Альфред розенберг и армянский вопрос. Альфред розенберг


Рейхсминистр оккупированных восточных территорий Альфред Розенберг (в центре)

23 июля 1942 года рейхсляйтер Мартин Борман отправил рейхсминистру восточных оккупированных территорий Альфреду Розенбергу секретное письмо о политике Германии, которую следовало проводить на оккупированных территориях.



Рейхсляйтер Мартин Борман

В нем Борман доводил до Розенберга пожелание фюрера, чтобы тот соблюдал и проводил в жизнь в политике на оккупированных славянских территориях следующие принципы.

1. Разрешение на восточных территориях абортов и широкой продажи предохранительных средств, поскольку Германия не была заинтересована в увеличении численности немецкого населения.

2. По той же причине следовало отменить прививки, меры медицинской профилактики и медицинское обслуживание местного населения по германским стандартам.

4. Ликвидировать институт высшего образования для лиц немецкой национальности. Образование для местного населения ограничить обучением чтению, письму и основам счета.

5. Всеми способами доказывать местным жителям их неполноценность по отношению к представителям германской расы.

6. Заменить в образовательных заведениях кириллический алфавит латинским.

7. Не допускать размещение немцев внутри украинских городов. Ни в коем случае не благоустраивать украинские города и не способствовать их благоустройству местными властями. Селить немецких поселенцев строго изолированно от местного населения в жилищах особого типа. Не допускается размещение немцев в национальных жилищах (хатах-мазанках с соломенными крышами).


Переоборудование киевского магазина — репортаж о приезде в Киев

8. В отличие от коренной территории Рейха, где слишком многие вещи регламентированы законами, их соблюдение на оккупированных территориях не является обязательным. Ни в коем случае не следует создавать на оккупированных территориях единой национальной администрации, ограничившись органами местного самоуправления, возглавляемыми надежными людьми.

Данное письмо послужило одним из главных обвинительных документов против Альфреда Розенберга на Нюрнбергском процессе. Мартин Борман, к сожалению, до процесса не дожил, покончив с собой 2 мая 1945 года в Берлине под угрозой пленения советскими войсками.


На фото Мартин Борман и, предположительно, его череп... 1945 год.

Интересна биография Розенберга. Российский подданный Альфред Вольдемарович Розенберг родился в Таллине, окончил школу в Риге, а затем МВТУ (ныне МГТУ им. Баумана) в 1918 году. В том же году пытался вступить в формируемый в Таллинне германский добровольческий корпус, но не был принят в него, как «русский». После этого эмигрировал в Мюнхен, где сблизился с Адольфом Гитлером. С 1921 года был главным редактором рупора нацистской печати Völkischer Beobachter. После пивного путча, когда Гитлер был заключен по стражу, на Розенберга было возложено руководство нацистской партией, однако тот не справился с этой задачей, допустив внутрипартийный раскол. Хотя многие идеи Розенберга о превосходстве германской нации были использованы Гитлером при написании «Майн кампф», собственную книгу Розенберга, «Мифы ХХ века», изданную в 1930 году, Гитлер назвал «малопонятным бредом, написанным самоуверенным прибалтом, который крайне путано мыслит». Несмотря на довольно высокий пост Розенберга, ни сам Розенберг, ни возглавляемое им восточное министерство не пользовались авторитетом среди руководства НСДАП, потому что Гитлер относился к Розенбергу с презрением за его «теоретичность», беспомощность и бездарность в качестве администратора.


Рейхсминистр, идеолог нацизма Альфред Розенберг. Приговорен к смертной казни через повешение.

Альфред Розенберг был повешен 16 октября 1946 года по приговору Нюрнбергского трибунала. Розенберг стал единственным из 10 казнённых, который отказался произнести на эшафоте последнее слово.

Если у Вас есть фотоснимки Альфреда Розенберга и Мартина Бормана, просим выкладывать их в комментариях этого поста.

Источник информации о фото.

Готовил к переплету подшивку своей газеты «Возрождение». В № 17 /63/ за июнь 2001 года на четвертой полосе прочел материал «Альфред Розенберг о России». Этот текст подготовил и напечатал я пять лет назад, но в Интернете его нет, а он мне показался небезынтересным:

«ОТ РЕДАКТОРА: В 1963 году я по заданию известного философа Юрия Николаевича Давыдова написал статью «Смерть» (для «Философской энциклопедии»). В этом тексте мне довелось концентрированно изложить суть Правой Веры, в океан которой впадают реки мировых религий. Согласно Правой Вере - «Бог Сам приносит Себя в жертву Себе руками Своих детей».

Статья не была опубликована, но пошла самиздатом. И однажды мне позвонил прославленный ученый-генетик Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский. Он ознакомился с Правой Верой, заинтересовался и захотел со мной пообщаться. Ему дали мой телефон или корифей диалектической логики Эвальд Ильенков, или звезда математической логики - ныне здравствующий Александр Зиновьев, оба сотрудничавшие в возглавляемом мной либерально-патриотическом Университете Молодого Марксиста при ЦК ВЛКСМ.

В обнинской квартире Николая Владимировича мы сутками напролет говорили о Самом Главном. Великий «Зубр» поведал мне о том, как напряженно обретали Веру основатели Третьего Райха, с которыми он общался, находясь во время войны в Берлине. «Мы - только иоанны крестители в миниатюре, - признавался Гитлер. - Я жду пришествия Христа».

Ученый участвовал в делах Общества «Аненэрбе» («Наследие предков»), в соперничестве ведомств Гиммлера и Розенберга. А с Альфредом Розенбергом, который родился в российском Ревеле /ныне Таллин/ и закончил в 1918 году Высшее техническое училище в Москве (ныне Бауманка), он беседовал много раз. И Тимофеев-Ресовский пересказал мне его воспоминания о контактах с эзотерическим центром в Калуге, в орбите которого вращались также Циолковский и Чижевский.

Алексей Федорович Лосев, будучи почти слепым, перед этим посылал меня, своего помощника, в спецхран Ленинки конспектировать для него «расовую концепцию истории» Розенберга. С Тимофеевым-Ресовским мы обсуждали её на примере вятичей.

Что касается Правой Веры, то её час ещё не пробил, как не пришло время и для программы модернизации, разработанной нами для России.

Мы уже печатали тексты Гобино и Гитлера о России. Продолжим публикацию исследования «Читая Гитлера», актуального для нас. Ниже предлагаются отрывки из главного труда Альфреда Розенберга «Миф XX века», изданного на русском языке в родном городе автора Таллинне в 1998 г. (перевел Лобанов С.Н., с. 85, 152-157):

…На Востоке немецкая культура была окружена бурными потоками. Когда-то Россию основали викинги и придали жизни государственные формы, позволяющие развиваться культуре. Роль вымирающей крови викингов взяли на себя немецкие ганзейские города, выходцы с с Запада.

