Сочинение «Живительная сила поэзии Расула Гамзатова.

Тема: “Певец земли родной, я сплю в могиле тесной…”

Эпиграфы:

Гляди вперед, вперед стремись.
И все ж когда – нибудь
Остановись и оглянись
На свой пройденный путь.

Расул Гамзатов.

…Его нельзя не любить:

Он теплый, как солнечный день в горах, он веселый, словно стремительный горный ручеек, он смелый, словно крылатый горный орел; добр и нежен, словно горный олень…

Эдуардас Межелайтис .

Оформление кабинета: 6 столов, накрытых скатертью; цветы, подсвечники с горящими (в финале) свечами, томики со стихами; портрет поэта, зарисовки кавказских пейзажей, музыкальный материал (аудиокассета), инструментальное исполнение (гитара).

За каждым столом ведущий, чтецы, художник, который делает наброски, навеянные стихотворениями поэта.

Биограф (учитель): Добрый день, друзья! Мы рады видеть вас в нашей гостиной. Сегодня наша встреча посвящена народному аварскому поэту Расулу Гамзатову. 8 сентября 2003 года народный поэт Дагестана, Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской и Государственной премий встретил свой юбилей – 80– летие. Выходец из маленького, в семьдесят саклей, аварского аула Цада, Расул Гамзатов родился в сентябрьские дни 1923 года. Его отец Гамзат славился в горах своей мудростью, честностью и умением высмеять острым, каленым словом человеческие пороки, недостатки в общественной жизни. Название родного аула Цада и стало фамилией отца Расула – поэта – сатирика Гамзата Цадасы, народного поэта Дагестана.

В одиннадцать лет Расул написал первые стихи, которые были напечатаны в аварской газете.

После окончания Буйнакского педагогического училища учительствовал в родной школе, работал в театре, на радио, заведовал отделом республиканской газеты. Первый сборник его стихов “Пламенная любовь и жгучая ненависть” вышел в 1943 году.

Свое образование Гамзатов продолжил в Литературном институте имени А.М.Горького в Москве. Четыре десятилетия бессменно возглавлял писательскую организацию Дагестана.

Первые его поэтические публикации получили широкую известность, а за сборник стихов “Год моего рождения” двадцатисемилетний поэт получает Государственную премию.

В шестидесятые годы его поэтический талант бурно расцветает, одна за другой в свет выходят новые книги: “Земля моя”, “Песни гор”, “Дети дома одного”, “Белые журавли”, “Двадцатый век” и другие.

Гамзатов много ездил по родной стране и другим странам мира, встречался с людьми. Мировое признание он получил, опубликовав поэму “Колокола Хиросимы”, в которой воссозданы трагические события, и голос автора звучит сурово и обнажено.

В замечательной прозаической книге Гамзатова “Мой Дагестан” не только рассказывается обо всем пережитом им самим, но приводятся размышления поэта о жизни, об искусстве, о назначении человека, о любви к родине,

Многие стихи поэта положены на музыку композиторами Я.Френкелем, Э.Колмановским, А. Пахмутовой, Р.Паульсом.

Юбилей поэта торжественно отмечался не только на его родине в Махачкале, куда съехались поздравить поэта представители творческих союзов и российской общественности, друзья, читатели. Издательство “Советский писатель” начало выпуск многотомного собрания сочинений поэта. 18-го сентября в Москве в Российской государственной библиотеке состоялось открытие книжной выставки, на которой были представлены многочисленные книги Гамзатова, а также издания, посвященные жизни и творчеству народного поэта.

Президент России Владимир Путин принял юбиляра в своей резиденции и вручил Расулу Гамзатову высшую государственную награду России – орден Андрея Первозванного. 2003 год в Дагестане объявлен Годом Расула Гамзатова.

Но о любом поэте лучше всего говорят его стихи, в них боль, радость,надежда, и они лучшее, что создал поэт за свою долгую творческую жизнь.

В своих стихотворениях Гамзатов рассуждает о судьбах мира, человечества, о назначении простого человека, его морали, его нравственном облике, о любви к родине, женщине, о дружбе.

Первый столик. Ведущий.

Расул Гамзатов называл себя поэтом, “воспевающим горы Дагестана”. “Дагестан”– в переводе на русский язык – это “страна гор”. Еще эту республику называют “горой языков”. Действительно, там живут и трудятся десятки разноязычных народностей, навеки скрепленные чувством братства и единства. Дагестан в прошлом напоминал кость, брошенную собакам на растерзание… Неизвестно, чего больше, пота или крови, пролилось здесь. Прав поэт, когда отмечает, что не пером, не чернилами написана история его народа, а рубцами сабельных ран и ожогами от неприятельских пожарищ…

Для современного горца границы родной земли неизмеримо раздвинулись. Ныне выходцы из дагестанских аулов трудятся на великих стройках страны, в лабораториях крупных научных центров, стоят на пограничном посту, даже несли вахту в космосе, приобщаясь к заботам землян на неизведанных трассах Вселенной.

Вот почему поэт из подоблачного аула Цада жил и трудился с неизменным сознанием того, что он – в ответе за всю державу в целом.

Без дружбы погиб бы мой малый народ,
Великий лишь тем, что любовью живет.
Нам верная дружба и песня о ней
Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней.

Поэт показал красоту и мудрость своего народа, его обычаи, ввел в стихи пословицы, сказки, то есть изобразил Дагестан “изнутри”. Патриотическое чувство поэта – не только сыновняя любовь к своему народу, к родным горам, но и ощущение неразрывного единства со всей великой Родиной. “Кремль и аул – два крыла птицы и две струны моего пандура”, – заявляет он.

