Как и когда появились русины. Кто такие русины и чем они отличаются от украинцев

За русскими историками есть большой должок - необъяснимое полуторавековое невнимание к истории карпатских русин. А между тем это - один из наиболее близких нам этносов, который никогда не забывал наших общих этнических, культурных и духовных корней. Именно благодаря им Галиция многие столетия была «русской стороной», не мифической «Западной Украиной», а исторической «Карпатской Русью».

Карпатские русины - крайняя юго-западная часть восточного славянства - известны с раннего Средневековья. Их исконный ареал обитания - южные и северные склоны Карпат, которые получили историческое название «Карпатская Русь». К началу ХХ века русины проживали компактными общинами на территории тогдашней Австро-Венгрии; при этом русины, населявшие южные склоны Карпат, входили в состав Венгрии (историческая Угорская Русь), а русины Восточной и Западной Галиции - в состав австрийской части монархии Габсбургов.

Национальная идентичность карпатских русинов окончательно сформировалась в XIX веке под воздействием русинских будителей - так во многих славянских языках называются активисты национального, культурного и языкового возрождения. Это были убежденные русофилы, исповедавшие идею о принадлежности карпатороссов к единому русскому племени от Карпат до Тихого океана. Они тяготели к русскому литературному языку и русскому культурному наследию.

Разумеется, Вена стремилась всячески помешать национальному возрождению русинского народа. Так, карпатским русинам не разрешали выпускать свою «национальную» газету на родном языке. А со второй половины XIX века австро-венгерские власти начали активно «украинизировать» карпатороссов, насаждая среди них вздорную идею принадлежности к «украинскому народу». В конце XIX – начале XX вв. в школах Восточной Галиции вопреки протестам населения было официально введено украинское фонетическое правописание (так наз. «кулишивка»); для преподавания и научной деятельности в Львовский университет был приглашен М.С. Грушевский, призванный создать альтернативную «украинскую версию» истории Юго-Западной Руси, а во главе греко-католической церкви Восточной Галиции был поставлен А. Шептицкий, превративший униатское духовенство в один из мощных инструментов украинизации местного населения. Воспитанники Львовской духовной семинарии русофильской ориентации подвергались травле и издевательствам со стороны господствовавших там украинских национальных радикалов. По словам очевидца, в 1912 году русские воспитанники Львовской духовной семинарии «дважды были вынуждены ночью бежать из семинарии, чтобы спасти свою жизнь перед одичавшими товарищами-украинцами» (Лемкин, И. История Лемковины / И. Лемкин. – Нью-Йорк: Юнкерс, 1969. С. 119-120 ).

Наибольших успехов украинофилы достигли в Восточной Галиции, которая в начале ХХ века стала центром украинского национального движения. Русины Угорской Руси и русины-лемки, проживавшие на северных склонах Карпат в Западной Галиции (Лемковина), продолжали считать себя частью русского народа.

Начало Первой мировой войны повлекло широкомасштабные репрессии австрийских властей против русинов. С сентября 1914 по весну 1915 гг. русские войска занимали большую часть территории австрийской Галиции, где русская армия встретила доброжелательное отношение местного населения.

Военные действия проходили в густонаселенных областях, и русское командование старалось щадить местное население, в большинстве своем состоявшее из карпатских русинов. Так, инспектор артиллерии Юго-Западного фронта сделал следующее замечание командиру 3-го дивизиона 4-й артиллерийской тяжелой бригады: «Командир корпуса категорически запретил обстреливание города Ярослава. Вашу стрельбу по башне костела, где предполагался неприятельский наблюдательный пункт, считаю бесцельным вандализмом и показывающую непонимание тактики, так как в Ярославе много крыш, могущих быть наблюдательными пунктами. Тратить на это дело шестидюймовые бомбы нельзя. Мне стыдно за эту стрельбу и за Вас».

Австро-венгерское командование, напротив, обрушило на головы мирного населения Галиции репрессии, опасаясь взрыва прорусских симпатий. Уже 11 августа был приведен в исполнение первый смертный приговор - в этот день во внутреннем дворе львовской тюрьмы по обвинению в передаче сведений русским войскам были повешены три крестьянина.