Однако под несущим цивилизацию верхним слоем в России постоянно дремало стремление к безграничному расширению, неугомонная воля к уничтожению всех форм жизни, которые воспринимались как преграды. Смешанная с монгольской кровь вскипала при всех потрясениях русской жизни, даже будучи сильно разбавленной, и увлекала людей на поступки, которые отдельному человеку кажутся непонятными. Такие внезапные и резкие изменения нравственных и общественных моментов, которые постоянно повторяются в русской жизни и в русской литературе (от Чаадаева до Достоевского и Горького), являются признаками того, что враждебные потоки крови сражаются между собой и что эта борьба закончится не раньше, чем сила одной крови победит другую.

Большевизм означает возмущение потомков монголов против нордических форм культуры, является стремлением к степи, является ненавистью кочевников против корней личности, означает попытку вообще отбросить Европу. Одаренная многими поэтическими талантами восточно-балтийская раса оказывается - при проникновении потомков монголов - податливой глиной в руках нордических вождей или же еврейских или монгольских тиранов. Она поет и танцует, а также убивает и неистовствует; она преданная, но при стирании расшатанных форм безудержно склонна к предательству, пока ее не загонят в новые формы, даже если они имеют деспотический характер.

Христианско-церковное смирение и масонская гуманность были двумя формами, под которыми проповедовалась идея любви в качестве высшей ценности человеческих групп, управляемых из некоторого авторитетного центра. К концу XIX века идея любви вступила в третью фазу, которую нам подарил большевизм - в русском учении о страдании и сострадании, символом которого являются «люди Достоевского».

Достоевский в своем «Дневнике» совершенно открыто высказывается о том, что существует «абсолютно исконная потребность» русского человека в страдании во всем, даже в радости. На основании этих идей действуют и живут его персонажи; в страдании поэтому заключается и сущность русской нравственности. Народ знает, что преступник действует греховно, но воспринимает преступников как несчастных. «Эта идея - чисто русская».

Достоевский – это увеличительное стекло русской души: через его личность можно понять всю Россию в её трудном для объяснения многообразии. Он заметил, что идея страдания тесно связана с тенденцией к потере индивидуальности и к раболепию. Русский самоубийца, например, не имеет ни тени подозрения, что убиваемое «я» бессмертно. И при этом он совсем не атеист.

Достоевский отмечает, что в России нет ни одного человека, который бы не лгал. Могут лгать честнейшие люди. Во-первых, потому, что правда кажется русскому слишком скучной; а во-вторых, «потому что мы все стыдимся самих себя, и каждый старается представить себя чем-то другим, чем он есть на самом деле».

Оборотная сторона русской покорности - безграничное самомнение. «Он (русский), может быть, совсем ничего не понимает в вопросах, которые он взялся решать, но он этого не стыдится, и совесть его спокойна. Это отсутствие совести свидетельствует о таком равнодушии по отношению к самокритике, о таком неуважении к себе самому, что впадаешь в отчаяние и теряешь надежду на нечто самостоятельное и спасительное для нации».

Несколько русских едут на поезде вместе с великим химиком Либихом, которого не знают. Один из них, ничего не понимая в химии, начинает разговаривать с Либихом на эту тему. Он говорит красиво и долго до своей станции, затем берет свои вещи и, гордый и величественный, покидает купе. Остальные русские тоже ни на момент не сомневаются в том, что в споре победил невежа.

Самоунижение, сопряженное с непомерным самомнением, Достоевский соотносит с 200-летним отвыканием от самостоятельности и с 200-летним оплевыванием русского лика, которое привело русскую душу к катастрофической покорности. Мы выскажем сегодня другое суждение: это нечто нездоровое, больное, чуждое, что перечеркивает постоянно все стремление к возвышенному. Психологизм является следствием не сильной души, а полной противоположностью этому, знаком уродства души.

Как раненый постоянно ощупывает свою рану, так и душевноущербный исследует свое внутреннее состояние.

В русской идее страдания и покорности заключается самое сильное напряжение между ценностями любви и чести. Во всей Западной Европе честь и идея свободы всегда пробивались, несмотря на костры инквизиции. У «русского человека», который к наступлению XX века стал почти евангелистом, честь как формирующая сила вообще не выступала. Митя Карамазов, который своего отца бил ногами, чтобы потом смириться, вряд ли был знаком с этим понятием. То же можно сказать о размышляющем Иване и старце Зосиме (один из прекраснейших образов русской литературы), не говоря уже о старшем Карамазове.

Рогожин отличается необузданной страстностью, европейского центра у него нет. Смердяков является сосредоточием всего рабского, без всякого стремления к духовным вершинам. К ним примыкают все те жестикулирующие студенты и больные революционеры, которые ночи напролет ведут долгие разговоры и споры, не зная в конечном итоге, о чем они вообще спорили. Это признаки испорченной крови, отравленной души.

Когда Тургенев искал для героя романа образец силы и прямоты, он, не найдя такового среди русских, выбрал болгарина - Инсарова. Русская литература подтверждает горькое признание Чаадаева о том, что Россия не относится ни к Западу, ни к Востоку, что она не имеет твердых органичных традиций. Русский - единственный в мире, кто не внес ни одной идеи в копилку человечества, и всё, что он получил от прогресса, было им искажено. Русский хоть и движется, но по кривой линии, которая не ведет к цели, и он подобен маленькому ребенку, который не умеет думать правильно.

Из мучительного стремления подарить миру нечто самостоятельное возникло «всеобъемлющее человеколюбие» Достоевского, которое, видимо, означает то же самое, что и русская культура. Россия для него - это страна, которая сохранила в своей груди истинный образ Христа, чтобы однажды, когда народы Запада собьются с пути, вывести их на новую спасительную дорогу. Страдающее, терпеливое человеколюбие является залогом грядущего «слова» России.

Эта отчаянная попытка Достоевского сродни поведению русского в случае с Либихом, когда сломанная покалеченная душа берет на себя смелость наставлять мир на путь истинный.

Достоевский имел успех у всех европейцев, которые находились в состоянии усталой расслабленности, у всех полукровок духовности большого города - и без учета его антисемитского мировоззрения - у еврейского мира писателей, которые в пустом пацифизме Толстого увидели еще одно благоприятное средство для разложения Запада. «Человечным» начали считать всё больное, сломленное, загнивающее. Униженные и преследуемые стали «героями», эпилептики - объектами истового человеколюбия и такими же неприкасаемыми, как юродивые обленившиеся нищие Средневековья или Симон Столпник. При этом человечность в германском понимании превратилась в свою противоположность.

Человечным для жителя Запада является герой Ахиллес или ищущий Фауст; человечной является сила неутомимого Леонардо; человечной является борьба Рихарда Вагнера и Фридриха Ницше. От русского понимания больных и преступников в роли несчастных, дряхлого и гнилого как символов «человеколюбия», - необходимо отделаться навсегда.

Даже индиец, к которому напрасно апеллируют многие русские, принимает свою судьбу как вину своей прошлой жизни. Как бы ни толковали учение о переселении душ, оно аристократично и было порождено храбрым сердцем. Причитания же по поводу «власти тьмы» - это беспомощный лепет отравленной крови. Эта испорченная кровь создала себе в качестве высшей ценности стремление к страданию, покорность, «любовь ко всем людям» и стала враждебной природе. Подобной «любовью» когда-то побеждал Рим, пока Европа отчасти не стряхнула с себя аскетичный египетско-африканский мазохизм.