Поэт в ранней молодости выдвинул перед собой задачу – прославить свой скромный народ, свой прекрасный Дагестан на весь мир. Чтобы все– весь мир, все человечество – знали, что на этом голубом шаре существует и такая земная точка, которая зовется Дагестаном и которая внесла в сокровищницу мировой цивилизации целое жемчужное ожерелье, блещущее, словно солнечные горные вершины, – свой поэтический вклад. Нелегкая эта была задача. Но он своего достиг и мог гордится плодами своего труда.

Звучат стихотворения (по выбору):

“Люблю тебя, мой маленький народ”; “Благодарю кремнистый край родной…”; “Мне ль тебе, Дагестан мой былинный, не молиться…”; “Мой Дагестан”; “О Родине”; “Родине”

2 столик – Ведущий: Судьба мира – одна из главных тем в творчестве Расула Гамзатова. “Если хочешь мира, борись против войны”,– девиз всех передовых людей планеты. И Гамзатов боролся, считая своим долгом отстаивать мир и помогать людям строить счастливое будущее. В своих стихах, поэмах поэт размышляет о судьбах мира, человечества, в них звучит страстный призыв остановить гонку вооружений, спасти людей планеты от ужасов войны. Стихи, посвящённые теме борьбы за мир, памяти павших на фронтах ВОВ, никого не оставят равнодушным, потому что в ВОВ поэт тоже потерял двух братьев. Да и кровавое прошлое дагестанского народа заставляет Гамзатова призывать к миру, чтобы родной народ не страдал больше от кровопролитных войн. Действительно, набатом звучат гамзатовские строки из поэмы “Берегите матерей”:

Я – в городе, где на печальном сборе
Всё горе мира нынче собралось,
Я – в Хиросиме, в эпицентре горя,
Тут смертью всё пропитано насквозь.

У Гамзатова, как у большого и подлинного художника, низок “болевой порог” и отзывчиво сердце. Для него не было чужих болей, беды, от которой бы он отмахнулся:

Где б ни был пожар, не уйти от огня,
Где гром ни гремел бы, я гибну от бури.

В душе поэта умещались боль обиженного, обездоленного человека и тревога за планету, за её покой и будущее. Вот почему он не приемлет тех, для которых шар земной – арбуз, чтобы разрезать на куски и кромсать зубами, или мяч для пинков ногами. В восприятии Гамзатова шар земной – лицо дорогое. И искренне покровительственное чувство:

Шар земной для меня не арбуз и не мяч.
Шар земной, для меня ты – лицо дорогое,
Я слезинки твои утираю – не плачь,
Кровь смываю твою и пою над тобою…

Гамзатов – поэт вообще–то романтического склада, но стихи, поэмы, восьмистишья, надписи, даже сонеты и элегии настояны на образной мысли, на художественном поиске причин и следствий алогизма жизнеустройства, беспокойства за род человеческий. И вполне естественны для духовного состояния Гамзатова тревожные признания: “Современная жизнь порой мне кажется непрекращающимся концертом. Развесёлым, трагическим, будничным, одурманивающим. Мне кажется иногда, что та нестабильность, эскапады перемен, сменяемость эпох, личностей, которые творятся на наших глазах, – это тоже некий вселенский несмолкаемый концерт, действо с трагической окраской ”. Это – предчувствие беды, которую надо бы отвратить. Но как? Этот вопрос, вставший перед мировым сообществом, не сегодня угадан Гамзатовым, но с нарастающей силой тревожит именно сегодня.

Звучат стихотворения (по выбору)

“Двадцатый век сурово хмурит брови…”; “Земля – это люлька людская ”; “Колокол Хиросимы”; “Тост ”; “Нас двадцать миллионов ”; “Напишите на своём кинжале…”; “Шар земной, для одних ты арбуз…”; “В горах джигиты ссорились, бывало…”; “Рояль в Хиросиме ”.

3 столик – Ведущий : Любовная лирика Расула Гамзатова – неотъемлемая часть его творчества. Его стихи о любви искренни, чисты, благородны и полны нежной заботы о своей подруге. Гамзатов – неповторимый лирический поэт, глашатай высоких чувств, рыцарского отношения к женщине.

Любовная поэзия Гамзатова привлекает нас гуманностью, чистотою помыслов, откровенностью.

Обаятелен, скромен лирический герой, чувства которого сильны и нежны. Он по–настоящему счастлив, когда счастлива любимая женщина, готов бережно заботиться о ней, но стремится быть незамеченным. Любовная лирика поэта очищает, облагораживает сердца людей, и в этом её покоряющая сила. Наверное, не один влюблённый читал гамзатовские стихи своей любимой, не зря поэт “опасался”:

Я о тебе, кто мне всего дороже,
Боюсь писать стихи. Вдруг кто– нибудь, любя,
Заговорит с другой, любимой тоже,
Словами, что нашёл я для тебя.

Его жена и верная спутница Патимат Гамзатова – первый человек, которому читал поэт свои стихи. Поэт сам сделал её строгим судьёй, она как бы часть того большого, что зовётся Гамзатовым, продолжение этого большого, его значительная ветвь. Ей посвящал благодарный поэт свои трогательные стихи.

Звучат стихотворения о любви (по выбору): Чтецы:

“Разлука не беда, покуда есть…”; “Если б любовь моя, милый мой друг…”; “Любимых женщин имена”; “Завещание любви”; “Я о тебе, кто мне всего дороже…”; “Я давал любви присягу…”; “Я звёзды засвечу тебе в угоду…”; Сонет “Трём нашим дочкам ты головки гладишь…”; Сонет “Хочу любовь провозгласить страною…”; “Ты чешешь косу, огорчаясь тем…”

4 столик–Ведущий : Как и все горцы, Гамзатов высоко ценит настоящую дружбу:

Скажу я, коль спросят: “Чем жизнь дорога?”
“Улыбкою друга, слезами врага”.