В романе Йозефа Рота (австрийский писатель, участник Первой мировой войны) «Марш Радецкого» трагедии карпатских русин посвящены следующие строки: «Из штаба армии поступали многочисленные и весьма разноречивые приказы. Большинство их касалось эвакуации городов и деревень и мероприятий против русофильски настроенных украинцев, попов и шпионов. Торопливые полевые суды выносили опрометчивые приговоры. Тайные шпики строчили бесконтрольные доносы на крестьян, учителей, фотографов, чиновников. Времени было мало. Приходилось спешно отступать и так же спешно карать предателей. И в то время, как санитарные повозки, обозы, полевая артиллерия, драгуны, уланы и пехотинцы, увязая в грязи размытых дождем дорог, спутывались в неожиданно возникающие и безнадежные клубки, стремглав носились курьеры и жители маленьких городков нескончаемыми вереницами тянулись на запад, охваченные белым ужасом, нагруженные белыми и красными тюфяками, серыми мешками, коричневой мебелью и голубыми керосиновыми лампами, - в это время в церковных дворах сел и в деревушках раздавались выстрелы торопливых исполнителей опрометчивых приговоров, и мрачная барабанная дробь сопровождала монотонные, зачитываемые аудиторами решения судов; жены расстрелянных, вопя о пощаде, валялись перед выпачканными в грязи сапогами офицеров, и пылающий, красный и серебряный огонь вырывался из хижин и овинов, сараев и скирд. Война австрийской армии началась с полевых судов. По целым дням висели подлинные и мнимые предатели на деревьях церковных дворов, наводя ужас на всех живущих. А живые разбегались куда глаза глядят».

Показания современников и документы полностью подтверждают это художественное свидетельство. Так, осенью 1914 года отступавшие австрийские войска вывезли за город Яворов 61 крестьянина и около 80 женщин и детей. На глазах у жен и детей мужчин избивали и по очереди вешали. После того, как тело повешенного снимали с петли, палачи - ими были венгры - для верности протыкали его штыком. Поводом для такого рода массовых зверских расправ могло послужить одно лишь подозрение в симпатиях к России.

К концу августа только во Львове было арестовано и брошено в тюрьмы около двух тысяч узников - «опасных для государства москвофилов». Поскольку мест для содержания арестованных не хватало, в начале сентября в Штирии был создан большой концентрационный лагерь Талергоф. В этом заведении царил жесточайший режим подавления: за малейшее нарушение лагерного режима узников ждала пуля, пытки и издевательства были обычным явлением. Ужасные условия содержания способствовали возникновению массовых болезней. Так, во время эпидемии тифа, начавшейся в ноябре 1914 года и продолжавшейся более двух месяцев, в Талергофе умерло до трех тысяч человек.

Украинские «сечевики», активно помогавшие австро-венгерским карателям, испытывали оргиастическое наслаждение от мук «кацапов». Вот «сiчова» песня, записанная крестьянином с. Кутище Бродовского уезда П. Олейником:

Украiнцi пють, гуляють,
А кацапи вже конають.
Украiнцi пють на гофi,
А кацапи в Талергофi.
Де стоiть стовп з телефона,
Висить кацап замiсть дзвона.
Уста йому посинiли,
Чорнi очi побiлiли,
Зуби в кровi закипiли,
Шнури шию переiли.

Всего же только за первые девять месяцев войны австро-венгры уничтожили в Галичине, Буковине и Угорской Руси около 20 000 человек. Обращение австро-венгерских властей с немногочисленным (около 500 000 душ) русинским населением имело все признаки геноцида. Поистине в Карпатах не было русинского села, куда не пришло бы горе. В 1917 г. австрийское правительство было вынуждено признать, что в ходе войны более 60 000 жителей карпатских районов Дунайской монархии были расстреляны или повешены военными властями, и еще около 100 000 умерли от истощения и эпидемий в концентрационных лагерях.

