Методика работы над предложением в детском саду. Работа над формированием понятия «предложение» у детей подготовительного возраста с ТНР

Консультация для воспитателей ДОУ.

Система работы над предложением со старшими дошкольниками

Работа над предложением в дошкольном возрасте способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у дошкольника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ предложения развивается очень медленно.

Особенности выделения дошкольниками слов из предложения в условиях стихийного становления понятий о языковых явлениях и в условиях специального обучения изучались С. Н. Карповой. При стихийном формировании этот процесс протекает чрезвычайно медленно, ориентировка ребенка на слово ограниченна и неустойчива. Он часто выделяет не одно слово, а комплекс слов, повторяет услышанное предложение, не осознавая существенных признаков слова.

При специальном обучении, основанном на поэтапном формировании умственных действий, успешно и довольно быстро формируются представление о словесном составе предложения и умение анализировать предложения.

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов.

Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложений должно проводится в практическом плане, без каких бы то ни было определений. Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов.

Воспитатель пользуется термином «предложение», развивает у детей представление о предложении. Вся работа строится на наблюдениях и речевой практике.

I этап. Вычленение предложений из потока речи.

Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения) рассказ, который специально составляется воспитателем и демонстрируется картина. Во время чтения воспитатель интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями. Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч. Воспитатель спрашивает детей: «О ком был рассказ?»

Затем задает конкретные вопросы:

Что я сказала про детей?

Что я сказала про мальчика?

Что я сказала про девочку?

Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения: первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений. Затем рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение, второе и третье. Задания на вычленение предложений из текста повторяется в течение нескольких занятий.

Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение. Воспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения. Дети считают предложения, загибая пальчики.

Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки.

Воспитатель спрашивает: сколько предложений в нашем рассказе? Какое первое предложение (второе…) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке.

Вопросы, которые задает воспитатель(о ком, о чем говорится в первом предложении, Что говорится?), характеризует семантическую, смысловую сторону предложения, как единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.

Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.

На этом этапе можно использовать следующее задание: «Я придумала предложение про кошку. Оно начинается со слова кошка. Какое предложение я придумала?» Дети составляют разные предложения. Воспитатель останавливается на одном из предложений, которое было наиболее интересным, или было придумано менее активным ребенком, чтобы поощрить его. Можно поступить по другому. Выслушав несколько ответов, воспитатель говорит, что он придумал совсем другое предложение. Называет его. Отвечающих детей воспитатель поощряет, отмечая, что они придумали много разных предложений про кошку.

Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл, педагог все время спрашивает, о ком это предложение. Что говорится про девочку?

Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его - длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:

  1. придумывание предложений с заданным словом;
  1. придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам;
  2. придумывание «веселого» предложения;
  3. составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение».

II этап. Ознакомление со словесным составом предложений

Овладение понятием предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 - 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы:

  1. рассматривание игрушек,
  2. демонстрация действий с игрушками,
  3. рассматривание картин,
  4. пространственное моделирование.

Одновременно ведется работа по составлению предложений. В основе обучения лежит

пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют предложения про игрушки. Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 - 3 слов. В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения. С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку». Можно применять и другие виды моделирования: каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой. Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения. Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова», разработанной Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов. В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?»).

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

В отличие от школьной методики порядковые числительные, по мнению авторов игры, давать не следует. Однако в экспериментальной работе С. Н. Карповой показано, что уже на первом этапе обучения дети шестого года жизни могут пользоваться порядковыми числительными.) Вопросы можно формулировать по-разному: «Где слово машина! Покажи слово едет. Какое это слово?» Один из вариантов игры предусматривает использование приема разрушения линейности речи. Это игра «Хор». Заранее подготовленные дети, изображающие предложение, произносят слова не последовательно, а одновременно, хором. Предложение, сказанное таким образом, становится непонятным. Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно, и прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку, одно за другим. Далее воспитатель произносит набор несвязанных слов и просит детей, ответить предложение это или нет. Почему? В другом варианте игры - «Путаница» - нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы :

  1. четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом),
  2. произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении;
  3. перепрыгивание через скакалку,
  4. отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько
  5. подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;
  6. разные варианты игры «Живые слова»;
  7. произнесение слов вразбивку;
  8. произнесение слов по рядам;
  9. шепотный анализ предложения;

Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания :

  1. Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?
  1. Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.
  2. Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово.. Назови соседей слова …
  3. Название первого и последнего слова в предложении.
  4. Которое по счету слово…
  5. Назовите третье слово.
  6. Называние слов в разбивку: назови второе, первое, третье, слово.
  7. «Путаница». Составление предложений по деформированной фразе.
  8. «Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли я записала предложение? Согласны ли вы со мной?
  9. Подбор предложений к заданной схеме. Какая схема правильная?
  10. Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.
  11. Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.
  12. Придумывание предложений с определенным количеством слов.
  13. Придумывание предложений с предложенным словом.
  14. Придумать предложение по двум или трем словам.
  15. Распространение предложений, путем увеличения количества слов используя полоски-символы.
  16. Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.

Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами. Формирование элементарных знаний о речи оказывает влияние на общее речевое развитие детей, повышает речевую культуру, помогает дошкольникам в совершенствовании речевых умений и навыков ,


Речевые игры для коррекционно-логопедической работы по дифференциации окончаний имен существительных относящихся к определенному падежу.

