Что изучает социальная география мира мира. Социальная география


Значение географии. В современном мире географические знания становятся повседневно необходимыми людям в их трудовой и бытовой деятельности – от выбора места жительства и продуктов питания (произведённых в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны.








География одна из древнейших наук на Земле! Физическая география – это естественная наука, комплексно изучающая природную составляющую географической оболочки в целом и природу её компонентов. Как наука сложилась в 20 веке. География Экономическая и социальная география мира – это общественная наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.




Учёные: Эратосфен Киренский (до н.э.) – древнегреческий учёный, впервые ввёл в употребление термин «география», впервые определил размер Земли. Александр Фридрих Вильгельм Гумбольдт () – немецкий естествоиспытатель и путешественник, учёный – энциклопедист. Пришёл к пониманию физической географии как самостоятельной науки. Александр Фридрих Вильгельм Гумбольдт () – немецкий естествоиспытатель и путешественник, учёный – энциклопедист. Пришёл к пониманию физической географии как самостоятельной науки. Михаил Васильевич Ломоносов () - русский учёный энциклопедист. Ввёл в науку термин «экономическая география». Михаил Васильевич Ломоносов () - русский учёный энциклопедист. Ввёл в науку термин «экономическая география». Николай Николаевич Баранский () – классик отечественной географии. Основатель школы экономической географии. Николай Николаевич Баранский () – классик отечественной географии. Основатель школы экономической географии.










Географы и их работа Специальность Примеры видов занятости Физическая география, география мираСиноптик, геолог, океанолог, почвовед, дипломат, работник туристического агентства, специалист по развитию сельского хозяйства. Экономическая географияЭксперт по размещению предприятия, исследователь рынка, транспортный менеджер, специалист по логистике, агент по недвижимости, работник консалтинговой фирмы. Региональная географияСпециалист по району в правительственном агентстве, бизнес-представитель, автор путеводителей. Картография и географическая информационная система Картограф, геодезист, специалист по географическим информационным системам, землеустроитель, издатель карт. География культуры и населенияДипломат, специалист консалтинговой фирмы, миротворец. ПриродопользованиеМенеджер по окружающей среде. Прокуратура. Географическое образованиеШкольный учитель, вузовский преподаватель, автор учебника. Редактор учебной литературы.




Методы географической науки ИсторическийЭкологическийМоделированиематематическийИсторическийЭкологическийМоделированиематематическийГеофизическийГеохимическийСоциологическийэкономическийГеофизическийГеохимическийСоциологическийэкономический Описательный – самый старый и главный. ЭкспедиционныйЛитературно-картографический Описательный – самый старый и главный. ЭкспедиционныйЛитературно-картографический общенаучныеКонкретно-научныеспецифические


Географы участвуют в решении таких вопросов: Как предохранить атмосферу и Мировой океан от загрязнения? Насколько человечество обеспечено ресурсами и не грозит ли ему «ресурсный голод»? Угрожает ли миру перенаселение. Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования. Угрожает ли миру перенаселение. Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их исследования

Появление словосочетания «экономическая и социальная география» было отражением сложных процессов, начинающихся в нашем обществе и географической науке. Оно означало начало поворота к человеку, к его производственной и непроизводственной деятельности.

Экономическая и социальная география раскрывает картину состояния хозяйства и жизни населения в разных странах, помогает глубже познать современный этап их развития, конкретно представить себе мир.

Объектом изучения экономической и социальной географии является освоенная часть географической оболочки Земли. Мировое хозяйство — объект исследования многих экономических наук. Например, население — объект демографии, этнографии и ряда других наук; природные условия — один из объектов физической географии; минеральные ресурсы -частный объект геологии и физической географии. Каждая страна обладает своими особенностями в структуре и размещении хозяйства и населения. Эти особенности определены всем историческим ходом развития страны, теми общественными условиями, которые господствовали в ней на разных этапах ее истории. Поэтому, чтобы понять современное состояние хозяйства, надо хорошо помнить и знать историю.

Большое влияние на хозяйство оказывают природные условия. Богатство природы благоприятствует развитию хозяйства. Отсутствие минеральных богатств, трудные для сельского хозяйства климатические условия, бедные почвы, наоборот, тормозят развитие хозяйства.

Умение правильно оценить природные условия с точки зрения возможностей их использования в хозяйстве — важная задача экономической географии. Для того, чтобы научиться этому, надо знать физическую географию.

Современная наука обеспечила прогресс техники, который во много раз повышает производительность труда, увеличивает объем выпускаемой продукции всех отраслей хозяйства. Вместе с тем новая техника меняет технологию производства, вводит новые виды сырья, позволяет использовать земли, еще недавно считавшиеся малопригодными. Пониманию вопросов технологии различных отраслей хозяйства помогут знания по биологии, химии, физике, математике.

