Какой храм построила царица софия. И снова о Софье: Великая княгиня Московская София Палеолог и ее роль в истории

Большинство историков сходятся во мнении, что бабушка , великая княгиня Московская Софья (Зоя) Палеолог сыграла огромную роль в становлении Московского царства. Многие считают её автором концепции «Москва – третий Рим». А ещё вместе с Зоей Палеологиней появился двуглавый орёл. Сначала он был семейным гербом её династии, а потом перекочевал на герб всех царей и российских императоров.

Детство и юность

Зоя Палеолог появилась на свет (предположительно) в 1455 в Мистре. Дочь деспота Морейского Фомы Палеолога родилась в трагическое и переломное время – время падения Византийской империи.

После взятия Константинополя турецким султаном Мехмедом II и гибели императора Константина, Фома Палеолог вместе с женой Екатериной Ахайской и детьми сбежал на Корфу. Оттуда он перебрался в Рим, где был вынужден перейти в католицизм. В мае 1465 года Фома умер. Его смерть случилась вскоре после кончины супруги в том же году. Дети, Зоя и её братья – 5-летний Мануил и 7-летний Андрей, переехали в Рим уже после смерти родителей.

Воспитанием сирот занялся греческий учёный, униат Виссарион Никейский, служивший кардиналом при папе Сиксте IV (это он стал заказчиком знаменитой Сикстинской капеллы). В Риме греческую принцессу Зою Палеолог и её братьев воспитывали в католической вере. Кардинал позаботился о содержании детей и их образовании.

Известно, что Виссарион Никейский с позволения папы оплачивал скромный двор юных Палеологов, в который входили прислуга, врач, двое профессоров латинского и греческого языков, переводчики и священники. Софья Палеолог получила довольно солидное по тем временам образование.

Великая княгиня Московская

Когда Софья достигла совершеннолетия, венецианская синьория озаботилась её замужеством. Взять знатную девушку в жены сначала предложили королю Кипра Жаку II де Лузиньяну. Но он отказался от этого брака, побоявшись конфликта с оттоманской империей. Спустя год, в 1467-ом, кардинал Виссарион по просьбе папы Павла II предложил руку знатной византийской красавицы князю и итальянскому вельможе Караччиоло. Состоялось торжественное обручение, но по неизвестным причинам брак отменили.


Есть версия, что Софья втайне общалась с афонскими старцами и придерживалась православной веры. Она сама приложила усилия к тому, чтобы не выходить замуж за иноверца, расстраивая все предлагаемые ей браки.

В переломном для жизни Софьи Палеолог 1467 году скончалась супруга великого князя Московского Мария Борисовна. В этом браке родился единственный сын . Папа Павел II, рассчитывая на распространение католицизма на Москву, предложил овдовевшему государю всея Руси взять в жены свою подопечную.


После 3-летних переговоров Иван III, испросив совета у матери, митрополита Филиппа и бояр, принял решение жениться. Примечательно, что о переходе Софьи Палеолог в католицизм переговорщики от папы предусмотрительно умолчали. Более того, они сообщили, что предлагаемая в жёны Палеологиня православная христианка. Они даже не догадывались, что так оно и есть.

В июне 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла в Риме состоялось заочное обручение Ивана III и Софьи Палеолог. После этого обоз невесты отбыл из Рима в Москву. Сопровождал невесту всё тот же кардинал Висссарион.


Болонские летописцы описали Софью довольно привлекательной особой. На вид ей было 24 года, она обладала белоснежной кожей и невероятно красивыми и выразительными глазами. Рост её был не выше 160 см. Телосложение будущая супруга российского государя имела плотное.

Есть версия, что в приданом Софьи Палеолог, кроме одежды и драгоценностей, было множество ценнейших книг, которые позже составили основу таинственно исчезнувшей библиотеки Ивана Грозного. Среди них числились трактаты и , неизвестные поэмы .


