Эссе: "Какой я вижу библиотеку будущего". Доклад Наша библиотека


«Библиотека будущего!»
Эссе
Наш девиз:
«Читать – это модно! Читать – это мудро!

Читайте свободно! Читайте повсюду!»
Я твердо верю, исходя из своего профессионального опыта, что книга всегда являлась, и будет являться основой духовного единства и взаимопонимания. И, кроме того, надо понимать, что без чтения – нет культуры и нет духовного развития человека.
Наше село не живет без библиотеки… В мороз ли, в стужу, спешат от мала до велика в храм знаний выбрать ту или иную книгу, посидеть в тишине, полистать новые журналы, посмотреть мероприятие, подготовленное библиотекарями или просто пообщаться, «излить душу», как в народе говорят, а для этого в библиотеке работает два клуба - «Клуб интересных встреч» и клуб «Хозяюшка».
В 2015 году нашей библиотеке исполняется 85 лет, из них ровно 39 лет библиотеку возглавляю я – Филиппова Вера Михайловна. Я – библиотекарь. И говорю это с гордостью, всегда, везде, всем!!! Потому, что очень люблю свою профессию. Я просто живу в ней, растворяюсь в ней. Я думаю о ней день и ночь, но не о профессии конечно, а о своей работе. Я думаю, как завтра проведу мероприятие, как встречу своих читателей, о чем буду говорить с ними. Перед большим ответственным мероприятием мне всегда снились «страшные» сны: то я теряю сценарий, то забыла дома свои очки, то не вижу в библиотеке своих читателей, то не появились мои ведущие... Все эти сны, остались конечно, в далеком прошлом, а теперь я твердо стою на ногах и мне уже ничего не страшно. Потому что я профессионал своего дела… За 85 лет существования наша библиотека превратилась из скромной сельской «избы – читальни» в современное учреждение культуры, которое эффективно выполняет информационную, образовательную и просветительскую функции, радует читателей своей красотой, новизной, новинками любимой литературы, новыми формами работы и теплотой творческих встреч. Теперь библиотека креативна, она технически оснащена, имеет доступ в Интернет. А разве мы могли об этом мечтать лет 39 тому назад? Я помню свою библиотеку, когда впервые переступила ее пород…
Библиотека находилась в удручающем состоянии – непонятные столы, сто раз перекрашенные разными красками, металлические стеллажи, будто из под бомбежки, а один стеллаж – деревянный, видимо со времен 30-х годов, до самого потолка, что ни на какой лестнице невозможно было добраться до верхней полки. Бросился в глаза очень ветхий книжный фонд, попадались даже книги 20-х годов выпуска, такие книги читатели не хотят брать в руки и единственная книжная выставка, написанная черной тушью, прославляющая нашу великую Коммунистическую партию…Конечно в такой библиотеке плодотворно работать было невозможно. Засучив рукава, стала перебирать книжный фонд, горы книг сложила на списание, столы ушли на свалку, стала менять стеллажи. Трудно было конечно первое время, нужно было утвердить свое я, и, доказать всем, что приехала сюда работать надолго, а не на время. Очень хотелось, чтобы библиотека стала красивой, помолодевшей, чтобы захотели придти сюда читатели и выбрать для себя понравившуюся книгу, сменила стереотип – красный и черный на более яркие цвета, чтобы книжные выставки выглядели нарядными и красивыми… Библиотека стала преображаться. Закупила столы, появилась новая кафедра, деревянные стеллажи, познакомилась со школой, техникумом. С учителями и преподавателями стали проводить мероприятия, привлекая тем самым читателей в библиотеку. И через два года моей работы мы стали первыми в районе. И с тех пор, на протяжении 39 лет наша библиотека – одна из лучших не только в районе, но и в области.
Кто мог подумать, что когда- нибудь, у нас в библиотеке будет компьютер? (А теперь их у нас четыре). Машинки-то печатной не было, все писалось от руки, и сценарии, и отчеты, и планы, подсчитывали свои показатели работы на простых счетах, а не на калькуляторе. А теперь мы всей этой техникой владеем в совершенстве. В библиотеке есть множительная техника, чудесная, фантастическая машина, мечта всей моей жизни, всегда хотела выпускать свою газету, теперь имею эту возможность Один раз в месяц, у нас выходит «Библиотечная газета», на страницах которой мы публикуем все новости нашей библиотеки. Читателям полюбилась новая газета, и они с удовольствием ее разбирают. А сколько в год мы выпускаем печатной библиотечной продукции… буклеты, листовки, рекомендательные списки литературы, рекомендательные пособия…, не перечесть… Когда бы мы об этом мечтали? А теперь все это есть в библиотеке.
