Для чего вводится Единый Государственный Экзамен

Дарья Русинова, выпускница школы №276:

Не все так страшно и жутко, экзамен был не очень сложный. Но я считаю, что такой экзамен неприемлем для проверки гуманитарных знаний. Нельзя проверить гуманитарные знания в системе ЕГЭ.

Я считаю, что не все вопросы ЕГЭ были корректны, слишком много суеты: учеников приводят в другие школы, очень много проблем с паспортами, с заполнением бланков. Все это влияет на учеников, и чувствуются стресс и какое-то внешнее давление. Я немного не согласна с тем, что можно проверять русский язык в системе ЕГЭ, потому что часть «С» задает очень четкие параметры, по которым надо писать сочинения. Эти параметры нельзя нарушать. Например, часть этого сочинения должна состоять из трех частей - вступления, середины и заключения. Минимум два-три примера ученик должен привести из литературы и из собственной жизни. Стандарт - 250 слов. Для меня было очень сложно писать по схеме, потому что русский язык люблю, люблю писать длинные, красивые сочинения, не равняясь на эти стандарты в 250 слов. Мне было сложно урезать свои мысли, сделать четкую, ровную схему.

Я училась в гуманитарном классе, у меня было довольно мало уроков математики, в школе у меня всегда было «4» по математике, ЕГЭ я написала на «3». Считаю, что надо сделать отдельно экзамен по математике для гуманитариев, у которых 3 часа в неделю этой алгебры с геометрией, и для экономистов и технарей, которые будут учить эту математику в вузе, которым будет легко решать примеры повышенной сложности, у которых 9 часов математики в неделю. На самом деле такая проблема у всех. У меня много знакомых написали на достаточно хорошие баллы - 55, 57, но по идее они должны были получить больше 90, если у них 57. Однако все получили меньше, так что шкала очень сильно занижена. Существуют неразбериха и очень большие проблемы с переводом баллов по стобалльной шкале.

Никто не понимает, как 58 баллов вдруг становятся 80 из 100.

Я в РГГУ поступаю.

Они решили упростить свою систему и сделали самую минимальную границу - 20 баллов.

От 20 баллов и выше по русскому языку (результаты по математике туда не надо нести, поскольку там идет прием на гуманитарные специальности) - это зачет, потому что все понимают, что ЕГЭ вообще абсурден по сути своей. Дальше нужно сдавать всего два экзамена на многие специальности - обществознание и английский язык.

Сергей Казарновский, директор «Класс-Центра»:

Я на днях позвонил своему сотруднику и спросил, что он думает по поводу ЕГЭ? Он сказал: «Устроили психушку в масштабе всей страны, кому-то все равно, а кто-то не выдерживает».

Представляете, девочка - лучший ученик России, вокруг есть те, кто завидует, а она вдруг получает не ту оценку. Ситуация очень понятная, и не всякий человек, в том числе взрослый, ее выдержит. Мне кажется, истерика вообще пронизывает все наше образование в последние 15-17 лет. Это касается и детей, и взрослых, и педагогов. Уже есть конфликты в школе из-за того, кому брать в следующем году выпускной класс. Не хотят брать, потому что правила игры до конца не понятны. Нас никто ни о чем не спрашивает. Никто не интересуется нашим мнением. На одном из «круглых столов» тогдашний начальник Рособрнадзора РФ Виктор Болотов на все вопросы отвечал так: «Не надо вопросов, это все равно будет». А вопросов бесконечное количество, уже сегодня есть огромный риск в масштабе государства, потому что педагоги начинают готовить детей к ЕГЭ уже с пятого класса, созданы какие-то нелепые пособия и так далее. Один мой коллега - директор школы - говорит: «Дом начали строить с крыши, это революция для образовательной системы. Выбран самый жесткий вариант единого экзамена: сдаешь один раз, не сдал - приходи через год». В самом деле, во французской системе бакалавриата экзамен можно сдавать два раза, в США можно сдавать семь раз. А у нас самая жесткая ситуация, которую можно было выбрать, поэтому неудивительно, что происходит то, что происходит. За последние 15-17 лет не было года, чтобы мы что-то не переделывали в течение года. Насколько я знаю, сейчас создается экспертный совет по ЕГЭ под руководством Адамского. Кстати, ЕГЭ дал свои положительные результаты. Вдруг сегодня наконец задумались о том, что такое экстернаты, и теперь хотят их закрыть, потому что экстернаты - это то, что всю жизнь девальвировало образование. Это было сделано для того, чтобы люди, которые могли бы быстрее и способнее учиться, туда поступали. По идее, они должны были туда сдавать экзамены. Но все ровно наоборот, дети, которые не могли перейти в 10-й класс, после десятого класса приходили на линейку в свою школу 1 сентября и тем, кто уже шел в 11-й класс, говорили: «Привет, мы уже в университете, в институте». Они за год проходили программу двух лет за деньги. Что касается вообще ЕГЭ, то можно долго обсуждать детали, действительно их надо обсуждать, а время покажет, как это все устроится. Что мы должны сделать? Мы должны научиться узнавать у детей один раз то, чему мы их научили, чтобы они с нашей запиской могли идти дальше учиться или не идти учиться. Но это наши проблемы, мы должны научиться это делать, а не устраивать истерику. В «Выдержках из инструкции по инновациям в образовании и воспитании», которые написаны 13 марта 1784 года и подписаны Екатериной Второй, есть замечательные слова: «К учению не принуждать, за отличия хвалить. Искусство учителей будет состоять в том, чтобы, насколько возможно, облегчить детям учение». Или вот: «Детям трудно иметь прилежание, страхом научить нельзя. Когда учиться будут непринужденно и добровольно, тогда заниматься будут охотно, так же, как и играть». Другого пути у нас действительно нет. У нас есть разные способы образования и разные школы. Мы даже ничего об этом не знаем. А в Москве порядка 30 разных типов школ. Как родителю узнать, куда идти, не в смысле, где дешевле или где лучше учителя, а туда, где есть то, что нужно его ребенку? Огромный плакат над павильоном на выставке образования во Франции: «Из трех ошибок, которые вы сделали в жизни, две вы сделали, выбирая будущую профессию». Очереди стоят, родители с детьми, чтобы проконсультироваться, что им делать дальше. Причем не только после школы, но и после 6-го класса. Я лично сидел и слушал, о чем они разговаривают. Это потрясающая история, они действительно пытаются понять, что нужно ребенку. Там вообще была уникальная ситуация, когда психолог спрашивал у мальчика, какие у него оценки. «Кем ты хочешь быть?» - спрашивает он у него. «Я хочу быть или учителем начальных классов, или психологом». Психолог ему говорит потрясающие вещи: «Знаешь, чтобы быть учителем начальных классов, надо столько знать, знаешь, сколько надо учиться. Психологом - другое дело». А у нас есть общая схема выставления тестового балла, который решает судьбу наших учеников: «Тестовые баллы участников ЕГЭ вычисляются с помощью линейного преобразования, переводящего отрезок шкалы логитов, ограниченный оценкой в логитах, соответствующей одному первичному баллу, и оценкой в логитах, соответствующей первичному баллу, на единицу меньшему максимально возможного в отрезок на шкале тестовых баллов от шести до девяноста четырех включительно». Выпускники после сдачи ЕГЭ идут на апелляцию, чтобы им добавили лишние баллы для того, чтобы потом был пересчет, но любопытная вещь, что вузы своих четких проходных баллов до конца не говорят. Они сначала узнают, сколько выпускников в целом по стране сдали ЕГЭ и какие получили баллы. В школах же есть жесткая регламентация, сколько баллов соответствует такой-то оценке. Знаете, такое ощущение, как будто мы ненавидим своих учеников, как будто над ними измываемся. У нас на каждом канале телевидения показывают, как готовить салат, но никто не рассказывает людям, что такое ЕГЭ.