Встреча царевны Софьи Палеолог на Чудском озере

В конце длинного маршрута, пролегавшего через Германию и Польшу, римские провожатые Софьи Палеолог поняли, что их желание посредством женитьбы Ивана III на Палеолог распространить (или хотя бы сблизить) католицизм с православием потерпело поражение. Зоя, едва выехала из Рима, продемонстрировала твёрдое намерение возвратиться к вере предков – христианству. Венчание состоялось в Москве 12 ноября 1472 года. Церемония прошла в Успенском соборе.

Главным достижением Софьи Палеолог, которое превратилось в огромное благо для России, считается её влияние на решение мужа отказаться платить дань Золотой Орде. Благодаря супруге Иван Третий наконец отважился сбросить многовековое татаро-монгольское иго, хотя местные князья и элита предлагали продолжать платить оброк во избежание кровопролития.

Личная жизнь

По всей видимости, личная жизнь Софьи Палеолог с великим князем Иваном III сложилась удачно. В этом браке родилось немалое потомство – 5 сыновей и 4 дочери. Но безоблачным существование новой великой княгини Софьи в Москве назвать сложно. Бояре увидели то огромное влияние, которое жена имела на супруга. Многим это не понравилось.


Василий III, сын Софьи Палеолог

Поговаривают, у княгини были плохие отношения с наследником, рождённым в предыдущем браке Ивана III, Иваном Молодым. Более того, есть версия, что Софья причастна к отравлению Ивана Молодого и дальнейшего отстранения от власти его супруги Елены Волошанки и сына Дмитрия.

Как бы там ни было, Софья Палеолог оказала огромное влияние на всю дальнейшую историю Руси, на её культуру и архитектуру. Она была матерью наследника престола и бабушкой Ивана Грозного. По некоторым сведениям, внук имел немалое сходство со своей мудрой византийской бабушкой.

Смерть

Скончалась Софья Палеолог, великая княгиня Московская, 7 апреля 1503 года. Муж, Иван III, пережил супругу лишь на 2 года.


Уничтожение могилы Софьи Палеолог в 1929 году

Похоронили Софью рядом с предыдущей женой Ивана III в саркофаге усыпальницы Вознесенского собора. Собор разрушили в 1929 году. Но останки женщин царского дома сохранились – их перенесли в подземную палату Архангельского собора.

Год рождения установлен приблизительно - около 1455.
Год смерти - 1503
В 1472 году в жизни московского князя Иоанна III произошло событие, которое заставило все европейские государства с любопытством посмотреть на мало известную им и далекую «варварскую» Россию.

Узнав о вдовстве Иоанна, Папа Павел II предложил ему через посла руку византийской царевны Зои. После разорения отечества семейство византийских царей Палеологов осело в Риме, где пользовалось всеобщим уважением и покровительством Папы.

Чтобы заинтересовать великого князя, папский легат живописал, как решительно царевна отказала двум женихам - французскому королю и миланскому герцогу - из-за нежелания менять православную веру на католическую. На самом деле, как считали современники, претенденты на руку Зои отказались от нее сами, узнав о ее чрезмерной полноте и отсутствии приданого. Проходило драгоценное время, женихов все не было, и Зою, скорее всего, ожидала незавидная участь: монастырь.

Реконструкция по черепу С. А. Никитина , 1994 г.

Иоанн обрадовался предложенной ему чести, и вместе со своей матерью, духовенством и боярами решил, что такая невеста послана ему от самого Бога. Ведь на Руси весьма ценились знатность и обширные родственные связи будущей жены. Спустя время Иоанну III привезли из Италии портрет невесты - она ему глянулась.

Представление портрета Софьи Палеолог Ивану III

К сожалению, портрет Зои не сохранился. Известно только, что при росте около 156 см она считалась самой пышнотелой царствующей особой Европы - впрочем, уже под конец жизни. Зато, по отзыву итальянских историков, Зоя обладала удивительно красивыми большими глазами и кожей несравненной белизны. Многие отмечали ее ласковое обхождение с гостями и способности к рукоделию.