Экономическая и социальная география занимается анализом цифровых показателей и различными экономическими расчетами. Многие задания в учебнике потребуют от учащихся умения работать со статистическими таблицами, производить подсчеты, строить графики и картодиаграммы.

Экономическая и социальная география исследует также особенности и закономерности территориальной организации хозяйства в разных странах и районах.

Внимание к человеческому фактору усиливает роль географии сферы услуг, географии условий жизни, географии культуры и т. д.

Истоки экономической географии прослеживаются в недрах старой, общей, описательной географии. Это были разнообразные сведения о природе, размещении населения и хозяйства отдельных территорий, вначале в форме маршрутных записок путешественников, а затем — в краеведческих и страноведческих описаниях. Так постепенно происходило выделение отдельных направлений, изучающих географию хозяйства и отдельные его отрасли.

Научные основы хозяйственного освоения новых территорий, вопрос эффективного формирования производственных комплексов, урбанизация и экологические проблемы, рациональное природопользование — все эти задачи могут решаться только междисциплинарными науками.

Экономическая и социальная география представляет собой междисциплинарную область знания, в которой происходит тесное взаимодействие естественных и общественных наук.

Экономическая и социальная география мира является наукой общественной и поэтому входит одновременно в другие системы наук, изучающих общество, человека, общественное производство.

Часть 1. Введение в экономическую географию

Часть 2. Экономическая география мира

Раздел 1. География мирового населения

Глава 1.Динамика мирового населения

Глава 2. Социально-демографические классификации регионов и стран мира
1.

Глава 3. Прогнозы роста численности населения мира и его регионов

Глава 4. Особенности политики народонаселения в странах и регионах мира

Глава 5. Территориальное передвижение населения (миграция)

Глава 6. Городские и сельские поселения. Урбанизация

Раздел 2. География мирового хозяйства

Глава 1. География мировой информационной индустрии

Глава 2. География мировой электросвязи
1.
2.
3.

Глава 3. География всемирной компьютерной телекоммуникационной системы Интернет
1.
2.

Глава 4. География мирового машиностроения
1.
2.
3.

Глава 5. География мировой химической промышленности
1.
2.
3.

Глава 6. География мировой энергетики
1.
2.

Глава 7. География мировой металлургии
1.
2.

Глава 8. География мирового сельского хозяйства
1.
2.
3.

Глава 9. География мировой пищевой промышленности
1.
2.

Глава 10. География мировой легкой промышленности
1.
2.

Часть 3. Экономическая география России

Глава 1. Общая географическая характеристика России

Экономическая и социальная география как наука. Место экономической географии в системе географических наук.

1. География – одна из древнейших наук на Земле. В наши дни география из науки описательной и познавательно превратилась в науку конструктивного характера.

Понятие «экономическая география» впервые введено в России М. В. Ломоносовым в середине 18 века. За границей оно появилось позже на 50 лет.

Экономическая география изучает особенности развития населения, хозяйства, а также природные ресурсы и условия, являющиеся основой жизнедеятельности человеческого общества. Т. е. это общественная наука, изучающая территориальную организацию человеческого общества.

Экономическая география неразрывно связана с социологией. Социология – наука об обществе, о поведении людей. Экономическое и социальное неразрывно связано между собой. Нельзя рассматривать хозяйство без людей – основной производительной силы, без человеческого фактора. Таким образом, поставив человека в центр внимания, экономическая география «породнилась с социальной географией.

2. Главное направление современной географии – это рациональное использование и преобразование природной среды. Географы участвуют в решении многих вопросов: - Угрожает ли миру перенаселение? - Каковы земельные ресурсы нашей планеты и наилучшие пути их использования? - Насколько человечество обеспечено энергетическими и минеральными ресурсами и не грозит ли ему «ресурсный голод»? - Как наилучшим образом использовать водные ресурсы и решать задачи обеспечения растущих потребностей в пресной воде? - Как предохранить атмосферу и Мировой океан от загрязнения? - Как лучше вести борьбу со стихийными силами природы?

Длительное развитие географии привело к углублению ее внутренней дифференциации и появлению ряда научных направлений: климатология, ландшафтоведение, гидрология, океанология, почвоведение и др.

В экономической географии возникли такие направления как география населения, география промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Самые молодые направления – политическая география, география туризма, медицинская география.

В нашей стране становление экономической географии связано с именами многих ученых – географов. В первую очередь с именами Николая Николаевича Баранского (1881 – 1963) и Ивана Александровича Витвера (1891 – 1966), которые были не только учеными, но и авторами школьных учебников. Вы держите в руках учебник Владимира Павловича Максаковского, доктора географических наук, академика Российской академии образования, профессора Московского педагогического университета. Учебник удостоен Премии президента России.

