит глубже, когда достаточно проработаете то, что беспокоит прямо сейчас. Так что вы ничего не теряете.

Проработка актуальных дуальностей - этот подход довольно простой и быстрый. И, кстати, очень удобный. Можно прорабатывать дуальности по пути на работу (за рулем не советую!), на работе (если обстановка позволяет), за чашечкой чая или прогуливаясь по лесу или парку.

Встречалось ошибочное мнение, что после проработки двойственности, оба ее полюса станут чем-то одним. Это не так. Они не станут одним, они останутся разными вещами, но теперь между ними не будет противостояния и напряжения (заряда, негатива). На аналитическом уровне различение одного полюса двойственности от другого остается - в жизни вы сможете различить черное и белое, например. Но теперь полюса дуальности перестают воздействовать на человека, контролировать его действия, заставлять вести себя неоптимально, неадекватно или неразумно. Человек выходит из-под влияния дуальности, обретает свободу. И это стоит того, чтобы потратить немного времени.

Очень сильный эффект дает проработка актуальных . То есть берете цель, создаете для нее противоположность, чтобы получилась дуальность, и прорабатываете ее. Но должен предупредить, эффект от этого может оказаться не тот, что вам хочется. Цель может стать неактуальной, неинтересной. Хотя во многих случаях цель еще остается в какой-то степени актуальной (ее удерживают и другие дуальности), но ее навязчивость исчезает.

Анекдот по теме проработки дуальностей

Девушка отрывает лепестки ромашки:

Не любит

Не любит

Не любит

Остается три лепестка:

Не любит

А, пофиг!

Те, кто хочет побыстрее к просветлению, пусть обращают особое внимание на свои актуальные желания и цели, не забывая при этом правило для самостоятельной работы.



Распространяя материалы сайта , ставьте, пожалуйста, ссылку на источник.

Главное в этой Вселенной, конечно, человек как творящая или способная творить Божественная субстанция, поэтому за Сознание человека, а значит, за возможность управлять им уже много тысячелетий идут самые настоящие кровопролитные войны между конфессиями всех мастей, а в последнее время между религиями и наукой! Нужно сказать, что человеческая жизнь - самый сложный и непознанный объект для исследования самим человеком!

Для понимания глубины проблемы лучше всего подходит выражение Создателя, который однажды сказал, что «человек ещё неизвестен человечеству»! Человеческие мытарства по жизни чаще всего связывают с непониманием смысла жизни и, как следствие, отсутствием возможности раскрытия того, Высшего, Божественного потенциала, который был заложен в человеке ещё при рождении!

Дуальность представлений человека

Однако современное человечество, увлёкшееся высокими технологиями, передало вопросы философии и анализа жизнедеятельности, собственного здоровья и, в конце концов, собственного долголетия на откуп High Tech, позабыв, что все эти вопросы должен решать сам человек! Увидев образовавшуюся пустоту и помня, что «свято место пусто не бывает», основные мировые конфессии решили заполнить собой Духовную составляющую самого человека и, как следствие, человеческой жизни. Тем не менее церковные догмы, сформированные несколько тысячелетий назад, не в состоянии открыть людям понимание Пространства и смысла жизни, ибо в эти представления вкрадывается дуальность представлений человека.

Отсутствие фундаментальных знаний о Мироздании не позволяет человечеству ответить на земные уроки, сокрытые от Сознания, и эта неосознанная игра в разделённость не позволяет человеку определить приоритеты своей жизни. Представления о Мироздании способствуют пересмотру всего свода законов Плотного плана, однако далеко не все люди готовы встретиться с этими представлениями, ибо устоявшиеся взгляды на жизнь могут быть низвергнуты самой жизнью .

Как правило, дуальность человека связывают с балансом (нейтральностью) внутренней энергии, которая состоит из положительных и отрицательных значений, а значит, с балансом человеческих эмоций разных знаков! Одним из самых распространённых представлений о дуальности является тот факт, что в мире всё имеет свою противоположность, так же, как земля и небо, верх и низ, день и ночь, мужчина и женщина и так далее. И как апофеоз, есть разделение Пространства на Свет и Тьму, на Добро и Зло.