Губайдуллина Надежда Робертовна
Место работы: Самарская область, г.о. Тольятти, МОУ средняя школа № 18 (структурное подразделение Детский сад)
Должность: Логопед – дефектолог
Описание работы. Одним из наиболее распространенных и частотных нарушений грамматического строя у детей дошкольного возраста с нарушением речи, является нарушение употребления падежных окончаний имен существительных. Данные игры рекомендуется проводить когда уже сформирован навык употребления падежных окончаний имен существительных.

Цель. Формирование навыка употребления падежных окончаний существительных у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
Задачи.
1. Разработать игры для устранения нарушений употребления падежных окончаний имен существительных.
2. Совершенствовать методы устранения нарушений употребления падежных окончаний имен существительных детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

1. (дифференциация
окончаний существительных винительного падежа).
Рыбак поймал…(рыбу ).
Портниха шьет…(платье ).
Повар варит…(суп ).
Хозяйка кормит…(гуся ).
Мама стирает…(платок ).
Собака догоняет…(мальчика ).
Бабушка покупает…(хлеб ).

2. Задание «Составь предложения» (дифференциация окончаний
существительных винительного падежа).
Поезд, в, мальчик, сел.
Идут, цирк, в, ребята.
Земля, смочил, дождь.
Трава, роса, покрывала.
Карасик, поймала, щука.
Дерево, ветер, сломал.

3. Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация
окончаний существительных родительного падежа).

Эта собака больше…(кошки ).
Кошка сильнее…(мышки ).
Брат выше…(сестры) .
Я прошел мимо…(магазина ).
Я иду вдоль…(реки ).
Я дошел до…(моста ).
Нужно купить на рынке…(сыра ).
Это ветка…(ели) .
У дедушки нет…(зонта ).
У Кати нет…(собаки ).

4. Игра «Собери пары» .
нужные картинки из второго столбика отвечая на вопрос: «Кто у кого?»
(дифференциация окончаний существительных родительного падежа).
теленок кошка
жеребенок медведица
поросенок собака
цыпленок свинья
щенок курица
медвежонок овца
котенок корова
ягненок лошадь

5. Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация
окончаний имен существительных дательного падежа).
Врач прописал…(дедушке ) лекарство.
Налей…(собаке ) воды.
Позвони по…(телефону ).
Семья приехала к…(морю ).
Хозяйка дает морковку…(кролику ).
Мама читает сказку…(сыну ).

6. Игра «Собери пары». К картинкам из первого столбика подберите
картинки из второго столбика, отвечая на вопрос: «Кому что нужно для работы?» (дифференциация окончаний имен существительных дательного падежа).
каменщик ножницы
парикмахер градусник
учительница мастерок
врач указка
продавец весы

7. Игра «Закончи предложения, называя картинки» (дифференциация
окончаний имен существительных предложного падежа).
Дети едут в…(автобусе ).
Корабли стоят в…(порту ).
Вещи висят в…(шкафу ).
Девочки гуляют в…(парке ).
Малыш мечтает о…(собаке ).

8. Игра «Собери пары». К картинкам из первого столбика подберите
нужные картинки и второго столбика, отвечая на вопрос: «Что чем выполняют» (дифференциация окончаний имен существительных творительного падежа).
письмо молоток
гвоздь топор
платье ложка
дерево ручка
тарелка игла

9. Задание «Составь предложение» (дифференциация окончаний имен
существительных творительного падежа).
Река, над, белеет, туман.
Под, еж, нашли, дети, елка.
Мост, под, речка, течет.
Лампа, стол, висит, над.
Вода, над, кружит, чайка.

1. Прежде всего следует отметить, что по мере формирования отношений между двумя сторонами (в данном случае это детский сад и семья) они начинают играть определенные роли. И очень важно, чтобы эти роли были закреплены формально (например, договором).

2. Есть детские сады, где родители знакомы только с воспитателями и заведующей (ей подавали заявление о приеме). Возникает вопрос: почему специалисты, по роду своей деятельности владеющие массой информации о возрастных особенностях, об основных педагогических аспектах воспитания, о методах развития ребенка, не делятся своими знаниями с родителями?

3. Следующий момент, на который хочется обратить внимание, - занятия и «задания на дом».

Родители считают, что детям явно не хватает развивающих занятий в разных областях, родители должны знать, сколько и какие занятия проводятся с их ребенком, какие образовательные, воспитательные, развивающие задачи на этих занятиях решаются.

4. Что касается «заданий на дом», однозначно: никаких учебных «заданий на дом» быть не может, даже в первом классе школы домашние задания строго запрещены.

5. Увеличить количество развивающих занятий по разным направлениям (интеллектуальному, физическому, творческому) и улучшить их качество.

6. Увеличить количество занятий со специалистами, снизить возраст детей, с которыми занимаются специалисты (и с психологической точки зрения это очень верно).

7. Родители не хватает общения с педагогами, а следовательно, информации.

Заключение.

Я, Зиновьева Алиса Александровна, студентка 3 курса кафедры государственного, муниципального и организационного управления ФГБОУ ВПО «Государственной полярной академии», с 18.06.2012г. по 30.06.2012г., проходила учебно-ознакомительную практику вМБДОУ № 17 «Аленький цветочек».

Перед приёмом на практику между мной и директором предприятия был заключен договор о приеме на производственную практику.

В первый же день моего пребывания на практике мне провели инструктаж по технике безопасности и внутреннего трудового распорядка, показали мое рабочее место.

В ходе практики руководитель и сотрудники ознакомили меня со своей работой и обязанностями в организации, кратко рассказали особенности существования данной организации.

Я за период практики смогла изучить основные формы документов, на основании которых и делала анализ организационной деятельности МБДОУ № 17 «Аленький цветочек». Все работники предприятия по возможности отвечали на все поставленные мной вопросы.