Итак, какие же задачи ставит перед собой социально – экономическая география? 1. Экономико – географическое описание территории. 2. Выявление закономерностей в размещении населения, в функционировании хозяйства. 3. Осуществление экспертизы любых хозяйственных проектов.

3. Методы географических исследований.

Традиционные методы: 1. Картографический – ведущий метод в географии (разные виды карт, разные способы их анализа). Карта – «язык географии». 2. Визуальные методы (топография, съемка местности, наблюдения) 3. Статистический – (разные виды графиков и диаграмм), помогают видеть динамику процессов и явлений. 4. Сравнительный метод – помогает сравнить разные территории по ряду показателей, выявить причины сходства и различия. 5. Исторический – метод изучения истории географических объектов с момента их образования до настоящего времени.

К новым методам относятся: - Математический – помогает решать вопросы классификации, районирования территорий, позволяет перейти к математическому моделированию. – Дистанционные методы – аэрофотосъемка, космическая съемка территорий. Позволяют получить более подробную информацию. – Геоинформаионные методы – получили наибольшее значение в картографии. Позволяют смоделировать природные и общественные геосистемы на основе географических знаний и цифровых данных.

4. Источники географических знаний (стр.7, учебник, чтение)

5. Структура учебника.

Развитие каждой науки и любого научного направления определяется в первую очередь тем, насколько верно установлены объект и предмет их изучения, как они вписываются в общую систему научного знания. Для социальной географии это имеет особое значение, потому что, во-первых, она является еще относительно молодой наукой, а, во-вторых, постоянно расширяется спектр нерешенных социально-географических проблем.

Определение объекта и предмета социальной географии сопряжено с рядом трудностей, обусловленных сложностью и многогранностью объекта (и предмета) самой географии.

Социальная география относится к числу тех отраслей общественной (социально-экономической) географии, сущность которых «выкристаллизовалась» лишь на рубеже XX и XXI веков. Именно это определяет внутреннюю противоречивость и неоднозначность понимания даже самого названия этой науки.

Энциклопедии как основные источники сведений о явлении дают следующие определения. Так, «Большой Энциклопедический Словарь» определяет социальную географию как отрасль социально-экономической географии, которая изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей, прежде всего, с точки зрения условий труда, быта, отдыха, воспроизводства жизни человека. Она тесно связана с социологическими, демографическими, экономическими и другими исследованиями ‘. В «Географической энциклопедии» речь идет об условиях не только труда и быта, но и развития личности . «Современная иллюстрированная энциклопедия» в качестве предмета социальной географии указывает также «взаимосвязь между различными аспектами человеческой деятельности и их проявлением в пространстве» .

По нашему мнению, все рассмотренные определения есть по сути перефразировка основных положений Большого Энциклопедического Словаря.

Определение, даваемое социологической наукой, имеет определенные отличия. «Социологический словарь» трактует социальную географию как дисциплину, изучающую закономерности и факторы возникновения территориальных различий в социальных структурах (классовых, промышленных, национальных, половозрастных и других) и рассматривающую их во взаимосвязи с материальным производством и окружающей природной средой . Таким образом, социологи акцентируют внимание на взаимодействия социума с внешней средой - производственной, экологической и т.д.

Рассмотрим мнения ряда отечественных и зарубежных ученых по поводу определения сущности социальной географии.

Так, в словаре-справочнике «Социально-экономическая география: понятия и термины» (2013) М.С. Савоскул определяет социальную географию как ветвь социально-экономической географии, которая изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей, прежде всего, с точки зрения условий труда, быта, отдыха, развития личности и воспроизводства жизни человека, взаимосвязь между различными аспектами человеческой деятельности и их проявлением в пространстве. Исходя из этого, к сфере ее деятельности практически относят все географические исследования, не затрагивающие изучение материального производства и природных ресурсов. По существу, такой подход принципиально совпадает с определением этой науки, обоснованным Э.Б. Алаевым еще в 1983 г. в его понятийно-терминологическом словаре «Социально-экономическая география» .

По мнению М.С. Савоскул, предельным объектом социальной географии является «все человечество», а конкретными объектами - различные территориальные общности людей, постоянно трансформирующиеся пространственно-социальные системы. В широком смысле социальная география рассматривается как совокупность всех разделов и направлений общественной географии, изучающих социально-пространственные группы населения, территориальные различия в условиях, уровне и образе жизни населения. Поэтому к социальной географии относятся география населения, география сферы обслуживания, география потребления, рекреационная география. При такой трактовке социальная география - это комплекс уже сложившихся наук внутри общественной географии.