Мы не должны забывать, что все эти люди «тысячами и страдали, и умирали за русскую веру своих предков, за русскую церковь, за русскую икону, за русское слово, за русскую песню, за русскую душу, за русское сердце, за русскую волю, за русскую землю, за русскую честь и совесть» (историк Галицкой Руси Василий Ваврик «Терезин и Талергоф». Львов, 1928 ).

С этих событий началось трагическое сужение «русского мира», омертвение его западных окраин, которое продолжается до сих пор.

Сергей Цветков, историк

На западе Украины расположена Закарпатская область, жители которой именуют себя русинами. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства и первыми отделились под напором венгерских завоеваний. Но память о былой Родине осталась.

Русины: взгляд назад

Жители Карпатской Руси иногда называют себя «Маленькой веточкой великого русского дуба». Этот край, который так рано потерял связь с древнерусским государством и долгое время находился под влиянием венгерской культуры, казалось бы, должен был совершенно утратить всю любовь к далеким соотечественникам. Но он, напротив, всегда оставался небольшим, но сильным форпостом «русскости» на окраине славянского мира.

Один известный русский эмигрант Иван Лукаш писал: «Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозной синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства… Малый народ живет до Карпатских гор на вершинах-полонинах, как в синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава… И все снится веками народу в синих Карпатах сон о златой Руси».

На самом деле, русины (рутены, руснаки) – уникальное явление. Из-за того, что русины Карпат рано оказались в изоляции, они не участвовали в формировании русского, белорусского и украинского этносов, сохранив многие архаические традиции и элементы культуры древнерусского государства. Например, язык. По словам исследователей, карпатскому русину до 50-х годов XX века было легче понять древнерусскую летопись, нежели текст тогдашней русской или украинской газеты.

Правда, многовековое проживание в составе различных государств, привело к возникновению у русинов своих малочисленных этносов. Сегодня среди карпатских русинов выделяют: бойков, лемков, подолян, гуцул, покутян, верховинцев, долинян и других. Но, как бы они себя не называли, всех их объединяет одно: мечты о единой русской Родине.

Переломный момент

Славяне обосновались в Подкарпатье и Карпатском погорье, примерно, во II веке нашей эры. Отсюда, по мнению некоторых исследователей, вышли в VII веке сербы и хорваты, а может быть даже и чехи. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства после распада Великой Моравии, а их жители одними из первых приняли православие, еще в IX веке, вероятно при деятельности Кирилла и Мефодия. Здесь, в XI веке утвердилась власть Ростиславичей (от внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича). Можно судить о том, насколько была процветающей эта часть Киевской Руси по тому, что один из представителей рода Василько Требовльский (1068-1124) планировал дальние походы на дунайских болгар и о победах над половцами, пусть даже и без помощи других князей: «И помыслих на землю Лядьскую наступлю на зиму и на лето и возму землю Лядьскую, и мьщю Русскую землю; и по сем хотел есмь переяти Болгары Дунайские и посадити я у собе; и по сем хотел проситися у Святополка и у Володимера ити на Половци-да любо налези себе славу, а любо голову свою сложю за Русскую землю».

Но живописный горный край Карпатской Руси сыграл злую шутку с населявшими его славянами. В результате своего географического положения, он был практически оторван от остальной Руси. Лишь несколько горных перевалов служили связывающим звеном с остальной территорией древнерусского государства, а значит в случае угрозы, помощи было ждать не от кого. А враги всегда найдутся. В 896 году кочевые племена венгров проникли на Среднедунайскую равнину и основали свое государство, которое и стало плацдармом для постоянных нападений на Карпатскую Русь.

XI век стал переломным. После распада Руси на удельные княжества из-за раздробленности и бесконечных междоусобиц, местные русины, не получая поддержки от соплеменников из-за Карпат, пали под натиском венгров. Исторические пути разошлись, и началась долгая борьба русинов за свою культуру, язык, веру, а также право оставаться русскими.