Целью практики является ознакомление с общими принципами управления в организации и получение практических навыков профессиональной деятельности.

В данной организации Зиновьева Алиса Александровна провела 10 дней, начиная с 18 июня по 30 июня, в качестве помощника заведующий. Моим руководителем по практике от организации, была представлена Карзанова Лилия Шамильевна.

Список литературы.

    Алиева,Л.В. Детское движение - субъект воспитания (концептуальные ориентиры) / Л.В.Алиева // Современные концепции воспитания: материалы конференции Ярославль: изд-во ЯГПУ им.К. Д.Ушинского, 2010.-С.118-127.

    Бобров,А.Е. Развитие молодежного детского движения в России: опыт и перспективы / А.Е. Бобров // Современное молодежное детское движение и гос-во. Всеросийская научно-практическая конференция 12-15 марта - М.: Социум, 2009. С.26-35.

    Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с //

Подготовка детей к обучению грамоте

Дошкольное образовательное учреждение НЕ ОБЯЗАНО обучать детей чтению и письму. Государственными требованиями это не предусмотрено, но ДОУ самостоятельно может взять на себя подобные обязательства. Программа обучения и воспитания детей в речевом детском саду предусматривает обучение детей грамоте.

Целенаправленная подготовка к обучению грамоте начинается в подготовительной группе

Основной принцип подготовки детей к обучению грамоте - научить детей свободно раскладывать любой вид (отрезок) речи на составляющие части и наоборот, уметь из отдельных элементов речи составить больший речевой компонент.

Пример.

Умение разложить речь на составляющие (АНАЛИЗ РЕЧИ) - текст на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки.

Умение составить речевые компоненты (СИНТЕЗ РЕЧИ) - из звуков слоги, из слогов слова, из слов предложение, из предложений текст.

Вывод: в настоящее время господствует звуковой АНАЛИТИКИ-СИНТЕТИЧЕСКИЙ способ обучения детей грамоте.

Направления работы по подготовке детей к обучению грамоте

1. Понятие текст (рассказ).

2. Понятие о предложении.

3. Понятие о слове.

4. Понятие о словесном составе предложения.

5. Понятие о слоге.

6. Понятие об ударении.

7. Понятие о звуке.

8. Освоение позы пишущего. Студенты описывают её самостоятельно.

9. Освоение навыков письма. Студенты описывают и приводят примеры самостоятельно.

Ознакомление с понятием «предложение»

Последовательность работы

1. Выделение предложения из потока речи.

Проводится отдельное занятие или его фрагмент.

Предлагаем детям небольшой рассказ по картине, составленный воспитателем. В рассказе 3-4 предложения, в каждом предложении 3-4 слова. Рассказ произносим четко, с паузами между предложениями.

Пример. В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине.

После зачитывания рассказа, беседа с детьми - задаем вопросы по тексту. Составляем вопрос к каждому предложению.

Пример. Что я сказала в самом начале. Что я сказала про сад. Что я сказала потом. Что я сказала про детей. Что я сказала про яблоки.

Затем повторное чтение рассказа, с выделением предложений паузами. Сообщаем детям, что в этом рассказе три предложения. Словарная работа над термином «предложение» - «Дети какое новое слово я сейчас сказала, давайте повторим его хором, а теперь только девочки, а теперь Вася и т.д.»

Продолжение беседы: «В саду растут яблони» - это дети первое предложение, в нем говорится о яблонях. Какое еще есть предложение в моем рассказе? Что ты сейчас сказал Вася (предложение). О чем в нем говорится? Что сейчас сказал Вася?». И т.д.

В первый день на этом можно закончить ознакомление детей с понятием «предложение».

2. Самостоятельное составление предложений.

1. Предлагаем детям самостоятельно составить короткий рассказ по картине или игрушке, заслушиваем рассказ и анализируем его как рассказ про яблони, разбирая каждое предложение. Постоянно задаем такие вопросы, что бы дети употребляли слово «предложение».

2. Предлагаем детям составить рассказ по картине или игрушке. Каждый ребенок должен придумать одно предложение. Постоянно задаем такие вопросы, что бы дети употребляли слово «предложение».

3. Выставляем перед детьми картинку или игрушку и задаем по ней вопросы.

Пример. Какого цвета мяч? Красный. А теперь ответь полным предложением. Мяч красного цвета. Молодец Вася, сказал полное красивое предложение. Что сейчас сказал Вася? И т.д.

4. Проводим игру «Узнай где предложение». Объясняем, что предложение это когда понятно о чем говорится. «Я пошла в магазин» - это предложение, так как понятно о чем говорится. «Марина, компот, крокодилы» - это не предложение, так как не понятно о чем говорится. И т. д. Дети сами решают что услышали - предложение или нет. И объясняют почему они так решили.

3. Ознакомление с графическим отображением предложения. Объясняем, что предложение можно отобразить одной чертой. Начало предложения отметим палочкой, а окончание точкой. Рисуем образец на доске. Дети пробуют изобразить предложение в тетради. Затем выполняют задание по подсчету и отображению предложений в тексте, который произносит педагог.

Ознакомление детей с понятие «слово»

Дети уже знакомы с этим понятием, так им постоянно говорят «Повтори это слово, громче скажи это слово» и т.п. В старшей группе целенаправленно знакомим детей с понятием «слово», для этого используются дидактические игры на развитие речи.

Пример. Игра «Поломанный телефон». Главное правильно дать инструкцию к игре (постоянно употреблять понятие «слово»). «Я скажу на ушко Васе какое-нибудь слово, он запомнит это слово и повторит это слово на ушко Мише. Вася что ты запомнишь и повторишь? Миша, что тебе повторит на ушко Вася.» и т.д. В конце игры спрашиваем: «Что мы говорили друг другу на ушко? Какие слова мы называли? Кто еще знает другие слова вокруг нас?» и т.п.