По мнению Э.Б. Алаева, в социальной геофафии категории возможности, необходимости, рациональности развития рассматриваются через оценку условий жизни отдельного человека как биологического вида и личности, различных общностей людей и общества в целом. Потом эти различия получают экономическую, политическую, технологическую и иную интерпретацию. Поэтому основной предмет исследования социальной географии - объяснение и прогнозирование пространственных аспектов поведения людей.

Кроме того, Э.Б. Алаев считал, что объектом исследования социальной географии выступают различные территориальные общности людей, их исторические особенности развития, внутренняя структура, связи с производством и окружающей средой, взаимосвязи между разными территориальными общностями, различные фуппы населения (классовые, национальные, профессиональные) внутри этих общностей. Социальная география исследует и региональные различия в условиях жизни людей (природные, экономические, социальные), пути выравнивания уровней жизни между различными районами и типами поселений.

По мнению этого ученого, социальная география исследует и региональные различия воспроизводства населения и трудовых ресурсов, пространственные перемещения людей. Конкретными объектами наблюдения социальной географии автор считал различные типы, формы, сети и системы населенных пунктов, районы и страны. Однако при этом основной единицей наблюдения служит человек, который в случае необходимости характеризуется согласно своей классовой, национальной, семейной, производственной принадлежности, полу, возрасту, образованию, профессии, состоянию здоровья и т.п. Объекты, отношения и процессы, изучаемые социальной географией, требуют интегрального подхода, включающего экономические и экологические оценки, поэтому четкой грани между социальной и экономической географией не существует.

Свое понимание сущности социальной географии представили в 1983 г. С.А. Ковалев, А.И. Алексеев и А.А. Ткаченко . Авторы отмечали, что содержание самого понятия «социальная география» и ее положение в системе географических наук трактуется по-разному и выделили три группы взглядов.

Первая группа объединяет взгляды исследователей, которые считали, что социальная география - это новая наука в составе географии населения. Так, А.А. Долинин отмечал, что социальная география - новая наука в составе географии населения, которая занимается изучением региональных особенностей социального состава населения и социальных явлений . А.А. Анохин и А.И. Костяев также считали социальную географию «новой отраслью» географии населения, которая изучает пространственную организацию социальной жизни районов разных иерархических типов .

Вторая группа взглядов объединяет мнения о том, что социальная география - самостоятельная наука наряду с экономической географией и географией населения. Такую точку зрения высказывали ученые Тартусского университета Эстонии. С.Я. Ныммик считала, что социальная география на эмпирическом уровне изучает «систему пространственных отношений в непроизводственной сфере» (от территориальной организации отраслей до географических различий в образе и уровне жизни населения). Поэтому география населения и социальная география частично перекрывают друг друга, хотя и являются самостоятельными науками в системе общественной географии |0 . По мнению Т.В. Райтвийр, в рамках узкой трактовки социальная география - это «социологическая география», изучающая социологические объекты, смысл исследования которой заключается в исследовании и управлении социальной сферой территориальных систем м. При этом тоже сохраняется размытость границы между социальной географией и географией населения.

Третья - наиболее многочисленная - группа взглядов исходила из того, что социальная география не является какой-то самостоятельной наукой в рамках общественной географии, а представляет «социальный срез», социальный подход в исследовании хозяйства, расселения населения и даже отчасти природной среды. Так, Ю.Г. Саушкин полностью отрицал возможность формирования социальной географии как особой новой отрасли общественной географии, а считал ее лишь социально-географическим аспектом исследования в рамках этой науки |2 . В.М. Гохман выделял всисте-ме общественной географии три направления исследований - социальногеографическое, экономико-географическое и культурно-географическое, - которые можно выделить в каждом из ее традиционных направлений .

Наряду с вышеизложенными точками зрения в отечественной географии были и другие взгляды, которые трактовали еще более широко понятие социальной географии. Например, В.В. Покшишевский считал, что социальная география - единственная из обществоведческих географических наук, которая включает в себя и всю экономическую географию и, а Н.К. Мукитанов в своих трудах отмечал, что социальная география должна исследовать социальные функции географической среды, которые у нее формируются в процессе включения ее в хозяйственную деятельность .

Оценивая все эти весьма различные подходы, Э.Б. Алаев еще в начале 80-х годов прошлого века сделал вывод, что дальнейшая социологизация и гуманизация географии превратят социальную географию в «венец» географического знания |6 . Однако, не смотря на исключительную важность социально-географических исследований, становление этого направления отечественной общественной географии до сих пор встречает немало сложностей.