Княжество Федора Корятовича

Жители Карпатской Руси после завоевания неоднократно пытались вновь обрести независимость. В XIV веке, воспользовавшись ослаблением Венгрии из-за раздробленности, представитель православной ветви рода Гедеминовичей, Федор Кориатович основал здесь русское православное княжество, которое, впрочем, имело весьма короткую жизнь – всего лишь несколько десятков лет. Зато память о коротком периоде независимости сохранилась в народном фольклоре. Одно из самых популярных народных преданий Закарпатья «Про князя Кориатовича» повествует о том, как Кориатович победил чудовище – змея Веремея, и воздвиг церкви и монастыри, «чтобы русские службы служили…людям на радость, Руси на славу». Кстати, знаменитый замок Паланок и Свято-Никольский монастырь – детища все того же православного представителя из рода Гедеминовичей.

Русская Краина

Окончательно от власти Венгрии, а впоследствии Австро-Венгрии, русинам удалось освободиться лишь в начале XX века после завершения Первой мировой войны. К этому времени, изменилась культура и самосознание, в результате продолжительной католической экспансии и попыток ассимиляции русинов (в том числе и запрет на использование русинского языка). Но любовь к когда-то давно утерянной родине осталась. Так, украинский самостийник В. Гнатюк говорил о том, что отличительной чертой угорских русинов является «москвофильство». Возможно, его следствием было то, что этот регион одним из первых принял власть Советов вскоре после получения автономии. Четыре комитата: Ужгород, Берег, Угоча и Марамарош получили название Русская Краина (то есть, «русская окраина») с центром Мукачево, в составе провозглашенной Венгерской Советской Республики.

Для русинов это стало «глотком воздуха». Русинский язык впервые за долгое время стал официальным, его изучали, на нем говорили, издавали газеты. Провозглашалась свобода вероисповедания. Впрочем, период независимости длился не долго. Страны Антанты не желали мириться с Советским государством вблизи своих границ. Было усилено давление на Румынию и Чехословакию, чтобы ускорить их агрессию против Венгерской Социалистической Республики со стороны Закарпатья. 16 апреля 1919 года румынские и чехословакские войска развернули широкую наступательную операцию, которая завершилась через четыре месяца падением Русской Краины, ставшей частью Чехословакии под названием Подкарпатская Русь. Долгожданная независимость русинов не продлилась и года.

Карпато-русская ССР

Следующая возможность «возвращения» в лоно России, в данном случае СССР, представилась русинам по окончанию Второй мировой войны. Созданные в 30-40-х годах православные комитеты во главе с патриархом Алексием Кабалюком, выступали за вхождение в состав СССР в виде Карпато-Русской ССР. При этом они были категорически против включения своей области в состав УССР: «Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России».

10 января 1947 года Алексей Геровский, карпаторусский общественный деятель и публицист, посылает Сталину письмо, в котором просит: «Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удерживающееся в течение тысячи лет на юго-западе Карпат, было стерто с лица земли».

Таковы были настроения карпатских русинов накануне их вхождения в состав Украинской ССР. Но «великий вождь» проигнорировал это заявление. Закарпатье составило не союзную республику, а стала обычной областью, и была отдана Украине. Русинское движение было поставлено вне закона. И хоть история и не знает сослагательного наклонения, невольно задумываешься, как обстояла бы ситуация сегодня, если бы не то роковое решение.

Русины Закарпатья не одно столетие отстаивают свое право на самоопределение. Всю свою историю они сторонились политики, но всегда оказывались её заложниками, сохраняя при этом свой язык, традиции и веру.

Четвертые славяне

Русины - один из древнейших восточнославянских народов. Сами себя они с горькой иронией называют курдами Европы - у них никогда не было своего независимого государства. Уже во втором веке нашей эры предки русинов обосновались в области Карпат. Существует несколько версий происхождения этого народа. Разные историки возводят их к черным, белым хорватам, уличам и тиверцам.
Вся история русинов - это борьба за сохранение своей национальной идентичности в сложнейших условиях. С VI века земли русинов были во власти аваров, с VII века - испытывали сильное влияние первого западнославянского государства Великой Моравии, с 903 года началось венгерское, а затем австровенгерское владычество, продолжавшееся больше 1000 лет - до окончания Первой мировой войны, в которую происходил настоящий геноцид этого народа.

