Чеченцы умеют всё. Чеченцы: кто они

4 г. назад

Аслан Дукаев был профессором университета в Грозном, когда в декабре 1994 года началась первая чеченская война. За 20 месяцев погибли тысячи человек. 20 лет спустя Аслан Дукаев, ныне директор Северокавказской службы Радио Свобода, вспоминает о разрушении родного города. Ссылка на источник

4 г. назад

💲💲ПОДДЕРЖАТЬ КАНАЛ МОЖНО ЗДЕСЬ ⏩⏩⏩ https://www.donationalerts.ru/r/aleztv Мы в Телеграм https://t.me/AlezTVmusic ♔Самый большой канал гитарных песен♔ Все новинки на канале в Телеграм https://t.me/AlezTVmusic http://www.youtube.com/user/aleztv?sub_confirmation=1 ♔ ССЫЛКИ НА СОЦ. СЕТИ ♔ ♚Группа Вк http://vk.com/aleztv Twitter https://twitter.com/aleztv INSTA https://www.instagram.com/aleztv

2 г. назад

Это мое первое экспериментальное видео, дальше планирую снимать мастеров и любителей конструировать. Но все зависит от просмотров, если людям понравиться буду делать видео больше, интересней и лучше. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И ОСТАВЛЯЙТЕ КОМЕНТАРИИ. кто то спрашивал про мою карточку вот. 4276 8600 5347 3100 этот счет прикреплен к этому номеру 89280003899 . для самых активных будет от меня подарок. Уважаемые подписчики, вопросы личного характера вы можете задать по ватсап на указанный сверху номер. Люди пожалуйста не выражайтесь цензурой, буду удалять такие коменты. This is my first experimental video, then I plan to shoot masters and amateurs to design. But it all depends on the views, if people like it I will make the video bigger, more interesting and better. SUBSCRIBE AND LEAVE YOUR COMMENTS.

3 г. назад

В конце 2015 года, в интернете появился видеоролик, в котором мужчина купает героического кота). Ролик тут же приобрел популярность в кавказском сегменте сети интернет. Люди были удивлены способностями мужчины ладить с котом, но ещё больше зрительских симпатий собрал кот, который стоически переносит столь нелюбимую кошачьим родом процедуру.)

5 г. назад

целая игра http://www.youtube.com/watch?v=Skjetftaj24 КВН Сборная Чечни - 2014 Высшая лига Третья 1/8 СТЭМ Лучшие миниатюры КВН http://link.ac/2m9L6 Все целые игры Вышки 1990-2013 http://link.ac/2m9M4 Все целые игры Премьерки 2003-2013 http://link.ac/2m9N2 Лучшие сборники КВН http://link.ac/2yep YouTube - http://www.youtube.com/kvn КВН Вконтакте http://vk.com/public28490858 Facebook - https://www.facebook.com/kvnofficial Твиттер КВН https://twitter.com/kvnofficial Инстаграм КВН http://instagram.com/kvnofficial . JOIN QUIZGROUP PARTNER PROGRAM: http://join.quizgroup.com/

3 г. назад

Интервью с интересным персонажем https://www.youtube.com/channel/UCZjI-DzrQ3hUOsSw35s1YqA - Новый Канал Халка, давайте поможем -Спортсмену набрать Аудиторию НАША ГРУППА ВКОНТАКТЕ - http://vk.com/dabudaishow ◓ПОДКЛЮЧИ ПАРТНЕРКУ БЕЗ ПРОБЛЕМ И ЗАРАБАТЫВАЙ НА YouTube - http://join.air.io/allesandr ПОДПИШИСЬ НА НАШ КАНАЛ - http://www.youtube.com/channel/UCRO7VdFleG1Cl0C508TW9gg + Подпишись на Группу в Одноклассниках + http://www.ok.ru/group/53658287669356

При любых видах грыж,болезни жкт,ревматизм,радикулит,нервные болезни,судороги,церебральный атеросклероз,половые болезни,сифилис,болезни печени и почек,белокровие лейкоз,язвы,опухоли раковые грудной железы,селезенки,печени и желудка,очищение от токсинов,болеутоляющее,слабительное,против отравлений,успокаивающее и омолаливающее средство-насойка омика(ферула джунгарская,адамов корень,хьакхи орам),50 г корней измельченных залить поллитром яблочного уксуса,настаивать ежедневно встряхивая 3 недели,принимать по 1ч.л. на 50 мл воды 3-4 раза в день за полчаса до еды,неделю перерыв,после дозу можно увеличить до одной ст.л. позвоночник натирать при радикулите,грыже. При аденоме,сахарном диабете,почках-одна ч.л.порошка адамового корня с чайной ложкой меда съедают за полчаса до еды,запивая теплой водой,курс сорок дней,при аденоме 2 раза в день за полчаса до завтрака и через три часа после ужина,в зависимости от самочувствия лечение продолжается от 50 до 60 дней.

Обозреватель «РИА Новости» Татьяна Синицына.

Чеченцы уверены, что самые глубокие их корни исторически тянутся к Шумерскому царству (30-й век до н.э.). Они считают себя также потомками древних урартийцев (9-6 вв до н.э.). Во всяком случае, расшифрованная клинопись двух этих цивилизаций указывает на то, что в чеченском языке сохранилось немало аутентичных слов.

Сложилось так, что в течение всей истории у чеченцев не было своего государства. Единственная попытка создать королевство Синсир в XIY веке пришлась не ко времени - эту едва рожденную идею задавила конница Тамерлана. Потеряв две трети своего народа в боях с восточными завоевателями, чеченцы покинули плодородные равнины и ушли в горы - оттуда было удобнее продолжать борьбу. Горы для чеченцев навсегда стали приютом, убежищем, родным, и даже святым, местом.

Кроме чужеземных завоевателей, хватало и местных недругов - воинственные отряды других кавказских этносов то и дело нападали друг на друга, таков был способ жизни. Все время приходилось быть при оружии. Чтобы эффективнее охранять свой дом, свое селение горцы объединялись в отряды ополчения, строили оборонительные линии. До сих пор по кавказским вершинам разбросаны сотни древних крепостных башен, выложенных из дробленого камня. Отсюда наблюдали за врагом, и, заметив его, зажигали костры, дым от которых был сигналом об опасности. Постоянное ожидание набегов, необходимость всегда быть в полной боевой готовности, конечно, милитаризировали сознание, но и воспитывали отвагу, презрение к смерти.

В битвах даже одна сабля играла большую роль, поэтому каждый мальчик с пеленок воспитывался жестко и сурово, как будущий воин. По словам ученого-этнолога Галины Заурбековой, матери четырех детей, и по сей день чеченская этика запрещает ласкать, баловать детей, потакать их капризам. И сегодня у колыбелей традиционно поются старинные песни, восхваляющие воинскую доблесть, отвагу, доброго коня, хорошее оружие.