О наставнике–друге, который был, как надлежит учителю, олицетворением совести, строгим судьёй, поэт пишет:

Тяжёлых льдов не растопить слезами,
Ты не зови друзей своих былых,
Они с коней живыми не слезали
И клятв не нарушали боевых.
Ушли друзья, ушли невозвратимо.
Их не вернёшь ни зовом, ни мольбой.
И, раньше срока став седее дыма,
Я голову склоняю пред тобой.

Немало у Гамзатова стихотворений о друге, носителе святого побратимства, в котором и достоинство, и любовь к людям, и верность высокому товариществу, отождествившему то вечное, что есть суть Кавказа. Верой в жизнь, в её неодолимость звучит обращение к другу:

Скоро песни вернувшихся стай
Зазвенят над разбуженной чащей.
Хорошо, что ты рядом, Мустай,
Верный друг и поэт настоящий.

И друзья отвечали ему преданной дружбой. Эдуардас Межелайтис признаётся: “Расула Гамзатова я люблю, как настоящего брата…Его нельзя не любить…Чувство любви льётся через край его доброго и щедрого сердца. Его хватает всем: своему родному Дагестану, трудовому человеку, любимой женщине, прекрасной родной природе, героизму защитника социалистической Родины, всей великой нашей Родине…”

Звучит песня “Берегите друзей” в инструментальном исполнении (гитара).

Чтецы читают стихотворения о дружбе:

“Сказание о дружбе ”

“О дружбе ”

“Товарищи далёких дней моих”

5 столик–Ведущий: Отношение человека к матери – важнейшая тема лирики Гамзатова. Будучи заботливым сыном, поэт жалеет забытых матерей и осуждает сыновей, не выполняющих свой сыновний долг:

Мне кажется, тот, чья душа очерствела,
Кто детство забыл и родимую мать,
Продаст не задорого друга и дело,
Тот с лёгкостью Родину может продать.

В стихотворении “Письмо сына” поэт пишет о своей матери:

Мне вспомнилось:
Из школы прибегу
Зимою в детстве–
Ты меня встречаешь,
Усаживаешь ближе к очагу
И руки мне дыханьем согреваешь.

А после смерти матери горюет:

Кто разожжёт теперь огонь в камине,
Чтобы зимой согрелся я с дороги?
Кто мне, любя, грехи отпустит ныне
И за меня помолится в тревоге?

Я в руки взял Коран, тиснённый строго,
Пред ним склонились грозные имамы.
Он говорит:
“Нет Бога, кроме Бога!”
Я говорю:
“Нет мамы, кроме мамы!”

Читая стихи Гамзатова, посвящённые матери, невольно задумываешься о своей маме и хочется преклонить колени пред самым родным человеком.

Торжественным гимном всем Матерям Земли звучат строки из стихотворения “Берегите матерей”:

Слово это сроду не обманет,
В нём сокрыто жизни существо.
В нём – исток всего. Ему конца нет.
Встаньте! Я произношу его: “МАМА!

Звучат стихотворения о матери (по выбору)

“Мама”; “Матери”; “Берегите матерей”; “Письмо сына”; “Последнее свидание с мамой”

6 столик–Ведущий : Одна из вечных тем в лирике Гамзатова – философские размышления о времени и о человеке. А “время” – слово, быть может, одно из наиболее частых в стихах поэта. Время как форма бытия. И время – век, эпоха. Без отдыха, без остановки шагать в ногу со своим временем, опережать его, быть провидцем, служить ему – закон поэта. Повышенная чуткость к мечтаниям и стремлениям времени, умение обнаружить и высветить “запрятанное” чрезвычайно свойственны Расулу Гамзатову. Не потому ли на его поэзию так широко откликаются многие искусства – музыка, кино, танец? Даже скульптура… В нашей стране есть три памятника бойцам, павшим в ВОВ, замысел которых навеян стихотворением Расула Гамзатова “Журавли”.

В глазах миллионов Гамзатов – величина чуть ли не неприкосновенная, поэт, пресыщенный всенародной любовью и обласканный властями, чуть ли не баловень судьбы. Если судить по внешним приметам биографии, разумеется, можно так и предположить, нарисовать, вообразить некий образ “придворного поэта”, который родился в раю и пребывает в раю – без забот и печали… Но так ли это? Через удивления и потрясения, восторг и разочарования, обретения и невосполнимые потери пришёл Гамзатов к вожделенному прозрению; не будет, не должно быть у поэта лёгкой, удачливой жизни и отдельного от людей счастья, что за грехи придётся платить по самому строгому и жёсткому счёту – собственной судьбой. “О многом сожалею, – признавался поэт со страниц “Правды”. – Сожалею, что не написал то, что мог написать. Но куда больший грех: писал то, что мог не писать”. И это – не поза, а проявление безоглядной искренности, крик души о незаживающих ранах на сердце…

Гамзатов не заигрывал с толпой, чтобы выглядеть героем, и не принимал мину жертвы системы, а оставался гражданином и поэтом державной веры, – сомневаясь, ошибаясь, мучаясь, но никогда не предавая! Может, ему потому и приходилось сложно, нелегко именно оттого, что оставался самим собою, сохранял достоинство и честь, взыскивая с себя за даже никем не замеченные компромиссы и просто опрометчивые строки…

Чувствуется, незаслуженные обиды саднят сердце Гамзатова от стонов и упрёков, порождённых афганской войной и межнациональным конфликтом на почве “карабахского вопроса”, хотя он тут и не при чём, так как ни то, ни другое не навязывал и не санкционировал и отвратить был не в силах. Но приписываемая вина обладает подлостью отравленной пули, рассчитанной на медленное и долгое истязание совести:

Пью чашу жизни я, того не зная,
Что, может быть, отравлена она…

Познал Гамзатов и уловки века, и неверность людскую, и коварство близких. Не дошла в сохранности до читателя поэма “Шамиль”, около тридцати лет в заточении, под домашним арестом находились поэма “Люди и тени” и стихотворение “Аплодисменты”.

