Что такое КИМы

Вконтакте

Одноклассники

По сети и среди школьников ходят мифы, что задания ЕГЭ составляют определенные люди, которых можно найти и попросить у них ответы на задания. Это неправда.

Единый государственный экзамен РФ с момента своего введения в 2001-ом году вызывает неприятие и множество споров. Тем не менее экзамен проводится вот уже 17 лет. При этом появились целые государственные структуры, которые весь год работают над созданием КИМ ЕГЭ. КИМ - это контрольные измерительные материалы. Самое важное в создании КИМ ЕГЭ - это задания по предмету.

КИМ ЕГЭ создаются в ФИПИ. ФИПИ - это Федеральный институт педагогических измерений. В этом институте по каждому предмету работает два коллектива.

Первый коллектив - это коллектив составителей. ФКР - это Федеральная комиссия по разработке. Эта группа людей составляет КИМы, а также всю сопроводительную методическую документацию. Состав ФКР очень большой, в него входят специалисты и методисты из ведущих учебных заведений РФ.

ФКР осуществляет деятельность по:

  • разработке КИМ;
  • консультированию по горячей линии во время экзаменационной путины;
  • подготовке сводного аналитического отчета по результатам проведения ЕГЭ;
  • разработке методики проверки заданий с развернутыми ответами;
  • проверке работ ЕГЭ за пределами РФ;
  • консультированию предметных и конфликтных комиссий;
  • пополнению банка открытых заданий ЕГЭ.

Второй коллектив - это коллектив экспертов. НМС - научно-методический совет. Эта группа людей, которая проводит экспертизу составленных заданий и утверждает их. В состав НМС входит 11-20 членов из числа ведущих специалистов по профилю предметов.

НМС осуществляет:

Расскажем о создании КИМ ЕГЭ более подробно.

Конечно, всю процедуру создания КИМ ЕГЭ описать очень сложно, но мы попытаемся.

Первый этап.

Группа школьных педагогов, вузовских преподавателей и методистов создают банк заданий. Этих заданий достаточно много. Все задания фиксируются и собираются в одном месте.

Второй этап.

Группа редакторов начинает вычитку всех заданий. Из банка удаляются некорректные задания.

Третий этап

Группа методистов начинает проверку всех заданий на соответствие ФГОС и школьным программам по предмету.


Четвертый этап

Это апробация на контрольных группах школьников. Задание считается подходящим для экзамена, если по определенным методикам подсчета результатов, коэффициент правильных ответов соответствует принятым нормам.

Пятый этап

Группа разработчиков формирует определенное количество вариантов КИМ ЕГЭ, которые проходят экспертизу. Экспертный совет дает заключение и принимается решение об их утверждении.

С 2016 года начал выходить журнал ФИПИ «Педагогические измерения». В этом журнале можно узнать о людях, которые возглавляют предметные комиссии.

В этом журнале можно узнать:

  • Фамилию имя и отчество, также квалификацию тех, кто создает КИМы и анализирует результаты прошедшей экзаменационной кампании.
  • Прочитав журнал, можно максимально близко познакомиться с логикой и методической базой, которыми пользуются составители КИМ ЕГЭ.
  • В журнале также публикуют подготовку к будущим изменениям в структуре и содержании КИМов.

Как видно из всего перечисленного, КИМы ЕГЭ составляют одни из самых лучших специалистов страны и, тем не менее, как отмечают критики ЕГЭ, задания в отдельных случаях составлены с ошибками. Мы ошибки ни разу не встречали.

Общефедеральная экзаменация по литературе входит в число ЕГЭ по выбору. В те времена, когда ученики и их родители не имели ни малейшего представления о такой форме выпускного испытания, как ЕГЭ, литература входила в число обязательных выпускных экзаменов в школе. Тогда её сдавали в виде сочинения, а отметка в аттестат выставлялась сразу по двум предметам: грамотность влияла на русский язык, а стилистика – на литературу.

Сегодня данный ЕГЭ вряд ли можно назвать популярным: литература нужна только тем одиннадцатиклассникам, которые поступают на филолога, лингвиста или учителя русского языка и литературы, а эти профессии, к сожалению, не считаются престижными. Многие ученики полагают, что этот ЕГЭ можно сдать с наскока, не уделяя много времени на трудоемкую подготовку, выехав лишь на остаточных знаниях и умении связно выражать мысли.