А Интернет? Он уже совершил чудеса! Мы имеем возможность организовать свой сайт, блог, открыть другие страницы в социальных сетях и рассказать о своей работе, показать библиотеку в фотографиях, в видеороликах… Мы разве мечтали когда-то об этом? А теперь сами фильмы снимаем и выкладываем в интернет! Для кого-то может быть это будущее, а для нас уже реальность!
Интернет предоставил многие возможности работы с читателями. В нашей библиотеке «прижилась» интересная форма работы, как «Праздник чтения», который мы проводим вот уже несколько лет. Он может включать множество разных мероприятий для разных групп населения, для детей разного возраста. Своим читателям посылаем на электронную почту отрывки из наиболее популярных книг. После таких писем, читатели с удовольствием, посещают наши мероприятия, и берут книгу на дом – ведь ее нужно дочитать! Только благодаря интернету мы собираем с ребятишками пазлы в онлайне, составляем и отгадываем онлайн-ребусы. После таких игр детям хочется почитать книгу. Освоили новый сервер по составлению интерактивных плакатов, выпускаем буктрейлеры, плейкасты. Для многих сельских библиотек– это еще на грани фантастики, но для нас это уже реальность.
По мнению известного специалиста в области библиотековедения А.В.Соколова» «Библиотека сегодня – основа образования, культуры, науки, социального благополучия, гарантия экономического подъема, гарантия стабильности государства». С этим утверждением нельзя не согласиться. Библиотека каждой страны, каждого народа является культурным достоянием нации.
Библиотека – это храм знаний, это очаг, и если удается поддерживать огонь в этом очаге, значит, нация не обречена на забвение, значит, будет прогресс и процветание. А роль сельской библиотеки на селе огромна. Она является связующим звеном с системой библиотек района, области, страны и, наконец, всего мира. Хвала тем правителям, которые понимают это. И как бы мы не мечтали о лучшей и красивой доле библиотеки, от нас, библиотекарей мало что зависит, если нам в этом не поможет наша власть. Слава Богу, нас поняли, оценили и помогли превратить нашу библиотеку в прекрасный мир, где хранится книга, так нужная нашему читателю. Библиотека у нас небольшая, но огромная по содержанию работы. Все о чем я говорила выше, это только большое подспорье в работе библиотеки, но никакие гаджеты, никакие электронные книги, никакие библиороботы никогда не заменят нам книгу, которую можно держать в руках, ощущать ее, слышать шелест ее страниц и скромного труженика – библиотекаря, который добросовестно, со знанием дела выполняет свою простую и такую нужную нам всем работу – доводит до каждого читателя книгу. И от того, каков он, этот человек, зависит немало. Если он внимателен, отзывчив, заинтересован, доброжелателен, значит, он станет настоящим другом для своих читателей. И приходить в библиотеку для каждого станет потребностью. И каждый читатель навсегда подружится с книгой.
В 2014 году я подготовила ребенка, Никитина Мишу, ученика 2 класса, и мы поучаствовали во Всероссийском конкурсе «Какая мне нужна библиотека», за что и получили Диплом. Миша пишет: «…Библиотека у нас такая красивая, светлая, стильная, правда, не очень большая. Вот это плохо. Библиотека должна быть большой, чтобы там было много места для всех. В библиотеке есть и wi-fi. Это должно быть в каждой библиотеке, потому, что они должны быть современными, чтобы было много красивых, нужных, новых книг. Старые книги не очень хочется читать, они же уже старые и повидали огромное количество читателей, а с другой стороны их можно оставлять на память, например в музее. А еще в библиотеке должны работать очень добрые библиотекари, они должны быть умными, должны все знать, должны улыбаться своим читателям, быть приветливыми. Тогда приятно будет приходить в библиотеку…Я мечтаю, чтобы у нас был большой читальный зал, чтобы там было светло, тепло, уютно, чтобы росли цветы, а еще лучше, чтобы попугайчики были, дети бы с ними играли. Чтобы было много столов, а за столами будут сидеть читатели, любые, и дети, и взрослые!!! И всем будет хорошо..!» Наши мечты совпали… И еще хочется обратиться к нашим правителям, чтобы они выделяли достаточно средств на развитие библиотек и культуры в целом. Мы не должны ходить в администрацию с протянутой рукой и просить денег на приобретение книг, основного средства работы с читателями. Вот тогда у наших библиотек будет прекрасное будущее, вот тогда у нас будет процветающая страна, а народ наш будет духовно развит.