Теперь я знаю сам давно,
Что лестница – вот жребий мой,
Высоко светится окно,
Ступенька под ногой…
И на которой ждёт удар,
Узнать нам не дано.

Поэту жаль, что время так быстро уходит. Он сравнивает его с неукротимым, быстроногим скакуном, с мельницей, которая своими жерновами мелет человеческие годы, с суровым счетоводом или недоброю метлой… “Незаметённых” лет становится всё меньше и трудно примириться с тем, что время ускользает, “обкрадывая нас бесцеремонно”. Но Гамзатов верил, что человек живёт не зря. Нужно жить так, чтобы оставить след: “дом иль тропинку, дерево иль слово ”. Человек не в силах остановить время, но может служить людям, делать добро, а это остаётся грядущим поколениям.

Звучат стихотворения о времени и человеке, о самом поэте (по выбору):

“Мы на земле, и наши тени тоже…”; “Ты перед нами, время, не гордись…”; “Не всё живое тащит смерть…”; “Стихи о времени”; “Мой день рождения”; “Эй, юноша, видишь, как старец седой…”; “Мы все умрём, людей бессмертных нет…”; “Время”; “Мы проходим, словно поезда…”; “Ты, время, вступаешь со мной врукопашную…”….

Библиограф (учитель): Сегодня мы говорили о Расуле Гамзатове как о живом. Совсем недавно, 8 сентября, встречая свой 80–летний юбилей, поэт просил у судьбы, у Бога ещё хотя бы год жизни, чтобы привести в порядок свои “земные” дела. Но жизнь распорядилась иначе… 3 НОЯБРЯ 2003 года перестало биться беспокойное сердце известного аварского поэта, одного из любимых поэтов россиян, имя которого известно всему миру. В этот скорбный день не только Кавказ, но и вся многонациональная Россия прощалась с великим сыном аварского народа.

Светлая память о народном поэте навеки останется в сердцах его многочисленных читателей, ибо поэт жив, пока живут его творения.

“Пусть наши имена, наши песни, наша честь, наши доблесть и мужество не уйдут в землю, в небытие, а останутся назиданием для будущих поколений. Пусть добрые люди пребывают в добре, а плохие станут хорошими ”, – пожелал поэт.

(Зажигаются свечи, “художники” прикрепляют к стенду свои рисунки– образы, навеянные стихами поэта; тихо звучат первые куплеты песни “Журавли” (музыка Я. Френкеля); на фоне музыки звучат слова)

РАСУЛ ГАМЗАТОВ, выдающийся сын Дагестана своим могучим талантом, поистине титанической энергией, всепоглощающей любовью к родной земле, верой в родной народ до последних дней своей жизни, верно служил делу дружбы народов Российской Федерации, делу расцвета литератур народов России.

Да будет нескончаемо долгой благодарная память о великом поэте, нашедшем своё место в улетающей стае белых журавлей. (Музыка умолкает, все встают и продолжают вполголоса петь песню до конца).

    История аварской литературы.

    Охарактеризуйте жизненный и творческий путь Р. Гамзатова.

    Каковы основные темы и мотивы его послевоенной лирики? Каковы ее художественные особенности?

    Какое значение имеют образ отца – поэта Гамзата Цадаса и образ матери в творчестве Р. Гамзатова?

    Раскройте тему родины в творчестве поэта.

    Каковы особенности любовной лирики аварского поэта?

    Как отражается историческое прошлое в творчестве Р. Гамзатова? Покажите развитие образа Шамиля в произведениях Р. Гамзатова.

    Каковы художественные особенности книги «Мой Дагестан»?

    Охарактеризуйте поэмы, написанные по впечатлениям поездок в зарубежные страны («Колокола Хиросимы», «Остров Женщин», «Колесо жизни»).

    Расскажите о фольклорных мотивах в творчестве поэта.

    Раскройте особенности творчества Р. Гамзатова конца ХХ – начала XXI в.

    Изучение творчества Р. Гамзатова в школе.

Литература

Дементьев В. Расул Гамзатов. – М., 1984.

Забора П. Писатели советского Дагестана. – Махачкала, 1980.

Огнев В. Расул Гамзатов. – М., 1964.

Хайруллин, Р. З. Литература народов России: учебное пособие для вузов / Р. З. Хайруллин. – М. : Дрофа, 2009.

Хайруллин, Р. З. Литература народов России XIX – XX веков. Учебное пособие для 10-11 классов / Р. З. Хайруллин. – М., 1995;

Хайруллин, Р. З. Литература народов России. Материалы к факультативному курсу / Р. З. Хайруллин. – М., 1992;

Хайруллин Р. З., Пушкин В. Н. Писатели народов России. Библиографический справочник. – М., 1993.

Черноиваненко Е. Автобиографизм и художественная структура произведения «Мой Дагестан»// Вопросы литературы народов СССР: Сб. статей. – Киев-Одесса, 1981. – Вып. 7.

Эфендиева Т. Лирика К. Кулиева и Р. Гамзатова. – Махачкала, 1981.

Юсупова Ч. Дагестанская поэма. – М., 1989.

В Национальной библиотеке ЧР имеются:

Поэт аула и планеты: методические рекомендации по пропаганде творчества народного поэта Дагестана, лауреата Ленинской премии Расула Гамзатова: (к 60-летию со дня рождения) / Гос. респ. юнош. б-ка РСФСР им. 50-летия ВЛКСМ; [Всесоюз. о-во любителей книги; сост. В. П. Александров и др.]. – Москва: ГРЮБ, 1983. – 44 с.