Столь же неоднозначное понимание сущности социальной географии сложилось и в зарубежной науке. В словаре общегеографических терминов, изданном английскими географами под редакцией Д. Стампа в 1961 г. (в русском переводе - 1976 г.), приведена подборка взглядов разных ученых на понимание этой науки . По мнению Gilbert E.W. и Steel P.W., социальная география имеет 4 основных раздела:

С.С. Huntington и F.A. Carlson еще в 1931 г. писали, что социальная география изучает взаимоотношения между человеком и окружающей его средой с точки зрения человека и его деятельности. При этом люди рассматриваются не как индивидуумы, а в группах, в целом в их отношении к тому миру, составной частью которого они являются. Taylor (1951) под социальной географией понимал выявление различных районов земли в зависимости от сочетаний социальных условий на основе общих условий внешней среды. J.M. Houston (1953) определял социальную географию как учение о сельских и городских поселениях и их населении. W. Fitzgerald (1945) считал, что социальная география изучает пространственное распределение или структуру явлений, которые имеют социальную значимость для человека, причем они рассматриваются не изолированно, а во взаимопроникающих соотношениях с общим окружением человека, подвергающегося непрерывному изменению.

По мнению Дж. Хьюстона (J.M. Houston), термин «социальная география» впервые был использован в 1908 г. Камилем Валло в значении «география человека» (Human Geography). О формальном понимании термина британскими географами свидетельствует такой факт: когда Лондонский университет в 1948 г. создал кафедру социальной географии при Лондонской школе экономики, и Дадли Стамп стал ее первым профессором, то название означало не более чем сферу исследований в области, связанной с социальными науками.

До распада СССР в капиталистических странах социальная география изучала преимущественно поведение населения и его различных групп в той или иной местности под влиянием изменений рыночной конъюнктуры, состояния окружающей среды и т.п. При этом население дифференцируется по демографическому, имущественному, этническому, расовому составу. В качестве объектов наблюдения рассматривались не только регионы и города, но и юродские районы (кварталы), различаемые по имущественной и национальной специфике их обитателей.

Такая сложность в определении сущности социальной географии несомненно имеет объективный характер и связана, во-первых, с неоднозначностью понимания термина «социальный», а во-вторых, с историческими аспектами формирования национальных школ общественной географии.

В самом общем виде термин «социальный» (от лат. «socialis» - «общественный, дружеский, союзный») - общественный, то есть связанный с жизнью и отношениями людей в обществе,8 . В свою очередь, «общество» в широком смысле-совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений ; совокупность людей, объединенных общими для них конкретно-историческими условиями материальной жизни; исторически конкретный тип социальной системы, определенная общественно-экономическая формация .

Некоторые исследователи трактуют термин «социальный» более развернуто и выделяют в нем три аспекта:

I. существенная черта общественного человека - способность к совместной деятельности, существование сообществами и постоянное их воспроизводство через деятельность индивидов и их групп; в результате этого возникает, формируется и устанавливается конкретный тип единства взаимодействующих индивидов и групп;

  • 2. совокупность характеристик взаимодействующих индивидов (как членов различных групп) формируется благодаря статусной динамике и изменению характера взаимодействий и отношений;
  • 3. интерсубъективная реальность «повседневного мира» создается, интерпретируется и воспринимается через типизацию смыслов и значений .

Такой анализ рассмотрения термина «социальный» в его воспроизводственном аспекте требует осмысления термина «социализация», который трактуется, с одной стороны, как процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, которые накапливались и передавались от поколения к поколению, а, с другой стороны, как процесс введения индивида в систему общественных отношений и формирование у него социальных качеств.

На наш взгляд, в целом такой понятийно-терминологический анализ весьма полезен, но он не может определить сущность социальной географии и ее положение в системе географических наук. Решение этой задачи требует применения историко-генетической методологии, которая позволяет проследить формирование социальных отношений между людьми и их территориальными группами на разных этапах развития географической науки и сопредельных с ней областей знания.

Каждое из рассмотренных выше понятий социальной географии не исключает одно другого и отражает какой-либо ее аспект. Особо нужно подчеркнуть, что одному к тому же объекту можно дать ряд правильных и не взаимоисключающих определений в зависимости от того, под каким углом зрения смотреть на объект, какую сторону его содержания раскрывать.

Мы полагаем, что социальная география - это научное направление в системе общественной географии, изучающее закономерности территориально-временной организации социальной сферы общества, законы формирования, функционирования и развития территориальных социальных систем, а также принципы и механизм управления ими. Предельным объектом социальной географии является общество, а непосредственным предметом изучения - территориальные социальные системы. Конкретными объектами исследований выступают различные территориальные общности людей, в том числе исторические особенности их развития, структура, связи с производством и окружающей средой, а также взаимосвязи между различными территориальными общностями. Социальная география также изучает региональные различия и особенности формирования образа жизни людей, обусловленные укладом, уровнем, качеством жизни и рассматриваемые в единстве с природными, экономическими, социальными и другими условиями.