Не лишенная естества «любовь», не непостижимая «община добрых и верующих», не «человеколюбие» с испорченной кровью издавна творчески воздействовали на культуру и искусство. В Элладе - плодовитый Эрос и расовая красота, в Германии - честь и расовая динамика.

Очевидно святое великое желание Достоевского вести борьбу с погибельными силами. Восхваляя русского человека как путеводную звезду будущей Европы, он тем не менее видит, что Россия предалась бесам. Он уже знает, кто возьмет верх в игре сил: «безработные адвокаты и наглые евреи». Керенский и Троцкий предсказаны. В 1917 году с «русским человеком» было покончено.

Он распался на две части. Нордическая русская кровь проиграла войну, восточно-монгольская мощно поднялась, собрала китайцев и народы пустынь; евреи, армяне прорвались к руководству, и калмыко-татарин Ленин стал правителем. Демонизм этой крови инстинктивно направлен против всего, что выглядит отважным и по-мужски нордическим как живой укор по отношению к человеку, которого Лотроп Штоддард правильно назвал «недочеловеком». Прежняя любовь, самоуверенная от беспомощности, обернулась эпилептическим припадком, проведенным в политическом плане с энергией умалишенного. Смердяков управляет Россией.

Русский эксперимент закончился банально: большевизм мог взять власть лишь в расово и духовно больном народном теле, которое не могло решиться на честь, а только на бескровную «любовь».

Тот, кто хочет обновления Германии, отвергнет и русское искушение вместе с его еврейским использованием. Отпор этому соблазну уже набирает силу. Результаты покажет будущее».

МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Рассуждения Альфреда Розенберга сугубо надстроечны и потому не очень значимы. Однако они созвучны многим современным вумникам, апеллирующим к некой «особой» русской ментальности, оказывающейся примордиально-рабской и жаждущей царя, попа и кнута. Национал-социалистические расисты относились к русским людям столь же высокомерно, как и нынешние социал-дарвинистские либерасты. Немецкие агрессоры недооценили нас и проиграли. Как я жажду «сталинграда» для предателей-оккупантов!

Главный идеолог национал-социалистического движения придумал и ввел в употребление многие ключевые понятия нацизма, такие как "расовая теория", "окончательное решение еврейского вопроса" и многих других идеологем. Альфред Розенберг долгое время среди немцев в Германии считался "русским", поскольку родился в Ревеле и до революции жил в России. Он является выпускником Московского высшего технического училища, хотя, наверное, теперь университет вряд ли гордится таким своим воспитанником.

Ранние годы

У Альфреда Эрнста Вольдемаровича Розенберга (так его называли до 1923 года, о чем свидетельствуют записи в свидетельстве о рождении и паспорте) родным языком был русский. Будущий идеолог немецкого национал-социализма родился 12 января 1893 года в Ревеле (сейчас Таллин), административном центре Эстляндской губернии Российской империи. Его отец Вольдемар Вильгельм Розенберг - остзейский немец, занимался пошивом обуви (по другим данным торговец). Мама была родившаяся в Петербурге Эльфрида Каролина Зире, происходившая из семьи переселившихся в Россию французских гугенотов. В те времена значительную часть городского населения Эстонии составляли остзейские (прибалтийские немцы). По другим версиям, особенно широко распространенным в 30-х годах 20 века, его отец был наполовину эстонец, наполовину латыш, а мама то ли французского, то ли франко-немецкого происхождения.

Альфред Розенберг рано остался без родителей, мама умерла всего через два месяца после его рождения. Окончательно он осиротел в возрасте 11 лет. Воспитывали его тетки, которые очень любили его и часто баловали. Учился он в местном реальном училище, где больше всего было немцев, но учились и русские, а меньше всего эстонцев. Лучше всего ему давалось рисование, по приказу инспектора училища, его рисунки эстляндской усадьбы Петра Первого повесили в богатых рамках на стены училища. Когда в 1942 году Альфред Розенберг приезжал в Таллин, они висели на прежнем месте. В запасниках музея искусств Эстонии хранится его рисунок «Лестница» (1918).

Жизнь до

В 1910 году он поступил на архитектурный факультет Рижского политехнического института. Во время Первой мировой войны перевелся в Московское высшее техническом училище, которое закончил в 1918 году. В русскую армию его не призвали, поскольку у него, как студента была бронь.

В 1918 году он вернулся в Ревель, который примерно через две недели захватили немцы. Розенберг хотел записаться в германский добровольческий корпус. Однако попытка не удалась, ему объяснили, что "русских" не принимают. В оккупированной немцами стране жить было тяжело, Альфред Розенберг не имел постоянной работы. Иногда зарабатывал частными уроками рисования и изредка продавал свои пейзажи старого Ревеля. Вскоре его жена выехала на лечение в Германию, и Розенбергу с большим трудом тоже удалось получить разрешение на выезд.

Приобщение к нацизму

В 1919 году в Мюнхене он познакомился с Дитрихом Эккартом, издателем националистического журнала, где вскоре начал печатать свои антисемитские статьи. Он вступил в оккультную организацию "Общество Туле" и вскоре его познакомили с Адольфом Гитлером. Альфред Розенберг оказал большое влияние на формирование взглядов будущего фюрера, особенно касающихся евреев и русских. Он познакомил Гитлера с "Протоколами сионских мудрецов" и не раз говорил ему, что революция в России и Первая мировая война произошла вследствие мирового еврейского заговора.

В эти годы вышли и первые книги Альфреда Розанберга, развивающие его взгляды на развитие истории, как борьбу рас. Он все активнее занимался политической деятельностью, стал главным редактором партийной газеты. В 1923 году принял участие в "пивном путче", неудачной попытке силового захвата власти. После чего некоторое время был на нелегальном положении.

Манифест национал-социализма

В октябре 1930 года вышло главное произведение Альфреда Розенберга "Миф 20 века", ставшее почти официальным идеологическим пособием членов нацистской партии. Книга за время существования Третьего рейха была издана общим тиражом более миллиона экземпляров. Она распространялась национал-социалистической партией по любому существенному поводу, а предложенные лозунги активно обсуждались. Внимательно изучали ее только нацистские партийные функционеры в поисках подходящих лозунгов или идеологи оппозиции, которые искали слабые места в настольной книге нацизма.

Хотя Розенберг показывал рукопись Гитлеру и получил его одобрение на ее издание, Гитлер не раз говорил своим близким соратникам, что книга, написанная "самоуверенным прибалтом", совершенно скучная и сумбурная. Большинство высокопоставленных нацистов не смогли полностью прочитать книгу Альфреда Розенберга "Мифы 20 века", настолько она была непонятна и не читабельна.

Мифотворчество нациста

В своей книге он предлагает расовое рассмотрение истории, утверждая, что будущая борьба будет не между классами или церковными догмами, а борьба между "кровью и кровью, расой и расой, народом и народом". Розенберг писал о ключевой роли нордических людей в развитии практически всех древних цивилизаций, упадок же происходил, по его мнению, из-за смешения с "дегенеративными" расами (сирийцами, этрусками), которые распространяли низменную культуру и другие пороки. Подавая реальную историческую жизнь как миф, Альфред Розенберг все хорошее отнес к достижениям нордических арийцев, обосновывая их право на доминирование в мире. Только истинные арийцы являются носителями высокой культуры, эталонами честности и справедливости.