С(Даг)

Гамзатов, Р. Книга любви: [избранные стихи, сонеты, поэмы: пер. с авар.] / Расул Гамзатов. – Москва: Советская Россия, 1974. – 334 с.

Гамзат ов, Р. Разговор о Любви: пер. с авар. / лирик Р. Гамзатов; сост. В. И. Свиридов. – Москва: Искусство, 1983. – 88 с.

83.3(2)6

Дементьев, В. В. Кавказская тетрадь: [О. К. Кулиеве, Р. Гамзатове, А. Кешокове] / В. В. Дементьев. – Москва: Современник, 1989. – 430 с.

Любовь всего превыше на земле: песни на стихи Расула Гамзатова: для голоса в сопровожд. фп. (баяна)/ сост. Ю. Олизаров; [авт. предисл. Ч. Айтматов]. – Москва: Советский композитор, 1983. – 87 с.

Тема 6. Тема Великой отечественной войны в повестях в. Быкова.

Тексты: Сотников. Обелиск.

    Творческая биография В. Быкова.

    Нравственно-этические основы повестей: проблема выбора и нравственный максимализм.

    Особенности сюжета и конфликта.

    Драма человеческого сознания, логика предательства.

    Идея долга и истоки героизма героев В. Быкова.

    Особенности поэтики В. Быкова. Роль психологизма.

Литература

1. Бугаев Д. Вступительная статья // Быков В. Собр. соч. В 4 т. М., 1985. Т.1.

2. Быков В. Как создавалась повесть «Сотников» // Литературное обозрение. 1973. №7. С. 100 – 102.

3. Дедков И.А. В. Быков. Очерк творчества. М., 1980.

4. Лазарев Л.И. В. Быков. М., 1979.

5. Лазарев Л. Не щадя себя // Литературное обозрение. 1979. № 6. С. 29 – 33.

6. Лазарев Л. Преодоление // Октябрь. 1987. С. 176 – 183.

7. Лазарев Л. Высший кодекс человечности // Литература в школе. 1978. №1. С. 13 – 24.

8. Овчаренко А. Пафос и главный герой книг Василя Быкова // Дружба народов. 1983. № 11. С. 244 – 250.

9. Шагалов А. В. Быков. Повести о войне. М., 1989.

Кажется, что Гамзатов весь прочитан, продуман. Однако писать о нем трудно. Трудно потому, что Гамзатов находится в постоянном творческом движении, его талант и ход поэтических исканий слишком своеобразен. Он не раб какой-то единой темы, превратившейся с годами в навязчивую идею, не стеснен жанровыми пристрастиями, не закомплексован застывшими настроениями. Его творчество очень разнообразно, но практически каждое стихотворное произведение имеет глубокий философский смысл. Путем сомнений и многочисленных испытаний, через мучительные переживания и освоение глубин народной морали он дошел до сокровенного пласта истин. "Если вода протухает, то не увидишь дна, хотя бы воды было не выше колена", "если ты не выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки", "от кривой палки прямой тени не бывает". Гамзатов убежден, что нельзя "засыпать соломой или песком свои блуждающие мысли, нельзя заглушить громкими оправданиями глухо произнесенную фальшь". Иногда тонкая лирика, казалось бы, интимнейших чувств является ясным подтверждением общего мировосприятия, философской мысли поэта. Всем своим творчеством Гамзатов провозглашает, что любовь - это счастье:

Нет, не люблю стихов я о любви,
Когда о ней кричат, как о несчастье!
Нет, не люблю я песен о любви,
Когда, как о беде, поют о страсти!

Через удивления и потрясения, восторг и разочарования, обретения и невосполнимые потери пришел он к вожделенному прозрению, достиг обобщенного звучания темы всеобщего счастья:

Чтобы люди с улыбкой встречались,
А прощались грустны и тихи,
Чтобы дети без боли рождались,
Чтобы с болью рождались стихи.

Основная мысль Гамзатова заключается в том, что человек, который несет в себе жизнерадостность, любовь к людям, обретает счастье сам и дарит его другим. Положение поэта определено тоже достаточно четко: он не может иметь счастье, отдельного от счастья людей. Обогащенный опытом родного фольклора и поэзией знаменитых русских поэтов, Гамзатов в своих стихотворениях раскрывает в той или иной форме собственное понимание народных традиций и обычаев. В поэме "Горянка", рисуя картину унизительного для девушки церемониала свадьбы, он говорит:

Вот так и сидеть им в ауле
При людях и наедине,
Осману, как мужу, на стуле,
Супе на полу, как жене.

Верность заветам отцов, принципы высокого гуманизма и подлинной сердечности, доброты в отношениях между людьми, утвердились в "Стихах о Гамзате Цадаса", поэме "Брат". На мой взгляд, основная цель философской лирики Гамзатова - "заставить" каждого человека задуматься над своим бытием, но при этом сохранить и использовать опыт предыдущих поколений:


Вокруг цветам цвести и птицам петь,
Омоют грозы твой могильный камень.
Я здесь, отец мой!
Я учусь смотреть
На жизнь твоими ясными глазами.

Не оставил Гамзатов без внимания и "процесс мельчания человеческих душ". Он скорбит от сознания того, что люди древнее змей и орлов на земле, но позднее "многие из них орлами стали, а иные превратились в змей". Мироощущению Гамзатова чужда прямолинейность, одноплановость восприятия и осмысления действительности. Многоликость правды и сознание того, что жизнь примиряет все и сохраняет взаимозависимость противоположностей, по его мнению, порождают состояние раздвоенности:

О ты, моя комедия, что плачешь?
Смеешься что, трагедия моя?