Я никого не удивлю, если скажу, что за этим стоят серьезные деньги, в том числе которые уже выделены, и так далее. ЕГЭ - это очень дорогая вещь. Говорят - давайте построим стадионы, чтобы дети ушли с улиц, занимались спортом. Знаете, сколько стоит построить стадион возле школы? Порядка 7-8 миллионов рублей. А на ЕГЭ выделены сумасшедшие деньги, но никого это не удивляет.

Евгений Бунимович, депутат Мосгордумы, председатель комиссии Мосгордумы по науке и образованию:

Мне кажется, что мы все время загоняем себя то в одну сторону, то в другую. Давайте вспомним, с чего начинали: наши традиционные экзамены ведь тоже были едиными государственными. Просто им уже никто не верил, каждая школа научилась писать свои школьные экзамены так: учителя сдавали их вместе с учениками, а директора потом еще золотых медалистов отдельно вытягивали. То есть мы все довели до полного абсурда. Но в этой ситуации нужен какой-то переход, нужно искать какую-то оптимальную модель. Вместо этого была принята самая жесткая модель. Москва последней вошла в эксперимент по ЕГЭ, Москва все время говорила: «Давайте сделаем это добровольным». Если человек собирается в вуз, и в этом вузе принимают ЕГЭ, то он сам пойдет сдавать ЕГЭ потому, что он хочет туда, ему это надо и так далее. Но мы все время хотим администрировать сверху. У нас сначала один год было так: в одном районе - ЕГЭ, в другом - обычный экзамен, причем начались звонки и оттуда, и оттуда. Один звонил: «Я хочу сдавать ЕГЭ, потому что мне нужен сертификат туда-то, а мне говорят, что это нельзя», а другой звонил: «Я не хочу ЕГЭ, а меня заставляют его сдавать!» Как только мы ввели принцип добровольности, все жалобы сразу закончились. Другое дело, что есть много других проблем. Независимый экзамен, видимо, необходим, куда от этого деться. При этом я совершенно не согласен с тем, что невозможен экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ, в такой форме, в какой он дается. Наверное, он может быть лучше или хуже, но TOEFL сдает весь мир, ему доверяют, даже когда он сдается вне Америки - в России, в Китае, где хотите. Можно же сделать нормальные технологии, когда человек приезжает в институт и оказывается, что он говорит по-английски после TOEFL. Я привел пример TOEFL, потому что можно проверить знание языка с помощью такого независимого тестирования. Это дорогая, серьезная, ответственная работа, а не такая халтура, когда бери 250 слов и делай из них что хочешь.

По литературе - совсем другой вопрос, ведь это не русский язык. В русском языке есть технологии, которые надо проверить, оценить: грамотен человек или неграмотен. Более того, я хочу сказать, что в Москве результаты по русскому языку неплохие, всего 4,5 процента двоек. Но сдача ЕГЭ - это ситуация постоянного взвинчивания. Еще раз давайте скажем честно, что 5 процентов двоек - это абсолютно нормально, в мире не бывает 100 процентов троек.

Но наша давняя привычка, что двоек на экзамене быть не может, - это ложная привычка, это неправильная привычка. Что происходило раньше? Вместо того чтобы обучать ученика, обучали учителя, вызывали его к директору, и он выставлял те же самые «три» вместо «двух», только это происходило не на уровне государственного приказа, а на уровне каждой школы. Хочешь нормально жить, дорогой наш учитель, тогда ставь «три», а не «два», а то у тебя двойки, ты, получается, не научил. По математике в Москве гораздо больше двоек, хотя абсолютно такие же данные, как и по России, около 20 процентов. Много это или мало? Я считаю, что это говорит о неправильной технологии экзамена. Потому что если по русскому языку проверяли какую-то общую грамотность, которая нужна любому человеку, который пишет какое-то заявление, и экзамен изначально простой, то по математике одной линейкой до сих пор хотят померить всех - тех, кто поступает на мехмат, любит математику, интересуется ею 9 часов в неделю, и тех, у кого 3 часа в гуманитарном классе. Нормальный ученик гуманитарного класса, у которого 3 часа математики в неделю, никогда не видел, как решается задача из второй половины этого экзамена. Нельзя одной линейкой померить, к примеру, расстояние от меня до соседа и до Луны. Это разные должны быть экзамены. Так и есть вот во Франции - три разных варианта математических экзаменов.

Я хочу, чтобы и у нас было два варианта экзамена математики. Один для тех, кто хочет поступать в технические вузы, в университеты, а другой для того, чтобы можно было проверить общие знания по математике. То есть должен быть один экзамен - базисный ЕГЭ, а второй - профильный, в зависимости от того, куда вы поступаете. И по другим предметам должна быть та же самая ситуация, например, для лингвиста, который собирается поступать в гуманитарный вуз, русский язык будет основным.

Наши текстологи, которые заявляют, что все знают на этом свете и что у них есть какие-то технологии, никому не могут это объяснить. Если технологию надо объяснять в течение часа, то это не технология для государственного экзамена.

С 1 сентября хотелось попросить одно - чтобы нам объяснили правила на этот год. Не 1 мая, а 1 сентября. Кто должен объяснить?