Резкие контрасты Пространства будоражат Сознание человека, и очень часто они являлись не только предметом исследований, но и основой высокого искусства, на своём уровне и на своих представлениях изучавших эмоциональные крайности (основы), определяющие поведенческие инстинкты, а значит, здоровье и срок жизни человека!

По представлениям науки, в реальной жизни нет никакого чёткого разделения на «чёрное» и «белое», ибо есть множество оттенков чёрного и белого, есть и множество других цветов.

Но, самое главное, дуальность, или различие представлений на противоположные субстанции, есть субъективная реакция человека на предложения жизни, воспринимаемые разными людьми по-разному и, к сожалению, очень часто совершенно противоположно, исходя из собственных представлений не только о морали и нравственности, но и Пространства Космоса, в котором люди оказались не по своей воле!

Ещё одной, но не менее распространённой «версией» видения проблемы дуальности Мира, является представление о том, что дуальный мир - это иллюзия, а недуальный мир - истинная реальность. Поэтому, если человек сумеет установить «внутренний диалог» и войти в недвойственное восприятие, то он автоматически окажется в истинной реальности.

Делая вывод, можно сказать, что дуальность - это идея о наличии двух несводимых друг к другу Начал, пары противоположностей (полярностей, полюсов) в Сознании человека! В метафизике считается, что Дуальность есть способ объяснения многообразия сущего двумя разными, одинаково древними или извечными, не сводимыми друг к другу или противоположными началами. Реальность жизни предстаёт в дуальности «не как сосуществование двух разных планов бытия, а как их неразрывная взаимосвязь», ибо две субстанции (Материальная и Духовная) неразделимы.

Георг Зиммель, немецкий социолог и философ, писал: «В глубине нашей души кроется, очевидно, некоторый дуализм, который, не позволяя нам воспринимать картину мира как неразрывное единство, постоянно разлагает её на целый ряд противоположностей». В медицине считается, что модель поведения человека, его Сознание в экстремальных условиях дуального информационного воздействия определяется электрической мозговой активностью, фиксируемой при помощи электроэнцефалограммы.

Информационные потоки

Исследования мозговой активности человека в раннем возрасте показали, что процесс накопления и анализа информационного поля ограничивается диапазоном частот от низкочастотных дельта-волн до высокочастотных бета-волн. Причём было установлено, что с момента рождения примерно до двухлетнего возраста человеческий мозг собирает и вырабатывает информацию в диапазоне частот от 0,5 до 4 колебаний в секунду, так называемых «дельта-волн». В возрасте до шести лет фиксируется более высокая частота вибрации, равной 8 Герц, соответствующая «бета-волнам». С возрастом люди становятся более восприимчивыми к внешним информационным потокам, следовательно, приходят к пониманию дуальности окружающего их мира, поэтому мозговая активность определяется уже высокочастотными альфа-волнами (12 Герц), достигая величины более 35 Герц к 30-летнему возрасту.

В НИИ «Здоровьесберегающих технологий» были проведены исследования интенсивности (суммы сигналов) электрических импульсов при моделировании поведения человека в условиях внешнего дуального Пространства. Проводились они при изучении процессов диссипации (рассеивания) при «насильственной» смерти клетки и показали, что при рождении человека и развитии вплоть до «возраста Христа», когда вопросы Дуальности Пространства, как правило, формируются и не очень волнуют Сознание молодого человека, электрическая энергия, или интенсивность электрических импульсов, увеличивается с возрастом человека (рис.1). (Следует отметить, что в данном скрининге участвовали люди, относящие себя к категории глубоко верующих .)

Исследования более 100 человек показали, что интенсивность электрических сигналов в процессе жизни не только меняется, но и позволяет выделить этапы жизни, которые и определяют продолжительность существования людей, а с учётом теории подобия Л.И. Седова - даже народов или целых государств. Хорошо видно (рис.1), что до тридцатилетнего возраста формируется человек как личность, способная принимать взвешенное решение, определяющее активную позицию (мотивацию) в обществе, и выделять те приоритеты, которые и определят для человека его будущее, или цель жизни.

Как видно из представленных данных, уже первая встреча с дуальностью. или реалиями человеческой жизни, разделяет людей на три группы, где к первой группе относятся люди глубокой Веры, чаще всего люди творческих профессий, у которых жизнь имеет определённый смысл. Это возвышенное состояние сопровождается и высоким уровнем электрической энергии, а значит, отменным здоровьем и длительным сроком жизни.