Самая высокая вершина Восточного Кавказа - гора Теболус-Мта, поднявшаяся на 4512 метров. Восхождение чеченского народа к этой горе, героические битвы с преследовавшим врагом - тема многих старинных поверий. Горный характер кавказского ландшафта «раздробил» чеченский народ - расселялись автономно, по ущельям, дифференцировались не по территориальному, а по родо-клановому принципу. Так возникли чеченские тейпы, представляющие собой соединенные группы семейств, каждую из которых возглавляет выборный староста. Наиболее почитаемы и уважаемы корневые, древние тейпы, другие, имеющие короткую родословную, образовавшиеся в результате миграционных процессов, называют «младшими». Сегодня в Чечне насчитывается 63 тейпа. Чеченская пословица гласит: «Тейп - крепость адата», то есть, традиционных правил и установлений жизни чеченского общества (адат). Но тейп защищает не только установленные веками обычаи, но и каждого своего члена.

Жизнь в горах определила весь круг общественных отношений. Чеченцы перешли от земледелия к скотоводству, был исключен принцип ленного хозяйствования, когда можно нанимать работников, и это заставляло трудиться каждого. Исчезли предпосылки для развития феодального государства, потребность в иерархии. Процветала т.н. горская демократия, где все были равны, но законы которой, нельзя подвергать сомнению. А если вдруг появлялись «птицы другого оперения» - их просто выдавливали из общин - уходи, коли не нравится! Покидая свой клан, «изгои» попадали в пределы других народов, ассимилировались.

Дух горской свободы и демократии превращал в культ чувство личного достоинства. На этой основе и сформировался чеченский менталитет. Слова, которыми чеченцы исстари приветствуют друг друга, отражают дух личной независимости - «Приходи свободным!».

Другое устойчивое выражение - «Трудно быть чеченцем». Наверно, нелегко. Хотя бы потому, что гордая, свободолюбивая сущность личности чеченца буквально заковывается в «железные доспехи» адата - норм права, возведенных в обычай. Не соблюдающему адат - позор, презрение, гибель.

Обычаев много, но в центре - кодекс мужской чести, объединяющий правила поведения для мужчин, направленные на поощрение храбрости, благородства, чести, хладнокровия. Согласно кодексу, чеченец должен быть уступчивым - горные дороги узки. Он должен уметь строить отношения с людьми, ни в коем случае не демонстрируя своего превосходства - способ избежать лишнего конфликта. Если сидящий верхом на коне встречается с пешим - он должен первым поздороваться. Если же встречный - старик, то наездник должен сойти с коня и только потом поприветствовать его. Мужчине запрещается «проигрывать» в любой жизненной ситуации, оказываться в недостойном, смешном положении.

Чеченцы нравственно боятся оскорбления. Причем, не только личного, но и оскорбления своей семьи, тейпа, несоблюдения правил адата. Если член тейпа серьезно опозорится, то жизни ему нет, община отвернется от него. «Я боюсь позора, и поэтому я всегда осторожен», - говорит горец - попутчик поэта Александра Пушкина в его путешествии в Арзрум. И в наше время внутренний и внешний стражи поведения заставляют чеченца быть в обществе предельно собранным, сдержанным, молчаливым, вежливым.

В адате есть замечательные, достойные правила. Например, куначество, (побратимство), готовность к взаимопомощи - всем миром строят дом тому, у кого его нет. Или - гостеприимство: даже враг, переступивший порог дома, получит кров, хлеб, защиту. А что уж говорить о друзьях!

Но есть и деструктивные обычаи, например, кровная месть. С этим архаизмом современное чеченское общество борется, созданы процедуры для примирения «кровников». Однако эти процедуры требуют взаимной доброй воли, препятствие на этом пути - страх оказаться «немужчиной», быть осмеянным.

Чеченец никогда не пустит женщину впереди себя - ее надо оберегать, на горной дороге много опасностей - обвал или дикий зверь. К тому же, со спины не стреляют. Женщины играют особую роль в горском этикете. Они, прежде всего, хранительницы очага. В древние времена эта метафора имела прямой смысл: женщины отвечали за то, чтобы в очаге всегда горел огонь, на котором готовилась пища. Теперь, конечно, это выражение имеет переносный, но все же очень глубокий, смысл. До сих пор самым страшным проклятием у чеченцев считаются слова «Чтобы огонь погас в твоем очаге!».

Чеченские семьи очень крепкие, адат этому способствует. Формат, стиль жизни стабилен и предопределен. Муж никогда не влезает в домашние дела, это - безраздельная сфера женщины. Неуважительно относиться к женщине, тем более - унижать, бить ее - недопустимо, невозможно. Но если жена все же довела своим характером, поведением, муж может очень просто развестись, сказав трижды: «Ты мне больше не жена». Развод неминуем и в том случае, если жена неуважительно относится к родственникам мужа. Чеченкам ничего не оставалось, как освоить тонкое искусство ладить с родней мужа.

Любые «прекрасные безумства» адат запрещает чеченцу, но они все же отваживаются, например, красть невест. В старину, по словам Галины Заурбековой, девушек крали, чаще всего, потому, что семья отказывала жениху, оскорбляя таким образом его личное достоинство. Тогда он сам восстанавливал честь - похищал девушку и делал ее женой. В другом случае причиной краж девушек было отсутствие денег на калым (выкуп), который платится родителям. Но случалось, конечно, что просто взыгрывала сердечная страсть. Как бы то ни было, «точка» в таком деле ставилась двумя способами: либо похитителя прощали и играли свадьбу, либо он до конца жизни преследовался кровной местью. Сегодня обычай «умыкание невесты» носит, скорее, романтический оттенок. Как правило, он совершается по обоюдному сговору, являясь частью свадебного ритуала.

Свадьба - один из самых больших праздников у чеченцев. Ее процедура почти не претерпела изменений. Гуляние продолжается три дня и вечерами обязательно заканчивается танцами. Чеченский танец - необыкновенно темпераментен и грациозен. У этого небольшого народа в ХХ веке была счастливая возможность показать красоту своего национального танца всему миру: великому танцору и «чеченскому рыцарю» Махмуду Эсамбаеву рукоплескали во всех странах. В пластику, смысл чеченского танца заложены мотивы главных этических и эстетических ценностей: мужчины - смелы и горды, женщины - скромны и прекрасны.

"Чеченцы умеют себя вести. И в Пекине, и в Париже".

Мудак -Кадыров.

