Кто был царем после ивана. Наследие Византийской империи. Великий князь и царь: в чём разница

Рюриковичи являются княжеским родом на Руси, который идет от Рюрика. Семейство Рюриковичей было большим и многие из его представителей были правителями государства и княжеств, образованных после того, как русские земли были разделены.

Биография Рюрика

Началом правления Рюриков считают 862 год. Это великие князья новгородские, киевские, владимирские, московские. Потомками Рюрика считают всех русских царей до 16 века. Последнего из этой династии звали Федором Иоанновичем. Рюрик стал князем в 862 году. В период его правления установились феодальные отношения.

Одни из историков говорят о том, что Рюрик был скандинавом. Основанием этому является этимология имени, которое переводится с латинского как Король. Также известно, что имя Рюрик очень распространено в таких странах, как Швеция, Финляндия и другие. Но другие историки предполагают, что Рюрик все-таки исходит от славян.

Если верить летописям, то можно говорить о том, что княжеские земли получил не только Рюрик, но и его братья. Но многие из исследователей единогласно утверждают, что никаких братьев у него не было.

В летописях очень мало описано о его стремлениях в укреплении границ государства и возведении городов. Положительным моментом в отрезок времени его правления было - умение подавить мятеж. Тем самым он подкрепил свой царский авторитет. Еще из положительного можно сказать и о том, что на Руси была централизована власть.

В 879 г. Рюрик скончался, и князем стал Олег, опекун Игоря - сына Рюрика.

Список князей, правителей Руси

  • Игорь
  • Ольга «Святая»
  • Святослав Игоревич
  • Ярополк I, Святославович
  • Владимир Святославович «Святой»
  • Святополк I Владимирович «Окаянный»
  • Ярослав I Владимирович «Мудрый»
  • Изяслав I Ярославович
  • Всеслав Брячиславович Полоцкий
  • Изяслав I Ярославович
  • Святослав Ярославович
  • Изяслав I Ярославович
  • Всеволод I Ярославович
  • Святополк II Изяславович
  • Владимир Всеволодович «Мономах»
  • Мстислав Владимирович «Великий»
  • Ярополк II Владимирович
  • Всеволод II Ольгович Новгород–Северский
  • Игорь Ольгович
  • Изяслав II Мстиславович Владимиро–Волынский
  • Юрий Владимирович «Долгорукий»
  • Изяслав III Давидович Черниговский
  • Ростислав Мстиславович Смоленский
  • Мстислав Изяславович Владимиро–Волынский

Кто был первым русским царем на Руси?

Иван IV Васильевич по прозвищу «Грозный» первый царь Государства

Все мы изучали историю за школьной скамьей. Но не все мы помним, кто первый царь на Руси. Этот громкий титул в 1547 году стал принадлежать Ивану IV Васильевичу. За нелегкость своего характера, за крутость нрава и жестокость ему было дано прозвище «Грозный». До него всех, кто правил Русью, называли князьями. А Иван Грозный - 1-ый царь Государства.

Первый царь венчался на царство в 1547 г.

Биография

Год появления на свет Ивана - 1530. Его отцом был князь Москвы Василий III, а матерью - Елена Глинская. Очень рано Иван стал сиротой. Он - единственный наследник престола, у него был брат Юрий, но так как он умственно отсталый, возглавить княжество не мог. Править землями на Руси стал Иван Грозный. Это был 1533 год. Фактически правительницей считали его маму, так как сын был еще маленький. Но через пять лет не стало и ее. Став сиротой в возрасте восьми лет, Иван жил с опекунами, которыми были бояре Бельские и Шуйские. Их интересовала только власть. Он вырос, каждый день видя лицемерие и подлость. Стал недоверчивым, ожидая везде и во всем подвох и предательство.

Положительные итоги правления

1547 год стал тем временем, когда Грозным было объявлено намерение венчаться на царствование. Титул царя он получила 16 января. Местом, где было проведено венчание - Успенский собор Кремля. При царствовании Ивана Васильевича отмечено значительное усиление влияния православной церкви. Отмечалось и улучшение жизни духовенства.

Через девять лет после начала царствования на Руси, Иваном вместе с Избранной Радой было разработано «Уложение о службе». Благодаря этому документу, увеличилась численность русской армии. В этом документе говорилось о том, что за каждым феодалом стоит обязанность в выставлении со своей земли определенного количества солдат, имеющих при себе и коней и вооружение. Если помещиком было поставлено воинов больше, чем необходимо, то поощрение для него было денежное вознаграждение. Но в случае, если феодал, по каким бы то причинам не предоставлял то количество солдат, которое необходимо согласно документу, то ему приходилось выплачивать штраф. Благодаря этому документу улучшилась боеспособность армии. Это немаловажно, так как Иван Грозный вел активную внешнюю политику.

Отрицательные стороны правления

Страшный деспот на троне!

Так называли царя за жестокость, пытки, расправы над неугодными людьми его правлению и воли.

Список правителей Руси после царствования Ивана Грозного

  • Симеон Бекбулатович номинально Великий князь всей Руси Фёдор I Иванович
  • Ирина Фёдоровна Годунова
  • Борис Фёдорович Годунов
  • Фёдор II Борисович Годунов
  • Лжедмитрий I (предположительно, Григорий Отрепьев)
  • Василий IV Иванович Шуйский
  • Мстиславский Фёдор Иванович
  • Дмитрий Тимофеевич Трубецкой
  • Иван Мартынович Заруцкий
  • Прокопий Петрович Ляпунов
  • Дмитрий Михайлович Пожарский
  • Кузьма Минин

Первый русский царь из рода (семьи) династии Романовых

За династией Рюриковичей последовала династия Романовых. Как и в первой, так и в этой династии было много ярких представителей правительства. Одним из них был первый представитель Михаил Романов.

Биография Михаила Федоровича Романова

В 1613 году его избрали русским царем. Его мамой была Ксения Шестова, а папа - Федор Романов. После того, как Москва была освобождена Мининым и Пожарским. будущий царь и его мама стали жить в Ипатьевском монастыре.

