Сообщение о дмитрии борисовиче кедрина. Жизнь во время войны

Дмитрий прославился не только своим поэтическим творчеством, но и публицистической и журналистской деятельностью.

Биография Дмитрия Кедрина: начало

Дмитрий считался внебрачным сыном. Еще в раннем детстве его усыновил приемный отец, дав ему свое отчество и фамилию. Однако он не смог долго воспитывать мальчика, рано скончавшись из-за болезни. Дмитрий Кедрин остался на воспитании своей матери, тети и бабушки. Уже спустя многие годы, поэт говорил, что в детстве около его колыбели сидели три женщины - три матери.

Интерес к литературе

О литературе юному Дмитрию Кедрину рассказывала бабушка. Именно она познакомила его с произведениями Михаила Лермонтова, Александра Пушкина, Николая Некрасова.

После знакомства с творчеством великих российских классиков, пробовал писать и сам Дмитрий Кедрин. Стихи маленького мальчика были еще совсем простыми и забавными. Бабушка не только знакомила внука с писателями и поэтами, но и с удовольствием слушала простые рифмованные строки, которые писал Дима.

Образование

Когда поэту исполнилось всего шесть лет, семье пришлось переехать в Днепропетровск.

Когда Дмитрий Кедрин стал старше, достигнув возраста девяти лет, мать настояла на том, чтобы у мальчика было хорошее образование. Именно тогда было принято решение о том, что мальчика стоит отдать в школу коммерции.

По дороге в школу, как вспоминал Дмитрий Кедрин, он всегда засматривался на памятник, установленный в честь Александра Сергеевича Пушкина. Сделанный из бронзы, монумент каждый день производил сильное впечатление на мальчика. Именно это восприятие и предопределило дальнейшую судьбу Дмитрия Кедрина, стихи которого с каждым годом становились все лучше и профессиональнее.

После окончания коммерческой школы, Дмитрий много занимался образованием самостоятельно. Поэт интересовался не только литературой, но и географией, биологией и многими другими науками. На столе у юного Дмитрия было всегда множество научных трудов известных ученых, чьи достижения были в абсолютно разных областях науки.

Серьезные шаги в творчестве

Заниматься своими стихами Дмитрий Кедрин начал только с 16 лет, несмотря на то, что уже на протяжении многих лет занимался поэзией. Самым удивительным было то, что особенно хорошо получались у поэта так называемые «стихотворения на злобу дня».

У Дмитрия было множество планов на жизнь, но все начало рушиться со сменой правительства и приходом революции.

Уже в 1924 году стихотворения Дмитрия Кедрина начали печатать в днепропетровской газете. Одним из первых стихов, которые были опубликованы еще на этапе раннего творчества, называлось «Так приказал товарищ Ленин». Именно после этого стихотворения, Дмитрий Кедрин стал известен в городе, в котором вырос.

Дальнейшее становление поэта

В 1922 году Дмитрий поступил в железнодорожный техникум. Однако закончить его ему не удалось - у поэта было очень слабое зрение, что создало серьезные препятствия для образования.

Но Дмитрий Кедрин не отчаивался. Будучи уже довольно-таки известным публицистом, поэт с легкостью устроился в городскую газету на место репортера. В журнале, который выпускался издательством газеты, печатались уже не только стихотворения Дмитрия Борисовича Кедрина, но и его статьи.

Поэтический голос

Дмитрий Борисович очень увлекался творчеством Владимира Маяковского. Он считал стихотворения поэта сильными, жизненными, особенными. Дмитрий побывал на всех выступлениях Маяковского, когда тот приезжал с выступлениями в Днепропетровск.

Изучая творчество и других поэтов, которые творили одновременно с ним, Дмитрий Кедрин приобрел свой собственный голос, свой стиль, который сразу узнавался сквозь те или иные строки. Он нашел свои темы. Именно они легли в основу стихов Дмитрия Борисовича Кедрина.

Личная жизнь

Будучи девятнадцатилетним парнем, Дмитрий встретил любовь всей своей жизни - семнадцатилетнюю Людмилу Хоренко, которая приехала в Днепропетровск издалека.

Жениться на любимой женщине Кедрину удалось лишь только через четыре года после знакомства.