Зарезанный в Москве парень, танцы с избиением и стрельбой в Сочи, побоище в лагере "Дон" заставляют вспомнить о подобном в последние годы. Часть чиновников и журналистов убеждает общество, что на выходцев с Кавказа наговаривают зря и подобные случаи специально выпячиваются их врагами. Оппоненты утверждают, что "лица кавказской национальности" не умеют и не хотят вести себя согласно обычаям, законам и нормам морали тех мест, где они находятся. Я приведу несколько свидетельств последних лет и хочу спросить у читателя - известны ли подобные случаи с участием знаменитой "русской мафии", каких-нибудь "славянских банд"? Мне и правда интересно.
В течение сентября - октября 2005 года сотрудники центра для беженцев в Нордбибратене (Норвегия) восемь раз вызывали полицию. Причина - агрессивное поведение чеченцев. Дело дошло до того, что беженцы из Чечни (всего 12 человек) потребовали от обитателей и персонала центра строгого соблюдения мусульманских предписаний. Дескать, все должны молиться Аллаху, пропускать чеченцев первыми, и никто не должен носить шорты.
19 августа 2006 года в полдвенадцатого ночи банда из 30 чеченцев, вооруженных бейсбольными битами и клюшками для гольфа, ворвалась в «Карре-Бич» (Бельгия). Они избили охрану, ограбили около сотни посетителей и разломали мебель. Газета De Standaard уточнила, что полиция арестовала 16 злоумышленников. Еще 14 человек сумели скрыться. Шесть посетителей дискотеки - в больнице. У кого-то сотрясение мозга, у кого-то - переломы. Трупов, слава Аллаху, нет. Газеты, поначалу схватившиеся за новость, как-то все сразу утихли и замолчали, демонстрируя "сознательность" "свободной прессы". Будто и не было нападения, массового побоища, «Скорой помощи» и полицейских сирен.
Чеченцы знали что громить. Дискотека «Карре-Бич» - одна из самых модных в Остенде.
По данным местных газет, задержанные остендские чеченцы - беженцы из России. Некоторые не впервые замечены в сварах в увеселительных заведениях и казино городка. Однако до этого о житье-бытье кавказской диаспоры здесь толком никто не слыхивал. Хотя Бельгия одной из первых в Европе демонстративно распахнула свои границы для жителей Чечни, «страдающих под пятой Москвы». В прошлом году сюда было подано 1600 прошений из России о предоставлении политического убежища. Практически все - от чеченцев. В итоге 1256 из них в 2005 году официально получили статус политэмигранта: с документами, пособием и льготным жильем. Каково же было удивление радушных хозяев, когда «обретшие свободу» гости взялись за клюшки для гольфа!

Интернет заполнился возмущенными откликами бельгийцев. Яник Ванколен, город Мехэнь, иронизирует: «Да здравствует «открытая граница» с Востоком! Начинаем ощущать первые последствия открытости». Кристиан В. из Льежа еще более категоричен: «Иностранцы в Бельгии позволяют себе все что угодно. Через год будут, наверное, уже стрелять в нас на улице. Пожизненный срок им дать и отправить отбывать его на родину...»

Под давлением растущего общественного недовольства следствие зашевелилось. На днях по ордеру прокуратуры арестованы еще 11 чеченцев. Их фамилии в полиции не называют. Комментарии по версиям событий местным чиновникам высказывать запретили. Узнать результаты на сегодняшний день нереально. Все спущено на тормозах.

Ах, как хочется ворваться в городок...

Город Остенде, самый известный морской курорт стран Бенилюкса, вытянулся вдоль берега Северного моря на многие километры. Клуб «Карре-Бич» разместился в подвальном этаже четырехзвездочного отеля «Терм Палас Отель», внешне похожего на колоннаду Казанского собора в Питере. Именно здесь чеченская дружина сошлась в жарком бою с охраной дискотеки.

В шикарном холле «Терм Палас Отеля» все ангельски любезны, пока я не задаю вопрос о недавнем инциденте. Милая фламандка разом меняется в лице: «Какие чеченцы? Клуб сейчас закрыт. Что там происходит, мы представления не имеем». Когда я отхожу от стойки, девушка куда-то спешно звонит...

А между тем чеченцы в городе есть, хотя сейчас они на публике особо не светятся. В толпе взгляд выхватывает непохожие на местных небритые лица. Мне попалась пара молодых южан, которые в черных костюмах «Адидас» вразвалочку гуляли по центру города. Оба жгучих брюнета были крепкого телосложения с темной щетиной на щеках и кавказскими орлиными носами. Между собой они изъяснялись на гортанном наречии, пересыпая его крепкими русскими словами.

Осторожный заместитель комиссара в полицейском управлении Остенде в разговоре со мной уходит от конкретики по чеченскому делу и подтверждает лишь задержание погромщиков. О материальном ущербе и ограблении туристов у него данных нет. Больше говорить о расследовании он не имеет права. Кто имеет? Только королевский прокурор города Брюгге, который и ведет следствие. Но примет ли он журналиста из России? До этого всем отказал. Еду в Брюгге.

Прокурор умывает руки

Шаркающей кавалерийской походкой королевский прокурор города Брюгге вышел мне навстречу из-за стола, заваленного папками. Голубые глаза пронзительно поблескивают из-под очков. Герр Жан-Мари Берквенс протягивает загорелую руку, извиняется за отсутствие пиджака и галстука, сославшись на то, что вообще-то он в отпуске. Но по неотложным делам на полдня заглянул в офис.

Не успеваю открыть рот, как мой собеседник сам берет быка за рога:

Сразу хочу оговориться, что не имею права раскрывать тайны следствия и не буду называть имен подозреваемых.

Господин прокурор, не могли бы вы уточнить, сколько человек проходят по «чеченскому» делу?

Шестнадцать. Возраст - от 19 до 27 лет. Сейчас суд решает вопрос о продлении срока их пребывания под стражей.

Из рассказа прокурора картинка сложилась такая. Вооруженная группа, состоявшая примерно из 30 выходцев из Чечни, подралась с охранниками ночной дискотеки «Карре-Бич» в Остенде. Нападавшие сильно избили битами, клюшками для гольфа и ножками от стульев шестерых сотрудников заведения. Однако в помещение клуба подозреваемые не входили и посетителей не грабили. Целью их нападения была охрана. Выходит, главная версия - случайная ссора?

Господин Берквенс улыбается:

Вокруг дискотек всегда крутится организованная преступность. Вероятность рэкета мы в полной мере учитываем. Но был ли этот налет попыткой устрашения или просто местью за некорректное поведение дискотечного вышибалы, предстоит определить следствию.

Что, все тридцать сильно обиделись на охрану «Карре-Бич?» - удивляюсь я.

Может, обиделся один, да кликнул подмогу, - принимает мою иронию прокурор. - А друзей у него оказалось много. Кстати, не все живут в Остенде, некоторые приехали из Антверпена, Ньюпорта и других мест. Один вообще из Франции.

Переселенцы из Чечни показали Евросоюзу свое лицо не только в Бельгии, но и на улицах Копенгагена.

Что грозит чеченцам: срок, высылка из страны, лишение вида на жительство?

Все задержанные имеют официальные документы, нелегалов среди них нет, а то бы ситуация была другой.