Поляки, когда узнали о том, что избрали царя, хотели всячески помешать. Так, это дело стояло за небольшим отрядом, двинувшимся в сторону монастыря с целью устранения Михаила. Но Иван Сусанин проявил мужество и отряд поляков погиб, не найдя верной дороги. А Ивана они изрубили.

Положительные итоги правления

Хозяйство русских земель, находившихся в упадке после тех неудач, которые произошли в 7 веке, постепенно восстанавливалось. 1617 год стал годом заключения мирного договора с Швецией.

Далее следует возврат Новгородской области, которая была захвачена годами ранее. После того, как был подписан договор в 1618 году с Польшей, польским войскам пришлось уйти с русских земель полностью. Однако территории Смоленской, Черниговской и Смоленской областей стали утраченными.

Королевичем Владиславом не признавалась законность прав Михаила Романова. Он убежденно говорил, что именно он и есть русский царь.

Этот период известен и дружескими отношениями с персами. За счет того, что была покорена Сибирь, наметилось расширение русских территорий.

Посадские люди стали облагаться большими налогами. Также можно отметить попытку формирования регулярной армии. Во главе встали иностранцы. Последние годы правления Михаила Романова ознаменованы формированием драгунских полков, как одной из армейских единиц быстрого развертывания.

Список царей России после первого царя династии Романовых

В каком соборе проходила коронация русских царей?

Успенский собор в Кремле считают одним из древнейших храмов. Он находится на Соборной площади Кремля.

Со времен Руси Успенский собор - место, в котором проводились важнейшие государственные церемонии. Одной из таких церемоний, проходивших там, является коронация царей России.

Последний русский царь в истории России

Биография

Последним императором был Николай II, его отцом был Александр Третий. Николай отличался великолепным образованием, обучался разным иностранным языкам, изучал юриспруденцию, военное дело, экономику, историю и литературу. Так как его отец рано умер, ему пришлось еще в молодом возрасте взять в руки бразды правления.

Коронация Николая состоялась в Успенском соборе 26.05.1896 года. Эта дата ознаменована и плохими событиями. Этим ужасным событием были «Ходынки». В результате их погибло огромное количество людей.

Положительные итоги правления

Период правления Николая отличается множеством положительных событий. Наблюдался подъем экономики. Шло существенное усиление аграрного сектора. В этот период Россия была экспортером сельхозпродукции в Европе.

Также было отмечено введение золотой устойчивой валюты. Развитие индустрии было весьма интенсивным. Постройка предприятий, рост больших городов, стройка железных дорог - это все положительное влияние правления Николая Второго.

Введение нормированного дня для рабочих, обеспечение страховкой, проведение отличных реформ, касательно армии и флота оказали хорошее влияние на развитие государства в целом. Императором Николаем полностью поддерживалось развитие наук и культуры. Но, несмотря на то, что было столько положительного, что жизнь народа улучшалась, - волнения в народе не прекращались.

И в январе 1905 года Россия переживает революцию. Этому событию послужило событие, известное всем под названием «Кровавое воскресенье». 17.09.1905 года идет речь о принятии манифеста, в котором защищалась гражданская свобода. Было формирование парламента, включавшего в себя Госдуму и Государственный совет.

Отрицательные итоги правления и конец династии Романовых

После июньского переворота, который изменил правила выбора в Госдуму. Каждая неудача, которая случалась в войне, подрывала престиж Николая. С началом восстания в марте этого же года в Петрограде, народное восстание обрело грандиозные масштабы. Не желая, чтобы кровопролитие достигло еще больших масштабов, Николай отрекается от престола.

9 марта временным правительством наблюдается арест всей семьи Романовых. Затем они отправляются в царское село. В Екатеринбурге 17 июля Романовых в подвальном помещении приговаривают к смерти, и происходит расстрел. На этом завершается правление династии Романовых.



Прожил жизнь великую и трагическую. Его имя известно всем, но настоящие события зачастую скрыты или извращены недоброжелателями и не очень честными историками. Имя первого русского царя - Иван IV Васильевич (Грозный).

Высшим титулом правителя на Руси с древности считался «князь». После того как произошло объединение русских княжеств под властью Киева высшим званием правителя стал титул «великий князь».


Титул «царь» носил византийский император в Константинополе. В 1453 году Константинополь пал под ударами турок, а незадолго до этого греческое православие заключило Флорентийскую унию с католическим Римом. В связи с этим последний греческий митрополит был изгнан с Московской кафедры, которая провозгласила себя независимой от Византии. Новых митрополитов выбирали из природных русаков.

Московская Русь, в отличие от Византии, усилиями великих князей, в том числе отцом Ивана IV, а затем и им самим, объединялась, расширялась и укреплялась. Великие московские князья стали называть себя «государями всея Руси» и постепенно приучать иностранных дипломатов и своих подданных к мысли, что их государство - не задворки, а центр истинного христианского мира, не подверженного вероотступническим униям. Появляется и укрепляется в сознании мысль о Москве как о третьем Риме, который является наследником не униатской Византии, как в политике, так и в вере, об особом предназначении Руси.

Кроме всего вышеназванного, титул «великий князь» в Европе воспринимался как «принц» или «герцог» и, соответственно, как вассал или подчиненный императора.

Титул «царь» ставил «государя всея Руси» на один уровень с единственным в то время императором – императором Римской империи, которому номинально подчинялись все европейские короли.

Венчали на царство Ивана IV в 1547 году, в возрасте 17 лет. Правившая страной в то время боярская верхушка надеялась, что царь останется марионеткой в их руках и официальной вывеской государства.

Официальное признание Европой царского титула за московским государем произошло в 1561 году, когда восточный патриарх Иоасаф подтвердил его своей грамотой. Отдельные государства, например, Англия и Швеция, признали титул русского царя раньше патриарха.