Тем не менее, подготовка к сдаче литературы потребует значительного времени и усилий, особенно в случае, если ваша цель сдать её на отметку «четыре» или «пять». Давайте узнаем, какие новшества в КИМах 2017 года подготовили специалисты из ФИПИ, когда будет сдаваться литература и на что стоит обратить особое внимание при подготовке к этому ЕГЭ.

Демонстрационный вариант ЕГЭ-2017

  • Демо-вариант ЕГЭ по литературе
  • Кодификатор требований

Даты ЕГЭ по литературе

Специалистами из Рособрнадзора для данного экзамена зарезервированы такие дни:

  • Досрочный период. Досрочная экзаменация пройдет 24 марта 2017 года, а 3 апреля 2017 года выделено в качестве резервного дня. Напомним также перечень лиц, которые могут написать заявление на ЕГЭ в досрочный период. К таким ученикам отнесены: те, кто собирается выехать на учебу или ПМЖ за границу, участники международных или общероссийских смотров, конкурсов, олимпиад или спортивных соревнований, ученики, которым во время основного экзамена было предписано пройти реабилитацию, лечебные или профилактические процедуры. Сдать ЕГЭ досрочно также могут школьники, которые выпустились из общеобразовательного учреждения до 2016/2017 учебного года, ученики, обучавшиеся в вечерней школе, и юноши, которые сначала желают пройти службу в армии, а уже потом поступать в ВУЗ;
  • Основной этап. Основное ЕГЭ пройдет 13 июня 2017 года.
  • Резервная дата. Резервным днем для литературы определено 20 июня 2017 года (на всякий случай есть еще один резервный день для всех предметов – 30 июня 2017 года).

Кстати, если вы относитесь к категории учеников, которые могут и желают сдать экзамен до основного срока, не забывайте, что заявление нужно будет подать до 1 марта 2017 года. В противном случае придется сдавать экзамен вместе с основной волной выпускников.

Статистическая информация

Стоит отметить, что количество ребят, которые выбирают литературу в качестве вариативного ЕГЭ, растет из года в год. Например, в 2016 году число таких экзаменующихся составило 43,5 тысячи человек, а это на 6 тысяч больше, чем в 2015 году. Статистика говорит и об увеличении количества выпускников, сумевших пройти испытание с высочайшим тестовым баллом.



Согласно статистике, большое число школьников сдает литературу успешно

Так, в 2016 году было выявлено 256 стобалльных работ, что на 26 работ больше чем в 2015 году. Минимальный порог, составляющий 32 балла, не смогли преодолеть всего 4,3% учеников, а это гораздо лучше итогов прошлых лет (5,3% и 8% в 2015 и 2014 годах соответственно). В среднем итоги 2016 года таковы:

  • от 41 до 60 баллов за работу получили 43,5% ребят;
  • от 61 до 100 баллов сумели набрать 44,3% учеников.

Как проходит сдача ЕГЭ по литературе?

Работать с экзаменационным листом вы сможете на протяжении 235 минут. Напомним, что ЕГЭ по литературе не предусматривает использование никаких дополнительных предметов или справочных материалов. Заблаговременно проверьте карманы на наличие мобильного телефона, снимите с запястья смарт-часы и ни в коем случае не пытайтесь пронести с собой шпаргалки. Любая аппаратура с подсказками будет изъята на входе в аудиторию – каждый выпускник проходит перед началом экзамена через рамку металлоискателя.

В классе ведется видеонаблюдение, а следить за порядком на российских ЕГЭ будут около 20 тысяч наблюдателей, которым даны строгие инструкции: любой нарушитель регламента экзамена должен быть удален из аудитории! Когда вы войдете в класс и займете отведенное место, не стоит заводить разговоров с соседями, вставать или покидать аудиторию без разрешения. Чтобы посетить туалетную комнату или медпункт, нужно будет обратиться к наблюдателям, которые обязаны сопроводить вас до места назначения.