Удобно использовать игры:

Скажи наоборот.

- Скажи по другому

- Назови другим словом

- Кто больше слов знает про …

- Съедобно-несъедобное

Главное «правильно» дать инструкция к игре (постоянно употреблять понятие «слово»).

Можно использовать художественное слово - «Волшебное слово» Осеевой, «Игра в слова» Барто, «Подскажи словечко» Серовой, «Плим» Токмаковой:

Ложка это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка это кошка,

У кошки пять котят.

Тряпка это тряпка

Тряпкой вытру стол.

Шапка это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово

Смешное слово Плим

Я повторяю снова

Плим-плим-плим

Вот прыгает и скачет

Плим-плим-плим

И ничего не значит

Плим-плим-плим.

Ознакомление со звуковым строением слова

С понятие звук дети уже знакомы, так как ранее получали задания типа «Повтори этот звук, скажи так, чтобы я услышала звук …».

Средняя группа

Развитие фонематического анализа. Привлекаем детей к звуковому составу слов - выделяя звуки в словах утрированным произнесением.

Вместо слова звук употребляем понятие «Песенка». Песенка змеи - ШШШШ, песенка комара ЗЗЗЗЗ и т.д.

Предлагаем детям так произнести слово, чтобы было слышно песенку пчелы (ЖЖЖЖ) и т.д.

К концу года начинаем понятие «песенка» заменять понятием «звук».

Учим определять положения звука в слове (начало-середина-конец)

Подбираем слова, в которых заданный звук содержится (вначале с помощью картинок, потом по памяти).

Знакомим детей с понятие твердый-мягкий. (С помощью братцев Тима и Тома. Тим - мягкий, улыбчивый, толстый, в зеленой одежде, озвучиваем его тонким голоском, Том - твердый, нахмуренный, худой, в синей одежде, озвучиваем его басом. Предлагаем детям определить кому какие вещи принадлежат. Произносим слова, начинающиеся с согласных. Если согласный твердый, хмурим брови, говорим басом и определяем что это вещь Тома, спрашиваем: «Значит какой первый звук в слове?» (твердый), «Каким цветом его обозначим?» (синим) и т.д.)).

Вводим цветовое обозначение звуков твердый - синий, мягкий - зеленый.

Старшая группа

Совершенствование фонематического анализа и синтеза.

Усваиваем понятия:

- Гласный согласный (Согласный, если язык, зубы и др. согласились помогать его произносить. Все остальные звуки гласные. Гласные звуки обозначаются красным цветом).

- Твердый-мягкий (см. среднюю группу)

- Звонкий-глухой (Определяем с помощью ладони, расположенной на шее. Если в момент произнесения звука в горлышке работает звоночек, значит звук звонкий).

ИГРЫ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 ЛЕТ.

ИГРЫ С ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.

CОСТАВЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Напишите на карточках слова, в разных грамматических формах. Предложите ребенку подобрать подходящие слова и составить словосочетания (соединить стрелочками или положить их рядом, если слова написаны на разрезных карточках). Например:
НОВАЯ ПЛАТЬЕ ПРИШЛА ВРЕМЯ
НОВЫЙ ГОД ПРИШЕЛ ДЕТИ
НОВОЕ ИГРУШКИ ПРИШЛИ СЫН
НОВЫЕ КВАРТИРА ПРИШЛО ДОЧКА
Помните о "лишнем" варианте ответа для повышения интенсивности задания! Как это сделать в таких заданиях? Для первого задания: или уберите одно слово ("новое", например) или добавьте слово ("машина", например). Так же и для второго задания: добавьте или уберите одно слово.

КАКОЕ СЛОВО ПОТЕРЯЛОСЬ?

Упражнение помогает научиться осмысливать значение предлогов. Напишите словосочетания, в которые входят предлоги, сами предлоги напишите на отдельных карточках. Предложите ребенку "вернуть" "маленькие словечки" на место. Усложненный вариант: ребенку не даны предлоги, он сам догадывается, какое слово пропущено, и вписывает его. Например:
ЧАЙ _ САХАРОМ
КОШКА _ ДИВАНЕ
КОСТЮМ _ ШКАФУ
СОБАКА _ ЗАБОРОМ
ПРИШЛА _ МАГАЗИНА
КНИГА _ ЖИВОТНЫХ
НА, В, С, ИЗ, ЗА, О, ОТ ("лишний" вариант ответа).

ПОДБЕРИ ОКОНЧАНИЕ.

Напишите словосочетания, состоящие из прилагательного и существительного или глагола в прошедшем времени и существительного, окончания прилагательных и глаголов напишите на отдельных карточках, ребенок должен разложить окончания на места. Предусматривайте "лишние" варианты ответов! ГРОМК_ ЗВУКИ
ГРОМК_ ПЕСНЯ
ГРОМК_ ПЕНИЕ
ГРОМК_ ГОЛОС
-ОЕ, -АЯ, -ИЕ, -АЯ, -ИЙ.

ВРЕМЯ БЕЖАЛ_
МАЛЬЧИШКИ БЕЖАЛ_
ВЕРА БЕЖАЛ_
-А, -О, -И.
При прочтении предположений в первое время может возникнуть эффект многократного повторения прочитанных слов. Также как и в случае повторения слогов при прочтении слов, это помогает ребенку легче понимать прочитанное и не забывать первые слова к моменту прочтения и понимания последних слов предложения ("Лена, ела, Лена ела, малину, Лена ела малину"). Препятствовать такому чтению не нужно: в скором времени ребенок научится быстро понимать прочитанное предложение и без повтора слов.
Но для облегчения чтения предложений можно использовать предложения, в которые вместо некоторых слов вставлены картинки, тогда количество слов, которые необходимо осмыслить при чтении, будет меньше, а значит, прочитать предложение станет проще.