Размышляя над трагедией классиков аварской поэзии, Гамзатов как бы вглядывается в собственную судьбу, пытаясь разгадать ее предназначенный сход:

Пью чашу жизни я, того не зная,
Что, может быть, отравлена она

Не одно стихотворение Гамзатова посвящено времениЕ Жизнь полна до краев, но время бессильно, если прожитые минуты не растрачены бесцельно:

Часы идут, и тикают, и бьют
Что сделал ты, прислушиваясь к бою?
Или пришлось вести им счет минут,
Бессмысленно растраченных тобою?!

Само тиканье часов - образ, разрушающий одиночество. Человек никогда не одинок, его вечный спутник - время:

Мой друг, нельзя нам жить неторопливо,
Свободных дней у нас в запасе нет
Летит скакун! Схвати его за гриву,
Вскочи ему, упрямцу, на хребет.

Во многих стихотворения Гамзатова мы слышим голос самого Дагестана. Поэт с любовью и мягким юмором вводит нас в быт простых людей, преданных родному краю. В одном из своих стихотворений он говорит:

И я сквозь утреннюю дымку
Мог разглядеть в туманной мгле,
Как смех и плачь сидят в обнимку
На темной и крутой скале.

Этот смелый, простой и зримый образ создан самим народом, в песнях которого слезы и смех тоже живут рядом. На мой взгляд, главная заслуга Расула Гамзатова состоит в том, что ему удалось сохранить в своем творчестве горское своеобразие, кровную связь с бытом и судьбой своего народа, раздвинуть национальные границы своей поэзии, внести что-то новое. Уникально стихотворение "Цадинское кладбище". Спор с идеей смерти есть новая ступень философской мысли горской поэзии.
Подводя итог, нужно отметить, что Гамзатов сегодня достиг апогея творческого взлета. Его самобытное поэтическое слово обогащает многонациональную литературу и в переводе на многие иностранные языки уже получило мировое признание.

Для полного анализа его творчества мы использовала цикл лирических произведений, это «Мой Дагестан», «О, Родине», «Горцы», «Дагестан, все, что люди мне дали…», «Всему я на свете…», «Покуда вертится земля», и повесть «Мой Дагестан».

Свежесть восприятия жизни, умение сердечно и выразительно рисовать людей и природу родного края отличают поэзию Р. Гамзатова. «Поэзия без родной земли, без родной почвы - это птица без гнезда», - говорил поэт. Расул Гамзатов всегда писал естественно и человечно, горячо и страстно, самобытно и вдохновенно, жизнеутверждающе и многолико, дерзко и обличительно, смело и гневно .

Выбор своей темы поэт объяснял так: «Моя тема - родина. Мне не надо ее искать и выбирать. Мы не выбираем себе родину, но родина с самого начала выбрала нас. Не может быть орла без неба, горного тура без скалы, форели без быстрой и чистой реки, самолета без аэродрома. Так же не может быть писателя без родины» .

Расул Гамзатов много ездит по родной стране, и свежие впечатления обогащают его творчество новыми мотивами. Среди них не теряются, а усиливаются прежние, вечно живые - интернациональные и патриотические чувства.

Творчество Р. Гамзатова колоритно украсило мужественный образ Дагестана ореолом высокой духовности и культурной самобытности. Вместе с тем оно значительно расширило жанровую палитру национальной литературы. По этому поводу прозаик писал:«Сейчас в Дагестане не носят нашей национальной одежды. Они ходят в брюках, в пиджаках, в теннисках, в рубашках под галстук - как в Москве, в Тбилиси, в Ташкенте, в Душанбе, в Минске.

Национальную одежду надевают теперь только артисты ансамбля песни и пляски. Человека в старой одежде можно встретить на свадьбе. Иногда, если человек захочет одеться по-дагестански, он берет одежду на прокат. Своей уже нет. Одним словом, национальная одежда исчезает, чтобы не сказать исчезла.

Но дело в том, что у иных поэтов исчезает национальная форма и в стихах, и они даже гордятся этим.

Я тоже хожу в европейском костюме, тоже не ношу черкеску отца. Но одевать свои стихи в безликий костюм не собираюсь. Я хочу, чтобы мои стихи носили нашу, дагестанскую национальную форму» .

С Р. Гамзатовым литература Дагестана прошла огромный путь и заняла достойное место в мировой культуре.

Человеку с его неугасимыми страстями, - любовью и ненавистью, посвящены стихи и проза Расула Гамзатова. Его герой, следовательно, он сам, страстно любит свою социалистическую Родину, с безграничной любовью относится к своей матери, беспамятно влюблен в прекрасных женщин, встречающихся на его пути. Но первая его страсть, первое чувство, первая любовь - Дагестан. В этом понятии сосредоточиваются самые сокровенные мысли, и чаяния поэтической души Расула Гамзатова.

Ненависть к тому, что препятствует его любви, восстает против нее, только усиливает это беспредельное чувство. И горе тому, кто посягнет на эту великую страсть:

Мне все народы очень нравятся.

И трижды будет проклят тот,

Кто вздумает, кто попытается

Чернить какой-нибудь народ….

Расул по-арабски означает «посланец», или еще точнее «представитель», он был представителем немногочисленного народа, малой страны Дагестан, так, например, Расул Гамзатов объясняет свое имя: «Когда у тебя спрашивают, кто ты, можно предъявить документы, паспорт, в котором содержатся все основные данные. Если же у народа спросить, кто он такой, то народ как документ предъявляет своего ученого, писателя, художника, композитора, политического деятеля, полководца.… В какие бы края ни забросила меня судьба, я везде чувствую себя представителем той земли, тех гор, того аула, где я научился седлать коня. Я везде считаю себя специальным корреспондентом своего Дагестана. Но в свой Дагестан я возвращаюсь как специальный корреспондент общечеловеческой культуры, как представитель всей нашей страны и даже всего мира» .