Ко второй группе относятся люди, проживающие полноценную человеческую жизнь, исполняя основные требования общества, ориентируясь на правило: «иметь семью, иметь детей, посадить дерево и построить дом». Но есть и третья группа людей, которые потеряли всякий смысл существования, не рассчитывают на будущее, проживают, как правило, более короткий срок жизни, сопряжённый с вечными недугами или патологическими заболеваниями. Если посмотреть на историю человечества, хорошо видно, что и государства, не ставящие перед собой глобальных задач развития или совершенствования общественных отношений, очень быстро исчезают со страниц истории, не оставляя о себе значительной памяти. И наоборот, даже исчезнувшие Империи, такие, как Римская Империя, до сих пор заставляют современное человечество пользоваться многими основами или законами общественных отношений (например, Римское право). Как было сказано выше, исходя из Теории подобия можно заключить, что как для человека, так и для народа, и даже для государства, существуют единые механизмы, регулирующие активность и долговечность этого элемента в Великой цепи эволюции человечества! При анализе поведенческих характеристик человека, сталкивающегося с дуальностью представлений Плотного и Тонкого планов, при собственной внутренней дуальности, возникает вопрос о том, как объяснить преждевременный уход человека или целого народа до исполнения своей задачи по совершенствованию Сознания?

Уничтожение клетки

Современная медицинская наука обнаружила, что есть ген смерти живого объекта, отвечающего за его жизнь, имеющий название «апоптоз», без которого невозможен процесс обновления клеточного пространства человека. Нужно сказать, что апоптоз есть та естественная причина смерти клетки, без которой невозможно развитие системы, ибо этот биологический механизм обеспечивает утилизацию старых клеток и на основе этого внутреннего биологического материала запускает строительство новых клеток.

Здесь следует уточнить, что для утилизации (отмирания) клеток как основного строительного материала для человека или Народа существуют два сценария. Как было сказано выше, по сценарию апоптоза отмирание клетки приносит максимальную пользу, ибо, уходя из жизни, она отдаёт свой биоматериал новым клеткам, обеспечивая их энергией, возникающей при распаде клеточного ядра. При сценарии под названием «некроз клетки» клетка не получает команду умереть, она как бы обесточивается, или её отключают, что приводит к разложению клетки, и это связано с патологией, ибо клетка, погибшая по сценарию некроза, становится очагом заразы. Такая клетка сама закладывает фундамент заболевания организма.

Возникает принципиальный вопрос: кто же даёт команду на уничтожение клетки ради будущего и кто решает, что клетка должна умереть, оставляя после себя источник заражения? Медицинская наука утверждает, что ген смерти включен в оба сценария, и выбор одного из них является прерогативой самого человека!

Важно отметить, что сценарий апоптоза включается автоматически, ибо энергообмен внутри клеточного пространства обеспечивает существование человека вне его представлений и понимания смысла жизни. А вот механизм некроза активизируется командой ДНК человека, но только при определённых условиях, спровоцированных устойчивыми отрицательными эмоциями человека.

Если под влиянием собственной дуальности и дуальности внешнего Мира энергия отрицательных эмоций (недовольства условиями жизни) становится доминирующей, ДНК - важнейший аспект Сознания, спроецированный на физический уровень, понимает это как хроническое недовольство жизнью, или как нежелание продолжать жить, активирует программу биологического распада клеточного пространства (клетки).

Программой самоуничтожения (функция некроза) выводится из спящего состояния. Функция некроза становится постоянной и активной, вследствие чего ещё большее количество клеток включается в этот процесс. Из анализа экспериментальных данных (рис.1) видно, что жизнь для большинства людей (группа три) сопровождают негативные эмоции (гнев, злоба, уныние, страх и т.д.), а значит, люди, несмотря на присутствие Веры, настроены крайне негативно, с высокой долей пессимизма, что приводит к тяжёлым заболеваниям и сокращению жизни. Но есть люди, являющиеся в высшей степени Духовными (группа первая), которые не только определились со смыслом своей жизни, но несут позитивный заряд Любви и Пассионарности. Такие оптимистичные люди могут прожить, по словам Создателя, до 120 и более лет! Есть, наконец, люди (группа два), которые являются среднестатистическими единицами Пространства, оставляющими за собой фон сомнений и вечного поиска. Выходит, что от выбора самого человека зависит не только срок жизни, но и то, в каком состоянии будет находиться его тело. В этом случае вопрос «Как быть?» адресован к Сознанию самого человека!