Сдача данного ЕГЭ не предусматривает использования справочных материалов

Структура КИМ ЕГЭ-2017 по литературе

Последняя информация, которая касается нововведений в ЕГЭ по литературе образца 2017 года, говорила о том, что этот экзамен вскоре будет состоять только из заданий творческого характера. Этот факт подтверждают и руководители образовательной сферы РФ – Ольга Васильева, занимающая пост министра образования и науки, и Сергей Зинин, осуществляющий руководство Федеральной комиссией разработчиков ЕГЭ по литературе.

Новая модель экзамена была разработана в марте 2016 года и даже успела пройти тестирование у школьников из шести десятков образовательных учреждений. В новых КИМах будут полностью исключены задания, предусматривающие короткий ответ, увеличено количество заданий, предполагающих множественный выбор, а также повысятся требования к сочинению. В структуре экзамена предположительно будут выделены три основных блока:

  • первый, в котором нужно будет продемонстрировать навыки анализа произведений;
  • второй — предполагающий, что ученик покажет свое умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами;
  • третий – сочинение на одну из пяти тем, которые предполагают глубокий анализ произведения и его главных проблем.

Тем не менее, выпускники 2017 года могут вздохнуть спокойно. Такая модель войдет в силу лишь в 2018 году. На сегодняшний момент было принято решение, что перспективные КИМы сначала будут доработаны и размещены на портале ФИПИ для демонстрации, и только потом методсовет примет окончательное решение. В целом, структура билета 2017 года не претерпела значительных изменений. Билет состоит из 17 заданий, распределенных на две части:

  • часть 1, включающую два комплекса заданий. Первый из них объединит фрагменты эпических, лироэпических и драматических произведений с вопросами к ним. На первых 7 заданий ученики должны будут дать короткий ответ, и еще на 2 – развернутый ответ из 5-10 предложений. Второй комплекс заданий предполагает, что выпускник решит еще 5 заданий, в которых проанализирует лирическое произведение. На задания под номерами с 10 по 14 нужно будет дать короткий ответ, а номера 15-16 предполагают наличие развернутого ответа;
  • часть 2 – это сочинение в объеме не менее 200 слов на одну из трех предложенных тем.


Не недооценивайте важность сочинения — к нему нужно хорошо подготовиться!

Отметим также, что ФИПИ рекомендует грамотно распределять время, отведенное на экзаменационную работу. Для первой части билета стоит выделить не более 120 минут из всего отведенного на ЕГЭ времени, а всё оставшееся время посвятить написанию сочинения.

Оценивание ЕГЭ по литературе

В 2009 году было принято решение, что баллы, полученные за ЕГЭ, не влияют на аттестационную отметку ученика и не переводятся в привычную шкалу от двойки до пятерки. Однако с 2017 года общегосударственный экзамен может стать возможностью, которая позволит улучшить отметку, выставленную школьным учителем. При переводе системы оценивания ЕГЭ в пятибалльную картина будет выглядеть следующим образом:

  • баллы в промежутке от 0 до 31 означают, что ученик не подготовлен к экзамену и получает отметку «2»;
  • баллы в промежутке от 32 до 54 означают, что ученик готов к экзамену по литературе удовлетворительно и получает отметку «3»;
  • баллы в промежутке от 55 до 66 означают, что ученик хорошо знает литературу и получает отметку «4»;
  • баллы в промежутке от 67 до 100 означают, что ученик подготовился на отлично и получает заслуженную «5».

Ознакомиться с заработанными на ЕГЭ по литературе баллами можно будет на официальном портале ЕГЭ. Для этого школьнику нужно будет авторизоваться, введя данные из своего паспорта.

Подготовка к ЕГЭ по литературе

Чтобы грамотно подготовиться к экзамену по этому предмету, стоит начать заблаговременную проработку демо-версий КИМов, которые уже разработаны представителями ФИПИ. Скачать демонстрационный КИМ можно на нашем сайте (см. начало статьи). Такой подход сориентирует вас на примерное содержание билета, поможет выявить свои слабые места и настроит на реальный ЕГЭ психологически. Такой настрой очень важен, ведь многие ученики допускают глупые ошибки просто от стресса и напряженности.