«Источники, довольно подробно описывающие обстоятельства заключения брака Софьи Палеолог и Ивана III, почти ничего не сообщают о намерениях самой невесты: хотела ли она стать женой вдовца, уже имевшего наследника престола, и ехать в далекую и малоизвестную северную страну, где у нее не было ни друзей, ни знакомых? - замечает историк Людмила Морозова. - Все переговоры о браке происходили за спиной невесты. Никто не удосужился хотя бы описать ей внешность московского князя, особенности его характера и т. д. Обошлись лишь несколькими фразами о том, что он «князь великий, и земля его в православной вере христианской».

Окружавшие царевну лица, видимо, полагали, что ей, как бесприданнице и сироте, выбирать не приходилось…

Вручение приданого Софье Палеолог

Вполне вероятно, что жизнь в Риме была для Зои безрадостной… Никто не желал считаться с интересами этой девушки, ставшей бессловесной игрушкой в руках католиков-политиканов. Видимо, их интриги настолько надоели царевне, что она была готова ехать куда угодно, лишь бы подальше от Рима».

ПРИЕЗД СОФЬИ ПАЛЕОЛОГ В МОСКВУ
Иван Анатольевич Коваленко

17 января 1472 года за невестой были отправлены послы. С большими почестями приняли их в Риме, и 1 июня царевна в церкви св. Петра была обручена с русским государем - его на церемонии представлял главный посол. Так Зоя отправилась на московскую землю, о которой почти ничего не знала, к своему тридцатилетнему мужу. «Верные» люди уже успели нашептать ей, что есть у Иоанна в Москве зазноба. Или даже не одна…


Ф.А. Бронников. Встреча греческой царевны Софьи Палеолог. Фотография с живописного эскиза из архива Бронникова. Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова

Путешествие длилось полгода. Зою везде встречали как государыню, отдавая ей должные почести. Рано утром 12 ноября Зоя, нареченная в православии Софьей, въехала в Москву. В церкви ее ожидал митрополит и, получив его благословение, она пошла к матери Иоанна и там в первый раз увиделась с женихом. Великий князь - высокий и худощавый, с красивым благородным лицом - понравился греческой царевне. В тот же день отпраздновали и свадьбу.

Венчание Ивана III и Софьи Палеолог.

Византийский император с незапамятных времен считался главным защитником всего восточного христианства. Теперь же, когда Византия была порабощена турками, таким защитником становился великий московский князь: с рукой Софии он как бы наследовал и права Палеологов. И даже перенял герб Восточной Римской империи - двуглавого орла. С этого времени на всех печатях, которые крепились на шнурках к грамотам, стали изображать с одной стороны двуглавого орла, а с другой - древний московский герб - Георгия Победоносца на коне, поражающего дракона.


Двуглавый орел на регалиях Софьи Палеолог 1472 г.

На другой день после свадьбы прибывший в свите невесты кардинал Антоний начал переговоры о соединении церквей - цель, с которой, как отмечают историки, и было главным образом задумано замужество Софьи. Но посольство кардинала кончилось ничем, и он скоро отбыл несолоно хлебавши. А Зоя, как отмечал Н. И. Костомаров, «при своей жизни заслужила укор и порицания Папы и его сторонников, которые очень ошиблись в ней, рассчитывая через ее посредство ввести в московскую Русь флорентийскую унию».

Ф.А. Бронников. Встреча греческой царевны Софьи Палеолог. Рисунок-вариант. Бумага, карандаш, тушь, перо. Шадринский краеведческий музей им. В.П. Бирюкова


Софья принесла с собой в Россию блеск и обаяние императорского имени. Еще недавно великий князь ездил в Орду, кланялся хану и его вельможам, как кланялись в течение двух столетий его предки. Но когда в великокняжеский двор вошла Софья, то Иоанн Васильевич заговорил с ханом совсем по-другому.