Голос Р. Гамзатова отличали и слышали его преданные читатели, не только сотни тысяч его земляков, но и миллионы «всесоюзных», большинство из которых именно через его стихи познакомились с Дагестаном, с его культурой.

Дагестан - страна с богатой культурой. Для самих жителей этой страны, «культура Дагестана» имеет много значений, в нее входит опыт созидания дагестанских народов, который учит жить и трудиться, учит мудрым народным профессиям, красотой родной речи, мелодиям и танцам, помогает дружить семьями, родами, аулами, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважению человека, почитанию старших. Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов. Все это, что было перечислено, отражаются в творчестве Р. Гамзатова. Красотой своей речи, своим талантом он смог передать «культуру Дагестана» в своих стихах для читателей любой национальности, любой другой страны.

Р. Гамзатов пишет увлекательно, читая его лирические произведения, полностью погружаешься в текст. В его стихотворениях слышно, как струится горная река по ущелью, как камень, оторвавшись от скалы, катится вниз, слышно, как поют цветы о родной земле, как птицы поют о том, что видели в разных уголках Дагестана всего мира:

Много родников в моих горах,

Все они прекрасны и певучи.

Словно близнецы, в полях цветы.

И не отгадать который лучше… .

Своим талантом, своей богатой речью описывает все красоты дагестанского края:

Зеленеют поля и полянки,

Блещут зеленые долы и луг,

Словно их постирали горянки,

А потом расстелили вокруг .

Самым сложным для Р. Гамзатова было уезжать в другие страны оставим позади свой дом, аул, Дагестан:

Когда мы шли в далекие края,

«Куда?» не задавал вопросов я

Я спрашивал «Когда назад вернемся?» -

Там осталась родина моя .

Свою грусть, печаль, скуку находясь в дали Родины, сравнивал с природными явлениями, с жизненными процессами. Р. Гамзатов не понимал от чего «улетая, осенняя стая, так горестно плачет, так грустно поет», «о чем, уплывая, грустят облака?», «о чем кораблей уходящих тоска?», «о чем от скалы оторвавшийся камень так стонет и плачет как будто живой?», он думал «печаль беспричинна у листьев, лежащих в пыли у дорог, о ветке родной их печаль и кручина». С возрастом, с момента как ему пришлось уезжать в другие страны, оставляя позади Дагестан, он начал понимать и чувствовать боль птиц покидающий свое гнездо, цветов, которые срывает человек от земли, камня оторвавшись от скалы, он говорил: «Теперь понимаю, а раньше не мог».

Где б Р. Гамзатов не находился, мысли поэта были только о Дагестане:

И где б я ни жил,

Моя песня стремится

К родимым аулам,

К любимой столице….

Оказавшись в других странах, поэт искал Дагестан повсюду: «Я думал о Дагестане, путешествуя по Индии.… Думал я о Дагестане и в буддийских храмах Непала, где текут двадцать две целебные воды…. Думал я о Дагестане и в Африке.… И в других странах: в Канаде, Англии, Испании, Египте, Японии - думал я о Дагестане, ища или различия, или сходства с ним» .

Возвращаясь в родной край «солнце пил, как люди воду», «звезды пил из речек горных», «жадно воздух пил сладчайший, настоянный на облаках», и обращался к Дагестану, словами: «Не мало краев повидал я, но ты по-прежнему самый любимый на свете».

Тоска и грусть Р. Гамзатова о родине превращались в радость, когда в видел в горах Индонезии бьют барабаны так, как в дагестанских горах; по улицам Нью-Йорка ходил кавказец в черкеске; в Лондоне на выставке демонстрировалась керамика - изделия балхарцев, прославленных гончаров, в Венеции поражали зрителей канатоходцы из лакского аула Цовкра; у букиниста в Питтсбурге поэт наткнулся на книгу о Шамиле. Р. Гамзатов говорил: «Отовсюду, от любого места, куда бы я ни уехал, протягиваются ниточки к Дагестану» .

Расул Гамзатов в 1968 году написал повесть «Мой Дагестан». Эту книгу, исследователь творчества поэта, Казбек Султанов назвал лирико-философской энциклопедией малого народа.

Поэт в своем творчестве показывает свой Дагестан, своими глазами. Казалось бы, Дагестан - один-единственный для всех дагестанцев. Все-таки у каждого дагестанца он свой. В повести «Мой Дагестан» Р. Гамзатов писал: «У меня тоже есть собственный Дагестан. Таким вижу его только я, таким знаю его только я. Из всего, что я видел в Дагестане, и всего, что я пережил, из всего, что пережили дагестанцы, жившие до меня и живущие вместе со мной, - из песен и рек, поговорок и скал, орлов и подков, из тропинок в горах и даже из эха в горах сотворился во мне мой собственный Дагестан» .

Расул Гамзатов также привязан к горцам так же как, к аулу, к горам, к небу, к родной земле. Горцы и Дагестан - это одно целое для поэта, один без другого теряет свои ценности, качества. Горцы своей смелостью, отвагой защитят Дагестан, Дагестан же приютит и накормит. Стихотворение поэта «Горцы», показывает ценности, сердечность, отвагу, непоколебимость, стойкость жителей гор, и на что способны горцы ради чести, любви и дружбы:

Шире, чем донские степи,

Их сердца в теснине горной,

И под черной буркой совесть

Никогда не станет черной.

И ни песен, ни тостов,

Кто слыхал, тот не забудет,-

Это гор моих высоких

Замечательные люди.

Не велик числом народ мой

Но зато велик делами.

Кровь отдаст за каплей каплю,

Чтоб она взошла цветами.