МОУ УСТЬ – ЛАМЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Проект: «Библиотека будущего!».

Александрова ЛарисаВикторовна

  1. ученица девятого класса МОУ

Усть-Ламенской средней школы.

2010– 2011 учебный год

Библиотека будущего!

1. Цель: Создать школьную библиотеку, отвечающую современным требованиям школьного и санитарного стандарта.

2. Задачи:

  1. Оборудовать уютную, красивую библиотеку.
  2. Привлечь читателя в библиотеку.
  3. Привить интерес к чтению.
  4. Повысить успеваемость в школе и роль самообразования.

3. Действия:

Я бы для библиотеки отвела две комнаты. В одной – поставила шкафы со стеллажами. В них расположила книги по алфавиту и по темам. По средине поставила стол с компьютером. Здесь библиотекарь будет фиксировать поступление книг, вести учет книг, отслеживать спрос читателя. Для уюта на подоконниках расположить комнатные растения, на окнах жалюзи постельных тонов. Схема первой комнаты.

№1. Шкафы со стеллажами для книг.

№2. Окна с жалюзи.

№3. Стол компьютерный с компьютером для библиотекаря.

№4 – Офисный стул.

В другой комнате поместила бы небольшие столики. Один ряд: компьютерные столы с компьютерами и настольными лампами, рядом офисные стулья для работы. Другой ряд: школьные столы с настольными лампами, рядом удобные стулья для работы. В читальном зале дети будут читать книги, искать информацию, работать по оформлению проектов и рефератов. Школьники смогут общаться, искать нужную информацию через интернет. В этой комнате будет стоять столик с видеодвойкой и карооке. Здесь можно слушать и смотреть художественные и документальные фильмы по произведениям русских и зарубежных авторов, а так же проводить коллективные творческие дела: часы чтения, дискуссии, викторины, игры и так далее.

Схема второй комнаты.

№ 1 – компьютерные столы с компьютерами и настольными лампами для учащихся, рядом офисные стулья.

№ 2 – окна с жалюзи.

№ 3 – компьютерный стол с компьютером и настольной лампой для библиотекаря.

№ 4 –офисный стул.

№ 5 – школьные столы с настольными лампами и со стульями для учащихся.

5. Оборудование:

Компьютерные столы с компьютерами, настольные лампы, офисные стулья, жалюзи, школьные столы, стулья, шкафы со стеллажами для книг, цветочные горшки, комнатные растения.

  1. Финансовое обоснование:

Материал.

Цена.

Количество.

Всего:

Шкафы со стеллажами

2.000 руб.

40.000 руб.

Компьютерные столы

1.300 руб.

14.300 руб.

Компьютерные

стулья

500 руб.

6.000 руб.

Простые стулья.

200 руб.

2.200 руб.

Школьные столы

1.000 руб.

10.000 руб.

Видеодвойка.

15.000 руб.

15.000 руб.

Музыкальный центр.

10.500 руб.

10.500 руб.

Компьютер.

24.000 руб.

264.000 руб.

Настольная лампа.

300 руб.

6.300 руб.

Жалюзи постельных тонов.

700 руб.

8.400 руб.

Цветочные горшки

45 руб.

545 руб.

Итого: 377.245 руб.

7. Необходимая помощь.

Нужны спонсоры, которые помогут приобрести оборудование для реализации проекта: «Библиотека будущего».

8. Результат: Я думаю, что школьники смогут после уроков с пользой провести время в школьной библиотеке:

  1. отдохнуть,
  2. почитать,
  3. если не поняли материал, то дополнительно изучить;
  4. если материал, изученный на уроке, заинтересовал школьника, то поработать в ИНТЕРНЕТЕ;
  5. приготовить домашние задания по предметам: рефераты, проекты и другие.

9. Вывод: В результате реализации проекта «Библиотека будущего» успеваемость и качество образования повысятся, станет больше детей, само реализующихся через раскрытие своих способностей и одаренности.

Если хочешь ты получить «пять»

Приходи в «Библиотеку – будущего» опять.

Здесь ты сможешь с пользой отдохнуть,

Реферат или проект создать.

К вашим услугам современные ТСО

Музыкальный центр, INTERNET и видео!

ИТОГИ ТВОРЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

"Библиотека моего детства. Читатели - о библиотеках Новосибирской области»

СЕМЕЙНОЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ: РАССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ

(январь – сентябрь 2011 г.)