Поэт всегда с особой трепетностью вспоминал о первой встрече с любимой женой. Он описывал ее в своей особенной манере - казалось бы, что можно было найти в такой девушки, но если только на миг представить ее образ - можно понять, отчего Дмитрий сразу влюбился в Люду.

Трудные жизненные обстоятельства

В 1931 году Дмитрий принял важное решение о переезде в советскую столицу вслед за своими друзьями. Вместе со своей женой Людмилой, Дмитрию пришлось поселиться в подвале старой двухэтажки.

Дмитрий Кедрин не хотел скрывать какие-либо факты из своей жизни. Поэтому, когда он писал свою анкету, он честно в ней написал о том, что был заключен в тюрьму в 1929 году за недонесение контрреволюционной информации на Украине. За это «правонарушение» Кедрин был осужден на два года тюрьмы. Проведя в заключении пятнадцать месяцев, поэт получил досрочное освобождение.

Сегодня, изучая жизнь и творчество Дмитрия Борисовича, историки приходят к выводу, что именно этот арест сильно повлиял на публикацию произведений Кедрина в городских журналах и газетах. Кроме этого, именно с этими событиями историки связывают загадочную смерть поэта, исследование которой продолжается до сих пор.

Новый шаг

В 1934 году у семейной пары Кедриных появилась прекрасная маленькая дочка. После рождения дочери, семья переезжает в Подмосковье. Именно там у поэта впервые за все время появилось «личное рабочее место», которое на самом деле было лишь маленьким закутком, огражденным занавеской.

Дмитрий не прекращал свою литературную деятельность. В 1932 году было опубликовано стихотворение Кедрина «Кукла». Именно это произведение принесло поэту огромную известность, потому как оно было оценено самим Максимом Горьким. Писатель говорил, что прекрасное стихотворение, написанное на высшем уровне.

Уже после этой оценки Горького, поэт написал множество своих лучших лирических стихотворений. Они рассказывали о красоте, о прекрасной природе тех краев, в которых жил и рос Дмитрий.

Творчество Кедрина

Произведения Дмитрия Борисовича отличаются от стихотворений его современников тем, что стиль, который выбрал поэт, был более философским. Кроме того, поэт часто обращался в своих стихотворениях к психологии и истории. Кедрин всегда восхвалял тех Творцов, которые создали прекрасную и вечную природу, которая способна сильно меняться на протяжении всего года, но при этом оставаться столь же великолепной, как и когда-то.

Из-за того, что стихотворения Кедрина не содержали в себе ни капли пафоса, которая была присуща всем поэтам тех лет, Дмитрий постоянно подвергался жестокой критике со стороны генерального секретаря Союза писателей. Вообще, говоря о творчестве Кедрина, нужно сказать, что очень многие советские критики советовали поэту бросить написание стихотворений на темы, связанные с историей.

Фронтовое время

С началом войны Кедрин хотел уйти добровольцем на фронт. В этом было поэту отказано, потому как его плохое зрение было бы помехой. Вместо этого Дмитрий занимался переводами разной антифашистской литературы, которую после печатали во всех советских газетах. Кроме этого, поэт и сам писал антифашистские произведения. Две книги с этими стихотворениями поэт отправил на рассмотрение для публикации. Однако в трудное для СССР время в издании сборников было отказано.

Уйти на фронт Дмитрию позволили лишь в 1943 году. Поэта сразу направили на работу в авиационной газете, где Кедрин занял место корреспондента. Но подписывать статьи своим именем ему все-таки не разрешили. Дмитрий Борисович писал о жизни летчиков, о их подвигах под псевдонимом «Вася Гашеткин».

За время своей работы, поэт часто писал письма жене, к которым прикладывал журналы со своими стихотворениями. За все военное время, таких журналов, посланных домой, было около 75 экземпляров, а стихотворений, вышедших из-под руки Кедрина, насчитывалось больше ста.

Самым известным произведением фронтового времени для Кедрина стало стихотворение «Аленушка. Делая анализ «Аленушки» Дмитрия Кедрина, можно сказать, что оно было написано под впечатлением одноименной картины Васнецова. Нельзя считать, что стихотворение - это описание картины. В стихотворении «Аленушка» поэт выразил свою любовь и тоску к Украине, к своей родине, к природе милого края.