С середины XIX века шла активная принудительная ассимиляция русинов, количество русинских деревень в период с 1810 по 1880 годы сократилось вдвое. В советское время слово "русины" было практически исключено из оборота. Как только ни называли этот народ - и закапатскими украинцами, и словаками. Тем не менее, несмотря на все враждебные для сохранения своей этнической идентичности условия, русинам удалось сохранить и свой язык, и свои традиции.

Численность

Парадокс, но украинские власти до сих пор не признают русинов как отдельный этнос. Это выглядит тем удивительнее, что весь остальной мир официально это сделал ещё в 1998 году, когда русины вошли в ОНН (Организация непредставленных народов).

По данным этой организации в мире всего насчитывается 1, 6 миллиона русинов, при этом почти половина из них (около 720 тысяч) живут в Закарпатской Украине. Цифры о количестве русинов на Украине разнятся очень существенно. По результатам проведенной в 2011 году переписи, на которой впервые русины могли назвать себя русинами, их оказалось в Закапатье немногим больше 10 тысяч, в то время как активисты русинского движения, ратующего за признание русинов и даже и автономность от Украины называют цифру в 70-80 раз большую.

Язык

Русинский язык был признан Украиной только в 2012 году (закон "Об основах государственной языковой политики"), долгое время до этого он считался диалектом украинского языка. Ситуация странная, поскольку русинский язык (четвертый из восточнославянских языков) отличается от украинского языка, в нём большое количество церковнославянизмов, что сближает его со староболгарским языком, который называют эсперанто всех славянских языков.

Несмотря на непризнание за русинским языком статуса отдельного языка, он продолжал жить. За столетие, с середины XIX века до 1945 года было издано 20 русинских грамматик.
В период венгерской оккупации, с 1939 года по 1944 годы на русинском языке была опубликована масса переводов классической литературы, от Сервантеса до Эдгара По.

Наконец, в 1997 году была издана ещё одна русинская грамматика - "Материнський язык. Писемниця дїла пудкарпатьскых Русинув".

Русины и украинский флаг

В 1846-1848 годах губернатором Галиции был Франц Стадион фон Вартгаузен. Он известен, в частности тем, что отменил в Галиции крепостное право. Однако его не устраивало, что русины считали себя частью русской культурной традиции, поэтому в 1848 году он инициировал создание органа национального самоуправления русинов – Головную Русскую Раду.

В качестве символа Рады он предложил льва, а её цветами - желтый и синий. Такой выбор не был случайным. Нанятые Стадионом историки нашли в летописях, что в знаменитой Грюнвальдской битве в 1410 году против тевтонов плечом к плечу с литовцами и поляками сражались рыцари, представляющие Львовскую землю. И сражались именно с "львиными" хоругвями желто-голубой расцветки.

Таким образом, нынешний "синьо-жовтий біколор" имеет своим предтечей знамя Головной Русской Рады.

Право на признание

В последнее время русины все чаще заявляют о своем праве на самоопредление и даже на право автономии. Показательно, что ещё в 1991 году, вместе с референдумом о независимости Украины в Закарпатье был проведен другой референдум - об автономии области. Идею автономии тогда поддержало 78 % населения. Однако украинские власти предпочитают об этом не вспоминать.

Семь лет назад начал свою работу ЕКПР (Европейский конгресс подкарпатских русинов). С этого времени повестку в русинском движении стали задавать уже не зарубежные диаспоры русинов-эмигрантов, а сами жители Закарпатья.

С 2008 года было даже создано неофициальное правительство республики Подкарпатская Русь, премьер-министром которой является Петр Гецко. Это непризнанная на сегодняшний день автономия считает себя правопреемницей Подкарпатской Руси, просуществовашей несколько дней в 1939 году. Русины уверены, что признание их автономности от Украины - дело времени. Русины умеют ждать.

Те, кто интересуется культурной жизнью разных стран мира, а особенно стран ближнего зарубежья, не раз задавились вопросом о том, что такие гуцулы и каково их происхождение. Но даже для коренных украинцев этот вопрос остается не достаточно известным. Максимальные знания, которым обладают рядовые жители Украины, это то, что русины Закарпатья живут в западных регионах страны, соблюдают вековые традиции, носят национальную одежду, поют народные песни.