«В чудесный мир открыта дверь…»

Машкин Артур, 4 класс, г. Каргат

Завершился первый, главный этап творческого исследовательского проекта «Семейное библиотековедение: расследования и материалы». Проект стал частью работы, которую можно определить как «дети – исследователи детского чтения», логическим продолжением предыдущих исследований: «Журналистское расследование «Машина времени» (областной конкурс, 2009 г.), «Моя домашняя библиотека» (пилотный проект, 2010 г.). Эти исследования вызвали большой интерес у детей и их руководителей, и тема (детское чтение), и форма проведения (журналистское расследование) оказались удачными. Однако проект этого года нам, организаторам, представлялся более сложным по нескольким причинам. Во-первых, в обществе сложилось стойкое убеждение, что дети практически перестали посещать библиотеки, а значит, эта тема могла просто не заинтересовать юных авторов. Во-вторых, в этой творческой работе «журналистам» нужно было не только использовать семейные воспоминания и личные впечатления, но и изучить историю своей детской библиотеки (сельской, районной, школьной и т.д.), а поскольку в большинстве случаев она не написана, то искать разные способы получения информации.

Кстати, мы ожидали, что само слово «библиотековедение» в названии проекта может слегка напугать «исследователей». Уж очень серьёзно, «научно» оно звучит. Поэтому в «Информации для участников проекта» объяснили, что эта наука изучает то, что делает собрание книг Библиотекой, - читателей, библиотекарей, ну и, конечно же, книги. Идея стать библиотековедами показалась детям интересной; в проекте участвовали 115 детей 9-13 лет (3-6-е классы) из 16 районов и 5 городов Новосибирской области. И активность участников, и, что самое главное, очень высокий уровень работ позволяет говорить о том, что проект прошёл удачно.

А со «страшным» словом «библиотековедение» один из участников обошёлся очень решительно, переделав его в «библиотековИдение». Хочется думать, что это не опечатка, а креативное обозначение особого, индивидуального видения роли библиотеки в жизни общества. А может быть, взгляда на мир через библиотеку… В общем, получилось интересное, многозначное понятие.

Участники проекта занимались не простым библиотековедением, а семейным. Тему их работы можно определить так: «Детские библиотеки в прошлом, настоящем и будущем». При этом необходимо было не просто написать общие слова о пользе чтения и библиотек, а обязательно узнать, изучить, какую же роль играли и играют детские библиотеки в жизни их семьи. Очень многие работы одновременно и страницы из истории семьи, и ценный краеведческий материал, рассказывающий историю библиотек. Для их создания использовались семейные фотоальбомы, библиотечные архивы. Чтобы сохранить этот уникальный материал, мы планируем издать электронный сборник творческих работ.

Детской мы условились считать все библиотеки, которые посещали в дошкольном и школьном возрасте герои журналистской статьи, т.е. авторы и те старшие родственники, кого они выбрали в качестве «звезды». Чаще всего авторы и респонденты вспоминали о районных городских и сельских библиотеках (137 упоминаний), а также школьных (82 упоминания), единичные воспоминания – о библиотеках в пионерском лагере, санатории, Доме пионеров, Доме культуры, а также в военных гарнизонах и даже на пограничной заставе. До начала проекта мы предполагали, что он мог бы носить и другое название – «Детские библиотеки Новосибирской области глазами детей», но оказалось, что его география гораздо шире. Респонденты вспомнили о библиотеках не только Сибири (Омской области, Алтайского края и т.д.), но и Мордовии, и Чечни, и даже ближнего зарубежья – Таджикистана, Казахстана, Латвии. Это вызвало необходимость составить список «Библиотечная география», в который занесены все библиотеки, упоминавшиеся в творческих работах.

Возможно, возникает вопрос, а стоит ли говорить о библиотеках, просто упомянутых в работах? Думаем, стоит. Ведь если респонденты (родители, бабушки и дедушки, прабабушки) спустя много лет помнят, какую библиотеку они посещали в детстве, видимо, эти воспоминания ценны для них. Вообще стоит отметить, что респонденты охотно отвечали на вопросы, с удовольствием вспоминали детство. У некоторых авторов это даже вызвало удивление, они не ожидали, что смогут узнать от своих старших родственников так много, что те помнят, как выглядела библиотека, как звали библиотекаря, какой была первая книга, прочитанная самостоятельно… Во многих работах дети с гордостью пишут о своих близких как о настоящих читателях. Например, читательский стаж нескольких респондентов – более 50 лет, и они продолжают брать книги в библиотеке! Другие в детстве начали читать в маленькой сельской библиотеке, а потом всю жизнь увлечённо собирали книги, стали настоящими библиофилами. Дети гордятся и тем, что в детские годы их родственники участвовали в библиотечных мероприятиях, получали дипломы и благодарности, и тем, что их семьи по итогам конкурсов признаются «Самыми читающими»… Кстати, много новой информации о своей семье дети получили, проведя «журналистское расследование». Но это не единственный положительный эффект от проекта. Дети часто слышат назидания от взрослых, что читать полезно, что тот, кто берёт в библиотеке книги, станет образованным человеком, и… пропускают это мимо ушей. Участники проекта, расспрашивая своих старших, убедились, что чтение - это удовольствие, что посещение библиотеки может быть не менее увлекательным, чем, скажем, поход в кино, а быть читателем библиотеки должен каждый уважающий себя ребёнок.