Смерть поэта

Дмитрий Кедрин трагически скончался 18 сентября 1945 года. Официальная версия смерти говорит о том, что, возвращаясь домой с фронта, Дмитрий попал под колеса поезда. Такая трагедия произошла потому, что поэта вытолкнули во время движения поезда из вагона. Убийцами принято считать преступников, которые находились в поезде. Несмотря на это, во всех отчетах не написано ни слова о виновных лицах, и тело поэта было найдено не на железных путях, а в мусорной куче, которая находилась неподалеку от станции, на которой должен был выйти Дмитрий Борисович. Разбираясь в этом деле сейчас, историки приходят к выводу, что преступление было совершено совсем иначе. Смерть поэта Дмитрия Кедрина и сегодня остается загадкой.

Страница:

Кедрин Дмитрий Борисович (1907-1945), русский советский поэт, драматург, переводчик.

Родился 4 (17) февраля 1907 в Богодуховском руднике, ныне пос. Щегловка (Донбасс). Учился в Коммерческом училище, потом в техникуме путей сообщения г.Екатеринослава (Днепропетровска), где в 1924 стал литературным сотрудником местной комсомольской газеты. С 1931 жил в Москве, в 1933-1941 работал литературным консультантом издательства «Молодая гвардия».

Эти гордые лбы винчианских мадонн
Я встречал не однажды у русских крестьянок,
У рязанских молодок, согбенных трудом,
На току молотивших снопы спозаранок.

Кедрин Дмитрий Борисович

Приобрел известность после публикации стихотворения Кукла (1932), горячо поддержанного М.Горьким, трогательно-задушевных стихов о русской природе (Подмосковная осень, 1937; Зимнее, 1939, Осенняя песня, 1940) и связанных с народно-песенным началом в творчестве Кедрина (Две песни про пана, 1936; Песня про солдата, 1938) поэм Зодчие (1938) - о легендарных строителях небывалой красоты храма Покрова (Василия Блаженного), по приказу царя ослепленных, когда они неосторожно признались, что могли бы построить храм еще краше и тем умалить славу воздвигнутого; Песня про Алену-Старицу (1939), посвященная легендарной участнице бунта Степана Разина; Конь (1940) - о полулегендарном строителе-архитекторе «горододельце» конца 16 в. Федоре Коне.

В 1940 вышел единственный прижизненный сборник стихов Кедрина Свидетели. В 1943, несмотря на плохое зрение, поэт добился направления специальным корреспондентом в авиационную газету «Сокол Родины» (1942-1944), где печатал, в частности, сатирические тексты под псевдонимом Вася Гашеткин.

Интонации доверительной беседы, историко-эпическая тематика и глубокие патриотические импульсы питали поэзию Кедрина военных лет, где встает образ матери-Родины, горечью первых дней войны и непоколебимой волей к сопротивлению (стихи и баллады 1941, Ворон, Набег, Глухота, Князь Василько Ростовский, Весь край этот, милый навеки..., Колокол, День суда, Победа и др.).

Образами и ритмами русского народного творчества, традиционными сюжетами русской культуры насыщаются в это время и пейзажная и интимно-камерная лирика Кедрина (стихи и баллады Красота, 1942; Аленушка, 1942-1944; Колыбельная, 1943; Цыганка, Месяц однорогий..., оба 1944, и др.). Драматический характер поэзии Кедрина, насыщенной диалогами и монологами (стихи Беседа, Баллада о побратимах, Грибоедов), с наибольшей отчетливостью проявился в стихотворных драмах (Рембрандт, 1938, опубл. в 1940; утраченная в период эвакуации 1941 рукопись Параши Жемчуговой), а лаконическая образность его поэзии - в стихотворении Поединок (1933, интересном также и своеобразным поэтическим автопортретом писателя: «К нам в гости приходит мальчик / Со сросшимися бровями, / Пунцовый густой румянец / На смуглых его щеках. / Когда вы садитесь рядом, / Я чувствую, что меж вами / Я скучный, немножко лишний / Педант в роговых очках»).