Правда и клевета

События жизни первого венчанного русского царя многие сотни лет подвергались откровенно клеветническим инсинуациям со стороны врагов, предателей и тех, кто писал официальную историю. Одним из их основных постулатов является то, что «все начинания царя закончились провалом». Однако среди значительных реформ Ивана IV бесспорными, и получившими дальнейшее развитие, являются:

Вопреки устоявшемуся мнению, Иван Грозный после себя оставил более развитую страну, чем получил в наследство. Разорению страна обязана очередной боярской смуте, которая произошла после смерти царя.

Большую часть «знаний» об истории люди получают из школьных учебников, художественных фильмов, книг и СМИ, которые без зазрения совести повторяют устоявшиеся мифы. Вот некоторые из них об Иване Грозном:

далеко не однозначен, как и время, в которое он жил. Власть – это бремя, которое необходимо нести, и чем лучше это будет получаться, тем больше будет противодействий. Так происходило и с Иваном IV, когда он «модернизировал» страну. Так происходит и с его наследием на протяжении столетий, когда его дела обливают грязью.

Царская власть окончательно оформилась в России в середине XVI века, когда в 1547 году Великий князь всея Руси Иоанн Васильевич Грозный первым официально принял титул царя. На первого русского царя торжественно возложили шапку Мономаха, знак царской власти, надели золотую цепь и вручили тяжелое золотое яблоко, которое олицетворяло собой российскую державу. Так Россия получила своего первого царя. Он был из династии Великого князя Рюрика. Царская власть передавалась по наследству старшему сыну.

У Ивана Грозного было три сына. Старший Иван, любимец отца, средний Федор — слабый и болезненный юноша и младший Дмитрий, совсем еще маленький мальчик. Престол должен был наследовать Иван, но в царской семье случилась трагедия. В ноябре 1581 года царь Иван Грозный поссорился со своим старшим сыном и в порыве гнева избил его. От страшного нервного потрясения и сильных побоев царевич Иван заболел и скоро умер. После этой трагедии царь Иван Грозный прожил тоже недолго и скончался в марте 1584 года, а в мае Москва торжественно праздновала коронацию нового царя. Им стал средний сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович. Самостоятельно управлять Россией он не мог, поэтому все вопросы решал брат его жены Борис Годунов, который и стал царем после смерти Федора Иоанновича в 1598 году. Борис Годунов оставил трон своему сыну Федору Годунову, которому пришлось поцарствовать совсем недолго. В 1605 году он вступил на престол и в том же году был убит сторонниками Лжедмитрия, который выдавал себя за младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия, погибшего в Угличе еще в раннем детстве. Лжедмитрию удалось захватить московский престол, но долго он на нем не удержался. Не прошло и года, как он тоже был убит заговорщиками, во главе которых стоял князь Василий Иванович Шуйский. С 1606 года он и стал очередным русским царем и правил до 1610 года, пока его вместе с женой постригли в монахи и заточили в Иосифо-Во-локоламский монастырь.

После низложения царя Василия в России в течение трех лет продолжался период междуцарствия. Бояре думали и гадали, кому бы предложить царскую корону, перебирали одного кандидата за другим, и так продолжалось до 1613 года, когда царем стал Михаил Романов. Это был первый русский царь из династии Романовых, представители которой правили в России вплоть до 1917 года, когда последний царь из этой же династии Николай II отрекся от престола и был расстрелян.

Михаил Романов был сыном патриарха Филарета и Ксении Ивановны Шестовой, постриженных в монастырь в 1601 году по приказу Бориса Годунова. После смерти Михаила Федоровича в 1645 году царем стал его сын Алексей Михайлович. У него было много детей, среди которых в дальнейшем и разгорелась борьба за царский престол. Сначала, после смерти отца Алексея Михайловича, царем был его сын Федор Алексеевич, а когда тот умер в 1682 году на престоле оказалось сразу два царя 16-летний Иоанн V Алексеевич и его брат, десятилетний Петр. У них были разные матери. По малолетству детей, к тому же старший Иван, как пишут историки, был слабоумный, Россией управляла их старшая сестра Софья, родная сестра Иоанна. В 1696 году после смерти брата Ивана Петр I стал царствовать единолично, заточив Софью в монастырь.

Впоследствии Петр I принял титул императора.

Первым из великих князей, которые правили в объединившейся уже Руси, стал называть себя царем Иван III Васильевич из династии Великого князя варяга Рюрика. Он также первым начал писаться в различных правительственных актах не Иваном, а Иоанном, как было принято церковными книжными правилами: «Иоанн, Божиею милостью государь всея Руси», и присваивает себе титул самодержца — так по-славянски звучал титул византийского императора. К тому времени Византию захватила Турция, императорский дом пал, и Иван III стал считать себя преемником византийского императора. Он женится на племяннице последнего византийского императора Константина Палеолога Софье Палеолог, которая считалась наследницей павшего императорского дома. Выйдя замуж за великого князя Иоанна III, она как бы разделила с ним свои права наследства.

С появлением царевны Софьи в Кремле меняется весь распорядок жизни великокняжского двора и даже облик Москвы. С приездом своей невесты Ивану Ш тоже перестала нравиться та обстановка, в которой жили его предки и, приехавшие вместе с Софьей византийские мастера и художники начали строить и расписывать церкви, сооружать каменные палаты. Правда, наши предки считали, что жить в каменных домах вредно, поэтому они сами продолжали жить в деревянных, а в каменных хоромах устраивали только пышные приемы.

Москва и по облику своему стала напоминать бывший Цареград, как называли Константинополь, столицу Византии, который тоже теперь стал турецким городом. По византийским правилам была теперь расписана и придворная жизнь, вплоть до того, когда и как выходить царю с царицей, кто их должен встречать первым и где в это время должны стоять остальные и т.д. Изменилась даже походка великого князя с тех пор, как он стал называть себя царем. Она стала более торжественной, неторопливой и величавой.

Но одно дело называть себя царем, а другое — быть им на самом деле. До середины XV века в Древней Руси царями называли, кроме византийских императоров, также ханов Золотой орды. Великие князья несколько веков находились в подчинении у татарских ханов и вынуждены были платить им дань, поэтому великий князь мог стать царем только после того, как перестанет быть данником хана. Но и в этом отношении ситуация изменилась. Татарское иго было свергнуто, и великий князь окончательно пресек попытки требовать дань от русских князей.