Авторы должны были не только расспросить старших, но и рассказать о себе как о читателе библиотеки. Такой самоанализ привёл некоторых «журналистов» к мысли, что им надо бы побольше читать, в том числе и для того, чтобы не отставать от своих «звёзд». Ведь некоторые из них, по выражению одного автора, настоящие «суперчитатели». В целом нельзя однозначно утверждать, что современные дети читают значительно меньше, чем предыдущие поколения. Действительно, многие читают только в рамках школьной программы. (Кстати, участниками проекта стали не только заядлые читатели, что можно только приветствовать. Значит, и их тема проекта чем-то заинтересовала.)

Но есть и такие «журналисты», которых можно назвать главными читателями в семье. Они читают намного больше, чем их старшие родственники в таком же возрасте. Причины «исследователи» называют разные:

Книги стали доступнее, не надо ждать очереди в библиотеке, а можно прочитать в Интернете или купить;
- современные книги привлекательнее внешне (яркие обложки, обилие иллюстраций, крупный шрифт; это оказалось важным не только для учеников начальных классов, но и для шестиклассников. «Гламурный» вид книг в некоторых случаях оказывается решающим условием чтения);
- по сравнению с прошлым стало издаваться гораздо больше приключенческой литературы, появились такие жанры, как детский детектив, фэнтези, серии типа «Любимые книги девочек» (любовные романы для детей);
- некоторые «журналисты» признаются, что не читают художественную литературу, зато увлекаются энциклопедиями, которых сейчас выпускается очень много;
- чтение становится занятием элитарным, «не для всех», а потому престижным. Среди наших «журналистов» есть интеллектуалы, которые читают классику для взрослых (например, Гёте), или литературу в подлиннике, на английском языке.

Насколько отличается чтение детей XX и XXI веков, т.е. авторов статей и их «звёзд»? Изучение этого вопроса не было целью проекта, однако, если респонденты вспоминают книги своего уже далёкого детства, значит, это действительно «незабываемые книги». Именно так мы назвали список, первая часть которого – «Выбор детей XX века», вторая - «Выбор детей XXI века». В этих списках много совпадений, поэтому третья часть – «Книги, которые читают все». Оказывается, современные дети в начальной школе по-прежнему увлекаются книгами В. Драгунского и Н. Носова, В. Бианки и Е. Ильиной («Четвёртая высота»), М. Твена и С. Лагерлеф. Больше отличий становится с наступлением подросткового возраста; писателей, которые были сверхпопулярны раньше (А. Дюма, Ж. Верн, Ф. Купер и т.д.), современные дети почти не знают.

Проводя расследование, журналисты многое узнали… о себе. Например, в каком возрасте они научились читать (сами этого, конечно, уже не помнят). По сравнению со старшими, современные дети раньше обучаются грамоте (в 3-5 лет), но применять свои умения – т.е. читать книги – не спешат. Читателями библиотек они становятся ещё в 2-3 года (конечно, их записывают родители). Их старшие родственники в основном начинали читать в первом классе или незадолго перед школой, причём сразу книги, тогда же записывались в библиотеку, чаще всего по собственной инициативе. Это давало повод для гордости, - какие они взрослые и умные, раз их записали в настоящую библиотеку! Не без оснований один из наших исследователей отмечает: «Сравнивая детство бабушек, дедушек и своё, я отметила, что дети сейчас менее самостоятельные, но больше загружены уроками, кружками, изучением иностранных языков» (Кривенко Вероника, Гимназия № 13 г. Новосибирска).

У разных поколений есть ещё один объединяющий момент. В нескольких работах встречается рассказ о том, как ребёнок (как правило, мальчик 10-12 лет), не очень любящий читать, вдруг встретил книгу, которая превратила его в настоящего заядлого читателя. У старшего поколения это могло быть произведение А. Беляева или книги о войне, у младшего – эпопея о Гарри Поттере, главное, что встреча состоялась, за что «журналисты» и их «звёзды» благодарны своим библиотекарям.