Министерство образования и науки РФ, Рособрнадзор. Они задают эти правила, они обязаны объяснить их 1 сентября. При отплытии, а не при приплытии. Второй важный момент, как мне кажется, - это безумная демонизация ЕГЭ и, наоборот, утверждение, что ЕГЭ решит все проблемы, все это одинаковый абсурд. Просто ЕГЭ - некоторый экзамен, к которому надо спокойно относиться и понять, что есть такие предметы, как литература, которые нельзя проверить в форме ЕГЭ. Значит, надо не литературу отменять, а искать иные формы экзамена. Еще одна большая проблема - наши традиции школьного образования. Может, они плохие, но тогда давайте начнем снизу и объясним, что там не так, почему нужно к этому вести, а не к другому. Добровольность, разнообразие форм, гибкая система, гуманитарные предметы, которые, конечно, надо рассматривать по-другому.

Нам пока не удалось создать систему прозрачных выборов. Почему же тогда нам кажется, что мы сможем создать независимый экзамен? Все это связано вместе, понимаете. Нам нужен общественный контроль, но он не может быть только в ЕГЭ. Он будет либо в масштабе страны, либо его не будет. Если его не будет, то никакие экзамены - ни такие, ни сякие - не будут ни честными, ни объективными. Это совершенно очевидно.

Вадим ЖИРАВОВ, директор школы №1944:

Я ярый сторонник единого государственного экзамена как некой независимой качественной оценки знаний учащихся. И на сегодняшний день, мне кажется, это единственная система, которая хоть как-то выработана и которая показывает более или менее объективные знания учащихся наших школ.

То, что мы имеем на сегодняшний день порядка 24-25 процентов двоек по математике, 10 процентов двоек по русскому языку, мне кажется, что это вообще заниженные показатели, они должны быть выше. Коррупционный момент, безусловно, присутствует в едином государственном экзамене, но если мы не будем рассматривать личную гражданскую позицию руководителей образовательных учреждений или будем говорить о том, что именно они этим занимаются, не будем их привлекать к уголовной ответственности за неверное проведение единого государственного экзамена, мы с этой проблемой все равно не справимся.

Я думаю только об одном: если ребенок учится хорошо в школе или, можно так сказать, его учат хорошо, то ему все равно в какой форме сдавать выпускные экзамены, однако к этой процедуре надо немного подготовить ребенка, совсем немного, потому что ничего принципиально сложного в проведении единого государственного экзамена нет. Наша школа существует 10 лет, в течение 10 лет показывает высокие результаты независимо от того, в форме ЕГЭ мы проводим экзамены или в другой форме. У меня 29 выпускников, по русскому языку двое из них - стобалльники, один набрал 94,3 балла, другой - 87 баллов.

Если говорить по школьной шкале отметок, то получилось так: из 29 человек 21 получили отметку «5», и 8 человек получили отметку «4». Точно такие же результаты по математике, за исключением того, что у нас нет, конечно, стобалльников по математике, но статус школы гуманитарный, поэтому, конечно, с математикой было сложнее, однако все равно есть 18 пятерок по математике и 11 четверок по математике. Я считаю, что это абсолютно объективные показатели, вернее, я считаю, что это несколько завышенные показатели в связи с тем, что шкала оценивания знаний учащихся не совсем объективная. То есть мне кажется, что задания уровня «А» и «В» сильные ученики в состоянии сделать за 20- 30 минут максимально. Во всяком случае это дает на сегодняшний день возможность учащимся, которые не имеют связей, которые не могут куда-то пробиться, получить какой-то реальный шанс для поступления в высшие учебные заведения.

Если раньше мы говорили о том, что родители приходили в школу и спрашивали: «Какой процент учащихся у вас поступает в высшие учебные заведения?», а мы отвечали: «50, 60, 70 процентов», то сейчас этого никто не спрашивает, потому что все школы независимо от их статуса 100 процентов учащихся 11-х классов прямой дорогой отправляют в высшие учебные заведения.

Мне кажется, что сегодня сложилась такая ситуация, что буквально через год у нас мест в высших учебных заведениях на первом курсе будет больше, чем выпускников средних общеобразовательных школ, совершенно однозначно, что никуда мы от этого не денемся. Когда мы все учились в школе, у нас было по четыре, по пять классов в параллели, и только два 9-х класса формировались. Теперь же у нас при обязательном среднем общем образовании, при том, что разрушена полностью система профтехобразования, все выпускники 9-го класса поголовно идут в десятый класс.

В последние 2-3 года резко увеличился отток учащихся из 9-го и из 10-го класса в школы, которые работают по системе экстерната. Почему? Все боятся следующего года, того, что те дети, которые не учатся, не сдадут этот единый государственный экзамен, но у них есть возможность в этом году получить аттестат по системе экстерната. В этом году в 10 часов начался ЕГЭ по математике, а в 10.05 и в 10.10 вышли первые дети, сдав полностью чистые работы и сказав: «Нам все равно, работает система «два плюс один». Мне этого достаточно».

В экстернате детей не учат, там только контролируют знания учащихся. Если раньше там учились дети самые одаренные, которые в состоянии самостоятельно осваивать школьную программу, то сегодня там учатся совершенно другие дети. На мой взгляд, в Москве это была узаконенная форма продажи аттестатов, ничего другого экстернат под собой не подразумевает. Сейчас дети перестали уходить в экстернат, потому что в следующем году им всем предстоит сдавать единый государственный экзамен.

Александр СЕРЕБРОВ, Герой Советского Союза, летчик-космонавт:

Я проводил первые уроки из космоса, я двадцать лет президент Всероссийского аэрокосмического общества «Союз» и считаю: лучше бы те деньги, которые тратят на ЕГЭ, тратили бы на дополнительное образование, потому что только благодаря дополнительному образованию мы полетели в космос, получили Академию наук и так далее.

Я знаю, что Виктор Антонович Садовничий, ректор МГУ, принял парня, получившего на ЕГЭ сто баллов, а через два месяца он его отчислил, так как тот вообще ничего не соображал.

Кто его придумал, ЕГЭ, зачем он нужен? Что, мы без него плохо жили? Что, мы не знали, где какая школа чего стоит? У нас есть заочная физико-техническая школа при МФТИ, мы готовим хорошо. Я, например, подготовил уже одного космонавта, он у меня работает в «Энергии», это парень из Новомосковска.