Перед тем как давать ребенку читать предложение, убедитесь, что оно не содержит сложных длинных слов. Если такие слова в предложении встречаются, предложите прочитать их ребенку заранее, в случае необходимости помогите ему прочитать и понять это слово.Предложение + картинка

РАЗРЕЗНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Для этого задания нужно написать предложения на карточках и разрезать их на слова. Ребенок читает слова и составляет предложение из них. Можно добавлять к комплекту слов предложения лишние слова, не подходящие по смыслу или форме слова, например:
Света из в рисовала альбоме

Рисовала Света тарелке альбоме в

Рисовала Света альбоме рисовал в
Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки по содержанию предложения, это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами.

Когда ребенок освоит чтение предложений, можно начинать читать короткие тексты. При работе с текстом появляется еще один уровень осмысления прочитанного - понимание последовательности и причинно-следственных связей описываемых в тексте событий.
Для облегчения понимания прочитанного важно задавать как можно больше разнообразных вопросов по тексту, при этом ребенок может ответить своими словами или прочитать ответ из текста.
На этом этапе обучения чтению также можно провести занимательные игры с ребенком.

НАЗВАНИЕ ДЛЯ РАССКАЗА.

Цель: учиться читать текст, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Возраст: с 5 лет.

Как играть?
Предварительно для игры выберите текст из 4-6 простых предложений. Прочитайте его сами, придумайте название. На листе бумаги напишите 3-4 варианта названия рассказа, причем только один из них должен подходить к его содержанию. Например, к приведенному ниже рассказу вы можете предложить следующие названия: На море / За ягодами / Хорошо в лесу / Заблудились.
ОДНАЖДЫ КАТЯ ХОДИЛА С ДЕДУШКОЙ В ЛЕС. ТАМ ОНА НАРВАЛА ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ. КАТЯ СДЕЛАЛА КРАСИВЫЙ БУКЕТ. А ДЕДУШКА НАШЕЛ МНОГО ОПЯТ. ДОВОЛЬНЫЕ ОНИ ВЕРНУЛИСЬ ДОМОЙ.
Предложите ребенку прочитать рассказ и выбрать подходящее название для него.

СОСТАВЬ РАССКАЗ.

Цель: учиться составлять текст из предложений, развивать мышление.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря" или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Как играть?
Подберите текст из З-6 предложений. В каждом предложении количество слов не должно превышать 6. Напишите цветными фломастерами или карандашами предложения из текста на отдельных полосках бумаги. Или сначала напишите весь текст, а затем разрежьте его на предложения. Получится аккуратнее, если для набора текста рассказа воспользоваться возможностями компьютера.
Пример предложений для игры: СПЕКТАКЛЬ БЫЛ ДЛИННЫЙ / ОНИ ПОПРОСИЛИ МАМУ ВЗЯТЬ ЕЩЁ БИЛЕТЫ / ИРУ И СВЕТУ СЕГОДНЯ МАМА ПОВЕЛА В ТЕАТР / ДЕВОЧКАМ ПОНРАВИЛОСЬ В ТЕАТРЕ / ДЕВОЧКИ НАДЕЛИ НАРЯДНЫЕ ПЛАТЬЯ / НА СЦЕНЕ ПЕЛИ И ТАНЦЕВАЛИ АРТИСТЫ/.
Попросите ребенка прочитать отдельно каждое предложение, догадаться, о чем весь рассказ, и разложить предложения в правильном порядке. Такой вид работы помогает формировать понимание причинно-следственных связей событий.

ПРИДУМАЙ ОКОНЧАНИЕ РАССКАЗА.

Ребенок читает рассказ, но не до конца. Придумывает, чем может закончиться рассказ, проверяет свое предположение, дочитывая до конца. Не забудьте похвалить ребенка и в том случае, если он угадал правильно, и в том, если он придумал свое оригинальное окончание рассказа.
РАССТАВЬ ТОЧКИ.
Цель: учиться определять границы предложений в тексте, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: любой текст (из "Букваря" или "Азбуки"), бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Для проведения игры напишите на листе бумаги или распечатайте на принтере текст, состоящий из 3-6 предложений. Знаки препинания не расставляйте (желательно, чтобы в тексте встречались только точки). Расскажите ребенку, что из этого рассказа убежали все точки, поэтому стало невозможно понять его смысл. Предложите ребенку прочитать "странный" рассказ и попытаться определить, где заканчивается одна фраза и начинается следующая, то есть расставить правильно точки.
Например:
ЛЕНЕ КУПИЛИ КУКЛУ НА КУКЛЕ БЫЛО БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ ДЕВОЧКЕ КУКЛА ПОНРАВИЛАСЬ ОНА ЕЁ КАТАЛА НА КОЛЯСКЕ ВЕЧЕРОМ ДЕВОЧКА БРАЛА КУКЛУ С СОБОЮ СПАТЬ
Или другой пример:
ЮРА С МАМОЙ БЫЛИ В РОЩЕ ТАМ КРУЖИЛСЯ ЦЕЛЫЙ РОЙ КОМАРОВ МАЛЬЧИК ЗАКРЫВАЛСЯ ОТ НИХ РУКАМИ МАМА РАЗОЖГЛА КОСТЁР КОМАРЫ БОЯТСЯ ДЫМА ЭТО БЫЛО СПАСЕНИЕ ОТ НИХ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ + КАРТИНКА.
Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Взрослый придумывает и записывает на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.