О России он писал, что только основание ее викингами дало государственность и позволило развиваться культуре. Однако в революцию 1917 года нордическая часть русской крови проиграла борьбу восточно-монгольской, объединившись, китайцы, жители пустынь, евреи и армяне прорвались к власти, поставив правителем калмыко-татарина Ленина. Хорошо зная русскую литературу, Розенберг пишет, что Достоевский, восхваляя русского человека, как будущее Европы, все равно видит, что страна отдана демонам.

Министерство разграбления и уничтожения

В 1940 году Альфред Розенберг назначен главой института идеологии и воспитания, при котором была создана организация ("Эйнзатцштаб Розенберга"), которая должна была заниматься конфискацией имущества и культурных ценностей на захваченных территориях. Сам он подчеркивал, что в соответствии с директивой фюрера, все научное и архивное имущество идеологических противников, которое включало и мебель, находится в его ведении. Только в странах Западной Европы было ограблено около 70 тысяч еврейских домов, для вывоза мебели потребовалось 27 тысяч железнодорожных вагонов.

За несколько дней до нападения на Советский Союз Альфред Розенберг стал министром оккупированных восточных территорий. Теперь подведомственные ему организации вывозили не только произведения искусства, но и продовольствие. С подведомственных ему земель были вывезены сотни тысяч тонн зерна, мяса, масла и других продуктов. За несколько лет оккупации были также отправлены 137 товарных вагонов с 4100 ящиками с произведениями искусства.

Розенберг начал воплощать в жизнь свои антисемитские теоретические положения по изоляции евреев в гетто. Его подчиненные стремились очистить восточные земли от "недочеловеков", участвуя в массовых убийствах евреев.

На процессе в Нюрнберге выяснилось, что 9 мая 1941 года Альфред Розенберг получил одобрение у Адольфа Гитлера предложенным планам по расчленению Советского Союза. В его дневниках есть запись, что фюрер дал ему задание управлять Россией. В одном из документов его ведомства было написано, что миллионы людей умрут или должны будут переселиться в Сибирь.

Ключевые пункты программы по расчленению Советского Союза - это организация местных националистических правительств. По его мнению, чтобы не бороться со 120 миллионным населением страны, нужно, чтобы одна часть людей боролась с другой под присмотром нацистов.

Непосредственно для управления отдельными регионами были созданы пять комиссариатов, которые должны были подчиняться непосредственно Розенбергу. Однако к работе успели приступить только несколько административных управлений в Центральной России и Кавказе. Розенберг оказался бездарным администратором, и контроль над оккупированными территориями перешел к другим нацистским ведомствам. Однако даже весной 1945 года он отказывался расформировывать свое министерство.

Дневники преступника

Личные записи он вел с 1936 по 1944 год, сделанные в блокноте или на отдельных листах бумаги. Они составили 425 страниц. В конце войны записи попали к союзникам и стали одной из существенных улик обвинения. Потом они были утеряны, их увез главный обвинитель от США Роберт Кемпнер, о чем узнали уже только после его смерти в 1996 году. После долгих поисков выяснили, что он их передал одному из своих старых друзей, в июне 2013 года власти США конфисковали их и передали в Мемориальный музей Холокоста, находящийся в Вашингтоне.

Историки считают политические дневники Альфреда Розенберга важным документом, раскрывающим внутреннюю кухню работы тоталитарного нацистского государства, планом по расчленению "восточных территории" (бывший Советский Союз) и созданию нескольких губернаторств, которые должны были враждовать между собой.

Среди записей можно найти информацию о его беседах с Гитлером. Он с воодушевлением вспоминает, как убеждал его, что российская большевистская революция стала результатом "всемирного заговора еврейства", и поэтому евреи являются самой большой угрозой для страны. Много записей посвящены депортации еврейского населения, которую они деликатно называли "выдавливание на Запад".

Часть записей дневников Альфреда Розенберга посвящено описанию внутренних противоречий среди нацистского руководства. Например, в ноябре 1938 года он сообщает, что рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер разделяет его взгляды на одного из товарищей по партии особо приближенном к Гитлеру. Про другого функционера, зашифрованного как д-р Г, пишет, что он самый ненавидимый человек в Германии.

Справедливое возмездие

Розенберг продолжил оставаться министром по делам восточных территорий, даже когда советские войска уже штурмовали Берлин. В последние годы войны он бежал на север страны, где была резиденция правительства под руководством адмирала Карла Деница, официального приемника Гитлера. Однако 19 мая 1945 года военными из 11-й британской армии он был арестован в госпитале города Фленсбурга и переправлен в тюрьму, как один из главных военных преступников.

Обвинение в Международном военном трибунале представило многочисленные документы, включая переписку, дневник и книги. Одним из главных свидетельств нацистских взглядов стала книга Альфреда Розенберга "Миф ХХ века". Суд отметил, что декреты министерства способствовали окончательной изоляции евреев в гетто, его подчиненные принимали активное участие в массовых расстрелах евреев. Многие присутствовавшие на судебном процессе отмечают, что он был самым бесцветным среди других подсудимых - ни харизмы, ни красноречия.

Вместе с другими нацистскими преступниками он был приговорен к смертной казни через повешение. Приговор был приведен в исполнение 16 октября 1946 года, труп сожгли. Он единственный среди военных преступников, кто отказался от последнего слова и остался убежденным нацистом, о чем свидетельствуют мемуары Альфреда Розенберга, изданные в конце сороковых годов. Так назвали книгу с комментариями C. Ланга и Э. фон Шенка, в которую вошли записи, которые делал нацистский идеолог во время Нюрнбергского процесса, при этом только те, которые были интересны с точки зрения составителей.

Личная жизнь

Первый раз он рано женился (в 22 года) на эстонке, по другой версии, - обрусевшей прибалтийской немке. В 1915-1923 годах его женой была Хильде Леэсман. Известно, что она была высокообразованной, любила читать русских классиков. В 1917 году Хильда заболела туберкулезом, и супруги провели лето в Крыму для лечения ее болезни. Осенью молодая семья вернулась в Ревель, а в 1918 году переехала в Германию. В 1923 году Альфред получил немецкое гражданство и развелся с женой, которая ненадолго приезжала с лечения в Швейцарии. После развода Хильда лечилась во Франции, и осенью этого же года умерла.

Через два года он женился на немке Хедвиг Крамер, с которой прожил до самой смерти. Супруга навещала его, когда он сидел в тюрьме во время Нюрнбергского процесса. В этом браке у него родилось двое детей. Сын умер во младенчестве. Дочь Альфреда, Ирина Розенберг, родилась в 1930 году. Практически единственное опубликованное фото есть в книге Роберта Сесила The Myth of the Master Race: Alfred Rosenberg and Nazi Ideology, где она в возрасте примерно 8 лет вместе с отцом на дне рождения Гитлера. Известно, что после войны она работала секретарем со знанием многих языков, но ее постоянно увольняли, когда узнавали об отце. Только в американской эмиграционной службе она проработала до ее закрытия, их не беспокоило, что Ирен - дочь Альфреда Розенберга.