Битва кланов

Прокурор подтверждает мне, что у некоторых чеченцев, по его сведениям, были прецеденты - мелкие стычки и драки. Серьезный след есть только у одного: на нем висит обвинение в покушении на убийство иммигранта из Албании.

А вот это уже серьезно. В Европе после балканских событий обосновалась албанская мафия, которая контролирует рынок наркотиков и сеть проституции. Выбить крутых косовских албанцев, тоже недавних борцов за независимость, с насиженных точек можно только силой. Это, похоже, и есть смысл действия чеченских «рейдеров».

Задаю наводящий вопрос.

В Остенде или Брюгге были попытки установления контроля за бизнесом со стороны организованной этнической преступности?

Жан-Мари Берквенс задумчиво поправляет очки.

Сейчас стало ясно, что проблема касается нас непосредственно. Мы серьезно рассматриваем вариант, что эпизод в «Карре-Бич» мог быть попыткой нацменьшинства «организовать свою территорию», оттеснив конкурентов и запугав несговорчивых. Но это еще надо доказать. Дела, связанные с рэкетом, как вам известно, имеют слабую свидетельскую базу. Никто не хочет говорить - боятся.

Да уж, расколоть «чеченских орлов» бельгийцам будет ох как трудно. Нет у них пока методов против клановой дисциплины. Прокурор это понимает.

На дело мы отводим несколько месяцев. Затягивать не будем, но и спешить нельзя, надо разобраться. Многое будет зависеть от того, насколько будут готовы сотрудничать со следствием сами чеченцы. Пока они энтузиазма не проявляют. Все отрицают.

Чеченская колония в Остенде официально насчитывает всего пятьдесят семей. А сколько их на самом деле - неизвестно. Хотя формально у всех, кто имеет официальный статус, есть и адрес, и координаты. Ведь в статусе беженца они пользуются равными с бельгийцами правами. И если не работают - получают пособие.

Им ничего не грозит?

После телефонных метаний мне удается наконец выйти на адвокатскую контору «Таверньер и сын», которая взялась за чеченское дело со стороны задержанных. Герр Франки Таверньер говорить с русским журналистом не пожелал, а вот сын Дени оказался более разговорчивым.

Чем в принципе рискуют ваши подзащитные согласно уголовному уложению Бельгии?

Речь о сроке пойдет, если дело окажется в уголовном суде. Но его могут передать в гражданский суд, который определит размер материальной компенсации пострадавшим, и все на этом закончится.

Да уж, откупиться было бы для кавказцев проще всего. И деньги на это у остендской колонии нашлись бы. Но ведь прокуратуре и вообще всем в Бельгии ясно, что имело место спланированное нападение на дискотеку. Это-то уголовно наказуемо?

Адвокат, оказывается, так вовсе не считает. Аргументы мэтра Таверньера просты. Пока суду непонятно, по каким статьям и кого наказывать. Одно дело - факт драки и нанесения телесных повреждений, совсем другое - организация вооруженной банды. Во втором случае могут замаячить 5 - 10 лет тюрьмы, но вину надо еще доказать.

Интересно, как сами-то чеченцы объясняют случившееся?

По версии сайта самопровозглашенной республики, именно охранники «Карре-Бич» за неделю до известных событий «ни с того ни с сего» не пустили на дискотеку, а потом избили троих чеченских юношей. Именно в ответ на несправедливость молодежью были предприняты две безуспешные попытки разобраться с дискотечными вышибалами. Третья попытка удалась. Была драка «тридцать на тридцать», и чеченцы победили. И вот тут-то якобы и вмешались сидевшие в засаде полицейские!

Видно, авторам этой версии психологически трудно признать, что чеченцы нападали в численном большинстве, ведь тогда героический флер «гордых кавказских мстителей» сразу блекнет. Но интересно, что признается многократность попыток провести карательную акцию.

Можно предположить, что даже самым законопослушным из политэмигрантов и в голову не пришло бы обратиться в полицию Остенде с жалобой на дискриминацию и произвол персонала ночного клуба вместо разборки по понятиям. Но почти военный масштаб операции, сборы участников со всей диаспоры из разных городов толкают к другим выводам. Все это очень похоже на «укрощение строптивых», не желающих признавать преимущества чеченской «крыши». Только доказать это в «политически корректной» Бельгии практически невозможно.

Впрочем, судя по блогам, общественное восприятие европейцами эмигрантов из Чечни начинает меняться. Размеры чеченской диаспоры в Западной Европе и ее подлинная организация стали интересовать даже далеких от криминала и политики людей. А речь идет о почти 200 тысячах беженцев из горной кавказской автономии, которых доверчивая Европа запустила к себе. В Бельгии и Франции их по пять тысяч, а у скандинавов и того больше.

В Германии самая многочисленная колония давно прижилась и поделила с конкурентами зоны влияния. На Лазурном берегу чеченская диаспора Ниццы, составляющая порядка 300 семей, пока только приступила к крышеванию сделок на рынке недвижимости с богатыми российскими покупателями. В Страсбурге чеченцы пасутся вокруг Европейского суда по правам человека, обеспечивая своей поддержкой все иски против Москвы. Компенсации, присуждаемые судом, вполне позволяют окупить расходы на адвокатов.

На самом деле «бельгийский инцидент» - просто слишком скандальный и показательный случай, чтобы обойти его молчанием. Теперь европейским правительствам все чаще придется отчитываться перед собственными избирателями об импорте рабочей силы с беспокойного российского Кавказа. Попытки обучить ее бесплатно языку, дать пособие на поддержание штанов и после этого надеяться на полную ассимиляцию - наивный расчет. Люди, прошедшие через войну, лагеря боевиков, многие с криминальным прошлым не будут «скучать» на мизерное пособие. А гражданские профессии, которые предлагают иммигрантам из Африки, их едва ли устроят. Трудно представить себе бывшего боевика, работающего мусорщиком или официантом, обслуживающим на Ривьере «новых русских». Вот если для них откроют вакансии на охрану дискотек или в полиции, то в Остенде точно будет порядок. Криминальный. Но тогда уж жаловаться будет некому...

Андрей АЛЕКСЕЕВ (Наш спец. корр.)

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Наши горцы «зажигают».

Сегодня в странах ЕС проживают, по разным оценкам, от 200 до 250 тысяч чеченцев. В основном это беженцы, получившие убежище в Европе в 90-е годы. Самые многочисленные колонии расположены в Германии, Польше, Чехии, Австрии, Дании, Норвегии и Бельгии. Впрочем, с каждым годом власти этих стран все с меньшим энтузиазмом пускают к себе чеченцев. Так, в прошлом году Польша предоставила статус беженцев лишь пяти процентам чеченцев, просивших убежище в этой стране.