Что объединяет всех авторов, так это интерес к тому, что в профессиональной литературе и отчётах называется очень скучно: «массовые мероприятия». Во многих работах выражается пожелание, чтобы библиотечных уроков, литературных часов, игр и викторин проводилось ещё больше. Более того, дети очень любят активно участвовать в библиотечных праздниках и постановках, выступать в роли актёров, ведущих, соавторов сценария и т.д. Что же касается интереса детей к творческой и исследовательской работе, которую организуют библиотеки, то он очевиден, и нынешний проект – ещё одно его доказательство. Именно это направление деятельности детских библиотек – воспитание, организация досуга, создание условий для творчества и общения - наиболее востребовано самими юными «пользователями», и в этом плане библиотеки, видимо, вне конкуренции.

Несколько «журналистов» участвуют в наших расследованиях уже второй раз. И что особенно приятно, уровень их работ стал ещё выше (хотя и полтора года назад они написали интересные статьи, а два участника даже были лауреатами конкурса). Работы 4 авторов помещены на нашем сайте в рубрике «Мастер-класс». У них действительно есть чему поучиться, - основательности в исследовании, оригинальности изложения и оформления материала. Главное – статьи интересно читать, при этом работы совершенно разные:

Крекнин Александр (МБОУ СОШ № 198 г. Новосибирска) проявил недюжинные исследовательские таланты. Чтобы рассказать о детстве отца, который несколько лет жил на Чукотке, Саша уточнил информацию о его библиотеке в Интернете, нашёл посёлок на карте. Не просто сообщил, что сам читает в библиотеке им. Ю. Магалифа, но и взял интервью у художницы Л. Лазаревой, иллюстрировавшей книги писателя и лично с ним знакомой;
- Лакина Дарья (Венгеровский район, с. Урез) украсила свою работу фоторепортажем;
- Шкуропатов Антон (Гимназия № 7 «Сибирская», г. Новосибирск) изложил свои размышления о будущем библиотек в виде фантастического рассказа. Его статья выделяется отличным литературным стилем;
- Фрибус Светлана (Купинский район, Медяковская СОШ) показала себя настоящим краеведом. Она рассказала о неофициальной школьной «библиотечке», которой уже не существует. Но когда-то она помогла детям, в том числе Светиной маме, научиться читать с интересом. Написала Света и о библиотекаре школы, в которой училась мама, даже нашла её фотографию. А ещё попросила своих ровесников нарисовать, какой они видят библиотеку будущего.

В некоторых работах (авторы - Панов Егор, Ордынский район, с. Красный Яр, Мельникова Марина, Краснозёрский район, с. Мохнатый Лог, Черкасов Тимофей, СОШ № 163 г. Новосибирска, и другие) рассказывается история библиотеки за несколько десятилетий, иногда даже с её основания. И часто потому, что среди «звёзд» есть и библиотекари, а значит, жизнь этой семьи особенно тесно связана с детскими библиотеками. Авторы многих статей с гордостью рассказывают о своих бабушках, мамах, тётях, работающих или работавших в библиотеках (Некрасова Валерия, р.п. Краснозёрское, Сенашов Егор, г. Барабинск, Кондратьев Никита, Куйбышевский район, Октябрьская СОШ, Прохоренко Максим, г. Чулым и другие). А Логиновская Ксения (р.п. Краснозёрское) – представитель настоящей библиотечной династии (бабушка, двоюродная бабушка, мама – библиотекари). Конечно, и детство у таких «журналистов» особенное – «библиотечное». Библиотека для них действительно родной дом, а они сами – главные помощники во всех делах.

Статьи участников проекта – это неофициальная история библиотек. Ведь детям нет дела до «читаемости – посещаемости – обращаемости фонда», у них свои «критерии качества библиотечного обслуживания». Спустя десятилетия взрослые вспоминают, какой была атмосфера библиотеки: дружественной, в то же время обилие книг внушало уважение и настраивало на серьёзный, даже торжественный лад. Рассказывает Колобухова Л. Н.: «В те годы библиотека считалась святым местом. Мы, дети, ходили в неё, как в храм… Мы погружались в какой-то таинственный мир. Библиотекари были очень красивыми (одежда, прическа), очень добрыми, внимательными к нам. Казалось, что они знают обо всем на свете, как феи» (Колобухова Эрика, г. Чулым). И современные дети могут простить, что «фонды недостаточно часто пополняются новой литературой», если им нравится общаться с библиотекарями, если они чувствуют, что им не просто рады, но и относятся с уважением. И тогда каждый поход в библиотеку (у некоторых даже ежедневный) становится радостным событием.