Если вас интересует лепнина из гипса, то на сайте "Евина" вы можете ознакомиться с каталогом продукции, а также при необходимости заказать изготовление и монтаж лепного декора под фасад и интерьер своего дома. Благодаря этому вы сделаете внешний вид своего дома более оригинальным и интересным.

К сожалению, эта информация, не исчерпывающаяся. К тому же, под это описание подходят большинство славянских народов. Однако гуцульский народ очень самобытен и заслуживает особого внимания. Это связано с тем, что Русь Закарпатская уже многие годы находится под пристальным наблюдением историков и культуроведов всего мира. Это связано с их своеобразным стилем жизни и мировоззрением. Тайны гуцульских нравов, их жизни и современном положении нации раскрыть не так уж и сложно.

Кто такие русины Закарпатья

Для начала необходимо отметить, что гуцулы, по одному предположению относятся к карпато-русинской этнической группе, как лемки и бойки. Однако такое мнения ученых не мешает коренным жителям Закарпатья считать, что их первые предки появились на карпатских склонах еще в VI веке. Так считают прежде всего Галицкие и Буковинские представители русинов Закарпатья. На современно этапе большая часть представителей карпато-русинского этноса населяет приграничные зоны, находящие в соседстве с Польшей и Словакией. Другая часть этого этноса, около полумиллиона, живут в соседних европейских странах и США. За границей они живут небольшими общинами.

Этимология названия народности

Существует очень много предположений о том, почему русины Закарпатья носят название гуцулы. Однако ни одно из этих предположений не имеет достаточно оснований. Одно из основных предположений основывается на том, что гуцулы получили название от сарматского слова «гыццыл», т.е. маленький, малый. В древних письменных источниках это слово имело отношение именно к сарматскому народу, который жил в Закарпатской Руси в начале нашей эры.

«Гыццыл чизг/языг» - народ который не принял участие в походе в Европу и остался в Прикарпатье вместе с готами-грейтунгами и гепидами. Другой предположение основывается на том, что гуцулы произошли от слова «кочевать» и его словоформы «кочулы». Популярным предположением остается происхождение от имени Гуц или глагола «гуцати». Однако наибольшую распространенность получило предположение, что «гуцулы» произошло от сочетания двух слов - «гуцул» (движение) и румынского слова «разбойник». Именно поэтому считается, что это вольный или даже дикий народ.

Русь Закарпатская или где живую гуцулы

Также как бойки и лемки, гуцулы по праву принадлежат к коренным жителям Карпат. В современной Украине это:

  • Ивано-Франковская,
  • Черновицкая,
  • Закарпатская области.

В Ивано-Франковской области гуцулы занимают такие районы как Верховинский, Яремчанский, юг Косовского, а также Надворянского.

В Закарпатской области - это Рахоский район. Если говорить о площади, занимаемой Гуцульщиной, то это 6,5 тысяч кв.км. Но это только на Украине. Территорией гуцулов можно считать приграничные земли Румынии. Там эта этническая группа носит название марамошские гуцулы.

Важные исторические события

Долгое время, вплоть до 40-х годов XX столетия, гуцулы как народ были разделены между разными государствами. До Первой мировой войны, Русь Закарпатская относилась к Австрии и Венгрии. Позже попала под влияние Польши, Румынии и Чехословакии. В 30-х годах гуцулы стали входить в состав УССР.

В 2001 году, после проведения переписи населения, было выявлено, что 21,5 тысяча жителей относят себя к числу этноса гуцулов.

Образование Гуцульщины и первые упоминания

В XIV-XV вв в польских письменных источниках впервые была упомянута Гуцульщина и гуцульский народ. В то время Западная Украина была обременена натуральным и денежным сбором с населения. В связи с этим Западные земли охватило народное восстание опришков под предводительством Олексы Довбуша.