Иоанн III свергает татарское иго, разорвав ханскую грамоту и приказав умертвить послов
Шустов Николай Семенович

В летописях сообщается: именно Софья настояла, чтобы великий князь не выходил пешком, как это водилось до нее, навстречу ордынским послам, чтобы не кланялся им до земли, не подносил бы кубок с кумысом и не выслушивал бы ханскую грамоту, стоя на коленях. Она стремилась привлечь в Московское княжество деятелей культуры, врачей из Италии. Именно при ней началось строительство замечательных памятников архитектуры. Она самолично давала аудиенции чужестранцам, имела свой круг дипломатов.

Встреча Софьи Палеолог
Иван Анатольевич Коваленко

У великой княгини Софьи родилось три дочери. Она и супруг очень ждали сына, и Бог наконец прислушался к их горячим мольбам: в 1478 (по другим сведениям - в 1479) году у них родился сын Василий.

Встреча царевны
Федор Бронников

Сын великого князя от первой жены, Иоанн Молодой, сразу воспринял мачеху в штыки, часто грубил ей и не оказывал должного почтения. Великий князь поспешил женить сына и отдалил его от двора, затем вновь приблизил к себе и объявил наследником престола. Иоанн Молодой уже принимал деятельное участие в делах правления, как вдруг внезапно занедужил от какой-то неизвестной болезни вроде проказы и скончался в 1490 году.

Свадебный поезд.
В повозке — Софья Палеолог
с «подругами»

Был поднят вопрос, кому наследовать престол: сыну Иоанна Молодого, Димитрию, или Василию, сыну Софьи. Бояре, враждебно относившиеся к заносчивой Софье, приняли сторону первого. Они обвинили Василия с его матерью в недобрых замыслах против великого князя и так настроили великого князя, что он отдалил от себя сына, охладел к Софье, а главное - торжественно венчал внука Димитрия на великое княжение. Известно, что в этот период великая княгиня одного за другим потеряла двух детей, которые родились недоношенными… Как повествуют историки, в самый день коронования государь казался невеселым - заметно было, что он грустил о супруге, с которой счастливо прожил двадцать пять лет, о сыне, чье рождение всегда представлялось ему особенной милостью судьбы…

Шитая пелена 1498 года. В левом нижнем углу изображена Софья Палеолог. Ее одежду украшает круглый таблион, коричневый круг на желтом фоне - знак царского достоинства. Кликайте, чтобы увидеть более крупное изображение.

Прошел год, происки бояр, благодаря стараниям Софьи, обнаружились, и они жестоко поплатились за свои козни. Наследником престола объявили Василия, и Софья снова вернула себе расположение Иоанна.

Смерть Софьи Палеолог. Пропись миниатюры из лицевого летописного свода второй половины ХVI века.

Умерла Софья в 1503 году (по иным данным, в 1504-м), оплакиваемая мужем и детьми. Летописи не содержат никаких сведений о причинах ее кончины. Ей не довелось увидеть своего внука - будущего Иоанна Грозного. Супруг же ее, Иоанн III, пережил ее только на год…

Гипсовая копия черепа Ивана Грозного
с наложенными на него основными обводами черепа
(более светлый) Софьи Палеолог.

Текст Е. Н. Обойминой и О. В. Татьковой

София Палеолог жена Ивана 3: биография, личная жизнь, исторические факты. Сериал «София», который транслирует телеканал Россия 1, возбудил большой интерес к личности этой удивительной женщине, которая смогла через любовь преломить ход истории и способствовала зарождению русской государственности. Большинство историков утверждают, что София(Зоя) Палеолог сыграла в становлении Московского царства огромную роль. Именно благодаря ей появился «двуглавый орел», и именно её считают автором концепции «Москва – третий Рим». К слову, двуглавый орел сначала был гербом именно её династии. Потом же он перекочевал на герб всех российских императоров и царей.