Если человек, его Сознание, понимает предназначение человека в Вечности, если человек не погрязнет в отрицательных эмоциях, тогда у ДНК не будет повода активизировать Программу самоуничтожения, или биологического распада, значит, человек проживёт полновесную жизнь без патологии и преждевременного старения! Тогда возникает следующий вопрос: кто же управляет Сознанием человека и предопределяет, тем самым, мотивацию человека творить самого себя? Принимаем для себя, что виновницей принятого решения является Сознание человека. Ответить можно так: виновником принятого решения является Сознание Сознания самого человека!

Таким образом, Сознание в широком смысле трактуется как самостоятельная сущность, или субстанция, способная творить не только Мир, но и себя или заниматься самосовершенствованием .

Сознание как субстанция - вечно, поэтому в философии идеализма вопрос о происхождении Сознания никогда не ставился. Также как не ставился и никогда не обсуждался вопрос появления самого Бога ни в религии, ни в философской литературе!

Современная психология, исследуя сферу Сознания, отмечает, что как при идеалистическом, так и при материалистическом подходах к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов всё же имеет свои недостатки. Вместе с тем имеется множество фактов, которые чётко показывают зависимость между психическими процессами и процессами мозговой активности.. По остроумному замечанию философа Анри Бергсона, «плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней, но это не означает, что плащ и вешалка - одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя они и связаны между собой, на что указывает теория отражения, но никак не тождественны друг другу .

Задача сознания

Сознание можно рассматривать в качестве высшей формы психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно- историческому существу.

При таком понимании главной задачей Сознания является организация целесообразного и логического поведения для реализации потребности индивидуума, которая для него в данный момент актуальна. Самосовершенствование человека необходимо для того, чтобы он осознал смысл собственной жизни, а осознав, развивал свои Духовные, нравственные, умственные качества и профессиональные навыки.

Возвращаясь к анализу электрический активности человека и его отношения к своей жизни, можно сказать, что несовершенное Сознание и, конечно, отсутствие фундаментальных знаний о Мироздании и о месте человека в его структуре может стать причиной негативного взгляда на жизнь и, как результат, неприятия условий жизни, привести к преждевременному уходу.

Нам представляется, что человек, исключённый из процесса постижения Истины или Знаний, не сможет определиться со своим взглядом на окружающий Мир и понять собственное целеполагание.

Поэтому вопросы образования и подготовки людей к встрече с Великим Космосом - одна из важнейших задач цивилизации, однако участившаяся последнее время замена Знаний на разговоры о религии, вводимые в школьные программы (рис. 2), говорит о том, что среди людей нет понимания, что есть Знания и что есть церковные обряды, и что это совсем не одно и то же.

Никто не против изучения истории развития религии, но вступающему в жизнь человеку необходимо объяснять основы Мироздания и необходимость самосовершенствования, дабы человек не утратил интереса к жизни, а значит, мог бы рассматриваться как активная Сущность, творящая Начало Начал. Конечно, можно не бить в набат и всё пустить на самотёк, но жизнь такова, что если где-то убывает, то Пространство немедленно наполняется совершенно противоположным. А если вспомнить, что Сознание управляет действиями человека, то подготовка человека к самостоятельной жизни должна осуществляться в стенах школ и институтов, но никак не внутри церквей или религий.

Цивилизация, подменяя глубокие Знания о Мироздании церковными догмами, обречено на вымирание, ибо человек, не понимающий своего предназначения, как правило, не доволен жизнью. Сознание такого человека не в состоянии разобраться не только с внешней дуальностью Пространства, но и с собственными дуальными представлениями, запуская в себе механизм самоуничтожения (некроза), и реализует тем самым мечту теневого правительства о «золотом» миллиарде!

Маслов Л.И. , Генеральный директор НИИ «Здоровьсберегающих технологий»,

доктор технических наук, профессор, академик РАЕН,

Козырева Т.П. , медицинский специалист высшей категории,

Пенкин А. Г. , Генеральный директор, ООО «СДС»