Лев АЙЗЕРМАН, учитель школы №303, заслуженный учитель России:

В школе прошли выпускные вечера, отдаем ли мы себе отчет в том, что это особые выпускные вечера: сегодня окончило школу в первый раз в нашей истории поколение ребят, большинство которых родилось уже не в Советском Союзе. И это очень серьезно для того, чтобы понять, что наступило время подведения итогов того, что мы сделали.

В последнее время новый руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова очень активно развивает в средствах массовой информации мысль, которая мне представляется ложной и порочной. Мысль эта такая: вчера мы все жили в атмосфере лжи, ученик знал на «два», мы ему писали «три», наконец наступила эпохаправды, ЕГЭ дает нам истинную картину того, что есть. Но это неправда. Только вчера была ложь такая примитивная, а сегодня ложь извращенная.

По русскому языку часть «С» оценивается из 20 баллов по 12 параметрам. Русский язык: ни одной орфографической ошибки - два балла, одна орфографическая ошибка - один балл, две ошибки - ноль. Я спрашиваю: сколько будет, если 54 ошибки? Отвечают: тот же самый ноль. То же самое по пунктуации: нет ошибок - два балла, одна ошибка или две - один балл, если больше - ноль. Я спрашиваю: сколько будет, если 75 ошибок? Тоже ноль. Практически можно получить по ЕГЭ четверку и пятерку, будучи абсолютно безграмотным, потому что за это ученик теряет всего лишь четыре балла из 60, и каждый учитель это знает. Я провожу тренаж учеников к ЕГЭ, я называю это дрессировкой, ученики, которых я уже выдрессировал, почти все пишут ЕГЭ на «четыре» и «пять». Через два дня они пишут сочинение и делают до 8-10 ошибок. Когда я говорю: как же вы будете оканчивать школу, они говорят: ну потеряем мы на грамоте четыре балла, но все равно же это не решает. Поэтому под видом государственной сертификации, под видом того, что это такая норма общегосударственная, мы выпускаем неграмотных ребят, ибо будет 90 ошибок, 40 ошибок или 3, все равно будет тот же самый ноль. Поэтому объективной картины современный ЕГЭ по русскому языку не дает. Я уже не говорю о том, что туда включены вопросы, которые в школьную программу не входят, и есть какая-то несчастная «порцилляция», о которой я всю жизнь не знал и о которой в литературной энциклопедии написано, что это малоизвестный термин, но требуется, чтобы ученики все это знали. Или зачем нормальному культурному человеку знать, какая гласная мягкая, какая твердая? Боюсь, что большинство этого не сделают. Этого не нужно для того, чтобы владеть русским языком.

Вторая сторона вопроса - самая, может быть, трагическая. Дело в том, что все, что происходит в последние годы в школе, я бы охарактеризовал как такую тенденцию: идет массовое оболванивание учеников и учителя. И учителя, я подчеркиваю. Потому что система ЕГЭ требует одного: всех привести к одному знаменателю. И когда мальчик, который участвует в творческом конкурсе университета, проходит его, его принимают в вуз, получает на ЕГЭ 10 баллов, это говорит не о мальчике, а о системе критериев.

Я в этом убедился, когда недавно на комиссии, где отстаивал интересы своих учеников (меня вообще на комиссию не хотели пускать, потому что у меня был паспорт и справка о том, что я работаю в школе, а мне сказали, что они имеют указание пускать только тех, у кого есть нотариально заверенная доверенность, что мне доверено защищать интересы своей ученицы), попросил в работе ученицы показать, какие есть претензии. Они говорят: она нелогична (так написали рецензенты). Я говорю: покажите пальцем, где эта нелогичность. Знаете, говорят мне, тут должно быть семь красных строк, а у нее только шесть. Вот это сведение всех к одному знаменателю, чтобы у всех было одинаково, чтобы у всех было похоже, шаг вправо, шаг влево считается побегом. Вот самое страшное. И учитель натаскивает на это. Когда я, провожая своих учеников на экзамен, сказал им: «Ребята, пишите все, что вы думаете», они сказали: «Нет, мы будем писать то, что они хотят, чтобы мы думали», потому что это система, которая убивает живую мысль, живое творчество, уродует и учеников, и, конечно, к сожалению, учителя. Это трагическая проблема. У нас сегодня в последние годы и десятилетия учитель в стране перестал читать. У нас когда-то (есть он и сейчас) был журнал «Литература в школе». Его выписывал почти каждый словесник страны. Сейчас в Москве его выписывает 3,5 процента учителей. Мы получаем первоклассные книги бесплатно, которые в десяти-пятнадцати экземплярах дают для учителей, но эти книги лежат и пылятся, их никто не читает. Почему? А не нужно. Для того чтобы натаскать на то, что требуется по ЕГЭ, не нужно читать, не нужно думать, не нужно размышлять, а нужно заниматься тем, чем я еженедельно занимаюсь на этих уроках, - дрессировкой.

Владимир ТИХОМИРОВ, президент МЭСИ:

Мы постоянно ведем исследования о том, как и что происходит в других странах, особенно в период формирования информационного общества, в период, когда доступность к образованию не только декларируется, но и расширяется благодаря интернету.

В развитых и развивающихся странах сегодня ситуация такова, что 50-60 процентов работающего населения проходят обучение ежегодно. Тенденция такая: в 80-90 процентах случаев явно прослеживается тенденция ежегодного переобучения взрослых людей. В экономике, основанной на знаниях, это требуется значительно чаще. Для пополнения знаний работников переобучение нужно не только раз в год, а то и раз в месяц, а то и ежедневно. В России сегодня всего 2,5 процента людей проходят ежегодное повышение квалификации.

Единый государственный экзамен серьезно усложняет реализацию таких программ, как обучение в течение всей жизни - «лайф лонг лёнинг», получение второго, третьего, четвертого и пятого высшего образования. Сегодня в рамках введенного ЕГЭ, если человек хочет поступить на второе высшее образование, не важно, сколько ему - 30, 40 лет и так далее, он будет вынужден сдавать ЕГЭ. Я, честно говоря, очень сомневаюсь, что будет даже такое же количество желающих сдавать единый государственный экзамен и поступать на программы второго и более высшего образования, как сейчас. Я говорю это совершенно не понаслышке: наш университет и университеты, входящие в консорциум, обучают людей по программам второго и третьего высшего образования, у нас учатся и кандидаты, и даже доктора наук. Сменилась промышленность, структура промышленности. Люди вынуждены получать новые и новые профессии. ЕГЭ серьезно препятствует этому развитию. Я думаю, что после 30 лет маловероятно, чтобы кто-то пошел сдавать ЕГЭ, ведь для этого нужно приложить значимые усилия.