Зоя Палеолог родилась на греческом полуострове Пелопоннес, в 1455 году. Она была дочерью деспота Морейского Фомы Палеолога. Девочка появилась на свет в довольно трагическое время – падения Византийской империи. После того, как Константинополь был взят турками и император Константин погиб, семья Палеологов бежала в Корфу, а оттуда в Рим. Там Фома насильно принял католицизм. Родители девочки и двух её малолетних братьев рано умерли, а воспитанием Зои занялся греческий ученый, который служил кардиналом при Папе Сиксте Четвертом. В Риме девочку воспитывали в католической вере.

София Палеолог жена Ивана 3: биография, личная жизнь, исторические факты. Когда девушке исполнилось 17 лет, её попытались выдать замуж за короля Кипра, однако умная София сама способствовала разрыву помолвки, так как не хотела выходить за иноверца. После смерти родителей девушка втайне общалась с православными старцами.

В 1467 году в России умирает жена Ивана III Мария Борисовна. И Папа Павел II, надеясь на распространение католичества на территории Руси, предлагает в жены овдовевшему князю Софию. Говорят, что Московскому Князю девушка понравилась по портрету. Она обладала удивительной красотой: белоснежная кожа, красивые выразительные глаза. В 1472 году состоялся брак.


Главным достижением Софии считают то, что она повлияла на мужа, который вследствие этого влияния, отказался платить дань Золотой орде. Местные князья и народ не хотели войны и готовы были платить дань и дальше. Однако Иван III смог преломить страх народа, с которым он сам справился с помощью любящей жены.

София Палеолог жена Ивана 3: биография, личная жизнь, исторические факты. В браке с Князем у Софии родились 5 сыновей и 4 дочки. Личная жизнь сложилась очень удачно. Единственное, что омрачало жизнь Софии – это отношения с сыном мужа от первого брака, Иваном Молодым. София Палеолог стала бабушкой царя Ивана Грозного. София умерла в 1503 году. Её муж пережил жену лишь на 2 года.

12 ноября 1472 года Иван III второй раз вступает в брак. На этот раз его избранницей становится греческая принцесса Софья, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога.

Белокаменная

Через три года после венчания Иван III начнет обустройство своей резиденции со строительства кафедрального Успенского собора, который воздвигнут на месте разобранного храма Калиты. Будет ли это связано с новым статусом — великий князь Московский к тому времени будет позиционировать себя как «государь всея Руси», — или же идею «подскажет» супруга Софья, недовольная «убогой обстановкой», однозначно сказать сложно. К 1479 году строительство нового храма будет завершено, а его свойства перенесены в дальнейшем и на всю Москву, которую и поныне зовут «белокаменной». Масштабное строительство продолжится. На фундаменте старой дворцовой церкви Благовещения построят Благовещенский собор. Для хранения казны московских князей построят каменную палату, которая впоследствии будет именоваться «Казенным двором». Вместо старых деревянных хором для приема послов начнут строить новую каменную палату, получившую название «Набережной». Для официальных приемов построят Грановитую палату. Будет перестроено и построено большое количество церквей. В итоге Москва полностью изменит облик, а Кремль превратится из деревянной крепости в «западноевропейский замок».

Картина: Встреча царевны Софии Палеолог псковскими посадниками и боярами в устье Эмбаха на Чудском озере. Бронников

Новый титул

С появлением Софьи ряд исследователей связывает новый церемониал и новый дипломатический язык – сложный и строгий, чопорный и натянутый. Женитьба на знатной наследнице византийских императоров позволит царю Иоанну позиционировать себя как политического и церковного преемника Византии, а окончательное свержение ордынского ига сделает возможным перевод статуса московского князя на недосягаемо высокий уровень национального властителя всей Русской земли. Из правительственных актов уходит «Иван, государь и великий князь» и появляется «Иоанн, божиею милостью государь всея Руси». Значимость нового титула дополняется длинным списком пределов Московского государства: «Государь всея Руси и великий князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверской, и Пермский, и Югорский, и Болгарский, и иных».