В 40-х годах разразилось другое восстание, в котором крестьянские интересы и отмена панщины снова встали на первом месте. Это восстание возглавил Лукьян Кобылица. Что касается других наиболее значительных событий в культурно-политической жизни Гуцульщины, то сюда можно отнести деятельность Украинской радикальной партии.

Также значимой фигурой в истории остается Гнат Хоткевич и его Любительский театр, а также К. Трилевский и его общество «Сечи». Значимой остается деятельность Украинских сечевых стрельцов в 1914-1915 гг. Важным шагом к независимости остается образование Гуцульской Республики, которая просуществовала несколько месяцев. Однако несмотря на культурные и политические изменения в мире, основная часть гуцульского этноса и территории все-таки остается в Украине и Румынии. Там тоже осталось несколько деревень на Буковине и Марморощине.

На современном этапе жизнь гуцулов относительно стабильна и в политическом, и в социальном плане. В селах процветают народные промыслы, скотоводство и все виды работ на земле.

Русины Закарпатья имеют самый низкий среди всех украинце доход. Поэтому народное ремесло стало отличным видом дополнительного заработка.

Почти каждая семья занимается мастерством и продажей собственных сувениров для туристов со всего мира. Однако не смотря на финансовые трудности, гуцульский народ радушный и приветливый. Их самобытный нрав и беглая речь не оставят равнодушным ни одного туриста. К тому же гуцульская земля обладает богатой рекреационной базой, чем привлекает внимание любителей лесной природы и горных рек.

Население Закарпатья на протяжении столетий напрягало все силы, чтобы сохранить своё национальное лицо. И точно так же все годы существования независимой Украины жители этого древнего, богатого традициями края испытывали на себе давление украинских спецслужб за то, что упорно отказывались считать себя украинцами.

Ещё в Х веке Закарпатье стало частью Древнерусского государства. В XI - XII веках его территория постепенно перешла Венгерскому королевству, а впоследствии вошла в состав Австро-Венгерской империи. После её распада территория Закарпатья была присоединена к Чехословакии.

После Мюнхенского сговора и аннексии гитлеровской Германией и Польшей значительной части земли нынешней Закарпатской области были переданы Венгрии как союзнице Германии. 15 марта 1939 года украинский националист Августин Волошин, прислуживавший Третьему рейху, провозгласил государство с названием Карпатская Украина и обратился к Гитлеру с просьбой гарантировать суверенитет нового государства. Прогитлеровская Карпатская Украина просуществовала всего три дня, и уже 18 марта её оккупировали венгерские войска. 25 ноября 1945 года по соглашению между СССР и Чехословакией Закарпатье было передано в состав Украинской СССР.

Коренные жители Закарпатья издревле называли себя русинами, или русью. После вхождения края в состав Венгерского королевства этот народ называли также «рутенами», «угрорусами». Важнейшей чертой русинов как народа является их упорное, несгибаемое сопротивление любой ассимиляции - венгерской, румынской, австрийской, украинской - и наряду с этим через века пронесенное стремление к воссоединению с Россией.

После окончательного раздела Польши между Пруссией, Австро-Венгерской и Российской империями в состав Австро-Венгрии входили не только Закарпатье, но и часть земель древнерусского Галицко-Волынского княжества. Жители этих земель также называли себя русинами и с такой же надеждой смотрели в сторону России. После участия русских войск в подавлении революции 1848 года в Венгрии и особенно после перехода их через Карпаты в Болгарию для освобождения от османского ига русофильские настроения русинов Австро-Венгрии приняли практически всеобщий характер. Для борьбы с этим в Вене была разработана целая программа, направленная на то, чтобы заставить русинов сменить национальную принадлежность. Опираясь на исторические фальсификации Михаила Грушевского, выдумавшего никому, кроме него, не известное древнее племя «укры», австрийские власти принялись заставлять русинов называть себя «украинцами». Чисто географическое понятие «Украина», обозначавшее в славянских языках «окраинные земли» (Москва и Владимир в XII веке носили название «Залесская Украина» и являлись окраиной Древнерусского государства с центром в Киеве), стали навязывать в качестве произошедшего от этнонима «украинец».