Некоторое время назад в одной из социальных сетей я оставил сообщение следующего содержания: «Говорят, что в Чечне нынче тишь, да гладь, да божья благодать. Кадыров чуть ли не ежедневно клянется в верности Путину (обещая, при случае, умереть за него), а чеченцы не мыслят себя без России, с которой еще совсем недавно воевали…

Что ж, пора, наверное, и мне отправиться туда, посмотреть, так ли это на самом деле. Последний раз мирных русских жителей в Ичкерии убивали ровно шесть лет назад. В августе 2009 года неизвестные преступники расстреляли семью из пяти человек. Потом, правда, были еще теракты, нападение боевиков на Грозный, сожжение Дома Печати. Сейчас, вроде, Рамзан Ахматович держит ситуацию под контролем…

Я еду туда один, без всяких приглашений, рекомендаций и охранных грамот (волков бояться – в лес не ходить). Собираюсь проехать по Чечне, пообщаться с самыми обычными, простыми людьми. Узнать, как живут, чем дышат… Вы меня знаете, друзья — я не буду ни перед кем лебезить и угодничать. Напишу честно обо всем, чему стану свидетелем. Увидимся, когда увидимся»…

Сказано – сделано. Вскорости ваш покорный слуга уже садился в самолет, вылетающий в сторону Грозного. В его салоне я собирался было, по обыкновению своему, хорошенько расспросить какого-нибудь соседа о достопримечательностях Чечни, но рядом со мной разместились мрачного вида дядьки совершенно чудовищных размеров. Скорее всего, это были какие-то «бойцы без правил». Огромные кулаки, сломанные носы и уши,– с ними не то что разговаривать, на них смотреть было страшно…))

Они горделиво, если не сказать надменно, поглядывали вокруг, калякая друг с другом на какой-то странной смеси русских и чеченских слов. Своей лексики им не хватает, что ли, раз они вынуждены задействовать чужую?.. Чеченский язык показался мне резким, гортанным, мало чем в грубости уступающим немецкому. «На таком языке хорошо отдавать приказы о расстреле», — поежившись, подумал я…))

Наконец самолет взревел двигателями, спортсмены откинулись в своих креслах (чуть не сломав их) и стали что-то бормотать себе под нос, перебирая четки. Должно быть, таким незатейливым образом они молились о благополучном перелете… Спустя еще два часа все женщины на борту, как по команде, надели платки. Мы подлетали к Грозному…

Вообще в Чечне, как я успел потом заметить, очень много людей, ведущих здоровый образ жизни. На улицах полно крепких парней, из которых мало тех, кто курит, еще меньше тех, кто пьет. Кадыров изо всех сил старается поощрять подобные настроения – устраивает бесчисленные соревнования по различным видам единоборств, приглашает спортивных знаменитостей… В его выступлениях постоянно звучат слова – «дух нации», «здоровье нации»… Нам, русским, было бы совсем нелишне перенять этот опыт…

В аэропорту чеченской столицы меня попытались обратить в ислам. Не лично, конечно, а посредством наглядной агитации. Она была размещена прямо на стене терминала и гласила следующее: «Куда ведет твой путь? К греху, судному дню, допросу в могиле, смерти…». Все это великолепие адресовалось безбожникам, неверующим и заблудшим… Указывалось только одно спасение от неминуемых неприятностей – принятие ислама. Нужно было лишь засвидетельствовать, что нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его… Хорошенькое начало, однако…))

Катаясь по вечернему Грозному в поисках подходящей гостиницы, среди прочего, спросил у таксиста: «Как здесь относятся к русским?». «Пока нормально», — говорит. Я чуть не поперхнулся от неожиданности: «Что значит пока?»… «Есть, конечно, за русскими должок, но вы же платите», — и посмотрел на меня так по-доброму, словно ножом полоснул… Ей богу, я в Донбассе под пулями себя спокойнее чувствовал…)) «Ну, — думаю про себя, — ребята, мы так с вами ни о чем не договоримся»…

Чеченцы — народ простой. Могут спокойно подойти на улице, без обиняков спросить что-то… Поначалу меня это коробило — ты с человеком не знаком, а он тебе тыкает… Потом кто-то сказал мне, что в чеченском языке нет местоимения «вы», оттого и в русском они про него забывают.)) Кстати, говорят чеченцы по-русски (в отличии от других кавказцев) почти без акцента. Да и выглядят, в немалом своем числе, как европейцы…

Природа Чечни удивительно красива и своеобразна, недаром все наши знаменитые писатели и поэты так увлеченно воспевали Кавказ. Величественные, много чего повидавшие на своем веку горы; бурлящие исполинской энергией реки; изумительной чистоты озера (одно только Кезеной-Ам чего стоит) – казалось бы, в таком заповедном месте должны рождаться очень поэтические натуры… Однако самые лучшие строки о Кавказе написали почему-то русские, пришедшие сюда с равнины. Воистину, «лицом к лицу – лица не увидать, большое видится на расстоянии»…

Для народа, еще не так давно воюющего с российской армией на своей территории, чеченцы живут очень и очень неплохо… Дома у них, по большей части, основательные, добротные, из красного и серого кирпича. Газ проведен даже в самые высокогорные районы (в отличии от России, где его не всегда можно найти и в полусотне километров от Москвы). Я даже грешным делом подумал, что если бы какая-нибудь депрессивная русская область объявила в свое время войну центру, то сегодня бы она жила не хуже Чечни. Потому что права дают лишь тем, кто за них борется. А у тех, кто безмолвствует, их только отбирают…

Если говорить о «национальной кухне чеченцев», то она крайне бедна и невзыскательна. Собственно, чеченских блюд в ней мало, и они либо очень жирные, либо почти безвкусные. Вайнахи сами признают, что их еда мало полезна для здоровья. Главное отличие чеченской кухни заключается в ее аскетизме, ведь нохчам совершенно некогда было готовить — состязаниям в кулинарном искусстве они предпочитали соперничество в набегах…

Что касается чеченских женщин, то они, не являясь, конечно, писаными красавицами, могли бы все же послужить хорошим примером для наших прелестниц. Чеченки свято чтут традиции своего народа, в меру набожны и скромны, в них много достоинства. Кроме того, чеченские женщины очень работящи и, что очень важно, никогда не ропщут на судьбу.)) На рынках, в магазинах, гостиницах и кафе трудятся, в основном, они. Тогда как мужчины предпочитают службу в охранных структурах, коим в Ичкерии несть числа…

Кстати, в Чечне людей, выступающих за межнациональные браки, считают чуть ли не террористами, поскольку они подрывают монолит нации. Об этом, не стесняясь, заявляют местные чиновники, об этом говорит Кадыров… Попробуй кто-нибудь в Москве заявить, что русская девушка не должна выходить замуж, предположим, за африканца – его сразу обвинят во всех смертных грехах. Такое уж у нас странное государство…