Читая творческие работы, с удовольствием отмечаешь, как много замечательных, а главное, любимых детьми библиотекарей работает в Новосибирске и области. Чтобы о них узнали не только их читатели, мы создали «Книгу почёта», в которую внесены имена всех библиотекарей, о которых рассказали «журналисты» и их «звёзды». Конечно, эта Книга неофициальная, зато точно самая почётная! И это яркое свидетельство престижности профессии библиотекаря у юных читателей. А насколько творческие и неравнодушные люди работают в библиотеках, видно по тому, что часто именно они выступали руководителями исследовательских работ, щедро делясь информацией, подсказывая идеи, помогая оформить статьи.


Наш девиз: «Читать – это модно!»
Библиотека будущего… Об этом я еще размышляла 40 лет тому назад, когда впервые переступила порог моей библиотеки. Почему «моей», спросите, наверно, вы? Потому, что именно здесь, прошла вся моя жизнь, именно здесь, духовно росла я, мои читатели и развивалась моя библиотека. В 2015 году мы отметили 85-летний юбилей библиотеки. И я горда тем, что много лет возглавляю эту библиотеку. А ведь все мечты становятся реальностью. Когда-то я мечтала, чтобы моя библиотека стала не только культурным досуговым центром, но и центром образовательным. Теперь это так и есть. Я мечтала, чтобы в библиотеке будущего были компьютеры. Мои мечты сбылись. Сейчас библиотека – это компьютеризированная и подключенная к Интернету система. Когда-то я мечтала, чтобы в библиотеке был электронный каталог. Теперь у нас есть электронный каталог, и мы работаем по программе ИРБИС.
Раньше машинки-то печатной не было, все писалось от руки, и сценарии, и отчеты, и планы, подсчитывали свои показатели работы на простых счетах, а не на калькуляторе. А теперь мы всей этой техникой владеем в совершенстве. В библиотеке есть множительная техника, чудесная, фантастическая машина, мечта всей моей жизни, всегда хотела выпускать свою газету, теперь имею эту возможность. Один раз в месяц, у нас выходит «Библиотечная газета», на страницах которой мы публикуем все новости нашей библиотеки. Читателям полюбилась новая газета, и они с удовольствием ее читают. Выпускаю в библиотеке и поселковую газету «Покровская панорама», на страницах которой односельчане узнают обо всех новостях своего села. А сколько в год мы выпускаем печатной библиотечной продукции: буклеты, листовки, рекомендательные списки литературы, рекомендательные пособия…, не перечесть… Когда бы мы об этом мечтали? А теперь все это есть в библиотеке. Современные технологии творят чудеса и способствуют знакомству, дружбе в интернете, общению по скайпу с писателями и поэтами! Разве мы об этом когда-то мечтали? А теперь это реальность. Теперь мы имеем возможность организовать свой сайт, блог, открыть другие страницы в социальных сетях и рассказать о своей работе, показать библиотеку в фотографиях, в видеороликах… Мы разве мечтали когда-то об этом? А теперь сами фильмы снимаем и выкладываем в интернет! Для кого-то может быть это будущее, а для нас уже реальность! Интернет предоставил многие возможности работы с читателями. В нашей библиотеке «прижилась» интересная форма работы, как «Праздник чтения», который мы проводим вот уже несколько лет. Он может включать множество разных мероприятий для разных групп населения, для детей разного возраста. Своим читателям посылаем на электронную почту отрывки из наиболее популярных книг. После таких писем, читатели с удовольствием, посещают наши мероприятия, и берут книгу на дом - ведь ее нужно дочитать! Только благодаря интернету мы собираем с ребятишками пазлы в онлайне, составляем и отгадываем онлайн-ребусы. После таких игр детям хочется почитать книгу. Освоили новый сервер по составлению интерактивных плакатов, выпускаем буктрейлеры, плейкасты. Для многих сельских библиотек– это еще на грани фантастики, но для нас это уже реальность. По мнению известного специалиста в области библиотековедения А. В. Соколова» «Библиотека сегодня - основа образования, культуры, науки, социального благополучия, гарантия экономического подъема, гарантия стабильности государства». С этим утверждением нельзя не согласиться. Библиотека каждой страны, каждого народа является культурным достоянием нации. Библиотека - это храм знаний, это очаг, и если удается поддерживать огонь в этом очаге, значит, нация не обречена на забвение, значит, будет прогресс и процветание. А роль сельской библиотеки на селе огромна. Она является связующим звеном с системой библиотек района, области, страны и, наконец, всего мира.