Что происходит в других странах? Обратите внимание на опыт двух стран, экономики которых все время на слуху, - Финляндии и Южной Кореи. Для людей после 23 лет там вводятся отдельные, специальные программы для получения высшего образования, когда совершенно не требуется предъявлять документ о среднем профессиональном образовании. И, более того, убирается практически федеральная компонента, которая у нас есть в стандартах. Нужно обратить внимание на этот опыт.

Действительно, с 2001 года нас всех убеждали, что главная цель ЕГЭ - сократить коррупцию в вузах, в высших учебных заведениях. Мы тогда предупреждали и говорили, что коррупция будет перенесена на другой уровень, что она будет перенесена в школы и будет прогрессировать.

Что происходит сегодня реально в высших учебных заведениях? По опыту прошлого года я могу сказать, что нередки случаи, когда приходят к нам в университет абитуриенты, заранее мы им говорим, какой у нас проходной балл, и потом мы в ряде случаев поднимаем его. Абитуриенты говорят: «А что же вы нам не сказали? Мы бы принесли не 90, а 98, 95, 96. В общем, сколько надо. Скажите, сколько надо, столько и будет».

Зная нашу страну, зная, что не можем победить коррупцию в таких областях человеческой деятельности, допустим, как правоохранительные органы, органы государственной власти, мы хотим победить коррупцию в таком массовом явлении, как образование, где 60 тысяч школ. Какой бы полицейский аппарат мы ни создавали, нам его не хватит, этот полицейский аппарат никогда не справится с этим явлением. Я абсолютно убежден, что дальнейшее развитие ЕГЭ будет, безусловно, способствовать развитию коррупции в еще больших объемах.

Как предложения позволят повысить эффективность ЕГЭ, что надо проверять знание или понимание процессов.

ЕГЭ появился в 1966-1967 годах во Франции, когда Франция перестала быть колониальной державой. Отдельные государства, входившее в нее, получили независимость. А молодежь этих стран, получивших независимость, захотела учиться в метрополии, то есть непосредственно во Франции. И тогда французы придумали вот этот удаленный тестовый экзамен, которые проводили на тех бывших колониальных территориях.

И тот, кто этот экзамен удачно сдал, мог уже приехать поступать в вузы Франции. И вот 1966-1967 годы французы понапринимали по этому тестовому экзамену во все свои лучшие вузы таких вот выпускников. К началу 1968 года они поняли, что попали в сложнейшую ситуацию. И начались отчисления. Потому что те, кто пришел и поступил по результатам этого экзамена, они просто не в состоянии были учиться.

Это вызвало волну студенческих волнений: вот эти отчисленные студенты вышли на улицы Парижа. Начались погромы. Все это закончилось тем, что в ноябре 1968 года все правительство генерала де Голля ушло в отставку. Но в 1971 году Общественная палата Франции, очень озабоченная всей этой ситуацией, приняла решение, что больше никаких тестовых удаленных единых экзаменов не должно быть. Иначе, как определила Общественная палата, еще год-два и от высшего образования Франции не останется камня на камне.

Но зато это очень быстро восприняли другие люди, которые поехали делать реформу образования в США. В 1968 году туда поехала целая бригада под руководством профессора Андре Кинга из Великобритании, и они повезли эту французскую систему. В результате Америка была заражена этой заразой, и к 1990-м годам это привело к тому, что практически вся система образования в США рухнула. Там долго не могли понять, что у них происходит, но вот в 2009 году Обама, придя на президентский пост, стал прислушиваться к мнению наиболее известных людей, к числу которых он отнес Билла Гейтса. Билл Гейтс не просто самый богатый человек в мире, но он еще к тому же один из умнейших. Так вот, Билл Гейтс ему сказал: или мы кончаем с этой системой тестирования или будем страной идиотов! А судя по возрасту, Билл Гейтс учился при этой системе. Учился. Поэтому он на себе испытал, он знал, о чем говорит.

Внедрение ЕГЭ в России осуществляла специальная группа, которая работала с середины 1990-х годов. Cначала под руководством господина Сороса, а потом еще приезжала специальная бригада. Некоторые из этой бригады стали неофициальными советниками при министерстве образования России. Они очень быстро скоординировались на базе Высшей школы экономики, которая была создана в 1992 году на специальный гранд Всемирного банка. И вот эта бригада советников начала внедрять эту штуку, понимая прекрасно, какой будет результат.

А вот Обама в январе 2009 года обратился к конгрессу США с просьбой немедленно отменить все виды тестирования, особенно итоговое тестирование по окончании школы. И даже попросил 5 млрд долларов у конгресса на то, чтобы вернуть прежнюю классическую систему аттестации экзаменов.

Анатолий Вассерман пытался вносил предложение для повышения эффективности ЕГЭ, он предложил поручить составлять тесты специалистам по составлению вопросов для интеллектуальных игр. В таких играх уже давно определили, как задавать вопросы, чтобы проверять не знания, а понимание материала, как выявлять утечку материалов.

Попробуем принять во внимание тот факт, что важнее понимание процессов происходящих в природе и обществе, тогда зачем нужно запоминание дат и фактов, гораздо важнее почему это происходит, что можно прогнозировать на основании имеющейся информации, Подобный подход важен при изучении обществоведения и истории, сегодня мы просто учим факты, история показывает, что государства часто подтасовывают факты, искажают информацию, которая предоставляется гражданам. Посмотрите на ситуацию на Украине, вспомните переписывание истории в советский период. Все это говорит о том, что понимание многократно важнее запоминания, не забывайте - сведения без анализа не самая рациональная трата времении. Кстати это относится не только к общественным наукам, но и к естественным в той же степени. Преподавание математики во всем мире сводится к формальному изложению материала, когда не дается информация, где можно применить знания, каковы пределы формального использования формул, например, применяя некоторые формулы в той же геометрии можно получить величину угла, которого не существует в природе(угол, образованный отрезками, прямыми или векторами, которые никогда не пересекаются в пространстве.) И подобные задачи предлагаются в учебниках и пособиях.

В российских школах начались экзамены. В конце мая выпускники сдали ЕГЭ по русскому языку, литературе и географии, 2 июня прошел экзамен по математике. ЕГЭ существует в России уже 15 лет, однако его до сих пор критикуют, требуют отменить или хотя бы сделать добровольным. Впрочем, то, что критиковали в начале 2000-х, и то, что критикуют сейчас, не одно и то же. За время своего существования ЕГЭ сильно изменился и теперь лишь отдаленно напоминает изначальную задумку реформаторов. «Медуза» напоминает тем, кто за последние 15 лет не сталкивался - ни как выпускник, ни как родитель выпускника - со школьными экзаменами, зачем придумали ЕГЭ и во что единый экзамен превратился в ходе своей эволюции.