И ему нельзя не верить,

Предан он своей отчизне

На крутых, на самых резких

Поворотах нашей жизни .

В лирическом произведении «Люблю тебя, мой маленький народ» показывает нрав и достоинства народа. Показывает, что в самых трудных поворотах жизни, умеет быть стойким:

Умеешь ты печаль сурово

Встречать без слез, без суеты….

Показывает простату народа, чистоту их души:

И без веселья показного

Умеешь радоваться ты…

Душа твоя всегда открыта

И широка всегда, как степь… .

Нельзя, конечно не оценить гордость горцев и силу характера:

Характер гордый твой не стерся,

И в речи образность живет.

О, как люблю я сердцем горца

Тебя, мой маленький народ! .

Как горцы привязаны к родной земле, к горам, к небу, так и поэт считает себя ее частью, не представляя смысла без Дагестана, считал жизнь не полноценна без просторного, любимого края. «Если бы не было у меня почему-либо родного аула и его окрестностей, если бы не жили они в моей памяти, то весь мир был бы для меня грудью, но без сердца, ртом, но без языка, глазами, но без зрачков, птичьим гнездом, но без птицы», - говорил Р. Гамзатов .

Поэзия Расула Гамзатова - и река, и море, и горы, и люди, и небо над ними. Да еще тысячи разных вещей и понятий, составляющих прекрасное имя - Дагестан.

С каждым сочиненным стихотворением, с каждой новой историей о родной земле, с каждым отъездом, поэт еще больше влюблялся в Дагестан, еще больше считал родным и неизведанным до конца. Р. Гамзатов отмечал: «Путешественники привозят домой песни тех стран, где они побывали. И только со мной беда - куда бы я ни поехал, я отовсюду привожу песни о Дагестане. С каждым новым стихотворением я словно узнаю его заново, понимаю заново и люблю заново. Неисчерпаем и бесконечен для меня родной Дагестан».

Стихи Расула Гамзатова переведены на десятки языков от английского до японского, от арабского до испанского. Мировая литература взяла в свой почетный ряд аварского поэта. «Пусть мою книгу прочитает хотя бы один человек, и я буду рад. Я хочу рассказать этому человеку о моей маленькой, простой и гордой стране. Где она находится, на каком языке говорят ее жители, о чем они говорят, какие песни поют» - писал Расул Гамзатов в повести «Мой Дагестан».

Аварский поэт Р. Гамзатов имел ряд государственных наград: четыре ордена Ленина, орден Октябрьской революции, три ордена Трудового Красного знамени, орден Дружбы народов, орден «За заслуги перед Отечеством» 3-й степени, орден Петра Великого, болгарский орден Кирилла и Мефодия, многие медали СССР и России. Р. Гамзатова не волновало, сколько он получил медалей, для него было важно, что он был услышан. В своих стихотворениях прозаик делился радостью с родным Дагестаном:

Дагестан, все, что люди мне дали,

Я по чести с тобой разделю,

Я свои ордена и медали

На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны

И слова, превращенные в стих,

Только бурку лесов подари мне

И папаху вершин снеговых! .

Поэт Роберт Рождественский так сказал о Расуле Гамзатове: «Поэт он огромный, сделавший знаменитым и Дагестан, и аварский язык, и свои горы. Сердце его мудрое, щедрое, живое. Я видел его во многих выступлениях, где он оставался гражданином, мудрецом, шутником. С врагами он сражался без жалости, бил их мудростью. Поэт он не только дагестанский, но и русский поэт». Поэтому миллионы людей ощущают себя гражданами удивительного и неповторимого мира поэзии и прозы Расула Гамзатова .

Р. Гамзатов своей родиной считал не только Дагестан, но и Советскую Россию. «Две матери у моего народа, у моей страны, у каждой из моих книг, - говорил Р. Гамзатов. - Первая мать - родной Дагестан. Здесь я родился, здесь впервые услышал родную речь, научился ей, и она вошла в мою плоть и кровь. Здесь я впервые ощутил вкус воды и хлеба. Моя вторая мать - великая Россия, моя вторая мать - Москва. Воспитала, окрылила, вывела на широкий путь, показала неоглядные горизонты, показала весь мир. Перед обеими матерями я в сыновьем долгу. Две матери - как два крыла.… Как орел во время полета не знает, которое крыло из двух ему нужнее и дороже, так не знаю и я, которая мать мне дороже» .

Много стихотворений Р. Гамзатов посвятил Советской России, столице - Москве. «Дагестан никогда добровольно в Россию не входил и никогда добровольно из России не выйдет», - сказал как то поэт.

Творчество Расула Гамзатова не могло оставить равнодушным коллег, друзей, все отзывались о поэте с уважением. Яков Козловский отмечал поэзию Расула Гамзатова такими словами: ««Слово дороже коня» - гласит древняя мудрость горцев. Расул строго придерживается в своем творчестве этого чеканного правила: его стихи не терпят суеты, верны традициям, идущим от метафоричности народной речи и опыта веков. Яркость образов, возвышенность и глубина мысли, благозвучие лада сливаются у поэта воедино, создавая удивительно цельную гармонию духовного проникновения в жизнь. Поэту чужды и легковесная лирика, и напыщенная многословная риторика. Он ненавидит ложь и пошлость, глупость и злобу. Смелость и широта взглядов, независимость суждений, внутренняя убежденность - характерные черты поэзии и прозы Гамзатова. Стихи поэта самобытны, глубоко национальны, афористичны» .

Поэзия Расула Гамзатова, ушедшего из жизни в 2003 году, составляет великолепную культурную эпоху. Мощная творческая энергия поэта, заложенная в его стихах, светлая лиричность и глубокая мудрость его поэзии пленяют и очаровывают каждого, кто с ней прикасается.