Те, кто отказывались отрекаться от своего русинского имени, подвергались австрийскими властями жесточайшим преследованиям. В результате к началу Первой мировой войны в Галиции примерно половина русинов стала называть себя украинцами. При этом жители остальных территорий нынешней Украины, входившей в состав Российского государства, называли себя «малороссами», то есть русскими жителями Малой, коренной, изначальной Руси. А Закарпатье никто никогда «Украиной» не называл и не считал: вплоть до 1939 года этот край носил названия Угорская Русь, Подкарпатская Русь, Закарпатская Русь. Численность русинов в 1919 году достигала примерно полмиллиона человек и составляла 62,9% всего населения Закарпатья.

Период самой жестокой, бесчеловечной украинизации русинов начался с сентября 1914 года, когда австрийцы создали для содержания русинов два первых в Европе концентрационных лагеря Терезин и Талергоф. Узники Талергофа содержались в страшнейших условиях: их загнали в огороженное колючей проволокой поле, на котором не было ни единого строения. Первые бараки начали строить для узников только зимой 1915 года. По данным комитета бывших узников лагеря, количество погибших в лагере от голода, холода, болезней и жестокого обращения составило тысячи человек. При этом каждый узник мог выйти на свободу, если откажется считать себя русином и назовётся украинцем. А самым изощрённым издевательством было то, что основную часть лагерных охранников составляли жители Галичины, уже признавшие себя украинцами.

Советская власть вслед за Временным правительством Керенского признала этноним «украинцы» и создала Украинскую Советскую Социалистическую Республику (УССР). УССР стала инициатором образования СССР, но не признала существования отдельного русинского народа. После передачи Закарпатья в состав Украины все его жители, как шестью годами ранее немногочисленные оставшиеся русины Галичины, были записаны в документы украинцами. И если галичанские русины безропотно приняли этот факт, то русины Закарпатья не желают его признавать до сих пор.

Отрицание в постсоветской Украине, как до переворота, так и теперь, самого факта существования русинского этноса тем более неприемлемо, что в Польше, Словакии, Чехии, Сербии, Хорватии, России русины признаны этническим меньшинством, что существует Всемирный конгресс русинов, а общая численность русинов в мире превышает 1,5 миллиона человек… До сих пор ни многочисленные обращения русинов к властям Украины, ни рекомендации Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации рассмотреть вопрос о признании их в качестве национального меньшинства никакого результата не принесли.

Точно так же Киев не признал результаты проведенного 1 декабря 1991 года Закарпатского областного референдума, в ходе которого 78 %, принявших в нём участие, высказалось за придание области статуса автономии. Одновременно с областным референдумом состоялся районный референдум в Береговском районе Закарпатской области, на котором свыше 80 процентов участников высказались за создание венгерского автономного округа. Сегодня эти два референдума 1991 года, областной и районный, являются той юридической базой, на которой русинский и венгерский вопросы в Закарпатье, тесно связанные и обострившиеся после переворота на Украине, только и могут получить удовлетворительное решение. Заметим, что в Закарпатской области, кроме русинов, проживают и другие национальные меньшинства - венгры, румыны, цыгане, словаки, евреи, поляки, молдаване.

Сразу же после февральского государственного переворота боевики неонацистского «Правого сектора», проникшие в Закарпатье, начали репрессии против венгров, компактно проживающих в регионе. Это вызвало резкую реакцию МИД Венгрии, высказавшегося в защиту как этнических венгров, так и русинов. Активисты вслух заговорили о недопущении геноцида закарпатских венгров, давно и открыто заявляющих о своих правах на национально-культурную автономию. Координация венгров и русинов, действующих в продвижении этого требования согласованно, принимает уже вполне определённые очертания.

Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан 12 мая в своём первом выступлении после третьего вступления в должность потребовал от Киева разрешить двойное гражданство для проживающих в Украине венгров и предоставить региону автономию. А 20 мая антитеррористическое подразделение венгерских вооружённых сил приступило к поиску на территории Украины пропавшего в зоне конфликта соотечественника, захваченного в плен вооружёнными людьми…

Александр ДОНЕЦКИЙ