Божественное происхождение

В своем новом положении, источником которого отчасти был и брак с Софьей, Иван III находит недостаточным прежний источник власти – преемство от отца и деда. Идея божественного происхождения власти была не чужда предкам государя, однако, ни один из них не выражал ее настолько твердо и убедительно. На предложение германского императора Фридриха III вознаградить царя Ивана королевским титулом, последний ответит: «…мы божиею милостью государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а поставление имеем от бога», указывая на то, что в мирском признании своей власти московский князь не нуждается.

Двуглавый орел

Для визуальной иллюстрации преемничества павшего дома византийских императоров будет найдено и наглядное выражение: с конца XV века на царской печати появится византийский герб – двуглавый орел. Существует большое количество других версий, откуда «прилетела» двуглавая птичка, но невозможно отрицать, что символ появился в период супружества Ивана III и византийской наследницы.

Кадр из фильма «София»

Лучшие умы

После приезда Софьи в Москву при русском дворе сформируется достаточно внушительная группа выходцев из Италии и Греции. Впоследствии многие иностранцы займут влиятельные государственные должности, и не единожды будут выполнять важнейшие дипломатические государственные поручения. Послы наведывались в Италию с завидной регулярностью, но часто в список поставленных задач не входило решение политических вопросов. Они возвращались с другим богатым «уловом»: архитекторами, ювелирами, мастерами монетного дела и оружейными умельцами, деятельность которых направлялась в одно русло – способствовать процветанию Москвы. Приезжими рудокопами будет найдена в Печорском крае серебряная и медная руда, и в Москве начнут чеканить монеты из русского серебра. Среди приезжих будет и большое количество профессиональных врачей.

Глазами иностранцев

В период правления Ивана III и Софьи Палеолог появляются первые подробные записки иностранцев о Руси. Перед одними Московия представала диким краем, в котором царят грубые нравы. Например, за смерть пациента врача могли обезглавить, зарезать, утопить, а когда один из лучших итальянских зодчих Аристотель Фиораванти, опасаясь за свою жизнь, запросился на родину, он был лишен имущества и заключен в острог. Другой видели Московию путешественники, те, кто не задерживался надолго в медвежьем крае. Венецианский купец Иосафат Барбаро поражался благосостоянию русских городов, «обильных хлебом, мясом, медом и другими полезными вещами». Итальянец Амброджо Кантарини отмечал красоту русских, причем, как мужчин, так и женщин. Другой итальянский путешественник Альберто Кампензе в отчете для папы Климента VII пишет о прекрасно поставленной московитами пограничной службе, запрете продавать спиртное, кроме праздничных дней, но больше всего его покоряет нравственность русских. «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, — пишет Кампензе. – Прелюбодеяние, насилие и публичное распутство также весьма редки. Противоестественные пороки совершенно неизвестны, а о клятвопреступлении и богохульстве вовсе не слышно».

Выставка реквизита фильма «София»

Новые порядки

Внешняя атрибутика играла существенную роль в возвышении царя в глазах народа. Софья Фоминична об этом знала на примере византийских императоров. Пышный дворцовый церемониал, роскошные царские одеяния, богатое убранство двора – всего это не было в Москве. Иван III, будучи уже могучим государем, жил не намного шире и богаче бояр. В речах ближайших подданных слышалась простота — некоторые из них происходили так же, как и великий князь, от Рюрика. Муж много слышал о придворном обиходе византийских самодержцев от жены и от людей, которые приехали с ней. Вероятно, ему хотелось и здесь стать «настоящим». Постепенно стали появляться новые обычаи: Иван Васильевич «стал держать себя величаво», перед послами титуловался «царем», иностранных гостей принимал с особенной пышностью и торжественностью, в знак особенной милости повелел целовать царскую руку. Чуть позже появятся придворные чины – постельничий, ясельничий, конюший, а государь станет жаловать в бояре за заслуги.