Альфред Розенберг

Розенберг (Rosenberg), Альфред (12.I.1893 - 16.Х.1946) - один из главных военных преступников фашистской Германии. С 1921 года - главный редактор центрального органа нацистской партии "Völkischer Beobachter". Автор книги «Миф 20 столетия» ("Der Mythus des 20. Jahrhunderts", Münch., 1930), в которой изложил идеологию «расы господ» и пытался «теоретически» обосновать «необходимость» захватнических войн. С 1933 года возглавлял внешнеполитический отдел гитлеровской партии. С ноября 1941 года - министр оккупированных восточных территорий; активнейший проводник массовых убийств и грабежей, чинимых немецкой администрацией во временно захваченных гитлеровцами областях Польши, СССР и других стран. Казнен по приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 12. РЕПАРАЦИИ - СЛАВЯНЕ. 1969.

Розенберг (Rosenberg) Альфред (12.1.1893, Ревель, Российская империя - 16.10.1946, Нюрнберг), партийный деятель, руководитель оккупационного режима на захваченных территгориях СССР, рейхслейтер (1934), обергруппенфюрер СА. Сын башмачника и матери-эстонки. Осенью 1910 поступил в Высшую техническую школу в Риге. В 1915 вместе со всей школой эвакуирован в Москву. Изучал архитектуру в Высших технических школах в Ревеле и Москве и в 1917 получил диплом архитектора. В окт. 1917 жил в Москве, симпатизировал большевикам. В февр. 1918 вернулся в Ревель, где попытался вступить в германский Добровольческий корпус, но не был принят как «русский». В конце 1918 переехал в Мюнхен. Привлечен в конце 1919 Д. Эккартом в «Общество Туле», после чего сблизился с А. Гитлером в 1920 вступил в НСДАП (билет № 625). По мнению Р., революция в России возникла в результате тайного заговора, организованного мировым сообществом евреев, которое в т.ч. виновно и в развязывании 1-й мировой войны. Был среди тех, кто оказал огромное влияние на формирование взглядов Гитлера, в частности именно Р. познакомил будущего фюрера с «Протоколами сионских мудрецов». По воспоминаниям современников, «в его речах сразу чувствовался мыслитель, высказывающий оригинальные идеи в доступной форме». Был убежден, что всю историю человечества можно объяснить с точки зрения расовой теории. В 1920 выпустил антисемитские работы «След евреев в изменениях времени» и «Низкая мораль в Талмуде». В 1922 издал книгу «Природа, основные принципы и цели НСДАП». С конца 1923 соредактор центрального органа НСДЛП «Фёлькишер беобахтер» (Volkischer Beobachter). Участник «Пивного путча» 9.11.1923, после провала которого скрылся и не был привлечен к ответственности. Многие идеи Р. были использованы Гитлером при написании «Майн кампф». Пока Гитлер находился в тюрьме, Р. основал Великогерманское рабочее сообщество, в которое вошли многие члены запрещенной НСДАП. В 1929 основал Боевой союз за германскую культуру (Kampfbund fur deutsche Kultur). В 1930 избран депутатом Рейхстага от Гессен-Дармштадта, входил в состав комиссии по иностранным делам. В 1930 опубликовал свой труд «Миф XX века», считавшийся теоретическим обоснованием национал-социализма (хотя официально и не признанный таковым); в то же время большинство его соратников по партии утверждали, что более путанной и непонятной книги им не доводилось видеть и большинство ее даже не смогло прочитать. Объявил идеалы христианской Европы бесполезными убеждениями. «Культура всегда приходит в упадок, когда гуманистические идеалы... препятствуют праву господствующей расы управлять теми, кого она поработила», - писал Р. В апр. 1933 создан Бюро иностранной помощи НСДАП (АПА), в задачу которого входила пропаганда нацизма за рубежом, организация университетских обменов, стимулирование торговых отношений, публикация в иностранной прессе пропагандистских статей. Кроме того, АПА осуществляло сбор информации, в т.ч. о политических эмигрантах, публикуемой в зарубежной прессе.

В апреле 1933 года возглавил Внешнеполитическое управление НСДАП. Одновременно с января 1934 по 1945 уполномоченный фюрера по вопросам морально-философского образования НСДАП, по вопросам Германского рабочего фронта и всех связанных с ним организаций. 29.1.1940 назначен главой Центрального исследовательского института по вопросам национал-социалистической идеологии и воспитания; сформировал т.п. «Штаб Розенберга», который первоначально должен был заниматься созданием научно-исследовательской библиотеки, но в годы войны превратился в организацию, проводившую в крупных масштабах захват культурных ценностей на оккупированных территориях (1.3.1942 по Декрету Гитлера сотрудники штаба получили право обыскивать библиотеки, жилые помещения и культурные учреждения и изымать материалы, культурные ценности и т.д.).

20.4.1941 Гитлер проинформировал Р., что планирует назначить его руководителем оккупационных органов на Востоке. 9 мая представил Гитлеру проект директив по восточной политике, который в т.ч. подразумевал расчленение СССР на ряд губернаторств. Планировал предоставить Украине автономию, а Прибалтику постепенно германизировать и включить в состав Германии. В ходе обсуждения Гитлер выступил против автономии Украины. Определял задачи министерства так: «Проблема Востока состоит в том, чтобы перевести балтийские народы на почву германской культуры и подготовить широко задуманные границы Германии. Задача Украины., в том, чтобы обеспечить продуктами питания Германию и Европу, а континент - сырьем...»

17.7.1941 на основании указа Гитлера «О гражданском управлении в оккупированных восточных областях» под руководством Р. было сформировано Имперское министерство по делам оккупированных восточных территорий. Ему подчинялись рейхскомиссариаты, подразделявшиеся на генеральные комиссариаты (а те в свою очередь на районы): рейхскомпссариат «Остланд» (центр - Рига), включавший leppnio-ршо Прибалтийских республик и Белоруссии во главе с Г. Лозе; рейхскомпссариат «Украина» (центр - Ровно), включавший в основном территорию Украины, за исключением нескольких областей Западной Украины, а также часть белорусских областей - юг Брестской области, почти вся Гомельская и часть Пинской и Полесской областей во главе с Э. Кохом. Предусматривалось создание рейхскомнссариатов «Кавказ» (центр - Тбилиси; рейхскомиссар А. Шикеданц); «Москва» (Центральная Россия до Урала; рейхе -комиссар 3. Каше); «Туркестан» (территория Средней Азии). Аппараты рейхскомиссарпатов «Кавказ», «Москва» и «Туркестан» были сформированы в 1941, однако к работе приступили лишь некоторые административные органы па Кавказе и в Центральной России. После освобождения советскими войсками территории СССР аппарат рейхскомиссариатов был эвакуирован, а министерство фактически расформировано, а его состав мобилизован в ходе мероприятий по ведению тотальной войны. После окончания войны арестован. В качестве главного военного преступника предстал перед судом Международного военного трибунала в Нюрнберге. Приговорен к смертной казни. Повешен.