Конкретными объектами наблюдения в социальной географии служат поселения и регионы, а основной единицей наблюдения является человек, характеризуемый по полу, возрасту, профессии, семейному положению и другим признакам.

Объекты, отношения и процессы, изучаемые социальной географией, требуют комплексного подхода, включающего социологические, экономические, экологические, статистические и другие оценки.

Территориальные социальные системы можно рассматривать с разных позиций. Во-первых, как самостоятельные, относительно автономные территориальные образования; во-вторых - как подсистемы более интегральных территориальных социально-экономических и общественных систем. При этом следует иметь в виду, что такой двойственный подход к территориальным социальным системам не только правомерен, но и творчески продуктивен. Он отражает процессы дифференциации и интеграции общественной жизни и позволяет глубже познать социальную сферу жизни людей, а также выявить всю гамму ее взаимоотношений с другими сферами общества. Приоритетность социальной составляющей в воспроизводственных процессах стран и районов способствует повышению уровня сбалансированного развития всех территориальных образований. Она же и предопределяет важность изучения территориальной организации социальной сферы общества.

Интегрирующая роль социальной сферы во всех территориальных общественных системах наложила отпечаток и на отношения социальной географии с другими науками и научными направлениями. Общеметодологической основой социальной географии как в СССР, так и в современной России являются исторический материализм и общая социологическая теория. Как общественно-географическое направление она стала формироваться на основе географии населения, заимствуя опыт демографического анализа, его теоретические концепции и методический инструментарий. В ходе интеграции географии и социологии и обособления социальной географии она во многих отношениях опиралась на геодемографию, географию сферы обслуживания и другие географические дисциплины. Однако, к сожалению, до настоящего времени еще нет полной ясности в структурных взаимосвязях ее с другими географическими направлениями, рассматривающими явления и процессы социального характера. В то же время несомненно то, что ускоренное развитие социальной географии предопределено как внутренней логикой эволюции научного познания, так и усложнением задач, стоящих перед обществом.

Положение социальной географии в системе наук определяется той ролью, которую выполняют социальные отношения в жизни общества. Они являются особым видом отношений. Специфика их заключается в том, что они возникают между людьми в процессе воспроизводства и развития человека как конкретно-исторического субъекта общественной деятельности. Социальная сфера охватывает всю совокупность отношений, складывавшихся между отдельными группами людей, личностью и социальной общностью, личностью и трудовым коллективом, а также между территориальными общностями людей.

Здесь уместно подчеркнуть, что социальное развитие - это, прежде всего, процесс совершенствования человека, гармоничное развитие личности. Социальные процессы, направленные на повышение благосостояния людей и всестороннее развитие человека, реализуют главные целевые установки в функционировании общества. На современном этапе ощутимо, что социальная география обладает свойством интеграции отдельных направлений и в общественно-географической науке и в системе всей географии.

Одновременно социальная география выступает как элемент обществоведческого научного знания и в качестве такового использует категории и понятия многих общественных наук. Она тесно взаимосвязана не только с историческим материализмом и социологией, но и с демографией, историей, психологией, этнографией и др. Социальная география существует на стыке с географией культуры, физической географией, рекреационной географией и другими отраслевыми науками.

Отдельно следует остановиться на отношениях социальной географии с региональной социологией. В литературе по этому вопросу имеются разные точки зрения. Так, Т.В. Райтвийр полагает, что это два разных названия одной и той же науки .

Мы полагаем, что при определении сходства и различий между социальной географией и региональной социологией нужно иметь в виду разные уровни проведения исследований. На теоретическом уровне расхождения между ними заключаются в исходных позициях и подходах, в использовании преимущественно географических или социологических концепций. На эмпирическом уровне между ними очень много сходства, так как конкретные исследования часто перекрываются, образуя междисциплинарную кооперацию. В процессе решения прикладных проблем, например, определения уровня социального развития района, неизбежно привлечение данных социологии, демографии, экономики, статистики. Эта задача может быть решена и региональной социологией, и социальной географией, но с использованием соответствующих материалов и теоретических положений других наук.

Еще раз подчеркнем, что социальная география изучает всю совокупность проблем социального развития в их региональном направлении, включая территориальную организацию социальной сферы, свойства и особенности образа и качества жизни людей, различные виды структур населения.

Социальная география призвана анализировать социальные проблемы региональных процессов общественного развития. Однако задачи, стоящие перед ней, не ограничиваются лишь вопросами территориальной организации, они могут включать и другие аспекты социального развития. Отражая потребности общества и необходимость реализации долговременной экономической и социальной стратегии, цели исследования могут быть разного масштаба и значимости. Они должны быть направлены на достижение оптимальности всей совокупности социальных процессов в их территориальном выражении, повышение социальной эффективности функционирования всего общества, отдельных субъектов Федерации, муниципальных районов, городских округов.