Зачем придумали ЕГЭ?

Система поступления в высшие учебные заведения до появления ЕГЭ выглядела так. Сначала выпускники должны были сдать экзамены в школе, через несколько недель - в вузы, причем, как правило, сразу в несколько. У некоторых вузов существовали «потоки» - можно было сдать экзамены в один институт, провалиться и после этого попробовать себя в другом месте или на другом факультете того же института. Иными словами, абитуриентам приходилось жить в постоянном экзаменационном стрессе по два месяца и порой сдавать за это время более десяти разных экзаменов. Итоговые оценки выпускных экзаменов можно было сразу же выкидывать - в институтской жизни на них никто не обращал внимания (если, конечно, ученик не получал золотой медали).

Такая система не могла обеспечить всем школьникам равные возможности: выпускникам из регионов приходилось ехать на экзамены в Москву или другой крупный город - и они выбирали не те места, где по-настоящему хотели бы учиться, а те, которые ближе находятся. Москвичи имели возможность готовиться к поступлению с преподавателем из желаемого вуза, и нередко «репетиторство» было завуалированной формой взятки: вместо знаний дети получали «протекцию» на вступительных экзаменах.

Единый госэкзамен задумывался как решение проблемы с доступностью высшего образования для школьников во всех регионах страны и как способ победить коррупцию в вузах. Для этого было решено изменить форму выпускных экзаменов и сделать их заменой вступительным испытаниям.

Первый - экспериментальный - ЕГЭ провели в 2001 году. Тогда же были сформированы базовые принципы единого госэкзамена. В отличие от традиционных выпускных экзаменов ЕГЭ учащиеся должны были сдавать в помещении незнакомой школы, а работы отдавали на проверку незнакомым с детьми учителям. Сам экзамен в большой степени состоял из тестов с несколькими вариантами ответов. Результаты ЕГЭ выпускники могли направить в разные вузы, избежав поездок в незнакомый город и длительных вступительных испытаний.

Почему ЕГЭ критиковали?

Мало какая реформа подверглась такой сильной критике, как реформа выпускных экзаменов. Больше всего противников реформы раздражала «угадайка» в новом экзамене - по их мнению, с помощью тестов невозможно проверить реальные знания школьников, не говоря уже об их способности «мыслить нестандартно» и творчески подходить к решению проблем. Критики ЕГЭ упирали еще и на то, что учителям придется заняться натаскиванием детей на тесты и из-за этого упадет общий уровень образования. «Схематичность подготовки ведет к схематичности знаний. А такие знания не нужны ни родителям, ни самим школьникам, ни вузам, ни работодателям, ни стране», - говорил , например, в 2013 году вице-спикер Госдумы и профессор МГУ Иван Мельников (КПРФ, от которой он избрался, еще при обсуждении реформы заняла нетерпимую позицию по отношению к ЕГЭ).

Родители жаловались еще и на то, что экзамен теперь больше похож на военную операцию и оборачивается для детей жутким стрессом. В регионах недоумевали, почему ЕГЭ можно сдать только на русском, а не на национальном языке. Одна из таких жалоб в 2009 году дошла до Верховного суда: жительница Татарстана Аида Камалова посчитала, что запрет сдавать экзамен на татарском языке нарушает права ее дочери, а также ставит ее в неравное положение по сравнению с теми, кто в школе учится на русском. Суд посчитал, что проводить ЕГЭ только на русском языке законно.

Среди безусловных сторонников единого госэкзамена не оказалось даже президента России Владимира Путина (именно он подписал закон о введении единого госэкзамена). В 2014 году Путин обещал подумать об отмене ЕГЭ для тех, кто не собирается в вузы; в 2015-м признавал , что экзамен все еще не идеален, а в 2016-м и вовсе заявил , что если бы ему пришлось сейчас сдавать экзамен, он бы предпочел тянуть билет, а не проходить через ЕГЭ.

Не добавили популярности ЕГЭ и скандалы, которые теперь ежегодно сопровождают экзаменационный период. В 2009 году СМИ сообщали о нашествии «100-балльников» из Чечни, Дагестана и Ингушетии. Утверждалось, что они поступали сразу в несколько вузов и при этом не могли написать без ошибок даже формальное заявление (Любовь Глебова, которая тогда возглавляла Рособрнадзор, называла эти сообщения «мифом»). Аномально высокие баллы за экзамен в некоторых регионах привели к появлению «ЕГЭ-туризма», когда школьники за несколько месяцев до выпускных экзаменов переводились в школы других субъектов федерации. В 2011 году задания к ЕГЭ по математике утекли в интернет, а за деньги можно было получить и ответы к экзамену. В 2013 году произошел скандал вокруг экзамена в Ставрополье: на досрочном ЕГЭ в регионе было семь 100-балльных работ, причем право на досрочный экзамен было выдано одним и тем же врачом. Среди досрочников оказались дети чиновников.

Скандалы вокруг выпускных экзаменов стали появляться в том числе потому, что новая система дала возможность отслеживать результаты. ЕГЭ так и не стал действенным средством от коррупции, но дал возможность ее заметить и поймать за руку тех, кто получает школьные аттестаты обманным путем.

Как менялся ЕГЭ?

Изменения в ЕГЭ вносились на протяжении всего времени его существования. Большинство из них скорее напоминали косметические правки, однако за 15-летний срок изменений накопилось столько, что ЕГЭ в его сегодняшнем виде стал мало похож на тот экспериментальный экзамен, который впервые проводился в 2001 году.

Ученики санкт-петербургской гимназии № 168 во время репетиции ЕГЭ по русскому языку

Фото: Сергей Куликов / Интерпресс / PhotoXPress

Из ЕГЭ постепенно исчезает тестовая часть. В этом году задания с несколькими вариантами ответов были лишь по 7 предметам из 14; эта часть исключена из экзаменов по русскому языку, математике, литературе, истории, географии, обществознанию и информатике. Со следующего года тестов не увидят и те, кто сдает физику, химию и биологию.