Использованы материалы кн.: Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003.

Розенберг, Альфред (Rosenberg), (1893-1946), главный идеолог нацизма, заместитель Гитлера по вопросам "духовной и идеологической подготовки" членов нацистской партии, рейхсминистр по делам оккупированных восточных территорий. Родился в Ревеле, учился в Риге и Москве, где окончил в 1918 Высшее техническое училище по специальности инженер-строитель. Хорошо говорил по-русски, что послужило поводом для будущего назначения Розенберга рейхсминистром восточных территорий.

С 1933 начальник Управления внешней политики НСДАП. В рамках этого управления в апреле 1941 был создан специальный центр по проблемам восточных территорий. 20 апреля 1941 Гитлер объявил Розенбергу о своем решении назначить его министром по делам оккупированных восточных территорий. 9 мая 1941 Розенберг представил фюреру проект директив по вопросам политики на территориях, которые должны быть оккупированы в результате агрессии против СССР. Проект предусматривал расчленение восточных территорий на пять крупных губернаторств в целях недопущения возрождения сильного Российского государства.

В состав первого из них под названием "Остланд" должны были войти Эстония, Латвия, Литва и Белоруссия. Эта территория предназначалась для полной германизации в течение двух поколений.

Вторым губернаторством должна была стать Украина с включением в ее состав Восточной Галиции, Крымского полуострова, территории по Дону и Волге, а также советской автономной республики немцев Поволжья. Как считал Розенберг, это губернаторство, имея определенную автономию, стало бы опорой рейха на Востоке в борьбе с русским народом.

Третье губернаторство заняло бы территорию Кавказа, отделив Россию от Черного моря. Нефтеносные районы Кавказа перешли бы в руки немцев.

Четвертое губернаторство составляла бы Россия. Определение ее границ на востоке Розенберг ставил в зависимость от того, продвинутся ли германские войска за Урал.

Пятым губернаторством должен был стать Туркестан.

При обсуждении этого проекта Гитлер высказал ряд замечаний. Напомнив о провале политики Германии на Украине в 1918, он выступил против предоставления ей автономии. Гитлер также отверг предлагаемое Розенбергом название "губернаторство", предложив заменить его "рейхскомиссариатом". 17 июля 1941 было создано рейхсминистерство оккупированных восточных территорий, которое и возглавил Розенберг. По приговору Международного военного трибунала в Нюрнберге Розенберг был казнен 16 октября 1946.

Использован материал сайта Третий рейх .

Российский эмигрант

"Большим влиянием в НСДАП пользовался еще один российский эмигрант - Альфред Розенберг, небезуспешно претендовавший в партии на роль «главного идеолога» (а позже - «главного философа Рейха»), Он родился 12 января 1893 года в Ревеле в семье руководителя местного отделения Германской коммерческой палаты, осенью 1910 года поступил в Высшее техническое училище, которое в 1915 году из-за военного положения было переведено в Москву. Здесь Розенберг в начале 1918 года сдал государственный экзамен по архитектуре. Лично пережив кошмар большевистской революции, молодой прибалт принял решение эмигрировать в Германию через оккупированный германскими войсками Ревель.

Между прочим заметим, что факты биографии А. Розенберга были курьезным образом искажены известным журналистом С. Веревкиным («Бывший... русский офицер, участник Гражданской войны в России... Александр Васильевич Розенберг» 1 ). На самом деле Розенберг никогда не служил в армии. В своих мемуарах он вспоминает, как хотел стать немецким солдатом после оккупации Ревеля германскими войсками: «Я отправился в комендатуру, чтобы спросить, когда можно записаться добровольцем. Несмотря на мое искреннее желание, мне было отказано, поскольку я жил на оккупированной территории» 2 .

В конце 1918 года Розенберг прибыл в Мюнхен, где, познакомившись с Дитрихом Эккартом, вступил в знаменитое «Общество Туле» (в воспоминаниях Розенберг охарактеризовал эту организацию так: «Туле была одной из тех, которые отстаивали концепцию арийской расы, и их собрания посещали не только Дитрих Эккарт и Рудольф Гесс, но также и большинство антисемитски настроенных русских белоэмигрантов» 3 ), а затем - в Немецкую рабочую партию, из которой затем сформировалась НСДАП.

Историк Иоганнес Баур утверждает, что «в первые послевоенные годы образ России еще не был у Розенберга столь однозначно русофобским, как в позднейших его сочинениях». Уже в самых ранних своих публикациях (например, сочинение «Еврей» относится к июлю 1918 года) Розенберг отождествлял большевиков с евреями, целью которых была «гибель России как государства», при этом «сотни тысяч лучших русских людей, стремившихся защитить свое Отечество... пали под пулями этих палачей» 4 . Розенберг вполне до-пускал равноправное сотрудничество с русскими националистами в борьбе против общих врагов - «еврейства» и большевизма. Более того, в «Фелькишер Беобахтер» он пророчествовал: «Придет время, когда… будет французская национал-социалистическая рабочая партия, английская, русская и итальянская» 5 .

Розенбергу импонировали русские эмигрантские газеты, где Гитлера часто сравнивали с Петром Великим, и он позитивно оценивал труд «черносотенцев» по «изобличению» еврейства. Большевистская революция, писал он, была чуждым русской природе феноменом; она была восстанием «потомков монголов против нордических форм культуры», и потому была «стремлением к степи, ненавистью кочевников против корней личности», означала попытку вообще отбросить Европу 6 .

Вплоть до 1923 года Розенберг поддерживал тесные отношения со своими товарищами по несчастью из числа русских эмигрантов. Совместно с основателем «Русского монархического союза» О. фон Курзелем в 1921 году он опубликовал стотысячным тиражом антисемитскую брошюру «Могильщики России» (в издании принимал участие также Дитрих Эккарт). Плодотворными можно назвать и его контакты с бывшим «черносотенцем», полковником русской императорской армии Федором Викторовичем Винбергом (1868-1927), проповедовавшим со страниц своих изданий - газеты «Призыв» и журнала «Луч света» - объединение «усилий православной и католической церквей для противостояния еврейско-масонским силам как антихристианским» (в журнале «Луч света» публиковался, в частности, Г.В. Шварц-Бостунич) 7 . Винберг входил в состав неформальной организации, занимавшейся активной пропагандой одного из источников разжигания ненависти к евреям - «Протоколов сионских мудрецов», которые потрясли немецкое общество и руководство НСДАП. Ближайшие соратники Винберга - будущие русские нацисты Сергей Владимирович Таборицкий и Петр Николаевич Шабельский-Борк - стали известными после покушения на либерального деятеля П.Н. Милюкова в марте 1922 года (жертвой этого акта стал отец известного писателя В.Д. Набоков 8 ). Некоторые исследователи утверждают, что именно Винберг «помог» нацистам своими сентенциями о том, что «евреев может остановить только физическое уничтожение» 9 .