А еще я мечтаю о библиотеке – музее, и скоро моя мечта осуществится, нашелся замечательный спонсор, Жилин Б.В. и ждем средства от ООО "Газпром Добыча -Оренбург", на средства спонсоров будет изготовлена музейная мебель. Скоро в библиотеке откроется мини – музей «Село и люди». Односельчане смогут познакомиться с историей своего села, музейными экспонатами, которые мы собираем все вместе по крупицам.
Очень хочется превратить нашу библиотеку в прекрасный мир, где хранится книга, так нужная нашему читателю, чтобы в библиотеке были большие читальные залы, чтобы там было светло, тепло, уютно, чтобы росли цветы, «…а еще лучше, чтобы попугайчики были, дети бы с ними играли. Чтобы было много столов, а за столами будут сидеть читатели, любые, и дети, и взрослые! Чтобы сказочные герои сами приходили из книг и общались с читателями. И всем будет хорошо..!» - так сказал один наш юный читатель. И будет чудо – библиотека. Библиотека-сад. Вот было бы здорово. Но пока об этом мы мечтаем. Библиотека у нас небольшая, но огромная по содержанию работы. Все, о чем я говорила выше, это только большое подспорье в работе библиотеки, но никакие гаджеты, никакие электронные книги, никакие библиороботы никогда не заменят нам «живую» книгу, которую можно держать в руках, ощущать ее запах, слышать шелест страниц и скромного труженика - библиотекаря, который добросовестно, со знанием дела выполняет свою простую и такую нужную нам всем работу - доводит до каждого читателя книгу. И от того, каков он, этот человек, зависит немало. Если он внимателен, отзывчив, заинтересован, доброжелателен, значит, он станет настоящим другом для своих читателей. И приходить в библиотеку для каждого станет потребностью. И каждый читатель навсегда подружится с книгой.
Наше село не живет без библиотеки… В мороз ли, в стужу, спешат от мала до велика в храм знаний выбрать ту или иную книгу, посидеть в тишине, полистать новые журналы, посмотреть мероприятие, подготовленное библиотекарями или просто пообщаться, «излить душу», как в народе говорят, а для этого в библиотеке работает два клуба - «Клуб интересных встреч» и клуб «Хозяюшка». У нас всегда много читателей. Потому, что «… здесь радость, свет, здесь хорошая аура…», как говорят наши читатели. И это очень радует. Пусть этот свет остается и в библиотеке будущего. Без живого Слова и Света невозможно будет жить.
Вот поэтому я - библиотекарь. И говорю это с гордостью, всегда, везде, всем уже 40 лет! Потому, что очень люблю свою профессию. За 85 лет существования наша библиотека превратилась из скромной сельской «избы–читальни» в современное учреждение культуры, которое эффективно выполняет информационную, образовательную и просветительскую функции, радует читателей своей красотой, новизной, новинками любимой литературы, новыми формами работы и теплотой творческих встреч. А еще я хочу, чтобы в библиотеке был игровой зал для детей, со сказочными персонажами из детских книг, чтобы познакомившись с ними, юные читатели захотели прочитать книгу. Хочется, конечно, иметь еще мультимедийный зал, городские библиотеки этим уже не удивишь, а вот сельские об этом только мечтают. А самое главное, чтобы в библиотеке будущего всегда был Читатель и Библиотекарь! Будут работать библиотеки, значит, будет процветающая страна, а народ наш будет духовно развит. Вот поэтому наша библиотека - территория общения, творчества и вдохновения.
В заключении хочу добавить небольшое стихотворение заслуженного учителя России, нашей односельчанки, Вихровой Р.Г., она называет библиотеку «… удивительный дом, наша замечательная библиотека, где вас всегда радушно встретят приветливые и улыбающиеся библиотекари – профессионалы своего дела…»
Есть в селе удивительный дом,
Сто вопросов задать можно в нем,
Вам ответы помогут найти,
Не забудьте в него лишь войти…
И еще одно:
Хозяйкам дома благодарности не счесть
За творческое вдохновение,
За профессиональное достоинство и честь
За мудрость, радость встреч, общение…
Не забудьте войти в удивительный дом, который называется - библиотека!
Пусть всем будет хорошо и в настоящем и в будущем!
Филиппова В.М., заведующая П-Покровской сельской модельной библиотекой