К концу XV века на печатях, которыми Иван III скреплял политические договоры и другие важные политические документы, появляется византийский императорский герб - двуглавый орел.

Но первым официально венчанным на царство царем стал все-таки не Иван III. Прошло еще некоторое время, когда великие князья, правившие Русью, стали называться официально царями и передавать этот титул по наследству.

Первым русским царем, которого официально стали так называть во всем мире, стал внук Ивана III, Иван IV Васильевич Грозный в 1547 году.

Царь — основной титул монархов Царства Русского с 1547 года по 1721 год. Первым царем был Иван IV Грозный, а последним Пётр I Великий

Неформально этот титул спорадически употреблялся правителями Руси начиная с XI века и систематически со времён Ивана III . Наследовавший Ивану III Василий III довольствовался старым титулом «великий князь». Его сын Иван IV Грозный по достижении совершеннолетия короновался как Царь Всея Руси утвердив таким образом в глазах подданных свой престиж как суверенного правителя и наследника византийских императоров. В 1721 году Пётр Великий принял в качестве основного титул император, неофициально и полуофициально титул «царь» продолжал употребляться до свержения монархии в феврале-марте 1917. Кроме того, титул входил в официальную полную титулатуру в качестве титула владетеля бывших Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, а затем Польши.

Источники: wikii.ru, otvetina.narod.ru, otvet.mail.ru, rusich.moy.su, knowledge.allbest.ru

На семнадцатом году жизни, 13 декабря 1546 года, Иван объявил митрополиту, что хочет жениться. На другой день митрополит отслужил молебен в Успенском соборе, пригласил к себе всех бояр, даже опальных, и со всеми отправился к великому князю. Иван сказал Макарию: «Сперва думал я жениться в иностранных государствах у какого-нибудь короля или царя; Но потом я эту мысль оставил, не хочу жениться в чужих государствах, потому что я после отца своего и матери остался мал; если приведу себе жену из чужой земли и в нравах мы не сойдемся, то между нами дурное житье будет; поэтому я хочу жениться в своем государстве, у кого Бог благословит по твоему благословлению». Митрополит и бояре, говорит летописец; заплакали от радости, видя, что государь так молод, а между тем ни с кем не советуется.

Но молодой Иван тут же удивил их еще другою речью. «По благословлению отца митрополита и с вашего боярского совета хочу прежде своей женитьбы поискать прародительских чинов, как наши прародители цари и великие князья, и сродник наш Владимир Всеволодович Мономах на царствие и на великое княжение садились; и я так же этот чин хочу исполнить и на царство, на великое княжение сесть». Бояре обрадовались, хотя - как видно из «писем Курбского - некоторые и не очень обрадовались тому, что шестнадцатилетний великий князь пожелал принять титул, который не решались принять ни отец, ни дед его, - титул царя. 16 января 1547 года совершено было царское венчание, подобное венчанию Дмитрия-внука при Иване III. В невесты царю выбрали Анастасию, дочь умершего окольничего Романа Юрьевича Захарьина-Кошкина. Современники, изображая свойства Анастасии, приписывают ей все женские добродетели, для которых только находили они имена в русском языке: целомудрие, смирение, набожность, чувствительность, благость, не говоря уже о красоте, соединенные с основательным умом.

НАЧАЛО БЫЛО БЛАГИМ

Совершеннолетие Ивана IV было ознаменовано важным событием. Глава государства принял титул царя.

Люди средневековья представляли мировую политическую систему в виде строгой иерархии. Согласно византийской доктрине центром вселенной была Византия, воспринявшая наследие Римской империи. Русь познакомилась с византийской доктриной еще при киевских князьях. Помнили ее и в московские времена. В XIV в. московских великих князей титуловали иногда стольниками византийского «царя». Конечно, чин этот лишен был в то время какого бы то ни было политического смысла.

Страшный татарский погром и установление власти Золотой Орды включили Русь в новую для нее политическую систему - империю великих монгольских ханов, владевших половиной мира. Русские князья, получавшие теперь родительский стол из рук золотоордынских ханов, перенесли титул «царя» на татарских владык.

Московские князья давно именовали себя «великими князьями всея Русии», но только Ивану III удалось окончательно сбросить татарское иго и из князя-подручника стать абсолютно самостоятельным сувереном. Когда государь короновал шапкой Мономаха внука Дмитрия и даровал сыну Василию титул великого князя Новгородского, в Москве появилось сразу три великих князя. Чтобы подчеркнуть свое старшинство, Иван III стал именовать себя «самодержцем». Название было простым переводом титула «автохтон», который носил старший из византийских императоров.

Падение Золотой Орды и крушение Византийской империи в 1453 г. положили конец как вполне реальной зависимости Руси от татар, так и старым представлениям русских относительно высшей власти греческих «царей». Ситуация в Восточной Европе претерпела радикальные перемены после того, как вместо слабой, раздробленной, зависевшей от татар Руси появилось единое Российское государство. Русское политическое сознание отразило происшедшие перемены в новых доктринах, самой известной из которых стала теория «Москва - третий Рим». Согласно этой теории, московские князья выступали прямыми преемниками властителей «второго Рима» -Византийской империи.

Уже дед Грозного именовал себя «царем всея Руси». Правда, он воздержался от официального принятия этого титула, не рассчитывая на то, что соседние государства признают его за ним (Иван III употреблял его только в сношениях с Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями).

О коронации 16-летнего внука Ивана III бояре не сразу известили иностранные государства. Лишь через два года польские послы в Москве узнали, что Иван IV «царем и венчался» по примеру прародителя своего Мономаха и то имя он «не чужое взял». Выслушав это чрезвычайно важное заявление, послы немедленно потребовали представления им письменных доказательств. Но хитроумные бояре отказали, боясь, что поляки, получив письменный ответ, смогут обдумать возражения, и тогда спорить с ними будет тяжело. Отправленные в Польшу гонцы постарались объяснить смысл московских перемен так, чтобы не вызвать неудовольствия польского двора. Ныне, говорили они, землею Русскою владеет государь наш один, потому-то митрополит и венчал его на царство Мономаховым венцом. В глазах московитов коронация, таким образом, символизировала начало самодержавного правления Ивана на четырнадцатом году его княжения.