После 1923 года во взглядах Розенберга произошло известное изменение, общее также для Гитлера и других теоретиков партии: Россия из потенциального союзника превратилась во внешнеполитического противника. Со стабилизацией советской власти стало излишним отделять друг от друга правителей и представителей национальной интеллигенции, участвовавших в Гражданской войне и оказавшихся в эмиграции. Если до 1922-1923 годов русская революция интерпретировалась, прежде всего, как продукт «еврейско-большевистского заговора», то позднее ответственность за такой ход истории возлагалась... на «расовые дефекты» самого русского народа 10 .

Так, в публикации «Советская Иудея» (в журнале «Мировая борьба», № 2, июль 1924 года) Розенберг утверждал: «В том, что в России были сожжены тысячи имений, что сотни тысяч людей были казнены и вырезаны в бессмысленном порыве разрушения, видно лишь истинно русское начало». В подтверждение этого своего вывода он ссылается на соответствующие примеры и образы из русской литературы (упоминается «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «От двуглавого орла к красному знамени» П.Н. Краснова): «Если я думаю о русской революции, то первое, что мне приходит на ум - так это эпизод из "Идиота", когда русский из зависти к чужим серебряным часам, без какого-либо морального сомнения закалывает их владельца словно скотину, не забывая перед этим рьяно перекреститься».

Впрочем, Розенберг все еще искренне сочувствует главной жертве революции - национальной интеллигенции: «В течение 1918 года все более или менее зрячие увидели, как спала маска большевистского сфинкса, и выяснилось, что большевизм не был и не является борьбой за социальную идею. Это политическая борьба евреев всех стран против национальной интеллигенции всех народов, чтобы с помощью натравленных против нее низших слоев народа уничтожить ее и на ее место поставить евреев или зависимые от них создания» 11 .

Постепенно Розенберг начал приходить к мысли о необходимости расчленения СССР по национальному признаку и замене его мозаикой подчиненных Германии марионеточных государств. В 1927 году в Мюнхене была опубликована его брошюра «Будущий путь германской внешней политики», где он призывал руководство Веймарской республики всемерно поддерживать сепаратистские настроения в Советском Союзе. Он рассчитывал на поддержку нерусских народов в борьбе против русских, уже тогда «проповедуя» идею «санитарного кордона» для изоляции «Московии» от внешнего мира 12 . Отсюда становится ясно, почему во время войны, являясь главной министерства занятых восточных территорий («Reichsministerium fur die besetzen Ostgebiete»), он одобрял сепаратистские устремления украинцев и представителей других наций Советского Союза.

В своем главном сочинении - «Миф XX века» (1930) - Розенберг посвящает характеристике русской души целую главу. Вновь ссылаясь на Достоевского (именуя того «увеличительным стеклом русской души», через личность которого «можно понять всю Россию в ее трудном для объяснения многообразии»), «главный партийный философ» подчеркивает, что «существует абсолютно исконная потребность русского человека в его стремлении к страданию, в беспрерывном страдании... во всем, даже в радости» 13 .

Розенберг полагает, что «русский - единственный в мире, кто не внес ни одной идеи в множество человеческих идей, и все, что он получил от прогресса, было им искажено. Русский хоть и движется, но по кривой линии, которая не ведет к цели, и он подобен маленькому ребенку, который не умеет думать правильно» 14 .

Хотя автор и признает, что «Россия - это страна, которая сохранила в своей груди истинный образ Христа, предполагая однажды, когда народы Запада собьются с пути, вывести их на новый справедливый путь», причиной этого называется лишь «мучительное стремление подарить миру нечто самостоятельное».

Итоговый вывод печален: «В 1917 году с "русским человеком" было покончено. Он распался на две части. Нордическая русская кровь проиграла войну, восточно-монгольская мощно поднялась, собрала китайцев и народы пустынь; евреи, армяне прорвались к руководству, и калмыко-татарин Ленин стал правителем. Демонизм этой крови инстинктивно направлен против всего, что еще внешне действовало смело, выглядело по-мужски нордически, как живой укор по отношению к человеку, которого Лотар Штоддард правильно называл "недочеловеком"... Смердяков управляет Россией. Большевизм власти мог оказаться в качестве следствия только внутри народного тела, больного в расовом и душевном плане» 15 .

Справедливости ради, стоит отметить, что изначальное «русофильство» нет-нет, да и проявлялось у Розенберга и в последующие гоиь1. Так, в письме к генералу Василию Бискупскому (своему приятелю в начале 1920-х годов) от 30 декабря 1931 года он заявлял, что «знал в России многих прекрасных людей» и «оглядывается в прошлое лишь с самой большой симпатией к ним и ко многому в русской жизни» 16.

Тем не менее к этому времени новый вектор партийной политики был определен, свидетельством чему стало появление в труде лидера НСДАП «Майн Кампф» расхожего утверждения о неспособности русских к государственному управлению. После смерти Шейбнера-Рихтера связи нацистской верхушки с русскими монархистами оказались прерваны, поэтому Гитлер мог без оглядки на чье-либо стороннее мнение писать: «Выдав Россию в руки большевизма, судьба лишила русский народ той интеллигенции, на которой до сих пор держалось ее государственное существование и которая одна только служила залогом известной прочности государства. Не государственные дарования славянства дали силу и крепость русскому государству. Всем этим Россия обязана была германским элементам - превосходнейший пример той громадной государственной роли, которую способны играть германские элементы, действуя внутри более низкой расы... В течение столетий Россия жила за счет именно германского ядра в ее высших слоях населения. Теперь это ядро истреблено полностью и до конца. Место германцев заняли евреи» 17 ."

Примечания

1. Веревкин С.И. Самая запретная книга о Второй мировой. М., 209, с. 34.

2. Розенберг А. Мемуары. [ С комментариями С. Ганга и Э. фон Шенка. Харьков. 2005 ] с. 55.

3. Там же. С. 76.

4. Баур Й. Указ. соч. [ Революция и «сионские мудрецы». К вопросу об изменении образа России в ранней НСДАП / Германия и русская революция. 1917-1924. М., Памятники исторической мысли, 2004. ] с. 160-161.

5. Гейден К. Указ. соч. [ Путь НСДАП. Фюрер и его партия. М., 2004. ] с. 138.

6. Цит. по: Артамошин С.В. Идейные истоки национал-социализма. Брянск, 2002. С. 125.

7. Назаров М.В. Миссия русской эмиграции. [М., 1994] с. 112-113. О Ф.В. Винберге подробнее см.: Иванов А. «Я не изменил своей присяге». Гвардии полковник Федор Викторович Винберг / Воинство Святого Георгия. Жизнеописания русских монархистов начала XX века. СПб., 2006, с. 532-542

8. Осужденные на 14 и 12 лет соответственно, Таборицкий и Шабельский-Борк были освобождены через 5 лет, остались в Германии и впоследствии играли видную роль в русском эмигрантском сообществе. По некоторым сведениям, Таборицкий был членом НСДАП. См. Чистяков К.А. Российская политическая эмиграция в Берлине во второй половине 1930-х гг. / Русский Берлин. С. 407, 416.