Спустя время, Софью Палеолог назовут интриганкой, ее обвинят в смерти пасынка Ивана Молодого и будут оправдывать «нестроения» в государстве ее колдовством. Однако, этот брак по расчету продлится 30 лет и станет, пожалуй, одним из самых значимых супружеских союзов за всю историю.

Говорят, что у каждого города, основанного в древности или в средневековье, есть свое тайное имя. По легенде, его могли знать лишь несколько человек. В тайном имени города был заложен его ДНК. Узнав «пароль» города, враг без труда мог завладеть им.

«Тайное имя»

Согласно древней градостроительной традиции, в начале рождалось тайное имя города, затем находилось соответствующее место, «сердце града», которое символизировало Древо мира. Причем не обязательно, что пуп города должен находиться в «геометрическом» центре будущего города. У города почти как у Кощея: «…смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт».

Интересно, что древние и средневековые градостроители всегда оставляли подсказки. Любовь к ребусам отличала многие профессиональные гильдии. Одни масоны чего стоят. До профанации геральдики в эпоху Просвещения роль этих ребусов выполняли гербы городов. Но это в Европе. В России до XVII века вообще не было традиции зашифровывать суть города, его тайное имя, в гербе либо другом каком-то символе. Например, Георгий Победоносец перекочевал на герб Москвы с печатей великий московских князей, а еще раньше - с печатей Тверского княжества. Отношения к городу это никакого не имела.

«Сердце града»

На Руси отправной точкой для возведения города был храм. Он был осью любого населенного пункта. В Москве эту функцию на протяжении веков выполнял Успенский собор. В свою очередь, согласно византийской традиции, храм должен был быть построен на мощах святого. При этом мощи обычно полагались под алтарем (иногда также с одной из сторон алтаря или у входа в храм). Именно мощи и являли собой «сердце города». Имя святого, по-видимому, и было тем самым «тайным именем». Иными словами, если бы «закладным камнем» Москвы был собор Василия Блаженного, то, и «тайное имя» города было бы «Васильев» или «Васильев-град».

Однако мы не знаем, чьи мощи лежат в основании Успенского собора. Нет ни одного упоминания об этом в летописях. Вероятно, имя святого держалось в тайне.

В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла деревянная церковь. Сто лет спустя московский князь Даниил Александрович построил на этом месте первый Успенский собор. Однако по неизвестным причинам через 25 лет Иван Калита строит на этом месте новый собор. Интересно, что храм был построен по образцу Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Не совсем ясно почему? Георгиевский собор вряд ли можно назвать шедевром древнерусского зодчества. Значит, было еще что-то?

Перестройка

Храм-образец в Юрьеве-Польском был построен в 1234 году князем Святославом Всеволодовичем на месте на фундаменте белокаменной церкви Георгия, которая была сооружена в 1152 при основании города Юрием Долгоруким. Видимо, этому месту уделялось какое-то повышенное внимание. А строительство такого же храма в Москве, возможно, должна была подчеркнуть какую-то преемственность.


Успенский собор в Москве простоял менее 150 лет, а потом Иван III вдруг решил его перестроить. Формальная причина - ветхость сооружения. Хотя полторы сотни лет для каменного храма не Бог весть какой срок. Храм разобрали, а на его месте в 1472 году началось строительство нового собора. Однако 20 мая 1474 года в Москве произошло землетрясение. Недостроенный собор получил серьезный урон, и Иван принимает решение разобрать остатки и начать строить новый храм. Для строительства приглашаются зодчие из Пскова, но те, по загадочным причинам, категорически отказываются от строительства.