При подготовке к экзамену 2017 года важно проработать демо-версии ЕГЭ

Помните о важности подготовки к написанию сочинения во второй части КИМа. Ознакомьтесь с тематикой, которая была предложена выпускникам в прошлом году, и попробуйте написать сочинение по каждой из этих тем. Запаситесь рекомендованными Минобразования пособиями по литературе и прочтите критику по произведениям из рекомендованного списка литературы.

Специалисты отмечают важность общей эрудиции и начитанности, которые помогут аргументировать высказанное мнение. Тем более что в качестве аргумента нужно привести не менее двух примеров из разных произведений. В целом, при написании этой части ЕГЭ рекомендовано придерживаться следующего подхода:

  • сначала стоит прочесть все предложенные темы и определить, какая из них является самой удачной для выражения ваших мыслей;
  • попробуйте подобрать подходящий эпиграф. Он не обязателен, но знание точных и подходящих по контексту цитат делает работу выигрышнее. Помните о том, что эпиграф рекомендуется писать без применения кавычек, а фамилию автора помещать в скобки;
  • продумайте ключевые аспекты темы, основные вопросы, ответы и доказательства вашей точки зрения. Запишите тезисы на черновике;
  • запишите подходящие цитаты из произведений. Но не увлекайтесь цитированием. Желательно, чтобы каждая из цитат включала не более 2-3 небольших предложений;
  • определите в тексте произведения предложения, которые подтверждают ваши мысли;
  • сформулируйте вступительную и заключительную части. Очень хорошо, если вы сумеете замкнуть их в логическое кольцо.

Что такое Единый Государственный Экзамен?

ЕГЭ – это единый государственный экзамен, одновременно являющийся выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вуз. ЕГЭ сдают выпускники полной общеобразовательной средней школы в основной волне, и все желающие в дополнительной. Задания ЕГЭ выполнены в виде теста. Для ЕГЭ характерны две особенности:
1. Результаты одновременно учитываются как в школьном аттестате, так и в качестве вступительного экзамена в вуз;
2. Все тесты состоят из однотипных заданий, для оценки результатов используется единая шкала, позволяющая по уровню подготовки сравнивать всех учащихся.

После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ (в быту нередко называемые сертификатами), где указаны полученные баллы по предметам. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике.

Кто составляет задания Единого Государственного Экзамена?

Создание заданий для ЕГЭ является сложной и многоэтапной процедурой. Часто бывает так, что в одном варианте теста встречаются задания, составленные разными авторами. Все задания проходят несколько этапов редактирования: рецензирование специалистами, которых утвердила комиссия по ЕГЭ при Министерстве образования, апробацию на учащихся (пилотные испытания тестов) и т.п.

Кто и каким образом проверяет ответы на тесты ЕГЭ?

Ответы на задания категорий «А» (правильный ответ необходимо выбрать из предложенных вариантов) и «В» (краткие ответы в свободной форме) проверяются с помощью компьютеров, а ответы категории «С» (развёрнутые ответы в свободной форме) проверяют независимые эксперты. Тесты проверяются поэтапно: сначала проверку тестов выполняют два независимых друг от друга эксперта, выбранные местной госкомиссией из числа местных преподавателей. По окончании проверки ответов категории «С» и выставления соответствующих оценок эксперты отдают бланки на сканирование (таким образом, вся информация заносится в компьютер). Полученные в результате сканирования файлы по глобальной сети отправляют в Москву – в Центр тестирования Министерства образования, в котором для каждого учащегося осуществляется автоматический подсчёт баллов. Полученные результаты сохраняются в сводной общероссийской базе данных.

Какие части включает в себя каждый вариант ЕГЭ?

Каждый вариант ЕГЭ состоит из двух частей. Более сложные задания находятся во второй части теста (например, все задания категории «С»). Для получения «тройки», как правило, достаточно правильно выполнить задания из первой части теста ЕГЭ. При этом достаточно будет решить около 60% заданий из первой части теста (но следует помнить, что для разных предметов данная граница разная). Но мы советуем не бросать тест и не покидать аудиторию раньше, не попытавшись решить вторую часть задания. Ведь может случиться так, что не все задания из первой части выполнены правильно и для «тройки» не хватает всего несколько очков. Решив несколько заданий из второй части, вы не только получите дополнительную уверенность в «заветной тройке», но и, может быть, сможете получить более высокую оценку.