Ивана короновали 16 января 1547 г. После торжественного богослужения в Успенском соборе в Кремле митрополит Макарий возложил на его голову шапку Мономаха - символ царской власти. Первые московские князья в своих завещаниях неизменно благословляли наследников «шапкой золотой» - короной своей московской вотчины. Великокняжеская корона в их духовных не фигурировала. Ею распоряжалась всесильная Орда. Когда Русь покончила с тяжким татарским игом, повелители могущественной державы продолжали украшать свою голову прадедовской «золотой шапкой», но теперь они именовали ее шапкой Мономаха. Любознательный австриец Герберштейн видел шапку на Василии III. Она была расшита жемчугом и нарядно убрана золотыми бляшками, дрожавшими при любом движении великого князя. Как видно, шапка была скроена по татарскому образцу. Но после падения Орды восточный покрой вышел из моды. По поводу происхождения шапки Мономаха сложена была такая легенда. Когда Мономах совершил победоносный поход на Царьград, его дед император Константин (на самом деле давно умерший) отдал внуку порфиру со своей головы, чтобы купить у него мир. От Мономаха императорские регалии перешли к московским государям.

Официальные летописи изображали дело так, будто 16-летний юноша по собственному почину решил короноваться шапкой Мономаха и принять царский титул. Митрополит и бояре, узнав о намерении государя, заплакали от радости, и все было решено. В действительности инициатива коронации принадлежала не Ивану, а тем людям, которые правили его именем.

Затеяв коронацию, родня царя добилась для себя крупных выгод. Бабка царя Анна с детьми получила обширные земельные владения на правах удельного княжества. Князь Михаил был объявлен ко дню коронации конюшим, а его брат князь Юрий стал боярином.

Едва ли можно согласиться с мнением, что коронация Ивана IV и предшествовавшие ей казни положили конец боярскому правлению. В действительности произошла всего лишь смена боярских группировок у кормила власти. Наступил кратковременный период господства Глинских.

В глазах самого царя перемена титула была важной жизненной вехой. Вспоминая те дни, царь писал, что он сам взялся строить свое царство и «по Божьей милости начало было благим». Увенчанный царским титулом, Иван IV явился перед своими подданными в роли преемника римских кесарей и помазанника Божьего на земле.

БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ, ЦАРЬ

Святейший император Максималиан, вследствие многих побуждений, особенно по настоянию послов Московскаго государя, дал ему следующий титул: «Светлейшему и могущественному государю, царю Иоанну Васильевичу, повелителю всей Руси, великому князю Владимирскому, Московскому, Новгородскому, государю Псковскому, Смоленскому и Тверскому, царю Казанскому и Астраханскому, единственному другу и брату нашему».

А вот следующий титул он сам обыкновенно употребляет в своих грамотах, посылаемых к иностранным государям; этот титул все его подданные должны держать в памяти самым тщательным образом, как ежедневныя молитвы: «Божиею милостию, государь, царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси, Владимирский, Московский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, государь Псковский, великий князь Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский, Булгарский, Новгорода Нижняго, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондинский и всей земли Сибирской и северной, от начала наследственный государь Ливонии и многих других стран». К этому титулу он часто прибавляет название монарха, что на русском языке, который в сложениях очень счастлив, весьма удачно переводится словом Samoderzetz, так сказать, который один держит управление. Девизом великаго князя Иоанна Васильевича было: «Я никому не подвластен, как только Христу, Сыну Божию».

ЛЕСТНИЦА С ЗОЛОТЫМИ СТУПЕНЯМИ

В отличие от Византии, на Руси было установлено правило, согласно которому помазанником Божиим становится именно представитель исключительного рода, само происхождение которого связано с тайными судьбами всего мира (Рюриковичи воспринимались как последняя и единственно законная монархическая династия, родоначальник которой, Август, жил во времена боговоплощения и правил в ту эпоху, когда «Господь в римскую власть написася», то есть был внесен в перепись населения как римский подданный). С этого времени начинается история неуничтожимого Ромейского царства, которое несколько раз меняло место своего пребывания, последним его вместилищем накануне Страшного Суда становится Московская Русь. Именно государям этого царства предстоит стать теми, кто духовно подготовит свой народ к «последним временам», когда люди Руси, Нового Израиля, смогут стать гражданами Небесного Иерусалима. Об этом свидетельствует, в частности, важнейший памятник исторического повествования эпохи Грозного, «Степенная книга», в которой особо подчеркивалась душеспасительная миссия Московского царства и его правителей: история рода Рюриковичей уподоблялась там лестнице с золотыми ступенями («златыми степенми»), ведущей на небо, «по ней же невозбранен к Богу восход утвердиша себе же и сущим по них».

Поэтому царь Иван говорил в 1577 г.: «Бог же дает власть, ему ж хощет». Здесь имелась в виду широко распространенная в древнерусской письменности реминисценция из книги пророка Даниила, предупредившего царя Вальтасара о неизбежном возмездии. Но Грозный приводил эти слова для обоснования идеи наследственных прав московских государей, в чем убеждает контекст Второго послания Ивана IV А.М.Курбскому. Царь обвиняет протоиерея Сильвестра и прочих «врагов» трона в попытке узурпации власти и отмечает, что только прирожденные правители могут обладать всей полнотой Богом дарованного «самодержавства».