По словам министра образования Дмитрия Ливанова, со временем от тестов в экзамене откажутся совсем. «Мы планируем поэтапно исключить часть А из заданий Единого государственного экзамена всех вариантов по всем предметам», - говорил он в 2014 году газете «Известия». В итоге в ЕГЭ останется только часть B, которая требует простых ответов и проверяется компьютером, и часть С, где школьникам нужно дать развернутый ответ (его проверяют два независимых эксперта). Ливанов также рассказывал, что в ЕГЭ по гуманитарным предметам в будущем появится устная часть, что сделает экзамены очень похожими на те, что сдавали 15 лет назад по билетам.

Наконец, претерпела изменения и идея ЕГЭ как единственного экзамена, который придется сдавать школьникам. Одиннадцатиклассникам все равно приходится писать выпускное сочинение - теперь уже для того, чтобы получить допуск к ЕГЭ. Некоторым выпускникам приходится еще и сдавать вступительные экзамены. Права проводить собственные испытания добились пять учебных заведений: Московский и Санкт-Петербургский госуниверситеты, МГЛУ, МГЮА имени Кутафина и Нижегородский лингвистический госуниверситет имени Добролюбова. Вместе с этим правом в вузы вернулись коррупционные риски, а выпускники из регионов снова должны ехать в незнакомые города и сдавать там экзамены.

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — это экзамены по отдельным предметам, которые должны сдавать все выпускники полной общеобразовательной средней школы. Единство этих экзаменов заключается в двух их особенностях:

  • их результаты одновременно учитываются в школьном аттестате и при поступлении в вузы;
  • при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки.

Это бесплатные выпускные экзамены, которые проводятся в мае-июне каждого года в регионах по решению местных органов управления образованием с помощью федеральных КИМов (контрольно-измерительных материалов) и результаты которых учитываются как в выпускных аттестатах, так и в свидетельствах, направляемых абитуриентами в вузы этих регионов, а также некоторые другие, также засчитывающие результаты ЕГЭ.

Кто сдает : выпускники школ в мае — июне.

Кто проводит: региональные органы управления образованием.

Методическая основа : контрольно-измерительные материалы, разработанные в Москве по итогам Всероссийского конкурса разработчиков КИМ.

Оплата: бесплатно.

Кто учитывает :

  • школы в аттестатах;
  • вузы и СУЗы экспериментальных регионов — не менее, чем по 50% своих специальностей;
  • некоторые вузы неэкспериментальных регионов.

Для выпускников прошлых лет и жителей неэкспериментальных регионов предусмотрена так называемая «июльская сессия», которая проводится по материалам ЕГЭ в вузах во второй половине июля.

Подробнее о ЕГЭ

Единый государственный экзамен был введен на территории РФ в отдельных ее районах сравнительно недавно. С 2009 года ЕГЭ становится практически единственной формой государственной (итоговой) аттестации и основным способом поступления в ссуз или вуз. 9 февраля 2007 года Президент РФ В.В. Путин подписал Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании», принятый ранее Государственной Думой и Советом Федерации, что означает окончательное введение новой экзаменационной системы. С 2009 году ЕГЭ проводят все российские регионы без исключения. Это отвечает принципам государственной политики в области образования в России — создание единого образовательного пространства.

В данном документе написано, что пользоваться результатами единого государственного экзамена при зачислении в вуз можно будет в течение двух лет после сдачи ЕГЭ. Законом предусмотрено также возможность всех вузов и СУЗов на проведение дополнительных вступительных испытаний, если это обусловлено спецификой той или иной специальности и требует конкретных наклонностей и подготовки в области выбираемой специальности, например, физическая выносливость или творческая наклонность поступающего к определенному виду искусства.

Некоторые высшие учебные заведения могут получить право на проведение вступительных испытаний по специальности, включая те, что принимались при проведении Единого государственного экзамена. Какие основные цели принятия ЕГЭ и каков результат его введения в нашем государстве? Задача, конечно, одна — это попытка создать одни и те же стартовые позиции при прохождении выпускных испытаний в школе и поступлении в университеты при проведении данного вида выпускных испытаний по всей территории нашей страны будут применяться одинаковой сложности задания и единая градация оценки, эти меры позволят сравнивать учащихся по их уровню подготовки.

Проводится ЕГЭ в особых условиях, которые не дадут ни в каком случае усомниться в правильности результатов. Результаты тестов, а также краткие ответы в свободной форме будут проверяться с помощью компьютерной программы специально принятыми для этих целей людьми. Касательно развёрнутых ответов в свободной форме, то данные ответы будут проверяться независимыми экспертами, приглашёнными на предопределяющее во многом ход дальнейшей судьбы выпускника событие.

Каковы цели ЕГЭ

Введение ЕГЭ имеет сразу несколько целей. Во-первых, это помогает обеспечить равные условия при поступлении в вуз и сдаче выпускных экзаменов в школе, поскольку при проведении этих экзаменов на всей территории России применяются однотипные задания и единая шкала оценки, позволяющая сравнивать всех учащихся по уровню подготовки. Кроме этого, проводится ЕГЭ в условиях, обеспечивающих достоверность результатов. Проверяться результаты будут на компьютерах (ответы на задания типа «А» (выбор из вариантов) и типа«В» (краткие свободные ответы), ответы на задания типа «С» (развернутые свободные ответы) проверяются независимыми экспертами. Это позволит сократить так называемое «целевое репетиторство» (с целью приема в определенных вуз) и взяточничество.

Еще одна цель — попытка улучшения качества образования в России за счет более объективного контроля и более высокой мотивации на успешное его прохождение. Детей нужно хорошо готовить к экзаменам, чтобы они сдавали их успешно, чтобы их результаты можно было сравнивать, и учить выполнять такие экзамены — новая задача для наших учителей.

Наконец, немаловажное соображение — разгрузить выпускников-абитуриентов, сократив число экзаменов, вместо выпускных экзаменов и вступительных экзаменов они будут сдавать Государственные экзамены, их результаты одновременно будут учитываться и в школьном аттестате, и при поступлении в вузы. Более отдаленная цель — содействовать справедливому перераспределению финансовых потоков между вузами. В сильные вузы при этом вслед за более сильными абитуриентами пойдет больше денег (по механизму ГИФО — «государственных именных финансовых обязательств»).

Можно ли пересдавать ЕГЭ

Пересдавать ЕГЭ на основании неудовлетворительной оценки нельзя. Но результат, полученный на ЕГЭ, не будет преследовать человека всю жизнь. Срок действия свидетельства ЕГЭ определен до 31 декабря текущего года, поэтому в следующем году можно вновь сдавать вступительные экзамены в той форме, в которой их проводит выбранный вуз.