Полемика вокруг Единого государственного экзамена не утихает с момента его введения в 2001 году. Особенно острой она стала в 2008 году, когда к ЕГЭ присоединились все регионы и большая часть выпускников школ стала сдавать ЕГЭ.

Негативно к ЕГЭ относится часть выпускников и их родителей, преподаватели некоторых вузов, а также часть учителей школ. Основная причина этого - как правило, учащиеся на ЕГЭ получают оценки ниже тех, которые им выставляли за время обучения в школе и ниже, чем при традиционной форме сдачи экзаменов. Однако с 2009 года в аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ, при этом баллы, полученные на ЕГЭ, не переводятся в пятибалльную шкалу.

Доводы в пользу ЕГЭ

  1. ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в вузы.
  2. ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
  3. ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
  4. ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
  5. ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.
  6. ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
  7. Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
  8. Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
  9. ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах (США, Израиль и другие), что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах.
  10. ЕГЭ оценивается по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены (фактически 4), что делает возможным выявлять лучших из лучших.
  11. Заявления о «страдании логического и мыслительного навыка в целом, а также творческого и рационального начала» не имеют под собой никакого основания, поскольку все предметы имеют часть С, которая (в случаях с русским, историей, обществознанием некоторыми другими предметами) требует именно аргументированного доказательства своей позиции

Доводы против ЕГЭ

  1. В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало.
  2. Контрольно-измерительные материалы непривычны для российской системы образования.
  3. В ЕГЭ по обществознанию содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов.
  4. ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции.
  5. Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
  6. Не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественно-научным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
  7. ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ.
  8. При компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
  9. ЕГЭ по неязыковым предметам нельзя сдавать на языках народов РФ кроме русского, что, впрочем, не противоречит конституции.

Выпускники школ 3 июня сдали второй обязательный единый госэкзамен – математику. Еще за три дня до его начала по Сети начали бродить возможные экзаменационные варианты. Рособрнадзор утверждал , что настоящих контрольно-измерительных материалов (КИМ) нигде нет – и был прав: первые реальные варианты появились только за 24 часа до дня X.

Первый ЕГЭ прошел 27 мая и сопровождался утечкой заданий в Интернете. Были предприняты меры: администрация «ВКонтакте» заморозила 75 групп, где были выложены КИМы. Как сообщает РИА «Новости», премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что результаты ЕГЭ будут аннулированы у тех, кто поделился ответами.

Однако все эти меры оказались напрасны: в социальной сети открылись новые группы, где ребята с радостью делились заданиями с друзьями, поэтому 30 мая вновь были вбросы КИМов, но уже по информатике, биологии и истории. Даже честные школьники сделали вывод из этой ситуации: «Я был в отчаянии после биологии: я знал, что в Интернете были бланки с заданиями, но не стал их искать. Однако я один оказался таким честным, ребята из других школ пришли «вооруженные» ответами. После случившегося я со своими одноклассниками по-другому готовился к ЕГЭ по математике: вчера мы отыскали КИМы, которые были на экзамене, и решили их с учителем. Никто из нас не взял ответы на сам экзамен – все было в голове».

Корреспондент ChelDiplom.ru решил узнать, насколько сложно найти задания перед экзаменом. Одна из выпускниц 2013 года Анастасия Косичкина (вымышленное имя выпускницы школы из Подмосковья. – Прим. авт. ) поделилась своим опытом: «…Необходимо ввести в строку поиска «ВКонтакте»: «Ответы на ЕГЭ» – и поисковик вам выдаст множество групп с ответами. Я с одноклассниками еще до экзамена решила 64 варианта возможных заданий. Мне повезло, среди них в «разбросанном» виде оказался мой КИМ».

Группы, из которых Анастасия Косичкина брала задания, 3 июня уже были заморожены администрацией «ВКонтакте», поэтому она отправила один из пакетов вариантов корреспонденту ChelDiplom.ru по электронной почте. КИМы оказались не фотографиями, сделанными школьниками из Владивостока, а отсканированными PDF документами. Скорее всего, это были одни из тех КИМов, которые в апреле хакеры украли из компьютеров министерства образования.