ГРОЗНЫЙ О ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ

Как же ты не смог этого понять, что властитель не должен ни зверствовать, ни бессловесно смиряться? Апостол сказал: «К одним будьте милостивы, отличая их, других же страхом спасайте, исторгая из огня». Видишь ли, что апостол повелевает спасать страхом? Даже во времена благочестивейших царей можно встретить много случаев жесточайших наказаний. Неужели ты, по своему безумному разуму, полагаешь, что царь всегда должен действовать одинаково, независимо от времени и обстоятельств? Неужели не следует казнить разбойников и воров? А ведь лукавые замыслы этих преступников еще опаснее! Тогда все царства распадутся от беспорядка и междоусобных браней. Что же должен делать правитель, как не разбирать несогласия своих подданных? <...>

Разве же это «супротив разума» - сообразоваться с обстоятельствами и временем? Вспомни величайшего из царей, Константина: как он, ради царства, сына своего, им же рожденного, убил! И князь Федор Ростиславич, прародитель ваш, сколько крови пролил в Смоленске во время Пасхи! А ведь они причислены к святым. <...> Ибо всегда царям следует быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же - милосердие и кротость, злым же - жестокость и муки, если же нет этого, то он не царь. Царь страшен не для дел благих, а для зла. Хочешь не бояться власти, так делай добро; а если делаешь зло - бойся, ибо царь не напрасно меч носит - для устрашения злодеев и ободрения добродетельных. Если же ты добр и праведен, то почему, видя, как в царском совете разгорелся огонь, не погасил его, но еще сильнее разжег? Где тебе следовало разумным советом уничтожить злодейский замысел, там ты еще больше посеял плевел. И сбылось на тебе пророческое слово: «Вы все разожгли огонь и ходите в пламени огня вашего, который вы сами на себя разожгли». Разве ты не сходен с Иудой-предателем? Так же как он ради денег разъярился на владыку всех и отдал его на убиение, находясь среди его учеников, а веселясь с иудеями, так и ты, живя с нами, ел наш хлеб и нам служить обещался, а в душе копил злобу на нас. Так-то ты соблюл крестное целование желать нам добра во всем без всякой хитрости? Что же может быть подлее твоего коварного умысла? Как говорил премудрый: «Нет головы злее головы змеиной», также и нет злобы злее твоей. <...>

Неужели же ты видишь благочестивую красоту там, где царство находится в руках попа-невежды и злодеев-изменников, а царь им повинуется? А это, по-твоему, «сопротивно разуму и прокаженная совесть», когда невежда вынужден молчать, злодеи отражены и царствует богом поставленный царь? Нигде ты не найдешь, чтобы не разорилось царство, руководимое попами. Тебе чего захотелось - того, что случилось с греками, погубившими царство и предавшимися туркам? Это ты нам советуешь? Так пусть эта погибель падет на твою голову! <...>

Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба? И неужели это тьма - когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания? Зачем же и самодержцем называется, если сам не управляет? <...>

400 лет назад династия Романовых взошла на российский престол. На фоне этой памятной даты разгораются дискуссии о том, как царская власть повлияла на наше прошлое и есть ли ей место в нашем будущем. Но чтобы в этих дискуссиях был смысл, нужно понимать, как у правителей России появился царский титул и какую роль в этом сыграла Церковь.

Царский титул - это не только словесное выражение очень высокой степени власти, но еще и сложная философия. Для России эту философию создала в основном Русская Церковь. Ей, в свою очередь, досталось богатое наследие греческих церквей, чья судьба протекала на землях Византийской империи. Царское звание было официально закреплено за московскими правителями в XVI веке. Но никто, ни один человек не думал в ту пору: «Мы создали царскую власть». Нет-нет, и сами государи наши, и их вельможи, и церковные иерархи придерживались совершенно иного образа мыслей: «Царская власть перешла к нам из Константинополя. Мы - наследники».

Символы царской власти: шапка Мономаха и держава

Древние пророчества

Во второй половине XV века произошли события, ошеломительные и для Русской Церкви, и для всех «книжных» людей нашего отечества, и для политической элиты Руси.

Во-первых, благочестивые греки «оскоромились»! Они договорились с папским престолом об унии в обмен на военную помощь против турок. Митрополит Исидор - пришедший на Московскую кафедру грек, активный сторонник унии - попытался переменить религиозную жизнь Руси, очутился под арестом, а потом едва унес ноги из страны.

Во-вторых, Русская Церковь стала автокефальной, то есть независимой от Византии. Митрополитов-греков сюда больше не звали, начали ставить глав Русской Церкви соборно, из своих архиереев.

В-третьих, в 1453 году пал Константинополь, казавшийся незыблемым центром Право-слав-ной цивилизации.

И все это - на протяжении каких-то полутора десятилетий. А затем, до начала XVI столетия, государь Иван III превратил крошево удельной Руси в Московское государство - огромное, сильное, небывалое по своему устройству. В 1480 году страна окончательно освободилась от притязаний Орды на власть над ней.

После падения Константинополя в Москве, пусть и не сразу, вспомнили таинственные предсказания, издавна приписывавшиеся двум великим людям - Мефодию, епископу Патарскому, а также византийскому императору Льву VI Премудрому, философу и законодателю. Первый погиб мученической смертью в IV веке, второй царствовал в конце IX - начале X столетия. Традиция вкладывала им в уста мрачные пророчества. Христианство, «благочестивый Израиль», незадолго до прихода Антихриста потерпит поражение в борьбе с «родом Измаиловым». Племена измаильтян возобладают и захватят землю христиан. Тогда воцарится беззаконие. Однако потом явится некий благочестивый царь, который победит измаильтян, и вера Христова вновь воссияет.
С особым вниманием наши книжники вглядывались в слова, где будущее торжество приписывалось не кому-то, а «роду русему».

После 1453 года московские церковные интеллектуалы постепенно приходят к выводу: Константинополь пал - свершилась часть древних пророчеств; но и вторая часть свершится: «Русский род с союзниками (причастниками)… всего Измаила победит и седьмохолмый [град] примет с прежними законами его и в нем воцарится». А значит, когда-нибудь Москва придет со своими православными полками на турок, разобьет их, освободит от «измаильтян» Константинополь.