Глубиной и энергией мысли отличается философская лирика поэта (Был слеп Гомер и глух Бетховен..., 1944; Бессмертие, Пластинка («Когда я уйду, / Я оставлю мой голос...»), Я, 1945). Для планетарного мышления Кедрина, как и других отечественных поэтов его поколения, характерно постоянное ощущение своей преемственной связи с мировой историей и культурой, знаками чего явились стихи и баллады, посвященные истории, героям и мифам других народов Приданое, 1935 («В тростниках просохли кочки, / Зацвели каштаны в Тусе, / Плачет розовая дочка / Благородного Фердуси...»); Пирамида, 1940 («...Лежал Мемфис на ложе из парчи...»); Свадьба («Царь Дакии, / Господень бич, / Аттила...»), Варвар, оба 1933-1940, и др. Кедрин переводил стихи с украинского, белорусского, эстонского, литовского, грузинского и др. языков.

Биография

Кедрин, Дмитрий Борисович - русский советский поэт. Родился 4 февраля 1907 года в донбасском поселке Щегловка в семье горняка. Начал печататься в 1924 году. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме (1922-1924). В начале Великой Отечественной войны добровольцем ушёл на фронт. Работал корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины» (1942-1944). Переехав в Москву, работал в заводской многотиражке и литконсультантом при издательстве «Молодая гвардия».

Первый поэтический сборник - «Свидетели» был издан в 1940 году. Одним из первых значительных произведений Кедрина является замечательная стихотворная драма «Рембрандт» (1940) о великом голландском художнике.

У поэта был чудесный дар проникать в далекие эпохи. В истории его интересовали не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей. Особенно любил он Русь, написав о ней, кроме «Зодчих», поэмы -- «Конь», «Ермак», «Князь Василько Ростовский», «Песня про Алену-старицу» и др.

Дмитрий Борисович был не только мастером исторической поэмы и баллады, но и превосходным лириком.

18 сентября 1945 он трагически погиб под колесами пригородного поезда (по данным Игоря Лосиевского, был выброшен). Похоронен в Москве на Введенском кладбище.

Кедрин Дмитрий Борисович (1907–1945)- замечательный русский поэт, драматург и переводчик. В раннем возрасте стал сиротой и воспитывался бабушкой-дворянкой. Она приобщила будущего поэта к народному творчеству, ознакомила с поэзией таких известных писателей как Пушкин, Некрасов.

Родился на Донбассе в поселке Щеглова. Образование получал в Коммерческом училище и техникуме путей сообщения. В 1924 году уже печатался в местной комсомольской газете, писал стихи. Его увлекала не только поэзия, но и театр. С 1933-1941 гг. работал литконсультантом в издательстве «Молодая Гвардия» в Москве.

Известность к поэту пришла после издания стихотворения Кукла (1932), трогательных стихов о природе Руси (Подмосковная осень, 1937; Зимнее, 1939, Осенняя песня, 1940). Ряд стихотворений пронизаны нотками историзма и эпичности “Смертник”, “Казнь”, “Прошение”. В 1938 г. Кедрин издает замечательную поэму «Зодчие», которая посвящалась строителям храма Василия Блаженного. Стихи «Алена-Старица» поэт посвятил московской воительнице.

«Свидетели» (1940 г) это первый и единственный сборник стихов поэта. В этом же году в свет выходит «Рембрандт» - драматическая история о голландском художнике. В 1943 году Кедрин работает корреспондентом в газете «Сокол Родины», где печатался под вымышленным именем Вася Гашеткин. В этот период творчество поэта отражало горечь военного времени, непоколебимую волю к победе. Его беспокоила тема, разных социальных слоев населения. Он боролся за права талантливых, честных и смелых людей, которые были беззащитны против власти, грубой силы и корысти. Дмитрий создает поэму посвященную женщинам с нелегкой судьбой - Евдокии Лопухиной, княжне Таракановой, Прасковье Жемчуговой.

Кедрин много произведений посвятил мировой истории, ее связи с современностью, культуре других народов (Свадьба, Варвар и др.)

Он любил свою родину и посвятил Руси не одно произведение «Конь», «Ермак», «Князь Василько Ростовский», «Песня про Алену-старицу».

Кедрин Д.Б. заявил о себе не только как мастер поэмы, баллады, но и как замечательный лирик и переводчик. Он перевел много стихов с грузинского, литовского, украинского и других языков.