Аристотель Фьораванти

Тогда Иван III, по настоянию своей второй супруги Софии Палеолог, посылает эмиссаров в Италию, которые должны были привезти в столицу итальянского архитектора и инженера Аристотеля Фьораванти. Кстати, на родине его называли «новым Архимедом». Это выглядит совершенно фантастически, поскольку впервые в истории Руси на строительство православного храма, главного храма Московского государства, приглашается зодчий-католик!

С точки зрения тогдашней традиции - еретик. Почему был приглашен итальянец, который в глаза не видел ни одного православного храма, остается тайной. Может быть, потому, что ни один русский зодчий не захотел иметь дело с этим проектом.

Строительство храма под руководством Аристотеля Фьораванти началось в 1475 году, а закончилось в 1479. Интересно, что в качестве образца был избран Успенский собор во Владимире. Историки объясняют, что Иван III хотел показать преемственность Московского государства от бывшего «стольного града» Владимира. Но это опять выглядит не очень убедительно, поскольку во второй половине XV века былой авторитет Владимира едва ли мог иметь какое-то имиджевое значение.

Возможно, это было связано с Владимирской иконой Божией матери, которую в 1395 года перевезли из владимирского Успенского собора в московский Успенский собор, построенный Иваном Калитой. Однако прямых указаний на это история не сохранила.


Одна из гипотез, почему русские зодчие не взялись за дело, и был приглашен итальянский архитектор, связана с личностью второй жены Иоанн III, византийки Софии Палеолог. Об этом немного подробнее.

София и«латинская вера»

Как известно, в жены Ивану III греческую принцессу активно продвигал римский папа Павел II. В 1465 году ее отец, Фома Палеолог, перевез ее с другими своими детьми в Рим. Семья поселилась при дворе папы Сикста IV.

Через несколько дней после их прибытия Фома умер, приняв перед смертью католичество. История не оставила нам сведений о том, что София перешла в «латинскую веру», однако вряд ли Палеологи могли оставаться православными, живя при дворе папы Римского. Другими словами, Иван III, скорее всего, посватался католичке. Причем, о том, что София перешла перед свадьбой в Православие, не сообщает ни одна летопись. Венчание происходило в ноябре 1472 года. По идее, оно должно было происходить в Успенском соборе. Однако незадолго до этого храм был разобран до фундамента, чтобы начать новое строительство. Это выглядит очень странно, поскольку примерно за год до этого было известно о грядущей свадьбе. Удивительно и то, что венчание произошло в специально построенной возле Успенского собора деревянной церкви, которую снесли сразу же после обряда. Почему не был выбран другой кремлевский собор, остается тайной.

Что же произошло?

Давайте вернемся все же к отказу псковских зодчих восстанавливать, разрушенный Успенский собор. Одна из московских летописей говорит, что псковичи якобы не взялись за работу по причине ее сложности. Однако слабо верится, что русские архитекторы могли отказать Ивану III, человеку довольно резкому, по такому поводу. Причина категорического отказа должна была быть очень весомой. Вероятно, это было связано с какой-то ересью. Ересью, которую мог перенести только католик - Фьораванти. Что же это могло быть?

Успенский собор, построенный итальянским зодчим, не имеет каких-то «крамольных» отклонений от Русской традиции зодчества. Единственное, что могло вызвать категорический отказ - это святые мощи.
Возможно, «закладной» реликвией могли стать мощи неправославного святого. Как известно, София привезла в качестве приданного много реликвий, включая православные иконы и библиотеку. Но, вероятно, не обо всех реликвиях мы знаем. Не случайно же папа Павел II так лоббировал этот брак.

Если во время переустройства храма произошла смена мощей, то, согласно русской традиции градостроительства, сменилось «тайное имя», а главное судьба города. Люди, которые хорошо и тонко понимают историю, знают, что именно с Ивана III началась смена ритма России. Тогда еще Великого княжества Московского.