Где, кто и как проводит ЕГЭ

Единый экзамен проводится по решению Государственной региональной (областной, республиканской) экзаменационной комиссии в назначенных региональными органами управления образованием ППЭ, которые могут располагаться в вузах и базовых школах. К проведению экзаменов допускаются предварительно назначенные преподаватели. Должно быть исключено присутствие на ЕГЭ преподавателей-предметников по соответствующему или родственному предмету (математика — физика, история — обществознание). В состав организаторов ППЭ, как правило, не включаются преподаватели тех образовательных учреждений, выпускники которых сдают ЕГЭ в данном ППЭ.

В каждой аудитории вместимостью до 15 человек включительно должны находиться два организатора плюс еще один организатор на каждую последующую группу выпускников численностью до 15 человек. За одним столом разрешается сидеть только одному учащемуся, то есть каждый выпускник должен быть обеспечен отдельным пронумерованным рабочим местом (столом и стулом), к которому организаторы должны иметь свободный доступ. Размещение всех выпускников одного класса (группы) в одной аудитории пункта проведения ЕГЭ недопустимо.

Какими дополнительными материалами можно пользоваться на ЕГЭ

По всем общеобразовательным предметам не допускается использование любых дополнительных материалов, кроме:

  • по физике — непрограммируемого калькулятора;
  • по химии — непрограммируемого калькулятора, периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, таблицы растворимости солей, кислот и оснований в воде и электрохимического ряда напряжений металлов.
  • Примечание . Программируемым называется калькулятор, в котором можно записывать последовательность операций в память и воспроизводить эту последовательность (т.е. программу). Кроме перечисленных материалов, использование всех остальных запрещено, например, нельзя использовать калькулятор на ЕГЭ по математике и двуязычный словарь на ЕГЭ по иностранному языку.

    Из каких заданий состоит ЕГЭ

    Экзамен по каждому предмету включает вопросы и задания трех разных типов:

    • задания с выбором ответа из четырех предложенных;
    • задания с кратким свободным ответом (одним словом или числом);
    • задания с развернутым свободным ответом (включающим словесное обоснование, математический вывод и т.п.)

    Кто создает задания ЕГЭ

    Процесс создания заданий ЕГЭ — это сложная многоэтапная процедура. Во многих случаях вариант содержит задания, составленные разными авторами и прошедшие несколько этапов редактирования, — после рецензирования специалистами, утвержденными комиссией по ЕГЭ при министерстве, после пилотных испытаний на учащихся (после апробации) и т.д. Задания ЕГЭ именуются контрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений.

    Что такое конкурс КИМ и для чего он нужен

    Конкурс КИМ — конкурс «Контрольные измерительные материалы для единого государственного экзамена». Цель конкурса — обеспечение единого государственного экзамена качественными контрольными измерительными материалами. Задачи конкурса:

    • выявление авторских коллективов и отдельных авторов, имеющих необходимый научно-методический потенциал для участия в разработке контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена;
    • отбор тестовых заданий для включения их в банк заданий единого государственного экзамена (ЕГЭ).

    Как влияют результаты ЕГЭ на школьный аттестат

    Положением «О проведении единого государственного экзамена» (утверждено приказом Минобразования России от 09.04.2002 № 1306, зарегистрировано Минюстом России 08.05.2002 № 3420) предусмотрено выставление итоговых отметок в аттестат:

    • более высокая отметка — при разнице годовой отметки и отметки по ЕГЭ в один балл;
    • отметка, полученная как среднее арифметическое годовой отметки и отметки по ЕГЭ, если разница между ними составляет более чем один балл, при этом округление производится в сторону более высокого балла.

    Обратите внимание: данное правило означает, что «троечники» сохранят за собой тройки в аттестатах даже в том случае, если по ЕГЭ они получат «двойки». Учителя в школах обязаны выполнять данное правило при выставлении оценок в аттестат.

    Как учитываются результаты ЕГЭ в вузах

    По результатам ЕГЭ каждый учащийся по каждому предмету получает свидетельство со своими результатами по 100-балльной шкале. Это свидетельство учащийся (абитуриент) направляет в приемную комиссию интересующего его вуза. Если учащегося интересует сразу несколько вузов, то он может направить во все эти вузы заверенные в школе копии своих свидетельств, причем сделать это можно заочно — по почте. вузовские приемные комиссии обязаны рассмотреть все присланные свидетельства, включая копии, и сообщить каждому абитуриенту, приславшему заявку (свидетельства), попадает ли он со своей суммой баллов (по предметам, утвержденным приемной комиссией данного вуза на данную специальность) в число бюджетных или платных мест согласно заочному конкурсу.

    Понятно, что результат подобного заочного конкурса зависит не только от балла данного учащегося, но и от баллов его «конкурентов» — других абитуриентов, направивших свои заявки в тот же вуз на ту же специальность (факультет). Поэтому, не попав со своим баллом в более авторитетный вуз (на более престижную специальность), абитуриент при этом может получить приглашение из менее авторитетного вуза. В ближайшем будущем планируется вывешивать в Интернете динамичные «рейтинг-листы» (списки абитуриентов по убыванию конкурсных баллов) для каждого факультета каждого вуза, зачисляющего абитуриентов по данным ЕГЭ. Такой оперативный способ информирования, позволит абитуриентам быстро сориентироваться в складывающейся ситуации и своевременно направить свою заявку в тот вуз, где его баллы позволяют ему оказаться в числе студентов.

    Преимущества ЕГЭ:

    • больше возможностей поступить в вуз;
    • объективная, беспристрастная оценка знаний;
    • уменьшение нагрузки на выпускников (экзамен сдается один раз);
    • уменьшение коррупции, взяточничества в сфере образования;
    • иногородним легче поступить в любой вуз;
    • ЕГЭ одинаков для всех.

    Недостатки ЕГЭ:

    • тестирование не выявляет знания;
    • усложнение процесса сдачи экзаменов (в экзамене есть вопросы, на которые и в институте нельзя ответить );
    • увеличение нагрузки на учащихся (дети в школе перегружены — еще один стресс для детей );
    • невнимание к разнице в условиях обучения школьников;
    • недостаточность результатов ЕГЭ для поступления в вуз (в престижных институтах все равно это не учитывают );
    • отсутствие индивидуального подхода к выпускникам.

    Источники информации

    • Брифинг «ЕГЭ и республиканский экзамен в 2007 году и перспективы на 2008, 2009 годы»

    Дополнительно по теме

    • Демонстрационные варианты ЕГЭ по разным предметам 2005-2007 годов