9. Williams R.C. Culture in Exile. Russian Emigres in Germany. 1881-1941. London, 1972 P . 34. М.В. Назаровутверждает, что фразы о «тотальном физическом уничтожении» евреев в книгах Винберга не содержится (Миссия русской эмиграции… с. 112). Й. Баур указывает на то, что Винберг требовал «истребления… бесконечно вредных для человека социалистических животных». (Указ. Соч. [ Революция и «сионские мудрецы». К вопросу об изменении образа России в ранней НСДАП / Германия и русская революция. 1917-1924. М., Памятники исторической мысли, 2004. ] с. 165).

10. Баур Й. Указ. Соч. [ Революция и «сионские мудрецы». К вопросу об изменении образа России в ранней НСДАП / Германия и русская революция. 1917-1924. М., Памятники исторической мысли, 2004. ] с. 161. К 1923 году Розенберг окончательно потерял надежду вернуться в Россию и стал воспринимать себя уже не как русского эмигранта, а как подданного Германии. – Прим. авт.

11. Цит по: Война Германии против Советского Союза… с. 24. Ср., например, со статьей А. Розенберга в «Фелькишер Беобахтер» от 26 ноября 1921 года, где начисто отсутствуют аллюзии насчет некой предрасположенности русских к революционному хаосу и виновником произошедшего называется исключительно «интернациональное еврейство»: «Но чтобы не дать русским людям проснуться и сбросить с себя этот еврейский кошмар, евреи в быстром темпе произвели уничтожение всей русской интеллигенции и вообще грамотных людей. Под лживым предлогом того, что преступления прошлого царского режима должны быть наказаны, большевистская власть послала иностранных наемников, чтобы убить каждого морского и армейского офицера, полицейского, государственного служащего, инженера, всякого, кто способен думать и анализировать события самостоятельно».

12. Стефан Дж. Указ. соч. [ Русские фашисты: Трагедия и фарс в эмиграции. 1924-1945. М., 1992. ] с. 42.

13. Розенберг А. Миф XX века… с. 153. (глава 7, книга первая: «Борьба ценностей», часть вторая: «Любовь и честь»). Также приводятся многочисленные примеры из творчества Тургенева, Горького, Андреева, Чаадаева.

14. Там же. С. 155.

15. там же. С. 157. Добавим, что коллега Розенберга, балтийский немец барон фон Мантойфель-Катцданге, анализируя революцию в России, отмечал: «Еврейский комиссар безраздельно управляет… как когда-то татарский хан. Ленин сам был татарином и во многом напоминал великих монгольских завоевателей, таких как Чингисхан и Тамерлан… Под этим углом зрения весь большевизм представляется новым монгольским нашествием, возвращением к монгольским набегам, которые однажды уже потрясли арийскую расу и арийско-германскую культуру, угрожая полным уничтожением».

16. Баур Й. Указ. соч. [ Революция и «сионские мудрецы». К вопросу об изменении образа России в ранней НСДАП / Германия и русская революция. 1917-1924. М., Памятники исторической мысли, 2004. ] с. 161.

17. Hitler A. Mein Kampf. Munhen, 1935, S. 742-743. Приведенный отрывок относится ко второй части книги9Глава 14: «Восточная ориентация или восточная политика»), опубликованной в 1927 году.

Русские эсэсовцы / Дмитрий Жуков, Иван Ковтун. – М.: Вече, 2010. Сс. 29-36.

Далее читайте:

Германия в XX веке (хронологическая таблица).

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Вторая мировая война (хронологическая таблица).

Документы:

Запись беседы руководителя внешнеполитической службы национал-социалистской партии Германии А. Розенберга с сотрудником министерства авиации Великобритании У. Роппом . 16 августа 1939 г.

Докладная записка министериального советника К. Дорша рейхсляйтеру А. Розенбергу о лагере военнопленных в г. Минске (документ). 10 июля 1941 г.

СС (Schutzstaffel), элитные охранные подразделения нацистской партии.

СА (Sturmabteilung; SA), Штурмовые отряды, 1921 г.

- (Rosenberg) (1893 1946), главный редактор (с 1923) печатного органа национал социалистической партии «Фёлькишер беобахтер», один из идеологов фашизма. С 1933 руководитель внешнеполитического отдела партии, с 1941 министр оккупированных восточных… … Энциклопедический словарь

Розенберг (Rosenberg) Альфред (12.1.1893, Таллин, ‒ 16.10.1946, Нюрнберг), один из главных военных преступников фашистской Германии. С 1923 ‒ главный редактор центрального органа нацистской партии «Фёлькишер беобахтер» («Völkischer Beobachter»).… …

розенберг, альфред - (Rosenberg), (1893 1946), главный идеолог нацизма, заместитель Гитлера по вопросам духовной и идеологической подготовки членов нацистской партии, рейхсминистр по делам оккупированных восточных территорий. Родился в Ревеле, учился в Риге и Москве … Энциклопедия Третьего рейха

Розенберг, Альфред - (1893 1946) один из главных пропагандистов нацизма, редактор центральной газеты фашистского движения Der Voelkischer Beobachter … Исторический справочник русского марксиста

Фамилия Розенберг фамилия. Розенберг, Адольф историк искусства. Розенберг, Айзек английский художник и поэт. Розенберг, Александр Владимирович архитектор. Розенберг, Александр Григорьевич (1897 1965) украинский… … Википедия

- (1893 1946) главный редактор (с 1923) печатного органа национал социалистской партии Фелькишер беобахтер, один из идеологов фашизма. С 1933 руководитель внешнеполитического отдела партии, с 1941 министр оккупированных восточных территорий. Как… … Большой Энциклопедический словарь

- (Rosenberg) Альфред (1893 1946) идеолог и теоретик национал социалистического движения в Германии, философ гитлеровского расизма, главный редактор (с 1923) центрального органа НСДАП газеты «Фелькишер беобахтер», глава внешнеполитического отдела… … Новейший философский словарь

I Розенберг (Rosenberg) Альфред (12.1.1893, Таллин, 16.10.1946, Нюрнберг), один из главных военных преступников фашистской Германии. С 1923 главный редактор центрального органа нацистской партии «Фёлькишер беобахтер» («Völkischer… … Большая советская энциклопедия

1 . (Rosenberg), Альфред (12.I.1893 16.Х.1946) один из гл. воен. преступников фаш. Германии. С 1921 гл. редактор центр. органа нацистской партии Völkischer Beobachter . Автор книги Миф 20 столетия (Der Mythus des 20. Jahrhunderts , Münch., 1930) … Советская историческая энциклопедия

Книги

  • , Лукин Евгений Валентинович. `Книга павших` уникальная антология, в которую вошли стихотворения поэтов-фронтовиков, павших на полях сражений Первой мировой войны. Среди них как всемирно известные классики Гийом Аполлинер…
  • Книга павших. Поэты Первой мировой войны. Антология мировой поэзии , Лукин Евгений Валентинович. "Книга павших"-уникальная антология, в которую вошли стихотворения поэтов-фронтовиков, павших на полях сражений Первой мировой войны. Среди них как всемирно известные классики Гийом Аполлинер…