Из медленного, но неотвратимого осознания какой-то высокой роли Москвы в искалеченном, истекающем кровью мире восточного христианства, из очарования волнующими откровениями тысячелетней давности родился целый «веер» идей, объясняющих смысл существования новорожденной державы и ее стольного града. Не напрасно - размышляли в ту пору - милая лесная дикарка Москва оказалась в роли державной владычицы! Не напрасно вышла она из-под иноверного ига как раз в тот момент, когда прочие народы православные в него угодили!

Предания о роде московских государей

Когда Москва оказалась столицей объединенной Руси, ее государи стали смотреть и на главный город своей державы, и на самих себя совершенно иначе. Иван III величал себя «государем всея Руси», чего прежде не водилось на раздробленных русских землях. При нем введены были в дворцовый обиход пышные византийские ритуалы: вместе с Софией Палеолог в Московское государство приехали знатные люди, помнившие закатное ромейское великолепие и научившие ему подданных Ивана III. Великий князь завел печать с коронованным двуглавым орлом и всадником, поражающим змея.

На рубеже XV и XVI столетий появилось «Сказание о князьях Владимирских» - похвала и оправдание единовластному правлению великих князей московских. «Сказание» вошло в русские летописи и получило в Московском государстве большую популярность. В нем история Московского княжеского дома связана с римским императором Августом: некий легендарный родственник Августа, Прус, был послан править северными землями Империи - на берега Вислы. Позднее потомок Пруса, Рюрик, был приглашен новгородцами на княжение, а от него уже пошел правящий род князей земли Русской. Следовательно, московские Рюриковичи, те же Иван III и его сын Василий III, являются отдаленными потомками римских императоров, и власть их освящена древней традицией престолонаследия.

Простота сущая? Да. Неправдоподобно? Да. Но ровно та же простота, ровно то же неправдоподобие, каким поклонились и многие династии Европы. Скандинавы свои рода королевские выводили от языческих богов! По сравнению с ними наш российский Прус - образец скромности и здравомыслия. По тем временам родство от Августа - идеологически сильная конструкция. Пусть и нагло, вызывающе сказочная.



Далее, как утверждает «Сказание», византийский император Константин IX прислал великому князю киевскому Владимиру Мономаху царские регалии: диадему, венец, золотую цепь, сердоликовую шкатулку (чашу?) самого императора Августа, «крест Животворящего Древа» и «порамницу царскую» (бармы). Отсюда делался вывод: «Таковому дарованию не от человек, а Божиим неизреченным судьбам претворяюще и переводяще славу Греческого царства на Российскаго царя. Венчан же бысть тогда в Киеве тем царским венцем во святей великой соборной и апостольской церкви от святейшаго Неофита, митрополита Эфесскаго… И оттоле боговенчанный царь нарицашеся в Российском царствии». В годы, когда Киевская Русь пребывала под рукой князя Владимира, Византией правил Алексей I Комнин, а Константин Мономах скончался еще в середине XI века. Да и не носили князья наши царского титула в домонгольское время. Поэтому вся легенда о византийском даре ныне ставится под сомнение.

Сейчас, конечно, невозможно с точностью определить, какие именно регалии получил Владимир Мономах, да случилось ли это на самом деле. И не настолько это важно.

Важнее другое: московский историософ XVI века перебрасывал «мостик царственности» из XII столетия в современность. Тогда правитель Руси уже имел царское звание? Превосходно! Следовательно, нынешним государям России уместно возобновить царский титул. Идея царства, царской власти , медленно, но верно пускала корни в русской почве. Москва начала примерять венец царственного города задолго до того, как сделалась «Порфироносной» в действительности.

(На фото - Иван III. Гравюра А. Теве из книги «Космография». 1575 г. Печать Ивана III. 1504 г.)

Зеркала Москвы

Великокняжеские игры с генеалогией намного уступали по смелости, масштабности и глубине тому, что высказали церковные интеллектуалы. Государи обзавелись официальной исторической легендой о собственной династии. Им этого хватило.

Ученые монахи-иосифляне (последователи преподобного Иосифа Волоцкого) первыми начали понимать: Московская Русь - уже не задворки христианского мира. Отныне ей и воспринимать себя следует иначе.

Идеи мудрых книжников, живших при Иване Великом и его сыне Василии, напоминают зеркала. Молодая Москва, еще не осознавая вполне своей красы, своего величия, капризно смотрелась то в одно, то в другое, и всё никак не могла решить, где она выглядит лучше. В первом она выглядела как «Третий Рим», во втором как «Дом Пречистой», отмеченный особым покровительством Богородицы, в третьем - как «новый Иерусалим».

Самое знаменитое «зеркало», в которое смотрелась тогда Москва, родилось из нескольких строк.

В 1492 году пересчитывалась Пасхалия на новую, восьмую тысячу лет православного летоисчисления от Сотворения мира. В разъяснении митрополита Зосимы к этому важному делу говорилось о великом князе Иване III как о новом царе Константине, правящем в новом Константинове граде - Москве…

Вот первая искра.

Большое же пламя вспыхнуло в переписке старца псковского Елеазарова монастыря Филофея с государем Василием III и дьяком Мисюрем Мунехиным. Филофеем была высказана концепция Москвы как «Третьего Рима».

Филофей рассматривал Москву как центр мирового христианства, единственное место, где оно сохранилось в чистом, незамутненном виде. Два прежних его центра - Рим и Константинополь («Второй Рим») пали из-за вероотступничества. Филофей писал: «…все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя по пророческим книгам, то есть Ромейское царство, поскольку два рима пали, а третий стоит, а четвертому не быть».

Иначе говоря, «Ромейское царство» - неразрушимо, оно просто переместилось на восток и ныне Россия - новая Римская империя. Василия III Филофей именует царем «христиан всей поднебесной». В этой новой чистоте России предстоит возвыситься, когда государи ее «урядят» страну, установив правление справедливое, милосердное, основанное на христианских заповедях.