Культу личности известного клана в Чечне мог бы позавидовать и сам Сталин. Портретами Кадырова-старшего, младшего и Путина завешана вся республика. Как говорится, отец, сын и святой дух… Местное телевидение без изжоги смотреть невозможно. О чем бы на экране ни шла речь – будь то праздничный концерт, спортивное соревнование или просто новости, каждый артист, чиновник и журналист считает своим долгом и священной обязанностью пропеть какой-нибудь дифирамб «уважаемому Рамзану Ахматовичу». Я, конечно, понимаю, что гордые и независимые вайнахи абсолютно искренни в проявлении своих верноподданических чувств, но даже им не мешало бы иногда вспоминать, что лишь чувство меры благо есть…

Грозный, понятное дело, никакой особой исторической ценности из себя не представляет (поскольку почти весь является новоделом), но удивительно, как быстро Рамзан (на федеральные деньги, разумеется) сумел восстановить его из руин. Так что заявления о том, будто чеченцы не хотят, не умеют и не любят работать, в данном случае не отвечают действительности – кто-то же все эти дома и мосты построил…

Некоторые злые языки утверждают, правда, что это были турецкие и таджикские строители, но я в подобные злостные инсинуации не верю… Вайнахи — они ведь и сами с усами… По крайней мере, вы можете зримо представить, куда были потрачены бесчисленные наши рубли и копейки…

Вот площадь «Минутка», где в первую чеченскую шли жесточайшие бои местных сепаратистов с российской армией. Теперь здесь красуются жилые дома из стекла и бетона, в которых живут вайнахи… А вот пригород чеченской столицы — там нынче плещется рукотворное грозненское море…

Самый импозантный и красивый проспект Грозного носит имя Путина. Его переименовали из улицы Победы по личному распоряжению Кадырова — в знак благодарности чеченского народа к удивительно щедрому на дотации президенту…

Чеченцам очень импонирует боевое название своей столицы, но нигде здесь вы не обнаружите упоминания, что город Грозный в 1818 году основал русский генерал Ермолов, и грозным он был, в первую очередь, для абреков. Кстати абрек – вовсе не обидное слово – так сами кавказцы называли горцев, ведущих разбойничий и лихой образ жизни…

Вот предложи чеченцам сейчас переименовать «Грозный» в «Мирный» — ни за что не согласятся. А все потому, что понты дороже денег.)) Всеми силами, всегда и во всем, они пытаются поддерживать реноме вайнахов, как отважных и бесстрашных воинов. Доходит до смешного – не раз и не два я слышал по местному ТВ, что знамя Победы над Рейхстагом, оказывается, водрузил чеченец Исмаилов, и только уничижительное отношение к горцам официальной Москвы не позволило им как следует засвидетельствовать этот подвиг…

Про Брестскую крепость и говорить даже как-то неловко… Всем уже давно известно в Чечне, что она продержалась месяц лишь потому, что ее защищали доблестные вайнахи. Осталось только убедить в этом русских ветеранов войны… Чем сейчас Путин, кстати, самым активным образом и занимается…

Как часто это бывает у кавказцев, в Чечне очень много показухи. Понятное дело, ведь у Кадырова все должно быть самым лучшим… Недавно чеченское телевидение с гордостью сообщило об очередной «стройке века», старт которой дал лично глава республики. Башня «Ахмат» (в честь его папы, разумеется) должна будет взметнуться к облакам на высоту свыше 400 метров и стать одной из самых высоких в мире…

Предположительная цена амбициозного проекта – более миллиарда рублей. На его торжественной закладке приглашенный из Москвы чиновник растерянно смотрел, как отважно чеченцы демонстрируют свое пренебрежение к экономическому кризису… И это при том, что большинство построенных высоток в столице Чечни до сих пор стоят пустые…

Вайнахам вообще понравилось реализовывать свои мегафантазии за федеральный счет. Все правильно, в общем-то. Отчего не креативить, если дают?.. Так, например, мечеть Ахмата Кадырова в Грозном – самая большая в Европе, стадион имени (угадайте кого?) – крупнейший на Северном Кавказе, горнолыжный курорт «Ведучи» – один из самых внушительных в России…

Ну а в целом работы здесь у людей почти нет — очень много безработной молодежи, которая вынуждена в поисках заработка уезжать в другие регионы. В этом и заключается самый большой парадокс чеченской экономики. Мечети и башни, это хорошо, конечно, но где ваши фабрики и заводы?..

Теперь что касается безопасности… По Грозному можно ходить более менее спокойно, без риска стать однажды кавказским пленником.)) Маловероятно, что при том количестве полицейских, которые имеются в этом городе, вас кто-то похитит или прибьет. Но ездить одному по Чечне без сопровождения местного, особенно в глухие, высокогорные села, я не рекомендовал бы никому. Русский человек там выглядит, мягко говоря, экзотично, а это в «маленькой, но гордой республике», недавно пережившей войну, чревато самыми серьезными последствиями…

Хватает здесь и лицемерия. Так Кадыров постоянно утверждает, что в его республике самый низкий уровень преступности. Возможно, это и правда, у Рамзана не забалуешь… Вместе с тем, мы наблюдаем огромный вал этнической преступности, захлестнувшей другие регионы страны. Получается, что местные криминальные элементы просто переместились туда, где, по их понятиям, совершать преступления можно…

Впрочем, о чем это я… Надеюсь, что никто не будет спорить с тем, что чеченцы, в подавляющей массе своей, – это очень культурные, законопослушные и воспитанные ребята. Они приезжают в Москву учиться и работать, им некогда заниматься всякой криминальной ерундой… Просто у некоторых из них обычаи такие – время от времени в кого-нибудь пострелять и что-нибудь поотнимать… Это старые горские традиции, которые всем нам следует, конечно, уважать…

Или взять, к примеру, ту же лезгинку… За 10 дней, проведенных в Чечне, я ни разу не видел, чтобы чеченцы танцевали ее где-то на улице. В Москве же они норовят исполнить этот зажигательный танец при каждом удобном случае. Причем, выбирают самые знаковые места – у памятника Пушкину, на Красной площади… Дескать, смотрите, какие мы крутые горцы…

Некоторые специалисты предполагают, что подобным образом они, вроде как, метят территорию. Но я надеюсь, что это не так. Все-таки мы пишем о людях, а не о животных… Скорее всего, речь идет лишь о попытке горячих кавказских парней приобщить праздношатающихся москвичей к своей выдающейся хореографической культуре…))

Чеченцы очень обижаются, когда слышат, что кто-то хочет отсоединить Кавказ от России. Они даже настояли на том, чтобы у нас в стране ввели уголовную ответственность за подобные призывы… Утверждают, что не по своей воле вошли в состав России, и добровольно из нее не выйдут.)) Как говорится, «вы полюбите нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит»…

Но насильно ведь мил не будешь… Зашел как-то в православный храм (Кадыров рядом с самой большой в Европе мечетью повелел восстановить разрушенную в годы войны церквушку). На лавке у входа – три убеленные сединами старушки.