География - комплекс наук о Земле и обществе

География - одна из древнейших наук на Земле. Название ей дал древнегреческий ученый Эратосфен. Слово «география» произошло от греческого geo - «земля» и grapho - «пишу». На разных этапах развития человеческого общества, она помогала человеку решать самые насущные проблемы.

В энциклопедическом издании «География. Современная иллюстрированная энциклопедия» география определяется как «наука (точнее, система естественных и общественных наук), изучающая функционирование и эволюцию географической оболочки, взаимодействие и распределение в пространстве ее отдельных частей и компонентов в целях научного обоснования территориальной организации общества, размещения населения и производства, эффективного использования природных ресурсов, сохранения среды обитания человека, создания основ стратегии экологически безопасного устойчивого развития общества» .

При этом под географической оболочкой понимается «оболочка Земли, включающая земную кору, гидросферу, нижнюю часть атмосферы, почвенный покров и всю биосферу. Термин введен академиком А. А. Григорьевым. Верхняя граница географической оболочки располагается в атмосфере на высоте 20-25 км ниже озонового слоя, предохраняющего живые организмы от ультрафиолетового излучения, нижняя - на глубине 5-8 км под дном океанов, 30-40 км под материками, 70-80 км под горными массивами. Таким образом, ее мощность меняется от 50-100 км на материках до 35-45 км в пределах океанов. Ее уникальность состоит в том, что на стыке литосферы, атмосферы и гидросферы зародилась органическая жизнь» .

Важнейшим предметом географического изучения в том же издании названы процессы взаимодействия человека и природы, закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на локальном, региональном, государственном, континентальном, океаническом, глобальном уровнях.

Географическая среда - земное окружение человеческого общества, часть географической оболочки, в той или иной степени освоенная человеком и вовлеченная в общественное производство и социально-культурную деятельность человечества. Особенности ее, заключающиеся в разнообразии природных условий различных стран и регионов (полезные ископаемые, климат, рельеф, водные ресурсы и др.), влияют на жизнь общества, ускоряют или замедляют его развитие .

Сложность объекта исследования обусловила дифференциацию единой географии на ряд специализированных научных дисциплин, что дает основание рассматривать современную географию как сложную систему наук, в которой выделяются естественные (физико- географические), общественные (социально-географические и экономико-географические), прикладные географические науки и географические науки, носящие интегральный (пограничный) характер.

Физическая география включает комплексные науки о географической оболочке в целом: землеведение (общую физическую географию), ландшафтоведение (региональную физическую географию), палеогеографию (эволюционную географию). В процессе длительного развития географии сформировались частные науки о компонентах географической оболочки - геоморфология, геокриология, климатология и метеорология, гидрология (с подразделением на гидрологию суши, океанологию, лимнологию ), гляциология, география почв, биогеография.

В социально-экономическую географию входят общие науки: социальная география и экономическая география, а также география мирового хозяйства, региональная социально-экономическая география, политическая география. Частные социально-географические науки: география промышленности, география сельского хозяйства, география транспорта, география населения, география сферы услуг. К интегральным географическим наукам относятся картография, страноведение, историческая география. Развитие системы географических наук привело к формированию прикладных географических наук и направлений - медицинской географии, рекреационной географии, военной географии и др.

География как система наук сформировалась не сближением изолированно возникших географических наук, а путем развития некогда единой географии и ее расчленения на специализированные научные дисциплины в соответствии с практическими потребностями общества. Поэтому все частные географические науки, как бы далеко они ни разошлись друг от друга, сохранили общие черты географического подхода (территориальность, комплексность, конкретность, глобальность) и общий специфический язык науки - карту.

В ходе своего развития география не изолировалась от других научных дисциплин. Как наука мировоззренческая, она тесно связана с философией и историей; при изучении природных компонентов географической оболочки укреплялись связи географии с физикой, химией, геологией и биологией, а при исследовании социальной сферы - с экономикой, социологией, демографией и др. В свою очередь, география обогащает своей теорией и методологией смежные науки; наблюдается процесс географизации научного знания, выражающийся, в частности, в возникновении на стыках географии с другими науками таких динамично развивающихся научных направлений, как экология, демогеография, этническая география, районная планировка, региональная экономика.

Методика географических исследований - это сложная система, включающая общенаучные подходы и методы (математические, исторический, экологический, моделирования, системный и др.); конкретно-научные подходы и методы (геохимические, геофизические, палеогеографические, технико-экономические, экономико-статистические, социологические и др.); рабочие приемы и операции получения информации (балансовый метод; дистанционные методы, в том числе авиакосмические; лабораторные методы, например, спорово-пыльцевой анализ, радиоуглеродный метод; анкетирование; выборочный метод и др.); методы эмпирического и теоретического обобщения информации (индикационный, оценочный, аналогов, классификации и др.); методы и приемы хранения и обработки информации (на электронных носителях, перфокартах и др.). Особая функция географии - получение, обобщение и распространение знаний о нашей планете и закономерностях ее естественно-исторического развития, о странах, регионах, городах, местностях и населяющих их народах, об истории открытия и освоения мира, о познании его с помощью космических средств.