Но более всего Филофей беспокоится не о правах московских правителей на политическое первенство во вселенной христианства, а о сохранении веры в неиспорченном виде, в сбережении последнего средоточия истинного христианства. Его «неразрушимое Ромейское царство» - скорее духовная сущность, нежели государство в привычном значении слова. Роль московского государя в этом контексте - в первую очередь роль хранителя веры . Справятся ли они со столь тяжкой задачей? Филофей, таким образом, вовсе не поет торжественных гимнов молодой державе, он полон тревоги: такая ответственность свалилась на Москву!

Идея Москвы как Третьего Рима далеко не сразу получала широкое признание. Лишь с середины XVI века ее начинают воспринимать как нечто глубоко родственное московскому государственному строю.

Венчание на царство

В январе 1547 года Иван Васильевич венчался на царство.

Московские государи с XIV века носили титул «великих князей московских». Однако в дипломатической переписке еще при Иване III начали применять титул «царь», приравнивая его к императорскому. Таким образом, во всей Европе, по мнению наших монархов, с ними мог равняться лишь германский император, да еще, может быть, турецкий султан. Но одно дело - использовать столь высокий титул в дипломатическом этикете и совсем другое - официально принять его. Этот шаг стал серьезной реформой, поскольку поднимал московского государя выше всех его западных соседей.

Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. Миниатюра. XVI в.

Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. 1672 г.

Более того, «книжные люди» того времени понимали: на их глазах происходит перенос византийского политического наследия на Русь. В Москве появляется новый «удерживающий», чье место на протяжении века, после падения Константинополя, пустовало. Политика соединялась с христианской мистикой - «удерживающий», или «катехон», предотвращает окончательное падение мира в бездну, к полному развращению и отходу от Заповедей. Если нет его, значит, либо должен появиться новый, либо Страшный суд близится, а вместе с ним и конец старого мира. Таким образом, на плечи молодого человека свалился тяжкий груз.

За этим преобразованием видится и мудрость митрополита Макария, короновавшего молодого монарха, и острый ум князей Глинских - родни Ивана IV по матери.

Церемония венчания прошла с большой пышностью в кремлевском Успенском соборе. Через несколько дней государь выехал на богомолье в Троице-Сергиев монастырь.

Царский статус европейские страны признали не сразу. Да и подтверждение его от Константинопольского патриарха Иоасафа пришло лишь в 1561 году.

Мистика и политика

Помимо христианской мистики, помимо историософских идей, порожденных средой ученого монашества, были гораздо более прозаические обстоятельства, сделавшие необходимым принятие царского титула.

Прежде всего, страна с большим трудом выходила из смуты, вызванной малолетством правителя. Крупнейшие аристократические «партии» безраздельно властвовали на протяжении многих лет, борясь друг с другом, устраивая кровопролитные междоусобные стычки. Закон и порядок пришли в ничтожество. Ивана IV весьма мало подпускали к государственным делам. Да и сам он отличался беспутным характером: жестокие развлечения интересовали его больше, чем вопросы большой политики. Церковь и те из аристократов, кто хотел бы прекратить эпоху беззакония, избрали для этого идеальный способ. Во-первых, они подняли молодого правителя высоко над уровнем знати, возведя его на вершину царского звания. Во-вторых, женили его на представительнице древнего боярского рода Захарьиных-Юрьевых Анастасии: вот царю и верные союзники, и лекарство от беспутства!

Нельзя сказать, чтобы свадьба и венчание на царство моментально исправили характер Ивана IV. Но они способствовали этому. Государь до тех пор был юношей, живущим близ власти, - без твердого понимания, кто он есть по отношению к своей же аристократии, по каким образцам должна строиться его жизнь, что в ней будет играть роль непреложных законов, а чему уготована судьба маргиналий на полях биографии. Принятие царского титула и женитьба привели к тому, что он оказался встроенным в социальный механизм Русской цивилизации. Иван Васильевич фактически обрел настоящую полновесную роль на всю жизнь - роль главы собственной семьи, в перспективе же - светского главы всего православного мира.

Икона «Москва­ - Третий Рим». 2011 г.

печать Ивана Грозного. 1583 г.

Подобное возвышение налагает значительные ограничения на монарха - на его образ жизни и даже на его образ мыслей. В течение нескольких лет молодой государь приносил Церкви покаяние за прежние свои грехи и «врастал» в свою великую роль. В середине 1550-х Иван Васильевич выглядел как человек, идеально ей соответствующий.

Страна в ту пору управлялась сложно и пестро. Каждая область имела собственные административные и правовые обычаи. «Церковная область», рассыпанная по всей державе, управлялась по особым законам и правилам. Служилая знать получала в «кормление» доходы от городов и областей, где ее представители по очереди, на сравнительно короткий срок, занимали управленческие должности. Эти доходы распределялись неравномерно, - в зависимости от силы и слабости аристократических партий, способных продвинуть на кормление своих людей. Закон пошатнулся. Центральное управление не успевало за все нарастающим валом задач, возникавших на колоссальной территории. Ведь размеры страны увеличились в несколько раз по сравнению с территорией, которую получил Иван III!

Стране требовались реформы. И после венчания государя наступает период, благоприятный для реформаторства.

У кормила власти стоят все те же аристократические кланы, но среди них нет первенствующей партии. Иными словами, наступило примирение могущественнейших людей России, они договорились между собой о более или менее равномерном распределении власти. Государь уже не являлся мальчишкой, которым нетрудно помыкать, теперь он мог выполнять роль арбитра и влиять на политический курс в желательном для себя направлении.

Формальное примирение между монархом и его недоброжелателями происходит в 1549 году: царь публично снимает с них вину за прежние злоупотребления. На митрополичьей кафедре стоит человек государственного ума, великого милосердия и обширных знаний - святитель Макарий. Как видно, ему удавалось направлять неистовую энергию молодого царя в доброе русло и не давать ей выхлестываться бурно, разрушительно.

В 1550-х годах реформы идут одна за другой, страна выходит из них преображенной.

Однако этого могло бы и не произойти, если бы в 1547 году молодой властитель московский не принял царский венец. А венчание не могло бы произойти, если бы наша Церковь не подготовила духовную почву для него. Правда состоит в том, что русское «священство» выпестовало и поставило на ноги русское «царство».