— Как поживаете, бабули? — с улыбкой обратился я к ним.

— Живем, хлеб жуем, хоть зубов нема, — отвечают они.

— А давно вы здесь?

— Да почитай всю жизнь, соколик.

— Много ли русских сейчас в Грозном?

— Кто его знает? Может несколько сотен и наберется.

— Куда же подевались остальные? Здесь вроде тысяч триста проживало…

Бабки кинули на меня испуганный взгляд: — Так ведь уехали все…

Помолчали… Куда могли «уехать» беззащитные старики, женщины и дети в годы дудаевского беспредела, мне и так было понятно…

Некоторые чеченские руководители утверждают теперь, что русских из Чечни никто не гнал. Они, дескать, сами, побросав все свое имущество, почему-то убежали из гостеприимной республики… Но здесь с ними не согласен даже главный чеченский авторитет В. В. Путин. В интервью французскому еженедельнику «Пари-матч» он заявил: «По сути, в последние годы на территории Чечни мы наблюдали широкомасштабный геноцид в отношении русского народа, в отношении русскоязычного населения…»

Для чего мы все это вспоминаем? Уж не для того, конечно, чтобы разжигать пресловутую «межнациональную рознь». В конце концов, те, кто убивал русских в Чечне, делали это куда успешнее… Просто всем нам не мешало бы хотя бы иногда думать своей головой, чтобы однажды ее не лишиться…

Кстати, так называемые русские националисты (те, кто не из самых умных) только собираются сделать Россию для русских, тогда как чеченцы, по факту, уже устроили Чечню для чеченцев… Что, практически, сошло им с рук. Но это так, к слову…

В принципе, чеченцы Москвой довольны: деньги (или как утверждают некоторые патриоты – дань) она исправно платит, с глупыми нравоучениями не лезет, да еще позволяет Кадырову демонстрировать свои мускулы (попробовал бы кто-нибудь из других губернаторов подмять под себя силовые структуры – сколько бы он просидел во властном кресле?). Впрочем, в таком взрывоопасном регионе, как Чечня, без личной армии никуда…

Так получилось, что сам я когда-то воспитывался в школе для трудных подростков, и потому, как мне кажется, немного понимаю психологию чеченцев. Ведь они, как народ, тоже росли в неблагополучных условиях: суровая окружающая среда (горы – не самое комфортное место для проживания) и постоянная борьба за существование с не менее дикими соседями закалили национальный характер чеченцев, сделали его жестким, обидчивым, неуступчивым…

Отсюда склонность к разного рода авантюрам (зачастую – весьма рискованным и опасным), стремление все свои проблемы решать с помощью грубой силы, желание всегда и во всем быть первыми, в том числе, и среди других, более развитых сверстников (народов)… Возможно, со временем нравы чеченцев смягчатся, и они поймут, что в современном мире можно преуспеть не только за счет лихачества и бесшабашности, но и с помощью других добродетелей…

Многие у нас задаются вопросами: в конце 90-х чеченцы активно воевали за свою независимость, а после того как Путин (или Аллах, в интерпретации Кадырова) начал мочить их денежными траншами из Москвы, вдруг резко передумали отсоединяться. Получается, отважных вайнахов просто купили? Надолго ли? И не получим ли мы уже третьей чеченской войны в случае обмеления финансовых потоков, текущих в эту республику?..

Некоторые в своих рассуждениях идут еще дальше — дескать, чеченцы и русские обладают совершенно разной ментальностью, и единственное, что объединяет их в одном государстве — это обильное финансирование мятежной республики и личная лояльность Рамзана Ахматовича Владимиру Владимировичу… Что будет с Чечней, когда ее благодетель, по тем или иным причинам, покинет свой пост?..

«Кадыров только языком чешет, ему же нужно хоть как-то демонстрировать свою верность хозяину, у которого он столуется», — делятся своими переживаниями скептики. — Чеченцы нигде и никогда не помогали русским (только вредили), и мы не видим причин, по которым они могли бы забыть свою многовековую к нам ненависть. Заметьте, Кадыров все время говорит о своей преданности Путину, но никогда об уважении и любви к русским — соплеменники его просто не поймут»…

Ну что сказать, в принципе, у нас есть лишь два выхода: либо мы оставляем этот неспокойный регион, и его тут же подогревают против России наши заклятые «друзья», превращая Кавказ в постоянно гниющий рассадник терроризма и наркотиков, либо мы продолжаем (как и все последние три века) контролировать это пространство, выжигая каленым железом дурь из голов местных ваххабитов и давая возможность всем разумным и добропорядочным кавказцам служить великой Российской Империи…

Одним словом, России необходимо вернуться на Кавказ (с которого мы, де факто, ушли, и который тут же погрузился в средневековый хаос межплеменных разборок и кровной мести). Россия всегда силой своего оружия и интеллекта замиряла (не порабощала, а именно замиряла) воинственных горцев. Без ее культурного, гуманитарного, цивилизационного влияния Кавказ сегодня бы не досчитался десятков народов — их бы просто вырезали кровожадные соседи…

Я побывал во многих городах и селах Чечни – Аргун, Ведено, Гудермес, Итум-Кале, Шали, Урус Мартан, Грозный … По одним только этим названиям можно изучать географию боевых действий, некогда здесь гремевших… И всякий раз на вопрос: «Откуда ты?» отвечал – «Я – русский». Честно сказать, не заметил особого радушия, но и явной вражды никто не выказывал. Может быть, только некоторое удивление, типа: и как тебя, парень, сюда занесло?)) Иногда, правда, что-то говорили по-чеченски, но тут уж я не знаю: то ли приветствовали, дескать, «Добро пожаловать», то ли осыпали проклятиями…))

Однажды какой-то чеченец, у которого я имел неосторожность спросить дорогу, недобро сверкнув глазами, бросил мне: «Ты зачем сюда приехал? Здесь тебе не Россия!». Я изобразил на своем лице некое подобие улыбки: «Как зачем? Кадыров позвал. Говорит, надо развивать туризм в Чеченской республике… «А, ну если только Кадыров», — абориген свирепо оскалился…

Очевидно, это имя повлияло на него отрезвляюще. Рамзана здесь боятся и уважают. Поговаривают, что, наводя порядок в Чечне и подминая под себя недовольных, его люди не гнушались ничем… Но, по всей видимости, по-другому в этом разрушенном вседозволенностью анклаве действовать было нельзя…

Разговорился как-то с чеченцем в магазине, поинтересовался, какие еще местные достопримечательности заслуживают моего внимания. А он и говорит: «Езжай к мемориалу у селения Хангиш Юрт, тебе там понравится»… Я неплохо знаю историю русско-чеченских отношений, а потому, холодно глядя ему в глаза, спрашиваю: «То есть, вы предлагаете мне, русскому, ехать смотреть на памятник убийцам русских солдат?»…