18 сентября 1945 года талантливый поэт погиб под колесами электрички от рук негодяев. Он предчувствовал беду и не раз замечал, что за ним ведется слежка.

В начале Великой Отечественной войны добровольцем уходит на фронт, становится корреспондентом авиационной газеты «Сокол Родины» (1942-44). Стихи военного времени проникнуты болью и скорбью первых месяцев войны, которые сменяются могучей волей к победе («1941», «Плач», «Глухота», «Колокол», «Победа»).


КЕДРИН Дмитрий Борисович (14.02.1907-18.09.1945), русский поэт, переводчик. Рано осиротев, Кедрин воспитывался хорошо образованной бабушкой-дворянкой, которая ввела его в мир народного творчества, познакомила с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Шевченко. Уже в 1923, бросив учебу в техникуме, начинает работать в газете, пишет стихи, увлекается поэзией и театром. К к. 1920-х порывает с определенными тенденциями “железной поэзии” Пролеткульта, в его стихах ощущается тенденция к эпичности и историзму (“Смертник”, “Казнь”, “Прошение”).Отец был железнодорожным бухгалтером, мать - секретаршей в коммерческой школе.

Кедрин учился в Днепропетровском институте связи (1922-1924). Переехав в Москву, работал в заводской многотиражке и литконсультантом при издательстве «Молодая гвардия».

Начал печататься в 1924. Несмотря на то что сам Горький плакал при чтении кедринского стихотворения «Кукла», первая книга «Свидетели» вышла только в 1940-м.

Кедрин был тайным диссидентом в сталинское время. Знание русской истории не позволило ему идеализировать годы «великого перелома». Строки в «Алене Старице» - «Все звери спят. Все люди спят. Одни дьяки людей казнят» - были написаны не когда-нибудь, а в годы террора.

В 1938 году Кедрин написал самое свое знаменитое стихотворение «Зодчие», под влиянием которого Андрей Тарковский создал фильм «Андрей Рублев». «Страшная царская милость» - выколотые по приказу Ивана Грозного глаза творцов Василия Блаженного - перекликалась со сталинской милостью - безжалостной расправой со строителями социалистической утопии. Не случайно Кедрин создал портрет вождя гуннов - Аттилы, жертвы своей собственной жестокости и одиночества. (Эта поэма была напечатана только после смерти Сталина.)

Поэт с болью писал о трагедии русских гениев, не признанных в собственном Отечестве: «И строил Конь. Кто виллы в Луке покрыл узорами резьбы, в Урбино чьи большие руки собора вывели столбы?» Кедрин прославлял мужество художника быть безжалостным судьей не только своего времени, но и себя самого. «Как плохо нарисован этот бог!» - вот что восклицает кедринский Рембрандт в одноименной драме.

Во время войны поэт был военным корреспондентом. Но знание истории помогло ему понять, что победа тоже своего рода храм, чьим строителям могут выколоть глаза.

Неизвестными убийцами Кедрин был выброшен из тамбура электрички возле Тарасовки. Но можно предположить, что это не было просто случаем. «Дьяки» вполне могли подослать своих подручных.

В 1929 следует арест. С 1931 после освобождения Кедрин поселяется в Подмосковье, служит литконсультантом в издательстве “Молодая гвардия”. Расширяется проблематика его творчества, его интересует “история живая и музейная”, т. е. связь истории с современностью. В 1938 Кедрин создает шедевр русской поэзии XX в. - поэму “Зодчие”, поэтическое воплощение предания о строителях храма Василия Блаженного. Московской юродивой воительнице посвящены стихи “Алена-Старица”, полулегендарному самородку-строителю Федору Коню - поэма “Конь” (1940). Историко-патриотическая тема преобладает в поэзии Кедрина и в годы войны, когда он освобожденный по зрению от воинской службы, добивается назначения его во фронтовую газету “Сокол Родины”: “Дума о России” (1942), “Князь Василько Ростовский” (1942), “Ермак” (1944) и др.