ЗАПИСОЧКИ.

Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: небольшой "сюрприз" (это может быть новая игрушка, книжка или журнал, карандаши или краски, шоколадка, билет в театр или что-то другое, что вам захочется подарить ребенку), бумага для записочек, конверты, фломастер.
Как играть?
Напишите в первой записке: "Посмотри под книгой". Эту записку не прячьте, ее нужно будет первой вручить ребенку в начале игры. В записке, которую впоследствии спрячете под книгу, напишите: "Посмотри под подушкой". В записке, которую будете прятать под подушкой, напишите: "Загляни в холодильник" и т. д. Первый раз сделайте 3-4 записки. В последней записке надо написать, где находится сам сюрприз. Перед началом игры разложите записки в конверты, а конверты в запланированные для них места. Скажите ребенку, что приготовили для него сюрприз, только спрятали его, и предлагаете поиграть - найти сюрприз по подсказкам. Или расскажите, что ребенку пришло письмо от любимого героя из сказки, но прочитать письмо должен он сам, т. к. на конверте написано его имя. Сколько радости будет у вашего ребенка, когда он найдет сюрприз! И главное - удовольствие он получит не только от самого сюрприза, но и от процесса его поиска.
Через некоторое время записки могут стать немного длиннее, например: "Проверь почтовый ящик", "Подойди к двери", "Встань к ней спиной", "Сделай 5 шагов прямо". Можете использовать инструкции, состоящие из нескольких последовательных команд, например: "Присядь и посмотри вправо", а затем еще и более сложные по содержанию команд, например: "Посмотри в верхнем ящике комода", "Вытащи записку из левого кармана куртки". Количество записок-команд, которые необходимо выполнить для нахождения сюрприза, также можно постепенно увеличивать.

Варианты:
В игры такого рода очень хорошо играть на природе - в парке, в лесу, на дачном участке. Для организации игры на природе используйте записочки подобного содержания: "На ветке березы", "Смотри на пеньке", "Ищи под елкой", "Прочитай, что написано на песке" и т. д.
Игра поможет разнообразить и отдых на детской площадке. Предложите команде ребят найти сюрприз. Используйте записочки-команды подобные следующим: "Три шага вправо от качелей", "Спрятано под горкой", "Смотри на карусели", "Копайте посередине песочницы" и т. д.

ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Цель: учиться читать простые предложения, пополнять словарный запас, развивать речь.
Возраст: с 5 лет.
Как играть?
На карточках из бумаги или картона напишите несколько предложений, близких по форме, но отличающихся по смыслу. Последние слова в предложениях не пишите, оставьте для них место. Например:
КОРОВА ЖУЁТ ___________ .
СОБАКА ГРЫЗЁТ ___________ .
НАСТЯ ЕСТ __________ .
Последние слова предложений напишите на отдельных карточках таким же цветом и шрифтом, что и предложения (СЕНО, КОСТЬ, КАШУ). Предложите ребенку внимательно прочитать предложения и добавить (разложить) в них подходящие по смыслу слова. При выполнении задания могут получиться "забавные" предложения, порадуйтесь вместе с ребенком!
Для игры можете использовать ниже приведенные предложения и им подобные.
СОБАКА СПИТ В ________ .
САША ЛЁГ В _________ .
ПАЛЬТО ВИСИТ В _________ . (БУДКЕ, КРОВАТЬ, ШКАФУ)

ПРОДАВЕЦ РАБОТАЕТ В ________ .
УЧИТЕЛЬ УЧИТ В _________ .
ВРАЧ ВЕДЁТ ПРИЕМ В __________ . (МАГАЗИНЕ, ШКОЛЕ, БОЛЬНИЦЕ)

СНЕГ ИДЁТ _________ .
КУПАТЬСЯ МОЖНО __________ .
ЛИСТЬЯ ОПАДАЮТ __________ .
ПОЧКИ РАСПУСКАЮТСЯ __________ . (ЗИМОЙ, ЛЕТОМ, ОСЕНЬЮ, ВЕСНОЙ)

ЛЕТАЕТ БЫСТРО ________ .
ПЛАВАЕТ В МОРЕ ________ .
ПРОКОЛОЛА КОЛЕСО ________ .
ПО РЕЛЬСАМ ЕДЕТ ________ . (САМОЛЕТ, КОРАБЛЬ, МАШИНА, ПОЕЗД)

ЗАГАДКИ.

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать мышление.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага, предметные картинки, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Учиться читать можно и с помощью загадок. Ни одного ребенка не оставит равнодушным загадка. Но те загадки, которые встречаются в детских книжках, еще нескоро будут доступны вашему малышу для самостоятельного чтения. Попробуйте составить доступные загадки сами.
К выбранным предметным картинкам придумайте загадки, состоящие из нескольких простых предложений. Каждую картинку разрежьте на две части: одну сделайте значительно больше другой, разрезайте по горизонтали или вертикали. На больших частях картинок с обратной стороны напишите предложения-загадки. На меньших частях картинок с обратной стороны напишите слова-отгадки. Предложите ребенку прочитать простые предложения и по описанию догадаться, о чем идет речь. Затем найти подходящее слово, соединить две части. Если отгадка подобрана правильно, то на обратной стороне сложенных частей получится отгадка-картинка.
Используйте для организации каждой новой игры по 3-8 загадок, желательно каждый раз составлять загадки на какую-либо одну общую тему.