Чеченец на несколько секунд оторопел от такой наглости, а потом как завопит: «Что за шовинистские замашки ты себе позволяешь?! Вайнахи – настоящие воины! У нас даже девушки готовы были голыми руками душить русских захватчиков!»… Я как можно спокойнее ему отвечаю: «А давайте-ка мы вас тоже, в свою очередь, отвезем к памятнику русским солдатам, уничтожавшим разбойничьи гнезда в Чечне»… Дальнейших его воплей я уже не слышал, поскольку, смерив провокатора презрительным взглядом, вышел из магазина…

И все-таки встретился мне в дороге один кавказец, который отчасти реабилитировал в моих глазах Чечню. Звали его Хасан. Мы объехали с ним почти всю республику, и он очень многое поведал мне о чеченцах. Я не буду пересказывать здесь все, о чем мы говорили с этим, в высшей степени достойным, человеком (тем более, что многое уже выветрилось у меня из головы) — остановлюсь лишь на основных моментах, представляющих интерес для русского читателя…

«Хасан, — обращался я к своему нечаянному попутчику, — некоторые кавказцы, в том числе и чеченцы, показушно бия себя пяткой в грудь и вопия на каждом шагу, что они «благородные горцы», беспределят в русских городах, совершая тяжкие преступления – убийства, грабежи, изнасилования… Что ты думаешь по этому поводу?»…

«Олег, я тебе так скажу, — отвечал мне Хасан, — люди, о которых ты говоришь, это не кавказцы, а трусливые шакалы, достойные лишь презрения! Я тоже иногда смотрю новости: показывают какого-нибудь отморозка, который плачется в камеру, мол арестовали его только за то, что он чеченец. Лжет, собака!..»

«Несколько лет назад мне довелось жить в Саратове, я учился там в школе МВД – так вот у меня ни разу на улице не спрашивали документов. Хоть я и не очень похож на русского, верно? (Хасан заговорщески подмигнул мне). — Так что ваши менты все правильно делают, просто так спецназ никого мордой в асфальт не укладывает. Надо разбираться с этими бандитами самым беспощадным образом, потому что они позорят Кавказ! И многие люди в России начинают думать, что все чеченцы – насильники и грабители. А это не так!»…

«Хасан, ты говорил, что некоторое время назад жил в Саратове. Как к тебе относились русские?»… «В общем и целом нормально, хотя бывало всякое. Помню, как-то сидел, разгадывал кроссворд. И так у меня это ловко получалось, что одна моя знакомая воскликнула: «Никогда бы не подумала, что чеченец может угадать хотя бы одно слово…». Но я на нее не в обиде, ей просто кто-то уже напел, что все кавказцы – тупые»…

«Хасан, если ты меня прямо здесь не пристрелишь, то сознаюсь, что до встречи с тобой я тоже так думал», — улыбнулся я.«Не бойся, Олег, у меня и пистолета-то с собой нет», — отвечал веселый чеченец. Мы оба рассмеялись…

«Хасан, — продолжал я мучить его вопросами, — а нету ли у чеченцев обиды на русских? Все-таки мы долго воевали друг с другом»… «А чего обижаться-то? Русские убивали чеченцев? Так ведь и чеченцы убивали русских. Так что мы, можно сказать, в расчете, — Хасан внимательно посмотрел на меня, — война, она же всех касается, и горе матерей везде одинаково…»

«Хасан, иногда приходится читать в интернете посты от кавказцев, в которых они утверждают, будто все русские – пьяницы и наркоманы»… «Олег, — перебил он меня, — ну ведь ты же не бухаешь и не употребляешь наркотики. Значит уже не все… А знаешь, сколько у нас здесь, в Чечне, нариков и торчков?.. Так что, не обращай внимания на всяких идиотов, они сами не понимают, о чем пишут…».

«Хасан, у каждого народа есть свои хорошие и плохие стороны, даже у русского (хоть я в силу своей близорукости так и не смог обнаружить у него ни одного минуса.)) А какие, на твой взгляд, чеченцы? Чем они отличаются от всех остальных?»…

«Чеченцы бывают либо очень хорошие, либо очень плохие — среднего не дано, — задумчиво ответил мне Хасан, и после недолгой паузы продолжил. — Мы можем как отдать последнее, так и забрать последнее… Бывает, какой-нибудь богатый нохчи руку бедняку не подаст, потому что она у него всегда грязная… А иной чеченец жизнью готов заплатить за торжество справедливости…».

«Хасан, как ты считаешь, возможно ли в Чечне повторение кровавых событий 90-х годов?»… «Да, к сожалению, возможно, если власть потеряет доверие народа или ослабнет. В этом случае люди, как мутный горный поток, просто выйдут из берегов… Я очень хочу, чтобы Чечня осталась в составе России, потому что без русских у нас никаких шансов на построение нормальной жизни нет»…

Задавал Хасан вопросы и мне, причем, достаточно оригинальные. Так, например, среди прочего интересовался: «Почему русские мужчины часто жалуются на то, что жены их не слушают?»… «Как это так, — возмущался чеченец, — слово мужчины должно быть законом для женщины!». Я ответствовал на это Хасану, что абсолютно и полностью с ним согласен. Но хитрющие бабы не слушают даже меня…))

Затем Хасан спросил: «Как такой великий народ, как русские, допустил в Кремль такое ничтожество, как Ельцин?». Я заметил на это, что ошибаться свойственно всем: и немцам с Гитлером, и чеченцам с Дудаевым…

В общем, расстались мы с ним, как мне кажется, чрезвычайно довольные друг другом. «Вот бы побольше таких парней, как Хасан, — размышлял я, — сразу бы наступила дружба между народами… А уж что там чеченец думал про меня, вы лучше спросите у него…))

Будем справедливы: Кадыров многое делает для того, чтобы мир и согласие надолго поселились в мятежной республике. Во многом благодаря его усилиям русских солдат перестали убивать на Сунже. Он также пытается выкорчевывать средневековые традиции кровной мести, активно препятствует оттоку молодых чеченцев в террористический ИГИЛ. Но еще больше ему предстоит сделать…

Почти две с половиной сотни лет чеченцы воевали с Россией, и бесследно это для их менталитета не прошло. Пока мы зачитывались сказками про Крошечку-Хаврошечку и Василису Премудрую, вайнахи рассказывали своим детям о «священной борьбе с неверными»… Помню, как потрясло меня видео с пятилетним чеченским мальчиком, который на вопрос: «Что ты будешь делать, когда вырастешь?» ответил: «Убивать русских!»…

Я уезжал из Чечни первого сентября, когда счастливые малыши по всей стране идут в школу. Так было и в Чечне. Мне очень хочется верить, что эти ребятишки уже никогда не будут воспитываться в атмосфере ненависти, а значит – никогда не проиграют. Потому что за Россией – будущее мира, а добро всегда побеждает зло…

Вещий Олег