Заместитель директора по воспитательной работе лицея №6 из Миасса Наталья Патрина возмущена сложившейся ситуацией: «Такого безобразия, как в этом году, я не помню. Обидно, что детей у нас в школе серьезно готовят и строго с них спрашивают. У нас в школе все строго. Ни одному ребенку никогда не делали замечаний за списывание или нарушение дисциплины. Когда писали пробное ЕГЭ, я была так рада результатам: как много знают наши дети! Очень обидно, что на экзамене их может обойти какой-то ловкий товарищ, который воспользовался телефоном или нашел варианты ЕГЭ в Интернете. Не должно такого быть. Вообще сама идея ЕГЭ в своей основе здравая – это хорошая возможность поступить детям из глубинки в престижный вуз. Поэтому сама идея мне очень нравится. Благодаря ЕГЭ наши дети поступали и в СПБГУ, и в МГИМО, и в МГУ. Мы очень серьезно готовим наших лицеистов и строго спрашиваем. А в сложившейся на сегодня ситуации нужно принимать какие-то меры, чтобы система контроля именно контролировала. Понимаете, когда я вижу вот эти красивые листочки с ответами, выложенные в Интернете, возникает вопрос: откуда утечка? И у меня складывается впечатление, что это утечка кому-то на руку».

Большинство школьников готовы к ЕГЭ, поскольку они начинают готовиться уже с 9 класса. Но постоянные утечки вариантов вынуждают и их пользоваться КИМами, иначе они будут неконкурентоспособными при подаче документов в вуз. Сегодня выражение Вергилия «Осведомлен – значит вооружен» следует перефразировать в «вооружен – значит подготовлен».

30 сентября 2014 года завершилось обсуждение проектов моделей экзаменационных заданий (далее –КИМ) ЕГЭ -2015. Предлагалось внести следующие изменения:

Общие изменения

  • изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей (часть 1 — задания с кратким ответом, часть 2 — задания с развернутым ответом);
  • задания в варианте КИМ представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С;
  • изменена форма записи ответа в заданиях с выбором одного ответа: как и в заданиях с кратким ответом, записывается цифрой номер правильного ответа (а не крестик);
  • по большинству учебных предметов сокращено количество заданий с выбором одного ответа;
  • в КИМ ряда предметов исключены некоторые линии заданий, изменена форма ряда заданий.

По предметам

Существенные изменения должны произойти по русскому языку, математике, биологии, обществознанию, иностранному языку, физике.

Русский язык

Пересмотрено содержание экзаменационной работы. Изменилось количество частей и заданий в экзаменационной работе. Количество заданий сократилось с 39 до25. Изменен формат заданий работы. Предполагается, что КИМ ЕГЭ по русскому языку будут состоять из двух частей: в первой части — 24 задания с кратким ответом, во второй части — одно задание с развёрнутым ответом, проверяющее умение выпускников создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста. Изменен максимальный первичный балл за выполнение работы: он уменьшен с 64 до 55.

Математика

В соответствии с Концепцией развития математического образования в РФ, утвержденной Правительством, в 2015 году ЕГЭ по математике будет разделен на базовый и профильный уровни.

Базовый ЕГЭ организуется для выпускников, изучающих математику для общего развития и успешной жизни в обществе, а также абитуриентам вузов, в которых не требуется высокий уровень владения математикой. Баллы, полученные на базовом ЕГЭ по математике, не переводятся в стобалльную шкалу и не дают возможности участия в конкурсе на поступление в вузы.

КИМ для ЕГЭ базового уровня содержат только задания базового уровня сложности с кратким ответом (20 заданий) и проверяют:

  • умение решать стандартные задачи практического жизненного содержания;
  • умение проводить простейшие расчеты, оценку и прикидку;
  • умение логически рассуждать;
  • умение действовать в соответствии с несложными алгоритмами;
  • умение использовать для решения задач учебную и справочную информацию;
  • умение решать, в том числе, сложные задачи, требующие логических рассуждений.

Профильный ЕГЭ проводится для выпускников и абитуриентов, планирующих использовать математику и смежные дисциплины в будущей профессиональной деятельности. Результаты профильного ЕГЭ по математике переводятся в стобалльную шкалу и могут быть представлены абитуриентом на конкурс для поступления в вуз.