На тему "ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ" можно загадать следующие загадки:
Даёт молоко. Её детей зовут козлятами. (КОЗА)
Любит хозяина. Живёт дома или в будке. (СОБАКА)
Пушистая и ласковая. Ловит мышей. (КОШКА)
С рогами. Даёт молоко. Не коза. Мычит. (КОРОВА)
Любит капусту и морковку. Похож на зайца. (КРОЛИК)

Для темы "ТРАНСПОРТ" подготовьте такие загадки:
Пассажирский городской транспорт. Ездит по рельсам. (ТРАМВАЙ)
Используют для перевозки грузов. Умеет сам сваливать груз. (САМОСВАЛ)
Плавает. Без трубы и без паруса. Нужны вёсла. (ЛОДКА)
Умеет летать. Поднимается вверх вертикально. (ВЕРТОЛЁТ)
Начинается на букву М. Ездит под землёй. (МЕТРО)

Для темы "ДЕРЕВЬЯ" можете использовать эти загадки:
Всегда зеленая. Не ёлка. (СОСНА)
Осенью на нем не бывает красных листьев. Плоды - жёлуди. (ДУБ)
Носит серёжки. Кора белого цвета. (БЕРЁЗА)
Лиственное дерево. Ягоды красного цвета. (РЯБИНА)
Дерево. Первая буква Т. Последняя буква Ь. (ТОПОЛЬ)

Подобным образом вы можете составить загадки на любую интересующую ребенка тему.

Цель: учиться читать предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь, развивать мышление.
Возраст: с 5 лет.
Как играть?
Напишите или распечатайте на принтере предложения из списка. Предлагайте ребенку читать их по одному и придумывать, что могло быть после описанного события. Хвалите ребенка, если он смог назвать несколько вариантов ответа.
Используйте эти и подобные предложения:
В КОМНАТЕ ПОГАС СВЕТ.
ПЕТЯ РАЗБИЛ ВАЗУ.
НА УЛИЦЕ СТАЛО ТЕПЛО.
ПОШЕЛ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ.
АНЕ ИСПОЛНИЛОСЬ ШЕСТЬ ЛЕТ.
ТОЛЯ ЕЛ МОРОЖЕНОЕ НА УЛИЦЕ.
ВО ДВОРЕ ПОДРАЛИСЬ МАЛЬЧИШКИ.
МЫ КУПИЛИ БИЛЕТЫ НА ПОЕЗД.
ПРОЗВЕНЕЛ ЗВОНОК С УРОКА.
МАМА ПРИШЛА С РАБОТЫ.

Вариант:
Предложите ребенку придумывать причины, по которым могли произойти события, описанные в предложениях.

СНЕЖНЫЙ КОМ.

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, развивать скорость чтения.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Подготовьте полоски бумаги одинаковой ширины. На каждой напишите слова для составления одного предложения.
Выложите перед ребенком сначала одно слово, дайте прочитать. Например, САДОВНИК. Затем добавьте второе слово, связанное по смыслу с первым. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК. Добавьте третье слово и снова дайте ребенку прочитать. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ. Добавьте новое слово, опять предложите ребенку прочитать предложение. СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ЦВЕТЫ. Так добавляйте до 5-7 слов. Например, СТАРЫЙ САДОВНИК ПОЛИВАЕТ ПЕРВЫЕ ЦВЕТЫ НА КЛУМБЕ.
Такое упражнение позволит ребенку преодолеть страх перед чтением длинных предложений, т. к. при постепенном увеличении количества слов в предложении ребенку легче читать и понимать прочитанное.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ РАССЫПАЛОСЬ.

Цель: учиться читать простые предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: бумага или картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.
Как играть?
Для этой игры напишите на карточках несложные предложения, разрежьте каждое предложение на слова. Расскажите ребенку, что предложения рассыпались, их нужно снова составить. Ребенку необходимо прочитать каждое слово и выстроить слова в смысловом порядке.
Выбирайте или придумывайте предложения, состоящие из 3-6 слов. Например:
КОШКА ЛАКАЕТ МОЛОКО.
СКОРО НАСТУПИТ ВЕСНА.
НАТАША РИСОВАЛА В АЛЬБОМЕ.
ДЕТИ ПОЗДРАВИЛИ МАМУ ОТКРЫТКОЙ.
ЛЕТОМ МЫ ПОЕДЕМ НА ДАЧУ.
КОРАБЛЬ БЫСТРО ПОДПЛЫВАЛ К БЕРЕГУ.
КАРЛСОН ПРИЛЕТЕЛ К МАЛЫШУ В ГОСТИ.
УЧИТЕЛЬНИЦА ПОХВАЛИЛА УЧЕНИКОВ ЗА ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ.
Для облегчения выполнения задания сначала можно использовать сюжетные картинки, соответствующие содержанию предложения. Это поможет ребенку быстрее осмыслить варианты возможных взаимосвязей между предложенными словами. Также можно некоторые слова предложений заменять предметными картинками.
Чтобы сделать задания более веселыми, добавьте к каждому комплекту слов по 1-2 лишних слова, не соответствующих смыслу предложения.
Например:
КОРАБЛЬ, ПОДЛЕТАЛ, ПОДПЛЫВАЛ, БЫСТРО, К, БЕРЕГУ, МАГАЗИНУ.
Вариант:
Перепутайте слова 2-3 предложений. Пусть ребенок составит предложения одновременно. Помните, что в этом случае слова предложений должны быть обязательно написаны одним цветом и шрифтом.

ДЕЛАЙ РАЗ, ДЕЛАЙ ДВА.