В войну Кедрин заявляет о себе и как крупный поэт-лирик: “Красота”, “Аленушка”, “Россия! Мы любим неяркий свет”, “Мне все мерещится поле с гречихой...”. Он начинает создавать поэму о женщинах трагической судьбы - Евдокии Лопухиной, княжне Таракановой, Прасковье Жемчуговой. Все отчетливее в его стихах звучат православные мотивы.По возвращении с фронта Кедрин замечает за собой слежку. Предчувствие беды не обмануло поэта: спустя три месяца по окончании войны его найдут убитым около полотна железной дороги.

Единственный прижизненный сборник стихов Кедрина “Свидетели” (1940) был жестоко урезан цензурой.

В 1960 -70-е широчайший, всенародный интерес к творческому наследию Кедрина определил его истинное место в русской патриотической поэзии.

Родился в 1907 году в донбасском посёлке Берестово-Богодуховский рудник в семье железнодорожного бухгалтера, мать была секретаршей в коммерческой школе. Рано осиротев, Кедрин получил хорошее домашнее образование благодаря бабушке-дворянке, которая ввела его в мир народного творчества, познакомила с поэзией , Шевченко. Учился в Днепропетровском железнодорожном техникуме (1922-1924).

В 1923, бросив учебу в техникуме, начинает работать в газете, пишет стихи, увлекается поэзией и театром. Печататься Дмитрий Кедрин начал в 1924 году. К концу 1920-х порывает с определенными тенденциями «железной поэзии» Пролеткульта, в его стихах ощущается тенденция к эпичности и историзму («Смертник», ). В 1929 Дмитрия Кедрина арестовывают.

В 1931, после освобождения, Кедрин переехал в Москву, работал в заводской многотиражке и литконсультантом при издательстве «Молодая гвардия». Кедрин был тайным диссидентом в сталинское время. Знание русской истории не позволило ему идеализировать годы «великого перелома». Строки в «Алене Старице» — «Все звери спят. Все люди спят. Одни дьяки людей казнят» — были написаны не когда-нибудь, а в годы террора. В 1938 Кедрин создает шедевр русской поэзии XX в. - поэму , поэтическое воплощение предания о строителях храма Василия Блаженного, под влиянием которого Андрей Тарковский создал фильм «Андрей Рублев». Единственный прижизненный поэтический сборник Кедрина «Свидетели» вышел в 1940-м и был жестко урезан цензурой. Одним из самых значительных произведений Кедрина является замечательная стихотворная драма «Рембрандт» (1940) о великом голландском художнике. В истории его интересовали не князья и вельможи, а люди труда, творцы материальных и духовных ценностей. Особенно Дмитрий Кедрин любил Русь, так самородку-строителю Федору Коню - посвящена поэма «Конь» (1940).

В начале Великой Отечественной войны Кедрин, освобожденный по зрению от воинской службы, добивается назначения корреспондентом фронтовой авиационной газеты «Сокол Родины» (1942-1944). Историко-патриотическая тема преобладает в поэзии Кедрина и в годы войны, когда он создает поэмы «Дума о России» (1942), «Князь Василько Ростовский» (1942), «Ермак» (1944) и др. В войну Кедрин заявляет о себе и как крупный поэт-лирик: , «Аленушка», «Россия! Мы любим неяркий свет», «Мне все мерещится поле с гречихой…». Он начинает создавать поэму о женщинах трагической судьбы - Евдокии Лопухиной, княжне Таракановой, Прасковье Жемчуговой. Все отчетливее в его стихах звучат православные мотивы.

В творчестве Дмитрия Кедрина наряду с песенными стихами о природе много публицистики и сатиры, и стихотворений повествовательных, часто исторического содержания. В его ясных и чётких стихах, где умело соблюдена мера в образном воссоздании духа и языка прошедших эпох, отражены страдания и подвиги русского народа, подлость, свирепость и произвол автократии. Многие стихи Дмитрия Кедрина были положены на музыку. Кедрину принадлежит также множество поэтических переводов с украинского, белорусского, литовского, грузинского и других языков. Его собственные стихи так же переводились на украинский.

По возвращении с фронта Кедрин замечает за собой слежку. Предчувствие беды не обмануло поэта. 18 сентября 1945 Дмитрий Кедрин трагически погиб под колесами пригородного поезда возле Тарасовки (по некоторым данным он был выброшен из тамбура электрички). Похоронен в Москве на Введенском кладбище.