КИМ ЕГЭ профильного уровня созданы на основе экзаменационной модели ЕГЭ -2014 и проверяют умения:

  • выполнять вычисления и преобразования;
  • решать уравнения и неравенства;
  • выполнять действия с функциями, с геометрическими фигурами;
  • строить и исследовать математические модели.

Из первой части исключено задание базового уровня сложности. Во второй части добавлено задание высокого уровня сложности с развёрнутым ответом, проверяющее практические навыки применения математики в повседневной жизни, навыки построения и исследования математических моделей. Внесены несущественные изменения формы и тематики заданий 16 и 17 (в 2010–14 гг. С2 и С3 соответственно).

Обществознание

Предполагается следующая оптимизация структуры КИМ:

  • в каждом из пяти содержательных блоков-модулей сокращено по одному заданию на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов;
  • задания на обращения к социальным реалиям (4, 9, 16, 20) в блоках «Человек. Общество. Познание. Духовная культура», «Экономика», «Политика» и «Право», а также задание 12 в блоке «Социальные отношения», направленное на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма), даны в виде задания на множественный выбор (по типу бывших В4 и В7);
  • за счёт изменения структуры каждого из пяти содержательных блоков-модулей в каждом варианте КИМ блок заданий, направленных на проверку определённых умений (бывшее В1-В8), сократился на 2 задания (бывшие В4 и В7);
  • под номером 21 введено задание, проверяющее знание основ конституционного строя РФ, а также прав и свобод человека и гражданина.

Изменён максимальный первичный балл за выполнение всей работы: 62 вместо 60. Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1, 2, 5–7, 10, 13, 14, 17, 18, 23: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа. Усовершенствованы критерии оценивания заданий 32 (бывшее С5), 35 (бывшее С8), 36 (бывшее С9). Увеличено время выполнения работы с 210 до 235 минут.

Биология

Уменьшено число заданий в экзаменационной работе с 50 до 40, в т.ч. с выбором одного верного ответа с 36 до 25. С 6 до 7 увеличено число заданий с развёрнутым ответом.

Иностранные языки

Принципиальные изменения должны произойти в связи с введением радела «Говорение» (в письменной части принципиальных изменений нет). Задания по аудированию А1-А7 с выбором ответа трансформированы в КИМ -2015 в задание 3 на установление соответствия с теми же объектами контроля. Вводится разработанная и апробирована модель устной части ЕГЭ по иностранным языкам.

Физика

Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С. По сравнению с КИМ ЕГЭ -2014 число заданий сокращено с 35 до 32. При этом на 2 задания уменьшено число расчетных задач, входящих в последнюю часть работы, и на 1 задание — число заданий базового уровня по электродинамике.

По остальным предметам принципиальных изменений не предполагается.

Так, по географии могут быть изменены только последовательность заданий в части 1 и структура варианта КИМ в целом, по литературе — структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей (части 1 и 2 КИМ 2014 г. объединены в одну часть).

По информатика и ИКТ — оптимизирована структура экзаменационной работы: сократилось общее количество заданий (с 32 до 27); соответственно, уменьшилось с 40 до 35 максимальное количество первичных баллов.

По истории — к имеющимся заданиям добавлено еще одно (задание 15) на проверку знания фактов героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны, добавлено задание на умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа по периодам 1914–1941 гг. и 1945–1991 гг. (19). Исключены два задания на знание основных фактов, процессов, явлений по периодам VIII–XVII вв. и XVIII – середина XIX в. (А2 и А7 по нумерации 2014 г.). Уточнены формулировки заданий 39 и 40 и критерии оценивания задания 40.

По химии — уменьшено число заданий базового уровня сложности с 28 до 26 заданий. Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1-26: в КИМ ЕГЭ -2015 требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа. Максимальный балл за выполнение всех заданий составляет 64 вместо 65 баллов в 2014 году. Изменена система оценивания задания на нахождение молекулярной формулы вещества. Максимальный балл за его выполнение – 4 вместо 3 баллов в 2014 году.

Предполагается, что все замечания и предложения, высказанные экспертным сообществом в ходе обсуждения, будут учтены при подготовке КИМ-2015.