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, учиться запоминать прочитанное.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Напишите на отдельных карточках короткие предложения-команды. Например: "Подними руки вверх", "Хлопни три раза", "Присядь пять раз", "Сделай два наклона вперед", "Попрыгай на правой ноге", "Сделай четыре шага назад", "Опусти левую руку", "Пробеги до двери", "Повернись к окну", "Пройди как медведь", "Постой на левой ноге", "Повернись вокруг себя" и т. д.
Предложите ребенку сделать зарядку. Встаньте напротив ребенка и показывайте карточки с командами в произвольном порядке, пусть ребенок читает предложения и выполняет команды. Сначала предлагайте выполнять по одной команде, затем показывайте 2-3 карточки подряд и только после этого разрешайте ребенку выполнять команды, вспоминая их порядок.
Постепенно увеличивайте количество команд в одном задании до 4-6. Можете повторять одну и ту же команду несколько раз подряд или поочередно с другими командами.

ВЫСТАВКА КАРТИН.

Цель: учиться читать предложения, формировать навык осмысленного чтения предложений.
Возраст: с 5 лет.
Что вам понадобится: сюжетные картинки, бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Для упражнения потребуется несколько сюжетных картинок. Например: "В магазине", "На детской площадке", "День рождения", "Помогаю маме", "Семья" и т. д. Придумайте и запишите на отдельных карточках предложения к этим картинкам (по одному или несколько к каждой картинке), пусть ребенок читает предложения и определяет, к каким картинкам они подходят.
Предложения можно приклеивать к картинкам, постепенно пополняя список предложений, составленных по теме картинки.

СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦЫ.

Цель: формировать навык осмысленного чтения предложений, пополнять словарный запас, развивать мышление.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: белый или цветн
ой картон, циркуль, простой карандаш, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Из картона вырежьте круги максимально большого размера. Все круги разрежьте пополам. В половинках каждого круга напишите пословицы, деля их на две смысловые части. Например: ДОЖДЛИВОЕ ЛЕТО / ХОРОШО ТАМ / ЛУЧШЕ ПОЗДНО / ШИЛА В МЕШКЕ / ХУЖЕ ОСЕНИ / ГДЕ НАС НЕТ/ ЧЕМ НИКОГДА / НЕ УТАИШЬ. Эту работу проделайте без участия ребенка.
Разложите перед ребенком половинки З-6 пословиц, попросите собрать пословицы, прочитать и объяснить их смысл.
Вы можете использовать для игры пословицы из перечня или подобные им:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Мал муравей телом, да велик делом.
Мал золотник, да дорог.
Как аукнется, так и откликнется.
Добрый пример лучше ста слов.
Поспешишь-людей насмешишь.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Безусловно, полезным будет одновременное составление пословиц на одну тему. Например, на тему "Дружба":
Дружба - не гриб, в лесу не найдешь.
Нет друга - ищи, а нашел - береги.
Стой за правду горой, тогда и друзья с тобой.
Верную дружбу и топором не разрубишь.

Или на тему "Учеба":
Делу - время, а потехе - час.
Тяжело в учении - легко в бою.
Хочешь больше знать - надо меньше спать.
Кто много читает, тот много знает.
Возьми книгу в руки - не будет скуки.
Красна птица пером, а человек умом.
Век живи - век учись.
Такой подход к организации игры позволит ребенку понять смысл пословиц во всех его тонкостях. А взрослому даст больше возможностей для объяснения.
Вариант:
Предложите ребенку, соединив начало и конец разных пословиц, составить пословицы с новым содержанием, пусть даже и шуточным. Например:
Любишь кататься - не сиди на печи.
Век живи - не суйся в воду.
Поспешишь, тогда и друзья с тобой.
Добрый пример не утаишь.
Слово не воробей, в лесу не найдешь.

ВСТАВЬ ОКОНЧАНИЯ.

Цель: учиться читать предложения, учиться понимать прочитанное, развивать речь.
Возраст: с 6 лет.
Что вам понадобится: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.
Как играть?
Из картона вырежьте полоски шириной примерно 3-5 см. На них напишите предложения с пропущенными окончаниями. Например, такие:
РЕЧКА ГЛУБОК_, А РУЧЕЕК МЕЛК_.
СЛОН БОЛЬШ_, А МЫШКА МАЛЕНЬК_.
СОЛЬ СОЛЕН_, А САХАР СЛАДК_ .
НЕБО ГОЛУБ_, А СОЛНЦЕ ЖЕЛТ_ .
ДОМА ВЫСОК_, А ИЗБУШКИ НИЗК_.
ГИРЯ ТЯЖЕЛ_, А ШАРИК ЛЕГК_ .
БЕЛКИ РЫЖ_, А ЗАЙЦЫ БЕЛ_.
На карточках такой же ширины, что и полоски с предложениями, напишите окончания: АЯ, ОЙ, ЯЯ, ОЕ, ЕЕ, ИЙ, ЫЙ, ИЕ, ЫЕ.
Попросите ребенка разложить нужные окончания к каждому предложению. Для проверки правильности выполнения задания предлагайте ребенку прочитывать каждое предложение целиком после расстановки окончаний.
Вариант:
Если ребенку пока трудно читать длинные предложения, это упражнение можно провести и со словосочетаниями.
Напишите на карточках слова:
М0КР_ ДОРОГА,
МОКР_ БЕЛЬЕ,
МОКР_ РУКИ,
МОКР_ ЗОНТ
или
НОВ_ ДОМ,
НОВ_ КНИГА,
НОВ_ ДРУЗЬЯ,
НОВ_ ПРЕПЯТСТВИЕ.
Используйте те же карточки с окончаниями.