Важным аспектом общечеловеческой культуры на протяжении веков были географические открытия. Географические и картографические знания служат непременным элементом общего образования. В процессе развития содержание географии, а также само понятие географического открытия неоднократно менялись. На протяжении веков главным содержанием географии было открытие и описание новых земель и океанских просторов. Вместе с тем стремление выявлять и объяснять черты их сходства и различия, объединять в сходные категории, классифицировать закладывало основы общей, или системной, географии. Уже античная средиземноморская цивилизация характеризуется фундаментальными достижениями в географии. Первоначальные попытки естественно-научного объяснения географических явлений принадлежат древнегреческим философам милетской школы Фалесу и Анаксимандру (VI в. до н.э.); Аристотель (IV в. до н.э.) ввел представление о шарообразности Земли; Эратосфен (III-II вв. до н.э.) довольно точно определил длину окружности земного шара, сформулировал понятия «параллели» и «меридианы», ввел термин «география»; Страбон (I в. до н.э.- I в.н.э.) в 17 томах обобщил страноведческие знания по географии; Птолемей (II в.н.э.) в своем «Руководстве по географии» заложил основы для построения карты Земли. В Средневековье значительную роль в развитии географии сыграли арабские ученые-энциклопедисты Ибн Сина (Авиценна), Бируни, путешественник Ибн Баттута.

Эпоха Великих географических открытий расширила горизонты научного мышления и утвердила представления о целостности мира. В XVII-XVIII вв. наряду с продолжением географических открытий и описания Земли поступательно развивается теоретическая деятельность. Варениус в «Генеральной географии» (1650) и Ньютон в «Математических началах натуральной философии» (1687) заложили основы физического мышления в географии. М. В. Ломоносов в середине XVIII в. первым высказал идею о роли фактора времени в развитии природы и ввел в науку термин «экономическая география». Обобщение данных полевых экспедиций привело немецкого естествоиспытателя А .Гумбольдта (1845-1862) к классификации климатов Земли, обоснованию широтной зональности и вертикальной поясности; он стал провозвестником комплексного подхода в географии. Во второй половине XIX в. широкое распространение получили идеи географического детерминизма, утверждавшего, что географические факторы играют решающую роль в социально-экономическом развитии народов и стран. В творчестве В.И. Вернадского была обоснована планетарная роль антропогенного фактора; он доказывал, что преобразование биосферы под влиянием осознанной человеческой деятельности приведет к становлению ноосферы. Развитие географии в конце XIX-XX вв. связано с именами К. Риттера, П.П. Се-менова-Тян-Шанского, А.И. Воейкова, Д.Н. Анучина, В.В. Докучаева, А. А. Григорьева, Л. С. Берга, Н.Н. Баранского. Российская географическая школа сформировалась под влиянием учений Докучаева о природных зонах, Вернадского - о роли живого вещества в становлении современной природы Земли и эволюционно-стадиальном ее развитии, Григорьева - о географической оболочке и ее динамических процессах, Берга - о ландшафтном устройстве земной природы, Баранского - о географическом разделении труда как пространственной форме общественного разделения труда и объективном характере формирования экономических районов.

В конце XX в. на Земле проявились симптомы экологического кризиса: иссушение и эрозионное разрушение территории, сведение лесов и опустынивание, истощение запасов полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды. Антропогенный вклад в оборот углерода, азота, фосфора, серы сравнялся с естественным, а местами стал преобладать над ним. Значительная часть поверхности суши необратимо преобразуется человеком. Усиливающаяся в мире глобализация наряду с позитивными тенденциями увеличивает разрыв между бедными и богатыми странами, обостряет старые и порождает новые глобальные проблемы человечества. Все это ставит перед географией соответствующие задачи: исследование динамики природных, социально-экономических и геополитических процессов, прогнозирование глобальных и региональных социально-экономических и политических ситуаций, выработка рекомендаций по охране окружающей среды, оптимальному устройству и функционированию природно-технических систем в целях повышения безопасности человеческого существования и качества жизни людей. Особую роль в этом подходе играют экология и наука о природопользовании, формирующаяся на стыке физической и социально-экономической географии с экономикой и технологией.

Обладая огромным интеграционным потенциалом, география объединяет самые разные отрасли знания и методы исследования для того, чтобы помочь решить важнейшую проблему нашего времени - обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие человечества.